Реферат по предмету "История"


Деятельность Иоганна Гутенберга

Министерство ОбразованияРоссийской Федерации
МосковскийГосударственный Университет Печати
Курсоваяработа
«ДеятельностьИоганна Гутенберга»Студентки группы № 2
Iкурса, Вечернего отделения
Факультета Книжного дела и Рекламы
Исаевой О.В.
Преподаватель: Волкова Л.Л.
Москва2002 г.Содержание
Введение………………………………………………3
1.              Характеристика эпохи………………………………..6
2.              Книга до возникновения
книгопечатания……………………………………….8
3.              Иоганн Гутенберг……………………………………15
4.              Судебные процессы, связанные с
        именем Гутенберга…………………………………..20
5.              Суть изобретенияГутенберга……………………….25        Заключение……………………………………………29
        Библиографический список………………………….31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мы можем идолжны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытиякнигопечатания.
В.И. Вернадский
Более, чемзолото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, нежелитот, что в пулях.
Г.Х. Лихтенберг
 
Введение
Вопрос о происхождении печатания книг, т. е. о том, когда,где, когда, кем, при каких обстоятельствах оно изобретено, принадлежит к числунаиболее сложных и спорных исторических вопросов. В этом отношениикнигопечатание имело обычную судьбу новых великих явлений, открытий иизобретений, а выводы исследователей крайне противоречивы.
Один из них состоит в том, будто типографический процессизобретен на основе ксилографических, т.е. гравированных на дереве книг. Другимявляется мнение, будто в первых произведениях печати буквы были вырезаны издерева. На самом деле даже поверхностное изучение шрифта в древнейшихпамятниках книгопечатания обнаруживает, что все они изготовлены при помощишрифтов, отлитых из металла. В технике отливки литер и состояла оригинальностьи величие изобретения, давшего жизнь печатной книги.
          Но даже после того, какзначительная часть существующих в литературе утверждений отнесена к областилегенд, остаётся огромная трудность – связать факты и памятники первоначальнойпечати с определенной исторической личностью изобретателя. Более или менееобщепринятая в исторической или библиографической науке точка зрения признаётизобретателем книгопечатания Иоганна Гутенберга.
Изобретение Иоганна Гутенберга способствовалораспространению образования, культуры, книги как основы знаний, так необходимыхчеловечеству для развития общества, становлению и совершенствованию национальныхи международных литератур, грамотности в целом, письменности, а это в своюочередь – всей системы образования и воспитания человека.
Точного ответа на вопрос «Кем и когда былоизобретено книгопечатание» нет и не может быть, по крайней мере, пока не обнаруженысоответствующие документы. Ни один источник, дошедший до нас, не дает прямогоответа на этот вопрос, вынуждая исследователей строить свои гипотезы только наосновании косвенных доказательств. Большинство исследователей и обывателиприсваивают изобретение книгопечатания именно Гутенбергу, однако, скептикиутверждают, что это скорее традиция, чем непреложная истина – слишком многозагадок таит Иоган Гутенберг. До сих пор не известна точная дата рожденияИогана Гейнсфлейша  (его настоящегоимени, Гутенберг – лишь прозвище, прозвище производное от имения в одной версииотца, в другой – матери).  Историографияпроблемы полна противоречий, вызванных различными толкованиями источников.Основная масса материалов по Гутенбергу связана с описанием судебных процессовс его участием. Но в протоколах не всегда ясен предмет процесса, так как дела,которыми занимался Гутенберг, не подлежали огласке в связи с их секретностью идоговорами с компаньонами о неразглашении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Характеристика эпохи
Время изобретения книгопечатания относится к периодумежду подвигами французской народной героини Жанны д‘Арк(1429-1431) и взятием Константинополя турками (1453); последний факт оказывалвлияние на содержание книжной продукции. В социально-экономическом и культурномотношении весь XV век представляет особый интерес. Существует красивое и точноеопределение этого периода – «Осень Средневековья».
