Тема: Семьчудес света: древний мир, средние века и наше время.
/>
ДРЕВНИЙМИР
Еще в глубокойдревности люди находили в земле странные каменные предметы, удивительнонапоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники стрел и копий,охотничьи ножи, пилы… Сверхъестественное происхождение подобных находок ни укого не вызывало сомнений. На древнем Востоке поклонялись «громовым топорам»как таинственным и грозным божествам. Древние греки и римляне считали, чтокамни, похожие на наконечники стрел,—«острия громовых стрел»— могут отклонятьудары молний и отводить
вредоносные чары волшебников. Подобные, суевериясохранялись и в средние века.
Лишь в XVI и ХУЦ вв. некоторые ученыеначали наконец догадываться, что «громовые топоры» и «острия молний» созданычеловеческими руками. Такому совершенно новому взгляду способствовали Великиегеографические открытия XVI—XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха' Великихгеографических открытий»). Изумленной Европе открылся целый мир народов,населявших обширные пространства Северо-Восточной и Южной Азии, ТропическойАфрики, Америки, Австралии и Океании. Мореплаватели и землепроходцы сообщаливсе новые и новые сведения о «диких» народностях, которые были незнакомы сдобыванием и употреблением металлов и изготовляли утварь и орудия из камня,кости, дерева и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лондона, Мадрида,Лиссабона, Амстердама и Петербурга появилось множество изделий этих народов.
Оказалось, что каменные орудия «дикарей»удивительно схожи с «громовыми топорами» и «остриями молний». Более того, умногих ученых возникла смелая для этой эпохи мысль о том, что не только орудияиз камня или кости, но и весь образ жизни современных «дикарей» во многом похожна образ жизни первобытных предков цивилизованных народов. В дальнейшемдесятки энтузиастов путешественников и исследователей, собрали богатейшиесведения о «малокультурных», как их тогда называли, народах.
/>
Сцена охоты. Наскальный. рисунок.Мезолит.
32 года среди диких австралийцев
Одним из первых европейцев,кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь диких племен, был Вильям Бакли.В начале XIX в. вместе с другими осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип.Здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскимивластями в далекой Австралии.
Через три месяца Вильям Бакли бежал, нозаблудился в окрестных лесах. Случайно наткнувшиеся на обессилевшего Баклиаборигены (коренные жители Австралии) спасли его от голодной смерти.
Вильям Бакли прожил среди аборигеновЮго-Восточной Австралии 32 года и вернулся в цивилизованный мир уже впреклонном возрасте. Его подробный многодневный рассказ был записан и издан в1835 г.
Аборигены Австралии ничего не знали оземледелии, и у них не было домашних животных, если не считать полудикойсобаки динго. Все орудия они изготовляли из камня, раковин, костей и дерева.Этими грубыми инструментами они мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса,плели мешки и сумки, вили веревки. Огонь добывали трением друг о друга двухпалок.
Из года в год кочевали аборигены в поискахпищи. Охотились на животных и птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапываликорни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых,опустошали птичьи гнезда, отбирали мед у пчел и ос, вылавливали моллюсков иракообразных на морском побережье.
Там, где пищи было много, аборигены разбивали лагерь, задерживаясь на одном месте на два-три дня, а то и на несколькомесяцев. При длительных остановках строили прочные хижины-шалаши, из жердей,веток, камней, земли, торфа.
Посуды для приготовления пищи уавстралийцев не было. Зато каждая австралийская семья имела в своемраспоряжении так называемую зернотерку — большой плоский камень, на которомженщины небольшим булыжником растирали твердые корни и зерна, раскалывалиорехи, дробили кости животных. Корни, клубни, семена предварительно вымачивалив воде или подпекали в костре, а уж затем растирали на камне. Змей сворачиваликольцом и запекали в золе. Мелких животных, птиц, гусениц и улиток жарили науглях. Крупную дичь разрубали на части и жарили на раскалённых камнях, забросавсверху кусками коры и песком.
/>
/>
/>
КАМЕИНЫЕ ОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГОчеловека
/>
/>
Орудия нижнего палеолита.
