Реферат по предмету "История"


Историческая записка о чулымцах

Э.Л.Львова, ТГУ
Чулымцы(по современному самоназванию), чулымские хакасы (в официальных документах),чулымские тюрки по принятому в науке определению, тутальцы и мелетцы, илитутальские и мелетские татары, от названия двух инородческих волостей (управ) вXVII-XVIII и XIX- начале XX в. — под этими разными именами существует одна изгрупп коренного тюркоязычного населения Сибири.
Большаячасть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области, где вапреле 1996 года, в соответствии с постановлением администрации Томской областибыла проведена сплошная перепись населения с целью определения фактическойчисленности коренных жителей. В итоге переписи 742 человека назвали себячулымцами или чулымскими хакасами. Часть чулымцев живет в селах Пасечное иЧиндат Тюхтетского района Красноярского края. В 1986 году их насчитывалось 134человека. Эта цифра оказалась неожиданно более высокой, чем результатыиндивидуальных подсчетов численности аборигенного населения, неоднократнопроводимых учеными-исследователями и осуществленного по инициативе ассоциации«Чулымец» самоподсчета чулымских хакасов в декабре 1995 года, покоторому их насчитывалось 448 человек.
Результатыподсчетов в 1995 и 1996 годах не являются ни в одном случае недостоверными. Ихразность наглядно продемонстрировала мощность включенного механизмасамоидентификации, который всегда соотносится с реальной действительностью.Апрельская перепись 1996 года впервые выделила чулымцев в качестве особого,отдельного этнического субъекта. Этническая группа, став объектом особого к нейвнимания, за которым просматривалось решение ее исторической судьбы, мгновенноотреагировала переориентацией этнического самосознания, особенно внационально-смешанных семьях. В переписях предшествующих лет, начиная с 1939года, коренное население, относимое к хакасам в сводных таблицах поТегульдетскому району, вообще фигурировало в разряде «жители другихнациональностей» или «прочие», хотя эти «прочие» исоставляли самое значительное этническое меньшинство. Такой всплеск этническогосамосознания, несомненно, свидетельствует и о возникающих надеждах на будущеемалочисленного коренного народа Сибири, во многом уже утратившего историческийоптимизм и переживающего сейчас один из самых суровых периодов в своей истории.Современные чулымцы — потомки древних тюркоязычных насельников этой территории,освоивших ее уже в V-VIII веках нашей эры. До начала русской колонизации ареалих расселения охватывал территорию всего Причулымья, в границах современныхПервомайского, Аснновского, Зырянского, Тегульдетского районов Томской области.Тюрки Чулыма и близкородственные им по языку и происхождению тюркоязычныеобитатели его притоков Яи и Кии составляли основную массу ясачного населенияТомского уезда в XVI-XVII столетиях. В обиходной речи местного населениякоренные жители и сейчас нередко именуются ясашными. Ближайшими соседями тюрковна Чулыме были южные селькупы-тюйкумы, жившие при впадении Чулыма в Обь, в двухБайгульских (остяцких) волостях. Их ассимиляция завершилась к началу XX века.По-разному сложились судьбы тюрков на Чулыме. Почти полной ассимиляцииподверглось коренное население Нижнего Чулыма, Яи и Кии. Еще в 50-е годыпрофессор А.П. Дульзон мог работать с немногими, сохранившими родной языкчулымцами в деревнях Тургай и Ежи Зырянского района. Сейчас в Первомайском,Асиновском, Зырянском районах коренных чулымцев не осталось. Только из анализафамильного состава современного населения можно выяснить былое присутствиетюрков на Нижнем Чулыме.
Быстротаассимиляционных процессов объясняется интенсивным земледельческим освоениемэтой территории, начиная с первой половины XVII века. Земледельческаяколонизация конца XIX и, в особенности, начала XX века, привлекла сюда большиемассы русских земледельцев, что трансформировало культурную и демографическуюкартину Причулымья. На темпах завершения ассимиляционных процессов сказалосьупразднение в начале XX века инородных управ (ранее инородческих волостей), визвестной степени стабилизировавших ассимиляцию чулымско-тюркского населения.
ВПричулымье это были две Каргачины (Большая и Малая) инородные управы с центромв с. Пышкино-Троицкое (теперь Первомайское), две Байгульские (татарские) управына Нижнем Чулыме, две Кызылдеевы управы I и II половины с центром в с.Зырянском «над Киею-рекою», как говорит старинный источник,Корюковская инородная управа и Корчуковская инородная управа Мариинского округаТомской губернии по р. Кие, Ячинская и Больше-Аргунская инородные управы по р.Яе и, наконец, Тутальско-Чулымская инородная управа в среднем течении р. Чулым.Географически территория этих управ охватывала большую часть современногоПричулымья.
