Министерствообщего и профессиональногообразованияРФ
ВГПУ
Кафедра
историиРоссии
Реферат
“РаповО.М.
Русскаяцерковь в IX–первойтрети XIIв.”
Исполнитель:
Руководитель
Волгоград,1999
Книга О.М.Рапова посвященаважной историческойтеме – принятиюКиевской Русикрупнейшеймировой религии– Христианства.
КиевскаяРусь к этомувремени ужепочти два столетиясуществовалакак могучаяязыческаядержава, хорошоизвестная какв Европе, таки на БлижнемВостоке. Первобытноеславянскоеязычестворусской средневековойдеревни, уходящеесвоими корнямив глубину далекихтысячелетий, перерасталов новых городахв государственнуюрелигию княжескихверхов.
вцентре православнойВизантийскойимперии – Царьграде(Константинополе)– идол славянскогоПеруна был какбы демократическимпокровителемрусских князей, бояр и купцов; у его подножия священнойклятвой наоружии скреплялисьдоговоры двухгосударств.И все же принятие“греческойверы” – христианства– было тогдаисторическойнеобходимостью, так как уравнивалоРусь с остальнымиевропейскимигосударствами, где на язычниковсмотрели какна неполноправных.Вслед за КиевскойРусью христианствоприняли рядславянскихи скандинавских(“варяжских”)народов СевернойЕвропы.
Ужев эпоху генезисарусскогофеодализмаязыческаярелигия—прогрессивнаядля эпохи военнойдемократии—превращаетсяв тормозящийфактор развитияобщества. Онане являетсясвязующимзвеном междуотдельнымисоциальнымигруппами новогообщества, неслужит делуобъединенияразличныхнародов, входящихв состав государстваРусь, не способствуетсближению этихнародов вхозяйственном, языковом икультурномаспектах. Язычествоне обеспечиваетформирующихсяотношенийгосподстваи подчинения, толкает народныемассы на выступленияпротив нарождающегосякласса феодалов, подрывая темсамым процессстановлениярусской государственности.Языческиежрецы оспариваютправо на властьв стране усобственниковземли. Господствоязычестваприводит кнапрасномууничтожениюматериальныхи людских ресурсов.Оно пагубносказываетсяна международнойторговле, международныхполитическихсвязях, развитииремесел внутристраны (затрудняетприглашениена работу наРусь иностранныхмастеров-христиан), осложняетознакомлениес достижениямизарубежнойкультуры.
Христианствостало проникатьв ВосточнуюЕвропу, натерритории, заселенныеславянами, задолго доофициальногокрещения Русипри князе ВладимиреСвятославиче, но не с I в. н. э., агораздо позднее.Вопреки некоторымсвидетельствам“Повести временныхлет”, а такжеутверждениямдореволюционныхи современныхбогослововапостолы Андрей, Павел и Андроникне являлисьраспространителямихристианствасреди восточныхславян. Легендыоб их миссионерскойдеятельностисреди славянскихнародов былисозданы и включеныв русскую летописьв разгар борьбымежду Русьюи Византиейиз-за крымско-таманскихвладений, принадлежавшихКиевскомугосударству, которые в этовремя византийскаяправящая верхушкастремиласьвключить всостав Ромей-скойдержавы. Легендыэти были созданыили княземМстиславомВеликим, илилицом, близкимк нему, в противовесвизантийскойэкспансии сцелью доказать, что своим обращениемв христианствоРусь обязаналишь князюВладимиру иего мудромуокружению, ноникак не византийцам; русские князья, ведущие своепроисхождениеот ВладимираСвятого, нениже по своемуположениювизантийскихвасилевсов, а потому именноони могут идолжны диктоватьсвою волю высшимрусским церковнымиерархам, также как ее диктуютромейскиегосудариконстантинопольскимпатриархам, византийскиммитрополитами архиепископам.
Нетматериалов, которые бысвидетельствовалио проникновениихристианствав IV—V вв. н. э. в южныевосточнославянскиетерриториииз Византии, а также в IX в. изХазарии, хотяв Х в. в Киевеи проживалихазары-христиане.
Неимеется основанийи для того, чтобысчитать, чтов конце VIII илив начале IX в.произошлокрещениеновгородскогокнязя Бравлинаи его бояр, хотяпоход русскогокнязя на Сурожв этот промежутоквремени, повсей вероятности, действительносостоялся.
