Московскийгосударственныйиндустриальныйуниверситет(МГИУ)
Реферат
натему
Политико-правовыеидеи в летописяхДревнерусскогогосударства.Учение о законеи благодатиИлариона.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение. 1
2. Основнаячасть.
2.1 Образованиераннефеодальногогосударства.Крещение Руси. 2
2.2 ЖизнеописаниемитрополитаИлариона. 9
2.3 «Слово оЗаконе и Благодати»Илариона. 14
3. Заключение. 17
4. Списоклитературы. 18
Всемирнаяистория политическихи правовыхучений – однаиз важных составныхчастей духовнойкультурычеловечества.В ней сконцентрировангромадныйполитико-правовойопыт прошлыхпоколений, отражены основныенаправления, вехи и итогипредшествующихисследованийпроблем свободы, права, законодательства, политики, государства.Этот познавательныйопыт, идеи идостиженияпрошлого оказываютзаметное влияниена современныеполитическиеи правовыевоззрения иориентации, на теорию ипрактику нашихдней. В своихпопытках понятьнастоящее инайти пути кбудущему людивсегда обращались(и будут обращаться)к прошлому, кисторическиапробированнымположениям, принципам, ценностям. Иэто не даньпрошлому, неслепая верав традиции иавторитеты, а необходимыйспособ человеческойориентациив историческомвремени ипространстве.
Историяполитическойи правовоймысли позволяетпонять, как вборьбе и столкновенииразличныхвоззрений ипозиций одновременношел процессразвития познанияприроды государстваи права, углубленияпредставленийо свободе, справедливостии праве, законеи законности, о надлежащемобщественноми государственномустройстве, о правах и свободахчеловека, формахи принципахвзаимоотношенийличности ивласти.
Историюполитико-правовыхучений Древнерусскогогосударстваусловно можноразделить надва этапа. Iэтап (X-XII в.в.)характеризуетсяразработкойвнешнеполитическихпроблем, такихкак независимостьгосударства, вопрос происхождениягосударственнойвласти, выборкурса (мирный– не мирный)внешней политикии т.д. II этап(XIII-XVI в.в.)охарактеризуетсякак этап решениявнутреннихполитическихпроблем.
Генезисрусской политическоймысли принятосвязывать свозникновениеми развитиемДревнерусскогогосударства.В XI-XII в.в.Древнерусскоегосударствопереживалосвой культурныйрасцвет. Принятиехристианстваи распространениеписьменностиобусловилипоявлениеразнообразныхисторическихи правовыхпроизведенийсамых разнообразныхжанров.
Темамоего реферата«Политико-правоваямысль ДревнейРуси». УчениеИлариона «Словоо Законе иБлагодати».
СвоепроизведениеИларион начинаетс рассмотрениявопроса, связанногос крещениемРуси. Вспомнивосновные историческиефакты по проблемекрещения Руси, нам станетпонятно, почемуИларион посвящаетцелую главуэтой теме. Поэтомусвой рефератя начинаю скраткой историиКиевской Русик началу X-XIв.в.
Вотечественнуюкультуру инауку Иларионвошел, преждевсего, как создательзнаменитого«Слова о законеи благодати»– историко-философскогопроизведенияисключительнойглубины, утверждавшегоравенство междувсеми народамина земле, сформулировавшегопатриотическуютеорию всемирнойистории, в которойпочетное местоотводилосьКиевской Руси, предсказывалосьвеликое и славноебудущее древнерусскомународу.
Некоторыеспециалистыполагали, что«Слово» написанои произнесеноИларионом передкнязем Ярославом, его семьей идвором в Софийскомсоборе между1037 и 1043 годами.Выдвинутаяв последниегоды С.А. Высоцкимконцепция, покоторой Софийскийсобор был воздвигнути расписан до1032 года, позволяетнесколькоудревнить времясоздания творенияИлариона. Нодля историкови филологовличность Иларионаособенно интереснаиной сторонойего творчества.Современныеисследователисправедливовидят в немодного из первых(если – не первого!)отечественныхлетописцев.Поэтому естьоснования болееподробно остановитьсяна его жизнии деятельности.
Послетого, как в 1037-1039годах был составленДревнейшийСвод, летописаниев Киеве былопрервано начетверть столетияи восстановленоПечерскимСводом 1073 года.Этот разрывлетописнойтрадиции вполнесвязан с последствиямиборьбы за замещениемитрополичьейкафедры, о которойглухо, к сожалению, сообщает летопись.Речь идет обизвестномпоставлениикнязем Ярославомв киевскиемитрополитыпресвитерадворцовойцеркви в БерестовеИлариона, автора«Слова о законеи благодати».Под 1051 годом«Повесть временныхлет» краткосообщает обэтом важнейшемсобытии, свидетельствовавшемо намерениидревнерусскогоправительстваполучить церковнуюнезависимостьот Византии.Митрополитбыл назначенбез согласияконстантинопольскогопатриарха, которому формальноподчиняласькиевская метрополия: «ПоставилЯрослав Иларионав митрополитырусского родомв церкви СвятойСофии, собравдля того епископов».
Продолжаяэту летописнуюстатью, Несторобъясняет, чтоИларион имелотношение коснованиюКиево-Печерскогомонастыря ипринадлежалк кругу близкихкнязю людей:«Боголюбивыйкнязь Ярославлюбил селоБерестовоеи церковь тамошнюю, святых апостолов, и оказывалпокровительствопопам многим, среди которыхбыл пресвитерименем Иларион, человек благостный, книжный и постник…Выкопал онпещерку малую, в 2 сажени, и приходяиз Берестового, отпевал тамчасы и молилсябогу втайне.Затем бог внушилкнязю мысльпоставить егомитрополитомв церкви СвятойСофии, а пещеркаэта так и осталась».Эта скромная«пещерка»поможет нампроследитьдальнейшийжизненный путьИлариона.
Отом, что Иларионбыл единомышленникомЯрослава ипомогал емув борьбе заполитическуюи идеологическую(церковную)независимостьот Византии, имеется свидетельствов преамбулеодного из древнейшихпамятниковрусского права– Устава князяВладимира. ВУставе записано, что Ярославвместе с митрополитомИлариономосуществилреформу византийскогоцерковногоправа с цельюприспособленияего к древнерусскимусловиям. Междутем, конкретныеобстоятельстваназначения«русака» Иларионамитрополитомдревнерусскойцеркви до сихпор нелестны.«Повесть временныхлет» об этомумалчивает, а поздняя Никоновскаялетопись объясняетих следующимобразом: «УЯрослава сВизантией«брани» и нестроениябыша», он испытывалот греков «вражду и лукавство», поэтому совершеннозаконно, каксчитает летописец(«по священномуправилу и уставуапостольскому»)князь посоветовалсяс русскимиепископамии поставилИлариона вмитрополию«Киеву и всейРусской земле».