/>
Как только естественные запасы пищи истощались,люди двигались дальше, захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несликаменные топоры, копья, метательные палицы — бумеранги, палки для добыванияогня;
женщины — корытца из коры, сосуды для воды из сушеныхтыкв, мешки и сумки, плетенные из растительных волокон, зернотерки. Женщиныпереносили и маленьких детей.
Единственной одеждой взрослым служилинаброшенные на плечи и подвязанные спереди у шеи шкуры кенгуру или динго.
Каждая община, т. е. группа совместно живущихлюдей, состояла из некоторого числа семей. Между общинами обычно царил мир.Порой они враждовали, и изредка дело даже доходило до вооруженныхстолкновений. Но чаще общины приглашали друг друга в гости, устраивая время отвремени шумные совместные пиры, празднества, вместе охотились и ловили рыбу,регулярно обменивались пищей и изделиями;
члены соседних общин вступали в браки и т. д.
/>
Орудия мезолита
/>
Орудия неолита, четыре наконечника стрел, шлифованныйтопор, долото.
Аборигены Австралии отнюдь не были каким-тостранным исключением. Со временем племена полубродячих охотников и собирателейбыли обнаружены учеными и путешественниками и во многих других уголках мира:
в Северной и Южной Америке—индейские племена (шошоны,команчи, индейцы Калифорнии,
ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в
Африке — бушмены, вЮго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, ееманги, аэта. Повсюду основныесредства труда этих народов, их хозяйственный и семейный быт, общиннаяорганизация в главных своих чертах, несмотря на тысячи местных особеннегстей,были удивительно похожи.
Длинные дома ирокезов
И все же в новом мире, впервые открывшемся европейцам, племен охотников исобирателей оказалось не так уж много… Большинству народов Азии, Африки,Америки и Океании давно были известны земледелие и скотоводство. Однако многиеиз этих народов не умели еще добывать и обрабатывать металлы, и вся их жизньразительно отличалась от европейской своей простотой и отсутствием эксплуатациичеловека человеком. К числу таких народов относились и ирокезы, племенакоторых в начале XVII в. заселяли обширные пространства по берегамсевероамериканских озер Онтарио и Эри.
Жилиирокезы в так называемых длинных домах. В селении стояло обычно от 10 до 30длинных домов. Каждый из них при ширине в 6—10 м. и высоте до 8 л» былдлиной от 60 до 90 м.
Населениеодного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так называлосьэто домохозяйство — насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е. 10—12 и болеесемей). Всеми домашними делами управляла умная, энергичная, обычно пожилаяженщина, которую выбирали из своей среды замужние ирбкезки.
Подобноаборигенам Австралии, ирокезы изготовляли оружие и орудия из камня, дерева,кости. Но основным источником существования ирокезов были „не готовые дарыприроды, а выращиваемые на предварительно обработанной земле растения. Главнойземледельческой культурой у ирокезов была кукуруза (маис), поля которойзанимали десятки и сотни гектаров. На обширных полях, возделанных ирокезами,росли также тыквы и бобы, на огородах около домов — табак, подсолнечник,земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.
Ирокезыобрабатывали землю главным образом при помощи длинной заостренной палки. Длярыхления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины.и женщины работалисообща, коллективно. Сев продолжался с апреля по июнь;
сбор урожая— с августа по октябрь.
Кукурузухранили в глубоких ямах, выкопанных в сухих песчаных местах и выстланных сухими листьями и еловыми ветвями. Храниликукурузу и в виде длинных гирлянд, которые плели долгими осенними вечерами всежители поселка — мужчины и женщины, молодежь и старики. Сплетенные гирляндыразвешивались под скатами крыш и под специально выстроенными навесами иливнутри жилища в виде своеобразных занавесей. Были у ирокезов и амбары —круглые высокие башни со стенами из коры вяза. Благодаря всему этому ирокезызапасали столько зерна, сколько им было необходимо до нового урожая.
В концеоктября, после уборки кукурузы, мужчины на лыжах отправлялись в леса на охоту.В середине зимы охотники возвращались в селения, нагруженные добычей. Охотадавала не только мясо, но и шкуры, из которых женщины выделывали одежду, обувь,одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу, в реках и озерах.
