План контрольной работы:
I. Возникновение и основные этапы политической истории
Волжско-Камской Булгарии.
1. Возникновение Волжско-Камской Булгарии.
2. Образование и развитиеБулгарского государства ( IX-XII в.в.).
3. Монгольское нашествие (XIII в.).
4. Казанское ханство (XIV — XV в.в.).
II. Подготовкаи принятие Конституции Республики Татарстан.
1. Декларация «Огосударственном суверенитете ТССР» (1990 г.)
2. Проект КонституцииРеспублики Татарстан (1992г.)
3. Татарстан — как субъектРоссийской Федерации
Вопрос I
История Волжско-Камской Булгарии,насчитывающей многиe столетия,это история народов Среднего Поволжья, и прежде всего поволжских татар,получивших свое этническое признание в составе этого государства. Булгариязанимала один из наиболее благоприятных в географическом отношении районовВосточной Европы — район слияния Камы с Волгой, где находился стык торговыхпутей Азии и Европы.
Основная территория государстваограничивалась на западе р. Свиягой, на севере Камой, а позднее Мешой иКазанкой, на востоке Шешмой и Иком, хотя булгары доходили до р. Белой и Яика,на юге — Жигулями. На юго-западе булгаро-буртасские земли простирались дор.Оки.
Под экономическим, культурным иполитическим влиянием Булгарии находились значительно удаленные районы:Прикамье и Среднее поволжье. Основную часть населения составляли тюркоязычныеплемена, финно-угурское население — древние мари, мардва, финские предкичувашей, коми и т.д..
Булгариябыла достаточно развитым в экономическом отношении государством. Основу ееэкономики составляли сельское хозяйство и ремесленные производства.Немаловажную роль имела и торговля, имевшая международное значение. Булгариябыла густонаселенной страной. Археологами только на основной территориидомонгольской булгарии выявлено до 2000 селищ и около 150 городищ. Наиболеекрупным городом Булгарии был Биляр, несколько меньшими города Сувар, ОшельКашан и др.
В период общинной демократии жрецыговорили народу, что на земле надо жить так, как герои верований — духи (алпы)- быть равными. Но это переставало устраивать бывших вождей, становившихсямонархами. В ранне-феодальном обществе монарх еще продолжал советоваться сдружиной, то есть был ограниченным монархом. Но когда военные вожди сталимогущественными, им потребовалось новая религия, которая провозглашала бы их отимени бога единоличными правителями. Такой религией для большой части странЗападной Европы стало христианство, для многих азиатских стран — буддизм, дляБулгарии — ислам.
На территории Булгарии переход отвоенной демократии к феодальному строю начался в VII в до н.э. и закончился в VII в н.э. В VII до н.э.племенным царем Булгарии, которая называлась тогда Идель, провозгласил себябулгарский вождь Буртас. В I-II вв.племенная династия потомков Буртаса, которую называли Сарматской, распалась нанесколько родственных ветвей. В период царствования в Иделе гуннского царяАтиллы (434-453 г.г.) булгарские войска пытались завоевать всю Европу и дошлидо Центральной Франции и окресностей Рима. После смерти Атиллы в Иделевспыхнула гражданская война. От Иделя откололись булгары-буляры, владевшиеПричерноморьем и Приазовьем, а также южные булгары-сувары и утиги, жившие вПредкавказье. Булгарские вожди ожесточенно воевали друг с другом, стремясьзахватить господство на всей прежней территории Иделя.
В середине VI в. вспыхнула междоусобная война в среде центральноазиатскихбулгар. Одна часть этих булгар-тюрки — образовала в Центральной Азии своегосударство Тюрский каганат. Но среди булгар-тюрков небыло единства: ониразделились на группировки — хазар, авар, тюркютов. В 610 году в Крыму сталнезависимым Булгарский бейлик (княжество).
