Содержание
Введение
Глава 1. Описание системы жанрови тематики публикаций в журнале «Пионер» 1951-1953 и 1956-1958 годов
Глава 2. Сравнительная характеристика соотношения жанров итем публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
Заключен е
Литература
Приложения
Введение
В данной работе была предпринятапопытка рассмотреть детские периодические издания 50-х годов с точки зренияотражения на их страницах идеологии того времени. В качестве материала дляисследования был выбран журнал «Пионер» — официальный печатный органвсесоюзной пионерской организации в СССР.
Исследование этого вопросавполне отвечает интересам современной науки, так как многие исследователиотмечают, что «сегодня важным и актуальным направлением научныхисследований является изучение роли прессы в формировании массовыхпредставлений людей и создании общественного мнения, а также инструментарияпрессы и телевидения…» [7, с.21].
Средства массовой информации (ипечатные СМИ в частности) являются основным инструментом распространенияинформации, воздействующей на общественное сознание.
Не случайно журналистикуназывают «четвертой властью», так как именно СМИ формируютобщественное мнение, осуществляя информирование аудитории, освещая те или иныесобытия, и идеологическое воздействие.
Многие исследователи этикачества журналистики определяют так: «В духовном отношении информация СМИхарактеризуется идеологической заостренностью, пропагандистским характером и»акцентированной актуальностью". Особенно важно бывает добиться,чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политическиеили иные ценности. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, каксемья и школа, ориентированных на общее развитие личности" [15, с.14].
На страницах печатных СМИ вполной мере отражаются идеология и общественные устои тех или иных периодовжизни страны. В этой связи средства массовой информации можно с полным правомназвать зеркалом общества. Как справедливо замечает профессор А.И. Акопов,"… журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, атип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форматакого отражения" [1, с.6].
Поэтому периодические издания даютпрекрасную возможность для изучения социальной жизни общества, господствующихидеологических установок и общепринятых моральных ценностей. Здесь мы полностьюразделяем точку зрения С.А. Обухова, который в частности писал: «Отражениев публицистических формах понимания тех или иных явлений и проблем становитсявесьма наглядными и интересными для изучения» [12, с.76].
Особо показательны, на нашвзгляд, в этой связи периодические издания советского времени, так как они вполной мере несут на себе отпечаток идеологии того периода. Ведь советскаяпропаганда уделяла особое внимание именно печатному слову. «Сегодня словона боевом посту». — Утверждали авторы учебников по мастерствупропагандиста. — «Оно мобилизует советских людей на создание в нашейстране материально-технической базы коммунизма, борется за прочный мир иразоружение, воспитывает человека коммунистической морали, воодушевляетсоветскую молодежь на новые трудовые свершения» [4, с.12].
В полной мере такое пониманиезадачи журналистики можно отнести и к детским периодическим изданиям советскогопериода. К тому же общеизвестно, что в изданиях для детей внимание кпубликуемым материалам становилось особенно пристальным, так как журналы игазеты для подрастающего поколения были, прежде всего «воспитывающие».
В Советском Союзе, в отличие отсегодняшнего времени, выбор детских и молодёжных журналов был невелик. Самыммаленьким предназначались «Мурзилка» и «Веселые картинки», пионерами школьника — «Костёр» и «Пионер», основными журналами длямолодежи были «Смена» и «Юность». Содержание этих журналовопределялось и контролировалось их издателями — Центральным советом Всесоюзнойпионерской организации имени В.И. Ленина и Центральным комитетом ВЛКСМ. Все этижурналы — продукты советской власти, основная дата их появления — 1924 или 1936год.
Официальное издательскоеопределение журнала «Пионер» такое — ежемесячныйлитературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ иЦентрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина для пионерови школьников. Журнал был основан в 1924 году, и задумывался как «боевойорган» детской коммунистической организации". Даже название для него,по редакционным преданиям, придумала Надежда Константиновна Крупская. С 1924года и по нынешнее время издавался и издается в Москве.
В данной работе мы обратились кдетским периодическим изданиям советского времени, в частности к журналу «Пионер».
Цель нашего исследования — выявить характер влияния советской идеологии на жанрово-тематическоесвоеобразие детской периодики 1951 — 1958 годов, на примере журнала «Пионер».
Нами была выдвинута гипотеза,что жанровая система и тематика публикаций в журнале «Пионер» как«боевом органе» детской коммунистической организации", отвечализадачам прямого влияния советской идеологии, но характер и степень этоговлияния изменялись в зависимости от политического курса.
Мы ставили перед собой задачи:
Изучить содержание журналов за1951, 1953, 1956 и 1958 годы.
