ПАРФИЯ
«Узнают коней ретивых по их выжженным таврам,узнают парфян кичливых по высоким клобукам». В этих строках АлександрСергеевич Пушкин напомнил читателям о древнем народе, создателе могущественногогосударства. Гимназисты и лицеисты XIXв. знали о Парфии лишь как о сопернице Рима на Ближнем Востоке.В XXстолетии о нейстало известно гораздо больше. Изучение древних сочинений и монет с именамицарей, археологические раскопки в Средней Азии и Иране помогли восстановитьисторию Парфии.
Отважно и искусно завоёвывал Александр МакедонскийПерсидское царство. Огромное пространство от Средиземного моря до Инда оказалосьпод властью греко-македонских правителей. Вслед за победоносной армией на Востокхлынули греческие мастера и ремесленники. Они селились в городах, основанныхАлександром, и устраивали порядки, к которым привыкли в Элладе (Греция).Особенно много самоуправляющихся городов (полисов) появилось в Месопотамии иСирии. Греческая культура, искусство, образ жизни распространялись вМакедонской державе. После смерти царя Александра Македонского (323 г. до н.э.) его соратники поделили земли и подданных. Полководцу Александра Селевку досталасьтерритория бывшей Персидской державы. Потомки Селевка (Селевкиды) образовалисобственное государство.
По соседству с восточными рубежами царстваСелевкидов кочевали парны. Это племя принадлежало к большой группеираноязычных сакских племён, родственных древним и воинственным скифам. Парныобитали в окрестностях гор Ко-петдаг, в районе нынешней границы между Туркменистаноми Ираном. Степи на северных отрогах Копетдага служили хорошим пастбищем дляскота. Там парны выращивали знаменитых коней местной породы — красивых,выносливых, очень ценившихся на селевкидских и китайских рынках.
Приблизительно в 250 г. до н. э. конницапарнов во главе с вождём Аршаком вторглась в ближайшую к ним селевкидскуюсатрапию (провинцию) Парфиену. Правители ослабленного к тому
времени государства едва успевали усмирятьмятежи в разных концах своих владений. Царь Селевк IIвынужден был смириться с потерей северовосточнойсатрапии. Довольный Аршак принял царский титул, а жрецы зажгли в его честь «вечныйогонь» в местном храме. Парны начали смешиваться с населением Парфиены,перенимать его обычаи и верования. В конце концов образовался новый народ. Поназванию области его стали именовать парфянами.
Селевкидское государство быстро слабело ираспадалось. Появилось много мелких княжеств, главы которых только на словах признавалиподчинённое положение по отношению к верховному правителю. Парфяне решилипокорить все земли Селевкидов. В середине IIв. до н. э. парфянский царь Митридат Iприсоединил их восточные сатрапии (Иран)к своим владениям. К западу располагались греческие полисы(города-государства). Их жители вовсе не желали превращаться из свободныхграждан в послушных подданных «великого царя» (так стал называть себяМитридат). В союзе с полисами, собрав остатки сил, Селевкиды пыталисьостановить парфян. Началась долгая война, завершившаяся разгромомгреко-македонских войск. Царь Антиох VIIпогиб в бою, и с господством Селевкидов было покончено.
Парфянские монархи управляли завоёванныминародами, пытаясь совместить кочевые парнские порядки, древнеиранские устои игреко-македонские (учёные называют их эллинистическими) традиции. Вся странабыла разделена на четыре марзпанства — по сторонам света. Марзпанства делилисьна сатрапии, а те — на более мелкие округа. Потомки кочевников-парнов и местнаяиранская знать считались азатами (свободными). Это была привилегированная частьнаселения. Во время войны азаты составляли конницу катаф-рактариев — знаменитоепарфянское изобретение, когда и всадник, и конь облачены в непробиваемыйстальной пластинчатый панцирь. Атака катафрактариев одним своим видом наводилаужас на врагов, сеяла смятение в их рядах. Крестьяне-земледельцы — большинствонаселения — платили царю налоги, а когда тот собирал ополчение, становилисьлучниками — легковооружёнными пехотинцами, которых бросали в бой передкатафрактариями.
На западе государства по-прежнему стоялигреческие города. Войдя в состав парфянской державы, жители полисов неизменили недоброжелательного отношения к восточным пришельцам. То и делогорожане поднимали восстания против суровых царских наместников и тяжёлыхпоборов. Правители государства не хотели ссориться с богатыми городами, ведьбольшая доля доходов в казну царей поступала от их торговли. Черезполисы, стоявшие на реках Тигр и Евфрат, проходила связь между Европой и Индией;греческие купцы обслуживали и Великий Шёлковый путь — караванный маршрут изКитая в Малую Азию. Самоуправление горожан было сохранено парфянами. Постепенноцарям удалось смирить полисы. В них становилось всё больше жителей-парфян, даи сами потомки греков поняли, что жить под защитой сильного государства выгоднои безопасно.
Царь Парфии мог принадлежать только к родуАршакидов. После смерти монарха его преемника избирали два совета — родственников и жрецов. Все высшие посты занимали представители семизнатнейших парнских родов. Правда, кроме них во многих областях осталисьцарьки из местных династий. Они сохранили свои титулы в обмен на полноепослушание «великому царю».
