Реферат по предмету "История"


Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)

Тема: Семьчудес света: древний мир, средние века и наше время.
 
/>
ДРЕВНИЙМИР
Еще в глубокойдревности люди находили в земле странные каменные предметы, удиви­тельнонапоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники стрел и копий,охотничьи ножи, пилы… Сверхъестественное происхождение подобных находок ни укого не вызывало сомнений. На древнем Востоке поклонялись «громовым топорам»как таинст­венным и грозным божествам. Древние греки и римляне считали, чтокамни, похожие на наконечники стрел,—«острия громовых стрел»— могут отклонятьудары молний и отводить
вредоносные чары волшебников. Подобные, суе­вериясохранялись и в средние века.
Лишь в XVI и ХУЦ вв. некоторые ученыеначали наконец догадываться, что «громовые топоры» и «острия молний» созданычеловече­скими руками. Такому совершенно новому взгляду способствовали Великиегеографиче­ские открытия XVI—XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха' Великихгеографических открытий»). Изумленной Европе открылся целый мир наро­дов,населявших обширные пространства Северо-Восточной и Южной Азии, ТропическойАфрики, Америки, Австралии и Океании. Мо­реплаватели и землепроходцы сообщаливсе новые и новые сведения о «диких» народностях, которые были незнакомы сдобыванием и употреблением металлов и изготовляли утварь и орудия из камня,кости, дерева и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лон­дона, Мадрида,Лиссабона, Амстердама и Пе­тербурга появилось множество изделий этих народов.
Оказалось, что каменные орудия «дикарей»удивительно схожи с «громовыми топорами» и «остриями молний». Более того, умногих ученых возникла смелая для этой эпохи мысль о том, что не только орудияиз камня или кости, но и весь образ жизни современных «дикарей» во многом похожна образ жизни первобытных предков цивилизованных народов. В дальней­шемдесятки энтузиастов путешественников и исследователей, собрали богатейшиесведения о «малокультурных», как их тогда называли, народах.
/>
Сцена охоты. Наскальный. рисунок.Мезолит.
32 года среди диких австралийцев
Одним из первых европейцев,кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь диких пле­мен, был Вильям Бакли.В начале XIX в.  вместе с другими осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип.Здесь тогда находи­лась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскимивластями в далекой Австралии.
Через три месяца Вильям Бакли бежал, нозаблудился в окрестных лесах. Случайно на­ткнувшиеся на обессилевшего Баклиаборигены (коренные жители Австралии) спасли его от го­лодной смерти.
Вильям Бакли прожил среди аборигеновЮго-Восточной Австралии 32 года и вернулся в цивилизованный мир уже впреклонном воз­расте. Его подробный многодневный рассказ был записан и издан в1835 г.
Аборигены Австралии ничего не знали оземледелии, и у них не было домашних живот­ных, если не считать полудикойсобаки динго. Все орудия они изготовляли из камня, рако­вин, костей и дерева.Этими грубыми инстру­ментами они мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса,плели мешки и сумки, вили веревки. Огонь добывали трением друг о друга двухпалок.
Из года в год кочевали аборигены в поискахпищи. Охотились на животных и птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапываликорни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых,опустошали птичьи гнез­да, отбирали мед у пчел и ос, вылавливали мол­люсков иракообразных на морском побережье.
Там, где пищи было много, аборигены разбивали лагерь, задерживаясь на одном месте на два-три дня, а то и на несколькомесяцев. При длительных остановках строили прочные хижины-шалаши, из жердей,веток, камней, земли, торфа.                             
Посуды для приготовления пищи уавстралийцев не было. Зато каждая австралийская семья имела в своемраспоряжении так называемую зернотерку — большой плоский камень, на которомженщины небольшим булыж­ником растирали твердые корни и зерна, рас­калывалиорехи, дробили кости животных. Корни, клубни, семена предварительно вы­мачивалив воде или подпекали в костре, а уж затем растирали на камне. Змей сворачи­валикольцом и запекали в золе. Мелких жи­вотных, птиц, гусениц и улиток жарили науглях. Крупную дичь разрубали на части и жарили на раскалённых камнях, забросавсверху кусками коры и песком.