В630 году, когда Тюрский каганат ослабила гражданская война, Курбат подчинилсебе Предкавказье, Нижнее поволжье, Идель, и таким образом вновь обеденил всебывшие владения Идельской державы. Сэтого 630 года Идель стал называться Булгарским государством, Булгарией, а егоправителей — каганами и канами (царями и императорами). Так как Булгария былаочень сильным и крупным раннефеодальным государством, то ее называли так жеУрус — или Кара-Булгар (эти слова по-булгарски означали «великий»). Послесмерти Курбата в 660 г. царем Булгарии стал его старший сын Бат-Боян. Этовызвало недовольство других родственников и они начали гражданскую войну. В 679 году от Великой Булгарии отделяются иобразуют свое Хазарское царство во главе с династией Афшина южные булгары — утригуры и хазары, и часть сувар-барсилов. В 922 году ислам стал государственной религией Булгарии, и с этоговремени государственные посты могли занимать только мусульмане, а немусульманедолжны были платить дополнительный налог — харадж. При этом Булгария была самойверотерпимой страной, и ее граждане при уплате хараджа могли исповедовать любоеверование. Исламские традиции способствовали установлению в Булгарии развитыхфеодальных традиций путем уничтожения остатков первобытно-общинного строя. Наверхней ступени феодальной лестницы стоял царь — по-арабски «эмир», который былверховным владетелем и распределителем всей земли.
Ниже находились религиозные главымусульман страны — «сеиды» и знатные рыцари — аристократы «беки» (князья). Ещениже находились средние и мелкие феодалы «баи». В Булгарии в состав феодалов — баев входили не только средние и мелкие феодалы — рыцари, но и мусульманскоедуховенство (муллы), государственные чиновники, богатые купцы и ремесленники.
Рабами в Булгарии становились чащевсего военнопленные — ведь ислам запрещает брать мусульман в рабы. Но послешести лет работы на хозяина, раб освобождался и становился свободным, но без земли.
Исламские законы строго охраняли праваженщин. Так, булгарская женщина, мусульманка (любой национальности) должна былатрудиться только дома.
Мужчина вБулгарии не мог жениться, пока не подтверждал документами свое финансовоеблагополучие — т.е. возможность содержать жену и детей.
При наличиидемоктатических законов феодальный гнет в Булгарии был более умеренным, чем вдругих странах.
В булгарские земли в поисках лучшейжизни бежало и переселялось много людей из соседнких стран — русских,прибалтов, скандинавов, мордвинов, кочевников и др. При попытках феодальныхвластей и отдельных феодалов повысить налоги, часто вспыхивали народные бунтыи восстания. Но феодализм в Булгарии надо расценивать как шаг булгарскогообщества по пути прогресса.
При феодализме завершилось отделениеремесла и торговли от сельскохозяйственного производства, что привело кувеличению товарного обмена и возникновению городов.
При феодализме появились медресе, сталаразвиваться литература. В период феодализма завершился процесс образования булгарской народности,происходивший на основе включения в состав булгар ряда тюркских,финно-угорских племен.
Главнымизадачами, которые должны были решать булгарские цари, являлись:
· обеспечениеработы государственного аппарата;
· повышениебоеспособности войска;
· содействиеторговле;
Государственный аппарат обеспечивал сборналогов, а войско — безопасность царской власти. Торговля приносила государствунаибольший доход и укрепляло само государство, т.к. усиливала взаимовыгоднуюсвязь между его областями и стимулировала развитие ремесел.
Купцы играли важную роль привозникновении городов. Они были носителями прогресса и влиятельной силойсредневековой Булгарии. Булгария делилась на «или» (губернии), во главе которыхстояли улугбеки, и такое деление она сохраняла до конца XVI в. У русского ибулгарского феодолизма было много общего — ведь территория Руси долгое времявходила в состав Булгарского государства. Основатели правящей княжескойдинастии Руси — Рюриковичи — и многие русские феодалы были булгарами попроисхождению.
Долгое время Булгария удерживала под своейвластью Русь, т.к. через нее проходили торговые пути на Запад, но когдарусские князья дали булгарским купцам большие привелегии, то булгарские цариоставили Русь в покое и даже стали заключать с ней договоры о мире и дружбе.
