quot;-//W3C//DTD HTML 3.2//EN">/>
ХАЗАРЫ
(Первый внешнийвраг ЗемлиРусской)
«Как нынесбирается ВещийОлег отмcтитьнеразумнымхазарам...» Именноэтими пушкинскимистрокамиограничиваютсяу большинстварусских людейзнания о хазарах.А ведь хазары- это первыйсерьезныйвнешний врагКиевской Руси.Кроме того — это еще и первоезнакомствоДревней Русис иудаизмом, еврейскойрелигией, провозглашающейбогоизбранностьи право на мировоегосподствоэтого ветхозаветногонарода.
Когда в серединеVII века на обломкахТюркскогокаганата подняласьдержава Хазар- Хазарскийкаганат, наземлях восточныхславян еще небыло единогогосударства.Славяне жилиотдельнымиплеменами.Значительнаяих часть, попавпосле многочисленныхвоенных столкновенийпод властьхазар, платилаим дань. В числеданников былиполяне, северяне, радимичи, вятичи.Покоренныхрусских князейобязали выставлятьпо первомутребованиюхазарскихправителейвспомогательноевойско, вынуждаяих тем самымвопреки собственныминтересам, участвоватьв войнах настороне хазар.Помимо всегопрочего, завоевателизаставлялирусских князейотдавать вгарем хазарскогоправителя своихдочерей. Описаниеэтого унижениячасто встречаетсяв древнерусскихсказаниях ибылинах, повествующихо том, как славянскиекнязья длятого, чтобысохранить своиземли от разорения, отдавали своихлюбимых дочерейпоганому змею.
Что же представлялоиз себя хазарскоецарство, существовавшеесвыше тысячилет назад натерриториинашей Родины? Хазарскиикаганат былгигантскимгосударством, занимавшимвсе СеверноеПричерноморье, большую частьКрыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжьеи ПрикаспийскоеЗаволжье. Врезультатемногочисленныхвоенных сраженийХазария превратиласьв одну из могущественнейшихдержав тоговремени. Вовласти хазароказалисьважнейшиеторговые путиВосточнойЕвропы: ВеликийВолжский путь, путь «Из Варягв греки», великийшелковый путьиз Азии в Европу.Огромная дань, собираемаяс многочисленныхпокоренныхнародов, обеспечивалапроцветаниеи благополучиеэтого государства.ЭтническиХазария представлялаиз себя конгломераттюркских ифинно-угорскихнародов, ведшихполукочевойобраз жизни.Зимой хазарыпроживали вгородах, в теплоеже время годакочевали иобрабатывализемлю а также, устраивалирегулярныенабеги на соседей.Во главе хазарскогогосударствастоял каган, происходившийиз династииАшинов, властькоторого держаласьна военной силеи глубочайшемнародном почитании.В глазах простыхязычников-хазаркаган былолицетворениембожественнойсилы. Он имел25 жен из дочерейподвластныххазарам правителейи народов, 60наложниц, иявлялся какбы залогомблагополучиягосударства.В случае серьезнойвоенной опасностихазары выводилисвоего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратитьврага в бегство.Правда, прикаком-либонесчастье — военном поражении, засухе, голодеи т.д., знать инарод моглипотребоватьсмерти кагана, так как бедствиенапрямую связывалосьс ослаблениемего духовноймощи.
По существовавшемутогда обрядупри возведениина престолнового каганаему набрасывалина шею шелковуюпетлю и, хорошопридушив, спрашивалио том, сколькоон собираетсяцарствовать.Когда каганв полубессознательномсостоянииназывал числолет, его возводилина престол.Если правитель, процарствовавназванный срок, не умирал своейсмертью — егоумерщвляли.Максимальныйсрок правлениякагана ограничивалсясорока годами.По истечениюэтого времениего убивали, так как по верованиюхазар ум и рассудоккагана, а такжеего божественнаясила ослабевали, и он уже был нев состоянииприноситьпользу своемународу.
В первойполовине VIII векаодин из знатныхлюдей ХазарииБулан принялиудейскую веруи сумел навязатьее ряду другиххазарскихкнязей. Принялиудаизм и самкаган.