Местом возникновения книгопечатания считается областьсреднего течения Рейна – та земля, та земля, которая с незапамятных временслужила ареной военных столкновений. В более узком смысле местами деятельностиГутенберга, поскольку они нам известны, были два пиренейских города – сначалаСтрасбург, потом Майнц. Борьба демократической и аристократической партий вСтрасбурге закончилась раньше чем в других городах – победою цехов (1332-1334),после чего часть городской знати была вынуждена покинуть город. Особенно сильнореволюционное движение цехов разгорелось в XV веке. В Майнце оно имело место,когда Иоганн Гутенберг был ещё мальчиком или юношей, в 1411 и 1420 годах.
В культурном отношении существенным различием междудвумя городами было то, что Майнц являлся центром одного из важнейших архиеписковств, тогда как в Страсбурге церковное влияниечувствовалось слабее; зато в нем успешно развивалось гуманистическое движение.
Итак, в XV веке развитиечеловеческого общества подошло к тому периоду, когда книгопечатание былонеобходимым для дальнейшего прогресса, как общества, так и для обработки всеувеличивающегося объема информации.
2. Книга до возникновения книгопечатания.
Мы можем говорить о «человечестве» только подразумеваяналичие человеческой речи – одного из важнейших, если не самого значимого атрибута самого понятия человечества: Homo sapienceбез речине существует! Развитие языкавплетено в процесс становления и роста первобытного человеческого общества какнеобходимое следствие и действующая сила.
          Триосновные системы письма возникли в государствах Египта, Вавилона и Китая.Египтяне 4 000 лет назад вырезали исторические повествования и легенды на камнесвоих пирамид. Письменные знаки сохранились на кирпичах развалин Вавилона.Писали на глиняных дощечках, и эти записи составляли общественныекнигохранилища и библиотеки древней знати.
          Позднееу египтян, греков и римлян разного рода известия, повествования и официальныедокументы вырезались на каменных и бронзовых пластинках.
Обычай писать на покрытых воском деревянных дощечках возникв древности и перешел в средние века. Очевидно, что камень, глина, металл идерево были неудобным материалом для писания. Огромным шагом вперед явилосьупотребление папируса, введенное египтянами. Наиболее древний папирусный свитокотносится к XXV веку до нашей эры. Греки и римляне переняли от египтян письмона папирусе.         
Ограниченность географического распространения папируса итрудность его получения вызвали появление нового материала для письма — пергамента. Впервые он был введен в Пергаме во втором веке нашей эры царем Эвнимом II, который для создания большой библиотекиорганизовал выделку кожи.
          Пергаментуступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться собеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаивытравливания старых текстов для нового употребления, особенно в средневековье.
Изобретение бумаги стало первым, что содействоваловозникновению книгопечатания. Распространение ее в Европе обогналокнигопечатание почти на столетие.
Изобретение бумаги приписывается китайцу Цай Луню, жившему в I-IIвеках[1].Сырьем для изготовления, как гласит предание, послужили волокна бамбука ишелковичного дерева. Процесс был очень прост: изобретатель разваривал этикомпоненты в горячей воде, измельчал их и из жидкой массы формовал бумажныелисты.
Рожденное в Китае бумажное производство, получившее в Китаеширокое распространение, медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь вматериальную культуру других народов: около IV века китайцы заносятизготовление бумаги в Туркестан, отсюда оно попадает в Персию, Сирию, к арабамв Аравию и Египет.
На Европейском континенте первые «бумажные мельницы»,основанные арабами в завоеванной ими Испании, появились в XII-XIIIвеках. Бумажная масса готовилась из тряпья, измельчавшегося в каменныхжерновах. Бумажная промышленность в XII-XV веке, быстро достигает европейскихстран — сначала она появляется в Италии, Франции, а затем, и в Германии. И кначалу книгопечатания не менее 2/3 рукописных книг изготавливалось уже набумаге, которая была разного сорта и различного качества.
Первая германская бумажная мельница была основана около1320 года на родине Гутенберга в городе Майнц.
Центрами знаний являются монастыри и изредка замкивлиятельных особ. Церковь ведет борьбу со всякими отклонениями от церковнойдогмы, которые считались ересью, и запрещает распространение книг священногописания среди мирян и считает тяжелым преступлением переводы этих книгс непонятной латыни на народные языки.
