Содержание
Введение
Глава I. История создания и развития Сената
1.1 Сенат при Петре Великом
1.2 Сенат в эпоху Верховного ТайногоСовета
1.3 Сенатпри Елизавете Петровне, Петре III, Екатерине II иПавле I
1.4 Сенатот царствования Александра I до конца XIX века
Глава II. Состав, структура, функциии компетенция Сената
2.1 Состав и структура Сената
2.2 Функции, компетенцияи взаимодействие с другими органами власти
2.3 Должностные лица и ихответственность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из наиболеезначимых периодов в истории России, оказавшем наибольшее влияние наформирование дальнейшего пути развития российского государства, является времяправления Петра I, Великого.
Время Петра Великого,или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований — важнейший рубеж вотечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформсозрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его деде иотце — царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась многих сторонжизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их,вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились.
Одним из главныхпреобразований Петра является создание Сената- органа самоуправления. Внастоящее время Россия стоит на пути новых реформ и ее, несомненно, ожидаетновый виток в истории, особенно Россия, остро нуждается в реформегосударственного управления. Поэтому актуальность данной работы состоит ввозможности ее использования для анализа прошлого опыта нашего государства ивозможности применения этих знаний на практике в настоящее время, так жематериал данной работы может использоваться в образовательном процессе.
Данная тема изучается ужене первый век, и по данной теме имеются публикации различных историков, такихкак: Феофан Прокопович еще в 1773 году написал рукопись о Петре Великом, гдетак же затрагивает тему и Сената, П.П. Пекарский в 1862 издал труд, в которомописывал реформы Петра І, Сенат. Платонов, М.М. Богословский, П.Н. Милюков идругие ученые неоднократно касались темы Петра І, и так же его реформыгосударственного самоуправления, одной из главных тем которой является созданиеСената. В данной работе использованы труды крупнейшихпредставителей отечественной истории государства и права, таких какВоскресенского Н.А, Исаева И.А., Н.В. Калачева, Ерошкина Н.П., Сташенко Л.А. идругих.
Главной цельюданной работы является подробный анализ Сената- органа управления в России в17-20 вв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
— Проанализировать историю создания и развития Сената
— Подробнорассмотреть его структуру и функции
— Проследить какиеизменения следовали в Сенате при изменении правителя в России
— охарактеризовать деятельность Сената в разные похронологии временные отрезки;
— Так жепроанализировать компетенцию и функции должностных лиц
— Так жеотследить взаимодействие Сената с другими органами власти
— проанализировать процесс реформирования Сената XVIII века.
Объектом исследованияявляется государственно-правовая действительность в эпоху правления монарховXVIIIвека.
Предметомисследования являются все осуществленные реформы Сената на протяжении XVIII века и их последствиядля государственности России.
Методологическуюоснову исследования составили общенаучный диалектический метод познания ичастные научные методы изучения правовых явлений: формально-логические (анализи синтез, индукция и дедукция и др.), конкретно-исторический, системный,историко-правовой, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.
Структуракурсовой работы подчинена логике исследований и состоит из введения, двух глав,объединяющих в себе семь параграфов, заключения и списка литературы.
/>/>/>ГлаваI. История создания и развития Сената/>/> 1.1 Сенат вцарствование Петра Великого
Пётр I во время своихпостоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления,неоднократно (в 1706, 1707, 1710) вручал дела нескольким избранным лицам, откоторых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями,вершили дела, как им дать ответ в день судный.
Первым государственныморганом России, созданным Петром I по типу государственных учреждений ЗападнойЕвропы, стал Сенат, пришедший на смену Боярской думе. Он был учрежден Указом от22 февраля 1711 года, и первоначально создавался как временный, чрезвычайныйвысший орган государственного управления с широкими полномочиями на времяотсутствия царя (вплоть до законодательных).
Основанный Петром Сенат непредставлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция,Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни тоговремени.
Практическое, деловое значение Сенатаобусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, нои системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с нимодно целое[1]. Таковы были, прежде всего,комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов».Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставлялиСенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, сучреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатоми губерниями становятся коллегии. Одновременно с учреждением Сената Петрповелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате». Таким образом,к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные игражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение емусписков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721—1722гг. разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, такжесостоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 г. назначается при Сенате герольдмейстер,ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие.
Через несколько дней после учрежденияСената, 5 марта 1711 г., была создана должность фискалов, на обязанности ихлежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде всякиепреступления.
Когда прекратились постоянные отлучкиПетра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возникает.Значения Сената не подорвало и учреждение (1718—1720 гг.) коллегий, несмотря нато, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшимиучреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату, которыйиностранные руководители реформы предполагали, по-видимому, упразднить[2].Наоборот, с учреждением коллегий, куда отошла масса текущих мелких дел,значение Сената только повысилось. По указу 1718 г. «о должности Сената» всепрезиденты коллегий по самому званию были сделаны Сенаторами. Этот порядокпросуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петрапризнать (в указе 12 января 1722 г.), что президенты коллегий не имеютдостаточно времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды Сенатора.Кроме того, Петр нашел, что Сенат как высшая инстанция над коллегиями не можетсостоять из лиц, которые сидят в коллегиях. Современники указывают ещё и на то,что президенты коллегий, будучи такими сановниками, как тогдашние Сенаторы,совершенно подавляли своих «советников» и тем уничтожали всякое практическоезначение коллегиального решения дел. В 30 мая 1720 г. Петр повелел ради приемав Сенат челобитен на коллегии и на канцелярии учинить персону знатную;обязанности этой должности были определены 5 февраля 1722 г. подробнойинструкцией, и облеченная ею «персона» получила название рекетмейстера.Рекетмейстер весьма скоро приобрел огромное значение как орган надзора заделопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия.
