Реферат по предмету "История"


Российская Империя во второй половине XIX века

РЕФЕРАТ
На тему:
«Российскаяимперия во второй половине xix века»

Отмена крепостного права. Реформы 60-70-х гг. XIX в.
1. Общественное движение против крепостничества.
Во второй половине XIX в. в России обостряетсякризис фео­дально-крепостнических отношений, означавший, что дальнейшее экономическоеразвитие страны на базе существующей крепостной системы хозяйства, становилосьневозможным. Вопреки господствовавшей крепостной системе развитие страны происходилона базе новых, капиталистических отношений. Некоторые помещики понималинеобходимость отмены крепостного права, так как видели явное преимуществосвободного труда вольнонаемных рабочих перед крепостным. Но большинство дворянстремилось сохранить существу­ющий порядок.
Крепостное право (крепостничество) — форма феодальнойзависимо­сти крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административ­ной исудебной власти феодала. В России в общегосударственном мас­штабе крепостноеправо было оформлено Судебником 1497 года, указа­ми о «заповедных» и «урочных»летах, и окончательно закреплено Со­борным уложением 1649 года.
В правящихкругах России начинали понимать необходимость ре­форм и преобразований. ЭпохаВеликих реформ была прежде всего связана с именем нового императора Александра II, который вступил напрестол в 1855 году.
В начале своего правления царь, осознаваянеизбежность карди­нальных изменений в стране, не знал как приступить к ним; небыло плана реформ и у министров.
В это время в обще­стве, а позднее и в прави­тельствезаговорили о гласности, однако в пе­чати свободные обсужде­ния не допускались.По кружкам, гостинным, са­лонам, редакциям стали ходить записки, посвя­щенныенаболевшим вопросам. Существенное влияние на общественное мнение, на правитель­ствои на царя оказала «Записка об освобожде­нии крестьян» К.Д. Ка­велина, которыйсчитал, что крепостное право должно быть отменено ненасильственным спо­собом:освобождение крестьян, по его мнению, должно сопровождаться вознаграждениемпоме­щиков, часть земли у них должна была выкупаться правительством.Впоследствии оба сословия должны были слиться в один земледель­ческий класс симущественными различиями, но без сословных.
Ярым поборником реформ в это время выступал А.И.Герцен.В первом номере газеты «Колокол», который увидел свет в 1857 г., он опубликовалпрограмму-минимум. Она включала в себя освобождение крестьян, упразднениецензуры, отмену телесных наказаний.
В 1858 г. было разрешено обсуждение в печатикрестьянского воп­роса. На страницах журнала «Современник» Н.Г. Чернышевский предлагалрешить крестьянский вопрос радикально: крестьянский труд не подлежал выкупу,земля передавалась крестьянам, а помещики получали только символическую платуот государства. С приходом в «Современник» Н.А Добролюбова, который был на­строенеще решительней Чернышевского, на страницах журнала зазву­чали призывы к«народному делу» — революции. Либеральное движе­ние раздражало его бесконечнымиразговорами. Оно ассоциировалось у Добролюбова с «обломовщиной», а самихлибералов он называл «лишними людьми». Таким образом, в оппозиционном движениисложились радикаль­ное   направление, которое олицетворяли Чернышевский иДобролюбов, и либеральное, представленное реформистски настро­енными лидерамиправящих кругов.
2. Предпосылки реформ.
В первой половине XIX века Россия развиваласьдостаточно быст­рыми темпами. Но все же по многим показателям она по-прежнемуотставала от ведущих держав, что было связано с целым комплексом причин:
— наличием в стране абсолютной монархии;
— господством феодальных отношений;
— неразвитостью демократии;
— сохранением традиционной системы ценностей,которая не позво­ляла использовать опыт западной цивилизации;
— пассивным, или, как правило, негативнымотношением к модер­низации преобладающей части населения.
Победив в Отечественной войне 1812 года, Россия,вместе с тем, не подверглась влиянию буржуазно-либеральных реформ Наполео­на. ИдеиПросвещения были распространены среди незначительной части интеллектуалов(дворянской интеллигенции). Если в Западной Европе основным двигателеммодернизации и прогресса была буржу­азия, то в России она вплоть до конца XIX века была сравнительноне­многочисленна, разобщена и слишком зависела от государственной власти, чтобыпретендовать на политическое лидерство. Правда, росло число крестьян,занимавшихся торговой и предпринимательской дея­тельностью, но в целомкрестьянство, даже после реформы 1861 г. жившее патриархальной общиной, немогло быть сторонником модер­низации.
