/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Истоки идеологии белорусскойгосударственности
Содержание
/>/>/>/>/>Введение
1. Формирование идеологии белорусскойгосударственности
2. Перспективы развития идеологиибелорусской государственности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальнойгосударственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссияхпроводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главныхсубъектов политики, следовательно, он является носителем определенныхидеологических воззрений. О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своегоисторического развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений,понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своейгосударственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другиминародами. Эти идеи и представления, в конечном счете, всегда составляли и будутсоставлять основу построения народом своего государства.
Систематизированную сумму выработанных народом идей ипредставлений об истории становления и развития своей государственности,особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях,целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах еговзаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологиейнациональной государственности. В связи с этим можно сделать вывод о том, чтоидеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное,полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеологиябелорусской государственности — это не только система взглядов, благодарякоторым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом исоциальном пространствах, но она призвана обосновать и обеспечить интересыбелорусского народа как важнейшего субъекта политики.
Таким образом, мы вправе открыто поставить в повестку днянаучной и политической жизни страны вопрос об идеологии белорусскойгосударственности.
1. Формирование идеологии белорусской государственности
Проблема формирования идеологии национальнойгосударственности возникла во второй половине ХІХ века. Ее формированию тогдапрепятствовали многие факторы, которые, прежде всего, проявились в замедленностипроцесса оформления национальной идентичности белорусов, в противоречивомосознании народом его исторического прошлого, его политических интересов. Этобыло обусловлено тем, что, находясь в составе Российской империи, Беларусьоказалась глубоко инкорпорирована в общероссийский государственно-политическийорганизм, а это, естественно, сдерживало проявление белорусской самобытности итормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной иполитической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы и наступление наБеларусь более сильного соседа с Запада — Польши. Польское влияние особенносильно ощущалось в сфере культуры. Фактически все слои польского общества(идейные вдохновители Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активно проповедовалиидею об «историческом праве Польши на Белоруссию», о «великой культурной миссииполяков на Восток» и т.д. Такой подход был характерен не только для лагеряправых, но и для польского социалистического движения, которое добивалосьвозрождения польского государства в исторических границах Речи Посполитой 1772года (а это означало включение белорусских земель в состав польскогогосударства).
Глубокая интеграция Беларуси в общероссийскийгосударственно-политический организм, экспансионистские претензии польской политическойэлиты также не способствовали созданию международных условий для реализацииидеи белорусской государственности. Поэтому до начала первой мировой войныБеларусь практически не входила в сферу геополитических интересов другихгосударств. По этой причине белорусский вопрос (в отличие, например, отпольского) оставался внутренним фактором Российского государства,соответственно белорусское общественное движение, которое поднимало этотвопрос, отражало противоречия только всероссийской политической жизни.Объективно предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международныхотношений начали складываться только в ходе первой мировой войны и в периодФевральской революции 1917 года в России. Однако во всей полноте вопрос обелорусской государственности и ее идеологическом обосновании встал передбелорусским народом после Октябрьской (1917 года) революции в России. В тотпериод проблема национальной государственности оказалась как бы в фокусеполитической борьбы в Беларуси. И это было вполне закономерно, ибо в этотпериод началось создание национальной государственности белорусского народа.
После распада Советского Союза и провозглашения суверенитетаРеспублики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государственности приобрелновое значение. В последнее десятилетие в центре острейших дискуссий находятсявопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего белорусскойгосударственности. В современной идейно-политической борьбе особое вниманиеконцентрируется на понимании прошлого белорусской государственности. Важноезначение придается следующим вопросам:
Имеет ли идея белорусской государственности общероссийскиекорни, то есть, входили ли существовавшие до ХІІІ века на территории,составляющую нынешнюю Беларусь, государственные образования (земли-княжества) всостав Древнерусского государства, каковы исторические границы их развития?
Имеет ли историческое и юридическое право Республика Беларусьсчитать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского,Жемайтского (вторая половина XIII — XVI вв.)?
Сохранил ли белорусский народ формы своей государственнойжизни в составе Речи Посполитой (XVII-XVIII вв.) и какое значение длястановления и развития идеи белорусской государственности имело включениеБеларуси в состав Речи Посполитой?
Имеет ли положительное историческое значение вхождениеБеларуси в состав Российского государства, а, следовательно, сказалось ли этовхождение в состав России, а затем и в Советский Союз на становлении и развитиигосударственности белорусского народа?