Из всех учреждений, когда-либосостоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры,появляющийся также в 1722 г. К учреждению прокуратуры Петр пришел не сразу.Недовольство его Сенатом сказалось учреждением в 1715 г. (27 ноября) должностигенерал-ревизора, или надзирателя указов, но в 1718 г. он был приставлен кподатной ревизии, и должность его сама собою упразднилась.
Постоянные распри между Сенаторамивновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатскихзаседаний. 28 января 1721 г. Пётр поручил надзор за благочинием Сенатскихзаседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии. 12 января 1722 г. насмену им появляется прокуратура в виде сложной и стройной системы надзора нетолько над Сенатом, но и над всеми центральными и местными административными исудебными учреждениями. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор какначальник Сенатской канцелярии и как орган надзора за Сенатским. Помощникомгенерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. В апреле 1714 г. состоялосьзапрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чемвносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можнобыло жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22декабря 1718 г., причем за принесение жалобы на Сенат установлена была смертнаяказнь.
С 1711 по 1714 гг. местом пребывания Сенатабыла Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких Сенаторов, онпереезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием;в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петрана продолжительное время. 19 января 1722 г. в Москве были учреждены конторы откаждой коллегии, а над ними поставлена Сенатская контора из одного Сенатора,ежегодно менявшегося, и двух асессоров. /> 1.2 Сенат вэпоху Верховного Тайного Совета
Учрежденный 8 февраля 1726 г. ВерховныйТайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактическиосуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената,особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенноизменилось. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первоевремя правления совета[3], формально не потерпеларешительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда дажерасширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений оченьбыстро изменилось уже в силу одного того, что верховный тайный совет стал над Сенатом.Немалый удар значению Сенату был нанесен и тем, что наиболее влиятельные Сенаторыперешли в верховный совет. В числе этих Сенаторов были президенты трех первыхколлегий (военной — Меньшиков, морской — гр. Апраксин и иностранной — гр. Головкин),которые становятся до некоторой степени равными Сенату. Еще важнее была тадезорганизация, которая была внесена верховным тайным советом во все учрежденияимперии. Генерал-прокурор Ягужинский, враг партии, образовавшей верховныйтайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурорафактически упразднилась; исполнение ее было поручено обер-прокурору Воейкову,не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 г. была упраздненадолжность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов.
После той коренной ломки, которойподверглись местные учреждения Петра (1727—1728 гг.), губернское управлениепришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, втом числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу.Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный всвоем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелыйтруд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще приЕкатерине был признан «неприличным» Сенату и заменен титулом «Высокий».Верховный совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходыбез разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.
Когда замыслы верховников потерпелинеудачу и императрица Анна вновь «восприняла» самодержавие, указом 4 марта 1730г. Верховный Тайный Совет был упразднён и Правительствующий Сенат восстановленв прежней силе и достоинстве. Число Сенаторов было доведено до 21, причем всостав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Черезнесколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат сновасосредоточил в своих руках все управление. Для облегчения Сената и освобожденияего от влияния канцелярии он был разделен (1 июня 1730 г.) на 5 департаментов; задачею их была предварительная подготовка всех дел, которые решатьсядолжны были по-прежнему общим собранием Сената. На самом деле разделение Сенатана департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновнасначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей,одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без докладаимператрице решить не может. 20 октября 1730 г. признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора.
В 1731 году (6 ноября) официальнопоявляется новое учреждение — кабинет, уже около года существовавший в видечастного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрицедоклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшиерезолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюцийуменьшается; 9 июня 1735 г. указы, подписанные тремя кабинет — министрами,получают силу именных.
Хотя компетенция Сената формальноизменена не была, но фактически подчинение кабинет — министрам весьма тяжелоотразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета (до 1735 г.),когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже, когдакабинет начал простирать свое влияние и на дела внутреннего управления,постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с Сенатскойканцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчетов иреестров решенных и нерешенных дел, наконец, крайнее уменьшение состава Сенаторов(одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцов и Сукин, личности с самоюнелестною репутацией) довели Сенат до небывалого падения.
После указа 9 июня 1735 г.фактическое господство кабинет — министров над Сенатом приобретает законнуюоснову, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. Послесмерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 г.) в кабинете были поочереднополновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман. Поглощенному борьбою партийкабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколькоповышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральныхсобраний» кабинета с Сенатом.
12 ноября 1740 г. была учрежденадолжность придворного рекетмейстера, сначала для рассмотрения всеподданнейшихжалоб на коллегии и низшие места, а с 27 ноября того же года и на Сенат[4].В марте 1741 г. эта должность была упразднена, но разрешение приноситьвсеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе.1.3 Сенат приЕлизавете Петровне, Петре III, Екатерине II и Павле I
12 декабря 1741 года, вскоре послевступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднениикабинета и о восстановлении Правительствующего Сената в его прежней должности. Сенатне только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другомуучреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления,снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершеннобесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая мерызаконодательного характера, разрешая своею властью административные дела,раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже правосамопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчиненною Сенату.Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти все время занималничем не замечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя иприобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так какчерез генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице (даже по Св.Синоду). Учреждение конференции при высочайшем дворе (5 октября 1756 г.) сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественноделами иностранной политики; но в 1757—1758 гг. начинается постоянноевмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на своипротесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять еетребования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься сподчинёнными ему местами.
