Реферат по предмету "История"


Мемуарные документы о декабристах в ссылке

/>Оглавление
Введение
Глава I. Восстание 1825года
Глава II. Мемуарнаялитература декабристов
Глава III. Мемуары одекабристах в период сибирской ссылки
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Первая четвертьXIX в. российской истории прочно ассоциируется с декабризмом как явлениемобщественно-политической жизни. История декабризмаявляется одним из краеугольных камней отечественной истории. Декабризм какисторическое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологиюдворянских революционеров, родоначальников идейно осознанной и организованнойполитической борьбы против самодержавия и крепостного права, оказавшуюзначительное влияние на общественное сознание передовой России первой половиныXIX века.
Нужносказать, что существует ряд самых различных мнений и интерпретаций событий тоговремени, они имеют множество и восхваляющих, и осудительных реплик. Но историческиеи социально-политические закономерности выступления декабристов ни в кое случаене должны затушевывать исключительность, своеобразие их движения в целом, тупечать избранничества, которая легла на их судьбы. Декабристы оставили весьмабогатое наследство записок и воспоминаний, различных по характеру, манереизложения, точности, кругу затрагиваемых вопросов.
Мемуарыпредставляют собою особый вид литературы, который, с одной стороны, являетсяисторическим источником, с другой, представляет собой специфическую формуличностного осмысления событий и несёт отпечаток авторской субъективности.Большинство мемуаров декабристов было написано много лет спустя после рядаисторических событий: войны 1812 года, заграничных походов, «Семеновскойистории», восстания на Сенатской площади, сибирской каторги и ссылки.
Актуальностьисследованияобусловлена, на наш взгляд, тем, что если вопросыдекабристского движения, связанные с формированием революционной идеологиидекабристов, подготовкой восстания и судом над декабристами, освещены вотечественной историографии достаточно обширно, то взгляды и деятельностьдекабристов после восстания изучены гораздо меньше.
Предметисследования – характеристика воспоминаний декабристов и их современников,описывающих жизнь и деятельность декабристов в ссылке, как историческогоисточника.
Объектомисследования являются мемуарные произведения о жизни декабристов в ссылке.
Хронологическиерамки исследования определяются периодом ссылки декабристов – II пол. 20-х — сер.50-х гг. XIX в.
Территориальныерамкиизучаемой темы включают территории Енисейской, Иркутской, Тобольской губерний иЗабайкалья в границах конца XIX в.
Историография. Литература, посвящённаядекабристам, огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Исследователив этой области располагали богатым материалом, включающим мемуарныепроизведения самих декабристов и их современников, очевидцев событий 1825 годаи свидетелей жизни декабристов в ссылке. Первыми исследователями «движения 14декабря 1825 года» следует считать самих декабристов, в «Записках» которыхнаходят отражение разные аспекты. Рассматривалось мемуары декабристов во второйполовине XIX века в так называемой «потаённой печати» А.И. Герцена и Н.П.Огарёва[1], и позже революционными демократами инародовольцами – в том же ключе, то есть в положительном аспекте деятельностидекабристов.
В период трёхрусских революций XX века мемуары декабристов явились важным предметом исследованияотечественных ученых и общественных деятелей, в трудах которых содержатсяосновополагающие сведения об особенностях развития российской истории икультуры. К их числу можно отнести М.В. Алпатова, В.О. Ключевского, П.Н.Милюкова, Г.П. Фёдорова[2] и др.
В одной изпервых работ революционной печати «Памяти Герцена» (1912) В.И. Ленин, определяяместо и значение декабристов в истории России, называл их «революционерами,страшно далекими от народа», дело которых было не напрасным. Такая оценка В.И.Ленина восстания 1825 г., его политических предпосылок и идейной подоплекибазировалась на глубоком изучении мемуарного творчества как декабристов так иих современников. Отличающаяся односторонним подходом к декабризму,рассмотрением его вне общего контекста социального и культурного развития,ленинская оценка стала официальной на долгие годы.
Большой вкладв историю изучения мемуарного творчества декабристов и их современников о жизнидекабристов в послереволюционный период внесли такие крупные учёные-историки илитературоведы, как Г.А. Гуковский, А.И. Гессен, Б.С. Мейлах, М.В. Нечкина,Ю.Н. Тынянов, П.Е. Щёголев, Н.Я. Эйдельман[3] и др. В их работахраскрываются разные аспекты многогранной деятельности декабристов, в том числе рассматриваютсямемуары в период сибирской каторги и ссылки.
Источниковаябазавключает воспоминания, мемуары, дневники, эпистолярное наследие современниковдекабристов.
Цельисследования: выявить и охарактеризовать мемуарное наследие декабристов вссылке
Задачиисследования:
·         Изучениемемуарного наследия декабристов и их современников;
·         Раскрытиеосновных мировоззренческих, поведенческих принципов образа жизни декабристов вссылке;
·         Осмыслениезначения мемуарного наследия декабристов в ссылке и их современников.
Структураработы.Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемойлитературы.
Глава I. Восстание1825 года и его итоги
Распространениев дворянских кругах либеральных идей после Отечественной войны 1812 г. иЗаграничного похода 1813–1814 гг. привело к появлению в 1814–1815 гг.нескольких обществ-«клубов», где обсуждались актуальные проблемы российскойдействительности (офицерская артель в Семеновском полку, «Священная артель»офицеров Главного штаба во главе с А.Н. Муравьевым, Каменец-Подольский кружокВ.Ф. Раевского, «Общество русских рыцарей» М.Ф. Орлова и М. Дмитриева-Мамонова).В феврале 1816 г. шестеро молодых гвардейских офицеров (А.Н. и Н.М. Муравьевы,И.Д. Якушкин, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой) организовалипервое тайное декабристское общество – «Союз спасения» (с 1817 г. «Обществоистинных и верных сынов отечества»). В 1817 г. был разработан устав общества(«Статут»), который провозгласил главной его целью содействие правительству впроведении реформ и искоренение социальных пороков – крепостного права,косности и невежества народа, несправедливого суда, повсеместного лихоимства иказнокрадства, жестокого обращения с солдатами, неуважения к человеческомудостоинству и несоблюдения прав личности, засилья иностранцев. Тайной же цельюявлялось введение в России представительного правления. Во главе «Союза спасения»стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей); остальные участники делились на«мужей» и «братьев», которых планировалось сгруппировать по «округам» и«управам», однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего неболее тридцати членов.
Осенью 1817 г.в «Союзе» возникли серьезные разногласия, вызванные предложением И.Д. Якушкинаосуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве(«Московский заговор»). Большинство отвергло эту идею и приняло решениераспустить общество, создав на его основе более массовую организацию, способнуюзавоевать поддержку общественного мнения.
Такойорганизацией стал образованный в январе 1818 г. «Союз благоденствия». В егорядах насчитывалось около двухсот человек (только мужчины старше 18 лет). Онвозглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек), которымподчинялись «деловые управы» и отпочковавшиеся от них «побочные управы». Такиеуправы существовали в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, НижнемНовгороде, Кишиневе (всего до 15). Целью «Союза благоденствия» былонравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощьправительству в его благих начинаниях и смягчение участи крепостных. «Союз»развернул активную деятельность по распространению либеральных игуманистических идей, в частности через сеть литературно-просветительскихобществ («Зеленая лампа», «Вольное общество любителей Российской словесности»,«Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и др.).Тайная цель, известная только членам Коренной управы, заключалась вустановлении конституционного правления и ликвидации крепостничества.
