Реферат по предмету "Исторические личности"


Свод Законов Российской империи 1825 г

Вступление

Предпосылки подготовки и издания Свода Законов Российской империи

Полное собрание законов Российской империи. Основные положения Свода законов Российской империи.

Значение Свода законов для дальнейших кодификационных работ.

Литература

1.Вступление

Впредлагаемойработе рассматриваетсяодин из этаповразвития правана территорииРоссийскойимперии. Существованиеразличныхисточниковправа, неупорядоченнаязаконотворческаядеятельностьв Российскомгосударствес середины XVIIв. привела котсутствиюсколько-нибудьстройной правовойсистемы, действиюв разных регионахгосударстваразличныхправовых норм, регламентирующиходни и те жеобщественныеотношения. Всечаще возникающиепротиворечияв решении техили иных проблемжизни государства, обусловленныеотсутствиемсовершеннойправовой системы, объективнообусловилонеобходимостьсоздания сначалаПолного собраниязаконов Российскойимперии, а затем(из-за наличиямногочисленныхпротиворечийв законах)упорядочениюих в Своде законовРоссийскойимперии, который, несмотря наряд изменений, продолжалдействоватьдо 1917 г.
Вглаве 1 представленнойработы рассматриваютсяпредпосылки, послужившиетолчком к созданиюСвода законов: общественныйстрой и государственноеустройствоРоссии, экономическиеи политическиетенденцииразвития государства.
Вглаве 2 рассмотренаистория созданияи основныеположенияПолного собраниязаконов Российскойимперии и Сводазаконов Российскойимперии.
Вглаве 3 краткоизлагаетсязначение Сводадля дальнейшихкодификационныхработ.
Посколькубольшая частьиспользуемойлитературыиздана на русскомязыке, то и настоящаяработа, во избежаниеошибок и неточностей, связанных спереводом наукраинскийязык, написанатакже на русскомязыке.
Работане ставит передсобой цельюдетальнопроанализироватьсуществовавшеезаконодательствои сравнить егос законамидругих стран, она лишь отражаетодну из наиболееярких страницв истории праваРоссийскойимперии.
2.Предпосылкиподготовкии издания
СводаЗаконов Российскойимперии

Вовторой половинеХVIII в. в Россиишел процессразложенияфеодально-крепостническогостроя и развитиябуржуазныхотношений. Онособенно усилилсяв первой половинеXIX в. и привел ккризису феодализма.Во всех основныхотраслях экономикишло постепенноеформированиекапиталистическогоуклада.
Сельскоехозяйство всебольше связывалосьс рынком, производилочасть продуктовспециальнодля продажи.Широкое распространение, особенно внечерноземныхрайонах, сталиполучать денежныеоброки, чтоподрывалонатуральныеосновы и барского, и крестьянскогохозяйства. Вчерноземныхрайонах помещикидля повышениядоходностисвоих именийувеличивалибарскую запашку, барщину и уменьшаликрестьянскиеземельныенаделы. Многиеиз помещиковстали вводитьмесячину: отбиралиу крестьяннаделы, полностьюпереводилиих на работув свое хозяйствои выдавалимесячное содержаниепродуктамии одеждой. Некоторыепомещики заводилиполотняные, суконные, винокуренныепредприятия, которые обслуживалисьтрудом крепостныхкрестьян.
Капиталистическиеотношенияпроникали ив крестьянскоехозяйство, усиливая процесссоциальногорасслоениякрестьянства.Большая частькрестьян беднела, разбогатевшиекрестьяне велиторговлю, заводилипромыслы, вкладывалисвои капиталыв промышленность.Из их средывышли такиекрупные капиталисты, как Морозовы, Гучковы, Прохоровы, Харитоненкои др.
Значительношире и глубжебуржуазныеотношенияразвивалисьв промышленности.Росло мелкотоварноепроизводство: кустарная имелкая городскаяпромышленность, крестьянскиепромыслы. Наих базе вырасталакапиталистическаямануфактура.
Рослоприменениенаемного трудав промышленности, особенно начастновладельческихмануфактурах.Даже в металлургическойпромышленности, почти целикомоснованнойна крепостномтруде, внезаводскиеработы (заготовкаруды, древесногоугля и др.) выполнялисьнаемными рабочими.
Важнымявлением вразвитиикапиталистическихотношений впромышленностибыло перерастаниев 30-50-х годах XIX в.мануфактурыв капиталистическуюфабрику, основаннуюна машиннойтехнике. Этоусиливалопроцесс формированияновых классовбуржуазии ипролетариата, значительнорасширялоприменениенаемного трудав промышленности.В 1825 году 54 % всехзанятых вобрабатывающейпромышленностибыли наемныерабочие, большинствокоторых составлялиоброчные крестьяне.Существованиекрепостногоправа приводилок тому, что спросна свободнуюрабочую силубыл значительновыше ее предложения.
Развитиекапиталистическихотношенийпроисходилов рамках старогофеодальногоспособа производства, который оставалсягосподствующими в этот период.
Дальнейшееразвитиепроизводительныхсил вступалов противоречиес существующимстроем, чтоприводило кобострениюклассовойборьбы и усилениюантикрепостническогодвижения вРоссии. Усилениеэксплуатациикрестьян, произволпомещиков иадминистрациивызывали крестьянскиеволнения. Впервой половинеXIX в. участилисьвыступлениякрепостных,посессионныхи наемных рабочихна мануфактурах, особенно назаводах Урала.Недовольствозатронуло иармию (волненияв 1820 году в Семеновскомгвардейскомполку, средивоенных поселенцеви др.). Противнациональногоугнетениявыступалипорабощенныецаризмом народы(восстание вПольше в 1830-1831 г.г.).В 1825 году произошловосстаниедекабристов, положившееначало дворянскомуэтапу в историиреволюционногодвижения вРоссии.
Всеэти выступлениябыли подавленыцарской администрацией, но они оказаливлияние наобщественно-политическоеразвитие страны, на развитиегосударстваи права.