В 965-969 г.г. булкарские войска, возглавляемые эмиром Талибом, овладелитерриторией Хазарского каганата и присоединили ее к булгарской державе.
Присоединениехазарских владений позволило Булгарии контролировать все главные торговые пути, связывающие Европу с Азией, что принесло булгарскому государству немалуювыгоду и позволило вновь стать великой державой.
Наивысшего расцвета Булгарская державадостигла в период царствования эмира Габдуллы Чельбира (1178-1225 г.г.). Принем территория Булгарии простиралась отгорода Сары Керман (Севастополь) доЕнисея и от Северного Ледовитого океана до Булгарского моря (Каспийского) иозера Балхаш, а число городов достигло двухсот. В X-XIII в. Булгария становится опять великой державой в результатеполитики булгарских царей, направленной на преимущественное развитиегосударственного аппарата, войска и торговли.
Монголы появляются на исторической аренев XI — XII в.в.,когда ими в степях Центральной Азии было образованно варварское полукочевоегосударство. В конце XII в. иначале XIII в. монголы во главе сЧингиз-ханом начинают свое «завоевывание» мира. Одними из первых они покоряютсоседние племена, среди которых наиболее многочисленными были татары.Татарские племена были включены на правах подчиненых в состав монгольскихвойск.
В 1206 — 1220 г.г. монголы завоевали всестраны Средней Азии и Ирана. В июне 1223 г. монголы в битве на р.Калке нанесли поражение Русско-Половецким войскам.Затем они пошли по Волге на Булгарию. Осенью 1223 г. булгары вышли навстречумонголам, устроили засады, затем окружив их разгромили.
Кратковременную передышку булгарыиспользовали для подготовки к обороне. Город Биляр обносится третьей линиейземляных валов.В 1236 г. внук Чингиз-хана Батый захватил и опустошил Булгарию.Город Биляр был полностью разрушен, но население не покорилось. Часть егобежала за Каму на северные земли, а оставшаеся неоднократно поднималивосстания против поработителей. Хотя монголы и захватили страну, но вынужденыбыли сохранить определенную политическую автономию.
В 1251-1262 г.г. во всех покоренныхстранах, в том числе и Булгарии, монголы провели перепись населения в целяхполнейшего охвата покоренных повинностями.
Кромеподатей местным феодалам, булгарское население должно было выплачиватьзолотоордынским баскакам десятину, а так же содержать золотоордынскихчиновников, поставлять людей и снаряжение войскам.
Хозяйству иэкономике был нанесен тяжелый урон. Ближе к рубежу XIII — XIV в.в. Булгария испытывает некоторый экономический подъем.
В условиях двойного феодального гнетаначинается процесс закрепощения сельского населения. В этот период наблюдаетсястановление системы землевладения с пожизненым наделением войнов-феодаловземлей и подчиненным населением. Устанавливаются феодальные повинности — натуральный оброк, отработочная рента.
Ремесленное производство, возрожденноево второй половине XIII в.,продолжает традиции домонгольского периода. Усиливается социальное расслоениесреди ремесленников. Из булгарских городов наибольшего расцвета достигает городБулгар, ставщий в XIV в. одним изкрупных городов Европы. Он расположился почти на берегу Волги и принял на себяфункцию столицы Булгарии, а так же стал крупным и известным торговом центром.Город, разделенный на несколько частей, застраивается каменными и кирпичнымизданиями — постройками царского дворца, мечетями, мавзолеями, банями богатыми усадьбами ит.д.. В период Золотой Орды еще болееусиливаются связи Булгарии с тюркоязычными странами. В это время происходитраспад основной территории Булгарии .
Одновременношел процесс выделения этнической основы группы поволжских татар — казанских,завершившийся в условиях Казанского ханства.
Во второй половине XIV в. Золотая Орда в силу внутренних противоречий иблагодаря активному сопротивлению подчиненных ей народов приходит к упадку.
