Реферат по предмету "История и исторические личности"


Петр Великий


ПЛАН:

1. Введение

2. Детство Петра I

3. Первые годы самостоятельного правления Петра I

4. Северная война 1700-1721 гг.

5. Петровские реформы

6. Заключение

7. Список используемой литературы

Введение

Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным гением, просветителем, спасителем России, революционером, «Наполеоном и Робеспьером», называли анархистом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем. Легендарный царь реформатор кардинально изменил ход русской истории.

Победив Швецию и внедрив в российское общество прогрессивные достижения Запада, Петр расширил географические, культурные и экономические границы своей страны. Россия получила ключевую роль на международной арене и обрела статус великой империи.

В то же время реформы легли тяжелейшим гнетом на простой народ. Много людей погибло от непосильного труда, казней и пыток. Воздвигнутый Петром Санкт -Петербург до сих пор считается «городом, построенным на костях».

Кто же все-таки такой Петр I? Я попытаюсь в своем реферате полностью раскрыть личность Петра, описать цели, которые он преследовал во время своего правления, чтобы так или иначе Россия была великим государством, чтобы Россия была частью Европы.

Детство Петра I

Будущий первый российский император Пётр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Для отца, царя Алексея Михайловича, он был всего лишь четырнадцатым ребёнком, зато для матери, царицы Натальи Кирилловны из рода Нарыш-киных, -- сыном-первенцем. Накануне Петров-ского поста это событие было отмечено очень скромно: колокольным звоном и обедом в Царицыной Золотой палате. 29 июня, в день Святых Петра и Павла, ребёнка окрестили в Чудовом монастыре и нарекли Петром. Царь-отец повелел снять с новорождённого «меру» -- измерить длину и ширину его тельца -- и написать икону таких же размеров. Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображе-на Троица, а с другой -- лик апостола Петра. Ни при каких жизненных обстоятельствах Пётр не разлучался с этой иконой, всюду возил с собой, а после кончины императора её повесили над царским надгробием.

Со временем у царицы по-явились и другие дети, а к Петру были приставлены мамки и няньки, но Наталья Кирилловна ни на миг не отпускала от себя своего любимца «свет-Петрушеньку». Малы-ша развлекали погремушками, гуслями и цимбальцами, а он тянулся к солдатикам, конькам и пушечкам. Когда Петру исполнилось три года, отец подарил ему детские ружьецо и сабельку.

Благодаря первым счастливым и спокойным годам жизни, проведённым в материнской горенке, Пётр навсегда полюбил небольшие, уютные ком-наты с низкими потолками и маленькими окон-цами. Такие комнаты были в домах, которые он строил для себя и где любил жить. Однажды, будучи с официальным визитом во Франции, Пётр предпочёл приготовленным для него огромным великолепным покоям в Лувре частный особняк, распорядившись свою спальню устроить в тесной и тёмной комнате, ранее служившей гардеробной. В конце января 1676 г. умер царь Алексей Михайлович. Петру шёл всего четвёртый год. Летом того же года венчался на царство пятнад-цатилетний Фёдор, сводный брат Петра, -- сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. «Книжный» человек, Фёдор беспо-коился, что брата не учат грамоте, и неоднократно напоминал об этом царице Наталье. Она же считала, что сын ещё слишком мал, и не торопилась с его обучением. Наконец через полтора года нашли подходящего, по мнению царицы, учителя. Если обучение царя Алексея Михайло-вича проходило под руководством деда, патриарха Филарета, и боярина Бориса Морозова -- людей образованных и искушённых в книжной премудрости, а наставником Фёдора и Софьи был Симеон Полоцкий -- выдающийся писатель, педагог и учёный монах, то в учителя к Петру определили ничем не примечательного дьяка Никиту Моисеевича Зотова. Недостаток образованности, однако, искупался тем, что, будучи человеком терпеливым и добрым, Зотов не только не стремился подавлять природную любознательность и непоседливость царственного отпрыска, но и сумел завоевать доверие царевича. К тому же, как того желала царица Наталья, он «ведал Божественное Писание», изучению которого уделял основное внимание в занятиях с Петром. Уже взрослым царь вспоминал эти уроки и мог свободно цитировать Священное Писание или спорить о толковании того или иного места в Евангелии.

Зотову вменялось в обязанность воспитывать у мальчика царственную величавость и статность. Но «дядька» и не пытался принуждать бойкого, подвижного ребёнка к многочасовому восседанию с прямой спиной на стуле для выработки привычки к трону. Он позволял царевичу вволю лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими» стрелецкими детьми. Когда Пётр уставал от беготни, Никита Моисеевич усаживался рядом неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки. Царевич смотрел на ловкие руки «дядьки» и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал, всё делал на глазок. Пётр перенял эту сноровку и, полагаясь всегда больше на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки, ошибался нечасто.

Из Оружейной палаты Никита Зотов постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями, а позже, по мере развития интереса ученика к «историческим» предметам -- военному искусству, дипломатии и географии, -- заказывал для него «потешные тетради» с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. В зрелом возрасте Пётр I не раз проявлял разнообразные и глубокие исторические знания. Царем всему учился охотно и впоследствии писал бегло, но с многочисленными ошибками.

Царевич с детства отличался любознательностью. Помимо домашнего учителя, он обучался наукам и ремеслам у многочисленных мастеров, в том числе специалистов- иностранцев, населявших село Преображенское.

С 1683 года в селе шла «военная игра». Из своих сверстников юный царь образовал «потешные» полки (от слова «потеха» - игра, развлечение, забава). В 1686 году в числе «потешных» солдат оказался сын конюха А.Д.Меньшиков, будущий ближайший друг Петра.

На реке Яузе была построена «потешная крепость» Плесбург - там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его «потешных» артиллерийской науке. Правда, чтобы мальчишки - солдаты не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а пареными репами.

Занятия с Зотовым оставили след в памяти Петра на всю жизнь. Став взрослым, проводя реформы в стране, он мечтал, чтобы была написана книга по истории отечества; сам составил азбуку русского языка, простую по написанию и легкую для запоминания.

Привычка заполнять часы досуга разными «руко-мёслами», выработавшаяся у маленького Петра, сохранилась на всю жизнь. Даже принимая иностранных послов, царь мог во время беседы строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на то-карном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях. Молва утверждает, что однажды прусскому послу фон Принцу пришлось взбираться на верхушку мачты, чтобы вручить царю верительные грамоты, -- настолько тот был увлечён оснасткой линейного корабля «Предестинация», устройство которого было лично разработано Петром.

Царь Фёдор Алексеевич скончался весной 1682 г., не назвав имени своего преемника. После него на русский трон могли претендовать два брата -- шестнадцатилетний Иван и десятилетний Пётр. Братья по отцу, они имели разных матерей, родственники которых начали жестокую борьбу за власть. Заручившись поддержкой духовенства Нарышкины и их сторонники возвели на престол Петра, а его мать, царицу Наталью Кирилловну, объявили правительницей. Однако с этим не пожелали примириться родственники царевича Ивана и царевны Софьи -- Милославские, - усмотрев в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Недовольные, они нашли поддержку среди стрельцов, которых в Москве было более 20 тыс. человек.