Пётр III, вступив на престол 25декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение.Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морскаяколлегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в областивнутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои внекоторый закон или подтверждение прежних служат» (1762 г.).
/>По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенатснова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает своюдеятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управлениясущественно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, скоторым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициямиЕлизаветинского времени. В 1763 г. последовало разделение Сената на 6департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал делагосударственные внутренние и политические, II — судебные, III — дела погуберниям, находившимся на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгскаягуб., Нарва), IV — дела военные и морские. Из московских департаментов V ведалделами административными, VI — судебными. Все департаменты были признаны вравной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах(единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. Эта меравесьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы сталиисходить не от собрания всех самых сановных людей в государстве, а лишь от 3 —4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор иобер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате. Вделовом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу,в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которою отличалось сенатскоеделопроизводство. Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сенатабыло нанесен тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшиедействительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд изаурядная административная деятельность. При Екатерине все наиболее крупные из административныхобязанностей (учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т.д.) вырабатываются помимо Сената; инициатива их принадлежит самой императрице,а не Сенату. Даже от участия в работах комиссии 1767 г. Сенат был совершенно отстранен; ему предоставлено было только, подобно коллегиям иканцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталосьпополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причемпо большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховнойвласти. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довел многие частиуправления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные мерыдля его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтомуте дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручалаотдельным лицам, пользовавшимся ее доверием, — главным образомгенерал-прокурору князю Вяземскому, благодаря чему значение генерал-прокурораусилилось до небывалых раньше размеров. Фактически он был как бы министромфинансов, юстиции, внутренних дел и государственным контролером. Во второйполовине царствования Екатерины она стала передавать дела и другим лицам, изкоторых многие соперничали с кн. Вяземским по степени делового влияния.Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат,докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершеннонезависимыми от Сената. Значению Сената и степени его власти был нанесен далеетяжелый удар учреждением губерний (1775 и 1780 гг.). Несогласованностьучреждений Сената и губерний повела, во-первых, к тому, что дела наибольшейважности всегда могли быть докладываемы императрице наместником илигенерал-губернатором непосредственно, помимо Сената, а во-вторых, к тому, что Сенатоказался подавленным мелкими административными делами, поступавшими к нему из42 губернских правлений и 42 казенных палат[5]. Герольдия из учреждения,заведовавшего всем дворянством и назначением на все должности, обратилась вместо ведения списков должностным лицам, назначавшимся губернаторами.Наименьший относительно урон значение Сената понесло в области суда; посравнению с предыдущими царствованиями, когда правительственная деятельность Сенатабрала верх над судебной, казалось даже, что Сенат стал по преимуществу судебнымместом. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией; и здесь, однако,значение его умалялось, во-первых, тем небывалым дотоле влиянием, которое оказывалина решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а во-вторых, широкимдопущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общиесобрания Сената.
В царствование Павла Петровича,несмотря на всё его несочувствие екатерининской системе, положение Сената средигосударственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно былопри Екатерине. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в кругведения Сената. Восстановление некоторых из коллегий, упраздненных приЕкатерине, не повлекло за собою восстановления прежних отношений между ними и Сенатом:они были поручены главным директорам, которые имели личный доклад у императора.Генерал-прокурор (князь Куракин, затем Обольянинов), сосредоточив в своейканцелярии небывалое до того времени количество дел, пользовался в этих делахвластью почти самодержавною. Давление его на Сенат ещё более увеличилось. Сенатостался по преимуществу судебным местом, но и тут подвергся новым ограничениям:по делам о казённом имуществе он перестал быть высшею инстанцией (1799 г.). Всякие ограничения права обжаловать решения департаментов и общего собрания Сената былиотменены (1797 г.), вследствие чего жалобы начинают приноситься чуть ли не покаждому делу[6]. Это вызвало, несмотря насамые решительные меры к ускорению сенатского производства, страшноеобременение Сената судебными делами, которые в это время рассматривались всемиего департаментами./> 1.4 Сенат отцарствования Александра I до конца XIX
Основной характер Сената, как идругих центральных учреждений, окончательно намечается в царствование АлександраПавловича. Почти немедленно по вступлении на престол император Александрприступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец томуунизительному положению, до которого было доведено верховное учреждениеимперии. 5 июня 1801 г. был издан именной указ, которым Сенат приглашалсясоставить доклад о правах своих и обязанностях. Указ этот, в котором ясно быловыражено намерение императора поднять значение Сената, произвел сильнейшеевпечатление не только на Сенат, но и на образованную публику вообще. В ответ науказ было представлено несколько проектов всеподданнейшего доклада, написанныхс необыкновенным одушевлением (гр. Завадовским, Державиным, Воронцовым) ивыражавших стремление Сената вернуть то значение, которым он пользовался приПетре I и Елизавете. Сенат принял проект гр. Завадовского. По представлении егогосударю началось подробное обсуждение реформ Сената как в «Неофициальномкомитете», так и в незадолго до того учрежденном (30 марта 1801 г.) Государственном совете. Результатом всех этих совещаний явился именной указ 8 сент. 1802 г. о правах и обязанностях Сената. Указ этот является последним законодательным актом,систематически определяющим как самую организацию Сената, так и его отношение кдругим высшим учреждениям. Несмотря на то, что указ 8 сент. 1802 г. явился результатом серьезного стремления императора и приближенных к нему лиц поднятьзначение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другимучреждениям почти ничего нового: он только восстановлял в памяти забытые ифактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената, то есть Сената ужеумаленного в первоначальном достоинстве[7]. Нововведениями былитолько следующие правила: в случае протеста ген.- прокурора против определения Сенатадело докладывалось государю не одним ген.- прокурором, но при депутации от Сената;Сенату было дозволено, если он усмотрит важные неудобства в существующихзаконах, представлять о том государю. Одновременно с указом о Сенате был изданманифест об учреждении министерств, причем было постановлено, что ежегодныеотчеты министров представляются в Сенате для доклада государю. В силу целогоряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднятьего значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первыхсановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью небыло создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственномусовету, министрам и комитету министров.