2.1.Общественныйстрой

Классоваяструктурароссийскогообщества начиналаизменяться.Наряду со старымиклассами феодалови крестьянзарождалисьновые классы- буржуазияи пролетариат.Официальновсе населениепо-прежнемуделилось начетыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянствои городскихжителей.
Дворянство, как и в предшествующийпериод, являлосьэкономическии политическигосподствующимклассом. Дворяневладели большейчастью земли, эксплуатировалиживших на этихземлях крестьян.Им принадлежаломонопольноеправо на владениекрепостнымилюдьми. Онисоставлялиоснову государственногоаппарата, занимаяв нем все командныедолжности.
АлександрI восстановилдействие “Жалованнойграмоты дворянству”, отмененнойПавлом I. Дворянствообладало всемипривилегиями, как и ранее, иполучало сразвитиемкапиталистическихотношений новыеправа: иметьв городах фабрикии заводы, веститорговлю наравнес купечеством.Феодальноегосударствоэкономическиподдерживалодворян черезгосударственныйзаемный банки иные кредитныеучреждения.Оно особенностремилосьусилить позициидворян — крупныхземлевладельцев, надежной опорыроссийскогоабсолютизма.Манифест от6 декабря 1831 г. “Опорядке дворянскихсобраний, выборови службы пооным” установилпорядок, покоторому избиратьна дворянскиеобщественныедолжности моглитолько дворяне, имевшие неменее 100 душкрепостныхкрестьян или3 тыс. десятиннезаселеннойземли. Этой жецели — укреплениюпозиций крупногодворянства- служил законот 16 июля 1845 г., покоторому заповедныедворянскиеимения(майораты)должны былипереходитьпо наследствук старшемусыну, их нельзябыло отчуждатьпостороннимлицам и дробить.
Сувеличениемземельногоценза при выборахусилилась ролькрупных землевладельцевв дворянскихсословныхорганах и ихвлияние наместное управление.Дворянствовсе большестановилосьзамкнутымсословием. Такеще в 1798 году своенной службыбыли уволеныофицеры, неявлявшиесядворянами, ибыло приказановоеннослужащих- не дворян непредставлятьк офицерскомузванию.
Духовенствопо-прежнемуделилось начерное (монашествующее)и белое (приходское).Однако правовоеположение этогосословия, окончательнопревратившегосяв служилое, существенноизменилось.С одной стороны, сами служителицеркви получилиеще большиепривилегии.Так, с 1801 года они, а с 1835 года и ихдети были освобожденыот телесныхнаказаний. С1807 года домадуховенстваосвобождалисьот поземельногосбора, а с 1821 года- от постоя.
Сдругой сторонысамодержавиестремилосьограничитьдуховное сословиетолько лицами, непосредственнонесущими службув церквах. Такойсоциальнойгруппой, тесносвязанной сдолжностнойструктуройцеркви, былолегче управлять.Кроме того, сокращалосьчисло людей, пользующихсязначительнымипривилегиямии не несущихникаких повинностейв пользу государства.Так, в 1803-1805 гг. былодозволено всемлицам духовногозвания, не имеющимштатных местпри церквах, по желаниюизбирать себе“род жизни”.Причем добровольныемероприятияперемежалисьс принудительными.По указу 1828 годадетям священнослужителей“за излишеством”по их выборупредлагалосьизбрать гражданскуюили военнуюслужбу, а несделавших этов течение годанадлежало“непременно”записыватьв одно из податныхсостояний.Позднее ониполучили званиепотомственныхпочетных граждан.В 1831 году былпроизведенпоследний наборв армию безместныхлиц духовногозвания. С 1842 годапостепенноосуществлялсяперевод нагосударственноесодержаниеприходскогодуховенства.Но только послеотмены крепостногоправа выходиз сословиябыл окончательнообъявлен свободным, и тем самымюридическипреодолеваласьсословнаязамкнутостьдуховенства.Оставшаясячасть духовенства, не получавшаяжалования изказны, лишиласьпрямых экономическихсвязей с прихожанами, посколькувводились сборыс населенияна содержаниеприходов.
Важноотметить, чтонаиболее преданныхцерковниковсамодержавиестремилосьпривязать ксвоей социальнойсреде, гдегосподствоваладворянскаяаристократия.И если секуляризация11764года ликвидировалафеодальноеземлевладениецеркви, а с 1801 годадуховенствудаже запрещалосьпокупать населенныеземли, то с 1822 годасвященнослужителямиз дворянпредоставлялосьправо совершатькупчие на мастеровыхи крестьян.Дворянскиеправа приобреталонагражденноеорденами духовенство.Такую практикуввел Павел I.При этом белоедуховенствополучилонаследственныедворянскиеправа, а черноедуховенство, лишенное возможностипередаватьимущество понаследству, вместе с орденомполучало такназываемоекомандорство, т.е. участокнаселеннойземли на основеправа пользованияс целью извлечениядоходов. Всегоза период 1825-1845гг. дворянскиеправа получилиболее 10 тыс.представителейдуховенства.
Крестьяне.Феодальнозависимыекрестьянесоставлялиосновную массунаселения. Ониподразделялисьна помещичьих, государственных, посессионныхи удельных, принадлежавшихцарской фамилии.В целях развитияпромышленностиУказ от 28 декабря1818 г. разрешилвсем крестьянам, в том числе ипомещичьим,“учреждатьфабрики и заводы”.
Особеннотяжелым, каки прежние годы, оставалосьположениепомещичьихкрестьян. Помещикираспоряжалиськрестьянамикак своейсобственностью.В X томе Сводазаконов Российскойимперии крепостныекрестьянепричислялиськ движимомуимуществу.
Вразвитии правовогоположенияпомещичьихкрестьянпрослеживаютсядве тенденции.Во-первых, феодальноегосударствостремилосьсохранитьбесправноеположение этойсоциальнойгруппы населения, а, во-вторыхпод влияниемэкономических, социальных, политическихфакторов онобыло вынужденопредприниматьопределенныешаги к некоторомуизменениюправовогостатуса крепостныхкрестьян. Поднапором развивавшихсякапиталистическихотношенийфеодальноегосударствоотменило монопольноеправо дворянна землю. Указот 12 декабря1801 г. предоставилкупцам, мещанами всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупатьземли; а Указот 3 марта 1848 г.предоставилтакое же правои помещичьимкрестьянам.20 февраля 1803 г.был принят указо свободныххлебопашцах.По этому указупомещики получилиправо (но небыли обязаны)отпускать своихкрестьян наволю за установленныйими самимивыкуп.
Поуточненнымданным, за 59 летдействия указасвободнымихлебопашцамистали лишь111829 душ мужскогопола. Всегобыло утвержденоцарем 484 договорапомещиков скрестьянамипо этому указу.Указ не имелширокого примененияпо двум причинам: во-первых, нашлосьмало помещиков, пожелавшихотпустить своихкрестьян; во-вторых, так как выкупбыл очень высок, мало находилоськрестьян, имевшихна это средства.Указ, такимобразом, нерешил и не могрешить крестьянскоговопроса.
В1842 году появилсяуказ об обязанныхкрестьянах.Помещики моглипредоставлятькрестьянамземлю в пользование, за что последниедолжны былинести определенныепо договоруповинности.Помещики сохранялинад ними “правосуда и расправыв проступкахи маловажныхпреступлениях”.Указ этот, естественно, не затрагивалоснов крепостногоправа. Практическироль его быланезначительной.Из более чем10,7 млн. крепостныхкрестьян мужскогопола на положениеобязанныхкрестьян былопереведенолишь 27173 крестьянина, проживавшихв имениях шестипомещиков. Былоутвержденоцарем всегошесть такихдоговоров.
Массовыеантифеодальныевыступлениякрестьян Прибалтикизаставилицарское правительствонесколькоограничитьздесь произволбаронов и издатьв 1804 году указ, по которомукрестьянесчиталисьприкрепленнымик земле, а не кпомещикам, иих было запрещенопродавать безземли. Впоследствии(1816-1819 гг.) АлександруI пришлось освободитькрестьян Эстляндской, Лифляндскойи Курляндскойгуберний безземли. Свободные, но ограбленныекрестьянепопали в экономическуюзависимостьк своим прежнимпомещикам ивынуждены былипользоватьсяих землей, несяповинности.Помещики сохранилинад крестьянамисудебные функции.
С1816 года частьгосударственныхкрестьян былапереведенана положениевоенныхпоселенцев, общее количествокоторых в 1825 годусоставило около400 тыс. человек.Они должны былизаниматьсясельским хозяйством(сдавать государствуполовину урожая)и нести военнуюслужбу. Имзапрещалосьторговать, отлучатьсяв город похозяйственнымделам, и вся ихжизнь регламентироваласьВоинским уставом.
Волнениягосударственныхкрестьян, значительныенедоимки заними заставилиправительствов 1837 году провестиреформу управлениягосударственнымикрестьянами.Для управленияими было учрежденоМинистерствогосударственныхимуществ.Было упорядоченооброчное обложение, несколькоувеличеныземельныенаделы государственныхкрестьян, регламентированыорганы крестьянскогосамоуправления; в волостяхдействоваливолостной сходи волостноеуправление, а в селах и деревнях- сельский сходи сельскийстароста.
Трудпосессионныхкрестьянбыл малопроизводителен.В промышленностистало все большеувеличиватьсяприменениенаемного труда.В 1840 году заводчикамбыло разрешеноосвобождатьпосессионныхкрестьян.
Положениеудельныхкрестьянпо сравнениюс предшествующимпериодом неизменилось.
Городскоенаселение.В первой половинеXIX в. населениегородов Россиизначительновыросло, усилилсяпроцесс егорасслоенияи обостренияклассовойборьбы. В связис развитиембуржуазныхотношенийправовое положениегородскогонаселенияпродолжалоизменяться.Феодальноегосударство, заинтересованноев развитииторговли ипромышленности, наделяло богатоекупечествоособыми правами.В 1832 году длянаиболее богатыхи влиятельныхпредставителейнарождавшейсябуржуазии идля некоторыхдругих категорийнаселения былоучрежденоличное и потомственноепочетноегражданство.Введение новойсословнойгруппы — почетныхграждан — имелотакже своейцелью оградитьсословие дворянот проникновенияпредставителейбуржуазии. Вразряд потомственныхпочетных гражданвходили крупныекапиталисты, ученые, художникии дети личныхдворян; а личныхпочетных граждан — низшие чиновникии лица, окончившиевысшие учебныезаведения.Почетные гражданене платилиподушной подати, не несли рекрутскойповинности, освобождалисьот телесныхнаказаний.Купечествостало делитьсяне на три, а надвегильдии:к первой относилисьоптовые торговцы, ко второй — розничныеторговцы. Купцысохраняли своипривилегии, могли награждатьсяорденами ичинами.
Группуцеховых составлялиремесленники, приписанныек цехам. Ониделились намастеров иподмастерьев.Для переходаиз разрядаподмастерьевв мастера необходимобыло проработатьподмастерьемне менее трехлет, достичьсовершеннолетияи выдержатьсоответствующиеиспытания намастерство.Цехи имели своиорганы управления.
Большинствогородскогонаселениясоставлялимещане, значительнаячасть которыхработала нафабриках изаводах понайму. Правовоеих положениев первой половинеXIX в. не изменилось.
Наконец, самую низшуюгруппу городскогонаселениясоставлялитак называемыерабочие люди, к которымзаконодательствоотносило “порочныхи подозрительныхлиц дурногоповедения”, не принятыхв состав мещанскихобществ “запороки их и занеисправимыйплатеж податейи других сборов”.Эта фактическибесправнаягруппа городскогонаселения былапоставленапод постоянныйи бдительныйнадзор полиции.
Законодательствоо городах, создаваяпривилегииторгово-промышленнойверхушке, содействовалоросту промышленностии торговли.Вместе с темсохранениесословногоделения населенияслужило помехойразвитию буржуазныхотношений.
--PAGE_BREAK--
2.2.Государственныйстрой