Ранним утром 15 мая 1681 г. в стрелецких слободах зазвучал набат. Стрельцы, подстрекаемые Милославскими, вооружились и с криками, что Нарышкины убили царевича Ивана, двинулись в Кремль. Правительница Наталья Кирилловна надеясь успокоить бунтовщиков, вышла к ним на Красное крыльцо, ведя за руки Ивана и Петра. В первые часы бунта были убиты крупные государственные деятели Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, а потом и многие другие сторонники царицы Натальи. Несколько дней в столице буйствовали стрельцы, грабя и убивая. Лишь 26 мая они утихомирились и потребовали также венчать на царство болезненного и слабоумного сводного брата Петра -- царевича Ивана. Боярская дума о Освященный собор (собрание высших церковных деятелей) нарекли Ивана первым царем, а Петра - вторым. Управление страной по молодости обоих царей было вручено царевне Софье Алексеевне. Сам Петр вместе с матерью был удален в подмосковные дворцовые села Преображенское и Коломенское. В награду стрельцам Софье пришлось осыпать их милостями и официально признать их действия правомерными. Стрельцы оказались в конце XVII века грозной привилегированной силой. Они не только несли службу, за которую получали жалованье от государства, но и владели лавками, торговали, занимались ремеслом. У них было самоуправление, правительство назначало лишь полковников.

Десятилетний Петр стал очевидцем ужасов стрелецкого бунта. На всю жизнь стало для него ненавистным слово «стрельцы», которое вызывало жгучее желание отомстить за гибель близких, слезы и унижения матери.

Софья находилась у власти с 1682 по 1689 г. Она, так же как и ее брат Федор, была ученицей Симеона Полоцкого, была хоро-шо образована: читала, писала стихи, владела латынью и польским языком. Современники давали Софье противоречивые оценки: умна, предприимчива, любознательна, завистлива, чес-толюбива, властолюбива, коварна.

Первым помощником Софьи стал князь Василий Голицын, возглавлявший Посольский приказ. Под его руководством в 1687 и 1689 гг. состоялись два похода русской армии в Крым. Первый оказался неудачным -- крымчаки подожгли степь, вой-скам не хватало воды, что привело к болезням. Правительство обвинило в поджоге степи гетмана Левобережной Украины Самойловича, который не пользовался популярностью. Самойлович был низложен, гетманом стал Иван Степанович Мазепа. Го-лицын доносил в Москву о победе над татарами, которые вроде даже не стали воевать с русскими. В 1689 г. Голицын повторил поход, в этот раз несколько сражений состоялось. Но решитель-ного сражения противник избегал, отступая к Перекопу. В райо-не перешейка русские войска, простояв один день, разверну-лись и ушли. Софья, несмотря на отсутствие побед, отблагода-рила фаворита наградами и почестями.

Тем временем мать Петра I вмешивалась в личную жизнь юноши. Она женила его на Е.Ф. Лопухиной, 27 января 1689 г., раньше достижения Петром 17 лет. Это была, впрочем, скорее политическая, чем педагогическая мера. Сам выбор невесты для Петра был продуктом партийной борьбы: знатные приверженцы его матери предлагали невесту княжеского рода, но победили Нарышкины, и выбрана была дочь мелкопоместного дворянина. Вслед за ней потянулись ко двору многочисленные родственники ("более 30 персон"). Такая масса новых искателей мест, не знавших, притом, "обращения дворового", вызвала против Лопухиных общее раздражение при дворе; царица Наталья скоро невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. Этим, так же как и несходством характеров, объясняется, что "изрядная любовь" Петра к жене продолжалась разве только год, - а затем Петр стал предпочитать семейной жизни - походную, в полковой избе Преображенского полка. В 1690 году у Петра родился сын Алексей. А сам сошелся со своей давней подругой сердца, Анной Монс.

Новое занятие - судостроение - отвлекло его еще дальше; с Яузы он переселился со своими кораблями на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой. Участие Петра в государственных делах ограничивалось, во время регентства Софьи, присутствием при торжественных церемониях.

По мере взросления Петра основным для Софьи стал вопрос сохранения власти. Отношения между Софьей и Петром были очень натянуты-ми. В 1687 г. Софья предприняла попытку венчания на царство, но стрельцы ее не поддержали.

Правление Софьи знаменательно тем, что главное направле-ние развития страны оставалось неизменным, ее сподвижники продолжали путь европеизации. Василий Васильевич Голицын (1643--1714), фаворит и фактический правитель России, полу-чил образование в западном духе, хорошо говорил по-польски и знал латынь, немецкий, греческий языки. Он поощрял просве-тительство на Руси, выписывал книги из-за границы, приглашал иностранных специалистов и содействовал русским в посеще-нии Запада. Был одним из инициаторов упразднения местниче-ства, возглавлял Посольский приказ. Считался поклонником всего западного, предлагал создать регулярную армию, провес-ти реорганизацию органов управления, отправлять дворян на обучение в Европу. Ряд историков считает, что его программа фактически предваряла будущие преобразования Петра. Но для удержания власти было необходимо обладать решительностью, фактически устранить законных наследников престола. Такими качествами Голицын не обладал.

Другой близкий Софье деятель -- Сильвестр Медведев, уче-ник и последователь Симеона Полоцкого, был причастен к со-зданию Славяно-греко-латинской академии -- первого высше-го учебного заведения в России.

Неудачные походы в Крым осложнили положение правитель-ства Софьи. Впоследствии Петр обвинял Софью в попытках его физического устранения, однако ни современники, ни историки не рассматривали обвинения Петра всерьез. Открытое столкно-вение произошло 8 августа 1689 г. До Петра дошел слух о том, что Софья собрала стрельцов к походу на Преображенское. Среди ночи Петр поскакал под защиту стен Троице-Сергиева монастыря, куда прибыли созданные царем в период пребывания в подмосковных селах потешные войска. Через несколько часов стали подходить стрелецкие отряды, видимо и не думавшие бунтовать. Власть перешла к Петру, сторонники Софьи были отправ-лены в ссылку, в том числе и Голицын. Софья была отправлена в Новодевичий монастырь, ее имя исключили из царского титула, а после неудачного бунта стрельцов 1698 г. насильно пост-ригли в монахини. Софья была в монастыре; царь Иван Алексеевич оставался по-прежнему царем только по имени, занимал царское место в церемониях, власть перешла к одному царю Петру. Но семнадцатилетний Петр был еще неспособен к управлению государством, он еще доучивался, довоспитывал себя теми средствами, какие сам нагнел и какие были по его характеру; у молодого царя на уме были потехи, великий человек объявился после, и тогда только в потехах юноши оказались семена великих дел.

Кто же правил государством? Петр, занявшись своими забавами, позволил царствовать своей матери. Наталья Кирилловна стала полновластной правительницей, хотя современники считали, что она «была править некапабель (т.е. неспособна) и ума малого». Царица умерла в 1694 году, так и не увидев сына «образумившимся». Вся власть оказалась в руках Петра I, и он почувствовал, что ничто в мире не может ей противостоять.

Первые годы самостоятельного правления Петра I

Придя к власти Петр вверил дела управления своим приближенным -- Б. А. Голицыну, Л. К. Нарышкину, Т. Н. Стрешневу, П. А. Лопухину и другим, а сам предавался военным и морским учения с «потешными» Преображенским и Семеновским полка-ми, впоследствии гвардейскими. Особый интерес проявлял Петр к флоту. В 1692 г. на Переяславском озере был спущен на воду построенный при его личном участи первый «потешный» корабль, а в 1694 г. в Архангельске первый русский морской корабль. Немало времени царь проводил в Немецкой слободе (Кокуе), где жили европейцы, изучая их быт и нравы. Из числа иностранце вышло немало сподвижников Петра -- Ф.Лефорт, П.Гордон, Я. Брюс и др. Среди его русских соратников выделя-лись Б. П. Шереметев, Г.И.Головкин, Ф. Ю. Ромодановский, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский, А. Д. Меншиков» П. П. Шафиров, причем трое последних по происхождению не были даже дворянами.