Одной из главных проблем в Российской импе­рииоставался национальный вопрос. Открыто проводя шовинистическую политику поотношению к многочисленным нациям и народностям, царизм стремился предотвратитьподъем национально-ос­вободительного движения и сдержать индустриаль­ноеразвитие национальных окраин государства.
Непосредственныепредпосылки проведения ре­форм вытекали из конкретной исторической ситуа­ции,которая сложилась к середине XIX века. Углуб­ление процесса общественногоразделения труда, рост промышленности и предпринимательства, внутренней ивнешней торговли разлагали фео­дальную систему хозяйства. Феодальные отноше­ниянаходились в глубоком кризисе. Поражение в Крымской войне (1853-1856) иподписание Парижского мирного договора (1856) серьезно задели национальноесамолюбие России. Эти события были крайне болезненно восприняты и императорскимдвором, и в среде правящей элиты, и в широких кругах российского общества.Военное фиаско отнюдь не было случайным. В России не хватало железных дорог,парусные суда российского флота значитель­но уступали военным кораблямпротивника, на которых были установ­лены паровые двигатели. Армия не былаобеспечена в достаточном ко­личестве винтовками, патронами и даже перевязочнымматериалом.
Крепостное право, которое в России вгосударственном масштабе окончательно закрепилось Соборным уложением 1649 г.,владение «крещенной собственностью», т.е. крестьянами, слишком похожее нарабство, было безнравственным по своей сути.
Кризис феодально-крепостнической системы ухудшалположение крестьян, что приводило к росту крестьянских выступлений. Волне­ниякрестьян были связаны с их надеждой получить свободу. В 1854 г. в Тамбовской,Рязанской, Нижегородской, Владимирской губерниях происходили массовые волненияв связи с Указом о создании" ополче­ния для участия в Крымской войне. Вэтом движении принимало уча­стие более тысячи крестьян, так как, по слухам,лица, вступившие в ополчение, получали свободу. В 1856 г. наблюдались массовыепобеги крестьян в Крым из Харьковской, Херсонской, Екатеринославской и другихукраинских губерний. Нередкими были стихийные восстания против произволапомещиков. Все это свидетельствовало о стремле­нии крестьян к освобождению открепостного права.
3. Подготовка к отмене крепостного права.
В феврале 1855 г. на российский престол вступилновый император — Александр II. Он понимал необходимость восстановления утрачен­ногоРоссией престижа на международной арене. К этому времени крепостное право вбольшинстве стран Европы было уже отменено, из-за чего крепостническая Россиявыглядела в глазах Европы отста-, лой, забитой и патриархальной. Новыйроссийский царь, в отличие от своих предшественников, придерживался либеральныхвзглядов и лучше многих других в стране понимал, что настало время нестан­дартныхрешений и практических действий.
30 марта 1856 г. Александр II публично заявил онеобходимости отмены крепостного права. Сделал он это в своей речи перед предво­дителямидворянства в Москве, в которой сказал об освобождении крестьян: «Гораздо лучше,чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Помещикам было поручено включиться вразработку реформы.
ВМинистерстве внутренних дел изучались извлеченные из архи­вов проектыСперанского1 и Киселева, ходившие по рукам записки, в том числе иКавелина. Было решено освободить крестьян от крепост­ной зависимости и дать имнебольшие наделы, за которые они будут выполнять у помещиков определенныеповинности.
В 1857 г. был образован Негласный комитет дляобсуждения ми­нистерской программы, но его деятельность оказалась малопродуктив­ной.Помещики тоже не спешили откликнуться на призыв царя. Нако­нец, Виленскийгенерал-губернатор В.И.Назимов убедил местных дво­рян выступить с предложениемоб отмене крепостного права. Однако литовские помещики просили освободитькрестьян без земли.
В этой обстановке Александр II подписал рескрипт (предписание)на имя Назимова, в котором предлагалось создать губернский комитет дляразработки реформы на условиях, выдвинутых правительством.
Рескрипт был опубликован. Негласный комитет преобразованв Гласный комитет по крестьянскому делу. Реформа стала развивать­ся гласно. Клету 1858 г. губернские комитеты были созданы почти вез­де, а к концу года смест стали поступать первые отзывы, которые рас­сматривались в редакционныхкомиссиях. Я.И.Ростовцев, возглавивший редакционные комиссии, стремилсянаправить их работу в либеральное русло. Текущие дела по подготов­ке реформыпроводили Н.А.Милютин и Ю.Ф.Самарин.
К августу 1859 г. проект был подготовлен. Для ознакомления с ним вПетербург были вызваны представители дворянства. Официаль­ных заседаний непроводили, так как при дворе опасались стихийного возникновения парламента.
