Реферат по предмету "Исторические личности"


Роль личности адмирала СО Макарова в истории России Изучение биографии

Государственная морская академия имени адмирала С.О.Макарова
Факультет международного транспортного менеджмента
Реферат
Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России
Москва 2010
Введение
Имя вице-адмирала Степана Осиповича Макарова неразрывно связано с историей развития русского флота. С.О. Макаров был наиболее талантливым представителем русского военно-морского флота второй половины XIX и начала XX в. Его боевая деятельность и теоретические работы в области военно-морского дела оказали значительное влияние на развитие отечественной и зарубежной военно-морской мысли.
В наше дни заслуги Макарова перед Родиной и наукой высокого оценены. Россия свято хранит память об этом замечательном моряке. Многое в его жизни и многосторонней деятельности может и сейчас служить образцом и примером. Это и является целью моего доклада — рассказать об основных вехах жизни этого замечательного человека, о его неутомимой работе на благо России.
Роль личности адмирала С.О. Макарова в истории России
Степан Осипович Макаров родился в Николаеве, в 1848 году в семье прапорщика. Родители через десять лет переехали в Николаевск-на-Амуре. Там мальчик поступил в низшее отделение Морского училища. Еще кадетом Степан плавал на военных кораблях в составе Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана. В 1865 году он первым по успеваемости закончил Морское училище и был произведен не в кондукторы флотских штурманов, как прочие, а в корабельные гардемарины. Уже во время учебы будущий адмирал получил неплохую практику, побывал с эскадрой в Америке, совершил плавание на корвете «Аскольд» в Японию и Африку, был замечен выдающимся кораблестроителем А.А. Поповым, командовавшим этой эскадрой, а также опубликовал свою первую статью в «Морском сборнике» — «Инструмент Адкинса для определения девиации в море».
В 1869 году Макарова произвели в мичманы. Потом была служба на броненосной лодке «Русалка» в эскадре адмирала Бутакова. Однажды произошло так, что корабль ударился о скалу, получил небольшую пробоину и едва не затонул из-за отсутствия нужных водоотливных средств. Макаров тогда изучил причины аварий кораблей и всерьёз занялся разработкой системы непотопляемости судов. В результате он предложил ввести новые устройства, в том числе и пластырь для заделки пробоин (так называемый «макаровский пластырь»).
В это же время он изобрел способ быстрой разводки пара, в котором не портились котлы. Кроме того, пары стали разводиться в 7,5 минут — когда прежде на это нужно было порядка шести часов.
К сожалению, почти все технические инновации Макарова рубились на корню, и делало это высшее руководство флота империи. Если нововведения и использовались, то туго; в других же странах их внедряли почти сразу, что, конечно же, наносило вред обороноспособности Российского государства. Кстати, морская тактика по Макарову преподавалась даже на другом конце света, в Аргентине, чему сам адмирал, узнав, был удивлен.
Адмирал Попов, разрабатывавший проекты кораблей, в 1872 году вызвал молодого изобретателя (уже лейтенанта) в свое распоряжение. Макаров продолжил свою работу над системой непотопляемости новых кораблей: броненосца «Петр Великий», поповок и фрегатов. Это дало моряку немалый опыт. В 1875 году Макаров издал работу «О непотопляемости судов», в которой изложил этот опыт и свои выводы. Он предложил разделить корпус судна на отсеки водонепроницаемыми поперечными переборками, создать второе дно и второй борт, разделенные на мелкие отсеки. Водоотливная система по его проекту состояла из магистральных труб, связанных с трубами в отсеках, что позволяло при необходимости осушать и заполнять любые отсеки. Макаров считал возможным и необходимым спрямлять крен, наливая воду в противоположный отсек. Как главный специалист по непотопляемости, он читал лекции в Кронштадте.
Часть технических предложений молодого офицера внедрили. Однако самую важную из его находок — выравнивание корабля посредством затопления неповрежденных отделений — Морской технический комитет счёл ересью. Понадобилось тридцать пять лет, Цусимское сражение и гибель самого Макарова, чтобы доказать правильность его идеи. Академик Крылов вспоминал, что Степан Осипович предлагал построить учебный корабль, чтобы тренировать экипажи управлять судном во время аварии.
Перед русско-турецкой войной 1877—1878 годов у России не было сильного флота в Черном море. А вот противник имел много судов с сильной артиллерией. Тогда Макаров предложил применять быстроходные пароходы с подъемными минными катерами. В ночной темноте маленькие суда быстро спускались на воду и атаковали минами неприятеля. После атаки катера отходили к пароходу, их поднимали на борт, и большой корабль быстро удалялся. Чиновники морского министерства снова-таки сопротивлялись нововведению.
