Реферат по предмету "История"


Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования

Планреферата:
 
Введение
1.Версальский мирный договор
1.1Четырнадцать пунктов Вудро Вильсона
1.2Парижская мирная конференция
1.3Сен–Жерменский мирный договор
1.4Нёйиский мирный договор
1.5Трианонский мирный договор
1.6Севрский мирный договор
1.7Лозаннский мирный договор
1.8  ЛигаНаций
2.Вашингтонская конференция 1921-1922
2.1Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования
2.2Следствия Версальского договора
Списоклитературы

 
Введение
Перваямировая война принесла с собой неисчислимые бедствия: людские потери исчислялисьболее 10 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых и искалеченных. Для военных нуждиспользовались все материальные ресурсы воюющих держав. Невиданные расходыпревратили в должников даже Францию и Великобританию. Одержав столь дорогуюпобеду, страны Антанты приступили к определению судеб послевоенного мира.
Для окончательногооформления итогов первой мировой войны в июне 1919 г. в Версале собралась международнаяконференция. Подписанный 28 июня мирный договор с Германией основательноперекроил политическую карту мира.
Советская Россияотказалась от участия в Версальской конференции, хотя и была на нее приглашена.Но Брестский мир она аннулировала еще 13 ноября 1918 г., как только в Германиипала империя и было подписано Компьенское перемирие. Правда, России удалосьвернуть лишь часть потерянных территорий.
Участники Версальскойконференции видели свою задачу не только в перекройке границ. Масштабы жертв и разрушений,причиненных минувшей войной, вновь поставили на повестку дня задачу создания надежнойсистемы международной безопасности и стабильности. При этом США и ведущие европейскиедержавы намеревались, став гарантами такой системы, упрочить свои политическиепозиции.
Однако в процессе послевоенногомирного урегулирования выявились серьезные противоречия не только междупобежденными и победителями, но и в стане последних. В частности, США, Англия идругие европейские державы были обеспокоены усилением позиций Японии на ДальнемВостоке.
В ходе Парижской иВерсальской конференций японцам удалось закрепить за собой свои приобретения вКитае и на Тихом океане. Но в те годы США все больше ощущали себя “хозяевами”на международной арене. И до войны, занимая первое место в мире, они понесли в ходеее наименьшие потери, а общая задолженность европейских стран американцамвыросла до 20 млрд. долларов. Ясно было, что США попытаются извлечь выгоду изтакой ситуации.
 

 
1.Версальский мирный договор
 
Версальскиймирный договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914-18, былподписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) Соединёнными Штатами Америки,Британской империей (Ллойд-Джордж Дэвид — премьер-министр Великобритании в1916-1922 ), Францией (Клемансо Жорж ), Италией (Витторио Эмануэле Орландо- итальянскийполитик, Председатель Совета министров Италии в 1917—1919 годах.) и Японией, Бельгией,Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом,Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией,Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, содной стороны, и капитулировавшей Германией — с другой. Он вступил в силу 10января 1920, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзнымидержавами — Великобританией, Францией, Италией и Японией.
ПредставителемСША в Версале был Вильсон Томас Вудро.
ВильсонТомас Вудро (1856-1924). Родился 28 декабря 1856 года в городке Стэнтон, штатВиргиния, в семье пастора Джозефа Раглеса Вильсона, был третьим ребенком. Вчесть деда сына назвали Томасом. Из-за слабого здоровья начальное образованиемальчик получил дома. Томас лишь в 13 лет поступил в школу. Он не блисталуспехами. Любимым занятием мальчика была игра в бейсбол. В конце 1873 годаДжозеф Вильсон послал сына учиться в колледж Дэвидсона (Северная Каролина), вкотором готовили служителей пресвитерианской церкви. Летом 1874 года Вильсониз-за болезни покинул колледж и вернулся к своим родным. Он посещал церковь ислушал проповеди отца в богатом приходе. В 1875 году Вильсон поступил вПринстонский колледж, где особое внимание уделял государствоведению. В 1879году Вильсон продолжил образование в юридической школе Виргинскогоуниверситета. Но в конце следующего года он заболел и вернулся в Уилмингтон,где в течение трех лет занимался самостоятельно, изучая право, историю, политическуюжизнь США и Англии. Во время учебы в Виргинском университете Вильсон влюбился всвою двоюродную сестру Генриетту Вудро. Однако Генриетта, ссылаясь на близкоеродство с Вильсоном, отказалась выйти за него замуж. В память о своем первомромане молодой человек в 1882 году принял имя Вудро. Летом 1882 года он прибылв Атланту, где вскоре успешно сдал экзамен на право заниматься юридическойпрактикой.
ВудроВильсон был 28-м президентом США (1913-1921) от Демократической партии.Инициатор вступления США в первую мировую войну. Профессор истории иполитической экономии. В 1910 г. избирается губернатором одного из Штатов. В1912 г. проходит в президенты, как кандидат демократической партии. С началамировой войны, когда нейтральная Америка наживает на военных заказах миллиардыдолларов, Вильсон выступает апостолом пацифизма. Это не помешало ему в 1917 г.вступить в войну на стороне Антанты, когда объявленная Германией неограниченнаяподводная война поставила под угрозу американскую торговлю с Европой. 18 января1918 г. Вильсон выставляет свою программу мира, сформулированную в знаменитых14 пунктах, в которых говорится о демократическом мире без аннексий иконтрибуций и т. д., а также выступает с проектом Лиги Наций, которая якобыдолжна умиротворить мир. Насколько его программа была лицемерна, показывает тотфакт, что само правительство Соединенных Штатов отказалось вступить в ЛигуНаций.
 