Примитивноеземледелие лежит в основе хозяйства очень многих народов. Одни из них обитают встранах, где на смену жаркому лету приходит суровая снежная зима, другие — вцарстве вечнозеленой растительности. Одним воды всегда не хватает, другиепостоянно борются с избытком влаги в почве. Но где бы ни жилинароды-земледельцы, их быт, их общественная жизнь, их духовный мир, их связи сдругими народами — все это всегда неизмеримо сложнее, многограннее и богаче,чем у любого народа — охотников и собирателей.
Льюис Генри Морган
Однако вернемся к ирокезам. В ходе европейской колонизации большая частьирокезов была уничтожена или вытеснена со своих племенных территорий. Жалкиеостатки когда-то многолюдных племен доживали свой век в разбросанных иудаленных друг от друга небольших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного, изирокезских поселений в небольшой живописной деревеньке с поэтическим названиемАврора родился будущий неутомимый исследователь культурно отсталых народовЛьюис Генри Морган.
Дети-ирокезыбыли его сверстниками и товарищами по играм. С юношеских лет Морган крепкодружил с Элисрм Паркером — ирокезом из племени сенека. В сопровождении своегодруга Морган посещал селения ирокезов, изучал их прошлое и современный быт, ихобщественные порядки. В 1847 г. некая компания добыла у правительства обманнымпутем договор на уступку ей за ничтожную цену части врритории, ещеостававшейся у племени сеека. Морган выехал в столицу США Вашингтон и добилсярасторжения жульнического |договора.
/>
Один из способов изготовления каменныхорудий (техника отжима).
Ирокезы высоко оценилиуслугу Моргана. |S1 октября 1847 г. вторжественной обстановке |Морган был принят в род Ястреб племени енека иполучил имя Лежащий поперек, что значило в переносном смысле мост, указывая ароль Моргана как посредника между индейцами и «белыми». Став ирокезом, Морганузнал много нового: старики открыли ему немало сведений, державшихся встрожайшем секрете от «бледнолицых»
Исследуяобщественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все взаимоотношения междуирокезами строго зависели от степени IX родства. Кровные родственники овачир образовывалитак называемый род. Каждый род unoa родовое имя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха,Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи, члены одного рода, были обязаны помогать другдругу. Весь род нес ответственность за преступление, совершенное кем-либо изего членов. Деятельностью рода и его сношениями с другими родами руководилродовой совет, в который ходили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина иженщина, принадлежавшие к од ному роду, не имели права вступать в брак. Муж ижена поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья всегда состоялаиз членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родовобразовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племениговорили на одном языке.
Продолжаясвои исследования, Морган обнаружил сходное общественное устройство и уостальных племен североамериканских индейцев. А как обстоит дело у другихнародов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы земли. Полученныеим ответы были удивительно однообразны. Оказалось, что у всех без исключениякультурно отсталых народов —w.у полубродячихохотников и собирателей, и у оседлых земледельцев—племенной строй, родоваяорганизация, отношения родства лежали в основе их общественного устройства. Приэтом чем ближе, чем теснее было родство, тем больше и чаще родичи были обязаныпомогать друг другу. Недаром взаимная помощь, коллективизм отношений былиосновным законом жизни этих народов.
Обдумываяэти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный порядок —обязательный этап.в историческом развитии человеческого общества? Но тогда ондолжен был господствовать в далеком прошлом и у ныне цивилизованных народовЕвропы и азии. С обычным для негоэнтузиазмом и энергией Моргай немедленно обратился к изучению прошлого греков,римлян, германцев. Результаты исследований превзошли самые смелые егоожидания.
В 1877г. в знаменитом труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картинуистории первобытного общества. Морган доказал, что родо-племенной строй иотношения родства определяли в прошлом общественное устройство всех безисключения народов земли.
Материалистическоепонимание истории
Карл Маркс и Фридрих Энгельс высоко оценили научный труд американскогоученого. «Великая заслуга Моргана,— писал Энгельс,— состоит в том, что оноткрыл и восстановил в главных чертах эту доисторическую основу нашей писанойистории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим,доселе неразрешимым загадкам
древней греческой, римской и германской истории».Маркс и Энгельс подошли к выводам Моргана с точки зренияматериалистическогопонимания истории. До Маркса и Энгельса ученые обычно считали, чтоистория, в отличие от природы, не подчиняется никаким законам, а судьбы народовзависят исключительно от прихотей и поступков выдающихся деятелей:
вождей, полководцев, царей и пр.
