Реферат по предмету "История"


Крещение Руси. Князь Владимир

При князекиевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения,  определившее дальнейший путь развития Руси — принятие хрис-
тианства.  Святая церковь сравнивает равноапостольногокнязя Владимира
с  апостолом Павлом:  сходство было не только вчудесном исцелении от
слепоты,  но и в обращении ко Христу после гонений нахристиан и затем
— в ревностномобращении язычников в христианство. В первые годы свое-
го правлениякнязь Владимир,  получивший языческоевоспитание в Новго-
роде,  куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в
970 году),показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в
Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за терем-
ным двором:деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,
затем Хорса,  Даждьбога, Стирбога,  Симаргла и Мокоша. Иприносили им
жертвы,  называя их богами...  И осквернилась кровью земля  Русская и
холм тот»(под 980 год).  В благодарность богам запобеду,  одержанную
над ятвягами (983год) решено было принести человеческую жертву. Жре-
бий  пал на юношу из христианской семьи.  Его отец обличил ничтожество
языческих богов,и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но вер-
но  сказано: кровь  мученников — семяхристиан.  Погибли на Руси двое
христиан — Феодори Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с кня-
зем Владимиромтысячи.  Митрополит Киевский Иларион,монах Иаков и ле-
тописецпреподобный Нестор (XI век) назвали причины личного  обращения
князя Владимира кхристианской вере,  согласно указав надействие при-
зывающейблагодати Божией.  В «Слове о Законеи  Благодати»  святитель
Иларион,Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него
посещениеВышнего,  призрело на него Всемилостивоеоко Благого Бога, и
воссиял в сердцеего разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и
взыскал ЕдиногоБога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно
всегда  он слышал о православной,  христолюбивой и сильной верою земле
греческой...  Слыша все это, возгорелся он духом и возжелалсердцем он
быть христианиноми обратить всю Землю в христианство.» Понять превос-
ходствохристианства над язычеством и стать христианином князю  Влади-
миру было темлегче,  что он,  по слову Митрополита Илариона,  обладал
«добрымсмыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с хрис-
тианством у себяв Киеве, где давно уже существовали христианские хра-
мы и совершалисьбогослужения на славянском языке. Относительно вопро-
са  о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий.
Согласнообщепринятому мнению,  князь Владимирпринял крещение  в  998
году  в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь
Владимиркрестился в 987 году в Киеве, а по третьей — в 987 году в Ва-
силеве (недалекоот Киева,  теперь г. Васильков). Наиболеедостоверной
видимо стоитпризнать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор
согласноуказывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир
после крещенияжил 28 лет (1015-28=987),  а также что натретий год по
Крещении (т.е. в989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; лето-
писец преподобныйНестор говорит,  что князь Владимиркрестился в лето
6495-е  от сотворения  мира,  что соответствует 987 году от Рождества
Христова  (6695-5508=987).  Приняв христианнскую  православную  веру,
князь  Владимир (в  крещении  Василий) решился «обратить всю Землю в
христианство».  Великого князя Владимира побуждало кэтому  не только
религиозноевоодушевление.  Он руководствовался,  конечно, и государс-
твеннымисоображениями, ибо для русского народа христианизация означа-
ла приобщение квысокой культуре христианских народов и более успешное
развитие своейкультурной и государственной жизни. Киевская Русь имела
давние  связи с христианской Византией,  откудауже проникало на Русь
восточноеПравославие.  Видимо в целях более  успешного осуществления
своих замыслов инадеясь получить из Византии необходимую помощь, осо-
бенно в делеорганизации церковного  управления  и развития  духовной
культуры,  князь Владимир вступает в родство свизантийскими императо-
рами(соправителями) Василием II (976-1025) и Константином  (976-1028)
в Херсонесе(Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супру-
гой-гречанкой,  греческим духовенством,  привезя в свой стольный  град
различнуюцерковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи, князь Вла-
димир приступил кофициальному введению христианства на Руси.
Крещение Руси иобразование Поместной Русской Православной Церкви.
