В1996 г. исполнилось 23 года со времени присоединения Великобритании кЕвропейскому Сообществу. Этот шаг Лондона следует считать поворотным моментом вотнюдь не прямолинейном процессе перемещения в Западную Европу центра тяжестивсего комплекса позиций и интересов Великобритании; усилениезападноевропейского компонента оказало и продолжает оказывать огромное влияниена хозяйство и внутриполитическую жизнь страны, на эволюцию места и ролиВеликобритании в основных сферах мировой экономики и политики.
Какоценивать это воздействие 23 года спустя? Что получила Великобритания, ставактивным участником европейского строительства, и что потеряла? Насколькооправданными оказались опасения, связанные с последствиями переориентацииЛондона на Западную Европу?
ВступлениеВеликобритании в ЕС произошло через 16 лет после подписания шестьюзападноевропейскими странами Римского договора о создании Общего рынка.«Опоздав» с подключением к западноевропейскому: интеграционномупроцессу, Лондон пренебрег возможностью внести в структуру ЕС на первом этапеего развития элементы, в наибольшей мере соответствовавшие историческисложившейся структуре британского хозяйства. Задержка «поворота кЕвропе» обернулась для Великобритании в последующие годы довольносущественными осложнениями отношений с партнерами по Сообществу. Еще в течениедлительного времени во франко-германо-британском «триумвирате»,направлявшем развитие Сообщества, роль Великобритании была меньше, чем ФРГ илиФранции. По мере продвижения по пути углубления интеграции разрыв уменьшался,сглаживались противоречия Великобритании с другими участниками в областиаграрной, региональной, энергетической политики, хотя по многим позициямпроцесса создания «единой Европы» разногласия сохраняются и поныне.
В70-е гг. трудности адаптации к новым условиям конкуренции в Общем рынке сталидополнительной причиной экономического отставания Великобритании. В 1974-1984гг. средний темп роста ВВП в странах-членах Сообщества составлял 1,9%, а вВеликобритании — всего 1,2%. Однако в последующее десятилетие ситуациясущественно изменилась. В 1985-1996 гг. Великобритания по этому показателюпочти сравнялась с партнерами по ЕС — соответственно 2,1 и 2,3%. Эти успехисвязаны, конечно, не только с воздействием интеграционных факторов,стимулировавших научно-технический прогресс и структурные сдвиги впромышленности, но и со всем ходом циклического развития британского хозяйства,и с результатами политики тэтчеризма и Мейджора, которая существеннопреобразила экономический и политический облик страны.
Инымисловами, за время пребывания в ЕС британской внешней политике удалось если неукрепить, то по крайней мере стабилизировать свои позиции в Европе. К тому жечерез ЕС с его сложной системой взаимозависимости Великобритания получилавозможность оказывать гораздо большее воздействие на решение глобальныхполитических проблем, чем действуя в одиночку. Выступая составной частьюформирующегося в Западной Европе общего хозяйственного комплекса, она входит вЕдиный внутренний рынок, охватывающий 12 государств с населением в 340 млн.«Европеизация» хозяйства и внешнеэкономических связей Великобритании- на Западную Европу приходится 13 ее внешнеторгового оборота — содействовалаукреплению мощи британских фирм и финансовых компаний лондонского Сити вЕвропейском регионе; благодаря дополнительному импульсу, полученному от участияв ЕС, Лондону удалось сохранить самую обширную после США «хозяйственнуюимперию» за рубежом.
Неоправдались и прогнозы тех, кто полагал, что членство в ЕС не позволит Лондонуосуществлять самостоятельную внешнеэкономическую политику. Они исходили изтого, что сращивание европейских хозяйств и рынков приведет к синхронизацииэкономических циклов и кризисов и жестко привяжет экономическую политику странЕС друг к другу. Действительно, за 20 лет экономическая взаимозависимость этихстран существенно возросла. Их руководство должно во все большей мере учитыватьэкономический курс партнеров, прежде всего Германии, в особенности в связи стой ролью, которую играет марка в рамках Европейской валютной системы. И тем неменее к началу 90-х гг. Западная Европа не стала единым хозяйственнымобразованием; правительства стран ЕС по-прежнему осуществляют экономическуюполитику, руководствуясь в первую очередь национальными интересами.