Современныеисторики скептическиотносятся ктем известиямНиконовского Свода, которыене имеют аналогийв летописяхдревнерусскоговремени (Х11 –Х111) Но в нашемслучае егорассказ выглядитвполне правдоподобно.Ведь в 1043 годусостоялсяпоследнийширокомасштабныйпоход КиевскойРуси на Византию.Наши летописинаводят намысль. Что Иларионтщательноготовился квойне и сознательнопошел на разрывполитическихи церковныхотношений сВизантией, стремясь заполучитьв союзникинекоторыеевропейскиегосударства.Однако походна Царьградмногочисленнойрати во главес его сыномВладимиромнеожиданнодля киевскогокнязя окончилсяпоражением.Ярослав не палдухом, тут жеустановилопасные дляВизантии отношенияс Венгрией, Польшей, Германскойимперией. Поэтомувизантийскоеправительствовскоре послеодержаннойнад войскомВладимирапобеды вынужденобыло пойти напопятный, прилагаяэнергичныеусилия к новомусближению сРусью. Около1046 года был подписансоюзный русско– византийскийдоговор в дальнейшемскрепленныйбраком любимогосына ЯрославаВсеволода сдочерью императораКонстантина1Х МономахаМарией.
Нона этом русско-византийскийконфликт небыл исчерпан.По-видимому, Ярослав, неудовлетворенныйусловиямисоглашенияс Византией, и не веря льстивымзаявлениямее дипломатово мире и дружбе, стремилсяоградить себяот идеологическойэкспансииимперии, следствиемчего и явилосьсамовластноепоставлениекиевским княземИлариона вобщерусскиемитрополиты.
Труднообъяснить, почему нашилетописи замолчали, и деятельностьИлариона вдолжности главырусской церквии факт устраненияего с митрополичьейкафедры неотражена.
После1051 года – «поставления»Илариона вмитрополиты«Повесть временныхлет» и другиелетописи вообщене упоминаюто нем. Даже когдав 1054 году скончалсякнязь Ярослав, митрополитне принималучастие впогребальнойцеремонии.Естественно, что многиеисторики пришлик выводу, будтоИларион скончалсяраньше Ярослава.Как бы там нибыло, в 1055 годуна Руси пребывалновый митрополит– Ефрем, надополагать, поставленныйвизантийскимпатриархом, грек по происхождению.Возможно, однако, Иларион простобыл вынужденуйти со сценыобщественно-политическойжизни. Уйти стем, чтобы черезнесколько летвновь на неевернуться; вином качестве, и под другимименем.
Падениепервого митрополита- русича в наукеобычно связываютс окончательнымзамирениеммежду Русьюи Византией, санкционированномдинастическимбраком дочериимператорас сыном киевскоговластелина.С подобнойверсией можносогласиться.Данный бракдолжен былсостоятьсяв 1051-1052 годах, ведьв 1053 году, каксвидетельствуетпастор «у Всеволодародился сынот дочери царской- гречанки, иназвал его отецВолодимер».То был будущийвыдающийсягосударственныйдеятель и полководецВладимир Мономах.
Итак, Иларион принесенв жертву международнымгосударственныминтересам. Ачто с ним произошлопотом?
Ещев начале ХХвека ученые- летописеведыобнаружилистилистическиидейное сходствомежду «Словомо законе и благодати»и древнейшейлетописью1037-1039 годов.(И.Н.Жданов, А.А.Шахматов) Д.С.Лихачев развилэту мысль, Приведятекстуальныесовпадениямежду обеимипамятникамии увеличивколичествоотмеченныхего "«предшествующих»мест. Он показал, что главноесходство приходитсяна ту частьлетописи, вкоторой говоритсяо распространенномросте христианствав Киевской Руси(а это один изосновных сюжетов«Слова» Илариона).
Такимобразом, можносчитать почтидоказанным, что Иларионсоздал, по меньшеймере, частьДревнего Свода, и видимо, могбыть редактором(автором) этогопроизведения.Действительно, кому, как неединомышленникуи ведущемуидеологудревнерусскогообщества тоговремени, могпоручить великийкнязь киевскийсоставлениепервой восточнославянскойисторическойлетописи? Исключительноважная рольИлариона воснованиилетописанияобъясняетпрекращениеисторико-научнойдеятельностина Руси на многиегоды: к этомумогло привестиустранениесподвижникаЯрослава смитрополичьейкафедры, =) и изидейно-политическойжизни.
Вистории летописаниядавно уже утвердиласьмысль, что вторымсоставленнымв Киеве сводомявляется Печерский1073 года, названныйтак по местусоздания. А.А.Шахматов, авслед за нимМ.Д. Приселковдоказали, чтодеятельноеучастие в Печерскомлетописанииначала 70 годовХ1 века принималсподвижникоснователейПечерскогомонастыряАнтония и ФеодосияНикон, в написаннойлетописцемНестором «ЖитиеФеодосия»почтительноназванныйВеликим. Несторизображаетего в неутомимомтруде над созданиемкниг (летописи?):«Сидит, бывало, Великий Никони пишет книги».Его имя ставится«Житием» в одинряд с именами, прославленныхв церковныхкругах, Антонияи Феодосия. Можно догадываться, что когда назрелаполитическаянеобходимостьокончательногозамирения сВизантией, киевскомуправительствупришлось пойтина уступки видеологическицерковномвопросе. А князюЯрославу довелосьпожертвоватьсвоим сподвижникоми, быть может, близким другомИларионом.Когда всталапроблема устройства дальнейшейсудьбы смещенногос митрополичьейкафедры Илариона, был найден«простой»выход: он принялсхиму и сталмонахом Никоном.Скорее всего, это произошло7 ноября 1053 года.Подобная гипотезавпервые выдвинутаяв начале ХХвека, представляетсянаиболее вероятной.
Согласно«Житию Феодосия»Никон пришелв пещеру Антонияраньше главногогероя этогоагиографическогопамятника.Долгое времяНикон оставалсяединственнымпресвитеромв монашескомсообществе: когда Антонийрешил принятьФеодосия в свою«пещерку», т.е.в монастырек, он «велел ВеликомуНикону постричьего: был тотНикон пресвитероми умудреннымчерноризцем».Подобно тому, как Иларионпревышал ученостьюи книжностьюсвоих коллег, так и Никонвыделялся этимиже достоинствамисреди братииКиево-Печерскогомонастыря.Нестор замечает, что «когда сам(Феодосий) поучалбратию в церквидуховнымисловами, топросил ВеликогоНикона прочестьчто-либо изкниг в наставлениебратии».
Некоторыесоображенияв поддержкудоводов М.Д.Приселкова.Выше отражено, что Иларион, будучи пресвитеромхрама на Берестове,«выкопал пещеркумалую». Затем, когда в Киевпришел Антоний,«стал ходитьон по дебрями горам в поискахместа, котороебы ему бог указал.И пришел он нахолм, где Иларионвыкопал пещерку, и полюбил местоэто, и поселилсяон в ней». К томувремени Иларион, став митрополитом, престал быватьв своей «пещерке», и она пустовала.Очевидно, Антонийзанял ее с согласиямитрополита.
