Реферат по предмету "История и исторические личности"


Исторические места улицы "Пречистенка"



Содержание

Введение

Дворянские места

Знаменитые обитатели

Знаменитые места

Заключение

Использованная литература

Введение

В далекой древности по дну глубокого овражка на месте Гоголевского бульвара бежал в Москву-реку бурный ручей. Немало хлопот доставлял он москвичам, разливаясь в весеннее половодье: «Черт его рыл!» -- ворчали они, с трудом переправляясь по узким деревянным мостикам. Так и стал называться ручей Черторыем, а ближайшая к нему улица -- Большой Чертольской.

В старину по ней ездили на богомолье к Новодевичьему монастырю, где хранилась Смоленская икона Божией Матери -- одна из самых почитаемых в православной Москве святынь. Благочестивый царь Алексей Михайлович счел кощунством совершать крестный ход по улице со столь неуместным названием и в 1658 году повелел переименовать Большую Чертольскую в Пречистенку -- в честь иконы Пречистой Божией Матери. Пречистенским назывался и современный Гоголевский бульвар, устроенный позднее на месте снесенной стены Белого города.

После революции Пречистенка надолго потеряла свое имя: в 1922 году улица стала Кропоткинской в память скончавшегося тогда князя-анархиста Петра Кропоткина.

Со времен опричнины Ивана Грозного за Чертольскими воротами стояли дворы знатных людей. К концу XVII в. они вытеснили многие дворы слобожан, а в 1699 году, когда Петр I упразднил стрелецкие полки, и Зубовская стрелецкая слобода стала заниматься людьми других слобод. Со второй половины XVIII в. среди домовладельцев стала преобладать богатая дворянская знать, для которой лучшие архитекторы построили роскошные особняки. В конце XVIII - начале XIX в. Пречистенка и ее переулки стали самой аристократической частью Москвы.

В пожар 1812 г. улица сильно пострадала, однако быстро отстроилась, приобретя новую красу. После 1860-х дома и земельные участки стали переходить от скудеющего дворянства к богатеющей буржуазии. Многое было перестроено до неузнаваемости. В начале XX в. над малоэтажными особняками кое-где взметнулись громады буржуазных доходных домов. В декабре 1905 г. Пречистенка была перегорожена баррикадами, однако вскоре царские войска пробились по ней к Зубовской площади. В 1917 г. улица стала ареной особо ожесточенных сражений.

После революции улица внешне изменилась мало. Кое-где появились новые дома и скверы. С улицы были сняты трамвайные пути, мостовая - заасфальтирована. В 1990 г. улице вернули прежнее имя.

Дворянские места

Слободы служилых людей царского двора начали заселяться на этом месте уже с XVII века, а с середины и до конца XVIII богатая дворянская знать стала здесь основным застройщиком. Усадьбы с невысокими особняками на фоне зеленых деревьев формируют облик старой московской улицы, воскрешая в памяти уютные московские пейзажи русских живописцев.

Здесь, среди жилых построек, не было ни лавок, ни магазинов. Усадьбы, как и дома, основным своим объемом уходили вглубь, отделяясь от самих улиц витыми оградами, за которыми был виден парк или сад.

Каждый хозяин такой усадьбы, принадлежащий к аристократической знати, стремился к тому, чтобы его дом, выходящий фасадом на Пречистенку, был красив и современен. Поэтому отстраивать или реконструировать особняки приглашались лучшие московские архитекторы.

Особый спрос на их услуги возник после пожара 1812 года, когда

в городе выгорело 70% всего жилого фонда -- 1496 домов. Восстанавливались церкви, торговые постройки, особняки, сады: Москва преображалась, дома приобретали новые черты классического стиля, продиктованного временем.

Палаты Прозоровского Б.И.- Фаминцыных (Белые палаты). Пречистенка, д.3.