Помещики нечерноземных губерний требовали заземлю огром­ный выкуп и хотели от правительства гарантий выкупной операции.
Представители черноземных губерний не хотелидавать крестья­нам землю, но маскировали свое нежелание громкими криками о во­ображаемыхопасностях, усмотрев в трудах редакционных комиссий проявление республиканскихи демократических тенденций.
Попытки крепостников сдвигали проект в сторонуущемления ин­тересов крестьян. Однако обсуждение проектов имело большое значе­ние.Главные разработчики, Милютин и Самарин, сделали важные выводы, которые легли воснову законопложений о реформах:
— необходимо учитывать местные особенности (вчерноземных гу­берниях главная ценность — земля, в нечерноземных — крепостнойтруд, овеществленный в оброке);
— для проведения реформ необходим переходныйпериод;
— крестьян нельзя оставлять без земли, апомещиков — без гаранти­рованного правительственного выкупа.
Александр II последовательноотстаивал необходимость проведе­ния реформ, несмотря на растущее сопротивлениепомещиков. Проект преобразований был передан для окончательного рассмотрения вГосу­дарственный совет.
Крестьяне,для которых готовилась реформа, не участвовали в ра­боте комиссий и комитетов.Предстоящая реформа проводилась только в интересах помещиков.
4. Отмена крепостного права и проведение реформы1861 г.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Поло­жениео крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В
этих документах излагались основные условияотмены крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и право свободнораспо­ряжаться своим имуществом. Помещики, сохраняя собственность1,обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам усадьбу сприусадебным участком, а также полевой надел. За пользо­вание помещичьей землейкрестьяне обязаны были выполнять повин­ности — отрабатывать барщину или платитьоброк. Они не имели пра­ва отказаться от полевого надела в первые десять лет.Размеры надела и повинности должны были определяться соглашением (уставной гра­мотой)между помещиками и крестьянами. Уставные грамоты подпи­сывались на два года.Составление грамот поручалось самим помещи­кам, а проверка их — мировым по­средникам,кото­рые тоже были дворянами.
Грамоты заключались не с от­дельным крестья­нином,а с сельс­кой общиной. Кре- Крестьяне убирают урожай под присмотромуправляющего стьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, а выкуп полевогонадела определялся волей помещика.
Крестьяне, выкупившие свои наделы, назывались крестьянами-собственниками.До выкупа своих наделов крестьяне должны были в пользу помещиков выполнятьфеодальные повинности и назывались временнообязанными.
Для определения земельного надела длявеликороссийских, мало­российских и белорусских губерний вся территорияделилась на нечер­ноземную, черноземную и степную полосы. Размер земельногонаде­ла, предоставляемого крестьянам на различных участках, колебался от 3 до12 десятин. Наибольший по размерам надел устанавливался там, где земляпредставляла незначительную ценность, например, в северных уездах Вологодскойгубернии.
Установленные нормы надела были ниже тогоколичества земли, которое находилось в пользовании у крестьян до реформы. Помещикимел право отрезать излишек земли. Он имел также право обме­нивать крестьянскиеземли. Этот обмен производился, если на крестьянских наделах обнаруживализалежи торфа, минеральные ис­точники. У крестьян отбирали ту землю, что былаполучше, а давали песчаную землю или возле болот. Благодаря «отрезкам»,помещики зах­ватили не менее 20% земли, обрабатывавшейся крестьянами до рефор­мы,а в таких губерниях как Самарская и Саратовская — свыше 40%.
В лучшем положении оказались крестьяне ПравобережнойУкра­ины, где помещиками были польские дворяне. По «Местному положе­нию» дляКиевской, Волынской и Подольской губерний за крестья­нами закреплялась всяземля, которой они пользовались.
Таким образом, при наделении крестьян землей вбольшинстве губерний помещикам предоставлялись все права для ограбления кре­стьянства;
Выкупитьполученный в пользование надел крестьянин мог с согласия помещика. Правительствоучредило «выкупную организа­цию»: крестьяне получали выкупную ссуду, которуюобязаны были за­тем постепенно погашать. Причем выдача выкупных. ссудраспространялась только на крестьян, плативших оброк. Условия вы­купнойоперации предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимос­ти оброка при условиисоответствия надела размерам его по уставной грамоте, и ссуды в размере 75% вслучае уменьшения надела по срав­нению с размером, указанным в уставнойграмоте. Полученную от правительства выкупную сумму крестьяне обязаны былипогашать в течение 49 лет.