Глава II. Состав,структура, функции и компетенция Сената
2.1 Состав и структура Сената
Впервоначальном составе Сената не было представителей политической элиты, скорееэто были крупнейшие политические деятели того времени.
Петр I приназначении Сенаторов не руководствовался происхождением, званием и чинами.Возможно, именно поэтому, должность Сенатора не была включена в Табель о рангахи не была отнесена к классам.
Иными словамиможно сказать, что в основу комплектования Сената был положен не принципзнатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. Сенат составляется из особ первыхтрех классов; определялись Сенаторы по непосредственному избраниюимператорского величества, как из гражданских, так и из военных чинов, причем сенаторы,не лишались своего звания, могли занимать и иные должности. Исключение составлялисенаторы кассационных департаментов, которые могли быть назначены только излиц, состоявших не менее трех лет в должностях обер-прокурора, его товарища илипредседателя, члена или прокурора судебной палаты.
Первоначально в егосостав входило 9 человек: 3 представителя титулованной знати, 3 члена Боярскойдумы, 3 дворянина. Во главе Сената стоял генерал – прокурор.
Организационная структураСената включала присутствие (общее собрание) Сенаторов и канцелярию, котораяосуществляла делопроизводство. Все Сенаторы обладали равными правами и должныбыли принимать решения коллегиально. С течением времени Сенат претерпел рядструктурных и функциональных изменений, оставаясь вплоть до 1917 года высшимадминистративным, судебным, контрольным, кассационным органом Российскойимперии.
В указе царя, выпущенном27 апреля 1722 года “О должности Сената” подробно устанавливался порядокорганизации ведения дел в этом учреждении. Дело вначале внимательно слушалось,затем обсуждалось. Вопрос решался с помощью голосования. Те дела, “…которыевершатся,…” было приказано” …записав в протокол, отмечать в реестре”. Секретарьзаписывал высказывания членов Сената по каждому из обсуждаемых вопросов, ачлены Сената закрепляли их своими подписями.
Сенат подчинялся строгимпринципам коллегиальности. “Без согласия всего Сената, ничто делать неподобает…” Строго наказывалось, что “…в Сенате никакое дело не вести словесно,а всё письменно…” Итак, Сенат являлся более совершенным, чем Боярская Думаорганом, имеющим строгую регламентацию своей работы.
Делопроизводством в Сенатеведала Канцелярия. Она была организована по аналогии с канцеляриями коллегий. Вуказе от 19 февраля 1719 года “Об организации канцелярии Сената по образцуГосударственных Коллегий” определялся её состав: “Быть в Сенате нижним чинампротив прочих Коллегий, из дьяков Сенатских Секретарями и управлять делаСекретарю одному…, Да переводчику одному, нотариусу из подьячих, актуариусу изподьячих же, регистраторам, канцеляристам”.Во главе Канцелярии стоялобер-секретарь. “В ту канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать яко оначатии какой войны, мора, каковы замечания к приказов”. В Канцелярию поступалии челобитные, которыми ведал рекетмейстер. Государственные дела, решаемые в Сенате,закреплялись подписью сенатского обер-секретаря, ведавшего Канцелярией игосударственной печатью.
Руководство Сенатомосуществлялось генерал-прокурором Сената. Его должность была введена Петром I в1722 году и регламентировалась указом “О должности генерал-прокурора” от 27апреля того же года. В нём определялись главные функции и обязанностигенерал-прокурора: “Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко,дабы Сенат свою должность хранил во всех делах, которые Сенатскомурасследованию подлежат, истинно, ревностно и порядочно”, исполнял своюдолжность по регламентам и указам, записывал даты указов и их содержание вспециальный журнал, а также указывал в нём было ли дело исполнено или нет. Такжегенерал-прокурор ”осуществлял надзор за деятельностью всех правительствующихмест в империи. Его орудиями были подчинённые ему фискалы с обер-фискалами воглаве”. Он получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять наобсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумяобер-секретарями, приданными ему в помощники.
Фискалы.Вместе с учреждением Сената последовало учреждение фискалов. Главный фискал навсё государство назывался обер-фискалом. Он должен был надсматривать тайно ипроведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается лигде неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, долженобъявить перед Сенатором; если донос окажется справедливым, то одна половинаштрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользуобер-фискала за открытие злоупотребления. Под ведомством обер-фискала былипровинциал-фискалы, с такими же обязанностями и правами в провинциях как иобер-фискал в целом государстве. Под властью последних состояли городовыефискалы. Фискалы должны были над всеми надсматривать; все должны были всяческиим содействовать – все, ради собственной пользы, приглашались к «доносничеству»[8].
Расправнаяпалата и Сенатская контора. Однако, в дальнейшем, ввиду того, что Сенат являлсявысшим общегосударственным учреждением, имевшим исключительно широкое поледеятельности, возникла потребность в создании вспомогательных органов. Онидолжны были помогать Сенату в осуществлении его функций. Таким образом,структура Сената складывалась постепенно. В его составе сформировалось дваотделения: Расправная палата – по судебным делам и Сенатская контора – повопросам управления.