Впервой половинеXIX в. Россия поформе правленияоставаласьабсолютноймонархией.
Кризискрепостничества, рост капиталистическихотношений, усиление классовойборьбы в стране- все это заставлялоцаризм уделятьзначительноевнимание укреплениюгосударственногоаппарата, приспосабливатьего к новымусловиям.
Центральныеорганы властии управления.Во главе громадногои разветвленногогосударственногоаппарата по-прежнемустоял император, наделенныйвсеми атрибутамиабсолютногомонарха. Юридическоеи фактическоеполновластиецаря отнюдьне означало, что лишь оносуществлялвсю деятельностьпо управлениюгосударством.Царь опиралсяна большуюармию чиновников, на обширныйаппарат управления.
Вэтот периодполучил дальнейшееразвитие Советпри императоре.Это был совещательныйорган с узкимсоставом членов.Он часто менялсвое название.До 1801 года действовалСоветпри Высочайшемдворе, затем был созданНепременныйсоветиз 12 человек счисто совещательнымифункциями. Онфункционировалдо созданияГосударственногосовета.
Государственныйсоветбыл утвержденцарским манифестомв 1810 году и просуществовалс некоторымиизменениямидо 1917 года. Инициаторомсоздания этогооргана являлсякрупный государственныйдеятель М.М.Сперанский1.Государственныйсовет был задуманкак законосовещательныйорган, разрабатывавшийпроекты законодательныхактов, которыеполучали юридическуюсилу послеутвержденияимператором.
ЧленамиГосударственногосовета (по должностиили по назначениюцаря) являлиськрупные чиновникии помещики, иобщее их числоколебалосьв различныегоды от 40 до 80человек.Председательствовалв Государственномсовете император, в случае своегоотсутствияон назначалпредседательствующегоиз членовГосударственногосовета.
Государственныйсовет состоялиз пяти департаментов: законов, делвоенных, делгражданскихи духовных, государственнойэкономии, делцарства Польского.Последнийдепартаментбыл созданпосле польскоговосстания1830-1831 гг.
Собиралисьи общие собранияГосударственногосовета. Делопроизводствовелось канцелярией, которую возглавлялгосударственныйсекретарь.
Государственныйсовет осуществлялсвою главнуюпервоначальнуюзадачу — подготовкузаконопроектов- недолгое время.Со второй четвертиXIX в. законопроектыстали разрабатыватьсяв царской канцелярии, министерствах, специальныхкомитетах.Обсуждениеих в Государственномсовете сталоносить формальныйхарактер. Нередкибыли случаи, когда законопроектывносились вГосударственныйсовет с резолюциейцаря: “желательномне, чтоб принятобыло”.
“Собственнаяего величестваканцелярия”постепенноприобреталаособое значение, оттесняя навторой планГосударственныйсовет. Она былаорганом, связывающимцаря с правительственнымиучреждениямипо всем важнейшимвопросамгосударственногоуправления.Во второй четвертиXIX в. эта канцелярияпревратиласьв непосредственныйаппарат прицаре и рассматривалавсе важнейшиевопросы жизнистраны. Аппаратканцелярииразрастался, его структураусложнялась, появлялисьее подразделения: Первое, Второеи Третье отделения(с 1826 года), Четвертое(с 1828 года), Пятое(с 1836 года) и Шестое(с 1842 года).
Первоеотделениеосуществлялоконтроль надминистерствами, готовилозаконопроекты, ведало назначениеми увольнениемвысших чиновников(с одобренияи утвержденияцаря). ПередВторымотделениембыла поставленазадача кодификациизаконов. Мрачнуюизвестностьполучило Третьеотделение, созданное дляборьбы с революционнымдвижением встране. Четвертоеотделениезанималосьблаготворительнымии женскимизаведениями.Пятоеотделениебыло созданодля разработкипроекта реформуправлениягосударственнымикрестьянами.Существовавшеес 1842 по 1845 год Шестоеотделениезанималосьподготовкойпредложенийпо управлениюКавказом.
Сенат1.Роль Сенатауменьшилась.За Сенатом восновном сохраняласьроль высшегосудебногоучреждениястраны. Егодепартаментыпревратилисьв высшие апелляционныеинстанции длясудов губерний.
Правда, в 1802 году АлександрI под влияниемаристократическойверхушки дворянствасделал попыткувосстановитьбылые полномочияСената. Сенатубыли подчиненыколлегии, губернаторы, предоставленоправо докладацарю о несоответствиии противоречиивновь издаваемыхуказов другимсуществующимзаконам илио “неудобствахв их исполнении”.Однако вскореСенат потерялэто и ряд другихправ, оставшисьглавным образомвысшим судебныморганом. ДекабристМ.С.Лунин писалв 1839 году, что вСенате отправляютсуд “кавалеристы, которые несидят уже верхом; моряки, которыене снесут ужекачку; иностранцы, которые непонимают русскогоязыка, однимсловом, все, которых некудадевать, находятмягкое креслов ПравительствующемСенате”1.За Сенатомсохранилосьеще право ревизоватьместные органы, но приниматьрешения он самне мог и передавалсвои заключениядругим учреждениям.
Тенденциядальнейшейцентрализациии бюрократизациигосударственногоаппарата усиливалась.Коллегиальнаясистема необеспечиваланужное царизмууправлениестраной. Отсутствиеперсональнойответственноститакже отрицательносказалось надеятельностицентральногоаппарата. Вомногих западноевропейскихстранах в этовремя уже действовалиминистерства.В начале XIX в. ив России насмену коллегиямпришли министерства.В соответствиис царским манифестом“Об учрежденииминистерств”, опубликованнымв 1802 году, былосоздано восемьминистерств: военных сухопутныхсил, морскихсил, иностранныхдел, юстиции, внутреннихдел, финансов, коммерции, народногопросвещения.Два из них былиновыми и неимели предшественников, это Министерствовнутреннихдел и Министерствонародногопросвещения.На министерствовнутреннихдел кроме поддержания“порядка” встране возлагаласьобязанностьпо управлениюгосударственнойпромышленностьюи строительством.Министерствопросвещениярешало задачиидеологическойобработки масс, воспитанияих в духе преданностицаризму, а такжеподготовкикадров длягосударственногоаппарата. ЕмуподчинялисьАкадемия наук, университетыи другие учебныезаведения, типографиичастные игосударственные, библиотекии музеи, оноосуществлялоцензуру надиздававшейсялитературой.
Всоответствиис манифестомминистры должныбыли ежегоднопредставлятьв Сенат отчето своей деятельности.Но фактическиони неслиответственностьперед императором.
Изданиев 1811 году “Общегоучрежденияминистерств”, составленногопри непосредственномучастии М.М.Сперанского, завершилооформлениеминистерскойсистемы управленияв России. Министрамвверяласьисполнительнаявласть в пределахдеятельностипорученныхим министерств.Устанавливалось, что все министры“подчиненынепосредственноверховнойвласти”, т.е.императору.Министры и ихпомощники, называвшиеся“товарищамиминистра”, назначалисьцарем, другиевысшие чиновникиутверждалисьимператоромпо представлениямминистров, анизшие назначалисьминистрами.Аппарат министерствподразделялсянадепартаментыи канцелярии, возглавлявшиесядиректорами.Наиболее важныедела рассматривалисьСоветомпри министре — совещательныморганом, кудавходили товарищиминистра идиректорадепартаментов.
Числоминистерстви приравненныхк ним учрежденийувеличивалось.Были созданы: Министерствополиции (вскореупраздненное), государственноеказначейство, Ревизия государственныхсчетов (государственныйконтроль), Главноеуправлениепутей сообщения, Главное управлениедуховных делразных исповеданий.
Комитетминистров.С созданиемминистерствначал оформлятьсяи новый орган- Комитет министров.В Манифесте1802 года не былочеткой регламентацииего деятельности, а лишь упоминалосьчто министрымогли собиратьсявместе длярешения сложныхвопросов. Полномочияи формы деятельностиКомитета министроввырабатывалисьна практике.Комитет министроврассматривалвопросы, относящиесяк компетенциинесколькихминистерстви поэтому требовавшиесовместногообсужденияминистров.Председательствовална его заседанияхимператор.
В1812 году Комитетминистровполучил законодательноеоформление.В его составвошли не толькоминистры, нои председателидепартаментовГосударственногосовета, государственныйсекретарь идругие лицав соответствиис назначениемимператора.Комитет министроврассматривалразличныевопросы управлениястраной, ежегодныеотчеты министров, дела о “спокойствиии безопасности”страны, проектызаконов, делао награжденияхи взысканияхчиновникови т.д. Законуказывал: “Никакоезаключениекомитета неприводитсяв исполнениедо тех пор, покаоно не рассмотреногосударемимператороми не удостоеноего высочайшегоутверждения”.Со второй четвертиXIX в., с усилениемроли царскойканцелярии, значение Комитетаминистров сталопадать.
Временныекомитетыявлялись, какправило, секретными, их созданиеособенно частопрактиковалосьво второй четвертиXIX в. Это былиорганы, создававшиесялично царемиз наиболееблизких к немулюдей для решениявопросов, покоторым правительствоне хотело проводитьгласное, открытоеобсуждение.Например, острыйвопрос об устройствегосударственныхкрестьян, крепостныхкрестьян, дворовыхлюдей и т.д. вразличное время(1828, 1835, 1849 гг.) рассматривалидо 10 комитетов.Секретностьдеятельностиэтих комитетоввызываласьбоязнью волненийкрестьян ивозможнымнедовольствомдворянства.Финансовымивопросамизанималисьвременныекомитеты (в1812, 1840, 1842 годах). Широкуюизвестностьполучил такназываемыйнегласныйкомитет(1801-1803 гг.), подготовившийряд реформгосударственногоаппарата (созданиеминистерстви др.). Создавалиськомитеты поборьбе с голодом(1840 г.), по постройкеИсаакиевскогособора, секретныекомитеты, управлявшиестраной отимени временноотсутствующегоимператора(1828, 1849 гг.), и др.
Местныеорганы управленияв первой половинеXIX в. почти неподвергаласьизменениям.В 1837-1838 гг. былоупорядоченоуправлениемгосударственнымикрестьянами: в губернияхбыли учрежденыпалаты государственныхимуществ; вуездах — окружныеуправлениягосударственныхимуществ, которымподчинялисьвыборные волостныеправления.Лица, избранныев волостноеправление, подлежалиутверждениюпалатой государственныхимуществ.