Управлять множеством племён и народов можнобыло лишь с помощью языка, понятного для всех жителей государства. Таким языкомв Парфии был греческий. На нём составлялись официальные документы, царскиеуказы; надписи на монетах чеканились тоже на греческом языке. Эллинистическоенаследие ощущалось в архитектуре, искусстве и религии парфян. У них не былообщего для всех религиозного культа. Население исповедовало множествоверований. Однако можно предполагать, что Парфия находилась на пути к единойрелигии, потому что разные народы поклонялись одним и тем же божествам, хотяназывали их по-разному. Наиболее почитаемым на Востоке было Солнце.Олицетворявшему его богу парфяне дали имя Ахурамазда, иранские племена — Митра,греки Парфии — Зевс. Поклонялись и Великой Матери как источнику жизни. Дляпарфян и иранцев она была Анахита, для греков — Артемида. За отправлениемкульта Солнца и огня следили жрецы-маги, многочисленные, богатые и оченьвлиятельные. Как и во многих других восточных странах, жрецы накапливалинаучные знания. Некоторые историки считают, что именно парфянские маги положилиначало астрологии, которую позже позаимствовали арабы и европейцы.
В мировой истории Парфия оставила заметныйслед и в связи с долгим противостоянием Римской державе. Парфянско-римскиеотношения заслуживают особого внимания.
Постепенно присоединяя ближние и дальниеземли, Римская республика раздвигала свои пределы. Взоры завоевателейпривлекал и древний, богатый Восток. В Iв. до н. э. Сирия была объявлена римскойпровинцией, там водворился наместник. Так владения Рима сомкнулись с территориейПарфии. Агрессивные замыслы римлян простирались дальше, за Евфрат. Гордыепарфянские цари не желали видеть рядом соперников. В 92 г. до н. э. на берегуЕвфрата состоялась встреча римского полководца Суллы с парфянским вельможей,царским послом Оробазом. Надменный римлянин держал себя с «варваром» грубо ивызывающе, и по возвращении в Ктесифон (столица Парфии) Оробаз был казнён зато, что стерпел такое обращение. Убедившись, что переговорами никаких уступокот парфян не добиться, римляне решили действовать военной силой. На востокотправился знаменитый полководец Красе (тот, кто подавил восстание Спартака вИталии). Его легионы двинулись через месопотамские степи в глубь Парфии.Навстречу ему царь Ород IIпослал военачальника Сурена, под началом которого находилисьтысяча катафрак-тариев и 10 тыс. лучников. Армию сопровождал огромный караваниз тысячи верблюдов, гружённых стрелами.
С самого начала Красса преследовалинеудачи. В проводники он выбрал одного из местных парфянских правителей. Тотбыл настроен против римлян и вёл их по самым засушливым местам. В мае 53 г. дон. э. уставшие легионеры добрели до окрестностей города Карры (сейчас Харан вЮго-Восточной Турции). Внезапно из-за холмов показались парфянские всадники.Римляне спешно построились в замкнутый четырёхугольник, чтобы отбивать атакисо всех сторон. Парфяне, которых становилось всё больше и больше, носилисьвокруг противника, осыпая его стрелами. Красе приказал своему сыну Публию взятьотряд и решительным ударом рассеять и отогнать противника. Публий с солдатамибросился в наступление, и парфяне тут же кинулись врассыпную, убегая в степь.Обрадованный Публий поспешил за ними, не понимая, что поддался на обычнуюуловку кочевников. Заманив его отряд подальше от римского войска, парфяненабросились на него и уничтожили. Красе был вынужден оставить своих раненых иубитых соратников на поле боя и прорываться под защиту каррских стен. Суренпредложил ему выйти на переговоры. Что произошло потом — точно неизвестно.Иранские историки объяснили всё недоразумением, римские приписывалипроисшедшее коварству парфян. Во время переговоров Красе был убит. Римлянвзяли в плен и угнали на поселение в Северный Иран.
Вскоре Ород IIженил сына на дочери армянского царя. Вовремя свадьбы придворные лицедеи разыгрывали перед гостями драму Бврипида«Вакханки». По ходу трагедии её персонаж царица Агава должна выносить головуПентея. Вместо обычной бутафорской головы вынесли голову Марка Лициния Красса.
Катастрофа под Каррами послужила жестокимуроком для Рима. Он надолго отказался от мысли воевать с Парфией. Её цариподчинили своему влиянию Армению, успешно отбили нападения алан икочевников-саков. «На западе римляне, саки с востока — два бились в твердынюИрана потока. Но Парфии войско стояло меж ними. Вот саки бегут, вот смятение вРиме. Бойцы Хорасана, Гурга-на и Рея отбросили недругов грудью своею», — писало тех временах иранский поэт Бехар.
В Iв. н. э. могущество парфянского государствастало угасать. Различные группировки Арша-кидов вступили в борьбу за трон. Всёчаще сатрапы и местные царьки выходили из повиновения слабым правителям.Парфия уже не могла собирать бесчисленную конницу, которая некогда держала встрахе всех соседей. Этим не замедлил воспользоваться Рим. Несколько раз войскаимператоров Траяна, Септимия Севера, Каракаллы вторгались за Евфрат.Особенно опустошительным оказалосьнашествие 195 г., когда была разорена вся Месопотамия, а 100 тыс. её жителейпроданы в рабство. Хотя римлянам и не удалось закрепиться в Парфии, потери отвойн окончательно подорвали её силы. Правитель вассального царства ПарсАрташир в 223 г. восстал против парфянского царя Вологеза Vи убил его. Рассорившиеся Аршакиды уже несумели собраться и избрать нового государя. Власть перешла к победителю-персуАрташи-ру, который провозгласил себя шаханшахом («царём царей») Ирана. Такимобразом восстановилось положение, существовавшее до Александра Македонского.История Парфии закончилась, началась блистательная эпоха иранских царей —Сасанидов.