Маркс и Энгельс впервые доказали, чтоисторический процесс направляется не сознанием и волей отдельных личностей, атеми материальными условиями, в которых люди живут, трудятся, воспитываютсвоих детей. Маркс и Энгельс показали, что образ жизни людей прежде всегозависит от того, каким способом они добывают себе средства к существованию, т.е. от уровня общественного производства.
Мы уже знаем, что ученые, исследуя образжизни культурно отсталых народов, обнаружили значительное сходство в способахведения хозяйства, в общественной жизни и в религии народов, отделенных другот друга морями и океанами, горами и пустынями.
Мы знаем также, что многие современные обычаи,обряды и верования культурно отсталых народов удивительно напоминают обычаи,обряды и верования, о которых упоминается в мифах, легендах и историческихпреданиях цивилизованных народов.
В свете материалистического понимания историиэти удивительные на первый взгляд факты получили объяснение. Все дело в том,что развитие производства и общественных отношений у различных народовподчиняется одним и тем же единым для всего человечества историческим законам.Однако хозяйство и культура у одних народов развиваются быстрее, а у другихмедленнее. Там, где природные условия были более благоприятными, а людей былобольше, развитие производства шло быстрее. И наоборот, там, где природныеусловия были особенно трудными, а людей жило сравнительно мало, производстворазвивалось медленнее. Вот почему наиболее отсталые народы живут в тропическихджунглях, в пустынях, на севе ре Канады или там, где население в течениетысячелетий было изолировано от других народов, как это случилось, например, саборигенами Австралии.
Поэтому-то «дикари» XIX в. и могут служитьсвоеобразным источником наших знаний о далеком прошлом человечества: ведькогда-то наши предки жили так же или, вернее, почти так же, как они.
Материалистическое понимание истории первобытногообщества наиболее четко и полно было изложено Энгельсом в 1884 г. в книге«Происхождение семьи, частной собственности и государства». С тех порнакопилось огромное количество новых сведений о далеком прошлом человечества.Следы существования первобытных людей обнаружены археологами чуть ли не вовсех уголках земли. Число находок непрерывно растет.
Немало новых подробностей узнали за этовремя ученые и о жизни современных культурно отсталых народов. Благодаря всемуэтому наши знания о первобытном обществе стали значительно полнее иконкретнее. Однако книга Энгельса до сих пор по праву остается настольнойкнигой каждого, кто серьезно интересуется историей первобытного общества.
Что такое первобытнообщинный строй
Мы познакомились с историейвозникновения науки о первобытном человечестве. Теперь мы вправе спросить: акак же выглядело первобытное общество в целом и каковы его отличительныечерты?
Весь первоначальный период человеческойистории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей и кончая возникновениемпервых классовых обществ, ученые называют эпохой первобытнообщинного строяили эпохой доклассового общества. Эта самая длительная в истории человечестваэпоха делится на две части. Первая часть охватывает время от очеловеченияобезьяны вплоть до появления человека современного вида; иначе говоря, перваячасть — время становления человека и общества (тод.т. 7 ДЭ, ст. «Происхождениечеловека»). Вторая часть начинается с момента возникновения людей современноговида и кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой главной и самойважной особенностью первобытнообщинного строя было отсутствие эксплуататорови эксплуатируемых, богачей и бедняков. Оказывается, десятки и даже сотни тысячлет люди прекрасно обходились без частной собственности. Люди доклассовогообщества жили сравнительно немногочисленными и относительно самостоятельнымигруппами — общинами. Все члены общины были равны, все без исключенияучаствовали в общественном производстве, сотрудничая друг с другом и помогаядруг другу в беде. Это и понятно: люди мало знали об окружающем их внешнеммире, их
СРЕДНИЕ ВЕКА
Средние века,средневековье—так назвали гуманисты — люди эпохи Возрождения время от паденияЗападной Римской империи до начала Возрождения (XIV—XVI вв.). Гуманисты ставилисебе в заслугу то, что они возродили литературу, науку и искусство древнихгреков и римлян откуда происходит и само название целой исторической эпохи —«Возрождение».
