Реферат по предмету "История и исторические личности"


Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство



4

Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Первые признаки растущего интереса к культурным аспектам национальной проблемы появляются в начале XIX в. в древнем городе Перемышле - центре греко-католической епархии, где была семинария и богатые библиотеки. Перемышльское духовенство славилось своей образованностью. В течение нескольких десятилетий эта самая западная точка исторической территории Украины играла для австрийских украинцев почти такую же роль в развитии их национального самосознания, какую для российских украинцев примерно в то же время выполняла ее самая восточная часть - Харьковщина. Самым выдающимся представителем перемышльского кружка был Иван Могильницкий - высокопоставленный церковный иерарх, который ведал в епархии делами начального образования. В 1816 г. при поддержке епископа Михаила Левицкого Могильницкий организовал так называемое "Клерикальное общество", первоначальная цель которого состояла в популяризации Священного писания для украинских крестьян на их родном языке. Это было событие, идущее вразрез с тогдашними полонофильскими настроениями западно-украинской элиты. Кроме влияния Гердера и харьковских романтиков, Могильницкий и его единомышленники, по-видимому, руководствовались и более "земными" соображениями: ведь не имея украинских церковных текстов и вынужденно пользуясь польскими, западно-украинские крестьяне постепенно легко могли бы перейти из греко- в римо-католичество.

Практические результаты деятельности общества Могильницкого были достаточно скромны и свелись к изданию нескольких молитвенников и букварей, а само оно вскоре распалось. Это общество привлекло внимание к языковому вопросу, остававшемуся главным для западно-украинской интеллигенции на протяжении следующих десятилетий. Кроме перемышльского кружка, в 1820-е годы еще несколько антикваров-одиночек в Восточной Галичине собирали исторические и фольклорные материалы. Это историки Михайло Гарасевич и Денис Зубрицкий, а также лингвисты и этнографы Иосиф Левицкий и Иосиф Лозинский. Однако влияние их работ на развитие национального самосознания в Западной Украине было ограниченным, ибо все они были написаны на латыни, немецком или польском.

В 1830-е годы центр деятельности, направленной на подъем национального самосознания, переместился во Львов. Здесь выходят на авансцену молодые; идеалистически настроенные семинаристы, увлеченные гердеровскими идеями. Лидером их кружка был 21-летний Маркиян Шашкевич. Юноша имел несомненные поэтические дарования, а его увлеченность и страсть передавались всем окружающим. Вместе со своими близкими единомышленниками - высокообразованным Иваном Вагилевичем и энергичным Яковом Гбловацким - Шашкевич создал творческое трио, ставшее известным под названием "Руська трійця". В 1832 г. вокруг них сплотилась группа студентов, задавшаяся сложной целью: поднять местный диалект до уровня литературного языка, не прибегая при этом к церковнославянским и иностранным заимствованиям. Решение этой задачи они считали единственным условием, при котором крестьяне получат доступ к образованию и будут лучше жить, а веками подавляемая самобытность украинской культуры найдет наконец свое выражение.

Греко-католическим иерархам сама идея литературы на простом, необработанном крестьянском наречии, с использованием упрощенного кириллического письма, представлялась достаточно смелой, если не безумной. Шашкевичу и его друзьям было ясно дано понять, что на поддержку церкви они могут не рассчитывать. Зато их горячо поддержали единомышленники в Российской империи. "Руська трійця" быстро нашла общий язык с такими украинофилами, как Измаил Срезневский, Михайло Максимович и Осип Бодянский. Вдохновлял "Руську трійцю" и пример друзей на Западе - деятелей чешского национального движения, вступившего в стадию расцвета. С помощью чеха Карела Запа, служившего в галицкой администрации, молодые львовяне вступили в оживленную переписку с такими опытными "национальными будителями" и пылкими славянофилами, как словаки Ян Колар и Павел Шафарик, словенец Бартоломей Копитар и чех Карел Гавличек.

Ближайшим практическим результатом деятельности "Руської трійці" явилось издание альманаха "Русалка Дністровая"-. Здесь были собраны народные песни, а также стихи и статьи на исторические темы, написанные на местном диалекте. Местный цензор - греко-католический священник Венедикт Левицкий - запретил публикацию альманаха во Львове, и Шашкевич с товарищами лишь в 1837 г. смогли выпустить его в далеком Будапеште, причем почти все 900 экземпляров, отправленных во Львов, были конфискованы полицией.