Судебныеорганы.В первой половинеXIX в. были упраздненыверхний земскийсуд, губернскиймагистрат, верхняя расправа.Палаты уголовногои гражданскогосуда в губернияхстали судамивторой инстанциипо делам всехсословий. Палатагражданскогосуда, крометого, взяла насебя выполнениенекоторыхнотариальныхфункций. С 1808 годастали создаватьсякоммерческиесуды, которыерассматриваливексельныедела, дела оторговойнесостоятельностии т.д. Дела всехсословийрассматривалисьи надворнымисудами, созданнымив столицах.Действоваливедомственныесуды: военные, морские, горные, лесные, путейсообщения, атакже духовныеи волостныекрестьянскиесуды. Судебноеуправлениенаходилосьв руках созданногов 1802 году Министерстваюстиции.
Армияпродолжаласлужить классовымцелям феодально-крепостническогогосударства- держать вповиновениии подавлятьпротест угнетенныхмасс трудящихся, выполнятьважную рольв реализациивнешней политикиправящих круговцарской России.
Вместес тем в Отечественнойвойне 1812 годарусская армиявыполнилаисторическипрогрессивнуюмиссию, борясьвместе со всемнародом противзахватчиков.Передовыевоенные идеиразвивалисьв русской армииполководцамиРумянцевым, Суворовым, Кутузовым.Развитаяметаллургическаяпромышленностьпозволялаобеспечиватьармию оружиеми боеприпасами.Русская армияв этот периодбыла одной изсамых сильныхв Европе.
Армиястроилась восновном наорганизационно-правовыхначалах, заложенныхеще законодательствомПетра I. В первойполовине XIX в.усилиласьпалочная дисциплинаи муштра. Особенножестоким былрежим в военныхпоселениях, которые былисозданы 1816 годуво многих губернияхпо инициативереакционногоцарского министраАракчеева.
Крестьянев этих поселенияхдолжны былизаниматьсясельским хозяйствоми нести военнуюслужбу наравнес солдатами, как в обычныхармейскихчастях. Припомощи военныхпоселенийправительстворассчитывалосократитьрасходы наармию, ибо военныепоселенцыдолжны былисами обеспечиватьсебя продовольствием, фуражом, одеждой.они подвергалисьнещадной эксплуатациии военной муштре, что вызывалочастые волненияв военных поселениях.Не оправдавшиесебя экономически, не обеспечивавшиедолжной военнойподготовкии бывшие к томуже потенциальнымисточникомволнений, военныепоселения после1831 года сталиупразднятьсяи полностьюбыли ликвидированыв 50-х годах. Военныепоселенцы былипревращенылибо в государственных, либо в удельныхкрестьян.
Полиция.В 1837 году в связис делениемуездов на болеемелкиеадминистративно-территориальныеединицы — станы, появиласьспециальнаяполицейскаядолжностьстановогопристава.
Всвоей деятельностистановой приставопирался насельскую выборнуюполицию, составленнуюиз государственныхкрестьян, — сотскихи десятских, а также на вотчиннуюполицию помещиков.
Специальныекарательныеорганы.В России, каки в любом эксплуататорскомгосударстве, карательныефункции в тойили иной меревыполняли почтивсе звеньягосударственногоаппарата, вособенностиармия, полицияи суд. Крометого, в этотпериод дляборьбы с крестьянскимиволнениямии революционнымдвижением былсоздан рядособых карательныхорганов.
В1801 году Тайнаяэкспедициябыла упразднена, но в 1802 году созданоМинистерствовнутреннихдел, котороенаряду с другимифункциямивозглавлялодеятельностьместныхадминистративно-полицейскихучреждений.В 1810 году из негобыло выделеноособое Министерствополиции с чистополицейскимиполномочиями, вскоре (в 1819 году)вновь слитоес Министерствомвнутреннихдел.
Послевосстаниядекабристовцаризм ещеболее усилилсвой карательныйаппарат. В 1826 годупо именномууказу НиколаяI Особая канцелярияМинистерствавнутреннихдел была присоединенак Собственнойего величестваканцеляриии создано, такимобразом, ТретьеотделениеСобственнойего величестваканцелярии.
Компетенциятретьего отделениябыла весьмаобширной: руководствополицией, борьбас революционерамии раскольниками; высылка и размещение“людей подозрительных”; управлениетюрьмами, вкоторых находились“государственныепреступники”; наблюдениеза всеми иностранцамив государстве.
Всоответствиис такими задачамии строилсяаппарат Третьегоотделения, состоявшийиз пяти экспедиций.Первая экспедиция(секретная)вела непосредственнуюборьбу с революционнымдвижением встране, проводиласледствие пополитическимделам, следилаза деятельностьюреволюционныхорганизацийи отдельнымиреволюционерами.В ее распоряжениинаходиласьмногочисленнаяагентура. Втораяэкспедицияведала борьбойс религиозными, а также крупнымидолжностнымипреступлениями.Она управлялаполитическимитюрьмами(Шлиссельбургскойкрепостью, Алексеевскимравелином, Петропавловскойкрепостью). Вобязанностьтретьей экспедициивменялосьнаблюдениеза иностранцами, проживавшимив России. Четвертаяэкспедициявела борьбус крестьянскимиволнениями, пятая (учрежденнаяв 1842 году) осуществлялацензуру.
Третьеотделениеподчинялосьнепосредственноимператору.Оно могло затребоватьинтересующиеего сведенияу любого министра, генерал-губернатораи губернатора, и те были обязаныпредставитьих “незамедлительно”.Более того, всеначальникигуберний идругие лица, знавшие что-либопо вопросам, подведомственнымТретьему отделению, были обязаныдоносить прямона имя императора.Третье отделениеопиралось всвоей деятельностина созданныйпо Указу 1827 годажандармскийкорпус.
В1836 году былоутвержденоцарем “Положениео корпусе жандармов”.Жандармскийкорпус подразделялсяна главное, окружные (всегов стране было7 жандармскихокругов) и губернскиеуправления.Главное управлениевозлагалосьна шефа жандармов.В непосредственномподчиненииу окружных игубернскихуправленийнаходилисьжандармскиекоманды губернскихгородов. Онибыли созданытакже в некоторыхкрепостях ипортовых городах.На жандармскиекоманды и дивизионывозлагаласьзадача “рассеяниязаконом запрещенныхскопищ”, “усмирениябуйства ивосстановлениянарушенногоповиновения”и т.д.
Третьеотделениеосуществлялорасправу наддекабристами, руководителямимногочисленныхкрестьянскихвыступлений, громило студенческоереволюционноедвижение (в томчисле кружокстудентовМосковскогоуниверситета, возглавлявшийсяА.И.Герценом), вело борьбус национально-освободительнымдвижением. Поего распоряжению, в частности, были сосланыв Сибирь участникипольскоговосстания1830-1831 гг. Оно осуществлялообщее руководствоследствиеми исполнениемприговора надпетрашевцами.Жестоко страдалаот Третьегоотделенияпередоваярусская литература.Не было ни одногодемократическинастроенногописателя, которыйбы ни находилсяпод его надзором.
Тюрьмыбыли одним изорудий самодержавияв борьбе среволюционнымдвижением встране.
Несмотряна довольноразветвленнуюсеть тюрем, какого-либозаконодательствао них долго небыло, что усиливалопроизвол тюремщиков.Первым общегосударственнымактом в этойобласти явился“Свод учрежденийи уставов осодержащихсяпод стражейи ссыльных”1832 года, дополненныйи измененныйв 1842 году. В этомСводе закрепляласьзависимостьположенияарестантовот их классовойпринадлежности.Дворяне, чиновники, купцы первойи второй гильдийотделялисьот “прочихарестантов”.Их бытовыеусловия, питание, обращение сними были нетакими, какарестантовиз народа. Помещикамдля услуженияразрешалосьбрать в тюрьмысвоих крепостныхкрестьян.
Тюремнаяполитикасоответствовалаобщей политикесамодержавия.Исследовательистории царскойтюрьмы М.Н.Гарнетписал: “Все этиэтапы классовойборьбы отзывалисьгромким эхомпод сводамикрепостей итюрем, где водиночку истройнымирядами проходилии умирали борцыреволюционногодвижения”1.
Лица, совершившиегосударственныепреступления, содержалисьв политическихтюрьмах.Мрачную известностьприобрелаПетропавловскаякрепость, особенноее Алексеевскийравелин, гдеарестанты гиблив сырых казематахот недостаткапитания и воздуха.УзникамиПетропавловскойкрепости былиРадищев, солдатыСеменовскогополка — участникивосстания 1820года, декабристы.В Шлиссельбургскуюкрепость былзаключен в 1751году Батырша, вождь восставшихбашкир, убитыйзатем якобыпри попыткек бегству. Втой же крепости15 лет томилсяписатель Н.И.Новиков, изобличавшийкрепостноеправо, а позднее- декабристыи другие революционеры.
Вмонастырскиетюрьмы(Кирило-Белозерскогомонастыря, Соловецкогомонастыря ит.д.) заточались“преступникипротив веры”, а также и другиелица, опасныедля государственногостроя.
Вобщеуголовныхтюрьмахстрадали тысячитрудящихся.В 1829 году тольков Петербургесодержалисьв тюрьмах 3358крепостныхкрестьян, присланныхтуда помещиками“за грубость”.Для рабочихзаводчики(например Демидовы)иногда строилисвои тюрьмы.В тюрьмахгосподствовалсуровый режим, широко практиковалисьтелесные наказания, применявшиесяв основном ктрудящимся, использовалисьрогатки, “стулья”, колодки, цепи2.
Управлениезависимыминародами.Территории, входившие всостав России, находилисьна разных ступеняхсоциально-экономическогоразвития. Прибалтика, Литва, Украина, Белоруссия, Польша, Финляндияв экономическомотношении былина уровне центральныхвеликорусскихгуберний. Онине являлиськолониями, однако населениеэтих территорийиспытывалонациональныйгнет. НародиКавказа, Казахстана, Поволжья, Приуралья, Сибири былиобъектом прямойколонизациицаризма, подвергалисьтяжкой экономическойэксплуатациии национальномуугнетению.Реакционнаянационально-колониальнаяполитика царизмасдерживаласоциально-культурноеразвитие народовРоссии.
Вместес тем вхождениедругих народовв состав Россииприобщало ихк передовойрусской культуре, к историческипрогрессивномупроцессу развитиявсероссийскогорынка и капиталистическихотношений.Трудящиесявсех народностейобщими усилиямиборолись противфеодально-крепостногогнета.
Вконце XVIII в. царизмликвидировалсамостоятельностьорганов местногоуправленияряда окраин, которой ониранее располагали, и распространилна них губернскуюреформу 1775 года.Местные феодалыбыли уравненыв правах с русскимидворянами.
