При князекиевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси — принятие хрис-
тианства. Святая церковь сравнивает равноапостольногокнязя Владимира
с апостолом Павлом: сходство было не только вчудесном исцелении от
слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений нахристиан и затем
— в ревностномобращении язычников в христианство. В первые годы свое-
го правлениякнязь Владимир, получивший языческоевоспитание в Новго-
роде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в
970 году),показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в
Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за терем-
ным двором:деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,
затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. Иприносили им
жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и
холм тот»(под 980 год). В благодарность богам запобеду, одержанную
над ятвягами (983год) решено было принести человеческую жертву. Жре-
бий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество
языческих богов,и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но вер-
но сказано: кровь мученников — семяхристиан. Погибли на Руси двое
христиан — Феодори Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с кня-
зем Владимиромтысячи. Митрополит Киевский Иларион,монах Иаков и ле-
тописецпреподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения
князя Владимира кхристианской вере, согласно указав надействие при-
зывающейблагодати Божией. В «Слове о Законеи Благодати» святитель
Иларион,Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него
посещениеВышнего, призрело на него Всемилостивоеоко Благого Бога, и
воссиял в сердцеего разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и
взыскал ЕдиногоБога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно
всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле
греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелалсердцем он
быть христианиноми обратить всю Землю в христианство.» Понять превос-
ходствохристианства над язычеством и стать христианином князю Влади-
миру было темлегче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал
«добрымсмыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с хрис-
тианством у себяв Киеве, где давно уже существовали христианские хра-
мы и совершалисьбогослужения на славянском языке. Относительно вопро-
са о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий.
Согласнообщепринятому мнению, князь Владимирпринял крещение в 998
году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь
Владимиркрестился в 987 году в Киеве, а по третьей — в 987 году в Ва-
силеве (недалекоот Киева, теперь г. Васильков). Наиболеедостоверной
видимо стоитпризнать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор
согласноуказывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир
после крещенияжил 28 лет (1015-28=987), а также что натретий год по
Крещении (т.е. в989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; лето-
писец преподобныйНестор говорит, что князь Владимиркрестился в лето
6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества
Христова (6695-5508=987). Приняв христианнскую православную веру,
князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в
христианство». Великого князя Владимира побуждало кэтому не только
религиозноевоодушевление. Он руководствовался, конечно, и государс-
твеннымисоображениями, ибо для русского народа христианизация означа-
ла приобщение квысокой культуре христианских народов и более успешное
развитие своейкультурной и государственной жизни. Киевская Русь имела
давние связи с христианской Византией, откудауже проникало на Русь
восточноеПравославие. Видимо в целях более успешного осуществления
своих замыслов инадеясь получить из Византии необходимую помощь, осо-
бенно в делеорганизации церковного управления и развития духовной
культуры, князь Владимир вступает в родство свизантийскими императо-
рами(соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028)
в Херсонесе(Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супру-
гой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град
различнуюцерковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи, князь Вла-
димир приступил кофициальному введению христианства на Руси.
Крещение Руси иобразование Поместной Русской Православной Церкви.
Введениехристианства в Киевской Руси в качестве государственной рели-
гии было вполнезакономерным явлением и не могло вызвать серьезных ос-
ложнений, хотя в некоторых местах(Новгороде, Муроме, Ростове) не
обошлось безоткрытой борьбы, начатой предводителями язычества — волх-
Прежде всего князь Владимир крестил 12своих сыновей и многих
Он приказалуничтожить всех идолов, главного идола-Перуна
сбросить вДнепр, а духовенству проповедовать вгороде новую веру. В
назначенный деньпроизошло массовое Крещение киевлян у места впадения
в Днепр рекиПочайны. «На следующий жедень, — говорит летописец, -
вышел Владимир спопами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось
там людей безчисла. Вошди в воду и стояли там одни дошеи, другие по
грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а
уже взрослыебродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была
видна радость нанебе и на земле по поводу стольких спасаемых душ...
Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что
познал бога илюди его, посмотрел на небо и сказал: „Христос Бог, сот-
воривший небо иземлю! Взгляни на новых людей этих и дайим, Господи,
познатьТебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны.