1.1 Четырнадцать пунктов президентаСША В. Вильсона
Обусловиях мира из его послания Конгрессу от 8 января 1918 г.:
1.Открытые мирные договоры, открыто обсужденные, после которых не будет никакихтайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будетдействовать откровенно и на виду у всех.
2.Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное,так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью илиполностью закрыты в международном порядке для исполнения международныхдоговоров.
3.Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установлениеравенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих своиусилия к поддержанию такового.
4.Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены допредельного минимума, совместимого с государственной безопасностью.
5.Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всехколониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что приразрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должныиметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями тогоправительства, права которого должны быть определены.
6.Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающихРоссию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие состороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможностипринять независимое решение, относительно ее собственного политическогоразвития, ее национальной политики и обеспечение ей радушного приема всообществе свободных наций, при том образе правления, который она сама для себяизберет. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем онануждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, еесестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания имиее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а такжепоказателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.
7.Бельгия, — весь мир согласится, — должна быть эвакуирована и восстановлена, безпопытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другимисвободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужитьк восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они самиустановили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Безэтого целительного акта все построение и все действие международного правабудет навсегда поражено.
8.Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные частивозвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношенииЭльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно бытьисправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересахвсех.
9.Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимыхнациональных границ.
10.Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным иобеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.
11.Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы. Занятые территориидолжны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежныйдоступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны бытьопределены дружественным путем в соответствии с исторически установленнымипринципами принадлежности и национальности. Должны быть установленымеждународные гарантии политической и экономической независимости итерриториальной целости различных балканских государств.
12.Турецкие части Оттоманской империи, в современном ее составе, должны получитьобеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиесяпод властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования иабсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны бытьпостоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций подмеждународными гарантиями.
13.Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать всебя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен бытьобеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическаянезависимость которого, равно как и территориальная целостность, должны бытьгарантированы международным договором.
14.Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов вцелях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальнойцелости как больших, так и малых государств.
РечьВильсона вызвала неоднозначную реакцию, как в самих США, так и у их союзников.Франция хотела получить от Германии репарации, поскольку французская промышленностьи сельское хозяйство были уничтожены войной, а Великобритания как самаямогущественная военно-морская держава не хотела свободы мореплавания. Вильсоншёл на компромиссы с Клемансо, Ллойдом Джорджем и другими европейскими лидерамив ходе Парижских мирных переговоров, стараясь, чтобы четырнадцатый пунктвсё-таки был выполнен, и Лига Наций была создана. В конце концов соглашение оЛиге Наций было провалено Конгрессом, а в Европе только 4 из 14 тезисов быливоплощены в жизнь.
ЦельюВерсальского мирного договора был, во-первых, переделмира в пользу держав-победительниц и, во-вторых, — предотвращение возможной вбудущем военной угрозы со стороны Германии. В целом статьи договора можноразделить на несколько групп.
1.Германия потеряла часть своих земель в Европе:
—Франции возвращались Эльзас и Лотарингия (в границах 1870);
—Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемая нейтральная ипрусская части Морене;
—Польше — Познань, часть Поморья и другие территории Западной Пруссии;
—г. Данциг (Гданьск) и его округ объявлялся «вольным городом»;
—г. Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц (в феврале 1923присоединён к Литве).
Государственнаяпринадлежность Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должнабыла определяться плебисцитом (от лат. plebiscitum: plebs — простой народ +scitum — решение, постановление — один из видов народного голосования, вмеждународных отношениях применяется при опросе населения территории о еёпринадлежности к тому или иному государству).
Витоге:
—часть Шлезвига перешла к Дании (1920г.);
—часть Верхней Силезии — к Польше (1921г.);
—также небольшой участок Силезской территории отошёл к Чехословакии;
—южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии.
УГермании же остались и исконные польские земли — на правом берегу Одера, НижняяСилезия, большая часть Верхней Силезии и др. Саар переходил на 15 лет под управлениеЛиги Наций, по истечении этого срока судьба Саара должна была решаться такжепутём плебисцита. На этот срок угольные шахты Саара (богатейший угольныйбассейн Европы) передавались в собственность Франции.
2.Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены междуглавными державами-победительницами. Передел германских колоний был осуществленследующим образом:
ВАфрике
—Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании;
—район Руанда-Урунди — подмандатной территорией Бельгии;
—«Треугольник Кионга» (Ю.-В. Африка) был передан Португалии (названныетерритории ранее составляли Германскую Восточную Африку); — Великобритания иФранция разделили Того и Камерун; — ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку;
—Франции получила протекторат над Марокко;
—Германия отказывалась от всех договоров и соглашений с Либерией;
НаТихом океане
—в качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германииострова севернее экватора;
—к Австралийскому Союзу — Германская Новая Гвинея; — к Новой Зеландии — островаСамоа.
—права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходилик Японии (вследствие чего Версальский договор не был подписан Китаем);
ТакжеГермания отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от правконсульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме.
Германияпризнавала независимость всех территорий, входивших в состав бывшей РоссийскойИмперии к 1-му августа 1914 года, а также отмену всех договоров, заключённых еюс Советским правительством (в том числе и Брестский мир 1918г.). Германияобязывалась признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся державс государствами, которые образовались или образуются на всей или на частитерриторий бывшей Российской Империи.
3.Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, атакже признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германскаячасть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации,создавая так называемую Рейнскую демилитаризованную зону.
4.Вооруженные силы Германии ограничивались 100-тыс. сухопутной армией;обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегосявоенно-морского флота подлежала передаче победителям. Германия обязывалась возместитьв форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданамистран Антанты в результате военных действий (определение размеров репарацийвозлагалось на особую Репарационную комиссию).
5.Статьи, касающиеся учреждения Лиги Наций
Изгосударств, подписавших договор, США, Хиджаз и Эквадор отказались егоратифицировать. В частности, сенат Соединённых Штатов отказался сделать этоиз-за нежелания связывать себя участием в Лиге Наций, устав которой былсоставной частью Версальского договора. Вместо этого США заключили с Германиейв августе 1921 особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавшийстатей о Лиге Наций.
Отказамериканского Конгресса от ратификации Версальского договора фактически означалвозвращение США к политике изоляционизма. В это время в США существоваласильная оппозиция политике демократической партии и лично президентуВ.Вильсона. Американские консерваторы полагали, что принятие серьёзныхполитических и военных обязательств перед европейскими странами обрекает США нанеоправданные финансовые затраты и (в случае войны) на человеческие жертвы.Выгоды же от вмешательства в европейские проблемы (облегченный доступ на рынкистран Европы и подмандатных территорий Африки и Азии, признание США ведущейдержавой мира и т.п.) не представлялись противникам Вильсона очевидными идостаточными.
Изоляционистскуюоппозицию возглавляло руководство республиканской партии США. Президентаобвинили в том, что Устав Лиги наций кое в чем ограничивает конгресс в сферевнешней политики. Особое раздражение вызывало положение о принятии коллективныхмер в случаях возникновения агрессии. Противники Лиги называли её «обязательством»,покушением на независимость Америки, диктатом Британии и Франции.
Дискуссияв Конгрессе о Версальском договоре началась 10 июля 1919 г. и продолжаласьболее восьми месяцев. После внесения 48 поправок и 4 оговорок сенатскогокомитета по иностранным делам изменения, произведённые в договоре, оказалисьнастолько серьезны, что стали фактически противоречить достигнутым в Парижедоговоренностям. Но ситуацию не изменило даже это: 19 марта 1920 г., несмотряна все внесенные поправки, Сенат отверг резолюцию о ратификации Версальскогодоговора. Таким образом, США, превращавшиеся в сильнейшую страну мира,юридически и во многом фактически оказалась вне Версальского порядка. Этообстоятельство не могло не сказаться на перспективах международного развития.
 