НаУкраине царскоеправительстволиквидировалоЗапорожскуюСечь, разделилоУкраину нагубернии иуезды. На Север, Карелию, Поволжье, Сибирь губернскаяреформа былараспространенабез учетанациональногосостава населения.Например, территория, населеннаямордвой, былаподелена междучетырьмя губерниями.
Длянародов Сибирив 1822 году был изданустав, подготовленныйМ.М.Сперанским.По уставу всенерусские(“инородные”)народы Сибириделились наоседлых, кочевых, и бродячих.Оседлые приравнивалисьпо своим правами обязанностямк русским согласноих сословнойпринадлежности, в частности, земледельцывключалисьв число государственныхкрестьян. Длякочевых и бродячих“инородцев”сохранялосьродовое управление:стойбищеили улус(неменее 15 семей), которые возглавлялисьстаростами; для бурят, хакасови одно времядля якутовсоздавалисьтакже степныедумы — органы управленияими, которыевозглавлялисьместной феодально-родовойзнатью (тойонами, зайсангами, шуленгами ит. д.)и ведали административными, финансовымии судебными(за исключениемтяжких преступлений)делами.
ВЛифляндии иЭстляндии из-заоппозицииместного дворянства“Учреждениео губерниях”было введеноне сразу. В 1783 годуЛитва, Латвияи Эстония былиразделены нанесколькогуберний такжебез учетанациональногосостава населения.
НародыЗакавказьяв XVIII веке страдалиот опустошительныхвойн со стороныИрана и Турции.В 1801 году ВосточнаяГрузия добровольноприсоединиласьк России. Здесьбыло созданоВерховноегрузинскоеправительствоиз царскихчиновников, при этом фактическаявласть находиласьв руках главнокомандующегорусскими войсками.В ЗападнойГрузии некотороевремя сохраняласьвласть местныхправителейпод контролемцарской администрации.В результатевойн с Турциейи Ираном к Россииотошли земли, населенныеазербайджанцамии армянами.Управлениеими также находилосьв руках русскойвоенной администрации.В 1840 году Закавказьебыло разделенона Грузино-Имеритинскуюгубернию иКаспийскуюобласть, которыев свою очередьделились науезды. Во главевсей администрациистоял главнокомандующийЗакавказскимкраем, при немдействовалсовет главногоуправления.Во главе губернскойи уезднойадминистрациинаходилисьрусские чиновники.
Являясь в целомпротивникомпредоставлениянародам самостоятельногоуправления, царское правительствов ряде случаевбыло вынужденоэто делать, стремясь привлечьна свою сторонуместных феодаловисходя извнешнеполитическихсоображенийи т. д.
ВXIX веке к Россиибыли присоединеныФинляндия (1809г.), часть герцогстваВаршавского(1815 г.) и Бессарабия(1812 г.).
УправлениеФинляндиейотличалосьрядом особенностей.Она именоваласьВеликимкняжествомФинляндским.Русский императорявлялся одновременновеликим княземФинляндским, представлялФинляндию вовнешних сношениях, был главойисполнительнойвласти. АлександрI в 1809 году утвердилпрежнюю конституциюФинляндии, покоторой законодательнаявласть принадлежаласословномусейму, а исполнительная- ПравительствующемуСенату из 12 человек, избранныхсеймом. В 1816 годусенат былпереименованв Императорскийфинляндскийсенат, который возглавлялсяназначеннымцарем генерал-губернатором.Фактическився административнаявласть находиласьв руках генерал-губернатора, сейм же почтине функционировал.
В1815 году Польшебыла дарованаКонституционнаяхартия.Русский императорстал одновременнои королем польским.Польше позволенобыло иметь своивыборные органы.Шляхтичи ибогатые горожанеизбирализаконосовещательныйСейм, которыйсозывался оченьредко (в 1818, 1820, 1825 годах).Административнаявласть находиласьв руках наместникацаря. При немв качествесовещательногооргана действовалиГосударственныйсовет, а также состоявшийиз министров- поляков Административныйсовет.
СоставАдминистративногосовета подбиралсяиз верных царюлюдей. ЦарствоПольское имелосвою армию, однако во главенее стоял братимператора.После поражениявосстания 1830года был принятОрганическийстатут, отменившийконституциюи объявившийПольшу “неотъемлемойчастью империи”.Сейм был ликвидирован.Управлениеосуществлялнаместник, возглавлявшийАдминистративныйсовет.
Бессарабияпосле присоединенияк России получилаавтономию.УправлениеосуществлялосьВерховнымсоветомиз десяти местныхфеодалов воглаве с наместникомцаря. В 1828 годубессарабскоесамоуправлениебыло урезано.Во главе администрациистал губернатор, Верховный советбыл преобразованв областнойс правамисовещательногооргана.
Церковь.Основныепреобразованияпо огосударствлениюцеркви былиосуществленыв первой половинеXIX в. Организационнаясторона этойполитикипредусматриваладальнейшееприведениеколлегиальногоцерковногоаппарата всоответствиес общим уровнемцентрализациигосударственногоаппарата иперестройкуна основе принципаединоначалия, но единоначалияне духовноголица, а светскогочиновника — обер-прокурораСинода1.
Сначаласамодержавиестремилосьсоздать собственныйидеологическийи пропагандистскийаппарат, управляющийв том числе иподчиненнымсветскойадминистрациибюрократизированнымдуховенством.Высшую иерархиюпредполагалосьотстранитьот управленияцерковью какв центре, таки на местах, передав этифункции государственныморганам. В 1817 годубыло созданоМинистерстводуховных дели народногопросвещения.Синоду намечалосьотвести рольподчиненногооргана. Министрупередавалисьадминистративныефункции Синодаи устанавливалсяконтроль заего судебнойдеятельностью.Однако министерствофактическине функционировалои вскоре былоупразднено(в 1824 году), посколькурешение о егосоздании неприняло в расчетэкономическиеусловия существованиядуховенства, сословностьцерковнойорганизации, историческиеи философскиекорни религии.
Вовторой четвертиXIX в. проводиласьболее реалистичнаяполитикаогосударствленияцеркви “изнутри”путем передачив ведение обер-прокуроранекоторых сфердеятельностиСинода. Этобыло вызванотакже оформлениемновой политическойдоктрины“православие, самодержавие, народность”, предусматривавшейукреплениенеуклонноутрачиваемогоавторитетагосподствующейцеркви. К 30-м годамXIX в. в непосредственноеподчинениеобер-прокурораперешли канцелярияСинода и комиссиядуховных училищ.В 1836 году былисозданы канцелярияобер-прокурораСинодаи хозяйственныйкомитет, также подчиненныеобер-прокурору.Тем самым Синодфактическилишалсяфинансово-хозяйственнойфункции и контроляза собственнымделопроизводством.В итоге исполнительныеорганы Синодабыли подчиненыобер-прокурору, и высший органцерковногоуправленияпрактическиутратил административныесвязи с местнымаппаратом.Синод оказалсяотделеннымот церквипромежуточнымисветскимиорганами. Однакопреобладаниев аппаратецеркви государственныхподразделенийнад собственноцерковнымине получилозаконодательногозакрепления.Это устраивалообе стороны- самодержавиеи духовенство, заинтересованныев затушевываниипроцессаогосударствленияцеркви с цельюсохраненияее престижаи значения всоциально-политическойжизни.
Такимобразом, изменениеправовых нормв рассматриваемыйпериод преследовалоцель дальнейшегоукрепленияфеодально-крепостническогостроя. Вместес тем царизмбыл вынужденпри этом учитыватьв определеннойстепени интересыразвивавшейсяторговой ипромышленнойбуржуазии.
3.Полное собраниезаконов Российскойимперии.
Основныеположения Сводазаконов Российскойимперии.
Предпринимавшиесяранее попыткикодификацииправа в Россиитерпели неудачу.Однако необходимостьв кодификацииощущалась всеострее. С 1649 года, т.е. со временипринятия Соборногоуложения, накопилосьзначительноеколичествоактов, находившихсяв ряде случаевв противоречиидруг с другоми не отражавшихв достаточноймере потребностейобщественно-экономическогоразвития.
Очереднаяпопытка кодификациибыла предпринятав 1804 году. Комиссияпод руководствомМ.М. Сперанскогосоздала проектыгражданского, уголовногои торговогоуложений. Ноуложения этине были приняты, так как реакционноедворянствоусмотрело вних влияниезаконодательствафранцузскойреволюции, впервую очередь, французскогогражданскогокодекса 1804 года.
В1826 году работапо кодификациивозобновилась.М.М.Сперанский, фактическируководившийкодификацией, предложилсоставитьПолное собраниезаконов Российскойимперии, расположивзаконодательныеакты в хронологическомпорядке. Предстояловыяснить исобрать значительноеколичествозаконодательныхактов. После1649 года в Россиине осуществлялисьни официальная, ни частнаяпубликациясобраний законов.Многие законывообще непубликовались, а размножалисьпутем переписывания.Таких актовбыло обнаруженосвыше 2 тыс.Составителипроделаликолоссальнуюработу по выявлениюнормативныхактов, их сличению, отбору. В составленныйреестр отобранныхактов вошло53329 наименований.К 1830 году Полноесобрание законовРоссийскойимперии былоподготовлено, а в апреле 1830 годанапечатано.Оно включало40 томов законов(330920 актов) и 6 томовприложений(указатели, книга чертежейи рисунков ит.д.).
Одновременновелась работапо составлениюсистематизированногосборника разныхзаконов царскойРоссии, размещенныхв тематическомпорядке, — Сводадействующихзаконов. Составленныйв 1826-1830 г.г., как извлечениеиз “Полногособрания законовРоссийскойимперии”, Сводначал действоватьс 1 (13).01.1835 г.1Он состоял из42 тыс. статей, объединенныхв 8 разрядов ипомещенныхв 15 томах. В 1892 г., после судебнойреформы 18642г., отдельным,XVI-м томом вышли“Судебныеуставы”. В Сводбыли включенылишь действующиеакты: некоторыезаконы подвергалисьсокращению; из противоречащихдруг другуактов составителивыбрали позднейшие.Составителистремилисьрасположитьакты по определеннойсистеме, соответствовавшейотраслям права.В I-III-м томах Сводаизлагаютсяосновные законы, государственноеи губернскоеустановлениеи т.п.; в IV-м — уставыо рекрутскихи земскихповинностях; в V-VIII-м — уставы оналогах, пошлинах, питейном сбореи пр.; в IX-м — законыо сословияхи их правах; вX-м — законы гражданскиеи межевые; вXI-XII-м — уставы кредитныхучреждений, торговые, постановленияо фабричной, заводской иремесленнойпромышленностии т.п.; в XIII-XIV-м — уставыблагочиния(врачебный, опаспортах ибеглецах, осодержаниипод стражейи др.); в XV-м — уголовныезаконы. Сводбыл в основномсборником нормфеодально-крепостническогоправа, направленныхна сохранение, защиту и укреплениесамодержавия.На Украине Сводвступил в действиес 1835 года лишьв той его части, которая регламентировалагосударственныеи административно-правовыеотношения; в1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на ПравобережнуюУкраину распространилосьдействие Сводатак же в частигражданскогои уголовногоправа. Своддействовалдо 1917 года.
