Реферат по предмету "Исторические личности"


Рапов ОМ Русская церковь в IXпервой трети XII в

Министерствообщего и профессиональногообразованияРФ

ВГПУ

Кафедра
историиРоссии

Реферат

“РаповО.М.
Русскаяцерковь в IX–первойтрети XIIв.”

Исполнитель:

Руководитель

Волгоград,1999

Книга О.М.Рапова посвященаважной историческойтеме – принятиюКиевской Русикрупнейшеймировой религии– Христианства.
КиевскаяРусь к этомувремени ужепочти два столетиясуществовалакак могучаяязыческаядержава, хорошоизвестная какв Европе, таки на БлижнемВостоке. Первобытноеславянскоеязычестворусской средневековойдеревни, уходящеесвоими корнямив глубину далекихтысячелетий, перерасталов новых городахв государственнуюрелигию княжескихверхов.
вцентре православнойВизантийскойимперии – Царьграде(Константинополе)– идол славянскогоПеруна был какбы демократическимпокровителемрусских князей, бояр и купцов; у его подножия священнойклятвой наоружии скреплялисьдоговоры двухгосударств.И все же принятие“греческойверы” – христианства– было тогдаисторическойнеобходимостью, так как уравнивалоРусь с остальнымиевропейскимигосударствами, где на язычниковсмотрели какна неполноправных.Вслед за КиевскойРусью христианствоприняли рядславянскихи скандинавских(“варяжских”)народов СевернойЕвропы.
Ужев эпоху генезисарус­скогофеодализмаязыческаярелигия—прогрессивнаядля эпохи военнойдемократии—превращаетсяв тормо­зящийфактор развитияобщества. Онане являетсясвя­зующимзвеном междуотдельнымисоциальнымигруп­пами новогообщества, неслужит делуобъединенияразличныхнародов, входящихв состав государстваРусь, не способствуетсближению этихнародов вхозяйственном, языковом икультурномаспектах. Язычествоне обеспе­чиваетформирующихсяотношенийгосподстваи подчи­нения, толкает народныемассы на выступленияпротив нарождающегосякласса феодалов, подрывая темсамым процессстановлениярусской государственности.Языче­скиежрецы оспариваютправо на властьв стране усоб­ственниковземли. Господствоязычестваприводит кнапрасномууничтожениюматериальныхи людских ре­сурсов.Оно пагубносказываетсяна международнойторговле, международныхполитическихсвязях, развитииремесел внутристраны (затрудняетприглашениена ра­боту наРусь иностранныхмастеров-христиан), осложняетознакомлениес достижениямизарубежнойкультуры.
Христианствостало проникатьв ВосточнуюЕвропу, натерритории, заселенныеславянами, задолго доофици­альногокрещения Русипри князе ВладимиреСвятославиче, но не с I в. н. э., агораздо позднее.Вопреки некото­рымсвидетельствам“Повести временныхлет”, а такжеутверждениямдореволюционныхи современныхбого­слововапостолы Андрей, Павел и Андроникне являлисьраспространителямихристианствасреди восточныхславян. Легендыоб их миссионерскойдеятельностисреди славянскихнародов былисозданы и включеныв русскую летописьв разгар борьбымежду Русьюи Византиейиз-за крымско-таманскихвладений, принадлежавшихКиев­скомугосударству, которые в этовремя византийскаяправящая верхушкастремиласьвключить всостав Ромей-скойдержавы. Легендыэти были созданыили княземМстиславомВеликим, илилицом, близкимк нему, в проти­вовесвизантийскойэкспансии сцелью доказать, что своим обращениемв христианствоРусь обязаналишь князюВладимиру иего мудромуокружению, ноникак не визан­тийцам; русские князья, ведущие своепроисхождениеот ВладимираСвятого, нениже по своемуположениювизантийскихвасилевсов, а потому именноони могут идолжны диктоватьсвою волю высшимрусским церков­нымиерархам, также как ее диктуютромейскиегосудариконстантинопольскимпатриархам, византийскиммитро­политами архиепископам.
Нетматериалов, которые бысвидетельствовалио про­никновениихристианствав IV—V вв. н. э. в южныевосточнославянскиетерриториииз Византии, а также в IX в. изХазарии, хотяв Х в. в Киевеи проживалихазары-христиане.
Неимеется основанийи для того, чтобысчитать, чтов конце VIII илив начале IX в.произошлокрещениеновгородскогокнязя Бравлинаи его бояр, хотяпоход рус­скогокнязя на Сурожв этот промежутоквремени, повсей вероятности, действительносостоялся.