1.2Парижская мирная конференция
18января 1919 года в Париже открылась Парижская мирная конференция, созваннаядержавами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров сгосударствами побежденными в 1-й мировой войне 1914-18. Она проходила (снекоторыми перерывами) до 21 января 1920. В работе конференции участвовалиВеликобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Бразилия, британскиедоминионы (Австралия, Канада, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия) и Индия,Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз, Гондурас, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа,Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство,Сиам, Чехословакия, а также государства, находившиеся в состоянии разрывадипломатических отношений с германским блоком (Эквадор, Перу, Боливия иУругвай). Германия и её бывшие союзники были допущены на Парижскую мирную конференциютолько после того, как были выработаны проекты мирных договoров c ними.Советская Россия на конференцию приглашена не была. Главенствующую роль играли Великобритания,Франция и США, главные представители которых — Д. Ллойд Джордж, Жорж Клемансо иВудро Вильсон — в ходе секретных переговоров решал основные вопросыконференции. В итоге были подготовлены:
—Версальский мирный договор с Германией (подписан 28 июня 1919г.);
—Сен-Жерменский мирный договор с Австрией (10 сентября 1919г.);
—Нёйиский мирный договор с Болгарией (27 ноября 1919г.);
—Трианонский мирный договор с Венгрией (4 июня 1920г.);
—Севрский мирный договор с Турцией (10 августа 1920г.).
Такжена парижской мирной конференции было принято решение о создании Лиги Наций иодобрен её Устав, который вошёл составной частью в вышеназванные мирныедоговоры.
1.3Сен-Жерменский мирный договор
Былподписан 10 сентября в 1919г. в Сен-Жермен-ан-Ле (близ Парижа) союзными иобъединившимися державами, с одной стороны, и Австрией — с другой,ратифицирован австрийским Учредительным собранием 17 октября 1919 и вступил всилу 16 июля 1920. Этот договор констатировал распад Австро-Венгерской империи,происшедший после капитуляции Австро-Венгрии 27 октября 1918, в результатекоторого на её территории образовывались следующие государства:
—Австрийская республика;
—Венгрия;
—Чехословакия;
—Сербо-Хорвато-Словенское государство (с октября 1929 — Югославия).
Вдоговор была включена специальная статья, оговаривавшая запрещение нарушениянезависимости Австрии.
ТерриториюАвстрии площадью примерно в 84 тыс. кв. км отныне составляли Верхняя и НижняяАвстрия, Зальцбург, Каринтия, часть Штирии, Форарльберг, Северный Тироль иБургенланд, ранее входивший в состав Венгерского королевства. В районеКлагенфурта (Словенская Каринтия) предусматривалось проведение плебисцита,после которого район в 1920 г. вошёл в состав Австрии.
Чтокасается других земель, ранее составлявших Австро-Венгерскую империю, то ихподелили между соседними государствами следующим образом:
—Италия получала Южный Тироль и часть других территорий бывшей Австро-Венгрии(граница Италии с Сербо-Хорвато-Словенским государством была определенаРапалльским договором 1920);
—к Румынии присоединялась часть бывшего герцогства Буковинского; — границыБуковины предстояло установить впоследствии (при этом игнорировалось требованиеБуковинского народного веча от 3 ноября 1918 о присоединении Северной Буковинык Советской Украине). Австрия обязывалась:
—признать полную силу мирных договоров и дополнительных конвенций, которыезаключены или будут заключены союзными и объединившимися державами с державами,сражавшимися на стороне бывшей АвстроВенгрии;
—признать границы Болгарии, Греции, Венгрии, Польши, Румынии,Сербо-Хорвато-Словенского государства и Чехословакии в том виде, как они будутустановлены главными союзными и объединившимися державами;
—отказаться от всех прав и привилегий на территориях вне своих границ.
—демобилизовать армию, не иметь военной авиации и военного флота, численностьавстрийских вооруженных сил могла составлять не более 30 тыс. человек;
—выплачивать репарации.
 