Выявить тематику и жанровоесвоеобразие публикаций в журнале изучаемого периода.
Определить способы воздействияна читательскую аудиторию на страницах журнала.
Проанализировать характеридеологического воздействия с точки зрения жанрово-тематического своеобразияпубликаций.
Сопоставить характер и степеньидеологического влияния в периоды 1951 — 1953, 1956 — 1958 годов.
Объектом исследования былвыбрано содержание журнала «Пионер», так как это издание было однимиз самых популярных в то время, что даёт возможность предположить, чтовоздействие на детскую аудиторию было целенаправленным и сильным.
Предметом исследования сталоидеологическое влияние на страницах детской периодики, отраженное в выборе темпубликаций и системе используемых жанров.
Основными методами исследованиябыли выбраны наблюдения и контент-анализ (качественный и количественный анализ).В выборе метода контент-анализа в качестве ведущего метода исследования мыопирались на мнение С.А. Обухова, который утверждал, что «объектомконтент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио — ителепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичныхвыступлений» [12, с.77].
Материалы исследования. Намибыли изучены номера журнала «Пионер» за 1951 год (№№ 1-12), за 1953-й(№№ 1-6), за 1956-й (№№ 1-12), и за 1958 (№№ 1-6). В общей сложности былоисследовано 36 номеров. Выбор журналов был ограничен возможностями Детскойбиблиотеки им. И.А. Крылова, так как в наличие имелись не все подшивки журнала«Пионер» за 50-е годы.
Именно эти периоды были выбраныв качестве исследования не случайно, так как предоставляется интереснымсравнить содержание номеров за период правления И.В. Сталина (1951-1953 гг.) иН.С. Хрущёва (1956-1958 гг.). Поскольку в эти годы происходит очевидная сменаполитического режима и некоторое обновление идеологии, что не могло не отразитьсяна страницах СМИ.
Структура работы. В первой главежурнал «Пионер» рассматривается как «боевой орган» детскойкоммунистической организации". Дается характеристика журнала «Пионер»в свете идеологического курса страны периода 50-х годов ХХ века.
Во второй главе описываетсяжанровое своеобразие и тематика публикаций на страницах журнала «Пионер»в 1951, 1953, 1956, 1958 годов. Приводятся результаты контент-анализа иобобщаются полученные данные. Рассматриваются наиболее характерные способыидеологического влияния средствами публицистики и беллетристики, отраженные настраницах журнала.
В заключении делаются выводы охарактере и степени идеологического влияния в периоды 1951 — 1953, 1956 — 1958годов.
Приводится список использованнойлитературы. В работе имеются Приложения.
Глава 1. Описание системы жанров и тематикипубликаций в журнале «Пионер» 1951-1953 и 1956-1958 годов
По словам редакции,опубликованным на сайте журнала, «Пионер» честно, изо всех сил делалсвое дело, — как он понимал его сам и как учили старшие товарищи. Его страницызапечатлели время таким, каким оно было".
В издании журнала использовалисьопределенные жанры публицистики и беллетристики, доступные детскому восприятию.Ведь как утверждает З.С. Смелкова, «пониманию, доходчивости, легкостиусвоения способствует система жанров как устоявшихся риторических моделейтекстов в сфере журналистики» [15, с.12].
На первой странице журналапубликовались обращения от официальных лиц с пожеланием успехов в учёбе и трудеюным читателям. Печатались статьи и заметки о важных на то время событиях. Например,в номере № 2 за 1951 год, одним из важных событий стал юбилей КлиментаВорошилова: "4 февраля исполнилось 70 лет Клименту ЕфремовичуВорошилову, верному соратнику Ленина и Сталина… Всю свою жизнь с юных летКлимент Ефремович посвятил борьбе за освобождение трудящихся от игакапитализма, за победу Великой Октябрьской социалистической революции, заоборону и укрепление государства, за построение социализма в нашей стране".А в сентябрьском номере за 1951 год публикуется обращение тогдашнегоминистра просвещения РСФСР И.А. Капрова, приуроченное к 1-му сентября.
В связи с «Холодной войной»,объявленной Советскому Союзу, начинается активное обличение капиталистическогорежима США. Чтобы вызвать соответствующее настроение не только у взрослойаудитории, но и у школьников, в журнале появляется рубрика «Рассказы оборцах за мир». Здесь публикуются рассказы и очерки с описанием жизниразличных коммунистов зарубежных стран, борцов за свободу и ярких противниковимпериалистического строя — поэта Пабло Неруда, французского учёного ФредерикаЖолио-Кюри, корейской коммунистке Пак Ден Ая, всемирно известного детскогописателя Джанни Родари.
