Реферат по предмету "История"


Гонка вооружений во второй половине XX века и попытки её ограничения

Реферат натему:
«Гонкавооружений во второй половине XXвека и попытки её ограничения»
Выполнил: ученик класса 9-2
лицея №1550
Богданович Александр
Руководитель: учитель истории
Жилякова А.В.
Москва, 2010 г.

План
 
Введение
Гонка вооружений как составляющаяхолодной войны
Гонка вооружений
Гонка вооружений между СССР и США
Ход гонки вооружений
Разоружение и попытки ограничениягонки вооружений
Первые попытки разоружения
Попытки разоружения после второймировой войны
Послевоенный меры ограничения гонкивооружений
К концу холодной войны
Договоры и их реализация
Заключение
Словарь терминов
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Эта работа посвящёна, в основном, гонке вооружений и попыткам ее ограничения. В ней рассказывается об основных событиях противостояния двух сверхдержав в военной сфере. Я выбрал эту тему потому, что мне всегда была интересна история борьбы США
и СССР (России). События «холодной войны» – это самое важное, что происходило в XX-ом веке, а гонка вооружений является ее неотъемлемой частью. В своей работе я хотел бы наиболее полно и чётко изложить все этапы гонки вооружения и попуток ее ограничения. Цель этой работы состоит в том, что бы показать обстановку в мире после Второй мировой войны, во время «холодной войны». Я хотел показать к чему же эта гонка, которая забирала колоссальнейшие ресурсы на протяжении всех пятидесяти лет, привела. США, похоже, выдержала испытание, а вот Россия, в результате смены политического и экономического строя, попала в затяжной кризис.
 

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
 
Холоднаявойна — глобальнаягеополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между СоветскимСоюзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой,длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
Внутренняялогика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательствав развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, преждевсего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостоянияразвернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.
США и СССРсоздали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО иВаршавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямоевоенное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкамлокальных вооружённых конфликтов по всему миру.
Холодная войнасопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшейпривести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когдамир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года.
ГОНКАВООРУЖЕНИЙ ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ МЕЖДУ США И СССР
 
Гонкой вооружений принято называть политическоепротивостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков)за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждаяиз сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет спротивником или обогнать его.
Ракетно-ядерная гонка врамках противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов в период холоднойвойны. Американский астроном Карл Саган как-то сравнил СССР и США с двумялюдьми, стоящими по колено в бензине, один — с тремя спичками, адругой — с пятью. В основном гонка между этими странами заключалась в том,чтобы разработать как можно более совершенные типы ядерного оружия и произвестиих как можно в большем количестве. Одним из последствий такой политикистановились чрезмерные военные расходы, концентрация передовых технологийпреимущественно в оборонных отраслях, гипертрофированный военно-промышленныйкомплекс.
Советское руководствопрактически полностью переориентировало командную экономику страны на гонкувооружений с масштабным развертыванием ракет Р-36 в 70-х, чем и добилосьпреимущества первого ракетно-ядерного удара. Но к концу 80-х гонка вооружений сСоединенными Штатами привела советскую экономику к катастрофе и в конечномитоге к распаду СССР.
Хотя ракетно-ядернаягонка и могла привести к войне между СССР и США, она также стала колоссальнымтолчком для развития науки и новых технологий, в первую очередь компьютерных, атакже аэрокосмических.
ХОД ГОНКИВООРУЖЕНИЙ
Начало ее было связано сатомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядернойдержавой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы надяпонскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело ктому, что американские военные стали строить различные планы превентивногоудара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась толькочетыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Этособытие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой “холоднойвойны”. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было созданоядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, ичревато очень дурными последствиями. Накопленный за годы “холодной войны”ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользыне приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньшеговорили “мы вас можем уничтожить, а вы нас — нет”, то теперь формулировкаизменилась. Стали говорить “вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас — 64!”Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один изпротивников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы нетолько от него, но и от всей планеты.