/>
/>
/>
КАМЕИНЫЕ ОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГОчеловека
/>
/>
Орудия нижнего палеолита.
/>
Как только естественные запасы пищи исто­щались,люди двигались дальше, захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несликаменные топоры, копья, метательные пали­цы — бумеранги, палки для добыванияогня;
женщины — корытца из коры, сосуды для воды из сушеныхтыкв, мешки и сумки, пле­тенные из растительных волокон, зернотерки. Женщиныпереносили и маленьких детей.
Единственной одеждой взрослым служилинаброшенные на плечи и подвязанные спереди у шеи шкуры кенгуру или динго.
Каждая община, т. е. группа совместно жи­вущихлюдей, состояла из некоторого числа семей. Между общинами обычно царил мир.Порой они враждовали, и изредка дело даже дохо­дило до вооруженныхстолкновений. Но чаще общины приглашали друг друга в гости, устраи­вая время отвремени шумные совместные пиры, празднества, вместе охотились и ловили рыбу,регулярно обменивались пищей и изделиями;
члены соседних общин вступали в браки и т. д.
/>
Орудия мезолита
/>
Орудия неолита, четыре наконечника стрел, шли­фованныйтопор, долото.
Аборигены Австралии отнюдь не были ка­ким-тостранным исключением. Со временем племена полубродячих охотников и собирате­лейбыли обнаружены учеными и путешествен­никами и во многих других уголках мира:
в Северной и Южной Америке—индейские пле­мена (шошоны,команчи, индейцы Калифорнии,
ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в
Африке — бушмены, вЮго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, ееманги, аэта. По­всюду основныесредства труда этих народов, их хозяйственный и семейный быт, общиннаяорганизация в главных своих чертах, несмот­ря на тысячи местных особеннегстей,были уди­вительно похожи.
Длинные дома ирокезов
И все же в новом мире, впервые открывшем­ся европейцам, племен охотников исобирате­лей оказалось не так уж много… Большинству народов Азии, Африки,Америки и Океании давно были известны земледелие и скотовод­ство. Однако многиеиз этих народов не умели еще добывать и обрабатывать металлы, и вся их жизньразительно отличалась от европей­ской своей простотой и отсутствием эксплуа­тациичеловека человеком. К числу таких на­родов относились и ирокезы, племенакоторых в начале XVII в. заселяли обширные простран­ства по берегамсевероамериканских озер Он­тарио и Эри.
Жилиирокезы в так называемых длинных домах. В селении стояло обычно от 10 до 30длинных домов. Каждый из них при ширине в 6—10 м. и высоте до 8 л» былдлиной от 60 до 90 м.
Населениеодного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так называлосьэто домохозяйство — насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е. 10—12 и болеесемей). Всеми домашними делами управляла умная, энергич­ная, обычно пожилаяженщина, которую вы­бирали из своей среды замужние ирбкезки.
Подобноаборигенам Австралии, ирокезы из­готовляли оружие и орудия из камня, дерева,кости. Но основным источником существования ирокезов были „не готовые дарыприроды, а выращиваемые на предварительно обработан­ной земле растения. Главнойземледельческой культурой у ирокезов была кукуруза (маис), поля которойзанимали десятки и сотни гекта­ров. На обширных полях, возделанных ироке­зами,росли также тыквы и бобы, на огородах около домов — табак, подсолнечник,земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.
Ирокезыобрабатывали землю главным образом при помощи длинной заостренной палки. Длярых­ления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины.и женщины работалисообща, кол­лективно. Сев продолжался с апреля по июнь;
сбор урожая— с августа по октябрь.