Еслипервоначально в «Союзе» были сильны надежды на введение представительногоправления сверху, то затем с усилением реакционных тенденций во внутренней ивнешней политике Александра I возросло недовольство режимом, и политическиенастроения среди членов «Союза» радикализировались. На Петербургском совещаниив январе 1820 г., обсуждавшем вопрос о будущей форме правления, все его участникивысказались за установление республики. В то же время были отвергнуты идеяцареубийства, предложенная Н.М. Муравьевым, и идея П.И. Пестеля о временномправительстве с диктаторскими полномочиями. Известия о революциях 1820 г. вИспании, Неаполе и Португалии и подавление восстания Семеновского полка(октябрь 1820 г.) обострили разногласия в «Союзе», для разрешения которых вянваре 1821 г. был созван Московский съезд. На нем было постановлено временнораспустить общество, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных егочленов, а затем воссоздать его в более узком составе.
В марте 1821 г.по инициативе П.И. Пестеля Тульчинская управа отвергла решения Московскогосъезда и реставрировала «Союз» под названием «Южное общество»; была одобренаидея установления республиканского строя путем цареубийства и военногопереворота («военной революции»). Его члены рекрутировались исключительно изофицеров. Структура общества повторяла структуру «Союза спасения», в нем цариластрогая дисциплина. Ежегодно созывались съезды Южного общества. Оновозглавлялось Коренной думой (П.И. Пестель (председатель), А.П. Юшневский(блюститель) и Н.М. Муравьев). К 1823 г. в составе общества находилось триуправы – Тульчинская (руководители — П.И. Пестель и А.П. Юшневский),Васильковская (руководители — С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин) иКаменская (руководители — В.Л. Давыдов и С.Г. Волконский). Летом 1825 г. к немув качестве Славянской управы примкнуло Общество соединенных славян (возникло в1823 г. в среде армейских офицеров; насчитывало 52 члена; ратовало задемократическую федерацию всех славянских народов).
Программнымдокументом «южан» стала «Русская правда» П.И. Пестеля, одобренная на Киевскомсъезде 1823 г. Демократизм сочетался в ней с унитаризмом, совершенно исключавшимпринцип самоуправления. Россия должна была стать единым и неделимымгосударством с общими для всех ее частей политическим строем и законами; всенаселяющие ее этносы сливались в один народ. После захвата властипредполагалось установить республиканский строй и представительное правление наоснове всеобщего равного избирательного права для мужчин с двадцатилетнеговозраста: жителям каждой волости (исходная территориальная единица)предоставлялось право ежегодно выбирать депутатов в волостные, уездные иобластные (губернские) собрания; последние выбирали депутатов Народного вече,верховного однопалатного законодательного органа; исполнительная власть должнабыла осуществляться выборными уездными и главными областными посадниками, а наобщегосударственном уровне – Державной думой. Предусматривалось учредитьинститут конституционного контроля – Верховный собор из ста двадцати пожизненноизбираемых членов. Провозглашалось полное освобождение крестьян с землей; всюземлю в государстве предполагалось разделить на частную и общественную; закаждым гражданином закреплялось право на безвозмездное получение надела изобщественного фонда; устанавливался земельный максимум в пять тысяч десятин;излишки подлежали конфискации или выкупу. Уничтожались привилегии дворянства иостальных сословий; устанавливалось равенство граждан перед законом.Гарантировалась свобода личности, вероисповедания, печати, торговли ипредпринимательской деятельности; вводился суд присяжных. Но реализовать этотпроект планировалось лишь после длительного (десяти- или пятнадцатилетнего)периода диктатуры временного революционного правительства.
Внутри Южногообщества существовали расхождения по поводу плана действий. Если большинствоего членов вместе с П.И. Пестелем полагало, что восстание на юге имеет смыслтолько в случае успеха заговорщиков в Петербурге, то руководство Васильковскойуправы считало возможным самостоятельное выступление Второй (южной) армии. Небыло единства и по вопросу о цареубийстве: М.П. Бестужев-Рюмин рассматривал егокак обязательное условие такого выступления, С.И. Муравьев-Апостол осуждалтакую тактику и делал ставку на открытое военное восстание.
«Южане»сумели установить контакты с тайной организацией польских офицеров –Патриотическим обществом, несмотря на разногласия по вопросу о будущих границахПольского государства. Они также вели переговоры с Северным обществомдекабристов, согласовав с ним в конце 1824 г. план совместных действий:«военную революцию» начнут «северяне» в Петербурге, а «южане» поддержат еевосстанием во Второй армии. Однако все попытки П.И. Пестеля добитьсяобъединения двух обществ, даже ценой программных уступок (отказ отреспубликанских требований), натолкнулись на сопротивление «северян»,решительно возражавших против проекта временного правительства снеограниченными полномочиями и опасавшихся диктаторских амбиций лидера «южан».
Северноеобщество образовалось в Петербурге в 1822 г. из двух декабристских групп,возглавлявшаяся одна Н.М. Муравьевым, другая – Н.И. Тургеневым. Все его членыделились на «убежденных» (полноправных) и «согласных» (неполноправных).Руководящим органом являлась Верховная дума из трех человек (первоначально Н.М.Муравьев, Н.И. Тургенев и Е.П. Оболенский; позже туда входили С.П. Трубецкой,К.Ф. Рылеев и А.А. Бестужев). Общество включало нескольких управ в Петербурге(в ряде гвардейских полков) и одну в Москве. По своим политическим целям оноотличалась большей умеренностью, чем Южное, хотя в его составе существоваловлиятельное радикальное крыло, разделявшее положения «Русской правды» П.И. Пестеля(К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин).
Программнымдокументом «северян» считалась «Конституция» Н.М. Муравьева. Ее главным тезисомбыло установление в России конституционной монархии, основанной на принципе разделениявластей: права императора значительно ограничивались (он не мог издаватьзаконы, объявлять войну, заключать мир и даже покидать пределы страны), оноставался верховным главнокомандующим и главой исполнительной власти, которуюделил с правительство; законодательная власть принадлежала двухпалатномуНародному вече; верхняя палата (Верховная дума) обладала также высшимисудебными и контрольными функциями и санкционировала назначение министров,верховных судей и послов. Для участия в выборах в Народное вече устанавливалсяимущественный (собственность в размере 500 руб.), возрастной (21 год),гендерный (только мужчины), образовательный цензы и ценз оседлости;крестьянам-общинникам не предоставлялось прямое избирательное право (одинвыборщик от 500 чел.), за исключением выборов волостного старшины.Планировалось упразднить крепостную зависимость, однако без передачи крестьянампомещичьей земли (по второму варианту «Конституции» им выделялось по дведесятины пашни на двор). Предусматривались отмена сословий, Табели о рангах,цехов и гильдий, ликвидация военных поселений, введение гражданских свобод(печати, слова, передвижения, вероисповедания) и гласного суда присяжных.Предполагалось установление федеративного государственного устройства пообразцу США: Россия делилась на пятнадцать автономных держав-областей, в каждойиз которых также должна была быть двухпалатная легислатива; державы в своюочередь делились на уезды, возглавлявшиеся тысяцкими; и тысяцкие, и всеостальные местные чиновники и судьи были выборными.
Что касаетсяспособов захвата власти, то «северяне», как и «южане», рассчитывалиисключительно на «военную революцию». Сразу после нее планировалось созданиевременного правительства, но только на короткий срок для подготовки созываучредительного собрания – Земской думы из представителей всех сословий.
К 1825 г. властямстало известно о деятельности декабристов благодаря доносам унтер-офицера И.В. Шервудаи капитана А.И. Майбороды, члена Южного общества. Однако они не успелипредпринять никаких мер против заговорщиков из-за осложнившейсявнутриполитической ситуации. 19 ноября (1 декабря) 1825 г. в Таганроге умерАлександр I. Законным наследником престола являлся его брат КонстантинПавлович, но тот еще в 1823 г. формально отказался от своих прав. Об этом зналтолько узкий круг лиц, и поэтому 27 ноября (9 декабря) гвардия и гражданскоенаселение Петербурга присягнули Константину. Однако Константин не принялкорону, которая теперь должна была перейти к его брату Николаю Павловичу,непопулярному в войсках. 14 (26) декабря была назначена присяга новомуимператору.
