Реферат по предмету "История"


Сравнительный анализ развития государственности в Афинах и Спарте

Содержание
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Возникновение иразвитие государственности в Спарте и Афинах ………………………………………………………………………… 6
§1. Этапы развитияспартанского государства …………………… –
§2. Афинская демократия………………………………………… 14
Глава 2. Право Афины иСпарты: попытка сравнительного анализа ………………………………………………………………………… 24
§1. Право древней Спарты………………………………………… –
§2. Право древних Афин…………………………………………. 27
Заключение………………………………………………………… 35
Список источников илитературы ………………………………. 37
Примечания………………………………………………………… 38

Введение
В истории древней Грецииособую играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в историиСпарты можно наблюдать черты, типичные для исторического развития и многихдругих рабовладельческих полисов античной Греции.[1]Именно поэтому они оказываются в центре данной работы, имеющей целью определитьобщее и особенное в становлении древнегреческой государственности.
Задачи, стоящие передисследователем, таковы:
1)   определить особенности возникновенияи развития государства и права в Спарте и Афинах;
2)   охарактеризовать имевшие быть реформыгосударственного аппарата в этих полисах;
3)   выделить наиболее типические чертыразвития государства древнегреческих городов-государств;
4)   охарактеризовать особенностизаконодательных реформ;
5)   показать особенности развития криминального,вещного, семейного и иных видов права в Афине и Спарте.
Структура работы носитпроблемно-тематический характер. Первая глава рассматривает возникновениегосударства в Спарте и Афинах, вторая – особенности права этих стран; внутриглав отдельные параграфы посвящены особенностям афинского государства и права,и особенностям спартанского.
Спартарассматривается в первых параграфах обеих глав, поскольку архаическая Спарта,первый дорийский полис на материке, не только проявила уже в первое столетиесвоего существования себя как грозная сила, но и возглавила древнегреческийпрогресс, была столицей греческой культуры, которой Афины станут только в V в.до н.э.
До сих порможно встретить отношение к государству и праву Спарты как к вторичному поотношению к афинскому. Это связано с тем, что долгое время бытовал взгляд наСпарту как на отсталое в культурном отношении государство: «Значение Спарты вистории значительно меньше, чем Афин. Если афинская демократия была для своеговремени прогрессивным явлением, так как она сделала возможным высокое развитие,расцвет греческой культуры, то Спарта в области культуры не дала ничего,достойного упоминания. Она во всем себя проявляла как государств реакционное иотсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии. В древностиСпарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, да жесточайшимтеррором в отношении рабов- илотов, которых она старалась держать в вечномстрахе».
Крайниеоценки Спарты как типа полиса в целом характерны для историографии. Основныечерты Спарты ученикам в учебниках истории Древнего мира раскрываются жестокимотношением спартанцев к покоренным илотам и характеристикой Спарты как военноголагеря, после чего констатируется, что в VI веке до н.э. Спарта стала одним изсамых могущественных полисов Греции.
Тем болееважно глубже и объективней взглянуть на право и государство древней Спарты сточки зрения сложившихся в современной историографии противоречий: ореол мифови легенд сложился вокруг Спарты еще в период античности. Одни греки осуждали ивысмеивали Спарту. Другие – удивлялись порядкам и обычаям спартанцев,восхищались военной мощью и стойкостью духа. Платон и Аристотель видели вСпарте образец стабильности, достойный подражания. Этот образец был положен имив основу концепции идеального полиса. Идеальным государством считали СпартуКритий и Ксенофонт. В современной науке такое восприятие Спарты принятоназывать «спартанским миражом».
В качествеисточников использовались выдержки из древнегреческих документов, опубликованныев «Хрестоматии по истории Древнего мира»: «Законодательство Ликурга»,«Законодательство Солона». Общетеоретических характер носит «Политика»Аристотеля.[2]
Помимо  работ общего характера, в частности,«Истории государства и права зарубежных стран» К. Г.Федорова и Э.В.Лисневского,[3]значительную роль оказала работа французского исследователя П. Гиро «Быт инравы древних греков». Отдельная глава в ней посвящена государству и правудревнегреческих полисов. Автор приводит пространные выдержки из источников,выделяет общие и частные черты развития древнегреческих городов-государств.Кроме того, автор анализирует и правовую структуру афинского общества.
Работа А.-И.Марру «История воспитания в античности (Греция)»,[4]хотя и посвящена только воспитанию подрастающего поколения, как это ясно из названия,но, в то же время, дает сведения о воспитании в Спарте как об основегосударственности этого города и о его правовых обычаях.
Статья Ю. В.Андреева «Архаическая Спарта: культура и политика»  в сборнике «Раннегреческийполис (архаический период)»[5]представляет собой исследование по интересующей нас теме.
В целом изимеющейся литературы можно составить достаточно ясное представление о развитиигосударственности у древних греков, однако выявление общих, типических ииндивидуальных черт в развитии двух наиболее значимым древнегреческих полисовкажется интересным и обоснованным с научной точки зрения.