Хотя "Русалка Дністровая", задуманная в качестве периодического издания, с самого начала потерпела крах, пример ее все же показывал, что и язык западно-украинского крестьянина мог стать основой литературного языка. Авторы и составители альманаха привлекли внимание к простому народу и его "неиспорченной" культуре. Под влиянием "Русалки Дністрової" начинался медленный, но неуклонный процесс переориентации западно-украинской интеллигенции на свой собственный народ. И уже недалек был тот час, когда из самого этого народа начнет выходить большая часть интеллигенции.

Именно так, медленно и трудно, пробивала себе дорогу национальная идея в Украине. К середине XIX в. идея эта еще не вышла за рамки достаточно узкого круга интеллигентов, на свой страх и риск решавших вопрос о том, в чем же, наконец, состоит сущность украинской нации. На пути от этого раннего, так называемого "культурнического", этапа национального самосознания к этапу политического самоопределения предстояло преодолеть многочисленные и сложные препятствия.

В украинском обществе - преимущественно крестьянском, провинциальном и традиционалистском, - кроме интеллигенции, не было никакой иной социальной группы, способной к восприятию новой идеи национального самосознания. Более того, утверждая, что украинцы - особая, отдельная нация, а украинский язык может стать самостоятельным литературным языком, интеллигенты наталкивались на скепсис и злословие своих же образованных земляков, для которых притяжение престижных и более развитых культур, в особенности польской и русской, оказалось поистине непреодолимым. Однако "национальные будители" не сдавались, ибо, с одной стороны, видели успешные примеры решения всех этих вопросов западнославянской интеллигенцией, с другой же стороны, они считали, что их деятельность нужна ими же идеализированному "простому народу". [4, с.309]

Одним из показателей активизации общественно-политического движения было возникновение политического кружка петрашевцев в Петербурге и Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве.

Тайная политическая организация, названная в честь прославленных славянских просветителей "Славянским обществом св. Кирилла и Мефодия", возникла в Киеве в январе 1846г. Общество предполагало освобождение и объединение славянских народов, находившихся под гнетом иноземных захватчиков - турецких, австрийских, венгерских и немецких феодалов. Основатели общества учитель Н.И. Костомаров, чиновник Н.И. Гулак и студент В.М. Белозерский своей первоочередной целью ставили распространение идей единства славянских народов. Эти трое входили, так сказать, в "ядро заговорщиков". Два других видных деятеля и уже известных писателя - Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко - лишь косвенно были связаны с кирилло-мефодиевцами, но эта связь была использована как повод для их ареста. Оказалось, что общество было не только не очень большим, но и не слишком активным: за 14 месяцев своего существования оно лишь несколько раз собиралось на многочасовые философско-политические диспуты (на одном из них как раз и присутствовал доносчик Петров) да подготовило несколько программных документов.

Среди этих последних особого внимания заслуживает написанная Костомаровым "Книга бытия украинского народа". Национальный вопрос, явно стоявший в центре внимания кирилло-мефодиевцев, решался в широком контексте панславизма. Документ содержал требование свободного развития культур "всех славянских народов". Более того, предлагалось сформировать славянскую федерацию наподобие Соединенных Штатов Америки, со всеми подобающими демократическими институтами и со столицей в Киеве. По мнению Костомарова и его единомышленников, современное им украинское общество, самое униженное и угнетенное из всех славянских обществ, одновременно является и "самым равноправным", поскольку не имеет своей собственной знати. Вот почему Украине в программе кирилло-мефодиевцев отводилась решающая роль: именно она должна была возглавить движение всех славянских народов к будущей равноправной федерации. Автор "Книги бытия..."в псевдобиблейском стиле описывает грядущее "воскресение" своей страны: восстав из могилы, она призовет братьев-славян, и поднимутся славяне, и станет Украина свободной республикой в нерушимом славянском союзе... И тогда все народы укажут то место на карте, где обозначена Украина, и рекут: "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла"...