Введениехристианства в Киевской Руси в качестве государственной рели-
гии было вполнезакономерным явлением и не могло вызвать серьезных ос-
ложнений,  хотя в  некоторых местах(Новгороде,  Муроме,  Ростове) не
обошлось безоткрытой борьбы, начатой предводителями язычества — волх-
  Прежде всего  князь Владимир крестил 12своих сыновей и многих
Он приказалуничтожить всех идолов, главного идола-Перуна
сбросить вДнепр,  а духовенству проповедовать вгороде новую веру.  В
назначенный деньпроизошло массовое Крещение киевлян у места впадения
в Днепр рекиПочайны.  «На следующий жедень,  — говорит летописец,  -
вышел Владимир спопами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось
там людей безчисла.  Вошди в воду и стояли там одни дошеи, другие по
грудь,  молодые же у берега по грудь,  некоторые держали младенцев,  а
уже взрослыебродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была
видна радость нанебе и на земле по поводу стольких спасаемых  душ...
Люди же,  крестившись расходились по домам.  Владимир же был рад,  что
познал бога илюди его, посмотрел на небо и сказал: „Христос Бог, сот-
воривший небо иземлю!  Взгляни на новых людей этих и дайим, Господи,
познатьТебя,  истинного Бога,  как познали Тебя христианские  страны.
Утверди в нихправую и неуклонную веру и мне помоги, Господи,  против
диавола,  да одолею козни его,  надеясь на Тебя и на Твою  силу.“ Это
важнейшее событиесовершилось,  согласно летописнойхронологии, прини-
маемой некоторымиисследователями,  в 988 году,  по мнению других -  в
989-990 годах.Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в дру-
гие городаКиевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынс-
кий, Полоцк,Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Вла-
димире подавляющеебольшинство русского населения приняло христианскую
веру и КиевскаяРусь стала христианской страной. Крещение Руси создало
необходимыеусловия для образования Русской Православной  Церкви.  Из
Византии  прибыли епископы  во главе с Митрополитом, а из Болгарии -
священники,привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке;
строились  храмы, открывались  училища  для подготовки духовенства из
русскойсреды.  Летопись сообщает (под 988год),  что  князь Владимир
»приказалрубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли
кумиры.  И поставил церковь во имя святого Василия нахолме, где стоял
идол Перуна идругие и где творили им требы князь и люди. И по другим
городам сталиставить церкви и определить в них попов и приводить  лю-
дей на Крещениепо всем городам и селам". С помощью греческих мастеров
в Киеве былпостроен величественный каменный храм в  честь  Рождества
ПресвятойБогородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи рав-
ноапостольнойкнягини Ольги.  Храм этот символизировалсобой  истинный
триумф  христианства в  Киевской Руси и вещественноолицетворял собою
«духовнуюРусскую Церковь».  Равноапостольныйкнязь Владимир заботился
и о просвещениисвоего народа.  По свидетельству летописи(под 988 го-
оод) он велел«собрать у лучших людей детей и отдавать их  в обучение
книжное».  Продолжателем апостольской  миссии святого князяВладимира
был его сынвеликий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в прав-
ление  которого христианская вера на Руси,  посвидетельству летописи
(под 1037 год),продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы ста-
ли умножаться, имонастыри появляться… и умножались пресвитеры и лю-
ди христианские.И радовался Ярослав, видя много церквей и людей хрис-
тианских...»  При Ярославе Мудром построены такиевыдающиеся памятники
русскогоцерковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 го-
ду)  и новгородская  София (1045-1055годы),  основан знаменитый Кие-
во-Печерскиймонастырь (1051 год),  во многом определивший  дальнейшее
развитиерелигиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки
духовенстваЯрослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в ко-
торой обучалось300 детей. Есть основания предполагать, что такие шко-
лы существовали ипри других архиерейских кафедрах,  ипрежде всего  в
самом Киеве.Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были перево-
ды новойлитературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся
рукописей. СамЯрослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год),
«книгилюбил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили  они  сгреческого на славянский язык.  Инаписали они книг
множество, ими жепоучаются верующие люди наслаждаются учением божест-
венным...  Ярослав же, как мы уже сказали, любил книгии, много их на-
писав, положил вцеркви святой Софии, которую создал сам», то есть ос-
новал первую наруси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение
русских христианимело возможность более глубоко изучать истины хрис-
тианскойверы.  О высокой степени развитияпросвещения в Киевской Руси
при ЯроставеМудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати»  Мит-
рополитаИлариона,  посвященноерелигиозно-философскому осмыслению со-
бытия КрещенияРуси и написанное,  по словам самогоавтора, «для насы-
тившихся  с избытком книжной мудростью».  Говоря о значении христианс-
ко-просветительнойдеятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого,
вспомним  ту образную характеристику,  которую дает нам летописец (под
1037 год):«Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и
жнут и едят пищунеоскудевающую,  — так и этот. Отец ведьего Владимир
землю вспахал иразмягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял
книжными словамисердца верующих людей,  а мы пожинаем,учение получая
книжное».  Со страниц летописи звучит  похвала книхному  просвещению.