Глава 1. Этапы развития спартанскогогосударства
Спарта VIII –VI вв. до н. э. представляла собой воинственное государство. Проблемыдемографии и социально-экономической напряженности, она решала в основном не засчет колонизации, как это делали большинство полисов Греции, а за счет ближнегососеда. Таким же образом реализовывались военно-политические амбиции иорганизационные способности спартанского полиса. После объединения пятидеревень в государство, Спарта в период 800 – 730 гг. до н.э. покорила всеостальные деревни, и вся Лакония стала Лакедемонским государством. Контроль надним находился исключительно в руках Спарты, которая теперь была защищенакольцом подчиненных общин. Следующим шагом стало покорение Мессении. Мессенскаявойна (по Павсанию: 743 – 724 гг. до н.э.) закончилась аннексией страны, поразмерам почти не уступавшей Лаконии. Благодаря этому завоеванию удвоилисьэкономические ресурсы. Спарта превратилась в потенциально богатейшее имогущественное государство Греции VIII в.[6]
Воспитание юногоспартанца периода архаики было, безусловно, прежде всего, воинским воспитанием,преследовавшим цель не выделять героев, а сделать таковыми всех граждан полиса.Но оно было не только воинским, но еще и спортивным, и музыкальным,общеразвивающим и духовным. Общегреческие игры демонстрировали преимуществатакого образования. Спортивная и художественная жизнь одобрялась иорганизовывалась государством, воплощалась, в спортивных состязаниях, вустройствах больших религиозных праздников.[7]
В 1912 г.английским исследователем Г. Дикинсом была предложена и долгое время былавесьма популярной у историков античности гипотеза о так называемом переворотесередины VI в. до н.э. Согласно данной гипотезе, Спарта в период архаикипредставляла собой типичный полис общегреческого образца. Но с середины VI в.до н.э. в силу каких-то кардинальных преобразований Спарта обрываетэкономические и культурные связи с внешним миром, полностью замыкается в себе,внезапно трансформируется в закрытое милитаристическое государство. Ключевымипосылками гипотезы, таким образом, являются «кардинальные преобразования» и«внезапная трансформация».
Л.Г. Печатнова, авторпервой в отечественной историографии монографии по истории Спарты, считает, чтоникакого переворота в Спарте в середине VI в. до н.э. не было. Особенностиспартанской жизни, которые так удивляли греков, приобрели ясные очертания неранее VI в. до н.э. Процесс формирования спартанского полиса в его классическомварианте продолжался несколько веков и был плодом деятельности несколькихпоколений эфоров 2-й половины VI в. до н.э.
Всеобщее идлительное восстание мессенцев во второй половине VII в. до н.э., получившееназвание Второй Мессенской войны, заставило спартанцев, что называется,перестроить свои ряды и занять (на всякий случай) круговую оборону. Проведениерадикальных преобразований внутри гражданской общины были необходимы дляподдержания порядка и стабильности. Спарта превращается в военный лагерь, а ееграждане — в военную элиту.
Спартаотказывается от искусств и даже от спорта. После 576 г. спартанской победойотмечены только Олимпийские игры 552 г. до н.э., за период 548 — 400 гг. дон.э. всего насчитывается отдельных двенадцать побед. К концу века музыканты ипоэты обходят Спарту стороной. Хоровое пение, музыка и танцы подверглиськонсервации.
на VI в. дон.э. приходится наиболее интенсивная строительная деятельность спартанцев, но сначалом следующего столетия замирает и она.
В итоге переднами предстает та Спарта, государство-казарма, которую знали греческие историкиV – IV вв. до н.э. Они добросовестно передали эти знания последующимпоколениям. На этих знаниях долгое время строились концепции развития древнейСпарты: своих историографов Спарта не имела, доступ чужеземцам туда уже былзакрыт, археологические данные появились на много веков позднее.
Если до Мессенских войнсоциально-экономическая структура Спарты по всем признакам мало отличалась отдругих современных ей греческих общин, не изживших ещё полностьюпервобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то послеокончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спартенаселения в несколько раз увеличилась, в общественном строе произошлисущественные изменения. Именно в это время в Спарте окончательно складываетсяспецифический для неё строй так называемой «общины равных».
Причем первыйпериод также можно разделить на два периода. Античные историки раннюю историюСпарты (до начала греко-персидских войн) делили на два основные этапа: периодсмут и «беззакония» (аномии или какономии) и период «благозакония» (евномии).Переход от одного к другому связывался с именем Ликурга. Согласно Плутарху,Ликург замыслил, затем провел тайные переговоры с друзьями, постепеннопривлекая к исполнению своего замысла лучших граждан, и, наконец, приказалтридцати знатнейшим мужам выйти ранним утром с оружием на площадь, чтобынавести страх на противников. Царь Харилай, испугавшись, что это мятеж, укрылсяв храме Афины Меднодомной, но затем, поверивши уговорам и клятвам, вышел и дажепринял участие в том, что происходило.
Ликургпризнавался Плутархом законодателем, который изменил не отдельные законы, апреобразовал все государственное устройство и, более того, назначил новый,совершенно иной образ жизни. Он осуществил передел земли с целью учрежденияимущественного равенства, дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и ещеболее старые, более грозные недуги государства — богатство и бедность. Онразделил всю землю на тридцать тысяч клеров для периэков и девять тысяч дляспартанских семей, предполагая таким образом подвести экономический фундаментпод здание политического равенства. Он вывел из употребления всю золотую исеребряную монету, изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла. С именемЛикурга Плутарх связывает и систему спартанского воспитания и образования,черты которой отражают школьные учебники. Воспитательный процесс былнепрерывным, продолжался для спартанца и в зрелые годы.[8]
Омероприятиях Ликурга Геродот сообщает следующее: он изменил законы и строгоследил за тем, чтобы их не преступали; издал указы о разделении войска наэномотии (подразделения из 25 — 36 воинов, связанных взаимной клятвой);установил триакады (подразделения из 30 человек) и сисситии (совместныетрапезы); учредил должность эфоров (коллегия из пяти человек, избираемая наодин год) и основал совет старейшин (геронтов). Так-то лакедемоняне переменилисвои дурные законы на хорошие.[9]То есть перед нами предстает, по сути, картина государственного переворота.Причем, хронологический разнобой мнений относительно времени так называемого«законодательства Ликурга» составляет около 350 лет – от конца XII до 1-йполовины VIII в. до н.э.