Гонка вооруженийнарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либопринципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобыдобиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военнойпромышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелковогооружия (на советский АКМ США отвечали М-16), в новых конструкциях танков,самолетов, кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим былосоревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос вте времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимойчасти. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США вракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первымотправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцыне могли. В итоге — их высадка на Луну. В этот момент стороны достиглистратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот,она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение квооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров.Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения,поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области,приравняв кибернетику заодно с генетикой к “продажным девкам империализма”.
Гонка вооруженийкоснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынужденыпересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методыобучения.
Гонка вооружений былавпоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряддоговоров, ограничивающих накопление вооружений.
ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ РАЗОРУЖЕНИЯ
Идеяразоружения во имя мира неоднократно возникала в истории человечества. Как одноиз направлений государственной политики разоружение известно с 19 в. В20 в., вследствие бурного развития военной техники, его роль многократновозросла. После двух разрушительных мировых войн разоружение стало важнейшимаспектом дипломатической деятельности, направленной на устранение войн. Вядерную эру всеобщее внимание сосредоточено на переговорах по контролю,ограничению и сокращению стратегических ядерных вооружений.
ПОПЫТКИ РАЗОРУЖЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
ОрганизацияОбъединенных наций. В 1945 году взамен Лиги наций по воле и во имя защиты интересовдержав-победительниц во Второй мировой войне была создана новаяорганизация — ООН. Пять главных государств антигитлеровскойкоалиции — США, СССР, Великобритания, Франция и Китай — и шестьдругих государств (их число возросло до десяти в соответствии с поправкой1965), избираемых на двухгодичный срок на основании принципа ротации, вошли всостав Совета безопасности, уполномоченного принимать меры по поддержанию мира.Применение силы требует единогласного решения всех пяти постоянных членовСовета безопасности, а также согласия двух из шести (четырех из десяти после1965) непостоянных членов. Вооруженные силы, выделяемыегосударствами-участниками, должны поступать в распоряжение Совета безопасности.
ООН сталаглавным местом проведения переговоров по проблемам разоружения с июня 1946,когда агентством по атомной энергии ООН были предприняты первые усилия,направленные на сокращение ядерных вооружений. Форумы ООН варьировались отзакрытых комитетов до международных конференций, созываемых по решениюГенеральной ассамблеи. Наиболее эффективную роль сыграл комитет по разоружениюООН, созданный в 1952 и переименованный в комиссию по разоружению в 1989.Первыми его членами стали СССР, США, Великобритания, Франция и Канада; позже кним присоединились еще сорок государств.
ПОСЛЕВОЕННЫЙ МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ
 
Послевоенныеусилия по контролю над ядерными вооружениями можно разделить на пять этапов.Период с 1946 по 1952 был эрой американской ядерной монополии иначала становления советских ядерных сил. В это время отсутствие паритета ввооружениях делало соглашение невозможным. С 1953 по 1960 обагосударства совершили рывок в ядерной технологии и делали безуспешные попыткиустановить контроль над гонкой вооружений. В период с 1961 по1967 появилось несколько частичных соглашений, большинство которых былозаключено после советско-американского противостояния на грани ядерной войны входе Карибского кризиса 1962. В течение двух последующих десятилетий, когдасверхдержавы поддерживали приблизительный паритет, они вели длительные исложные переговоры, в частности, по ограничению стратегических наступательныхвооружений(ОСВ).
Многиепредложения по разоружению не были приняты из-за вопроса об инспекциях дляпроверки выполнения соглашений. США настаивали на том, что для проверкипредставители одной сверхдержавы должны инспектировать территорию другой. СССРотклонял эти предложения, называя их вмешательством в свои внутренние дела.Когда же в 1955 на Женевском саммите президент Д.Эйзенхауэр изложилпредложение об «открытом небе», включающем обмен военными картами иразрешение полетов разведывательных самолетов одного государства надтерриторией другого, советский лидер Н.С.Хрущев отклонил его, назвав попыткойлегализации шпионажа.