Инородческоенаселение обеспечивалось определенной системой льгот, выражавшихся в иных,уменьшенных по сравнению с русскими крестьянами, суммами налогов, освобождениемот царской военной службы, определенным регламентом землепользования,включавшим, например, получение согласия от коренных жителей при поселении наих землях пришлого русского населения. Признанием владельческих прав аборигеновна обитаемую ими территорию являются стереотипные формулировки государственныхактов, начиная с XVII столетия. В переписной книге ясаку Томского уезда 1720года при описании каждого подворного хозяйства — юрты чулымцев подчеркивается«а владеют они старинными отцовскими местами с давних лет и сланными илуговыми и всякими угоди рыбными ловли». Функционирование на протяжениипочти трехсот лет своеобразной формы «национальной автономии», какойявлялись инородческие волости (управы), имело глубокий исторический смысл, авнезапное ее уничтожение в начале ХХ века разом лишило многие группы коренногонаселения Причулымья статуса юридического и этнического лица и стало спусковымкрючком необратимого процесса физической и культурной ассимиляции чулымскихтюрков, результаты которого мы наблюдаем сегодня.
Единственнойфизически сохранившейся группой аборигенного населения Причулымья остаютсяпотомки «инородцев», населявших Тутальско-Чулымскую инородную управу.В XVII-XVIII веках она именовалась Мелесско-Туталовой, а соседняя с нею наВерхнем Чулыме, называлась Мелесско-Кошенбайковой волостью, по именамвозглавлявших их князьков-старейшин. Позже, оказавшись разделенными границамидвух губерний — Томской и Енисейской, тутальцы и мелетцы жили обособленно,сохраняя, впрочем, сознание своей былой общности, и связи по браку, сейчасдовольно эпизодические. Территория Тутальской управы полностью вошла всовременные границы Тегульдетского района Томской области. В 1912-1913 годахввиду предполагаемого строительства железной дороги Томск-Енисейск былопроведено подворное статистическое обследование Причулымья от границ бывшейЕнисейской губернии до впадения Чулыма в Обь. Обследованная территория былаподелена на три различных в хозяйственно-экономическом отношении района.Тутальско-Чулымская волость, будущий Тсгульдетский район, была выделена какпервый промысловый район. В нем до 1856 года выше поселков Каштак и Апкашевовообще не было русских деревень. Только во второй половине XIX века русскоенаселение начинает медленно расти. Но даже с началом столыпинской реформы онооставалось весьма немногочисленным.
Динамикаэтнодемографических, этносоциальных, и этнокультурных процессов, происходившихсреди чулымцев на протяжении 83 лет, достоверно просматривается при сравненииматериалов 1912-1913 и 1996 годов. В начале века в Тутальско-Чулымскойинородной управе на 1257 человек инородческого населения (609м, 648ж, всего 252домохозяйства) приходилось только 96 человек русских (старожилов 16 семей иновоселов 2 семьи). В 1996 году в Тегульдетском районе общая численностьнаселения составила 9138 человек, из них русских 7727, за ними следуют чулымцы- 742 человека и, далее по убывающей, украинцы — 159 человек, белорусы — 119человек и другие этнические группы, численностью от 50 до 2-1 человек.Структура этнической пирамиды обрела прямо противоположный характер. Чулымцыныне составляют самое «крупное» (8,1 % от общего состава населения)из этнических меньшинств на своей родовой территории. Плотность населенияневысока — 0,7 человека на 1 км кв., но характер и тип расселения существенноизменились.
Вначале века чулымцы жили в 24 поселках-юртах с числом жителей в каждом от 20 до80 и числом хозяйств от 4 до 32. Самым крупным было волостное село Туталы, гденаходилась Тутальско-Богоявленская церковь. Пространство реки было населеноболее равномерно, немногочисленное чулымское и еще более редкое русскоенаселение не испытывало нужды ни в охотничьих, ни в рыбных, ни в сенокосныхугодьях. В направлении с верховьев Чулыма от границ с Енисейской губерниейрасполагались следующие поселки чулымцев: Рубеж, Рубеж-1, юрты Кожановы,Пыштаковы, Будеевы, Старые Туталы, Верх-Скоблины, Тюзуновы, Шумиловы,Тарлагановы, Куяновы, Чуняшкины, Нижне-Скоблины, село Тутальское, поселкиВершинка, Байгалы, юрты Абкашевы, Новая деревня, Тызырачевы, Берегаевы,Хохлаевы, Станок, Муны, Перевозные.