Разумеется, разные политические силы стремятся дать на этивопросы свой ответ, чтобы обосновать предлагаемые ими альтернативыгосударственного строительства и государственной политики на современном этапеистории белорусского народа.
Что касается нашего ответа на первый вопрос, то мы подтвердимобщеизвестную истину: все восточные славяне сначала составляли единуюдревнерусскую народность в границах единого Древнерусского государства — Киевская Русь. Этот факт прочно вошел в историческую память не только белорусского,но и русского и украинского народов. Согласно общепризнанной в отечественной изарубежной научной литературе схеме, восточнославянские племенные союзы послеих политического объединения в рамках Древнерусского государства в течение ХІ-ХІІвека слились в единую древнерусскую народность, которая с конца XIV векараспалась на три отдельных народности — белорусскую, великорусскую иукраинскую. У большинства современных исследователей не вызывает сомнений фактширокого распространения в Киевской Руси представления о том, что все славянена территории Восточной Европы составляли единый народ — Русь, что в отчетливойформе зафиксировано в «Повести временных лет» — древнейшем летописном своде поистории восточных славян. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что идеябелорусской государственности имеет общерусские корни, восходит к древнерусскойгосударственности. Именно уже в ранней древности была сформулирована идеяобщерусского единства. Она, несомненно, помогает нам понять и осмыслить историюи идеологию белорусской государственности.
Ответ на второй вопрос можно сформулировать так: в результатефеодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале ХІІІ векаДревнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второйполовине ХІІІ века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV в.стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемайтским. Такоеназвание государства отражает сложный процесс его становления и, разумеется,дает ответ на характер этнического состава населения этого государственногообразования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолклидискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на этупроблему очень широкий — от трактовки Великого княжества в качестве литовскойдержавы до провозглашения его белорусской империей. В значительной степени этосвязано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основахобъединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах(политической, экономической, культурной) которого в дальнейшем доминировал илибалтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамкахсуществующего Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формированиябелорусского этноса.
Известно, что российские историки считали ВКЛрусско-литовским государством, однако, на наш взгляд, в процессе развития этогогосударство все более отчетливо проявлялась его белорусско-литовская сущность,а поздней более выраженным стал белорусский фактор (тогда, когда сформироваласьбелорусская народность). Это был период, который охватывал XV — XVI столетия.Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознаниябелорусов, который проявился, главным образом, в развитии родного языка,письменности, философской и социально-политической мысли, правотворчестве,национальных обычаев и традиций, приверженности населения православномувероисповеданию. Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическаястраница истории нашего народа: Люблинская уния (1569 г.) Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свойавтономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.
Что касается вхождения белорусских земель в состав РечиПосполитой, то этот период имел исключительно важное значение длясамоидентификации белорусов как самобытного этноса, для его самосознания, егообщерусского происхождения, а также для его политического самоопределения.Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая, какгосударство, менее всего было заинтересовано в развитии белорусов каксамобытного народа. Более того, она делала все, чтобы стереть из памятибелорусов их этническую принадлежность. Именно в это время большинствобелорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своегодальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусскимкорням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной остройрелигиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинскихземлях. Польско-католическое давление вынудило их сплотиться и развернутьрелигиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба непрекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель сРоссийским государством.
Оказавшись в границах Российского государства, белорусывозродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык. Именно вэтот период начали складываться этнические, социальные, экономические,политические предпосылки для становления национальной белорусскойгосударственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономическихи политических процессов, проходивших на протяжении всего ХІХ и начала ХХстолетий в России. В национальных регионах России, в том числе и Беларуси, онитесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономическихи политических прав народов, составляющих многонациональное государство. Именнов этот период зарождается белорусское общественно-политическое движение. В идеологииэтого движения неизменно присутствовала национальная проблема. Однако хотелосьбы отметить, что уже в конце Х1Х — начале ХХ столетий в ходе формированияпредставлений о белорусской государственности определились два подхода кпониманию исторического прошлого белорусского народа и, соответственно, формего самоопределения. Эти два подхода привели к разделениюобщественно-политического движения на два потока — представителейнационально-демократического течения и сторонников западноруссизма.