Вот характерный отрывок израссказа Д. Храбровицкого «Гражданин Франции»: "Чтобы сорватьВторой Всемирный Конгресс сторонников мира, премьер-министр Англии Эттли всамый последний момент запретил большинству делегатов конгресса въезд в страну.Это он сделал по приказу своих хозяев — американских империалистов. Средиделегатов, которым не разрешили приехать в страну, был человек, которого знаютнароды всех стран — известный французский учёный, член двенадцати академиймира, председатель Всемирного Совета Мира Фредерик Жолио-Кюри" (№ 6,1951). Далее в этом рассказе идёт описание биографии и жизнедеятельностиизвестного учёного. Как можно увидеть даже из небольшого отрывка, политикаАмерики очень активно обличается.
В журнале существует несколькопостоянных рубрик. В ряде журналов за 1951 год отчетливо прослеживается рубрика«Советы пионерскому активу».
Изредка печатались сказки илегенды различных народов. Как правило, сказки были либо из тех стран, скоторыми СССР состоял тогда в дружественных отношениях, либо из республикСоветского Союза. В большинстве сказок описывалась победа хитроумных крестьян,находчивых бедняков над жадными и хитрыми богачами.
Ведущими жанрами журналаявлялись повести и рассказы. В каждом номере печатались небольшие рассказы,повествующие о жизни сверстников. Это могли быть и произведения известныхписателей, и рассказы начинающих авторов.
Сюжеты рассказов также былинапрямую связаны с идеологией — печатали рассказы о трудовых подвигах, работе вколхозе (повесть «Беспокойный человек» С. Воронкова №№ 8 — 12, 1951),о героях Октябрьской революции (повесть А. Гайдара «Иртыш» № 10, 1951)и Великой Отечественной войны (повесть Гайдара «Лёня Голиков»№ 4 — 9,1953).
В журнале публиковались такжерассказы о повседневной жизни школьников: «Школа на Имарге» — о жизнишкольников в отдалённом северном уголке страны. (С. Малых, рисунки Е. Васильева).«Андрейкин проступок» (П. Савельев) — история о мальчике, невыполнившем важное поручение, но зато предупредившем об опасности, грозящейколхозу (№8 1951 год).
Изредка публиковались переводызарубежных поэтов и писателей, «проверенных» коммунистов — ПаблоНеруда, Джанни Родари, Цветан Ангелов и др. Кстати, именно в журнале «Пионер»впервые появился роман-сказка Джанни Родари «Чиполлино».
Важное место на страницахжурнала занимают стихотворения. Большая часть их посвящена Родине, пионерам, ихжизни в стране и отчасти жизни за рубежом. Публикуются поэты — представителивсех республик Советского Союза. Например, «Счастливые дети» КудратаХикмата, Узбекистан (№ 9, 1951), «Суворовец» И. Кульской, Украина (№2,1951), «Маленькие колхозники» Петер Силс, Латвия (№ 5, 1953) и др.
Стихотворения в подавляющембольшинстве носят оптимистический характер, написаны доступным и простым языком.Вот, например, стихотворение «Первое мая» Галины Браиловской (№ 4,1951):
Небо сверкает
Густой синевой,
Песня о мире,
Летит над Москвой.
Песня летит
Над стенами Кремля,
Вторит ей вся
Трудовая земля!
Как видно из публикаций журнала,большинство рассказов и статей носят идеологический характер, и даже материалампознавательного характера стараются придать идеологический смысл.
Тесно связанными с идеологией,но не зависящими от политической обстановки, носящими воспитательный характер,можно назвать стихотворения «Всегда готовы», рассказ «Андрейкинпроступок» и сценка «Занятой человек». Кстати, некоторые изподобных произведений не утратили актуальности и в наше время.
В 1953 году у «Пионера натреть увеличился объём (93 страницы), в связи с чем появился новый жанр — очерк.В каждом номере публиковалось сразу несколько различных очерков, посвящённыхразным событиям. Например, „Свет в Нижарове“ Елены Рубцовой (№ 1,1953) — про электростанцию в далеком поселке, открытию которой помогали местныепионеры. „Будущие офицеры“ Ивана Бородулина (№ 2, 1953) — описаниежизни юных суворовцев.
Иногда очерки были посвященыотдельным профессиям и сферам жизни. Например, очерк „Там, где делаютсякниги“ А. Дорохова (№ 5, 1953).
