Российскийуниверситетдружбы народовДоклад по истории России
На тему:
РАСКОЛ. РЕФОРМЫ НИКОНА. СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Студентки ЭЭ-104
Дубаускайте Марии
Содержание
Истокираскола
13 мая1667 года соборсвятителейРоссии и ПравославногоВостока осудилвсех не покоряющихсяновым обрядами новоисправленнымкнигам. Осуждённыене признавшиерешение собора, оказались внецеркви. Это былпоследний акт, зафиксировавший, назревавшийраскол междуприверженцамистарой веры– старообрядцами– сторонникамицерковнойреформы, осуществлённойпатриархомНиконом. Преобразованиявыявили глубинныепроблемы ипротиворечияв жизни русскогообщества, складывавшиесяна протяжениидлительноговремени. Средиэтих проблемодно из важнейшихмест занималопонимание ролирусской церквиво всём православноммире.
К серединеXVIIв. окончательноутвердилосьпредставление, что РусскаяПравославнаяцерковь –единственнаяпреемница ихранительницаблагочестия.До XVв. Русь считаласьдуховной дочерьюВизантии, откудаполучила крещение.Но Византииугрожала гибельот окружавшихеё турецкихполчищ, и Греческийимператоробратился запомощью и избавлениемк главе католическогомира – ПапеРимскому. Чтобынавернякаполучить помощь, императорпредложилобъединитькатолическуюи православнуюцеркви, причёмсогласилсяна уступкикатолицизму.В итальянскомгороде Флоренции подписалидокумент осоглашенииФлорентийскуюунию 1439 г. МитрополитМосковскийИсидор, грекпо происхождению, также подписалакт об объединении.Но в Москветакой поступоквосприняликак изменуправославию.Исидор былсвергнут, а наего место собориерархов избралрусского митрополита.Вскоре послеэтого в 1453 г. наместе Византийскойимперии возниклаОсманская.Русские люди увидели в этомсобытии перстбожий, наказаниеза отступничествоот православия.
С этоговремени Московскоегосударствостановитсяединственнымв мире крупнымнезависимымправославнымцарством. Сталиговорить, чтоМосква – «третийРим». На московскихплощадяхрассказывали, что было дваРима – города-миродержца.Первый увлёксяпапской ересьюи пал, тогдаего значениеперешло кКонстантинополю– «второмуРиму», которыйизменил православиюпринял папскуюверу и за этобыл пленёнтурками. Поэтомуважная рользащитникаистинной верыперешла к Москве.
Повседневнаяцерковнаяпрактика выдвигаларазнообразныевопросы, обсуждениекоторых поройвыливалосьв напряжённыеспоры. Это былоодной из традиций, воспринятыхвместе с веройиз Византии.Однако Византийскаяпокоилась надревней культуре, которая далабогатый богословскийязыки умениемыслить. В ДревнейРуси богословскаяучёность приобрелахарактербеспредельнойверы в книгу, и любой научныйподход к вопросамверы был неприемлем.В обществевозникло множествовопросов поповоду обрядоврусской православнойцеркви.
Особенногорячие прениявызвали двавопроса:
Сколько раз нужно произносить «аллилуйя» (два или три)
О «Посолонном хождении» (движение по солнцу)
Стоглавыйцерковный соборв 1551 г. закрепилкак единственноправильныедвойную аллилую, двуперстноекрёстное знамение, хождение «посолонь»и другие отечественныетрадиции, неуточнив какже происходитв православномире.
Тогдаже в XVIстолетии, было замечено множестворасхожденийи недосмотровв церковныхкнигах. Многосложностейи с переводчикамибогослужебныхтекстов: однипереводчикиплохо зналигреческийязыки, другие– русский. Настоглавомсовете былорешено исправлятькниги, сверяяих с добрымипереводами, но отсутствиеединого подходадостичь привелок ещё большимискажениямтекста. Однойиз попытокдостичь единообразияв богослужебныхкнигах былооткрытие типографиив Москве, новместе с количествомиздаваемыхкниг росло ичисло ошибок.
В 1645 г. царь МихаилФёдорович ипатриарх Иосиф, чтобы получитьосновательноеподтверждениеэтих несоответствий, послали навосток дляосмотра святыхмест и описаниячинов греческойцеркви АрсенияСуханова, сведующегов посольскихделах и знающегогреческий язык.