Первым серьезным шагом самостоятельного царствования Петра стали Азовские походы. Как и Иван Грозный, Петр начал борьбу за выход к морю с южного направления. Он страстно хотел добраться до Каспийского и Черного морей, чтобы овладеть морской торговлей с Востоком. В 1695 году русская армия под началом Головина, Гордона и Лефорта начала свой поход. Полки двигались по безлюдной, выжженной солнцем местности, по малярийным болотам и солончакам, где не было ни капли воды. Задолго до встречи с противником войско теряло много людей и лошадей. Петр знал об этом, но на войну его влекли молодой азарт, желание усмирить татар, дать урок туркам и я вить себя защитником христиан. Смелому плану царя не суждено было сбыться: Азовская крепость устояла под натиском русского войска. Петр сумел проанализировать причины поражения и сделать нужные выводы. Он понял, что первый поход не удался из - за отсутствия флота, и уже осенью того же года начал подготовку к новой атаке. Зимой 1695/96 гг. в Воронеже было построено 2 фрегата, 23 галеры и др.

Русская флотилия подошла к Азову в устье Дона и загородила речной проход для турецких судов. Не выдержав блокады, крепость начала слабеть без припасов и помощи. Не дожидаясь последнего штурма, в июле 1696 года Азовская крепость сдалась. Однако для дальнейшей борьбы с Турцией, или, как ее еще называли, Портой, сил явно не хватало, и Петр во главе так называемого Великого посольства отправился в марте 1697 году в Европу для поиска союзников.

Великое посольство. В истории дипломатии трудно найти столь знаменательное предприятие, каким оказалось русское Великое посольство в Западную Европу 1697-1698 годов. С точки зрения достижения конкретных внешнеполитических задач, поставленных перед этим посольством, оно завершилось неудачей. Однако по своим реальным практическим последствиям оно имело поистине историческое значение прежде всего для отношений между Россией и европейскими странами, а в дальнейшем для судьбы всей Европы. Петр поехал в Европу с решимостью направить свою страну по западному пути. На протяжении веков изолированное и замкнутое Московское государство теперь должно было догнать Европу и открыть себя Европе.

В состав Великого посольства вошло 250 человек: 3 полномочных посла, 36 волонтеров, которые должны были собирать иноземные знания, 70 солдат. Сам государь путешествовал под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.

Перед отъездом Петру донесли о заговоре. Стрельцы собирались объявить царя «нехристем», губящим Россию, убить его и вернуть на престол Софью. Петр утопил очередной бунт в крови: четверо главных заговорщиков были обезглавлены.

Восстановив порядок в столице, Петр 10 марта отправился в путешествие. Забавно, но о том, что русский царь едет в Европу, к тому времени уже знали все зарубежные дипломаты.

Цели путешествия Петра: 1) видеть политическую жизнь Европы, ибо ни он сам ни его предки ее не видели. 2) по примеру европейских стран устроить свое государство в политическом, особенно воинском порядке. 3) своим примером побудить подданных к путешествиям в чужие края, чтобы воспринять там добрые нравы и знания языков. Однако Петр отдавал себе отчет в том, какая по сложности задача перед ним и что окончательное решение о повороте России к Европе должно быть принято не по слухам и разговорам, а по твердому убеждению. Петр понимал. Что надо учиться у Европы. Они знают больше и умеют делать многое такое, что русские не могут. Вот Петр и послал туда молодых дворян на учебу.

Главное же состояло в том, что Петр ехал изучать Европу и учиться у европейцев. На специальной сургучной печати, которую Петр ставил на своих письмах во время путешествия, была надпись: «Я ученик и ищу себе учителей».

Посольство пересекло западные границы России и прибыло в Ригу, находившаяся на территории Швеции. Рига была первым иностранным городом, который посетил Петр. Здесь из-за ледокола на Двине пришлось задержаться на 11 дней, а заняться было нечем, если не считать празднование Пасхи. Шведы, хотя и оказали официальные почести вроде пушечного салюта при въезде и отъезде посольства, в целом шведы приняли холодно. Здесь же Петра ждали первые неприятности: губернатор не разрешил царю осмотреть крепость, которую 40 лет назад осаждал Алексей Михайлович. Петр в гневе назвал Ригу «проклятым местом», покинул посольство и уехал в Курляндию.

В Митаве состоялась частная встреча Петра с герцогом Фридрихом-Казимиром. Никаких переговоров серьезного политического значения не было. 2 мая Петр отплыл на корабле «Святой Георгий» в Кенигсберг. Впервые царь увидел Балтийское море. 7 мая Петр вместе с волонтерами прибыл в Кенигсберг. Уже через день возглавлявший Бранденбургско - прусское государство Фридрих III неофициально встретился с Петром. Он предложил русскому царю заключить с Россией оборонительный и наступательный союз, но Петр проявил осторожность, лишь на словах пообещав военную поддержку. В составленном договоре речь шла только о торговле - праве России провозить свои товары в другие страны, а Бранденбургу - в Персию и Китай по российской территории.

Покинув пределы курфюршества, посольство двинулось в Голландию. Петру не терпелось поскорее попасть на её знаменитые верфи, а потому, опередив посольство, он в лодке с несколькими товарищами поплыл по Рейну, его притокам и каналам к Саардаму. Там он поселился устроился работать на верфь Линста Рогге.

С раннего утра он усердно трудился, осваивая премудрости профессии корабельного плотника, а в свободное время ходил по окрестностям, наблю-дая, как работают местные лесопильни, масло-бойни и другие заводы. Слух о странном русском быстро распространился в маленьком городке, да и внешность его была запоминающейся. Он

Был высокого роста 197.8 см (6 футов 7 дюймов) и мощным человеком. Из заметок современников, однако, ясно, что внешне он был некрасив, лицо его было слишком бледно и покрыто большими фурункулами. Кроме того, за Петром замечались такие нелепые привычки, как высмаркивание в рукав и дёрганье себя за уши в минуты раздумья. Тем не менее, все, кто встречался с Петром отмечали не его огромный рост и нелепый вид, а его умение вести разговор и многочисленные познания в разных областях.

У Петра были маленькие усики, волосы на голове от природы вьющиеся, всегда коротко подстриженные. Голос, чуть сипловатый, «был не тонок и не громогласен». Он всегда носил простую одежду, нередко появляясь в стоптанных и латаных башмаках, что «если кто его не знал, то никак не мог принять за столь великого государя». Однако с возрастом у Петра все чаще случались судороги, которые сильно искажали его лицо и глаза, внушая ужас окружающим.

Убедившись, что в Саардаме ему учиться уже нечему, Пётр отправился в Амстердам, где на верфях Ост-Индской компании продолжал учиться у мастера Геррита Класа Поля. Питер-тиммерман (Пётр-плотник), как его звали окружающие, принял участие в закладке большого морского фрегата. В это время Пётр сообщал на родину, что «трудится в поте лица своего». Он писал: «Делаем это не из нужды, а для того, чтобы изучить морское дело, чтобы по возвращении оставаться побе-дителями над врагами».

Любознательность Петра заставили Петра предпринять поездку в Англию. Прожив месяц в Лондоне, Петр переселился затем в Дептфорд, в то время отдельный городок, а ныне - район самого Лондона. Здесь он занял дом, непосредственно примыкавший к верфям, где строились корабли. Петр продолжает свое морское образование. Теперь он уже не работает сам топором, а изучает теоретический курс кораблестроения под руководством инспектора королевского флота сэра Антонии Дина. Также Петр познакомился с маркизом Кармартеном. В его обществе царь проводил много времени. Вильгельм III? Зная склонности и пристрастия гостя, пригласил его посетить главную базу английского флота - Портсмут. Здесь для Петра устроили военно-морское учение самых крупных боевых кораблей. В Англии Петр приобрел еще более разнообразные впечатления и знания, чем в Голландии.

25 апреля Петр оставил берега Англии. После короткого перехода через бурное, и на этот раз, море он уже снова в Голландии. Первую неделю Петр вместе с Лефортом использовал для осмотрения того, что он еще не видел в этой стране. Он посетил университет в Лейдене, его анатомический театр. Он также встретился с Левенгуком, который показывал ему знаменитый микроскоп.

