Реферат по предмету "История"


Перестройка в СССР (апрель 1985 – август 1991)

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-экономическойи политической (колоссальный рост бюрократического аппарата, его плановость,произвол, коррупция) жизни страны привело руководство страны во главе с М.С. Горбачёвымк мнению о необходимости обновления, совершенствования социализма, которыйполучил название перестройки (1985–1991 гг.).
1. Основная часть1.1        Предпосылки перестройки Задачи перестройки
a)        Переход от плановой экономике к рыночной;
b)        Уменьшение вложений в ВПК и космос;
c)        Ускорение и реформация экономики на базе НТР и НТП.
Социально-экономическое и внутриполитическое положение в СоветскомСоюзе в середине 1980-х гг. было довольно неоднозначным, даже противоречивым. Содной стороны, СССР продолжал удерживать высокий статус из двух мировых«сверхдержав», обладал очень большим военно-техническим, промышленным, научным,кадровым, сырьевым потенциалом. Советская экономика по своей общей величинеявлялась второй в мире. На достаточно высоком уровне находилось промышленноепроизводство, некоторые отросли которого, например космическая и авиационная,военно-промышленный комплекс, цветная и отчасти черная металлургия, по прежнемузанимали лидирующие позиции.
С другой стороны, внутренне проблемы во многих важных сферах жизнисоветского общества постепенно, но неуклонно возрастали и к середине 1980-х гг.приобрели уже достаточно широкие масштабы. Наиболее отчетливо это наблюдалось вэкономической области. Темпы роста советской экономики не просто существеннозамедлились, но стали неуклонно падать. Еще хуже обстояли дела интенсификациейпромышленного и особенно сельскохозяйственного производства, ростом производительноститруда, внедрением передовых технологий. На низком уровне находилисьресурсосбережения. Все это в конечном счете закономерно вело к растущему технологическомуи общему экономическому отставанию СССР от наиболее развитых стран.
Постепенно накапливались и имевшиеся социальные проблемы ипротиворечия. К уже установившимся и ставшим, по сути дела, привычнымсложностям в жилищной, продовольственной, бытовой сферах в первой половине 1980-хгг. прибавились и реальное снижение жизненного уровня основной части населения,ёё увеличение дефицита промышленных и продовольственных товаров, скрытый ростцен. Процветавшая в оплате труда уравниловка способствовала дальнейшему падениюуровня производительности, общему небрежному отношению людей к выполнению своихпрофессиональных обязанностей. Снижался авторитет, престиж и социальная значимостьобразовательного и квалификационного уровня граждан, стимулы к их повышениюстановились, как правила, номинальными. Девальвировались привычные социальныеценности и ориентиры. Усиливались тенденции различных антисоциальных проявлений(тунеядства, пьянства, бытовой и уголовной преступности).
В общем и целом советская общественно-экономическая системаокончательно еще не исчерпала всего своего внутреннего потенциала, еще моглаопределенный период времени продолжать свое существование. Однако к середине1980-х гг. ее основные социально-политические институты, базовые отрослиэкономики фактически находились в стадии стагнации, а некоторые – и в явномпредкризисном состоянии. В отдельных сферах жизни советского общества отчетливообозначались и возрастали конкретные кризисные проявления.1.2      Начало перестройки Меры перестройки
a)        Антиолкагольная компания (потеря 37 млр руб.);
b)        Борьба с нетрудовыми доходами;
c)        Обновление хозяйственного руководства (хозяйственно эконом. свобода.);
d)        Закон о государственном предприятие.
Уже на следующий день после смерти К.У. Черненко, 11 марта1985 г. Состоялся внеочередной Пленум ЦК КПСС, на котором новымГенеральным секретарем ЦК партии был избран М.С. Горбачев. Спустя чутьбольше месяца, на апрельском Пленуме ЦК партии новый советский лидер заявил онеобходимости преобразований. Их основным направлением провозглашалось«ускорение социально-экономического развития страны», предусматривавшее довольномасштабное и быстро техническое переоснащение и общую технологическуюмодернизацию всей производственной сферы, качественное переоснащение всегонародно-хозяйственного комплекса страны. Серьезные изменения предусматривалисьв структурной и инвестиционной политике. Вместо требовавшего больших затратнового капитального строительства основные средства планировались перераспределятьна реконструкцию действовавших предприятий.
