ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Институт права и управления
Контрольная работа по дисциплине:
«История государства и права России»
г. Ростов-на-Дону 2010 г.
Место коммунистической партии в механизме власти по советским конституциям
коммунистическая партия советская конституция
Одной из целей любой политической партии является получение иудержание власти, и коммунистическая партия не являлась исключением.
В настоящее время многими российскими и зарубежными исследователямивысказывается мысль, что «своеобразие исторического процесса в России состоитв особой социокультурной роли власти. Основным двигателем развития страны были нереволюции и реформы, как на Западе, которые подспудно вызревали в самом обществе,а действия власти, направленные на переделку общества. Все реформы в России начинались»сверху", по инициативе власти, она же их и свертывала, открывая тем самымэпоху контрреформ. В России не экономические процессы определяли политические, анаоборот, политика определяла развитие не только экономики, но и всей социальнойжизни… Характерно, что вывод об особой роли власти в России принимался и советскимиисториками, которые проводили его в виде основополагающего тезиса о руководящейроли Коммунистической партии в развитии советского общества."[1].
Коммунистическая партия всегда занимала особое место в жизнивсего советского общества.
История партии в России ведется с начала ХХ века с момента объединениянескольких социал-демократических, а также многочисленных марксистских кружков.Как отдельная партия РСДРП (б) выделилась формально в 1917г., а фактически в 1912г.из большевистской фракции РСДРП, возникшей на II съезде в 1903г. Несмотря на то, что она была не самой многочисленной,она была наиболее организованной, целеустремленной и быстро реагирующей на настроениямасс. В ее программе были заложены принципы, близкие народу: фабрики — рабочим,землю — крестьянам, свобода — нерусским народам. Вождем партии и ее бесспорным лидером,имевшим огромное влияние на массы был В.И. Ленин. Благодаря этим факторам, а такжесложившейся революционной ситуацией в октябре 1917г. в России, большевистской партииудалось легко и практически бескровно одержать победу в октябрьском вооруженномвосстании.25 октября 1917г. открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласившийсебя высшим органом власти. На нем «факт свержения прежней власти был юридическизакреплен принятием обращения „Рабочим, солдатам и крестьянам!“, котороеодновременно провозгласило установление Советской власти в стране, т.е. образованиеСоветского государства. В нем содержались и первые нормы советского права».[2]
На втором заседании съезда было избрано первое Советское правительство- Совет Народных Комиссаров (Совнарком), состоящее только из большевиков. Совнаркомбыл подотчетен Съезду Советов и новому ЦИКу. Большинство в составе ЦИКа принадлежалобольшевикам (62 места из 100) и левым эсерам.
Конституция РСФСР 1918г. закрепила сложившуюся систему органоввласти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийскийсъезд Советов, ВЦИК и Совнарком. «Верховная власть в Российской СоциалистическойФедеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому Съезду Советов, а впериод между Съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов»[3]. «Всероссийский Центральный ИсполнительныйКомитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления деламиРоссийской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (НародныеКомиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления»[4]. Следует отметить, что Конституция 1918гисключает возможность «эксплуататоров» занимать какое-либо место в органахвласти, закрепляя тем самым принадлежность власти «исключительно трудящимсямассам и их полномочному представительству — Совету Рабочих, Солдатских и Крестьянскихдепутатов»[5]
ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующиморганом. Он давал «общее направление деятельности» правительства и всехорганов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательныепредложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, которыймог отменить или приостановить любое из них.
Совнарком мог издавать декреты и распоряжения в области государственногоуправления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждалисьВЦИК. Также, народным комиссарам предоставлялось право «единолично приниматьрешения по всем вопросам» соответствующего народного комиссариата.
Таким образом, законодательную власть в РСФСР осуществляли сразутри высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. СНК обладал помимо этогои исполнительной властью.
«Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, былопроведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. Погоризонтали в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкиеполномочия по реализации их компетенции. Этот принцип получил наименование демократическогоцентрализма»[6]
Новая структура власти практически исключила свободу выборов.Конституция предоставляла избирательное право только лицам, «добывающим средствак жизни производительным и общественно-полезным трудом», а также солдатам инетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наемному труду, живущиена проценты с капитала, частные торговцы и посредники, служители церкви. Даже длярабочих и крестьян устанавливалось неравное избирательное право: рабочие и другиежители городов избирали на съезд Советов от городских Советов одного представителяот 25 тысяч избирателей, а крестьяне от губернских — одного от 125 тысяч.