В журналах за 1953 годпечатается больше статей, заметок и рассказов, посвящённых спорту. „СпортсменыЦессиской школы“ Д. Аверина о лыжниках (№ 12, 1953), „Чемпионы лагеря“Л. Крауклите (№ 6, 1953).
Несколько иной облик приобретаютномера журнала „Пионер“, вышедшие в 1956, 1958 годах. В журналахэтого периода уже отсутствуют откровенно агитационные материалы, посвящённыеСталину. Больше всего публикаций, носящих либо познавательный характер, либоповествующих о жизни сверстников.
По-прежнему много места настраницах журнала занимают рассказы и повести, в которых чаще всегодействующими лицами оказываются сверстники читателей, обыкновенные пионеры. Например,»Что случилось с Николенко?" Н. Богданова (№ 1, 1956), «Наподоконнике» Р. Рома (№ 7, 1956), «Гауптвахта» А. Мошковского (№12, 1956).
Все эти рассказы повествуют ослучаях из жизни, о переживаниях и трудностях выбора правильного поступка, одоверии к ближнему.
Пример содержания журнала № 71956.
В начале номера — повесть К. Воронкова,Л. Воронковой, «Рожок зовёт Богатыря» (рис.В. Коровиной).
Большое количествопознавательных материалов — очерк Л. Успенского и К. Шнейдер «Рембрандт»,фрагменты записок путешественников «Рыбы поют в Укаями» из А. Фидлер,(пер. с польского И. Горбачёва и Я. Немчинский), очерки «Карандаш — оружиетуриста» (Е. Рубцова, Д. Соболев), «Путешествие в „странустранностей“ (Р. Измайлова)
Кроме того, опубликованы очеркии статьи о жизни сверстников: „Будущие моряки“ (фотоочерк В. Иванова,А. Старичкова), „Хозяева квартала“ (С. Турбина), „Увлекательнаяохота“ (П. Горохов, учитель 223-й школы г. Москвы) и рассказ „Наподоконнике“ (Р. Рома, рис.Б. Винокурова). Также напечатаны очерки оспорте: „Спорт. Необыкновенный приз“ (А. Красильщиков, фото М. Боташова).
С 1958 года появляются рассказыо комсомольцах. Например, „Маленький доктор“ А. Безуглова (№ 7, 1958),»Подвиг юнги" Ю. Новикова (№8, 1958). И по-прежнему печатаютсярассказы о подвигах, например, «Радист танкера „Туапсе“ АнатолияАграновского (№ 2, 1956).
Появляются новые рубрики. Изновых рубрик самой яркой можно назвать „Клуб Пионера“, где ребятамописывают различные жизненные ситуации, в которых оказываются сверстники, ипредлагают принять участие в дискуссии. Заголовок украшает мальчишка смикрофоном.
Вот пример одной из темразговора „Клуба“: „Сегодня в клубе обсуждаются вопросы: Какты относишься к людям? Как люди относятся к тебе? О настоящих товарищах. Оравнодушии. О том, почему человек иногда остаётся один. В числе гостей нашегоклуба сегодня учительница Майя Бенедиктовна из города Юрюзани, Челябинскойобласти. Майя Бенедиктовна сейчас расскажет вам, ребята, два случая из жизниюрюзанских школьников. Она просит вас хорошенько вникнуть в её рассказ и вместес ней подумать, кто виноват?“ (№3, 1958).
Далее приводятся два случая, сребятами, где бывшие лидеры, активисты остаются совсем одни, без друзей, ипредлагают ребятам разобраться, кто прав, кто нет, высказать своё мнение. Отлица нескольких школьников и взрослых высказываются различные точки зрения. Вконце юным читателям предлагается написать, что они сами думают по этому поводу.
Еще одной новой рубрикой сталистатьи и очерки о комсомоле и комсомольцах. Например, „Документы окомсомоле“ (№ 10, 1958), „Комсомольская слава“ (№ 4, 1958). Номер10 за 1958 год вообще полностью посвящен юбилею ВЛКСМ.
Заметным явлением на страницахжурнала стали сказки, которые широко представлены в этот период. Большое местов журнале отводится сказкам народов СССР и стран мира.
В связи увеличивающейсяпопулярностью и престижностью науки в СССР в журнале за 1958 год появляетсядовольно большое количество публикаций научно-познавательного характера. Очерки»Тайна шестого материка" К. Андреева (№2), «Пчелиный „компас“Г. Голубева (№6), „Наш автомобиль“ А. Некрасова (№ 12). Статьи „Нашизимние гости“ П. Горохова (№ 12), „Необыкновенный сев“ Г. Куликов(№ 11), „Рисунки из Индии“ Кришана Чандра (№ 3).