Потомок БуланахазарскийвоеначальникОбадия, совершивгосударственныйпереворот, захватил встране властьи превратилкагана в послушнуюмарионетку.Каган стал лишьсакральнымгосударственнымсимволом иолицетворениемв глазах простыххазар могуществаи силы Хазарии.Вся же реальнаяполитическаявласть полностьюперешла к царю-иудею(беку) и егоближайшемуиудейскомуокружению, состоявшемуиз несколькихтысяч человек.Каган, лишенныйвласти, превратилсяв своего родажертвенноеживотное, котороепри любом слухеоб ослабленииего божественнойсилы можно былоспокойно убить«по требованиюнарода» илисамого бека.Это превратилокагана в послушноеи безропотноесущество, слепоповиновавшеесяБеку и его иудейскомуокружению ирабски благословлявшеевсе их действия.Удаленный отнарода, каганстал жить вполном затворничествев своем дворцепод пристальнымнаблюдениембека и иудеев.И лишь изредкаего показывалилюдям, дабыубедить их втом, что он живи здоров.
Обадья построилв Хазарии синагогии школы, собралбольшое количествоеврейскихмудрецов совсего светаи заплатив иммного золотаи серебра, получилразъяснениясвященныхиудейскихписаний, Талмуда, Мишны и праздничныхмолитв. Именнос Обадии пошли12 хазарскихцарей-иудеев.
Но иудаизмне стал государственнойрелигией Хазарскогокаганата. Лишьхазарская знатьво главе с каганоми беком удосуживаласьчести считаться«богом избраннымнародом», превосходящимвсе остальные.Основная жемасса простыххазар исповедоваладругие религиии считаласьправящим иудейскимслоем гоями, отношение ккоторым, какк иноверцам, было самымпрезрительным.Новая религияне объединяла, а разъединялахазарскоеобщество. Ведьона не требоваласовестливогоотношения клюдям иноговероисповедания, считавшимсячужими и в отношениикоторых нечестностьи злоупотребленияпоощрялисьи ставилисьв заслугу. Принятиеиудаизма каганом, беком и хазарскойзнатью полностьюоторвало ихот остальнойчасти населениястраны и превратилов жирующуюпаразитирующуюпрослойку.
Реформы Обадияспособствовалирезкому увеличениюеврейскойдиаспоры Хазарии, сложившейсяеще ранее врезультатебегства иудеевиз СасанидскогоИрана и, позднее, из Византии.Одна из крупнейшихеврейских общинсуществовалав Крыму.
Постепеннов Хазарскомкаганате образовалсямощный торговыйеврейский клан, взявший подсвой контрольвсю политическуюи экономическуюсистему государства.Многие из евреев, вера которыхбыла идентичнавере господствующейверхушки, оказалисьмудрыми политическимисоветникамипри царе-иудее, финансистами, помогавшимихазарам выбиватьс подданныхналоги и дань, а так же решатьдругие важныегосударственныепроблемы. Политикакаганата сталаосуществлятьсяисключительнов интересахторговой еврейскойдиаспоры, достигшейсо временемзначительногоколичества.Огромное государствопостепеннопревратилосьиз чисто военного, занимавшегосянабегами насоседние племенаи грабежами, в паразитическое, живя исключительноза счет посредническойторговли, сборадани с покоренныхнародов и проезжающихчерез территориюХазарии купцов.(С них бралась, как правило,1/10 часть стоимоститовара). Значительнойстатьей доходовХазарскогокаганата продолжалаоставатьсяработорговля.Регулярныенабеги на соседниеземли (преимущественнославянские)давали хазарамбольшое количестворабов, которыхиудейские купцыпродавали повсему миру. Встране не осталосьничего национального: крепости строиливизантийцы, товары и продуктыпоступали ввиде дани сподвластныхнародов, и дажеоружие либозакупалось, либо изымалосьв виде дани.Единственное, что производилосьвнутри страны- был рыбныйклей.