В средние века перепиской книг занимались преимущественномонахи. Ряд сохранившихся образцов свидетельствует о высоких художественныхдостижениях переписчиков, как в области каллиграфии, так и в иллюстрации. Нопереписывание книг, требовавшее огромных усилий, было делом медленным и оченьдорогим.
Появляется идея тиснения книг, вероятно, заимствованная уВостока, так еще в VI веке нашей эры тиснение книг с деревянных досок былоизвестно в Китае и получило широкое распространение.
Только конец средневековья, в связи с хозяйственнымподъемом, развитием городов и оживлением умственной жизни, поставил вопрос окнигопечатании, как насущную проблему и предопределил его неизбежное появление.Рукопись не успевала обслуживать многообразные общественные потребности ификсировать накопившийся опыт в области науки и искусства. А образованиеделается все более и более необходимым условием для людей, желающих принятьучастие в управлении, торговле и других общественных занятиях.
Книг требовалось все больше и больше, а рукописныемастерские не могли удовлетворить увеличивавшуюся из года в год потребность вкнигах. Тогда и возникло книгопечатание – целый комплекс производственныхпроцессов, позволяющих механическим способом изготовлять книги.
          Новая ступеньобщественного развития требовала размножения книг такими темпами, которые немогли обеспечить средневековые переписчики. О том, как велико было значениеизобретения Гутенберга для ближайших крупных социальных событий, говорит отзывМартина Лютера*, назвавшего книгопечатание»вторым искуплением рода человеческого».
Впервые тиснение в Европе стало применяться в производствеигральных карт — XIII век. Дальше неллюграфия — изготовление на деревянной доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе — переходит в область книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлениемотпечатанных таким образом картин и небольших сочинений. Тиснение доскамиполучило широкое распространение в Нидерландах.
Остается сделать еще один шаг — надо доску разрезать напередвижные литеры и перейти к набору. Освоение этой мысли не моглопредставлять особого труда, хотя бы, потому что давно обучение грамоте велось спомощью изготовления отдельных букв и складывания из них слов.
Еще в IV веке Блаженный Иеронимписал в сочинении «О воспитании отроковицы»: «Нужно сделать ей буквы либобуковые, либо из слоновой кости и назвать их ей. Пусть играет ими и, играючи,обучается и пусть она запоминает не только порядок букв, но и по виду».
         
Среди претендентов на изобретение книгопечатания есть и Жан Брито из Брюгге (Фландрия) и врач из Фельтре – Памфилио Кастальди, и придворный печатник французского короля НиколаЖансон, как сообщают несколько источников,печатавшего в Париже и Венеции. Наиболее вероятно имя легендарного печатника изГарлема – Лауренса ЯнзонаКостера, который, предположительно, узнал секрет печатания от армян-беженцев сВостока.
Легенда о его изобретении была описана в 1568 году голландскимисториком Адрианом Юнием ипоявилась в печати в 1588 году в истории Голландии «Батавия». «Я утверждаю, чточесть открытия книгопечатания принадлежит нашему городу Гарлему и что мы должныс полным правом потребовать восстановления этой чести...». Повествуется, что в1440 году уча читать внуков, Лауренс Янсзон Костер (церковный сторож) стал вырезать буквы издерева и делать ими оттиски на бумаге: так он догадался, что можно печататькниги — вначале с деревянных досок, потом отливая буквы из свинца, затем изолова. Он напечатал несколько книг, которые сохранились, но без каких-либосвидетельств, что это делал Костер. И его подмастерье, некий Йохайм Фауст или иной в рождественскую ночь того же годабежал, украв весь его запас литер, и напечатал ими в 1442 году в городе Майнц.
По сути дела, изобретение книгопечатания это не одно, анесколько изобретений. В основе лежит так называемая печатная форма; онапредставляет собой рельефное зеркальное изображение текста и иллюстраций, которыенужно воспроизвести в большом количестве экземпляров. Форму накатывают краской,а затем прижимают к ней лист бумаги. При этом краска переходит на бумагу,воспроизводя страницу или группу страниц будущей книги.
Самые ранние сведения о технических элементахкнигопечатания содержит Фестский диск, найденный наострове Крит. Он датируется II тысячелетием до н.э.Диск изготовлен из глины, на нем помещены неизвестные знаки, оттиснутые илипроштемпелеванные. Этот принцип был известен еще в клинописных культурахДревнего Востока (Шумер, Вавилон). Для получения оттисков печати-роликипрокатывались по сырой глине, а затем подвергались обжигу.