Появляются очерки о писателях,которые проявили себя в истории как яркие революционеры, — Г. Гейне, Дж. Лондоне,Мате Залке, Эжене Потье, О. Туманяне и др.
Более широко в журналах этогопериода представлены зарубежные авторы. Вообще на страницах журнала периода»оттепели" постепенно «открывается железный занавес». Появляютсярассказы английских и французских писателей («Охота на лягушек» ДжонаГезерингтона (№8, 1956), «Джилли и Джунни» Джеймса Белларда (№5, 1956),«Один из многих» Эмиля Пожеса (№ 11, 1956).
Итак, «Пионер» имелпостоянные рубрики, посвященные школьной и пионерской жизни, официальнымсообщениям, науке и технике, природе, искусству, спорту, детскомухудожественному творчеству и т.д. В этом ракурсе журнал представляетзначительный интерес, так как вообще «журналы дают возможность панорамноговзгляда на социальную ситуацию, комплексного подхода к ее анализу» [16, с.111].
«Пионер» дает максимуминформации из разных сфер жизни.
Прежде всего, основную частьпубликаций занимают рассказы, стихи, очерки и повести о сверстниках, о сегодняшнемдне жизни пионеров, о жизни в школе. Затем дается довольно широкая панорамажизни сверстников и взрослых за рубежом. Читателей знакомят с творчествомзарубежных писателей. Особое внимание уделяется познавательным материалам,способствующим расширению кругозора. Им отводится, как правило, несколькорубрик.
Логика построения номера — традиционнаядля всех периодов издания журнала.
На первых страницах журнала — материал,посвященный различным датам. Оформление номера одинаково: яркая картинка наобложке, история праздника, обращение известного человека в связи с праздником.Затем — стихи, рассказы, рисунки, повести, очерки, фотоснимки. Ни один выпускжурнала не обходится без рубрики, где публикуется читательская корреспонденция.
Анализ содержания журналапозволил определить несколько жанров, составляющих основу публикаций в журнале«Пионер» 50-х годов.
Прежде всего, в журналепубликуются стихотворения. Оговоримся сразу, мы отдаем себе отчет, чтостихотворения — это не жанр, но в данной работе они рассматриваются нами каквид публикации.
В журнале также публикуютсярассказы и повести, а также очерки. Такая жанровая организация позволяла вестиразговор на различные темы.
Заметим, что в публикацияхприменялись определенные способы идеологического воздействия: клише, оценочнаялексика, стереотипы. Также провозглашались общие моральные ценности. В текстахпубликаций создавался эффект соучастия за счет различных обращений, ссылок науважаемых и любимых деятелей истории и культуры, подчеркивания общности интересови ценностных ориентаций автора и читателя (Приложение 1).
Итак, как видим, во всехизученных журналах единая и очень устойчивая структура: заглавная публикация,посвященная значимой для страны дате, постановления или призывы Советапионерской организации или ЦК ВЛКСМ, затем публикации по основным тематическимрубрикам.
«Вспомним, какова былавоспитательно-образовательной среда в стране в середине ХХ века. Школьникам истудентам был доступен калейдоскоп образов ярких, творческих личностей,впечатляющих открытий, изобретений прошлого и настоящего и зажигательныхперспектив. Это были эмоционально заряженные, зажигательные „картинки-мотиваторы“,связанные с различными сферами человеческой деятельности. Они ярко изажигательно транслировались через детскую литературу, телепередачи и даже кино»[10, с.81].
Главными видами литературы,которые использовались в журнале, были публицистика и беллетристика. Выборименно этих видов не случаен.
Публицистика считается вершинойжурналистики, она — незаменимый «инструмент» идеологическоговоздействия. Она незаменима при обращении к «общественно-политическимвопросам современности, текущей жизни общества» [14, с.630].
Естественно публицистическаянаправленность была адаптирована к интересам детской аудитории. «Спецификапублицистики в детских изданиях обусловливается возрастной периодизацией,психологией восприятия детьми текстов и образов. У нее есть даже своеопределение — »художественная публицистика" [6, с.121].
Из публицистики основнымиспользуемым жанром являлся очерк, а также публиковались фельетоны.
Из беллетристики печатаютсястихи, рассказы, повести, т.е. малые литературные жанры, их объем составляетпрактически половину объема издания. Страницы журнала не обходятся безпроизведений советских и зарубежных писателей.
В тоже время беллетристика настраницах издания способствовала привлечению внимания детской аудитории,расширению его популярности. А поскольку русская и советская литературатрадиционно отвечали идеологическим задачам и задачам «сеять разумное,доброе, вечное», то она не только способствовала развлечению юныхчитателей, но их воспитанию.