К IХ-Х в.в. произошлосерьезноеизменениеположенияиудеев в мире- на базе Хазарскогокаганата имудалось завершитьсоздание мощноймеждународнойторговой организации, оказывавшейсильнейшеевлияние на всюмировую политикутого времени.Французскиеимператорыдинастии Каролинговполучали средстваот хазарскихиудеев. Покровительствовалиим и испанскиеОмейяды. В рукаххазарскихевреев оказаласьзначительнаячасть всеймеждународнойторговли. Большинствособираемойхазарами даниоседало у царя-бека, его ближайшегоокружения иеврейскойдиаспоры, сосредоточившейв своих руках, фактически, всю монополиюна торговлюв государстве.Иудеи-торговцы, будучи главнойопорой властей, составляливерхний слойхазарскогообщества. Простымже хазарампредоставлялосьправо лишьохранять их, живших во всехгородах Хазариив роскоши идостатке.
Бек и егоближайшееиудейскоеокружение недоверяли коренномунаселению.Хазарскогоцаря охранялахорошо вооруженнаястража, состоявшаяиз 10-12 тысячнаемников-мусульман, с помощью которыхиудеи подавляливсякие антиправительственныевыступления, держа народв страхе ипокорности.
Жестокая, беспощаднаяполитика продолжалаосуществлятьсяхазарами вотношенииславян, земликоторых сталидля поработителейнеисчерпаемымисточником«живого товара».Основной цельюславянскойполитики Хазарскогокаганата быломаксимальноеослаблениерусских территорийи уничтожениеКиевскогокняжества. Этопревратилобы евреев вфинансовыхгоспод всегоевроазиатскогопространства.
Итак, в Х векеиудейскаядиаспора, оплотомкоторой сталХазарскийкаганат, былана пороге невиданноговзлета. Хазариястала мощнойопорной базойиудаизма иочагом егораспространенияпо всему миру.Казалось, что«избранныйнарод», спустятысячелетиепосле сокрушительноговоенного поражения, нанесенногоему римскимилегионерами, вновь близокк осуществлениюсвоей давнеймечты о мировомгосподстве...
Далеко идущиепланы хазарскихправителейоказалисьразрушеныблагодарямужеству, волеи военномугению одногочеловека. Русскийкнязь Святославнанес сокрушительныйудар по иудейскойимперии, послекоторого она, фактически, прекратиласвое существование, как единоегосударство.
Еще задолгодо Святославав борьбу с Хазарскимкаганатомвступали другиерусские князья- Олег и Игорь.Но окончательныйсмертельныйудар по паразитическомугосударствунанес именноСвятослав.
Спустившисьв 965 году по Волгев хазарскиеземли, Святославразгромил воткрытом боюкагана и еговойско, захватилгород Саркел(Белая Вежа), столицу Хазариигород Итиль, а, чуть позже- город Семендер.Эти победырешили судьбувойны и определилидальнейшийраспад Каганата.Еврейскаядиаспора вужасе разбежалась, оказался разрушениудейский центрсложной политической, военной и торговойсистемы, чтоповлекло засобой серьезноеизменение всейгеополитическойобстановкитого времени.
В результатесокрушенияХазарии произошлослияние большейчасти восточнославянскихплемен в единоегосударство, получившееполную политическуюи экономическуюнезависимость.Киевская Русьустановилаконтроль надважнейшимиторговымипутями по Волгеи Дону, обезопасиласвои границыи стала однимиз сильнейшихевропейскихгосударств.
Окончательныйразгром Хазарскогоцарства былзавершен княземВладимиромв конце Х века.Отголоскамитех давнихсражений являютсярусские былиныи сказания о«Бое Ильи Муромцас жидовином».
Впоследствиипровалом закончиласьпопытка хазарскихевреев взятьреванш за военноепоражение черезнавязываниекнязю Владимируиудаизма вкачествегосударственнойрелигии (тоесть повторитьхазарскийсценарий захватавласти в странечерез правящуюверхушку). Владимирс негодованиемотверг этопредложение, остановив свойвыбор на христианстве.В 1917 году кучкабольшевиков-иудеевво главе с полуевреемЛениным (Бланком), совершивгосударственныйпереворот, захватила вРоссии власть.В новом советскомправительствеиз 556 человек, занимавшихвысшие партийныеи государственныедолжности, 448были евреи.(Дикий А. «Евреив России и СССР».Нью-Йорк. 1976 год.)