Кукурузухранили в глубоких ямах, выко­панных в сухих песчаных местах и выстланных  сухими листьями и еловыми ветвями. Хра­ниликукурузу и в виде длинных гирлянд, ко­торые плели долгими осенними вечерами всежители поселка — мужчины и женщины, мо­лодежь и старики. Сплетенные гирляндыраз­вешивались под скатами крыш и под специаль­но выстроенными навесами иливнутри жилища в виде своеобразных занавесей. Были у иро­кезов и амбары —круглые высокие башни со стенами из коры вяза. Благодаря всему этому ирокезызапасали столько зерна, сколько им было необходимо до нового урожая.
В концеоктября, после уборки кукурузы, мужчины на лыжах отправлялись в леса на охоту.В середине зимы охотники возвраща­лись в селения, нагруженные добычей. Охотадавала не только мясо, но и шкуры, из которых женщины выделывали одежду, обувь,одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу, в ре­ках и озерах.
Примитивноеземледелие лежит в основе хозяйства очень многих народов. Одни из них обитают встранах, где на смену жаркому лету приходит суровая снежная зима, другие — вцарстве вечнозеленой растительности. Одним воды всегда не хватает, другиепостоянно бо­рются с избытком влаги в почве. Но где бы ни жилинароды-земледельцы, их быт, их об­щественная жизнь, их духовный мир, их связи сдругими народами — все это всегда неизме­римо сложнее, многограннее и богаче,чем у любого народа — охотников и собирателей.
Льюис Генри Морган
Однако вернемся к ирокезам. В ходе евро­пейской колонизации большая частьирокезов была уничтожена или вытеснена со своих пле­менных территорий. Жалкиеостатки когда-то многолюдных племен доживали свой век в раз­бросанных иудаленных друг от друга небольших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного, изирокезских поселений в небольшой живо­писной деревеньке с поэтическим названиемАврора родился будущий неутомимый исследо­ватель культурно отсталых народовЛьюис Ген­ри Морган.
Дети-ирокезыбыли его сверстниками и то­варищами по играм. С юношеских лет Морган крепкодружил с Элисрм Паркером — ироке­зом из племени сенека. В сопровождении своегодруга Морган посещал селения ирокезов, изучал их прошлое и современный быт, ихобщест­венные порядки. В 1847 г. некая компания добыла у правительства обманнымпутем дого­вор на уступку ей за ничтожную цену части врритории, ещеостававшейся у племени сеека. Морган выехал в столицу США Вашингтон и добилсярасторжения жульнического |договора.
/>
Один из способов изготовления каменныхорудий (техника отжима).
 Ирокезы высоко оценилиуслугу Моргана. |S1 октября 1847 г. вторжественной обстановке |Морган был принят в род Ястреб племени енека иполучил имя Лежащий поперек, что значило в переносном смысле мост, указывая ароль Моргана как посредника между индейцами и «белыми». Став ирокезом, Морганузнал много нового: старики открыли ему немало све­дений, державшихся встрожайшем секрете от «бледнолицых»
Исследуяобщественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все взаимоотношения междуирокезами строго зависели от степени IX родства. Кровные родственники овачир об­разовывалитак называемый род. Каждый род unoa родовое имя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха,Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи, члены одного рода, были обязаны помогать другдругу. Весь род нес ответственность за преступле­ние, совершенное кем-либо изего членов. Деятельностью рода и его сношениями с другими родами руководилродовой совет, в который ходили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина иженщина, принадлежавшие к од­ ному роду, не имели права вступать в брак. Муж ижена поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья всегда состоя­лаиз членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родовобразовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племениговорили на одном языке.