Решениепроблемы проверки было найдено после полета U-2 над советской территорией1 мая 1960. Самолет Пауэрса был сбит, а сам он захвачен; результатом сталопрекращение полетов и отмена декабрьского саммита в Париже, на котором должныбыли присутствовать Хрущев, Эйзенхауэр, Ш. де Голль и Г.Макмиллан. Эти четверо,однако, провели неофициальную встречу. Все согласились с предложенным Хрущевымделением на национальное воздушное пространство и на международное космическоепространство.
Достижения.По окончании Карибского кризиса 1962 СССР и США при участии Великобританиибыстро пришли к первому значительному соглашению — Договору о запрещениииспытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, космическом пространстве и подводой. Большинство стран мира позднее присоединилось к этому соглашению.Сложный вопрос инспекций на объектах был обойден, так как договор затрагивалограничение проведения испытаний только в тех средах, которые довольно легкопроконтролировать, обходясь без инспекций. Последовавшие попытки прекратить и подземныеиспытания провалились отчасти из-за того, что и советская, и американскаявоенные доктрины рассматривали эти испытания как жизненно важное условиеразвития ядерных вооружений.
Во времякубинского кризиса возникла и «горячая линия» между Москвой и Вашингтономдля экстренной связи.
Соглашение1973 между США и СССР предусматривало срочное проведение консультаций другс другом в случае возникновения конфликта, чреватого применением ядерногооружия.
Договор озапрещении испытаний посути дела прекратил существовавшую практику; другими договорами устанавливалисьлокальные безъядерные зоны. По Договору об Антарктике 1959 было запрещеноразмещение военных баз и проведение испытаний ядерного оружия близ Южногополюса; он был подписан и государствами, имеющими территориальные претензии вэтом регионе. Договор о космосе, подписанный в 1967 93 странами, запрещаетразвертывание на небесных телах, таких, как Луна, вооружений и военныхустановок, а также вывод на орбиту объектов, несущих оружие массовогопоражения. Договор о морском дне, который в год появления (1971) подписало91 государство, запрещает размещение оружия массового поражения на морскомдне за пределами двенадцатимильной прибрежной зоны. Конвенция1977 запретила изменение условий окружающей среды в военных целях. Договор1963 о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке сделал этутерриторию безъядерной зоной.
Важный шаг попредотвращению распространения ядерного оружия был сделан, когда в1967 СССР и США представили Комиссии ООН по разоружению проект Договора онераспространении ядерного оружия, по которому державы, обладающие ядерными вооружениями,обязывались не передавать их странам, такими вооружениями не располагающим, апоследние обязывались их не приобретать и не производить. После одобренияГенеральной ассамблеей ООН договор был подписан СССР, США, Великобританией и еще95 государствами и вступил в силу в 1970.
Многиенеядерные страны критиковали СССР и США за то, что они не сделали практическиничего, чтобы реализовать обещания, данные ими при подписании Договора онераспространении ядерного оружия, и попытаться прийти к соглашению о мерах попрекращению гонки вооружений в кратчайшие сроки, а также разработать иподписать договор о всеобщем и полном разоружении. Утверждалось также, чтоядерные державы создали эксклюзивный «клуб», главной задачей которогоявлялось недопущение в него других стран.
Переговоры поОСВ, хотя они и затрагивали самую суть проблемы ядерных вооружений, являлисьлишь одной стороной отношений между СССР и США. В свою бытность госсекретаремСША Г.Киссинджер проводил политику, направленную, по его словам, «напостроение сети позитивных отношений» между СССР и США в таких невоенныхсферах, как торговый, культурный и научный обмен, который создал бы такиевзаимозависимости, что напряжение из-за частных проблем вооружения не смогло быизменить существующих отношений. Потепление американо-советских отношенийполучило название «разрядки».