В это времяпроисходит консолидация населения бывшей Булгарии вокруг Казани, ставшей новымполитическим, экономическим и культурным центром страны.
Появлениебулгарского населения в Предкамье, в бассейнах Меши и Казанки, относится еще кдомонгольскому времени. Уже в XI — XII в.в. этиземли были включены в состав Булгарии. После перемещения сюда в конце XIV в.политического центра страны столице Казанского княжества традиционноприсваивается имя Булгара.
Основную территорию Казанского ханствасоставляли северные и правобережно-волжские земли бывшей Булгарии. В сфереэкономического и политического влияния Казани находилась обширная область почтивсего Волго-Камья от Суры на западе и доверховий Камы и Белой на востоке. На данной территории проживали кромеосновного населения — казанских татар — мари, чуваши, предки удмуртов,башкиры. Казанские татары, составляющиеосновное население ханства, сформировались на базе тюркоязычного населенияВолжской Булгарии. Казанское ханство, как государство поволжских татар, не является осколком Золотой Орды.Предпосылки для его образования возникли в Волжской Булгарии задолго до еераспада.
Экономика казанского ханства развивалатрадиции предшествующего времени при этом общественно-политический строй былфеодальным. Классовую структуру общества и государства определяли поземельныеотношения феодального характера. Земля, закрепленная в различные частныевладения и принадлежавшая хану, духовенству, помещикам, ипользовалась крестьянами на общинныхначалах, с условием обязательной платы за землю.
Наиболее крупным феодалом был хан,владевший лучшими и большими землями ханства. Жившие и обрабатывающие эти земли крестьяне обязаны были платить хануясак, а также поставлять воинов. Ханупринадлежала верховная власть в стране, но решения государственного значения онмог принимать лишь с согласия «дивана»-совета при хане, состоящего из наиболеевидных феодалов и представителей высшего духовенства. Для решения важнейшихгосударственных вопросов собирался съезд феодалов, основную массу которыхсоставляли мурзы-дворяне, пожалованные ханом землей за военные и иные заслуги.Они получали землю в наследуемое пользование с прикрепленными к нейкрестьянами и взимали с них налог.Классовое угнетение приводило к частым вооруженным выступлениям крестьян игорожан. Особенно частыми были такие выступления в конце XV в. и первойполовине XVI в..
Значительную часть внешней политикиКазанского ханства составляли отношения с Русским государством. В этот период не стихаютпостоянные междоусобицы и борьба за власть. После смерти Мухамеда-Эмина в 1518г. с новой силой начинается борьба различных феодальных групп (казанской,московской, крымской) за казанский престол. В 1521 г. казанский престол занимает, пришедший из Крыма с военнымотрядом хан Сахиб-Гирей, принявший в 1524 г. вассальную зависимость от Турции.В это время Московский Великий Князь усиливает давление на Казань. Более 20 лет, с небольшими перерывами, продолжалось правление в Казани другого крымчака — Сафа-Гирея. После смерти Сафа-Гирея правление ханством переходит в руки егожены — Сююмбике, продолжившей политику ее мужа.
В период ее правления начинается сериярусских походов на Казань. Первый из них, совершенный зимой 1549-1550 г.г., неувенчался успехом. После этого Иван IV построилукрепленный город на р. Свияге. С основанием Свияжска все волжское правобережье отошло к Москве. В Казани происходитусиление московской группировки, которая приводит к власти наместника присохранении казанской феодальной знати.
Но скоро проявляется недовольствоместных феодалов и знати, и на престол вызывается астраханский царевич Едигер,которого поддерживали крымские, астраханские, ногайские ханы и турецкий султан.
В августе1552 г. огромная армия Ивана IV встопятьдесят тысяч человек окружила Казань, которую защищал четырехтысячныйгарнизон и десять тысяч ополчан.
Казанцы проявили беспримерное мужество ис середины августа до октября отстаивали город. 2 октября 1552 г. Казань палаподвергшись большому разгрому и разграблению.