Представители национально-демократического течения в целомвыступали с национально-белорусских позиций, отстаивали возможностьсамоопределения Беларуси как автономной республики в границах будущегодемократического федеративного Российского государства. И только значительнопозднее они в той или иной мере считали возможным становление самостоятельнойгосударственности белорусов. Сторонники западноруссизма, напротив,рассматривали Беларусь как составную часть России. И хотя западнорусы призналиэтнографические отличия белорусского народа от русских и украинцев, тем неменее, стремились доказать, что Беларусь не в состоянии экономически иполитически самостоятельно развиваться. Белорусов же они рассматривали как одноиз славянских племен, которое органично входит в состав единого русскогонарода.
Названные два подхода к пониманию истории Беларуси и еенарода оказывали свое воздействие на формирование идеологии белорусскойгосударственности на протяжении всего ХХ столетия. Они и сейчас влияют на ходреальных современных политических процессов в Республике Беларусь, а также и наформирование идеологии белорусского государства.
С падением самодержавия в феврале 1917 года, а затем в периодОктябрьской революции и гражданской войны на первое место в общественно — политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического созданиябелорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостояниюбывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошло по вопросу оформе национального самоопределения белорусов, о характере будущегобелорусского национального государства, о его месте и роли в складывавшейсяновой системе международных отношений. Вопрос стал буквально так: либо пойти попути становления суверенного, независимого от других республик государства,либо — по пути создания белорусского государства в составе федерацииравноправных национальных республик. В условиях революции и гражданской войныбыли сделаны попытки реализовать тот и другой подходы. Белорусскаясоциалистическая грамада (БСГ), которая по существу являласьреволюционно-демократической партией социалистической ориентации, в условияхгражданской войны попыталась реализовать идею полной национальной независимостибелорусского государства на основе парламентской демократии. Однако провозглашеннаяумеренными белорусскими социалистами 25 марта 1918 года Белорусская НароднаяРеспублика (БНР) в условиях немецкой оккупации Беларуси, как утверждают многиеисследователи, не была государственным образованием даже «в марионеточнойформе» (В.А. Круталевич).
Несомненно, национальное самоопределение, образованиесамостоятельной государственности как конкретно-исторический процесспредполагает не только провозглашение тех или иных деклараций, какими быпривлекательными и яркими они не были, но и функционирование реальной системыорганов власти на определенной территории, выработку, принятие законов и ихреализацию, т.е. правотворческую деятельность, выполнение контрольных функций,гарантию обеспечения прав и свобод своих граждан. Без всего этого заявление осамоопределении и создании белорусской государственности оставалось лишьдекларацией.
Белорусская народная республика не была реальнымгосударственным образованием. Она так и не смогла осуществить своипредставительные и полномочные функции. Хотя республика и провозглашалась вэтнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территорииона не осуществляла. Несмотря на то, что в лице Рады БНР и Народногосекретариата была создана определенная политическая структура, выступавшая какзаконодательная и исполнительная власть, она не была признана германскойоккупационной администрацией. Тем более ее не признали правительства ведущихстран мира — США, Англии, Франции, Германии и др. Акт самоопределения БНР неподдержало в основной своей массе и население Беларуси. Не было армии,отсутствовала финансовая система, не сформировались органы власти на местах.Функции правительства БНР ограничивались урезанными полномочиями егопредставителей при германской оккупационной администрации и решениями задач вкультурно-образовательной сфере, а также в области развития местнойпромышленности, торговли.
В силу неблагоприятных для БНР внешнеполитических ивнутренних обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой изолированностиее деятелей от широких народных масс, увлеченных идей советскойгосударственности, БНР так и не смогла стать независимым, сувереннымбелорусским государством. Это было признано на 2-ой Всебелорусской конференции,проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ее работе участвовали представителиразличных течений белорусской политической эмиграции. Участники конференциипризнали Минск — столицу БССР «единым центром политического и культурноговозрождения Беларуси» и объявили о роспуске Рады и правительства БНР.
Создание белорусской национальной государственности проходилов обстановке острейших социальных столкновений и потрясений, вызванныхроссийской революцией. Поэтому события, связанные с рождением белорусскойгосударственности, сегодня никак не вписываются в однобокие надуманные схемы.Они развивались так, а не иначе в силу многих объективных и субъективныхобстоятельств, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы,специфика национального движения в Беларуси, действия классовых и социальныхсил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило поражения техполитических сил, которые пытались реализовать идею Белорусской народнойреспублики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность насоветской основе.
1 января 1919 года, как известно, была провозглашенаБелорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашениембыл заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутамибелорусской государственности в рамках советского строя.
