Реферат по предмету "История"


Материальная культура германцев (по Тациту)

РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ИММАНУИЛА КАНТА
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРАСПЕЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
МАТЕРИАЛЬНАЯКУЛЬТУРА ГЕРМАНЦЕВ (ПО ТАЦИТУ)
Курсовая работастудентки
Iкурса исторического факультета
Долотовой А.Ю.
Научныйруководитель:
канд. ист. наук,доцент
Жданович Л.Н.
Калининград 2008

Содержание
Введение
Глава 1. Публий Корнелий Тацит – еголичность и деятельность
§1. Личность Публия Корнелия Тацита
§2. Публий Корнелий Тацит как историк иписатель
Глава 2. Материальная культура германцев
§1. Хозяйственная деятельность
§2. Оружие
§3. Поселения и жилища
§4. Одежда
§5. Пища
Заключение
Примечания
Список источников и литературы

Введение
В самом конце I века нашей эры римский историкПублий Корнелий Тацит написал свой знаменитый трактат «О происхождениигерманцев и местоположении Германии». Интерес римского общества к жизнинародов, населявших пограничные с империей земли, в частности к германцам, былсвязан с постоянными войнами, которые вёл император: в I веке до н. э. римлянамудалось поставить под свою номинальную зависимость германцев, живших к востокуот Рейна (вплоть до Везера), но в результате восстания херусков и другихгерманских племён, уничтоживших три римских легиона в битве в Тевтобургскомлесу, границей между римскими владениями и владениями германцев стали Рейн иДунай. Расширение римских владений до Рейна и Дуная временно остановилодальнейшее распространение германцев на юг и запад. При Домициане в 83 г. н.э.были завоёваны левобережные области Рейна, Декуматские поля.
Однако в V веке н.э. Рим сделался добычей северныхварваров, в частности германских племён, он был взят и разграблен ими. Поэтомупредставляется необходимым особенно подробно обрисовать германскую культуру,как важнейшую составляющую в жизни любого этнического образования.Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложнойструктурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, которыйможно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культураподразделяется на производственно-технологическую культуру, представляющуюсобой вещественные результаты материального производства и способытехнологической деятельности общественного человека. В узком смыслематериальная культура представляет собой физические объекты, созданныечеловеком и природные объекты, используемые человеком.
Следует заметить, чтопод материальной культурой понимается не столько создание предметного миралюдей, сколько деятельность по формированию «условий человеческогосуществования». Сущностью материальной культуры является воплощениеразнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться кбиологическим и социальным условиям жизни.
Понятие духовной жекультуры содержит в себе все области духовного производства (искусство,философию, науку и пр.), а также показывает социально-политические процессы,происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых иморальных нормах, стилях лидерства и пр.).
Таким образом,содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческоеобщество и выделилось из природы благодаря такой специфической формевзаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
 Изучение материальнойкультуры и хозяйственной деятельности германцев актуально ещё и потому, чтоименно германцы привели к коренной перекройке этнической, лингвистической иполитической карты Европы, к возникновению новых государственных образований.Невозможно также понять начальный этап становления европейского крестьянства,не обратив самого пристального внимания на общественные и хозяйственныепорядки, существовавшие у этих народов.
Теперь следует сказатьо целях и задачах предлагаемой курсовой работы. Цель её состоит в комплексноманализе материальной культуры германцев Iвека нашей эры как целостного историко-культурного феномена по данным,предоставленным нам в работе римского историка и писателя Публия КорнелияТацита «О происхождении германцев и местоположении Германии». Для достиженияпоставленной в курсовой работе цели были определены  следующие задачи:
1.        Проанализироватьличность Публия Корнелия Тацита, его литературную и научную деятельность.
2.        Датьоценку работе Тацита «О происхождении германцев и местоположении Германии» какисточнику по истории и материальной культуре германских племён.
3.        Опираясьна исследование Тацита, охарактеризовать  материальную культуру древнихгерманцев, в частности таких её элементов, как хозяйственная деятельность,оружие, поселения и жилища, одежда и пища.
При написании курсовогоисследования использовались следующие методы обработки информации:аналитический, сравнительный, изучение источников, изучение монографическихпубликаций и статей, обобщения.
Курсовая работанаписана при использовании таких источников, как «О происхождении германцев иместоположении Германии» Публия Корнелия Тацита и «Письма Плиния Младшего».1В «Письмах» Плиний Младший,  друг Тацита, даёт нам ценные сведения онекоторых фактах его биографии и творческой деятельности, что даёт намвозможность не только несколько подробнее узнать о жизни Тацита, но и увидетьвзгляд современников на его литературное и научное творчество. А это в своюочередь позволяет нам более точно сформировать представление о Таците как оличности и как об историке. Трактат же Тацита «О происхождении германцев иместоположении Германии» позволяет нам детально изучить непосредственноматериальную культуру германских народов. Оба источника относятся к Iвеку нашей эры.
Помимо источников приработе над курсовым сочинением была использована литература по истории варварскихнародов Европы, специализированные исследования, раскрывающие затронутую вработе проблему, литература о римских историках, в частности о Корнелии Таците,а также литература по истории культуры, культурологии и этнографии.
В частности даннаякурсовая работа опирается на обширную статью о Корнелии Таците Г.С. Кнабе,крупнейшего в нашей стране исследователя его трудов.2 Статья этавышла в сборнике трудов Корнелия Тацита, в качестве приложения, в 1970 году. Взначительной степени Кнабе опирается и на «Письма Плиния Младшего». В нейвесьма подробно рассматривается жизнь великого историка и даётся комплекснаяоценка его произведениям. Кроме того, некоторые интересные замечания ипримечательные факты биографии Тацита даёт сборник Е.Б. Черняка и Б.А. Тормасова«Историки и история» издания 1997 года.3 Значительные сведения можнополучить в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, освещающем водной из статей литературный талант Корнелия Тацита.4 С точки зрениякультурологической значимости произведения Тацита весьма подробно освещаются вработах И.Т. Пархоменко и А.А. Радугина «Культурология в вопросах и ответах» иА.И. Шендрика «Теория культуры».5 Таким образом, мы можем заключить,что биография Публия Корнелия Тацита не может быть представлена в полном объёмеиз-за  недостатка информации в источниках, освещающих эту тему. Онапредставлена в источниках лишь фрагментарно, и поэтому мы, к сожалению, должныдовольствоваться малым.  Творческое же наследие Тацита изучено более глубоко,причём в работах не только исторического, но и культурологического плана.
Что же касаетсяизученности материальной культуры германцев Iвека нашей эры, то эта тема представлена в историографии не достаточно широко.Можно  выделить два труда комплексно осветивших материальную культуругерманцев. Одним из них является монография М. Тодда «Варвары», изданная в 2005году.6 Особая ценность этого труда заключается в умелом сочетаниивыводов, сделанных на основе письменных источников, в частности «Опроисхождении германцев и местоположении Германии», и выводов по даннымархеологических исследований. Другой важной работой по этой теме является трудА.Я. Гуревича  «Аграрный строй варваров», вышедший в 1985 году, в которойособенно подробно автор останавливается на проблеме хозяйственной деятельностиварваров, уделяя, однако, место и другим аспектам их материальной культуры.7 Особо хочется отметить то, что вначале автор рассматривает необходимостьизучения данной темы с точки зрения научной значимости. Причём этот труд, также как и предыдущий, изобилует информацией о данных археологии, освещающихматериальную культуру германцев. Рассказывает о германцах и их культуре такжеиздание этно-культурологического характера «История культуры: Костюм.Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы» Г. Вейса,увидевшее свет в 2002 году.8 Однако поскольку это изданиеэнциклопедического плана, то информация в нём не достаточно широкопредставлена. Таким образом, можно заключить, что на данный момент материальнаякультура германцев ещё не достаточно хорошо представлена российским читателям.
Структура курсовойработы построена следующим образом. В первой главе рассматривается личностьПублия Корнелия Тацита. Первый параграф её останавливается на описании егожизненного пути и карьерного роста. Во втором параграфе рассматривается иоценивается  литературное и историческое наследие Корнелия Тацита. Во второйглаве была рассмотрена непосредственно материальная культура германцев потакому источнику как «О происхождении германцев и местоположении Германии», атакже по материалам археологических исследований на территории древнейГермании, данные о которых представлены в книгах М. Тодда и А.Я. Гуревича.Каждый из пяти параграфов этой главы освещает отдельный аспект материальной культуры,затронутый Тацитом в своём трактате: хозяйственная деятельность, оружие,поселения и жилища, одежда и пища германцев.

Глава1. Публий Корнелий Тацит – его личность и деятельность.
 
§1.Личность Публия Корнелия Тацита.
ПублийКорнелий Тацит (Publius Cornelius Tacitus) (ок. 54 – ок. 120 гг. н.э.) – замечательный римский историк иодин из великих представителей мировой литературы, а также политическийдеятель эпохи заката Рима. Непредсказуемые поворотыистории сформировали у Тацита отношение к ней как к великому драматическомудейству и придали трагическое звучание его прозе.
