Министерствообразования и науки РФ
Санкт-петербургскаяакадемия управления и экономики
Магаданскийинститут экономики
ФакультетЭкономики и управления
КафедраГосударственное и муниципальное управление
Контрольнаяработа
Подисциплине: Отечественная история
Тема: «Золотой век» Екатерины II. Россия во IIполовине XVIII века
Выполнил:
студент 1 курса
группы 8-13338/1-1
С.П. Ржавцев.
Проверил
преподаватель:
А.В. Шурхно
Магадан
2009
Содержание
Введение
1. Золотой век Екатерины II
1.1 Внутренняяполитика и реформы Екатерины II
1.2 Политика просвещенного абсолютизма
1.3 Губернская реформа
1.4 Жалованная грамота городам
2. Внешняя политика при Екатерине II
2.1 Русско-турецкая война 1768 — 1774 гг
2.2 Георгиевскийтрактат
3. Россия во IIполовине XVIII века
3.1 Сельское хозяйство
3.2 Промышленность
3.3 Внутренняя и внешняя торговля
3.4 Финансы
3.5 Образование
3.6 Книжное дело
3.7 Наука
3.8 Экспедиции
3.9 Производство
3.10 Журналистика
3.11 Русская общественная мысль
3.12 Литература
3.13 Театр
3.14 Музыка
3.15 Архитектура
3.16 Скульптура
3.17 Живопись
3.18 Гравюра
3.19 Декоративно-прикладное искусство
3.20 Федоскинская миниатюра
Заключение
Литература
Введение
Царствование Екатерины II стало новой эпохой в истории России.Молодая императрица приняла государство, полностью расстроенное дворцовымипереворотами системой управления. В первые пять лет правления Екатерина II выработала практические приемы своейдеятельности, подобрала желаемый круг соратников. Она предприняла ряд поездокпо России, посетив провинции. Это было сделано с целью выработки конкретнойполитики отвечающей запросам времени. Тема, раскрытая посредствам этойконтрольной работы интересна для меня тем, что историки в своих суждениях частопротиворечивы, но я думаю верно, то, что неумолим тот вклад, который внеслаЕкатерина II в развитие Государства Российского.Можно по-разному оценить ее решения и поступку но заслуга ее в развитии Россииогромна, видимо по этому время ее правления историки называют -«Золотойвек Екатерины II».
1. Золотой век"Екатерины II Великой (1762 — 1796)
Из всех женщин,царствовавших в России в XVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно,вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи онавидела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата сцелью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительнойстепени ей это удалось, и время ее правления — одна из блестящих страницрусской истории. Екатерина II сразу же начала борьбу против пронемецкойориентации Петра III. Из правящих кругов были удалены все немцы. Идеологиейгосударства становится русский национализм.
1.1 Внутренняя политика иреформы Екатерины II
Екатерина II объявиласебя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своихруках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органомбыл Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый сопределенными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его какзаконодательный орган. 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению наУкраине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украинавошла в состав России на правах самой широкой автономии. Но самостийныетенденции время от времени вспыхивали на Украине, и ситуация здесь постояннобыла нестабильной. Екатерина II считала, что для внутренней прочностимногонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764г. она приняла отставку гетмана К.Г. Разумовского и назначила на Украинугенерал — прокурора П.А. Румянцева. В самом начале правления Екатерина IIрешила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времен Петра IЦерковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжелой,а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина II былаправославной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичнойправительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провеласекуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую)церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 млн. душкрестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Этопозволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, котораядавно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительносократилось.
1.2 Политикапросвещенного абсолютизма
В своей политикеЕкатерина II стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола иосуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства,полководцами, крупными администраторами, придворными. Екатерина II стала проводитьтак называемую политику просвещенного абсолютизма. Политика просвещенногоабсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и сосравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещенныйабсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (оносохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другойстороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистическихотношений. В частности, такую политику проводили австрийский император ИосифII, прусский король Фридрих II, шведский король Густав III и др. С самогоначала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутреннейустроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можноискоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новоезаконодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., котороебы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 г. была созвана Уложеннаякомиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущуюроль в Комиссии играли дворянские депутаты — 45%. В новое законодательствоЕкатерина II попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливомобществе. Екатерина переработала труды выдающихся мыслителей Ш.Л. Монтескье, Ч.Беккария, Я.Ф. Бильфельда, Д. Дидро и др. и для Комиссии составила знаменитый «Наказимператрицы Екатерины».
«Наказ» состоялиз 20 глав, поделенных на 526 статей. В общем, он представлял собой цельноепроизведение, в котором говорилось о необходимости сильной самодержавной властив России и сословной устроенности русского общества, о законности, оботношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний.На пятом заседании Комиссия преподнесла императрице титул «Великой,премудрой матери Отечества». Комиссия работала более двух лет, но ееработа не увенчалась успехом, так как дворянство, так же, как и депутаты отдругих сословий, стояли на страже только своих прав и привилегий. РаботаУложенной Комиссии показала, что дворянство не смогло стать выразителеминтересов всех сословий. В России не было силы, кроме монархии, способнойподняться выше своих узкоэгоистических интересов и действовать в интересах всехсословий. Попытка Екатерины II перенести на русскую почву западноевропейскиелиберальные идеи окончилась неудачей. Комиссия была распущена. Тем не менее,работа Уложенной Комиссии имела важное значение, так как императрица смоглаознакомиться с мнениями и пожеланиями русского общества, которые она учитывалав своей дальнейшей политике Отношение Екатерины II к крепостному праву.Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взглядызападноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Ноко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которымитеперь управляла. Она понимала, что между отвлеченными рассуждениямизападноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью — огромнаяразница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. Накрепостном праве держалось все помещичье хозяйство. Крепостное право сталопривычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Крометого, Екатерина II была убеждена, что русский народ пока не готов самзаботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отменакрепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени.Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос оботмене крепостного права в России она не могла. Крестьянская война подпредводительством Е.И. Пугачева (1773 — 1775). В 60 — 70-е гг. по странепрокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Особоебеспокойство императрицы вызывали выступления казаков Со времен Ивана Грозногона окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей — казаков. Современем казаки стали консолидироваться в особый слой русского общества,живущий по своим законам. Казаки причиняли много беспокойства властям, так как значительнуюроль в их жизни играл разбой. Пытаясь добиться стабильности на границахгосударства, Екатерина II начала наступление на казачество. Ограничивалоськазацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки вказацких частях. В частности, яицкие (уральские) казаки были лишены правабеспошлинного лова рыбы, добычи соли. Тогда яицкие казаки отказалисьподчиняться властям. В 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь.Запорожские казаки попросили императрицу оставить их в казачестве. Екатерина IIпереселила запорожцев осваивать только что присоединенную Кубань, дав имопределенные привилегии. Так началась история кубанского казачества.