По мере развития и усложнения как внутренней, так и внешнейситуации для лидеров большевиков все более насущной становилась проблемаизменения стратегии и тактики в национальном вопросе. Акцент делался наследующем: любым путем сохранить РСФСР, которая рассматривалась как прообраз будущеймировой Республики Советов (впоследствии эта роль отводилась, образованному вдекабре 1922г., СССР). Советская Социалистическая Республика Беларусьсоздавалась как плацдарм для наступления советских войск для поддержки мировойпролетарской революции. Правда, уже в ходе развертывания национальногогосударственного строительства в Беларуси лидеры большевистской партии пришли квыводу, что роль одного из плацдармов при наступлении революции и буфера при еевозможном отступлении лучше будет выполнять не отдельно БССР, а объединеннаяЛитовско-Белорусская ССР, и поэтому были внесены соответствующие коррективы вгеополитическую конструкцию. Было принято решение выделить из БССР и вернуть всостав РСФСР три губернии: Витебскую, Могилевскую, Смоленскую, а оставшуюсятерриторию объединить с Литовской ССР в одном государственном образовании — Литовско-Белорусской ССР, которая реально просуществовала до августа 1919 года(ее территория была полностью оккупирована польскими интервентами). Между темнеобходимо отметить, что ЦК РКП (б) шел на отделение от БССР Могилевской иВитебской губерний достаточно продумано (впоследствии, в 1924 и 1926 годах, этатерритория была воссоединена с БССР).
Второе провозглашение БССР произошло в июле 1920 года. Овозрождении белорусской советской государственности было заявлено в «Декларациио провозглашении независимости Советской Социалистической РеспубликиБелоруссии», которая была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместномзаседании представителей государственных и партийных органов,общественно-политических организаций и профсоюзов. Появление этого документабыло связано с июльским (1920г.) наступлением на Западном фронте Красной Армии,которая практически освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил овосстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В условияхпродолжавшейся советско-польской войны, безусловно, было очень трудноопределить административно-территориальную границу возрождавшейся республики.Поэтому первоначально она складывалась в рамках Минской губернии (6 уездов снаселением 1,6 млн. человек). И хотя на путях становления национальнойгосударственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации спозиций «полного суверенитета ставился вопрос о государственных связях междусоветскими республиками». Заявлялось, что отношения между ССРБ и РСФСР будутоформляться на равноправной основе. Позже принцип равноправия республик былположен в основу Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и ССРБ,заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь признавались независимость исуверенитет «каждой из договаривающих сторон». В декларации затрагивались иязыковые проблемы, от решения которых зависело духовное возрождениебелорусского народа. Устанавливалось «полное равноправие языков (белорусского,русского, польского, еврейского) в сношениях с государственными учреждениями ив организациях и учреждениях народного просвещения и социалистическойкультуры». Коренная нация в отношении языка не получила никаких преимуществ.
С окончанием гражданской войны логика государственногостроительства подводила к необходимости установить более четкие союзныеотношения между советскими республиками. В этих условиях начался переход кновому этапу государственного строительства — объединению республик в единоесоюзное государство с общими для всех республик органами управления. Поискновых форм государственного устройства сопровождался острой политическойборьбой. Несмотря на это, движение от унитаризма к федерализму увенчалось вконце 1922г. созданием Союза Советских Социалистических Республик. Однако,провозглашая СССР, советские республики, в том числе и БССР, вынуждены былипринять сталинскую формулу о том, что всякое государственное объединениеограничивает суверенитет его членов в пользу центральных органов управления. Наэтой основе был утвержден безусловный приоритет общегосударственных интересовнад интересами республик.
Договор 1922 года о создании СССР основывался на компромиссемежду национальной автономией и сохранением централизованного государства,которое должно было стать средством осуществления революционного идеала. Этотидеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций.Следовательно, в момент создания союзного государства в теоретическом планенация рассматривалась как некоторый пережиток. Государство, основывающееся напринципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось«безнациональным». И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие«национальный интерес» было устранено. Оно было возрождено только в годыВеликой Отечественной войны.
Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошел вСоюзный договор, а затем в Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И хотя вКонституции СССР 1977 года теория ограниченного суверенитета не получилаюридического закрепления, было зафиксировано положение о том, что «союзнаяреспублика — суверенное государство». В годы перестройки оно стало правовойосновой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализацииидеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССРпринял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларациястала государственно-правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларациязаявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней непредусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости БССР былоначалом нового этапа самоопределения белорусского народа.