ДалееИлариона сместилис митрополичьейкафедры, и онисчезает, казалосьбы, навсегда, с древнерусскогополитическогонебосвода. Затов «пещерке», недавно занятойАнтонием, появляетсяновый жилец, ранее не известныйни летописям, ни «Житию Феодосия»– черноризецНикон, почему-тосразу прозванныйНиконом Великим.Из Феодосиеважития следует, что в пещеркеНикон чувствовалсебя как быхозяином. Поэтомунаиболее естественнымбудет допустить, что Иларионпод именемНикона вернулсяв собственноручновыкопаннуюпещерку.
Важноотметить, чтои настоятелькняжескогохрама Иларион, и сидящий впещерке рядовоймонах Никонназваны однимсловом «пресвитер»(старший священник).Ведь на Руситого временисвященнослужителейобычно называлипопами, и толькос конца ХIвека сталупотреблятьсятермин «священник».Подобное совпадениевряд ли можетбыть случайным.
Наконец, если отвестимысль, что Никонбыл смещеннымкиевским митрополитомИларионом –крупнейшейфигурой вдревнерусскомидеологическомдействе, — тобудет труднопонять, почемускромная, сугубоконфессиональнаядеятельностьрядового монахаПечерскойобители вызваластоль сильныйпротест и дажегнев со стороныкнязя ИзяславаЯрославичаи митрополичьейкафедры. Наверное, этот человек, даже лишившисьсвоего высокогопоста, оставалсядля них опаснойи влиятельнойв церковныхкругах фигурой, авторитетнымдеятелем, сохранившимвлияние наобщественно-политическуюжизнь Киеваи Руси. Взрывкняжеской имитрополичьейярости противИлариона произошелв феврале 1061 года.
ТогдаНикон с разрешенияАнтония – такописывает«Житие Феодосия»- постриг в монахидвух киевскихвельмож. Этот, казалось бы, будничный длямонастырскойжизни поступоквызвал возмущениекнязя Изяслава.Но, странноедело, князь непричинил злаНикону.
Наверное, следует принятьдавно уже высказанноемнение, чтогнев ИзяславаЯрославичабыл инспирировантогдашниммитрополитом-греком.В связи с тем, что Иларион– Никон был, навзгляд митрополита, опасной личностью, к которой, наверное, тянулись, священнослужителии верующие, возникла угрозасоздания подего руководствоммонастыря вКиеве. Можнотолько догадываться, что, вероятно, симпатизировавшийв душе Никонукнязь сумелсмягчитьнеудовольствиемитрополита.Никону все жеразрешилиосновать монастырь, но в отдаленииот Киева. Такначалась его«южная одиссея».Никон устраиваетмонастырь вокраинномдревнерусскомгороде Тмутаракани, быстро превратившийсяв один из главныхочагов книжностина Руси.
Естьоснованияполагать, чтои в далекойТмутараканиНикон не чуралсяполитическойдеятельности, поскольку в1067 году, послесмерти тамошнегокнязя Ростислава,«жители его(города Тмутаракани)умолили великогоНикона отправитьсяк князю (черниговскому)Святославуи просить его, чтобы он отпустилсвоего сынак ним и тот бызанял княжескийстол». Проезжаяв Черниговчерез Киев, Никон увиделсяс Феодосием, и тот уговорилего вернутьсяв Печерскиймонастырь ине разлучатьсябольше. Отвезянового князяГлеба Святославовичав Тмутараканьи посадив егона княжескийпрестол, Никонв сентябре 1068года возвращаетсяв Киев.
Киево-Печерскиймонастырь вконце 60 – начале70-х годов Х1 векабыл главнымочагом идеологическимжизни на Руси, оказывал немалоевлияние на делаполитические.В 1073 году еговерхушка резковыступилапротив раздоровмежду сыновьямиЯрослава, ослаблявшихединство страныи обороноспособностьгосударства.Когда Святославвыгнал из КиеваИзяслава изанял его место, гнев новогокнязя обрушилсяна Никона –ведущего идеологамонастыря, протестовавшегопротив незаконногос позиций феодальнойморали и праваустраненияс престоластаршего братамладшим. Никонувновь приходитьсяудалиться вТмутаракань, откуда, впрочем, он скоро возвращается: в 1074 году, послесмерти Феодосия.Через четырегода он становитсяПечерскимигуменом. УмерНикон в 1088 году, по-видимому, в весьма преклонномвозрасте.
Выдающаясяроль Никонав созданиилетописанияна Руси признаетсявсеми научнымиавторитетами.А.А. Шахматовпервым выделилсерию позднейшихвставок в текстДревнейшегокиевского свода1037-1039 годов и показал, что их авторомбыл Никон. Поповоду однойгруппы вставокученый писал, что они свидетельствуютоб участии «впереработкеэтого сводалица, знакомогос Тмутороканем, Козарами, Касогамии Корсунем, ведут нас кличности Никона, которого признаемпоэтому ближайшимучастникомили руководителемработы, предпринятойв Печерскоммонастыре, когда последнийрешил оживитьлетописноедело, заглохшеена Руси послепервых славныхлет Ярославовакняжения».
Материалыдля восстановлениялетописанияНикон началсобирать, вероятно, во второй половине50 – начале 60-хгодов Х1 века, сперва в Киеве, затем в Тмутаракани, а потом сновав Киеве. Возможно, в те годы онделал и первые, пока еще черновыепогодные записи.Важно отметить, что наш летописецне только фиксировалсовременныеему события, но и восстанавливалпрошлое, пользуясьписьменнымии устными(фольклорными)источниками.Многие ученыеуверены, чтоименно Никонввел в летопись«Корсуньскуюлегенду» окрещении князяВладимира идревнерусскогонарода, преданияо первых русскихкнязьях Олеге, Игоре, Ольгеи Святославе, о храбрых походоврусов на Царьград.
Расшириви продолживДревнейшийсвод, Никон, по-видимому, придал своемутворению туформу летописи, которая затемстала традиционной.Имеется в видуизложениесобытий в погодныхстатьях. Некоторыеисследователисчитают, чтовпервые хронологическуюсетку внес влетопись такжеНикон: ранееразбивки изложенияпо годам в летописныхсводах несуществовало.Кажется наиболееприемлемыммнение, согласнокоторому Никоннаписал иотредактировалПервый Печерскийсвод в течение1069-1073 годов.
