Общие тенденции развития стран и народов Центральной иВосточной Европы в межвоенный период
План
1. Политическоеположение и социально-экономическое развитие стран и народов ЦВЕ послеокончания I мировой войны
2. Формированиетерриторий государств ЦВЕ после окончания I мировой войны. Проблема границ
3. Общиетенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период
война граница европа народ
1. Политическое положение и социально-экономическое развитиестран и народов ЦВЕ после окончания I мировой войны
К 1914 г. на территории ЦВЕ уже существовало несколько самостоятельныхмалых государств – Албания, Греция, Сербия, Черногория, Болгария, Румыния. Ониимели опыт относительно длительного или недавнего независимого развития. В ихполитической структуре присутствовали парламенты, имелись конституции. Какправило, эти конституции были составлены по образцу старых европейскихгосударств – например, Франции или Бельгии. Все эти малые страны по своемуполитическому устройству являлись монархиями. В Болгарии (княжество с 1879 г,царство с 1908 г.) в 1918 – 1943 гг. правил царь Борис III из династииСаксен-Кобургов. В Румынии (княжество Молдова + Валахия с 1859 г., королевствос 1881 г.) в 1914 – 1927 гг. правил король Фердинанд I из династииГогенцоллернов – Зигмарингенов. В Сербии (автономное княжество с 1808 г., окончательнос 1815 г., полная независимость с 1878 г., королевство с 1882 г.) в 1903 – 1921гг. правил король Пётр I из династии Карагеоргиевичей. В Черногории(самостоятельное княжество с 1852 г., признано независимым в 1878 г.,королевство с 1910 г.) в 1860 – 1918 гг. правил князь, а с 1910 г. – корольНиколай I из династии Петровичей-Негошей. Венгрия являлась королевством врамках двуединой (дуалистической) монархии – Австро-Венгрии. Венгерским королёмявлялся австрийский император из династии Габсбургов (в 1916 – 1918 гг. это былКарл IV, как император – I). Венгрия обладала разветвлённой административнойсистемой.
Другие земли ЦВЕ находились в составе трёх империй – Романовых(Российской), Габсбургов (Австро-Венгрии) и Гогенцоллернов (Германской). В этихземлях национальные политические структуры лишь начинали формироваться.Автономией обладали Хорватия и Славония в составе Венгрии и Галиция в составеАвстрии. Они имели местные законосовещательные органы (сеймы и саборы),посылали своих депутатов в австрийский рейхсрат и венгерский парламент. Сначала XX в. своих депутатов в Государственную Думу Российской империи посылалотакже Царство Польское. Однако нигде не было введено всеобщее избирательноеправо, существовали многочисленные цензовые ограничения и т.д. Важнымкомпонентом государственно-политических структур становились национальныепартийные системы. Они имели особенности: существовало много партий, среди нихбыли крестьянские партии, рабочие и буржуазные партии образовалисьприблизительно в одно и то же время, а кое-где (в Польше) рабочие партиивозникли раньше буржуазных (а не наоборот, как в странах Западной Европы).
После окончания I мировой войны в 1918 г. на развалинах трёх империйвозникли новые малые государства – Чехословацкая республика, Польскаяреспублика, Венгерская республика и Королевство СХС (сербов, хорватов,словенцев). Основу их политических систем составили уже существовавшиеполитические институты и национальные партии.
В социально-экономическом отношении страны ЦВЕ в начале новейшего временипредставляли собой пёструю картину. Разные страны и территории отличалисьнеравномерностью и разноуровневостью экономического развития. Тяжёлаяпромышленность практически повсеместно была развита очень слабо либоотсутствовала вообще. Промышленные зоны существовали лишь в Чехии, в некоторыхобластях Венгрии и Польши (в Царстве Польском и юго-западных польских землях).Там уже шёл процесс концентрации промышленного и банковского капитала, но, в отличиеот западных стран, не на национальной основе, а за счёт иностранного капитала.В экономике ЦВЕ большую роль играла тесная связь с западноевропейскими рынками.
В большинстве стран всё ещё существовало помещичье землевладение,обеспечивавшее производство товарной с/х продукции. Ликвидация помещичьегоземлевладения в предшествующий период произошла лишь в Сербии и Болгарии (сизбавлением от османского ига и с изгнанием турецких землевладельцев, которымпринадлежала большая часть земель). Специализация большинства стран ЦВЕ была восновном аграрной.