Существующиедокументы непозволяютсогласитьсяс мнением некоторыхисториковцеркви, утверждавших, что еще прижизни Игоряего жена Ольгаявлялась “внутреннейхристианкой”.Анализ источниковпоказы­вает, что Ольга принялахристианствопосле смертимужа, в Царьграде, при дворе императораРомана I Лакапинав 944 г. В это времяона остро нуждаласьв помощи христиан, проживавшихв Киевскомгосударстве.Она также на­деялась, по-видимому, после крещенияполучить помощьу византийскогоимператора(и получила ее)для захватаверховнойвласти на Руси.
В988 г. Киевскоегосударствои Византиязаключили междусобой договоро дружбе ивзаимопомощи.По этому соглашениюкнязь Владимирдолжен былока­зать немедленнуюпомощь византийскомуправительствувойсками дляподавлениявосстания ВардыФоки, а визан­тийскиеимператорыприняли на себяобязательствовы­дать своюсестру принцессуАнну замуж зарусского властелинапри условии, что он приметхристианство, а также прислатьна Русь миссионеровдля крещениянасе­лениястраны. Этотдинастическийбрак уравнялбы князя Владимирав правах свизантийскимивасилевсами, дал бы ему вруки христианскуюцерковнуюорганизацию, пол­ностьюот него зависимую, которая быстала проводитьего замыслыв жизнь.
В988 г. Владимиртайно принялхристианство.
Выводнекоторыхученых о формальномпринятии христианстванаселениемРуси при Владимирекак будто находитподтверждениев посланиикраковскогоепископа Матвеяк видному деятелюримской церквиБернарду Клервоскому, выступавшемуза приведениенаселения всегомира к “истинной”, т. е. католической, вере. Посланиенаписано нарубеже 40-х и 50-хгодов XII в. В немговоритсяследующее:“Народ же тотрусский множествули бесчисленному, небу ли звездномуподоб­ный, иверы правилоправославной, и религии истиннойуставленияне блюдет.Пренебрегаятем, что внецеркви католическойнет местадароприношениюистинному, [тотнарод], известно, не только вдароприношениитела господня, но и в уклоненииот брака церковногои [взрос­лых]повторногокрещения, аюавнов иных церквитаинствахпозорно колеблется.Так заблуждениямираз­личными[и] порочностьюеретическойот порога обраще­ниясвоего пропитанный, Христа лишьпо имени при­знает, а по сути в глубинедуши отрицает.Не желает упомянутыйнарод ни с греческой, ни с латинскойцерковью бытьединообразным, но, отличныйот той и от другой, таинства неодной из нихне разделяет”1.
Причтении этогоисточниканеобходимоучитывать егоантирусскуюи антиправославнуюнаправленность.Автор призываетБернарда Клервоскогооказать помощьлатин­скиммиссионерамв обращениив католичествобесчи­сленныйнарод русов.Он верно подметилнекоторыереалии религиознойжизни Руси XIIв. Из русскихнам также известно, что какя-точасть населениястраны избегалапосещать христианскиехрамы, уклоняясьот совершенияхристианскойобрядности, в частностиот крестин ицерковногобрака.
Такимобразом, и русскоеправославиетакже должнобыло заимствоватьиз славянскогоязычестваотдельныеэлементы.
Однаконе следуетдумать, чторусское православиезаимствовалоу язычествабуквально всеего компоненты.Православнаяцерковь терпелалишь те языческиетради­ции, которые немешали развитиюфеодальногостроя. Например, православноедуховенствов принципе невозражалопротив того, чтобы народотмечал языческийпраздник масленицу, или скрытопоклонялсяскотьему богуВолосу, принявшемуоблик св. Власия, или Перуну, трансформировавшемусяв Илью Пророка, или Мокоши, трансформировавшейсяв ПараскевуПятницу. Однакохристианскаяцерковь резковыступалапротив тойобряд­ности, которая наносилаущерб классуфеодалов. Так, она категорическизапрещалапринесениечеловеческихжертв божествам, ритуальные убийства жен или рабыньпосле смертиих мужей илигоспод. Церковьрассматри­валаэти явлениякак напраснуюрастрату человеческихресурсов, необходимыхдля веденияпроизводстваи полу­ченияприбыли классомфеодалов. Онаактивно бороласьс уклонениемот церковного
брака, таккак с его помощьюцерковникипытались укрепитьмоногамнуюсемью — основнуюпроизводительнуюячейку феодальногообще­ства.Православнаяцерковь суровоосуждала тенародные развлечения, которые уводилилюдей от повседневностив мир чувственного, сопровождалисьгрупповым“непо­требством”, пьянством идраками, доходившимидо убийств.Церковникине без основаниясчитали, чтовсе эти явленияпагубно отражаютсякак на семьяхпроизводителейматериальныхценностей, таки на производ­ственномпроцессе2.
Ягоже практическиполучила Русьот принятияхри­стианства?
Преждевсего, ее населениеполучилопринципиальноновую идеологию, с помощью которойправящий классмог заставитьподчинятьсясебе народныемассы.