К КОНЦУ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Конецхолодной войны. В 1980 президентом США был избран Р.Рейган. Это быловремя, когда гонка вооружений достигла апогея в виде сверхамбициозной«Стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Чрезмерно высокаястоимость СОИ и ответных мер СССР угрожала банкротством обеим сверхдержавам ивскоре стала главным фактором, сдерживающим гонку вооружений. В1985 Р.Рейган и М.С.Горбачев на встрече в Женеве признали необходимостьядерного разоружения. Начались серьезные переговоры. В Рейкьявике (Исландия) в1986 советская сторона сделала предложение о полном уничтожении всехядерных вооружений в течение десяти лет и об отказе от попыток создать системустратегической обороны. Американская сторона отвергла это предложение,поскольку Рейган не был готов пойти на какие-либо уступки по успешноосуществляемой программе СОИ. В декабре 1988 на Генеральной ассамблее ООНГорбачев внезапно объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных силна 500 тыс. человек, 10 тыс. танков, 8500 орудий и800 боевых самолетов в течение следующих двух лет. Заявление Горбачеваявилось значительным шагом вперед в деле разоружения.
Холоднаявойна и вместе с ней соперничество сверхдержав прекратились в декабре1991 с распадом Советского Союза. Большая часть оружия оказалась в рукахновой независимой России. Усилия в области разоружения теперь были обращены нена ограничение двух огромных ядерных арсеналов, а на их сокращение.
Одним изпоследствий прекращения холодной войны было распространение переговоров оразоружении с американо-советского диалога на различные региональные форумы.Главным предметом беспокойства стала опасность распространения ядерного оружия.Эта проблема уже была затронута в Договоре о нераспространении, подписанном в1968 и вступившем в силу на 25 лет в 1970.
Осуществлениесоглашений. Обычно переговоры считаются самой трудоемкой и требующей многовремени частью процесса разоружения. И действительно, на ведение переговоров иподготовку договоров требуются годы упорного труда и взаимных уступок.Например, второй Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-2) былподписан в 1993, но ратифицирован Сенатом США лишь в январе 1996. Российскийпарламент не ратифицировал его и в 1999.
В некоторыхслучаях осуществление соглашения может быть предметом дополнительныхпереговоров и вспомогательных международных соглашений. Это относится, например,к Договору о нераспространении ядерного оружия, который требует от подписавшихего неядерных государств заключить с Международным агентством по атомнойэнергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях консультаций, наблюдения и контроля завыполнением обязательств по этому договору.
Сокращениевооружений требует значительных ресурсов, как людских, так и финансовых.Вопреки ожиданиям, окончание холодной войны и прекращение гонки вооружений непринесло бюджетной экономии ни США, ни России.
Ни одиндоговор по разоружению не может быть выполнен без систематического наблюденияза выполнением партнерами обязательств и без должным образом осуществляемыхпринудительных мер контроля. Нарушение договора обычно требует применениясанкций. Такие санкции должны соответствовать нарушениям и поэтому могутпотребовать дополнительных переговоров и законодательных процедур.
ДОГОВОРЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
Большинствопереговоров о контроле над ядерными вооружениями были нацелены не на сокращениесуществующих арсеналов, а на ограничение их качественного и количественногороста в будущем.
Договор онераспространении. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО),вступивший в силу в 1970, содержал положение о проведении новых переговоровчерез 25 лет. В 1995 участники договора согласились продлить егодействие на неопределенный срок. Главная цель этого договора —предотвратить приобретение ядерного оружия неядерными государствами.