1.3 Губернская реформа
Чтобы в дальнейшемпредотвратить крестьянские выступления, Екатерина II решила провести реформууправления на местах. В 1775 г. было проведено более четкое территориальноеделение империи. Территория стала делиться на административные единицы сопределенным количеством податного(которое платило налоги) населения. Самойкрупной территориально — административной единицей стала губерния. В каждойгубернии должно было проживать 300 — 400 тыс. душ мужского податного населения.Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и былподчинен ей непосредственно. Губернатору в губернии принадлежала вся полнотавласти. Он контролировал деятельность всех учреждений и всех должностных лиц. Вцелях обеспечения порядка в губерниях губернатору были подчинены все воинскиечасти и команды. К середине 1790-х гг. в стране насчитывалось 50 губерний. Губернииделились на уезды по 20 — 30 тыс. душ населения. Все управление в уездах былоотдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан — исправника (главу езда) изаседателей Нижнего земского суда. Капитан — исправник и Нижний земский судявлялись главными органами власти в уезде. Город представлял самостоятельнуюадминистративную единицу. Управлял городом городничий. Он назначалсяправительством из отставных дворян. Город делился на части в 200 — 700 домов воглаве с частным приставом и на кварталы по 50 — 100 домов во главе сквартальным надзирателем. Екатерина II отделила судебные органы власти от исполнительных.Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местномуправлении. Каждое сословие получало свой суд. После губернской реформы пересталифункционировать все коллегии, кроме важнейших — Иностранной, Военной,Адмиралтейской. Их функции стали осуществлять губернские органы. Оформлениесословного строя. В правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословногостроя в России. 21 апреля 1785 г. в день своего рождения императрица издала «Жалованнуюграмоту дворянству», которая представляла собой свод, собрание дворянскихпривилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось отдругих сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, отобязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворянеимели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина II запретилаподвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскомудворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.Дворянам присваивалось наименование «благородного сословия».
1.4 Жалованная грамотагородам
В 1775 г. была издана «Жалованнаяграмота городам». Она определяла права и обязанности городского населения,систему управления в городах. Все городское население вносилось в Городскуюобывательскую книгу и делилось на 6 разрядов:
· дворянство идуховенство;
· купцы, делившиесяв зависимости от капитала на три гильдии(купцы 1 гильдии — самые богатые — имели преимущественное право вестивнутреннюю и внешнюю торговлю; ниже стояли купцы 2 — гильдии, у них было правокрупной внутренней торговли; купцы 3 — гильдии занимались мелкой уездной игородской торговлей);
· цеховые ремесленники;
· постоянно жившиев городах иностранцы;
· именитые горожанеи капиталисты;
· посадские жители(те, кто жил промыслами).
Жители города каждые 3года избирали орган самоуправления — Общую городскую думу, городского голову исудей. Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: всенаселение России делилось на сословия. Отныне они стали представлять собойзамкнутые группы, которые обладали разными правами и привилегиями. Сословнаяпринадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия вдругое был крайне затруднен. Оформление сословного строя на тот момент игралоположительную роль в обществе, так как принадлежность к сословию давалавозможность развития внутри сословия.
2. Внешняя политика приЕкатерине II
Внешняя политикаЕкатерины II. Вопросывнешней политики были для Екатерины II первостепенными. Петр I завоевал дляРоссии выход к морю на Балтике. Но для развития торговли, для защищенностиграниц на юге России нужны были берега Черного и Азовского морей. Это неизбежнодолжно было привести к столкновению с Османской империей (Турцией)- владычицейЧерного моря. Усиление России беспокоило крупные европейские страны — Англию,Австрию, Францию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию иОсманскую империю и тем самым ослабить обеих.
2.1 Русско-турецкая война1768 — 1774 гг
В 1768 г. Турция,поддерживаемая Францией, начала военные действия против России на Украине и наКавказе. Началась первая в правление Екатерины II русско-турецкая война. В 1770г. на притоках реки Прут — Ларге и Кагуле — полководец П.А. Румянцев разгромилтурецкую армию. Блестящие победы были одержаны на море. Своего флота на Черномморе у России не было. Немногочисленная русская эскадра под руководствомадмирала Г.А. Спиридова вышла из Балтики, обогнула Европу и вошла в Средиземноеморе. Здесь руководство боевыми действиями взял на себя А.Г. Орлов. Русскоекомандование пошло на военную хитрость. В 1770 г. весь турецкий флот удалосьзаманить в тесную Чесменскую бухту, запереть и ночью поджечь. Турецкий флотсгорел в Чесменской бухте за одну ночь. В 1771 г. русские войска заняли всеосновные центры Крыма. (Крым с 1475 г. находился под покровительством Турции.Для России Крым являлся «разбойничьим гнездом» и представлял большуюопасность.) В 1772 г. крымский хан Шагин — Гирей провозгласил независимостьКрыма от Турции. Это стало первым этапом присоединения Крыма к России. Турцияпризнавала независимость Крыма; — Россия получила право беспрепятственногоплавания по Черному морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы; — Россия получала право иметь свой флот на Черном море; — Грузия освобождалась оттяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию; — праваправославных народов в Османской империи (молдаван, греков, румын, грузин идр.) расширялись. В 1783 г. русские войска без всякого предупреждения вошли вКрым. Турецкий султан ничего не смог сделать. Крымское ханство былоликвидировано, Крым вошел в состав России… К России отошли обширнейшиетерритории северного Причерноморья. Они получили название Новороссии.Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит Екатерины II Г.А.Потемкин. Он и занялся обустройством этого края и строительством Черноморскогофлота.
2.2 Георгиевский трактат
В 90-е гг. XVIII в. сталиукрепляться позиции России в Закавказье и на Кавказе. Турция и Персия такжеусилили свою экспансию в Грузию. Грузия в это время переживала периодфеодальной раздробленности и не была единым государством. Кахетия и Карталинияпод властью Ираклия II объединились в Восточную Грузию. Грузинские княжества назападе — Имеретия, Менгрелия, Гурия имели каждая своих царей или владетельныхкнязей. Турция и Персия осуществляли опустошительные набеги на грузинскиеземли. Кахетия и Карталиния платили позорную дань красивыми девушками персам, аИмеретия, Менгрелия, Гурия — такую же дань туркам. Княжества находились междусобой в постоянной вражде. Немногочисленный грузинский народ, чтобы сохранитьсвое «я», нуждался в сильном покровителе. 24 июля 1783 г. в крепостиГеоргиевск (Северный Кавказ) был заключен договор грузинского царя ВосточнойГрузии (Кахетия и Карталиния) Ираклия II c Россией о покровительстве. Былподписан Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия, изнемогавшая подударами турок, переходила под покровительство России при сохранении автономии.Россия гарантировала Восточной Грузии территориальную целостность инеприкосновенность границ. Опасаясь военных столкновений с Турцией, Россияотказалась от заключения такого же соглашения с западными грузинскимикняжествами. В 1787 г. Екатерина II решила посетить Новороссию в сопровожденииблестящей свиты. За 4 года неутомимый Г.А. Потемкин превратил Новороссию вцветущий край. Он основал города Херсон, Николаев, Екатеринослав (нынеДнепропетровск), Никополь, Одессу. Г.А. Потемкин заводил земледелие, ремесла,создавал промышленность. Он приглашал переселенцев из других стран, привлекалих низкими налогами. В Херсоне были построены первые корабли Черноморскогофлота. В удобной бухте Ахтиар началось строительство Севастополя — основнойбазы Черноморского флота России. Позже за свои труды на благо Российскогогосударства он получил титул светлейшего князя и почетное добавление к фамилии- Потемкин — Таврический. (Таврида — древнее название Крыма). В Турциипутешествие Екатерины II было расценено как стремление России к дальнейшемурасширению границ России на юге за счет турецких территорий. В 1787 г. турецкийсултан объявил России войну. Началась вторая в правление Екатерины IIрусско-турецкая война.
