Реферат по предмету "История"


Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века в России

Феодально-крепостническая система в России в условияхвсеобщего кризиса находила формы и методы приспосабливания к капиталистическомупроизводству. Она сумела закрепить рабочих на мануфактурах, вводила колонизациюокраин, приспосабливала их к  феодализму. Разложение феодальных и развитиекапиталистических отношений — единый процесс. Основным очагом для формированиянового способа производства была промышленность, использующая вольнонаемныхрабочих. Капиталистические отношения складывались и в сельском хозяйстве,особенно на окраинах России.
   Поражение России в Крымской войне показало отсталость политического,социального и экономического строя. При сравнивании капиталистической Европы ифеодально-крепостнической России вывод напрашивался сам: будущее принадлежиткапитализму. Поскольку за 1800-1860гг. только в экономическом росте странаотстала от стран Запада многократно(!). Удельный вес России в мировомпромышленном производстве составлял в 1860г. 1,72 %. Он уступал Франции в 7,2раза, Германии — в 9 раз, Англии — в 18. Поражение России открывалобезрадостную перспективу. Перед страной встала социально-политическая проблема,от решения которой зависела дальнейшая судьба России. Первостепенной задачейстала ликвидация крепостного права; второй — ликвидация самодержавия.
          Буржуазные реформы 60-70 годов.
   Социально-экономическое и политическое развитие России,поражение в Крымской войне, массовые крестьянские волнения и возникновениереволюционной ситуации — все это заставило царизм пойти на отмену крепостногоправа и проведение ряда реформ. Для того, чтобы не допустить революции,царскому правительству пришлось приступить к подготовке реформ.
   В конце 50-х годов 19 века царское правительство приступилок разработке проектов реформ. 16 февраля 1858г. бывший секретный комитет былпереименован в главный комитет по “крестьянскому делу”.
   Интересы помещиков различных губерний не совпадали, поэтомубыли подготовлены различные проекты отмены крепостного права.
Помещики нечерноземных губерний предлагали освободитькрестьянина с землей с вознаграждением помещиков за землю, отходящую в наделкрестьянам и за само освобождение крестьян. Выкуп земли осуществлялся самимкрестьянином. Выкуп же крестьянской личности возлагался на государство. Проектпомещиков нечерноземных губерний отражал стремление помещиков получитьмаксимальный выкуп, чтобы организовать свое хозяйство по капиталистическомупринципу.
   Помещики черноземных губерний, где преобладалбарщинная система хозяйства и где земля высоко ценилась, стремились сохранитькак много больше земли в своем владении и наделить крестьян мизерными клочкамиземли, сохранив при этом крестьянское хозяйство. Целью сохранения крестьянскогохозяйства было обеспечение помещика дешевыми рабочими руками.
   Помещики степной полосы — помещики Украины,Северного Кавказа, Заволжья — предлагали освободить крестьян с землей инаделить их гражданскими правами, но для получения крестьянами полной свободы,по их мнению, необходимо установить переходный период в 10-12 лет, во времякоторого сохранялась обязательным барщина и право вотчинной полиции запомещиком.
   Все помещичьи проекты объединяли идеи — не разрушатьпомещичье землевладение, власть помещиков и монархию. Многие помещики вообщевыступали против отмены крепостного права. Основная борьба шла внутригосподствующего класса исключительно из-за меры и формы уступок освобождаемым крестьянам.
   Революционно-демократический лагерь, принимавший участие вобсуждении проектов освобождения крестьян, выступал за полное уничтожениепомещичьей собственности, ликвидацию крепостного строя, за свержениефеодально-крепостнической власти. Сами же крестьяне были устранены от  участияв разработке программ своего освобождения, однако массовые крестьянскиеволнения, охватившие почти всю европейскую часть России, не могли не оказатьвлияния на решение вопроса об их освобождения.
   В марте 1860г. начала свою работу редакционная комиссия,которой поручалось рассматривать все губернские проекты, использовать которыеследовало в законе об освобождении крестьян. Редакционная комиссия сделалапопытку провести в жизнь правительственную линию, выражая классовые интересыпомещиков. Было предложено:
   1)повысить нормы крестьянских наделов по отношению кпредлагаемым помещиками;
   2)создать особое крестьянское общественное управление,подчиняющееся административно-полицейским органам;
   3)отвергнуть все проекты освобождения крестьян без земли.
   Главный комитет рассмотрел проект положения об освобождениикрестьян, подверг его ряду изменений в пользу помещиков, в том числе обратноуменьшив нормы отделения земли крестьянам.
   28 января 1861г. к рассмотрению проекта приступилгосударственный совет. Здесь по предложению землевладельца князя Гагарина впроект было внесено положение, согласно которому помещикам предоставлялосьправо предоставлять крестьянам по соглашению с ними немедленно в собственностьи бесплатно 1/4 надела, то есть крестьяне сразу получали свободу, ликвидироваливсякие обязательства по отношению к помещикам, но оказавшись без средств ксуществованию.
   16 февраля 1861г. государственный комитет, завершивобсуждение проектов положения, предоставил его на утверждение царя. И 19 февраля 1861г. Александр II подписал проект, получивший силу закона. Вэто же день государь подписал манифест, возвещавший об освобождении крестьян.Царское правительство отдавало себе отчет в том, что закон об освобождениикрестьян не удовлетворит их, вызовет массовый протест, поэтому с конца 1860г.во все губернии направлялись генералы и флигель-адъютанты, которые получилиширокие полномочия по борьбе с крестьянскими восстаниями.
