Реферат по предмету "Исторические личности"


Советское государство в 19171920 гг

В результате победы Октябрьской революции коренным образом изменилось положение всех классов и слоев населения, их партий. Большевики стали правящей партией, возглавили работу по созданию нового государственного и общественного строя. Вместо буржуазных органов власти был создан советский государственный аппарат. Учредительное собрание, отказавшееся признать Советскую власть и утвердить все ее декреты, было распущено большевиками. Большевики обеспечили выход страны из войны, подписав мирный договор с Германией на крайне тяжелых условиях. Россия потеряла значительную часть территории и должна была выплатить непосильную контрибуцию в пользу Германии. Хотя этот мир был грабительским для Советской России, он дал ей пусть непрочную и кратковременную, но передышку. Это позволило рабоче-крестьянскому правительству высвободить силы для организации сопротивления внутренней и внешней контрреволюции. В ряду событий истории России XX века, требующих серьезного переосмысления, Гражданская война 1918 – 1920 гг. занимает одно из центральных мест. Она была сложным, многоэтапным явлением. Интервенция Антанты, а еще ранее вторжение Германии, стали фактором, обусловившим еще большее затягивание войны, в огромной степени умножили жертвы, наложили существенный отпечаток на политику руководства по обе стороны фронта. С середины 1918 г. по март 1921 г. сформировалась политика, которая впоследствии стала известна как “ военный коммунизм “. В историографии расходятся мнения в вопросе о том, какие конкретно шаги привели к “ военному коммунизму “. В этой политике нашла отражение попытка мобилизовать ресурсы страны с помощью чрезвычайных средств. В обществе сложилась идеология, которая идеализировала “ военный коммунизм “, трактовала чрезвычайные меры как закономерные, хотя они являлись вынужденными. Весной 1921 г. Ленин признал, что “военный коммунизм ” не годится как метод социалистического строительства и не отвечает хозяйственным задачам пролетариата в мирных условиях. На смену ему пришла новая экономическая политика. При изучении данного раздела курса обратите внимание на следующие проблемы: 1. Формирование Советского государства. Придя к власти, большевики начали работу по ликвидации старых органов власти и созданию нового государственного аппарата. Покажите на конкретных фактах, как решалась эта задача? С октября 1917 г. по июнь 1918 г. политическая система в стране практически была двухпартийной. Объясните почему? В числе неотложных задач новой власти было обеспечение выхода страны из войны. Как эта задача была решена Советским правительством? Каково значение Брестского мира в нашей истории? 2. Гражданская война. При изучении литературы, посвященной этой проблеме, вы столкнетесь с разными, порой взаимоисключающими суждениями о войне, ее характере и значении. Ознакомление с взглядами и оценками авторов позволяет вам создать собственное суждение о Гражданской войне. Дайте определение понятию Гражданская война? Попытайтесь обоснованно ответить на вопрос: когда же началась и когда закончилась эта драма XX века? Покажите взаимосвязь Гражданской войны и революции. Охарактеризуйте этапы Гражданской войны. Покажите роль военной интервенции держав Антанты как главного фактора затягивания и обострения войны. Почему Советская власть победила в Гражданской войне? Как ей удалось одержать верх над многочисленными врагами? При ответе на эти вопросы следует учитывать, что советское руководство оказалось более последовательным в достижении своих целей, чем противники. Сравните аграрные, национальные вопросы большевиков и вождей Белого движения. Покажите на конкретных примерах, что ставка лидеров антибольшевистского движения на западную помощь не принесла ожидаемых результатов. Не забудьте, что важную роль в победе большевиков сыграло и то, что их противники оказались не в силах сформулировать программу, которая была бы привлекательной для большей части населения страны. Оцените действие таких факторов, приведших к победе Советской власти, как единство фронта и тыла; создание многочисленной рабоче-крестьянской Красной Армии; привлечение на службу в Красную Армию офицеров и генералов из старой армии; массовость партизанского и подпольного движения в белом тылу; поддержка трудящихся зарубежных стран. 3. Идеология и практика “военного коммунизма”. Начиная с середины 1918 г. в стране постепенно сформировалась политика, которая впоследствии получила название “ военного коммунизма “. Попытайтесь выявить причины введения в стране этого политического курса. Обратите внимание на то, что, во-первых “ военный коммунизм “ был периодом эксперимента, попыткой мобилизации всех сил в войне, во-вторых, Гражданская война наложила сильный отпечаток на темпы, методы, формы коммунистического строительства. В обществе сложилась военно-коммунистическая идеология, защищавшая быстрый и прямой переход к социализму в чрезвычайных условиях Гражданской войны. Обоснуйте данные положения, опираясь на конкретные факты. В 1921 г. Ленин утверждал, что “ мы наткнулись на большой, — я полагаю, на самый большой, — внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих ( Ленин В.