1.4Нёйиский мирный договор
Былподписан 27 ноября 1919г. в Нёйи-сюр-Сен (Neuilly-sur-Seine, близ Парижа)Болгарией, с одной стороны, и союзными и объединившимися державами — с другой.Договор вступил в силу 9 августа 1920. Поскольку Болгария являлась участницей потерпевшегопоражение в 1-й мировой войне 1914-18 блока Центральных держав, она также лишиласьнекоторых территорий:
—четыре района общей площадью 2566 кв. км с городами Цариброд, Босилеград иСтрумица отошли к Королевству сербов, хорватов и словенцев (с 1929 —Югославия);
—была подтверждена граница с Румынией, установленная Бухарестским мирнымдоговором 1913 (Южная Добруджа осталась за Румынией); — Западная Фракия (8,5тыс. кв. км) — а с нею и выход в Эгейское море — переходила в распоряжение Великобритании,Италии, Франции, США и Японии, обязавшихся гарантировать свободу экономическоговыхода Болгарии к Эгейскому морю (однако передачей Западной Фракии Греции в1920г. данное обязательство было нарушено).
Болгарияобязывалась:
—выплатить репарации в 2,25 млрд. золотых франков;
—ограничить различные виды вооружения и численность армии (не более 20 тыс.чел.), полиции и жандармерии.
Еёхозяйство и финансы были поставлены под контроль Межсоюзной комиссии изпредставителей Великобритании, Франции и Италии.
 
1.5Трианонский мирный договор
Былподписан 4 июня 1920г. в Большом Трианонском (Trianon) дворце Версаля Венгрией,с одной стороны, и союзными и объединившимися державами — с другой, и вступил всилу 26 июля 1921. Фактически этот договор явился юридическим оформлением тогоположения, которое сложилось в результате войны в бассейне Дуная.
Венгрия,как часть потерпевшей поражение Австро-Венгерской империи, понесла следующиетерриториальные потери:
—Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии;
—Хорватия, Бачка и западная часть Баната отошли к Королевству сербов, хорватов исловенцев;
—Словакия и Закарпатская Украина были присоединены к Чехословакии (несмотря навыраженное населением последней желание воссоединиться с Советской Украиной);
—провинция Бургенланд была передана Австрии.
Венгрияотказывалась от прав на порт Риску (Фиуме), а также от всех прав иправооснований на территории бывшей Австро-Венгерской монархии, которые невошли в состав Венгрии; признавала независимость сербохорвато-словенскогогосударства и Чехословакии.
ТакжеВенгрия обязывалась уважать независимость всех территорий, входивших к 1августа 1914 в состав бывшей Российской империи, признать отмену Брестскогомира и признать полную силу всех договоров и соглашений союзных иобъединившихся держав с государствами, которые образовались или образуются навсей или на части территории бывшей Российской империи.
Венгрияотказывалась от всех прав и правооснований или привилегий на территории внеЕвропы, которые могли бы принадлежать бывшей Австро-Венгерской монархии или еёсоюзникам.
Предельнаячисленность венгерской армии определялась в 35 тыс. человек.
 
1.6Севрский мирный договор
Былподписан 10 августа 1920г. в Севре (близ Парижа) султанским правительствомТурции и союзными державами-победительницами в 1-й мировой войне 1914-18 (Великобританией,Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией,Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и дашнакскойАрменией). Ко времени подписания договора большая часть Турции былаоккупирована войсками держав-победительниц. Как и другие потерпевшие поражениев войне государства, Турция понесла ряд территориальных потерь (как земель,непосредственно входивших в состав государства, так и колоний):
—Палестина и Ирак передавались как подмандатные территории Великобритании;
—Сирия и Ливан отошли Франции в качестве подмандатных территорий;
—Египет стал английским протекторатом;
—Италии были переданы Додеканесские острова;
—Восточная Фракия и Эдирне (Адрианополь), Галлипольский полуостров передавалисьГреции.
Зонапроливов (Босфор и Дарданеллы) подлежала полному разоружению и поступала подконтроль созданной Антантой международной Комиссии проливов.
Турцияотказывалась от всяких притязаний на Аравийский полуостров и страны СевернойАфрики и признавала английскую аннексию Кипра. Определение границы междуТурцией и дашнакской Арменией предоставлялось третейскому решению президентаСША, которые рассчитывали получить мандат на Армению.
ОтТурции отделялся Курдистан, границы которого должны были быть определены англо– франко — итальянской комиссией.
Численностьтурецких вооруженных силы ограничивалась 50 тыс. солдат и офицеров, в числокоторых включались и 35 тыс. жандармерии. Также договор лишал Турцию выхода кСредиземному морю.
Фактическисеврский договор предоставлял державам Антанты право вмешиваться во внутренниедела Турции, вызвав настолько сильное возмущение турецкого народа, чтоправительство Великого национального собрания Турции (созданное в апреле1920г.) отвергло договор, и даже султан не решился его ратифицировать.Фактически в стране уже шла гражданская война, в ходе которой верх постепенноодерживали кемалисты (сторонники анкарского правительства). В мае 1920 г. вАнкаре парламентом было сформировано националистическое правительство Кемаля,не признавшее Севрский мирный договор и заявившее, что будет вести борьбу занезависимость турецкого государства в его этнических границах.
Впрочем,этот договор практически сразу после своего подписания перестал устраивать инекоторые из держав-победительниц, так как Франция, а также Италия и США сочли,что сохранение Севрского договора не отвечает их интересам, посколькуВеликобритания, используя Грецию и султанское правительство, стремиласьпревратить Турцию в преимущественную зону своего влияния. Под давлением этихдержав в феврале-марте 1921 г. в Лондоне прошла конференция, имевшая своейцелью смягчить условия Севрского договора, однако договориться державы-победительницыне смогли. Это развязало руки Франции и Италии. 20 октября 1921 г. в Анкаре былподписан сепаратный франко-турецкий договор, по которому Франция не толькопризнала анкарское правительство и отказалась от притязаний на Киликию, но ипередала туркам военные запасы французских оккупационных войск на сумму в 200млн. франков.
Всеэто позволило кемалистам взять военную инициативу в свои руки, и в августе 1922г. турецкие войска перешли в наступление, которое завершилось полным разгромом греческойармии. Греция была выведена из войны; король Константин отрекся от престола,пробританское правительство пало, греческие генералы, виновные в поражении,были переданы суду военного трибунала и по его приговору расстреляны.
15октября 1922 г. было подписано соглашение о перемирии, по которому греческиевойска должны были покинуть как азиатскую, так и европейскую часть территорииТурции в течение 30 дней. Однако войска держав Антанты продолжали оставаться вСтамбуле и зоне Проливов до мирной конференции, которая открылась в Лозанне (Швейцария)20 ноября 1922 г. и с перерывом продолжалась до 24 июля 1923 г. В её работеучаствовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Румыния, Югославия,Япония, США, Турция. Ряд частных вопросов, главным образом экономических,рассматривался при участии делегатов Албании, Бельгии, Болгарии, Испании,Португалии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и СССР. Основными задачами конференциибыли подготовка мирного договора с Турцией и определение режима Черноморскихпроливов.
 