Предание приписывалоосновные законы Спарты деятель ности легендарного законодателя Ликурга. Вдействитель ности многие из этих «законов» восходили ещё к первобытно-общинномустрою. В силу сложившихся в Спарте условий они продолжали сохраняться и былиприспособлены к целям классового господства общины спартиатов над подвластнымей населением. По «законам Ликурга» новорождённые младенцы, обладавшиефизическими недостатками, уничтожались. Мальчики с 7-летнего возраста и до 20лет проходили общественное воспитание. Воспитание это отличалось суровостью,основная его цель заключалась в подготовке молодых спартиатов к войне. Сдостижением совершеннолетия и получением гражданских прав спартиаты зачислялисьв подразделения спартанского войска, в составе которого они и находились достарости. По «законам Ликурга» им было запрещено заниматься каким-либо другимделом, кроме военного, выезжать за пределы своей территории, пользоваться инымиденьгами, кроме железных, предписывалось строить дома только при помощи самыхпростых инструментов и т. д.
Основой экономическойжизни Спарты являлось земледелие. При этом принадлежавшая Спарте землясчиталась собственностью государства и была поделена на равные участки — клеры(или клары, как они назывались по-дорийски), переданные в пользование отдельнымсемьям спартиатов (членов «общины равных») без права их отчуждать или дробить.Владение клером являлось неотъемлемым признаком гражданских прав правящейгруппы спартиатов.
Клеры обрабатывались несамими спартиатами, занятыми всецело военным делом, а прикреплёнными к ихучасткам бесправными илотами. В отличие от обычного в древней Греции типарабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему ихколлективу в целом — государству. Илоты жили со своими семьями на территорииучастка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязанывыплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк ввиде определённого количества сельскохозяйственных продуктов, составлявшихпримерно половину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотовпоставок сверх этой нормы. Право распоряжаться илотами всецело принадлежалогосударству и осуществлялось им через особых должностных лиц; хотя владелецучастка, к которому были прикреплены илоты, не имел права ни продать их, ниубить, положение илотов под гнётом спартанской эксплуатации было чрезвычайнотяжёлым, а обращение с ними — жестоким. Это постоянно толкало илотов навосстания. Для того, чтобы уменьшить опасность восстаний илотов и подавить ихволю к сопротивлению, спартанское правительство регулярно проводило такназываемые краптии — организованные массовые убийства тех илотов, которыеказались наиболее опасными и неблагонадёжными. Эти массовые истреблениябезоружных илотов рассматривались как «военные тренировки» спартанскоймолодёжи.
Вторую группуподвластного Спарте населения составляли периэки — лично свободные, но лишённыеполитических прав люди. Они владели (как правило, на пограничных территориях)имуществом и землёй, которая принадлежала им в отличие от спартиатов, по-видимому,на началах частной собственности. Часть периэков, по всей вероятности, жила наэтих территориях ещё до того, как последние были навоёваны Спартой, другая частьбыла здесь специально поселена. В руках периэков сосредоточивались такжезанятия ремёслами и торговлей, которыми сами спартиаты по существующим законамзаниматься не могли. Впрочем, ремёсла и торговля в аграрной Спарте были малоразвиты. Периэки пользовались известным самоуправлением в рамках спартанскогогосударства и. были. обязаны нести военную службу.
Полноправными гражданамиСпарты были только спартиаты – господствующее привилегированное меньшинствонаселения, члены «общины равных». Конечно, это «равенство» было более или менееформальным – известное расслоение имело место и между спартиатами, хотя в VII –VI вв. оно сказывалось ещё мало. Фактически власть находилась в рукахнескольких знатных родов. В среде спартиатов продолжало существовать староеродовое деление на три дорийские филы, но, кроме того, существовали иподразделения, основанные на территориальном принципе.
Фактическиспартиаты но были равными и в отношении политических прав и влияния нагосударственное управление. Завоевание поставило перед дорийцами задачусоздания органов власти. Однако столь раннее возникновение государства повлеклоза собой сохранение ряда первобытнообщинных пережитков и элементов родовогоустройства. В частности, среди государственных органов в Спарте сохранялисьнародное собрание и собрание старейшин, а государством управляло два вождя –архагета. Если между архагетами царило единодушие, то их власть считаласьнеограниченной, но так к такое происходило не часто, то таким образомдостигалось ограничение их власти.
Народноесобрание – апелла – имело демократическую сущность, но со временем утратилореальную силу и стало полностью зависеть от властей.
Ограничениевласти царей достигалось не только тем, что их было двое, но и тем, что обаархагета одновременно являлись членами совета старейшин – геруссии. Помимоцарей в нее входило еще 28 членов-геронтов, избираемых пожизненно изпредставителей влиятельнейших спартанских родов, достигших шестидесятилетнеговозраста. В функции геруссии входил верховный суд, военный совет, ведениевнутренних и военных дел спартанской общины.[10]
С течениемвремени в Спарте появился еще один орган – эфорат, состоявший из пятиизбираемых апеллой эфоров. Эфорат мог оказывать колосальное влияние на делагосударства. Раз в восемь лет эфоры собирались ночью и следили за падающимизвездами. Считалось, что если эфоры увидят падающую звезду, то одного из царейнеобходимо сменить. Кроме того, они имели право требовать объяснения от царей имогли отменять их решения. Эфорат созывал геруссию и апеллу, ведалвнешнеполитическими делами, финансовыми вопросами, осуществлял судебные иполицейские функции.
П. Гиро, переводящийЭфорат как Сенат, характеризует его деятельность следующим образом: «Избрание вСенат считалось, по-крайней мере в теории, высшей наградой за достойную жизнь,посвященную общественному благу. Но Аристотель дает понять, что этих сенаторовчасто подкупали».[11]
Рассмотрев историюразвития спартанского государства, можно отметить, что Спарта сталаединственным государством древнего мира, где образование и воспитание молодогопоколения граждан было полностью национализировано. Спарта, как и Афины, былаглавным ведущим центром греческого мир, но представляла собой другой типгосударства, нежели Афины. В противоположность им Спарта былааристократической, а не демократической, республикой.

Глава 2. Афинская демократия
В гомеровскийпериод своей истории (XI – IX века до н.э.) Аттика была разделена на нескольконезависимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики былопостепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия дон.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такоеобъединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместноепоселение). Синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений испособствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особоинтенсивно протекало в VIII – VII веках до н. э.