Выстроены как главный дом усадьбы управляющего Оружейным приказом князя Б.И. Прозоровского в два этапа -- в 1685--88 и 1712--13. Предполагается, что в палатах бывал Петр I, навещая князя Бориса Ивановича Прозоровского. Двухэтажный «на погребах» Г-образный корпус с проездной аркой, выводящей на парадный двор, поставлен не в глубине усадьбы, а вдоль улицы, что является редкостью для московской архитектуры конца 17 -- начала 18 века. Высокий, с самостоятельной крутой кровлей угловой объём обращён к центру города. Фасады завершены тяжёлым многорядным карнизом, окна парадного второго этажа украшены уникальными по рисунку наличниками с разрывными завершениями. Все помещения имеют сводчатые перекрытия. Анфилада верхнего этажа включает огромный столовый покой, куда ведёт снизу внутристенная лестница. Реставрация здания закончена в 1995 г. В настоящее время в памятнике размещается центр культурно-делового сотрудничества с выставочным залом.

Красные палаты на Пречистенке (Пречистенка, 1/2).

Здание выстроено в 1680-х гг. как главный дом большой усадьбы боярина Б.Г. Юшкова, занимавшей всю стрелку Пречистенки и Остоженки. Позднее усадьба принадлежала стольнику Н.Е. Головину, с 1713 -- его зятю

М.М. Голицыну, астраханскому губернатору и генерал-адмиралу русского флота, с 1760-х гг. -- Лопухиным. Поставленное на горке в глубине участка необычайно крупное для своего времени трехэтажное здание выходило торцом на Остоженку (третий этаж и торцевые части с крыльцами ныне утрачены). Оба этажа имеют сводчатые перекрытия. Нижний этаж, хозяйственный, включал традиционные сени с внутристенной винтовой лестницей, соединявшей все три этажа. Над хозяйственными помещениями первого этажа расположена большая палата для приемов и покои, в которые можно было попасть с красного крыльца в северной торцевой части. При реставрации это крыльцо не восстановлено. Богато декорирован в стиле московского барокко пышными наличниками с колонками и разорванными фронтончиками лишь главный фасад здания, выходивший к Чертольским воротам Белого города. До наших дней здание дошло в сильно искаженном виде: срублен кирпичный декор фасада, утрачены третий этаж, красное крыльцо, большая часть сводов и планировочная структура интерьеров. В конце концов были воссозданы первоначальная планировка, сводчатые перекрытия, декор главного фасада. Палаты обнаружены весной 1972 г. в процессе обследования малоэтажной застройки, подлежавшей сносу в связи с приездом в Москву президента США Р.Никсона. В настоящее время в палатах располагается историко-культурный центр "Красные Палаты".

Дом князя ДОЛГОРУКОГО 1780-е годы, архит. М.Ф. Казаков (дом №19)

Огромный дворец в стиле классицизма XVIII в. имеет четко выраженную пятичастную структуру. В центре композиции -- двухэтажный дом с шестиколонным ионическим портиком, украшенный орнаментальными рельефными вставками, а по центру фронтона --княжеский герб. Крайние части постройки, как бы ее «флигели», составляющие с ней одно целое, характерны для жилых зданий своего времени. Их трехчастные фасады в центре имеют арочные проемы оригинальной формы с малыми колоннами также ионического ордера. Особенно изысканны лепные кронштейны, поддерживающие балконы второго этажа. Неповторимость сооружению придают глубокие лоджии второго этажа переходов, соединяющих все части постройки в единое целое. Торжествен ритм их редко расставленных коринфских колонн. Своеобразны композиции арок в первом этаже переходов. Частично сохранилась отделка интерьеров.

Дом Архарова

Легендарный сыщик Николай Петрович Архаров, который при одном только упоминании своей фамилии наводил ужас на представителей преступной среды. Стороной обходили злоумышленники и его дом № 17 здания Пожарного депо и Чистого переулка. Дом не очень выделялся среди других построек. Это небольшая усадьба второй половины XVIII века, обер-полицмейстеру ни к чему огромные хоромы. Архаров был вообще человеком замкнутым, он жил больше своей работой, и делал ее хорошо.