Жизнь его не может быть воспроизведена с точностью и полнотою.Факты биографии Тацита можно восстановить по немногочисленным свидетельствамантичных авторов и редким упоминаниям историка о своей жизни.
Год рождения Тацитаустанавливается, исходя из косвенных данных: известно, что он был возведен взвание квестора в последние годы правления Веспасиана (78 г. или 79 г. н.э.).Занять квесторскую должность, первую магистратуру, вводившую в сенат, можнобыло, лишь достигнув 25 лет. Таким образом, можно предположить, что годрождения Тацита около 53-54 гг. н.э. Также друг Тацита, историк Плиний Младший,в одном из своих писем к нему указывает, что они оба были «приблизительноодного возраста»9, но прибавляет, что, будучи еще «юнцом», ставилсебе в образец Тацита, пользовавшегося уже тогда большой славой. Очевидно,Плиний был несколько моложе Тацита, хотя и считал возможным причислять себя ктому же поколению, что и его старший друг. Год рождения Плиния известен – 61–62гг. н.э. Исследователи полагают, что Тацит был на 5-6 лет старше, поэтому вкачестве вероятной даты рождения историка указывают 55­–57 гг. н.э.10
Попыткиболее конкретно уточнить происхождение Тацита не вышли за пределы догадок.Исходят, например, из имени историка: Публий Корнелий Тацит.  Корнелии – одноиз наиболее распространенных римских родовых имен в Италии и в провинциях, нолишь немногие из его носителей являлись потомками древних патрицианскихКорнелиев. В этом патрицианском роде не было ветви Тацитов. «Тацит» как третийэлемент имени («прозвище») встречается при разных родовых именах. Надписипоказывают, что «Тациты» были локализованы преимущественно в двух областях – вСеверной Италии, и притом на территории к северу от реки По, и в Южной(Нарбонской) Галлии, которая стала римской провинцией еще во II в. н.э. Этодаёт основание ряду современных исследователей относить происхождение семьиКорнелиев Тацитов к одной из названных областей. При этом против Северной Италиикак родины Тацита говорит то обстоятельство, что уроженец этой области ПлинийМладший, часто подчеркивающий всё, что сближает его с Тацитом, никогда неназывал историка своим земляком.
Посвоему происхождению Корнелий Тацит, скорее всего, принадлежал к малоизвестной незнатной италийской всаднической семье.Сословие всадников составляли выходцы из провинции, которые в середине I векан.э. начали постепенно оттеснять римскую аристократию от кормилагосударственной власти, занимая места в сенате, становясь прокураторами,квесторами, консулами.
Тем не менее, этагипотеза остается лишь догадкой. Неизвестно точно ни родины Тацита, ни того,где он провел детство, где и у кого он учился. Он мог от рождения или с малыхлет жить в Риме, но нет никаких положительных данных, чтобы утверждать это.
Однако где бы нипроходили первые годы жизни историка, обучение мальчиков в состоятельныхримских семьях, особенно там, где задачей являлась подготовка к государственнымдолжностям, имело стандартный характер и развертывалось по несколькимобязательным ступеням. Первоначальным учителем был грамматист, у которого детиучились чтению и письму и элементам счёта. В верхушечных слоях общества чтениеи письмо предусматривались как на латинском языке, так и на греческом, владениекоторым было необходимо для всякого мало-мальски образованного римлянина.Грамматиста сменял грамматик. В отличие от обучения у грамматиста, которое вбогатых семьях чаще всего носило домашний характер, грамматик обычно содержалшколу.
Юношескиегоды Тацит провел в Риме, где  учился красноречию у ведущих ораторов римскогоФорума – его учителем риторики был Квинтилиан, позднее он учился у ораторовМарка Апра и Юлия Секунда, людей незнатного происхождения, провинциалов изГаллии, они блистали красноречием в гражданском суде, но не играли видной ролив государственной жизни. Им Тацит отвёл роль спорящих в «Диалоге об ораторах».11Корнелий Тацит получил блестящее грамматическое и риторическоеобразование. Об этом свидетельствует его эрудиция, свободное владение словом,блестящий стиль изложения, тщательно проработанная аргументация.
Опервых самостоятельных шагах Тацита на политическом поприще известно гораздобольше, чем о его детстве и юности. Уже в первые годы правления императораВеспасиана он проявил себя как талантливый оратор и снискал себе славувеликолепного адвоката, чему способствовали его незаурядные способности итрудолюбие. Среди его друзей был историк Плиний Младший (GaiusPliniusCaeciliusSecundus),который в письмах к Тациту отдавал дань ораторскому дару писателя. От него мыузнаём, что в конце 70-х гг. н.э. «громкая слава Тацита была уже в расцвете».12Однако по всей вероятности, до нас не дошли ранние произведения Тацита,те сочинения, которые сохранились, были написаны в зрелом возрасте.
Начало восхожденияТацита на политический Олимп пришлось на время правления императора Веспасиана,который лично выдвинул его на вакантное место в младшую магистратуру. «Кандидатцезаря» был избран единогласно. Несмотря на постоянную смену верховной власти вРиме, общественная и политическая деятельность Тацита складывалась весьмауспешно. Он упрочил свое положение удачной женитьбой в 78 г. н.э. на дочериизвестного римского полководца и сенатора всаднического происхождения Гнея ЮлияАгриколы (GnaeusIuliusAgricola),так как предпочтение оказывалось кандидатам, имеющим детей, и молодые римлянеиз верхушечных слоев часто вступали в брак в начале третьего десятилетия своейжизни, после военной службы, на подступах к государственным должностям. ЮлийАгрикола был отмечен Веспасианом за победы в Британии и получил от негодостоинство патриция. Этот брак ввёл Тацита в сенаторское сословие – приДомициане Тацит был удостоен сенаторского звания и поднялся до ранга нобилей,став в 88 г. н.э. претором. В год своей претуры он должен был принимать участиев организации и руководстве «Столетними играми», празднества, которым императорпожелал отметить своё правление. По окончаниипретуры Корнелий Тацит находился на государственном посту в одной из провинций.
Возвратившисьв Рим в конце 93 г. н.э., Тацит среди террора Домициановой тирании был вынужденустраниться от участия в делах. Оставаясь безмолвным наблюдателем совершавшихсяв столице мрачных событий, он почувствовал призвание углубиться в историческуюработу. Приимператоре Тите Корнелий Тацит стал квестором. 18 сентября 96 г. н.э. Домицианбыл убит. Императором был провозглашен престарелый сенатор Нерва.  В 97 г. н.э.Корнелий Тацит стал консулом. Тогда же Нерва объявил о том, что усыновляетизвестного полководца Ульпия Траяна, командовавшего тогда армией в ВерхнейГермании, и делает его своим соправителем. В 98 г. н.э. Нерва умер, и Траяностался единоличным императором (98-117 гг.). А при нём в 112–113 гг. КорнелийТацит получил традиционное для бывшего консула годичное наместничество впровинции Азия. Как член «Коллегии пятнадцатимужей» (жреческой коллегии квиндецимвиров), управлявшей культами иноземногопроисхождения, он занимал пожизненно жреческую должность (это было высшеепризнание заслуг перед римским народом и сенатом).
Умер Публий Корнелий Тацит вскоре после вступления на престолАдриана. Точный год его смерти неизвестен.
§2.Публий Корнелий Тацит как писатель и историк.
Богатыйжизненный опыт, запечатлевшийся в высоко настроенной душе Корнелия Тацита,яркие воспоминания старших современников о начале империи, прочно усвоенные егоглубоким умом, внимательное изучение исторических памятников — всё это дало емубольшой запас сведений о жизни римского общества в I в. н.э. Проникнутыйполитическими принципами старины, верный правилам древней нравственности, Тацитчувствовал невозможность осуществить их на общественном поприще в эпоху личногоправления и развращенных нравов. Это побудило его служить благу Родины словомписателя, повествуя согражданам об их судьбах и поучая их добру изображениемокружавшего зла: Корнелий Тацит стал историком-моралистом.