Военный талант А.В.Суворова к этому времени расцвел. В июле 1789 г. он разбил турок при Фокшанах,а августе 1789 г.- на реке Рымник. Победа была близка, но она была невозможнабез взятия Измаила. Измаил — турецкая крепость, незадолго до этого построеннаяфранцузами, со стенами 25 метровой высоты, считалась неприступной и былагордостью турецкого султана. В 1790 г. А.В. Суворов получил приказ взятьИзмаил. Под Измаилом на карту была поставлена его военная судьба: А.В. Суворовубыло уже 60 лет. Коменданту Измаила А.В. Суворов написал: «24 часа наразмышление — воля, первый мой выстрел — уже неволя; штурм — смерть».Ранним утром 11 декабря 1790 г. русскими войсками был начат штурм крепости.Через 6 час. Измаил был взят. Русским войскам был открыт путь на Стамбул.Блестящие победы были одержаны и на море Командующий молодым Черноморскимфлотом Ф.Ф. Ушаков в 1791 г. разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. Туркипоспешили сесть за стол переговоров. В 1791 г. в Яссах был заключен мирныйдоговор. По Ясскому мирному договору: — Османская империя признавала Крымвладением России; — В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр,а также Тамань и Кубань; — Турция признавала российское покровительство Грузии,установленное Георгиевским трактатом 1783 г.
2.3 Речь Посполитая
Разделы Речи Посполитой(1772, 1793, 1795). Вэто время обострилась ситуация в Речи Посполитой. Речь Посполитая возникла в1569 г. из объединения Польши и Литвы. Король Речи Посполитой избиралсяпольской знатью и в значительной степени зависел от нее. Право издавать законыпринадлежало сейму — собранию народных представителей. Для принятия законатребовалось согласие всех присутствующих «либерум вето», что былонеобычайно трудно. Даже один голос «против» запрещал принятие решения.Польский король был бессилен перед знатью, согласия на сейме постоянно не было.Группировки польской знати постоянно враждовали между собой. Зачастую, действуяв своекорыстных интересах и не думая о судьбах своего государства, польскиемагнаты в своих междоусобицах прибегали к помощи других государств. Это привелок тому, что ко второй половине XVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособноегосударство: законы в Польше не издавались, сельская и городская жизнь были взастое. Идея раздела Польши, как государства непредсказуемого, причиняющегомного беспокойств соседям, появилась в международной политике еще в началеXVIII в. в Пруссии и Австрии. Во времена Екатерины II со дня на день можно былоожидать распада Речи Посполитой. Прусский король вновь выдвинул план расчлененияПольши и предложил России присоединиться к нему. Екатерина II считалацелесообразным сохранить единую Польшу, но затем решила использовать слабостьПольши и вернуть те древнерусские земли, которые в период феодальнойраздробленности были захвачены Польшей. В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия,Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой. В 1772 г. состоялсяпервый раздел Речи Посполитой. К России отошли восточная часть Белоруссии поЗападной Двине и Верхнему Днепру. Польские дворяне попытались спасти Польшу. В1791 г. была принята Конституция, которая отменяла выборность короля и право«либерум вето». Была усилена польская армия, в сейм допускалосьтретье сословие. В 1793 г. состоялся второй раздел Речи Посполитой. К Россииотошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. 12 марта 1974г. польские патриоты во главе с Тадеушем Костюшко подняли восстание, чтобыпопытаться спасти обреченное польское государство. Екатерина II послала вПольшу войска под командованием А.В. Суворова. 24 октября войска А.В. Суворовавошли в Варшаву. Восстание было подавлено. Т. Костюшко был арестован иотправлен в Россию. Это предопределило третий раздел Речи Посполитой.
В 1795 г. состоялсятретий раздел Речи Посполитой. К России отошли Литва, Западная Белоруссия,Волынь, Курляндия. Поляки утратили свою государственность. Польские земли до1918 г. находились в составе Пруссии, Австрии, России. Таким образом, врезультате трех разделов Речи Посполитой Россия вернула все древнерусскиеземли, а также получила новые территории — Литву и Курляндию. Этническипольские районы к России присоединены не были. Во времена Екатерины II русскиеземлепроходцы начинают осваивать северо-западную часть Северной Америки. Такимобразом, внешняя политика Екатерины II значительно расширила территорииРоссийского государства. В те времена, еще только шло формированиегосударственных территорий, закрепление границ. Все государства стремилисьрасширить свое влияние в окружающем мире. Европейские державы активно строилисвои колониальные империи. Россия также следовала господствующей логикетогдашнего политического мышления. Шло активное строительство Российскойимперии. 6 ноября 1796 г. Екатерина II скончалась. Немецкая принцесса вошла врусскую и мировую историю одной из величайших русских правительниц.
Заключение: ПравлениеЕкатерины II называют «Золотым веком», т.к. русской монархии немецкаяпринцесса вернула былой блеск, за, что и была прозвана Великой. Во внешнейполитике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союзаи поддержки России как у государства обладающего реальной и политической силой.Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А.Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: «Не знаю, какбудет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить несмела». Подводя итог можно сказать, что благодаря правлению Екатерины II к концу 18 века Россия получилабольшой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии.
3. Россия во II половине XVIII века
Территория и население. К концу XVIII в. территория Россияувеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных земель на южном изападном направлениях от границ государства. К России были присоединены: Крым,Северное Причерноморье, Приазовье, Правобережная Украина, земли между рекамиБуг и Днестр, Белоруссия, Курляндия, Литва Население России в конце XVIII в.составляло 36 млн. человек, что было в два раза больше, чем в серединестолетия. К концу XVIII в. в России было 634 города, хотя некоторые из нихназывались так лишь формально, из-за того, что были наделены административнымиполномочиями. В городах проживало всего 4 % населения государства. Основнаямасса населения жила в сельской местности.
3.1 Сельское хозяйство
На протяжении второйполовины XVIII в. главной отраслью экономики России являлось сельскоехозяйство. Территории, присоединенные в этот период времени активно включалисьв экономику государства. Обширные земли от Причерноморья до Северного Кавказа,благодаря своим природно-климатическим условиям постепенно становятсяважнейшими сельскохозяйственными районами России. По-прежнему продолжаетсяразвитие земледелия в Приуралье и Сибири. Во второй половине XVIII в. всельскохозяйственных районах были распространены две различные по сути ренты:оброк и барщина. Оброк был распространен в нечерноземных регионах и являлсяденежной или продуктовой рентой. В черноземных регионах, где сельское хозяйствоявлялось приоритетным направлением экономики, взималась барщина. Крестьянедолжны были работать на землях помещика. Для обработки своих земельных наделовим оставался зачастую один день в неделю. К концу XVIII в. большую частькрепостных крестьян в аграрных районах государства перевели на месячину, приэтом у них отбиралась земля, и за небольшую плату, они должны были работать всевремя на своего господина. Во многом это происходило из-за желания помещика какможно больше получить прибавочного продукта и впоследствии продать его. Внекоторых помещичьих хозяйствах использовались современные техническиеустройства, разводились новые культуры (табак, подсолнечник и другие). Но восновной массе на сельскохозяйственных угодьях использовался тяжелый ручнойтруд крестьянина без использования передовых технологий выращивание сельхозпродуктов. Важно отметить ужесточение крепостного права. По ряду указов ЕкатериныII права крепостного значительно сокращались. По указу 1765 г. крепостногомогли сослать в Сибирь на каторгу без суда и следствия. В 1767 г. был издануказ, который запрещал крестьянам жаловаться на своих помещиков. Результатомтакой политики в области сельского хозяйства стало с одной стороны, увеличениеэкономического потенциала государства, с другой, — происходило это увеличениеза счет безграничной эксплуатации крестьян и экстенсивного освоения территорий.
