Реферат по предмету "История"


Международная политика СССР в решениях съездов КПСС в период застоя

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
По Истории Советской Росси
Тема:
Международная политикаСССР в решениях  съездов КПСС в период застоя

Выполнил:
ФурсовКирилл Константинович
студентИ-208
Научныйруководитель:
ПрилуковаЕкатерина Григорьевна
доцент,к. филос. н.
Челябинск  2010 г
Содержание
 
Содержание
Введение
ГлаваI. Внешняя политика СССР в 1970-е,  начало 1980-х годов
1.1СССР и страны Запада
1.2Региональные конфликты и афганская война
1.3Внешняя политика СССР на рубеже десятилетий
ГлаваII. XXIV съезд КПСС и программа мира
ГлаваIII. XXV съезд КПСС
3.1Отношение СССР с социалистическими странами
3.2Отношение СССР с освободившимися и развивающимися странами
3.3Отношения с капиталистическими странами
ГлаваIV. XXVI съезд КПСС и его отличия от предыдущего съезда
4.1Отношение с социалистическими странами
4.2Отношения с освободившимися странами
4.3Отношения с капиталистическими странами и борьба за мир
Заключение
Списоклитературы

Введение
 
Есть темы, которыележат на поверхности, они хорошо известны всем немного интересующимся людьми. Аесть темы, которые скрыты для неосведомлённого исследователя. Такой темойявляется мой анализ программных документов 24-26 съездов КПСС. Геополитикаявлялась запретной наукой в СССР. Поэтому исследование данной области не моглопоявиться сразу. Только после распада СССР табу на анализ подобных документовна родине был снят. За 20 лет можно точно определить, что эта тема не являетсясамостоятельной, а входит в более крупный блок «Холодная война».
Среди иностранныхисследователей большее значение брежневской внешней политике уделяет ДжузеппеБоффа. Его работа называется «От СССР к России. История неоконченного кризиса.1964-1994». Глава 2 называется «Биполярный мир». Именно она посвящена даннойтеме. Российские авторы Лавренков С. Я. и Попов И. М. посвятили книгу«Советский Союз в локальных войнах и конфликтах». Главы 12, 13, 14 повествуютоб отношении СССР к Китаю, Африке и Польше в 1970-80-е годы. Существуют ещёдесяток крупных работ, освещающих данную тему. Но подобной темы, которую явзял, никто отдельно не рассматривал.
Нашу страну называютстраной с непредсказуемым прошлым. В современную посткоммунистическую эпоху насмену старым символам пришли новые. Но и старые и новые символы сливаютсявместе в России. Советское прошлое вызывает в нас противоречивое отношение кнему. Сегодня на экранах телевизоров продолжается борьба между «хорошими» и«плохими», между сторонниками прошлого и настоящего. В тяжёлых спорах историине удаётся выяснить однозначность прошлого.
Моя тема, затрагивающаяэпизоды Холодной войны брежневского периода. В такой программе журналистаЛеонида Млечина, как «Документальное кино» в его сериях «Маргарит Тэтчер.Женщина на войне», «Детство председателя Андропова», «Шестидневная война. Успеходноглазого министра», «Разбитый горшок президента Картера», «1973 год. Войнамиров» обсуждаются проблемы Холодной войны периода разрядки и застоя.
Актуальность даннойработы происходит из того, чтобы разобраться в прошлом, понять его истиннуюсуть. Большинство исторических расследований посвящено именно такой цели.
Моя работа касаетсярешения 24, 25, 26 съездов КПСС. Зачем это нужно?
Геополитика – этонаука, которая работает не только с практической частью, но и с теорией. А гдеискать её? Геополитики тогда официально в СССР не признавали. Когда, мырассматриваем США, то мы анализируем разного рода доктрины, программы ФБР,Государственного Департамента, указы Президента США, речи президента ивице-президента. Какие документы подвергать анализу в случае с Советскимпериодом? После распада СССР и падения коммунизма, эта страница истории вобласти документов была очень быстро забыта. Но ведь любые решения – эторешения власти того времени. Поэтому я решил взять решения съездов КПСС длягеополитического анализа.
Сегодня в отношенияхмежду некоторыми странами, когда происходят важные события, вспоминают прошлое.При заключении соглашения ОСВ-3 в Праге в мае 2010 года, вспоминали заключениесоглашений между СССР и США в 1972 году ОСВ-1, и в 1979 году ОСВ-2. Когдаобсуждается проблема союзников НАТО в Афганистане, вспоминают советский опытборьбы в этой стране.
Целью данной работыявляется анализ решений XXIV,XXV, XXVIсъездов КПСС. Для этого требуется сравнение этих документов между собой.Сравнение позволит увидеть изменения во внешнеполитической обстановке междуСССР и другими странами, позволит показать важные стратегические направлениямеждународной деятельности СССР.
 Задачи данной работызаключаются:
1.  Обратитьсяк истории внешней политики СССР периода 70-х и начала 80-х годов;
2.  Анализрешения XXIV съезда КПСС:МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КПСС. ПрограммаМира 1971 года;
3.  Анализрешения XXV съезда КПСС: ПОЛОЖЕНИЕВ МИРЕ  И МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КПСС;
4.  Анализрешения XXVI съезда КПСС: ПОЛОЖЕНИЕВ МИРЕ
 И МЕЖДУНАРОДНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КПСС;
5.  Сравнениеи анализ решений съездов КПСС, соответствие теории и практики.

Глава I. Внешняяполитика СССР в 1970-е,  начало 1980-х годов
История внешнейполитики СССР в эти годы делится на несколько частей: период разрядкинапряжённости 1969-1979 годы, период обострения отношений 1979-1985 годы.
1.1 СССР и страныЗапада
 