По-видимому, большинство членов Кирилло-Мефодиевского общества (кроме Шевченко и некоторых других) сомневались в способности своих "мечтательных и нежных" земляков совершенно самостоятельно управлять своей судьбой.

При относительном единстве в понимании того, что следует делать, кирилло-мефодиевцы расходились в вопросе о том, что важнее и с чего начать. Костомаров полагал, что важнее всего братство и грядущий союз всех славян. Шевченко страстно призывал к социальному и национальному освобождению украинцев. Кулиш подчеркивал необходимость первоочередного развития украинской культуры. При этом большинство членов общества придерживались эволюционных взглядов, считая лучшими средствами достижения целей образование народа, пропаганду и "моральный пример" властям. Шевченко и Гулак, доказывавшие, что только революция способна принести чаемые перемены, остались в меньшинстве. Впрочем, эти расхождения между кирилло-мефодиевцами не следует преувеличивать, ибо, вне всякого сомнения, всех их объединяли общие ценности и идеалы, а более всего - страстное желание изменить к лучшему социально-экономическую, культурную и политическую судьбу Украины.

Несмотря на относительно невинный характер Кирилло-Мефодиевского общества, царское правительство решило все же примерно наказать его организаторов. Однако при определении степени наказания был проявлен "индивидуальный подход". Костомаров, Кулиш и другие умеренные члены общества отделались сравнительно легко - кратковременной ссылкой, как правило, в губернские города России, после чего им было разрешено вернуться к преподаванию, Литературным и научным занятиям. Гулаку пришлось три года отсидеть в Шлиссельбурге кой крепости (Костомаров, правда, тоже около года провел в "Петропавловке"). Значение Кирилло-Мефодиевского общества представляется весьма важным для всей последующей украинской истории. Во-первых, это была первая попытка интеллигенции, пусть и неосуществленная, продвинуть национальное развитие от "культурнического" этапа к политическому. Во-вторых, эта попытка привлекла внимание царского правительства (которое до сих пор пыталось разыграть "украинскую карту" против "польского засилия в западных губерниях") к потенциальной опасности "украинофильства". Расправа с кирилло-мефодиевцами явилась первым сигналом к антиукраинскому повороту в политике официальных кругов и ознаменовала начало долгой и непрестанной борьбы, развернувшейся между украинской интеллигенцией и имперской администрацией. [4, с.304]

К сказанному следует добавить, что процесс распространения национального самосознания с самого начала неодинаково протекал в Восточной Украине и в Западной. На Левобережье в то время казацкие традиции и память о вековом самоуправлении были еще крепки, да и сама интеллигенция была более многочисленной и образованной, чем на Правобережье, - потому и начало национального самоосмысления выглядело достаточно многообещающим. Но как только это самоосмысление перешагнуло определенные, "дозволенные" рамки, оно встретило в лице царского правительства безжалостного и непобедимого врага - что и показала расправа с кирилло-мефодиевцами.

В Восточной Галичине успехи национального движения были более скромными, а главным его противником оказалась консервативная греко-католическая элита. Драмы здесь разыгрывались более тихие, и "национальные будители" медленно, но верно продолжали делать свое дело. И вот что еще было важно: несмотря на существенные различия трудностей и задач, западные и восточные украинцы начинают проявлять друг к другу взаимный интерес - и это после целых столетий, в течение которых между ними не было практически никаких связей. Так постепенно начинался процесс национальной интеграции.

Т.Г. Шевченко

Знаменитый украинский поэт Т.Г. Шевченко был великим украинским революционером-демократом. На Украине в борьбу против самодержавия вступили прогрессивные силы во главе с революционным демократом Т.Г. Шевченко (1814-1861) - единомышленником Белинского и Герцена, а впоследствии - Чернышевского и Добролюбова. Он родился в крепостной крестьянской семье в с. Морипцы на Черкасчине. С малых лет Т.Г. Шевченко познал тяжкую судьбу крепостного, на всю жизнь запомнил барщину, беспощадный помещичий гнет и бесправие крестьянства.