ВступлениеВеликобритании в ЕС означало своего рода «наложение» на британскуюнациональную систему хозяйственно-политического механизма Сообщества. Однакочленство в ЕС не отменило ни специфику воспроизводства в стране, ни своеобразияее внешнеэкономической политики. Так, в 1985-1988 гг. интенсивностьэкономического подъема в Великобритании была значительно выше, чем в другихстранах ЕС. В 1993 г. в ней наблюдался выход из кризиса, в то время как встранах-партнерах по Сообществу спад продолжался. «Самобытными»оставались внешнеэкономическая философия и политика Лондона, например жесткиймонетаристский курс во время правления кабинета М. Тэтчер.
Хотябританское правительство и Банк Англии согласовывали свои действия с партнерамии наднациональными органами Сообщества, во многих случаях они принималирешения, расходившиеся с общими целями и задачами евростроительства. Лондон, вчастности, не подписал Социальную хартию ЕС, одобренную на встрече главгосударств и правительств стран ЕС в Страсбурге в декабре 1989 г. В этой связиМ. Тэтчер заявила, что Великобритания никогда не примет подобный документ,навязывающий марксистский дух классовой борьбы стабильной системекапиталистического предпринимательства. Эту позицию поддержал и Дж. Мейджор:приведение трудового законодательства в Великобритании к общему с партнерами поЕС знаменателю, по его мнению, нанесет серьезный ущерб интересам страны. В ходеподписания Маастрихтского договора Великобритании удалось добиться отСообщества значительной уступки — на нее не распространяется действиеобязательной для других стран Социальной хартии. В сентябре 1992 г., когдавалютные ограничения стали угрожать конкурентоспособности ее товаров наевропейском рынке, Великобритания не колеблясь вышла из механизма обменныхкурсов ЕВС.
Вминувшие два десятилетия шел и процесс европеизации внутриполитической жизни.Баланс общественных сил постепенно складывался в пользу более активноговключения страны в процесс консолидации Сообщества, хотя значительная частьбританцев до сих пор высказывается против «растворения» в европейскомгражданстве. Отношение двух основных политических партий Великобритании кзападноевропейской интеграции в течение этого периода эволюционировало всторону все более позитивной ее оценки. Лейбористская партия, выступавшая послеперехода в 1979 г. в оппозицию за выход из ЕС, к концу 80-х гг. стала егосторонницей, хотя в части партии антиевропейские настроения сохраняются.Основной фронт разногласий по вопросам дальнейшего развития Европейского союзапереместился в консервативную, правящую уже 14 лет, партию. Кстати, средифакторов, способствовавших в декабре 1990 г. смене М. Тэтчер на поступремьер-министра Дж. Мейджором, большое значение имело недовольство влиятельнойчасти руководства партии негативной позицией, занятой М. Тэтчер по отношению кряду аспектов углубления интеграции.
Послеподписания в феврале 1992 г. Маастрихтского договора о создании экономического,валютного и политического союза ЕС вокруг его ратификации в Палате общинразвернулись многомесячные дебаты. В мае 1993 г. они завершились победойсторонников Маастрихта. Дж. Мейджору удалось одержать верх благодаря угрозераспустить парламент и объявить досрочные выборы, исход которых мог вывести влидеры оппозицию.
Задва десятилетия существенно изменилось положение Великобритании намеждународной арене. Перемещение «зоны сосредоточения интересов» вЗападную Европу поставило перед Лондоном вопрос о судьбе его «особыхотношений» с США. Конечно же европейская ориентация политики Лондонауменьшила значение «атлантизма», особенно в экономической сфере.Двусторонние отношения стали еще более асимметричными — в гораздо большей мере«специальными» для Великобритании, чем для США, которые намеждународной арене все активнее взаимодействуют с Сообществом в целом. В самомэтом объединении на роль привилегированного партнера США претендует наиболеемощный его участник — ФРГ. Примечательно, что в окружении Б. Клинтона появилисьлюди, которые рассматривают Великобританию исключительно как среднего размерагосударство Европы, которое не заслуживает специального к себе отношения. Вэтих условиях Лондону, естественно, не удалось реализовать идею стать основнымсвязующим звеном между западноевропейским центром и североамериканским.