Сенаторы кассационныхдепартаментов не могут занимать никакой иной должности на службегосударственной или общественной. Из Сенаторов часть назначается кприсутствованию в департаментах, часть присутствует лишь в общих собраниях,часть вовсе освобождена от каких-либо занятий по Сенату. К числу последнихобыкновенно принадлежат высшие сановники, члены госуд. совета, министры и т. п.Главную работу несут на себе Сенаторы, присутствующие в департаментах.Поскольку государственное и политическое положение учреждения обусловливаетсяобщественным положением его членов, положение Сената зависит именно от этих Сенаторов,присутствующих в департаментах. Это — почти всегда лица, занимавшие должностиIII, иногда IV класса, причем назначение их в Сенат является венцом ихслужебной карьеры. Такое невыгодное положение Сената среди других высшихучреждений империи в значительной мере парализует власть, предоставленную Сенатукак верховному месту империи.
Сенат действовал в видедепартаментов, общих собраний и соединенных присутствий. Хотя в некоторыхслучаях общие собрания являются как бы инстанцией над департаментами, но пообщему правилу каждый департамент имеет власть действовать от имени всего Сената;указы его «исполняются всеми подчиненными ему местами и лицами, как собственныеИмператорского Величества, и один Государь или именной его указ можетостановить сенатское повеление». Число департаментов доходило до 12. В 1871 и1876 гг. московские и варшавские департаменты Сената были упразднены. Сраспространением действия судебной реформы императора Александра II судебныедепартаменты старого устройства (II—V и межевой) постепенно сокращались и былислиты в один. Общих собраний старого Сената два: первое, состоящее из Сенаторовпервого и второго департаментов и департамента герольдии, второе — из Сенаторовсудебного департамента и одного из кассационных, уголовного или гражданского попринадлежности. Предметами ведомства этих общих собраний являются: дела,переносимые из старых департаментов Сената по высочайшим повелениям вследствиевсеподданнейших жалоб; дела, переносимые из департаментов за разногласием;дела, требующие пояснения или дополнения законов. Из кассационных департаментов,иногда с участием первого или второго, составляется ряд общих собраний и соединенныхприсутствий. Помимо общих собраний и соединенных присутствий, состоящих из Сенаторовлишь нескольких департаментов, в определенных случаях собирается общееприсутствие всего Сената. Каждый департамент составляется из Сенаторов, назначенныхпо высочайшему усмотрению. Для надзора за производством дел и (в старыхдепартаментах) за правильностью решений в каждом департаменте в общем собраниикассационных департаментов, в соединенном присутствии первого и кассационных ивысшем дисциплинарном присутствии Правительствующий Сенат состоятобер-прокуроры с товарищами. В департаменте герольдии обер-прокурор носитназвание герольдмейстера. В общих собраниях старого Сената прокурорскиеобязанности в качестве генерал-прокурора несет министр юстиции. В каждомдепартаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединенномприсутствии первого и гражданского кассационного департамента, в соединенномприсутствии первого и уголовного кассационного департамента и в соединенномприсутствии первого и кассационного департаментов имеется канцелярия,состоящая, под управлением обер-прокурора, из обер-секретарей и их помощников.
2.2 Функции,компетенция и взаимодействие с другими органами власти
С момента создания Сенатзанимался вопросами законодательства, комплектования армии, развитием торговлии промышленности, контролировал финансы. Также Сенат являлся и органом надзораза разветвленным бюрократическим аппаратом, для этого были введены должности«фискалов», которые доносили (то есть докладывали) о всех нарушенияхзаконов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящихвред государству.
Степень предоставленной Сенату властиопределялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величествасобственной персоны. В указе 2 марта 1711 г. Пётр говорит: «мы определилиуправительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как намсамому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».
При отсутствии в то времяразделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того,что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили дажесамые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не могполучить сколько-нибудь определенных очертаний. В указе, изданном несколькодней после учреждения Сената[9] Пётр определяет, что поотбытии его Сенату следует делать: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасныеотставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; векселиисправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидскийумножить; армян приласкать; учинить фискалов». «Ныне уже все у вас в руках», —писал Петр Сенату.
Сенат, обладая всравнение с Боярской Думой меньшими полномочиями, выгодно отличался от неёбольшей централизацией в ведении дел, выражавшейся в учреждении Канцелярии,отвечающей за учёт и обработку входящей документации, контроль над исходящейдокументацией и правильностью их исполнения. В Сенате существовали и особыекниги регистрации инструкций, книги указов и регламентов. Указы делились на двавида – носящие временный характер и имевшие вид постоянных законов. Также указыподразделялись на сенатские указы и на царские, данные Сенату. Новым дляделопроизводства XVIII века было составление экстрактов по делам,представляющих собой изложение существа дела и отчёта о его выполнении. Сенатучаствовал в организации управления страной наряду с царём, внося предложенияпо устройству коллегий.