Новым царем Булгарии стал сеид-эмирХусаин. После ожесточенной войны 1553-1557 г.г. Хусаин потерял всю ЗападнуюБулгарию и вторую столицу Чаллы, после чего отступил в последнюю столицуБулгарского государства — Уфу (Васыл-Балик). В конце 1560 г. Хусаин умер, ипоследним царем Булгарии стал его сын Шейх-Гали.
В двух войнах с Москвой (1569-1574 г.г.и 1579-1584 г.г.) Шейх-Гали попытался вернуть утраченную Западную Булгарию сКазанью, но потерпел поражение. После ухода от него в 1583 г. сибирских полков, возглавляемых ханом Сеидом, положение Шейх-Гали стало отчаенным. В 1584 г. он ушел из пылающей Уфы в Бухару.Русские войска заняли Восточную Булгарию, и вся территория Булгарскогогосударства была включена в состав Московско-Русского государства под названием- Царство Казанское.
Рассматривая становление, развитие,падение и возраждение истории Волжско-Камской Булгарии на протяжении болеепятисотлетнего периода, раскрывается одно из самых раннихфеодально-государственных образований Восточной Европы, прошедшее сложный путьсвоего развития, обусловленный многими историческими фактами, который являетсячастью социальной истории Республики Татарстан.
ВопросII
Ход развития реформ во второй половине 80-х годов, вызвавший глубокие изменения всоциально-политической системе и экономических отношениях, отразился наизменениях, в существующих конституцияхсоветских республик.
Развитие политических событий в начале90-х годов и изменение правового статуса Республики Татарстан, в связи спровозглашением декларации «О государственном суверенитете ТССР»,предопределили историческую необходимость выработки нового Основного Законареспублики.
Декларация«О государственном суверенитете ТССР» — важнейший документ, который являетсяповоротным пунктом в определении государственных приоритетов и перспективразвития Татарстана. Очевидно, что статус автономии с ее усеченными правами несоответствовал интересам и возможностям политического, экономического идуховного развития республики. Верховный Совет Татарстана, реализуянеотъемлемое право татарской нации, всего многонационального народа республикина самоопределение, не нарушая территориальной целостности Российской Федерации, что полностью соответствует нормаммеждународного и конституционного права, принял 30 августа 1990 года Декларациюо государственном суверенитете Республики Татарстан.
Декларация провозглашает, что земля, еенедра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарстана являютсяисключительной собственностью его народа. В этом положении заложен огромный политическийсмысл. Собственность — это материальная основа суверенитета республики. Неменьшую роль играет и его духовная основа — сложившиеся отношения дружбы исогласия между гражданами различных национальностей. Их укреплению служатположения декларации о приоритете прав человека, о равноправии татарского ирусского языков.
Документ исходит из необходимостиформирования новых федеративных отношений в России, укрепления ее как многонационального государства,реформирования федеральных и местных органов власти, установления баланса интересов центра и регионов,осуществления права республик на само определение, самостоятельное решение имиполитических и социально-экономических проблем.
Однако избранный Татарстаном путь наизменение своего статуса устроил не все политические группы. Было немалоразличных обвинений в адрес республики. Политики имперского мышления обвинялиТатарстан в сепаратизме, в стремлении ущемить права и свободы русскоязычногонаселения, обособится в своеобразный узконациональный анклав с перспективой на создание еще одной«горячей точки» в центре России. Но всего этого не произошло.
Всенародным голосованием первым вистории Татарстана Президентом был избран М. Ш. Шаймиев. С его деятельностьюкак главы государства связаны значительные шаги республики по претворению вжизнь идей Декларации. Провозглашенный Декларацией курс получил всеобщуюподдержку на референдуме 21 марта 1992 года.
Последовательно воплощая в жизньосновы, заложенные в Декларации, на основе итогов народного обсуждения, в результате многотрудной работы, 6 ноября 1992 года Верховный Совет республики принял новуюКонституцию Татарстана. В ней нашли отражение современные идеи и принципыпостроения многонационального демократического государства.
