Реферат по предмету "История"


Наука и культура в межвоенное время

Тема урока: Наука и культура вмежвоенное время. (§ 33.)
 
Цели:
А) образовательные:
— изучить процесс развития науки икультуры в межвоенное время;
— познакомить учащихся с основныминаправлениями философии, литературы и искусстве в межвоенный период;
— охарактеризовать основные достижениянауки и культуры в межвоенный период.
Б) развивающие:
— развивать умение самостоятельнойработы с учебником для поиска ответов на поставленные вопросы, давать оценкуявлениям культкры.
В) воспитательные:
— способствовать развитию и формированиюу учеников чуства прекрасного и эстетического вкуса.
План урока:
1. Организационный момент.
2.Подведение итоговсамостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
5. Итог урока (д/з и выставлениеотметок).
Оборудование:
— Всемирная история ХIX– XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл.общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар.асвета, 2002.;
— конспект лекций «Новейшая литература»;
— иллюстрации.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— приветственное слово;
— проверка отсутствующих.
2. Подведение результатовсамостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».
3. Изучение нового материала.
1. Наука и техника.Огромное влияние на развитие западной цивилизации в межвоенное время оказалидостижения науки и техники. Наука добилась новых успехов, обогатилась новымиотраслями знаний. Важные шаги в своем развитии сделали естественныенауки. Среди них передовые позиции заняла атомная физика, возникшая в начале30-х гг.Она значительно углубила знания о строении и состоянииатома, о структуре и свойствах его ядра, открыла новые элементарные частицы,искусственную радиоактивность и в конце 30-х гг. вплотную подошла косуществлению цепной ядерной реакции.
Эти успехи разделили выдающиеся ученыемногих стран. Среди них — лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн,Энрико Ферми, супруги Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, Джеймс Чедвик, Поль АдриенМорис Дирак и др.
Достижения атомной физики имелиуниверсальный характер. Ее методы проникновения и идеинашли широкое применение в химии, астрономии, биологии, медицине и другихобластях естествознания. Они ускорили развитие или появление новыхмеждисциплинарных наук: биофизики и биохимии, биоэнергетики и генетики,геофизики и геохимии, физической химии и химической физики.
Продолжала нарастатьтенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Многие ееоткрытия предшествующего и нынешнего времени получили широкое практическоеприменение. Важное значение имела электрификация народного хозяйства.Она стала основой технического прогресса. Поточно-конвейерноепроизводство перешагнуло границы Америки и распространилось на Европу. Онообеспечило массовый выпуск грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов,тракторов, комбайнов и другой техники новых марок. Благодаря успехам химии былоосвоено производство искусственных материалов. В медицинскую практику вошлиновые лекарственные препараты: витамины, гормоны, антибиотики.
Заметно выросла социальнаязначимость достижений науки и техники. В повседневную жизнь людей входилиавтомобили, мотоциклы, велосипеды, телефон, телеграф, радио, а такжетехнические новинки: холодильники, пылесосы, лифты, стиральные машины, газовыеплиты. Автомобили стали обслуживать как внутригородские, так имеждугородние маршруты, а гражданская авиация — как внутренние, так имеждународные пути сообщения. Все это значительно облегчило жизнь людей.
В начале 20-х гг. вСША, СССР, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах вступили в стройрадиовещательные станции, и в 30-е гг. радиовещание приобрело всеохватывающийхарактер. С середины 20-х гг. в жизнь людей вошло телевидение, с конца 20-х гг.вместо немого кино появилось звуковое, а в 30-е гг. — цветное кино.
В развитии науки итехники отчетливо прослеживались милитаристские тенденции. Они заметноусилились в 30-е гг. и особенно после прихода фашистов к власти в Германии. Наоснове научных достижений развернулась новая гонка вооружений. Быстросовершенствовалась боевая техника, способная поражать людей и на суше, и наморе, и в воздухе: разные типы самолетов, танков, бронемашин, надводный иподводный флот, артиллерия и т. д. Кровавый опыт первой мировой войны необразумил человечество. Оно опять стало совершенствовать и накапливать орудиясобственного истребления.