Существуетнесомненнаясвязь междуПечерскойлетописьюНикона 1073 годаи «Повестьювременных лет»Нестора началаХ11 века – припосредствеНачального, также составленногов Киево-Печерскоммонастыре сводаконца ХIвека Никоновалетопись леглав основу «Повести», да и сам ее творецбыл современником, пусть и младшим, Нестора. Следуетпризнатьправдоподобнымутверждение, что «зерно»«Жития Феодосия», написанногоНестором, моглобыть заимствованоиз летописиНикона 1073 года, в которой речьдолжна былаобязательноидти о жизнии деяниях знаменитогоПечерскогоигумена.
Специалисты-текстологипришли к выводу, что после 1073 годаНикон не трудилсябольше на нивелетописания.
--PAGE_BREAK--
То, что произошло в конце Х векав Древней Руси, было выдающимсясобытием вистории нашейРодины. Великийкнязь Владимиросуществилсмелую государственнуюреформу, имевшуюдалеко идущиепоследствия.
Чтобы лучше понятьпроцессы, определявшиежизнь нашихпредков в тедалекие века, Необходимохотя бы вкратцевспомнитьсобытия предшествовавшегостолетия.Первоначальноразрозненныеславянскиеплемена временамиобъединялисьи вели военныедействия ссоседями, тревожаиногда и окраиныВизантийскойимперии.В середине1Х века состоялсяпервый большойпоход на Византию, связываемыйлетописью сименем киевскогокнязя Аскольда.Это был период, когда шло разложениепатриархальногообщинногостроя, зарождалисьфеодальныеотношения. Ониимели тогдапримитивнуюформу – осеньюи зимой дружинас князем ходилапо своей территории, собирала дань; феодальногоземлевладениятогда еще несуществовало.Весной избыткисобранногоотправлялипо Днепру вВизантию и дажев более отдаленныестраны Востока.Оттуда привозилиизделия, которыхна Руси непроизводили.Аскольд осадилКонстантинополь, взял большойвыкуп и заключилс Византиейдоговор, вероятно, содержащийкакие-то выгодыдля русскойзнати. Византиявпервые столкнуласьс нарождавшимсягосударством.Это были ужене просто «варвары», грабившиепограничныепровинции, анечто болеесерьезное.
Вконце 1Х векапришедший изНовгорода Олегзахватил Киеви объединилсеверную июжную Русь(Новгород иКиев). Возникликонтуры будущегодревнерусскогогосударства.Еще непрочноеобъединениеРуси в одноцелое поддерживалосьпостояннымибоевыми действиямипротив непокоренныхплемен. Новыйудачный походна Византиюзавершилсязаключениемвыгодногорусским договораи обеспечениемежегодной дани(платы за ненападение).
Сосмертью Олегасразу выявиласьнепрочностьобъединенияславянскихплемен – ихсоюз распался.Восстанавливатьего силой оружияпришлось Игорю.Он был убит водном из походовна древлян заповторнойданью. Последовалажестокая местьдревлянам состороны егожены Ольги, ставшей правительницейпри малолетнемсыне Святославе.Печальный опытзаставил Ольгуупорядочитьполучаемыеот союзныхплемен даньи их повинности.Это был новыйшаг к регламентированномузаконами феодальномугосударству.
Придяк власти, Святославнаправил своюэнергию противвнешних враговнарождавшегосягосударства.РазгромивХазарскийкаганат, войскоСвятославадошло до СеверногоКавказа. Победами(хотя и не всегда)сопровождалсяего поход противВизантии. Возвращаясьобратно, Святославпогиб в сражениис печенегами, которых византийцыпредупредилио маршруте егодружины. Нопотенциальныевраги русскихна востоке ина западе былинейтрализованы.
Междоусобнаяборьба братьевпосле смертиСвятославапривела в 980 годук власти егосына Владимира.Каково былонаследство, доставшеесяВладимиру отего предшественников? Коротко говоря, он оказалсяво главе непрочногообъединенияславянскихплемен, стабильностькоторого требовалапостоянногоприменениявоенной силы.Чтобы укрепитьэто объединение, молодой князьпринял дваважных решения.Во-первых, онобосновалсяв Киеве, чтобыне оставлятьуправлениесвоей державойна многие месяцыили годы (таковабыла деятельностьвоенных предшественников).Во-вторых, онпостаралсяидейно объединитьсоюзные славянскиеплемена с помощьюобщей для всехрелигии.
Переходк оседлой жизнив столице былсерьезным шагомв направлениифеодализациигосударства; в современныхВладимирукоролевствахмонархи в основномуправлялисвоими странамииз столиц. Этусторону деятельностиВладимира счелнужным особенновыделить К.Маркс. Он писал, что до Владимирастраной правиликнязья-завоеватели, которые смотрелина Россию лишькак на стоянку, от которой надобыло двигатьсядальше. Например, Святославсобиралсяперенестистолицу наДунай, приблизивее к местамбоевых действийсобственнойдружины. Обэтом же повествуюти летописи: доВладимиракнязья думали«о ратех», а он– «о строи землянем…и о уставе землянем».
Обосновавшисьв Киеве, Владимирприступил кстроительствуоборонительныхсооруженийна востоке отнего, подтверждаяэтим, что онсобираетсяпребывать встолице постояннои защищать ееот кочевников.Спокойная иуверенная жизньв городе тожебыла важнойпредпосылкойуспеха глубокихгосударственныхреформ.
Вторуюпроблему –объединениесоюзных племен– он поначалупытался решитьпутем «уравниванияв правах» всехосновных племенныхбогов. Любойприехавшийиздалека могвидеть, что встолице почитаютсяне только свои, киевские, боги, но и бог егоплемени. Так, в Киеве возникпантеон шестиязыческихбогов, остаткикоторого обнаружилиархеологи.
Хотяи нет сегодняпрямых доказательств, однако не подлежитсомнению, чтоэти меры князяВладимираукрепилидревнерусскоегосударство.Но вскоре выяснилось, что дорога, покоторой онстоль успешнодвинулся вперед, на самом делевела в тупик.Тому были двесерьезныепричины. Во-первых, языческаярелигия и посленововведенийВладимирапредполагалавсе же старыйобраз жизни.Она была уместнадля патриархальногостроя, но серьезнотормозилаформированиеновых производственныхотношенийзарождавшегосяфеодализма.Нужны былиновое право, новые обычаи, новое общественноесознание, новыеоценки событий.А «это» лежало, по существу, готовым в Византии.
Втораяпричина заключаласьв том, что КиевскаяРусь не моглавстать в одинряд с передовымистранами Европыи Востока, немогла выйти, говоря нынешнимязыком, «науровень мировыхстандартов», не заимствоваву них ремесел, строительнойтехники, науки, культуры имногого другого.