Родовая знатьсоздала особую группу, носившую название эвпатридов, т.е. «имеющих благородныхотцов». Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла остальнаямасса аттического свободного населения – демос. Демос не был однороден. В егосостав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты – кресстьянелишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы. Кроме того вАттике проживало немало выходцев из других общин, составлявших группу метеков(чужеземцев). Будучи лично свободными, метки не пользовались политическимиправами и были ограничены в экономических.
Низший слойаттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.[12]
Старыеродовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся вафинской общине. Потому организация управления в Афинах претерпеваетсущественные изменения.
Около VIIIвека до нашей эры царская власть в Афинах исчезла, уступив власти архонтов, избиравшихсясначала на десять лет, а затем на один год. Позже образовалась коллегия издевяти архонтов. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг –высший государственный совет, заменивший совет старейшин.
Продолжалосозываться народное собрание – экклесия  («собрание вызванных лиц»), где моглипринимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты.Поэтому внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбыэвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с нимиобострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.
Господство афинскойродовой аристократии, однако, не могло продолжаться долго. На историческуюсцену выступила новая социальная сила рабовладельческого общества – демос.Одним из первых известных нам эпизодов в этой борьбе явилось выступление вовторой половине VII в. до н. э. знатного афинянина Килона, попытавшегося спомощью своих сторонников и при поддержке своего родственника, мегарскоготирана Феагена, осуществить в Афинах переворот. Попытка эта закончилась полнойнеудачей, так как афинский демос не поддержал Килона. Волнения в Афинах,однако, продолжались с нарастающей силой. Они побудили правящую родовую знатьпойти на некоторые уступки, в частности, согласиться на первую запись устныхправовых обычаев. Эта запись была произведена законодателем Драконтом около 621г. до н. э.
Изданиеписанных законов 3 законов Драконта было первой серьезной уступкой эвпатридовдемосу. До этого отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократамвыносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требоватьзаписи существующих обычаев.
Драконтовызаконы отличались необычайной жестокостью,  однако они имели большоеисторическое значение: Писанное право вносило порядок в имущественные и деловыеотношения и ограничивало произвол суда.[13]
Следующей вехой вразвитии государства и права Афин стали реформы Солона. Многие исследователиполагают, что именно с реформ Солона и началась история Европы как таковая:история государства и права, где, в отличие от Азии, приматом сталоиндивидуальное, а не коллективное начало, и восторжествовал примат личности надгосударством. Именно он провозгласил свободу афинского гражданина, которогонельзя обратить в рабство ни за долги, ни как либо иначе. Именно в греческомполисе появилось понятие «свободы» (элевтерия), тогда как в странах Востокагосударю нераздельно принадлежала жизнь и свобода подданного.
Солон являлсяпотомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. Послепобеды афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солонбыл избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своей задачей он поставилуспокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господстваэвпатридов. Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия – «стряхиваниебремени». Она освобождала массу должников из рабства, тех же, что были проданыв рабство за границу, государство выкупило за свой счет; запрещала личнуюкабалу, продажу несостоятельных должников в рабство. Кроме того Солон издаетзаконы ограничивающие землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливковогомасла и запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон поощряет развитиеремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.
Логическимвенцом солоновских реформ является тимократическая (греч. «тимэ» – имущество,ценз), которая установила имущественный ценз, который стал определятьполитические права граждан. Все граждане были разделены на четыре класса.Первый класс составляли пентакосиомедимны, то есть граждане, получавшиеежегодный доход в 500 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна. Ко второмуклассу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в 300 медимнов. Обаэтих класса получали право замещать все важнейшие государственные должности, ноархонтами и казначеями могли стать только представителя первого класса. Третий,самый многочисленный, класс составляли зевгитьы 2 200 медимнов годового дохода.Все прочие зачислялись в четвертый класс – фетов. Деление на имущественныеразряды преследовало не только политические, но и военные цели. На гражданахкаждого разряда лежала обязанность военной службы.[14]
При Солоневырастает роль народного собрания, в котором теперь могли участвовать все безисключения взрослые афинские граждане. Для предварительного рассмотрения дел,поступавших на рассмотрение в народное собрание, был учрежден совет четырехсот,по 100 человек от каждого разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние нанародное собрание и на совет ареопагов. Кроме того феты могли быть избраны всозданный Солоном суд присяжных – гелиэю, который был высшим судебным органовАфин.
РеформыСолона носили компромиссный, половинчатый характер. Ни демос ни эвпатриды небыли удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась ипривела к установлению тирании Писистрата.  
В ходе напряжённойсоциально-политической борьбы после реформ Солона население Аттики разделилосьна несколько групп, имевших свои определённые политические требования. Основуодной из этих групп составляли педиэи (жители равнины, т. е. той части Аттики, гдебыли расположены лучшие и наиболее плодородные земли); это были крупныеземлевладельцы, сторонники аристократического правления. Другую группусоставляли даакрии (жители гор, т. е. той части, где находились худшие земли);это были мелкие земледельцы, сторонники демократии. Третью группу составлялипаралии (жители прибрежной полосы); это были главным образомторгово-ремесленные круги; они были, как определяет Аристотель, «сторонникамиумеренного образа правления». В 560 г. до н. э. в Афинах произошёл переворот.Писистрат, опираясь на диакриев, захватил афинский кремль — акрополь иустановил свою власть в Афинах.[15]
В годы правленияПисистрата были достигнуты также значительные внешнеполитические успехи:афиняне укрепились на обоих берегах Геллеспонта, что способствовало развитиюафинской торговли на Чёрном море и росту товарного производства в самих Афинах.
Внутриполитическая политикаПисистрата была направлена против родовой аристократии, на защиту интересовсредних и частично мелких земледельцев. Им он, невидимому, раздавалконфискованные у своих политических врагов земли, для них же организовалдешёвый сельскохозяйственный кредит, ввёл разъездные суды. Земледельческийкульт Диониса он, подобно коринфскому тирану Периандру, объявил общегосударственным.