Обращение к публицистике ибеллетристике в детской периодике не случайно. Именно эти виды литературынаиболее эффективно могут использоваться для идеологического воздействия, дляпропаганды.Глава 2. Сравнительная характеристика соотношенияжанров и тем публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
Сравнивая содержание журналовпериода 1951-1953 и 1956-1958 годов можно увидеть некоторые тенденции к большейдемократизации и открытости более поздних номеров.
В журналах «оттепели» многиерубрики сохранились, но некоторые всё-таки исчезли. Например, нет рубрики«Готов к труду и обороне». Вместо рубрики «Советы пионерскомуактиву» появился «Клуб Пионера», где не просто давались общиерекомендации по организации деятельности, но и обсуждались случаи из жизнисверстников, давались советы.
По сравнению с первой половиной50-х, в несколько раз увеличилось количество очерков. Появилось множествостихотворений и рассказов зарубежных авторов.
Так как журнал сохранилпознавательную функцию, по прежнему наблюдается большое количество материалапознавательного характера — рассказов, статей, очерков и т.д.
В связи с изменением идеологии (благодаряXX Съезду в 1956 перестал существовать культ личности вождя), в журналах за 1956-1958год материалов о Сталине не наблюдается. Хоть и в меньшем количестве, но всё жепродолжают печататься материалы о Ленине. Пропагандируются и новые ценности — например,в связи с Фестивалем Молодёжи увеличивается количество материалов о жизни зарубежом. Сильный акцент ставится на «дружбу народов».
Методом контент-анализа мыизучили жанрово-тематическое своеобразие публикаций журнала «Пионер».В качестве основных тем мы выделили 4 темы: О пионерах, ровесниках, о Родине, особытиях в стране, познавательные (о природе, о животных, науке), ожизни зарубежом, в том числе публикации зарубежных авторов.
Результаты исследования нагляднопредставлены в таблице.
Публикации журнала за 1951, 1953годы Стихотворения Рассказы Повести Очерки О пионерах, ровесниках 20 35 5 6 О Родине, о событиях в стране 7 8 Познавательные (о природе, о животных, науке) 2 55 2 О жизни за рубежом 10 5 1 - Общее количество 39 103 6 8
Публикации журнала за 1956, 1958годы Стихотворения Рассказы Повести Очерки О пионерах, ровесниках 12 31 6 17 О Родине, о событиях в стране 4 2 6 Познавательные (о природе, о животных, науке) 10 51 2 19 О жизни за рубежом 35 9 1 9 Общее количество 61 93 9 51
Как видно из данных таблицы вжурналах 1956-1958 годов более чем в шесть раз увеличилось количество очерков — 51 против 8. За счет очерков наблюдается некоторое уменьшение количестварассказов — от 103 к 93. Почти не претерпевает количественных изменений жанрповести, но расширяется их содержание. Появляются повести о природе и животных.
Заметно уменьшается, посравнению с журналами 1951-1953 годов, количество стихотворений о Родине, особытиях в стране, о вождях, за счет увеличения количества публикаций стихотворенийзарубежных авторов — 10 до 35, стихов о природе и животных — с 2 до 10. Но вцелом в журналах «оттепели» «набор» жанров остаетсятрадиционным и довольно устоявшимся.
На графике (Приложение 2).отражаются колебания количественного соотношения жанров в журналах исследуемогопериода.
Как видим, самая большаяамплитуда колебаний — соотношение количества стихотворений и очерков. Это ещераз подтверждает наши наблюдения и отражает общую тенденцию развития журнала висследуемые периоды. Таким образом, можно сделать вывод, что система жанров вжурналах 1951-1953 и 1956-1958 годов практически не изменялась, так какизменения происходили только в содержательном наполнении жанров.
Следующим этапом анализаявляется сравнение тематики публикаций в журнале «Пионер» периода50-х годов.
Жанрово-тематическое соотношениепубликаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов наглядно представлено вследующих графиках. Для экономии места тематика публикаций указана в графикахцифрами, где 1. Публикации о пионерах, ровесниках.2. О Родине, о событиях встране.3. Познавательные (о природе, животных, науке).4. О жизни за рубежом, втом числе публикации зарубежных авторов.
Поскольку жанр повести в журналепредставлен слабо, не изменялся количественно и в содержании, график составленне был.
Как видно из графика (Приложение3), в 1956-1958 гг., по сравнению с 1951-1953 гг., уменьшилось количествостихотворений о пионерах, и о Родине, о событиях в стране. Напротив, резковозросло число стихотворений природе и животных и о жизни за рубежом.