ПочемуВизантия? Решая, какую (или какие)из существовавшихтогда странпринять заобразец, Владимирмог ориентироватьсятакже на мусульманскийВосток и католическийЗапад. Но предпочтениебыло им отданоправославнойВизантии. Внемалой меревыбор Владимирабыл обусловленисторически, но в такой же– его государственноймудростью. СВизантией ужесложилисьдостаточнотесные экономическиеотношения»: она была близкорасположена.Этому в большойстепени способствоваладеятельностьКирилла и Мефодия, создавшихславянскуюписьменностьи проповедовавшиххристианствона славянскомязыке. Такимобразом, нарешение Владимирамогло повлиятьи то, что в православнойцеркви в отличиеот католическойбогослужениеможно быловести на понятномязыке. Византийскийвариант христианстваотвечал нуждамфеодальногообщества ипоэтому вполнесоответствовалзамыслам Владимира.Одновременнорешалась изадача единогокульта для всехплемен ДревнейРуси.
НиРусь, ни Византияне расценивалипредстоящеекрещение какчисто религиозныйакт. Если ограничитьсянесколькоупрощеннойи предельнократкой характеристикой, то точка зренияВизантии сводиласьк следующему: поскольку Русьобращаласьв православнуюверу, а православнуюцерковь возглавляливизантийскийпатриарх иимператор, тоРусь автоматическистановиласьвассалом Византии.Однако растущееи уже довольномощное древнерусскоегосударство, неоднократноуспешно воевавшеес Византией, отнюдь не желалодля себя подобнойроли. Точказрения Владимираи его окружениябыла иной. Помысли князя, Русь превращаласьбы в дружественноеВизантии, новполне суверенноегосударство.Как друг Византии, оно оказывалобы ей, еслинеобходимо, военную помощь.При стольсущественномрасхожденииво взглядахна последствиякрещения онобыло по меньшеймере сильнозатруднено.
Носудьба оказаласьблагосклоннойк замысламВладимира. В986 году византийскийимператорВасилий IIпотерпел жестокоепоражение ввойне и едваспасся, а в 987 годук Константинополюподошел с войскомвзбунтовавшийсявизантийскийвоеначальникВарда Фока иобъявил себяимператором.В этом безвыходномположенииВасилий IIпросит помощиу киевскогокнязя Владимира.Тот согласенпредоставитьвоенную помощьи тем самымсохранить тронВасилия II, но выдвигаетжесткие условия:
крещениеРуси происходит, образно говоря,«по киевскомусценарию»;
Владимирполучает в женысестру императораи тем самымстановится«своим» средиверховныхправителейЕвропы.
Императорвынужден согласиться.То была большаядипломатическаяпобеда Владимира.Княжескоевойско (6 тысячвоинов) помоглоразбить Фоку, и Василий IIостается напрестоле.
Наступает988 год, а с нимначинаетсяи крещениеРуси, однакоВасилий IIнарушает данноеим слово – приездего сестры Анныв Киев задерживается.Владимир действуетрешительно: осаждает Корсунь(современныйХерсонес вКрыму) – важныйопорный пунктВизантии наЧерном море.
Корсунькапитулирует, Владимир грозитсяперенестивоенные действияна территориюВизантии. Теперьвынужденкапитулироватьи Василий II.Судьбу Анныоплакиваютв Константинополецелую неделю, и нетрудновообразить, с какими мыслямиона отправляетсяпосле этогок Владимиру.
Любителипорассуждатьо «насильственномкрещении» могут на этом примереубедиться, чтонасилие действительноимело место.Сохраняя интонациюА.К. Толстого, можно ироническисказать, чтодревнерусскоевойско, разбиввизантийцев, заставило ихокрестить себя.
Преждечем обратитьсяк феодальнойреформе, рассмотримрелигиознуюсторону вопроса.Любая религияимеет своюнепростуюисторию, и, вчастности, переход КиевскойРуси от язычествак христианствуследует оцениватьположительно, как прогрессивныйпроцесс, переходк «цивилизованной»религии. Например, обязательнымэлементомязыческогокульта многихнаселявшихЕвропу племенбыли человеческиежертвоприношения.Они совершалисьпо всяким поводам, включая некоторыепраздникигодового цикла.
Естествененвопрос: как шлораспространениехристианства? Не встречалли этот процесссопротивления? Подчеркнутьстоит, что онбыл внутреннимделом КиевскойРуси. Преобразованияосуществлялисьпо указаниювеликого князяи его ближайшегоокружения, какбы «правительства».Внешнего, насильственногонапора странане испытывала.Кроме того, население былознакомо схристианством: уже многие годыв древнерусскихгородах существовалималенькиехристианскиеобщины, появившиесяеще во времякняжения Ольги, бабушки Владимира, которая первойиз верховныхправителейКиевской Русиприняла христианство.Это тоже способствовалоутверждениюновой религии.
Каки при всякомкардинальномпреобразовании, новое, прогрессивноенаталкивалосьна сопротивлениестарого, отжившего.Поэтому полезнообсудить, комуэто новое быловыгодно, а комунет.
Князьтолько выигрывал– если раньшеон просто былглавой племенногосоюза, то теперьего власть былаосвящена, «дарованабогом».БлижайшееокружениеВладимира ненесло никакогоимущественногоили иного ущерба.Тоже можносказать и одружине. Передтеми, кто занималсяторговлей сВизантией, реформа открывалановые возможности. Рядовые общинники, пока процессфеодализациине набрал силу, тоже особенноне страдали.Рабам христианствообещало свободу.Как известно, в Древней Русирабство былодомашним, рабовне использовалив производстве, но они составлялизаметный слойобщества. Широкобыла распространенаработорговля.
Ктотерял все, такэто языческиежрецы. Влиятельноежреческоесословие вдругстановилосьникому не нужным.В этих условияхязыческоежречествоприбегло к двумпринципиальноразным тактическимприемам: во-первых,«уходу в подполье», когда на окраинахи в других местах, где это быловозможно, продолжалосьслужение идолам, совершениемагическихобрядов и т.п.; во-вторых, открытому (дажевооруженному)сопротивлениювсей системереформ Владимира.
РеакцияВладимира наэти две тактикибыла различной.На «подпольных»языческихжрецов почтине обращаливнимания, имне мешали, ведьони не представлялиопасности дляглавного –феодальнойреформы. В этомодин из корнейтак называемогодвоеверия.Владимир считал, что в результатедеятельностихристианскогодуховенстваэти элементыязычествапостепенноотомрут.
Инойбыла реакцияна сопротивлениесистеме феодальныхреформ. ЗдесьВладимир проявлялтвердость, безжалостностьи при необходимостиприменял военнуюсилу. Однакодля нас важно, что «огнем имечом» не простовводилась новаярелигия, асоздавалосьцентрализованноефеодальноегосударство.
Государственнаяреформа Владимиракак бы высвободилапостепеннонакапливавшийсяв древнерусскомобществе потенциал– началосьбурное, стремительноеразвитие страны, и это показывает, насколькосвоевременнабыла реформа.