Погашение крестьянами выкупных платежейпроизводилось сельс­кой общиной на основе принципа круговой поруки. Выкупнаяопера­ция дала возможность помещику сохранить тот доход, который он по­лучал дореформы. Поэтому перевод крестьян на выкуп соответство­вал интересам помещиков.
В еще более сложное положение попадали дворовыекрестьяне. Они не получали ни полевого надела, ни усадьбы и в течение двух летоставались в полной зависимости от помещиков. Дворовые должны были служитьсвоим господам или платить оброк. По истечении двух­летнего срока дворовыеотпускались на волю, не получая земли.
Работные людипомещичьих фабрик и заводов переводились на оброк в течение двух лет, но заними закреплялась земля, которую они могли выкупить.
Посессионные рабочие, приписанные к частнымгорным заводам, подразделялись на мастеровых, работавших на заводах, и сельскихработников, выполнявших вспомогательные работы, одновременно за­нимаясьхлебопашеством. Мастеровые освобождались с усадьбой и земельным наделом, еслиони имели их раньше, но за это платили об­рок в два раза меньше, чем оброчныепомещичьи крестьяне. Сельские работники в течение трех лет переводились наоброк, а если не имели наделов, то приравнивались к дворовым крестьянам.
Общие условия освобождения крестьян от крепостнойзависимости распространялись на помещичьих крестьян 47 губерний России. Дляостальных областей реформа была проведена на основе особых Поло­жений. В болеевыгодных условиях оказались Правобережная Украи­на, Литва, Белоруссия, Польша.
Крестьянская реформа, несмотря на еёграбительский харакгпер, имела первостепенное значение для развития рыночныхотрешений. Ликвидацияличной зависимости, перевод крестьян на выкуп — все это создавало условия дляутверждения в России капитализма.
Но вместе с тем реформа носила крепостническийхарактер, так как проводилась крепостниками. Результатом этого явилось сохране­ниефеодальных пережитков: помещичьего землевладения, временно­обязанных отношений,барщины и оброка, «отрезков», выкупных пла­тежей, сельской общины иполитического бесправия крестьян. Эти пе­режитки тормозили развитие страны.
5. Положение о земствах.
Судебная, городская, военная реформы.
Отменакрепостного права повлекла за собой перемены во всей го­сударственной иправовой системе России. Речь шла не об изменении государственного строя, а осоздании органов местного самоуправле­ния — земств. 1 января 1864 г. Александр II утвердил Положение о гу­бернскихи уездных земских учреждениях. Земская реформа вводи­ла органы местногосамоуправления: уездные и губернские земства.
Земские учреждения должны были состоять изпредстави­телей всех сословий -дворян, чиновников, духовенства, купцов, про­мышленников икрестьян. Все избиратели делились на три курии. В первую курию — уездныхземлевладельцев — входили помещики, имев­шие не менее 200 десятин земли, атакже собственники крупных тор­гово-промышленных предприятий и недвижимогоимущества стоимо­стью не менее 15 тыс. рублей. Во второй курии — городской — участво­вали купцы, владельцы недвижимости, которая оценивалась от 500 до 3000рублей. Для участия в выборах по третьей курии — сельских об­ществ — имущественныйценз отсутствовал. Фактически господствующее по­ложение в земствах занималипомещики. Так, на первых вы­борах в уездные зем­ства в среднем по странедворяне сос­тавляли 41,7%, духо­венство — 6,5%, куп­цы — 10,4%, крестья­не — 38,4%. Земства ежегодно собирались на земские собрания. На собраниях избиралсяисполнительный орган — Земская управа во главе с председателем.
Сфера деятельности новых органов была ограниченахозяй­ственно-культурными делами. Они ведали строительством местных путейсообщения, здравоохранением, народным образованием, мест­ной торговлей ипромышленностью. Новые органы всесословного са­моуправления существовали толькона уровне губерний и уездов. В во­лостях земства не создавались. За деятельностьюземств устанавли­вался контроль со стороны правительства. Так, губернатор имелправо остановить исполнение постановления земства.
Земства учреждались только в 34 губерниях страны.В Прибалтике, Белоруссии, Правобережной Украине, на Кавказе, Средней Азии, вСибири и на Дальнем Востоке земства не были введены. Земская ре­форма оказалавлияние на реформирование системы управления в го­родах.
В 1870 г. была проведена городская реформа, согласно которойраспорядительные функции в городах возлагались на думы.
Городская дума — орган городского самоуправления в России.Зани­малась вопросами городского благоустройства, здравоохранения, хо­зяйственнымиделами. Возглавлялась городским головой.