Состояние экономики стран ЦВЕ предопределяло ситуацию в их социальнойструктуре. Преобладающим слоем по-прежнему оставалось крестьянство. Крестьянесоставляли 70-80% населения. Новые социальные слои – буржуазия, рабочий класс иинтеллигенция – ещё только формировались. Важное место в структуре общества онизанимали лишь в Чехии и некоторых других землях.
2. Формирование территорий государств ЦВЕ после окончания I мировойвойны. Проблема границ
В I мировой войне страны и народы ЦВЕ находились по разные стороныфронта. Болгария поддержала Германию и Австро-Венгрию. Венгры, чехи, словаки,часть поляков и южных славян также воевали на их стороне. Румыния же и Сербияподдержали Антанту.
Границы государств ЦВЕ формировались в соответствии с итогами I мировойвойны и на основе системы мирных договоров, подписанных на Парижской мирнойконференции 1919 – 1920 гг. Представители всех стран ЦВЕ участвовали в работеконференции. Каждое государство стремилось расширить свою территорию за счётсоседей или распавшихся империй. Франция также выступала за территориальноерасширение Польши, Чехословакии, Румынии и Сербии, стремясь превратить этистраны в своих союзников и проводников своего влияния в Восточной Европе.Наиболее решительно против этого выступала Великобритания. Всего на конференциибыло подписано 5 договоров. 28 июня 1919 г. был подписан Версальский мирныйдоговор с Германией. 10 сентября 1919 г. был подписан Сен-Жерменский мирныйдоговор с Австрией. 27 ноября 1919 г. был подписан Нейиский мирный договор сБолгарией. 4 июня 1920 г. был подписан Трианонский мирный договор с Венгрией.Наконец, последним 10 августа 1920 г. был подписан Севрский договор ссултанским правительством Турции. Они закрепили границы малых стран ЦВЕ,сохранявшиеся в основных чертах вплоть до конца 1930-х гг.
Польша была среди новообразовавшихся государств. По Версальскому договоруГермания признавала её независимым государством и передавала ей Познань, частьЗападной Пруссии и часть Поморья, которая обеспечила ей выход к Балтийскомуморю («Польский коридор» шириной в 70 км). Этот коридор вызвал противоречия сГерманией, т. к. Восточная Пруссия оказалась отделённой от основной территорииГермании. Данциг (Гданьск) был объявлен вольным городом и перешёл подуправление Лиги Наций. К Польше также должны были отойти несколько районовВерхней Силезии и Восточной Пруссии. В 1920 г. прошёл плебисцит по поводупринадлежности части округов на юге и юго-западе Восточной Пруссии (в т.н.Мазурах), и население высказалось за принадлежность к Германии. В марте 1921 г.состоялся плебисцит в Верхней Силезии. Там большинство составляло немецкоенаселение, и оно решило оставаться в составе Германии. Однако силезские полякив 1919-21 гг. подняли 3 вооружённых восстания, и часть Верхней Силезии (околотрети всей территории) перешла под управление Польши. Тем не менее, в составеГермании остались многие исконно польские земли – низовье Вислы, Поморье,Мазуры, значительная часть Силезии.
Сен-Жерменский договор с Австрией определил южную границу Польши. Австрияпередавала ей провинцию Галиция. Вопрос о восточной границе Польши решён небыл. На создании «большой Польши» настаивала Франция, видя в ней свою будущуюсоюзницу, но против этого выступили США и Великобритания, боявшиеся усиленияФранции в Европе. В качестве возможной восточной границы Польши министриностранных дел Великобритании лорд Керзон предложил линию, получившую название«линии Керзона». Она была утверждена Антантой в декабре 1919 г. и проходилачерез Гродно – Яловку – Немиров – Брест-Литовск – Дорогуск – Устилуг –восточнее Грубешова – через Крылов – западнее Равы-Русской – восточнееПеремышля – до Карпат. Однако граница по этой линии установлена не была. Позжепо Рижскому мирному договору 18 марта 1921 г. Польша присоединила западныерайоны Беларуси и Украины.
Чехословакия также была среди новообразовавшихся государств. Еёнезависимость и границы были закреплены в 1919-20 гг. Версальским,Сен-Жерменским и Трианонским договорами. Германия передавала Чехословакии частьВерхней Силезии (Гульчинский округ). В состав Чехословакии Австрия передалаБогемию и Моравию (т.е. собственно Чехию), а Венгрия – Словакию и ЗакарпатскуюУкраину (Прикарпатскую Русь). Сразу же возникла спорная территория – Тешинскийокруг в Верхней Силезии, принадлежавший Чехословакии, но служивший объектомпритязаний Польши.