Литературное наследствоТацита велико: в нём есть так называемые «малые» произведения и произведения«значительные», а также многочисленные ораторские речи, которые, к сожалению,не дошли до нас. К «малым» произведения Тацита относятся «Диалог об ораторах»(«Dialogus de oratoribus», около 77 г. н.э.), «Жизнеописание ЮлияАгриколы» («De vita et moribus Julii Agricolae», около 98 г. н.э.),«О происхождении германцев и местоположении Германии» («De origine, situ, moribus ac populis Germanorum», около 98 г. н.э.). К «значительным»произведениям относят  «Историю» («Historiae»,104-109 гг. н.э.)  и «Анналы» («Annales» или «AbexcessudiviAugusti», около 110-117 гг. н.э.).13
Корнелий Тацит имелдружеские отношения с известным римским историком Плинием Младшим. Плиний иТацит посылали друг другу свои труды до их выхода в свет для взаимной критики истилистической правки: «Плиний Тациту привет. Книгу твою я прочитал и как могтщательнее отметил то, что считал нужным изменить и что исключить. Я ведьпривык говорить правду, а ты ее охотно слушаешь. Никто не выслушивает порицанийтерпеливее людей, больше всего заслуживающих похвал. Теперь я жду от тебя моюкнигу с твоими пометками. Какой приятный, какой прекрасный обмен! Менявосхищает мысль, что потомки, если им будет до нас дело, постоянно будутрассказывать, в каком согласии, в какой доверчивой искренности мы жили!»14
Литературнаядеятельность Корнелия Тацитав юные годы выражалась лишь в составленииречей для процессов, которые он вёл как защитник или обвинитель. Практикаубедила его, что во время господства монархии не может процветать свободноекрасноречие, и доказательству этой мысли было посвящено его первое сочинение —рассмотрение судьбы красноречия и рассуждение о причинах упадка ораторскогоискусства в Древнем Риме – «Диалог об ораторах». Это очень небольшая работа,содержащая всего 42 главы, написанная изящным языком, обнаруживающим признакиоригинального стиля позднейших сочинений Тацита, не только ценная влитературном отношении, но и богатая историческими данными. Изложениепрочувствованное, тонкое, остроумное, но ещё не лишённое горечи. Ряд живыхтипических образов представителей римской образованности проходит перед глазамичитателя. В ходе диалога его участники — риторы Марк Апр иЮлий Секунд, трагический поэт Матерн и архаист Мессала приходят к выводу,выражающему взгляды Корнелия Тацита на творчество: если красноречие прошлогобыло неразрывно связано с республиканскими свободами, то в эпоху империи оноутратило свою гражданственность, стало орудием льстеца и превратилось вриторику, исполненную лишь поверхностного блеска. В качестве причин упадка онназывал: безнравственность молодежи, беспечность родителей, недостаток образованияв области грамматики, права, философии, пустячную тематику речей,декламаторский стиль, забвение старой традиции. К тому же на историка повлияласмена политических условий: уменьшение влияния народа на политику и упадоксудебной практики вытеснили свободу слова и прекратили развитие риторики.Образцом для Тацита был Марк Туллий Цицерон (MarcusTulliusCicero),от которого он унаследовал многие мысли, а также стиль и язык, которые отличают«Диалог об ораторах» от всех других произведений Тацита. Поскольку «Диалог»вышел анонимно, а стиль и язык напоминали Цицерона, некоторые приписывалиавторство этого произведения Марку Фабию Квинтилиану (MarcusFabiusQuintilianus),Гаю Светонию Транквиллу (GaiusSuetoniusTranquillus)или Плинию Младшему. Так уже в ранних произведениях Тацита рождался знаменитый«тацитовский» стиль, достоинства которого состояли не только в совершенствелитературного изложения, но и в умении обойти острые сюжеты с помощьюиносказаний, иронии, поэтических метафор.
Появлениеисторических трудов Тацита относится ко времени царствования Траяна, когдасправедливость и мягкость правителя обеспечила свободу слова. Он начал с двухочерков, появившихся в 98 г. н.э.: «Жизнеописание ЮлияАгриколы» и «О происхождении германцев и местоположении Германии».
«Жизнеописание ЮлияАгриколы» — биография его тестя, замечательного римского полководца Гнея ЮлияАгриколы — относится к традиционному в Риме жанру похвального слова,произносимого в честь усопшего, воздающего хвалу егогражданским доблестям и военным подвигам. Это произведение, небольшое поразмерам, состоит из 46 глав. Биография Юлия Агриколы была издана Тацитом впервые годы правления Траяна, приход к власти которого связывали свосстановлением законности в государстве. Однако Тациту было очевидно, что вРиме уже был невозможен возврат к демократическому правлению и подлиннойсвободе слова. Автор не придерживался строго рамок биографии, он обогатил еёгеографическими и этнографическими вставками. Тацит набрасывает образ своеготестя, который прославился там как способный наместник и вождь, завоеваврасположение даже жителей покоренной Британии. Жизнеописание Агриколыоткрывается размышлениями историка о своей эпохе, по которым мы можем судить,что стояло за внешними фактами блестящей карьеры Тацита. В течение долгих летправления Домициана люди были обречены на молчание и страх. Не оказываясопротивления злу, они становились соучастниками кровавых преступлений тирана.Тацит вел рассказ о жизни и делах своего тестя и одновременно говорил о себе, возможно,отвечая тем, кто мог осуждать его собственную службу при жестоком и деспотичномимператоре. Он создал образ достойного государственного мужа, исполнявшего свойгражданский долг, невзирая на произвол императорской власти.
Сочинениеэто также изобилует материалом для знакомства с эпохою вообще. Автор сообщаетважные сведения о населении Британских островов и о нравах римского общества вовремя Домициана. Язык не чужд искусственности, смягчаемой теплотою тона,богатством живописи. Фигура героя и фон, на котором она рисуется, написанымастерски. По мысли Тацита, хорошие люди могут жить и действовать и при худыхгосударях; силою духа в подвигах для процветания государства и стойкимвоздержанием от участия в злодеяниях тиранов они приобретают славу для себя ипоказывают другим добрый пример. Источником для произведения стали воспоминаниясамого Юлия Агриколы и его отчёты из Британии.
В том жегоду Тацит издал свою небольшую, но знаменитую «Германию» или «О происхождениигерманцев и местоположении Германии». В общем очерке (1-27главы) Тацит обозначил границы страны германцев, упомянул об их происхождении,а также описал их социальный строй, политическое устройство германскогогосударства, общественную жизнь, а также быт германцев. В следующей части(28-46 главы) Тацит охарактеризовал отдельные народы, особенности их учрежденийи обычаи. В оценке германцев Тацит довольно объективен. Свой анализ Тацитпровёл с позиции представителя римской аристократии, прекрасно осознавшегоразличия культурных уровней римлян и германцев, безоговорочно веровавшего в то,что мир варварства и мир цивилизации изначально антагонистичны. Однако вотличие от своих современников, видевших в тех, кто не был гражданином Рима,примитивных, низших существ, движимых исключительно животными инстинктами и неспособных к творческой, созидательной деятельности, он продемонстрировал болеевзвешенный и объективный подход. Признавая тот факт, что германцы находились наболее низкой ступени культурного развития, чем римляне, Тацит вместе с тем подчеркивал,что они обладали рядом чрезвычайно ценных качеств, которые утрачены гражданамиВечного города. Корнелий Тацит стал первым из римских авторов, кто издалмонографию этнографического плана о жизни чужих племён.
Интересримского общества к жизни народов, населявших пограничные с империей земли, вчастности к германцам, был связан с постоянными войнами, которые вёлимператор. 
Учёныемного спорили о «Германии» Тацита. Одни утверждали, что это только политическийпамфлет, написанный с целью удержать Траяна от гибельного похода вглубьГермании рассказом о силе её племён. Другие считают её сатирой на римские нравыили утопией политического сентименталиста, видевшего золотой век в первобытномневедении.15Правильным можно назвать лишь тот взгляд, который считаетсочинение Корнелия Тацита серьёзным этнографическим этюдом о жизни народов,начинавших играть видную роль в римской истории. Составленная на основании еслине личных наблюдений, то сведений из первых рук и изучения всего раньшенаписанного о предмете, «Германия» является важным дополнением к главнымисторическим сочинениям Тацита. Для науки о германских древностях большоесчастье, что во главе её источников стоит замечательное произведение, давшеевозможность начать историю Германии с I в. н. э. В нём сообщаются незаменимыеданные, хотя зачастую и не подтверждённые никакими археологическимиматериалами.
 Разногласияв оценке «Германии» Тацита вытекали из того, что моралистический элемент в нейещё более силен, чем в «Жизнеописании Юлия Агриколы»: римлянин, встревоженныйбедствиями Родины, невольно строит печальные антитезы между слабостьюсоотечественников и силою угрожавшего им неприятеля. Но изображение у Тацитанравов полудиких соседей далеко не идиллическое. Глубокой историческойпрозорливостью звучат слова из 33 главы: «Да пребудет, молю ябогов, и еще больше окрепнет среди народов Германии если не расположение к нам,то, по крайней мере, ненависть к своим соотечественникам, ибо, когда империиугрожают неотвратимые бедствия, самое большее, чем может порадовать нассудьба, – это распри между врагами».16В этих словах автор выразил пожелание, чтобы непрекращались междоусобия германских варваров, так как раздоры внешних враговотдаляли наступление грозного рока, который готовили государству его внутренниенеустройства.
В данной работе Тацитопирался преимущественно на вторичные источники – произведения греческогоисторика Посидония, а из латинских авторов – Цезаря, Саллюстия, Ливия, ВеллеяПатеркула, а в особенности, на произведение Плиния Старшего «Германская война».Современную ему Германию Тацит мог знать также по сообщениям купцов и воинов.