Приглашенныеиз Византиимастера строяткаменные зданияи храмы, расписываютих, украшаютфресками, мозаикой, иконами, а рядомс ними работаютрусские, которыеучатся неизвестномуранее мастерству.Уже следующеепоколение будетвозводитьсложные сооруженияв русских городах, почти не прибегаяк помощи иностранцев.Изменяетсяи сельскоехозяйство — наРуси появляетсяогородничество.
Прибывшеедуховенствоне только служитв новых храмах, но и готовит«национальныекадры» дляцеркви. Распространяютсязнания и грамотность.Организуютсяшколы, в которыеВладимир подплач матерейсобирает детейвысшего сословия, молодых людейпосылает научебу за рубежиродной страны.Вводится летописание.Как всякоеразвитое государство, Киевская Русьначинает чеканитьзолотую монету.Древняя Русьпостепенностановитсягосударствомновой, высокойкультуры.
Странно, но летописипочти ничегоне сообщаюто Владимирепосле его крещения.Вероятно, ихписали приехавшиевизантийцы, которые хотеливидеть иныерезультатыкрещения страны.Не пришлоедуховенство«командовало»Владимиром, а наоборот.
Ноесли о Владимиремолчат летописи, то его восторженновоспеваетфольклор, а этовысшая оценка, которую могполучить тогдаполитическийдеятель. ВладимирКрасное Солнышконавечно осталсяв народнойпамяти. И этоне случайно.В период реформВладимира темпобновлениявсех сторонжизни древнерусскогообщества былпоистинеошеломляющим.
Пометкому определениюпрофессораВ.В. Мавродина, в этот период«все окутанодымкой оптимизма, того оптимизма, который былприсущ раннемухристианствуКиевской Руси».Первоначальноехристианствона Руси былорадостным, неотрицавшемземных страстей, чуждым монашескогоаскетизма. Вовремена Владимирана Руси не быломонахов, несуществоваломонастырей.Все это довольноестественно.Чтобы кто-либоощутил потребностьидти в монастырь, он должен былсжиться схристианскимипредставлениямии идеалами. Ана это нужновремя. Крометого, русскиехристианепервого поколениясчитали самфакт крещения столь большимподвигом личногоблагочестия, что дополнятьего подвигамимонашескойжизни былонеобязательно.
Княжескиепиры знало иязычество.Владимир сохранилэтот обычай, придав емуновое содержание.Здесь междупредставителямидружинной иплеменной знатисвободно обсуждалась«текущая политика», и это служилосплочениюкласса феодалов.Что касаетсямилостынибедным, то накняжеском дворекиевлянин могбесплатнопоесть. ПораспоряжениюВладимира пищудля глубокихстариков ибольных развозилипо домам. Однимиз видов милостынибыл и выкуппленных (рабов)с предоставлениемим свободы.
Современем, когдафеодализмдостигнетдостаточнополного развития, церковь будетпомогатьгосподствующемуклассу держатьугнетенноекрестьянствов повиновении.Более того, онасама станеткрупнейшимфеодалом. Ноэто все – в будущем, а пока правитКиевской Русью«ласковыйкнязь» – ВладимирКрасное Солнышко.
Продуманнаяи энергичнаяполитика Владимираввела Русь всистему европейскиххристианскихгосударств.Ее международноеположениеукрепилось.Быстрый темппреобразованийэпохи Владимиравсе же не смогобеспечитьзавершениефеодальнойреформы приего жизни. Дляэтого требовалосьбольше времени, и дело завершилсын – ЯрославМудрый.
Занявпосле тяжелоймеждоусобнойборьбы за киевскийстол, Ярославстал не менееэнергично, чемего отец, продолжатьначатую реформу.Как и отец, онстроит укреплениядля защитысвоих земель, правда, преимущественнона западе. Также как и отец, он следит затем, что быфеодальнымпреобразованиямничто не мешало.Здесь полезноучесть «восстаниеволхвов».
Ярославпродолжаетинтенсивнуюстроительнуюдеятельность, явно стремясьсделать Киевне хуже Константинополя.Если Константинопользнаменит своимсобором Софии, то величественныйСофийский соборвозводитсяи в Киеве; и тути там городскиеукрепленияукрашают Золотыеворота и т. п.Много сил отдаетЯрослав и развитиюторговли: принем началичеканить нетолько золотые, но и серебряныемонеты.
Однакоглавной заботойЯрослава сталосоздание собственной, русской интеллигенции.Эту задачуВладимир немог решить занедостаткомвремени. Требоваласьне толькограмотность, надо было сделатьтак, чтобы Русьне нуждаласьв «импорте»греческогодуховенства, чтобы она имеласобственныхученых, писателей, философов, чтобы она моглапри необходимостивести идейнуюборьбу, в частностипротив имперскойидеологииВизантии.
Всредние векаединственнымместом, гдечеловека обеспечиваливсем необходимыми давали возможностьзаниматьсянауками, былимонастыри. Онииграли рольне только религиозныхцентров, но исвоего родаакадемий науки университетов.
ОписиXV – XVII веков(более ранниепогибли) показывают, что большинствокниг монастырскихбиблиотекносило небогослужебный, а светскийхарактер. Здесьхранилисьлетописи, хронографы, различные«хождения»(то есть географическиесочинения), философскиеи военные трактаты, такие классическиетруды, как «ИсторияИудейскойвойны» ИосифаФлавия, и т. п…Ученый монахдолжен был бытьвсестороннеобразованным.Об этом свидетельствует, например, начало«Повести оСтефане Пермском», в котором автор– ЕпифанийПремудрый, монах Троице-Сергиевамонастыря(XVвек), — принижает, по обычаю тоговремени, своиталанты: «Небывал ведь яв Афинах в юностии не научилсяу философовни их хитросплетениям, ни мудрым словам, ни Платоновых, ни Аристотелевыхбесед не осилил…».Из этих словвиден идеалмонаха-ученого.
Вмонастыряхвелось летописание(Нестор), писалисочиненияполемическогохарактера(часто с четкимполитическимподтекстом), переписываликниги (этомумы обязаны тем, что читаемдревние летописи,«Слово о полкуИгореве»).Немаловажнои то, что отсюдавыходили собственныерусские священнослужителии иерархи, заменявшиеприезжих византийцев.
Отношения с Византиейто улучшались, то ухудшались.В 1037 году, воспользовавшисьтяжелым положениемЯрослава вборьбе с печенегами, Византия вынудилакнязя учредитьрусскую митрополиюво главе с греком.Русская церковьстала формальноподчинятьсяКонстантинополю.Византия по-прежнемухотела видетьКиевскую Русьсвоим вассалом.Когда несколькопозже междуКиевом и Константинополемвозник военныйконфликт, товизантийскийисторик МихаилПселл назвалего "«восстаниемрусских». Ненападением, а восстанием.Он явно не хотелсмириться смыслью о самостоятельностиКиевской Руси.