Румыния числилась среди стран-победительниц в войне и поэтому получилакрупные территориальные приращения, увеличившие её территорию в 2 раза. Австрияпередала ей Буковину. Венгрия отказалась в пользу Румынии от Восточного Банатаи Трансильвании. На этих землях, особенно в Западной Трансильвании и Буковине,проживало много венгров и немцев. Румыния также присоединила бывшее российскойвладение – Бессарабию. По Нейискому договору Болгария признавала за Румыниейтерриторию Южной Добруджи, захваченную у неё Румынией ещё в 1913 г. в ходе IIБалканской войны.
Королевство СХС образовалось путём присоединения к Сербии и Черногориидругих южнославянских земель, освободившихся от австро-венгерского господства.Австрия передала СХС Далмацию, Словению,Боснию и Герцеговину, часть провинций Каринтия и Крайна. Венгрия передавалаХорватию, Славонию и Западный Банат (вместе с Бачкой и Сремом образовывавшийобласть Воеводину). Болгария передавала королевству СХС небольшие округа вдольсвоей западной границы – Струмицу, Босилеград, Цариброд и Кулу – общей площадью2,5 тыс. кв. км.
Болгария и Венгрия считались государствами, проигравшими войну, и поэтомупонесли существенные территориальные потери. Так, территория Венгрии послеуступок Чехословакии, Румынии и королевству СХС земель, ранее принадлежавшихвенгерской короне, сократилась больше чем в три раза, население – в 2,5 раза.Территория Болгарии сократилась на 10% из-за утраты земель, отошедших Румынии икоролевству СХС. Кроме них, Болгария передала Греции Западную Фракию и т.о.лишилась выхода к Эгейскому морю, хотя он и был ей обещан державами Антанты(ст. 48 договора в Нейи).
Итак, все народы ЦВЕ после войны обрели свою национальную государственность.Их новые границы были чётко определены в соответствующих мирных договорах,однако не соответствовали этнической и исторической карте и поэтому привели кобразованию многочисленных противоречий.
Это были в первую очередь территориальные противоречия. Появились спорныетерритории – Тешинская область (или Тешинская Силезия, между Чехословакией иПольшей), Судетская область (между Чехословакией и Германией), Словакия (междуЧехословакией и Венгрией), Трансильвания (между Венгрией и Румынией), Далмация(между Югославией и Италией), Македония (между Югославией, Грецией иБолгарией), Добруджа (между Румынией и Болгарией).
Из-за перекройки карты Европы возникла проблема национальных меньшинств,т.е. этнических или языковых групп, оказавшихся вне территории своихнациональных государств. Всего после окончания I мировой войны до 30 млн. чел.стали национальными меньшинствами. Например, из 27 млн. чел. населения Польши в1921 г. треть (10,5 млн. чел.) составляли национальные меньшинства – немцы,белорусы, украинцы, литовцы, евреи. В то же время 6,5 млн. поляков жили запределами Польши – в Чехословакии и Германии. В Чехословакии свыше третинаселения (всё население – 13,5 млн. чел.) составили национальные меньшинства –немцы (23% всего населения страны; компактно проживали в Судетской области),венгры, поляки, русины. В королевстве СХС на долю национальных меньшинствприходилось 15% населения. Господствующей нацией там стали сербы (39%населения), что вызвало рост национализма у других народов. Кроме того, вкоролевстве СХС обострились религиозные противоречия между православными (48%населения – сербы, черногорцы, македонцы), католиками (37% населения – хорваты,словенцы) и мусульманами (11% населения – мусульмане-боснийцы и албанцы,последние составили третий по численности этнос в СХС).
Мирные договоры обязали все страны предоставить всем жителям равныеполитические и гражданские права, возможность говорить на родном языке иполучать на нём образование. Гарантом этого выступала Лига Наций.Соответствующие положения были включены и в конституции всех государств ЦВЕ.Однако в полной мере они не выполнялись.