Ивсе же несмотря на возрастание роли западноевропейского компонента в системевнешних связей Лондона модифицированный вариант англо-американских «особыхотношений», хотя и во все более сокращенном объеме, продолжаетдействовать. Две англосаксонские страны по-прежнему связывает общность истории,культуры, языка, традиций. В ряде сфер связи Великобритании с США остаютсяболее тесными, чем с континентальными соседями. Даже в экономической области,где отношения подорваны в наибольшей мере, между ними сохраняются прочныесвязи. Так, в Соединенных Штатах сосредоточены свыше 1/5 прямых зарубежныхинвестиций
Великобритании,в то время как в ЕС — всего 1/4. Американские капиталовложения в этой странетакже существенно превышают западноевропейские. Привилегированными по-прежнемуявляются англо-американские отношения в области ядерного оружия. Примечательно,что в отдельные периоды «атлантизм» в британской политике дажеусиливается. Так было, например, во время правления М. Тэтчер: с одной стороны,она весьма прохладно относилась к планам дальнейшего развития интеграции,которые, по ее мнению, ущемляли национальный суверенитет Великобритании; сдругой — в периоды пребывания у власти в США Р. Рейгана и Дж. Буша онапользовалась большим влиянием в Белом доме, что, естественно, отразилось нахарактере отношений между Великобританией, Европой и США.
Участиев ЕС создало новую ситуацию в отношениях между Великобританией иосвободившимися странами. Лондон стремился там, где это возможно, сохранить вних собственные рычаги и сферы влияния. С этой целью он предпринял активныеусилия для того, чтобы смягчить для стран Содружества негативные последствияликвидации системы имперских преференций и фактического развала стерлинговойзоны. Не в последнюю очередь благодаря деятельности государства удалосьобеспечить «выживаемость» Содружества, число участников которогодостигает 50. В новых условиях у Великобритании появилась возможность строитьсвои отношения с развивающимися странами на «коллективной» основе, вчастности на базе Ломейской конвенции, действие которой распространяется на 69государств Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.
Спустядва десятилетия после вступления Великобритании в ЕС складывается новая модельее участия в системе международных отношений, которую — чем дальше, тем больше- будет определять содержание Единого европейского акта, предусматривающегоповышение роли наднациональных органов ЕС, а также Маастрихтского договора оЕвропейском союзе, важнейшими целями которого являются создание экономическогои валютного союза и проведение странами ЕС, в том числе и Великобританией,общей внешней политики и политики безопасности.
Список литературы
1.Ушаков Л.Д. Экономический подьем Великобритании 90-х гг.Москва. 1995г.
2.Князев В. Г., Попов Б. В. Налоги в Англии // Финансы. 1994.
3.Родионова В. М. Стратегия ТНК. М.: Наука. 1993. Гл. 3.
4.Великобритания (Экономика и политика стран современного капитализма). М., 1972.Ответственные редакторы Пронин С. В., Хссин Е. С.
5.Виноградов Г. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени.Л., 1975.
6.Волков Ф. Д. Великобритания: трудные времена. М„ 1977.
7.Глушков В. П. Корпорации, государство, экономика. Английский государственно-монополистическийкапитализм на пороге 70-х годов. М., 1972.
8.Дробозина Л. А., Можайское О. В. Финансовая и денежно-кредитная система Англии.М„ 1976.
9.Журков А. А., Фаминский И. П. Великобритания и проблемы западноевропейскойинтеграции. М… 1970.
10.Западная Европа в современном мире. В 2-х томах. Редакционная коллегия: ШенаевВ. Н„ Мельников Д. Е„ Майер Л. (ГДР). М., 1979.
11.Рыжиков В. А. СССР-Великобритания: развитие отношений (60-70-е годы). М„ 1977.
12.Солодкин Р. Г. Англия па мировых рынках. М., 1969.
13.Трухиповспий В. Г. Унистон Черчилль. Политическая биография. М., 1977.
14.Трухановский В. Г., Капитонова II. К. Советско-аиглийскио отношения, 1945-1978.М„ 1979.
15.Чеклин В. П. СССР — Великобритания: развитие деловых связей. Под ред. МанжулоА. Н. М„ 1979.
16. Tlio Military Balance 1979-1990. London 1990 p 94-95 — NewSociety, October 4, 1990, p. 8-9.
17. Annual Abstract of Statistics .Tom' Britisb Business, January25, 1996, p. 54, 58.
18. Trade and Industry, June 25 1996 p 800- 802;
19. Lees F. International Banking and Finance. London, 1994.
20. The Banker, February 1995, p. 110-123.
21. The World Today, May 1995, p. 200-209.
22. Annual Abstract of StatisLics, I994, p. 113-135.
23. British Journal of Industrial Relations, November 1992 p. 371.
24. The Ecouormst, January 2, 1996.
25. Britain's Economic Prospects. Washington-London, 1995.
26. Fortune, May 1994, p. 298.