Введение
ДениДидро (1713-1784) – французский философ, просветитель, руководительЭнциклопедии, писатель, критик искусства. Вместе с Вольтером оказал наибольшеевлияние на современную ему общественную мысль. В философии быстро прошёл путьот деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, впсихологии, в теории познания) и атеизма.
Вматериалистическое понимание природы Дидро внёс некоторые элементы диалектики –идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечнойизменчивости природных форм.
Овеликом просветителе Дени Дидро написан настоящий реферат.
1.Биография и основные работы Дидро.
Дени Дидро родился 5 октября 1713 г. в городеЛангре, в семье зажиточного ремесленника. После нескольких лет обучения вместном и иезуитском колледже в 1728 г. он переехал в Париж. Здесь,распрощавшись с мыслями о церковной карьере, окончил колледж Д`Аркур вСорбонне, получив звание магистра искусств в 1732 г.
В Париже он завязал дружеские отношения с кругомфилософов, познакомился с Д`Аламбером, Руссо и Кондильяком. Чтобы заработать нажизнь, он занимался переводами. Дидро перевёл «Историю Греции» Станиана,«Словарь всеобщей медицины и химии» Джемса и «Опыт о достоинстве и добродетели»Шефтсбери. Под влиянием последнего Дидро написал и в 1746 г. опубликовал «Философские мысли». В том же году он начал работу по подготовке «Энциклопедии».В 1748 г. было опубликовано «Письмо о слепых в назидание зрячим», а в 1753 г. –знаменитое сочинение «Мысли об объяснении природы».
В 1750 г. Дидро начал создание главного трудасвоей жизни – многотомной энциклопедии всех достижений века: от ремёсел доискусств. Ни одна отрасль народного хозяйства, ни одна профессия не былиобойдены ни в статьях, ни в гравюрах.
Среди многих статей Дидро для «Энциклопедии» былаи статья «Трудолюбивый». В других статьях он связывает трудолюбие со свободой,с высоким и прочным уровнем народного благосостояния.
Идеальная организация человеческого общества, дляДидро, основана на совместном труде его членов. Такое теоретическое положениеДидро подкреплял тем, что труд в его разнообразии был так полно и широкопредставлен в «Энциклопедии» .
В создании «Энциклопедии» принимали участиелучшие умы эпохи. Среди них были Д`Аламбер, Вольтер, Монтескье, Буффо, Мармонтель,Руссо, и многие другие.
«Энциклопедия» стала зеркалом жизни Франции тоговремени и машиной, штурмующей старый порядок. Значение « Энциклопедии» дляпроизводительных сил Франции было огромно.
С 1759 г. он начал посещать кружок Гольбаха, гдевстречался с Гриммом, Сен-Ламбером, Рейналем и итальянцем Галиани. В период с1769 г. по 1770 г. вышли из печати «Разговор Д`Аламбера с Дидро», «СонД`Аламбера» и «Философские принципы относительно материи и движения».
В 1765 г. после тридцати лет литературного труда Дидровынужден продать свою уникальную библиотеку. Зная, какое покровительстворусская императрица Екатерина II оказывает наукам, Дидро предлагает ей приобрестибиблиотеку. Чтобы выразить своё благоволение к Дидро и поддержать продолжениеего деятельности, Екатерина II покупает бесценную библиотеку с единственнымусловием, чтобы он пользовался своими книгами, тем самым умножая культуруРоссии и помогая выдающимся учёным.
В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он работал вПетербурге над проектами реформ. Дидро с гордостью носил звание почётного членаПетербургской академии наук и Академии художеств. Через год он переехал вГолландию, где и закончил работу «Опровержение Гельвеция». «Элементыфизиологии»(1774-1780) изданы в 1785 г. В последнее десятилетие своей жизни Дидропринял участие в написании книги Рейналя «Философская и политическая история озаведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях», в которой торговля представленакак основной фактор прогресса и цивилизации.
2.Деизм против атеизма и позитивной религии.