Изстарых чулымских селений сохранились только два — Скоблино и Шумилово,остальные с карты района исчезли. Из 17 современных населенных пунктов в двухпроживают только 4 человека, а чулымских деревень с однородным населением неосталось вообще. Произошла громадная концентрация населения: более половиныжителей района (5383 человека, около 58%) живут в районном центре Тегульдет.Здесь же сосредоточена и половина чулымцев (379 человек — 51%). Сравнительномного чулымцев в поселках Белый Яр — 88 человек (11,8%), Новошумилово — 71человек (9,5%), Берегаево — 57 человек (7,6%) и Куяновская Гарь — 36 человек(4,8%). В остальных чулымцы встречаются единично. Такой тип концентрациинаселения для народа, хозяйство которого основывалось на традиционномприродопользовании, является разрушительным и препятствует нормальному развитиюи функционированию самой традиции.
Вначале века охота, рыболовство и собирательство в сочетании с домашнимживотноводством составляли основу существования чулымцев. Зерновое земледелиенаходилось в зачаточном состоянии и запашка отмечается в основном у русских. Нонебольшие огороды были в большинстве чулымских хозяйств. Практическоеотсутствие земледельческого зернового хозяйства стало основанием дляхарактеристики Тутальско-Чулымской управы как «промыслового района».
Действительно,в 1912-1913 гг., число чулымских хозяйств, занятых охотой, составляло 215 их252. Охота имела сугубо товарный характер: только для собственного употребленияею занималась всего одна семья. В охоте было занято 392 человека, то естьбольше, чем было трудоспособных мужчин рабочего возраста (их 260), посколькуохотились мужчины уже нетрудоспособного возраста и подростки. При охотеиспользовались ружья — шомпольные (4), пистонные (371), патронные (23), всего398 единиц оружия. Никаких ограничений, включая психиатрическую экспертизу направо использования оружия, не существовало. Здравый смысл и дееспособностьохотников подразумевалось как нечто само собой разумеющееся. Важно подчеркнуть,что охотники предпочитали пользоваться пассивными приемами охоты и для этогоимели в охотничьем обиходе капканов — 2, клепцов — 52, кулемок — 6092, плашек — 64317, других видов охотничьих ловушек — 75 лет, всего 69548. Промысловый сезон1912-1913 гг. принес добычу лисиц — 36, белок — 15950, соболей — 67, медведей — 16, выдр — 2, лосей — 60, всего добыто зверя и птицы на сумму 14932 рублей, потребленобыло «для себя» лишь на 42,7 руб. Всё остальное ушло на продажу.Почти такое же количество хозяйств — 218 занимались рыболовством. Значительнаячасть его также была товарной, только «для себя» ловили рыбу лишь 22семьи. В промысле были заняты 282 мужчины, 16 женщин и 11 подростков. В 3хозяйствах использовали труд наемных работников. Рыболовными снастями хозяйствабыли обеспечены очень основательно — всего сетей, неводов, самоловов морд идругих орудий рыбного лова использовалось 2226 штук, более десятка на однохозяйство. За хозяйственный год чулымские рыбаки добыли 8725,5 пуда рыбы, изних было использовано для собственного употребления (рыба вообще основнойтрадиционный продукт питания чулымцев) 3645,5 пуда, а на продажу 5080 пудов насумму 9520,45 рубли. В хозяйстве чулымцев использовались 459 обласков, 123открытых лодки и завозки, 2 баркаса. Зимой же использовались дровни — 542штуки, кошевки — 3, нарты — 40, а летом телеги — всего 18, ими пользовалисьредко. На сегодняшний день в распоряжении чулымцев два десятка лодок-казанок истолько же обласков.