Помимо масштабного технического перевооружения и выхода на новыетехнологические уровни концепция «ускорения» предусматривала задействованиескрытого потенциала работников народного хозяйства путем так называемойактивизации человеческого фактора. Данный подход совмещал в себе как укреплениетрудовой дисциплины и повышение персональной ответственности, так и широкоевнедрение различных видов стимулирования, новых форм организации труда. Подъемуэкономики должно было способствовать и оздоровление социально-бытовойобстановки, прежде всего за счет резкого уменьшения пьянства. Однако такуюсерьезную и застарелую социальную проблему попытались решить исключительнопутем скоропалительных административно-запретительных мер. В мае 1985 г.Вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»,содержавшее конкретные направления разворачивавшейся массовой антиалкогольнойкампании.
В результате кадровых изменений в среде высшего советскогоруководства М.С. Горбачеву удалось уже к концу 1985 г. Обеспечитьпреобладание в нем своих сторонников. Вместо отправленных на пенсию противниковнового генсека, таких как Г.В. Романов, Н.А. Тихонов, В.В. Гришин,в состав Политбюро и Секретариата ЦК КПСС были введены активно поддерживавшиетогда Горбачев Е.К, Лигачев, Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов,В.А Медведев, Э.А. Шеварднадзе, Б.Н. Ельцин. Председателем СоветаМинистерства СССР в сентябре 1985 г. стал Рыжков. Менее чем за два годапочти на половину был обновлен весь состав ЦК КПСС, заменены две третисекретарей ЦК компартии союзных республик, крайкомов и обкомов партии.
2. Началоэкономических и политических реформ. Демократизация Советского общества
 
В общественно-политическом лексиконе появился и начал оченьактивно использоваться термин «перестройка». Во многом он носил общий идостаточно условный характер и обозначал необходимость частичных измененийпрежде всего в экономической и социальной сферах.Демократизация Советского общества
Неудача намеченных экономических преобразований побудилагорбачевское руководство несколько несколько изменить и расширить приоритетысвоей реформационной деятельности. Активизация реформ и существенномурасширению их социальной базы должны были способствовать не затрагивавшие основсоветского политического строя мероприятия по частичной демократизацииобщественной жизни. Пленум КПСС в январе 1987 г. утвердил обновленныйвнутриполитический курс на «демократизацию всех сторон жизни советскогообщества».
Задачи внутренней политики:
1.        Сделать СССР миролюбивым государством;
2.        Прекратить гонку вооружений и холодную войну;
3.        Осуществить демократизацию общества путем предоставления населениюреальных гражданских прав и свобод;
4.        Предать всем процессам гласность.
Задачи внешней политики
1.        Начало разоружения, прекращение холодной войны;
2.        1989вывод войск из Афганистана;
3.        Установка дипломатических отношений с Израилем, ЮАР, Южной Карелией.Перестройка экономики
Продолжавшееся осложнение ситуации в экономике, и особенно в финансовомсекторе, победило советское руководство пойти по пути углубления экономическихпреобразований. Экономисты и хозяйственники стали разрабатывать новую экономическуюмодель так называемого хозрасчетного социализма; в основу ее были положеныпринципы максимально широких хозрасчетных отношений и расширения на этой базеэкономической самостоятельности предприятий. Они должны были работать на основеполной самоокупаемости, получения прибыли, самофинансирования. Предусматривалосьусиление самоуправления на предприятиях вплоть до их полной передачинепосредственно трудовым коллективам.
В июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «кореннойперестройки экономики». Были приняты важные решения о переходе к экономическимметодам управления народным хозяйством, значительном изменении важнейшихпринципов его функционирования. И уже через три дня после Пленума, 30 июня былутвержден Закон «о государственном предприятие (объединение)». В соответствие сэтим Законам управленческие полномочия существенно перераспределились отминистерств к предприятиям. Жесткие плановые задания заменились общимиконтрольными цифрами и экономическими нормативами. Вводился государственныйзаказ на производившуюся продукцию, объемы которого были меньше прежних планов.Продукцию, произведенную сверх госзаказа, предприятия могли продавать посвободным рыночным ценам; размеры госзаказа должны были с каждым годом снижаться.Таким образом предприятия постепенно переводились бы на рыночные методыхозяйствования. В полном объеме Закон вступал в силу с отсрочкой – с 1 января1989 г.