Поговаривали, что Николай Петрович был настолько профессиональным психологом, что мог с первого взгляда на подозреваемого безошибочно определить, виновен тот или нет. О его способности с поразительной быстротой раскрывать любые преступления были наслышаны самые высокопоставленные лица России. Архаров вел следствие по делу самой Екатерины Великой, когда из домовой церкви Зимнего дворца пропала икона Толгской Божьей Матери в богатом серебряном окладе с драгоценными камнями. Для императрицы икона была настоящей реликвией: она открыла ей путь на русский трон, именно этот образ использовала императрица Елизавета Петровна при благословении юной Екатерины на брак с Петром III. Поэтому найти эту икону было делом великой важности. Поручив его расследование Архарову, Екатерина не ошиблась: уже на следующий же день ему удалось найти семейную реликвию.

Широко известно и великолепно проведенное расследование кражи серебра, совершенной в северной столице. Архарову удалось найти пропажу, даже не выезжая из Москвы. Далеко ходить не пришлось: серебро было спрятано в подвале около дома Николая Петровича.

Москвичи относились к полицмейстеру уважительно. Всегда здоровались при встрече с ним. Весь город знал, что дом № 17 на Пречистенке занимает очень важный для города человек, снискавший себе такую репутацию благодаря своему уму, трудолюбию и преданности государству. В доме этом после Архарова жило еще много уважаемых господ, например, герой войны 1812 г., родоначальник русских партизан,

генерал-лейтенант Денис Давыдов, однако в памяти и сердцах коренных москвичей у особняка навсегда останется единственный хозяин -- Николай Петрович Архаров.

Дом № 16 также принадлежал Архарову, только Ивану Петровичу, брату московского обер-полицмейстера. В отличие от дома сыщика, особняк его брата представляет собой красивую барскую усадьбу второй половины XVIII века. Его сразу примечает любой прохожий. Здесь сейчас располагается Дом ученых.

Дом С.И. Волконской кон. XVIII -- нач. XIX в (дом №4)

Двухэтажный кирпичный дом с мезонином. Первоначальный классицистический декор сохранился не полностью. Самая характерная его деталь -- полузаложенное полукруглое трехчастное окно мезонина.

Городская усадьба Всеволожских (дом № 7)

Владелец усадьбы В.А. Всеволожский был очень состоятельным человеком. Пройдя по палатам особняка можно увидеть, насколько богатая планировка

и отделка дома. Особняк совсем не похож на своих архитектурных собратьев, возводившихся на рубеже ХVIII -- XIX веков. Этот каменный дом находился на красной линии улицы; первоначально он был двухэтажным. На главном фасаде был широкий плоский ризалит с колоннами, на дворовом -- широкая галерея с террасой-полуротондой посредине. Позади дома был парадный двор с полукружием служб, дальше до Остоженки -- хозяйственный двор с каменными и деревянными постройками.

Просторные залы усадьбы были отлично приспособлены для проведения концертов и балов. Хозяин дома очень любил музыку, у него даже был собственный оркестр, который был одним из лучших крепостных собраний музыкантов.

Роскошные залы для музыки не порушил даже пожар 1812 года. После нашествия Наполеона потребовалось почти полное восстановление особняка. В результате к дому пристроили третий этаж, застроили дворовую галерею. Однако полностью восстановление усадьбы произошло уже при другом хозяине купце М.В. Степанове.

Завладев в 1867 году этим полуразрушенном домом, он перестроил особняк в стиле громоздкого псевдоклассицизма, убрал фронтон с гербом Всеволожских, декорировал двенадцатью коринфскими полуколоннами фасад. Теперь это был настоящий дворец, в центре которого разместился яхт-клуб, а по бокам -- квартиры.

В 1872 -- 1877 годах дворец был отдан для экспозиции Политехнического музея. Когда музей перешел в новое здание, дом был куплен военным ведомством, и в нем поместился штаб Московского военного округа.

В 1917 году дом был оплотом белой армии и за овладение им шел жестокий бой. Сейчас дом тоже занимают военные.

Дом Штейнгеля (дом №15)

Особняк был построен бароном В.И. Штейнгелем, известным в истории как самоотверженный декабрист. В то время он служил адъютантом

и правителем канцелярии московского главнокомандующего.