Утверди в нихправую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против
диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу.“ Это
важнейшее событиесовершилось, согласно летописнойхронологии, прини-
маемой некоторымиисследователями, в 988 году, по мнению других - в
989-990 годах.Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в дру-
гие городаКиевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынс-
кий, Полоцк,Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Вла-
димире подавляющеебольшинство русского населения приняло христианскую
веру и КиевскаяРусь стала христианской страной. Крещение Руси создало
необходимыеусловия для образования Русской Православной Церкви. Из
Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии -
священники,привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке;
строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из
русскойсреды. Летопись сообщает (под 988год), что князь Владимир
»приказалрубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли
кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия нахолме, где стоял
идол Перуна идругие и где творили им требы князь и люди. И по другим
городам сталиставить церкви и определить в них попов и приводить лю-
дей на Крещениепо всем городам и селам". С помощью греческих мастеров
в Киеве былпостроен величественный каменный храм в честь Рождества
ПресвятойБогородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи рав-
ноапостольнойкнягини Ольги. Храм этот символизировалсобой истинный
триумф христианства в Киевской Руси и вещественноолицетворял собою
«духовнуюРусскую Церковь». Равноапостольныйкнязь Владимир заботился
и о просвещениисвоего народа. По свидетельству летописи(под 988 го-
оод) он велел«собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение
книжное». Продолжателем апостольской миссии святого князяВладимира
был его сынвеликий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в прав-
ление которого христианская вера на Руси, посвидетельству летописи
(под 1037 год),продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы ста-
ли умножаться, имонастыри появляться… и умножались пресвитеры и лю-
ди христианские.И радовался Ярослав, видя много церквей и людей хрис-
тианских...» При Ярославе Мудром построены такиевыдающиеся памятники
русскогоцерковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 го-
ду) и новгородская София (1045-1055годы), основан знаменитый Кие-
во-Печерскиймонастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее
развитиерелигиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки
духовенстваЯрослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в ко-
торой обучалось300 детей. Есть основания предполагать, что такие шко-
лы существовали ипри других архиерейских кафедрах, ипрежде всего в
самом Киеве.Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были перево-
ды новойлитературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся
рукописей. СамЯрослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год),
«книгилюбил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они сгреческого на славянский язык. Инаписали они книг
множество, ими жепоучаются верующие люди наслаждаются учением божест-
венным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книгии, много их на-
писав, положил вцеркви святой Софии, которую создал сам», то есть ос-
новал первую наруси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение
русских христианимело возможность более глубоко изучать истины хрис-
тианскойверы. О высокой степени развитияпросвещения в Киевской Руси
при ЯроставеМудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Мит-
рополитаИлариона, посвященноерелигиозно-философскому осмыслению со-
бытия КрещенияРуси и написанное, по словам самогоавтора, «для насы-
тившихся с избытком книжной мудростью». Говоря о значении христианс-
ко-просветительнойдеятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого,
вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под
1037 год):«Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и
жнут и едят пищунеоскудевающую, — так и этот. Отец ведьего Владимир
землю вспахал иразмягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял
книжными словамисердца верующих людей, а мы пожинаем,учение получая
книжное». Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению.
«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и
поучаемы на путьпокаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и
воздержание. Это ведь — реки, напояющиевселенную, это — источники
мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы впечали утешаем-
ся; они — уздавоздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрости,
то найдешьвеликую пользу душе своей. Ибо кто часточитает книги, тот
беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие
беседы, и евангельские и апостольские поучения ижития святых отцов,
получает душевеликую пользу». В конце XI — начале XII века христианс-
тво окончательноутвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря
миссионерским трудам епископов Ростовских святогоЛеонтия и святого
Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин
(Ярослав)Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и
радимичей,вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век
и обращенных кБогу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монас-
тыря. КрещениеРуси явилось переломным моментом в жизни народа. Появи-
лась новая многоплодная ветвь Единой СвятойСоборной и Апостольской
Церкви — Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Пра-
вославной церкви в жизни руского народа изживалисьгрубые языческие
обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение)девиц; воз-
росли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской
женщины;укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжески-
ми междоусобицамимир. «Князь, — говорил Митрополит Никифор II велико-
му князю РюрикуРостиславовичу, — мы поставлены от Богав земле Русс-
кой, чтобы удерживать вас откровопролития». Историкиотмечают, что