Однако большая часть решений в экономической политике не былавсесторонне продумана, принятые законодательные акты содержали множестворазличных ограничений и противоречий. Не был определен и механизм их реализации.В итоге результат их принятия оказался весьма ограниченным. Увеличивалсядисбаланс всей экономики, значительно ухудшились основные экономическиепоказатели. Страна оказалась перед лицом серьезнейшего социально-экономическогокризиса. В обществе росло значительное напряжение, осложнялась и без тогонепростая социальная ситуация.Реформы политической системы
Основные направления реформы политической системы страны былирассмотрены на 19 Всесоюзной партийной конференции, проходившей 28 июня – 1июля 1988 г. на ней была провозглашена «политическая цель перестройки»: передачареальных властных полномочий народу в лице его представительных органов –советов народных депутатов всех уровней. Они должны были стать основныминосителями государственных функции. Партийные органы, от низовых до высших,«освобождались от несвойственных им функций» и фактически лишались полномочийна осуществление государственной и хозяйственной управленческой деятельности идолжны были нести только политико-идеологическую нагрузку. Конференция принялаважное решение о серьезном реформирование государственно-политической системы.В соответствие с ним существенно видоизменились права и организационные формывысших властных государственных структур. Высшим органом власти в странестановился вновь образуемый Съезд народных депутатов СССР. На съезде из числаего делегатов формировался постоянно действующий законодательный,распорядительный и контрольный орган – двухпалатный Верховный Совет СССР.Началась разработка нового, гораздо более демократичного избирательногозаконодательства. В частности, гарантировались принципы всеобщности, свободы,равенства, тайны и альтернативности выборов.
В заключение работы конференции были приняты расширенные резолюции.Их названия говорило само за себя: «О некоторых неотложных мерах по практическомуосуществлению реформы политической системы страны», «О ходе реализации решений27 съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советскогообщества и реформе политической системы», «О борьбе с бюрократизмом», «Омежнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе».
3. Кризис перестройки и крушение СССР
Причина неудач перестройки:
1.          Отсутствие четкой программы;
2.          Сопротивление со стороны ВПК и АПК, чиновников, партийной верхушки;
3.          Неподготовленность населения к резким переменам;
4.          Природные катастрофы (1986-Чернобыль, 1988 Армения-землетрясение).
Внутриполитическая ситуация в стране после августовских событийсильно изменилось. В соответствие с Указом Ельцина от 23 августа 1991 г.на территории РСФСР приостанавливалась деятельность компартии. Пойдя навстречурешительным требованиям демократических политических и общественных сил, преждевсего российских, 24 августа Горбачев сложил с себя полномочия Генеральногосекретаря ЦК КПСС и фактически заявил о самороспуске КПСС. Были закрытыпартийные комитеты всех уровней, печатные органы КПСС и РКП, конфискованапринадлежавшая им собственность, находившаяся в РСФСР.
В соответствие с достигнутой договоренностью 8 декабря 1991 г.в находившейся в заповеднике «Беловежская пуща» белорусской правительственнойрезиденции «Вискули» Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, Президент Украины Л.М. Кравчуки Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич заявили оликвидации Союза ССР и подписали совместное «Соглашение о создании СодружестваНезависимых Государств». В преамбуле этого Соглашения констатировалось, что«Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальностьпрекращает свое существование». Через день данное Соглашение ратифицировалиВерховные Советы Украины и Белоруссии. 12 декабря 1991 г. Верховный СоветРСФСР денонсировал договор об образование СССР и также ратифицировал соглашениеоб образование СНГ.Распад СССР
Мощным фактором к распаду СССР стал национальный вопрос. Получивбольшие права республики начали заявлять о своем выходе из СССР.
23 августа Ельцин запрещает деятельность КПСС.
25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял решение рпереименовании РСФСР в Российскую Федерацию. В тот же день М.С. Горбачевзаявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР.
Советский Союз как государство официально прекратил свое существование.
/>Заключение
Итогом перестройки стало осознание обществом и властьюневозможности кардинального реформирования социализма. Выход был найден впереходе к рыночным отношениям и либеральной демократии Западного типа.
/>/>Библиографический список
1.        Хрестоматия по истории России. 1917–1940./ Сост. М.Е. Гловацкий. – М., 1995.
2.        История России с древности до нашихдней. / Под ред. М.Н. Зуева. – М., 1995.
3.      История Росcии IX–XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников,абитуриентов и студентов. – Санкт-Петербург: Нева, 1996. С. 604.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.