Гражданскоеправо.В первой половинеXIX в. законодательствов областигражданскогоправа сталоразвиватьсяболее интенсивно, что в определеннойстепени объяснялосьусилениемтемпов развитияпромышленностии торговли.
Действовавшеегражданскоезаконодательствобыло систематизированов X томе Сводазаконов.
Значительноевнимание уделялосьв Своде законовукреплениюправасобственности.Имуществоделилось нанедвижимоеи движимое.Недвижимоеимуществоподразделялосьна “благоприобретенное”и родовое.
Вст. 262 ч. I т. X Сводазаконов впервыев русскомзаконодательствебыло дано понятиеправа собственностикак права“исключительнои независимоот лица постороннеговладеть, пользоватьсяи распоряжатьсяоным (имуществом)вечно и потомственно”.Право собственностина землю определялоськак право “навсе произведенияна поверхностиее, на все, чтозаключаетсяв недрах ее, наводы, в пределахее находящиеся, и, словом, навсе ее принадлежности”.Наряду с правомсобственностизащищалосьправо законноговладения.
Значительноеместо былоотведенообязательственномуправу, что вызывалосьразвитиемтоварно денежныхотношений.Договоры заключалисьпо взаимномусоглашениюдоговаривающихсясторон. Предметомдоговора моглибыть имуществоили “действиялиц”. Договорыможно былозаключать какписьменно, таки устно, но длянекоторыхдоговоров(займа, дарения, залога недвижимогоимущества, поклажи и т.д.)требоваласьписьменнаяформа. Всякийдоговор, “правильносоставленный”, подлежал исполнению.Закон предусматривалследующиесредства обеспечениядоговоров: 1)поручительство,2) неустойка,3) залог недвижимогоимущества, 4)заклад движимогоимущества.
Договормены.Запрещаласьмена недвижимогоимущества, кроме отдельныхслучаев (например, посадам и городамразрешалосьдля полученияудобного выгонаменять казенныеземли на помещичьи).Мена движимогоимущества неограничивалась.
Договоркупли-продажимог совершатьсякак самимсобственником, так и другимилицами “подоверенности”.Продавать можнобыло лишь тоимущество, которое принадлежалопродавцу направе собственности, в том числекрепостныхкрестьян (запрещаласьпродажа ихлицам “недворянскогопроисхождения”).Продажа недвижимогоимуществасовершаласьпосредствомоформлениякупчих крепостей, составлениекоторых подробнейшимобразом регламентировалосьзаконом.
Вэтот периодвозник договорзапродажи.По этому договоруодна сторонаобязываласьпродать кназначенномустроку недвижимоеили движимоеимущество, причем в договореуказывалисьцена, а такжесумма неустойки.Договор запродажиоформлялсясоставлениемзапродажнойзаписи на гербовойбумаге и заносилсяв специальнуюкнигу.
Договоримущественногонайма.Недвижимоеимуществозапрещалосьздавать в наемна срок свыше12 лет. Договорнайма недвижимогоимущества, мореходныхи речных судовоформлялсяписьменно.Договор наймадвижимогоимущества могзаключатьсяи “словесно”.
Договорыпоставки иподрядарассматривалисьзаконодателемвместе. Самостоятельногодоговора перевозкиеще не было.
Договорзаймамог заключатьсяпод проценты, но в размерене более 6% годовых.Он мог составлятьсядомашним порядкоми нотариальным.Договор займапризнавалсянедействительным, если он былподложным, заключен вовред другимкредиторам, при игре в карты.Заемные письмамогли передаватьсязаемодавцемдругому лицу.Договорссуды имуществасостоял в том, что одно лицоуступало другомулицу правопользованиядвижимым имуществомпод условиемего возвращенияв том же состоянии.Договор ссудыимущества носилбезвозмездныйхарактер.
Значительноеместо отводилосьрегламентированиюдоговоратоварищества,что отвечалоинтересамбуржуазии.Товариществасоставлялисьиз лиц, объединившихсяв единую организациюи действовавшихпод общим именем.Товариществамогли создаваться“по торговле, по застрахованию, по перевозками вообще покакой бы то нибыло промышленности”.Различалисьтовариществатрех видов:1)товариществополное; 2)товариществона вере; 3)товарищество“по участкам”.Полное товариществосоставлялосьиз двух илинесколькихлиц, объединившихсвой капитал.В товариществона вере входилитакже вкладчики, вверявшие емуопределеннуюсумму капиталов.Товарищество“по участкам”(акционернаякомпания)составляласьиз многих лиц, соединившихопределенныесуммы (“складочныйкапитал”). Различнойбыла и ответственностьразных товариществ.В полном товариществеего члены отвечализа все своидолги всемсвоим имуществом, как движимым, так и недвижимым, в товариществена вере — всемимуществом, а вкладчикитолько наличнымвложеннымкапиталом.Акционернаякомпания неслаответственностьлишь в пределах“складочногокапитала”.
Договорличного наймаполучил в этотпериод большеераспространение, чем ранее, вособенностив промышленностии торговле.Прежние ограниченияэтого договорав основномсохранялись.Так, государственныекрестьяне немогли наниматьсябез паспортов, а помещичьикрестьяне, кроме того, безразрешенияпомещиков; замужние женщины- без разрешениямужей и т.п. Срокдоговораустанавливалсядо пяти лет.
Семейноеправо.Книга перваяСвода законов“О правах иобязанностяхсемейных”регулироваласемейно-брачныеотношения.Устанавливалсябрачный возрастдля мужчин — в18 лет, для женщин- в 16 лет. Лицамстарше 80 летвступать в бракзапрещалось.Заключениебрака зависелоне только отсогласия вступавшихв брак, но и отсогласия ихродителей, опекунов илипопечителей.Лица, состоявшиена военной илигражданскойслужбе, должныбыли иметьписьменноесогласие начальствана их брак. Помещичьикрестьяне немогли вступатьв брак без разрешениявладельца.Запрещалисьбраки христианс нехристианами.Кроме того, запрещалосьвступать вчетвертый брак, а также в новыйбез расторженияпрежнего.
Законнымбраком считалсялишь церковныйбрак. Расторжениебрака разрешалосьв немногихслучаях ипроизводилосьтолько церковью.Общественныйстатус женыопределялсястатусом мужа.Жена находиласьв неравном, подчиненномположении.“Жена обязанаповиноватьсямужу своемукак главе семейства; пребывать кнему в любви, почтении и внеограниченномпослушании, оказывать емувсякое угождениеи привязанностькак хозяйкадома”, — говорилосьв статье 78 Сводазаконов. Женаобязана была“преимущественнымповиновениемволи своегосупруга”, хотяпри этом и неосвобождаласьот обязанностейв отношениисвоих родителей(ст. 79). В имущественныхже отношенияхсупруги былинезависимы.Приданое жены, а также “имение, приобретенноечерез куплю, дар, наследствоили иным законнымспособом”, признавалосьотдельнойсобственностью.Супруги моглираспоряжатьсясвоим имуществомнезависимодруг от друга.
Детиделились назаконных, рожденныхв “законномбраке”, и незаконных, рожденных внебрака. Незаконныедети не имелиправа на фамилиюотца и на наследованиеего имущества.
Наследственноеправо.Имуществопереходилок наследникамлибо по завещанию, либо по закону.Духовное завещаниедолжно былосоставляться“в здравом умеи твердой памяти”лицами не моложе21 года, “имеющимпо законамправо отчуждатьсвое имущество”.Для завещанияобязательнойбыла письменнаяформа.
Приотсутствиизавещанияимуществопереходилок наследникампо закону. Ближайшееправо наследованияимели родственникимужского полапо нисходящейлинии, т.е. сыновьяумершего. Еслине было сыновей, наследникамистановилисьвнуки, при отсутствиивнуков — правнукии т.д. Дочь приживых братьяхполучала 1/14 частьнедвижимогоимущества и1/8 часть движимого.При отсутствиинисходящихнаследниковмужского полак наследованиюпризывалисьнисходящиенаследникиженского пола: дочери, внучкии т.д. Если небыло нисходящихнаследников, наследствопереходилок родственникампо боковойлинии. При отсутствиитаких родственниковнаследникамистановилисьродители. Пережившийсупруг получализ недвижимогоимущества 1/7часть, а из движимого- 1/4.
Уголовноеправо.Свод законовизлагал нормыуголовногоправа в книгепервой XV тома.Книга состоялаиз 11 разделов, разделы — изглав, главыделились настатьи (всегобыло 765 статей).Здесь впервыебыли выделеныОбщая и Особеннаячасти.
Хотят. XV Свода законови знаменовалсобою значительныйшаг в развитиирусского уголовногоправа и егосистематизации, все же в нембыло многонесогласованныхи противоречивыхнорм и статей, и его отсталостьобнаружиласьс полной очевидностьювскоре послеопубликованияСвода законов.
Руководствоновой кодификациейуголовногоправа былопорученоМ.М.Сперанскому, но работа поподготовкенового уголовногокодекса былазавершена ужепосле его смерти.
Подготовленныйпроект былрассмотренГосударственнымсоветом, утвержденимператоромв 1845 году и введенв действие с1846 года. Новыйкодекс получилназвание “Уложениео наказанияхуголовных иисправительных”.Уложениеподразделялосьна разделы, разделы — наглавы, а главы- на статьи (всегобыло 2224 статьи).Некоторые главыподразделялисьеще и на отделения.Количествостатей в новомкодексе увеличивалосьпо сравнениюс законами 1832года втрое.Судебные органыв приговорахпо делам, рассмотреннымпосле 1 мая 1846 г., должны былиссылатьсятолько на нормынового Уложения.