Однако внешнеполитическиемероприятия и содержание наёмного войска требовали значительных средств. Впоисках этих средств Писистрат ввёл налоговое обложение, что ухудшило положениеземледельцев и, надо думать, многих из них оттолкнуло от Писистрата.
В 527 г. дон. э.Писистрат умер. Власть перешла к двум его сыновьям – Гиппию и Гиппарху, ноудержать её они не смогли. В Афинах началось движение против тирании.
Победа, одержаннаявосставшими, была закреплена рядом реформ, проведённых возглавившим афинскуюдемократию Клисфеном, принадлежавшим к влиятельному роду Алкмеонидов. Важнейшаяиз реформ Клисфена – новое деление афинских граждан, построенное напоследовательно проведённом территориальном принципе. Вся территория Аттики икварталы самого города Афины теперь были разделены на 30 округов – триттий.Каждые три взятые из различных мест Аттики и кварталов города триттийобразовывали собой новую филу, которых стало, таким образом, десять. Благодаряэтому новому делению в состав каждой филы вошли граждане, проживавшие вразличных частях Аттики и различных кварталах города; фактическое жепреобладание перешло к приморским и главным образом городским элементамнаселения. Новые территориальные филы подразделялись на демы – первичныеадминистративные единицы, пользовавшиеся известным самоуправлением.[16]
Исторический смысл этойреформы заключался в том, что она стёрла старые родовые деления, разобщилародовую знать, лишив её прежнего влияния в народном собрании, голосовавшемтеперь по новым филам.
Организация новых филпредопределила замену «совета четырёхсот» «советом пятисот» (по 50 человек откаждой филы). На совет пятисот лёг ряд новых обязанностей. Он подготавливалдела к рассмотрению в народном собрании, выносил по ним предварительныерешения; без этого ни одно дело в народном собрании рассматриваться теперь немогло. Совет приводил в исполнение все решения народного собрания и решалвторостепенные вопросы в период между его созывами.
Клисфеном был создан ещёодин новый орган – коллегия стратегов, избираемых по одному от каждой филы.Первоначально стратегам принадлежали главным образом военные функции, вдальнейшем же в их руках сосредоточилась высшая исполнительная власть. Посвидетельству Аристотеля, при Клисфене были также расширены ряды афинскихграждан путём предоставления многим метекам гражданских прав; может быть,некоторому числу рабов были даны права метеков. Для того, чтобы предохранитьновый порядок от покушений на него со стороны врагов, был введён остракизм – вдословном переводе «черепкование». Остракизм представлял собой форму тайногоголосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человэка,казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имяповторялось при подсчёте голосов 6 тыс. раз, то носитель этого имениподвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшемостракизм 'нашёл широкое применение в политической борьбе. Используя его,политическиедеятели победивших группировок избавлялись от своих врагов исоперников.
Реформами Клисфеназавершается длившийся более чем столетие период острой борьбы между родовойаристократией и демосом.
РеформыКлисфена сыграли большую роль в становлении греческой демократии. РеформыКлисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитиепроизводительных сил и ликвидировали аристократическую республику. Однако этоне сделало Афины демократическими. Высшие государственные должности, как ипрежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.[17]
В 471 году дон.э. в Афинах утвердилось правительство олигархов во главе с Кимоном, которыйвзял курс на сближение со Спартой, которую считал идеалом. Но такая попытка неимела успеха среди населения, и этим воспользовались сторонники демократии:Кимон был подвергнут остракизму, против большинства членов ареопага быливозбуждены судебные процессы по обвинению во взяточничестве, злоупотребленияхдоверием граждан и т. д.[18]
Вскоре послеэтого демократическое движение возглавил Перикл. Благодаря его энергии Афиныодерживают крупные победы во внешней политике, усиливая свое влияние. В этигоды в городе окончательно складывается демократическая конституция. Несмотряна то, что цензовый порядок, введенный Солоном, продолжал сохраняться, всеафинские граждане имели возможность занимать высшие руководящие должности, заисключением казначейских. Должностных лиц отныне стали избирать путемжеребьевки, а не голосованием: этим способом продолжали избирать на посты,требовавшие специальных знаний и талантов.
Былоустановлено вознаграждение за исполнение государственных должностей, чтопозволяло любому гражданину временно оставить свое ремесло для полноценнойслужбы отечеству.
При Периклепорядок государственного устройства являлся следующим: верховным органом властипризнавалась экклесия, которая собиралась от двух до четырех раз в месяц. Онаобсуждала и принимала законы, решала вопросы войны и мира, продовольственногоснабжения, принимала отчеты должностных лиц, осуществляла высшийгосударственный контроль и рассматривала судебные дела в последней инстанции.Право голоса в экклесии имели все граждане Афин, достигшие двадцатилетнеговозраста, независимо от имущественного положения. Однако, в связи с тем, что участив народном собрании не оплачивалось, граждане, добывавшие себе на пропитаниесобственным трудом, или проживавшие в отдаленных местностях, не могли позволитьсебе по несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому числоприсутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2 – 3 тысяч, в основнойсвоей массе – жителей Афин.
Изменения внародном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном государственноморгане – совете пятисот. В него входили десять, избиравшихся по филам, пританейпо пятьдесят человек в каждой. Каждая из пританей по очереди в строгоопределенное время года осуществляла свои функцию совет пятисот стоял во главегосударства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзорза арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю,осуществлял контроль за должностными лицами. И все таки главной функцией советапятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрениенародного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательныморганом.