Продолжаясвои исследования, Морган об­наружил сходное общественное устройство и уостальных племен североамериканских ин­дейцев. А как обстоит дело у другихнародов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы земли. Полученныеим ответы были удивительно однообразны. Оказалось, что у всех без исключениякультурно отсталых народов —w.у полубродячихохотников и со­бирателей, и у оседлых земледельцев—пле­менной строй, родоваяорганизация, отношения родства лежали в основе их общественного устройства. Приэтом чем ближе, чем теснее было родство, тем больше и чаще родичи были обязаныпомогать друг другу. Недаром взаим­ная помощь, коллективизм отношений былиосновным законом жизни этих народов.
Обдумываяэти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный поря­док —обязательный этап.в историческом раз­витии человеческого общества? Но тогда ондолжен был господствовать в далеком прошлом и у ныне цивилизованных народовЕвропы и азии. С обычным для негоэнтузиазмом и энер­гией Моргай немедленно обратился к изучению прошлого греков,римлян, германцев. Резуль­таты исследований превзошли самые смелые егоожидания.
В 1877г. в знаменитом труде «Древнее об­щество» Морган нарисовал величественную кар­тинуистории первобытного общества. Морган доказал, что родо-племенной строй иотношения родства определяли в прошлом общественное устройство всех безисключения народов земли.
Материалистическоепонимание истории
Карл Маркс и Фридрих Энгельс высоко оценили научный труд американскогоученого. «Великая заслуга Моргана,— писал Энгельс,— состоит в том, что оноткрыл и восстановил в главных чертах эту доисторическую основу нашей писанойистории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим,доселе неразрешимым загадкам
древней греческой, римской и германской исто­рии».Маркс и Энгельс подошли к выводам Моргана с точки зренияматериалистическогопонимания истории. До Маркса и Энгельса уче­ные обычно считали, чтоистория, в отличие от природы, не подчиняется никаким законам, а судьбы народовзависят исключительно от прихотей и поступков выдающихся деятелей:
вождей, полководцев, царей и пр.
Маркс и Энгельс впервые доказали, чтоисторический процесс направляется не созна­нием и волей отдельных личностей, атеми ма­териальными условиями, в которых люди жи­вут, трудятся, воспитываютсвоих детей. Маркс и Энгельс показали, что образ жизни людей прежде всегозависит от того, каким способом они добывают себе средства к существованию, т.е. от уровня общественного производства.
Мы уже знаем, что ученые, исследуя образжизни культурно отсталых народов, обнару­жили значительное сходство в способахведе­ния хозяйства, в общественной жизни и в ре­лигии народов, отделенных другот друга мо­рями и океанами, горами и пустынями.
Мы знаем также, что многие современные обычаи,обряды и верования культурно отста­лых народов удивительно напоминают обычаи,обряды и верования, о которых упоминается в мифах, легендах и историческихпреданиях цивилизованных народов.
В свете материалистического понимания ис­торииэти удивительные на первый взгляд фак­ты получили объяснение. Все дело в том,что развитие производства и общественных отно­шений у различных народовподчиняется одним и тем же единым для всего человечества истори­ческим законам.Однако хозяйство и культура у одних народов развиваются быстрее, а у дру­гихмедленнее. Там, где природные условия были более благоприятными, а людей былобольше, развитие производства шло быстрее. И наоборот, там, где природныеусловия были особенно трудными, а людей жило сравнитель­но мало, производстворазвивалось медленнее. Вот почему наиболее отсталые народы живут в тропическихджунглях, в пустынях, на севе ре Канады или там, где население в течениетысячелетий было изолировано от других наро­дов, как это случилось, например, сабориге­нами Австралии.
Поэтому-то «дикари» XIX в. и могут слу­житьсвоеобразным источником наших зна­ний о далеком прошлом человечества: ведькогда-то наши предки жили так же или, вер­нее, почти так же, как они.
Материалистическое понимание истории пер­вобытногообщества наиболее четко и полно было изложено Энгельсом в 1884 г. в книге«Происхождение семьи, частной собственности и государства». С тех порнакопилось огромное количество новых сведений о далеком прошлом человечества.Следы существования первобыт­ных людей обнаружены археологами чуть ли не вовсех уголках земли. Число находок не­прерывно растет.