Далекиепотомки хазарскихработорговцев, разгромленныхтысячелетиеназад Святославом, превратилиРоссию в некоеподобие Хазарскогокаганата. Также, как когда-тов Хазарии, онидержали коренноенаселение припомощи наемниковиз Латвии, Эстонии, Чехии, Венгриии Китая в страхеи покорности, топя в кровивсякое антиправительственноевыступление.Усмиряя народпри помощитеррора и насилия, большевикиуничтожилипри этом десяткимиллионоврусских людей, сопротивлявшихсягосподствуинородцев.Укрепив огнеми мечем собственнуювласть, большевикиво главе государства, как и в Хазарии, поставили двухправителей: бека и кагана.Мало кто знает, что во главеправящейкоммунистическойпартии с 1936 по1939 гг. стояло двасекретаря: Сталин и Каганович(см. А.Дикий, «Евреив России и СССР»).
И даже еврейскуюреспубликудолгое времяпланировалосьсоздать в Крыму- именно там, где во временаХазарскогоцарства существоваланаибольшаяеврейскаяторговая диаспора.
Объявивконечной цельюпостроениекоммунизмаи заботу о человекетруда, творцыновой религиизаставили народработать загроши и довольствоватьсякрохами, давитьсяв очередях дажеза самым необходимым.Сами же коммунистическиевожди, образуяизбранныйпривилегированныйклан, жили, подобнохазарскойверхушке, вроскоши и достатке, снабжаясьэлитными товарамии продуктамичерез спецраспределители, презрительнои сыто посматриваясвысока наостальное нищееи голодноеобщество.
И сейчас, вновь прорываяськ вершинамполитическойвласти, ониопять, как и 80лет назад обещаютнароду «светлоебудущее», изобилиеи благополучие.
Что же касаетсядалеких потомковпростых хазар…Так они до сихпор, как когда-тои их предки, занимаютсяв горах СеверногоКавказа грабежамии разбоем, совершаянабеги на русскиесела и торгуязахваченнымипленниками.
Военный жеопыт нашихпращуров, столкнувшихсяеще тысячу летназад с этойпроблемой, учит, что даннаяпублика понимаети уважает толькожесткость исилу оружия!
Кандидатисторическихнаук Д.Волгин.
ЛИТЕРАТУРА:
1. С.А.Плетнева«Хазары» М.1976г.
2. А. М.Макаров«СокрушениеХазарскогокаганата Святославом»М. 1995г.
3. М.И.Артамонов«История Хазар»Л. 1962г.
4. «Советскаяисторическаяэнциклопедия»М. 1974г.
5. Е.Л. Разин«История военногоискусства»Т.2.М. 1957г.
6. Л.Гумилев«ОткрытиеХазарии» т.б.1996г.
7. П.К.Коковцев«Еврейско-хазарскаяпереписка вХ в.» Л. 1932г.
«РусскийПорядок» N 3(44) 1997г.
/>
Сопоставитьпозиции лирическихгероев в стихотворениях«Ангел — хранитель»А. Блока и «Рыцарьна час» Н. А.Некрасова.
Стихотворения«Ангел — хранитель»А. Блока и «Рыцарьна час» Н. А.Некрасова напервый взглядне имеют междусобой ничегообщего. Действительно, А. Блок и Некрасов- это совершенноразные писатели, каждый из которыхотличаетсясвоим самобытнымстилем, характеромпроизведений, они жили и творили, по — существу, в разных эпохах:«Рыцарь на час»был написанв 1862 году, тогдакак произведениеА. Блока датируетсяначалом XX века, а именно 1906 годом.Но несмотряна все это естьочень важныйфактор, которыйсближает этипроизведения- это то, чтосоздавалисьони в трудныедля страныгоды, в годыпредшествующиеглобальнымпеременам вжизни общества.