Участие Сената взаконодательстве:
Будучи устранен отзаконодательства с 1802 года в качестве органа законосовещательного, Сенатсохранил, однако, известное отношение к законодательству[10].Прежде всего, Сенату предоставлено право первоначального предначертаниязаконов: общие собрания Сената могут выработать проект закона и поднести его навысочайшее утверждение через министра юстиции и Государственный совет, причемминистр должен испросить высочайшее разрешение на внесение проекта в совет. Насамом деле Сенат этим правом не пользуется, ибо по ходу дел и попредоставленным в его распоряжение денежным и личным средствам он лишенвозможности производить все те работы, которые необходимы для подготовления иразработки сколько-нибудь сложного законопроекта. Правило, в силу которого Сенатне приступает к решению таких дел, на которые не окажется точного закона, но повсякому такому казусному делу составляет проект решения и подносит егогосударю, в XVIII веке и в первой половине XIX имело громадное значение длязаконодательства: этим путем было восполнено немало пробелов в законе. Право Сенатапредставлять государю о неудобствах в существующих законах, дарованное Сенатууказом 8 сент. 1802 г., подверглось существенному ограничению при первой жепопытке Сената воспользоваться им. В Сенате должны поступать постановленияобщих присутствий губернских установлений, которые имеют право по получениинового закона представить о неясности его или неудобствах в исполнении; нонедоброжелательство, с которым Сенат относился к такого рода представлениям,привело к тому, что правом этим губернские места не пользуются с начала XIX в.и оно существует только на бумаге.
Участие Сената в делахуправления:
В области деладминистративных в Сенате произошла с 1802 г. наиболее сложная перемена. В 1802 г. при учреждении министров они были поставлены над коллегиями. Когда былообнаружено, что совместное существование коллегий и министров ведет к серьезнымнеудобствам, и когда вследствие этого с 1803 г. начинается постепенное закрытие коллегий и преобразование их в департаменты министерств, отношения Сената кминистерствам сделались совершенно неясными, и из неясности этой всю выгодуизвлекли министры. Фактически прекращается представление министрами в Сенатежегодных отчетов; те дела, которые прежде восходили в Сенат, рассматриваютсякомитетом министров. В области административных дел компетенция комитета почтислилась с компетенцией Сената, так что около 1810 г. возникает ряд проектов то об упразднении административного департамента Сената с передачеюего дел комитету. Комитет министров не только не был упразднен, но получил послучаю отъезда государя на войну новые чрезвычайные полномочия и ничего неуступил из прежних. Когда прекратились чрезвычайные полномочия комитетаминистров, общее значение его тем не менее продолжало расти; в эпохуполновластия Аракчеева комитет становится средоточием всего государственногоуправления. Роль Сената в административных делах падает. Во главеисполнительных органов государства становятся министры. Закон, однако,по-прежнему признает Сенат верховным в порядке суда и управления местомимперии, не имеющим над собой иной власти, кроме власти императорскоговеличества, посылающим министрам указы, получающим от них рапорты. Губернскиеместа фактически стоят в полной зависимости от министерств, но считаютсяподчиненными Сенату. Для непосредственного участия в активной администрации Сенатбыл мало пригоден и по составу своему, и по медленности делопроизводства, ипотому, что он устранен от распоряжения исполнительными органами, даже отнепосредственного соприкосновения с ними. Таким образом, Сенат силою вещейобращался мало-помалу из органа действительного управления в орган надзора зазаконностью, каким его в проектах 1788 и 1793 гг. хотела сделать Екатерина.Между Сенатом и комитетом министров произошло как бы известное размежевание: Сенатдержится в своей деятельности начала законности в управлении, комитет — началацелесообразности. Дела административного характера, поступавшие на рассмотрениеПравительствующего Сената, могут быть разделены на следующие две категории:
1) Дела исполнительногохарактера.
2) Дела по надзору зазаконностью управления.
Участие Сената в делахсудебных:
Участие Сената в делахсудебных принимает различные формы в зависимости от того, поступило ли данноедело из судебного места старого или нового (по судебным уставам императора АлександраII) устройства. Дела из старых судебных мест поступали в Сенат по апелляциям,по ревизии, по протестам губернских прокуроров и по несогласию губернаторов срешениями судов. Дела из судебных установлений, образованных по судебнымуставам императора Александра II, поступают в кассационные департаменты[11].По делам уголовным просьбы могут касаться или отмены (кассации) приговора, иливозобновления уголовного дела; по делам гражданским просьбы могут быть окассации решения, о пересмотре его и просьбы не участвовавших в деле третьихлиц… В уголовном кассационном департаменте рассматриваются по существу дела опреступлениях по должности чинов выше V класса. Из кассационных департаментов,иногда с участием первого и второго, образуются следующие общие присутствия:общее собрание кассационных департаментов; общее собрание кассационныхдепартаментов с участием первого; общее собрание кассационных департаментов сучастием первого и второго департаментов. По вопросам о разномыслии прокуроровс губернскими правлениями о предании суду должностных лиц образуетсясоединенное присутствие первого и уголовного кассационного департаментов илипервого, второго и уголовного кассационного департаментов. Для дел по надзоруза судебными местами и должностными лицами судебного ведомства учрежденосоединенное присутствие первого и кассационных департаментов, для пересмотрасудебных решений губернских присутствий — соединенное присутствие первого игражданского (или уголовного, по принадлежности) департаментов. Наконец, изсостава кассационных департаментов выделяются особое присутствие для дел огосударственных преступлениях и высшее дисциплинарное присутствие.
Новая системацентральных учреждений бала создана вместе с системой высших органов власти иместного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевоеположение в государственной системе Петра I. На Сенат возлагались судебные,административные и законосовещательные функции. Связь Сената с местнымуправлением осуществлялась через местных комиссаров. Потребность в установленииэтой должности вызвалась тем, что губернская реформа повлекла за собойперераспределение компетенции органов государственного управления; многое издеятельности приказов отошло к губернскому ведению. Были ликвидированыобластные и некоторые финансовые приказы. 16 марта 1711 года состоялся приговорСената о должности губернских комиссаров, в котором говорилось, что губернскиекомиссары должны быть «безотлучно… для вопроса о нужных тех губерний делах»[12].