Немало новых подробностей узнали за этовремя ученые и о жизни современных культурно отсталых народов. Благодаря всемуэтому наши знания о первобытном обществе стали значи­тельно полнее иконкретнее. Однако книга Энгельса до сих пор по праву остается настоль­нойкнигой каждого, кто серьезно интересу­ется историей первобытного общества.
Что такое первобытнообщинный строй
Мы познакомились с историейвозникнове­ния науки о первобытном человечестве. Теперь мы вправе спросить: акак же выглядело пер­вобытное общество в целом и каковы его отли­чительныечерты?
Весь первоначальный период человеческойистории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей и кончая возникновениемпер­вых классовых обществ, ученые называют эпо­хой первобытнообщинного строяили эпохой доклассового общества. Эта самая длительная в истории человечестваэпоха делится на две части. Первая часть охватывает время от оче­ловеченияобезьяны вплоть до появления че­ловека современного вида; иначе говоря, пер­ваячасть — время становления человека и обще­ства (тод.т. 7 ДЭ, ст. «Происхождениечеловека»). Вторая часть начинается с момента возникно­вения людей современноговида и кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой главной и самойважной особенностью первобыт­нообщинного строя было отсутствие эксплуата­торови эксплуатируемых, богачей и бедняков. Оказывается, десятки и даже сотни тысячлет люди прекрасно обходились без частной собст­венности. Люди доклассовогообщества жили сравнительно немногочисленными и относи­тельно самостоятельнымигруппами — община­ми. Все члены общины были равны, все без исключенияучаствовали в общественном про­изводстве, сотрудничая друг с другом и помо­гаядруг другу в беде. Это и понятно: люди мало знали об окружающем их внешнеммире, их
СРЕДНИЕ ВЕКА
 
Средние  века,средневековье—так назвали гуманисты — люди эпохи Возрождения  время от паденияЗападной Римской империи до начала Возрождения (XIV—XVI вв.). Гуманисты ставилисебе в заслугу то, что они возродили литературу, науку и искусство древнихгреков и римлян откуда происходит и само название целой исторической эпохи —«Возрождение».
Предшествующийпериод гуманисты считали временем варварства и невежества, когда господствоваливсяческие суеверия, поддерживаемые католической церковью. Период между античнойкультурой и Возрождением гуманисты стали называть средним веком,средневековьем. С XVII в. это название вошло во все учебники истории исохранилось в буржуазной литературе до наших дней. Начало средних них веков буржуазные историки связывают с падением Западной Римской империи (V в. н. э.),
конец — со взятиемКонстантинополя турками (1453) или открытием Колумбом Америки (1492).
Марксистскаяисторическая литература тоже пользуется понятием «средние века», но вкла­дываетв него другое содержание. Сред­невековье — это    в р е м я    господствафеодального строя. По учению Маркса — Энгельса — Ленина, исто­рия человеческогообщества развивается зако­номерно и в своем развитии переходит от одного строяхозяйственных и общественных отноше­ний к другому, более совершенному и прогрес­сивному.Средние века — период от падения рабовладельческого строя до появления капи­талистического.Начало средних веков на тер­ритории Европы относится ко времени паденияЗападной Римской империи под ударами вар­варов, т. е. германцев и славян. С ихприходом пал рабовладельческий строй и начался про­цесс образования феодальногостроя. Концом средних веков марксистская наука считает время первых буржуазныхреволюций.
Встранах Востока (государствах древней культуры, таких, как Китай, Индия и др.)фео­дальный строй сложился раньше, чем в Европе, но просуществовал дольше.Страны Восто­ка развивались медленнее, чем европейские, в частности потому, чтоевропейские колони­заторы с XVII в. порабощали и огрубляли эти страны.