День 6 ноября 1992 года стал поистинеисторическим для Республики Татарстан. В этот день была принята новаяКонституция Республики Татарстан, открывшая широкие возможности еегосударственного развития в соответствии с Декларацией о государственномсуверенитете республики и итогами народного голосования (референдума) 21 марта 1992 года. Более двух лет шла работа Конституционной комиссии Республики Татарстан надпроектом нового документа, в ходе которой скрупулезно учитывались данные наукии практики конституционного строительства зарубежных государств, замечания ипредложения граждан республики, поступившие в результате народного обсужденияпроекта Конституции. Проект обсуждался в местных Советах трижды — в мае,сентябре и октябре — ноябре 1992 года — на сессиях Верховного Совета.
Конституционная комиссия с учетомпредложений и замечаний внесла в опубликованный проект около 30 уточнений идополнений в 127 статей. В структурном плане Конституция Республики Татарстансостоит из преамбулы, 7 разделов и 15 глав, включающих 167 статей. Сравниваяконституции Республики Татарстан 1978 и 1992 годов, необходимо отметить, что впоследние годы в действующую Конституцию уже вносились поправки принципиальногохарактера, отражающие преобразования в обществе и государстве. Так, новуюредакцию получили преамбула, многие статьи глав общественно-политическойсистемы, административно-территориального деления, избирательной системы,охраны законности и правопорядка, а также разделов о плане и бюджете, государственных символах республики.Конституционное закрепление нашли такие институты, как Президент, Комитетконституционного надзора, председатели и президиумы Советов. Все эти новшествав той или иной редакции вошли в текст Конституции. Поэтому структура ее вомногом отражает уже сложившиеся реальности.
Новая конституция характеризуетРеспублику Татарстан как суверенное демократическое государство, выражающееволю и интересы всего многонационального народа республики, которому принадлежит власть, от которого исходят суверенитети полномочия государства.
Впервые конституционно сформулированыпринципы правового государства, в соответствии с которыми осуществляетсядеятельность государственных органов. Это — верховенство законов, их неуклонноесоблюдение, разделение, законодательной, исполнительной и судебной властей.Независимость и равновесие трех ветвей власти должны гарантироватьдемократичность и плюрализм общественно-политической системы, обеспечитьсбалансированность интересов различных политических сил и социальных слоевнаселения. Конституция закрепляет взаимную ответственность гражданина игосударства при приоритете прав человека, провозглашает государственнымиязыками Республики Татарстан равноправные русский и татарские языки, закрепляетмногопартийную систему, не допуская создания и деятельности партий, организацийи движений, стремящихся к насильственному изменению конституционного строя ицелостности Республики Татарстан, разжиганию социальной, расовой, национальнойи религиозной розни, запрещает им пользование в этих целях средств массовойинформации.
Основой деятельности государствапровозглашен принцип социальной справедливости. Предусмотрено создание условийдля обеспечения достойного уровня жизни всех слоев населения,социально-экономического и культурного прогресса общества, экологическойбезопасности и рационального землепользования.
Основой экономики Республики Татарстандолжны стать социальное рыночное хозяйство, свобода хозяйственной деятельности.Хозяйственная деятельность в Татарстане основывается на частной,государственной, коммунальной собственности, собственности общественныхобъединений, наряду с которыми допускается и собственность иных государств,международных организаций, иностранныхюридических и физических лиц и т.д.. Собственность неприкосновенна. Она не должна использоваться во вредгосударственным и общественным интересам, правам, свободе и достоинствучеловека, а принудительное отчуждение имущества допускается лишь в особыхслучаях, предусмотренных законом.
Развернуто и на основе международных правовыхактов регламентируются в Конституции отношения между личностью и государством,права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Непросто шло и рассмотрение статьи 23проекта Конституции о гражданстве. Гражданство — важнейший атрибутгосударственности, определяющий права и обязанности людей, их имущественныеотношения, исполнение обязанностей перед республикой, формы защитыличности и т.д. В результате она принятав следующей редакции:
«Республика Татарстан имеет своегражданство. Основания, порядок приобретения и прекращение гражданстваРеспублики Татарстан определяются законом о гражданстве Республики Татарстан.