На графике (Приложение 4) прослеживаетсясоотношение тематики рассказов в журналах изучаемого периода. Число рассказов опионерах и ровесниках в 1956-1958 годах уменьшилось незначительно, так же как иколичество рассказов о природе и животных. Зато значительно уменьшилось числорассказов о Родине, о событиях в стране, тогда как о жизни за рубежом,напротив, значительно возросло.
График соотношения тематикиочерков (Приложение 5) дает представление о происшедших изменениях. В1956-1958 годах количество очерков о пионерах и ровесниках, а также о природе иживотных, значительно возросло. Очерки же о Родине и о жизни за рубежом вообщеначали появляться только в этот период.
Обобщенно соотношение тематикипубликаций изучаемых периодов можно представить в следующем графике (Приложение6).
Заключение
Исследование посвящено изучениювлияния советской идеологии на жанровое и тематическое своеобразие детскойпериодики периода 1951-1958 годов ХХ века. Материалом исследования послужилосодержание журнала «Пионер».
Мы исходили из того факта, чтожурналистика играла огромную роль в вопросах пропаганды и идеологическоговоздействия на детскую читательскую аудиторию. И страницы печатных СМИ даютпрекрасную возможность для изучения социально-политических и ценностныхустановок определенного периода жизни общества.
Целью нашего исследования быловыявление характера влияния советской идеологии на жанрово-тематическоесвоеобразие детской периодики 1951 — 1958 годов, на примере одного из главных вто время детских журналов — журнала «Пионер».
Мы изучили содержание журналовза 1951, 1953, 1956 и 1958 годы. Выявили тематику и жанровое своеобразиепубликаций в журнале изучаемого периода. Нами был проанализирован характеридеологического воздействия с точки зрения жанрово-тематического своеобразияпубликаций.
Анализ содержания позволилвыявить основные темы публикаций. Их круг был невелик и из номера в номер неподвергался изменению. Авторы писали в основном о пионерах и ровесниках, оРодине и событиях в стране, о природе и животных, и о жизни за рубежом. Устойчивоежанровое единообразие способствовало определенному стереотипному восприятиюинформации, ее эффективному усвоению читательской аудиторией.
Главными видами литературы,используемой в журнале «Пионер», были публицистика и беллетристикаОбращение к публицистике и беллетристике в журнале не случайно, так как именноэти виды литературы наиболее эффективно могут использоваться дляидеологического воздействия, для пропаганды.
Основными жанрами (видами) публикацийбыли очерки, рассказы, стихотворения и повести. Эта система жанров быладовольно устоявшаяся и неизменная на протяжении всего исследуемого периода. Такоеустойчивое использование одних и тех же жанров способствовало определенномустереотипу восприятия читателями информации журнала, ее доступности дляпонимания и легкости усвоения.
В завершение нашего исследованиямы сопоставили соотношение жанров и тем в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годови выявили определенные различия в количестве и содержании публикаций. Этопозволило сделать выводы, что система жанров в журналах 1951-1953 и 1956-1958годов оставалась неизменной. Изменения касались практически только жанраочерка, за счет активного использования которого в журналах периода «оттепели»удавалось достичь эффекта внимания к каждому отдельному человеку.
Соотношение тем подверглосьгораздо большим изменениям, хотя «набор» их оставался неизменным. Вжурналах 1956-1958 годов незначительное уменьшение количества публикаций оРодине и событиях в стране и по-прежнему обращения к теме о жизни пионерах ировесниках соответствовало общей тенденции к демократизации журнала. Тенденциямбольшей открытости и внимания к науке периода «оттепели» соответствовалорезкое увеличение материалов познавательного плана и освещения жизни за рубежом.
Обобщая анализжанрово-тематического своеобразия журнала «Пионер» за периоды 1951 — 1958 годов, можно сделать следующие выводы.
Издание журнала «Пионер»подвергалось прямому влиянию советской идеологии. Характер и степень этоговлияния изменялись в зависимости от политического курса. В период правленияСталина (1951 — 1953 гг.) идеологическое влияние носило директивный иоткровенно пропагандистский характер. Идеологический упор делался на борьбу задело революции.
В период же «оттепели»(1956 — 1958 гг.) воздействие на читателя стало носить более мягкий характер: обращениек личному примеру, размышления о моральных ценностях. В журналах периодаправления Хрущева расширялась тематика публикаций, открывались новые рубрики. Идеологическийупор делался на мир и дружбу всех народов.