Постепенно политическая роль Советов падала. Их съезды проходилираз в несколько месяцев, а с 1919г. — один раз в год. ВЦИК собирался один раз вдва месяца, постоянно действующим органом законодательной власти стал ПрезидиумВЦИК. Перевыборы в местные Советы постоянно откладывались. Выборы, на которых побеждалиэсеры и меньшевики в ряде крупных городов в мае-июне 1918г., власть признавала недействительными.В середине июня специальным декретом эсеры и меньшевики были исключены из состававсех Советов и отстранены от выборов в них. Таким образом, происходило уничтожениеполитической оппозиции.
Реальная власть стала сосредотачиваться в партийных большевистскихорганах. Они издавали распоряжения, обязательные для Советов, влияли на состав исполкомови самих Советов. Фактически на смену власти Советов пришла власть большевистскойпартии. На съездах партии обсуждались и решались конкретные вопросы жизни страны,затрагивающие права и интересы всех граждан, независимо от их партийной принадлежности.Все назначения в советский (государственный) аппарат осуществлялись только черезпартийные решения, партийный аппарат становился главным механизмом выдвижения политическогоруководства страны на всех уровнях.
Свидетельством того, что партия фактически являлась главной политическойсилой в стране, является создание СССР.
В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) принял решение о необходимостиобъединения советских республик на основе ленинских принципов. В ноябре ПолитбюроЦК РКП (б) одобрило «Основные пункты Конституции СССР», на базе которыхв декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договораоб образовании Союза ССР.6 июля 1923г. ВЦИК принял, а 31 января 1924г. II съездСоветов СССР утвердил Конституцию СССР, ставшей преемницей Конституции РСФСР 1918г.Характерно, что в Конституции СССР 1924г. нет характеристики общественного устройства,нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов властии управления.
В соответствии с основными положениями конституции, Съезд СоветовСССР был объявлен верховным органом государственной власти, в период между съездов- Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, состоящий из Союзного Совета иСовета национальностей. В период между сессий ЦИК СССР высшим законодательным исполнительными распорядительным органом был Президиум ЦИК СССР.
Президиум ЦИК СССР мог приостанавливать действие постановленийсъездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, НаркоматовСССР, ЦИК и СНК союзных республик. Тем не менее, акты съездов Советов союзных республикПрезидиум ЦИК мог только приостановить, отправив запрос об их отмене в ЦИК СССР.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительныйорган — Совет народных комиссаров (СНК) СССР. ЦИК союзной республики не мог приостанавливатьрешения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК СССР.
«Изменение статуса союзных республик в процессе образованияСССР выразились в том, что они становились частью федеративного союза и попадалив подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органовстала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительнойкомпетенции Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов(Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако положенияКонституции давали Центру значительные полномочия для контролирования перифериии были направлены на создание новой политической культуры, „пролетарской посодержанию и национальной по форме“ (Сталин), на компромисс между коммунистическимипланами всеобщего объединения и национальными традициями». [7]
На рубеже 20-30х гг. в стране сформировалась тоталитарная системавласти. Ее предпосылками являлась монополия коммунистической партии на власть слета 1918г., а также ликвидация ее оппозиции. В сложившейся административно-команднойсистеме государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролемпартийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата.Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. Но И.В. Сталин,провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временемпришел к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результатепоявилась Конституция, действительно очень демократической для своего времени.5декабря 1936г. Чрезвычайный VIII съездСоветов Союза ССР принял новую Конституцию.
В этой Конституции прослеживается принцип разделения властей:«законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным СоветомСССР»[8],«высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СоюзаСоветских Социалистических Республик является Совет Министров СССР»[9], высшим судебным органом является ВерховныйСуд СССР. В Конституции указывается на независимость судей, а также независимостьорганов прокуратуры от «каких бы то ни было местных органов власти».