Граждане Республики Татарстанобладают гражданством Российской Федерации — России.
Граждане Республики Татарстан могутиметь гражданство иных государств, условия осуществления которого определяютсядоговорами и соглашениями Республики Татарстан с другими государствами.Граждане Республики Татарстан могут сохранить двойное гражданство илиотказаться от него.
Каждое лицо имеет право выборагражданства и право изменять его. Лишение гражданства или права на изменениегражданства запрещается».
В конституцию включено важноеположение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права имеютприоритет над законами Республики Татарстан. Именно так обстоит дело сдействием международно-правовых норм на территории многих европейских и другихзарубежных стран.
В отличие от прежней Конституции,предусматривается возможность замены воинской службы выполнением альтернативныхобязанностей в порядке, определяемом законом.
Особое значение имеет третий разделКонституции, посвященный государственному устройству Республики Татарстан, вкотором закрепляется и расшифровывается положение Татарстана как суверенногогосударства. Республика самостоятельно определяет свой государственно-правовойстатус. Подчеркивается, что все законы Республики Татарстан обладаютверховенством на всей ее территории, которая объявляется неприкосновенной.
Дискуссия развернулась вокруг статьи 61(в проекте 66), определяющей характер взаимоотношений Татарстана с РоссийскойФедерацией — Россией. Как известно, эти отношения имеют особое, приоритетноезначение. Их состояние и перспективы развития неоднократно обсуждались наразных уровнях, в том числе и в Верховном Совете, по ним выносилисьсоответствующие политические решения. Для реализации правомерных и естественныхустремлений к повышению своего государственно-правового статуса, реформированиюотношений с Российской Федерацией в цивилизованной форме проводилисьофициальные переговоры Татарстана с делегацией России.
После дебатов, требуемымквалифицированным большинством голосов народных депутатов, была принятаформулировка, согласно которой «Республика Татарстан — суверенное государство,субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией — Россиейна основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения».Данная формулировка исходит из принципов самоопределения народов, ихравноправия, территориальной целостности, сохранения с Россией всестороннихсвязей.
В соответствии с суверенным статусомТатарстана, конституционно закрепляются предметы ведения и полномочияреспублики в полном государственно-правовом объеме.
Самый крупный раздел Конституции — «Организация государственной власти в Республике Татарстан». Конституциясохраняет единую систему Советов народных депутатов как представительных органовгосударственной власти. На их сессиях решаются основные вопросы соответственнореспубликанского и местного значения. Эти вопросы могут выноситься также нареспубликанский и местные референдумы.
Конституционно устанавливается, что визбирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов в депутаты,из Конституции исключается институт наказов избирателей.
Верховный Совет Республики Татарстан,исходя из принципов разделения властей, определяется как высший, постояннодействующий законодательный и контрольный орган государственной властиРеспублики Татарстан, состоящий из 250 депутатов, избираемых по избирательнымокругам.
С повышением статуса республикирасширяется круг конституционных полномочий Верховного Совета (например,установление налогов и иных доходов, поступающих на образование бюджетареспублики, назначение Прокурора республики и т.д.), наполняются новымсодержанием прежние его полномочия. Но главной функцией Верховного Советаостается его законодательная деятельность.
Конституция закрепляет введенное вапреле 1991 года положение ранее действующей Конституции о том, что избираемыйвсенародно Президент является главой государства — Республики Татарстан ивозглавляет систему органов государственного управления. Президент призванвыступать гарантом прав и свобод личности в республике, а также международныхдоговоров Татарстана.