Выборы в Думу проходили раз в четыре года по тремкуриям, со­здаваемым в зависимости от размера уплачиваемого налога. Компе­тенциягородского самоуправления ограничивалась решением хозяй­ственных вопросов:водоснабжение, уличное освещение, транспорт, градостроительные проблемы.
Городскиедумы обязаныбыли заботиться и об общественном благосостоянии, принимать меры противпожаров, оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием,устраивать больницы, учреж­дать школы, музеи. Но деятельность Дум былаограничена губернской администрацией. Городская реформа была прогрессивнымзаконодатель­ным актом для своего времени, хотя и носила ограниченный характер.
Среди реформ 60-70-х годов наиболее радикальнойявлялась су­дебная реформа, проведенная в 1864 г. Была введена система незави­симостисудей. Суд становился гласным. Судебный процесс происхо­дил открыто, публично,носил состязательный характер. В разработке дела участвовали обе стороны — представители обвиняемого и обвини­теля. На суде выступали прокурор и защитникив лице присяжных по­веренных или адвокатов. Судьбу обвиняемых решали присяжныезасе­датели. По закону, присяжным заседателем мог стать человек, имею­щийрусское подданство, в возрасте от 25 до 70 лет и проживающий не менее двух летв том уезде, где проводилось избрание в присяжные. Присяжные заседателиназначались земствами и Городскими думами.
Вводился единый для всего населения всесословный суд,хотя для крестьян сохранялся волостной суд. Оставались особые суды для духо­венства,для высших чиновников, военных.
Реформа суда была наиболее последовательнойреформой. Онане только ликвидировала несовершенство дореформенной системы су­допроизводства,но и обеспечила существенную степень защиты под­данных Российской империи. Вполитической системе постепенно стал внедряться принцип приоритета законности иправа.
Уроки Крымской войны показали, что русская армиянуждается в коренной реорганизации. Военные реформы в 60-е годы стали про­водитьсяпод руководством военного министра Д.А.Милютина. Для улучшения подготовкиофицерского состава учреждались специ­альные военные училища, контингент длякоторых подготавливался военными гимназиями. Были созданы также военныеакадемии и мор­ское училище.
Всю территорию России в 1864 г. разделили на 10военных окру­гов. Во главе округа стоял командующий, который осуществлял руко­водствовойсками. 1 января 1874 г. был принят новый военный устав, по которому в страневводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет.Часть ежегодно призываемых лиц зачислялась на действующую службу в армию,другая часть — в ополчение. Устав предусматривал сокращение срока военнойслужбы в сухопутных войсках до 6 лет и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшимобразование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихсясроком от 6 месяцев до 4 лет. Освобождение от военной службы получали посемейным обстоятельствам, например, если сын был единственным кормильцем всемье.
Закон о призыве в армию не распространялся нанароды Средней Азии, Кавказа, Крайнего Севера.
Осуществлялосьтакже перевооружение армии новыми военно-техническими средствами. Заметныеулучшения обновленной армии проявились в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.Русская армия ста­ла по структуре, вооружению, образованию более современной.
6. Значение реформ -70-х годов.
Отмена крепостного права стала историческимрубежом в раз­витии России. Крепостничество как система общественных отноше­ний пересталосуществовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 года.Реформа 1861 г. не решила земельного воп­роса, хотя и создала условия дляразвития капитализма в России.
В правительственных кругах понимали, чтокрестьянская реформа не может остаться изолированным законодательным актом, чтонеоб­ходимо проводить реформы в политической и государственной сферах.Реформаторы, проводя преобразования, хотели, чтобы Россия развива­лась по путисоздания конституционной монархии. Тем не менее абсо­лютная монархия ещесохраняла свою жизнеспособность.
Авторитет России и государственной власти,уничтожившей крепо­стное право, поднялся высоко в Европе. Россия быстро пошлапо пути социально-экономического и общественного прогресса.
Но реформы проводились самодержавием и поэтомуносили поло­винчатый, противоречивый характер. Крепостники стремились со­хранитьза собой максимум привилегий в экономической и политичес­кой областях. Реформыпроводились под давлением общественного движения, и царское правительство вбольшей степени опасалось хао­са, чем желало прогресса.
Поэтомуреформы 60-70-х годов XIX в. представляли собой полу­меры, которые ихсоздатели не смогли довести до логического завер­шения.

Список литературы
1.  Я. М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С.111-128.
2.  С. Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109
3.  Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.
4.  Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира сдревнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. ― 6-е изд.― М.: ООО «ТИД «Русское слово ― РС», 2006 (§ 41).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.