И. Полн. собрн. соч. Т. 45. — С. 282). Поясните данное высказывание Ленина. Покажите, какие причины привели к отказу от политики “ военного коммунизма “? Какое значение имела данная политика? Задания для самоконтроля Проблемные вопросы: а) Как большевики решили вопрос по формированию советского государства? б) Объясните, почему на II съезде Советов новое правительство было сформировано как число большевистское, а не как коалиционное? в) Почему Учредительное собрание было распущено Советской властью? Какова была реакция в стране на эту политическую акцию? г) Объясните, почему белые армии, несмотря на мощь союзников, не смогли выйти победителями в Гражданской войне? д) Покажите, каково место Гражданской войны в истории России? Охарактеризуйте ее историческое значение. е) Каковы последствия Гражданской войны? ж) Объясните причины введения в стране “ военного коммунизма “? Дайте оценку этому политическому курсу. 2. Тесты для самоконтроля: а) Когда было открыто Учредительное собрание? в феврале 1917 г. в ноябре 1917 г. в январе 1918 г. б) Когда впервые в России была введена продразверстка? в 1915 г. в 1916 г. в 1919 г. в) Какой орган в Советской России обладал законодательной властью? Съезд Советов СНК ВЦИК г) Назовите имена офицеров царской армии, воевавших на стороне Советской власти в годы Гражданской войны? 1) А. Егоров 2) Д. Карбышев 3) С. Каменев 4) С. Лазо 5) В. Блюхер д) Кто был первым народным комиссаром иностранных дел в Советской России? 1) Н.Крыленко 2) Л.Троцкий 3) В.Антонов-Овсеенко е) Назовите имена создателей Добровольческой армии? 1) Л.Корнилов 2) А.Колчак 3) М. Алексеев 4) П. Краснов ж ) II-й съезд Советов (26 октября 1917 г. ) сформировал первое рабоче-крестьянское правительство – Совет народных комиссаров? Кто входил в него? большевики и левые эсеры 2)большевики и меньшевики-интернационалисты з) Кто был председателем Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК)? 1) А.И. Рыков 2) Л.Б. Каменев 3) Я.М. Свердлов 3. Работа с первоисточниками: Задание: Прочитайте приводимый ниже отрывок из Декрета ВЦИК о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию от 13 мая 1918 г. Дайте оценку данному документу. Объясните причины вводимой в стране продовольственной диктатуры (системы чрезвычайных мер Советской власти) и охарактеризуйте ее. Текст приводится по изданию: ” Хрестоматия по истории СССР 1917-1945”. М.,1991, с.78-80. “Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырехлетней войны, продолжает все более расширяться и обостряется. В то время как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеются по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного хлеба урожаев 1916 и 1917 годов. Хлеб этот находится в руках деревенских кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии. Сытая и обеспеченная, скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вывозит хлеба к ссыпным пунктам в расчете принудить государство к новому и новому повышению хлебных цен и продает в то же время хлеб у себя на месте по баснословным ценам хлебным спекулянтам – мешочникам. Этому упорству жадных деревенских кулаков-богатеев должен быть положен конец. На насилие владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией… Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил: Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также незыблемость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток, сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости… Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками. 3. Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, — врагами народа, предавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать все имущество конфискации… 4. В случае обнаружения у кого либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче согласно пункту 1-му, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытие излишек, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в положенном размере – сельскому обществу… … Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет для более успешной борьбы с продовольственным кризисом представить народному комиссару по продовольствию следующие полномочия: 3. Требовать от учреждений и организаций всех ведомств безоговорочного и немедленного исполнения распоряжений народного комиссара в связи с продовольственным делом. 4. Применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов. 5. Распускать или реорганизовывать продовольственные органы на местах в случае противодействия их распоряжениям народного комиссара. 6. Увольнять, смещать, предавать революционному суду, подвергать аресту должностных лиц и служащих всех ведомств и общественных организаций в случае дезорганизующего вмешательства их в распоряжения народного комиссара.”


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности 2 Понятие и
Реферат Дирижерско-хоровое отделение ГОУ СПО МО 2-го Московского областного музыкального училища имени С.С. Прокофьева
Реферат Лингвокультурное исследование времени в русском и английском языках
Реферат Государственная поддержка АПК
Реферат Concept Of Species Essay Research Paper Over
Реферат Film Review The Green Mile Essay Research
Реферат Безналичные расчеты и особенности их развития в Республике Беларусь (на материалах ОАО "Белагропромбанк")
Реферат Маркетинговое исследование производственно хозяйственной деятельности и стратегического поведения
Реферат Arthur MillerS The Crucible Essay Research Paper
Реферат Цена и ценообразование
Реферат Физическая подготовка для работников умственного труда
Реферат Eastern Philosophy Essay Research Paper Philosophers of
Реферат Республика Боливия
Реферат Cry Wolf Essay Research Paper Cry WolfThree
Реферат Об использовании паразитологических данных при изучении типологического статуса озер европейского севера