Н. А.Некрасов мучительнопереживал годы, последовавшиеза «крестьянскойреформой».Крестьянскиебунты, вызванныеграбительскойреформой, властиподавляли сневероятнойжестокостью, революционнаядемократиятакже переживалатрудные дни.Некрасов, будучичеловеком, которомунебезразличнасудьба Родины, бал страшнопотрясен, видявсе это. В этовремя арестовываютближайшихдрузей Некрасова- М. Л. Михайлова, Н. Г. Чернышевского, запрещаетсяна восемь месяцевиздание «Современника». И в этот моментрождаетсястихотворениеНекрасова«Рыцарь начас», проникнутоечувствомответственностиперед судомистории и судомсобственногосердца. Воспоминанияо матери вызываютв душе лирическогогероя мукивечно беспокойнойсовести и мыслио своем местев жизни. Он проситмать спастиего, возродить«силу свободную, гордую»:
Выводина дорогу тернистую!
Разучилсяходить я поней,
Погрузилсяя в тину нечистую
Мелкихпомыслов, мелкихстрастей.
Отликующих, праздноболтающих,
Обагряющихруки в крови
Уведименя в станпогибающих
Завеликое делолюбви !
Стихотворениезавершаетсябеспощаднымиупреками вадрес лирическогогероя, которыераспространяютсяна всех, ктоактивно неучаствует вборьбе противнесправедливости:
Выеще не в могиле, вы живы,
Нодля дела вымертвы давно,
Сужденывам благиепорывы,
Носвершить ничегоне дано...
Такаяжесткая самокритикалирическогогероя обусловлена, по — видимому, ужасом сознаниябессилия каким- либо образомактивно повлиятьна сложившуюсяситуацию, онустал от постояннойборьбы, он невидит перспективы, и те действиячто он предпринимаетдалеки от настоящейсамоотверженнойборьбы. Отсюдаи горько — ироническоезаглавие: «Рыцарьна час». Но длялирическогогероя это нетолько упрек, это также мощныйстимул преодолетьдушевную слабость, это призыв кдействиям.
СтихотворениеА. Блока былонаписано в 1906году, также втрудные дляРоссии годы, в самый разгарреволюции.Однако психическоедавление наБлока было нетаким сильным, как на Некрасова, что обеспечиломенее жесткуюсамооценкусвоих жизненныхпринципов.
Революция1905 года произвелана него громадное впечатление, в сильно степенипрояснила егоидейное ихудожественноезрение. Он увиделактивностьнарода, еговолю к борьбеза свободу исчастье, в самомсебе открыл«гражданина», впервые ощутил присущее каждомуистинному ичестному художникучувство кровной связи с народоми сознаниеобщественнойответственностиза свое писательскоедело. Стихотворение«Ангел — хранитель»тоже, как и уНекрасова, своеобразнаяоценка своихдействий, онопоказываеткаким видит Блока своеместо в обществе, и какую рольдолжен он игратьна перепутьеисторическогоразвития страны.Лирическийгерой Блока, в отличие отнекрасовского, благодаритангела — хранителяза то, что онуберег его отпоспешных инеобдуманныхдействий. Здесьлирическийгерой показываетсвою силу, носила эта заключаетсяименно в том, что он не растерялсвои человеческиекачества, онможет говоритьправду и в этомвся его сила.Лирическийгерой Некрасоваупрекает себяза то, что онне смог активновключитьсяв борьбу занарод, тогдакак у Блока оннапротив благодаритангела за то, что он уберегего от необдуманныхрешительныхдействий. Чтоэто? Трусость? Нет, это скореездравая оценкасложившейсяситуации. Силапоэта, писателязаключаетсякак раз в том, что они в состояниивлиять посредствомсвоих произведенийна широкиемассы народа, и поэтому, еслитот или инойписатель илипоэт не участвуетоткрыто в народныхволнениях, тоэто вовсе неговорит о том, что он вне народа.Блок подчеркиваеттесную связьлирическогогероя с народнымимассами. Оносознаетнеобратимостьперемен, носвое участиев этих переменахон видит тольков рамках, ограничивающихсферу действийлирическогогероя. Лирическийгерой твердознает к чему, и каким путемон будет стремиться, а это – самоеглавное. !DOCTYPE>