В сфере внешней политики начало 70-х гг. былоотмечено радикальным поворотом в сторону реальной «разрядки»напряженности между Востоком и Западом. Он был вызван стабилизациейвзаимоотношений Советского Союза с социалистическими странами (ранееприоритетное направление во внешней политике СССР) и наметившимися в конце 60-хгг. изменениями в позиции западноевропейских государств, заинтересованных вразвитии экономического сотрудничества.
В 1966 г. Франция вышлаиз военных структур НАТО, и в этот же год состоялся визит французскогопрезидента Шарля де Голля в СССР, проходивший под лозунгом углублениясоветско-французских связей. Президент Франции заявил: «Франция намеренаразвивать сотрудничество с СССР, в частности, в политической области оченьглубоко». Советско-французские встречи в верхах в 70-е гг. сталипостоянным явлением: они происходили в 1970, 1971, дважды в 1973 г. и дважды в1974 г.
Советский Союз посетилифранцузские президенты Ж. Помпиду, Ж. д'Эстэн; Францию — Л. И. Брежнев, А. Н.Косыгин и другие ответственные лица. В результате был подписан ряд договоров вобласти атомной энергетики, космоса и связи (система цветного телевидения СЕКАМ1965 г.). Еще раньше наладились прочные экономические связи СССР с Италией,результатом которых стало строительство в СССР фирмой «Фиат»автомобильного завода в городе Набережные Челны (1966). Советский Союзпоставлял в Италию нефть и газ, обогащенный уран, в свою очередь, в СССРосуществлялись поставки труб большого диаметра.
Победа на выборах 1969г. в ФРГ коалиции социал-демократов и свободных демократов привела к улучшениюсоветско-германских взаимоотношений. 12 августа 1970 г. в Москве между СССР иФРГ был подписан Договор об урегулировании территориальных вопросов,признававший границы всех государств в Европе, включая западную границу Польшипо Одеру-Нейсе и границу между ГДР и ФРГ. В 1970-1973 гг. правительство В.Брандта подписало аналогичные договоры с Польшей, ГДР и Чехословакией. 3сентября 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение СССР, США,Великобритании и Франции по Западному Берлину. Германский вопрос, долгое времянаиболее острый во взаимоотношениях Востока и Запада, был в значительнойстепени разрешен.
 Итогом мирногопоступательного процесса в Европе стало Хельсинкское Совещание по безопасностии сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 3 июля — 1 августа 1975 г. В Хельсинкиприсутствовали представители 33 европейских государств, а также США и Канада. ВСовещании приняли участие: генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев,президент США Дж. Форд, президент Франции В. Жискар д'Эстэн, премьер-министрВеликобритании Г. Вильсон, федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт, первый секретарьЦК ПОРП Э. Терек; генеральный секретарь ЦК КПЧ, президент Чехословакии Г.Гусак, первый секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер; первый секретарь ЦК БКП,председатель Государственного совета НРБ T. Живков, первый секретарь ЦК ВСРП Я.Кадар; генеральный секретарь РКП, президент Румынии Н. Чаушеску; председательСКЮ, президент Югославии И. Броз Тито и другие руководителигосударств-участников. В Декларации, принятой СБСЕ, провозглашаласьнезыблемость европейских границ, взаимный отказ от применения силы, мирноеурегулирование споров, невмешательство во внутренние дела стран-участниц,уважение прав человека и т. д.
На фоне сближенияпозиций СССР и западноевропейских держав в 70-е гг. происходит улучшениевзаимоотношений Советского Союза и США, что позволило впоследствии назвать 70-егг. периодом разрядки напряженности. В определенной степени это было вызваносложившимся ядерным паритетом двух сверхдержав. Начало разрядке положил визитпрезидента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. Во время встречи американскогопрезидента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о некоторых мерах вобласти ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Обестороны в договоре признали, что в «ядерный век не существует иной основыдля поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». ВМоскве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО),согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении неболее 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. В июне1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписаноСоглашение о предотвращении ядерной войны. Во время Вашингтонской встречи былозаключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в различных областях, втом числе о совместной космической программе «Союз-Аполлон»(реализованной в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон иЛ. И. Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшениичисленности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их тольковокруг столиц. Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе 1974 г.,встречи в верхах имели продолжение уже через несколько месяцев, когда в ноябре1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И.Брежнев. Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшемограничении ядерных средств. Углублению разрядки в последующий период помешалиоткровенная ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и ошибочноерешение Советского Союза о размещении в европейской части СССР ракет РСД-10(СС-20 по натовской классификации) в 1977 г. Это был серьезный просчетсоветского руководства, который привел к обострению отношений со странамиЗападной Европы. В 1979 г. все же была достигнута договоренность о подписаниинового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привел к срывуратификационного процесса, к новому витку напряженности в отношениях между СССРи США.
 
1.2 Региональныеконфликты и афганская война
 
1960-е гг. обозначилипереход от открытой конфронтации (Карибский кризис) двух сверхдержав к скрытомупротивостоянию в различных регионах мира, Советские военные специалистыпринимали участие в ряде локальных войн на стороне Алжира (1962-1964),Йеменской Арабской Республики (1962-1963), Египта (1962-1974), Вьетнама(1965-1974), Сирии (1967-1973), Мозамбика (1967-1979), Анголы (1975-1979) иЭфиопии (1977-1990). Общие потери, без учета умерших от болезней и в результатенесчастных случаев, советских воинов-интернационалистов составили 145 человек,7 человек пропали без вести. Значительная часть военной поддержки СССРразвивающимся странам оказывалась через посредничество социалистическихсоюзников Советского Союза (Куба, Вьетнам).
Наибольшие масштабыприняла помощь СССР, пришедшему в 1978 г. к власти правительствуНародно-демократической партии Афганистана (НДПА). 5 декабря 1978 г. междуправительствами СССР и Афганистана был заключен Договор о дружбе,добрососедстве и сотрудничестве, статья 4 которого предусматривала возможностьпредоставления военной помощи. Произошедший переворот в руководстве НДПА(октябрь 1979 г.), смерть прежнего главы государства Тараки и приход к властиАмина, проводившего репрессии в партии, усиление исламской оппозиции вынудилиСоветский Союз к принятию силового решения. С 25 декабря 1979 г. началсяпостепенный ввод в Афганистан отдельных частей 40-й армии. 27 декабря 1979 г.состоялся штурм дворца Амина и ввод основных подразделений на территориюсоседней с Советским Союзом страны. Советскому руководству не удалось создатьстабильного афганского правительства: новый руководитель Б. Кармаль держалсятолько благодаря военной поддержке СССР. Задуманная единовременная акцияпревратилась в длительные широкомасштабные военные действия (1979-1989). Еслипри вводе войск (декабрь 1979 — февраль 1980 г.) потери составили 239 человек,то к апрелю 1985 г. они достигли уже почти 9 тыс., а всего за время военногоконфликта — 14 453 убитых (в том числе 4 генерала), 417 попавших в плен или безвести пропавших, 53 753 раненых. Всего через Афганистан прошло около 620 тыс.человек, среднее количество войск составляло 80-104 тыс. солдат в различныепериоды войны.
Ввод советских войск вАфганистан резко изменил отношение стран Запада к СССР. Многие прежниедоговоренности остались на бумаге. Московская Олимпиада-80 проходила вобстановке бойкота со стороны большинства капиталистических стран.
 