Со временигреко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов,которые командовали флотом и войсками, ведали внешней политикой, финансами ит.д. переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако, задопущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное доверие стратега можно былоснять с поста до истечения срока полномочий и подвергнуть судебнойответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. Заисполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось,поэтому на этот пост могли претендовать только обеспеченные граждане.[19]
Оценивая демократическое устройство Афин какпрогрессивное для своего времени и заложившее основы европейской демократии,нельзя в то же время забывать о ее отрицательных моментах. Как известно, во всевремена одним из главных недостатков демократии считалась «говорильня». Не былиисключением в этом смысле и Афины: по словам современника, «будучи весьмаопытны на словах и на деле, мы так легкомысленны, что в один и тот же день ободном и том же имеем разное мнение. Что мы порицали, прежде чем идти нанародное собрание, за то мы, собравшись вместе, голосуем, а немного спустя, когдаразойдемся, снова порицаем тех, за кого здесь выступали».[20]
Кроме того, афинская демократия носила весьмаограниченный характер: из участия в государственной жизни полностью устранялисьженщины и рабы, и почти полностью – метеки.

Глава2. Право Афины и Спарты: попытка сравнительного анализа
§1.Право древней Спарты
 
Основным источником права Спарты был обычай. Озаконах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всейвероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас недошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права мы узнаем изсочинений греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же всилу отсталого характера спартанской экономики правовая системы Спарты была развита,значительно меньше, чем в Афинах.[21]
Всей совокупностью гражданских политических правпользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов),обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными друг, другу.Равенство спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевойготовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характернойчертой общественного строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которыхявлялось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскомугражданству.
Сохранение сиссистий имело целью поддержать исохранить военную дисциплину. Спартанцы надеялись, что «воин не покинет своеготоварища по столу».[22]
В Спарте в VI – V вв. до н. э. не существовалочастной собственности на землю в том виде, в каком она существовала приразвитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей землисчиталось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцевспартиатам.
Отдельным гражданам с момента их рождениягосударство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами.Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что послесмерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие жеоставались на участке и продолжали хозяйничать.
Купля-продажа земли, равно как дарение, считалисьнезаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началаськонцентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадейпровел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, нозато разрешалось дарение и свободное завещание.[23]
Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотяв классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался(в виде пережитка группового брака), т. н. «парный брак». В Спарте самогосударство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомствазанимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достиженииопределенного возраста обязан был жениться. Органы государственной властинаказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и задурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.
Многие обычаи семейной жизни также восходили кпервобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключениябрака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишкомюных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших».[24]
Семья в Спарте была моногамная, но допускалисьвнебрачные отношения и для мужа, и для жены – пережитки группового брака. Семьяв Спарте как бы заморожена на стадии парного брака, а в некоторых отношенияхнапоминала еще более раннюю ступень – брак групповой. Заключение и расторжениебрака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьевмогли иметь общую жену. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делитьее с ним.
»Муж молодой жены, — говорит Плутарх, — если был у него на примете порядочный икрасивый юноша… мог ввести его в свою опочивальню, а родившегося от егосемени ребенка признать своим».[25]Чувство ревности Ликург «изгнал» как недостойное. Вместе с тем не стало(юридически) и прелюбодеяний. Невест все еще брали уводом, но этот увод былфактически узаконен.
Рождение женщиной ребенка от доблестного воина –друга ее мужа приветствовалось и государством, и обществом, т. к. «… детивырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо.»
Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям,а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от когопопало, а от лучших отцов и матерей».[26]
Таким образом, право древней Спарты основывалосьпрежде всего на интересах государства.

§2.Право древних Афин
Древнейшим источником афинского права являлсяестественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н. э. приархонте Драконте. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и,прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественнуюнеприкосновенность. Необходимостью являлось ограничение власти архонтов,произвольно толковавших обычай.
Законы Драконта, относящиеся к VII веку до н. э.,считаются древнейшей систематизацией афинского права. Даже в древностиговорили, что они написаны кровью. Известны они своей непомерной жестокостью;укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, – смертнуюказнь. «Когда Драконта спросили, — пишет Плутарх, — почему он за большую частьпреступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкиепреступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он ненашел большего».[27]
Тем не менее, эти законы ограничивали властьархонтов. Еще одним немаловажным шагом вперед было то, что принципответственности по правилам талиона был отменен.
Шагом вперед было и то, что по законам Драконтаубийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оноквалифицировалось как антиобщественное деяние. Впервые вводится понятие умыслаи неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы –смертная казнь.
В начале VI в. до н.э. и позже одним из основныхисточников гражданского права было законодательство Солона. При Солоне законыДраконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. Стех пор афинское право оставалось несистематизированным. Значительная часть егобыла, как и в прежние времена, неписаным обычаем. Производя суд, гелиэя могласоздавать каждый раз новую – норму, руководствуясь убеждением.
В V – IV в. до н.э. все большее значение приобретаетзакон, т. е. постановление народного собрания.
Основным источником афинского права в периодрасцвета демократии был закон. Его строгое соблюдение признавалось непременнымэлементом демократии. В гражданской присяге молодого афинянина говорилось: «И ябуду слушаться власти… и повиноваться установленным законам… и есликто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, нобуду защищать их один и вместе со всеми».[28]
После того как Греция была завоевана ФилиппомМакедонским (отцом Александра), Афины и многие другие полисы потеряли своюнезависимость. Тем не менее каждый город имел собственное право, во многомотличавшееся от права других городов. Как бы ни рассматривались судебные споры,они должны были решаться на основе местного права.
Когда в результате объединения Греции под властьюМакедонской монархии аттический (афинский) язык стал господствующим, оттеснивдругие диалекты, законы и указы стали писаться на этом языке и притом по однойи той же «общей форме».
Публиковались декреты на специальных стелах – вертикально поставленных каменныхдосках — или на табличках. Хранились они в здании городского управления. Можнобыло заметить, пишет историк эллинизма В. Тарн, что, чем декреты былинезначительнее по своему содержанию, тем они были многословнее.
С этого же времени появляются в Греции настоящие, тоесть профессиональные, юристы, поскольку требовалось знание права всех основныхее городов, а это было делом нелегким.