Он обратил внимание нато, что общественное устройство германцев базировалось на принципах демократии,что власть их вождей была ограничена такими представительными органами, каксоветы старейшин, что цари у них выбирались из числа наиболее достойных имудрых. С особым пиететом он повествовал о моральных установлениях германцев. Вчастности он отмечал следующее: «Браки у них соблюдаются в строгости, и ни однасторона их, нравов не заслуживает такой похвалы, как эта, ведь они почтиединственные из варваров довольствуются, за очень немногим исключением, однойженой, а если кто и имеет по несколько жен, то его побуждает к этому нелюбострастие, а занимаемое им положение. Так награждается их целомудрие, и ониживут, не зная порождаемых зрелищами соблазнов, не развращаемые обольщеньямипиров».17
Особо Тацитакцентировал внимание читателей на том, что «пороки там ни для кого не смешны,и развращать и быть развращенным у них [германцев] не называется идти в ногу свеком». Не прошло мимо пристального взгляда Тацита и то, что «ростовщичество иизвлечение выгоды из него германцам неизвестно и это оберегает их от негонадежнее, чем, если бы оно воспрещалось».18
Трактат Тацита,построенный на неявном сравнении образа жизни, обычаев, черт характера римлян игерманцев, общественного устройства союза германских племён и Римской империи,по сути, был первым в истории европейской общественной мысли трудом, гдедавалась критика цивилизации как таковой. В своём труде Тацит особо  отметил,что одновременно с прогрессом в развитии культуры общество утрачиваетпервоначальный дух свободы, а переизбыток материальных благ приводит его ккорыстолюбию и порокам. Таким образом, Тацита можно считать первым автором,сформулировавшим идею о том, что цивилизация несет с собой не только благо, нои зло.
В этом, думается,прежде всего, необходимо видеть заслугу Тацита, так как до него мир цивилизации(а по представлениям древних римлян, это было географическое пространство,ограниченное рамками Римской империи) воспринимался исключительно в позитивномключе. Говоря другими словами, Тациту принадлежит приоритет в постановкепроблемы, которая и до сегодняшнего дня не потеряла своей актуальности, — проблемысоотношения культуры и цивилизации.
Следует также отметить,что Тацит первым из европейских мыслителей сформулировал критерии, позволяющиепровести пограничную линию между странами и государствами цивилизованными инецивилизованными. По его мнению, цивилизованные народы жили в городах, онибыли способны возделывать землю и получать обильные урожаи, обрабатыватьметаллы и создавать произведения искусства. Признаком цивилизованности, поТациту, являлось имущественное и профессиональное расслоение общества,выделение в нем людей, занимавшихся специализированной деятельностью, связаннойс управлением, судопроизводством, отправлением религиозных обрядов, смена формбрака и изменение его роли в общественной жизни.
По сути, Тацитомназывались все те признаки, на которых акцентирует внимание большинствоэтнографов XX-XXI вв., исследовавших в своих сочинениях проблемы культурно-историческойтипологии и стадий исторического развития человеческого общества. Тацита,наряду с греческими авторами, можно отнести к числу первых этнографов,заложивших основы исследования локальных культур, выработавших принципысистематизации этнографического материала, на которые опираются в своихисследованиях и современные этнологи.
После Тацитапрактически никто из римских мыслителей этнокультурологическими проблемами незанимался. Общественную мысль Древнего Рима периода заката волновали совершенноиные вопросы, и прежде всего связанные с утверждением нового — христианского —мировоззрения. Духовная атмосфера тех лет отнюдь не стимулировала разработкукультурологической проблематики, которая постепенно была оттеснена на перифериюфилософского поиска.
Главными историческимитрудами Тацита являются «История» и «Анналы». Композиционно они очень близки иуже в древности часто рассматривались как единое сочинение. «История» появиласьв период между 104 и 109 гг. н.э. Произведение состоит из 14 книг, которыеохватывают время 69-96 гг. н.э., то есть правление императоров Гальбы, Отона,Вителлия, а из династии Флавиев — Веспасиана (69-79 гг. н.э.), Тита (79-81 гг.н.э.) и Домициана (81-96 гг.н.э.). Тацит описал период, в который жил он сам.Сохранились книги II-V, часть книги V, посвященные 69-70 гг. н.э. После началаправления Веспасиана не хватало описания правления Тита и Домициана. В «Истории»Тацит писал «о временах, исполненных несчастий, изобилующих жестокими битвами,смутами и распрями, о временах диких и неистовых даже в мирную пору».19
Повествование Тациталишено высокого героического пафоса, который вдохновлял историков, писавших о республиканскомРиме. Тациту очевидно крушение основ римского общества, падение нравов,попрание свобод, всеобщее безразличие к судьбе государства. В императорскуюэпоху содержанием истории стала борьба за власть, поэтому движение событийТацит передал через столкновение характеров; драматизм эпохи находил выражениев неповторимом напряженном стиле его прозы. Историк считал, что «золотой век»Рима остался в прошлом, и ощущал свое одиночество в мире, где было утраченосамо понимание староримских этических идеалов, чуждых эпохе, в которой он жил итворил.
«Анналы» создавалисьнемного позже «Истории», Тацит писал их с 109 по 116 гг. н.э. Возможно, онисостояли из 16 книг, которые охватывали период 14-68 гг. н.э., то естьправление императоров из династии Юлиев–Клавдиев. Сохранились книги I-IV, частьV и VI, XI без начала, XVI без конца. В них рассказывается о правлении Тиберия(14-37 гг. н.э.), последнем периоде правления Клавдия (41-54 гг. н.э.) и оначале правления Нерона (64-68 гг. н.э.). Не хватает сведений о правленииКалигулы (37-41 гг. н.э.), Клавдия (41-47 гг. н.э.) и Нерона (66-68 гг. н.э).Оценивая предшествующую историографию, Тацит полагал, что знаменитые историкивесьма красноречиво рассказали, а значит, и увековечили былые победы и неудачиримского народа. С момента битвы при Акции (31 г. до н.э.), когда властьоказалась в одних руках, правду начали фальсифицировать, ибо одни писателильстили власть имущим, другие же их ненавидели. Тацит старался писать безпристрастия. Невозможно отрицать его точности в изложении фактов, но он всё жеприводил собственную трактовку и не всегда был объективен. Тацит писал с явнойморализаторской тенденцией. Мерой человека для него являлась добродетель,отсутствие которой он считал вырождением и упадком. Задачу «Анналов» онопределил так: «Я считаю важнейшей обязанностью анналов сохранить память опроявлениях добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашениепозором в потомстве».20 В изложении истории Тацит не принимал вовнимание всю империю, но ограничился историей города-государства. Об Италии,провинциях и людях, делавших там политику, Тацит говорил мимоходом. Зато онвыдвинул на первый план фигуры императоров и придворных. В оценке их деянийисторик оказался также хорошим психологом. Однако вследствие личныхпереживаний, особенно при Домициане, подозрительности и пессимизма, предпочиталподчеркивать их проступки. Риторику Тацит применял очень сдержанно, но прибегалк ней в потрясающих зрителя описаниях, рассчитанных на эффект.
Вопрос об источниках Тацитадовольно запутан. Его ссылки, как правило, безымянны: «некоторые авторы»,«многие», «очень многие», «историки тех времен», «некоторые утверждают»,«некоторые отрицают». В «Истории» он ссылался на Плиния Старшего и запискиМессалы. В «Анналах» цитировал Плиния Старшего, Фабия Рустика, записки ЮлииАгриппины Младшей, Домиция Корбулона, протоколы сената и римские хроники.21Вначале Тацит писал под влиянием стиля Саллюстия и Марка Туллия Цицерона и наэтой основе развил собственный оригинальный стиль, который отличалисдержанность, суровость и лаконичность манеры выражения. Читатель должен понятьбольше, чем написано. В синтаксисе, в подборе выражений Тацит избегал всегопривычного. Он употреблял поэтические слова и обороты.
Такимобразом, в мастерстве Тацита гармонично сочетались искусство литератора иисторика, его описания эпохи являются подлинными шедеврами. Тацит – противниктирании, ненависть к тиранам пронизывает все его сочинения. Историк, по мнениюТацита, должен беспристрастно описывать добрые дела и подвиги, преступления ипозор, чтобы читатель избрал для себя примеры и для подражания, и дляпорицания. Тацит принадлежит к представителям художественно-дидактическогонаправления в античной историографии. Диалектическое понимание истории в еепротиворечиях составляет самую ценную черту Тацита как историка. Главнымусловием успеха исторического сочинения, считал Тацит, является яркое,увлекательное изображение событий политической и военной истории Римскойимперии. Отдавая дань традициям, многие причины поражений и побед, убийстватиранов и злодеяний римлян в провинциях он объясняет влиянием богов, рока,судьбы, а не закономерностями исторического развития.