1.3 Внешняя политикаСССР на рубеже десятилетий
После ввода советскихвойск в Афганистан международная атмосфера резко изменилась, вновь приобретаячерты конфронтации. В этих условиях победу на президентских выборах в СШАодержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган, называвший Советский Союз«империей зла». В США стали разрабатываться планы стратегическойоборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе,получившей образное название планов «космических войн». В«Директивах в области обороны на 1984-1988 финансовые годы» СШАговорилось: «Надо направить военное соперничество с СССР в новые области итем самым сделать бессмысленными все предыдущие советские расходы на оборону исделать все советское оружие устаревшим». Советский Союз ежегодно будетвынужден тратить на космические программы около 10 млрд. рублей (72% военныепрограммы). В СССР также стало известно о принятии на декабрьской (1979 г.)сессии Совета НАТО (за две недели до ввода войск в Афганистан) решения оразмещении с ноября 1983 г. в Европе новых американских ядерных ракет среднейдальности. В этих условиях СССР разместил в Чехословакии и ГДР ракеты среднегорадиуса действия, которые были способны достигнуть европейских столиц всчитанные минуты. В ответ НАТО стало разворачивать в Европе сеть американскихракет среднего радиуса действия, а также крылатые ракеты. В короткий периодЕвропа оказалась перенасыщена ядерными средствами. Стремясь предотвратитьдальнейшую эскалацию напряженности, Ю. В. Андропов пошел на уступки, предложивсократить количество советских ракет в европейской части СССР до уровня французскихи британских ядерных средств, переместив остальные ракеты за Урал. Соглашаясь свозражениями об усилении напряженности в Азии, вследствие перемещения тудасоветских ракет, вывозимых из Европы, советское руководство заявило оготовности демонтировать излишек ракет. Одновременно Андропов приступил курегулированию афганского вопроса, привлекая к процессу переговоровпакистанскую сторону. Снижение напряженности на афгано-пакистанской границепозволило бы Советскому Союзу сократить контингент советских войск вАфганистане и начать вывод войск. Инцидент со сбитым над территорией СССР 1сентября 1983 г. южнокорейским пассажирским самолетом привел к свертываниюпереговорного процесса. Советская сторона, отрицавшая некоторое время фактуничтожения лайнера (явно ведомого разведывательными службами США над военнымиобъектами СССР), в глазах мировой общественности оказалась виновной винциденте, унесшем 250 жизней пассажиров. Переговоры были прерваны.

Глава II. XXIV съездКПСС и программа мира
Многие люди, которыекасаются истории только в первый раз, этот период теоретических разработокмеждународных отношений, больше всего вспоминают разрядку напряжённости ипрограмму мира. К удивлению, стоит отметить, что в 1971 году, времени появленияпрограммы мира, она не являлась настолько доминирующей. Были и альтернативныенаправления. Работа съезда заключила положительное влияние социализма во всёммире, его расширение, усиление сотрудничества между странами коммунистическогоблока по каналам связи СЭВ-ОВД. Перед главой об этой программе идут главы:
1. «За дальнейшееразвитие дружбы и сотрудничества социалистических стран»;
2. «Империализм – врагнародов, общественного прогресса. Народы против империализма»;
3. «Борьба СоветскогоСоюза за мир и безопасность народов. Отпор империалистической политикеагрессии».
Надо полагать из вышеследующего, что международная программа СССР не должна представлять никакихиллюзий. Распространение социализма по всему земному шару предполагалоисчезновение альтернативной политической системы. А такой системой былкапитализм и империализм. СССР смешивал два этих понятия вместе, не видя междуними сущностных различий. Они главные враги. Как показали 1940-60-е годы, чтодолгие затяжные конфликты со странами Запада не привели к особым успехам.Поэтому методом борьбы в период сосуществования стран с различным общественнымстроем должно стать распространение идеи о мирном сосуществовании стран, иприверженности СССР принципов защиты мира. Так СССР планировал привлечь к себестран – противников старой западной системы, и несведущих в отношении пониманиясмысла внутренней идеи мира со стороны СССР.
Программе мирауделяется всего две страницы в конце большой главы о международной политикеСССР в составе третьей части. О чём это говорит? О незначительной роли этойидеи в политике СССР или о скрытом смысле практической реализации этихпостулатов. В 1970-е годы Программа мира была, чуть ли не единственной, накоторую обращало внимание советское телевидение в те годы в рамках теориисоветской международной политике. Как показала практика, имеет место несколькоточек зрения. Программа мира сыграла своё решающее значение в политике разрядкинапряжённости в середине 1970-х годов, но с другой стороны она не остановиласуществовавшие к тому времени конфликты и противоречия. В этом и заключаетсядвоякость теории внешних отношений СССР, внешней политики к разным странам.
Вот как это описано вматериалах съезда:
«Агрессивнойполитике империализма Советский Союз противопоставляет политику активной защитымира и укрепления международной безопасности.
 Главныенаправления этой политики хорошо известны. Наша партия, наше Советскоегосударство в сотрудничестве с братскими странами социализма, с другимимиролюбивыми государствами и при горячей поддержке многомиллионных народныхмасс во всем мире уже многие годы ведут борьбу на этих направлениях, отстаиваядело мира и дружбы между народами. Основные конкретные задачи такой борьбы в современнойобстановке КПСС видит в следующем.
Первое.
—Ликвидировать военные очаги в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке исодействовать политическому урегулированию в этих районах на основе уважениязаконных прав государств и народов, подвергшихся агрессии.
—Давать немедленный и твердый отпор любым актам агрессии и международногопроизвола. Для этого должны в полной мере использоваться и возможностиОрганизации Объединенных Наций.
—Отказ от применения силы и угрозы ее применения для решения спорных вопросовдолжен стать законом международной жизни. Со своей стороны Советский Союзпредлагает странам, которые разделяют этот подход, заключить соответствующиедвусторонние или региональные договоры.
Второе.
—Исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших вЕвропе в результате второй мировой войны, осуществить коренной поворот кразрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех общеевропейскогосовещания.
—Сделать все для обеспечения коллективной безопасности в Европе. Мы подтверждаемсовместно выраженную странами—участницами оборонительного Варшавского Договораготовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантическогосоюза или — в качестве первого шага — к ликвидации их военных организаций.
Третье.
—Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое, бактериологическоеоружие.
—Добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включаяподземные.
—Содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира.
—Мы выступаем за ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерныморужием, за созыв в этих целях конференции пяти ядерных держав — СССР, США,КНР, Франции, Англии.
Четвертое.
—Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. Мывысказываемся за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросовразоружения во всем их объеме.
—Мы за ликвидацию иностранных военных баз. Мы выступаем за сокращениевооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенноопасно, прежде всего — в Центральной Европе.
—Мы считаем целесообразной разработку мер, уменьшающих вероятность случайноговозникновения или преднамеренной фабрикации военных инцидентов и ихперерастания в международные кризисы, в войну.
СоветскийСоюз готов договариваться о сокращении военных расходов, в первую очередькрупных государств.
Пятое.
—Должны быть полностью претворены в жизнь решения ООН о ликвидации оставшихсяколониальных режимов. Проявления расизма и апартеида подлежат всеобщемуосуждению и бойкоту.
Шестое.
—Советский Союз готов углублять отношения взаимовыгодного сотрудничества во всехобластях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому. Нашастрана готова участвовать совместно с другими заинтересованными государствами врешении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетическихи других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение иликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование иосвоение космоса и Мирового океана.
Таковав основных чертах программа борьбы за мир и международное сотрудничество, засвободу и независимость народов, с которой выступает наша партия.
Имы заявляем, что, последовательно проводя политику мира и дружбы международами, Советский Союз и впредь будет вести решительную борьбу противимпериализма, давать твердый отпор проискам и диверсиям агрессоров. Мы, как ипрежде, будем неуклонно поддерживать борьбу народов за демократию, национальноеосвобождение и социализм.
Товарищи!Как видно из доложенного, минувшие пять лет были годами активной и напряженнойдеятельности нашей партии и государства в области международной политики.
 Конечно,в международных делах не все зависит только от нас или от наших друзей. Невсюду мы двигались к намеченным целям так скоро, как хотелось бы. Ряд важныхакций еще не доведен до конца, их значение проявится в полной мере позднее. Нообщий баланс очевиден: за пять лет достигнуты большие результаты. Международноеположение пашей Родины еще более окрепло, авторитет ее возрос, мирный трудсоветских людей надежно обеспечен». Нужно заметить прогрессивный подход СССР кпониманию международной жизни всего мира. СССР первым признал возможностьизменения военно-стратегического соотношения стран НАТО-ОВД. Готовность котказу от блоковой структуры видится в этом отношении реальным элементомПрограммы мира. СССР обратил внимание на недопустимость возникновениявооружённых конфликтов, на то, что возникают новые виды оружия такие, какбактериологическое. Ограничение ядерного оружия, ведения войны в море, на суше,в воздухе и космосе также затрагивали советскую сторону. Появление новых видоворужия заставило бы экономику СССР всё больше вкладывать в ВПК и привести кокончательному краху. Поэтому разрядка виделась в качестве спасительногомомента для СССР. СССР продемонстрировал небывалую открытость. Но такжезаметил, что в понятие мира не входят агрессоры и империалисты. А подобноезаявление сводит новую внешнюю политику СССР к минимуму потому, что любуюстрану с капиталистическим обществом в случае войны можно назвать агрессором иимпериалистом. СССР выдвинул неоспоримый тезис такой, как об уничтоженииколониального режима. Этот пункт может оспаривать только метрополия, но и здесьморальная поддержка будет не на её стороне, особенно в условиях ростасопротивления в колониях.