Договоробязывает ядерные державы не помогать другим государствам получать илипроизводить ядерное оружие. Он также поощряет сотрудничество в мирномиспользовании атомной энергии и проведении мер контроля, направленных наограничение ядерных вооружений. В отношении ряда стран, не подписавших договор(Израиль, ЮАР, Индия, Пакистан) было известно или предполагалось, что ониобладают ядерным оружием. Индия взорвала в 1974 ядерное устройство, ноутверждала, что это эксперимент в рамках программы мирного использованияатомной энергии. В 1998 стало очевидно, что и Индия и Пакистан располагаютядерным оружием; выяснилось, что внушительным ядерным потенциалом располагает иИзраиль. В 1992 ЮАР заявила, что имела шесть единиц ядерного оружия, ноуничтожила их; затем она ратифицировала Договор о нераспространении. Имеютсясильные подозрения, что КНДР, подписавшая договор, на самом деле имеет ядерноеоружие. В середине 1990-х годов появилась новая потенциальная опасность в связис контрабандным вывозом высокообогащенного урана из России и ненадежностьюконтроля над ее ядерном арсеналом.
Договор ополном запрещении испытаний ядерного оружия. В мае 1996 представителипочти 60 стран собрались в Женеве для подготовки Договора о всеобъемлющемзапрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). США, Великобритания и Россия выступили затакой договор, а Франция и Китай поддержали его с оговорками.
Договоры оСНВ. Первый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений(СНВ-1) был подписан в июле 1991 представителями США и СССР. По этомудоговору США и СССР согласились сократить свои запасы ядерного оружиястратегического назначения приблизительно на 30%. В мае 1992, после распадаСоветского Союза, США подписали Лиссабонский протокол с бывшими советскимисоюзными республиками, имевшими ядерное оружие (Россия, Украина, Белоруссия иКазахстан), по которому все стороны согласились соблюдать договор.СНВ-1 вступил в силу в декабре 1995.
В январе1993 представители США и России подписали договор о СНВ-2. По этомудоговору все ядерное оружие должно быть выведено с территорий Украины,Белоруссии и Казахстана, а США и Россия должны сократить в течение семи летсвои ядерные арсеналы до 3500 боезарядов у каждой стороны. Главными целямидоговора о СНВ-2 являются ликвидация ракет с многозарядными боеголовками исокращение числа ракет на подводных лодках. В 1997 все ядерные боеголовки,размещавшиеся ранее на Украине, в Белоруссии и Казахстане, были вывезены вРоссию, а США приняли меры по сокращению своего арсенала межконтинентальныхбаллистических ракет (МБР) и закрыли половину стратегических ракетных баз.Ввиду политических и финансовых трудностей российский ядерный арсенал в1996 все еще состоял из 6650 стратегических и от 18 000 до20 000 тактических ядерных боезарядов.
Обычныевооруженные силы в Европе. В ноябре 1992 вступил в силу Договор об обычныхвооруженных силах в Европе. Первоначальной задачей договора было устранениеугрозы внезапного нападения через линию раздела блоков НАТО и ОВД во времяхолодной войны. После распада СССР договор стал интерпретироваться как дающийРоссии больше гибкости в пределах ее собственной европейской территории, сократившейсяпосле 1991.
Биологическоеи химическое оружие. В 1972 представителями США и СССР была подписана Конвенцияо биологическом оружии, вступившая в силу в 1975. Участникам Конвенциизапрещено «разрабатывать, производить, накапливать или приобретать биологическиевещества и токсины» в военных целях. Участники также обязывалисьуничтожить свои запасы биологического оружия и оборудование для егопроизводства. К Конвенции отказался присоединиться Китай.
Как США, таки СССР подписали двустороннее и многостороннее соглашения по химическому оружиюв 1989 и 1990. По этим соглашениям обе стороны (с 1991 — США иРоссия) должны были начать уничтожение химического оружия к концу 1992 изакончить его в 2002.
К концу1997 сто стран ратифицировали Конвенцию о запрещении химического оружия(для ее вступления в силу требовалась ратификация 65 странами).«Открытое небо». Договор об «открытом небе» был подписанпредставителями 27 государств в марте 1992. Он предусматривает, главнымобразом для создания атмосферы доверия, свободу пролета над территорией каждогоиз участников договора невооруженными самолетами-разведчиками другихстран-участников.