Штейнгелю было довольно легко выбрать для себя лучшее в городе место под постройку. В своем ведомстве он отвечал за послепожарную застройку столицы, поэтому, быстро определив для своего будущего дома наиболее приемлемое место, Штейнгель заказал проект архитектору, работавшему

с ним. Дом получился довольно хорошим, отличавшимся удобной планировкой и месторасположением. Однако хозяин прожил в нем совсем мало. Через 6 лет дом был продан.

В 1830 г. в нем проживала семья И.С. Тургенева: дядя Николай, мать писателя, Варвара Петровна, и братья Николай, Иван и Сергей. Они провели здесь целый год, а затем переехали на Сивцев Вражек.

После Тургеневых в 1834 г. в доме поселился Л.А. Суворов-Рымникский, внук знаменитого полководца. В 1872 -- 1917 годах особняк переходит в руки гостеприимной семьи юриста Лопатина, который устраивал еженедельные встречи для своих друзей-писателей, философов, юристов. Дом Лопатиных посещали такие известные личности, как Л.Н. Толстой,

С.М. Соловьев, В.С. Соловьев, А.А. Фет, А.Ф. Писемский, В.О. Ключевский, И.А. Бунин и пр.

В настоящее время, после реставрации, в доме помещается отделение архитектуры Академии художеств.

Усадьба Лопухиных (дом №11)

Городская усадьба, построенная в 1817-1822 годах - еще один образец московского ампира. Деревянный на белокаменном цоколе дом, флигель, службы и ограда с воротами. Памятник известен в литературе как усадьба Лопухиных (Станицких). Произведения архитектора Григорьева отмечены изяществом, лиризмом, даже некоторой интимностью. Легкий 6-колонный ионический портик украшает этот небольшой дом. На стене за колоннами - тонко прорисованный многофигурный рельеф на античный сюжет. Хорошо сохранилась парадная анфилада, украшенная росписью. Она идет вдоль главного фасада. Со стороны двора дом имеет второй этаж (антресоли), где проходила повседневная жизнь хозяев.

С 1920 года в доме помещается Музей Л. Н. Толстого, хотя писатель в этом доме никогда не жил. В небольшом садике стоит необыкновенно выразительная статуя Толстого работы выдающегося скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова (1881 - 1952).

Усадьба Охотниковых (В. И. Фирсановой) втор. пол. XVIII в.; нач. XIXв., архит. А. И. Таманов (дом №32)

Одна из выдающихся классических построек Москвы. Протяженную композицию «держит» восьмиколонный дорический портик центрального ризалита. Боковые ризалиты здания, на глади стен которых размещены малочисленные лепные детали изысканного рисунка, акцентированы длинными балконами второго этажа, покоящимися на тяжелых лепных кронштейнах, в нижней части которых помещены рельефы трех голов античных воинов. Большой интерес представляют дворовые корпуса усадьбы, окаймляющие ее полуциркульный двор. Архитектура их различна -- ближние к дому оштукатурены и имеют камерные белокаменные четырехколонные портики. Два закругленных в плане корпуса в первом этаже имеют арочные галереи, ритм которых отмечен парными и одиночными тосканскими полуколоннами. Росписи плафонов в залах выполнены в 1915 г. А. Е. Яковлевым и В. И. Шухаевым.

Знаменитые обитатели

Пречистенка как магнитом стягивала вокруг себя талантливых людей. Самых разный профессий и интересов. Здесь жила американская танцовщица Айседора Дункан, легко выскружившая голову «главному российскому повесе» Есенину. Здесь жил сам Михаил Булгаков, здесь он встречал прототипов своих будущих героев, здесь он своих героев селил. Здесь жил коллекционер живописи, первый покровитель Марка Шагала Иван Абрамович Морозов.

Дом Айседоры Дункан

В глубине улицы высится красивый особняк с табличкой «Пречистенка, 20». Этот дом бы возведен по проекту архитектора М. Казакова в конце XVIII века.