3.2 Промышленность
В 1775 г. была издана«Жалованная грамота городам». Одна из ее частей «Ремесленноеположение» регулировала ремесленное производство в городах. Создавалась,так называемая цеховая система, что способствовало улучшению организации работыремесленника. Как и в первой половине XVIII в. быстрыми темпами развивалосьремесло в промысловых центрах. Это способствовало созданию мануфактурногопроизводства: в Иваново — текстильного, в Кимрах — кожевенного, в Хохломе — деревообрабатывающего. Наметилась тенденция, когда предприимчивые крестьянесами организовывали мануфактурное производство. При этом они оставалиськрепостными, и им необходимо было платить большой оброк своему помещику.
Только малая часть из нихсмогла со временем выкупить свою личную свободу и стать у основанияформирующегося класса буржуазии. К концу XVIII в. произошел значительный ростпроизводства. Это было связано с увеличением числа мануфактур с 600 в серединевека, до 1200 в конце XVIII века.
Подавляющая масса рабочихявлялись крепостными. Во второй половине XVIII в. на мануфактурах появляютсявольнонаемные рабочие. Это те крестьяне, которые вынуждены были платить своемупомещику денежный оброк. Все это привело к росту рынка вольнонаемного труда изарождению капитализма.
3.3 Внутренняя и внешняяторговля
Продолжается процессскладывания всероссийского рынка. Еще яснее стала ориентация отдельных регионовна определенное производство. Так к зерновым районам относились черноземныегубернии центральной России и Украины, в Новгороде и Смоленске выращивалитехнические культуры, Сибирь и Север специализировались на выделке товаров измеха. Сбыт произведенных товаров происходил на ярмарках: в Нижнем Новгороде,Ирбите, Курске, Архангельске и других городах. Важной вехой в развитиивнутренней торговли стала отмена в 1754 г. внутренних торговых таможенныхпошлин.
Это позволило наладитьбеспрепятственную перевозку и торговлю товаров из самых отдаленных регионовгосударства. Важной статьей бюджета России была внешняя торговля.Функционирование новых портов на Балтийском и Черном морях позволяло расширитьвнешнеторговые связи России. Из государства экспортировалось множество товаров:металл, зерно, пенька, лес, кожи. Импортировались: сахар, сукно, изделия изметалла, вино, чай. Главным торговым партнером России в это время являетсяАнглия. Развитие внутренней и внешней торговли привело к росту производства испособствовало зарождению капиталистических отношений.
3.4 Финансы
Усиление государствапривело к увеличению расходов на аппарат управления, содержание двора,обеспечение армии. Бюджет России остро испытывал нехватку средств — дефицит.Одной из мер по выведению государства из финансового кризиса было появление в1769 г. бумажных денег. Теперь они ходили наряду с серебряными монетами. Ещеодной мерой стало получение внешних займов — иностранных кредитов. В 1769 г.такой заем был сделан в Голландии. Если посмотреть на бюджет России этоговремени, то станет ясно, что основной статьей его доходов были налоги. Прямыеналоги — подушная подать и косвенные налоги — таможенные пошлины, продажа вина,соли и так далее. Главными статьями расхода являлись, как уже отмечалось выше,содержание армии и флота, двора, государственного аппарата управления.Незначительные средства тратились на образование, наука и культуру. Сословныйстрой. Вторая половина XVIII в. стала временем, когда сословия приобрели своичеткие границы. Укрепление сословного строя являлось сдерживающим фактором.Каждое сословие было замкнутым и имело свои права и привилегии. Две грамоты,изданные Екатериной II 21 апреля 1785 г., дворянству и городам, стали отправнойточкой в юридическом оформлении сословного строя в России.
3.5 Образование
Укрепление экономическойи военной мощи России в период Петра I, военные победы России в правлениеЕкатерины II, вели к росту национального самосознания русского народа и, какследствие этого, к взлету русской культуры во второй половине XVIII века.Господствующим направлением в русской культуре во второй половине XVIII в. — началеXIX в. становится классицизм. Его идейной основой являлись борьба за мощнуюнациональную государственность и национальную культуру. Во второй половинеXVIII в. Екатерина II провела реформы сферы управления, экономики, сословнойорганизации, образования. Но реформе образования Екатерина II придавала особоезначение, так как она понимала, что успех социальных преобразований зависит отуровня просвещенности народа, от его способности и желания воспринимать новое.
3.6 Книжное дело
В связи с распространениемпросвещения во второй половине XVIII в. в обществе растет интерес к книге.Чтобы удовлетворять спрос на печатную продукцию, в 1783 г. Екатерина II издалауказ «О вольных типографиях», который впервые предоставлял всемжелающим право заводить типографии. Частные типографии были открыты не только встолицах, но и в провинциальных городах, однако, в период борьбы Екатерины II иПавла I c проникновением в Россию идей Французской революции все частныетипографии были закрыты. Во второй половине XVIII в. растет число библиотек приуниверситетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. Продолжала работатьбиблиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств,в которой могли работать не только ученики Академии, но и все желающие.
3.7 Наука
Во второй половине XVIIIв. крупнейшим научными центрами в России являлись Академия наук и Московскийуниверситет. В Московском университете преподавали блестящие профессора С.Е.Десницкий, Д.С. Аничков, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и многие другие. Распространениеобразования в России, бурное развитие мирового естествознания способствовалистановлению и развитию русской науки. Но в Академии наук в те годы преобладалиприглашенные немцы. Немецкие ученые препятствовали выдвижению русских ученых,поэтому русские практически отсутствовали в Академии наук. Первым русскимученым, ставшим полноправным русским профессором Академии наук, стал М.В.Ломоносов. Основные достижения исторической мысли того времени связаны сдеятельностью М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева. М.В. Ломоносов впервые затронулвопрос об происхождении славян, высоко оценил их древнюю культуру. Его«Краткий российский летописец» был основным учебником по истории.Труд В.Н. Татищева «История Российская» был первым опытом научного освещенияотечественной истории. Важным фактом русской историографии XVIII в. сталиисторические сочинения М.М. Щербатова (1733-1790) и И.Н. Болтина (1735-1792), вкоторых также предпринималась попытка дать общую концепцию русской истории.Усиление внимания к истории выражалось в распространении историческойлитературы, оживлении интереса к народным преданиям и песням, в появленииисторической темы в литературе и искусстве. Это было существенным моментом встановлении национального самосознания.