Когда Макарова назначили командиром парохода «Великий князь Константин», он поставил на судно артиллерию и четыре минных катера. После объявления войны моряк решил практически проверить свои разработки. Атака на батумском рейде не удалась, из-за того, что не взорвалась мина. Зато последующие атаки были весьма успешны — оказался подорван сторожевой корабль, пробили броненосец. За это Макаров был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». В сентябре 1877 года Степана Осиповича снова повышают по службе: до капитан-лейтенанта, а через три месяца до капитана 2-го ранга.
Будущий адмирал впервые применил так называемые самодвижущиеся мины Уайтхеда (торпеды). Это было в конце 1877 года, против турецких броненосцев. Это дало толчок к развитию минных катеров, которые оказались предшественниками торпедных катеров и эскадренных миноносцев. Пароход же «Константин» по сути стал прообразом плавучих баз.
После войны Макаров стал командиром парохода «Тамань», на котором по собственным приборам исследовал течения в Босфоре. До Макарова наука не знала об обратном подводном течении из Средиземного моря в Черное. Степан Осипович просчитал скорость течения на разной глубине, а также температуру и плотность воды. В 1885 году он опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Труд был удостоен премии Академии наук.
Также он доказывал возможность использования подводного оружия — мин, а позднее и субмарин. Первым в мире он выдвинул идею быстроходных минных заградителей, разработал основные элементы судов, чьим предназначением было бы постановка системы минных заграждений у берегов противника.
Кроме того, в это же время Макаров занимался мелководными судами для плавания по Аральскому морю и рекам Амударья и Сырдарья. Он разработал приспособления для подъема тяжестей и лошадей, а также для буксировки ботов.
Как океанолог, Степан Осипович по праву считается основоположником учения о проливах Мирового океана, которые он исследовал во время своего кругосветного путешествия (1886—1889) на военном корвете «Витязь». Посетив порта Европы, Америки и Японии и пройдя свыше тридцати тысяч миль под парами и более двадцати пяти тысяч под парусами, судно вернулось в Кронштадт. По завершении плавания Макаров написал труд ««Витязь» и Тихий океан». Книга получила Макарьевскую премию Академии наук и большую золотую медаль Географического общества. Так, Степан Осипович, благодаря научно-исследовательским трудам, стал одним из основоположников океанографии. Ныне имя корвета «Витязь» среди названий других наиболее замечательных судов исследователей Мирового океана выбито на фронтоне Океанологического музея в Монако.
В свои сорок один год от роду он стал самым молодым контр-адмиралом российского флота. Еще шесть лет ему понадобилось, чтобы получить звание вице-адмирала. В этот период, часто выходя в море и работая в различных комиссиях, Макаров продолжал изобретать. Для бронебойных снарядов Макаров предложил колпаки из мягкой стали, увеличивших пробивную силу. Изобретение не засекретили, и «макаровские колпаки» скоро появились во всех иностранных флотах. Они применяются в бронебойных снарядах по сей день не только в морской артиллерии. Изобретение сулило Макарову миллионы, но он его так и не запатентовал.
Он вводил на вооружение бездымный порох, составленный Д.И. Менделеевым. В 1894—1895 годах контр-адмирал командовал эскадрой на Средиземном море, затем перешел с эскадрой на Дальний Восток и командовал ею в составе Тихоокеанской соединенной эскадры вице-адмирала С.П. Тыртова. По его поручению он подготовил приказ, включавший наставление для эскадры в бою — одну из первых инструкций для броненосного флота.
Весной 1897 года С.О. Макаров предложил построить большие ледоколы, с целью поддержания зимой навигацию в Финском заливе и Балтийском море, а летом обеспечивать морские перевозки вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Он добился от правительства необходимых ассигнований, на них в Англии был построен первый линейный ледокол «Ермак». Уже весной 1899 года корабль показал свои возможности, пробившись сквозь льды в Кронштадтскую гавань. Через несколько дней «Ермак» освободил из ледового плена одиннадцать торговых судов недалеко от Ревеля (Таллина), взломав ледяное поле вокруг них. 1 апреля ледокол за полчаса разбил лед на Неве. В результате навигация началась раньше, чем обычно.
На «Ермаке» адмирал дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, описав экспедицию в книге ««Ермак» во льдах», до сих пор не потерявшей значимости.
В 1897 году из печати вышел основной труд С.О. Макарова — «Рассуждения по вопросам морской тактики». В 1903 году были опубликованы работы «Броненосцы или безбронные суда» и «Без парусов», в которых флагман высказал свои предложения (местами спорные) по вопросам кораблестроения и тактики броненосного флота.
При постройке кораблей адмирал обращал внимание на улучшение кубриков для матросов, а в дальних походах налаживал быт и досуг команды. Он считал, что быть в море — значит быть дома. В бытность Макарова военным губернатором Кронштадта особое внимание уделялось здоровью матросов и их питанию. Степан Осипович издал инструкцию о печении хлеба и приказ «О приготовлении щей». Мол, пример следует брать с коков Черноморского флота — у них самые наваристые борщи.