Когда Петр находился в Англии, Великое посольство, остававшееся в Голландии, занималось главным образом приобретением снаряжения для будущего флота и наймом специалистов.

Главные огорчения ожидали Петра в делах международных. В феврале Турция и союзники России - Австрия и Венеция, а также посредники - Англия и Голландия начали разработку конкретных положений мирного договора ; 12 мая резидент в Варшаве Никитин прислал текст официальной грамоты Петру, в которой сообщалось о мирных предложениях султана, сделанных через английского короля, и предлагалось назначить русских представителей для участия в мирных переговорах. Кроме того, получены были копии шести документов, которыми обменивались между собой Турция, Австрия, Англия и Голландия. Подготовив все в тайне и за спиной союзника, император хотел соблюсти видимость приличия и приглашал царя присоединиться к уже достигнутой договоренности. Фактически речь шла о том, что договор о продолжении совместной войны против Турции, заключенный немногим более года назад, и прежние соглашения были грубо нарушены и, таким образом, Россию поставили перед свершившимся фактом. Дальше ждать было нечего, решили ехать в Вену.

14 мая состоялась прощальная встреча Великого посольства с официальными голландскими лицами, среди которых был великий Гейнсиус и бургомистр Амстердама Витзен. Сначала встреча проходила в обстановке взаимной любезности, но затем Петр не выдержал и выразил возмущение двуличием голландцев, на словах выражавших русским пожелание победы, а на деле помогавших расколоть антитурецкий союз своим посредничеством. Застигнутые врасплох представители голландских властей прибегли к явной лжи, говоря, что им ничего не известно о переговорах. Тем не менее до разрыва не дошло, хотя прощание явно было испорчено.

15 мая Великое посольство отправилось в дорогу. По пути Петр посетил владения курфюрста Саксонского Августа I, ставшего теперь и польским королем. Несколько дней он потратил на осмотр и изучение коллекций музея в Дрездене, арсеналов, крепостей, на неизбежные церемонии и празднества. Совсем другую атмосферу ощутили, подъезжая 11 июня к Вене. Обнаружилось пренебрежительное отношение к послам. Встреча с императором Леопольдом должна была состояться на уровне глав двух великих государств. Это требовало соблюдения определённого дипломатического этикета, состояв-шего из такого количества формальностей, что их согласование растянулось на десять дней. Напри-мер, аудиенция долго откладывалась из-за спора о том, когда русские послы должны снимать шапки. Австрийцы настаивали на том, чтобы послы обнажили головы при входе в аудиенц-зал, где собирались придворные и правительственные чины государства, а русские с обидой говорили, что не желают снимать шапок перед стенами и сделают это лишь в присутствии самого императора.

В конце концов встреча между 26-летним русским царём и 56-летним австрийским импера-тором состоялась. Однако Леопольд, будучи опыт-ным дипломатом и искушённым политиком, свёл беседу к обмену ничего не значащими любез-ностями. Покидая в гневе императорский дворец, Пётр оказался в парке. Заметив лодку у берега озера, он сел в неё, начал неистово грести и плавал по озеру до тех пор, пока не успокоился. Столпившиеся на берегу придворные императора Леопольда с удивлением наблюдали за упраж-нениями московского царя, выслушивая от его приближённых объяснения о любви Петра к «Нептуновым потехам». Первый опыт самостоя-тельной дипломатической деятельности, полученный молодым царём в годы «Великого по-сольства», содержал как успехи, так и неудачи.Этот опыт дал толчок развитию в Петре диплома-тических способностей, впоследствии высоко оце-нённых многими европейскими государственными деятелями.

В результате поездки по Европе Петр более трезво оценил обстановку в мире и более четко определил интересы России. Стало ясно, что пробиваться к морю на юге пока сложно. Более доступным казалось второе направление - на Балтике. Здесь нашелся союзник в борьбе против Швеции - польский король, он же саксонский курфюрст Август II.Знакомство с обычаями, законами, наукой, техникой и политическим устройством европейских стран окончательно убедило Петра в необходимости преобразование в России. Фактически страна получила правителя, способного ускорить процессы, намечавшиеся очень давно.

Великое посольство было прервано сообщениями из России о стрелецком бунте. 15 июля Петр получил письмо из Москвы, в котором сообщалось, что стрелецкие полки, стоявших на литовской границе, взбунтовались, сместили своих командиров и пошли на Москву и собираются идти к Воскресенскому монастырю. Поскольку письмо шло месяц, Петру оставалось только догадываться о том, что произошло дальше.

Петр мчался из Вены днем и ночью, почти без остановок. Нов Кракове его догнали гонцы с новым письмом из Москвы. В нем сообщалось, что стрельцы разгромлены под Воскресенским монастырем, мятеж подавлен, главные бунтовщики казнены, другие взяты под стражу. Когда же Петр прибыл в Москву, при личном участии царя была проведена казнь стрельцов на Красной площади - на Руси похожий пример однажды был (Иван IV)? Но масштабы не дотянули до петровских: было казнено около 800 стрельцов. Для Европы нечто подобное было нормальным. Была ли причастна к бунту Софья, выяснить не удалось.

1699 год можно считать переломным моментом, после него преобразования набрали ход и силу.

Северная война.1700-1721гг.

В 1700 году Петру удалось заключить мирный договор с Турцией, которая согласилась уступить Азов с прилегающей областью. Немалую роль в сговорчивости турецкой стороны сыграло прибытие в 1699 году российского посла Е. Украинцева на мощном военном корабле в Константинополь.

Это позволило сосредоточить все силы против Швеции. Дания, Польша и Саксония были готовы воевать вместе с Россией против Швеции. В 1699 году был оформлен между этими странами «Северный союз». У Петра были развязаны руки для войны со Швецией, и 8 августа 1700 года он объявил ей войну. Целью России в войне был выход к Балтийскому морю, а также вернуть России ее исконные территории с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям и Ивангород, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г. Датский король Фридрих IV хотел вернуть области, утраченные его страной в 1660 и 1689 годах, в частности Шлезвиг (область на границе Дании и Германии). Саксонского курфюрста Августа II, который одновременно был королем Польши, привлекали земли Лифляндии и Эстляндии (Прибалтики). Часть земель, находившихся в тот момент под властью Швеции, была отторгнута ею в Смутное время. Войну можно поделить на два периода: до и после 1709 года (Полтавской битвы).

Русская армия была довольно многочисленной, но неопыт-ной и плохо обученной -- регулярное войско начало создаваться вместо стрелецких полков годом раньше. Большая часть офи-церского состава была представлена иностранцами, подчас не знавшими русского языка и обладавшими очень сомнительной репутацией. Швеция имела флот в 50 кораблей и боеспособную армию, которая превосходила по своим боевым качествам мно-гие европейские наемные армии.

Россия моментально лишилась одного из союзников: шведс-кий король Карл XII внезапно нанес удар по Копенгагену, заста-вив датского короля Фридриха заключить мир.

В октябре 1700 г. русская армия во главе с самим Петром атаковала Нарву. Однако попытки взять город штурмом окончи-лись неудачей. Тем временем Карл XII успел перебросить сюда свои войска. Несмотря на огромный численный перевес (34 тыс. человек против 12 тыс.), русская армия потерпела поражение. Главнокомандующий, некий де Круа, сдался практически без боя, качество орудий и пороха оказалось плохое, сам Петр по-спешно отступил. Потери наших войск превзошли шведские (соответственно 7 и 2 тыс. человек), но Карл не стал преследо-вать бегущие войска, посчитав, что русская армия не сможет больше вести войну, тем более что в руки шведам попала вся российская артиллерия.