          Первые опытыкнигопечатания проводил еще в 1041-1048 годах китайский кузнец Би Шэн (или Пи Шень); он производил печать литерами (из земляной массы,обоженной особым образом, и из бронзы). Также летописи свидетельствуют обизобретении им наборной кассы, в которой хранились литеры. Но книг,отпечатанных Би Шеном, донас не дошло. В XII-XIIIвеках в Корее использовались уже металлические литеры (до нас дошлибронзовые литеры), существуют сведения об использовании подобного методакнигопечатания в Тибете, Монголии, Японии. Существует мнение, что первые опытыкнигопечатания могли быть в Византии и Египте.
В Древнем Китае иероглифические знаки высекали на каменныхстелах, а затем время от времени их намазывали краской, делали оттиски и этиоттиски (императорских указов, сообщений, инструкций) рассылали в провинции игорода. В дальнейшем иероглифы стали вырезать на деревянных досках и этот методстал называться ксилографией (от греч. «ксило» — дерево, «графо» — пишу). Техника ксилографии проста:на деревянной доске зеркально вырезалось изображение, на рельеф наносиласькраска, прикладывался лист бумаги, прижимался и приглаживался подушечкой(мацой). Отдельные листки склеивались, сначала в виде ленты (свитка), позднеесобирались в книжку.
Ученые сходятся во мнении, чтозаслуга изобретения книгопечатания должна быть закреплена за Гутенбергом

3. Иоганн Гутенберг
Человек по имени Ганс Генсфлейш, или Иоганн (Henne, Hengin,Hanssen)Гутенберг родился в последние годы XIVвека вкрупном немецком городе Майнце. Он был младшим из детей от второго брака майнцского патриция Фриле Генсфлейша и непатрицианки –дочери сукноторговца Эльзы Вирих[2].
К майнцским патрицианским родам принадлежали родителиизобретателя книгопечатания: отец – Фриле Генсфлейш, мать – Эльза Вирих цум Гутенберг; последнее наименование принадлежало еёродовому дому в Майнце[3].У Фриле и Эльзы было двасына и дочь; младший получил имя Иоганна Генсфлейшцум Гутенберг. Генсфлейш имели наследственнуюпривилегию чеканки монеты, откуда становится
понятным знакомство младшего сына с ювелирными работами.Прозвание его происходит, видимо,от отцовского подворья в Майнце (отец обозначен цум Гутенберг посмертно, прижизни прозывался цум Ладен).
Во время восстания цехов некоторые члены рода Генсфлейш и родственных им семейств были вынужденыудалиться из Майнца. Эта судьба постигла и семью Иоганна. По другой версиисемья Гутенбергов переехала в соседний Страсбург по той причине, что городсостоял в феодальной распре со своим сюзереном, епископом Нассауским.
О детских и юношеских годах Иоганна достоверноничего не известно. Не установлено точно год его рождения, записей о крещениине обнаружено. Принято, что он родился между 1394-1399г.г. Условно его рождениеотмечается как день Иоанна Крестителя – 24 июля 1400г.
Что касается его образования, то нет достоверных сведений оего обучении и образовании, но знанием латыни, хотя бы пассивной, он обладал, азначит, учился в приходской, городской или монастырской школе. Но ондосконально знал ювелирное дело и имел звание мастера, без которого он не имелбы права обучать, а Гутенберг обучал в Страсбурге ювелирной технике.
Определенные биографические данные о жизниГутенберга начинаются лишь с 1434 года. Достоверный документ свидетельствует,что в это время Гутенберг проживал в Страсбурге. Там он занимался делом,близким к традициям его семьи: он был золотых дел мастером. Будучи одарен выдающимисятехническими способностями, Гутенберг соединил с этим основным занятием идругие, как, например шлифование камней, применявшихся для ювелирных работ.Первые его печатные опыты датируются 1440 г., по-видимому, это были:«Грамматика латинского языка» Элия Доната, астрологический календарь, папские индульгенции.