Северноеобщество решило воспользоваться ситуацией междуцарствия, чтобы спровоцироватьмятеж в гвардии и добиться дарования конституции. 13 (25) декабря на совещанииу К.Ф. Рылеева был разработан план действий: заговорщики намеревались увлечь засобой войска, вывести их на Сенатскую площадь, окружить здание Сената,заставить сенаторов отказаться от присяги Николаю I и от их имени обратиться кнароду с Манифестом об «уничтожении бывшего правления» и создании временногоправительства; одновременно предусматривался захват Зимнего дворца и арестцарской семьи (А.И. Якубович), а также занятие Петропавловской крепости (А.М. Булатов).Руководителем восстания был избран С.П. Трубецкой; П.Г. Каховскому поручалосьубить императора. Но в последний момент П.Г. Каховский и А.И. Якубовичотказались выполнить свою часть плана.
НиколайПавлович и столичный генерал-губернатор М.А. Милорадович знали о готовящемсявыступлении, но не приложили никаких усилий для его предотвращения.
Утром 14 (26)декабря декабристы направились в гвардейские казармы. Братьям А.А. и М.А. Бестужевыми Д.А. Щепину-Ростовскому удалось поднять лейб-гвардии Московский полк ипривести его к 11 часам на Сенатскую площадь. Тогда же выяснилось, что сенаторыуже присягнули Николаю I и разъехались. Около 13 часов к восставшимприсоединился Гвардейский морской экипаж во главе с Н.А. Бестужевым и А.П. Арбузовым,затем несколько рот лейб-гвардии Гренадерского полка под командованием Н.А. Пановаи А.Н. Сутгофа. Всего перед Сенатом собралось около 3 тыс. чел., но ониоказались без руководителя – С.П. Трубецкой не явился на площадь; вместо негобыл избран Е.П.Оболенский. Однако декабристы уже не смогли взять инициативу всвои руки.
Попытки М.А. Милорадовича,великого князя Михаила Павловича, петербургского митрополита Серафима икиевского митрополита Евгения уговорить восставших разойтись не имели успеха;М.А. Милорадович был смертельно ранен выстрелом П.Г. Каховского. Тогда НиколайI стянул на площадь верные ему части (около 9 тыс. пехоты, около 3 тыс.кавалерии, 36 орудий). Конногвардейцы дважды атаковали мятежников, но былиотбиты. С приближением сумерек в дело вступила артиллерия: залпы картечирассеяли восставших, часть которых устремилась по невскому льду к Васильевскомуострову. М.А. Бестужев безуспешно пытался остановить их и повести в атаку.Мятеж был подавлен. Потери восставших составили около 300 чел. В ту же ночьбыло арестовано около 500 человек.
Наканунесобытий на Сенатской пощади в Тульчине был арестован П.И. Пестель. РуководствоЮжным обществом перешло к С.И. Муравьеву-Апостолу, незадолго до этого вошедшемув состав Коренной думы. Узнав о провале восстания в Петербурге, он предложилорганизовать самостоятельное выступление, но эта идея была отвергнутабольшинством «южан».
27 декабря1825 г. (8 января 1826 г.) братья С. И. и М.И. Муравьевы-Апостолы былизадержаны жандармами в д. Трилесы (Киевская губерния). Однако на следующий деньофицеры Черниговского полка А.Д. Кузьмин, М.А. Щепилло, И.И. Сухинов и В.Н. Соловьев,члены Общества соединенных славян, освободили их. В этих условиях С.И. Муравьев-Апостолпринял решение о начале восстания. 29 декабря 1825 г. (10 января 1826 г.) емуудалось «взбунтовать» расквартированную в Трилесах 5-ю роту Черниговскогополка. Восставшие двинулись на Васильков, где находились главные силы полка; вд. Ковалевка к ним присоединились 5-я мушкетерская и 9-я гренадерская роты.Утром 30 декабря (11 января) они вступили в Васильков, где к ним примкнулиостальные черниговцы. Восставшие насчитывали 970 солдат и 8 офицеров.
В ВасильковеС.И. Муравьев-Апостол обнародовал революционный манифест – «Катехизис», вкотором призвал к ликвидации монархического строя. Он отказался принятьпредложенный офицерами-«славянами» план решительных действий (немедленногопохода на Киев) и решил пойти на Борисов, чтобы соединиться там спродекабристски настроенными Алексопольским и гусарским Ахтырским полками, азатем захватить Житомир. 1 (13) января 1826 г. черниговцы достигли д. Мотовиловки,где узнали об отказе декабристов-алексопольцев участвовать в восстании. Тогда 2(14) января они двинулись на Белую Церковь, надеясь на поддержку у 17-гоегерского полка, однако командование 2-й армии успело отвести его из этогорайона. В такой ситуации черниговцы повернули обратно к Трилесам, но 3 (15)января 1826 г. под Ковалевкой были атакованы и разбиты отрядом генерала Ф.К. Гейсмара.Погибло около 50 человек; было арестовано 869 солдат и пять офицеров, в томчисле С.И. Муравьев-Апостол, получивший ранение в голову.
24 декабря1825 г. (5 января 1826 г.) офицеры-декабристы К.Г. Игельстром и А.И. Вигелинпопытались поднять на восстание Литовский пионерный батальон, расквартированныйв Белостоке. Они убедили солдат не присягать Николаю I, но командование смоглоизолировать зачинщиков и привести батальон к повиновению. 6 (18) февраля 1826 г.во время смотра Полтавского пехотного полка член Общества соединенных славянкапитан С.И. Трусов призвал солдат к свержению нового императора, но не смогувлечь их за собой и был немедленно арестован.
Длярасследования деятельности тайных обществ Николай I создал Особую следственнуюкомиссию, которую возглавил военный министр А.И. Татищев; Особый следственныйкомитет был учрежден и в Варшаве. Всего под следствием оказалось 579 человек.Виновными было признано 289 человек, из них 121 предан специально образованномуВерховному уголовному суду, в состав которого вошли члены Государственногосовета, Сената, Святейшего Синода и ряд высших гражданских и военных чиновников.29 июня (10 июля) 1926 г. суд приговорил пятерых декабристов к смертной казничерез четвертование, 31 — к смертной казни через повешение, остальных — кразным срокам каторги и ссылки. 10 (22) июля 1826 г. Николай I смягчилприговор, сохранив смертную казнь через повешение только для главных«зачинщиков» – П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина,Г.П. Каховского и К.Ф. Рылеева. Казнь состоялась в ночь на 13 (25) июля 1826 г.на кронверке Петропавловской крепости. Наказания другим осужденным были такжепересмотрены. Все они, за исключением А.Н. Муравьева, лишались чинов идворянства. В зависимости от степени вины их разделили на 11 разрядов: 107 изних отправлены в Сибирь (88 на каторгу, 19 на поселение), 9 разжалованы всолдаты. Еще 40 декабристов были осуждены другими судами. Около 120 подверглисьвнесудебным репрессиям (заточение в крепость, разжалование, перевод вдействующую армию на Кавказ, передача под надзор полиции). Дела солдат,участвовавших в восстании, разбирали Особые комиссии: 178 прогнали сквозьстрой, 23 приговорили к другим видам телесных наказаний; из остальных (около 4тыс.) сформировали сводный гвардейский полк и послали на кавказский театрвоенных действий.