Предшествующийпериод гуманисты считали временем варварства и невежества, когда господствоваливсяческие суеверия, поддерживаемые католической церковью. Период между античнойкультурой и Возрождением гуманисты стали называть средним веком,средневековьем. С XVII в. это название вошло во все учебники истории исохранилось в буржуазной литературе до наших дней. Начало средних них веков буржуазные историки связывают с падением Западной Римской империи (V в. н. э.),
конец — со взятиемКонстантинополя турками (1453) или открытием Колумбом Америки (1492).
Марксистскаяисторическая литература тоже пользуется понятием «средние века», но вкладываетв него другое содержание. Средневековье — это в р е м я господствафеодального строя. По учению Маркса — Энгельса — Ленина, история человеческогообщества развивается закономерно и в своем развитии переходит от одного строяхозяйственных и общественных отношений к другому, более совершенному и прогрессивному.Средние века — период от падения рабовладельческого строя до появления капиталистического.Начало средних веков на территории Европы относится ко времени паденияЗападной Римской империи под ударами варваров, т. е. германцев и славян. С ихприходом пал рабовладельческий строй и начался процесс образования феодальногостроя. Концом средних веков марксистская наука считает время первых буржуазныхреволюций.
Встранах Востока (государствах древней культуры, таких, как Китай, Индия и др.)феодальный строй сложился раньше, чем в Европе, но просуществовал дольше.Страны Востока развивались медленнее, чем европейские, в частности потому, чтоевропейские колонизаторы с XVII в. порабощали и огрубляли эти страны.
Феодальныйстрой отличается от рабовладельческого тем, что трудящиеся уже не рабы, акрепостные, или зависимые, люди, т. е. люди, обязанные жить в определенномместе и работать на определенного господина — сеньора («сеньор» — значитстарший). Положение крепостного и зависимого человека при феодализме немногимлегче, чем раба. Крепостной не мог уйти от своего господина— сеньора. Он былприкреплен к земле, т. е. к своему участку и к своему господину (откуда и самоназвание его— «крепостной»). Крепостной обязан был работать на полях сеньора,или, как говорили на Руси, на своего барина (откуда этот вид работы и назывался— барщина), но, в отличие от раба, крепостной имел собственное хозяйство,которое он вел на участке земли, принадлежавшей господину, имел свою семью(рабы, как правило, не имели семьи).
Иногдакрепостной, кроме барщины или взамен ее, обязан был отдавать господину — сеньоручасть продуктов, которые он получал в своем хозяйстве (оброк), или, как этобыло в более позднее время, платить определенную денежную сумму.
Кромекрепостных, в средние века были крестьяне, которые находились в менее тяжелойзависимости: они несли меньшую барщину, платили меньший оброк, чем крепостные,могли уходить от своего господина и переходить к другому либо уходить назаработки в города.
Так как при всех условияхкрепостной, или зависимый, человек работал не только на господина, но и насебя, то он был больше заинтересован в повышении производительности своего трудчем раб. Поэтому феодальный строй более прогрессивен, чем рабовладельческий.
Эпохафеодализма длилась в Европе свыше тысячи лет. Ее делят на три периода: V—XI вв.- раннее средневековье, когда вся хозяйственна жизнь сосредоточивалась вдеревне; XI—XV вв.- период развитого феодального способа производства, когдаремесло отделилось от сельского хозяйства и появились города как центры ремеслаи торговли; последний период, до середины XVII в.,— разложение феодального строяи появление в недрах феодализма элемент капиталистического хозяйства.
Средниевека — это время крупных крестьянских восстаний против феодалов и феодальныхпорядков, время борьбы горожан с феодала и всего народа с самой реакционнойсилой средневековья—католической церковью. Имей бога церковники внушалиподданным, что их долг — беспрекословно повиноваться господи Тех, кто был сэтим не согласен, предавали пыткам и казням. Вместе с тем история среди) веков— это также история развития просвещения, появления первых школ и университетеОтдельные роднички новой культуры к концу средних веков слились в единый потоки образовали могучее культурное движение, которое зазвали Возрождением.
Всредние века зародились и сформировались современные европейские государствразвилась наука и своеобразное искусство |литература. Со времени буржуазныхреволюций в передовых странах мира установился капиталистический строй игосподство буржуазии. Однако во многих странах Азии и Африки еще и до сих порсохраняются феодальные порядки.