Вначале Уложенияшли нормы, относящиесяк Общей части.Понятиепреступления,заимствованноеиз т. XV Сводазаконов, формулировалосьболее развернуто.В Уложении небыло четкойграни междупонятиями“преступление”и “проступок”.В ст. 4 записаноследующее:“Преступлениемили проступкомпризнаетсякак самоепротивозаконноедеяние, так инеисполнениетого, что подстрахом наказанияуголовногоили исправительногозаконом предписано”.Сроки давностиустанавливалисьлишь для преступлений.В Уложенииустанавливалисьформы вины, стадии совершенияпреступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающееили отягчающеевину, устраняющиеуголовнуюответственность.Уголовнаяответственностьнаступала с7 лет. Незнаниезакона не освобождалоот наказания.Уложение применялосько всем российскимподданным. Изнего были выделеныдела, подсудныедуховному судуи военным судам.Иностранныеподданные, неимевшие дипломатическогоиммунитета, также судилисьпо Уложениюза преступления, совершенныев Российскомгосударстве.
СистемапреступленийпоУложению былаболее сложной.Вначале традиционношли преступленияпротив веры.Значительноеместо уделялосьгосударственнымпреступлениям.При этом покушение, преступноедействие и дажеумысел свергнутьимператоракарались лишениемвсех прав состоянияи смертнойказнью. За участиев восстаниитакже полагалисьлишение всехправ состоянияи смертнаяказнь. Составлениеи распространениеписьменныхи печатныхсочинений сцелью “возбудитьк бунту” каралосьлишением всехправ состоянияи ссылкой накаторжныеработы в крепостьна срок от 8 до10 лет. При этомлицам, не освобожденнымот телесныхнаказаний, дополнительноназначалисьот 50 до 60 ударовплетью и клеймение.
Специальныеразделы былипосвященыпреступлениямпротив порядкауправления, должностнымпреступлениям.В Уложениипоявились новыестатьи и дажеспециальноеотделение “Онеповиновениифабричных изаводскихлюдей”. Особенносурово наказывалисьорганизованныевыступлениярабочих. Явноенеповиновениефабричных изаводских людейвладельцу илиуправляющемузаводом, оказанное“целою артельюили толпою”, каралось каквосстаниепротив властей, т.е. смертнойказнью. Предусматривалисьнаказания ипротив участниковзабастовок.Виновные подвергалисьаресту: “зачинщики”- на срок от трехнедель до трехмесяцев, “прочие”- от семи днейдо трех недель.
Раздел“О преступленияхи проступкахпротив законово состояниях”предусматривалзащиту сословныхправ и привилегий, охраняя и закрепляясословноеразделениелюдей в обществе.Всякое намерениелица скрытьсвою принадлежностьк определенномусословию наказывалосьлишением всехправ состоянияи ссылкой вСибирь на поселение, при этом лица, не освобожденныеот телесныхнаказаний, подвергалисьнаказаниюплетьми от 10до 20 ударов. Вэтом разделеимелось специальноеотделение “Опреступленияхкрепостныхлюдей противсвоих господ”.Выступлениякрепостныхкрестьян противсвоих господприравнивалиськ восстаниюпротив правительства.Любое неповиновениепомещику влеклодля крепостногонаказаниерозгами от 20до 50 ударов. Заподачу жалобына своих помещиковкрепостныекрестьяненаказывалисьрозгами до 50ударов. Переходкрестьян отодного владельцак другому ипереход “вдругое состояние”без воли помещиканаказывалсярозгами от 30до 60 ударов.
Вособом разделесодержалисьнормы, относившиесяк преступлениямпротив жизни, здоровья, свободыи чести частныхлиц. Умышленноеубийство наказывалосьлишением всехправ состоянияи ссылкой накаторжныеработы либопожизненно, либо на длительныесроки.
Обширныйраздел былпосвященпреступлениямпротив собственностичастных лиц.Насильственноезавладениечужим недвижимымимуществом(землей, домоми т.д.), осуществленноевооруженнымилюдьми, наказывалосьлишением всехправ состоянияи ссылкой вСибирь. Умышленныйподжог какого-либообитаемогоздания влекнаказание, связанное слишением всехправ состоянияи ссылкой накаторжныеработы в крепостьна срок от 8 до10 лет. Наказаниеувеличивалось, если зданиепринадлежалоцеркви, императоруили членам егофамилии. Разбой, грабеж наказывалисьлишением всехправ состоянияи ссылкой накаторжныеработы в крепости, заводы, рудникина различныесроки или пожизненно.
Виноватыев краже наказывалисьв зависимостиот обстоятельствсовершенияпреступленияссылкой, заключениемв работныедома, отдачейв исправительныеарестантскиероты и битьемрозгами.
ВУложении вводиласьдовольно сложнаясистеманаказаний.Все наказанияделились надва разряда: наказанияуголовные инаказанияисправительные.Каждый из разрядовподразделялсяна несколькородов и степеней.Создаваласьсвоеобразная“лестницанаказаний”.
Кнаказаниямуголовнымотносились: лишения всехправ состоянияв сочетаниилибо со смертнойказнью, либосо ссылкой накаторжныеработы, либосо ссылкой напоселение вСибирь или наКавказ. К этомуеще добавлялосьбитье плетьмидля лиц, неосвобожденныхот телесныхнаказаний.Осужденныхна каторгуклеймили. Налбу и щеках уних ставилосьслово “кат”(каторжный).
Лишениевсех прав состоянияозначало потерювсех привилегий, связанных спринадлежностьюк определенномусословию, прекращениесупружескихотношений, лишение правсобственностина имущество(оно переходилок наследникам), лишение родительскихправ.
Кнаказаниямисправительнымотносились: ссылка, отдачав исправительныеарестантскиероты, заключениев крепость, тюрьму, смирительныеили работныедома, кратковременныйарест, выговорв присутствиисуда, денежныевзыскания. Кэтим наказаниямобычно добавлялисьнаказаниярозгами длялиц, не освобожденныхот телесныхнаказаний.
ВУложении нашелотражениеклассовыйподход к преступникам.Напримерадминистрациятюрьмы моглапринуждатьк работам лишь“мещан и крестьян”, а лица других“состояний”могли работатьпо собственномужеланию. Дворянеи чиновники, подвергнутыекратковременномуаресту, моглиотбывать егои дома, в то времякак все другие- только в полицейскихорганах.
Дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы первойи второй гильдий, феодалы другихнародностейосвобождалисьот наложенияклейма, заключенияв оковы, наказанияплетьми, шпицрутенами, палками, розгами.
Процессв рассматриваемыйпериод в основномоставалсяинквизиционным.Указом 1801 годазапрещалисьпытки припроизводстверасследованиядел. Однако напрактике ониприменялисьшироко.
Значительноевнимание уголовномупроцессу былоуделено в Сводезаконов (кн.II, т. XV, свыше 800 статей).Здесь эти нормысоставилифактическидовольно обширныйкодекс с определеннойсистемой построения.
Решающаяроль в кодексеотводиласьполиции.Ей вверялосьследствие иисполнениеприговора. Самоследствие позакону подразделялосьна предварительноеи формальное.Дело начиналосьпо доносу, жалобеотдельных лицлибо по инициативепрокурора, стряпчих илиполиции. Прокурорыи стряпчиеосуществлялинадзор за следствием.
Послеокончанияследствия делонаправлялосьв суд. Судебногоследствия какчасти судебногоразбирательстване существовало.Дело докладывалпо составленным“выписям” одиниз членов судаили секретарь.Как правило, свидетели иэксперты в судне вызывались.Да и сам обвиняемыйвызывался всуд лишь длявыяснениявопроса о том, применялисьли к нему недозволенныеприемы припроизводствеследствия. Онявлялся несубъектом, аобъектом процесса.
Сводзаконов закрепилсуществовавшуюеще со времени“Краткогоизображенияпроцессов илисудебных тяжб”(1716 г.) системуформальныхдоказательств.Сохранялосьделение доказательствна совершенныеи несовершенные.К совершеннымотносились: собственноепризнаниеобвиняемого, письменныедоказательства, признанныеим; заключениемедицинскихэкспертов; совпадающиепоказания двухсвидетелей, не отведенныхподсудимым.К несовершеннымдоказательствамзакон относил: внесудебноепризнаниеобвиняемого, подтвержденноесвидетелями; оговор им постороннихлиц; повальныйобыск; показанияодного свидетеля; улики.
Понаиболее тяжкимуголовным деламсудпервой инстанциисоставлял“мнение” инаправлял егов палатууголовногосудадля вынесенияприговора.Приговоры небыли стабильными.Весьма частоони в силу требованиясамого закона, а также по жалобамосужденныхрассматривалисьв ревизионномпорядке в вышестоящихсудах. Лица, неосвобожденныеот телесныхнаказаний, могли принестижалобу лишьпосле исполненияприговора, предусматривавшегоприменениетелесных наказаний.В случае необоснованностижалобы жалобщикавновь подвергалителесномунаказанию илитюремномузаключению.
Принедостаточномколичествеулик суд невыносил обвинительныйили оправдательныйприговор, аоставлял подсудимогопод подозрением.Для крестьяни мещан этомогло повлечьза собой выселениев Сибирь поприговорамместных обществ.Как свидетельствовалаофициальнаястатистика, по большинствууголовных делсудами принималисьрешения обоставленииобвиняемыхпод подозрением.
Четковыраженныйклассовыйхарактер носилинормы процесса, закрепленныев разделе осудопроизводствепо наиболееопасным длягосударствапреступлениям: государственным, против веры.Такие деладолжны былирассматриваться“без малейшегопромедления”(ст.1241). Для ихрассмотренияпо указу царямогли создаватьсяособые верховныеуголовные суды, состав которыхперсональноопределялсятакже царем.Такой верховныйуголовный судсудил, в частности, декабристовпод прямымконтролемимператора.
Особыйпорядок существовалдля рассмотрениядел крестьян, выступавшихпротив своихпомещиков иоказывавшихсопротивлениеприсланнымдля их усмирениявоинским командам.Ихсудил военныйсуд. Приговортакого судапосле утверждениягубернаторомили министерствомвнутреннихдел приводилсяв исполнениенемедленно.
Делао “маловажныхпреступлениях”(мелкие кражидо 20 руб., легкиепобои, пьянствои др.) решалисьв сокращенномпорядке полицейскимичиновниками.
Сводпредоставлялпомещикам правопроизводить“расправу помаловажнымпреступлениям, учиненнымпомещичьимикрестьянами”.
Всудах процветаловзяточничество.Образовательныйуровень судейбыл низок. Обычнымявлением сталаволокита, некоторыедела рассматривалисьгодами и дажедесятилетиями.Так, в 1844 году вуездном судебыло начатодело о кражемелкой монетына сумму 115 тыс.руб., а законченооно было лишьв 1865 году послесудебной реформы.