Противопехотныемины. На конференциях по разоружению вопрос о противопехотных минах в течениедолгого времени был второстепенным или не возникал вообще. Однако от мин людейпогибло больше, чем от ядерного, биологического и химического видов оружиявместе взятых. Привлечение внимания мирового сообщества к решению этой проблемыбыло вызвано неимоверным умножением числа необнаруженных противопехотных мин.
СШАпротивились ограничению использования этого оружия, которое они считают«оборонительным», хотя и неизбирательного действия. В середине 1990-хгодов военное руководство в различных странах пришло к мнению, что мины малочто дают с военной точки зрения. Правительство США также пересмотрело своюполитику, приняв некоторые меры, включающие «самоуничтожение» и«самонейтрализацию» мин. В 1996 правительства 31 странывыступили с призывом о полном запрете мин, и 13 стран запретили их в одностороннемпорядке. В сентябре 1997 по инициативе канадского правительства в Ослобыла созвана международная конференция по запрещению противопехотных мин, накоторой делегаты 81 страны присоединились к договору. Правительство СШАотказалось его подписать, ссылаясь на необходимость минирования вдоль линииперемирия в Корее. Среди других стран, не подписавших договор, — Китай,Россия, Индия, Пакистан, Иран и Ирак.
Выполнениедоговоров и меры по их выполнению. Соблюдение обязательств является важнымусловием выполнения договоров по разоружению. Если обязательства соблюдаютсяпунктуально, то обычно проблем не возникает. Но правительство может попытатьсяизвлечь военное преимущество из несоблюдения условий договора, что может бытьобнаружено только путем проверки. В этом случае начинаются настоящиеполитические трудности.
С окончаниемхолодной войны уменьшение степени секретности в отношении военной деятельностии военных объектов, а также потепление отношений между бывшими соперникамисделали проверку более простым делом. Тем не менее инспекции ООН в Ираке после1991 и в 1998 показали, насколько трудным и дорогостоящим может бытьэтот процесс.
После тогокак нарушение установлено, необходимо принять меры для обеспечения выполненияобязательств по договору. Помимо прямого военного вмешательства, принуждениеможет быть достигнуто путем переговоров или экономических санкций. Эффективнойформой санкций является эмбарго на поставки оружия, хотя эффективностьограничивается поставками частных лиц и организаций, которые трудноконтролировать.
ПРИЛОЖЕНИЕ«ЧЕТЫРНАДЦАТЬПУНКТОВ» ВИЛЬСОНА Условия мира, изложенные президентом США Вудро Вильсономв послании конгрессу 8 января 1918 г.
«В этойвойне, мы не требуем чего-либо особого для себя. Мы требуем, чтобы в мире можнобыло жить и жить в безопасности; и в особенности, чтобы мир стал безопасным длякаждой миролюбивой нации, которая подобно нашей хотела бы вести свой образжизни, устанавливать собственные институты, быть уверенной в справедливости и честностисо стороны других народов мира, не допускающих применения силы иагрессии». Программа, предложенная Вильсоном предусматривала:
1) открытыемирные договоры;
2)«свободу морей» — абсолютную свободу судоходства;
3)«свободу торговли» — устранение таможенных барьеров;
4)установление гарантий, обеспечивающих сокращение вооружений;
5) свободное,откровенное и беспристрастное урегулирование колониальных вопросов;
6)освобождение Германией всех оккупированных ею русских территорий,предоставление России беспрепятственной возможности определить своеполитическое развитие и свою национальную политику, вступление ее в«сообщество свободных наций» и оказание ей там «радушногоприема»;
7)освобождение и восстановление Бельгии;
8)возвращение Эльзас-Лотарингии Франции, очищение и восстановление ее (Франции)оккупированных районов;
9)исправление границ Италии в соответствии с ясно выраженным национальнымпризнаком;
10)предоставление народам Австро-Венгрии автономии;
11)освобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии и Черногории,предоставление Сербии выхода к морю;
12)самостоятельное существование турецких и автономия инонациональных частейОттоманской империи;
13) созданиенезависимого польского государства;
14)образование общего союза наций в целях предоставления «взаимных гарантийполитической независимости и территориальной целостности, — равно большими малым государствам».