2. Общественное сознание и общественнаямысль. В начале XXв.общественном сознании абсолютно преобладала вера в бесконечный прогресс исветлое будущее человечества. Однако первая мировая война ее сильно поколебала.Варварское уничтожение людей, материальных и духовных ценностей в годы войныпривело к кризису традиционных представлений о гуманизме, добре исправедливости. Оно вызвало у части общества настроения пессимизма и ожиданияновых социальных бедствий и катастроф, иррациональное отношение к окружающемумиру.
Большое влияние на общественное сознаниеоказала книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», изданнаяв 1918 — 1922 гг. В ней автор отошел от традиционного изложения историичеловечества как поступательного движения от дикости к цивилизации. Онпредставил ее в виде замкнутых, не связанных друг с другом культур, проходящихопределенный жизненный цикл: рождение, расцвет и гибель. Европа, по его мнению,пережила расцвет в XVIII в. и с тех поркатится к своему упадку и гибели. Она якобы повторяет судьбу древних Египта,Индии, Китая, Греции и Рима, о культурах которых остались одни воспоминания.Шпенглер очень точно передал усиливающиеся в общественном сознании настроения иощущения заката европейской цивилизации.
Общественную мысль в товремя характеризовали сосуществование и острая борьба различных точек зрения,концепций и течений. В центре ее внимания опять оказались проблемы быстроизменяющегося мира и места в нем человека. Война поколебала веру вовсемогущество разума как главного средства познания окружающего мира. На егоместо философы стали выдвигать волю, интуицию, жизненный порыв.
В самой философиидоминировали три течения: экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм.Все они представляли собой разновидности идеализма.
Экзистенциализм (отлат. еxsistentia —существование) наибольшее развитие получил в Германии. Его сторонники — МартинХайдеггер, Карл Ясперс – выражали иррациональное отношение к окружающемумиру, считали его абсурдным. Они утверждали, что и жизнь в таком мире абсурдна,нелепа и трагически бесперспективна. Человек в нем не свободен, он зависит отдругих людей и в целом от общества, которое навязывает Чуждый емустандартизированный образ жизни. Однако человек в пограничных ситуациях — вострой борьбе, горьких страданиях, на грани жизни и смерти — — может осознатьсвою экзистенцию и обрести смысл своей жизни и свободы.
Неопозитивизм (положительный)противопоставлял науку философии. Его сторонники считали, что подлинные знаниячеловеку дают лишь специальные науки, опирающиеся на факты, которые легко можнопроверить и использовать в жизни. Философия с ее «абстрактнымиумозаключениями», не поддающимися проверке, по их мнению, — наука неистинная, ив ней нет нужды.
Неотомизм —от имени средневекового философа Фомы (лат. Тhoma)Аквинского — официальная философия католической церкви. Впротивоположность материализму неотомизм истолковывал мир на основехристианских догматов и получил широкое распространение в католических странах.
Идеи многих философскихтечений применялись в других науках, литературе и искусстве. В Германии в 30-егг. необычайную популярность приобрела философия Фридриха Ницше.Фашистские идеологи извлекли из нее отдельные положения и на их основе создаликонцепцию о «грядущем сверхчеловеке», который призван повелевать всем миром. Нов отличие от самого Ницше в ранг «сверхчеловека» они возвели толькогерманцев. Фашисты исказили смысл многих положений Ницше и использовали их дляидеологической подготовки населения к новой войне.
3. Литература иискусство. Многообразная и противоречивая жизнь западногообщества межвоенного времени нашла широкое отражение в художественной культуре.В ней также существовали различные течения, которые стремились по-своемувыразить сложные явления современности, глубже проникнуть в их суть. Вместе стем появился ряд новых течений, объявивших себя авангардными, новейшими, илимодернистскими. Они, порвав с традициями реализма, внедряли новыеизобразительные средства и формы. В литературе и искусстве они нашли воплощениев таких течениях, как
экспрессионизм (отлат. Expression – выражение),
дадаизм (франц.dadaisme, от dada— конек, деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет),
сюрреализм (франц.surrealisme, букв. – сверхреализм)и др.