Новым шагом на пути к правовомугосударству, реализации принципа разделения властей является учреждение вКонституции взамен Комитета конституционного надзора нового органа,олицетворяющего судебную власть, — Конституционного суда. Судьи Конституционного суда избираются Верховным Советоми представляются ему Президентом и Председателем Верховного Совета республики вравном количестве. Председатель Конституционного Суда и его заместителиутверждаются Верховным Советом по предложению судей Конституционного Суда.Конституционные судьи несменяемы, независимы и неприкосновенны. Свою главнуюзадачу — защиту конституционного строя — суд решает путем рассмотрения дел оконституционности: международных договоров республики, законов республики и нормативныхпостановлений Верховного Совета, нормативных актов Президента и КабинетаМинистров Республики Татарстан. Конституционный Суд рассматривает также споры окомпетенции между высшими государственными органами власти районов и городовреспубликанского подчинения.
В Конституции усиливаются гарантии правграждан в судебном процессе, гарантии самой судебной власти. Так, устанавливается,что в Республике Татарстан не могут быть образованы суды, наделенные особымиполномочиями. На конституционном уровне предусматривается юридическаяответственность за неисполнение вступивших в законную силу актов судебныхорганов, вмешательство в деятельность судей, проявление неуважения к суду.
Среди государственных символовТатарстана, наряду с государственным флагом и гербом, Конституция впервыеназывает Государственный гимн. Все государственные символы республикиутверждаются Верховным Советом.
Таково краткое политико-правовоеобозрение Основного Закона Республики Татарстан. Новая Конституция важная вехакак в формировании правового демократического государства — РеспубликиТатарстан, так и в обеспечении в ней политической и экономической стабильности,ибо она вселяет в людей уверенность, дает ясные и четкие ответы на ключевыевопросы жизни.
В новой Конституции вызывает особоевнимание развитие взаимоотношений Республики Татарстан с Российской Федерацией- Россией, перспективы Татарстана в деле полной реализации своей международнойкомпетенции.
Понятие - государство, ассоциированное с Российской Федерацией, — свидетельствует прежде всего о единстве, союзе с ней. Оно будет проявляться напринципиально новой основе. Это сохранение единства территории: республика несобирается устанавливать особый государственный режим границ, порядокпередвижения остается свободным, предусмотрено сохранение российскогогражданства, равный статус татарского и русского языков как государственных,сохраняется единое экономическое пространство и рублевая зона, единое военноепространство.
В Татарстане живут люди разныхнациональностей. Учитывая многонациональный состав населения республики, вКонституции очень корректно решаются вопросы статуса личности, чтобы не ранитьнациональное чувство человека. Конституция четко закрепляет, что прямое иликосвенное ограничение прав либо установление преимуществ граждан по расовым,национальным и другим признакам наказывается по закону (ст. 22).
В соответствии с постановлениемВерховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992г. вопрос осуверенитете Республики Татарстан как государства, являющегося субъектоммеждународного права, строящего свои отношения с Российской Федерацией идругими республиками, государствами на основе равноправных договоров, былвынесен на республиканский (РТ) референдум, в ходе которого более половины — 50,3 процента избирательного корпуса республики (61,4 процента от числапроголосовавших избирателей) — ответили на него утвердительно.
Таким образом руководящие органыРеспублики Татарстан получили реальную возможность, опираясь на волеизъявлениебольшинства народа, приступить, с одной стороны, к подготовке новойКонституции, т.е. к прямому конституированию Республики Татарстан каксуверенного государства, с другой — к соответствующим переговорам сруководством Российской Федерации.
Впрочем, первый официальный контакттакого рода состоялся ранее, еще 12-15 августа 1991г. в Москве, где встретилисьделегации РСФСР и Республики Татарстан, причем переговоры были обозначены как«консультации», а по их итогам был подписан только Протокол.
Само содержание Протокола, равно как иформа его изложения свидетельствовали о принципиально новом характере отношениймежду Российской Федерацией и Республикой Татарстан, которые уже во многомутратили характер «властеотношений», о стремлении сторон к равноправномудиалогу и, в тоже время, о сохранении их единства- прежде всего единогоэкономиче