3.8 Экспедиции
Большое значение дляразвития естествознания имели академические экспедиции 60-х-70-х гг. XVIIIвека. Академик П.С. Паллас предпринял экспедиции в районы Поволжья, Урала,Крыма. Академик И.И. Лепехин обследовал район Урала и побережье Белого моря.Академик Фальк изучал районы Восточной России и Северный Кавказ. Берданесобследовал киргизскую степь, И.С. Георги — Урал, Башкирию, Алтай, Байкал.Академик С.Г. Гмелин изучал бассейн Дона, низовья Волги, берега Каспия. УченыйН.Я. Озерцовский исследовал северо-запад России, В.Ф. Зуев — Причерноморье иКрым. Собранные во время этих экспедиций богатейшие материалы по зоологии,ботанике, этнографии и археологии способствовали научному изучению природы икультуры народов России. В 1745 г. был издан «Атлас Российскойимперии», это стало научным событием мирового значения, так как к серединеXVIII в. подобны атлас имела только Франция. К концу века значительно возрослапропаганда географических знаний. В 70-х гг. вышел в свет «Географическийлексикон Российского государства», первый географический словарь в России.География стала обязательным предметом во всех учебных заведениях.
3.9 Производство
Развитие мануфактурногопроизводства способствовало развитию технической мысли. В 1760 г. Р. Глинковизобрел механический двигатель для прядильных машин, заменявший труд 9 человек.И.И. Ползунов (1728-1766) — самородок, мастер Колываново — Вознесенского заводана Алтае — впервые выдвинул идею об использовании силы пара в качестведвигателя. В 1765 г. он сконструировал первую в мире универсальную паровуюмашину. За несколько дней до ее пуска И.И. Ползунов умер. Машина проработаланесколько месяцев, и только в результате незначительной поломки вышла из строя.Другой механик-самоучка — И.П. Кулибин (1735-1818) был непревзойденным мастеромчасовых дел. Он создал часы, которые показывали времена года, месяцы, часы,минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге иМоскве. Он также изобрел множество оригинальных приборов и инструментов,усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорныйтелеграф. Но эти изобретения, как и изобретения И.И. Кулибина, также не имелиширокого практического применения.
3.10 Журналистика
Появление журналистикисвязано с Московским университетом. Асессор Московского университета поэт М.М.Херасков стал издавать первый в России журнал «Полезное увеселение».Одновременно с ним профессор истории университета И. Рейхель выпускал журнал«Собрание лучших сочинений», в котором в юношеские годы сотрудничалталантливый драматург Д.И. Фонвизин. В 60-70-е годы XVIII в. в журналистикебольшое распространение получило сатирическое направление, свой вклад в которыйвнесла вклад и Екатерина II. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал«Всякая всячина», официальным редактором которого стал еестатс-секретарь Г.В. Козловский. Это издание было ей необходимо для того, чтобывысказывать свою точку зрения на общественно-значимые проблемы. В журнале онаопубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснилапричину неудач Уложенной комиссии. Журнал также нужен был ей для осмеяния вдухе идей Просвещения разнообразных пороков. Это породило в обществе оживленнуюполемику о роли сатиры в обществе — должна ли она бороться с абстрактнымипороками или с ее конкретными носителями. Основным оппонентом императрицы сталН.И. Новиков. В эти же годы он издавал свои сатирические издания«Трутень» (1769-1770) и, особенно, «Живописец» (1772-1773).В своих сатирических зарисовках Н.И. Новиков стал развивать в русской художественнойкультуре крестьянскую тему, которая оказалась глубокой и плодотворной. Страницыжурналов были полны искреннего сочувствия к тяжелому и бесправномусуществованию российского кормильца-крестьянина. Даже эпиграф к журналу«Трутень» — «Они работают, а вы их труд ядите» — сразупривлек внимание современников. Отныне сострадание к бедности и бедствиюпростых «поселян» станет «вечной темой» русскойжурналистики, как и всей культуры.
3.11 Русская общественнаямысль
Другим направлениемрусской общественной мысли второй половины XVIII в. стало масонство — религиозно-этическое движение, возникшее в Англии в начале XVIII в. В Россиипервые масонские ложи появились в 1730-е годы. Наибольшее распространение вРоссии масонство получило в середине XVIII в., когда членами масонства сталивиднейшие государственные деятели — братья Чернышевы, братья Панины, Р.И.Воронцов и другие. Масонами были также поэты А.П. Сумароков, М.М. Херасков,В.И. Майков, архитектор В.И. Баженов и многие другие. Масоны провозглашали построениеобщества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования,освобождения от всех сословных и национальных рамок. В России практическаядеятельность масонов была направлена на просвещение народа, что привлекало вряды масонов известных людей того времени. Вначале Екатерина II отнеслась кмасонству как к модному чудачеству, которое быстро проходит и приняла решение озапрещении масонских организаций в России. Еще одно направление русскойобщественной мысли этого времени связано с именем А. Н. Радищева (1749-1802).Принято считать, что с его общественно-политических взглядов началосьформирование в России революционной идеологии. Получив образование за границейи став поклонником идей просветителей, Радищев придает им радикальный характер.Такие взгляды сформировали решительное неприятие существующих в стране порядкови, прежде всего, крепостничества
Радищев не видел различийв историческом развитии и положении России и Европы. Ему казалось, чтореволюционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принестинароду истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его«Путешествии из Петербурга в Москву», изданном в «1790 г.(Радищев напечатал книгу тиражом 600 экз., в продажу поступило только 25 экз.).Книга вызвала „великое любопытство публики“. Екатерина II,ознакомившись с этим произведением, написала на его полях: „…Бунтовщик,хуже Пугачева“. Таким образом, А.Н. Радищев первым в России связалпроблему уничтожения крепостного права с необходимостью ликвидации самодержавия.
3.12 Литература
Русская литература второйполовины XVIII в. по преимуществу была дворянской. Народное творчество в силуспецифики условий труда было устным, в нем были такие жанры, как песни,сказания, сатирические сказки, юморески. Дворянская литература развивалась вжанре классицизма. В этот период сложилась новая художественная литература сразвитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть,роман). „Имя основателя и отца русской литературы“, по словам В.Г.Белинского, по праву принадлежит М.В. Ломоносову.
Основоположником новойрусской драматургии был А.П. Сумароков (1717 — 1777), поэт и драматург. Онпроисходил из старинного дворянского рода, учился в Сухопутном шляхетскомкорпусе, где начал писать стихи, подражая В.К. Тредиаковскому. Стихи А.П.Сумарокова несут на себе сильную печать од М.В. Ломоносова, но вскоре поэтизбирает иной жанр, принесший ему популярность — любовные песни. От песен А.П.Сумароков перешел к любовным трагедиям в стихах. До его первых трагедий — »Хорев" (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор»(1750) — русская драматургия жила традициями т.н. школьной драмы XVII в. с ееаллегорическими сюжетами и условно-мифологическими персонажами. А.П. Сумароковвпервые в истории русского театра соединил любовные темы с общественной ифилософской проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для появленияРоссийского театра, директором которого А.П. Сумарков был в 1756-1761 гг. Вконце 50-х — начале 60-х гг. Сумароков пишет басни, направленные противбюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиковс крепостными. В 70-е гг. он пишет свои лучшие комедии — «Рогоносец повоображению», «Мать — совместница дочери», «Вздорщица»(все — 1772), и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771),«Мстислав» (1774). Произведения Сумарокова способствовали воспитаниючеловеческого достоинства, гуманизма, высокой морали и чести.