Провозглашенная 1 января 1919 года БССР представляла собойцелую эпоху в истории становления новой белорусской государственности.Безусловно, она стала первым реальным национальным белорусским государством.При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР отнюдь не былафикцией. Первый опыт белорусской государственности имел огромное значение дляразвития белорусского народа на протяжении всего ХХ столетия. За 70 лет своегосуществования в составе Советского Союза Белорусская ССР постепенно собралаосновную часть этнической территории белорусов («укрепление» БССР в 1924 и 1927годах, воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 г.) и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения белорусской нации.Впервые в истории был создан реально действующий аппарат государственнойвласти, национальная система просвещения и науки, государственнаяинституционированная система профессионального искусства и культуры, массоваянациональная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально развитой республикой ипрославилась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистскимоккупантам в годы Великой Отечественной войны.
На основе БССР в 1991 году была провозглашена сувереннаяРеспублика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важноезначение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года КонституцииРеспублики Беларусь, на основе которой была введена президентская формаправления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, которыйбыл избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.
/>/>/>/>/>/>
2. Перспективы развития идеологии белорусскойгосударственности
Конституционное закрепление новых форм государственной иобщественной жизни знаменует и новый этап национально-государственногосамоопределения Беларуси. Обычно принято рассматривать право наций насамоопределение как право на образование в той или иной форме национальногогосударства. Но самоопределение можно вполне закономерно рассматривать какисторический процесс перехода от одного состояния к другому в развитиигосударства и его общественных форм. Эта преемственность присуща и белорусскойгосударственности. Она оказывает свое воздействие и на формирование современнойидеологии белорусской государственности. Поэтому не случайно в преамбулеКонституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями)проведена прямая связь ее принятия с неотъемлемым правом народа насамоопределение, с его исторической традицией развития белорусскойгосударственности и в современной суверенной Республике Беларусь. Белорусскийнарод, впервые получивший возможность подлинно демократического волеизъявления,убедительно подтвердил на всенародном референдуме (24 ноября 1996 года) своюволю сохранять и развивать дальше это историческое достижение.
Однако проблема выбора дальнейшего развития белорусскойгосударственности вновь оказалась в центре идейно-политической борьбы послеочередного поворота истории, приведшего к распаду союзного государства, всостав которого входило и первое национальное государство белорусов. Вразвернувшейся дискуссии о путях дальнейшего развития белорусскойгосударственности определились три концептуальных подхода. В геополитическомотношении, действительно, у Беларуси три пути развития. Их сущность можносвести к следующему. Первый подход — совершенствование существующей сувереннойбелорусской государственности в границах воссоздаваемого в новой форме союзногогосударственного образования, где Беларусь должна сыграть важную историческуюмиссию на нынешнем этапе славянской истории, и, естественно, на этой основеобеспечить свой всесторонний прогресс.
Второй подход — узаконить национальную государственностьбелорусского народа в ее так называемой «адраджэнчаснай» интерпретации какединственно истинную. Смысл этого стремления части политической элиты сводитсяк поиску идеала белорусской государственности, которая бы соответствовала темформам государственной жизни, существовавшим в далеком прошлом (примером такогогосударства представляется Великое княжество Литовское), то естьпредпринимаются попытки воссоздать то, что исчезло в историческом потоке. Итретий подход — превратить Беларусь в составной компонент Западной Европы, тоесть взять за образец государственности какую-либо западноевропейскую страну исоздать характерные для нее государственные структуры в Беларуси.
Безусловно, сторонники второй и третьей альтернативыпоследовательно выступают за слом нынешних государственных институтов Беларусии предлагают заменить их новыми политическими структурами власти не только посвоей форме и названию, но и по их содержанию. И хотя они предлагают различныепути развития белорусской государственности, тем не менее, видят Беларусь всовременном мире исключительно как объект, а не субъект современнойгеополитики. Представители этих двух подходов не замечают, что в современномглобализирующем мире подлинным политическим суверенитетом может обладать толькоблок государств, имеющих единый «цивилизационный знаменатель» — религию,этнические ценности, культурные модели, общезначимые сакральные центры, сходноепонимание общности путей исторического развития. Именно такой основойстабильного существования и динамического устойчивого развития Беларуси в системесовременных международных отношений является союз с Россией. Союз станетпрепятствием на пути к установлению гегемонии одного или группы государств. Врамках этого союза Республика Беларусь, несомненно, сохранит свой суверенитет иможет безболезненно интегрироваться в мировое сообщество. В союзноммежгосударственном образовании она сохранит основные направления своей политикина трех ключевых условиях: мировом, региональном и на уровне собственногонационального государства. Именно это и отрицают сторонники второй и третьейальтернативы. Небезосновательно, таким образом, представителей второго подходак белорусской государственности можно называть национал-радикалами, а третьего — либерал-радикалами. Оба этих подхода несостоятельны и пагубны как для самойнациональной государственности, так и для белорусского общества в целом.