Много хозяев поведал этот особняк. В середине XX века здесь жил генерал, герой Отечественной войны 1812 года Алексей Петрович Ермолов, проявивший великое мужество при участии в Бородинском сражении, отбив у французов батарею генерала Н. Н. Раевского. В 1900 году в особняк заселился миллионер А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне. Его жена, балерина Александра Балашова, блистала на сцене Большого театра. Для домашних репетиций в особняке была оборудована специальная комната со стенами, сплошь покрытыми зеркалами. После революции семье Ушкова пришлось покинуть Россию, однако особняк с зеркальной комнатой пустовал недолго.

Жила в доме и другая известная балерина Айседора Дункан. Она заселилась в особняк № 20 в 1921 году, открыв здесь детскую хореографическую студию. Произошла забавная ситуация: балерины как будто поменялись местами -- Александра Балашова поселилась в Париже на Rue de la Pompe в доме Айседоры Дункан, а американская балерина приехала в России и обосновалась в особняке, ранее принадлежавшем Балашовой. Узнав о таком «обмене», Айседора рассмеялась и назвала его «кадрилью».

Осенью того же года Дункан познакомилась с Сергеем Есениным в доме Пигита на Большой Садовой. Уже глубокой ночью повез их извозчик на Пречистенку Путь был долгим -- через Садовые, Смоленскую, Арбат... Лошадь медленно брела по темным пустынным переулкам, и уставший извозчик нечаянно заснул. Есенин с Дункан оживленно беседовали и не обращали внимания на дорогу, и только переводчик заметил, что лошадь заблудилась и ходит вокруг церкви св. Власия в Гагаринском переулке. Он потряс извозчика за плечо: «Эй, отец, ты что, венчаешь нас?! Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь!» Есенин, услышав, расхохотался: «Повенчал! Повенчал!» А когда перевели Айседоре, она обрадовалась и заулыбалась.

Забавное происшествие в действительности оказалось предзнаменованием -- уже в мае 1922 года состоялась их свадьба. Есенин поселился в Пречистинском особняке вместе с Айседорой и ее многочисленными воспитанниками. Здесь он с увлечением работал и написал свою «Волчью гибель». Вскоре жизнь в доме была потревожена загадочным событием: ночами по комнатам стали бродить таинственные люди с фонарями. Поймать их было невозможно -- при малейшем шорохе они сразу же исчезали. Однажды незваные гости с отмычками проникли в спальню детей, угрожая им ножами. Есенин услышал детские крики и с поленом в руках бросился обыскивать дом, но нашел только спящего мирного швейцара. Потом оказалось, что жильцов подстерегала самая настоящая опасность: по ночам в большом особняке разгуливала целая шайка воров. Они пробирались сюда в надежде отыскать сокровища -- в ту пору по городу ходили слухио тайнике с несметными богатствами Ушковых, будто бы оставленном им в стенах своего Пречистинского дома.

Есенин с Дункан прожили вместе недолго, но эта роскошная американка оставила огромный след в сердце и творчестве поэта.

Булгаковские места

С Пречистенкой связано многое в жизни великого писателя Михаила Булгакова. Во-первых, здесь проживали его родственники и друзья.

Во-вторых, недалеко от Пречистенки была последняя квартира самого Булгакова. Поэтому писателю так легко и красочно удалось описание дома на Пречистенке, в котором он поселил героев своего легендарного «Собачьего сердца» -- профессора Преображенского и Шарикова.

В особняке под номером 9 жил друг писателя, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников. Обе русские столицы были обязаны ему великолепными музеями: в Петербурге он устроил музей в последней квартире Пушкина на Мойке, а в Москве -- интереснейший музей дворянского быта в доме А. С. Хомякова на Собачьей площадке, которая находилась на месте Нового Арбата.

Булгаков часто приходил к Шапошникову, поэтому знал обстановку и положение вещей в его квартире очень хорошо. В итоге квартира Бориса Шапошникова была описана Булгаковым в «Собачьем сердце»: на первом этаже был магазин «Центрохоза», в котором профессор Преображенский купил краковской колбасы «с райским запахом чеснока и рубленой конины». Этот запах и привлек Шарика...

В произведениях писателя внимательный читатель может найти и описание дома № 13 на углу Лопухинского переулка. Эта высотка была изначально предназначена для сдачи квартир в наем. Такие дома назывались доходными -- они приносили немалый капитал своим владельцам, если те не скупились на отделку и меблировку.