Будучи сторонникомкрепостного права, он критиковал его крайности Творчество Д.И. Фонвизина (1745-1792) положило начало обличительно-реалистическому направлению русскойлитературы. В своих произведениях он критиковал отдельные недостаткикрепостного права. В 1764 г. он сочинил свою первую, стихотворную комедию«Корион». Действие в ней происходит в подмосковной деревне изаключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии,разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. В к. 1760-хД.И. Фонвизин пришел к замыслу оригинальной русской сатирической комедии.Первым образцом в этом роде явилась его комедия «Бригадир» (1766-69),в которой высмеивалось невежество, взяточничество, раболепство перед всеминостранным «благородного сословия». Славу и всеобщее признаниеФонвизину доставила комедия Недоросль (1779-1781). Это «комедиянравов», живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальныхпомещиков.
Крупнейшим поэтом концаXVIII в. был Г.Р. Державин (1743-1816). Он создал свой поэтический стиль,нашедший наиболее яркое выражение в стихотворениях «Ода на смерть кн.Мещерского» (1779), «Ода к Фелице» (1782), «Бог»(1784), «Осень во время осады Очакова» (1788), «ВидениеМурзы» (1789), «Водопад» (1791-94) и др. Первая «Ода кФелице», утвердившая поэтическую славу Державина, вызвала восторженныеотзывы многих современников. В ней блестяще отразились некоторые важные черты,характеризующие царствование Екатерины II: рост русской государственности,героика военных побед, национальный патриотизм.
На рубеже XVIII — XIX вв.в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональнымвосприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному человеку и егочувствам. Героем художественных произведений стал простой человек. Расцветсентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина (1766-1826) — русскогомыслителя, историка, поэта. В 1792 г. была издана его повесть «БеднаяЛиза», которая стала одним из первых произведений русской сентиментальнойлитературы XVIII века. переживаний, способности любить и страдать.Просветительская в своей основе литература XVIII в., несла в себе гуманистическоеи сатирическое начало. Но вместе с тем, отвечая требованиям эпохи, литературарусского классицизма создала образ нового человека — патриота и гражданина. Онаспособствовала утверждению внесословной ценности человека и решительно бороласьс жестокостями крепостничества.
3.13 Театр
Середина XVIII в. — важный этап в становлении отечественного театра. В 1756 г. в Петербурге былсоздан первый русский драматический профессиональный театр, основу которогосоставила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым (1729-1763) (См.дополнительный хрестоматийный материал). Ф.Г. Волков родился в богатойкупеческой семье в Ярославле (См. дополнительный иллюстративный материал).Надежды родственников на приобщение его к купеческому делу не оправдались. Онсмолоду жил идеей театра. В 1750 г. Ф.Г. Волков организовал любительскуюдраматическую труппу. Выступления труппы были настолько удачны, что слух о ееуспехах дошел до столицы. В 1752 г. ярославцы были вызваны в Петербург, гдевыступали на придворной сцене. В 1756 г. императрица Елизавета Петровна издалауказ о создании Российского публичного театра, куда вошла значительная частьтруппы Ф.Г. Волкова. В этом театре Ф.Г. Волков занимал положение первоготрагика. Первым директором этого театра стал известный поэт и драматург А.П.Сумароков. Вдохновенная игра Ф.Г. Волкова покоряла зрителей, но его век былнедолог: простудившись на лютом февральском морозе во время маскарадногошествия по случаю коронации Екатерины II, он умер в 1763 г. в возрасте 34-хлет. Во второй половине XVIII в. в Петербурге действовали вольные, любительскиеи крепостные театры. Широко известными были императорский, театр «малогодвора» (великого князя Павла Петровича), школьный театр при Сухопутномшляхетском корпусе, театры Академии художеств, Института благородных девиц. В1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которымруководил поэт И.А. Дмитриевский. На сцене этого театра впервые были поставленыпьесы Д.И. Фонвизина. Театр просуществовал недолго: в 1783 г. он был закрыт поуказу Екатерины II. В северной столице по-прежнему процветали итальянская,немецкая и французская труппы. В Москве театральные представления разыгрывалисьв университете итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открытПетровский театр, в репертуаре которого имелись драматические, оперные ибалетные спектакли. Театральные труппы существовали в столицах, некоторыхпровинциальных городах. Своеобразным явлением русской культуры второй половиныXVIII — начала XIX в. был крепостной театр. Драматические и оперные спектакли суспехом ставились в крепостных театрах А.Л. Нарышкина, Н.С. Титова, Г.А.Потемкина, у Юсуповых, Шуваловых. Некоторые из крепостных театров, напримерграфа Н.П. Шереметева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, былишироко известны среди любителей-театралов. На крепостной сцене выступали многиеталантливые актеры и музыканты, в театре Шереметевых славилась своейвеликолепной игрой П.И. Ковалева-Жемчугов (1768-1803).
3.14 Музыка
Во второй половине XVIIIв. музыкальная жизнь России ярко преобразилась. Сохранив свой самобытный облик,она стала более европейской. Хоровое партесное пение приходит в упадок. Этобыло связано с появлением в России высокообразованных итальянских музыкантов,принесших в Россию жанр светской музыки. На рубеже XVIII-XIX вв. в русскойпесенной культуре прочное место заняла народная песня, имея приверженцев вовсех слоях общества. Об этом времени поэт Г.Р. Державин сказал: «Век был песен».В быту пелись песни «простонародные», «книжные», русские,цыганские, крестьянские, городские, любительские и профессиональные,«российские» и завезенные с Запада. В конце XVIII в. появился жанр камернойлирической песни (романс), текст которой обычно заимствовался из русскойпоэзии. Расцвет этого жанра связан с творчеством двух замечательных русскихмузыкантов — Ф.М. Дубянского и О.А. Козловского. Ф.М. Дубянский вошел в историюрусского искусства как автор всего лишь шести романсов, но которые являютсявершинами этого жанра. Его романсы — это мир интимных переживаний, сочетающихизысканность и открытую эмоциональность, что тогда любителями песен ценилосьочень высоко. Ф.М. Дубянский «проснулся знаменитым» после сочиненногоим сентиментального романса «Стонет сизый голубочек» на стихи И.И.Дмитриева: О.А. Козловский был автором музыки симфонической, театральной,камерной, маршей. Поляк по национальности, он приехал в Россию молодымчеловеком, и в России его талант музыканта раскрылся в полной мере. Композиторучаствовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. и дослужился до чина премьер-майора.Громкую славу О.А. Козловскому принес полонез «Гром победы,раздавайся!» на стихи Г.Р. Державина, посвященные взятию русскими войскамив 1789 г. турецкой крепости Измаил. До появления официального русскогонационального гимна «Боже, царя храни!» в 1833 г. полонез распевалсякак национальный гимн. Композитор также писал музыку на стихи известных в товремя поэтов — А.П. Сумарокова, Ю.А. Неледицкого-Мелецкого, Г.Р. Державина.Преувеличенная патетика, излишняя сентиментальность его музыки были оченьвостребованы в то время. Ведущим музыкальным жанром становится опера. Втеатральном репертуаре преобладала комическая опера — особый жанр, опера сдиалогом, где вокальные номера перемежаются с разговорами действующих лиц. Воперах действовали крепостные крестьяне, обиженные своими помещиками, злые идобрые дворяне, хитроумные мельники, наивные и прекрасные девушки. Самойлюбимой музыкальной комедией XVIII в. стала опера М.М. Соколовского на текстписателя А.О. Аблесимова «Мельник — колдун, обманщик и сват» (пост. в1779 в Москве, затем в Петербурге).