Плиний Младшийвосхищался литературными талантами Тацита и предрекал «Истории» бессмертие:«Предсказываю – и мое предсказание не обманывает меня, – что твоя «История»будет бессмертна; тем сильнее я желаю (откровенно сознаюсь) быть включенным внеё».22 Но, несмотря на это, современники не оценили сочиненийТацита: время созданий монументальных исторических трудов отошло в прошлое. Впоследующий период Тацит считался трудным по стилю неклассическим автором и былизвестен только учёным. Только в  IV веке н.э. к произведениям Тацита обратилсяАммиан Марцеллин. Сидоний Аполлинарий в V веке высказывал одобрение произведениям Тацита. Христианских писателей в нёмотталкивало непонимание новой веры. Таким образом, Тацит мало повлиял надуховное развитие древнего мира. В средние века рукописи его покоились во мракемонастырских книгохранилищ, редко упоминаемые летописцами – лишь в IXвеке Рудольф Фулдский продемонстрировал знакомство с некоторыми произведениямиТацита. Только с XIV века они вновь появляются насвет, и открывается эра нового влияния Тацита. Рукописи его разыскивали учёные,светские меценаты и Римские папы давали средства на это. Сочинения Тацитаначали печататься с 1469 года и с XVI века являлись предметом всё растущегоинтереса политиков, учёных и писателей различных стран. Тогда уже возниклимногочисленные издания и толкования. В XVII веке Тацит стал очень популярен воФранции именно с литературной стороны: он привлекал французских филологов ивдохновлял поэтов. В XVIII веке Вольтер отдал честь его таланту, Монтескьё на нём основывалсвое понимание истории Рима, Руссо и энциклопедисты находили много духовногородства с ним. Сильный философский и политический интерес к Тациту пришёл в XIXвеке, его ненавидел Наполеон I. В этот период началась эпоха специальногонаучного изучения Тацита как писателя. В нашей странекрупнейшим исследователем трудов Тацита является Георгий Степанович Кнабе,историк, филолог, культуролог. Он первым издал собрание сочинений КорнелияТацита в 2-х томах, написал биографию великого историка, посвятил ему несколькостатей в «Вестнике древней истории». В 1983 году Г.С. Кнабе защитил докторскуюдиссертацию на тему «Корнелий Тацит и социально-политические противоречияраннего принципата в Риме».
Таким образом, можно заключить, чтотворческое наследие Публия Корнелия Тацита оказало значительное влияние намировоззрение учёных эпохи Просвещения и по сей день остаётся одним изважнейших источников по истории Рима начала нашей эры.
Глава2. Материальная культура германцев.
 
§1. Хозяйственная деятельность.
В своём повествовании огерманцах Корнелий Тацит дал небольшое описание германской земли иклиматических условий Германии: «Хотя страна кое-где и различается с виду, всеже в целом она ужасает и отвращает своими лесами и топями; наиболее влажная онас той стороны, где смотрит на Галлию, и наиболее открыта для ветров там, где обращенак Норику и Паннонии; в общем, достаточно плодородная, она непригодна дляплодовых деревьев».23 Из этих слов можно сделать вывод о том, чтобольшая часть территории Германии в начале нашей эры была покрыта густымилесами и изобиловала болотами, однако, в то же время достаточное место занимализемли для ведения сельского хозяйства. Важным является также и замечание онепригодности земли для плодовых деревьев. Далее Тацит прямо говорил, чтогерманцы «не сажают плодовых деревьев». Это отражено, например, в делениигерманцами года на три части, что также освещено в «Германии» Тацита: «И поэтой причине они делят год менее дробно, чем мы: ими различаются зима, и весна,и лето, и они имеют свои наименования, а вот название осени и её плоды имневедомы».24  Наименование осени у германцев действительно появилосьпозднее, с развитием садоводства и виноградарства, так как под осенними плодамиТацит подразумевал плоды фруктовых деревьев и виноград.25
Хрестоматийно известновысказывание Тацита о германцах: «Они ежегодно сменяют пашню, у них всегда остается излишек полей».26 Большинство учёных сходятся во мнении,что это свидетельствует об обычае передела земельных участков внутри общины.Однако в этих словах некоторые учёные,  в частности Допш, усматривали  свидетельствосуществования у германцев переложной системы землепользования, при которойпашню приходилось систематически забрасывать для того, чтобы почва, истощённаяэкстенсивной обработкой, могла восстановить свое плодородие.27Возможно, слова «et superest ager»означали и другое: автор имел в виду обширность незанятых под поселение инеобработанных пространств в Германии. Доказательством этому может служитьлегко заметное отношение Корнелия Тацита к германцам как к людям, относившимсяк земледелию с долей равнодушия: «И они не прилагают усилий, чтобы умножитьтрудом плодородие почвы и возместить, таким образом, недостаток в земле,, не огораживают лугов, не поливают огороды». А подчас Тацит прямообвинял германцев в презрении к труду: «И гораздо труднее убедить их распахатьполе и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпетьраны; больше того, по их представлениям, потом добывать то, что может бытьприобретено кровью, – леность и малодушие». К тому же,  судя по всему, взрослыеи способные носить оружие мужчины вообще не работали на земле: «самые храбрые ивоинственные из них, не неся никаких обязанностей, препоручают заботы о жилище,домашнем хозяйстве и пашне женщинам, старикам и наиболее слабосильным издомочадцев, тогда как сами погрязают в бездействии».28 Однако,повествуя о жизненном укладе эстиев, Тацит отметил, что «Хлеба и другие плодыземные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей имнерадивостью».29
В германском обществетого времени развивалось рабство, хотя оно ещё не играло большой роли вхозяйстве, и большинство работ лежало на плечах членов семьи господина: «Рабовони используют, впрочем, не так, как мы: они не держат их при себе и нераспределяют между ними обязанностей: каждый из них самостоятельно распоряжаетсяна своем участке и у себя в семье. Господин облагает его, как если б он былколоном, установленной мерой зерна, или овец и свиней, или одежды, и только вэтом состоят отправляемые рабом повинности. Остальные работы в хозяйствегосподина выполняются его женой и детьми».30
По поводу выращиваемыхгерманцами культур Тацит однозначен: «От земли они ждут только урожая хлебов».31Однако сейчас есть свидетельства, о том, что помимо ячменя, пшеницы, овсаи ржи, германцы сеяли также чечевицу, горох, бобы, лук-порей, лён, коноплю икрасильную вайду, или синильник.32
Огромное место всистеме хозяйства германцев занимало скотоводство. По свидетельству Тацита оГермании, «мелкого скота в ней великое множество» и «германцы радуются обилиюсвоих стад, и они – единственное и самое любимое их достояние». Однако онотметил то, что «по большей части он малорослый, да и быки лишены обычновенчающего их головы горделивого украшения». 33
Свидетельством того,что скот действительно играл немаловажную роль в хозяйстве германцев тоговремени может служить тот факт, что при незначительном нарушении каких-либонорм обычного права штраф выплачивался именно скотом: «при более легкихпроступках наказание соразмерно их важности: с изобличенных взыскиваетсяопределенное количество лошадей и овец». Также скот играл важную роль присвадебном обряде: жених должен был преподнести невесте в подарок быков илошадь. 34
Лошадей германцыиспользовали не только в хозяйстве, но и в военных целях – Тацит с восхищениемрассказывал  о мощи конницы тенктеров: «Наделенные всеми подобающими доблестнымвоинам качествами, тенктеры к тому же искусные и лихие наездники, и конницатенктеров не уступает в славе пехоте хаттов». Однако описывая фенов, Тацит сбрезгливостью отмечает общий низкий уровень их развития, в частности указывая ина отсутствие у них лошадей.35
Что же касаемо наличияу германцев присваивающих отраслей хозяйства, то Тацит в своём труде упоминал ио том, что «когда они не ведут войн, то много охотятся».36 Однакоподробностей относительно этого далее не следует. О рыболовстве же Тацит  неупоминает вовсе, хотя часто акцентировал внимание на том, что многие германцыжили по берегам рек. 
Особо Тацит выделялплемя эстиев, повествуя о том, что «они обшаривают и море и на берегу, и наотмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом.Но вопросом о природе его и как он возникает, они, будучи варварами, незадавались и ничего об этом не знают; ведь он долгое время лежал вместе совсем, что выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к роскоши. У нихсамих он никак не используется; собирают они его в естественном виде,доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получаютза него цену».37 Однако в данном случае Тацит ошибался: ещё в эпохукаменного века, задолго до установления сношений с римлянами, эстии собиралиянтарь и выделывали из него всевозможные украшения. 38
Таким образом,хозяйственная деятельность германцев представляла собой соединение земледелия,возможно переложного, с осёдлым скотоводством. Однако земледельческаядеятельность не играла такой большой роли и не была такой престижной, какскотоводческая. Земледелие в основном было уделом женщин, детей и стариков,тогда как сильные мужчины занимались скотом, которому отводилась значительнаяроль не только в системе хозяйства, но и в регуляции межличностных отношений вгерманском обществе. Особо хочется отметить то, что германцами  в их хозяйствешироко применялись лошади. Небольшую роль в хозяйственной деятельности  игралирабы, положение которых трудно охарактеризовать как тяжёлое. Иногда нахозяйство непосредственно влияли природные условия, как, например, угерманского племени эстиев.