Попытаемся конкретизировать каждый из названныхконцептуальных подходов. Нельзя согласиться с позицией национал-радикалов,которые сводят идеологию белорусской государственности не просто к идеевоссоздания архаических политических структур, а добиваются создания едва ли нелюбой ценой моноэтнического государства. В своей политике белорусскиенационал-радикалы, как свидетельствует опыт ряда бывших республик СоветскогоСоюза, стремятся вытеснить из общественной жизни представителей другихнациональностей, ограничить их в политических правах. Они также пытаютсяопределить, какие формы социальной жизни соответствуют «подлинно» белорусским,а какие — нет. В их трактовке национальная идентичность Беларуси, как«государства-нации», зациклена на этническом самолюбовании, на поиске врагов,на отрицании единства исторических путей развития восточных славян, на основекоторых сформировались русский, белорусский и украинский народы. Представлениео Беларуси, как исключительно «едином национальном государстве» (а именно этаментальность доминирует в среде определенной части белорусской политической икультурной элиты), лишает ее как внутреннего, так и геополитического измерения.В такой системе координат само понятие «Беларусь» мировым сообществомпонимается как синоним «окраины», «буфера», «лимитрофа» — несамостоятельнойпериферийной зоной между самостоятельными цивилизациями.
В идеологии национал-радикалов заложена потенциальнаявозможность превращения национального государства в тоталитарное государство.Национал-радикалы все больше и больше склоняются к построению этнократического«белорусского» государства. Данная идеология, безусловно, носит утопическийхарактер, и реализация ее установок маловероятна.
Несостоятельность третьей посылки лежит на поверхности:Беларусь никогда этнокультурно не принадлежала Западной Европе, онасформировалась как этнокультурная общность и страна в лоневосточно-христианской православной цивилизации и в евразийском геополитическомпространстве. И ничьи субъективные устремления не могут отменить этих реалий.Как не смогло их отменить 300-летнее политическое господство католическогопольско-литовского государства над белорусскими землями. Даже страныЦентральной Европы, сама Польша и Восточная Германия всегда воспринимались наЗападе лишь как окраина западно-христианского мира и никогда не почитались тамдо конца своими, им никогда не удавалось, вплоть до нынешнего времени, вполнеинтегрироваться с Западной Европой, несмотря на цивилизационное родство. ВЗападной Европе собственные многовековые культурные традиции, выросшие на ееуникальной и неповторимой почве, что исключает их простое заимствование. Неговоря уже о традиционно высоких затратах на образование, которые другиерегионы не могут и в обозримой исторической перспективе не смогут себепозволить по чисто экономическим причинам. Можно и нужно учитывать опытЗападной Европы, но уподобиться ей нельзя. Даже в североамериканском обществе,созданном эмигрантами из Западной Европы, повторить ее опыт оказалосьневозможным. В конце концов, там сложилось собственное национально-культурноепространство, не менее отличное от Западной Европы, чем от Европы Восточной.
В связи с этим вывод очевиден — идея использования западноевропейскогоопыта в государственном строительстве, в становлении политической системыБеларуси, в совершенствовании других общественных структур сама тоже носитутопический характер. При этом представители либерал-демократического движения,как либерал-радикалы, игнорируют собственный исторический опыт белорусскогонарода, в том числе опыт становления и развития государственности Беларуси.Особенно ими отрицается какое-либо позитивное значение развития белорусскойгосударственности в современных условиях. Стремясь воплотить абстрактнуюлиберально-демократическую модель общественного устройства, они фактическипризывают белорусский народ встать на путь радикального разрыва со своимпрошлым, со всем, что создано народом за сотни лет своего исторического развития.