В одну из самых роскошных комнат этого импозантного дома вселилась коммуна молодых художников, среди которых были члены группы «Бубновый валет» и друзья Михаила Булгакова. Вскоре сюда стал часто наведываться и сам писатель, совсем недавно приехавший в Москву. Описание элементов и предметов интерьера этого дома Булгаков использовал в своих произведениях, например, огромную люстру на цепи, где раскачивался неуязвимый Бегемот, вестибюль с мраморной лестницей и бельэтаж «калабуховского дома», где жил профессор Преображенский.

Прототипом самого «калабуховского дома», использованного в творчестве Булгакова, стала высотка под номером 24, которая стоит на углу Чистого переулка и правой стороны Пречистенки. Он построен в 1904 году архитектором С.Ф. Кулагиным (в повести он -- Калабухин, отсюда «калабуховский дом»). До революции здесь жил родной дядя писателя Николай Михайлович Покровский, известный в Москве врач-гинеколог.

Он и послужил прототипом профессора Преображенского. Его квартира оказалась первым московским пристанищем молодого Булгакова: в 1916 году он приезжал сюда с женой погостить на неделю.

Н Пречистенке находится и «дом Мастера». Это небольшой деревянный домик ХХ века, находящийся по адресу Мансуровский переулок № 9. За оградой с калиткой до сих пор сохранился небольшой сад. Булгаков хорошо знал это дом: в 1920-х годах здесь жили его близкие друзья -- Сергей Ермолинский и братья Топлениновы. Булгаков любил этот дом и часто оставался в нем ночевать -- зимой здесь тихо потрескивала печь, наполняя комнатки «божественным теплом», а в мае, шумно приветствуя весну в самые окна цвела сирень. Иногда он работал здесь при свечах, совсем как его Мастер...

А «дом Маргариты», по одной из версий москвоведов, находится в Малом Власьевском переулке, 12 -- в глубине между Пречистенкой и Сивцевом Вражком. В тихом переулочке вы увидите изящный особняк, построенный в начале века, с небольшим садом, чугунной решеткой и низенькими воротами. Совсем недалеко отсюда -- Арбат, по которому летела на метле Маргарита в Большой Николопесковский переулок -- громить квартиру ненавистного критика Латунского в доме Драмлита. Его прототипом был критик Литовский, который по-настоящему травил Булгакова. Правда, жил он в Замоскворечье, но Булгаков поселил его на Арбате -- иначе Маргарите пришлось бы сделать порядочный крюк.

Дом Морозова (дом №21)

Красивой городской усадьбой в прошлом веке владел С. П. Потемкин, которого в Москве окрестили Лукуллом за хлебосольство и радушие. Его жена, Е. П. Трубецкая, была посаженой матерью на свадьбе Пушкина и часто принимала поэта у себя дома.

В конце 1890-х годов усадьбу купил Иван Абрамович Морозов, представитель знаменитой купеческой династии русских промышленников, коллекционеров и меценатов. До 1900 года Морозов жил в Твери, но часто приезжал в Москву -- к матери на Воздвиженку к брату Михаилу на Смоленский бульвар, у которого было роскошное собрание картин. В этих домах устраивались литературно-художественные вечера, где он много общался с художниками. Вскоре Иван Абрамович увлекся примером старшего брата и решил тоже собирать картины. В 1903 году он купил в Париже пейзаж А. Сислея «Мороз в Лювисьенн», положивший начало его собранию западноевропейской живописи. А коллекция была богатейшая: полотна Гогена, Боннара, Ван Гога, Ренуара, Матисса. Больше всего Морозов любил «Груши и персики» Поля Сезанна. Коллекция русской живописи насчитывала 300 картин: Левитан, Врубель, Сомов, Коровин. Иван Морозов стал первым покровителем еще никому не известного художника из Витебска Марка Шагала.

Для размещения огромной коллекции пречистенский дом пришлось перестраивать. По приглашению Морозова этим занялся один из лучших московских архитекторов Лев Кекушев, который превратил комнаты в огромные выставочные залы. Правда, любоваться коллекцией Морозова могли только его близкие друзья.