Отправкадекабристов в Сибирь началась уже в июле 1826 г. До осени 1827г. большинство изних содержалось в Благодатском руднике под Нерчинском, затем их перевели вЧиту, а осенью 1830 г. сконцентрировали на Петровском каторжном заводе подИркутском. По отбытии сроков каторги осужденных расселяли в разных местах Сибири.К началу 1840-х г.г. они сосредоточились преимущественно в крупных городах(Иркутск, Тобольск). Часть декабристов была переведена на Кавказ, где некоторыесвоим мужеством заслужили производство в офицеры, как М.И. Пущин, а некоторые,как А.А. Бестужев и В.С. Толстой, погибли в бою.
Общаяамнистия декабристов последовала только после смерти Николая I – по случаюкоронации Александра II в 1856 г. Ее дождалось лишь меньшинство, в том числеИ.Д. Якушкин (умер в 1857 г.), Д.А. Щепин-Ростовский (умер в 1858 г.), И.И. Пущин(умер в 1859 г.), С.П. Трубецкой (умер в 1860 г.), А.Н. Муравьев (умер в 1863 г.),С.Г. Волконский (умер в 1865 г.), Е.П. Оболенский (умер в 1865 г.), М.А. Бестужев(умер в 1871 г.), А.Н. Сутгоф (умер в 1872 г.), М.И. Муравьев-Апостол (умер в 1886г.). Некоторые из них (М.И. Пущин, П.М. Свистунов, А.Н. Муравьев, И.А. Анненков)принял активное участие в подготовке крестьянской реформы 1861 г.
Подводя итогивосстания 1825 года, нужно отметить, что оно дало толчок росту революционногодвижения в последующие годы.
Выступлениедекабристов формально явилось завершающим звеном в цепи гвардейских военныхпереворотов, которыми изобиловала история России в XVIII в. В то же время оносущественно отличалось от предыдущих, ибо его целью была не смена монархов напрестоле, а проведение кардинальных социально-экономических и политическихпреобразований. Несмотря на поражение декабристов, обусловившее общийконсервативный («охранительный») характер николаевского царствования, восстание1825 г. потрясло устои режима и в перспективе способствовало радикализацииоппозиционного движения в России.
Декабризм — это большое идеологическое движение, захватившее почти всю передовую частьдворянской интеллигенции, создавшее целое мировоззрение и свою литературу,идейно и тематически многообразную. Кроме непосредственных участниковполитической революционной работы, было множество передовых людей, примыкавшихк движению, сочувствующих ему, составлявших его идеологический резерв; срединих могли быть люди, ничего не знавшие о тайных обществах, но захваченные вбольшей или меньшей степени тем же потоком идей, тех идей, которые, закономерновырастая на почве самой исторической действительности, свое прямое политическоевыражение получили в тайных обществах. Как и всякое другое значительное ипередовое идеологическое течение, «декабризм» проявился не только в областиполитических идей. Он оформил мировоззрение — и философское, и моральное, иэстетическое, он создал свой тип человека-героя, отмеченного специфическимичертами и в бытовых своих проявлениях, и во всем своем поведении; он создалсвой стиль литературный в том числе.
Глава II.Мемуарная литература декабристов
Мемуарнаялитература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения.В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуарыпрактически всегда уступают документу.
Мемуарыпредставляют собою особый вид литературы, который, с одной стороны, являетсяисторическим источником, с другой, представляет собой специфическую формуличностного осмысления событий и несёт отпечаток авторской субъективности.Большинство мемуаров декабристов было написано много лет спустя после рядаисторических событий: войны 1812 года, заграничных походов, «Семеновской истории»,восстания на Сенатской площади, сибирской каторги и ссылки.
Следуетпринимать во внимание тот факт, что основной корпус мемуарно-дневниковойлитературы был создан после событий 1825 года и содержит в себе не толькообъективизированную интерпретацию исторических событий, но исубъективизированную их оценку, на которую накладываются личностныепереживания, переосмысление событий и представлений об их участниках.
К осени 1827года все декабристы, приговорённые к каторжным работам с последующим поселениемв Сибири, были помещены в Читинский острог. Практически впервые после арестасобранные вместе декабристы смогли воссоздать целостную картину событийвосстания, охарактеризовать приемы расследования, применяемые следственнойкомиссией, извлечь уроки из поражения, а также оценить своё нынешнее положение,возможности общественно полезной деятельности в «стране изгнания» и способыподготовки к ней.
Общееумонастроение декабристов в сибирский период впоследствии прекрасно выразилГ.С. Батеньков. Он писал: «Поднять уровень народа можно, любить его, сближатьсяс ним, внимать ему должно и вредно не предварить его и уходить от него далекопо естественному преимуществу умственного труда»[4].
Во времяссылки декабристы-учёные начали научное изучение Сибири. В период, когдадекабристы ещё не имели права делать какие бы то ни было записи и получатькниги, они организовали в Читинском остроге «декабристский университет».Обучали друг друга иностранным языкам и читали товарищам лекции по различнымобластям знаний. Н.М. Муравьёв читал по памяти стратегию и тактику, Н.А.Бестужев — историю русского флота, А.О. Корнилович и П.А. Муханов — историюРоссии, А.И. Одоевский — историю русской словесности, П.С. Бобрищев-Пушкин — прикладную математику, врач Ф.Б. Вольф — естественные науки и медицину. Д.И.Завалишин знал 15 иностранных языков и занимался ими со всеми желающими. Тамже, в остроге, обсуждали они и свои первые научные выводы из наблюденийэкономического и культурного состояния Сибири. О содержании этих научныхвыводов, обосновывающих по существу целую программу будущей практическойдеятельности декабристов, можно судить по запискам А.О. Корниловича. Блестящийученый, возвращенный из Сибири в 1828 г. и снова заключённый в Петропавловскуюкрепость, А.О. Корнилович на основании богатых наблюдений, сделанных им вовремя «путешествия» по Сибири и пребывания в Читинском остроге, написал в крепостинесколько записок и, не имея возможности их обнародовать, послал на имя А.Х. Бенкендорфа.Раскрывая в своих записках несоответствие между производственнымивозможностями, хозяйственными и культурными потребностями Сибири, с однойстороны, и её отсталостью, неустроенностью, заброшенностью с другой, А.О. Корниловичобосновывал необходимость проведения мероприятий по улучшению положениякрестьян и коренных народов Сибири (якутов, тунгусов, бурят), показывалконкретные пути совершенствования сельскохозяйственной практики, развитияагротехники, распространения агрономических и технических знаний, рекомендовалвсячески способствовать переходу кочевых племён к оседлости и содействовать«образованию туземцев, почти незнакомых с улучшениями земледелия и успехами просвещения,введённых в быту европейской России».[5]
ИзучениеСибири в географическом, экономическом, социальном и этнографическом отношениина каторге и поселении продолжали декабристы Д.И. Завалишин, братья А.И. и П.И.Борисовы, Н.А. Бестужев, Н.В. Басаргин, В.И. Штейнгель, Г.С. Батеньков, П.А.Муханов и др. Не всё из задуманного учёными-декабристами на каторге былонаписано, мало что из написанного на поселении было опубликовано до амнистии ито под псевдонимами, но хранящиеся в архивах научные труды декабристов сегоднякак никогда важны для понимания и признания того, что существуют неустранимыенационально-самобытные формы экономического, государственного и культурногожизнеустройства каждого народа, которые нельзя игнорировать и которыми опаснопренебрегать. И конечно, всё написанное и сделанное декабристами в Сибиринеоспоримо доказывает, насколько выше и проницательнее в понимании интересов иблага Отечества стояли дворянские революционеры и просветители по сравнению софициальными монархическими кругами, столичной и местной бюрократией. Ведь дажетакой известный государственный деятель России первой половины XIX века, какМ.М. Сперанский, считал, что Сибирь — «прекрасное место для ссылочных, но неместо для жизни и высшего гражданского образования, для устроенияхлебопашества, фабрик и внутренней торговли».[6] Декабристыже, показывая в своих работах огромные возможности и богатства края, предлагалиСибирь, «присоединённую некогда в качестве дикой и пустынной, ещё разприсоединить как образованную и прогрессивную» (Г.С. Батеньков). Декабристыбыли убеждены, что при хорошем управлении и администрации, радеющей о пользекрая, подъёме экономики, строительстве путей сообщения и развитии просвещения,Сибирь «обещает счастливую и славную будущность» (А.Е. Розен).