Глава III. XXV съездКПСС
 
Чтениеисследователю-политологу стенографических отчётов разных съездов КПССпредставляется очень лёгким из-за чёткой структуры стенографического отчёта.Чёткость и структурированность позволяют сделать быстрый анализ. Иерархичность– самая заметная черта доклада. Самое важное обычно ставят на первое место.Поэтому важность того или иного вопроса зависит от его положения по списку вдокладе. Тем более, документ – это переработка самих выступлений. Здесь главнаяцель редактора – что преподнести, в каком порядке, а что следует умолчать или скрыть.Из принципа иерархии следует форма изложения. Эта форма – геополитическиевопросы СССР по характеру значимости и влияния для СССР, расположенные попорядку.
Впервой части доклада перечисляются фамилии присутствующих на съезде.
Послеруководства КПСС и региональных глав, в торжественной речи Михаил Сусловприветствует руководителей иностранных государств и руководителейкоммунистических стран зарубежья в алфавитном порядке по странам:
1.  «соратниковпо борьбе» — лидеров компартий Болгарии, Венгрии, Вьетнама, КНДР, Польши, ГДР, Монголии,Чехословакии, Румынии, Югославии;
2.  «встреченныепо-братски» — 54 представителя компартий, среди которых компартии Индии, США,Австралии, Швеции, Канады, Израиля, Великобритании, Сирии, Венесуэлы, Лаоса,Перу и т.д.;
3.  «простоделегации» из 8 стран;
4.  «делегациинационально-демократических партий дружественных стран» — 21 партия т. к. Чили,Алжир, Ангола, Мозамбик и т. д.
 Большаячасть съезда посвящена обсуждению «Отчёта ЦК КПСС и очередных задач партии вобласти внутренней и внешней политики». В начале, слово даётся для докладаГенеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу.
 «Вобласти внешней политики XXIVсъезд выдвинул Программу мира. Главный смысл ее состоял в том, чтобы, опираясьна мощь, сплоченность и активность мирового социализма, на его крепнущий союзсо всеми прогрессивными и миролюбивыми силами, добиться поворота в развитиимеждународных отношений. Поворота от «холодной войны» к мирному сосуществованиюгосударств с различным общественным строем. Поворота от напряженности,угрожавшей взрывом, к разрядке и нормальному взаимовыгодному сотрудничеству. Мыследовали наказу великого Ленина, который требовал: как можно больше решений имер, «которые бы действительно вели к миру, если уже не говорить о полномустранении опасностей войны».
То,чего удалось добиться в этом отношении за последние пять лет, имеет поистиненепреходящее значение. Сделано все возможное для обеспечения условий мирногостроительства в нашей стране и в братских странах социализма, для мира ибезопасности всех народов. Внешняя политика Страны Советов пользуется уважениеми поддержкой многомиллионных народных масс во всем мире. И эту политику мыбудем продолжать с удвоенной энергией, добиваясь обуздания сил войны иагрессии, упрочения всеобщего мира, обеспечения права народов на свободу,независимость и социальный прогресс».
3.1 ОтношениеСССР с социалистическими странами
 Первойтемой доклада являлось направление дальнейшего укрепления сотрудничества ссоциалистическими странами. Брежнев открыто произнёс:
«Пожалуй,не было такого заседания Политбюро, на котором мы не рассматривали бы те илииные вопросы, связанные с укреплением единства и развитием сотрудничества сбратскими странами, упрочением наших общих международных позиций». Эта фразасвидетельствует об особой значимости стран социалистического лагеря. Внешняяполитика вмешивается во внутреннюю потому, что власть вынуждена тратить нарешение внешнеполитических проблем большое время. Также это говорит о том, чтоСССР заботит идея распространения социализма по миру, сохранения единства странсоциалистического лагеря.
 Выделяютсянесколько стран социализма:
1.  Вьетнам.Было отмечено, что вьетнамский народ победил американских «империалистов» вупорной борьбе. Советский Союз одобрил социалистический выбор Вьетнама иподдерживает восстановление разрушенной страны после войны.
2.  Свободузавоевали Лаос и Камбоджа. СССР положительно оценил проделанные шаги этих странв сторону политической свободы.
3.  Особобыло отмечено увеличение доверия в Центральной Европе. За счёт взаимныхдоговоров о признании границ между ГДР, ФРГ, Польшей и Чехословакией созданыпредпосылки для добрососедского сотрудничества.
4.  Кубапродемонстрировала социалистическому сообществу новую конституцию, которая даётвозможность стране идти вперёд.
 Стоитособо отметить новую конфигурацию социалистического содружества стран. Еслираньше это были только страны Восточной Европы, Китай и Монголия, то на съездезвучит другая система братских социалистических стран: Болгария, Венгрия,Вьетнам, ГДР, КНДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. Врамки друзей близкого круга входят такие страны неевропейского характера, какКНДР, Монголия, Вьетнам и Куба. Средство связи между этими странами естьединство коммунистических партий. Так видится оно советскому руководству. СССРподмечает в докладе больные геополитические точки: ГДР, Вьетнам и Куба. Этимстранам Советский Союз уделяет большое внимание из-за срочных проблем. Такжеформируется всеобщность социалистической системы: Европа, Азия, ЛатинскаяАмерика.