Феодальныйстрой отличается от рабовла­дельческого тем, что трудящиеся уже не рабы, акрепостные, или зависимые, люди, т. е. люди, обязанные жить в определенномместе и рабо­тать на определенного господина — сеньора («сеньор» — значитстарший). Положение кре­постного и зависимого человека при феодализ­ме немногимлегче, чем раба. Крепостной не мог уйти от своего господина— сеньора. Он былприкреплен к земле, т. е. к своему участку и к своему господину (откуда и самоназвание его— «крепостной»). Крепостной обязан был работать на полях сеньора,или, как говорили на Руси, на своего барина (откуда этот вид работы и на­зывался— барщина), но, в отличие от раба, крепостной имел собственное хозяйство,которое он вел на участке земли, принадлежавшей гос­подину, имел свою семью(рабы, как правило, не имели семьи).
Иногдакрепостной, кроме барщины или вза­мен ее, обязан был отдавать господину — се­ньоручасть продуктов, которые он получал в своем хозяйстве (оброк), или, как этобыло в более позднее время, платить определенную денежную сумму.
Кромекрепостных, в средние века были кре­стьяне, которые находились в менее тяжелойзависимости: они несли меньшую барщину, платили меньший оброк, чем крепостные,могли уходить от своего господина и переходить к другому либо уходить назаработки в города.
Так как при всех условияхкрепостной, или зависимый, человек работал не только на господина, но и насебя, то он был больше заинтересован в повышении производительности своего трудчем раб. Поэтому феодальный строй более прогрессивен, чем рабовладельческий.
Эпохафеодализма длилась в Европе свыше тысячи лет. Ее делят на три периода: V—XI вв.- раннее средневековье, когда вся хозяйственна жизнь сосредоточивалась вдеревне; XI—XV вв.- период развитого феодального способа производства, когдаремесло отделилось от сельского хозяйства и появились города как центры ремеслаи торговли; последний период, до середины XVII в.,— разложение феодального строяи появление в недрах феодализма элемент капиталистического хозяйства.
Средниевека — это время крупных крестьянских восстаний против феодалов и феодальныхпорядков, время борьбы горожан с феодала и всего народа с самой реакционнойсилой средневековья—католической церковью. Имей бога церковники внушалиподданным, что их долг — беспрекословно повиноваться господи Тех, кто был сэтим не согласен, предавали пыткам и казням. Вместе с тем история среди) веков— это также история развития просвещения, появления первых школ и университетеОтдельные роднички новой культуры к концу средних веков слились в единый потоки образовали могучее культурное движение, которое зазвали Возрождением.
Всредние века зародились и сформировались современные европейские государствразвилась наука и своеобразное искусство |литература. Со времени буржуазныхреволюций в передовых странах мира установился капиталистический строй игосподство буржуазии. Однако во многих странах Азии и Африки еще и до сих порсохраняются феодальные порядки.
НОВОЕ ВРЕМЯ
Мы живем в эпоху крушения капитализма.Социализм восторжествовал в нашей стране и одержал решающие победы в рядедругих стран. Социалистические революции в странах Европы, Азии и Америкипривели к образова­нию мировой социалистической системы. Более трети населенияземного шара освободилось от эксплуататоров. СССР—самая передовая страна вмире—уже строит коммунизм. Вопрос о строи­тельстве коммунизма в другихсоциалистических странах стоит на очереди. Мощная волна на­ционально-освободительныхреволюций сметает колониальную систему. В Азии, Африке и Америке идет борьба заосвобождение от коло­ниального ига.
Новая история, или новое время в историичеловечества,—это эпоха капи­тализма от его возникновения и до на­чала егокрушения в Октябре 1917 г. Новую историю делят на два периода: от английскойбуржуазной революции середины XVII в. (1640) до Парижской коммуны (1871) и отПарижской коммуны до Великой Октябрьской социалисти­ческой революции.
Капитализм вступил в период крушения. Надознать историю капитализма. Это помо­жет нам разобраться во многих событиях на­шихдней.