В1912-1913 гг. 236 хозяйств чулымцев держали 1064 лошади, в 238 хозяйствахимелось также 2134 головы крупного рогатого скота, в том числе 985 дойныхкоров, 503 нетели, 657 быков, 13 телят. Большинство семей держали также овец ибаранов — всего 1306 голов. В целом, на одно домохозяйство приходилось 16-18голов скота, уход за которым был преимущественно делом женщин. В этот же годчулымцы накосили 96355 копен сена, в среднем на одно хозяйство 413 копен, наодну голову скота 21,38 копны, Огороды были в 216 хозяйствах. Общее числохозяйств, имевших скот — 244. Скотоводство отчасти приобрело товарный характер,от продажи 547 голов разного скота чулымцы получили доход в 11273 рубля, хотяна рынок вынесли свою продукцию менее половины семей. В этом же году 70хозяйств (около 35%) продали 251,25 пуда (4020 кг) масла на сумму 3018 рублей,а 9 хозяйств собрали и продали 120 пудов ягод на 238 рублей и 1495 пудов (23920кг) орехов на 3653,5 рубля. Остальное население занималось собирательством длясобственных нужд. Надо заметить, что к этому времени ясак вносили не пушниной,но ее эквивалентом — 12 кг в год масла на платежную душу.
Хозяйствочулымцев в 1912-1913 гг. — это гибкая, хорошо адаптированная к местнымприродным условиям (тайга, река и богатейшая пойма) комплексная система,экологически безупречная. Чулымцы, кстати, имели разработанную и действеннуюсистему природоохранных мер, направленную на сохранение и разумную регуляциюрастительных и животных ресурсов. Традиционное хозяйство коренного населенияЧулыма ни в малейшей степени не было рассчитано на какие-либо дотациираспределительного характера. При всех трудностях их небогатого, нодостаточного для простого воспроизводства существования, они были независимы иавтономны в своем жизненном выборе, располагая главным условием его реализации- землей и ее ресурсами.
Основнымисточником средств существования современных чулымцев по данным переписи 1996года для абсолютного большинства из них является пенсия или пособие. Из 742человек их получают 404 (53%), для 176 человек источником существованияявляется подсобное личное хозяйство. Всего 126 живут за счет работы напредприятиях и у отдельных граждан. Индивидуальной трудовой деятельностьюзанято только 10 чулымцев. Проблемы отсутствия рабочих мест и незанятостинаселения традиционное общество чулымцев не знало вообще.
Этнодемографическиепоказатели 1912-1913 годов свидетельствуют: чулымцы — жизнеспособное, внормальной структуре воспроизводства этническое сообщество с очень высокойстепенью эндогамности. В 252 инородческих хозяйствах все их члены принадлежалик одной национальности.Браки инородцев с русскими встречались как исключение.Можно говорить о выраженности не только этнической, но и территориальнойэндогамии. Большая часть женихов и невест происходила из Тутальско-Чулымскойинородческой управы. Браки за её пределами были орентированы на Мелетскуюинородческую управу Ачинского округа Енисейской губернии и Кызылдеевскую управуМариинского округа Томской губернии, где жило тюркоязычное население, оченьблизкое чулымцам по языку, культуре и образу жизни. Из 609 мужчин и 643 женщинв трудоспособном возрасте было 260 мужчин и 300 женщин. Детей от 1 года до 7лет насчитывалось 298, от 8 до 13 — 312, всего 610 человек, что составило околополовины (48,1 %) от общей численности в 1257 человек и соответствовалоситуации простого воспроизводства. Рождаемость была довольно высокой. Запериоде 1876 по 1913 год родилось 2200 детей. ^
Высокойбыла и смертность, в особенности младенческая и детская. За те же годы умерло1585 человек. В 1912-1913 годах, например, из 23 умерших было 16 детей и 7взрослых. Тем не менее, естественный прирост популяции за 1876-1913 годысоставил 542 человека. Модель воспроизводства этнической группы чулымцев вначале века была аналогична общероссийской того времени: высокие показателисмертности и рождаемости при замедленном, но постоянном приросте населения.
Впериоде 1913 по 1996 год численность чулымских тюрков уменьшилась на — 495 человек.Естественный прирост имел, таким образом, отрицательный характер. Соотношение ив особенности качество демографических показателей говорят о кризисномсостоянии депопуляции этой группы.