Многиессыльные декабристы занимались научным трудом, который помог лучше понять иоценить Забайкалье и Сибирь, их природные и человеческие ресурсы. В этой связиД.И. Завалишин писал о том, что Россия, обращаясь к национальной политике,«принималась думать и о Сибири». В научном наследии Н.А. Бестужева («Обурятском хозяйстве», «Гусиное озеро», «О необходимости создания улучшенногоовцеводства в Селенгинске») находили отражение его удивительные талантыхудожника, писателя, историка, естествоиспытателя, изобретателя. Авторвыступает с позиций гуманизма, столь характерного для представителейдекабристского движения. Замечателен вклад в наукудекабристов П.И.Борисова, А.И. Якубовича и М.Ф. Митькова. На основе регулярныхметеорологических наблюдений они создали интересный труд, позже вошедший всостав фундаментального исследования «О температуре воздуха в Российскойимперии». Изучением Баргузинского края и Байкала занимался М.К. Кюхельбекер.Декабристам С.Г. Волконскому, П.Н. Свистунову, братьям Борисовым принадлежат ботаническиеизыскания, которые легли в основу современных исследований в этой области.Определенный вклад внесли декабристы и в развитие хозяйственной деятельности вкрае. Ими разработаны научные основы аграрной деятельности, организованоискусственное орошение, местные жители обучены образцовому ведениюогородничества.
Неотъемлемаячасть наследия декабристов – их литературная деятельность. Творческий дардекабристы считали особым даром, поэтов уподобляли пророкам, которые призваныувлечь на путь нравственно-совершенной жизни. Главными в поэзиидекабристов-романтиков становятся темы поэта-пророка и свободы; идеейнародности пронизаны лучшие произведения А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера,В.Л. Давыдова и др.
Многиедекабристы (Н.В. Басаргин, С.Г. Волконский, И.И. Горбачевский, А.Е. Розен, С.П.Трубецкой, И.Д. Якушкин и др.) — авторы мемуаров.
Мемуарное наследиедекабристов довольно значительно. Известно свыше 30 декабристских«воспоминаний», «записок» и других сочинений мемуарного характера, которые даютпредставление не только о самом движении, об эпохе в целом, но ярко раскрываютих нравственный облик.
Опричинах, побудивших декабристах писать мемуары, очень хорошо отозвался Н.В.Басаргин[7]: «Пишешь литы свои Записки? — спросил меня один из моих прежних товарищей по службе,случайно посетивший меня в изгнании. Я ответил, что хотя мне и часто приходилона мысль набросать кое-что из прежних воспоминаний, но я боялся приступить кэтому. С одной стороны, я далеко не литератор и пером владею плохо, с другой —не могу быть уверен в своем беспристрастии, столь необходимом при суждении олюдях и событиях, о которых мне пришлось бы говорить.
Именноэта неуверенность, возразил он, есть лучшее ручательство в том, что ты ненапишешь ничего такого, что бы не подтвердила твоя совесть. Если рассказ твой исуждения будут носить отпечаток твоей личности, то это нисколько не уменьшит ктебе доверия, а, напротив, покажет твою добросовестность.
Далее,прибавлял он, грешно бы было каждому из вас не оставить по себе памяти молодымвам ближним и лишить потомков ваших возможности знать об вас более того, чтосказано в отчете Комитета и в официальных объявлениях правительства. Этоповредило бы даже общему об вас мнению, показав, что в продолжение 30-летней вашейссылки вы не хотели взять на себя труд представить истину в отношении вас самихи ваших действий…»[8]
Восстание14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, ставшее историческимсимволом декабризма как революционного явления, было высшей и заключительнойточкой развития декабристского движения и одновременно началом новой жизниучастников тайных обществ, наполненной иными духовными ценностями и особымисторическим смыслом. Во время политического процесса, в долгие годы заточенияи изгнания узники постигали подлинный исторический смысл событий, приведших ихв «каторжные норы» Сибири. Декабристы все более осознавали себя какисторических деятелей, провозгласивших идеи, рожденные эпохой. «В разговорах, —вспоминал И. Д. Якушкин[9], — оченьчасто речь склонялась к общему делу, и, слушая ежедневно часами рассказы,сличая эти рассказы и поверяя их один другим, с каждым днем становилось всеболее понятным все то, что относилось до этого дела, все более и болеепояснялось значение нашего общества, существовавшего девять лет вопреки всем препятствиям,встречавшимся при его действиях; пояснялось также и значение 14 декабря, авместе с тем становились известными все действия комитета при допросеподсудимых и уловки его при составлении доклада, в котором очень немного лжи,но зато который весь не что иное, как обман»[10].
Осознаниедекабристами исторического значения своей революционной борьбы приводило их кубеждению в том, что и в Сибири, в условиях каторги они «призваны словом ипримером служить делу, которому себя посвятили»[11].Свою важнейшую обязанность декабристы видели теперь в том, чтобы сохранитьистину, опровергнуть ложь правительственных сообщений, донести до современникови потомков правду о 14 декабря 1825 г. «Всякая преследуемая истина, — писал А.М. Муравьев[12], — естьсила, которая накопляется, есть подготовляемый день торжества»[13].Стремление «огласить правду» и подготовить «день торжества» истины было главнымстимулом литературной деятельности узников сибирской каторги.
Издекабристских мемуаров, написанных во время сибирской каторги, известно«Воспоминание о Рылееве» Н. А. Бестужева[14], котороесчитается самым ранним и единственным дошедшим до нас мемуарным произведением,созданным, по словам М. К. Азадовского, «не в одиночестве, не в тишидарованного судьбой последнего уединения», но возникшим в декабристской среде иподвергшимся «предварительной критике и проверке декабристского коллектива»[15].
Кчислу «каторжных» мемуаров следует, очевидно, отнести и «Записки декабриста»Розена[16]. «Я составилкраткие очерки или таблицы моих записок, — отмечал он, — в 1828, 1829, 1830-х гг.,начал писать их подробно в сороковых годах и снова переписал и дополнил их снаступлением 1866 года»[17]. В отличиеот большинства мемуаров участников тайных обществ, написанных в Сибири илипосле амнистии и ретроспективно отразивших взгляд на события 14 декабря вкакой-то момент или период жизни их авторов, «Записки декабриста» создавалисьоколо 40 лет. Их начал писать в читинской тюрьме молодой человек, оказавшийсяпричастным к важнейшему событию русской истории первой половины XIX в., изавершил умудренный жизнью старик, переживший многих своих соузников и в70—80-е гг. явившийся одним из «последних декабристов», хранителем ихнаследства. «Записки декабриста» создавались, таким образом, не каквоспоминание о прожитой жизни, а как хроника происходящей жизни, как записки и размышлениясовременника.