§2.Оружие.
Через весь труд Тацитапроходит мысль о воинственности германцев. Поэтому вполне логичным являетсянеобходимость описания их оружия.
Тацит обратил нашевнимание на то, что « железо, судя по изготовляемому ими оружию, у нихне в избытке».39 Из этих слов мы можем сделать вывод, что основнымматериалом для изготовления оружия у германцев, скорее всего, служило дерево.
Оружие их не отличалосьразнообразием: «Редко кто пользуется мечами и пиками большого размера; ониимеют при себе копья, или, как сами называют их на своем языке, фрамеи, сузкими и короткими наконечниками, однако настолько острыми и удобными в бою,что тем же оружием, в зависимости от обстоятельств, они сражаются как издали,так и в рукопашной схватке. И всадник также довольствуется щитом и фрамеей,тогда как пешие, кроме того, мечут дротики, которых у каждого несколько, и онибросают их поразительно далеко».40 Отсюда мы можем заключить, чтоосновным оружием для германцев была фрамея, выполнявшая функции как атакующего,так и оборонительного оружия.  К тому же фрамея входила в снаряжение и пешихвоинов, и всадников. Кроме того, у пеших воинов на вооружении были ещё идротики. В качестве основного оборонительного оружия выступал щит.
Что же касаетсявнешнего вида воинов, то «пешие совсем нагие или прикрытые тольколегким плащом. У них [германцев] не заметно ни малейшего стремления щегольнутьубранством, и только щиты они расписывают яркими красками. Лишь у немногихпанцири, только у одного-другого металлический или кожаный шлем».41 Исходяиз этого, очевидно, что германцы не уделяли большого внимания украшению воинов идаже тщательной их защите.
Однако оружие угерманцев имело ещё и особое, сакральное, значение. Оно играло важную роль вобщественной жизни и проходило с германским мужчиной через всю его жизнь.Например, при голосовании на советах племён поднятые вверх копья выступали какзнак одобрения: «Если их [старейшин] предложения не встречают сочувствия,участники собрания шумно их отвергают; если, напротив, нравятся, – раскачиваютподнятые вверх фрамеи: ведь воздать похвалу оружием, на их взгляд, – самыйпочетный вид одобрения». И вообще «Любые дела – и частные, и общественные – онирассматривают не иначе как вооруженные».42
Оружие игралоопределяющую роль в обряде посвящения юноши в мужчину. Только после проведенияэтого ритуала, молодой человек мог носить щит и фрамею. Тацит сравнил этотобряд с обычаем римлян облачать юношей в мужскую тогу при посвящении в мужи:«Но никто не осмеливается, наперекор обычаю, носить оружие, пока не будетпризнан общиною созревшим для этого. Тогда тут же в народном собрании кто-нибудьиз старейшин, или отец, или родичи вручают юноше щит и фрамею: это – их тога,это первая доступная юности почесть».43
Врытые в землю копьяиспользовались германцами в спортивных играх и упражнениях: «Обнаженные юноши,для которых это не более как забава, носятся и прыгают среди врытых в землюмечей и смертоносных фрамеей».44
Оружие такжесопровождало германского мужчину в последний путь: «В пламя костра они небросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предается огню только егооружие, иногда также и его конь».45
В некоторых германскихплеменах были небольшие особенности обращения с оружием. Например, у свионов«оружие в отличие от прочих германцев не дозволяется у них иметь каждому: оновсегда на запоре и охраняется стражем». К тому же у свионов был хороший флот,что было обусловлено близостью их проживания к Северному и Балтийскому морям:«Помимо воинов и оружия, они сильны также флотом. Их суда примечательны тем,что могут подходить к месту причала любою из своих оконечностей, так как и та идругая имеют у них форму носа. Парусами свионы не пользуются и весел вдольбортов не закрепляют в ряд одно за другим; они у них, как принято на некоторыхреках, съемные, и они гребут ими по мере надобности то в ту, то в другуюсторону».46
У готонов, ригиев илемовиев были отличающие их от других германцев «круглые щиты, короткие мечи».47Описывая племя эстиев, Тацит указывал на то, что «меч у них – редкость;употребляют же они чаще всего дреколье».48 Фенны, которых Тацит всвоём повествовании выделял как поразительных дикарей, отличавшихся совершеннойдикостью и в отношении оружия: «все свои упования они возлагают на стрелы, накоторые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник».49
Итак, из всеговышесказанного можно заключить, что у германцев было как атакующее (фрамеи,дротики), так и оборонительное (щиты) оружие. Защита воинов специальнымисредствами была слабо характерна для германцев того времени. Основнымматериалом для изготовления оружия в связи с недостатком железа было дерево и кость.Оружие играло также важную роль в общественной жизни: оно было необходимо приголосовании на советах, посвящении юношей в мужи, погребении, а такжеспортивных играх. Отдельные германские племена имели некоторые особенности ввооружении и обращении с ним, как, например, свионы, эстии, фенны.
§3.Поселения и жилище.
В своём очерке огерманцах Тацит постоянно сравнивает их быт и обычаи с римскими. Не сталоисключением и описание поселений германцев: «Хорошо известно, что народыГермании не живут в городах и даже не терпят, чтобы их жилища примыкаливплотную друг к другу. Селятся же германцы каждый отдельно и сам по себе, гдекому приглянулись родник, поляна или дубрава. Свои деревни они размещают нетак, как мы, и не скучивают теснящиеся и лепящиеся одно к другому строения, нокаждый оставляет вокруг своего дома обширный участок, то ли, чтобы обезопаситьсебя от пожара, если загорится сосед, то ли из-за неумения строиться».50 Можносделать вывод, что германцы не создавали даже поселений городского типа, неговоря уже о городах в римском или современном понимании этого слова. Судя повсему, германские поселения того периода представляли собой деревни хуторноготипа, для которых как раз характерно достаточно большое расстояние междустроениями и участок земли рядом с домом.
О качестве постройкисамих жилых домов Тацит был весьма невысокого мнения. Он отмечает, что основнымматериалом для этого служило дерево: «Строят же они, не употребляя ни камня, ничерепицы; всё, что им нужно, они сооружают из дерева, почти не отделывая его ине заботясь о внешнем виде строения и о том, чтобы на него приятно былосмотреть».51 Надо заметить, что каменные дома действительнопоявились у германцев значительно позже. Причём, судя по имевшимся в германскихязыках строительным терминам, умением их возводить германцы обязаны римлянам52. Из этого же отрывка мы можем заключить, что и внешний вид зданий оставлялжелать лучшего. Однако Тацит тут же отметил: «Впрочем, кое-какие места на нём[строении] они с большой тщательностью обмазывают землёй, такой чистой иблестящей, что создается впечатление, будто оно расписано цветными узорами».53Вероятнее всего, Тацит под чистой и блестящей землёй, которой германцыобмазывали свои дома,  подразумевал глину разных оттенков. Это подтверждают, например,данные археологических исследований, в ходе которых удалось выяснить, чтогерманцы для жилья строили мазанки на основе из кольев и веток.54
О наличии у германцевкаких-либо хозяйственных построек, кроме как подземных ям, Тацит не упоминает.«У них принято также устраивать подземные ямы, поверх которых они наваливаютмного навоза и которые служат им убежищем на зиму и для хранения съестныхприпасов, ибо погреба этого рода смягчают суровость стужи, и, кроме того, есливторгается враг, все неприбранное в тайник подвергается разграблению, тогда како припрятанном и укрытом под землёй он или остаётся в неведении или недобирается до него, хотя бы уже потому, что его нужно разыскивать».55 Какможно заключить из этих слов, такие погреба, устраиваемые германцами,по-видимому, неподалёку от своих жилищ, не были заметны. Они несли не толькофункцию хранения продуктов питания, но и функцию защиты людей от зимниххолодов, а также от грабительских набегов неприятелей.
Таким образом, можнозаключить, что германцы в Iвеке нашей эры жили в сельских поселениях хуторного типа, с постройками,расположенными на значительном расстоянии друг от друга. Сами строениястроились исключительно из дерева, стены их обмазывались глиной разныхоттенков. В качестве погребов для хозяйственных целей германцы использовалиспециально вырытые ямы, которые также несли функцию защиты от зимних холодов ислужили убежищем во время набегов врагов.
§4.Одежда.
Одну из глав «Германии»Тацит посвятил одежде германцев. Но, к сожалению, многие данные,предоставленные нам великим писателем и историком, зачастую не соответствуютдействительности и не подтверждаются археологическими данными.