Имущественные правоотношения достигли в древнихАфинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненноеправо распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкоераспространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволялонакоплять большие состояния.
В IV веке до н. э. самым богатым человеком в Греции считали некоего Дифила. Унего было 160 талантов. Средним состоянием было приблизительно 1/5-1/4 таланта.
Частная собственность, возведенная в ранг цсвященнойи неприкосновеннойц, охраняется самыми суровыми мерами. Воровство наказывается,как правило, смертной казнью. Термин «священный и неприкосновенный» возник вДревней Греции. Он был применен первоначально к тем городам и храмам, которыедобились признания их земли и собственности неприкосновенными во время войны,свободными от ареста и пр.
Особую разработку получают обязательственныеправоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числеипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.[29]
В Афинах сравнительно высокого уровня достиглачастная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения изколлективной общинной собственности. В интересах общества в целом частнаясобственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственниковгосударством налагались значительные повинности. Практиковались частныеконфискации имущества.[30]
Энергично защищалась собственность на раба, который,как и везде, считался «говорящим орудием», не имевшим даже собственного имени,а только кличку.
О широкой свободе распоряжения собственностью ивладением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества,купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. Водном из законов говорилось: «Каждый может отдать свое имущество любому гражданину,если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал подвлияние женщины».[31]
Брак считался разновидностью договора купли-продажи,причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалосьобязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков.К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имелодля мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доменаложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла отсобственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовникажены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.
Разрешался брак между дядей и племянницей, братом исестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. Приналичии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьмазначительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей моглишить их наследства.
В уголовном праве заметны пережитки родового строя.В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило,возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение моглоносить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву былиизвестны следующие виды преступлений:
Государственные преступления(государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народноесобрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политическихпреступлениях).
Преступления против личности.Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев,клевету, оскорбление.
Преступления против семьи(дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами,родственников с дочерьми-наследницами).
Имущественные преступления.При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить наместе преступления.
Уголовное право Афин по сравнению с гражданскимправом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточномсохранении институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровноймести.[32]
Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, атакже все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотренияв суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.
Оскорбление и даже убийство посла считались преступлениями против религии:личность посла находилась под защитой богов.
Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственнаяизмена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные вэтих преступлениях наказывались смертью.
Строго различались убийства умышленное, которое влекло за собой смертную казнь,и неосторожное, или случайное, наказанием за которые было изгнание изгосударства.
Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания.Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение наголодную смерть. Самым гуманным было, по-видимому, отравление – способ, которымбыл казнен философ Сократ.
Древнегреческий драматург Эсхил перечисляет в трагедии «Эвмениды» наказания: «Тутхрам – не место лобное, где плетью бьют, Выкалывают очи, рубят головы, Камнямипоражают, четвертуют, рвут, Скопят, увечат, с долгим воем корчатся Посаженныена кол...».[33]
Тюремное заключение было только предварительным.Тюрьмами, как об этом пишет Плутарх, служили подземелья, куда не проникал нисвет, ни воздух, без окон и дверей.
Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства.
В некоторых полисах, например Гортине (О.Крит), прелюбодея увенчивали венком изшерсти в знак его распущенности (намек на козлоногих сатиров). Он лишался,кроме того, имущества и гражданских прав.
В числе наказаний встречались: смертная казнь;продажа в рабство; телесное наказание; лишение свободы; штрафы; конфискация;атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).
В наказании видели главным образом страдание,мучение. Страх перед мучением – главное, что должны внушать человеку закон и суд.В этом – путь к справедливости. Эсхил в трагедии «Агамемнон» пишет: «Страданьемучит нас правды суд по божьи жить».
Определение наказания зависело от тяжести преступления, а также такиххарактеристик участия в преступном деянии, как покушение, приготовление,подстрекательство, соучастие. Афинскому уголовному праву хорошо известнопонятие смягчающих вину обстоятельств. Все это было показателем относительновысокой юридической культуры, немыслимой без тех успехов, которых достигли вАфинах философия, искусство, науки. В известном деле Ореста, убившего из местимать, хор, непременный участник древнегреческой трагедии, упрекает Аполлона втом, что это он подстрекал сына убить мать: «Единый ты преступник».[34]
Рассмотрению дела в афинском суде предшествовалопредварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания,требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства.Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись всуд.
Основным элементом судебного следствия были речисторон. Стороны обычно требовали прочтения показаний, данных на предварительномследствии, или оглашения соответствующего закона. «Прочти показания такого-то»,«Прочти закон», — говорили они секретарю суда.
Составить судебную речь было непросто. Адвокатуры внашем понимании не было. Следовало даже скрывать помощь квалифицированноголица. Однако она была неизбежной.
Написанную кем-либо речь заучивали наизусть. Требовалось, чтобы она была лишенаненужных украшений, насыщена фактами, а главное – логическими заключениями.Считалось признаком правоты и искренности закончить речь до истечениярегламента, предоставив оставшееся время противнику.
Свои показания стороны давали под присягой.Судьи-присяжные выслушивали доводы сторон и свидетелей. Председательствующийделал заключение и напутствовал судей. Присяжные могли принять любое решение.Так, в случае с Орестом они избирают оправдание, хотя самый факт преступленияникем не отрицался. Их убеждение, свободное от посторонних влияний, должно былоосновываться на «испытании улик», на доказательствах. При этом они могливходить в оценку качества самих показаний. Не исключено, что при неясности деласомнение толковалось в пользу обвиняемого.
Об этом свидетельствует так называемая Гортинскаяправда (составлена на о. Крит в V в. до н.э.), сохранившая сведения о правовыхинститутах, присущих всему греческому миру той эпохи. Так, в случае спора орабе предписывается судьям: «Если же один будет спорить, что это свободный, адругой, что это раб, тогда пусть будет преимущество за тем, кто будетутверждать, что это свободный».[35]
Вначале решался вопрос о виновности лица («виновен» – «невиновен»).