Моноэтничностьушла в прошлое: только половина домохозяйств (146), где все их члены чулымцы.Домохозяйств, состоящих из русских и чулымцев — 148. Число таких смешанных вэтническом отношении домохозяйств и, соответственно, смешанных семейнезначительно увеличивается за счет иных вариантов этнически смешанных браков: чулымско-белорусских,чулымско-латышских н других. Соотношение полов у чулымцев — З63 м., 379 ж.; ввозрасте старше 15 лет мужчин — 271, женщин — 250. Детей, в возрасте от года до15 лет — 221, подростков от 15 до 19 лет — 58. Соотношение младших и старшихвозрастов, в первом случае 28 и 72 % соответственно, а при учете подростков 37и 63 %. Но и в этом случае можно говорить, что это суженное или даже резкосуженное воспроизводство. В возрастной пирамиде число лиц в наиболеерепродуктивном возрасте и людей пожилого возраста приблизительно равно 225 м.231 ж. человек. Однако, прогноз воспроизводства ухудшается показателямибрачности у чулымцев — мужчин; из всего мужского населения старше 15 лет (всего271 человек), имеют семью 119, я 112 человек никогда в браке не состояли.Причем, безбрачие характерно, прежде всего для мужчин в максимальнорепродуктивном возрасте — от 20 до 44 лет. Таких насчитывается 101 человек, или37%.
Семьичулымцев в 1912-1913 годах имели патриархальный характер, нередко сохраняячерты неразделенной семьи братского или отцовского типа. Средний составдомохозяйства был равен 5,02. Современные семьи по преимуществу нуклеарные;размер домохозяйства в чулымских семьях равен 2,64, а в смешанныхчулымско-русскнх семьях он достигает 3,91. Можно отметить большое количествоодиночек.
Статистикарождений и смертности у чулымцев дает, например, по данным метрических записейТегульдетского сельсовета за 1990-1996 гг. следующее соотношение — на 52 смертиприходится 26 рождений в этнически смешанных и 13 рождений в этническиоднородных чулымских семьях. Смертность в 1912-1913 годах имела очень высокиепоказатели, как и в последующие послереволюционные и ряд предвоенных лет, вособенности детская смертность, составлявшая 40-64% от общей смертности. По статистике90-х годов, коэффициент смертности составляет (из расчёта среднего населенияТегульдетского сельсовета 349 человек на день переписи) — 19,6%. Этоткоэффициент считается стоящим на границе высокой (21-30%) и умеренной (15-20%)смертности.
Коэффициентрождаемости у чулымцев очень низкий. Этмосоциологическое обследование,проведенное в Тегульдетском районе в 1986 году В.П. Кривоноговым, даётследующую статистику: в 1957-1959 гг. 3,1%, 1979-1981 гг. — 1,5%, 1982-1986 гг.- 1,5%. За прошедшие 10 лет в смешанных чулымско-русских и однонациональныхчулымских семьях родилось 143 ребенка. Среднее число рождений резко уменьшилосьв 1991-1996 гг., составив около 10 человек в год. В предшествующее пятилетиеоно было равно 18. Именно эта возрастная когорта от 5 до 9 лет сейчас самаямногочисленная у чулымцев (всего 93 человека). Группа 20-ти летних, бывшаясамой многочисленной в 1986 году (122 человека), сейчас насчитывает всего 58человек. Число пожилых людей заметно уменьшилось. Людей свыше 60 лет осталось 87или 11,7% по сравнению с 14,7% в 1986 году. Таким образом, процесс депопуляциинарастает с двух сторон: за счет уменьшения числа рождений и сокращения общегосрока жизни. Поистине катастрофическое положение в когорте 50-ти летних: мужчини женщин в возрасте 50-54 дет осталось всего 14 (7 мужчин и 7 женщин). Двемощные социальные программы, осуществленные в послереволюционные годы — образовательная и здравоохранительная — несомненно, способствовали кардинальнымпеременам в образе жизни чулымцев, их культурной и социальной адаптации кусловиям новой жизни. В 1912-1913 гг. только 2 женщины и 12 мужчин былиграмотными. В 1996 году статистика фиксирует поголовную грамотность — из 679человек в возрасте 6 лет и старше неграмотных всего 30, грамотных, не имеющих специальногообразования — 103, имеющих начальное образование — 166, неполное среднее — 190,общее среднее — 140. Но среднее специальное образование имеют только 47человек, высшее и незаконченное высшее 3 человека. Соответственнообразовательному уровню, до 75% чулымцев занимают рабочие места, в основном, всфере неквалифицированного труда — разнорабочие, сторожа, технички, кочегары,посудомойки, ночные няни и др. По подсчетам В.П. Кривоногова в 1986 годуквалифицированных рабочих среди чулымцев было всего 19,1%, служащих 3,9%,руководителей и специалистов разных звеньев 4,3%. Основные профессиональныезанятия — рыболовство и охота перешли в разряд любительских и для многихчулымцев стали недоступны. Сейчас эта ситуация усугубилась безработицей,особенно значительной среди чулымского населения.