1.7Лозаннский мирный договор
Лозаннскиймирный договор существенно отличался от Севрского. Тур-ция отказалась от своихнетурецких владений, сохранив в основном свои этнические границы игосударственный суверенитет. Были отменены все пункты Севрского договора,касавшиеся зон влияния держав в Анатолии. Турции была возвращена ВосточнаяФракия на европейской стороне Эгейского моря. Державы отказались от своихпритязаний на контроль за внутренней и финансово-экономической политикойТурции. В тексте отсутствовали положения с требованиями самоопределения длякурдов и армянского населения Турции. Все привилегии для иностранцев в Турциибыли отменены.
Турцияпризнала за собой часть старых долгов султанского правительства. Онаотказывалась от прав на все арабские территории, признавала протекторатВеликобритании над Египтом, британскую аннексию Кипра и права Италии наДодеканезские острова и Ливию.
УставЛиги наций в текст Лозаннского мирного договора включен не был (соответственно,его обязательства на Турцию не распространились). Одновременно с мирнымдоговором в Лозанне была подписана и конвенция о режиме Черноморских проливов.Как и в Севрском договоре, зона проливов подлежала демилитаризации и отходилапод контроль специальной международной комиссии. В мирное время через неёсвободно могли проходить торговые и военные корабли любых государств (былиустановлены ограничения по их количеству и общему водоизмещению). Любаянечерноморская держава имела право направлять в Черное море свой флот и дажепостоянно держать его там — однако при условии, что численность кораблей неприбрежных держав не будет превышать флот сильнейшего из прибрежных государств.В военное же время проход через проливы разрешался военным кораблям тольконейтральных стран. Конвенция о режиме проливов была подписана 24 июля 1923Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Болгарией,Югославией и Турцией. Представитель СССР подписал эту конвенцию 1 августа 1923.Правительство СССР, однако, не ратифицировало её, поскольку она предусматриваласвободный проход через Босфор и Дарданеллы не только торговых, но и военныхсудов.
В1936 конвенция о режиме проливов была заменена конвенцией, выработанной наконференции в Монтрё 1936.
Остальныедокументы, подписанные на конференции, касались вопросов возвращения пленных,взаимного обмена греческого и турецкого населения и др.
1.8Лига Наций
 