Но Карл XII серьезно ошибся. Петр начал бурную деятель-ность по созданию новой армии. Развернулась новая система набора. Для службы набирали рекрутов, по одному человеку с определенного количества крестьянских и посадских дворов. Создавался (воссоздавался) свой офицерский корпус. Были созданы первые гвардейские полки. Менее чем за год Россия восстановила артиллерию, причем для литья пушек по приказу Петра I использовались церковные колокола. Уже в конце 1701 г. Б. П. Шереметев одержал победу над шведами у деревни Эрстфер, где разбил семитысячный отряд (за победу был награжден орденом Андрея Первозванного и званием фельдмаршала), а осенью 1702 г. русские войска взяли крепость Нотебург (древ-нее русское название -- Орешек), который был переименован в Шлиссельбург, затем овладели небольшой крепостью Ниеншанц в устье Невы. Одновременно строился флот, корабельная верфь была устроена на р. Свири. В 1704 г. были взяты Нарва и Дерпт. Россия получила выход в Балтийское море.

В устье Невы, на острове Луст Элант (Веселый остров), 16 мая 1703 г. началось строительство города-крепости Санкт-Петер-бург, ставшего с 1713 г. столицей Российского государства. Что-бы защитить новый город, на острове Котлин стали возводить новую крепость Кроншлот (Кронштадт).

Преобразовательная деятельность Петра, война, забиравшие и человеческие и финансовые ресурсы, вызвали недовольство населения. В 1705 г. началось восстание в Астрахани, подавлен-ное только через год. Причем на подавление пришлось отпра-вить лучшего полководца Шереметева. В это же время начались волнения в Башкирии, справиться с которыми правительству не удавалось шесть лет. В 1707--1708 гг. на Дону прошло мощное восстание под руководством Кондратия Булавина. Происходив-шие события заставили правительство обратить большее внима-ние на внутренние проблемы государства, что притормозило ус-пешное развитие Северной войны.

Поход Карла XII в Польшу оказался успешным. России не удалось помочь союзнику. Карл заставил польского короля Ав-густа заключить мир, отказаться от польской короны (1706). На престоле оказался послушный Карлу Станислав Лещинский, а оставшийся курфюрстом саксонским Август отказался от со-юза с Россией. Таким образом, Россия осталась без союзников, под угрозой вторжения шведских войск. Оно началось в 1708 г. Карл рассчитывал на помощь гетмана Мазепы, основываясь на его обещаниях поднять восстание украинского казачества. До-несения о действиях Мазепы, нацеленных против Петра, посто-янно поступали царю и его окружению, но Петр слишком дове-рял гетману. Кочубея (генеральный судья Украины) и отставного полковника Искру, предупреждавших об измене, отправили к Мазепе, где они были публично казнены. Мазепа присоединился к шведам с отрядом казаков в 2 тыс. человек. Основная же мас-са казачества отказалась идти против России. Мазепа был пре-дан церковному проклятию, его столица Батурин сожжена, гет-маном Украины был избран Иван Скоропадский.

Карл XII отказался от похода на Москву, так как боялся стол-кновения с войсками Шереметева, но и на Украине его ждала неудача. Подкрепления и обоз шведов во главе с Левенгауптом в сентябре 1708 г. были разгромлены у деревни Лесной войска-ми под началом Петра. Шведы потеряли орудия и обозы. Карлу оставалось надеяться лишь на продолжавшиеся обещания Мазе-пы, однако вместо поддержки шведские войска встречали со-противление местного населения. В мае 1709 г. шведы начали осаду Полтавы. Город защищал четырехтысячный гарнизон во главе с полковником Келиным, усиленный ополченцами из мес-тных жителей. Взять город штурмом шведам не удалось, и они были вынуждены перейти к осаде. На помощь Полтаве шли ос-новные русские силы.

27 июня произошло знаменитое Полтавское сражение, где шведы были полностью разгромлены. В плен сдалось около 16 тыс. человек, около 8 тыс. было убито, шведская армия практи-чески перестала существовать. Стоит отметить, что при неболь-шом численном превосходстве русская армия имела подавляю-щий перевес в артиллерии. Все участники Полтавского сраже-ния были отмечены наградами различного достоинства: офицер-ство -- орденами, солдаты -- денежным пособием, медалями. Карл, Мазепа и оставшиеся в живых шведы бежали в Турцию. Уже на следующий год русской армией были взяты Рига, Ре-вель, Выборг. Вновь был восстановлен Северный союз.

Однако успехи в шведской кампании скоро сменились неуда-чами на южном направлении. В 1710 г. Турция объявила войну России, рассчитывая на то, что та истощила свои силы и не смо-жет дать должного отпора. Сыграло свою роль и нахождение в Османской империи Карла XII, а также беспокойство турок по поводу укрепления позиций России. Петр заручился поддержкой господарей Молдавии (Кантемира) и Валахии (Бранокована) и выступил с армией в поход. Союз не принес ожидаемого русской дипломатией эффекта --Кантемир перешел на сторону Петра, но восстания христиан в Молдавии и Валахии не произошло. Поход через выжженные степи на р. Прут выглядел авантюрно -- сил для борьбы с турками так далеко на их территории в тот момент не было. Русское войско (45 тыс.) оказалось окружено 150-тысяч-ной турецко-татарской армией. Сражение 9 июля, однако, не при-несло успеха туркам. Россия вынуждена была вступить с Турци-ей в мирные переговоры, успешно завершенные вице-канцлером П. П. Шафировым 12 июля 1711 г. Россия лишилась Азова. Та-ганрог и Каменный Затон были разрушены, Россия потеряла пра-во вмешиваться в польские дела. Карлу XII был гарантирован безопасный путь в Швецию .Столь приличные условия договора объяснялись не в последнюю очередь крупной суммой, «пожерт-вованной» Шафировым во время переговоров (все свои драго-ценности отдала даже находившаяся с Петром Екатерина).

Зато на северном направлении дальнейшие военные действия принесли русской армии ряд блестящих успехов. В 1712 г. А. Меншиков разгромил шведов у Фридрихштадта, осадил Штетин, сдавшийся уже на следующий год. Город был отдан прус-скому королю Фридриху Вильгельму I. В 1714 г. русские войс-ка заняли Финляндию. В этом же году произошло первое боль-шое морское сражение русского военного флота при Гангуте (Ханко), завершившееся уверенной победой. В результате этого Россия получила господство и на море. На следующий год рос-сийская дипломатия добилась от Франции и Пруссии посредни-чества при заключении мира, Швеция оказалась в дипломати-ческой изоляции. В 1718 г. начались мирные переговоры со Швецией на Аландских островах. Русскую делегацию возглав-ляли Брюс и Остерман, переговоры складывались удачно, но гибель Карла I в Норвегии изменила ход переговоров. Новое шведское правительство решило продолжить войну, надеясь на поддержку со стороны Англии. В 1719 г. российскому флоту удалось одержать победу у острова Эзель, а в 1720 г. -- у ост-рова Гренгам.

В 1721 г. в Ништадте (Финляндия) переговоры закончились. Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ингрию, часть Каре-лии, острова Эхель, Даго, но возвращала Швеции Финляндию и должна была выплатить 1,5 млн рублей за приобретаемые (по-купаемые) территории. Договор предусматривал торговые отно-шения между двумя странами, Россия обязывалась продавать ежегодно Швеции хлеб.

Россия праздновала победу в течение месяца. Празднования носили уже традиционный для эпохи характер: маскарады, балы, фейерверки и иллюминации. Сенат торжественно преподнес Пет-ру титул императора.