1051году, послесмерти митрополита-грека, произошлонеслыханное: Ярослав сам(без императораи константинопольскогопатриарха),«собрав епископы», впервые ставитмитрополитомИлариона –русского священникакняжескогосела Берестово.Русская церковьвновь укрепляетсвою независимость.
ПриЯрославе продолжалосьграмотностии строительствошкол (не тольков Киеве). Сохранилосьсвидетельствооб открытиив 1030 году школына 300 детей вНовгороде, гдеих «учили книгам».Грамотой постепенноовладеваливсе сословия– об этом говорятнаходки древнихберестяныхграмот. Происходилбыстрый культурныйрост населенияДревней Руси.
Цивилизованныегосударстване могут существоватьбез писаныхзаконов, и Ярославсоздает «РусскуюПравду», А такжеряд другихписьменныхуставов. Ярослав, завершительреформы Владимира, сделал КиевскуюРусь свободноразвивающимсяфеодальнымгосударством, ни в чем неуступавшимдругим.
Каковыже итоги княжестваВладимира иЯрослава? Во-первых, Русь объединиласьв единое феодальноегосударство.Оно было объединеноновой, передовойпо тому временикультурой, писаными законами, религией. Исчезлостарое делениепо племеннымпризнакам.Получилаокончательноеоформлениеединая древнерусскаянародность, из которойпозже вышлирусские, украинцы, белорусы.
Во-вторых, в результатереформ Русьокончательновстала вровеньсо всем цивилизованныммиром. Она неуступала другимстранам ни всмысле общественно-экономическойформации (феодализм, который продолжалсвое развитие), ни в смыслекультуры, ремесла, военного дела.Введениехристианства, ставшегоидеологическойосновой единойфеодальнойгосударственностиДревней Руси, сыграло в периодраннего средневековьяпрогрессивнуюроль.
Стремительныйрасцвет древнерусскогогосударствапроизвел огромноевпечатлениев мире. Западныйлетописец Адамиз Бремена)называет Киев«украшениемВостока» и«соперникомКонстантинополя».Но, может быть, наиболее наглядномеждународныйавторитетКиевской Русипросматриваетсяв династическихбраках ЕслиВладимир добылсебе «достойнуюжену» силойоружия, то впериод княженияЯрослава наблюдаетсясовершенноиная картина.Сам он женатна дочери короляШвеции, егосестра – королеваПольши, тридочери — соответственнокоролевы Венгрии, Норвегии иФранции, сынженат на сестрекороля Польши, внук – на дочерикороля Англии, внучка – женагерманскогокороля и императораСвященнойРимской империиГенриха IV.Это ли не признакмеждународногоавторитетадревнерусскогогосударствакак передовойи мощной державы? Она возниклаиз конгломерата«варварских»племен на глазахизумленнойЕвропы за времяжизни двухпоколений.
МитрополитИларион безусловновысокоталантливыйчеловек. Первыйрусский политическийтрактат «Словоо Законе и Благодати»был написанименно им. Еслисудить по названию,«О законе Моисеомданеем, и о благодатии истине ИисусХристом бывшим, и како законотъиде, благодатьже и истина всюземлю исполни, и вера в всяязыкы простресяи до нашегоязыка (народа)рускаго, и похвалакагану нашемуВладимиру, отнегоже крещенибыхом, и молитвак Богу от всеаземля нашеа», то можно подумать, что это классическийбогословскийтрактат. Ведьеще апостолПавел в своем«Послании кевреям» ставилвопрос о соотношенииВетхого Завета(закона, данногоМоисеем) с НовымЗаветом (благодатью, данной человечествуХристом). Естественно, проблема решаласьв пользу благодати.Однако в своемпроизведенииИларион далновый политическийзлободневныйповорот классическойтеме.
Итак, тема «Слова»- тема равноправностинародов, резкопротивостоящаясредневековымтеориям богоизбранничествалишь одногонарода, теориямвселенскойимперии, иливселенскойцеркви. Иларионуказывает, чтоЕвангелиеми крещениемБог «все народыспас», прославляетрусский народсреди народоввсего мира ирезко полемизируетс учением обисключительномправе на«богоизбранничество»только одногонарода.
Перваячасть произведения касается основноговопроса историческихвоззренийсредневековья: вопроса взаимоотношениядвух заветов: Ветхого – «закона»и Нового –«благодати».Взаимоотношениеэто рассматриваетсяИларионом вобычных символическихсхемах христианскогоблагословения.
Взаимоотношениелюдей с Богомраньше, в эпохуВетхого завета, устанавливалосьначалом рабства, несвободногоподчинения– «законом»; в эпоху же Новогозавета – началомсвободы –«благодатью».Время Ветхогозавета символизируетобраз богиниАгари, времяНового завета– свободнойСарры.
Особенноезначение в этомпротивопоставленииНового заветаВетхому Иларионпридает моментунациональному.Ветхий заветимел временноеи ограниченноезначение. Новыйже завет вводитвсех людей ввечность. Ветхийзавет был замкнутв еврейскомнароде, а Новыйимеет всемирноераспространение.Иларион приводитмногочисленныедоказательстватого, что времязамкнутостирелигии в одномнароде прошло, что наступиловремя свободногоприобщенияк христианствувсех народовбез исключения; все народыравны в своемобщении с Богом.Христианство, как вода морская, покрыло всюземлю, и не одиннарод не можетхвалитьсясвоими преимуществамив делах религии.Всемирнаяистория представляетсяИлариону какпостепенноераспространениехристианствана все народымира, в том числеи на русский.Излагая этуидею, Иларионприбегает кмногочисленнымпараллелямиз Библии, иупорно подчеркивает, что для новойверы потребныновые люди.
Посколькублагодать вышезакона, значит, новое нередковыше старого.Но тогда и народы, крестившиесяпозже, вовсене хуже тех, кто принялкрещение давно.Значит притязанияВизантии настаршинствопо отношениюРуси не имеютоснований.Такой выводможно сделатьк первой части.
Сужаятему (2 часть)и говоря о крещенииРуси, Иларионособо подчеркивает, что это не заслугаВизантии. Крещениепроизошло пособственномужеланию русских, это лишь первыйшаг, и русскийнарод ожидает … будущее Иларионпишет: «верабо благодатьнаапо всей землипростреся идо нашего языкарускааго доиде…»«Се бо уже и мыс всеми христианамиславим святуюТроицу». Русьравноправнасо всеми странамии не нуждаетсяни в чьей опеке:«вся страныблагодатныйбог нашь помилова, и нас не презре, въехоте и спасены и в разумистинный приведе».
Патриотическийи полемическийпафос «Слова»растет, по меретого как Иларионописываетуспехи христианствасреди русских.Словами ПисанияИларион приглашаетвсех людей, всенароды хвалитьБога. Пустьчтут Бога вселюди и возвеселятсявсе народы, всенароды восплещитеруками Богу.От Востока идо Запада хвалятимя Господа; высок над всеминародами Господь.ПатриотическоевоодушевлениеИлариона достигаетвысшей степенинапряженияв третьей части«Слова», посвященнойпрославлениюВладимира IСвятославовича.