Существующиедокументы непозволяютсогласитьсяс мнением некоторыхисториковцеркви, утверждавших, что еще прижизни Игоряего жена Ольгаявлялась “внутреннейхристианкой”.Анализ источниковпоказывает, что Ольга принялахристианствопосле смертимужа, в Царьграде, при дворе императораРомана I Лакапинав 944 г. В это времяона остро нуждаласьв помощи христиан, проживавшихв Киевскомгосударстве.Она также надеялась, по-видимому, после крещенияполучить помощьу византийскогоимператора(и получила ее)для захватаверховнойвласти на Руси.
В988 г. Киевскоегосударствои Византиязаключили междусобой договоро дружбе ивзаимопомощи.По этому соглашениюкнязь Владимирдолжен былоказать немедленнуюпомощь византийскомуправительствувойсками дляподавлениявосстания ВардыФоки, а византийскиеимператорыприняли на себяобязательствовыдать своюсестру принцессуАнну замуж зарусского властелинапри условии, что он приметхристианство, а также прислатьна Русь миссионеровдля крещениянаселениястраны. Этотдинастическийбрак уравнялбы князя Владимирав правах свизантийскимивасилевсами, дал бы ему вруки христианскуюцерковнуюорганизацию, полностьюот него зависимую, которая быстала проводитьего замыслыв жизнь.
В988 г. Владимиртайно принялхристианство.
Выводнекоторыхученых о формальномпринятии христианстванаселениемРуси при Владимирекак будто находитподтверждениев посланиикраковскогоепископа Матвеяк видному деятелюримской церквиБернарду Клервоскому, выступавшемуза приведениенаселения всегомира к “истинной”, т. е. католической, вере. Посланиенаписано нарубеже 40-х и 50-хгодов XII в. В немговоритсяследующее:“Народ же тотрусский множествули бесчисленному, небу ли звездномуподобный, иверы правилоправославной, и религии истиннойуставленияне блюдет.Пренебрегаятем, что внецеркви католическойнет местадароприношениюистинному, [тотнарод], известно, не только вдароприношениитела господня, но и в уклоненииот брака церковногои [взрослых]повторногокрещения, аюавнов иных церквитаинствахпозорно колеблется.Так заблуждениямиразличными[и] порочностьюеретическойот порога обращениясвоего пропитанный, Христа лишьпо имени признает, а по сути в глубинедуши отрицает.Не желает упомянутыйнарод ни с греческой, ни с латинскойцерковью бытьединообразным, но, отличныйот той и от другой, таинства неодной из нихне разделяет”1.
Причтении этогоисточниканеобходимоучитывать егоантирусскуюи антиправославнуюнаправленность.Автор призываетБернарда Клервоскогооказать помощьлатинскиммиссионерамв обращениив католичествобесчисленныйнарод русов.Он верно подметилнекоторыереалии религиознойжизни Руси XIIв. Из русскихнам также известно, что какя-точасть населениястраны избегалапосещать христианскиехрамы, уклоняясьот совершенияхристианскойобрядности, в частностиот крестин ицерковногобрака.
Такимобразом, и русскоеправославиетакже должнобыло заимствоватьиз славянскогоязычестваотдельныеэлементы.
Однаконе следуетдумать, чторусское православиезаимствовалоу язычествабуквально всеего компоненты.Православнаяцерковь терпелалишь те языческиетрадиции, которые немешали развитиюфеодальногостроя. Например, православноедуховенствов принципе невозражалопротив того, чтобы народотмечал языческийпраздник масленицу, или скрытопоклонялсяскотьему богуВолосу, принявшемуоблик св. Власия, или Перуну, трансформировавшемусяв Илью Пророка, или Мокоши, трансформировавшейсяв ПараскевуПятницу. Однакохристианскаяцерковь резковыступалапротив тойобрядности, которая наносилаущерб классуфеодалов. Так, она категорическизапрещалапринесениечеловеческихжертв божествам, ритуальные убийства жен или рабыньпосле смертиих мужей илигоспод. Церковьрассматривалаэти явлениякак напраснуюрастрату человеческихресурсов, необходимыхдля веденияпроизводстваи полученияприбыли классомфеодалов. Онаактивно бороласьс уклонениемот церковного
брака, таккак с его помощьюцерковникипытались укрепитьмоногамнуюсемью — основнуюпроизводительнуюячейку феодальногообщества.Православнаяцерковь суровоосуждала тенародные развлечения, которые уводилилюдей от повседневностив мир чувственного, сопровождалисьгрупповым“непотребством”, пьянством идраками, доходившимидо убийств.Церковникине без основаниясчитали, чтовсе эти явленияпагубно отражаютсякак на семьяхпроизводителейматериальныхценностей, таки на производственномпроцессе2.
Ягоже практическиполучила Русьот принятияхристианства?
Преждевсего, ее населениеполучилопринципиальноновую идеологию, с помощью которойправящий классмог заставитьподчинятьсясебе народныемассы.