4.Значение Сводазаконов
длядальнейшихкодификационныхработ.
Вразвитии праваследует отметитьуникальнуюсистематизациюзаконодательства- создание Полногособрания законови Свода законовРоссийскойимперии.В условияхкризиса феодализмаабсолютнаямонархия стремиласьудержать властьдворян усилениемкарательныхзвеньев государственногоаппарата. Сэтой целью былисозданы Третьеотделениеимператорскойканцелярии, корпус жандармов.
Будучив своей основефеодально-крепостническим, Свод законовучитывал внекоторойстепени интересыразвивающейсябуржуазии.Кодификациярусского праваимела большоезначение. Онапривела кформированиюспециальныхотраслейзаконодательства: гражданского, уголовногои других, чтоявилось важнымэтапом в созданииотраслей права.Вместе с темв Своде содержалосьмного устаревшихнорм. В 1836 годубыла начатаработа по созданиюнового уголовногокодекса. В 1845 годубыло утверждено“Уложение онаказанияхуголовных иисправительных”.
Несмотряна то, что Полноесобрание законови Свод законовРоссийскойимпериии вобралив себя немалоустаревшихнорм, которыетормозилиразвитиекапиталистическогообщества, этисобрания законовзначительноподняли авторитетРоссийскогогосударствав глазах болеецивилизованнойЕвропы и просуществовали, претерпев рядизменений, до1917 года.

5.Литература

1.История государстваи права СССР,“Юридическаялитература”; под редакциейЮ.П.Титова, 1988 ;
2.Юшков С.В. Историягосударстваи права СССРч. 1, Москва, 1961;
3.Ткач А.П. Историякодификациидореволюционногоправа Украины, Київ, 1968;
4.Шевченко О.О.Історія державиі права зарубіжнихкраїн, Київ,1995:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Germany Essay Research Paper n 1914 a
Реферат Организационная структура системы музыкального образования в СССР
Реферат Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО Домовой 14
Реферат Технико экономический расчет ОАО СамараОРГСИНТЕЗ
Реферат Современные информационные технологии - кредитные карточки
Реферат Айя де ла Торре Виктор Рауль
Реферат Четвертая крестьянская война
Реферат Использование ЭВМ в управлении строительством
Реферат Организация серийного производства конвейеров с подвесной лентой
Реферат Методология учета и анализа распределения прибыли
Реферат Основные характеристики моделей данных
Реферат Историческое развитие экономических учений
Реферат Контрольно-курсовая работа по Финансам и кредитам
Реферат Основы механизма формирования цен в рыночной экономике
Реферат Духовная ситуация нашего времени