Авангардизм — весьмасложное по своему характеру явление в художественной культуре. В немпереплетались различные идеологические воззрения и представления — отпессимизма и иррационализма до яростного протеста против пороков существующегосоциального строя и осуждения войны. В литературе видными представителями этоготечения были француз Марсель Пруст, австриец Франц Кафка,ирландец Джеймс Джойс; в изобразительном искусстве — испанский художник СальвадорДали, немецкий — Отто Дикс, бельгийский — Франс Мазерель. Вмузыке поиском новых средств выразительности занимались русский композитор И.Ф. Стравинский, француз Артюр Онегер, немец Карл Орф, поляк КшиштофПендерецкий, австриец Арнольд Шенберг, венгр Бела Барток идр.
В первое послевоенноевремя авангардизм стал весьма влиятельным течением в художественной культуре.Однако основной тенденцией ее исторического развития оставался реализм.
В это же время влитературе творили свои бессмертные произведения корифеи реализма писатели ТеодорДрайзер, Эптон Билл Синклер, Эрнест Хемингуэй, Бернард Шоу, Джон Голсуорси,Ромен Роллан;
в изобразительномискусстве и архитектуре — Альберт Марке, РокуэллКент, Шарль Эдуар Ле Корбюзье;
в скульптуре —Аристид Майоль;
 в кино — ЧарлзЧаплин, Уолт Дисней, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и др.
Большое влияние надуховную жизнь общества в 30-е гг. оказало нарастание угрозы фашизма и войны. Многиепроизведения выдающихся мастеров культуры того времени стали наполнятьсятревожными предчувствиями и ощущениями надвигающейся новой катастрофы. В нихраскрывались беспощадная правда о национализме, шовинизме и фашизме, картиныпрошлой войны – гигантской и бездушной мясорубки, звучали предупреждения людейо новой опасности, призывы к объединению в борьбе с фашизмом. Этот лейтмотивпронизывал творчество Теодора Драйзера, Ромена Роллана, Бертольта Брехта,Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя, Луи Арагона, Гарсиа Лорки, Паб-лоПикассо, Франса Мазереля, Отто Дикса и других и насыщал пафосомантифашистской борьбы жизнь общества.
Массовая культура.Важным явлением духовной жизни межвоенного времени стала массовая культура. Еерождение связано с заметным ростом общеобразовательного уровня и материальногоблагосостояния населения и его потребностей в культурной продукции. С помощью радио,кино, периодической печати, а потом и телевидения массовая культура, получилаширокое распространение и постепенно превращалась в индустриально-коммерческуюформу производства. В отличие от элитарных авангардистских и модернистскихтечений, рассчитанных на образованную верхушку общества, массовая культурапредназначалась для широких масс, с их недостаточно развитыми, а то ивульгарными вкусами. Для нее были характерны развлекательность,сентиментальность, пропаганда культа успеха, потребительства, насаждениеопределенного образа жизни, стремление к сенсационности и т. д.
В жизни обществазначительно выросла роль газет, журналов и особенно радио и кино. Вместе срадио почти в каждый дом вошли новости, репортажи на злобу дня, эстраднаямузыка, прогнозы погоды. «Всенародным достоянием» стали эстрадные песни,звучащие по радио, их исполнители зачастую становились «звездами».
В массовый вид искусства превратилоськино.В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса – Голливудявлялся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чарлза Чаплинаи Бестера Китона, приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд,сентиментальные – с Мэри Пикфорд, ковбойские — с Томасом Инсом.
В литературе небывалую популярностьприобрел детектив с его занимательной интригой и простотойповествования. Миллионы людей зачитывались детективными романами англичан АртураКонан Доила, Гилберта Кита Честертона, Агаты Кристи, француза Жоржа Сименона,американца Рекса Стаута и др. Созданные их фантазией герои Шерлок Холмс,отец Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф приобрели необычайнуюпопулярность среди читателей.
Массовая культурамногообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения,способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можноиспользовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время вфашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткийконтроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенногомировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.
Таким образом, основные тенденцииразвития науки и культуры отражали состояние западной цивилизации в межвоенноевремя.
5. Закрепление нового материала.
1)Назовите основные достижения науки и техники в межвоенный период?
2)Назовите основные направления в философии?
3)Охарактеризуйте основные течения в искусстве межвоенного периода?
4)Что способствовало появлению в Западной Европе массовой культуры?
6. Д/з и выставление отметок.
Д/з § 33


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.