В феврале1918 Вильсон дополнил эти пункты «четырьмя принципами», апозднее — еще «четырьмя уточнениями», и повторял их в различныхвариантах в целом ряде речей.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Мне понравилась эта тема,так как в ходе подбора материала я изучил часть истории свой страны, котораявнесла огромный вклад в развитие всего мира. Также я узнал, что именно гонкавооружений стала колоссальным толчком для развития науки и новых технологий в XX веке. Были приняты договоры, которыеисполняются практически всеми странами мира до сих пор.
Естественно, с окончанием «холодной войны» примирение между лидерами блоков, воевавших в войне, произошло не по всем аспектам. Россия по- прежнему очень сильная (в военном плане) держава. И во многом из-за этого мы остаёмся изгоями в мировом сообществе. К нам не хотят относиться дружелюбно, постоянно ставят палки в колёса при хорошей мине. Иногда даже возникает такое чувство, что вся планета спит и видит Россию в руинах, ведь мы вечно лезли в чьи-то дела, на удивление Западу, смогли во времена
Петра I превратиться из варварской страны в высокоразвитую империю. Но, в основном, сейчас уже в мире действуют демократические отношения между странами.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Данилов А.А.ИСТОРИЯ РОССИИ XX – начало XXI века. М. 2009;
2.        Полуян В.В. Гонкавооружений.//www .ru. wikipedia.org
3.        Разоруженик.//www. slovari.yandex.ru

СЛОВАРЬТЕРМИНОВ
 
ОрганизацияСевероатлантического договора, НАТО, Североатлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO — военно-политический блок. Появился4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада,Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия,Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведениястранами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненноважные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу ихбезопасность; обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношениитерритории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве ивзаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший созданиевоенного союза европейских социалистических государств при ведущей ролиСоветского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД).Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФедеративнойРеспублики Германии к НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией,ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года наВаршавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасностив Европе. Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года,ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. В связи спреобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы вфеврале 1990 государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1июля 1991 подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.
Разоружение — сокращение средств ведения войны,которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами,могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонниеакции; это могут быть относительно простые договоренности, затрагивающиеограниченные территории, или детально разработанные формулы, направленные надемилитаризацию всего земного шара.
Апогей — высшая точка, расцветчего-либо
Превентивная война (-ый удара) – война, которуюначинают считая, что будущий конфликт неизбежен, и основная цель которой —предотвратить агрессивные действия со стороны противника.
Вое́ннаядоктри́на —декларация о политике государства в области военной безопасности. Это системаофициальных взглядов и положений, устанавливающая направление военногостроительства, подготовки государства и вооружённых сил к войне, способы иформы её ведения.
Ратификация — процесс придания юридической силыдокументу путем утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. Доратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и необязателен для нератифицировавшей стороны.
Эмбарго на поставкиоружия — запрет на импорт или экспорт оружия.
СБСЕ — крупнейшая в мире региональнаяорганизация, занимающаяся вопросами безопасности.
ОСВ — серия двустороннихпереговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведенодва раунда переговоров и подписано два договора.
Стратегическаяоборонная инициатива(СОИ ) — объявленная президентом США Рональдом Рейганом 23 марта 1983 годадолгосрочная программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,основной целью которой являлось создание научно-технического отдела дляразработки широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементамикосмического базирования, исключающей или ограничивающей возможное поражениеназемных и морских целей из космоса. Программа выглядела настолькофантастической по своим целям и методам их достижения, что средства массовойинформации окрестили её программой «Звёздных войн».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.