Единствопартий подчёркивается для ведущих стран социализма. Встречи партийных лидеровна общих собраниях в Крыму, Будапеште и Варшаве говорят о тесномсотрудничестве. Ежегодные встречи руководства партий стран соцлагеряпроводились вплоть до распада СССР и играли ключевую роль в соотнесении общейполитики стран. Военное сотрудничество стран объединяется в ОВД, экономическое– посредством СЭВ, где СССР помогает братским странам строительством заводов,поставкой нефти и газа, увеличением товарооборота между странами. Были вдокладе отмечены идеологические формы взаимодействия: частые встречируководителей стран, сотрудничество СМИ, ведущая роль КПСС.
СССРне мог не обратить внимание на отношение с Китаем, страной социалистическогоразвития. Китайский режим сравнивался с западными милитаристами,южноафриканскими расистами, фашистским режимом в Чили. В долгом течении ярковыраженного критического доклада в отношении Пекина, выводом стало то, чтомаоизм прямо враждебен марксизму-ленинизму. Но СССР всячески будет стремитьсясоблюдать решения 24 съезда КПСС, признавать за Китаем равноправие в отношенияхс международным сообществом.
Отношенияс Китаем разладились после смерти Сталина. Диктатура Мао Цзэдуна не понималадемократических новаций в СССР, считая СССР предателем, пошедшим на сговор сЗападом.
НоКитаю для противостояния нужны были свои союзники, которых он нашёл в Румынии иАлбании. Из этих стран наиболее верным союзником была Албания, вышедшая в1962-1968 гг. из ОВД и СЭВ. Это связано с диктатурой Энвера Ходжи. Т. е.причиной возникновения такого союза стало укрепление личной властируководителей стран и борьба с демократическими мерами в отношении власти. В1972 году Китай посетил президент США Ричард Никсон, после чего между США иКитаем образовались дружеские связи. Удаление Китая от СССР привело квозникновению пограничных конфликтов, продлило период диктатуры Мао Цзэдуна,сохранило однопартийную структуру, привело страну к поиску новой экономическоймодели.
3.2 ОтношениеСССР с освободившимися и развивающимися странами
Следующейглавой доклада стали отношения с освободившимися, развивающимися странами. Былоотмечено то, что большая часть стран выбрала социалистический путь развития. Внекоторых странах идёт классовая борьба, падение феодальных отношений. Быловысказано недовольство по поводу поражения Индиры Ганди в Индии, смещениемкурса развития Египта.
«Иливозьмите Народную Республику Ангола. Едва родившись, это прогрессивноегосударство стало объектом иностранной интервенции, это — дело рук империализмаи южноафриканских расистов — заклятых врагов независимой Африки, а также тех,кто взял на себя неблаговидную роль их пособников. Поэтому борьба Анголы взащиту своей независимости встретила поддержку прогрессивных сил во всем мире,а успех этой борьбы стал еще одним свидетельством того, что стремление народовк свободе не сломить никому».
СССРвыступает против вмешательства во внутренние дела других стран, но выступает запрогресс, демократию и национальную независимость стран. Было заявлено такжето, что Советский Союз не ищет выгод, политического господства, концессий,военных баз в других странах.
 Ноподобные слова не соответствуют действительности. После 25 съезда 1976 года вдекабре 1979 года СССР ввёл ограниченный контингент в Афганистан, что являетсягрубым вмешательством во внутренние дела этой страны. СССР не строил военныхбаз за рубежом, но скрывал секретные базы в Африке, Юго-Восточной Азии.Дружественные страны предоставляли морские порты для беспрепятственногозахождения ВМФ СССР.
 Особовыделяются арабские страны и организации (в порядке приоритета):
1.  Сирия;
2.  Ирак;
3.  Алжир;
4.  Народно-ДемократическаяРеспублика Йемен;
5.  ОрганизацияОсвобождения Палестины (ООП).
Особобыл отмечен заключённый между СССР и Ираком Договор о дружбе и сотрудничестве.В отношениях с арабскими странами происходит процесс взаимодействия обоихсторон. СССР поддерживает арабские страны в борьбе против израильской агрессии.Советская сторона видит возможность урегулирования этого конфликта совместно сСША, Великобританией и Францией. Безопасность поставлена во главу угла в этомрегионе. Также было сказано о важности разрешённого индо-пакистанскогоконфликта 1971 года. Отмечена важность победы народов Островов Зелёного Мыса,Гвинеи-Бисау, Мозамбика, Анголы. СССР расширил контакты с Гвинеей, Нигерией,Сомали, Конго.
Африкане является стратегическим континентом. Важными ресурсами здесь являютсяполезные ископаемые. СССР использовал идею борьбы за независимость стран Африкии Азии для увеличения своего влияния в этом регионе. В условиях борьбы сЗападом, африканские базы имели стратегическое значение. Строительство заводов,поставка техники, военного контингента, кредиты – всё это было потраченовпустую. После распада СССР более сильные юридические соглашения о кредитахстали пустыми, у бедных стран не было возможности платить.
3.3 Отношения скапиталистическими странами
 