Вотличие от таких мемуаристов, как М. А. и Н. А. Бестужевы, Е. П. Оболенский, И.И. Пущин, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин и другие, сыгравших выдающуюся роль вдекабристском движении, Розен был представителем так называемых рядовыхдекабристов, становление революционной личности которых началось незадолго до14 декабря 1825 г. Розен был «рядовым» и в этом смысле глубоко типичнымдекабристом, индивидуальная судьба которого, при всей кажущейся случайности егопринадлежности к декабристским обществам и ограниченном участии в восстании наСенатской площади, отразила историю жизни и идейной эволюции значительногочисла малоизвестных или даже безвестных участников движения. Именно о них писалК. Ф. Рылеев в своих «собственноручных показаниях», данных вечером 14 декабря1825 г. в Зимнем дворце: «Открыв откровенно и решительно, что мне известно, япрошу одной милости — пощадить молодых людей, вовлеченных в общество, ивспомнить, что дух времени такая сила, пред которою они не в состоянии былиустоять»[18].
«Запискидекабриста», в полной мере отразившие черты и самый тип личности их автора,написаны не в стиле романтического повествования о прошлом, но представляют собойстрогое по форме и добросовестное по исполнению историческое описание,отличающееся обстоятельностью и полнотой сообщаемых сведений. Однако определитьжанр «Записок декабриста» как мемуаров или хроники явно недостаточно и неточно.Это скорее историческая автобиография, в основу которой, помимо воспоминанийавтора, положены многочисленные и разнообразные документальные материалы.Прежде всего, это не дошедшие до нас мемуарные свидетельства декабристов,записанные Розеном в казематах Читы и Петровского Завода, на поселении вКургане и на Кавказе. В Чите и Петровском Заводе «мы были вместе 85 человек, —отмечал он, — с 20-ю другими встретился на поселении и на Кавказе»[19].По словам Розена, декабристы знали о составлении им «Записок»[20].«В Чите, в Петровском Заводе, в Кургане, на Кавказе, за границею и везде приблагоприятных встречах» он знакомил их со своими воспоминаниями, пользовался ихпамятью и советами. Осенью 1869 г. Розен читал главы «Записок декабриста» П.Н.Свистунову, М.А. Бестужеву и М.И. Муравьеву-Апостолу, «которые выслушали егочтение с большим удовольствием и отозвались о его труде с искреннею похвалою».В работе над «Записками» он использовал современную ему статистику, русскую изаграничную периодическую печать, мемуарную литературу, исторические сочинения.«Записки декабриста» по своему характеру, содержанию и источникам представляютсобой историко-мемуарное произведение и в известном смысле являются результатомколлективного творчества. Однако свойственный Розену исторический фатализм,усиленный фатализмом религиозным, не позволил ему превратить его «Записки» всобственно историческое исследование. Рассматривая происшедшее как историческинеобходимое и единственно возможное, Розен неизбежно вставал на путьисторического оправдания «зла» и примирения «врагов». То, что стало историей,по его мнению, не могло быть предметом восхваления или осуждения. Свой долгисторика он видел лишь в «доставлении верных сведений», полагая, чтоисторическая правда неизбежно раскрывается в достоверных исторических фактах.«Толковые и беспристрастные читатели сами найдут правду»[21],— писал он Д. И. Завалишину 22 апреля 1873 г.
МемуарыА.П. Беляева[22]«Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном 1805-1850» содержатмного любопытных психологических и бытовых черт и характерных деталей; рукописьбыла прочитана Л.Н. Толстым и заинтересовала писателя; он выступил доопределенной степени ее редактором и рекомендовал к изданию. Впервые мемуарыбыли опубликованы в «Русской старине» в 1880-1881 гг., а в 1882 г. впервыевышли отдельным изданием. Автор описывает ту социальную среду и узкий семейныйкруг, в который в силу родственных и дружеских связей, а также знакомствавходили выдающиеся государственные деятели, виднейшие представители российскойзнати. Большое внимание уделено годам учебы в Морском кадетском корпусе ислужбы в Гвардейском экипаже. Именно на службе в Гвардейском экипаже А.П. Беляеввпервые познакомился с масонами и в этом общении стали формироваться егополитические взгляды. В мемуарах описаны и заграничные морские путешествия.Автор участвовал в экспедициях в Исландию, Францию и на Гибралтар, онрассказывает о вооружении фрегата «Проворный», его быте и своих впечатлениях отпутешествия. Объясняя причины восстания декабристов, А.П. Беляев дает набросоктой социальной и культурной атмосферы, которая царила в первой четверти XIXвека, настроений в среде армейских офицеров, их политических убеждений. Книгасодержит ценные сведения об организации и быте каторжной артели, занятиях вссылке, жизни на поселении и быте сибирской провинции. Отдельный кругвоспоминаний составляют впечатления от службы на Кавказе.
Овосстании 1825 г. отзывается: «… я и теперь сознаю в душе, что если б можнобыло одной своею жертвою совершить дело обновления отечества, то такая жертвабыла бы высока и свята, но та беда, что революционеры вместе с собой приносятпреимущественно в жертву людей, вероятно, большею частью довольных своейсудьбой и вовсе не желающих и даже не понимающих тех благодеяний, которые имхотят навязать против их убеждений, верований и желаний… Я вполне убежден,что только с каменным сердцем и духом зла, ослепленным умом можно делатьреволюции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы»[23].
Мемуарыочень хорошо иллюстрируют характер автора. Неунывающий оптимист, он всегдаотзывался о людях благожелательно. О годах ссылки он сохранил самое светлоевоспоминание.
Оченьпоказательно его описание перевода из завода в Балаганскую волость на Ангаре:«Когда известие о моем отъезде распространилось между рабочими завода, тоинтересно привести одно психическое явление, которое доказывает, что нетчеловека, у которого не сказывался бы тот внутренний голос, который вложилТворец в сердце каждого человека, — только человека из всех живущих тварей, каксущества разумного. Возбудить этот голос совести в падшем преступнике — вотблагородная задача правителей! Мне предстояла дорога горами и лесом на колесахили плыть Леной. Дорога лесом была небезопасна, так как там кочевалиобыкновенно беглые с завода и могли напасть и ограбить; но вот приходит ко мнемой приятель урядник и рассказывает, что вчера в обществе каторжниковпоставлено было сообщить всем и дать знать, что если я поеду горами икто-нибудь из них тронет меня, то с ними расправятся своим собственным судом, —и это за какой-нибудь кусок холста и рубашку или какую-нибудь копейку! И это всреде отверженных, глубоко развращенных людей! Если же в сердце естьблагодарность, это дитя любви, то это сердце при благом воздействии на негослова любви может скоро украситься многими добродетелями и возвратитьутраченное добро. Повторяю, вот задача правителей!»[24]
Вконце записок А.П. Беляев излагает свой проект учреждения по всей России особых«попечителей» над народом, избираемых им самим.
Такимобразом, в соответствии с общерусскими традициями основными мотивами мемуарноготворчества декабристов в ссылке было стремление запечатлеть историческиесобытия, свидетелями и участниками которых стали авторы. Мемуары освещают каксобытия восстания 1825 года, пути, по которым каждый из участников событийпришел в тайное общество; так и жизнь и быт декабристов после следствия и суда.В общем корпусе декабристкой мемуаристики выделяется несколько сочинений, вкоторых в наибольшей степени проявилось осознание авторами своей причастности кистории, значения своих сочинений для ее изучения, а также являются хроникойжизни декабристов в ссылке. Глава III. Мемуары одекабристах в период сибирской ссылки
Мемуары,важный исторический источник и ценный литературный памятник — воспоминаниясамих декабристов и их современников, открывают новую сторону в проблеме«декабристы и народ».