Еслипервая часть«Слова « говорилао вселенскомхарактерехристианства, а вторая часть– о русскомхристианстве, то в третьейчасти возноситсяпохвала князюВладимиру.Органическимпереходом отвторой частик третьей служитизложениесредневековойбогословскойидеи, что каждаяиз стран мираимела своимпросветителемодного из апостолов.Есть и Русикого хвалить, кого признаватьсвоим просветителем:«Похвалим жеи мы, по силенашей, малыимипохваламивеликаа и дивнаасътворьшааго, нашего учителяи наставника, великаагокагана нашеаземли Володимера».Русская земляи до Владимирабыла славнав странах, вней и до Владимирабыли замечательныекнязья: Владимир«внук старогоИгоря, сын жеславного Святослава».Оба этих князя«в свои летавладычествующе, мужьством жеи храборъствомпрослуша(прославились)в странах многихи победами икрепостиюпоминаютсяныне и словуть(славятся)».Иларион высокоставит авторитетРусской землисреди странмира. Русскиекнязья и доВладимира нев худой и не вневедомой землевладычествовали, но в русской, которая ведомаи слышима естьвсеми концамиземли. Владимир– это только«славный отславныих»,«благородныйот благородныих».Иларион описываетдалее военныезаслуги Владимира.Владимир«единодержецьбыв земли своей, покорив подся округъняастраны, овымиром, а непокоривыамечемь». Силуи могуществорусских князей, славу Русскойземли, «единодержавство»Владимира иего военныеуспехи Иларионописывает снарочитою целью– показать. Чтопринятие христианствамогущественнымВладимиромне было вынужденным, что оно былорезультатомсвободноговыбора Владимира.Описав общимичертами добровольное, свободноекрещение Владимира, отметая всякиевозможныепредположенияо просветительнойроли греков, Иларион переходитзатем к крещениюРуси, приписываяего выполнениеисключительнозаслуге Владимира, совершившегоего без участиягреков. Подчеркивая.Что крещениеРуси было личнымделом одноготолько князяВладимира, вкотором соединилось«благовериес властью», Иларион явнополемизируетс точкой зрениягреков, приписывавшихсебе инициативукрещения«варварского»народа.
ЗатемИларион переходитк описаниюличных качествВладимира иего заслуг, очевиднымобразом имеяв виду указатьна необходимостьканонизацииВладимира.Довод за доводомприводит Иларионв пользу святостиВладимира: онуверовал вХриста, не видяего, он неустаннотворил милостыню; он очистил своипрежние грехиэтой милостыней; он крестил Русь– славный исильный народ– и тем самымравен Константину, крестившемугреков.
Патриотическийпафос этойтретьей части, прославляющейВладимира, ещевыше, чем патриотическийпафос второй.Он достигаетсильнейшейстадии напряжения, когда, пространноописав просветительствоВладимира, новую Русь и«славный град»Киев, Иларионобращаетсяк Владимирус призывом, почти заклинанием, восстать изгроба и посмотретьна плоды своегоподвига.
Затретьею, заключительнойчастью «Слова»в некоторыхрукописяхследует молитвак Владимиру, пронизаннаятем же патриотическимподъемом, патриотическоймыслью и надписаннаяименем тогоже Илариона.
Итак, истинная цель«Слова» Иларионане в догматико- богословскомпротивопоставленииВетхого и Новогозаветов, какдумали некоторыеего исследователи.Традиционноепротивопоставлениедвух заветов– только основа, на которойстроится егоопределениеисторическоймиссии Руси.По выражениюВ.М. Истрина, это «ученыйтрактат в защитуВладимира».Иларион прославляетРусь и ее «просветителя»Владимира.Следуя за великимиболгарскимипросветителями– Кириллом иМефодием, Иларионизлагает учениео равноправностивсех народов, свою теориювсемирнойистории какпостепенногои равного приобщениявсех народовк культурехристианства.
Такимобразом, все«Слово» Иларионаот начала доконца представляетсобой стройноеи органическоеразвитие единойпатриотическоймысли. И замечательно, что эта патриотическаямысль Иларионаотнюдь не отличаетсянациональнойограниченностью.Иларион всевремя подчеркивает, что русскийнарод толькочасть человечества.
Соединениебогословскоймысли и политическойидеи создаетжанровое своеобразие«Слова» Илариона.В своем родеэто единственноепроизведение.
Русскаялитературавозникла ещев X веке.Официальноепринятие христианстваРусским государствомв 988 году потребовалоне только множествапереводныхцерковно-богослужебныхи церковно-просветительскихкниг, но и составлениясвоих собственных, русских сочинений, посвященныхнуждам местнойрусской церкви.Одним из первыхтаких сочиненийбыла составленная, очевидно, наоснованиипереводныхпроизведений«Речь философа», включеннаязатем в составдревнейшихрусской летописи.
«Речьфилософа» –это изложениевсемирнойистории схристианскойточки зрения.Оно было сделанов форме речи, обращеннойк князю ВладимируСвятославовичус целью убедитьего принятьхристианство.«Речь философа»– произведениелитературноумелое. Мироваяистория изложенасжато и точно, однако «Речь»не осмыслялазначение принятияхристианстварусским народом.
Вэтом отношенииисключительноезначение имеет«Слово о Законеи Благодати»митрополитаИлариона. Этопроизведениепо теме своейобращено кбудущему Руси.
«Словоо Законе и Благодати»утверждаетидею о равноправиивсех народов, живущих наземле, подчеркивая, что времяизбранничестваодного народапрошло. Бог неделает различиймежду эллином, иудеем и каким-либодругим народом, ибо его учениеравно распространяетсяна всех безисключениялюдей независимоот расы, пола, возраста исоциальногосостояния.Иларион осуждаетпритязанияВизантии нагегемонию вовсем христианскоммире.
В«Слове» онстремитьсяпоказатьмеждународноезначение Русскогогосударства, как равноправногосреди другихзападных ивосточныхстран. КнязьВладимирвладычествовалне в «худойземле», а в той, которая «ведомаи слышима естьвсеми четырьмиконцы земли».В ЯрославеИларион видитпреемникавеликих делСвятославаи Владимира.Источник верховнойвласти он онусматриваетв божественнойволе, поэтомусам великийкнязь воспринимаетсякак причастникБожественногоцарства.
ТрактатИлариона былвысоко оцененсовременникамии потомками.Сумма политико-юридическихпроблем, затронутыхв нем (представлениео статусе верховнойвласти и ееносителе, законностипроисхожденияи реализациивластных полномочий, моральномоблике великогокнязя, ответственностиза управлениестраной, мирномкурсе внешнейполитики), разрабатываласьв русскойполитическойлитературев течение многихвеков.