Церковныереформы патриарханикона
В 1652 г.патриархомбыл избранмитрополитНовгородскийНикон — «одиниз самых крупныхмогучих русскихдеятелей XVIIвека» по замечаниюисторика С.Ф.Платонова.Никон, ещё будучив Новгороде, стремился квведению«единогласия»в церкви, поэтомуотменил одновременноечтение и пениемолитв. Он такжерешительновзялся за исправлениерусских богослужебныхкниг.
В 1653 г.В Москву вернулсяиз своего путешествияАрсений Суханови представилцарю и патриархусвой отчёт«Проскинитарий».Суханов указал, что греки крестятсятремя перстамии ходят противсолнца, а не«посолонь».Всё говорилоо необходимостиобрядовогосогласования.
Первымшагом на путиисправлениякниг и приведенияобрядов кединообразиюстал указ патриархаНикона о сокращенииземных поклоновс 12 до 4 во времячтения молитвы.Это вызвалобольшое смятениев кружке «ревнителейдревнегоблагочестия».Его члены стоялиза строгостьи чистоту церковныхобрядов, идеаломкоторых считаласьотечественнаядревность.
ПротопопАввакум и егоединомышленникиподали царючелобитнуюна Никона, ноответа непоследовало.Однако сталоясно, что изменитьканоническиеобряды, складывавшиесявеками, толькоуказами патриархане удастся.Требовалосьосвящение этихизменений болеевысокими церковнымиавторитетами.И в 1654 г. патриархи государьсозывают церковныйсобор, на которыйприбыло более20 видных деятелейрусской церкви. В результатебыло решено«достойно иправедно исправитькниги противохаратейных(написанныхна пергаменте)и греческих», а во избежаниеновых промаховпосоветоваться с патриархомКонстантинопольскимПаисием. В ответон прислалзнаменитуюграмоту, служившуюосновой длярешений последующихмосковскихсоборов.
Исправлениюкниг способствовалои появлениезначительногочисла древнихрукописей(более 500), которые были доставленыАрсением Сухановым.В то же времябыла переведенаи подготовленак печати присланнаяПаисием Константинопольскимкнига «Скрижали», посвящённаятолкованиямразличныхсвященнодействий.
Вопросо перстосложениивновь оказалсяв центре вниманияследующегособора, созванногов 1656 г… Ещё до егооткрытия патриархАнтиохийскийМакарий в присутствиицаря, многочисленногодуховенстваи народа прямосказал, что наВостоке всемолятся троеперстно, а также предалпроклятиюсторонниковдвуперстногознамения. Егозаявление нашлоподдержку.Поэтому соборрусских иерархов, открывшийся21 апреля 1656 г.постановилпредать отречениюот церкви всехкрестящихсядвуперстно.
Всеэти события– заключениео «неисправности»книг, отлучениесторонниковдвуперстногознамения, появлениебольшого числановоисправленныхкниг и изъятиев связи с этимпрежних изданий– вызывалинедоумение, а порой простовозмущениев народе. Народноесмятение усиливалосьи из-за внезапнообрушившихсяна страну страшныхбедствий –голода, моровойязвы. Причинуих стали усматриватьв исправлениисвященных книг.
конфликтмежду патриархомниконом и царёмалексеем михайловичем
В этовремя неожиданнодля себя и самНикон, стольревностнопроводившийвсе эти реформы, почувствовал, что царь АлексейМихайловичк нему охладел.В 1658 г. в Москвепроходила торжественнаявстреча грузинскогоцаревича Теймураза; в его честьцарь дал обед, на которыйпатриарх позванне был. Болеетого, во времяшествия водворец царскийокольничийобидел боярина, близкого кНикону, ударивего палкой поголове. Этотпоступок былоставлен царёмбезнаказанным.Затем в праздникКазанскойБожьей Матери,8 июля, и в праздникположения РизыГосподней, 10июля, АлексейМихайлович, несмотря наприглашениепатриарха всобор не явился.Это было в глазахНикона прямымоскорблениемпатриаршествакак духовнойвласти, которуюон ставил вышевласти царской.И тогда Никонотправилсяпешком, с однойклюкой, в Воскресенский(ныне Новоиерусалимский)монастырь.Добровольныйуход Никонас патриаршегопрестола былневиданнымсобытием ивоспринималсяв обществетрагически.
