Города и поселения в VI—первой половине IXвека
На обширной территории Казахстана издревле выделяютсякрупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века игородской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан,или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степямиЦентрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинскимплоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи.Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VIIвв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишьв XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальноеназвание Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района:Юго-Западное и Северо-Восточное Семиречье.
В науке большое внимание уделяется одной из сложнейшихисторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, городаи степи. В науке существует так называемое евроцентристское направление, вкотором кочевники представлены как варвары в противовес цивилизованнымземледельцам.
В последние годы появились и другие взгляды напроблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают такие их качества,как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие.Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с нимоседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и развивалисьтесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос напродукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческогохозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйствабыло заинтересовано население и города и степи.
Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцевбыли мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах,нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких посвоему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знаетв то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе противвнешних врагов. В целом же историческая закономерность развития, оседлыхобластей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определяласьтесными экономическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стимулирующимразвитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, однойэкономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что навсем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторовнаблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.
Первое описание городов Семиречья принадлежитбуддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:«Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город нареке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живутторговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколькодесятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они независят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна отгорода Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носитэто имя… Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»
Ряд исследователей считает, что земледельческаякультура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колонизации.Существует и противоположная, автохтонная модель происхождения городскойкультуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не былобъектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культуройрегионом, сыгравшим значительную роль в исторических и экономических судьбахнародов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позицийэтногенетических, необходим и культурологический анализ.
В Согдийском культурном комплексе находят воплощение ифункции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйства.Показательно сложение городского быта, который в археологических материалахпредставлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическиминаборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядомзахоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречьепроисходило отчасти путем непосредственного переселения сюда согдийцев. Сдругой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурнойинтеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.
Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье,на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурныйкомплекс, представленный в археологических материалах такими массовыминаходками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническиминадписями. В результате в VI — первой половине IX вв. вСемиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, которыйможно назвать тюркско-согдийским.
Интенсивный культурный синтез проходил на фонеэтногенетических процессов. Таким образом, в период раннего средневековья наюге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культура, котораяинтегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурныйкомплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культурегорода".
Археологическими исследованиями на юге Казахстаназафиксировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которыеможно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб,Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк(цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород).
В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины),по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинствесвоем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом,Джамукатом, Мерке.
В отличие от южноказахстанских городищ топографиясемиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая изцитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной.Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI —первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно дляфеодального города со свойственным ему замыканием людей в группы, связанныеродственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесьхарактеризуется двумя типами домов. К первому относятся квадратные либопрямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типаявляются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагалисьсуфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглениемчасти напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, вкоторых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения вряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщалиськомнаты — «гребенчатая планировка».
В цитаделях городов располагались дворцы правителей,интерьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кромемеждународной торговли получила развитие местная областная торговля и торговляс кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживалимеждународную и областную торговлю. В его среде получили распространениеразличные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племенапринимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах ЮжногоКазахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых враннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанскогорегиона.
Местные особенности развития городской культуры на югеКазахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографиюгородищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всейобласти в целом.
Города и поселения вовторой половине IX— начале XIIIвв.
Арабское завоевание оказало сильное воздействие нажизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под властьарабов, тем не менее последствия завоеваний сказались
на городской культуре области. Связанная теснымиэкономическими и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильноевоздействие мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередьв среде городского населения.
Письменные источники свидетельствуют об увеличениичисла городов в указанное время.
В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этимданным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер,Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; внизовьях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах —Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольшихпоселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались вгородские центры.
В юго-западном Семиречье число новых городов такжеувеличилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль,Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.
В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культуры всеверо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир,Лабан, Ики-огуз, Каялык.
В этот период оседлая и городская жизньраспространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались вдолинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, вдолине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежаликимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана).Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.
Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, вдолинах Урйла. Они принадлежали тюркам-огузам.
Раскопки городищ дают представление о тех изменениях вих застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим периодом.
На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарьеоткрыты остатки кварталов XI — начала XII вв. В каждом из нихнасчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталовгорода имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.
Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречьепоказали, что и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их былабольшей, чем на Куйруктобе. Дома группировались вдоль участка магистральнойулочки. Всего домов в квартале 12—14.
Новым элементом в застройке городов стали мечети.Известно сообщение автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети вгороде Кедере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованыархеологами.
Среди компонентов застройки городов Южного Казахстанаи Семиречья, как и других городов Востока, были общественные бани. Две из нихоткрыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.
В XI — начале XII вв. появляются новые типыжилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длинной оси(анфиладная планировка), дом с помещениями на пересекающихся осях(крестообразная планировка) и дом с помещениями, поставленными в ряд, длиннойосью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линиюразвития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа —круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическиморнаментом.
Новые типы жилища появляются в городах юго-западногоСемиречья. Для них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственныепомещения группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка былахарактерна для рядовых и богатых домов.
Городское жилище XI—-XIIвв. северо-восточного Семиречья известно по раскопкам города Талгара. Все домаотносятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и хозяйственных помещений идвора. Основания стен сложены из каменных валунов. В строительствеиспользовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.
Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них былизагоны для скота и конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворахнекоторых талгарских домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья сдвором для скота, наличие юрт свидетельствует о сохранении в жизни горожансеверо-восточного Семиречья традиции скотоводческого и кочевого хозяйства.
Намечается прогресса керамическом ремесле. Посравнению с периодом раннего средневековья, доля лепной посуды резко снижается.Появляется поливная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстанаотносится к IX в., а массовое распространение их приходится на X—XIIвв. Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кубки,кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных вгороде. О его развитии, технических возможностях дают представление массовыенаходки железных изделий. Производство изделий из меди было распространено вгородах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находилисьнеподалеку от городских центров в Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском иДжунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них.Зачастую они работали с драгоценными металлами, будучи одновременно иювелирами.
Развитие получили косторезное ремесло и обработкакамня. Из кости и рога изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резныморнаментом, булавки. На городище Талгар найдены костяные шахматные фигурки.
Высокого уровня достигла в это время торговля.Международная торговля по Шелковому пути известна по сведениям средневековыхавторов. При раскопках и в кладах найдены импортные изделия — художественнаяпосуда, монеты. Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар,Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточногоСемиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынокполотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами изСамарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцыиз Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.
Развивается торговля города с округой и степью.Известны некоторые из товаров, которые попадали в казахстанские города изстепи, — козьи шкуры и меха.
Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений,вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре,Таразе, Яссах,
Рост городского населения потребовал увеличениятоварности сельского хозяйства. Поэтому совершенствовалась система искусственногоорошения. Ее развитие хорошо прослежено на материалах Отрарского оазиса.
Как и раньше садоводство, виноградарство,огородничество, полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в хозяйствегорожан.
В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитиигородской культуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических,экономических и культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидскогогосударства сблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль вразвитии городской культуры стала играть новая религия — ислам.