В начале 1918 года дом Морозова захватили анархисты. Дни и ночи они просиживали в особняке, притесняя хозяев. Когда вышло постановление Совнаркома о национализации морозовского собрания в числе других частных коллекций, Морозов был даже рад этому -- он хорошо запомнил дни, проведенные под одной крышей с вооруженными бандитами. Теперь он получил охранную грамоту от нового государства, защищавшую его от всяких посягательств. Коллекционер стал пожизненным заместителем директора II Музея нового западного искусства -- так стал называться теперь его пречистенский дом. С увлечением человека, влюбленного в дело всей жизни, Морозов водил посетителей по залам галереи. Однако экскурсоводом по собственному дому он пробыл совсем недолго: его семья не перенесла всех тягот и бедствий революционного времени и в самом конце 1918 года уехала на Запад. Разлуки со своими картинами Морозов пережить не смог и в июне 1921 года умер в Карлсбаде.

Через двадцать лет печальная участь постигла и его музей: он был закрыт, а собрание расформировано. В 1947 году часть коллекции отправили в ГМИИ на Волхонке, а часть -- в ленинградский Эрмитаж. Это «переселение» наблюдал искусствовед Михайловский: «Грузятся в кузова голубые танцовщицы Дега, виноградники Ван Гога, зеленые сосны Сезанна… А в распахнутые двери морозовского особняка вносятся рулоны ковровых дорожек, массивные столы, за которыми будет решаться судьба русского искусства». Бывший морозовский особняк заняла Академия художеств СССР.

Знаменитые места

Пожарное депо на Пречистенке

Пожарным депо по старой привычке называют Управление Государственной противопожарной службы, находящееся на Пречистенке в здании № 22. Пожарные размещаются здесь уже более 150 лет, с тех пор как этот дом был выкуплен казной у родственников генерала Ермолова.

Работы у пожарных в столице всегда было довольно много. В истории Москвы были и такие пожары, которые разрушали ее всю. В деревянном городе пламя мгновенно охватывало множество домов и заставало их жителей врасплох. В старину во всех частях города из обывателей назначали особых дежурных. Услышав звон набатного колокола, они должны были немедленно бежать на пожар с ведрами, баграми и топорами.

В XVI веке эту задачу возложили на созданное стрелецкое войско. А первую городскую пожарную команду создал в 1812 году градоначальник Москвы граф Ростопчин. В нее были набраны смельчаки, действующие расторопно и слаженно.

Для оперативного выполнения работы по тушению пожаров московским пожарным выделялись самые лучшие лошади. А в 1908 году в пожарной части на Пречистенке появился другой более удобный и быстрый транспорт -- автомобиль с раздвижной лестницей наверху Правда, поднималась она не выше третьего этажа, но и этого было достаточно. Первыми на автомобиле по тревоге выезжали брандмайор, брандмейстер, фельдшер и несколько пожарных.

Со временем на пожарных переложили и функцию контроля за освещением московских улиц. В центре Москвы горели керосиновые фонари, а на окраинах зажигали масляные, и для этого пожарным выдавалось конопляное масло. Смекалистые пожарные в основном съедали его с кашей и освещали город скудным остатком от своего ужина. Тогда Москва погружалась во тьму...

Государственный музей А.С. Пушкина

История усадьбы, в которой сейчас размещается Государственный музей А. С. Пушкина, очень увлекательна. Прежде чем стать музеем, усадьба часто меняла владельцев, но, несмотря на это, смогла в значительной степени сохранить первоначальный облик замечательного архитектурного памятника первой трети XIX века.

Первыми хозяевами дома были князья Барятинские. Остатки особняка, уцелевшие после пожара 1812 года, купил участник войны с французами, гвардии прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущев. На вечерах в доме Хрущевых обедала, танцевала, слушала музыку, развлекалась вся Москва. Во времена Хрущевых дом был отделан белыми колоннами, лепным декором по фасадам и просторными террасами. К дому примыкали многочисленные служебные постройки и небольшой живописный сад с садовым павильоном.