Не столь успешно сложились два других внешнеполитичес-ких начинания. Каспийский поход, имевший своей целью Кав-каз и Иран, начался в июле 1722 г. Русским войскам удалось овладеть Дербентом. На следующий год войска взяли города Баку и Решт. По мирному договору 1723 г., подписанному в Петербурге, России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Решт, Дербент и Астрабад. Однако первоначальные планы проникновения в Закавказье оказались предуп-реждены Османской империей, которая ввела войска в Грузию и Армению. Договор с Турцией 1724 г. закреплял за Россией лишь побережье Каспия.

Катастрофой окончилась авантюра 1716 г. Отряд казаков (6 тыс. человек) во главе с А. Черкасским был отправлен в Бу-хару и Хиву в надежде склонить к дружбе бухарского эмира и заставить перейти в подданство хивинского хана. Хивинский хан, обманув князя, уничтожил весь отряд.

Однако оценивать общие итоги внешнеполитической деятель-ности России первой четверти XVIII в. необходимо положительно. Россия решила главную задачу - выход к морю был получен, а потеря Азова не играла столь существенной роли, хотя задача прорыва к Черному морю стала к концу периода первоочередной.

Петровские реформы.

Реформы армии и флота. Русская регулярная армия была создана еще в XVI в. Иваном Грозным, когда появились стрелец-кие полки. Помимо стрельцов армию составляло дворянское ополчение, которое созывалось только на время военных дей-ствий. Фактически оно составляло главную ударную силу. В XVII в. стали создаваться полки нового строя -- солдатские, рей-тарские, драгунские. Полки были на государственном обеспече-нии, и возникали проблемы с их содержанием и оснащением, поскольку российская промышленность не была достаточно раз-вита, подчас правительству не хватало и денег. Начало Северной войны показало несостоятельность такой армии. Фактически ре-формы Петра начались с реорганизации армии. Созданные в пе-риод правления Софьи «потешные войска», ставшие впоследствии первыми гвардейскими полкам», Семеновским и Преображенс-ким, традиционно считаются первым звеном преобразований царя.

Для укомплектования армии по указу Петра I был введен рек-рутский набор. Все податное население было обязано ежегодно поставлять для армии рекрутов. Служба вводилась пожизнен-ная, и поэтому, когда рекрут покидал свой дом, родня проща-лась с ним навсегда. Население начало активное противостояние рекрутской системе. Правительство ввело суровые наказания: ссылка на каторжные работы и смертная казнь за уклонение от набора, но ситуацию это улучшило ненамного. В 1705 г. состо-ялся первый набор по рекрутской системе (один рекрут на 20 дворов). Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ: навигацкая, артиллерийская, ин-женерная; в 1716 г. появился Воинский устав. Одновременно правительство перевооружало армию, заменяя старое оружие на новое, более совершенное.

Еще после первого Азовского похода началось строительство военного флота (правильнее говорить о возобновлении -- первый корабль «Орел» был построен еще при Алексее Михайлови-че, а струги Степана Разина громили персидский флот. Нельзя забывать и о древнерусских князьях, доходивших на своих су-дах до Византии). В дальнейшем большее внимание уделялось Балтике. Верфь появляется на Ладожском озере, в 1703 г. на р. Свири, затем уже и в Петербурге. Первый корабль Балтийско-го флота «Штандарт» был спущен на воду в августе 1703 г.

К 1725 г. русская армия имела численность 200 тыс. чело-век, из них служило в гвардии 3 тыс., в армейских конных пол-ках -- 42 тыс., в пехотных -- 75 тыс., в гарнизонах -- 74 тыс., в артиллерии и инженерных ротах -- около 6 тыс. Военно-морс-кой флот России состоял из 48 линейных кораблей и 800 галер.

Преобразования центрального и местного управления. В первой четверти XVIII в. преобразованиям подверглась прак-тически вся система управления, был создан новый государ-ственный аппарат.

Реформы начались в 1699--1700 гг. Была проведена первая городская реформа. В Москве появилась Бурмистерская палата, вскоре переименованная в ратушу, в других городах те же фун-кции исполняли земские избы. Новые органы власти взяли на себя городское управление, не подчинявшееся воеводам и при-казам. Правительство стремилось и к повышению доходов каз-ны, поэтому города с самоуправлением должны были платить двойной налог. Столь высокая цена отпугнула население, что за-ставило власти уменьшить сумму налога, но было введено обя-зательное самоуправление во всех городах. Главными функция-ми ратуши и земских изб стали сбор налогов, таможенных и кабацких денег.

В 1708--1710 гг. была проведена областная реформа. Страна оказалась поделена на восемь крупных губерний, возглавляв-шихся губернаторами, обладавшими военной, административ-ной и судебной властью. Четыре помощника губернатора зани-мались строго ограниченным кругом дел, что позволило специ-ализировать и улучшить управление. Губернии были поделены на провинции, сохранялась и старая уездная система. Аппарат управления приобрел большую стройность, но резко увеличил-ся. Потеряла свои права и ратуша -- ее функции оказались в руках губернских властей.

К 1719 г. основной единицей управления стала провинция. Их было около пятидесяти, они управлялись воеводами, и в руках воевод оказались практически все властные функции. Воеводы находились в непосредственном подчинении центральных орга-нов власти. Губернаторы сохранили за собой лишь командова-ние войсками, расположенными в губернии, и управление гу-бернским городом.

В 1720 г. в Петербурге был создан Главный магистрат, конт-ролировавший работу всех городских магистратов, избираемых из числа купечества. Преобразование системы местного управ-ления закончилось.

Параллельно с изменением структуры госаппарата на местах проводились и реформы центральных органов власти. Высшим учреждением петровской администрации стал «правительствую-щий Сенат», сменивший Боярскую думу. Он был учрежден в 1711 г. Его предшественником была образованная еще в 1699 г. Ближняя канцелярия, осуществлявшая административно-финан-совый контроль. Сенат создавался с целью управления государ-ством на время отсутствия царя, но затем остался постоянным органом с широкими функциями. Число членов Сената со време-нем менялось. В руках Сената был сосредоточен контроль над судом, налогами, торговлей, фактически он перенял функции Раз-рядного приказа. Вместе с созданием Сената была утверждена должность фискалов. Обер-фискал при Сенате и фискалы в про-винциях негласно контролировали работу органов власти. В 1722 г. состав Сената претерпел изменения. Было сокращено ко-личество его членов, при нем была учреждена должность гене-рал-прокурора, гласно контролировавшего работу Сената и кол-легий (прокуроры). Прокуроры и генерал-прокурор были обяза-ны принимать меры по устранению недостатков в работе. Первым генерал-прокурором Сената был назначен П. Ягужинский.

В 1717--1721 гг. была проведена еще одна важнейшая ре-форма центрального управления. На место утрачивавших в ре-зультате создания Сената и областной реформы свои властные функции приказов пришли созданные коллегии. Их число в сравнении с числом приказов было значительно сокращено (11 вместо 44). В отличие от приказов, в коллегиях устанавливался совместный принцип рассмотрения и решения всех дел, каждая коллегия занималась только своей областью, и ее деятельность распространялась на всю территорию России. Внешней полити-кой и тесно связанными с ней военными проблемами занима-лись Военная коллегия, а также коллегии Адмиралтейств и иностранных дел. Петр назвал их «первейшими», чем подчеркива-лось их значение. Три коллегии распоряжались финансами: Ка-мер-коллегия (налоги), Штатс-конор-коллегия (расходы), Ревизион-коллегия (контроль). Промышленность и торговля также находились в ведении трех коллегий: Мануфактур-коллегия (лег-кая промышленность), Берг-коллегия (горное дело), Коммерц-коллегия (торговля). Вместо Поместного приказа была создана Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными делами. Судеб-ными учреждениями в провинциях руководила Юстиц-коллегия. На правах коллегий находились также Главный магистрат и Си-нод. Коллегии, за исключением двух последних, возглавлялись президентами, входившими до 1722 г. в состав Сената. На руко-водящих должностях в коллегии находилось множество иност-ранцев. Синод был образован в 1721 г. и означал подчинение церковной власти светской. На следующий год Синод возглавил обер-прокурор, назначаемый царем (первым обер-прокурором стал Ф. Прокопович), государство ставило под контроль доходы Церкви, проводило ограничительную политику по отношению к новым монастырям.