Третийбольшой блок посвящён отношениям со странами капитализма.
Основнойкурс отношений – разрядка. Основная причина разрядки с точки зрения советскойстороны – переход к паритету военно-стратегических соотношений. Основаотношений с Западом — ленинский принцип мирного сосуществования и ПрограммаМира 1971 года.
Приоритет в европейскихотношениях СССР отводил:
1.  Франции;
2.  ФРГ;
3.  Великобритании;
4.  Италии;
5.  Финляндии;
6.  Австрии;
7.  Бельгии;
8.  Португалия;
9.  Греция.
Стоитобратить внимание, что в этой главе каждый пункт, выдвинутый на съезде,пропускается через Программу мира. Отказ ФРГ от старой границы в пользу границыпо Одеру-Нейсе, признание самостоятельного статуса Западного Берлина. Тезис опризнании и нерушимости послевоенных границ вошёл не только в материалы съезда,но и в Заключительное соглашение Совета по Безопасности и Сотрудничеству вЕвропе в Хельсинки в 1975 году. Основным следствие этого стало упрочение мира вЕвропе, сотрудничеству в науке, технике, экономике, культуре, информации междугосударствами. Советская сторона обращает внимание на проблемы. Одна из них –вопрос разрешения территориальных споров на Кипре. Основной принцип решениятакого вопроса – учёт интересов обеих конфликтующих сторон – греческой итурецкой общины.
Носамыми важными и решающими отношениями СССР называет отношения с США. Улучшениесвязей с США ведёт к улучшению всего международного «климата». Встречи спрезидентом Никсоном в Москве и Вашингтоне и Фордом во Владивостоке позволиловыйти двум странам на равноправные связи. Заключение договоров по ограничениюстратегических вооружений делает взаимовыгодным сотрудничество двух стран иуменьшает возможность ядерной войны. Советская сторона обращает внимание на то,что США пытаются решать конфликты не бряцанием оружия, а с помощью переговоров.Усилились контакты двух стран по связи между парламентами СССР и США, черезкультурные мероприятия. Но СССР обращает внимание на то, что внутри страны естькруги, которые сопротивляются разрядке, улучшению отношений с СССР, прекращениюгонки вооружений. СССР выступает против торговых ограничений в виде поправкиДжексона-Веника. В целом курс СССР состоит в сотрудничестве с США.
Важнуюроль играют отношения с Канадой и Японией. Советский Союз надеется на то, чтоспоры между двумя странами не помешают уже сложившимся добрососедскимотношениям.
Вконце третьей главы подводится итог за 5 лет в отношениях между СССР и Западом.Была создана благоприятная атмосфера развития экономического,научно-технического и культурного сотрудничества. СССР осуществляя Программумира, выступает за прекращение гонки вооружений, за разоружение. СССР противраспространения ядерного оружия.
«Главныммотивом сторонников гонки вооружений является утверждение о так называемойсоветской угрозе. Этот мотив используется и тогда, когда нужно протащить болеевысокий военный бюджет, урезывая расходы на социальные нужды, и когдаразрабатываются новые виды смертоносного оружия, и когда пытаются оправдатьвоенную активность НАТО. На самом деле, конечно, никакой советской угрозы несуществует ни для Запада, ни для Востока. Все это чудовищная ложь — от началадо конца. Советский Союз не собирается нина кого нападать. СоветскомуСоюзу война не нужна. Советский Союз не увеличивает свой военный бюджет, он несокращает, а неуклонно наращивает ассигнования на повышение благосостояниянарода».
 Этислова звучат, как жест отчаяния. Советский Союз не имел на тот период плановкакой-либо войны. Главным спорным моментом выступает понятие «советскаяугроза». Это скорее не стратегия или план СССР, а состояние всего мощногосоциалистического содружества, имеющего огромный военный комплекс.
 СССРвыступает за дальнейшую реализацию Программы мира 1971 года. В конце главы былиснова освящены пункты Программы мира и некоторые проблемы современноймеждународной политики:
1.   Укреплениеединства братских социалистических стран;
2.   Завершениеподготовки для заключения соглашения между СССР и США;
3.   Активизацияпереговоров о сокращении вооружений в Центральной Европе;
4.   Сокращениевоенных расходов;
5.   Скорейшийсозыв Всемирной конференции по разоружению;
6.   Справедливоеи прочное урегулирование конфликта на Ближнем Востоке;
7.   Сотрудничествомежду странами;
8.   Обеспечениебезопасности в Азии;
9.   Заключениевсемирного договора о неприменении силы в международных отношениях;
10.  Ликвидациясистемы колониализма;
11.  Устранение дискриминациив международной торговле, диктата, экономической эксплуатации.
СССРне мог не обратить внимание на разные процессы. В одних странах происходятреволюции – Испания, Португалия, Греция, Ангола, Мозамбик. А в других странахусиливается реакция, как в Чили. Поэтому Советский Союз видит положительныемоменты в революционном процессе и переходу стран в социалистический лагерь,поэтому он выступает за революционное смещение империалистических и реакционныхрежимов.
Вконце доклада было сделано заключение о том, что международное положение СССРпрочно, как никогда.
Основнымвыводом этой главы можно считать то, что СССР ориентировался на разрядкунапряжённости, на мирное взаимоотношение между странами. Внешняя политика СССРимела чёткую структуру, делила страны по категориям. Основная задача –распространение социализма и сохранение мира, носила противоречивый характер.СССР пытался превратить политику по всеобщему характеру, т. е. были определеныпланы развития отношений с большинством стран.

Глава IV. XXVIсъезд КПСС и его отличия от предыдущего съезда
Вэтой главе будут представлены различия по содержанию и структуре между 25 и 26съездом КПСС. Сразу бросается в глаза большая похожесть отчётов о съездах КПССв структурном плане.
Иснова можно увидеть, что в начале доклада выступает Генеральный секретарь ЦККПСС Л. И. Брежнев. В этот прошедший период выявились два направления,сражающиеся между собой. Это курс на разрядку и на борьбу с ней. АвторитетСоветского Союза вырос, победили революции в Эфиопии, Никарагуа, Афганистане,Иране. В кризисных условиях, особенно с американской стороны, СССР по-прежнемустремился проводить курс разрядки.
На26 съезде появилось больше тревожных моментов в докладе, американская сторонаперешла из группы друзей в группу противников разрядки. Но также стоитотметить, что СССР не сменил риторику курса на военное усиление. По-прежнемуслышны слова о мире, о сокращении вооружения, о продолжении политики курсаразрядки.
4.1 Отношение ссоциалистическими странами
 