Следующими хозяевами усадьбы были торговцы чаем Рудаковы. Они приобрели имение в середине 1940-х годов. После них перешла к семье штабс-капитана в отставке Селезнева. Дочь хозяина дома уже в начале XX столетия решила увековечить память о своих родителях, передав усадьбу московскому дворянству для устройства в ней детского приюта имени Анны Александровны и Дмитрия Степановича Селезневых.

После революции в усадьбе размещались различные государственные учреждения, работа которых была связана с сохранением памятников архитектуры и искусства. В течение семи лет (1924 -- 1931) ее занимал Музей игрушки. Затем, в апреле 1940 года, здание было передано Литературному музею для создания в нем постоянной экспозиции, посвященной Владимиру Маяковскому. Дата открытия выставки совпала с началом Великой Отечественной войны, и идея «поселения» в усадьбе Маяковского реализована не была. В первые послевоенные годы особняк принадлежал Министерству иностранных дел, а потом его вновь возвратили Литературному музею. В августе 1949 года здесь открылась юбилейная выставка «А.С. Пушкин. 150 лет со дня рождения». После ее закрытия хозяевами дома на какое-то время стали академические учреждения: сначала Институт востоковедения, затем -- Институт славяноведения и балканистики. Наконец 5 октября 1957 года был подписан правительственный указ о создании в Москве в этом доме музея А. С. Пушкина.

Дом ученых

Особняк по номером 16 был построен в начале ХVIII века. Для архитектуры того времени были характерны «львы на воротах», пилоны, украшенные львиными масками, двери с накладными литыми деталями.

С момента своего основания дом несколько раз перестраивался. В 1908 году была наиболее радикальные изменения, выполненные по проекту архитектора А. О. Гунста. Фасад получил модный псевдоклассический декор, а со стороны двора был пристроен объем парадной столовой с остекленным эркером, световым фонарем в потолке и внутренней отделкой, отмеченной купеческой роскошью. Сейчас это -- ресторан Дома ученых. К этому же времени относятся появившиеся на крыше дома узорчатые металлические дымники.

Изначально этот дом принадлежал военному губернатору Москвы Ивану Петровичу Архарову, брату легендарного обер-полицмейстера столицы. С 1829 года усадьба перешла в руки сенатора И. А. Нарышкина, дяди Н. Н. Гончаровой, жены Пушкина.

В 1865 г. усадьбу купили серпуховские фабриканты Коншины, при которых произошли самые главные перестройки дома. Во владение Клуба московской научной общественности дом поступил в 1922 г. С тех пор и по сей день здесь располагается Центральный Дом ученых Российской академии наук.

Дом ученых -- это не простой клуб, не обычное научное общество, а своеобразный институт, совершенно новая форма организации научной общественности. Здесь созданы все необходимые условия и соответствующая обстановка для общения между собой, отдыха работников науки, техники, литературы, искусства.

Заключение

Сегодня Пречистенку незаслуженно считают младшей сестрой знаменитой Остоженки. По возрасту своему она действительно младше. Но по статусу она всегда считалась одной из самых аристократических улиц Москвы. Современный облик дворянской Пречистенки отражает сдержанную величественность ее прошлого.

Благодаря центральному расположению, прекрасной исторической составляющей и хорошо развитой инфраструктуре Пречистенка остается по сей день одним из наиболее престижных и элитных районов Москвы. В наши дни на Пречистенке большое количество кафе, ресторанов, парикмахерских и туристских фирм, но все они призваны помочь посетителям ощутить уют и комфорт в самом центре Москвы.

На Пречистенке много музеев, зазывающих в свои стены прогуливающихся туристов нарядными афишами и вывесками.

Использованная литература

1. П.В. Сытин “Из истории московских улиц”; Москва, Московский рабочий, 1952.

2. Ю.А. Федосюк “Москва в кольце Садовых”; Москва, Московский рабочий, 1991.

3. В.Я. Либсон и К.М. Губельман “Памятники архитектуры Москвы. Земляной город”; Москва, Искусство, 1989.

4. Я.Е. Бродский “Москва. Спутник туриста”; Москва, Московский рабочий, 1987.

5. http://moskvoved.narod.ru




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.