Важную роль продолжал играть Преображенский приказ, за-нимавшийся политическим сыском.

Реформы государственных учреждений создали стройную и довольно хорошо работавшую централизованную систему госу-дарственного аппарата, контролировавшуюся верховной властью. В России окончательно оформилась абсолютная монархия -- фор-ма государственного устройства, при которой все ветви власти находятся под контролем верховной власти. В 1721 г. Петр принял титул императора и официальное имя Великий.

О характере новой власти можно судить по известному «делу царевича Алексея». Сын Петра от первой жены, заточенной ца-рем в монастырь в Суздале, Алексей обладал странным и, види-мо, малоприятным характером. Основной претензией царя к сыну было нежелание последнего поддерживать политику отца. В 1715 г. Петр приказал Алексею постричься в монахи или на-чать заниматься государственными делами. Царевич вроде бы выбрал первое. Однако на будущий год, обманув отца, бежал в Вену под покровительство шурина. Вывезенный оттуда старани-ями П. А. Толстого и А. И. Румянцева, он был летом 1718 г. при-знан виновным в измене и приговорен к смерти. Однако казнь не состоялась -- царевич, вероятно, был убит тайно.

Версия о реальности измены царевича вызывает глубочайшие сомнения большинства историков. Слабый и безвольный, он вряд ли мог замыслить нечто серьезное, однако его имя пыта-лись использовать враги Петра. Был заговор, где немаловажную роль играли А. Кикин, бывший денщик Петра, ростовский мит-рополит Досифей. Пыталась «предложить поддержку» и Авст-рия. «Дело царевича» выявило недовольство политикой Петра во властных кругах. Это недовольство, впрочем, не шло дальше разговоров, осуждавших войну, налоги, разрушение традиций. В те годы такие беседы считались изменой и могли караться смертью, но в результате пострадали лишь незначительные поли-тические фигуры да вечно сомневавшийся во всем Алексей. Отметим, что к 1715 г. у Петра родились наследники от любимой жены, что также сказалось на судьбе старшего сына.


По «Уставу о наследовании престола», принятому в 1722 г., император сам назначал наследника. Интересно, что этим власть царя, на первый взгляд возраставшая до предела, оказалась уре-занной -- на протяжении всего века правило практически не действовало.

Церковные преобразования. Во второй половине XVII в. политические позиции Русской Пра-вославной церкви были весьма прочными: она со-хранила административную, финансовую и судеб-ную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675--1690 гг.) и Адриан (1690--1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Сначала в деятельности юного царя не было ничего «анти-церковного». Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, скончавшейся в 1694 г., Пётр перестаёт постоянно участвовать в религиоз-ных церемониях и уже не столь регулярно общает-ся с патриархом. Как и в других областях, основой политики Петра I в отношении церкви первона-чально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение об-ширных государственных программ, прежде все-го -- на строительство флота. Церковные иерар-хи насильственно объединялись в «кумпанства», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.

После путешествия Петра I по странам Европы церковь стала интересовать его и в другом от-ношении. Разделяя новейшие европейские взгля-ды, царь хотел сделать церковь орудием про-свещения, а заодно -- лишить её положения «государства в государстве» и совершенно подчи-нить своей власти.

После кончины в 1700 г. патриарха Адриана царь организовал ревизию для переписи имущест-ва Патриаршего дома. Воспользовавшись выявлен-ными злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные перемены в церковном устройстве. По царскому указу главой церкви объявлялся «место- блюститель патриаршего престола», лишённый, однако, прав патриарха. Более того, в этот сан был| возведён не какой-либо русский церковный дея-тель, а молодой выходец с Украины, митрополит Рязанский Стефан Яворский. В 1701 г. для сбора церковных доходов и управления церковью был вновь создан Монастырский приказ, недолгое вре-мя существовавший в XVII в. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собствен-ностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота.

Руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для достижения которого необходим продуктивный труд всех членов общест-ва, Пётр повёл наступление на монастыри. Ещё в 1701 г. царский указ ограничил число монахов. За разрешением на постриг нужно было теперь обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у Петра появилась идея использовать монастыри в качестве своеобразных приютов для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. Петр прямо назвал монахов тунеядцами, отлыниваю-щими от службы императору; количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и нищих), за которыми они ухаживают.

Новые отношения между церковью и государством требовали и нового организационного оформления. В 1721 г. видный церковный деятель, убеждённый сторонник Петровских реформ Фео-фан Прокопович, также выходец с Украины, составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления цер-ковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели попытались протестовать, Пётр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот ваш булатный патриарх». Естественно, что после столь убедительного довода ни о каком сопротивлении со стороны церкви не могло быть и речи.

Принятие Духовного регламента означало логическое завершение церковной политики Петра I. Хотя Святейший синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, который могли быть в любой момент заменены императором. К тому же во главе Святейшего синода для надзора за его деятельностью находилось светское лицо -- обер-прокурор. В дальнейшем Святейший синод стал своеобразным ведомством идеологического и религиозного контроля, а церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Основы этого были заложены церковной реформой Петра I.

Денежная реформа. Общий план денежной реформы начал обдумываться, по-видимому, еще с середины 90-х годов XVII века. Петр во время пребывания Великого посольства в Европе с большим интересом знакомился с организацией денежного дела за границей и работой монетных дворов.

Денежная реформа Петра I решала несколько комплексов вопросов. Требовалось создать гибкую денежную систему с использованием в качестве монетного сырья не только серебра, но и других металлов. Надо было определить приемлемую весовую норму и пробу для серебряных, золотых и медных монет, обеспечить перевод всего денежного дела на новый технический уровень - машинное производство. Ставилась также задача установить единство обращения на всей территории России, в том числе и на Украине, в Прибалтике и других регионах, где хождение имела иностранная монета. Реформа преследовала и фискальные цели: она должна была значительно увеличить доход казны от чеканки монет для покрытия возросших расходов в связи с Северной войной против Швеции.

К реформе готовились основательно. И подготовку к ней начали с создания материальной базы, т.е. постройки новых монетных дворов и технического оснащения их разными машинами. С 1695 года начал строиться денежный двор, он находился между Казанским собором.

В 1699 году был открыт Набережный медный денежный двор, расположенный на территории Кремля. На нем осуществлялась чеканка круглых медных монет - денежек и полушек, а с 1704 года и копеек.

В 1700 в здании Земского приказа на Красной площади был основан третий монетный двор. Сразу же начал работать и уже в января 1701 года в казну поступило более 30 тыс.руб. серебряных копеек.

Петр I отказался от общепринятых в Европе надписей на монетах на латыни. На всех деньгах в России легенды были на русском языке. Когда царю заметили, что монета с русской легендой не будет приниматься заграницей, и поэтому надо надпись хотя бы с одной стороны сделать латинской.

Трудным и сложным был вопрос о весовой норме и пробе серебра и золота, а также монетной стопе для меди. В серебре и золоте на первых порах решили придерживаться стандартов международной валюты - талера и дуката.

Значение денежной реформы Петра велико. В результате реформы была создана единая для всей территории страны монетная система, отвечавшая уровню экономического развития России, более того, стимулировавшая это развитие. Она в целом успешно обслуживала потребности денежного обращения. В процессе осуществления реформы были использованы технические достижения, метрологические нормы и стандарты монетного производства европейских стран. При этом сохранялись традиционные черты русской системы.