Вопросо структуре и полномочиях проектируемой Лиги Наций вызвал множество разногласийна Парижской конференции. Целью её создания было развитие международногосотрудничества и предотвращение мировых трагедий, подобных Мировой войне 1914-1919годов. Ещё в ходе I Мировой войны президент США и премьер-министр Британииодобрили идею создания международной организации, которая смогла быпредотвратить повторение войн мирового масштаба.
НаПарижской конференции выяснилось, что существует несколько проектов Лиги Наций.
Французскийпроект Лиги имел антигерманскую направленность. Сама Германия не должна былавходить в эту организацию. При Лиге предлагалось сформировать международныевооруженные силы и международный генеральный штаб. Это оказался единственныйпроект, предусматривавший формирование каких-либо реальных механизмов, которыемогли бы обеспечить выполнение решений организации.
Такойпроект не устраивал ни Англию, ни США — они обе были против созданиямеждународных вооруженных сил, поскольку те неизбежно попадали под контроль Франциикак сильнейшей сухопутной военной державы. К тому же, каждая из них имела свойсобственный проект.
Английскийпроект содержал лишь схему арбитража между крупными державами, которыеобъединялись в союз, целью которого было предотвращение внезапного нападенияодного из членов союза на другого. Английское правительство полагало, что этопозволит сохранить её огромную колониальную империю.
Американскийпроект в отличие от английского, не ограничивал членство в Лиге только крупнымидержавами. Устанавливался принцип взаимных гарантий территориальной целостностии политической независимости всех членов Лиги. Впрочем, возможность пересмотрасуществующих государственных образований и их границ допускалась, при условии,что три четверти делегаций Лиги признают их не соответствующими изменившимсянациональным условиям и принципам самоопределения наций.
Ужев Париже Вильсон составил новый проект устава, включив в него пункты о переходегерманских колоний и бывших владений Османской империи в распоряжение Лиги, стем, чтобы она выдавала мандаты на управления этими территориями малым странам.
Предлагаядопустить в Лигу Германию и малые страны, американцы рассчитывали, что тепопадут в экономическую зависимость от США. Это, вкупе с предусматриваемымуставом Лиги вмешательством в территориальные споры, должно было ослабитьпозиции Англии и Франции.
Вконечном итоге устав Лиги стал компромиссом между английским и американскимпроектами. Работа по Уставу после длительных споров и согласований былазавершена 11 апреля 1919 г. 28 апреля Устав был одобрен конференцией и вошёл вкачестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками— Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский.
УставЛиги предполагал превращение Лиги наций в главный инструмент установления ирегулирования нового мирового порядка. В вводной части Устава провозглашалисьосновные принципы международного сотрудничества для достижения мира ибезопасности:
—противодействие войне;
—развитие открытых и справедливых отношений на основе признания принциповмеждународного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств,вытекающих из международных договоров.
Перваястатья Устава определяла членство в организации. В Лиге было представлено тритипа государств.
Первуюгруппу составляли государства-учредители, подписавшие Устав как часть мирногодоговора и перечисленные в приложении к Версальскому договору. Это были союзныеи присоединившиеся к ним державы.
Втораякатегория состояла из стран, которые не участвовали в Первой мировой войне ипоэтому не входили в список подписавших мирные договоры. В Лигу наций былиприглашены войти (в случае их согласия признать Устав) шесть европейских, шестьлатиноамериканских стран и Персия.
Ктретьей группе относились все остальные государства. Для присоединения к Лигеим было необходимо пройти специальную процедуру голосования и получить согласиене менее двух третей государств, представленных на Ассамблее.
Претендоватьна вступление в Лигу имели право любые государства, доминионы или«самоуправляющиеся» территории, включая колонии (это условие быловведено по предложению Британии специально для упрощения приема в ЛигуБританской Индии.)
Процедуравыхода из Лиги предусматривала заблаговременное (за два года) уведомление обэтом всех остальных участников Лиги. При этом отделяющееся государство было обязанов течение этих двух лет по-прежнему выполнять все требования Устава и другиеранее принятые перед Лигой международные обязательства.
Главнымиорганами Лиги наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат.
Ассамблеяпредставляла из себя собрание, состоявшее из представителей всех членов Лиги, исозывалась, как правило, один раз в год, в сентябре, или при необходимостивсякий раз, когда возникала угроза миру. Ассамблея могла рассматривать любыевопросы, касающиеся «мира во всем мире» и соблюдения договоров. Назаседаниях Ассамблеи делегации стран должны были иметь не более трехпредставителей, и каждая страна имела один голос.
СоветЛиги состоял из постоянных представителей первоначально пяти главных союзных иприсоединившихся держав (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) ичетырех непостоянных, избиравшихся из членов
Лигина Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год ирассматривать широкий круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги иливлиявших на поддержание мира во всем мире и соблюдения договоров. Любоегосударство — член Лиги могло участвовать в заседаниях Совета, если обсуждалсявопрос, затрагивавший его интересы. Правила принятия решений в Лиге регулировалисьпятой статьей Устава. За исключением специально оговоренных случаев, всерешения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, то естьединогласного голосования.
Международныйсекретариат, согласно шестой статье Устава, располагался в Женеве. Он состоялиз генерального секретаря и «тех секретарей и сотрудников, которые могутпотребоваться». Совет назначал генерального секретаря с последующим егоутверждением на Ассамблее.
Государства— члены Лиги признавали, что поддержание мира требует сокращения национальныхвооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальнойбезопасности и международным обязательствам (статья 8). План сокращениявооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам длярассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. ЧленыЛиги обязались также обмениваться «полной и честной» информацией обуровнях вооружений, военных программах и военном производстве.
Однойиз ключевых статей должна была стать десятая статья Устава. В ней говорилось,что государства — члены Лиги принимают на себя обязательства«противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность исуществующую политическую независимость членов Лиги». В случае любой агрессииили опасности её возникновения Совет Лиги должен был определить средства иколлективные действия, с помощью которых можно было выполнить указанные вышеобязательства. Однако, четких гарантий или порядка действий в случае угрозыагрессии статья не предусматривала, в документе не было даже самого определенияагрессии.
Любаявойна или ее угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были статьпредметом обсуждения всей международной организации, которая должна былапредпринимать меры по сохранению мира (статья 11). В случае появления такойопасности генеральный секретарь Лиги обязан был собрать Совет по требованиюодного из членов Лиги. Любая страна — член организации имела право привлечьвнимание Ассамблеи или Совета к любым нарушениям нормальных международныхотношений, угрожающим миру и доброму взаимопониманию народов.
ЧленыЛиги наций (12, 13, 14 статьи) были обязаны передавать спорные вопросы,угрожающие возникновением военных конфликтов, в международный третейский судили на рассмотрение Совета. С момента оглашения решения третейских органов дообъявления войны должно было пройти не менее трех месяцев. Со своей сторонытретейский суд должен был принимать решения в возможно более короткие сроки, аСовет был обязан в течение шести месяцев после обращения к нему одного илиобоих участников конфликта изучить ситуацию и представить Ассамблеесоответствующий доклад. Для решения конфликтов и споров между государствамисоздавался Международный суд в Гааге.
Вслучае развязывания войны государством — членом Лиги такие действия должны былирассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них. Вэтом случае все государства должны были прекратить всякие сношения сагрессором. Совет имел право давать рекомендации правительствамзаинтересованных государств касательно военных мер, необходимых для реализациипринципов Устава Лиги.
Вэту же статью был включен параграф об условиях исключения из Лиги наций государств,нарушивших Устав. Для решения об исключении требовалось большинство голосовчленов Совете при условии, что в дальнейшем это решение было подтверждено всемиостальными членами организации.
Устав(статьи 23, 24, 25) впервые устанавливал правила международного гуманитарногосотрудничества и общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашалисьобеспечивать справедливые и гуманные условия труда для всех мужчин, женщин идетей как в своих собственных странах, так и во всех других странах итерриториях, на которые распространяется их промышленная и коммерческаядеятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создаваласьМеждународная организация труда (МОТ).
Крометого, Лига наций получила права контроля над торговлей опиумом и другимиопасными лекарственными средствами, а также торговлей оружием со странами, вотношении которых «такой контроль необходим в общих интересах». ТакжеЛига должна была добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения кторговле со стороны всех членов организации.
ЧленыЛиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациямиКрасного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничениюэпидемий и «облегчению страданий во всем мире».
В1920-е годы число членов Лиги постоянно росло. Ей действительно удавалосьразрешать некоторые локальные споры. К сожалению, на серьезный международныйуровень Лига наций так и не вышла — её решения просто были бы проигнорированы.Важнейшим направлением деятельности Лиги было предотвращение межгосударственнойагрессии и сохранение послевоенного устройства мира. Однако в 1930-е годыстраны, пострадавшие от жестких условий версальского мира, стали оправляться отудара и начали наращивать свой военный потенциал, на что не последовалосерьёзной реакции ведущих государств мира. А поскольку Лига Наций не могласделать больше, чем страны-участницы, то её протесты просто игнорировались.
Соглашения,принятые в послевоенный период, являлись целым комплексом договорённостей,направленных на разрешение противоречий в Западной Европе, Африке, Ближнем иДальнем Востоке и Тихом океане. В этом смысле Вашингтон был одновременно какпродолжением Версаля, так и началом его пересмотра. ХотяВерсальско-Вашингтонская система очень быстро обнаружила свою недееспособность,она всё же завершила процесс мирного урегулирования и способствовала хоть и временной,но всё же стабилизации.
версальский вильсон лига нация