Шевченко получил начальное образование в приходской школе, потом сам пытался выучиться на художника-живописца. Но его барин - помещик П. Энгельгардт решил иначе и в 1828 г. приставил талантливого юношу к своему двору в качестве слуги-казачка. И начались его мытарства. Гордый и непокорный Шевченко не преклонял головы перед барами, и за это ему приходилось тяжело расплачиваться. Получив назначение на службу в г. Вильно (1829), Энгельгардт взял с собой и Шевченко. Здесь будущий поэт и художник познакомился с прогрессивными студентами Виленского университета, изучил польский язык, историю и культуру польского народа. Переезд зимой 1831 г. в Петербург знаменовал собой начало важного рубежа в жизни Шевченко. Здесь в 1836 г. он познакомился с художником И.М. Сошенко, которого заинтересовал самобытный талант юноши и глубоко потрясло его униженное состояние крепостного. Стараясь помочь Шевченко, Сошенко познакомил его с поэтами Е.П. Гребенкой, В.А. Жуковским, известными русскими художниками К.П. Брюлловым, А.Г. Венециановым и другими деятелями культуры и искусства. При активном содействии Гребенки; и помощи Брюллова и Жуковского в 1838 г. Шевченко выкупили из крепостной зависимости. Друзья помогли ему поступить в Академию художеств, где на протяжении 1838-1845 гг. он учился под руководством профессора К.П. Брюллова и получил звание художника. Здесь же он глубоко изучил историю, филологию, искусство, философию и другие науки. Петербургское окружение оказало глубокое влияние на формирование мировоззрения Шевченко. В Академии художеств Шевченко стал членом литературного кружка, созданного II.Л. Рамазановым, В.И. Штернбергом, II.Т. Бориспольцем и другими ее воспитанниками. Он посещал литературные вечера, где встречался со многими литераторами и среди них с петрашевцами - Н.А. Момбелли, Н.А. Спешневым, А.И. Пальмом. Известно, что на одном из таких вечеров присутствовал В.Г. Белинский, который, возможно, там познакомился с молодым украинским поэтом и художником. Тесные связи с петрашевцами содействовали дальнейшему развитию Шевченко как активного борца, защитника угнетенных народов, революционного демократа и общественного деятеля. В Петербурге Т.Г. Шевченко познакомился со многими деятелями польского освободительного движения: Р. Жуковским (позже стал петрашевцем), Р. Подберезским (участником организации "Содружество польского народа") и др. Под влиянием передовых идей декабристов, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя формировались революционно-демократические взгляды Т.Г. Шевченко, которые нашли отражение в его поэтических произведениях, стали основой его общественно-политической деятельности. Тяжелая жизнь крепостного крестьянства, его извечная борьба против угнетателей, идеалы освободительного движения стали темами поэтических произведений Шевченко. В 1840 г. в Петербурге вышел в свет первый сборник его произведений под названием "Кобзарь". Стихи, вошедшие в этот сборник, - это протест против эксплуататорского строя, начало самоотверженной борьбы поэта против самодержавия и крепостничества. "Кобзарь" высоко оценил В.Г. Белинский. Духом крестьянской революции проникнута поэма "Гайдамаки" Т.Г. Шевченко. В 1843-1844 гг. Т.Г. Шевченко путешествовал по Украине. Его снова поразила тяжелая и убогая подневольная жизнь закрепощенных крестьян. В эти годы поэт написал такие произведения, как "Тризна", "Разрытая могила", "Сова", "Сон" и др. В них Шевченко прославлял декабристов - первых русских революционеров, критиковал и клеймил позором самодержавно-крепостнический строй. Т.Г. Шевченко глубоко проникся революционным духом декабризма. На Украине он собрал новые материалы и воспоминания о славном восстании Черниговского полка и деятельности Южного общества декабристов. Поэт познакомился с декабристом А.В. Капнистом - сыном известного писателя В.В. Капниста, посетил Яготин и некоторое время жил в имении бывшего генерал-губернатора Малороссии Н.Г. Репнина-Волконского - родного брата декабриста С.Г. Волконского, сосланного на каторгу в Сибирь. Шевченко интересовался историей движения декабристов и творчеством К.Ф. Рылеева. Литературная и общественная деятельность Т.Г. Шевченко оказывала революционизирующее влияние на развитие общественно-политического движения на Украине, содействовала привлечению к борьбе против самодержавия и крепостничества новых людей. Широкий отклик имели призывы поэта к крестьянству подниматься на борьбу за свободу. Великий Кобзарь стремился принять непосредственное участие в борьбе за освобождение трудящихся. Закончив учебу в Академии художеств, он в мае 1845 г. снова прибыл на Украину, где стал участником и вдохновителем общественно-политического движения. Путешествуя по Украине, в городах и селах Черниговщины, Полтавщины, Киевщины. Волыни, Подолии Шевченко находил друзей и: единомышленников, беседовал с простыми людьми, читал им свои произведения, знакомил с передовыми революционными взглядами. Тогда же поэт написал поэму "Кавказ", направленную против колониальной политики царизма. 20-ю годовщину восстания декабристов Т.Г. Шевченко отметил революционной поэмой "И мертвым, и живым... ", в которой гневно клеймил помещиков и предвещал народное восстание против угнетателей. Эта поэма произвела большое впечатление на современников. Освободительными идеями проникнуты и другие поэтические произведения Шевченко. Его взгляды на историческое прошлое вытекали из революционно-демократических убеждений и были созвучны мыслям В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Бессмертным гимном освободительной борьбы трудящихся Украины стало широко известное "Завещание" (1845), в котором поэт указывал угнетенному народу революционный путь к свободе: "Схороните и вставайте, Цепи разорвите, Злою вражескою кровью Волю окропите". Провозглашенная в произведении идея крестьянской революции отражала извечные мечты народных масс о свободе и счастливой жизни. Идеи борьбы за уничтожение самодержавия и крепостничества, социальной революции Шевченко пропагандировал и в личных беседах с крестьянами. Призывая народ к революции, поэт в то же время высказывал мысли о будущем обществе, которое должно стать царством свободы, равенства и братства между людьми. По определению А.И. Герцена, Шевченко был не только выдающимся народным поэтом, но и политическим борцом за свободу. [5, с.132]