«Велика  ведь бывает польза от учения книжного;  книгами наставляемы и
поучаемы на путьпокаяния,  ибо от слов книжных  мудрость обретаем  и
воздержание.  Это ведь — реки,  напояющиевселенную,  это — источники
мудрости;  в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы впечали утешаем-
ся; они — уздавоздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрости,
то найдешьвеликую пользу душе своей.  Ибо кто часточитает книги, тот
беседует  с Богом или со святыми мужами.  Тот, кто читает пророческие
беседы,  и евангельские и апостольские поучения ижития святых  отцов,
получает душевеликую пользу». В конце XI — начале XII века христианс-
тво окончательноутвердилось  в  Ростово-Суздальской  земле благодаря
миссионерским  трудам епископов  Ростовских святогоЛеонтия и святого
Исани,  в Муромо-Рязанской,  крестителем которой был князь  Константин
(Ярослав)Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и
радимичей,вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век
и обращенных кБогу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монас-
тыря. КрещениеРуси явилось переломным моментом в жизни народа. Появи-
лась  новая многоплодная  ветвь Единой СвятойСоборной и Апостольской
Церкви — Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Пра-
вославной  церкви в  жизни руского народа изживалисьгрубые языческие
обычаи:  кровная месть,  полигамия, «умыкание» (похищение)девиц; воз-
росли  грахданская правоспособность  и  материнский авторитет русской
женщины;укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжески-
ми междоусобицамимир. «Князь, — говорил Митрополит Никифор II велико-
му князю РюрикуРостиславовичу,  — мы поставлены от Богав земле Русс-
кой,  чтобы удерживать вас откровопролития».  Историкиотмечают,  что
«Христианскаяцерковь подняла значение княжеской власти  в  Киеве на
большую высоту иупрочила связь между частями государства». Воспитывая
верующего длягрядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестра-
ивает иград,  здесь пребывающий. Эта перестройкагражданского общежи-
тия под действиемЦеркви — таинственный и поучительный процесс в жизни
христианских  обществ".  Принятие христианства способствовало широкому
распространениюна Руси грамотности,  наслаждениюпросвещения, появле-
нию богатой,переведенной с греческого языка литературы, возникновению
собственнойрусской литературы, развитию церковного зодчества и иконо-
писи. Появившиесясо времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы
и библиотекистали важнейшим средством распространения просвещения  на
Руси.  Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других
городах возникаютновые библиотеки,  в том числемонастырские и  част-
ные. Несомненнобогатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как
известновырастивший целую плеяду русских церковных писателей;  приня-
тый в этоммонастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому мо-
наху чтение книгиз монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодо-
сияПечерского,  написаное преподобнымНестором Летописцем, свидетель-
ствует,  что в келии преподобного Феодосия шланапряженная  работа  по
составлению иизготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал кни-
ги, великий Никонпереплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые
для переплета.Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок
Никола Святоша — он передал их  монастырю.  Большие библиотеки  имели
князьЧерниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными
священнымикнигами наполнил свои клети»,  князьРостовский  Константин
Всеволодовичснабжавший «книгами церкви Божии»; «богат был… книгами»
епископРостовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные книги были очень до-
роги,  приобретать их в большом количестве могли только состоятельные
люди (князья,епископы) и монастыри. Содержание русских книг было пре-
имущественнодуховним.  Это объясняется влияниемпереводной литературы
и живым интересомновопросвещенного русского общества к вопросам хрис-