В 1444 году Гутенберг покидает Страсбург и возвращается вМайнц и принимается за подготовку к печати полной Библии на латинском языке.
В Майнц Гутенберг привез вполне разработанную идею изобретения,и в 1445 или в 1446 году приступил к непрерывному печатанию книг[4].
          Книгопечатание лишалозаработка в первую очередь монахов-переписчиков. Им ничего не стоило объявитьего творение дьяволом, а изобретателя – прислужником сатаны.
            Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказываетсожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны.
Из-под печатного станка Гутенберга около 1445г. вышла такназываемая  «Севильскаякнига» – поэма на немецком языке. В настоящее время она не известна ни в одномэкземпляре, и до конца XIX века никто не подозревал о её существование. В 1892году был обнаружен в Майнце небольшой клочок бумаги – все, что осталось откниги, имевшей приблизительно 74 страницы, по 28 строк в каждой. Этот клочокбумаги, по своему содержанию получил название»фрагмент о страшном суде»,хранится в Гутенбергском музее в Майнце. Далее, кроменескольких донатов, им был напечатан астрономическийкалендарь на 1448 год, т.е. есть все основания полагать, что отпечатан он непозднее конца 1447 года.
Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшиеброшюры и однолистки; для более крупных работ он неимел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенбергвступил в сообщество с богатым майнцским бюргером ИоганномФустом, одолживших ему денежные средства. В начале 1450г. проект капитальногоиздания начал овладевать мыслями первопечатника – проект по тому времениграндиозный. Предположено было издать полный текст Библии на латинском языке.Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммыденег. Есть известия, что для печатания Библии была оборудованасамостоятельная мастерская.
В 1450-1455 годах Гутенберг напечатал свою первуюБиблию, называемую42-строчной, потому что в ней на каждой странице набрано иотпечатано 42 строки текста в два столбца. Всего она насчитывает 1282 страницы.Все художественные элементы иллюстрированы от руки. Часть тиража выполнена набумаге, а часть отпечатана на пергаменте.
            Долгое время первая Библияпочиталась как первая печатная книга вообще. Но все же она является первойкнигой, ибо книги, выходившие ранее, по своему объёму, скорее, заслуживаютназвание брошюр. Кроме того это первая книга дошедшая до нас целиком, притом сдовольно большим количеством экземпляров, тогда как все предшествующие ейсохранились лишь во фрагментах. По своему оформлению она принадлежит к числупрекраснейших книг, а что касается стоимости в XIX начале XX века, то ни закакую другую книгу не уплачивались столь баснословные суммы. На беду, послетого как печатание было начато, произошел разрыв между Гутенбергом и Фустом,приведший к устранению Гутенберга от работ второй типографии. В самый разгарработ над Библией, Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствие невозможностиоплатить большую часть долга возникло судебное разбирательство, закончившеесятрагически для Гутенберга: он лишился не только типографии, но и значительнойчасти оборудования своей первой типографии. В составе утраченного были,по-видимому, и матрицы первого гутенбергского шрифта;сам же шрифт, уже сильно сбитый, остался собственностью Гутенберга. Гениальныйтворческий замысел Гутенберга и Шеффера был закончен, по-видимому, однимШеффером, а прибыль, полученная после выхода в свет Библии, потекла в карман ИоганнаФуста. Но наиболее тяжким ударом было то, что тайна печатания перестала бытьтайной, и тем самым Гутенберг утратил монополию применения изобретенного импроцесса. При таких условиях он не мог выдержать конкуренции своего богатогосоперника и, выпустив несколько небольших книг, должен был прекратить дело.Возобновить печатания ему удалось лишь на краткий срок, в 1460-1462 годах.После разграбления и пожара Майнца 28 октября 1462 года, Гутенберг не выступалболее в роли печатника. В начале 1465 года архиепископ Майнцский(епископ Нассауский), в награду за заслуги в делепечатания включил Гутенберга в свой придворный штат, что по тем временамравнялось назначению пенсии. Гутенберг скончался 3 февраля 1468 году ипохоронен в Майнце в церкви францисканцев.












4. Судебные процессы, связанные
с именем Гутенберга.