 
2.Вашингтонская конференция 19921-1922 гг.
 
Цельюконференции было ограничении морских вооружений, проблема Д. Востока и бассейнТихого океана.
Конференцияпроходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.
Вней участвовали: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия,Нидерланды, Бельгия и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договорувсех владения на Тихом океане, и Россия — «ввиду отсутствия единого правительства»— на конференцию приглашены не были. Однако делегация ДальневосточнойРеспублики прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамокофициальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главнымобразом решения о выводе японских войск с её территории.
Всегобыло подписано семь договоров и два дополнительных соглашения.
США,Великобритания, Франция и Япония подписали сроком на 10 лет «договорчетырёх держав» о неприкосновенности островных владений и территорий наТихом океане. Они обязались соблюдать статус-кво в отношении принадлежащих им вТихом океане островов и вступать в переговоры друг с другом в случаевозникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либостраны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждойиз сторон самостоятельно или вместе со всеми.
«Договорчетырёх держав» отменил военно-политический союз Великобритании и Японии,заключённый в 1911 г. Сделано это было для того, чтобы не провоцироватьнедоверие между великими державами. Это решение, принятое под давлением Вашингтона,было неоднозначно воспринято в разных странах. Многие полагали, что наличиесоюза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и моглопомешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем,созданная многосторонняя основа международного регулирования в принципесоздавала более надежную базу для стабилизации обстановки в регионе.
6февраля 1922 г. девять держав — Китай, США, Британская империя, Япония,Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия — подписали договор опринципах политики в китайском вопросе («договор девяти держав»). Онгарантировал суверенитет, независимость и территориальную целостность Китая, обязываяучастников воздерживаться от использования сложной ситуации в Китае дляполучения особых прав и привилегий. Все девять стран подписали также договор,обеспечивавший совместное регулирование китайских тарифов и «равныевозможности» в стране в области торговой и предпринимательскойдеятельности. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государствав случае войны, в которой Китай не участвует.
Поотдельному договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала Китаю суверенитет надШаньдунским полуостровом (переданным ей в Версале в 1919 г.), а также железнуюдорогу Циндао-Цзинань и территорию Цзяочжоу. Глава японской делегации также далобязательство, что японское правительство не будет требовать от китайскогоправительства выполнения пятой группы «Двадцати одного требования» Японии.(«Двадцать одно требование» Японии — требования, предъявленныеЯпонией Китаю 18 января 1915 в целях установления японского господства в Китае,политического и экономического.) Они состояли из 5 групп:
—1-я группа требовала, чтобы Китай безоговорочно признал все условия, о которыхЯпония в будущем договорится на мирной конференции с Германией по вопросу огерманской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами изахвачена японцами в 1914г.;
—2-я группа предусматривала продление срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня(Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;
—3-я группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината всмешанное японо-китайское предприятие; — 4-я группа обязывала Китай непредоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;
—5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении Китаемяпонских советников, создании единой японо-китайской полиции в важнейшихгородах, новых японских железнодорожных концессиях в Китае и т.д.)
6февраля 1922 США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали«Договор пяти держав» об ограничении морских вооружений. Путь к егозаключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от «стандартадвух держав» («two powers standard»), в соответствии с которымВеликобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своеговоенно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместевзятых. Новый план, представленный США, предусматривал установление довольновысокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя квота для нее былапредусмотрена меньшая, чем для США и Британии.
Договорустанавливал пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США —5, Великобритания — 5, Япония — 3, Франция — 1,75, Италия — 1,75.
Договорограничивал размеры судов, подлежащих закладке в будущем. Ни одна из держав недолжна была приобретать или строить линейные су-да водоизмещением более 35 тыс.т. На этом настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевыекорабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметьвозможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий иобратно. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать:
—для США и Великобритании 525 тыс. т, — для Японии 315 тыс. т,
—для Италии и Франции 175 тыс. т.
Устанавливалсятакже тоннаж авианосцев: — для США и Великобритании 135 тыс. т, — для Японии 81тыс. т,
—для Италии и Франции 60 тыс. т.
Впрочем,общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, что фактическисохраняло превосходство флота Великобритании. США, Великобритания и Япониясогласились сохранить статус-кво в вопросе береговых укреплений ивоенно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства вовсех точках региона за исключением ряда оговоренных районов:
—Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне,прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала иГавайских островов. США отказывались от попыток укреплять Алеутские острова, состороны которых они могли угрожать Японии;
—Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островныхвладениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к нейтерриториями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и востровных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы;
—Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах,островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.
Такжеустанавливался десятилетний мораторий на новое строительство судов изамораживалось количество военно-морских баз на Тихом океане.
2.1Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования
Можновыделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирногоурегулирования неустойчивой и неэффективной.
1.Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него«выпадали» СССР и США — две крупнейшие державы, без которыхобеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактическибыла восстановлена многополярная структура европейских отношений в духеевропейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствиена континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическими иным возможностям.
Именноэти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблениюГермании увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшенав размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому жеи сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смоглареализовать в полной мере планы расширения своего влияния.
Ноподобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (местокоторой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскуюбезопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии,и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся отевропейских дел России.
Ксожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатомчего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт междуинтересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев кобъединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет — в тот моментказалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещениемза уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов насотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка втом виде, как он был задуман исходно.
2.Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономическоговзаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственноеразмежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и ВосточнойЕвропе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказаласьтерриторией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг отдруга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остросоперничали не только в политической, но и в экономической области, полностьюсосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для ихпреодоления предпринимать совместные усилия.
Провозглашённыйпринцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть которыйевропейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивостьэкономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятиюсовместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому жеэкономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неёрепарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии сбыстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и вовсей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.
Мировойэкономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений какмежду странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствами. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело ккраху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.
 