«Христианскаяцерковь подняла значение княжеской власти в Киеве на
большую высоту иупрочила связь между частями государства». Воспитывая
верующего длягрядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестра-
ивает иград, здесь пребывающий. Эта перестройкагражданского общежи-
тия под действиемЦеркви — таинственный и поучительный процесс в жизни
христианских обществ". Принятие христианства способствовало широкому
распространениюна Руси грамотности, наслаждениюпросвещения, появле-
нию богатой,переведенной с греческого языка литературы, возникновению
собственнойрусской литературы, развитию церковного зодчества и иконо-
писи. Появившиесясо времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы
и библиотекистали важнейшим средством распространения просвещения на
Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других
городах возникаютновые библиотеки, в том числемонастырские и част-
ные. Несомненнобогатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как
известновырастивший целую плеяду русских церковных писателей; приня-
тый в этоммонастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому мо-
наху чтение книгиз монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодо-
сияПечерского, написаное преподобнымНестором Летописцем, свидетель-
ствует, что в келии преподобного Феодосия шланапряженная работа по
составлению иизготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал кни-
ги, великий Никонпереплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые
для переплета.Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок
Никола Святоша — он передал их монастырю. Большие библиотеки имели
князьЧерниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными
священнымикнигами наполнил свои клети», князьРостовский Константин
Всеволодовичснабжавший «книгами церкви Божии»; «богат был… книгами»
епископРостовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные книги были очень до-
роги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные
люди (князья,епископы) и монастыри. Содержание русских книг было пре-
имущественнодуховним. Это объясняется влияниемпереводной литературы
и живым интересомновопросвещенного русского общества к вопросам хрис-
тианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то
время были восновном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане
пресвитера, написал «Слово о Законе иБлагодати», получившее высокую
оценку егосовременников и потомков. «Нельзя не удивиться зрелости
ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и томуораторскому
одушевлению иискусству, какими запечатлено этообразцовое слово», -
пишет историкМитрополит Московский Макарий. «Слово о Законе и Благо-
дати» вСербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом
при составлении житий сербских святых Симеона иСаввы. Преподобный
Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написалжития святых князей
Бориса и Глеба(убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия
Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный
Нестор составилновый летописный свод — «Повесть временных лет», кото-
рая, по определению академика Д.С.Лихачева, является«цельной литера-
турно изложенной историей Руси». «Повесть временных лет » переведена
на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869
год), латинский(1884 год), венгерский (1916 год). XI-XII века истории
Русской Церквиознаменованы появлением канонических трудов. Они не
толькопереводятся на славянский язык, но и не осуществляется их твор-
ческое применениек русским условиям жизни. Этими чертами отмечены та-
кие памятники русского канонического права, как «Канонические ответы
КиевскогоМитрополита Иоанна II» (1080-1089), «Кириково и Илиино воп-
рошания»(1130-1156), «ОпределениеИлии, архиепископа Новгородского»
(1164-1168). Эти памятники русской канонической мысли поражают мяг-
костью итерпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наря-
ду со строгойтребовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже
на начальномэтапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым. Та-
ковы и поученияправославных русских проповедников этой эпохи Луки Жи-
дяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько
лет МитрополитомКиевским, и русского Златоуста - святого Кирилла,
епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства
зависти, учит ихрадоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо
знавший лучшиеобразцы ораторского искусства античности, обличал тех,
«ижеприлагают дом к дому и села к селам», бичуя стяжательство и среб-
ролюбие. Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторон-
ностью, глубинойи высокими ораторскими достоинстваим. Поучения препо-
добного ФеодосияПечерского, русских подвижников иаскетов носят нес-
колько инойхарактер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточ-
но христианскуюжизнь бояр, неправоверие иноземцев. С Крещением Киевс-
кой Руси ещеболее расширились и углубились ее государственные и куль-
турные связи нетолько с Византией, но и с Балканскими странами и дру-
гимигосударствами Европы. Вступив в Брак сгреческой царевной Анной,
князь Владимирпороднился и с немецким императором Оттоном II, который
ранее женился (в971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отме-
чает (под 996год): святой Владимир «жил в мире сокрестными князьями
— с БолеславомПольским, и со Стефаном Венгерским, и сАндрихом Чешс-
ким. И были междуними мир и любовь». Еще более оживились связи Киевс-
кой Руси севропейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной
степени ихукрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого
Анна была замужемза французским королем Генрихом I, Анастасия - за
венгерскимкоролем Андреем I, Елизавета — заГеральдом Норвежским, а
затем за СвеномДатским; польский король Казимир был женат на Доброне-
ге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,благословившая эти бра-
ки, широкопростирала и свое влияние в мире.
Литература:
«РусскаяПравославная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии
1988 г.