В произведениях Шевченко впервые четко формулировалась национальная идея: каждый народ имеет свою миссию в истории, реализуя функции "мирового духа". Разница между российским, польским и украинским толкованием истории мирового духа состоит в постулировании особой украинской миссии в мире, которая вытекает из традиционного украинского свободолюбия. [6, с.127]

Заключение

Таким образом, социально-экономический кризис, разворачивающийся на территории Украины, находящейся под властью Австро-Венгрии, привел к оживлению общественно-политического и национального движений. В результате усиливается процесс национальной самоидентификации, наблюдается расцвет культуры и искусства, происходит повышение интереса к национальной истории и культуре. Огромный вклад внес в развитие демократии и великий украинский поэт Т.Г. Шевченко, который лично принимал живейшее участие в Кирилло-Мефодиевском обществе.

Список литературы

1. Король Ю.В. Історія України. К.: Академвидав, 2005. - 496с.

2. Крижанівська О.О. Таємні організації в Україні (масонський рух у XVIII - на початку XX ст.) - К., 1998.

3. Бойко О.Д. Історія України. К.: Академвидав, 2004. - 656с.

4. Субтельний О. Україна: історія. - К.: Либідь, 2004. - 736с.

5. История Украинской ССР. Под ред. Ю.Ю. Кондуфора, т.4, в 10-ти т.к.: Н. д., 1983. - 694с.

6. Губарев В.К. История Украины: конспект лекций для студентов и преподавателей. Д.: БАО, 2004. - 384с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Слово и молчание: аспекты взаимодействия
Реферат Рекламная кампания и социологические исследования туристического агентства По ту сторону Вселенной
Реферат Eucharist History Essay Research Paper Eucharist History
Реферат 1984 Essay Research Paper Critical Review of
Реферат Що таке політичні комунікації І чому вони такі важливі для демократичного управління
Реферат Разработка блока управления фотоприёмником для волоконно-оптических систем передачи информации
Реферат Права человека и гражданина отечественная и международная практика
Реферат The Search For Justice Essay Research Paper
Реферат Ромул Август
Реферат Плужник Євген
Реферат Инвестиционная деятельность на примере предприятия ООО "Форсаж"
Реферат Инвестиционная деятельность промышленных предприятий России
Реферат Sophocles Oedipus Rex Essay Research Paper Throughout
Реферат Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых пр
Реферат Многопроцессорный вычислительный комплекс на основе коммутационной матрицы с симметричной обрабо