Перваяглава о социалистическом содружестве осталась прежней. Среди прежних друзей –Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии иЧехословакии, появился Лаос. Сохранились прежние нити сотрудничества междустранами, но добавилось сотрудничество между местными партийными органами исотрудничество в космосе по программе «Интеркосмос». Продолжали функционироватьсвязи по Министерству обороны, установлены связи по Комитету МинистерстваИностранных Дел, что позволило усилить контакты между братскими странамисоциализма. Было также отмечено, что строительство газопровода «Союз»протяженностью почти три тысячи километров, энергосистемы «Мир», пополнившейсяновыми линиями электропередач, Усть-Илимского целлюлозного завода,горно-обогатительного комбината «Эрдэнэт» в Монголии, никелевых заводов на Кубетакже способствуют дружеским взаимоотношениям между этими странами.Преимуществом социалистической интеграции можно назвать быструю поддержкустраны, нуждающейся в помощи. Так было в 1979 году, когда произошла агрессияКНР в сторону Вьетнама.
Социалистическоесодружество по-прежнему играет главенствующую роль во внешней политике СССР.Было замечено, что оно начало испытывать затруднения, чего ещё не было заметнопять лет назад. Хотя и было сказано, что за 10 лет темпы экономического ростаувеличились в 2 раза в странах СЭВ, по сравнению с капиталистическими странами,но надо учитывать, что это десятилетие было периодом экономического кризиса наЗападе. Период интеграции между странами создал обособленную региональнуюэкономическую систему, ориентированную только на тех членов, которые входили внеё.
Новымстало то, что внутри стран социалистического содружества появились внутренниеполитические проблемы. Причинами этого называются:
1.  Ухудшениеэкономической ситуации в некоторых странах;
2.  Наличиевнутри этих стран противников социализма;
3.  Привлечениепротивников социализма внешних сил;
4.  Стремлениеэтих сил повернуть ситуацию в контрреволюционное русло.
Такимпримером является Польша. Стоит напомнить, что здесь в 1980 году проходилимитинги и демонстрации, был организован профсоюз «Солидарность», активновыступивший за перемены в Польше. В докладе было отмечено, что руководство ЦКПОРП признало кризисную ситуацию. КПСС и ПОРП поддержали программу действий, котораяусиливает боеспособность партии, её связь с трудящимися, оздоровлении польскойэкономики, оказания возможной военной помощи в рамках ОВД.
Главнымследствием для партии становится то, что она должна быть неразрывно связана смассами, избегать бюрократизма и волюнтаризма. СССР выступает за мирноеобъединение Корейского полуострова под руководством КНДР. СССР занялвыжидательную позицию по отношению к Китаю, нежели чем это было пять лет назад.Это связано с переменами в политической жизни страны, со смертью Мао Цзэдуна ипереход власти в руки Дэна Сяопина. Но отношения между СССР и КНР лучше за этовремя не стали. Главная причина – антисоветская внешняя политика, ориентация наимпериалистические страны и страны НАТО.
Главнымитогом первой главы стал прежний тезис об укреплении социализма на всём Земномшаре. Социализм во всех областях идёт уверенно вперёд.
4.2 Отношения сосвободившимися странами
 
Глава вторая оботношениях с освободившимися странами занимает то же место, что и в докладе 25съезда КПСС. Вначале сразу бросается небольшое отличие. Здесь предпринятапопытка анализа постколониального развития некоторых стран. Анализ включает всебя:
1.  Освободившиесястраны идут по разным путям развития: по социалистическому икапиталистическому;
2.  Страны,выбравшие социалистическую ориентацию, идут по прогрессивному пути, ихколичество возросло;
3.  Всоцстранах ликвидированы монополии, буржуазия, иностранный капитал;
4.  Народнаяэкономика и кооперация в деревне заняли командные высоты;
5.  Усилениеположения трудящихся масс в государстве;
6.  Антиимпериалистическаявнешняя политика.
СССРпродолжает укреплять связи с развитыми странами: Ангола, Эфиопия, Мозамбик,Народно-Демократическая Республика Йемен, Сирия, Алжир, Гвинея. В этот списоктакже вошёл Афганистан, в котором произошла революция в 1978 году. Помимопрежних экономических связей, наравне с ними стала играть и военная помощьтаким странам, как Анголе и Эфиопии. Подчёркивается антиимпериалистическийхарактер исламской революции в Иране. Торгово-экономические отношения междуСССР и Индией, Индонезией улучшаются. СССР приветствует передачу независимостиЗимбабве, напряжённой борьбе Намибии за отделение от ЮАР. Советский Союзпризнаёт бессмысленность братоубийственной войны между Ираном и Ираком. Признаётсякапитулянтский характер заключённых соглашений между Израилем и Египтом вКэмп-Дэвиде при посредничестве США. СССР настойчиво рекомендует арабскимстранам воздержаться от соглашений с Израилем. Важную роль, по мнению советскойстороны, играет и Движение неприсоединения, связывающего богатый «Север» ибедный «Юг».
Обострениевнешнеполитической обстановки привело к некоторым изменениям в структуре отчётаКПСС по внешней политике. Если в докладе 25 съезда одну из последних местзанимала глава о революционном движении, связанная с революциями в Испании,Португалии, Греции, Никарагуа, то на 26 съезде отдельно выделена глава омеждународном коммунистическом движении. Эта глава занимает целых три страницы,имея одинаковое количество информации с другими главами. В 94 странахкоммунистические партии играют активную политическую роль в жизни страны. Числокоммунистов в Европе увеличилось на 800000 человек за 5 лет. Коммунистическоедвижение выступает против агрессивной политики НАТО. В некоторых странах ононаходится в подполье. Но это движение по-прежнему сильно на большей частипланеты. Конец главы подвёл лозунг: «Честь и слава коммунистам — мужественнымборцам за народное дело!» Главной причиной усиления этой темы в докладе сталпериод обострения отношений СССР со странами Запада, что потребовалодополнительный ресурс воздействия, чем и выступило коммунистическое движение.
4.3 Отношения скапиталистическими странами и борьба за мир
В отношениях скапиталистическими странами во главу угла поставлен экономический анализ.Подчёркивается увеличение инфляции, количества безработных, нарушение прав исвобод человека на Западе, усиление монополий, стремление угнаться за дешёвымиэкономическими ресурсами – нефтью, ураном, цветными металлами.
Если 5 лет назад вдокладе превалировали дружественные тона, изображающие отношение СССР к странамЗапада, то уже в 1981 году отмечается, что США отказались от взаимопонимания исотрудничества. В отношениях между этими странами преобладает настроениенедоверия к СССР, звучат обвинения советской стороне о советской угрозе.
По разному складываютсяотношение СССР к европейским странам. В отношениях между СССР и Франциейнапряжения не заметно, экономическое и политическое сотрудничество остаётся напрежнем уровне. В отношениях с ФРГ экономическое сотрудничество подрываетсяполитической критикой руководства ФРГ советской стороны. Размещениеамериканских ракет в Великобритании не приносит ощущения мира в этот период вЕвропе. Дружеские связи у СССР остаются с Италией, Австрией, Швецией, Бельгией,Финляндией, Испанией, Кипром. Явным противником СССР в Европе выступает НАТО,которое пытается изменить положение сил в свою пользу.
В отношениях между СССРи Японией стали большую роль играть негативные моменты, главный из которых –ориентация на Китай и США. В отношениях с Латинской Америкой превалируетсотрудничество, укрепляются связи с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Мексикойи Перу. Есть возможность улучшения отношений с Канадой.
В конце главыподчёркивается, что СССР ориентирован на сосуществование стран с различнойобщественно-экономической системой. Советская сторона не склонна сводить идеюсотрудничества разных стран к утопии, она по-прежнему верит в реализм такихотношений.
Последняя главапосвящена идеям мирного сотрудничества между странами. Главными лозунгами здесьвыступали:
1.  Борьбаза ослабление угрозы войны;
2.  Углублениеразрядки напряжённости;
3.  Обузданиегонки вооружений.
 Советский Союз в этойглаве затрагивает тему появление новых видов оружия. Ядерное,бактериологическое, химическое оружие появилось на Земле. Большое вниманиеуделяется прекращению разработок в США нейтронного оружия, убивающего всёживое, но оставляющее все материальные предметы в порядке. В этой связи важнымявляется заключение договоров о нераспространении разных видов вооружений. СССРнеуклонно стремиться следовать Программе мира 1971 года. Руководство страныготово участвовать в переговорах по международным «больным» точкам. Напредложение СССР присоединиться к переговорному процессу в районе Персидского залива,США ответили обращением к СССР по ситуации с введением военного контингента вАфганистан. Предложение советской стороны заключается в создании авторитетногомеждународного комитета, регулирующего вопрос с ядерным оружием.
«Не подготовка к войне,обрекающая народы на бессмысленную растрату своих материальных и духовныхбогатств, а упрочение мира — вот путеводная нить в завтрашний день», — такзаканчивается большая часть отчёта съезда КПСС, посвящённый международнымделам. Это окончание символично. В условиях, когда нарастает напряжённость,никогда нет безальтернативности войне, в любую минуту можно перейти к миру. Мирдороже какой-нибудь войны.
Мы можем подвести итогиглавы. Съезд 1981 года не осознал обострившиеся отношения между странами.Усилились негативные оценки отношений со странами Запада. Съезд не акцентировалвнимание на проблему Афганистана, Ближнего и Среднего Востока. Пониманиепроблем носит вопрос различий общественно-экономической системы.