3. Общие тенденции развития стран и народов ЦВЕ в межвоенный период
Окончание I мировой войны привело к краху Российской, Германской иАвстро-Венгерской империй. Многолетняя национально-освободительная борьбапокорённых ими народов ЦВЕ завершилась образованием на их руинах молодыхнезависимых государств. Были факторы, ускорившие этот процесс: признаниесоветским правительством права поляков на создание независимого государства;благоприятная позиция Антанты и особенно Франции, желавшей сориентироватьстраны ЦВЕ на себя; заявление США (пункт 13 в «14 пунктах Вильсона») онеобходимости создания независимой Польши; исторические традициигосударственности в Польше, Чехии, Венгрии, южнославянских землях.
В большинстве стран ЦВЕ к власти пришли буржуазно-демократические партии.Начался процесс демократизации общественно-политической сферы, хотя он вомногом был непрочным и недостаточно глубоким. В 1919-21 гг. были принятыконституции, вводившие республиканский или конституционно-монархический строй,гарантировавшие основные права и свободы граждан. Этим закреплялись важныедемократические приобретения в жизни народов ЦВЕ. Наиболее глубокодемократизация коснулась Чехословакии и Польши.
Процесс демократизации привёл к важным прогрессивным изменениям в жизнистран ЦВЕ. Однако в течение 1920-х – 30-х гг. в большинстве этих странразразился кризис парламентской демократии, итогом которого стала заменадемократических режимов авторитарными диктатурами военного иливоенно-монархического плана. Это не были фашистские диктатуры (мнение советскойисториографии), хотя в некоторых странах (Венгрия, Болгария) эти режимы былисхожи с фашистскими по духу и социальной базе. Причины кризиса демократическихсистем в странах ЦВЕ:
· Закрепление в конституциях многопартийности, парламентаризма,комплекса гражданских прав и свобод не могло ликвидировать многовековуюавторитарную политическую культуру в обществах ЦВЕ, отсутствие исторических иво многом – ментальных демократических традиций. Сказывалось собственноесредневековое прошлое этих земель и долгое пребывание в составе абсолютистскихмонархий Габсбургов, Романовых и Гогенцоллернов;
· Буржуазно-демократические партии не смогли добиться широкоймассовой поддержки своей политики. Отсутствовала прочная социальная базадемократического режима (т.е. сложившийся и многочисленный средний класс).Реформы проводились узким слоем буржуазно-демократической элиты, котораяощущала сильное давление слева, со стороны коммунистических партий, и справа,со стороны консервативных сил, противодействовавших демократизации, – монархии,военных, финансовой олигархии, националистического движения;
· Прогрессивные политические нововведения опирались на слабуюэкономическую базу. В большинстве стран ЦВЕ все межвоенные годы сохраняласьнестабильная экономическая ситуация, которая снижала эффективность реформ,усиливая социальную напряжённость в обществе;
· Существовали острые национальные и конфессиональные противоречия,которые не получили должного решения. Наоборот, для стран ЦВЕ были характерныжёсткие унитарные тенденции – в условиях многонациональности иполиконфессиональности (например, преобладание во всех сферах чехов вЧехословакии, православных сербов – в Королевстве СХС). Налицо были ущемлениеправ национальных меньшинств и рост национализма, причём как у господствовавшейнациональности, так и в среде национальных меньшинств;
· парламенты часто превращались в говорильню и место ожесточённоймежпартийной борьбы. Это по мере нарастания комплекса проблем пробуждаложелание масс видеть «твёрдую руку» у власти, способную быстро и жёстко навестипорядок и установить «прямые взаимоотношения» власти и народа – безпосредничества партий и политиков. В то же время, недемократические методыправления зачастую использовала и правящая элита, стремясь подавитьоппозиционные и революционные настроения.
Все эти причины привели к нарастанию авторитарных тенденций в странахЦВЕ. Установление авторитарных диктатур привело к сворачиванию реформ и откатуназад в области политического развития. Это проявилось в демонтаже илиослаблении многопартийных парламентских систем. Главными политическими идеямистали национализм, народность, социальный компромисс, патриархальные нравственныеценности. Социальная поддержка авторитарных режимов была достаточно широкой,хотя участие народа в реальной политической жизни сокращалось. Опоройавторитарных диктатур являлись военные и монархические круги, церковь,бюрократия, а не массовые партии, как в фашистских государствах. Весомую, хотяне всегда определяющую, роль играл личностный фактор (как в Польше, Венгрии,Югославии). В других странах складывались «диктатуры без диктаторов», где завласть боролись несколько враждовавших консервативных группировок. Единственнойстраной, которая, несмотря на некоторый рост авторитарных тенденций вполитической жизни, сумела избежать установления диктаторского режима, сталаЧехословакия.