   Согласно положению от 19 февраля 1861г. в 45 губернияхевропейской России проживало 22.563.000 крепостных крестьян, 1.467.000 дворовыхи 543.000 прикрепленных к заводам и фабрикам — освобожденных от крепостнойзависимости. По манифесту, крестьяне получили и ряд гражданских прав: они моглизаключать различные гражданские, имущественные, торговые, промышленные сделки,открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия.Однако внеэкономические принуждения сохранялись. В манифесте говорилось, что втечение двух лет крестьяне обязаны отбывать те же повинности, которые были прикрепостном праве. Барщина ограничивалась двумя женскими и тремя мужскими днямитягла со двора, сокращались поборные повинности.
   В период временнообязанного состояния крестьяне по-прежнемубыли подчинены сельским должностным лицам. Сохранялась сословнаянеполноправность крестьян. Они были прикреплены к общине, были низшим податнымсословием, несли рекрутскую и подушную повинности, разного рода денежные инатуральные повинности, подвергались телесным наказаниям.
   Летом 1861г. в бывших помещичьих деревнях появляются органыкрестьянского общественного управления. Крестьяне одной общины составлялисельское общество, несколько сельских обществ образовывали волость. Избиралисьсельские старосты, волостные старшины и волостные суды. Эти органы былиподчинены местной администрации и полиции. Одновременно был создан институтмировых посредников, которые должны были проводить реформы в жизнь. 
   Основным вопросом реформ являлся аграрный вопрос. Согласнозакону, земля принадлежала помещику, который становился ее собственником. До1861г. в России не существовало собственников как таковых. Крестьяне считалисьлишь арендаторами земли и обязаны были отбывать за землю повинность. Чтобы статьполноправным ее собственником, крестьянин должен был выкупить землю у помещика.
   Царское правительство, наделяя крестьян землей,преследовало определенную цель сохранения от разрушения крестьянскогохозяйства. Полное обезземеливание крестьян для помещика было абсолютнополитически и экономически невыгодно. Лишение многомиллионного крестьянстваземли ликвидировало полностью дешевую рабочую силу. Правительство также не былозаинтересовано в полном обеспечении крестьян землей. В этом случае крестьянин становитсяэкономически независимым от помещика. Крестьянам предоставлялось столько земли,что они были привязаны к наделу, одновременно испытывая ее дефицит для того,чтобы прожить от урожая до урожая, не занимая хлеб у помещика.
   Определенные нормы земельного надела зависели от местныхприродных и экономических условий. В нечерноземных и черноземных губернияхкрестьянин мог получить высшую или низшую норму земельного надела (min =(1/3)max нормы). В степных районах крестьяне получали четкую норму земли. Согласнозакону, предусматривалась отрезка от крестьянского надела части земли, если онпревышал указанную норму для данного района, или прирезка, если земли нехватало (примеров прирезки, естественно, было единицы). Отрезать землюразрешалось и тогда, когда у помещика оставалось менее 1/3 части, а в степныхрайонах — 1/2 части земли по отношению ко всей крестьянской. У крестьянина, какправило, отрезалась большая часть земли. В некоторых губерниях отрезали 40-45 %земли. В целом, в результате реформы крестьянское землепользование сократилосьна 20 %.
   Отрезки клиньями входили в крестьянские наделы, не позволяяразумно вести хозяйство, поэтому крестьяне были вынуждены арендовать этивырезки у помещика на кабальных условиях.
   Даже, в итоге, выкупив у помещика свой земельный надел,крестьянин вынужден был отдавать свой надел общине.
   В результате реформ 9.860.000 бывших крепостных крестьянполучили 33,7 млн. десятин земли, когда как 100.500 помещиков получили 69 млн.десятин земли. Реформы 1861г. даже увеличили помещичье землевладение за счеткрестьянского. Дворовые и мелкопоместные (коих было 1.300.000 человек) неполучили ничего.
   Средний надел составлял 3,4 десятины на душу населения,когда как для нормальной жизни требовалось 6-8 десятин. Это привело к полузависимостикрестьян. Повинности в промышленных губерниях составляли 10 рублей в год содной мужской души, в остальных губерниях — 8-9 рублей.
   В итоге крестьяне должны были заплатить государству в виденалогов в течение 49 лет 300 % от первоначальной стоимости их земли. Общаясумма выкупа составляла в золотых рублях 867.000.000 рублей. Рыночная стоимостьземли в 63-67гг. составляла 648.000.000 золотых рублей; с 67 по 1907 годкрестьянство заплатили казне 1.540.570.000 золотых рублей и все еще остались должныгосударству.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные направления денежно-кредитной политики в 2005 г.
Реферат Виды языковых норм
Реферат Теория экономических кризисов
Реферат Компетенция налоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Реферат Роль и основные направления обеспечения конкурентоспособности регионов страны в условиях глобализации
Реферат Получение алканов, алкенов, алкинов. Важнейшие представители. Применение в промышленности
Реферат Изучение двойного лучепреломления наведённого ультразвуком
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Принципы компьютерной обработки статистических данных» Цель и задачи дисциплины
Реферат Abortion Essay Research Paper ABORTION 1
Реферат Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения
Реферат Причини неуспішності учнів та шляхи їх розв язання
Реферат Рекламный бюджет сетей розничной торговли и услуг: возможные методы оценки
Реферат Методы спасения репутации фирмы
Реферат Культура и обычаи древних германцев в англосаксонском эпосе Беовульф
Реферат Структурно функціональні фактори розвитку міжнародного ринку туристичних послуг