Если вердикт присяжных был обвинительным, приступалик определению меры наказания. Голосование было тайным. При равном счете голоспредседательствующего давал перевес. Особой торжественностью отличался процессв ареопаге. Здесь все дышало стариной. Судили ночью, чтобы судьи не видели лиц(недаром богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами). Присягалина освященных внутренностях животных. Камень, на котором стоял обвинитель,назывался камнем непрощения, камень обвиняемого – камнем обиды. Приговорпостановлялся на третий день. До его обнародования обвиняемый мог избавить себяот наказания, добровольно покинув Афины.




Заключение
Основной особенностьюдревнегреческих государств является их «миниатюрный», словами П. Гиро,характер: «Для нашего восприятия греческие государства представляются чем-томиниатюрным. Арголида занимала площадь в двести квадратных километров; Лакониябыла почти тех же размеров; Ахайя представляла собой узкую полосу земли,спускавшуюся в морю по склону горной цепи. Вся Аттика едва ли равняласьполовине одного из французских департаментов. Территория Коринфа, Сикиона, Мегары была не больше какого-либо большогосовременного города. На островах и колониях государство состояло всего-навсегоиз города с близлежащим побережьем и окружающих его ферм. Из акрополя одногогорода можно было видеть акрополь соседнего».[36]
Отсюда и некоторыепредставления древнегреческих политиков и теоретиков. Платон и Аристотельсчитали жизнеспособной республику в пять тысяч семей. «Если этой территориивполне хватает для существования такого количества жителей, то она достаточновелика и увеличивать ее не надо» (Законы).  Аристотель: «Государством смногочисленным населением практически невозможно хорошо управлять. По крайнеймере мы не знаем ни одного из тех государств, система управления которыхсчитается хорошей, которое допускало бы безграничный рост своего населения».[37]
Спарта и Афиныхарактеризуют две формы правления полисов Древней Греции, представляя собой дватипа республики: аристократическую и демократическую.
В Спарте наиболееинтересным кажется власть государства, впервые в истории национализировавшегопроцесс воспитания и представившего развитый образец государственной идеологии.
Афиныдемонстрируют главенство свободы граждан и демократии, ставшие краеугольнымкамнем современного европейского и постевропейского мира. Важнейшей вехой вразвитии государства и права Афин стали реформы Солона. Многие исследователиполагают, что именно с реформ Солона и началась история Европы как таковая:история государства и права, где, в отличие от Азии, приматом сталоиндивидуальное, а не коллективное начало, и восторжествовал примат личности надгосударством.
Именно Солонпровозгласил свободу афинского гражданина, которого нельзя обратить в рабствони за долги, ни как либо иначе. Именно в греческом полисе появилось понятие«свободы» (элевтерия), тогда как в странах Востока государю нераздельнопринадлежала жизнь и свобода подданного.
Но следует понимать, чтоособенности демократии Афин были таковы, что не все жители полиса могли еювоспользоваться. Ограничения в афинском государстве имелись для неграждан –иностранцев, рабов, женщин. Таким образом, афинская демократия была сроднидемократии Соединенных Штатов Америки в момент провозглашения независимости:все люди имеют право голоса, но проблема в том, что не все представителичеловеческого рода считаются людьми.
Характеризуя развитиеправа в Афинах и Спарте, следует заметить, что древнейшим источником права этихгородов-государств являлся естественный обычай.
При этом в Спарте ониграл на всем протяжении истории более глубокую роль, чем в Афинах. Правоваясистемы Спарты была развита, значительно меньше, чем в Афинах, и дажезаконодательство Ликургна базировалось преимущественно на обычае.
В Афинах довольно быстропоявилась прослойка профессиональных юристов, право развивалось интенсивнымитемпами. Хотя и оставались определенные пережитки – например, в уголовном правезаметны пережитки родового строя, в ряде случаев признавалась кровная месть –афинское право ввело многие прогрессивные интституты.  Важной особенностьюафинского права является тот факт, что защита частной собственности высокогоуровня достигла достаточно высокого уровня, закладывая основу для развития всейдальнейшей системы европейского общества в отличие от азиатской. Многиеположения римского права основываются на той специфической антично-европейскойментальности, которую заложили реформы Солона.

Список источников и литературы
1.  Андреев Ю.В. Архаическая Спарта:культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). СПб., 2003.
2.  Аристотель. Политика. М., 1994.
3.  Гиро П. Быт и нравы древних греков.Смоленск, 2002.
4.  Марру А.-И. История воспитания вантичности (Греция) / Пер. с франц. М., 1998.
5.  Общая теория права / Под ред. А. С.Пиголкина. М., 1994. С. 53 – 55.
6.  Печатнова Л.Г. История Спарты (периодархаики и классики). СПб, 2001
7.  Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Ростов на/Д., 1994.

Примечания


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные принципы и функции маркетинга
Реферат Правовой режим иностранцев в зарубежных странах
Реферат Neanderthal Essay Research Paper NeanderthalThe Neanderthals lived
Реферат Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости
Реферат Анкушина Лилия Фёдоровна учитель биологии моу «сош №33» высшая категория урок
Реферат Спрощена система оподаткування 2
Реферат Amadeus Dramatic Vs Historical Truth Essay Research
Реферат Диалогическая речь у детей дошкольного возраста
Реферат Право власностi та право повного господарського ведення: спiльне та вiдзнаки
Реферат Демографическая политика России и Китая сравнительный анализ
Реферат Оценка и анализ финансовых результатов, состояния и деятельности предприятия
Реферат Сетевой Маркетинг и Интернет: настоящее и будущее
Реферат Особенности римского эпоса
Реферат Теоретичний аналіз понять "діти з вадами розвитку", "діти з вадами функцій", "діти з відхиленнями у стані здоров'я", "неповносправні особи"
Реферат Разработка лабораторного стенда для исследования фотоэффекта