Рассмотрениепроблемы «декабристы и народ» в нравственном аспекте показало, насколько этилюди — дворяне, аристократы были близки с простым народом в Сибири. Люди напоселении, знавшие старика Волконского, — свидетельствует современникдекабристов Н.А. Белоголовый, — немало шокировались, когда, проходя ввоскресенье от обедни по базару, видели, как князь, примостившись на облучкемужицкой телеги с наваленными мешками, ведет живой разговор с обступившими егомужиками, завтракая тут же вместе с ними краюхой серой пшеничной булки. Всалоне жены Волконский появлялся, запачканный дегтем или с клочками сена наплатье или своей окладистой бороде, надушенный ароматами скотного двора или томуподобными ароматами. В обществе он представлял оригинальное явление, говорилпо-французски как француз, и был очень добр»[25].
О жизни декабристовв ссылке писали их современники – жены и дети, ученики – многие из декабристов,как уже отмечалось выше, занимались просветительской деятельностью.
Ученикдекабристов Н.А. Белоголовый в своих воспоминаниях описывает период жизни,который был неразрывно связан с пребыванием декабристов в Сибири. Он был теснознаком с А.П. Юшневским, в семье которого жил и воспитывался в 1842 г. Крометого, в его воспоминаниях рассказывается о жизни и быте других ссыльныхдекабристов: А.З. Муравьева, А.И. Якубовича, Н.А. Панова, А.В. Поджио, братьевН.А. и М.А. Бестужевых.
Освоем воспитателе А.П. Юшневском он с благоговением пишет: «… Он выделялсянеобыкновенно светлым умом и образованностью и пользовался общим уважением заблагородство характера и непоколебимость убеждений»[26].
ОА.З. Муравьеве Н.А. Белоголовый в отрывках «Из воспоминаний сибиряка»,напечатанных в «Русских Ведомостях» 1896 г., пишет, что «это был необыкновенновеселый и добродушный человек; смеющиеся глазки его так и прыгали, араскатистый, заразительный хохот постоянно наполнял его небольшой домик» вдеревне Малой Разводной, близ Иркутска, где он жил после освобождения из каторги.В Сибири его «все любили за беззаветную и деятельную доброту: он не толькоплатонически сочувствовал всякой чужой беде, а делал все возможное, чтобыпомочь: в деревушке он скоро сделался общим благодетелем; претендуя на знаниемедицины, он разыскивал сам больных мужиков и лечил их, помогая им не тольколекарствами, но и пищею, деньгами, — всем, чем только мог»[27].
Дочьенисейского исправника М.Д. Францева, учившаяся у декабристов, писала:«Декабристы в тех местностях Сибири, где они жили, приобретали необыкновеннуюлюбовь народа. Они имели громадное влияние на сибиряков: их прямота, всегдашняясо всеми учтивость, простота в обращении и вместе с тем возвышенность чувствставили их выше всех, а между тем они были доступны каждому»[28].
Говоря овоспоминаниях современников о жизни декабристов в ссылке нельзя не упомянуть обих женах.
Декабристам много помогали на каторге и в ссылке выехавшие в Сибирь замужьями жены. Их было одиннадцать, этих героических женщин.
Н.А. Белоголовый писал: «Двумя главными центрами, около которыхгруппировались иркутские декабристы, были семьи Трубецких и Волконских, так какони и имели средства жить шире, и обе хозяйки — Трубецкая и Волконская своимумом и образованием, а Трубецкая — и своею необыкновенною сердечностью, быликак бы созданы, чтобы сплотить всех товарищей в одну дружескую колонию;присутствие же детей в обеих семьях вносило еще больше оживления и теплоты вотношения. Нельзя не пожалеть, что такие высокие и цельные по своейнравственной силе типы русских женщин, какими были жены декабристов, не нашлидо сих пор ни должной оценки, ни своего Плутарха, потому что, еслиреволюционная деятельность декабристов мужей, по условиям времени, не допускаетнас относиться к ним с совершенным объективизмом и историческимбеспристрастием, то ничто не мешает признать в их женах такие классическиеобразцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычайной энергии, какимивправе гордиться страна, вырастившая их, образцы, которые без всякого зазора инезависимо всякой политической тенденциозности могли бы служить в женскойпедагогии во многих отношениях идеальными примерами для будущих поколений. Какне почувствовать благоговейного изумления и не преклониться перед этимимолоденькими и слабенькими женщинами, когда они, выросшие в холе и в атмосферестоличного большого света, покинули, часто наперекор советам своих отцов иматерей, весь окружавший их блеск и богатство, порвали со всем своим прошлым, сродными и дружескими связями, и бросились, как в пропасть, в далекую Сибирь стем, чтобы разыскать своих несчастных мужей в каторжных рудниках и разделить сними их участь, полную лишений и бесправия ссыльно-каторжных, похоронив всибирских тундрах свою молодость и красоту!»[29].
Такоепреклонение перед их подвигом закрепилось в сознании поколений. Время, историястраны внесли свои коррективы в понятие «подвиг декабристов», и современныеисторики по-иному оценивают их «дело», чем их современники или последующиепоколения, и оценивают неоднозначно. Подвиг жен декабристов выдержал всепоправки временем, и отношение к нему во все периоды истории было однозначным.
Важно такжепомнить, как высоко ценили декабристки героическое поведение своих мужей.Достаточно обратиться к их мемуарам.
В отличие отсобытий следствия и казни мемуарная литература о пребывании декабристов накаторге и в ссылке в Сибирь представлена среди отечественных источниковдостаточно богато.
ВоспоминанияМ.Н. Волконской и П.Е Анненковой относятся к лучшим образцам мемуаристики одекабристах.
ВоспоминанияМ.Н. Волконской сохранились в форме письма к старшему сыну Михаилу. Это, посути, проникновенное наставление и завещание Марии Николаевны детям. Онаобъясняет им, почему их отец пошел против царя и стал государственнымпреступником, раскрывает благородство целей и идеалов своего мужа и еготоварищей. Исполненные веры, звучат слова замечательной женщины: «Если дажесмотреть на убеждения декабристов как на безумие или политический бред, все жесправедливость требует сказать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения,не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою наплаху за свои убеждения, тот истинно любит Отечество»[30].
В свих«Записках» М.Н. Волконская описывает не только тяготы своего пути на каторгу ив ссылку вслед за мужем, но и подробно – быт ссыльных, физическое и духовное ихсостояние. Кроме того, в частности, она пишет: «Здесь кстати упомянуть, какправительство ошибается относительно нашего доброго русского народа. В Иркутскеменя предупреждали, что я рискую подвергнуться оскорблениям или даже бытьубитой в рудниках и что власти не будут в состоянии меня защитить, так как этинесчастные не боятся больше наказаний. Теперь я жила среди этих людей,принадлежащих к последнему разряду человечества, а, между тем, мы видели с ихстороны лишь знаки уважения; скажу больше: меня и Каташу они просто обожали ине иначе называли наших узников, как «наши князья», «наши господа», а когдаработали вместе с ними в руднике, то предлагали исполнять за них урочную работу;они приносили им горячий картофель, испеченный в золе»[31].
Каташа – княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая – также отправилась вСибирь вслед за мужем.
Ввоспоминаниях Полины Анненковой описан период с начала XIX века до 30-х годов.Они обрываются описанием событий, связанных с переходом в Петровский Завод. Онаначинает свои мемуары с детских лет, проведенных во Франции, в замке Шампаньи,рассказывает о своей юности, для того, чтобы «объяснить, — пишет она, — разныенедоразумения на счет моего происхождения, и тем прекратить толки людей, незнавших правды, которую по отношению ко мне и моей жизни часто искажали, как,например, это сделал Александр Дюма».