Христианскаяцерковь способствовалаокончательномустановлениюфеодализмана Руси, формированиюи раз­витиюкняжеских ибоярских вотчин, а также появлениюкрупного церковногои монастырскогоземлевладения.
Высшиепредставителицеркви сталиучаствоватьв политическойжизни Руси. Онизаседали вкняжескихсо­ветах, сотрудничалис князьями вделе созданияобще­русскогозаконодательства, в частностицерковныхуста­вов. Церковныеиерархи получилитакже правоосущест­влятьсобственныесуды над жителямистраны.
Обращениев христианстворазличныхэтническихгрупп, входившихв состав Киевскогогосударства, приве­ло к ихсближению свосточнымиславянами вхозяйст­венном, идеологическом, культурноми языковомотно­шении.
Довольнобыстро послевведения христианствапре­кратиласьпрактика убийстважен, рабынь, слуг на похо­ронахмужей и господ, что способствовалоувеличениюнаселения Руси, благотворносказалось нахозяйственномразвитии.
Влияниецеркви на русскуюжизнь и быт ужена раннем этапеее существованияне было однозначным.Наряду с положительнымичертами еедеятельностиясно прослеживаютсяи отрицательные.Будучи крупнейшимрусским феодалом, русская церковьпоследовательноотстаивалаинтересыгосподствующегокласса, активноучаствовалав процессезакабалениясвободныхобщин­ников, стремиласьпревратитьпринадлежащиеим земли в своюсобственность.Она выступилапротив классовойборьбы, умелопокрывалатемные делаотдельныхпред­ставителейфеодальныхсословий, бороласьс инакомысли­ем, не брезговала заниматься ростовщичеством, иногда злоупотребляласудебной властью.
Христианскаяцерковь внеславажный вкладв разви­тиерусской феодальнойкультуры. Онаспособствоваласозданию многихвеликолепныхпамятниковархитек­турыи живописи, распространениюписьменности, разви­тиюлетописания, появлению школ, развитию библиотек, проникновениюна Русь произведенийзарубежныхавто­ров, содержащихв себе важныезнания по целомуряду отраслейкультуры иискусства. Вто же времяцерковь подвергалаостракизмумногие произведениянародной культуры, созданные наоснове языческихпредставленийо реальном изагробном мире.
Двоякимбыло влияниецеркви и насемейные отно­шения.С одной стороны, она укрепляламоногамнуюсемью, и этобезусловноположительноотражалосьна развитиипроизводства.С другой—церковьстремиласьк жесткойрегламентациивнутрисемейногобыта, утверж­далапатриархальщину, требовалабеспрекословногопод­чиненияжены мужу, адетей — отцу.
Вцелом же отходот язычестваи принятиехристи­анстваРусью быливажными ипрогрессивнымидля того времениявлениями.Замена язычествахристианствомбыла обусловленатем качественнымскачком, которыйсделало восточноеславянство, перейдя отстроя военнойдемократиик феодализму.
Сложныхвопросов в этойтеме много.Источникинеполны, отрывочны, разноречивы, и выявлениеистины достигаетсяс трудом. О.М.Раповым сделаноочень многоинтересныхисточниковедческихнаблюдений.Путем скрупулезногоанализа источниковавтор обрисовываетне только общуюобстановку(что делалосьнеоднократнои ранее), но идетали процессакрещения русскихземель. Приэтом выявляетсяхронология, разная дляразных областей.Некоторыедетали, возможно.гипотетичны, что неизбежнопри данномсостоянииисточников(русских, греческих, болгарских, латинских, арабских, персидских).Впервые пересмотреныдаты кре­щенияв масштабе всейРуси: князьВладимир крестилсяв 988 г.; в 990 г. былокрещено населениеКиева и Новгорода.Остальныерусские областикрещены позднее.Автором убедительнопоказано, чтообщепри­нятаядата крещенияРуси—988 год, —признаваемаяи православнойцерковью, исоветскойпедагогикой(школьныехронологическиетаблицы), являетсялишь датойрусско-византийскогодоговора овоенной помощигрекам, а такжекрещения киевскогокнязя3.
КнигаО. М. Рапова являетсяне только серьезнымисследованиемважной историческойпроблемы, нои хорошимпутеводителемпо бесчисленнойлитературевопроса, накапливавшейсяс XI по XX столетие.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. – М.,1988. – С. 395.
Смирнов М. Ягелло – Яков – Владислав и первое соединение Литвы с Польшею. – Одесса, 1868. – С. 161
Щавелева Н.И. Послание епископа краковского Матвея Бернарду Клеровскому об “Обращении русских”. // Древнейшие государства. – М., 1976. – С. 114.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.