Наиболее эффективной, а, следовательно, приемлемой длябелорусского общества является первая альтернатива, а именно: совершенствованиесуществующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание вновой форме союзного межгосударственного образования, которое будет являтьсягарантом безопасности и суверенитета Республики Беларусь. Данный путь развитиябелорусской государственности основывается на исторической преемственности, онпредполагает выяснение тенденций общественного развития, внимательное отношениек историческому опыту, выявлению положительного в созданных ранеегосударственно-правовых формах. И действительно, из крайне сложного процессаформирования белорусской национальной государственности нельзя выбросить БССР,которая и является непосредственной основой для дальнейшего прогресса в областигосударственного строительства. На основе БССР возникла и суверенная РеспубликаБеларусь.
Заключение
Белорусская государственность в ХХ веке прошла сложный путьсвоего развития, и его итоги поучительны в ХХІ веке. Как уже свидетельствуетопределенный опыт, во второй половине 90-х годов в качестве национальной моделиразвития в Республике Беларусь была определена социально ориентированнаярыночная экономика, которая была призвана соединить социальные и экономическиекритерии развития, преимущества рыночной конкуренции и эффективной системысоциальной защиты трудящихся, идеи рыночного саморегулирования игосударственного управления. На первом этапе реализации этой модели преобладалогосударственное регулирование. Однако поиски путей перехода к рынкупродолжаются и сегодня. Тем не менее, с полным основанием можно сказать: вРеспублике Беларусь заложены основы социально ориентированного государства.Основной целью такого государства является создание условий для свободногоразвития личности и реализации его интересов, которые соотносятся с интересамиобщества. Закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации игосударства — одна из самых отличительных черт Конституции Республики Беларусь.
Именно это является основой содержания формирующейсяидеологии белорусского государства, которая аккумулирует все позитивное изисторического прошлого народа Беларуси и его достижений на современном этапе.Главным содержанием идеологии белорусского государства должна стать идеяторжества человека — труженика, человека — творца, непосредственного созидателяматериальных и духовных ценностей.
Отсюда вытекает и главная ее цель — осознание белорусскимнародом себя народом-творцом, народом созидателем, обретение им уверенности всвои творческие силы и возможности. Характерной чертой идеологии государствадолжен стать патриотизм, преданность Отечеству, гордости за свой народ.Идеология белорусского государства должна укрепить в народе Беларуси столетиямисложившийся иммунитет против национальной ограниченности, кичливости,пренебрежения к другим народам. Национальный эгоизм и духовное национальноевозрождение — антиподы, несовместимые понятия. Идеология должна бытьсориентированной на решительное обеспечение интересов Республики Беларусь вмировом сообществе, но не через автаркию и самоизоляцию, а через стремление кмноговекторному сотрудничеству со всеми государствами мира. Идеологиягосударства призвана сформулировать идеал современного белорусского общества,составными элементами которого являются: построение демократического правовогогосударства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности,достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность.
Таковы основные приоритеты идеологии белорусскойгосударственности. Однако, как свидетельствует современная реальность, и вплане народной разработки идеологии белорусского государства, и в плане еереализации предстоит большая работа, которая займет еще много времени.
Список использованных источников
1. Астаповский В.Е., Божанов В.А.,Малиновский В.И. История белорусской государственности: Учебное пособие. — Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
2. Андреев И.Л., Никитенко П.Г.Россия и Беларусь: Аспекты современной геополитики. — Мн., 2002.
3. Бабосов Е. Цивилизационный выборБеларуси //Бел.думка. 2001. № 3.
4. Гісторыя Беларусі.: У 2 ч. Ч. 2.ХІХ-ХХ стагоддзі: Курс лекцый/ П.І.Брыгадзін, У.Ф.Ладысеў, П.У.Зялінскі і інш. — Мн.: РІВШ БДУ, 2003.
5. Круталевич В.А. История Беларуси:становление национальной государственности. — Мн.: ИООО «Права и экономика»,1999.
6. Мельник В.А. Республика Беларусь:Власть, политика, идеология. 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Тесей, 2000.
7. Мельник В.А. Государственнаяидеология: Понятие, элементы, функции. — Мн.: Тесей, 2002.
8. Пилипенко М.Ф. ВозникновениеБелоруссии: новая концепция. — Мн.: Университетское, 1991.
9. Сташкевич Н.С. Историческиеаспекты белорусской государственной идеологии //Кулешовские чтения. Материалынаучно-практической конференции: Тезисы докладов. — Могилев, МГУ им.А.А.Кулешова, 2001.