Нопримирения, ожидавшегосяНиконом послеего демонстративногозатворничествав монастыре, со стороны царяне последовало.Срочно из ссылки возвратилипротопопаАввакума, и емубыло предложеностать царскимдуховником, правда приусловии отказаот старой веры…Но для ревностногосторонникастарых обрядовэто было невозможно, ив 1664 г. он былсослан вновь.Столица да ивсё московскоецарство былив великом смятении.Старую веруподдерживалиширокие массынарода, частидуховенстваи известныеи влиятельныебоярские семейства.(такие, как Морозовы, Урусовы). Церквиоставалисьпустыми, поэтомусвященникивынуждены быливернуться аслужбе по старым книгам.
собор1666-1667 годов
ЦарьАлексей Михайловичв 1666 г. созвалсобор для суданад противникамиреформы. Первоначальнона него прибылитолько русскиесвятители, нопотом к нимприсоединилисьприехавшиев Москву двавосточныхпатриархаПаисий Александрийскийи МакарийАнтиохийский.Своими решениямисобор практическиполностьюподдержалдействия царя.Патриарх Никонбыл осуждёнсослан в отдалённыймонастырь.Вместе с темвсе книжныеисправлениябыли одобрены.Собор вновьподтвердилпрежние постановления: произноситьаллилуйя трижды, творить крёстноезнамение тремяпервыми перстамиправой руки, крёстные походыпроводитьпротив солнца.
Всех, кто не признавалэтих уложений, церковный соборобъявил расколоучителямии еретиками.Всех сторонниковстарой верыосудили погражданскимзаконам. А по действовавшемутогда законуза преступлениепротив верыполагаласьсмертная казнь:«Кто возложитхулу на ГосподаБога, или ХристаСпасителя, илиБогородицу, или на Крестчестный, илина святых угодниковБожиих – тосжечь», — говорилосьв Уложении царяАлексея Михайловича.Подлежалисмерти и «те, кто не дастсовершитьлитургию илиучинит мятежв храме».
гоненияна старообрядцев
Первоначальновсех осуждённыхсобором ссылалив тяжелейшуюссылку. Но некоторые– Иван Неронов, Феоклист –покаялись ибыли прощены.Преданногоанафеме и лишенногосана протопопаАввакума отправилиПустозерскийострог в низовьяхреки Печоры.Туда же был сослан дьяконФёдор, которыйвначале покаялся, но затем вернулсяк староверию, за что подвергсяотрезанию языкаи также оказалсяв заточении.Пустозерскийострог сталсредоточениемстарообрядческоймысли. Несмотряна тяжелейшиеусловия жизни, отсюда веласьнапряжённаяполемика софициальнойцерковью, вырабатывалисьдогмы отделившегосяобщества. ПосланияАввакума служилиопорой страдальцамза старую веру– боярыне ФеодосииМорозовой икнягине ЕвдокииУрусовой.
Главапоборниковдревнего благочестия, убеждённыйв своей правоте, Аввакум такобосновал своивзгляды: «Церковь- православна, а догматы церквиот Никона-еретикаискаженыновоизданнымикнигами, которыепервым книгамво всём противны, и во всей божественнойслужбе несогласуются.А государь нашцаря и великийкнязь АлексейМихайловичправославен, но только простоюсвоею душоюпринял от Никонакниги вредные, думая что ониправославные».И даже из Пустозерскогоподземелья, где он отсидел15 лет, Аввакумписал царю:»Чембольше ты насмучишь, тембольше мы тебялюбим»
Но вСоловецкоммонастыре ужезадумывалисьнад вопросом: а стоит ли молитьсяза такого царя? В народе сталподниматьсяропот, началисьантиправительственныетолки… Ни царь, ни церковь немогли оставитьих без внимания.Власть ответиланедовольнымуказами о розыскестароверови о сожжениинераскаявшихсяв срубах, еслипосле троекратногоповторениявопроса у местаказни они неотрекутся отсвоих взглядов.На Соловкахначался открытыйбунт староверов.Правительственныевойска осаждалимонастырь, илишь перебежчикоткрыл ход внеприступнуютвердыню. Восстаниебыло подавлено.
Чембеспощаднееи суровее былиначавшиесяказни, тем большееупорство онивызывали. Насмерть за старуюверу сталисмотреть какна мученическийподвиг. И дажеискали его.Высоко поднявруку с двуперстнымкрестным знамением, осуждённыеистово говорилиокружившемурасправы народу:«За сие благочестиестражду, задревлецерковноеправославиеумираю и вас, благочестивые, молю крепкостоять в древлемблагочестии»И стояли самикрепко… Именно«за великиена царский домхулы» был сожжёнв деревянномсрубе со своимисоузникамии протопопАввакум.