Реформа велась в условиях тяжелой, изнурительной войны и это наложило на нее отпечаток. Он сказывался прежде всего в усилении фискальных моментов, т.е. стремлении извлечь как можно больше доходов от эксплуатации монетной регалии, порой не считаясь с отрицательными последствиями такой политики для состояния денежного обращения и экономического положения страны и народа.

Преобразования в области культуры, науки и быта. Наука. Особенно крупных успехов достигли те отрасли науки, которые имели практическое примене-ние, -- геодезия, география, картография, гидрография, поиск полезных ископаемых. В 1720-1724 гг. экспеди-ция Д. Г. Мессершмидта дошла до р. Лены. В 1722--1724гг. И. С. Унковский описал земли по р. Или и оз. Иссык-Куль. В 1718 г. в Бухару отправился Ф. Беневснни. На основании данных этих и других путешественников были составлены карты Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей, Курильской гряды.

Активно велись поиски полезных ископаемых - железных и медных руд на Урале и в Сибири, каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефти в За-падной Сибири и под Ухтой.

Больших успехов достигла техника. А. К. Нартов изобрел токарные, винторезные, зуборезные станки. М.В.Сидоров спроектировал оружейный завод с использованием гидротехнических сооружений. Я.Т. Батищев создал машины для обточки ружейных стволов и ковки ствольных досок. Но в целом в техническом отношении Россия продолжала отставать от Европы, поскольку все эти изобре-тения использовались совершенно недостаточно.

Развивалась историография. При Петре I были напи-саны двухтомная «Гистория Свейской войны» (при учас-ти самого царя), «Ядро Российской истории» А. И. Манкиева, «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» Феофана Прокоповича.

Началось собирание научных коллекций. В 1718 г. Петр повелел населению предъявлять образцы биологических аномалий, старинные надписи и предметы быта. В 1720 г. вышел указ о собирании по монастырям древних лето-писей, хронографов и т. п. В 1719 г. открылся первый русский музей -- Кунсткамера. Правда, заманить туда по-сетителей было нелегко, для этого им даже обещали да-ровое угощение.

28 января 1724 г. Петр I подписал указ о создании Акаде-мии наук, открывшейся уже после его смерти в 1725 г. Туда были приглашены видные западные ученые -- Д. Бернулли, И. Герман, И. Делиль и другие. Первым ее президен-том стал Л. Л. Блюментрост. При Академии открылись университет и гимназия, в ее состав вошли государствен-ная библиотека и Кунсткамера.

Социально-политические перемены нашли отражение в публицистике того времени. И. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» предлагал зафиксировать повин-ности крестьян, купечеству передать монопольное право на торговлю, увеличить вывоз и сократить ввоз. За уст-ройство мануфактур, создание купеческих компаний, уменьшение импорта и рост экспорта выступал в своих работах Ф. С. Салтыков. Феофан Прокопович в «Правде воли монаршей» обосновывал целесообразность для Рос-сии самодержавного строя. Внешнеполитические приори-теты России определял в «Рассуждениях о причинах Свой-ской войны» вице-канцлер П. П. Шафиров.

Театр. В 1702 г. в Москве на Красной площади от-крылся публичный театр, где играли иностранные труп-пы. Позднее возникает театр и в Петербурге. В них ста-вились пьесы иноземных, а затем и русских авторов -- «Владимир» Ф. Прокоповича, «Слава Российская» Ф. Жу-ковского и др.

Живопись. Многие живописцы начала XVIII в. переняли манеру европейских художников, что, однако, не привело к бесплодному подражательству. Многие из них были направ-лены на стажировку за границу. Крупнейшими мастерами того времени были И. Н. Никитич (портреты Петра I , его дочерей, Г. И. Головкина, «Портрет напольного гетманами А. М. Матвеев (портреты И. А. и А. П. Голицыных, «Авто-портрет с женой»). В России работали также приглашенные из Европы художники Л.Каравак, И. Г.Таннауэр и др.

Архитектура. В архитектуре начала XVIII в. сочетают-ся несколько направлений. В стиле «нарышкинского ба-рокко» возводятся Меншикова башня, церковь Воскре-сения в Кадашах и др. Появляются новшества -- колон-ны, портики, фронтоны. Они используются в московской церкви Иоанна Воина (1714), в храмах в Подмоклове (1714), Перове (1715). Начинается переход к регулярной застройке городов, примером чему стал Петербург. Здесь возводятся комплекс сооружений Петропавловской кре-пости, летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), Адмиралтейство (И. К. Коробов), здание Двенадцати кол-легий (Д. Трезини и М.Г. Земцов).

Быт. В быт правящих слоев в Петровскую эпоху вне-дрялись западные обычаи. Были введены брадобритие, европейская одежда, ношение мундиров для чиновников и т.п. Дворянам рекомендовалось изучение иностран-ных языков. Поощрялось курение табака. В 1718 г. Петр издал указ о проведении ассамблей с непременным при-сутствием женщин. Они стали прообразом будущих ба-лов. Для усвоения дворянами правил хорошего тона было переведено «Юности честное зерцало».

С 1700 г. в России вводится юлианский календарь.

Многие реформы Петра в области быта были вызваны не столько необходимостью, сколько вкусами паря, про-водились грубо, без учета традиций и являлись детонато-ром многих народных волнений. Низы стали восприни-мать господ, одетых на европейский манер и все чаше говоривших на чужих языках, как иностранцев, что уси-ливало взаимное отчуждение. Приобщение дворян к за-падной моде стоило немалых денег и дополнительным бременем легло на плечи крепостных.

Заключение

Личность Петра и его деятельность очень спорны. До сих пор историки расходятся в мнениях, оценивая его деятельность. Одни считали и считают его великим реформатором, другие -- «губи-телем русской культуры», немного сделавшим для необходимых реформ. Одни полагают, что Петр нарушил естественный ход развития России, другие, что петровские преобразования были закономерны, так как были подготовлены предшествующим хо-дом истории. Много споров вызывают методы его правления, навязывания изменений стране. Старый спор о целях и средствах их достижения, однако, решается все же в пользу Петра. Он официально именуется Великий, чего никто ни оспаривает.

Неодинаковыми темпами шло социально-экономическое развитие Европы. К началу нового времени Англия стала страной с наиболее развитыми капиталистическими отношениями. Когда в Англии победила буржуазная революция, в большинстве других стран Европы господствовали феодально-абсолютистские порядки.

Экономически Россия значительно опережала Польшу, Пруссию, султанскую Турцию, Иран и некоторые другие государства Запада и Востока. По своей политической организации Российское централизованное государство шло намного впереди феодально- раздробленных Германии, Италии и других стран.

Но по сравнению со странами, в которых к тому времени уже произошли буржуазные революции, Россия значительно отставала в области развития промышленности, внешней торговли, флота и т.д. Сохранение отсталости являлось серьезной угрозой для России и всего ее дальнейшего развития.

Список используемой литературы:

1. Энциклопедия для детей. История России. - Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995. - 670 с.

2. Вся история. Краткий справочник школьника 5-11 класс / Авт. - сост. М. И. Орышак. - М.: ООО «Издательство «Олимп»:ООО «Издательство АСТ», 2002. - 525 с.

3. Готовимся к экзамену по истории России. Короленков А. В., Гуленков К. Л. - 3-е изд., - М.: Рольф, 2002. - 448 с.

4. История Отечества. Часть I (древнейшее время - середина XIX века). Учебное пособие. А.Ф. Ильтенбаев, В. П. Карев, Т. С. Конюков, М. А. Филимонов. - 1993. - 102 с.

5. 100 человек, которые изменили ход истории. Петр I. - М.: ООО «Де Агостини», 2008- 32 с.

6. Петр I/ Молчанов Н. Н. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 480 с.

7. Время Петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.