ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПОВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Московский государственный институт электроники и математики
(Техническийуниверситет)
Кафедраистории и политологии
АНТИЧНЫЙ МИР
УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
“РОССИЯ ВМИРОВОЙ ИСТОРИИ”
МОСКВа 1998
Составитель канд. ист. наукЛарионова И.Л.
Античный мир:учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московскийгосударственный институт электроники и математики; Сост. Ларионова И.Л.М.,1998.
В учебно-методическомпособие даются рекомендации по изучению источников и исторической литературы по теме, рассматриваются характерные чертыантичной цивилизации, обозначены основные моменты исторического пути Древней Греции и Древнего Рима. Пособие можетбыть использовано студентами техническихВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки к семинарскимзанятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам.
АНТИЧНЫЙ МИР
1. Древняя Греция
— Крито-микенская цивилизация, существовавшая натерритории Греции в III-II тысячелетиях до н.э., была создана не греческими (не эллинскими) племенами,и непосредственной преемственности между ней и собственно древнегреческой цивилизацией нет.
— Единого государства на территории Греции в периодантичности не сложилось.Основной государственной единицей был полис — город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.
— Греческие полисы, имея между собой много общего, что и выражается понятием античныйгород-государство (полис), существенно отличалисьмежду собой характером преобладающей хозяйственной деятельности (земледелие илиремесло и торговля), общественным строем (основнымипроизводителями могла быть или особая категория зависимого населения — илоты, или же свободные граждане ивыходцы из других государств — метеки, политическимстроем (демократия, аристократическая республика, монархия (тирания).
— Наиболеесильными государствами,боровшимися между собойза влияние во всем греческом мире, были в VI-IV вв. до н.э. Афины и Спарта,представлявшие собой различные модели полиса. Обагорода-государства сумели создать союзы греческихполисов — Афинскийморской союз (Афины) иПелопоннесский союз (Спарта), чем и определялосьмогущество Спарты и Афин.
— Подчинение Греции Македонией к середине IV в. до н.э. было обусловлено общимкризисом греческого античного мира в IV веке, сущность которогозаключалась в кризисе полиса как типа государства.Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой участвовали так или иначе все греческие полисы, ослабила Грецию и облегчила задачу Македонии.
— ПобедаДревнего Рима над Македонией привела к тому, что в начале II в. дон. э. Греция оказалась под властью Рима.
Древние Афины
Приведенные в хрестоматии документы отражают процесс становления государстваа Афинах, приведший к образованию афинского демократического полиса. Основные этапы этого процессасвязаны с деятельностью выдающихся греческих законодателей-реформаторов:Солона (начало VI в. до н.э.), Клисфена(конец VI в. до н.э.) и Перикла (середина Vв. до н.э.), с правлением которого связанрасцвет афинскойдемократии. Прочитайте документ №5. Ответьте на следующие вопросы:
1) Какие причинывызвали необходимость реформ Солона?
2) Почемуафиняне поручили проведение реформ именно Солону?
Отвечая на этивопросы, необходимо иметь в виду следующее:
Государства в полном смысле слова во времена Солона еще не было. Его становление в Аттике (область материковой части Греции, центром которойявлялись Афины) проходило в борьбе между общинниками-землевладельцамии землевладельческой родовойзнатью. Знать названа в документе богатыми, а общинники — бедными.
Прочитайтедокумент № 6. Ответьте на следующиевопросы:
1.Какиереформы осуществил Солон
а) в социально экономической области
б) в политической области
2. Как высчитаете, что в реформах Солона отвечало интересам общинников-землевладельцев, а что — интересам родовой знати?
3.Осуществил ли Солон все мероприятия, которые ожидал от него простой народ, или нет? Как вы думаете, почему?
4. Каково значение реформ Солона с точки зрения становления афинского демократическогополиса?
При ответе на эти вопросы следует иметь в виду, что:
1. Фила — основная единица родового общества вГреции. Она представляла собой объединение родов (племя). Солон сохранил прежние четыре филы, но придал им территориальный, а неродовой характер.
2. Государство — организация, власть которой распространяетсяна определенную территорию. Власть органов управления в родовом обществе обязательна только для членов родовойорганизации.
3. Ареопаг (совет ареопагитов) — высший орган власти в Афинах в период разложения родового строя.Состоял из представителей знати. Поручить ареопагу охранять законы означало существенно сузить его полномочия.
Прочитайте документ № 7. Ответьте на следующие вопросы:
1. В чемзаключались реформы Клисфена?
2. Каковозначение этих реформ?
Необходимо иметь в видуследующее:
1. За 80 лет, прошедшиесо времени Солона,соотношение сил в Аттике значительно изменилось. Развитие ремесла и торговли вАфинах, чему благоприятствовала политика Солона, а затем тирана Писистрата, превратили Афины вкрупный центр торговой и ремесленной деятельности. Поэтому Клисфен мог опираться исключительно на городское население. Соответственно об учетекаких-либо требований сельского населения более речи не было. Реформы Клисфена носили исключительнополитический характер.
2.Вспомните пояснение 2 к документу № 6.
3. Реформы Клисфена восновном завершили процесс формирования афинскогодемократического полиса. Дальнейшие измененияхарактеризуют процесс развития афинской демократии.
Прочитайте документ № 8. Ответьте на следующие вопросы:
1. В чемзаключалась роль народного собрания в Афинах?
2.Каким образом народное собраниеконтролировало должностных лиц?
3. В чемзаключались обязанности совета 500 ?
4. Какой органприобрел при Перикле больше прав, чем имел раньше:народное собрание или совет 500?
5. Какоймерой обеспечивалось активное участие народа в политическойжизни Афин?
Обратитевнимание, что:
1. Народное собраниесуществовало в Афинах и до Перикла.Его полномочия, существенносокращенные в период господства родовой аристократии,были расширены Солоном и подтверждены Клисфеном.
2. Остракизм — изгнание из Афин путем своеобразного голосования:если народ решал, что следует прибегнуть костракизму, каждый писал на черепке имя тогополитического деятеля, которого, по его мнению, следовалоизгнать. Изгнанию подвергался тот, чье имя написало большее количествограждан. Остракизм был важным средством веденияполитической борьбы.
3.Выборы по жребию были совершенно случайными, что следует из самого названия. Когдавыборы производились поднятием руки, вопрос решался большинством голосов.
Прочитайте документ № 9.Ответьте на следующие вопросы:
1. B чем видит автор недостаткиафинского государственного строя?
2. Как высчитаете, можно ли считать афинское государственное устройствоидеальной формой демократии ?Обоснуйте свой ответ.
Отвечая на этотвопрос, необходимо учесть, что в число афинских граждан не входили не только рабы, но ивыходцы из других государств, проживавшие в Афинах, — метеки. Получить афинское гражданство было оченьсложно. Даже пользующийсябольшим уважением философ Аристотель, проживший в Афинах большую частьжизни, был метеком. Женщины имели гражданство, но не могли участвоватьв общественной жизни. С другой стороны, обратите вниманиена то, что в Древних Афинах сам народ определялосновную политическую линию государства, избирал, контролировали смещал должностных лиц. Это была так называемая непосредственная форма демократии. Всовременных демократических государствах существуетпредставительная демократия: не народ, а его представители выполняют обозначенныефункции, и далеко не все.
Древняя Спарта. Прочитайте документ № 10. Ответьте на следующие вопросы:
1. Какомуоргану принадлежала в Спарте верховная власть?
2. Из кого он состоял?
3. Из когои каким образом выбирались геронты?
4. Какую роль играло в Спарте народное собрание?
5. Каким образом менялась этароль в течение VIII века до н.э.?
6.В чем видит Плутарх достоинства политического строяСпарты?
7. Как высчитаете, каким было государственное устройство Спарты? (демократическим, аристократическим,монархическим или же этот тип полиса нельзя охарактеризовать одним словом). Обоснуйте свой ответ.
Отвечая на вопросы, примите во вниманиеследующую информацию.
1.Учреждение государственного строя, который существовал в Спарте почти без изменений вплоть до IV в. дон.э., античная традиция приписывает законодателю Ликургу.По словам Плутарха, к началу политической деятельности Ликурга в спартанском обществе резко усилилось имущественное неравенство, обострилась борьба между богатыми и бедными. Ликург решил ликвидироватьнеравенство и сделатьтак, чтобы оно не могло возникнуть в дальнейшем.Вспомните ситуацию в Аттике накануне реформ Солона.Как вы считаете, между какими слоями общества обострилисьотношения в Древней Спарте? С каким явлениемсвязано это обострение? Ликург уравнял в политическомотношении знать и простой народ, поставив герусиюнад теми и другими.
2. Земля вСпарте принадлежала государству. Она была поделена на равные участки — клеры.Каждый спартанец (если егопризнавали полноценным в физическом отношении) получал при рождении клер, который приносил емудоход и который он не мог ни дарить, ни продавать.Таким образом, между спартанцами существовало не только политическое, но иимущественное равенство.
3. Спартанцы называли свой полис «общинаравных». Они отрицательно относились к демократическому строю, существовавшему во многих греческих городах-государствах,и там, где могли, содействовали утверждению властиаристократии.
4. Законодательство Ликургасохранило институт царской власти. В Спарте было двацаря. Их звание было наследственным. Они происходили из двух знатнейших спартанских родов.Царивыполняли роль жрецов (приносили жертвы богам) и военачальников.Цари входили в состав герусии.
5. Советгеронтов (герусия) состоял из 30 человек: 28 геронтов и два царя.
6.Филы — племена. Кроме родовых делений, Лаконика (область Пелопоннеса,центром которой была Спарта) была разделена на 5 территориальных областей .
Прочитайтедокументы № 11.Ответьте на следующие вопросы:
1. Каковопроисхождение илотов?
2. Всегда ли положение илотов было неизменным?
3.Как определяют Павсаний социальное положение илотов?
Отвечая на вопросы, необходимо иметь в видуследующее:
1.Спартанцы в периодпереселения на Пелопоннес представляли собой союз дорийских племен. Спартанцы захватилиобласть Пелопоннеса Лаконикуи подчинили себе местное земледельческое население — ахейцев. Земля стала считаться государственной землей, а коренное население области — государственными рабами. Илоты работали на клерах спартанцев собственнымиорудиями труда. Половину дохода получала семьяспартанца, половину — все работавшие на этой земле илоты. Спартанцы не могли по своему желанию освобождатьилотов. Это могло сделать только государство.
2. Илотовбыло много больше, чем спартанцев. Каждого спартанца во время военного похода сопровождалотри легковооруженныхилота, которые выполняли роль слуг. При этом частьилотов продолжала работать в сельском хозяйстве.
3.Поскольку многочисленные илоты жили отдельно от спартанцев и без надзора, а к тому жеговорили на одном языке, они представляли большую угрозу для Спарты. Чтобыпредотвратить восстания илотов (которые все равновремя от времени происходили), спартанцы держали илотов в постоянном страхе. Периодически они устраивали на них настоящую охоту: подстерегали и убивали.
4. Илоты не были рабами в полном смысле слова. Они работали на земле, часть урожая с которойбрали себе; у них были собственные орудия труда; их нельзя былопокупать и продавать. Положение илотов в какой-то мере напоминало положениелишенных средств производства работников храмовыхи царских хозяйств на Древнем Востоке, хотя аналогия не полная.
5. Спартанские илоты не былиисключением из общего правила. Подобные категории населения были также в Фессалии и на Крите.
6.В конце пятого и особенно в IV в дон.э., когда под влиянием мощного притока денежных средствв Спарту в результате победы Пелопоннесского союза в войне сАфинами общественно-государственный строй Спарты сталразлагаться, в Лаконикепоявилось некоторое количество обычных, покупныхрабов. Они использовались также, как и большинство рабов в Греции-были домашнимислугами.
7. Рабов в греческих полисах, особенно в Афинах было много,вероятно, лишь немногим меньше, чем граждан. Нотак же, как и на Древнем Востоке, основой производства они не были. В сельском хозяйстве работало зависимоенаселение типа илотов или сами граждане. Ремеслом и торговлей занимались в основном свободные граждане и особенно метеки. И те и другиемогли иметь в качестве помощников рабов. Но в основномрабы трудились на рудниках и являлись домашнимислугами. Свободное сельскохозяйственное население Греции также использовало рабов, ноопять-таки в качестве помощников.
В статье Ю.В.Андреева«Начальные этапы становления греческого полиса//Город и государство в древних обществах.М.,1982. освещенпроцесс формирования основного структурообразующегоэлемента греческой (и в целом античной) цивилизации — полиса или города-государства. Проблема полиса и его кризиса являетсяцентральной в античной истории, поскольку античная цивилизация существовала как система полисов, а кризис и гибель этойцивилизации представляет собой кризис и гибельполиса как формы организации политических, социально-экономических и культурныхпроцессов. Что же представлял собой греческий полис?
В периодрасцвета греческой цивилизации полис представлял собой независимое миниатюрное государство(в V в.до н.э. в Афинах былопримерно 90 тысячграждан, 40 тысяч метеков и 70 тысяч рабов).Его центром был город в собственном смысле слова, то есть укрепленный населенный пункт, в которомбыли сосредоточены административные, религиозные ивоенные функции, притом значительная (не обязательно большая) часть населения непосредственноили при помощи своих рабов могла заниматься ремеслом и торговлей. К городупримыкала сельская округа в лице зависимых от города поселений. Большая частьнаселения такого государства была сконцентрированав городе в результате так называемого синойкизма — политической интеграции ряда первоначальных (чаще всего, сельских, но иногда и городских)общин, сопровождавшейся переселением значительной части населения в один город.Поэтому полис представлял собой специфический типобщины. В отличие от других ее разновидностей(родовая, соседская) эта община существовала какгосударство, то есть это гражданская община. Это был союз граждан, направленный, прежде всего, на защитуот внешних врагов. Но гражданская община выполнялаи другие функции. Поскольку город представлял собой место поселения земельных собственников (чем бы они в городе ни занимались),принадлежность к общине давала право собственностина землю в полисе. Гражданин полиса былполноправным частным собственникомземли (исключение — Спарта), но если он терял гражданство,он терял и право собственности, то есть частная собственность на землюбыла обусловленачленством в общине — принадлежностью к числу граждан. Еще одна функция гражданскойобщины: она обеспечивала властьи господство над негражданами — метеками и рабами. Эта функцияполиса была наиболее ярко выражена в Спарте, где постоянная необходимость держатьв повиновении илотов способствовала тому, что „община равных“ имелавоенизированный характер. Социальную основу полисасоставляли граждане среднегодостатка, способные нести военную службу. В своем идеальном вариантеполис выступал как республика свободных, самостоятельно обеспечивающих свое существование земельных собственников. Поэтому рост имущественногонеравенства среди граждан полиса, вызванный все большим развитием товарно-денежных отношенийи отчасти более широким использованием труда рабовв конце V -начале IV вв.до н.э. привел к размыванию среднего слоя — социальной опоры полиса и соответственно к кризисувсей полисной системы.
А.Ф. Лосев1 обозначает основные черты картины мираантичного человека, то есть формулирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых человек Античности воспринимал мир.
Обратитевнимание на следующие черты этой картины мира:
— человек воспринимает мир как телесный, чувственноîñяçàåìûé, живой и божественный.
— античныебоги — это идеи вещей, то есть законы,которые правят миром. Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.
— законыприроды обожествляются, но поскольку законы отприроды неотделимы, античным богам присущи всечеловеческие достоинстваи недостатки, ведь человек — частицаприроды.
— мирвечен и абсолютен. Åão никто не создал. Значитон самодостаточен и управляется своими собственными законами. И эти законынеотвратимы.
— неотвратимость мировых законов выражается понятиемсудьбы. Античному человеку свойственен фатализм.
— ночеловек не знает предначертанного. Поэтому он можетпоступать так, как хочет. А это значит, что человексвободен. Отсюда светскийкульт героев.
— мир — наилучшее произведение искусства. А раз так,значит человеческое искусство должно подражать ему. Отсюдаидея гармонии и культ человеческого тела, котороетак же прекрасно само по себе, как и породивший его космос. Поскольку телоскульптурно, наиболее адекватное выражениегреческая идея гармонии нашла в скульптуре.
— вниманиек человеческому телу не означает интереса к личности. В древнегреческом и латинском языкахнет слова, обозначающего понятие личность. Когдахотят указать на человека, говорят»тело".
— соответственно нет и терминов для обозначениячувств. Обозначены только чувственные ощущения.
— мышлениечеловека конкретно и образно, даже абстрактноемышление.
— все этопроисходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Человек не ìîãóïîäîáèòü мир себе, так как нечувствовал собственной личности.
— развитие личностного началабыло необходимо. Античный человек в конце концов почувствовал это. Развитие этогоначала вплоть до абсолютизации личности далосредневековье.
2.Древний Рим.
-Древнейший период римскойистории, то есть период от образования римской общины (условная, новероятная дата -753 г. до н.э.) до установления республики принято называть царским. Согласно античнойтрадиции, которая подтверждаетсяархеологическими находками, древнеримская община сложилась из трех этнических групп: латинян, сабинян (и те идругие -италийские племена) и этрусков (создателей древнейшей цивилизации наАппенинском полуострове, происхождение которых неизвестно) путем синойкизма(слияния) трех поселений. Первые римские цари были италийцами, затем в Римеутвердилась этрусская династия, что привело к резкому возвышению царской властии расширению воздействия этрусской цивилизации на древний Рим. К этому периодуотносится образование римского полиса.
-Период республики (конец VI в. дон.э. — середина I в. до н.э.) характеризуется борьбой плебеев ипатрициев, завершившейся полным уравниванием в правах этих сословий и слияниемпатрицианско-плебейской верхушки. В ходе борьбы сложилась новая сословная структура римского общества: нобилитет,состоящий из сенаторского сословия и сословия всадников, и плебс — сельский игородской. Все они были римскими гражданами (в отличие от плебеев времен борьбы спатрициями). К не гражданам относились сословия вольноотпущенников и рабов. Впериод республики Рим превратился в крупнейшую средиземноморскую державу. Входе непрерывных войн оформилась структура римского войска, которое носилохарактер народного ополчения. Служба в нем считалась не только обязанностью, нои честью. Начиная с IV в. дон.э. за воинскую службу государство начало платить. Развитие товарно-денежныхотношений и расширенное использование труда рабов ( их приток резко увеличился в связи спобедоносными войнами) к началу II в. до н.э. привели кмассовому обезземеливанию земледельцев-общинников, то есть сельского плебса.Нобили скупали и просто захватывали их земли, создавая крупные хозяйства,основными производителями в которых становились рабы. Лишенное земли населениесосредотачивалось в городе и пополняло ряды городского плебса, состоящего изремесленников, мелких торговцев, люмпен-пролетариата. Резкое сокращениесельского плебса — основы римской армии — привело к военной реформе: в армиюстали принимать неимущих и добровольцев(реформа армии — конец II в. дон.э. ). Армия превратилась впрофессиональную. Теперь ее легко мог использовать удачливый полководец дляустановления единоличной власти. Кризис экономической основы полиса(натуральное по преимуществу хозяйство, основанное на личном трудеземледельцев-общинников), его социальной основы (размывание сельского плебса),кризис республиканских учреждений, не подходивших для управления огромнойтерриторией, и резкое усиление власти полководцев, опиравшихся напрофессиональную армию, — все это привело к кризису полиса как типа государстваи к кризису республики как типичной для полиса его формы.