Наибольшийинтерес представляют страницы воспоминаний, посвященных пребыванию в Сибири.Имея прекрасную память, она сохранила для истории все, что увидела в пути, ивсе, чему была свидетельницей во время изгнания. Ей импонируют нравы сибиряков,условия жизни местных крестьян, чистота крестьянских жилищ: «Проезжая черезСибирь, я была удивлена и поражена на каждом шагу тем радушием игостеприимством, которые встречала везде. Была я поражена и тем богатством иобилием, с которыми живет народ и поныне (1861 год), но тогда еще более былоприволья всем. Особенно гостеприимство было развито в Сибири. Везде наспринимали, как будто мы проезжали чрез родственные страны; везде кормили людейотлично и, когда я спрашивала — сколько должна за них заплатить, ничего нехотели брать, говоря: «Только Богу на свечку пожалуйте»[32].
Значительноеместо в «Воспоминаниях» отводится описанию представителей сибирскойадминистрации, тюремному режиму. В «Воспоминаниях» встречаются интересныенаблюдения нравов и быта бурят. Увиденные внимательным взглядом П. Анненковой картиныжизни русского и коренного населения Сибири представляют собой богатый материалдля этнографа.
Такимобразом, анализируя мемуарные произведения современников декабристов об ихжизни в период каторги и ссылки, можно заключить, что они свидетельствуют оглубоком уважении простых людей к декабристам и стремлении посильно облегчитьих участь. В мемуарах жен декабристов большое внимание уделяется описанию бытадекабристов в период каторги и ссылки, а также отношениям ссыльных сокружающими их людьми – другими ссыльными, местными жителями – и наблюдениям онравах и образе жизни жителей сибирского края.
Заключение
Изучениесобытий 1825 г., а также предшествующих им и периода ссылки, культурногонаследия ссыльных декабристов невозможно без изучения обширного пластамемуарной литературы – самих декабристов и современников о них. Декабризм какисторическое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологиюдворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественноесознание передовой России первой половины XIX века. Родоначальники идейноосознанной и организованной политической борьбы против самодержавия икрепостного права, декабристы навечно вошли в историю России.
Мемуары относятсяк числу выдающихся памятников особого рода русской литературы, которые содержатв себе большой заряд эстетического и воспитательного воздействия на читателей.Вместе с тем мемуары декабристов являются ценнейшими источниками по историиосвободительного движения в России первой половины XIX в. Однако не следуетзабывать, что мемуары – специфическая форма личностного осмысления событий, ониносят в себе неизгладимый отпечаток авторской субъективности. Заключая в себеважные сведения о декабристском движении и его участниках, которые зачастуюотсутствуют в официальных документах, воспоминания участников тайных обществпервой четверти XIX в. не лишены подчас определенной заданности итенденциозности. Поэтому мемуары вообще, и декабристские в том числе, требуют ксебе очень осторожного, аналитического отношения.
Тем не менее,из мемуарного наследия декабристов, а также воспоминаний об этом периоде ихсовременников, очевидно, что в мировоззрении декабристов периода каторги иссылки произошли определённые изменения. Общение с народом многих из нихпривело к более глубокому пониманию чаяний простых людей, их характера и образамыслей. Личным примером они проявляли нравственное отношение к трудовойдеятельности, как исключительному основанию благосостояния масс. Основнымимотивами мемуарного творчества декабристов в ссылке было стремление запечатлетьисторические события, свидетелями и участниками которых стали авторы. Мемуарыосвещают как события восстания 1825 года, пути, по которым каждый из участниковсобытий пришел в тайное общество; так и жизнь и быт декабристов после следствияи суда. В мемуарных произведениях декабристов периода сибирской ссылки большоевнимание уделено описанию взаимоотношениям декабристов, их планов по развитиюкрая и социально-культурной атмосферы среди ссыльных декабристов.
Мемуарысовременников декабристов, описывающие их жизнь в период каторги и ссылки,свидетельствуют о глубоком уважении простых людей к декабристам, стремлениипосильно облегчить их участь и описывают отношения ссыльных с окружающими ихлюдьми – другими ссыльными, местными жителями.
Большуюнаучную ценность представляет эпистолярное наследие декабристов, в которомпроявляется дух эпохи, содержатся ценные, нигде более не встречающиесяхарактеристики участников движения, отдельных исторических эпизодов. Крометого, эпистолярное наследие декабристов является ценным источником для изучениясоциальной психологии передовых дворян.
Списокиспользуемой литературы
Источники:
1.    Басаргин Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи. — Иркутск:Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1988. — 544 с.
2.    БатеньковГ.С. Повесть собственной жизни // new.hist.asu.ru –Алтайский региональный исторический портал
3.    Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. //Русские мемуары. Избранные страницы. — М.: Правда, 1990. — 564 с.
4.    БеляевА.П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. — Красноярск, 1990.— 312 с.
5.    ВолконскаяМ. Н. Записки // decemb.hobby.ru – Виртуальный музей декабристов
6.    ВолконскаяМ.Н. Записки //Своей судьбой гордимся мы. — Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1973. — 241 с.
7.    ВоспоминанияБестужевых. — СПб: Наука, 2005.— 896 с.
8.    Воспоминанияи рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Т. 2. — М: Государственная публичнаяисторическая библиотека России, 2008. — 519с.
9.    Записки,статьи, письма декабриста И.Д. Якушкина // decemb.hobby.ru – Виртуальныймузей декабристов
10.  КорниловичА.О. Сочинения и письма. — М.:Изд-во АН СССР, 1955. — 550 с.
11.   Муравьев А.Н. Сочинения иписьма. — Иркутск: Вост.-Сиб.кн. изд-во, 1986. 439 с.
12.  Розен А.Е. Записки декабриста. ИркутскВосточно-Сибирское кн. изд-во, 1984. — 435 с.
13.   Францева М.Д.Воспоминания // В потомках ваше племя оживет. — Иркутск, 1986.— 326с.
Литература:
1.    АлдановМ. Сперанский и декабристы // Портреты. – М.: Захаров, 2006 – 526 с.
2.    Волк С. С. Исторические взглядыдекабристов. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1958. – 344 с.
3.    Восстаниедекабристов / Под ред. М.В. Нечкиной. Т. 1. — М.: Наука 1984. — 368с.
4.    ГуковскийГ.А. Пушкин и русские романтики. — М.:Худож. лит., 1965. — 241 с.
5.    Декабристыи русская культура. – Ленинград: Наука, 1976. – 346 с.
6.    Литературноенаследие декабристов. — М.: Наука, 1976. – 400 с.
7.     Нечкина М.В. Декабристы. — М.: Наука, 1982. — 412 с.
8.     Федоров В.А. Декабристы и их время.— М.: Изд-во МГУ, 1992. — 262 с.
9.     Чернов С.Н. У истоков русского освободительного движения. — Саратов, 1960. – 218 с.
10.   Эйдельман Н.Я. Первыйдекабрист. — М.: Вагриус, 2005.— 400 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технологический процесс обработки детали Вал-червяк
Реферат Multiple Sclerosis Essay Research Paper The Inside
Реферат The Greeks Made Some Contribut Essay Research
Реферат Построение группового корректирующегоий кода объёмом 9 слов
Реферат Джордано Бруно. Герметическая традиция и ренесансная магия
Реферат Christianity And Abortion Essay Research Paper The
Реферат Нефтегазовый комплекс: анализ и прогнозы
Реферат Причины и условия преступлений в пограничных войсках
Реферат Сын, достойный своей матери
Реферат Икарус
Реферат Типология характеров. Акцентуации характера
Реферат Административные правонарушения в области налогового права
Реферат О региональной целевой программе Развитие малого предпринимательства в Мурманской области
Реферат Хеджирование валютного риска с помощью фьючерсных контрактов.
Реферат Залежність соціально-психологічної адаптації вихованців ВТК від акцентуації характеру 2