Конституция 1936г. ушла от дискриминации в избирательных правах,провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории советского государствапровозглашались важнейшие социальные права: на труд, отдых, материальное обеспечениепо старости и болезни, медицинское обслуживание, образование. Декларировались иважнейшие личные и политические свободы: неприкосновенность личности и жилища, совести,слова, печати, собраний и митингов, шествий и демонстраций, союзов и общественныхорганизаций. Но, несмотря на ярко выраженные демократические начала, закрепленныев Основном законе государства, Конституция 1936г. во многом носила декларативныйхарактер. Новая волна репрессий, последовавшая почти сразу после ее принятия, сталатому подтверждением.
Победа и последовательное укрепление однопартийной системы привелик усилению роли Коммунистической партии в государственном управлении. Так, впервыезаконодательно в ст.126 Конституции закреплялась ведущая роль Коммунистической партииСоветского союза в жизни общества, «являющейся передовым отрядом трудящихсяв борьбе за построение коммунистического общества и представляющей руководящее ядровсех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».
В Конституции 1936г., ступенчатые выборы были заменены прямымиво все уровни Советов, поскольку система советов образца 1918г., когда выборы начиналисьс самых низовых Советов и все вышестоящие советы формировались из нижестоящих, плохоподдавались прямому партийному управлению. Также, коммунистическая партия упоминаетсяи в ст.141, где указывается, что кандидаты для участия в выборах должны отбиратьсянекими общественными организациями, среди которых — коммунистическая партия, которойотведено скромное место наравне с профсоюзами, кооперативами, организациями молодежии культурными обществами. Таким образом, выдвижение нужных людей в органы советскойвласти перестало быть проблемой. Руководители партии одновременно занимали руководящиегосударственные посты. Власть партийного аппарата срасталась с властью государственногоаппарата.
В 70-х гг. стало понятно, что курс на «развернутое строительствокоммунистического общества», несостоятелен. Поэтому официальная идеология выдвинулаконцепцию развитого социализма. Создание в СССР развитого социалистического обществабыло провозглашено в новой Конституции, принятой на внеочередной седьмой сессииВерховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года.
СССР теперь именовался не государством диктатуры пролетариата,а общенародным социалистическим государством. Соответственно Советы депутатов трудящихсябыли переименованы в Советы народных депутатов. На практике Советы всех уровнейоставались безвластными и призваны были лишь единогласно утверждать решения партийныхорганов. «Выборы в Советы оставались фикцией: в избирательных бюллетенях значиласьединственная фамилия кандидата от „нерушимого блока коммунистов и беспартийных“.[10]
И, если в Конституции 1936г. о партии упоминалось почти в концетекста, то уже в новой Конституции 1977г. партии посвящена специальная статья 6,к тому же о партии говорилось в первой главе „Политическая система“. Ужеэто подчеркивает особую роль КПСС в обществе и государстве. Партия объявляется»руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политическойсистемы, государственных и общественных организаций". Далее в статье закрепляютсяфункции и полномочия КПСС в государственном управлении. Среди них такие, как определениегенеральной перспективы развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР.То есть партия принимает на себя такие функции, которые по природе своей присущилишь высшим органам государства. Ни о какой власти трудового народа как таковогоуже нет и речи, руководящей силой советского общества является КПСС, а фактическипартийная бюрократия, организованная в господствующий класс и выстроенная в жёсткуюиерархическую систему, хотя и заявляется, что «КПСС существует для народа ислужит народу».
Другими словами в Конституции 1977 года законодательно фактическизакреплён отказ Советской власти вообще. Система Советов стала официально использоватьсятолько как механизм реализации планов партийного руководства, хотя формально" право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистическойпартии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского КоммунистическогоСоюза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам,а также собраниям военнослужащих по воинским частям"[11]. Фактически кандидаты всех уровней подбиралисьв партийных структурах, и лишь потом проводились через те или иные организации итрудовые коллективы.
Таким образом, по Основным законам советского государства (Конституциям1918, 1924, 1936 и 1977гг.) прослеживается возрастающая роль Коммунистической партиив жизни общества в целом, а также ее основное, главенствующее место в механизмевласти. И, несмотря на то, что в Конституциях 1918г. и 1924г. о ней даже не упоминается,и только в Конституции 1936г. впервые законодательно закрепляется ее роль, а в Конституции1977г. она уже объявляется «руководящей и направляющей силой советского общества»,можно с уверенностью сказать, что на протяжении всей советской истории коммунистическаяпартия была доминирующей политической силой в стране, реально обладающей всей полнотойвласти.