Заключение
 
Можно подвести итоги.Отчёты о работе съездов КПСС 1976 и 1981 года заключают в себе, какположительные моменты, так и негативные. Нужно отметить сильнуюструктурированность отчёта. Каждая глава имеет своё место. Различия носяттолько временной характер, т. е. за пять лет в международной политике произошлиновые события. Структура отчёта вносит небольшие изменения в связи с переменойкурса во внешней политике. Появилась глава о международном коммунистическомдвижении.
Положительными чертамисоветской стороны можно назвать то, что СССР первым выдвинул лозунг борьбы замир. Именно по инициативе СССР появились международные договоры, повлиявшие наограничение различных видов вооружения. Выдвинутые лозунги, такие какограничение гонки вооружений, ликвидации иностранных военных баз до сих пор являютсяактуальными.
Внешнюю политикуСоветского Союза можно охарактеризовать, как глобальную. СССР пытаетсяопределить отношения к различным группам стран, от США до стран Африки иЛатинской Америки. В структуре внешней политики СССР делит все страны на разныегруппы: капиталистические, социалистические, развивающиеся, освободившиеся.СССР изначально окрашивает мир в чёрно-белый цвет. Выбор социалистического путипризнаётся прогрессивным. В отношении стран капиталистического развития одно изобвинений звучит, как нарушение прав и свобод человека.
СССР декларировал однипринципы, а на практике происходило другое. СССР выступал против гонкивооружений, хотя сам злоупотреблял этим. В докладе 26 съезда была полностьюпроигнорирована тема военного конфликта в Афганистане, начавшегося в 1979 году.Это связано с секретным смыслом этой операции, который тогда разглашать ещёбыло невозможно.
СССР не мог полностьюпонять смысла международной политики. Ирано-иракская война была названапротиворечащей политике этих двух стран. Советская политика не могла понятьособенностей столкновения культурных и религиозных противоречий между странами.Афганистан – ярчайший пример.
Демонстративным можноназвать попытку обрисовать улучшение положения социалистических стран. Явнонадуманным выглядит комментарий к ситуации в Польше, где, по мнению СССР, врагисоциализма выступили вместе с внешними силами против коммунистической власти.
Но при всехнедостатках, доклад не может не показать основной курс СССР – за развитиесоциализма любыми путями и за мир во всём мире.
Списоклитературы1. Богуш Е.Ю., Борисов О.Б., Грачев В.А., Исраэлян В.Л., идр.; Внешняя политика Советского Союза — 2-е изд., перераб., доп. — М.:Политиздат, 1978. — 472 c. www.lawlibrary.ru/izdanie38727.html 26.11.201017:372. Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История СоветскойРоссии — СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 416 с. ГЛАВА 6. СССР вПЕРИОД «ЗАСТОЯ» и «ПЕРЕСТРОЙКИ» III. РАЗРЯДКА и НОВЫЙ ВИТОКНАПРЯЖЕННОСТИ www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rat/23.php 07.11.2010 11:453. КПСС. Съезд, 24-й. XXIV съезд Коммунистической ПартииСоветского Союза. 30 марта — 9 апреля 1971 года. Стенографический отчет. В 2-хтомах. Т. 1. — М.: Политиздат, 1971. — 598 с.; militera.lib.ru/
11.10.2010 15:154. КПСС. Съезд, 25-й… 24 февраля — 5 марта 1976 г.Стенографический отчет. [В 3-х т.] Т. 1. — М.: Политиздат, 1976. — 472 с.;militera.lib.ru/ 11.10.2010 15:205. КПСС. Съезд, 26-й… XXVI съезд Коммунистической ПартииСоветского Союза. 23 февраля — 3 марта 1981 г. Стенографический отчет. [В 2-хт.] Т. 1. — М.: Политиздат, 1981. — 382 с.; militera.lib.ru/ 11.10.201015:25


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.