Он отмечал, что восновной массе их одежда одинакова и примитивна: «Верхняя одежда у всех –короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если её нет, то шипом. Ничем другим неприкрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня».56 Надосказать, что археологические находки это подтверждают. Действительноуниверсальной повседневной одеждой германцев был короткий плащ. Он представлялсобой прямоугольный кусок шерстяной ткани типа пледа, который можно былообернуть вокруг тела в плохую погоду, использовать как одеяло в холодную ночьили накинуть на одно или оба плеча. Обычно его закрепляли на правом плече спомощью металлической фибулы или деревянной шпилькой, которые Тацит именуетпряжкой и шипом. Под плащ надевали льняную нижнюю одежду.57
Однако особо Тацитвыделял одеяние богатых германцев: «Наиболее богатые отличаются тем, что,помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматовили парфян, а узкая и плотно облегающая тело».58 Вероятно, под узкойи плотно облегающей одеждой Тацит подразумевал  штаны, которые как разпоявляются в Европе, по данным археологии, в конце Iвека нашей эры.59 Возможно, их появление у германцев было связано сих контактами с кочевниками, которые большую часть времени проводили в седле. Но не вполне верно, что ношение штанов было привилегией богачей. Это былабудничная одежда абсолютного большинства населения.60
Судя по рассказуТацита, германский гардероб включал не только шерстяные и льняные одежды, но икожаные: «Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у береговреки, – какие придется, те, что вдалеке от них, – с выбором,поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей сразбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемыхвнешним Океаном или неведомым морем».61 Хотя Тацит и подчёркивает,что германцы использовали меха морских животных, пока в захоронениях одежда изтаких мехов не обнаружена.62
Тацит создаётвпечатление, что германские женщины носили ту же одежду, что и мужчины лишь снебольшими дополнениями в виде накидок: «Одежда у женщин не иная, чем у мужчин,разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечиваютпурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава, так что их рукиобнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них».63 Этоне совсем так. Нет никаких данных, что женщины носили штаны. Если в захоронениии обнаруживают тело, с надетыми на него штанами, то это всегда тело мужчины.Одежда на телах женщин, как правило, резко отличается от мужской. Чаще всегоженщины одеты в шерстяные юбки и льняные платья различной длины.64Особо упоминает Тацит об обнажённых руках у германских женщин в связи с тем,что платье римских женщин было снабжено рукавами.65
Таким образом,повседневной одеждой германцев был короткий плащ, застёгнутый пряжкой. Ко всемупрочему будничной одеждой германцев можно считать льняные штаны. Женщины восновном носили шерстяные юбки и льняные платья.  Материалами для изготовленияодежды служили лён, шерсть, а также кожа.
 
§5.Пища.
Есливерить «Германии» Тацита, то пища германцев Iвека нашей эры не отличалась особым разнообразием и изысканностью: «Пища у нихпростая: дикорастущие плоды, свежая дичина, свернувшееся молоко, и насыщаютсяони ею безо всяких затей и приправ».66 Однако данные археологическихисследований говорят о том, что на самом деле картина была гораздо болеесложной. Учёные исследовали желудки людей, чьи тела были обнаружены в торфяныхболотах. Судя по всему, главную роль в питании германцев играло зерно, особенноячмень и пшеница, а также разные другие злаки. Помимо культурных зерновыхсобирали и ели дикорастущие злаки. Кости животных из поселений показывают, чтомясо также было частью питания германцев, хотя, возможно, и не самой важной.Присутствие железных вертелов в некоторых поселениях заставляет предполагать,что мясо запекали или жарили. Дичь обеспечивала разнообразие питания.Удивительно, что Тацит, упоминая о том, что многие германские племена проживаютпо берегам рек, упускает такой момент их жизни, как рыболовство, хотя всеверных областях Германии оно играло ведущую роль. Среди диких плодов Германииотмечаются яблоки, сливы, груши и, возможно, вишня. Ягоды и орехи встречались визобилии. Однако овощей германцам явно не хватало. Они выращивали горох и бобы,однако большинство наших современных овощей развились из своих диких предков врезультате целых веков кропотливой работы. Древние германцы ценили различныетравы. Изо льна и рыжика получали растительное масло. Как и другие народыдревней Европы, германцы высоко ценили соль, особенно за то, что она помогаласохранять мясо.67
Утреннийприём германцами пищи также нашёл отражение в труде Тацита: «Встав ото сна,который у них обычно затягивается до позднего утра, они умываются, чаще всеготеплой водою, как те, у кого большую часть года занимает зима. Умывшись, онипринимают пищу; у каждого свое отдельное место и свой собственный стол».68Здесь он снова сравнивает обычаи варваров с римскими: германцы умывалисьсразу после сна, тогда как римляне проделывали эту процедуру только послеобеда; также в Риме не было обычая каждому иметь свой стол, в отличие отгерманцев.69
Рассказываяо питье германцев, Тацит отмечает необычный для римлян напиток: «Их напиток –ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобиевина».70 С уверенностью можно сказать, что это было ячменное пиво.Археологические данные говорят о том, что при изготовлении пива его приправлялиароматными травами. Также есть данные о том, что популярно в германской средебыло употребление напитков, сброженных на диких ягодах нескольких видов.71Германские племена, жившие на границе с римлянами, приобретали у них вино, очём также свидетельствует Тацит: «Живущие близ реки покупают и вино». 72
Отметив сдержанностьгерманцев в пище, Тацит, однако, указывает на слабость их к пьянству: «Чтокасается утоления жажды, то в этом они не отличаются такой же умеренностью [вотличие от приёма пищи] Потворствуя их страсти к бражничанью и доставляя имстолько хмельного, сколько они пожелают, сломить их пороками было бы нетрудней, чем оружием». К тому же Тацит говорит прямо об их любви к пьянству:«Беспробудно пить день и ночь ни для кого не постыдно».73
Итак,можно заключить, что в описании пищи германцев Тацит был весьма далёк отистины, так как археологические данные свидетельствуют о разнообразиигерманского пищевого рациона. Они употребляли в пищу мясо, рыбу, среди дикихплодов нужно упомянуть яблоки, сливы, груши, ягоды и орехи, выращивали горох ибобы. Основным напитком германцев было неведомое римлянам пиво, а такжепокупаемое у них вино.

Заключение
ЖизньПублия Корнелия Тацита не может быть воспроизведена сточностью и полнотою. Факты биографии Тацита можно восстановить понемногочисленным свидетельствам античных авторов, в частности Плиния Младшего, и редким упоминаниям историка о своей жизни. Родом Тацит был из Южной Галлии,юношеские годы провёл в Риме, где учился красноречию. Уже в молодости онпрославился своими речами, произносимыми им в качестве защитника или обвинителяна судах. Корнелий Тацит сделал хорошую карьеру, начав её при Флавиях. За своюжизнь он был квестором, консулом, наместником в провинции Азия, а также членом«Коллегии пятнадцати мужей».
Публий Корнелий Тацитоставил значительное литературное наследие. В нём есть так называемые «малые»произведения и произведения «значительные», а также многочисленные ораторскиеречи, которые, к сожалению, не дошли до нас. К «малым» произведения Тацитаотносятся «Диалог об ораторах», «Жизнеописание Юлия Агриколы», «О происхождениигерманцев и местоположении Германии». К «значительным» произведениям относят «Историю» и «Анналы». Для данного курсового исследования наибольший интереспредставляет труд «О происхождении германцев и местоположении Германии». Это серьёзный этнографический этюд о жизни народов, начинавшихиграть в I веке нашей эры видную роль в римской истории. В нём сообщаютсянезаменимые данные, правда, зачастую  не подтверждённые никакимиархеологическими материалами.
Исследуя и анализируяпредоставленные в данном трактате данные относительно отдельных аспектовматериальной культуры германцев, таких как хозяйственная деятельность, оружие,поселения и жилища, одежда и пища, и сопоставляя их с данными археологическихисследований, можно сделать следующие выводы:
Хозяйственнаядеятельность германцев представляла собой соединение земледелия, возможнопереложного, с осёдлым скотоводством. Однако земледельческая деятельность неиграла такой большой роли и не была такой престижной, как скотоводческая.Земледелие в основном было уделом женщин, детей и стариков, тогда как сильныемужчины занимались скотом, которому отводилась значительная роль не только всистеме хозяйства, но и в регуляции межличностных отношений в германскомобществе. Особо хочется отметить то, что германцами  в их хозяйстве широкоприменялись лошади. Небольшую роль в хозяйственной деятельности  играли рабы,положение которых трудно охарактеризовать как тяжёлое. Иногда на хозяйствонепосредственно влияли природные условия, как, например, у германского племениэстиев.
У германцев было какатакующее (фрамеи, дротики), так и оборонительное (щиты) оружие. Защита воиновспециальными средствами была нехарактерна для германцев того времени. Основнымматериалом для изготовления оружия в связи с недостатком железа было дерево икость. Оружие играло также важную роль в общественной жизни: оно былонеобходимо при голосовании на советах, посвящении юношей в мужи, погребении, атакже спортивных играх. Отдельные германские племена имели некоторыеособенности в вооружении и обращении с ним, как, например, свионы, эстии,фенны.