Таким образом, способывоздействия на читательскую аудиторию журнала «Пионер» изменялись, вто время как само идеологическое воздействие оставалось неизменным.
Наше исследование позволилосделать выводы о том, что жанровая система и тематика публикаций в журнале«Пионер» отвечала задачам прямого влияния советской идеологии, нохарактер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политическогокурса.
Литература
1. Акопов Л.И. Периодические издания: Учеб. — метод. пособ. — Ростов-на-Дону,1995. -226 с.
2. Анненкова И.В. Риторика для журналистов. Историко-культурный,теоретический и практический аспекты: Учебное пособие с приложениями. — М.: МедиаМир,2006. -164 с.
3. Большой энциклопедический словарь /гл. редактор А.М. Прохоров/ — 2-е изд.перераб. и дополнен. — М.: Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2004г. — 1456 с.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче…: Кн. Длявнеклассного чтения учащихся 8 — 10 кл. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
5. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., Изд-во Михайлова В.А. 2004. — 128 с.
6. Дети и библиотека в меняющейся медиасреде. — М.: Школьная библиотека, — 2004.- 335 с.
7. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации.М.,1984.
8. Кузнецов Г.В. История отечественной журналистики (1917 — 2000). Учеб. комплекс.Учеб. пособ. — М., 2003. — 64 с.
9. Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечегопенять. // Народное образование. — 2004. — № 8. С.233-241.
10. Лебедев М. Россия: первые периодические издания для детей. // Дошкольноевоспитание. — 1998. — № 11. С.80-83.
11. Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб. Изд.«Питер», 2004.
12. Обухов А.С. Введение в психологическое исследование: анализ продуктовдеятельности // Исследовательская работа школьников. — 2007. — № 1. С.76 — 81.
13. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. — М., 1982.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов ифразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языкаим.В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: «А ТЕМП», 2004. — 944 с.
15. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрамигазеты: Учебное пособие / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова.- 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 320 с.
16. Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор иклассификация // Начальная школа. — №1-2003, с.108 — 114.
17. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы.// Школьная библиотека. — 2003. — № 8. С.46-53.
18. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии,рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологи. М., 2006.
19. www.Pioneer-magazine.ru.
Приложения
Приложение 1
Основные идеологические приёмы,
используемые на страницахжурнала «Пионер»
Чтобы влияние на аудиториюдостигло наибольшего эффекта, были использованы некоторые идеологические приёмывоздействия.
Например, характерноиспользование клише, таких как борцы за мир (часто — по отношению кзарубежным сторонникам коммунистического режима),юные ленинцы (поотношению к пионерам), дружба народов.
Также получила распространениеоценочная лексика:
по отношению к самим пионерам: Достойныесверстники Павлика Морозова, верные помощники коммунистам, Пионеры — носителикультуры;
по отношению к вождям: Высокий,светлый пример жизни Ленина, отец, друг, вождь советского народа, мудрыйучитель советской молодёжи (о Сталине);
по отношению к деятельностипионеров и комсомольцев: Смело работать, смело жить; неустанно помогать,умереть смертью, достойной комсомольцев; Верные помощники отцов в великихстройках коммунизма;
по отношению к Советскому Союзу:Великая стройка, Великая страна социализма, Доблестная Советская Армия,Любимая Родина — оплот мира и труда, Наша Родина — надежда и гордость всегочеловечества.
По отношению к противникамСоветского Союза строя использовались резко отрицательная характеристика, вкупес различными стереотипами: Капиталисты — злейшие враги народов, сеющиесмерть и разрушение, продажные правители, все и всяческие угнетатели,враждебная злая сила, поджигатели войны
Также в случае повествования особытиях, произошедших в гражданскую войну, противники Красной Армии и Ленинаполучали довольно нелестную оценку: бандиты, преступники. Например,самым «мягким» определением по отношению к кулакам было злые люди.
Характерно утверждениесобственного благородства: Наш народ — верный и непоколебимый защитник мира.Хозяин — советский человек.
Провозглашаются общие моральныеценности: Стремление к общему благу, Великая цель — коммунизм, Дружныйколлектив.
Наконец, очень часто в авторыстатей, очерков ссылались на авторитеты: Слова И.В. Сталина, Заветы Ильича. Высокий,светлый пример жизни Ленина.
Приложение 2
Количественное соотношениежанров публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
/>
Приложение 3
Жанрово-тематическое соотношениепубликаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
/>
Приложение 4
Жанрово-тематическое соотношениепубликаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
/>
Приложение 5
Жанрово-тематическое соотношениепубликаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
/>
Приложение 6
Тематическое соотношениепубликаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
/>