Христианскаяцерковь способствовалаокончательномустановлениюфеодализмана Руси, формированиюи развитиюкняжеских ибоярских вотчин, а также появлениюкрупного церковногои монастырскогоземлевладения.
Высшиепредставителицеркви сталиучаствоватьв политическойжизни Руси. Онизаседали вкняжескихсоветах, сотрудничалис князьями вделе созданияобщерусскогозаконодательства, в частностицерковныхуставов. Церковныеиерархи получилитакже правоосуществлятьсобственныесуды над жителямистраны.
Обращениев христианстворазличныхэтническихгрупп, входившихв состав Киевскогогосударства, привело к ихсближению свосточнымиславянами вхозяйственном, идеологическом, культурноми языковомотношении.
Довольнобыстро послевведения христианствапрекратиласьпрактика убийстважен, рабынь, слуг на похоронахмужей и господ, что способствовалоувеличениюнаселения Руси, благотворносказалось нахозяйственномразвитии.
Влияниецеркви на русскуюжизнь и быт ужена раннем этапеее существованияне было однозначным.Наряду с положительнымичертами еедеятельностиясно прослеживаютсяи отрицательные.Будучи крупнейшимрусским феодалом, русская церковьпоследовательноотстаивалаинтересыгосподствующегокласса, активноучаствовалав процессезакабалениясвободныхобщинников, стремиласьпревратитьпринадлежащиеим земли в своюсобственность.Она выступилапротив классовойборьбы, умелопокрывалатемные делаотдельныхпредставителейфеодальныхсословий, бороласьс инакомыслием, не брезговала заниматься ростовщичеством, иногда злоупотребляласудебной властью.
Христианскаяцерковь внеславажный вкладв развитиерусской феодальнойкультуры. Онаспособствоваласозданию многихвеликолепныхпамятниковархитектурыи живописи, распространениюписьменности, развитиюлетописания, появлению школ, развитию библиотек, проникновениюна Русь произведенийзарубежныхавторов, содержащихв себе важныезнания по целомуряду отраслейкультуры иискусства. Вто же времяцерковь подвергалаостракизмумногие произведениянародной культуры, созданные наоснове языческихпредставленийо реальном изагробном мире.
Двоякимбыло влияниецеркви и насемейные отношения.С одной стороны, она укрепляламоногамнуюсемью, и этобезусловноположительноотражалосьна развитиипроизводства.С другой—церковьстремиласьк жесткойрегламентациивнутрисемейногобыта, утверждалапатриархальщину, требовалабеспрекословногоподчиненияжены мужу, адетей — отцу.
Вцелом же отходот язычестваи принятиехристианстваРусью быливажными ипрогрессивнымидля того времениявлениями.Замена язычествахристианствомбыла обусловленатем качественнымскачком, которыйсделало восточноеславянство, перейдя отстроя военнойдемократиик феодализму.
Сложныхвопросов в этойтеме много.Источникинеполны, отрывочны, разноречивы, и выявлениеистины достигаетсяс трудом. О.М.Раповым сделаноочень многоинтересныхисточниковедческихнаблюдений.Путем скрупулезногоанализа источниковавтор обрисовываетне только общуюобстановку(что делалосьнеоднократнои ранее), но идетали процессакрещения русскихземель. Приэтом выявляетсяхронология, разная дляразных областей.Некоторыедетали, возможно.гипотетичны, что неизбежнопри данномсостоянииисточников(русских, греческих, болгарских, латинских, арабских, персидских).Впервые пересмотреныдаты крещенияв масштабе всейРуси: князьВладимир крестилсяв 988 г.; в 990 г. былокрещено населениеКиева и Новгорода.Остальныерусские областикрещены позднее.Автором убедительнопоказано, чтообщепринятаядата крещенияРуси—988 год, —признаваемаяи православнойцерковью, исоветскойпедагогикой(школьныехронологическиетаблицы), являетсялишь датойрусско-византийскогодоговора овоенной помощигрекам, а такжекрещения киевскогокнязя3.
КнигаО. М. Рапова являетсяне только серьезнымисследованиемважной историческойпроблемы, нои хорошимпутеводителемпо бесчисленнойлитературевопроса, накапливавшейсяс XI по XX столетие.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. – М.,1988. – С. 395.
Смирнов М. Ягелло – Яков – Владислав и первое соединение Литвы с Польшею. – Одесса, 1868. – С. 161
Щавелева Н.И. Послание епископа краковского Матвея Бернарду Клеровскому об “Обращении русских”. // Древнейшие государства. – М., 1976. – С. 114.