Этнокультурнаядинамика чулымцев определяется и в изменениях языковой ситуации. Язык чулымцевпринадлежит к уйгурской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи. ВТегульдетском районе коренное население говорило на среднечулымском диалектечулымско-тюркского языка, в котором два говора — тутальский и мелетский. А.П.Дульзон и P.M. Бирюкович считают чулымский язык самостоятельным языком,занимающим обособленное место среди тюркских языков Сибири. Языковое достояниечулымцев само по себе является культурной ценностью, поскольку в языке чулымцевсохранились многие особенности, позволяющие реконструировать древнейшиесостояния и формы тюркской речи в целом. В начале века далеко не все чулымцывладели русским языком. Говорили на нем всего 315 человек, понимали еще 33,совсем не говорили и не понимали русского языка 198 человек. Только 48 человекне понимали и могли говорить на родном языке (3,8%). В 1996 году из 742чулымцев родным языком своей национальности владеют только 184 человека (24%),а называют родным языком русский — 557 (75%). Сфера употребления чулымскогоязыка — сугубо бытовая, семейная, непрестижная, причем русским языком владеютлучше и те, кто назвали родным языком чулымско-тюркский.
Чулымскийязык бесписьменный, его никогда не преподавали в школе, и хуже всего им владеетмолодое поколение и люди среднего возраста. При опросе в 1996 году перепись незафиксировала владение родным языком по возрастным группам. В 1986 годучулымский язык назвали родным 84,5% в возрасте старше 50 дет, среди людейсреднего возраста этот показатель снижался до 41,2%, а среди детей и молодежидо 20 лет — до 9,8%. Из детей моложе 10 лет только 1-2% в какой-то степенипонимали родную речь. Вряд ли положение улучшилось к сегодняшнему дню, скореевсего оно усугубилось. Утрата языка драматична сама по себе, но для чулымцевэто и утрата своей самобытной культуры. Все сферы духовности понесли большиепотери. Чулымцы не поют на своем языке, не рассказывают сказок, не знаютнациональных обрядов и праздников, не владеют историческим фольклором, хотя еще20-25 лет назад картина была иной, и у фольклористов, диалектологов, этнографовеще была возможность работать с живыми носителями культурной традиции. Сейчасэти возможности снизились очень резко. Язык чулымцсв как хранилище родовой,исторической, культурной памяти исчезает на глазах.
Миграционныепроцессы в чулымской среде связаны, прежде всего, с микроциркуляцией коренногонаселения внутри района. В 60-70 гг. а неперспективные попали почти все поселкичулымцев. За последние 40 дет большинство чулымцев были вынуждены переселитьсяиз таких однородных по составу поселений в крупные, с численно преобладающимрусским и иным пришлым населением. По данным В.П. Кривоногова на 1986 год лишь19,7% взрослых чулымцев живут там, где родились. За 30 лет в восточной частирайона численность чулымцев сократилась на 21 %, в западной — на 67%, вцентральной возросла на 27%. Преобладающее направление миграций за пределамиТегульдетского района с востока на запад, из Красноярского края в Томскуюобласть. Сюда перемещаются близко, родственные среднечулымским тюркам потомкимелетцев. В Тегульдетском районе уроженцами Красноярского края оказались 54человека (14,25), обратное движение в Красноярский край невелико, и на общуюкартину движения населения не влияет. Миграция в города и за пределы Чулымавообще по статистике не учитываются. Косвенные подсчеты по данным информаторовоб уехавших родственниках, определяют их число примерно в 350-400 человек.Несомненно, что эта группа чулымцев наиболее подвержена ассимиляции.
Привсей сложности исторического пути, пройденного чулымцами, всего драматизма ихнынешнего состояния, жизненные силы этноса нельзя считать исчерпанными.Длившийся больше 10 лет процесс отстаивания за чулымско-тюркским этносомстатуса коренного малочисленного народа завершился 5 марта 2001 г. включениемего в Перечень коренных малочисленных народов Севера. Но в том же году былауничтожена структура Госкомсевера, упразднено Министерство по делам федерации инациональностей, а его функции были поделены между различными министерствами.Недавно назначенный министр РФ Владимир Зорин является пока министром безпортфеля. Его должность не ведет к появлению управленческой структуры ипроблема коренного населения, таким образом, еще более усугубляется, посколькутеперь оно не располагает специальными органами управления, в чем, безусловно,нуждается столь уязвимая категория населения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kyrgyz.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :