Содержание
историческийжитие преподобный сергий святой
Введение
Глава I. Характеристика исторического источника «Жизнь и житиепреподобного и богоноснаго отца нашего Сергия», написанное Епифанием Премудрым,отредактированное Пахомием Логофетом
Глава II. Анализ содержания исторического источника «Жизнь и житиепреподобного и богоноснаго отца нашего Сергия», написанное Епифанием Премудрым,отредактированное Пахомием Логофетом
Заключение
Список литературы
Введение
«Житие СергияРадонежского» было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателемЕпифанием Премудрым.
Епифаний стремилсяпоказать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего преждевсего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростовев первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовскихмонастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно зналгреческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифанийбыл прозван «Премудрым». Он отлично знал произведения современной ему и древнейлитературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразныесведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых,писателей.
Сергий Радонежскийотносится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского,имя его «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического инравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самойвозможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем невсе еще добро погасло и замерло… Он открыл им глаза на самих себя». «Примеромсвоей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родногонарода, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».
В.О. Ключевский говорит опреклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков и характеризует помыслыи чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русскойземли. «Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему изразличных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, ивельможи, и простые люди, “на селе живущие”». К нему приходили со своимидумами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели ипростые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. «И этот приток неизменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены встрое и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новыепробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей совсех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIVвеке» [1].
Эти чувства представляютсобой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они— его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет,как скошенная трава. «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самихсебя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителемнашего нравственного порядка». Нравственное влияние его велико, в душу народазапали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русскийподвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав вМоскву, восклицал: «Како может в сих странах таков светильник явиться?»
Русские люди XIV векапризнали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом.Оно «пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из историческоговоспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло всостав духовного богатства народа»[2].
Само по себе «ЖитиеСергия Радонежского» — это очень сложный памятник. Например, до нас недошла первоначальная редакция Епифания Премудрого, часть которой сохранилась вболее поздних обработках Пахомия Серба. К авторству Епифания Премудрого сегодняпричисляется Вступление, Похвальное слово Сергию, обычно заканчивающее Житие, атакже первые десять глав Жития из тридцати. Причем наиболее полно епифаниевскийтекст сохранился в поздних рукописях XVI столетия. Наибольшей переделкеепифаниевский текст подвергся именно в той части, которая рассказывает о самомактивном времени жизни Сергия. Текст Жития, обработанный Пахомием Логофетом,сохранился в пяти так называемых «пахомиевских» редакциях[3].
К Изучению жизни СергияРадонежского нужно относится с уважением и должным подчтением, т.к. вПравославии он считается святим.
Данная тема изученадостаточно хорошо. Описанием жизни и подвигов Сергия Радонежского занималисьтакие крупные деятели, как М.Н. Карамзин, Елена Рерих, В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров, Л.Н.Гумилев. То, что Сергий Радонежский был реальным историческимлицом, в этом нет сомнений, но до сих пор продолжается спор между верующими искептиками о том происходили ли на самом деле чудеса, описанные в «Житие СергияРадонежскогого», написанное его современником Епифанием Премудрым.
При работе над даннойтемой, главным образом, мы использовали Интернет-ресурсы: различные статьи,монографии, энциклопедии.
Цель данной работы – изучитьжитие как исторический источник.
Задачи:
· Определитьдостоверность и историческию ценность жития,
· Соотнести житие сдостоверными источниками.
Глава I
Характеристикаисторического источника «Жизнь и житие преподобного и богоноснаго отца нашегоСергия», написанное Епифанием Премудрым, отредактированное Пахомием Логофетом
Жизненный путьпреподобного Сергия (в миру – Варфоломей) (1314 или 1322 – 1392) описан вЖитие, которое составил в 1406–1419 гг. его ученик Епифаний Премудрый, а вовторой четверти ХV века переработал Пахомий Логофет. «Житие СергияРадонежского» является одним из лучших древнерусских памятниковагиографической литературы.
Само по себе «ЖитиеСергия Радонежского» — это очень сложный памятник. Например, до нас недошла первоначальная редакция Епифания Премудрого, часть которой сохранилась вболее поздних обработках Пахомия Серба. К авторству Епифания Премудрого сегодняпричисляется Вступление, Похвальное слово Сергию, обычно заканчивающее Житие, атакже первые десять глав Жития из тридцати. Причем наиболее полно епифаниевскийтекст сохранился в поздних рукописях XVI столетия. Наибольшей переделкеепифаниевский текст подвергся именно в той части, которая рассказывает о самомактивном времени жизни Сергия. Текст Жития, обработанный Пахомием Логофетом,сохранился в пяти так называемых «пахомиевских» редакциях[4].
Епифаний Премудрый (умерок. 1420) — православный святой, агиограф. Известен, как составитель житийпреподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Почитается в ликепреподобных, память совершается 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославскихсвятых[5].
Жил в конце XIV — началеXV века. Сведения о нём извлекаются только из его собственных сочинений.
В молодости жил соСтефаном Пермским в Ростове в монастыре Григория Богослова, именуемом «Затвор».Изучил там греческий язык и хорошо усвоил библейские, святоотеческие и агиографическиетексты.
Возможно, побывал вКонстантинополе, на Афоне, в Иерусалиме.
Вероятно, в 1380 годуЕпифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» ужезнаменитого Сергия Радонежского. Занимался книгописной деятельностью.
После смерти Сергия в1392 году Епифаний, видимо, перебрался в Москву на службу к митрополитуКиприану. Близко сошёлся с Феофаном Греком. В 1408 году во время нападения наМоскву хана Едигея, Епифаний бежал в Тверь, где подружился с архимандритомСпасо-Афанасьева монастыря Корнилием, в схиме Кириллом, с которым впоследствиипереписывался; в одном из своих посланий он высоко отзывался о мастерстве иработах Феофана Грека, его уме и образованности. В этом письме Епифаний и себяназывает «изографом».
В 1410-е годы Епифанийвновь поселился в Троице-Сергиевом монастыре, заняв высокое положение средибратии: «бе духовник в велицей лавре всему братству». Умер там около 1420 года(не позже 1422) в сане иеромонаха.
Ему принадлежат «Житиепреподобного Сергия», материалы к которому он начал собирать уже через годпосле смерти преподобного, а кончил написание около 1417—1418 годов, через 26лет по смерти Сергия. Оно использовано, часто буквально, в «Житии Сергия»архимандрита Никона. В списках XV века это житие встречается очень редко, абольшей частью — в переделке Пахомия Серба. Также написал «Слово похвальнопреподобному отцу нашему Сергею» (сохранилось в рукописи XV и XVI веков).
Вскоре после смертиСтефана Пермского в 1396 году Епифаний закончил «Слово о житии и учении святогоотца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа». Известно порядка пятидесятисписков XV—XVII веков.
Епифанию приписываютсятакже «Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим», введение кТверской летописи и письмо тверскому игумену Кириллу[6].
«Житие Сергия Радонежского»писать Епифаний начал, по его собственным словам, «по лете убо единем илипо двою по преставлении старцеве начях подробну мало нечто писати.»Преподобный Сергий умер в 1392 году, так что начало работы над егоагиобиографией приходится на 1393 или 1394 год. Над ней Епифаний трудился болеечетверти века.«И имеях же у себе за 20 лет приготованы такового списаниясвитки...» Видимо, смерть помешала агиографу полностью закончитьзадуманное «Житие». Однако труд его не пропал. Во всяком случае, водном из списков «Жития Сергия» есть указание, что оно«списасяот священноинока Епифания, ученика бывшего игумена Сергия и духовника обителиего; а преведено бысть от священноинока Пахомия святые горы.[7]»
«Житие Сергия»сохранилось в нескольких литературных версиях. Списки его кратких редакцийдатируются XV веком. А вот самый ранний список пространной редакции относитсялишь к середине 20-х годов XVI века. Самый же знаменитый список пространнойредакции, богато и щедро иллюстрированный миниатюрами, создан был в последнемпятнадцатилетии XVI столетия. Судя по заглавию, именно пространная агиографическаяверсия создана была Епифанием Премудрым к 1418-1419 годам. Однако, к сожалению,авторский оригинал агиографа в своем целостном виде не сохранился. Тем неменее, по убеждению многих ученых, именно пространная редакция «ЖитияСергия» заключает в себе наибольшой объем фрагментов, воспроизводящихнепосредственно епифаниевский текст.
В рукописной традицииданная редакция представляет собой разделенное на 30 глав повествование опреподобном Сергии от его рождения до самой смерти. Обычно это повествованиесопровождается Предисловием, рассказами о посмертных чудесах святого,Похвальным словом ему и Молитвой к преподобному. Собственно с именем ЕпифанияПремудрого исследователи связывают Предисловие, 30 глав Жизнеописания иПохвальное слово. Более того, некоторые из них даже полагают, что именно такойсостав отражает первоначальную структуру «Жития». Указывают также ина стилистическое соответствие текста пространной редакции писательской манереЕпифания.
Таким образом, в принципене исключено, что как раз названная редакция «Жития СергияРадонежского» по своему составу (считая только три выделенные части),форме и содержанию более других редакций схожа с епифаниевским текстом, а можетбыть, и прямо является точным воспроизведением последнего. Во всяком случае, вкачестве такового она помещена была еще в 50-е годы XVI века святителемМакарием в Царский список «Великих Миней Четиих», причем наряду свторичной редакцией Пахомия Логофета, и позднее не раз издавалась[8].
В научной литературе быловысказано и конкретизирующее мнение относительно текста в составе собственнобиографической части пространной версии «Жития», который только и могбыть создан Епифанием Премудрым. Видимо, из числа ее 30-ти глав перу последнегопринадлежат лишь первые 10-ть, то есть текст, заканчивающийся главой «Охудости порт Сергиевых и о некоем поселянине»; последующий же текст — оставшиеся 20-ть глав начиная с главы «Об изведении источника» — является позднейшейкомпиляцией. Однако если эта двадцатисловная часть «Жития» ипредставляет собой переработку текстов, произведенную Пахомием Логофетом, тооснову ее, несомненно, составили не сохранившиеся записи Епифания. Такимобразом, в целом она все-таки в какой-то мере отражает его замысел.
В отличие от своейпредыдущей агиобиографии Епифаний наполняет описание жизни преподобного Сергиячудесами. Всеми мерами он стремится доказать врожденную праведность своегоучителя, прославить его как предызбранного «угодника Божия», какистинного служителя Божественной Троицы, который стяжал светоносную силу знаниятроической тайны. В этом — основная задача писателя. И решая ее, рассказывая ожизни и деяниях великого подвижника, Епифаний неизменно проповедует исполнившиесяна нем «дела Божии», причем проповедует, по собственному жепризнанию, с помощью самого Бога, Богоматери и лично преподобного Сергия.Отсюда мистико-символический подтекст его произведения, организуемый исодержательно, и композиционно-стилистически. При этом Епифаний с большиммастерством использует библейские числа.
Наиболее заметным,буквально бросающимся в глаза повествовательным элементом «Жития СергияРадонежского» является число 3. Несомненно, автор придавал тройке особоезначение, используя ее в связи с тринитарной концепцией своего сочинения,которая, очевидно, была обусловлена не только его собственным богословскимвзглядом на мир, но и тринитарной концепцией подвижнической жизни его героя — самого преподобного Сергия[9].
По мнению современныхисследователей, сохранившийся до сегодняшнего дня житийный текст обладаетвесьма важной особенностью: «епифаниевские» главы существеннопространнее и подробнее «пахомиевских». Столь же значительно принципиальноеавторское ахронологическое построение Жития: автор сразу же предупреждаетчитателя, что излагает события «не по ряду — передняя назади, а задняянапереди». В этом усматривается стремление автора Жития подчеркнуть«вневременное значение подвижничества игумена, невозможностьхронологической привязки нравственного ориентира, того житейского идеала,который дал миру Сергий»[10].
Во многом с этим фактомсвязаны сложности интерпретации событий, описанных в Житии — в разных редакцияхмногие из них привязаны к разным датам. В современной науке продолжаютсядискуссии по поводу трактовки тех или иных мест памятника. Но следует отметить,что наиболее полная и аргументированная современная биография СергияРадонежского на сегодняшний день предложена в работах Н.С. Борисова «Исвеча бы не угасла…» (М., 1990) и «Сергий Радонежский» (М., 2000).
Глава II
Анализ содержанияисторического источника «Жизнь и житие преподобного и богоноснаго отца нашегоСергия», написанное Епифанием Премудрым, отредактированное Пахомием Логофетом
Житие рисует образистинного православного подвижника, освященного Божией благодатью. Он родилсяпод Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии (позднее причисленных клику святых), получив при рождении имя Варфоломея. И, как сообщает Житие, ещедо своего рождения, в чреве матери, Варфоломей прославился многими чудесами, ав отрочестве, чудесным же образом, после явления ему некого старца, он овладелграмотой.
Юность отрока Варфоломеясовпала по времени с одни из трудных моментов в истории России. В те годы, вборьбе между Москвой и Тверью за ярлык на великое княжение, Ростов поддерживалТверь. Поэтому, после победы московского князя Ивана Даниловича Калиты,ростовское боярство подверглось преследованиям, и семью Варфоломея переселилипод Москву — в городок Радонеж. По имени этого города, впоследствии,преподобный Сергий и будет прозываться Радонежским[11].
После смерти отца,Варфоломей со своим братом Стефаном уходят в монастырь, располагавшийся возлеподмосковного Хотьково. Однако, стремясь к подвигам во имя Христово, в конце30-х гг. XIV века они покидают этот монастырь. Братья избирают жизньмонахов-отшельников, одинокий аскетический подвиг в молчании. В подмосковныхлесных чащобах, на горе Маковец они обустраивают скит, строят церковь,посвященную Святой Троице, а Варфоломей принимает иноческий постриг под именемСергия.
К началу 40-х годов XIVв. подвижничество Сергия и Стефана получает известность. Стефана приглашают вМоскву. А к оставшемуся на Маковце Сергию, тянется монашеская братия, и вскорездесь основывается Троицкий монастырь — во имя Святой Троицы. Интересно, что,избегающий хоть какой-то власти, Сергий Радонежский не был официально избранигуменом, но исполнял игуменские обязанности по просьбе всех иноков[12].
Троицкий монастырьпоначалу был особножительным. Но уже в 1353–1354 году тогдашний митрополитАлексий, добившись поддержки константинопольского патриарха Филофея, предложилтроицким инокам принять устав общежительского монастыря. В основе этого уставалежало несколько главных принципов — равенство всей братии (включая игумена),запрет на частную собственность, совместный стол и молитва, общий стол,послушание и четкое распределение обязанностей. Троицкий монастырь стал первойв Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский был поставлен вего первые игумены.
Распространяя идею ипрактику «общего жития», во второй половине XIV — начале XV вв.преподобный Сергий и его ученики основывают несколько новых монастырей, самымиизвестными из которых стали Симоновский и Спасо-Андроников в Москве, Высоцкий вСерпухове, Благовещенский на Киржаче, Кирилло-Белозерский под Вологдой.
Митрополит Алексийвсячески направлял деятельность троицкого игумена. По идее митрополита,озабоченного установлением на Руси духовного и политического единства,общежительные монастыри должны были стать центрами, из которых на всю Русьпроливался бы свет христианского благочестия. Кроме того, ориентированные наМоскву, эти монастыри способствовали бы усилению политического единстваРусского государства. К тому же, распространение общежительных монастырейдолжно было способствовать возрождению общинных идеалов, и, следовательно,распространению идеи единства. А устроенные как настоящие крепости, монастыри,со временем, стали выполнять и военно-оборонительные функции. Как показаладальнейшая история, митрополит Алексий оказался прав — духовно-политическаяжизнь Русского государства во многом строилась вокруг вновь основанных им и егопоследователей обителей[13].
С началом «общегожития», Троицкий монастырь приобретает широкую известность, а СергийРадонежский становится непререкаемым духовным авторитетом, как для простыхлюдей, так и для высшего общества. Согласно тексту жития, Сергий Радонежский нераз, в наиболее драматичные моменты истории помогал князьям услышать другдруга, убеждал прекратить их кровопролитные усобицы. По версии Жития, именноего в 1378 году, после смерти митрополита Алексия, приглашали занятьмитрополичью кафедру, но преподобный Сергий отказался.
Позднейшие источникипоказывают особую роль преподобного Сергия Радонежского в 1380 году. Так, в«Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что именно к нему приехалвеликий князь Дмитрий Иванович, чтобы получить благословение на битву сполчищами Мамая. Троицкий игумен благословил русское воинство — отправил на полесражения двух монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительнопосвятив их в схиму. Как известно, именно Пересвету выпала участь принятьучастие в поединке перед битвой на Куликовом поле[14].
Впрочем, по мнениюнекоторых современных исследователей, в реальности в 1380 году отношенияпреподобного Сергия и великого князя были намного сложнее, более того в периодс 1380 по 1382 год в их отношениях наблюдается основательный разлад. Связаноэто было с проблемой поставления митрополита на Руси — Константинополь назначилКиприана, а Дмитрий Иванович хотел видеть митрополитом своего печатника Михаила(Митяя). Сергий Радонежский состоял в переписке с Киприаном. За этой проблемойскрывался еще более глубинный вопрос — взаимоотношения Церкви и власти. Позициявеликого князя, стремящегося полностью подчинить себе Церковь, не вызывалаэнтузиазма у троицкого игумена[15].
В целом же,подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлиялона всю отечественную общественно-политическую мысль, ибо он внес в нееважнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философскиеидеи.
В житие повествуется очудесах, совершаемые Сергием Радонежским (исцеление людей, предвидениебудущего), что подвергается сомнениям у критиков и неверующих людей.
Символическая основавидений лежит в Библии, которая вся проникнута идеей божественных видений изнамени. Большое значение мистическому языку познания Божиих тайн придается втрудах Отцов Церкви, особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита. Позднее этатрадиция получает особое развитие в Византийской Церкви.
На Руси также сохранялосьобщеправославное убеждение в том, что познание Господних тайн происходит спомощью мистических видений и богоявлений. С XI века известно большое числопамятников переводной восточной литературы, повествующих о видениях, особенно вэтом смысле яркими были апокрифические сочинения. Но, как отмечает Б.В.Кузнецов, «обоснование форм мистической связи с божественным миром, врусской книжной традиции встречается довольно редко». Более того,атмосфера монашеской мистики видений возникает на Руси только с конца XIV —начала XV вв. И у истоков подобного явления стоит Сергий Радонежский. Как писалеще Г.П. Федотов: «Мы имеем полное право видеть в преподобном Сергиипервого русского мистика»[16].
Сами по себе причинывидений и богоявлений могли быть разными. В первую очередь, богоявлениясовершались чудесным образом, без какого-либо волеизъявления со сторонычеловека, но по воле Самого Бога. В то же время, в монашеских общинахразрабатывались специальные методики достижения мистического транса. Началоэтому было положено еще древними египетскими и сирийскими отшельниками III–VIIвв.
Как свидетельствует«Житие Сергия Радонежского», богоявления троицкому игумену совершалисьнеоднократно. Чаще всего — во время молитвы. Наиболее яркое и значимое из них —явление Божией Матери, которая в ответ на молитву преподобного Сергия, обещаласвое покровительство устроенной им обители. Причем, интересно, что Сергий,после своей молитвы, предупредил находящегося рядом инока Михея о грядущемявлении Пречистой Богородицы: «Чадо! Трезвися и бдръствуй, понежепосещение чюдно хощеть нам быти и ужасно в сий часъ», — сказал преподобныйСергий[17].
Сам факт виденияпреподобному Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицырусскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господьстал уделять Руси свое особое покровительство. Важно в данном случае и то, чтоявление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры.
По свидетельству другогоинока, Симона, во время богослужения являлся Сергию Радонежскому и«божественый огнь», «ходящъ по жрътовнику, осеняюще олтарь иокрестъ святыя трапезы окружаа». А затем, когда Сергий хотел причаститься,«божественый огнь свится якоже некаа плащаница и вениде въ святый потыръ;и тако преподобный причястися»[18].
О том, что преподобномуСергию было дано чудесное мистическое знание, говорят и многие другие факты,приведенные в его Житие, — исцеления больных, изгнания бесов, и дажевоскресение из мертвых. В этом же ряду стоит и случай, произошедший в тот миг,когда рядом с Троицкой обителью проходил известный подвижник, просветительпермских земель, Стефан Пермский. Поклонившись в сторону монастыря, Стефанприветствовал Сергия Радонежского: «Миръ тебе, духовный брате!».Находившийся в это время за трапезой преподобный Сергий, неожиданно встал из-застола, совершил молитву и, поклонившись, сказал: «Радуйся и ты, пастушеХристова стада, и миръ Божий да пребываеть с тобою!».
Впрочем, не стоитзабывать, что многие сюжеты, связанные с мистическими явлениями, появились вЖитие уже в редакции, переработанной Пахомием Логофетом, старавшимсяподчеркнуть именно святость преподобного Сергия Радонежского.
Далее приведенаинформация о жизни Сергия Радонежского из различных источников.
Н.М.Карамзин «Историягосударства Российского» (Период правления Дмитрия Донского): «Каждыйревновал служить отечеству: одни мечем, другие молитвою и делами Христианскими.Между тем, как юноши и мужи блистали оружием на стогнах Москвы, жены и старцыпреклоняли колена в святых храмах; богатые раздавали милостыню, особенноВеликая Княгиня, супруга нежная и чувствительная; а Димитрий, устроив полки квыступлению, желал с братом Владимиром Андреевичем, со всеми Князьями иВоеводами принять благословение Сергия, Игумена уединенной Троицкой обители,уже знаменитой добродетелями своего основателя. Сей святой старец, отвергнувмир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: Летописцы говорят, что онпредсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу — смерть многих Героевправославных, но спасение великого Князя; упросил его обедать в монастыре,окропил святою водою всех бывших с ним Военачальников и дал ему двух Иноков всподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогдаБоярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста наСхимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!»Димитрий выехал из обители с новою и еще сильнейшею надеждою на помощьНебесную.»[19]
Елена Рерих: «Можносказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизньвысокое нравственное Учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской.Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровойподвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокругтихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собоюнеповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему.Разве могла быть одержана победа над страшным врагом, если бы дух народа не былнапитан Огненной благодатью, исходившей во всей её неисчерпаемости от еговеликого Наставника и Заступника?
… Велико былоисторическое значение монастырей в деле строительства Российского Государства,ибо по завету Преподобного они основывались в местах пустынных и диких и,конечно, привлекали к себе население, которому было удобнее, и духовнорадостнее, и прочнее жить при них. Таким образом, они явились истиннымирассадниками жизни и просвещения, своего рода колонизаторами; они развивализемледелие, строительство, насаждали ремёсла и на культуре духа закладывалиоснову государственности»[20].
В.О. Ключевский о Сергии:«Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время,делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамкивремени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное такимчеловеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, истало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.
Таково имя преподобногоСергия; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но исветлая черта нашего нравственного народного содержания.
На заре политического инравственного возрождения Русской земли было три светлых мужа. Произнесем жеимена двух остальных: митрополит Алесей, навещавший Сергия в его обители исоветовавшийся с ним, желая иметь его своим приемником, и просветитель Пермскойземли св. Стефан»[21].
Л.Н. Гумилев:«Основателем первого монашеского общежития (киновики) был великий русскийподвижник Сергей Радонежский. Говорил Сергей мало…, но зато когда говорил, егослушали, ибо он говорил дело. Вокруг обители Сергия создался ореол святости иуважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основыватьобщежительские монастыри.
Эффективность такого родадуховной экспансии была огромна. Каждый монастырь играл роль не только церкви,но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньшечем в современной поликлинике, а книг меньше, чем в библиотеке Академии наук,но врачи лечили, а книги читались»[22]
Как мы видим,прижизненных исторических источников не много, в основном исследователи делалисвои выводы на основе «Жития Сергия Радонежского», написанного ЕпифаниемПремудрым.
В целом же, мистическийопыт преподобного Сергия, поведанный его Житием, свидетельствует, что на рубежеXIV–XV веков перед русской религиозно-философской мыслью уже в полном объемевставала задача освоения опыта христианской Церкви во всем его многообразномобъеме. Стремясь найти себя на путях Божиего Промысла, Русь стремилась ксимволическому единению с Богом. И роль именно Сергия Радонежского в этом болеечем велика.
Неслучайно именно егорусское общество признало своим духовным предводителем. Уже при жизнипреподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальномчеловеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII–XIVстолетиях.
Немаловажное значение имеети то, что преподобный Сергий стал одним из тех, кто придал византийскомухристианству уже национальное звучание, преобразив его в поистине народнуюрелигию. Во многом благодаря именно Сергию Радонежскому, русское православиеприобрело те духовно-нравственные и практические составляющие, которые исегодня сохраняют свою живительную силу. В 1447 году преподобный СергийРадонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель изаступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастырекрестили великокняжеских и царских детей. Дни памяти святого СергияРадонежского — 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября)[23].
Заключение
Само по себе «ЖитиеСергия Радонежского» — это очень сложный памятник. Например, до нас недошла первоначальная редакция Епифания Премудрого, часть которой сохранилась вболее поздних обработках Пахомия Серба. К авторству Епифания Премудрого сегодняпричисляется Вступление, Похвальное слово Сергию, обычно заканчивающее Житие, атакже первые десять глав Жития из тридцати. Причем наиболее полно епифаниевскийтекст сохранился в поздних рукописях XVI столетия. Наибольшей переделкеепифаниевский текст подвергся именно в той части, которая рассказывает о самомактивном времени жизни Сергия. Текст Жития, обработанный Пахомием Логофетом,сохранился в пяти так называемых «пахомиевских» редакциях[24].
К Изучению жизни СергияРадонежского нужно относится с уважением и должным подчтением, т.к. вПравославии он считается святим.
Данная тема изученадостаточно хорошо. Описанием жизни и подвигов Сергия Радонежского занималисьтакие крупные деятели, как М.Н. Карамзин, Елена Рерих, В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров, Л.Н.Гумилев. То, что Сергий Радонежский был реальным историческимлицом, в этом нет сомнений, но до сих пор продолжается спор между верующими искептиками о том происходили ли на самом деле чудеса, описанные в «Житие СергияРадонежскогого», написанное его современником Епифанием Премудрым.
«Житие Сергия»сохранилось в нескольких литературных версиях. Списки его кратких редакцийдатируются XV веком. А вот самый ранний список пространной редакции (РГБ, собр.МДА № 88, л. 276-398) относится лишь к середине 20-х годов XVI века. Самый жезнаменитый список пространной редакции, богато и щедро иллюстрированныйминиатюрами (РГБ, Троиц, собр.- III, № 21, л. 1-346 об.), создан был в последнем пятнадцатилетии XVI столетия. Судя по заглавию, именно пространнаяагиографическая версия создана была Епифанием Премудрым к 1418-1419 годам.Однако, к сожалению, авторский оригинал агиографа в своем целостном виде несохранился. Тем не менее, по убеждению многих ученых, именно пространнаяредакция «Жития Сергия» заключает в себе наибольшой объем фрагментов,воспроизводящих непосредственно епифаниевский текст.
По мнению современныхисследователей, сохранившийся до сегодняшнего дня житийный текст обладаетвесьма важной особенностью: «епифаниевские» главы существеннопространнее и подробнее «пахомиевских». Столь же значительнопринципиальное авторское ахронологическое построение Жития: автор сразу жепредупреждает читателя, что излагает события «не по ряду — передняяназади, а задняя напереди». В этом усматривается стремление автора Житияподчеркнуть «вневременное значение подвижничества игумена, невозможностьхронологической привязки нравственного ориентира, того житейского идеала,который дал миру Сергий»[25].
Во многом с этим фактомсвязаны сложности интерпретации событий, описанных в Житии — в разных редакцияхмногие из них привязаны к разным датам. В современной науке продолжаютсядискуссии по поводу трактовки тех или иных мест памятника. Но следует отметить,что наиболее полная и аргументированная современная биография СергияРадонежского на сегодняшний день предложена в работах Н.С. Борисова «Исвеча бы не угасла…» (М., 1990) и «Сергий Радонежский» (М.,2000).
Цель данной работы –изучить житие как исторический источник.
Задачи:
· Определитьдостоверность и историческию ценность жития,
· Соотнести житие сдостоверными источниками.
Мы тщательно изучилиЖитие Сергия Радонежского с точки зрения исторического источника, выявилиособенности.
Попытались соотнестижитие с достоверными историческими источниками, такими как «Сказании оМамаевом побоище», где говориться, что именно к нему приехал великий князьДмитрий Иванович, чтобы получить благословение на битву с полчищами Мамая.Троицкий игумен благословил русское воинство — отправил на поле сражения двухмонахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их всхиму. Как известно, именно Пересвету выпала участь принять участие в поединкеперед битвой на Куликовом поле[26].
Впрочем, по мнениюнекоторых современных исследователей, в реальности в 1380 году отношенияпреподобного Сергия и великого князя были намного сложнее, более того в периодс 1380 по 1382 год в их отношениях наблюдается основательный разлад. Связаноэто было с проблемой поставления митрополита на Руси — Константинополь назначилКиприана, а Дмитрий Иванович хотел видеть митрополитом своего печатника Михаила(Митяя). Сергий Радонежский состоял в переписке с Киприаном. За этой проблемойскрывался еще более глубинный вопрос — взаимоотношения Церкви и власти. Позициявеликого князя, стремящегося полностью подчинить себе Церковь, не вызывалаэнтузиазма у троицкого игумена[27].
В целом же,подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлиялона всю отечественную общественно-политическую мысль, ибо он внес в нееважнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философскиеидеи.
Исторический источник:
Жизнь и житие Сергея Радонежского/сост. В. В. Колесов. — М.: Сов. Россия, 1991.
Использованнаялитература:
1. Аверьянов К. А.Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — М.: 2006;
2. Борисов Н. С. Исвеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. М., 1990;
3. Горев М. Троицкаялавра и Сергий Радонежский. — М.: 1980;
4. Жизнь и житиеСергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. — М.: Сов. Россия, 1991;
5. Зубов В. П.Епифаний Премудрый и Пахомий Серб // ТОДРЛ. М.; Л., 1953;
6. Костомаров Н. И.Преподобный Сергий / Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей;
Интернет – ресурсы:
1. КлючевскийВасилий Осипович: Собрание сочинений. Значение преподобного Сергия для русскогонарода и государства — az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/
2. http://ru.wikipedia.org
3. Кириллин В. М.www.portal-slovo.ru/philology/37338.php
4. Литературапериода феодальной раздробленности. «Житие Сергия Радонежского»(для чтения иизучения в 7, 8-м классах) www.licey.net/lit/begin/radonej
5. Елена Рерих«Знамя Преподобного Сергия Радонежского»http://www.obretenie.info/txt/sergij/znamja.htm
6. Н.М.Карамзин«История государства Российского (Период правления Дмитрия Донского)»www.obretenie.info/author/sergij.htm
7. В.О.Ключевский оСергии. www.obretenie.info/author/sergij.htm
8. Л.Н.Гумилев. изкниги «От Руси до России» — www.obretenie.info/author/sergij.htm