НОВОЕ ВРЕМЯ
Мы живем в эпоху крушения капитализма.Социализм восторжествовал в нашей стране и одержал решающие победы в рядедругих стран. Социалистические революции в странах Европы, Азии и Америкипривели к образованию мировой социалистической системы. Более трети населенияземного шара освободилось от эксплуататоров. СССР—самая передовая страна вмире—уже строит коммунизм. Вопрос о строительстве коммунизма в другихсоциалистических странах стоит на очереди. Мощная волна национально-освободительныхреволюций сметает колониальную систему. В Азии, Африке и Америке идет борьба заосвобождение от колониального ига.
Новая история, или новое время в историичеловечества,—это эпоха капитализма от его возникновения и до начала егокрушения в Октябре 1917 г. Новую историю делят на два периода: от английскойбуржуазной революции середины XVII в. (1640) до Парижской коммуны (1871) и отПарижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции.
Капитализм вступил в период крушения. Надознать историю капитализма. Это поможет нам разобраться во многих событиях нашихдней.
В капиталистическом обществе существуютдва основных класса: буржуазия и пролетариат. Однако населениекапиталистических стран состоит не только из рабочих и буржуазии. Почти во всехстранах есть крестьяне, помещики, мелкие торговцы, ремесленники и др.
Буржуазные ученые говорят, что рабочий«свободен, как птица». Но это не так, хотя наемные рабочие при капитализмелично свободны. Дело в том, что пролетарии не имеют своих средств производстваи своего хозяйства. Фабрики, заводы, шахты, железные дороги принадлежатбуржуазии. Поэтому пролетарий вынужден продавать свою рабочую силупредпринимателю: наниматься на мануфактуру, фабрику, завод,— иначе он и егосемья умрут с голоду.
Капиталистическое производство начало возникатьеще в эпоху феодализма — в средние века. В XVI—XVII вв., после Великих географическихоткрытий, которые проложили морской путь в Азию, Америку, Австралию и Океанию,началось закабаление и ограбление европейскими колонизаторами народов вновьоткрытых
стран. «Рыцари наживы» беспощадно грабили захваченныестраны.
В Англии, Голландии, Франции и другихевропейских государствах, которые захватили колонии, скапливались крупныекапиталы. В XVII в. в ряде стран уже существовали мануфактуры — крупные предприятия,принадлежавшие капиталистам, на которых работали наемные рабочие. Но машины намануфактурах применялись мало. Товары изготовлялись в основном вручную.
Англия была первой страной, где не тольконакопились крупные капиталы у буржуазии, но была и масса свободных рабочих рук:крестьяне, согнанные крупными землевладельцами с земли, вынуждены былиискать работу на мануфактурах, а позднее на фабриках. В середине XVII в. вАнглии произошла буржуазная революция, утвердился новый, капиталистический строй.Английскую революцию считают началом нового времени, хотя в других странахЕвропы и Азии еще продолжали существовать феодальные порядки, а назначительной части территории Африки, Америки и Австралии сохранялсяпервобытнообщинный строй.
Освобожденная революцией от оков феодализма,Англия развивалась быстрее других стран. В последние десятилетия XVIII в. в Англииначался промышленный переворот. Распространение машинного производства и паровоготранспорта ускорило победу капитализма в Европе и США и способствовало.закабалению колоний. В колониальных странах рынки наводнялись привознымифабричными изделиями. Местное ремесло разрушалось, а тысячи ремесленниковразорялись.
Важнейшим событием первого периода новойисторий была буржуазная революция во Франции (1789—1794). Она подняла народныемассы на борьбу против отжившего строя. Революция решительно, до основанияразрушила феодальные порядки во Франции. Она происходила под лозунгамисвободы, равенства и братства. Однако во Франции вместо гнета феодаловустановился гнет капиталистов.
После французской буржуазной революциикапитализм победил в ряде стран Европы, и Америки. Чем больше появлялосьфабрик, заводов, железных дорог, тем многочисленнее и организованнеестановился пролетариат. Рабочие устраивали стачки и поднимали восстания противэксплуататоров, борясь за лучшие
условия существования, а с серединыXIX в.началась борьба пролетариата за власть.