Жесточайшие12 статей государственногоуказа 1685 г., предписывающиежечь староверовв срубах, казнитьсмертью перекрещивающихв старую веру, бить кнутоми ссылать тайныхсторонников древних обрядов, а также ихукрывателей, окончательнопоказали отношениягосударства к староверам.Подчинитьсяони не могли, выход был один– уйти.
Главнымубежищем ревнителейдревнего благочестиястали северныерайоны России, тогда ещё совершеннобезлюдные.Здесь, в дебряхолонецкихлесов, в архангельскихледяных пустынях, появилисьпервые раскольничьискиты, устроенныевыходцами изМосквы и соловецкимибеглецами, спасшимисяпосле взятиямонастыряцарскими войсками.В1694 г. на реке Выгобосноваласьпоморскаяобщина, гдевидную рольиграли братьяДенисовы –Андрей и Семён, известные вовсём старообрядческоммире. Позднеев этих местахна реек Лексне, появиласьженская обитель.Так сложилсязнаменитыйцентр древнегоблагочестия– Выголексинскоеобщежительство.
Другимместом укрытиястарообрядцевстала Новгородо-Северскаяземля. Ещё в70-е годы XVIIв бежали в этиместа из Москвы, спасая своюстарую веру, поп Кузьма иего 20 последователей.Здесь, подСтародубом, основали онинебольшой скит.НО не прошлои двух десятковлет, как из этогоскита выросло17 слобод. Когдаволны государственныхпреследователейдокатилисьдо стародубскихбеглецов, томногие из нихушли за польскуюграницу и поселилисьна островеВетка, образуемомрукавом рекиСожи. Поселениестало быстровозвышатьсяи разрастаться: вокруг неготакже появилосьболее 14 многолюдныхслобод.
Знаменитымместом старообрядчестваконца XVIIстолетия были Керженец, названный поодноимённойречке. Множествоскитов былопостроено вчернораменскихлесах. Здесьвелась полемикапо догматическимвопросам, ккоторой присушивалсявесь старообрядческиймир. Донскиеи Уральскиеказаки тожеоказалисьпоследовательнымисторонникамидревнего благочестия.
К концуXVIIв. наметилисьосновные направленияв старообрядчестве.Впоследствиикаждое из нихбудет иметьсвои традициии богатую историю.
заключение
Вера в богабыла движущейсилой российскогообщества на протяжениимногих лет.Царя занималтрон толькопосле помазанияна царствомитрополитом.Митрополитбыл вторымчеловеком вгосударстве.Царь советовалсяс ним по многимвопросам и иногда егомнение имелорешающее значение.Церковныеканоны строгособлюдалисьи их нарушениебыло страшнымгрехом. Церковныйраскол, произошедшийв 1667 г., имел огромноезначение вдуховной жизниРоссийскогогосударства, так как коснулсяодной из главныхего составляющих- церкви. Обществораскололосьнадвое. Одниприветствовалиреформы Никона, другие былине в состоянииреально обдуматьих, они слеповерили в правильностьстарых обрядови малейшееотступлениеот них казалосьим богохульством.Люди запутались, не могли отличить, что допустимо, а что действительнонарушает древниедогматы. Ониобращалисьза объяснениемк своим духовнымотцам – священникам, которые в своюочередь немогли объяснитьсуть происходящего, так как не понималистремительногохода реформи оказывалисьв числе решительныхпротивниковизменений.Часть населениясмирилась спроизошедшимиизменениями, но остальные, будучи не всилах смириться, начали решительнуюборьбу. Староверовсжигали в срубах, мучили в темницах, но не смоглисломить их волии заставитьих отступитьот своей веры.Староверы несмогли выигратьэту битву и импришлось уйти.Они ушли в северныерайоны Россиипостроили тамскиты и продолжалижить.
Списокиспользованнойлитературы.
Н.С. Богданов «Никониане» «Наука и религия» 1994 № 11
О.П. Ершова «Документы по истории старообрядчества» М. 1993
Н.И. Костомаров «Раскол» М. 1995
Э.С. Кульпин «Истоки государства Российского от церковного собора 1503 г. до опричнины» ОНС 1997 № 1
С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории» М. «Высшая школа» 1993 г.