В «Философскихмыслях» Дидро выступает против атеизма и религиозных «суеверий», которые должныуйти, оставив религию, основанную на вере в природу. Позже Дидро займёт болеерадикальную позицию. Однако, в раннем произведении – «Прогулка скептика, илиАллеи» в 1747 г. и в «Философских мыслях» он не порывает ещё окончательно сидеей Бога. Он выступает с позиций деизма, а значит, как против атеизма, так ипротив позитивной религии и церкви.
Дидро пишет: «Я без труда поверюодному–единственному честному человеку, который мне объявит, что Его Величествотолько что одержал полную победу над союзниками; но даже если весь Париж мнепоклянётся, что недавно воскрес покойник, я этому не поверю. В самом деле,удивительна ли, что некий историк ошибся или даже ошибся целый народ?»
Кроме того, Дидро ставит под сомнение не толькочудеса, но и Божественное вдохновение как источник Священного Писания. Онпишет, что вернулся вновь к неизбежному скептицизму. Дидро напоминает словаПаскаля: «Если ваша религия ложна, вы ничем не рискуете, считая её истинной;если она истинна, вы рискуете всем, считая её ложной».
7 июля 1746 г. по постановлению парижскогопарламента «ядовитая» книга была приговорена к сожжению.
3.Всё есть материя в движении.
Если в раннихпроизведениях Дидро очевидна естественно –теологическая позиция (с сильным влияниемНьютона), то в последующие годы, начиная с «Письма о слепых», философскаяпозиция Дидро начинает меняться. Порвав с идеализмом и религией, он сталматериалистом и атеистом. В выдающихся произведениях (как философских, так ихудожественных), написанных в зрелые годы, — «Мысли об объяснении природы»,«Разговор Д`Аламбера с Дидро», «Сон Д`Аламбера», «Философские принципыотносительно материи и движения», «Монархия», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист»(одновременно с более чем двадцатилетним руководством и активной работой посозданию «Энциклопедии») – Дидро «предстаёт убеждённым материалистом иобличителем религии: «статичной» и «сотворённой» природе последователей Ньютонаи Вольтера… он теперь противопоставляет образ физической реальности,находящейся в постоянном движении и развитии, которая в себе самой несёт своёначало и где наличие определённого «порядка» не даёт повода утверждать, что этовызвано конечными причинами либо бытием некоего высшего Распорядителя. (ПаолоРосси).
Деизм у Дидро замещается материалистическимнеоспинозизмом, для которого действенным остаётся постулат: Deus sive natura sive materia (Бог или природа или материя). Мир – это материя вдвижении. В «Письме слепых» мы читаем: «Что такое этот мир? Склонный кпеременам состав… быстрая смена существ, следующих друг за другом, толкающихсяисчезающих, эфемерная симметрия, случайный порядок». «Предположение о каком быто ни было существе, находящемся вне материальной вселенной, невозможно.Гипотезы подобного рода не должны больше выдвигаться, потому что из них нельзясделать никаких выводов». Так пишет Дидро в работе «Философские принципыотносительно материи и движения»; в книге «Мысли об объяснении природы» онутверждает: «Сколько абсурдных предположений, сколько ложных представлений,сколько иллюзорных понятий кроется в гимнах, которые отважились сложить во имяТворца безрассудные защитники конечных причин». Итак, никакогоБога-распорядителя и никакого финализма. Существует только материя в движении:«Я вижу, что все сущее связано с действием и противодействием, одни формыразрушаются и создаются уже в другой форме; я вижу сублимации, разложение,сочетание и соединения всякого рода, т.е. явления, несовместимые соднородностью материи; из этого я заключаю, что материя разнородна, что вприроде существует бесконечное множество различных элементов, каждый из которыхобладает, в связи с их разнообразием, собственной специфической силой,несотворённой, неизменной, вечной, неразрушимой, и что эти силы развиваются. Изэтого происходит движение, иными словами, благодаря общему ферменту. Отсюдапроисходит также и жизнь. Вы видите яйцо? Это яйцо опрокидывает все теологическиешколы и все храмы земли. Что же оно собою представляет? До появления зародыша — это бесчувственная масса, как и после появления зародыша, ибо зародыш сам посебе – просто инертная и сырая жидкость. Каким же образом эта масса перейдёт кдругому устройству, к чувствительности, к жизни? Посредством воздействия тела.Что производит тепло? Движение. По мнению Дидро, органические формы подввергаются постепенной трансформации. Как явствует из текста, перед нами –образ вселенной, построенной на основе научных данных из разных областей опыта.Мы видим перед собой попытку глобального истолкования материальности мира вдухе материалистической метафизики.