В последней трети XVIIIстолетия родилась русская композиторская школа: русские музыканты создалисамостоятельную профессиональную традицию, которая стала неотъемлемой частьюевропейской художественной культуры. Ее становление связано с именами М.С.Березовского, В.А. Пашкевича и И.Е. Хандошкина. Во времена Екатерины II русскаяхоровая музыка стала развиваться в светском направлении. У истоков нового стиляхоровой музыки был М.С. Березовский (1745-1777). В.А. Пашкевич (1742-) — одиниз первых русских сочинителей оперы. Его первая русская опера «Несчастьеот кареты» на текст Я.Б. Княжнина. В сюжете оперы заключалсяантикрепостнический смысл: ради покупки модной кареты помещик хотел продать врекруты своего крепостного. Перед композиторами комических опер всегда стоялапроблема: какие строки либретто положить на музыку, а какие сохранить дляразговорных диалогов героев. В.А. Пашкевич нашел простой, но действенныйпринцип соотношения музыки и разговорных жанров. С этой оперой родилсянациональный музыкальный театр. Лучшим сочинением Пашкевича считается опера«Санкт-Петербургский гостиный двор» (другое название «Какпоживешь, так и прослывешь», 1792)
И.Е. Хандошкин (1747-1804) — «русский Паганини» — известен как скрипач с уникальнымитехническими данными, как выдающийся композитор и педагог, как дирижер исобиратель народных песен. Его творческое наследие включает десяткипроизведений. Хандошкину удалось привнести в свое исполнительство элементытехники, идущие от национальных инструментальных традиций. Он пишет грандиозныйцикл из 40 вариаций на тему народной «Калинушки», при исполнениикоторого показывает самые разнообразные приемы исполнительской техники. В егомузыке впервые произошло органичное слияние европейского инструментальногоязыка и русского фольклора. Еще одним крупным композитором конца XVIII — первойчетверти XIX в. был Д.С. Бортнянский (1751-1825). С его именем связано развитиецерковной музыки. Он родился в г. Глухове, откуда придворная капелла черпаламолодое пополнение. В музыкальное наследии композитора 35 концертов длячетырехголосного хора и 10 концертов для двух хоров. Сочинения композиторапоражают разнообразием чувств и настроений. Есть концерты торжественные,праздничные, величаво-эпические. Самым поэтичным является концерт N 25 «Неумолчим никогда», концерт N 32
«Скажи мне, Господи,кончину мою», N 7 «Херувимская». Он пишет также оперы«Празднество сеньора» на либретто графа Г.И. Чернышева,«Сокол» на либретто Лафермьера, его лучшая опера «Сын-соперник,или Новая стратоника» на текст Лафермьера. Широко известной стала егопесня «Певец во стане русских воинов» на слова В.А. Жуковского. Д.С.Бортнянского оказала огромное влияние на становление русской музыкальной школы,на творчество композиторов всего XIX века. Одной из главных примет музыкальнойжизни России были публичные концерты. В Петербурге они проводились регулярно с70-х годов, а в 80-е наступил подлинный расцвет концертной жизни. На эстрадевыступали виртуозы с европейски известными именами — аббат Фоглер, пианист И.В.Геслер, певица Л.Р. Тодди, клавесинист И.Г.В. Пальшау и многие другие известныемузыканты.
3.15 Архитектура
Ведущим направлением вархитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого былохарактерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система сколоннами) как идеальному эстетическому эталону. Значительным архитектурнымсобытием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной издостопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 — 1786 гг. Летнийсад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой являетсяЮ.М. Фельтен (1730-1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего садавыполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящиепики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоныподдерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости ипокоя. В 1780 — 1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооруженыгранитные набережные и спуски и подъезды к реке. Величайшим мастером русскогоклассицизма был В. И. Баженов (1737/38-1799). Он вырос в Московском Кремле, гдеего отец был дьячком одной из церквей, учился в гимназии при Московскомуниверситете. Окончив в 1760 г. Академию художеств, В.И. Баженов поехалпенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такойизвестностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской иБолонской академий. В 1762 г. по возвращении в Россию он получил званиеакадемика. Но в России творческая судьба архитектора сложилась трагически. В.И.Баженову поручили создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе ЧернаяГрязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загороднуюрезиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г.Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем вянваре 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволитьбез жалования и пенсии. «Это острог, а не дворец», — таков выводимператрицы. Легенда связывает слом дворца с его внешним гнетущим видом.Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец небыл завершен.
Еще одним талантливымрусским архитектором, работавшим в стиле классицизма, был М. Ф. Казаков(1738-1812). Казаков не был пенсионером и античные и ренессансные памятникиизучал по чертежам и моделям. Большой школой для него была совместная работа спригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В 1776 г.Екатерина поручает М.Ф. Казакову составление проекта правительственного зданияв Кремле — Сената. Участок, отведенный под здание Сената, был неудобнойпродолговатой треугольной формы, со всех сторон окруженный старыми строениями.Так здание Сената получило общий треугольный план. Здание имеет три этажа исложено из кирпича. Центром композиции стал внутренний двор, в который велавход-арка, увенчанная куполом. Миновав вход-арку, вошедший оказывался передвеличественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом кругломздании и должен был заседать Сенат. Углы треугольного здания срезаны. Благодаряэтому, здание воспринимается не как плоский треугольник, а как цельныймассивный объем. Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в.- И. Е.Старов (1744-1808). Он учился сначала в гимназии при Московском университете,затем в Академии художеств. Самое значительное сооружение Старова — Таврическийдворец (1782-1789) — огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего заосвоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляетзал-галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороныпарадного входа — это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольномузалу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьерздания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров. С 1780г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817). Его карьера вРоссии сложилась очень успешно. Архитектурные творения в России представляютсобой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Еговклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч.Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. ШедевромКваренги стало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 гг..
В конце 70-х годов вРоссию приехал архитектор Чарлз Камерон (1743-1812), шотландец попроисхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствоватьвсю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявилсяглавным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях. Последнийпо времени зодчий XVIII в. Винченцо Бренна (1747-1818) по праву считаетсялюбимым архитектором Павла и Марии Федоровны. После вступления на престол в1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и наего место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками вПавловске, участвует во всех значительных постройках павловского времени.