В 1903 году в труде «Без парусов» Макаров разработал вопросы обучения и воспитания моряков в мирное время.
Макаров считал, что Россия должна иметь три флота: на Балтике, на Черном море и на Дальнем Востоке. Адмирал предупреждал о войне с Японией, к которой нужно серьезно подготовиться. Руководители царского правительства проигнорировали его слова. Русский флот оказался плохо подготовлен к войне.
Когда положение Тихоокеанского флота стало тяжелым, 1 февраля 1904 года Макарова назначили его командующим, давно настаивавшего, что его место — на Востоке. Менее чем за два месяца вице-адмирал поднял дух личного состава и подготовил флот к боевым действиям, организовал регулярную разведку, усилил оборону крепости с моря. Он лично руководил отражением атак японских миноносцев, выходами эскадры навстречу противнику и не допускал безнаказанного обстрела флота и крепости. Степан Осипович конфликтовал с высшим начальством, потому не раз поднимал вопрос о своей отставке с должности командующего флотом. Например, он требовал срочной посылки в Порт-Артур миноносцев, но ему отказали «по техническим причинам».
31 марта 1904 Макаров погиб на подорвавшемся на мине броненосце «Петропавловск». Некоторые военные историки говорят об оплошности самого Макарова, принявшего ночью расставляющие мины вражеские корабли за свои. Потрясение от его гибели было столь сильным, что даже в столице враждующей Японии прошла траурная демонстрация. Популярный поэт Исикава Такубоку посвятил Макарову стихи, назвав его доблестным противником. А вот Николай II, узнав о трагедии, спокойно отправился на охоту.
Спустя год после гибели «Петропавловска» японские водолазы обнаружили носовую часть судна на глубине 36 м и останки шести русских моряков. Среди находок была и шинель Макарова. Погибших похоронили с почестями на военном кладбище Порт-Артура 24 июня 1913 года.
Заключительные выводы
Степан Осипович Макаров широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель, боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу — повышению боеготовности отечественного флота.
Вице-адмирал Макаров вошел в историю развития морского флота прежде всего как выразитель прогрессивных традиций русского флота на рубеже XIX-XX вв., как талантливый ученик тактической школы адмирала Бутакова, воспринявший от своего учителя наступательную тактику морского боя и развивший ее в своих военно-теоретических работах. Его называли «дедушкой минного флота».
Моряк был не только военным, но и географом, изобретателем в артиллерии, минно-торпедном деле и кораблестроении, создателем основы теории о непотопляемости судов.
Макаров погиб на 56-м году жизни, честно исполняя свой долг по защите родины. Перед светлой памятью русского флотоводца и ученого-новатора склонили голову друзья в России и люди далеко за ее пределами. В честь его был назван броненосный крейсер, в Кронштадте и Николаеве сооружены памятники. Славный моряк оставил потомкам свыше пятидесяти научных работ.
Память о таких людях не стареет. Все, кто бывает в Кронштадте, невольно обращают внимание на памятник, украшающий главную площадь «города моряков». На высоком постаменте, как на корабельном мостике, стоит широкоплечий адмирал. Прищуренные глаза напряженно всматриваются в морскую даль, ветер раздувает окладистую бороду и полы наглухо застегнутой шинели. На постаменте короткий и емкий лозунг, которому адмирал следовал всю жизнь, — «Помни войну».
Его любимый девиз ценен именно потому, что Макаров понимал его как необходимость постоянно учить личный состав тому, что потребуется на войне, настаивал, чтобы корабли строились и оборудовались исходя из требований войны. Придавая особое значение моральному фактору в войне, Макаров всегда и в своих теоретических работах и особенно в практической деятельности заботился о поднятии морального духа личного состава. Будучи строгим и требовательным, он умело сочетал это с постоянной заботой о нуждах матросов и офицеров, поощрял инициативу и хорошую службу, нетерпимо относился к формализму и бездеятельности.
Литература
Золотарев В.А., Козлов И.А. Три столетия Российского флота, XIX — начало XX века, глава Русско-японская война 1904—1905 г. — М.: АСТ, 2004.
Керсновский А.А. История русской армии. — М.: Эксмо, 2006. — Т. 2.
Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII — начала XX века. — М.: 1997.
Левицкий Н. А. Русско-японская война 1904—1905 гг. — М.: Эксмо, Изографус, 2003. — 672 с.
Супруненко П.П., Супруненко Ю.П. Путешественники и мореплаватели. Книга 1. — М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2005. — 528 с.
Супруненко Ю.П. Отечественные мореплаватели и путешественники. — М.: 2010. — 933 с.
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — М.: 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.