Тем не менее, при внимательном изучениитворческого наследия Дидро заметна попытка с позиции материализма объяснитьединство материи и движения, преодолевая свойственный науке той эпохимеханицизм. Он ближе других материалистов XVIII в. Подошёлк идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный довод противсуществования Бога. Высказав мысль, что потенциально ощущение является всеобщимсвойством материи, Дидро предвосхитил некоторые положения эволюционного учения.
«Протестуя против положения о том, что люди могутсчастливо жить «под неограниченной властью справедливых, гуманных идобродетельных правителей», Дидро протестует против деспотизма французскогодвора. Но и разоблачает всю двусмысленность идеала и практики просвещённогоабсолютизма. Дидро спрашивает: «Что характеризует тирана? Может быть, доброта,коварство?» И отвечает: «Ничего подобного. Два этих понятия вовсе не входят вопределение тирана. Это – выход за пределы присвоенной власти, а не еёиспользование. Два или три царствования справедливой, мягкой, просвещённой, нонеограниченной власти могут стать величайшим бедствием для нации: народы будутдоведены до полного забвения своих прав, глубокого рабства».
В этом – гуманизм Дидро, философа, верящего вразум («Если я откажусь от разума, здравого смысла, то у меня больше не будет никакогонаставника и проводника»), но не в его всемогущество. Значит, скептицизм –первый шаг к истине.
Заключение.
Дидро развил теорию, согласно которой знание,опыт имеет целью не постижение истины, а достижение способностисовершенствовать и увеличивать могущество человека. При этом Дидро учитываетроль техники и промышленности в развитии мышления и познания. Методами ируководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе мышлениеможет достигнуть знания если и не вполне достоверного, то высоко вероятного.
Центральным делом жизни Дидро сталосоздание Энциклопедии. Передовая по содержанию, Энциклопедия была боевой потону: пропаганда новых идей дополнялась в ней критикой рутинных взглядов,предрассудков, верований. Несмотря огромные трудности, Дидро сумел довестииздание Энциклопедии до конца.
Дидро написал много работ по вопросамискусства и художественной критики; развил новую эстетику реализма, защищаяидею единства добра и красоты. Теоретические принципы разработанной им эстетикион стремился осуществлять в своих романах и драмах.
Но при всех этих достижениях Дидро впонимании общественных явлений остался идеалистом. Борясь против феодальногодеспотизма, он защищал политический строй просвещённой монархии.
Таким образом, мы видим как велика рольДидро для эпохи Просвещения. Дидро был убеждён, что человечество движетсявперёд, и помогал этому движению.
Список использованной литературы.
1. Акимова А.А. Дидро. ЖЗЛ. М., Молодаягвардия, 1963, с.151-170, 386-390, 432-475.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западнаяфилософия от истоков до наших дней. Т.3, Новое время, 1996, с.487-493.
3. Философский словарь. Под ред.Фролова И.Т., Изд.четвёртое, М., Политическая литература, 1980, с.98.
4. Юдовская А.Я., Баранов П.А.,Ванюшкина Л.М. История. Мир в новое время. 1640-1870. Учебник для 9 класса.СПб: «СМИО Пресс», 2002, с.79-80.
.
Р Е Ф Е Р А Т
по истории на тему:
Дени Дидро и эпоха
Просвещения
Ученика9 А класса
Средней школы № 659
Кузнецова Сергея
Санкт-Петербург
2004