В капиталистическом обществе существуютдва основных класса: буржуазия и пролетариат. Однако населениекапиталистических стран состоит не только из рабочих и буржуазии. Почти во всехстранах есть крестьяне, поме­щики, мелкие торговцы, ремесленники и др.
Буржуазные ученые говорят, что рабочий«свободен, как птица». Но это не так, хотя наемные рабочие при капитализмелично сво­бодны. Дело в том, что пролетарии не имеют своих средств производстваи своего хозяй­ства. Фабрики, заводы, шахты, железные до­роги принадлежатбуржуазии. Поэтому про­летарий вынужден продавать свою рабочую силупредпринимателю: наниматься на ману­фактуру, фабрику, завод,— иначе он и егосемья умрут с голоду.
Капиталистическое  производство начало возникатьеще в эпоху феодализма — в средние века. В XVI—XVII вв., после Великих геогра­фическихоткрытий, которые проложили морской путь в Азию, Америку, Австралию и Океанию,началось закабаление и ограбление европей­скими колонизаторами народов вновьоткрытых
стран. «Рыцари наживы» беспощадно грабили захваченныестраны.
В Англии, Голландии, Франции и другихевропейских государствах, которые захватили колонии, скапливались крупныекапиталы. В XVII в. в ряде стран уже существовали ману­фактуры — крупные предприятия,принадле­жавшие капиталистам, на которых работали наемные рабочие. Но машины намануфакту­рах применялись мало. Товары изготовлялись в основном вручную.
Англия была первой страной, где не тольконакопились крупные капиталы у буржуазии, но была и масса свободных рабочих рук:кре­стьяне, согнанные  крупными землевладель­цами с земли, вынуждены былиискать работу на мануфактурах, а позднее на фабриках. В середине XVII в. вАнглии произошла бур­жуазная революция, утвердился новый, капита­листический строй.Английскую революцию считают началом нового времени, хотя в других странахЕвропы и Азии еще продолжали сущест­вовать феодальные порядки, а назначительной части территории Африки, Америки и Австра­лии сохранялсяпервобытнообщинный строй.
Освобожденная революцией от оков феода­лизма,Англия развивалась быстрее других стран. В последние десятилетия XVIII в. в Анг­лииначался промышленный переворот. Рас­пространение машинного производства и паро­воготранспорта ускорило победу капитализма в Европе и США и способствовало.закабале­нию колоний. В колониальных странах рынки наводнялись привознымифабричными изделия­ми. Местное ремесло разрушалось, а тысячи ремесленниковразорялись.
Важнейшим событием первого периода но­войисторий была буржуазная революция во Франции (1789—1794). Она подняла народныемассы на борьбу против отжившего строя. Ре­волюция решительно, до основанияразрушила феодальные порядки во Франции. Она происхо­дила под лозунгамисвободы, равенства и брат­ства. Однако во Франции вместо гнета феодаловустановился гнет капиталистов.
После французской буржуазной революциикапитализм победил в ряде стран Европы, и Аме­рики. Чем больше появлялосьфабрик, заво­дов, железных дорог, тем многочисленнее и орга­низованнеестановился пролетариат. Рабочие устраивали стачки и поднимали восстания противэксплуататоров, борясь за лучшие
условия существования, а с серединыXIX в.началась борьба пролетариата за власть.
В 1848 г. вышел в свет «Манифест Комму­нистическойпартии», написанный Марксом и Энгельсом. В «Манифесте» раскрыты законы историичеловеческо­го общества. Маркс и Энгельс научно доказали, что капитализм невечен и будет унич­тожен пролетарской революцией. Они полностью обосновалинеизбежность победы социализма.
В 1871 г. в Париже впервые в мировой исто­риирабочим удалось захватить власть и соз­дать пролетарское государство —Парижскую коммуну. Героически боровшаяся Коммуна просуществовала только 72 дня.К власти вер­нулась крупная буржуазия. Со времени Па­рижской коммуны началсявторой период новой истории — период упадка капитализма и пере­растания его вимпериализм.