3.16 Скульптура
Во второй половине XVIIIв. начинается настоящий расцвет русской скульптуры, который связан, преждевсего, с именем Ф. И. Шубина (1740-1805), земляка М.В. Ломоносова. ОкончившийАкадемию с большой золотой медалью, Шубин уезжает в пенсионерскую поездку,сначала в Париж (1767-1770), а затем в Рим (1770-1772). За границей в 1771 г.не с натуры Ф.И. Шубин создал бюст Екатерины II, за который по возвращении на родинув 1774 г. получает звание академика. В это же время в России работалфранцузский скульптор Этьенн-Морис Фальконе (1716-1791; в России — с 1766 по1778). Фальконе работал при дворе французского короля Людовика XV, затем впарижской Академии. В своих работах Фальконе следовал господствовавшей придворе моде на рококо. Подлинным шедевром стала его работа «Зима»(1771). Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавноспадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихойгрусти. Но Фальконе всегда мечтал о создании монументального произведения,воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро Екатерина поручиласкульптору создание конного памятника Петру I. В 1766 г. Фальконе прибыл вПетербург и начал работу. Он изобразил Петра I верхом на вздыбленном коне.Голову императора венчает лавровый венок — символ его славы и побед. Рука царя,указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символическиобозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь.Скульптура возвышается на постаменте в виде гранитной скалы весом 275 т. Попредложению Фальконе на пьедестале выбита лаконичная надпись: «Петрупервому Екатерина вторая». Открытие памятника состоялось в 1782 г., когдаФальконе уже не было в России. За четыре года до открытия памятника у Э.-М.Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор покинул Россию. Всередине 90-х годов по возвращении на родину начинается самый плодотворныйпериод в творчестве Козловского. Главная тема его произведений — из античности.С его произведений в русскую скульптуру пришли юные боги, амуры, прекрасныепастушки. Таковы его «Пастушок с зайцем» (1789, Павловскийдворец-музей), «Спящий амур» (1792, ГРМ), «Амур со стрелой»(1797, ГТГ). В статуе «Бдение Александра Македонского» (втораяполовина 80-х годов, ГРМ) скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания волибудущим полководцем материал). Самым значительным и крупным произведениемхудожника стал памятник великому русскому полководцу А.В. Суворову (1799-1801,Петербург). Памятник не имеет прямого портретного сходства. Это скорееобобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементывооружения древнего римлянина и средневекового рыцаря. Энергией, мужеством,благородством веет от всего облика полководца, от его гордого поворота головы,изящного жеста, с которым он поднимает меч. Другим выдающимся произведениемМ.И. Козловского стала статуя «Самсон, раздирающий пасть льва» — центральная в Большом каскаде фонтанов Петергофа (1800-1802). Статуя былапосвящена победе России над Швецией в Северной войне. Самсон олицетворялРоссию, а лев — побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником всложном развороте, в напряженном движении.
3.17 Живопись
Во второй половине XVIIIв. в русской живописи появляется исторический жанр. Его появление связано сименем А.П. Лосенко. Он окончил Академию художеств, затем в качестве пенсионерабыл направлен в Париж. А.П. Лосенко принадлежит первое произведение из русскойистории — «Владимир и Рогнеда». Историческую тематику в живописиразрабатывал Г.И. Угрюмов (1764-1823). Основной темой его произведений сталаборьба русского народа: с кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря»,1796-1797, ГРМ); с немецкими рыцарями («Торжественный въезд в ПсковАлександра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы»,1793, ГРМ); за безопасность своих границ («Взятие Казани», 1797-1799, ГРМ) и пр. Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигаетв жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры второйполовины XVIII в. принадлежит творчество живописца Ф.С. Рокотова(1735/36-1808). Еще одним величайшим художником XVIII столетия был Д.Г.Левицкий (1735-1822). Левицкий-создатель и парадного портрета и великий мастеркамерного портрета. Он родился на Украине, но с рубежа 50-60-х годов начинаетсяпетербургская жизнь Левицкого, навсегда отныне связанная с этим городом иАкадемией художеств, в которой он многие годы руководит портретным классом. Всвоих моделях он стремился подчеркнуть незаурядность, наиболее яркие черты.Одним из наиболее известных работ художника является парадный портрет П.А.Демидова 1773, ГТГ)
Еще одним замечательнымхудожником этого времени был В. Л. Боровиковский (1757-1825). Он родился наУкраине, в Миргороде, учился иконописи у отца. В 1788 г. В.Л. Боровиковский былпривезен в Петербург. Он упорно учится, оттачивая вкус и мастерство, и вскорестал признанным мастером. В 90-е годы он создает портреты, в которых в полноймере выражены черты нового направления в искусстве — сентиментализма. Все«сентиментальные» портреты Боровиковского-это изображения людей вкамерной обстановке, в простых нарядах с яблоком или цветком в руке. Портретыпленяют благородством и гармонией линий, нежным, словно смягченным колоритом.Лучшим из них является портрет М.И. Лопухиной. Горделивая небрежность иизящество позы, своенравное выражение задумчивого лица — все построено насложнейших цветовых нюансах, в основном голубого и зеленого, на игре сиреневыхтонов. В итоге возникает совершенно чарующий образ, как бы слитый с природой. Вконце XVIII в. в русской живописи появляется новый жанр — пейзаж. В Академиихудожеств был открыт новый, пейзажный, класс, и первым профессором пейзажногокласса стал С. Ф. Щедрин. Он и стал родоначальником русского пейзажа. ИменноС.Ф. Щедрин первым отработал композиционную схему пейзажа, которая надолгостала образцовой. И на ней С.Ф. Щедрин выучил не одно поколение художников. Расцветтворчества С.Ф. Щедрина приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболееизвестны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, видыКаменного острова. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений,но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и еготворения оказываются в гармоническом слиянии. Ф. Алексеев (1753/54-1824) положилначало пейзажу города. Среди его работ 1790-х гг. особенно известны «ВидПетропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «ВидДворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794). Алексеевсоздает возвышенный и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуальногов своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотоговека.
3.18 Гравюра
Во второй половине векаработают замечательные мастера-граверы. «Подлинным гением гравюры»был Е.П. Чемесов. Художник прожил всего 27 лет, от него осталось около 12работ. Чемесов работал в основном в жанре портрета. Гравированный портретразвивается в конце столетия очень активно. Помимо Чемесова можно назвать Г.И.Скородумова, известного пунктирной гравюрой, создавшей особые возможности«живописной» трактовки (И. Селиванов. Портрет вел. кн. АлександрыПавловны с оригинала В.П. Боровиковского, меццо-тинто; Г.И. Скородумов.
3.19 Декоративно-прикладноеискусство
Во второй половине 18века высокого художественного уровня достигла гжельская керамика — изделиякерамических промыслов Московской области, центром которых была бывшаяГжельская волость. В начале XVII в. крестьяне гжельских деревень стали выделыватьиз местной глины кирпич, однотонную светлую поливную посуду, игрушки. В концеXVII в. крестьяне освоили изготовление «муравленой», т.е. покрытойзеленоватой или коричневой глазурью.
3.20 Федоскинская миниатюра
В конце XVIII в. вподмосковном селе Федоскино сложился вид русской лаковой миниатюрной живописимасляными красками на папье-маше. Федоскинская миниатюра возникла благодаря однойвредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние временабыло очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины,мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховойкости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки изпрессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного притемпературе до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага).Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использоваликлассические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России.
Заключение
Таким образом, во второйполовине XVIII в. — в век «Разума и Просвещения» в России быласоздана неповторимую, экономическую, политическую и во многом уникальнуюхудожественную культуру. Этой культуре была чужда национальная ограниченность изамкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала всеценное, что было создано трудом художников других стран. Родились новые виды ижанры искусства, новые художественные направления, яркие творческие имена.
Список использованнойлитературы
1. Заичкин И.А.,Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. – М., 1994.
2. История России. Сдревнейших времен до начала XXIвека / Под ред. А.Н. Сахарова. — М., 2003.
3. История России. Сдревнейших времен до конца ХХ века: В 3 кн. / Под ред. А.Н. Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1996
4. Федоров В.А.История России. 1861-1917: Учебник для вузов. Изд. 2-е. — М., 2004.
5. Березовая Л.Г.,Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М., 2002