Централизациягосударственного аппарата при абсолютизме требовала создать специальныеконтрольные органы. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы –прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже приформировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Фискалам вменялось вобязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжкихпреступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входиловыступление в суде в качестве обвинителей.
Фискалитетпредставлял собой сложную централизованную систему. Указом 2 марта 1711 годапредполагалось «учинить фискалов во всяких делах». Постепенно сеть фискаловрасширялась; наметились два признака, определившие основные системыфискальства: территориальный и ведомственный. Вся организация фискаловвозглавлялась и объединялась обер-фискалом Сената».
Учреждениеколлегий вызвало изменения в организации фискалов. В связи с тем, что в Сенатефискальские дела рассматривались и докладывались Расправной палатой, апоследняя, с учреждением Юстиц-коллегии отошла под ее начало, указом 14 января1719 года предписывалось: «Обретающие в канцелярии Сената и прочих канцелярияхи приказах фискальские дела, вершеные и невершеные, собрав и учиняя реестры,для подлинного исследования и вершения дел прислать в коллегию Юстициинемедленно»[13].
Первымзаконодательным актом о прокуратуре был указ 12 января 1722 года. Вскоре былиназначены прокуроры при надворных судах. Большое значение имел указ 27 апреля1722 года «О должности генерал-прокурора». С созданием прокуратуры надзор былраспространен и на Сенат. Прокурор контролировал финансовую отчетность иведомости коллегий.
2.3 Должностные лица иих ответственность
Сенат состоялиз девяти Сенаторов и одного секретаря, назначенных государем: «Господин графМусин Пушкин, Господин Стрешнев, Господин князь Петр Голицын, Господин К.Михайла Долгорукий, Господин Племянников, Господин К. Григорий Волконской, ГосподинСамарин, Господин Василей Апухтин, Господин Мелницкой, Обор-Секретарь сего СенатаАнисим Щукин.»[14]
Трое из них являлисьпредставителями знати; трое — бывшие члены Боярской думы, и трое — из дворян.
Фискалами руководилвходивший в состав Сената «обер-фискал». Доносы (доклады) фискалов ежемесячнодокладывала Сенату особое судебное присутствие в составе из четырех судей идвух Сенаторов — Расправная палата. Фискалы поощрялись, будучи освобождены отподатей, подсудности местным властям и от ответственности за ложные наветы.
Хотя Сенат был руководящимконтролирующим органов, но и за его деятельностью был установлен контроль. Заработой Сената следил генерал- прокурор и обер-прокурор, которым подчинялисьпрокуроры во всех других учреждениях. Генерал- прокурор контролировал всюработу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех егоприговоров, их опротестование или приостановление. Сам генерал- прокурор и егопомощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду.Действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, генерал- прокурорвыступал как “око царево и стряпчий о делах государственных”.
Как известно члены Сенатане только Российской империи, но и других стран выделялись среди остальныхсановников государства своими регалиями.
Решения департаментов постановляются,по общему правилу, единогласно (с 1802 г.); но с 1869 г. дела, производящиеся в частном порядке, равно как и дела по жалобам на административныеучреждения и по представлениям этих учреждений, решаются большинством 2/3голосов присутствующих Сенаторов[15]. Дела по преступлениямдолжности административных должностных лиц и о вознаграждении за вред и убытки,причиненные этими преступлениями, а также дела о прекращении следствий по государственнымпреступлениям решаются простым большинством. Если в департаменте не состоитсятребуемого большинства, то обер-прокурор должен стараться привести Сенаторов ксоглашению; если ему это не удается, то в восьмидневный срок он дает письменное«согласительное предложение», по докладе которого спрашиваются мнения лишь Сенаторов,участвовавших в слушании самого дела. Сенаторы могут или целиком принять мнениеобер-прокурора, или отвергнуть его. В последнем случае дело переносится в общеесобрание. В общих собраниях требуется простое большинство, кроме дел,поступающих из первого и второго департаментов, по которым требуетсябольшинство 2/3. Право давать согласительные предложения общим собраниямпринадлежит министру юстиции. Эти согласительные предложения подлежатпредварительному обсуждению «консультации при министерстве юстиции» (21 окт. 1802 г.), состоящей из товарища министра, директоров департаментов, всех обер-прокуроров и особоназначаемых членов. Если общее собрание не примет согласительного предложенияминистра, дело переносится в Государственный совет. Несравненно болеезначительным, чем влияние, оказываемое прокуратурою на старый Сенат путемсогласительных предложений, является влияние, которое прокуратура получает всилу права пропускать сенатские определения: каждое определение Сената посоставлении его канцелярией представляется прежде всего по департаментам — обер-прокурорам,по общим собраниям — министру юстиции, которые в случае согласия своего сопределением делают на нем надпись «читал». В случае несогласия обер-прокурорас определением департамента, а министра юстиции — с определением общегособрания они могут предложить о том Сенату. Если Сенат не откажется от своегопервоначального взгляда, то департаментское решение может быть с разрешенияминистра юстиции перенесено в общее собрание; решение общего собрания в случаенесогласия с ним министра юстиции переносится на уважение Государственногосовета. По многим делам обер-прокурор во всяком случае обязан до пропускарешения представить его на одобрение министра[16]. Если определениепропущено