В 1848 г. вышел в свет «Манифест Коммунистическойпартии», написанный Марксом и Энгельсом. В «Манифесте» раскрыты законы историичеловеческого общества. Маркс и Энгельс научно доказали, что капитализм невечен и будет уничтожен пролетарской революцией. Они полностью обосновалинеизбежность победы социализма.
В 1871 г. в Париже впервые в мировой историирабочим удалось захватить власть и создать пролетарское государство —Парижскую коммуну. Героически боровшаяся Коммуна просуществовала только 72 дня.К власти вернулась крупная буржуазия. Со времени Парижской коммуны началсявторой период новой истории — период упадка капитализма и перерастания его вимпериализм.
До 1917 г. Россия отставала в своем развитииот передовых стран — Англии, Франции, Германии, США. Татаро-монгольское иго,длившееся более двух столетий, задержало ее развитие. В 1649 г., когда в Англиипобедила буржуазная революция и был казнен король Карл I, в России еще толькооформлялось закрепощение крестьян.
Крепостное право долго задерживало развитиекапитализма в России. И только после освобождения крестьян в 1861 г. в России началсяпериод капитализма.
На рубеже XIX и XX столетий капитализмвступил в новую и последнюю стадию своего развития — империализм, или монополистический капитализм. В это время образовывались мощные объединения крупнейшихпромышленников и банкиров — монополии. Они захватили руководство всейхозяйственной жизнью капиталистических стран, подчинили себе буржуазныепарламенты, государственный аппарат. В руках монополистов оказались школы,университеты, научные учреждения, печать, театр, кино.
Империалисты доводят до крайности эксплуатациюнародов своих стран, закабаляют и грабят народы других стран, особенноотсталых. Крупные капиталисты получают огромные прибыли от производстваоружия, строительства военных кораблей и т. п., поэтому они стоят за бешенуюгонку вооружений, за войны.
В концеXIX в., когда захватколоний был уже завершен, начались грабительские войны
между империалистическими странами за переделколоний, за передел мира.
Первая мировая война 1914—1918 гг. былаимпериалистической войной за передел мира.
Может показаться, что, вступив в стадиюимпериализма, капитализм достигает своей наибольшей силы, но это не так.Монополии не заинтересованы в производстве дешевых товаров для народа. Имвыгоднее поддерживать высокие цены, чтобы получать наибольшую прибыль. Приимпериализме замедляются темпы роста производства, многие предприятия неиспользуются на полную мощность, а миллионы людей обречены на безработицу.
Империализм — это капитализм паразитический,загнивающий, умирающий. Революционные рабочие и их марксистские партии борютсяза свержение капиталистического строя. Усиливается освободительное движениенародов колоний. Крайне обостряется борьба и между самими капиталистическимигосударствами. Обострение всех противоречий капитализма ослабляет его иподводит к пролетарской революции. Империализм— это канун пролетарской революции,так учил Ленин.
На рубеже XIX и XX вв. Россия, где противоречияимпериализма приобрели особую остроту, стала страной самого передового в мирерабочего движения. Только в России возникла подлинно революционнаямарксистская партия, большевистская партия" во главе с Лениным. Когда в1914 г. капиталисты в погоне за прибылями развязали мировую войну, толькобольшевики во главе с Лениным последовательно боролись за мир, за пролетарскуюреволюцию. В 1917 г. в России победила пролетарская революция, совершившаясяпод руководством ленинской Коммунистической партии.
Буржуазные революции, ограничивались лишь заменой — феодализма капитализмом;
Великая Октябрьская социалистическая революцияуничтожила частную собственность на средства производства и всякуюэксплуатацию человека человеком, вырвала самые корня эксплуатации. С 1917 г.начался период крушения капитализма и победы социализма — сначала в России, затемв других странах. В России была установлена диктатура пролетариата — новый типдемократии, демократии для трудящихся. Октябрь 1917 г. открыл новый периодвсемирной истории — новейшую историю.
Список литературы.
ГуревичП. С. Древний мир. Основы культуроведения.— М., 1989.
ЗавадскаяЕ. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.
СтепанянцМ. Т. Средние века. — М., 1997.
Э. А. АрустамовНовое время XIX- XX веков. — М., 2000. .