-Периодимперии (середина I в. до н.э. — конец V в. н.э.) делится на принцепат,когда формально продолжали функционировать все республиканские учреждения, нореально власть находилась в руках принцепса — первого гражданина республики,фактически — императора, и доминат (начиная с конца III в. н.э.), когда была сформированановая система управления во главе с императором.I-II вв. н.э.-время наивысшего расцвета Римской империи. Но к концу II в. стали сказываться последствия широкогоиспользования труда рабов, все больше обнаруживавшего свою нерентабельность вусловиях сокращения притока рабской рабочей силы в связи с прекращением войн.Свертывались товарно-денежные отношения, хозяйство становилось натуральным,приходили в упадок города, нарушались связи между провинциями, усиливалисьцентробежные тенденции, многие земли оставались необработанными. Возниклаполитическая нестабильность. В середине III в. Римская империя находиласьв состоянии общего кризиса. Все слои населения испытывали неуверенность взавтрашнем дне. На этом фоне в империи получило широкое распространениехристианство. Христианская религия, уравненная с язычеством приимператоре Константине (начало IV в.), создавала мировозренческую основусредневековья. Социально-экономические и политические процессы тоже готовилинаступление новой эпохи. Крупное поместье стало основной ячейкой общества.Наряду с рабами, которых стали переводить на пекулий, то есть выделять им вовладение некоторое имущество, иногда участок земли, в поместье работали колоны- мелкие зависимые от землевладельца арендаторы, труд которых был гораздорентабельнее, так как часть результатов труда (за вычетом фиксированнойарендной платы) оставалась в их распоряжении. Начинают складываться трисословия средневекового общества: духовенство, светские земледельцы(дворянство) и трудящиеся — крестьяне. В результате натурализации хозяйства иослабления связей между частями империи усиливается местная администрация.Попытки императорской власти противостоять этому процессу в целом не имелиуспеха. Ослаблению центральной власти способствовала также угроза со стороны варваров — гуннов игерманцев. Варвары совершали набеги, а также селились на территории империи ссогласия императоров в качестве «союзников». Римская армия все в большей ибольшей степени состояла из варваров. В IV в. Римская империяраспалась на Западную и Восточную (Византию). В Византии продолжалисьсоциально-экономические процессы, характерные для поздней античности.Восточно-Римская империя постепенно вступила в эпоху средних веков. СвоеобразиеВизантии заключалось, главным образом, в том, что в ней сохранилась сильнаяимператорская власть. Западно-Римская империя в IV-V вв. вела непрерывную борьбус варварами. Их племенные союзы внедрялись в общественный и политическийорганизм империи и из внешнего фактора постепенно превратились во внутреннийфактор ее дальнейшей истории. В 476 г. после отречения последнего императораЗападная Римская империя прекратила свое существование.
Прочитайте документ №15.Ответьте на следующиевопросы :
1.В чем заключалась разница между патрициями и плебеями в царский период римскойистории?
2.О чем говорит эта разница ?
3.Кому принадлежала верховная часть и в чем эта власть выражалась ?
Чтобы ответить на второйвопрос, следует иметь в виду, что при родовом строе только члены родов имелиправо принимать участие в политической жизни племени.
Прочитайте документ №16. Ответьте навопрос :
Что дает основаниеутверждать, что в середине VI в. до н.э. у римлян образовалосьгосударство ?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимаследующая дополнительная информация :
1. Согласно античной традиции Сервий Туллий,шестой римский царь, представитель этрусской династии ввел новое устройство римской общины на основании еетерриториально-имущественного членения. Городская римская территория быларазделена на четыре трибы — территориальных округа, которые не совпадали спрежними родоплеменными трибами. К новым округам приписывалось все население,проживающее на их территории и имевшее землю (как патрицианское, так иплебейское). Вследствие этого плебеи были включены в состав единой спатрициями гражданской общины.
2. Центурия была не только военной единицей, нои политической. После реформы голосование в народном собрании стало проводитьсяпо центуриям. Родоплеменные народные собрания тоже сохранились, но утратилиполитическое значение.
Прочитайтедокумент № 17. Ответьте на следующие вопросы:
1. В законах говорится о рабстве за долги.Как вы думаете, нормальное ли это явление для античного полиса, или свидетельство пережитков родового строя?Обоснуйте свою точку зрения.
2. Какой характер носило рабство в ДревнемРиме в середине V в. до н.э. (патриархальный или классический)? Каковыбыли источники рабства?
3. Какой была собственность в Древнем Римев это время? (общинной, частной, неполной частной, то есть обусловленнойчленством в римс