2.2 СледствияВерсальского договора
 
· Германияи Советская Россия оказались пострадавшими, что вызвало взаимовыгодноесближение двух стран. Германиястроила на территории СССР запрещенную договором военную технику и обучала своивооруженные силы. СоветскийСоюз получил официальное признание статуса важной европейской страны(1922), в результате его были вынуждены признать также страны Антанты,иначе Германия имела привилегированное положение в торговле с Россией.
· ИСССР, и Германиясчитали Версальский мир несправедливым. Страны Антанты сняли с себя всюответственность за мировую войну, хотя на самом деле это была общеевропейскаятрагедия, и вина за неё лежала на всех участвующих сторонах.
· Слишкомбольшая сумма репарации, взысканной с Германии,привела к инфляции и обнищанию больших масс населения. Можно сказать, чтоблагодаря Версальскому договору возник режим Адольфа Гитлера, выдвинувшегопопулярные лозунги реванша.
· ЛигаНаций, первое рабочее заседание которой состоялось 16 января 1920года в Женеве, шла на поводу у Антанты.Не сумев ограничить агрессию Франции против Германии(оккупация Рурской области в 1923году), Лига Наций утратила авторитет и возможности вмешаться в более серьезныеконфликты 1930-х годов и предотвратить IIмировую войну.
В современнойотечественной историографии как правило условия Версальского мирного договорасчитаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии.Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутристраны, возникновению ультраправых сил и приходу к власти фашистов. Усугубляетситуацию тот факт, что жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должнымобразом не контролировались европейскими державами (или же нарушения ихнамеренно спускались Германии с рук). Как аргумент в пользу второго нередконазывается желание европейских держав использовать гитлеровский режим дляборьбы с СССР. Этим же объясняется Мюнхенское соглашение, по которому ведущиеевропейские страны разрешили нацистской Германии аншлюс Чехословакии, которойони ещё вчера обещали поддержку.

 
Заключение
 
Версальско-Вашингтонскаясистема международных отношений — миропорядок, основы которого были заложеныВерсальским мирным договором 1919 г., договором с союзниками Германии, а такжесоглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1921–1922 гг.Европейская часть этой системы (иначе – Версальская) в значимой мере быласформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображенийстран-победительниц при игнорирования интересов побежденных и вновьобразованных стран (в Европе – 9), что делало эту структуру уязвимой из-затребований ее преобразования и не способствовало долговременной стабильности вмировых делах.
ОтказСША от участия в функционировании Версальской системы, изоляция России иантигерманская направленность превращали ее в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым рос потенциал будущего мирового конфликта. США превратились в великуюдержаву. Тяжёлые для Германии условия Версальского мира (выплата репарацийи пр.) и перенесённое ею национальное унижение породили реваншистскиенастроения, которые стали одной из предпосылок прихода к власти нацистов, развязавших Вторуюмировую войну.
Вашингтонскаясистема, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанскийрегионотличалась несколько большим равновесием, но тоже былане универсальной. Ее нестабильность обусловливали неопределенностьполитического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии иизоляционизм США и пр.
Характернойчертой, Версальской системы, была антисоветская направленность. Самую большуювыгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В этовремя в России шла гражданская война, победа в которой осталась забольшевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения сАфганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установитьдипломатические отношения с Польшей, но Пилсудский (польский государственныйдеятель) вместо этого подписал соглашение с одним из руководителей ЦентральнойРады и польские войска вступили на территорию Украины. Россия попыталась вновьприсоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, врезультате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир сПольшей. Польша также сохранила за собой Западную Украину и ЗападнуюБелоруссию.

Список литературы
 
1.  Европав международных отношениях 1917-1939 гг.
2.  Историямеждународных отношений и внешней политики СССР 1917-1987 гг.
Г.Ш. Жамбатырова, К.И. Байзакова,М.Ш. Губайдуллина.
3.  Новейшаяистория стран Европы и Америки. 16-20 века. ( Часть 2). А.М. Родригес
4.  КрахВерсальской системы. Степанов А.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Робоче місце секретаря-референта вплив робочих умов на його роботу та здоровя
Реферат Российская геополитическая стратегия
Реферат Особенности основных организационно-правовых форм хозяйственных обществ
Реферат Героизм русского народа в великой отечественной войне
Реферат «Юридическое обеспечение экономической безопасности предприятия»
Реферат Новогодняя сказка
Реферат Организация сезонной пиццерии
Реферат Методика развития силовых способностей у начинающих спортсменов в пауэрлифтинге
Реферат Аллюминий 3
Реферат Чехов: Душечка
Реферат Untitled Essay Research Paper Melissa ClarkArchetypes in
Реферат Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических
Реферат Отклонение лучей света в космосе
Реферат Документний фонд як інформаційний ресурс
Реферат Азы выживания в экстремальных ситуациях