На протяжение всей своей книгопечатной деятельностиГутенберга преследуют судебные разбирательства. Современники, по всейвероятности, не так горячо как мы с вами восхищались гением Гутенберга, ирешали дела с первопечатником нередко в зале суда. Но ведь именно эти бумагидают нам точную информацию о том, где и когда работал Гутенберг.
Первое же свидетельство его появления в Страсбурге  в 1434 году — тяжебное. Город Майнц прекратилГутенбергу выплату ренты. Это давало право требовать долг от любого майнцского бюргера или арестовать такового как неоплатногодолжника. Гутенберг засадил в долговую тюрьму оказавшегося в Страсбурге майнцского городского секретаря Николая фон Верштадта,освободив впоследствии под клятву, что задолженность будет выплачена[5].
Через два года  вСтрасбурге же по имени Гутенберга прошли сразу два дела. Первое – жалоба онарушении брачного договора в духовный суд страсбургскойпатрицианской девушки Анны. Решение суда не дошло. Но по дальнейшему образужизни и по отсутствию детей можно предположить, что суд высказался не в пользуистицы. И второе, которое связано с первым: свидетель жалобщицы, сапожник Лавель Шотт, обруганный Гутенбергом как жалкий наемный лжец и обманщик, подал в судна обидчика и обязал его выплатить истцу 15 гульденов, на чем они и
примирились.    
Но самыми известными судебными делами являются тяжба о«Предприятии с искусством» и процесс Фуста против Гутенберга, где Гутенбергвыступал уже как изобретатель.
Тяжба о «Предприятии с искусством».Как знаток своего дела, он выступил в протоколах тяжбы 1439 года(протоколы дошли не полностью, без показаний многих свидетелей – их со стороныГутенберга было 14, со стороны Дритценов — 26). ТяжбаЙорга и Клауса Дритценовпротив Ханса Генсфлейша изМайнца, именуемого Гутенбергом, шла о наследстве умершего на Рождестве 1438года брата их Андреаса, являвшегося компаньоном Гутенберга по некоему делу исложившего в него все свое – вряд ли большое – состояние. На этом основании Дритцены требовали, чтобы Гутенберг либо взял их в деловместо покойного, либо вернул его пай. Встретив отказ, они обратились в суд.Все участники, стараясь сохранить  сутьдела в секрете, выражались неопределенно: Гутенберг обозначал его как свое«предприятие с искусством», другие просто werck(дело) или «это». В чем оно состояло можно судить только по косвеннымпризнакам или по оговоркам свидетелей.
В общих чертах суть дела такова: Андреас Дритцен, уже какое-то время проработавший с Гутенбергом, иАнтоний Хейльман, узнав о некоем искусстве для Аахенского паломничества, просили включить их в качествеучастника в дело, внеся при этом денежную сумму. К ним присоединился ещёчетвёртый, Ганс Риффе,финансирующий предприятие. Образование этого предприятия произошло, вероятно,около 1436 года.  Речь шла обизготовлении зеркал (или «зерцал» — возможно подразумевается «Зерцалочеловеческого спасения»).
Одновременно с ювелирными работами Гутенберг производил ещёкакие-то опыты, о которых ничего не сообщал своим компаньонам. Для этих опытовпотребовалось изготовление деревянного пресса, закупались свинец и другиематериалы; хранились эти предметы в доме Андрея Дритцена.В декабре 1438 года он заболел и умер. Незадолго до смерти ДритценаГутенберг направил в его дом своего слугу с поручением уничтожить «формы». Онопасался, что посторонние проникнут в тайну его работ. Когда Дритцен умер, Гутенберг послал в его дом столяра, чтобыразобрать на составные части «пресс», но он исчез. После смерти Дритцена между его наследниками компаньонами разгорелсяспор из-за денежных дел. Отсюда судебное дело в большом совете городаСтрасбурга; протоколы его, найденные двести лет назад, раскрыли некоторыеподробности опытов Гутенберга. Любопытно свидетельство одного золотого дел мастера(ювелира) Ханса Дюнне. Онпоказал, что он 3 года назад  (в 1436году) заработал у Гутенберга 100 гульденов «только на том, что относится кпечатанию (zu dem trucken)». Это значит, что Гутенберг в 1436 году вСтрасбурге уже полагал что-то печатать, причем в металлической технике. Еслипонимать это высказывание в смысле печатания каких-то книг и однолисток, то все равно не возможно доказать, что они былиизготовлены при помощи подвижных литер, а не другим способом; гораздо прощепредположить, что речь идет о ксилографических книгах или о каком-либо иномпроизводстве.