обер-прокурором, то оно представляется к подписи Сенаторам, но поподписании ими не ранее может быть обращено к исполнению, как по представленииобер-прокурору (по общему собранию — министру юстиции) и по его резолюции«исполнить». Пропуску прокурорского надзора не подлежат из департаментских делте дела первого департамента, которые решаются простым большинством голосов, аиз дел общих собраний — все дела второго общего собрания, кроме тех, по которымСенат признает необходимость постановления нового закона или отменыдействующего. Эти ограничения влияния прокурорского надзора установлены вначале восьмидесятых годов и с тех пор распространяемы не были. Еще большеепрактическое значение, чем надзор обер-прокуроров, имеют те права, которыепредоставлены по отношению к Сенату всем министрам. Если департамент несогласится с мнением министра, то дело переносится в общее собрание, где голосминистра исчисляется в общем счете голосов Сенаторов. Производство дел вкассационных департаментах сосредоточено не в канцелярии, а в присутствии Сената.Дело подготовляется к докладу и докладывается одним из Сенаторов, причем рольканцелярии ограничивается лишь собиранием справок и т. п. подготовительнойработой. Большая часть дел докладывается не в самом департаменте (для законногосостава которого требуется 7 Сенаторов), а в отделении, где достаточноприсутствия трех Сенаторов. Решение, принятое отделением, имеет силудепартаментского; но по делам сложным или возбуждающим какой-либопринципиальный вопрос, не бывший еще по рассмотрении департамента, делопереносится из отделения в департамент. Проекты определений составляютсядокладывающими Сенаторами, а не канцелярией. Обязанности и праваобер-прокуроров в кассационных департаментах Сената совершенно иные, чем встарых департаментах: права надзора за сенатскими определениями и протеста вслучае несогласия с ними обер-прокуроры кассационных департаментов не имеют;роль их ограничивается предъявлением (лично или через товарищей обер-прокурора)заключения о степени основательности кассационной жалобы или кассационногопротеста. Право надзора за канцелярией и в кассационных департаментахпредоставлено прокуратуре.
Рекетмейстер,герольдмейстер, губернские комиссары. Кроме отделений, куда входили члены-Сенаторы,Сенат имел еще вспомогательные органы, в составе которых не было членов-Сенаторов.Такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.
9 апреля 1720 года при Сенатебыла учреждена должность «ради приема челобитен», получившая с 1722 годаназвание рекетмейстера.[17] Обязанностьюрекетмейстера был прием жалоб на коллегии и канцелярии. При Сенате состоял обер-фискал(впоследствии генерал-фискал) с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал-фискалс тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала.Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование такихтайных соглядатаев и доносчиков (до 1714 г. не подвергавшихся взысканию даже заложный донос), фискалы, несомненно, принесли известную долю пользы, являясьорудием надзора над местными учреждениями.
Заключение
В даннойработе была всесторонне раскрыта сущность и основные проблемы высшего органа властив России в 17-нач. 20 вв. – Сената.
Подводя итогданной работы, можно утверждать, что развитие Сената было обусловленовнутренними потребностями страны, ее международным положением и имело историческипрогрессивный характер. Так же значение, роль и функции Сената менялись взависимости от правителя государства, отношений отдельных лиц вправительствующих кругах, общей ситуации в государстве и т.д.
Наибольшуювласть и расцвет Сенат приобрел при Петре Великом. Затем он снова занимаетлидирующие позиции в политической жизни страны при императрице Елизавете.Окончательные позитивные изменения Сенат приобрел при Александре II и остается почти такимвплоть до октябрьской революции.
Деятельностьпо реформированию Сената в некоторое время замедлялась, но не прекращалась.
Изучая вопросо правовом положении Сената, нельзя избежать сравнения с современнымФедеральным Собранием Российской Федерации. В этой связи хотелось бы выразитьмнение о том, чтобы современный парламент не стал послушным орудиемполитического руководства страны и не превратился в «карманный государственныйорган». Ведь граждане России платят свои налоги не для того, чтобы перед нимиразыгрывали фарс наподобие Правительствующего Сената.
Таким образомсчитаю, что все поставленные задачи и главная цель были достигнуты.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые акты
1. Указ Петра Великого «О Сенате» от 2 марта 1711 г.
2. Указ Петра Великого «О должности Сената» от 1718г.
3. Указ Петра Великого «О Сенатскомделопроизводстве» от 12 января1722 г.
4. Указ Екатерины I «О создании ВерховногоТайного Совета » от 8.02. 1726.
5. Указ Императрицы Анны от 4 марта 1730 г.
6. Указ Екатерины II «О разделении Сената» от1763 г.
7. Указ Александра I от 5 июня 1801 г.
II. Научная литература
1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. — М.:Наука, 1989.-27с.
2. Воскресенский Н.А. Законодательные акты ПетраI, т. I,1834.
3. Ивановский А.В. Учебник государственного праваРоссии. Спб, Юристъ, 2003.-272с.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории. М, Юрайт,2005.-371с.
5. Пушкарев А.Т., Обзор русской истории. М,Знание 1991.-283с.
5. Сташенко Л.А. Фискалы и прокуроры в системегосударственных органов России первой четверти XVIII века. – Вестник МГУ, с. 12. Право, 1966, №2.
6. Хрестоматия по истории государства и праваРоссии: учеб. пособие/сост. Титов Ю.П..- 2-е изд., перераб. и доп.-М., Изд-воПроспект, 2008.-464с.
7. Щеглов В.П., Государственный совет в Росси, М.,1992;
III. Энциклопедии, словари и т.д.
1. Большая СоветскаяЭнциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия»,1976. Т.23, 640 с.