Германцы в Iвеке нашей эры жили в сельских поселениях хуторного типа, с постройками,расположенными на значительном расстоянии друг от друга. Сами строениястроились исключительно из дерева, стены их обмазывались глиной разныхоттенков. В качестве погребов для хозяйственных целей германцы использовалиспециально вырытые ямы, которые также несли функцию защиты от зимних холодов ислужили убежищем во время набегов врагов.
Повседневной одеждойгерманцев был короткий плащ, застёгнутый пряжкой. Ко всему прочему будничнойодеждой германцев можно считать льняные штаны. Женщины в основном носилишерстяные юбки и льняные платья.  Материалами для изготовления одежды служилилён, шерсть, а также кожа.
Вописании пищи германцев Тацит был весьма далёк от истины, так какархеологические данные свидетельствуют о разнообразии германского пищевогорациона. Они употребляли в пищу мясо, рыбу, среди диких плодов нужно упомянутьяблоки, сливы, груши, ягоды и орехи, выращивали горох и бобы. Основным напиткомгерманцев было неведомое римлянам пиво, а также покупаемое у них вино.
Темне менее, несмотря на значительные  неточности и не всегда подкрепленныеисточниками свидетельства, труд  Публия Корнелия Тацита был и остаётся одним изосновных письменных источников того времени, позволяющим исследователямреконструировать быт и нравы древних германцев.

Примечания
 
Введение
1.        Опроисхождении германцев и местоположении Германии//Корнелий Тацит. Сочинения вдвух томах. Л., 1970. Т. I. С.353-373.
Письма ПлинияМладшего//Письма Плиния Младшего. М., 1982. С.129, 136.
2.        Корнелий Тацит. Сочиненияв двух томах – подготовили Кнабе Г.С., Грабарь-Пассек М.Е., Тронский И.М.,Бобович А.С. Л., 1970.
3.        ЧернякЕ.Б., Тормасов Б.А. Историки и история. М., 1997.
4.        Энциклопедическийсловарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1901. Т.XXXIIA.
5.        ПархоменкоИ.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М., 2001.
Шендрик А.И. Теориякультуры: Учебное пособие для вузов. М., 2002.
6.        ТоддМ. Варвары. М., 2005.
7.        Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров. История крестьянства в Европе. М., 1985. Т.I.
8.        ВейсГ. История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы ижилища. Обычаи и нравы. М., 2002.
Глава1. §1.
9.        Плиний Младший. Указ. Соч.  С.129
10.     Тронский И.М. Корнелий Тацит//Корнелий Тацит. Сочинения в двухтомах. Л., 1970. Т.II. С.203.
11.     Например, Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.374.
12.     Плиний Младший. Указ. Соч. С.129
Глава1. §2.
13.     Например, Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1970.
14.     Плиний Младший. Указ. Соч. С.129
15.     Энциклопедическийсловарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1901. Т.XXXIIA.С.692-697.
16.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.367.
17.     Там же. Т.I. С.361.
18.     Там же. Т.I. С.361, 364.
19.      Там же. Т.II. С.10.
20.     Там же. Т.I. С.109.
21.      Тронский И.М. Указ. Соч. Т.II. С.232.
22.      Плиний Младший. Указ. Соч. С. 136.
Глава 2. § 1.
23.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.355.
24.     Там же. Т.I. С.364.
25.      Бобович А.С. Комментарий к «О происхождении германцев иместоположении Германии»//Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х томах. Л., 1970. Т.I. С.437.
26.      Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.364.
27.      Гуревич А.Я. Древние германцы. Викинги.М.-СПб., 1999. С.7.
28.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.364, 359-360.
29.     Там же. Т.I. С.372.
30.     Там же. Т.I. С.364.
31.     Тамже. Т.I. С.364.
32.     Бобович А.С. Указ. Соч. Т.I. С.437.
33.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.355.
34.      Там же. Т.I. С.358-359, 361.
35.     Там же. Т.I. С.367,  373.
36.     Там же. Т.I. С.360.
37.     Там же. Т.I. С.372.
38.     Бобович А.С. Указ. Соч. Т.I. С.439.
Глава 2. § 2.
39.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.355-356.
40.     Тамже. Т.I. С.355-356.
41.     Тамже. Т.I. С.355-356.
42.     Там же. Т.I. С.358, 359.
43.     Тамже. Т.I. С.358, 359.
44.      Там же. Т.I. С.363.
45.      Там же. Т.I. С.364.
46.      Там же. Т.I. С.371.
47.      Там же. Т.I. С.371.
48.      Там же. Т.I. С.372.
49.      Там же. Т.I. С.373.
Глава 2. § 3.
50.      Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.360.
51.      Там же. Т. I. С.360.
52.      Бобович А.С. Указ. Соч.  Т.I. С.436.
53.      Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.360.
54.      Тодд М. Указ. Соч. С. 88.
55.      Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.360.
Глава 2. § 4.
56.      Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С. 360.
57.     Тодд М. Указ. Соч. С.109.
58.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.360.
59.     Тодд М. Указ. Соч. С.110.
60.     Бобович А.С. Указ. Соч. Т.I. С.436.
61.      Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.360-361.
62.     Тодд М. Указ. Соч. С. 111.
63.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.361.
64.     Тодд М. Указ. Соч. С. 112-113.
65.     Бобович А.С. Указ. Соч. Т.I. С.436.
Глава 2. § 5.
66.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.363.
67.     Тодд М. Указ. Соч.  С.101-102.
68.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.363.
69.     Бобович А.С. Указ. Соч. Т.I. С.436.
70.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.363.
71.     Тодд М. Указ. Соч. С.103.
72.     Корнелий Тацит. Указ. Соч. Т.I. С.363.
73.     Там же. Т.I. С.363.

Списокисточников и литературы:
 
Источники:
1.        Анналы// Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах.  Л., 1970. Т. I. С. 109.
2.        История// Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах Л., 1970. Т. II.С. 10.
3.        Опроисхождении германцев и местоположении Германии/ / Корнелий Тацит. Сочиненияв двух томах. Л., 1970. Т. I. С. 353-373.
4.        ПисьмаПлиния Младшего // Письма Плиния Младшего. М., 1982. С.129, 136.
Литература:
1.        Античныеписатели. Словарь. СПб., 1999.
2.        БольшаяРоссийская энциклопедия. М., 2004.
3.        ВейсГ. История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы ижилища. Обычаи и нравы. М., 2002.
4.        Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров. История крестьянства в Европе. М., 1985. Т.I.
5.        Гуревич А.Я. Древние германцы. Викинги. М.- СПб., 1999.
6.        Древние германцы. – Сост. Б.Н.Граков,С.П.Моравский, А.И.Неусыхин. М., 1937.
7.        Кнабе Г.С.  Корнелий Тацит. М., 1980.
8.        Корнелий Тацит. Сочиненияв двух томах – подготовили Кнабе Г.С., Грабарь-Пассек М.Е., Тронский И.М.,Бобович А.С. Л., 1970.
9.        КорсунскийА.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновениеГерманских королевств. М., 1984.
10.      Марцеллин Аммиан. Римскаяистория.СПб., 1994.
11.      Неусыхин А.И. Военные союзы германскихплемён около начала нашей эры. М., 1976.
12.     ПархоменкоИ.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М., 2001.
13.     Сеймур-СмитМ.  100 величайших книг, которые потрясли мир. М., 2004.
14.     ТоддМ. Варвары. М., 2005.
15.      ТомпсонЭ.А. Римляне и варвары. СПб., 2003.
16.      ХаритоновичД.Современность Средневековья. М., 2000.
17.      ЧернякЕ.Б., Тормасов Б.А. Историки и история. М., 1997.
18.       ШендрикА.И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М., 2002.
19.      ШкунаевС.В. Германские племена и союзы племён. М., 1988. Т.I.
20.      ЩукинМ.Б. На рубеже эр. СПб., 1994.
21.      Энциклопедическийсловарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1901. Т.XXXIIA.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стиль ушу Багуачжан
Реферат Художественные средства в поэме "Реквием" А.А. Ахматовой
Реферат От женской литературы - к "женскому роману"?
Реферат Правовая регламентация процесса доказывания в арбитражном судопроизводстве
Реферат Социальная работа с группами риска
Реферат Философский анализ взаимодействия природы и общества Учения о смысле жизни
Реферат Засоби зображення гами кольорів у французькій та українській мовах
Реферат Внутренние стандарты аудиторских фирм
Реферат Кризис рационального сознания в европейском обществе на рубеже ХIХ-ХХ веков
Реферат Роль ораторского мастерства в суде
Реферат Модернизация системы управления рекуперативных колодцев цеха Бл-2
Реферат Кто Вы, мистер Генри Форд?
Реферат Обломовка: сельская идиллия или уродливый мир?
Реферат Философская антропология и гносеология
Реферат Краткая история античного костюма