Решение суда последовало через год после смерти Дритцена, в декабре 1439 года, и было в пользу Гутенберга,ибо контракт оговаривал на случай смерти кого-либо из участников в течениедоговорного срока (Гутенберг говорил в основном о смерти своей) компенсацию в100 гульденов для наследников по окончании этого срока, с запретом открывать имсекрет производства. Все искусство, оборудование и готовые изделия оставалисьсобственностью первичных членов товарищества. Так как Андреас был еще должен 85гульденов за обучение, мастер Гутенберг предложил сразу отдать истцам разницу в15 гульденов, что и было для них результатом суда. Однако его денежные деланаходились уже в плохом состоянии. Средства оставшиеся от его наследственногоимущества, были израсходованы, и вся дальнейшая жизнь Гутенберга прошла впоисках денег для реализации своего изобретения.

«Процесс Фуста против Гутенберга».Гутенбергуже в Майнце, он некредитоспособен, т.е. не обладает в Майнце ни недвижимостью,ни капиталом, обеспечивающим возмещение долга. Заняв деньги на свою работу, онопять попадает в суд.
В качестве истца выступал майнцский делец и, по-видимому, ростовщик Йоханн Фуст.  Исксодержал не менее двух пунктов. В первом пункте речь шла о том, что междуФустом и Гутенбергом было заключено соглашение: Фуст под 6% годовых ссудилГутенбергу 800 гульденов на завершение некого дела, причем деньги сам занималпод проценты. Вследствие дальнейших устных договоров о нехватке денег, суммудолга Фуст исчисляет в 2020 гульденов. Гутенберг же говорит, что долгомявляются только первые 800 гульденов, взятые на улучшение и изготовление своегооборудования, которое было заложено Фусту в обеспечение ссуды. Другую же суммуФуст обещал вносить по 300 гульденов в год, предназначалась на общее дело.
Суд был на стороне Фуста, которыйотсудил все имущество, включая готовый тираж Библии. Но полного пораженияГутенберга не вышло. Как ни незначительно было оставленное ему типографскоеимущество, оно означало, что у него осталось главное – право использовать своеизобретение, которое хотел монополизировать Фуст: после процесса в Майнцедействительно стало две типографии, одна – Гутенберга, другая – собственностьФуста.


5. Суть изобретения Гутенберга
Технически суть изобретения типографии заключалась в том,чтобы, разложив письмо на составные элементы – буквы, знаки препинания и т.п.,включая пробельный материал, обеспечить наиболее рациональный способнеограниченного производства каждого знака (литеры) и возможность составлять изних в любой последовательности печатную форму, что требует стандартизации ивзаимозаменяемости литер по кеглю (высота литеры) и по росту (длина ножки).
Узловая проблема заключалась в способе производствашрифта.  Для решения ее нужно былосоздать постоянный образец каждой литеры – зеркально и выпукло гравированныйпунсон, при помощи которого чеканилась форма (матрица) для отливки, иобеспечивающий отливку в одинаковом кегле и росте словолитный инструмент,который из-за разной высоты и ширины букв алфавита должен был иметь раздвижныестенки. Нужно было найти состав металла – твердый и нехрупкий для пунсона,более мягкий для матрицы, от сплава шрифта требовалась легкоплавкость, чтобы онпринимал форму тончайших линий буквы, достаточная твердость, но без хрупкости,чтобы он выдерживал давление, не деформируясь и не ломаясь, но не рвал бумагу.Для печати с металла нужен был иной – жирный состав краски, чем пригодная дляксилографии краска водяная. Необходима была механизация оттискивания – печатныйстан, не считая привходящих решений – способа закрепления бумаги при печатании.
Решением всех этих проблем и занимался Иоганн Гутенберг. Витоге его изобретение охватило весь спектр книгопечатных проблем, и мир получилреволюционно новый спос


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.