тианской  веры и  нравственности и тем,  что русскими писателями в то
время были восновном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане
пресвитера,  написал «Слово о Законе иБлагодати»,  получившее высокую
оценку егосовременников и потомков. «Нельзя  не  удивиться зрелости
ума,  глубине чувств,  обилию богословских сведений и томуораторскому
одушевлению иискусству,  какими запечатлено этообразцовое слово»,  -
пишет историкМитрополит Московский Макарий. «Слово о Законе и Благо-
дати» вСербии в XIII веке было использовано  иеромонахом  Дометианом
при  составлении житий  сербских святых Симеона иСаввы.  Преподобный
Нестор,  монах Киево-Печерского монастыря, написалжития святых князей
Бориса и Глеба(убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия
Печерского,  положив начало русской житийной  литературе. Преподобный
Нестор составилновый летописный свод — «Повесть временных лет», кото-
рая,  по определению академика Д.С.Лихачева, является«цельной литера-
турно  изложенной историей Руси».  «Повесть временных лет » переведена
на языки:  немецкий (в 1812 году),  чешский (1864 год),  датский (1869
год), латинский(1884 год), венгерский (1916 год). XI-XII века истории
Русской Церквиознаменованы появлением канонических  трудов.  Они  не
толькопереводятся на славянский язык, но и не осуществляется их твор-
ческое применениек русским условиям жизни. Этими чертами отмечены та-
кие  памятники русского канонического права,  как «Канонические ответы
КиевскогоМитрополита Иоанна II» (1080-1089), «Кириково и Илиино воп-
рошания»(1130-1156),  «ОпределениеИлии,  архиепископа Новгородского»
(1164-1168).  Эти памятники русской канонической мысли  поражают мяг-
костью итерпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наря-
ду со строгойтребовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже
на начальномэтапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым.  Та-
ковы и поученияправославных русских проповедников этой эпохи Луки Жи-
дяты,  епископа Новгородского,  Климента Смолятича,  бывшего несколько
лет МитрополитомКиевским,  и русского Златоуста  - святого  Кирилла,
епископа  Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства
зависти, учит ихрадоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо
знавший лучшиеобразцы ораторского искусства античности, обличал тех,
«ижеприлагают дом к дому и села к селам», бичуя стяжательство и среб-
ролюбие.  Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторон-
ностью, глубинойи высокими ораторскими достоинстваим. Поучения препо-
добного ФеодосияПечерского,  русских подвижников иаскетов носят нес-
колько инойхарактер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточ-
но христианскуюжизнь бояр, неправоверие иноземцев. С Крещением Киевс-
кой Руси ещеболее расширились и углубились ее государственные и куль-
турные связи нетолько с Византией, но и с Балканскими странами и дру-
гимигосударствами Европы.  Вступив в Брак сгреческой царевной Анной,
князь Владимирпороднился и с немецким императором Оттоном II, который
ранее женился (в971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отме-
чает (под 996год):  святой Владимир «жил в мире сокрестными князьями
— с БолеславомПольским,  и со Стефаном Венгерским, и сАндрихом Чешс-
ким. И были междуними мир и любовь». Еще более оживились связи Киевс-
кой Руси севропейскими странами при Ярославе Мудром. В  значительной
степени ихукрепляли династические браки.  Так,  дочь Ярослава Мудрого
Анна была замужемза французским королем Генрихом I, Анастасия  -  за
венгерскимкоролем Андреем I,  Елизавета — заГеральдом Норвежским,  а
затем за СвеномДатским; польский король Казимир был женат на Доброне-
ге,  сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,благословившая эти бра-
ки, широкопростирала и свое влияние в мире.
Литература:
«РусскаяПравославная Церковь 988-1988» Издание Московской  Патриархии
1988 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.