До 1917 г. Россия отставала в своем разви­тииот передовых стран — Англии, Франции, Германии, США.  Татаро-монгольское иго,длившееся более двух столетий, задержало ее развитие. В 1649 г., когда в Англиипобедила буржуазная революция и был казнен король Карл I, в России еще толькооформлялось закрепощение крестьян.
Крепостное право долго задерживало раз­витиекапитализма в России. И только после освобождения крестьян в 1861 г. в России началсяпериод капитализма.
На рубеже XIX и XX столетий капитализмвступил в новую и последнюю стадию своего развития — империализм, или моно­полистический    капитализм. В это время образовывались мощные объедине­ния крупнейшихпромышленников и банки­ров — монополии. Они захватили руководство всейхозяйственной жизнью капиталистических стран, подчинили себе буржуазныепарламен­ты, государственный аппарат. В руках моно­полистов оказались школы,университеты, научные учреждения, печать, театр, кино.
Империалисты доводят до крайности эксплуа­тациюнародов своих стран, закабаляют и гра­бят народы других стран, особенноотсталых. Крупные капиталисты получают огромные при­были от производстваоружия, строительства военных кораблей и т. п., поэтому они стоят за бешенуюгонку вооружений, за войны.
В концеXIX в., когда захватколоний был уже завершен, начались грабительские войны
между империалистическими странами за пере­делколоний, за передел мира.
Первая мировая война 1914—1918 гг. былаимпериалистической войной за передел мира.
Может показаться, что, вступив в стадиюимпериализма, капитализм достигает своей наибольшей силы, но это не так.Монополии не заинтересованы в производстве дешевых то­варов для народа. Имвыгоднее поддерживать высокие цены, чтобы получать наибольшую прибыль. Приимпериализме замедляются тем­пы роста производства, многие предприятия неиспользуются на полную мощность, а мил­лионы людей обречены на безработицу.
Империализм — это капитализм паразитиче­ский,загнивающий, умирающий. Револю­ционные рабочие и их марксистские партии борютсяза свержение  капиталистического строя. Усиливается освободительное движениенародов колоний. Крайне обостряется борьба и между самими капиталистическимигосу­дарствами. Обострение всех противоречий ка­питализма ослабляет его иподводит к проле­тарской революции. Империализм— это канун пролетарской рево­люции,так учил Ленин.
На рубеже XIX и XX вв. Россия, где про­тиворечияимпериализма приобрели особую остроту, стала страной самого передового в ми­рерабочего движения. Только в России воз­никла подлинно революционнаямарксистская партия, большевистская партия" во главе с Ле­ниным. Когда в1914 г. капиталисты в погоне за прибылями развязали мировую войну, толькобольшевики во главе с Лениным последователь­но боролись за мир, за пролетарскуюреволю­цию. В 1917 г. в России победила пролетарская революция, совершившаясяпод руководством ленинской Коммунистической партии.
Буржуазные революции, ограничивались лишь заменой — феодализма капитализмом;
Великая Октябрьская социалистическая революцияуничтожила частную собственность на  средства производства и всякуюэксплуатацию  человека человеком, вырвала самые корня  эксплуатации. С 1917 г.начался период крушения капитализма и победы социализма — сначала в России, затемв других странах. В России  была установлена диктатура пролетариата — новый типдемократии, демократии для трудя­щихся. Октябрь 1917 г. открыл новый периодвсемирной истории — новейшую историю.
 
 
 
 
Список литературы.
 
      ГуревичП. С. Древний мир. Основы культуроведения.— М., 1989.
      ЗавадскаяЕ. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.
    СтепанянцМ. Т. Средние века. — М., 1997.
    Э. А. АрустамовНовое время  XIX- XX веков. — М., 2000. .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :