Реферат по предмету "Исторические личности"


Князь Владимир 978-1015

Прикнязе киевскомВладимире(978-1015) происходитсобытие величайшего
значения, определившеедальнейшийпуть развитияРуси — принятиехрис-
тианства. Святая церковьсравниваетравноапостольногокнязя Владимира
с апостолом Павлом: сходствобыло не тольков чудесномисцелении от
слепоты, но и в обращениико Христу послегонений нахристиан изатем
— в ревностномобращенииязычников вхристианство.В первые годысвое-
гоправления князьВладимир, получившийязыческоевоспитаниев Новго-
роде, куда его ввосьмилетнемвозрасте направилкняжить Святослав(в
970году), показалсебя усерднымязычником. «Истал Владимиркняжить в
Киевеодин, — говоритлетопись, — ипоставил кумирына холме затерем-
нымдвором: деревянногоПеруна с серебряннойголовой и золотымиусами,
затемХорса, Даждьбога, Стирбога, Симарглаи Мокоша. И приносилиим
жертвы, называя ихбогами… И оскверниласькровью земля Русская и
холмтот» (под 980 год). В благодарностьбогам за победу, одержанную
надятвягами (983 год)решено былопринести человеческуюжертву. Жре-
бий пал на юношуиз христианскойсемьи. Его отецобличил ничтожество
языческихбогов, и разъяреннаятолпа язычниковубила их обоих.Но вер-
но сказано: кровь мученников- семя христиан. Погибли наРуси двое
христиан- Феодор и Иоанн, а вскоре обратилисько Христу вместес кня-
земВладимиромтысячи. МитрополитКиевский Иларион, монах Иакови ле-
тописецпреподобныйНестор (XI век)назвали причиныличного обращения
князяВладимира кхристианскойвере, согласноуказав на действиепри-
зывающейблагодатиБожией. В «Словео Законе и Благодати» святитель
Иларион, МитрополитКиевский, пишето князе Владимире:«Пришло на него
посещениеВышнего, призрелона него Всемилостивоеоко БлагогоБога, и
воссиялв сердце егоразум. Он уразумелсуету идольскогозаблужденияи
взыскалЕдиного Бога, сотворившеговсе видимоеи невидимое.А особенно
всегда он слышал оправославной, христолюбивойи сильной вероюземле
греческой… Слыша все это, возгорелсяон духом и возжелалсердцем он
бытьхристианиноми обратить всюЗемлю в христианство.»Понять превос-
ходствохристианстванад язычествоми стать христианиномкнязю Влади-
мирубыло тем легче, что он, по словуМитрополитаИлариона, обладал
«добрымсмыслом и острымумом» и имелвозможностьознакомитьсяс хрис-
тианствому себя в Киеве, где давно ужесуществовалихристианскиехра-
мыи совершалисьбогослуженияна славянскомязыке. Относительновопро-
са о времени иместе Крещениякнязя Владимираесть нескольковерсий.
Согласнообщепринятомумнению, князьВладимир принялкрещение в 998
году в Корсуни(греческийХерсонес вКрыму); по второйверсии князь
Владимиркрестился в987 году в Киеве, а по третьей- в 987 году в Ва-
силеве(недалеко отКиева, теперьг. Васильков).Наиболее достоверной
видимостоит признатьвторую, так какмонах Иакови преподобныйНестор
согласноуказывают на987 год; монах Иаковговорит, чтокнязь Владимир
послекрещения жил28 лет (1015-28=987), а такжечто на третийгод по
Крещении(т.е. в 989 году) совершилпоход на Корсуньи взял его; лето-
писецпреподобныйНестор говорит, что князь Владимиркрестился влето
6495-е от сотворения мира, что соответствует987 году от Рождества
Христова (6695-5508=987). Приняв христианнскую православную веру,
князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратитьвсю Землю в
христианство». Великого князяВладимирапобуждало кэтому не только
религиозноевоодушевление. Он руководствовался, конечно, и государс-
твеннымисоображениями, ибо для русскогонарода христианизацияознача-
лаприобщениек высокой культурехристианскихнародов и болееуспешное
развитиесвоей культурнойи государственнойжизни. КиевскаяРусь имела
давние связи с христианскойВизантией, откуда ужепроникало наРусь
восточноеПравославие. Видимо в целяхболее успешного осуществления
своихзамыслов инадеясь получитьиз Византиинеобходимуюпомощь, осо-
беннов деле организациицерковного управления и развития духовной
культуры, князь Владимирвступает вродство свизантийскимиимперато-
рами(соправителями)Василием II(976-1025) и Константином (976-1028)
вХерсонесе(Корсуни) на ихсестре Анне.Возвратившисьв Киев с супру-
гой-гречанкой, греческимдуховенством, привезя в свойстольный град
различнуюцерковнуюутварь и святыни- кресты, иконы, мощи, князьВла-
димирприступил кофициальномувведению христианствана Руси.

КрещениеРуси и образованиеПоместнойРусской ПравославнойЦеркви.

Введениехристианствав Киевской Русив качествегосударственнойрели-
гиибыло вполнезакономернымявлением и немогло вызватьсерьезных ос-
ложнений, хотя в некоторыхместах (Новгороде, Муроме, Ростове)не
обошлосьбез открытойборьбы, начатойпредводителямиязычества — волх-
Прежде всего князьВладимир крестил12 своих сыновейи многих
Онприказал уничтожитьвсех идолов, главногоидола-Перуна
сброситьв Днепр, а духовенствупроповедоватьв городе новуюверу. В
назначенныйдень произошломассовое Крещениекиевлян у места впадения
вДнепр рекиПочайны. «Наследующий жедень, — говоритлетописец, -
вышелВладимир спопами царицынымии корсуинскимина Днепр, и сошлось
тамлюдей без числа. Вошди в водуи стояли тамодни до шеи, другие по
грудь, молодые же уберега по грудь, некоторыедержали младенцев, а
ужевзрослые бродили, попы же совершалимолитвы, стояна месте. И была
виднарадость на небеи на земле поповоду стольких спасаемых душ...
Людиже, крестившисьрасходилисьпо домам. Владимирже был рад, что
позналбога и людиего, посмотрелна небо и сказал:»Христос Бог, сот-
ворившийнебо и землю! Взгляни нановых людейэтих и дай им, Господи,
познатьТебя, истинногоБога, как позналиТебя христианские страны.
Утвердив них правуюи неуклоннуюверу и мне помоги, Господи, против
диавола, да одолею козниего, надеясьна Тебя и наТвою силу." Это
важнейшеесобытие совершилось, согласно летописнойхронологии, прини-
маемойнекоторымиисследователями, в 988 году, по мнениюдругих — в
989-990годах. Вследза Киевом постепеннохристианствоприходит в дру-
гиегорода КиевскойРуси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынс-
кий, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаютсяепархии. Прикнязе Вла-
димиреподавляющеебольшинстворусского населенияприняло христианскую
веруи Киевская Русьстала христианскойстраной. КрещениеРуси создало
необходимыеусловия дляобразованияРусской Православной Церкви. Из
Византии прибыли епископы во главе сМитрополитом, а из Болгарии-
священники, привезшие ссобой богослужебныекниги на славянскомязыке;
строились храмы, открывались училища дляподготовкидуховенстваиз
русскойсреды. Летописьсообщает (под988 год), что князь Владимир
«приказалрубить церквии ставить ихпо тем местам, где раньшестояли
кумиры. И поставилцерковь во имясвятого Василияна холме, гдестоял
идолПеруна и другиеи где творилиим требы князьи люди. И по другим
городамстали ставитьцеркви и определитьв них попов иприводить лю-
дейна Крещениепо всем городами селам». С помощьюгреческихмастеров
вКиеве был построенвеличественныйкаменный храм в честь Рождества
ПресвятойБогородицы(Десятинный)и перенесеныв него святыемощи рав-
ноапостольнойкнягини Ольги. Храм этотсимволизировалсобой истинный
триумф христианства в КиевскойРуси и вещественноолицетворялсобою
«духовнуюРусскую Церковь». Равноапостольныйкнязь Владимирзаботился
ио просвещениисвоего народа. По свидетельствулетописи (под988 го-
оод)он велел «собратьу лучших людейдетей и отдаватьих в обучение
книжное». Продолжателем апостольской миссии святогокнязя Владимира
былего сын великийкнязь КиевскийЯрослав Мудрый(1019-1054), в прав-
ление которого христианскаявера на Руси, по свидетельствулетописи
(под1037 год), продолжала«плодитьсяи расширяться, и черноризцыста-
лиумножаться, и монастырипоявляться…и умножалисьпресвитерыи лю-
дихристианские.И радовалсяЯрослав, видямного церквейи людей хрис-
тианских...» При ЯрославеМудром построенытакие выдающиесяпамятники
русскогоцерковногозодчества, каккиевская София(заложена в1037 го-
ду) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитыйКие-
во-Печерскиймонастырь (1051год), во многомопределивший дальнейшее
развитиерелигиознойи культурнойжизни КиевскойРуси. Для подготовки
духовенстваЯрослав Мудрыйв 1030 году открылв Новгородешколу, в ко-
торойобучалось 300детей. Естьоснованияпредполагать, что такие шко-
лысуществовалии при другихархиерейскихкафедрах, ипрежде всего в
самомКиеве. Предметомособого попеченияЯрослава Мудрогобыли перево-
дыновой литературыи умножениякниг путемсоздани списковс имеющихся
рукописей.Сам ЯрославМудрый, какутверждаетлетопись (под1037 год),
«книгилюбил, читаяих часто и ночьюи днем. И собралписцов многих, и
переводили они с греческогона славянскийязык. И написалиони книг
множество, ими же поучаютсяверующие людинаслаждаютсяучением божест-
венным… Ярослав же, как мы уже сказали, любил книгии, много их на-
писав, положил в церквисвятой Софии, которую создалсам», то естьос-
новалпервую на русибиблиотеку.Благодарякнигам ужевторое поколение
русскиххристиан имеловозможностьболее глубокоизучать истины хрис-
тианскойверы. О высокойстепени развитияпросвещенияв Киевской Руси
приЯроставе Мудромсвидетельствует«Слово о Законеи Благодати» Мит-
рополитаИлариона, посвященноерелигиозно-философскомуосмыслениюсо-
бытияКрещения Русии написанное, по словам самогоавтора, «длянасы-
тившихся с избыткомкнижной мудростью». Говоря о значениихристианс-
ко-просветительнойдеятельностисвятого Владимираи Ярослава Мудрого,
вспомним ту образнуюхарактеристику, которую даетнам летописец(под
1037год): «Как еслибы один землювспашет, другойже засеет, аиные и
жнути едят пищунеоскудевающую, — так и этот. Отецведь его Владимир
землювспахал и размягчил, то есть Крещениемпросветил. Этотже засеял
книжнымисловами сердцаверующих людей, а мы пожинаем, учение получая
книжное». Со страницлетописи звучит похвала книхному просвещению.
«Велика ведь бываетпольза от учениякнижного; книгаминаставляемыи
поучаемына путь покаяния, ибо от словкнижных мудрость обретаем и
воздержание. Это ведь — реки, напояющиевселенную, это- источники
мудрости; в книгах ведьнеизмеримаяглубина; имимы в печалиутешаем-
ся; они — узда воздержания…Если прилежнопоищешь в книгахмудрости,
тонайдешь великуюпользу душесвоей. Ибо кточасто читаеткниги, тот
беседует с Богом или сосвятыми мужами. Тот, кто читаетпророческие
беседы, и евангельскиеи апостольскиепоучения ижития святых отцов,
получаетдуше великуюпользу». В концеXI — начале XII векахристианс-
твоокончательноутвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря
миссионерским трудам епископов Ростовскихсвятого Леонтияи святого
Исани, в Муромо-Рязанской, крестителемкоторой былкнязь Константин
(Ярослав)Святославович(1096-1129), среди славянскихплемен вятичейи
радимичей, вошедших всостав Древнерусскогогосударствав конце XI век
иобращенныхк Богу преподобнымКукшей, инокомКиево-Печерскогомонас-
тыря.Крещение Русиявилось переломныммоментом вжизни народа.Появи-
лась новая многоплодная ветвь ЕдинойСвятой Соборнойи Апостольской
Церкви- ПоместнаяРусская ПравославнаяЦерковь. ПодвоздействиемПра-
вославной церкви в жизнируского народаизживалисьгрубые языческие
обычаи: кровная месть, полигамия,«умыкание»(похищение)девиц; воз-
росли грахданская правоспособность и материнскийавторитетрусской
женщины; укрепиласьсемья; сталвосстанавливатьсянарушенныйкняжески-
мимеждоусобицамимир. «Князь, — говорил МитрополитНикифор II велико-
мукнязю РюрикуРостиславовичу, — мы поставленыот Бога в землеРусс-
кой, чтобы удерживатьвас от кровопролития». Историки отмечают, что
«Христианскаяцерковь поднялазначение княжеской власти в Киеве на
большуювысоту и упрочиласвязь междучастями государства».Воспитывая
верующегодля грядущегограда, Церковьпостояннообновляет иперестра-
иваети град, здесьпребывающий.Эта перестройкагражданскогообщежи-
тияпод действиемЦеркви — таинственныйи поучительныйпроцесс в жизни
христианских обществ". Принятиехристианстваспособствовалоширокому
распространениюна Руси грамотности, наслаждениюпросвещения, появле-
ниюбогатой, переведеннойс греческогоязыка литературы, возникновению
собственнойрусской литературы, развитию церковногозодчества ииконо-
писи.Появившиесясо времен ВладимираСвятого и ЯрославаМудрого школы
ибиблиотекистали важнейшимсредствомраспространенияпросвещения на
Руси. Кроме СофийскойбиблиотекиЯрослава Мудрого, в Киеве и других
городахвозникают новыебиблиотеки, в том числемонастырскиеи част-
ные.Несомненнобогатую библиотекуимел Киево-Печерскиймонастырь, как
известновырастившийцелую плеядурусских церковныхписателей; приня-
тыйв этом монастыреСтудийскийустав вменялв обязанностькаждому мо-
нахучтение книгиз монастырскойбиблиотеки.Житие преподобногоФеодо-
сияПечерского, написаноепреподобнымНестором Летописцем, свидетель-
ствует, что в келиипреподобногоФеодосия шланапряженная работа по
составлениюи изготовлениюкниг. МонахИларион днеми ночью писалкни-
ги, великий Никонпереплеталих, и сам Феодосийпрял нити, необходимые
дляпереплета.Много книг имелпостриженникэтого монастырякнязь-инок
НиколаСвятоша — онпередал их монастырю. Большие библиотеки имели
князьЧерниговскийСвятославЯрославич, который «разнымидрагоценными
священнымикнигами наполнилсвои клети», князь Ростовский Константин
Всеволодовичснабжавший«книгами церквиБожии»; «богатбыл… книгами»
епископРостовскийКирилл I (XIIIвек).Рукописныекниги былиочень до-
роги, приобретать их в большомколичествемогли толькосостоятельные
люди(князья, епископы)и монастыри.Содержаниерусских книгбыло пре-
имущественнодуховним. Этообъясняетсявлиянием переводнойлитературы
иживым интересомновопросвещенногорусского обществак вопросамхрис-
тианской веры и нравственностии тем, что русскимиписателямив то
времябыли в основномлица духовные.МитрополитИларион, будучив сане
пресвитера, написал «Словоо Законе иБлагодати», получившеевысокую
оценкуего современникови потомков. «Нельзя не удивиться зрелости
ума, глубине чувств, обилию богословскихсведений и томуораторскому
одушевлениюи искусству, какими запечатленоэто образцовоеслово», -
пишетисторик МитрополитМосковскийМакарий. «Словоо Законе и Благо-
дати»в Сербии в XIII векебыло использовано иеромонахом Дометианом
при составлении житий сербскихсвятых Симеонаи Саввы. Преподобный
Нестор, монах Киево-Печерскогомонастыря, написал житиясвятых князей
Борисаи Глеба (убитыСвятополкомв 1015 году) и преподобногоФеодосия
Печерского, положив началорусской житийной литературе. Преподобный
Несторсоставил новыйлетописныйсвод — «Повестьвременных лет», кото-
рая, по определениюакадемикаД.С.Лихачева, является «цельнойлитера-
турно изложеннойисторией Руси». «Повесть временныхлет » переведена
наязыки: немецкий(в 1812 году), чешский(1864 год), датский(1869
год), латинский (1884год), венгерский(1916 год). XI-XII векаистории
РусскойЦеркви ознаменованыпоявлением канонических трудов. Они не
толькопереводятсяна славянскийязык, но и неосуществляетсяих твор-
ческоеприменениек русским условиямжизни. Этимичертами отмеченыта-
кие памятникирусскогоканоническогоправа, как«Каноническиеответы
КиевскогоМитрополитаИоанна II» (1080-1089), «Кириково иИлиино воп-
рошания»(1130-1156), «ОпределениеИлии, архиепископаНовгородского»
(1164-1168). Эти памятникирусской каноническоймысли поражают мяг-
костьюи терпимостью, снисхождениемк человеческойприроде. Так, наря-
дусо строгойтребовательностьюк монашествующим, в Русской Церквиуже
наначальном этапеее развитияпоявилосьмилосердиек ее пасомым. Та-
ковыи поученияправославныхрусских проповедниковэтой эпохи ЛукиЖи-
дяты, епископаНовгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько
летМитрополитомКиевским, ирусского Златоуста — святого Кирилла,
епископа Туровского. Епископ Лукапредостерегаетверующих отчувства
зависти, учит их радоватьсярадости других.МитрополитКлимент, хорошо
знавшийлучшие образцыораторскогоискусстваантичности, обличал тех,
«ижеприлагают домк дому и селак селам», бичуястяжательствои среб-
ролюбие. Проповеди епископа ТуровскогоКирилла удивляютмногосторон-
ностью, глубиной ивысокими ораторскимидостоинстваим.Поучения препо-
добногоФеодосия Печерского, русских подвижникови аскетов носятнес-
колькоиной характер.Они резко обличаютнеправотукнязей, недостаточ-
нохристианскуюжизнь бояр, неправовериеиноземцев. СКрещениемКиевс-
койРуси еще болеерасширилисьи углубилисьее государственныеи куль-
турныесвязи не толькос Византией, но и с Балканскимистранами и дру-
гимигосударствамиЕвропы. Вступивв Брак с греческойцаревной Анной,
князьВладимир породнилсяи с немецкимимператоромОттоном II, который
ранееженился (в 971 году)на сестре Анны- Феофании. Летописец отме-
чает(под 996 год): святойВладимир «жилв мире с окрестнымикнязьями
— с БолеславомПольским, и соСтефаном Венгерским, и с АндрихомЧешс-
ким.И были междуними мир и любовь».Еще более оживилисьсвязи Киевс-
койРуси с европейскимистранами приЯрославе Мудром. В значительной
степениих укреплялидинастическиебраки. Так, дочьЯрослава Мудрого
Аннабыла замужемза французскимкоролем ГенрихомI, Анастасия — за
венгерскимкоролем АндреемI, Елизавета — за ГеральдомНорвежским, а
затемза Свеном Датским; польский корольКазимир былженат на Доброне-
ге, сестре ЯрославаМудрого. Русскаяцерковь, благословившаяэти бра-
ки, широко простиралаи свое влияниев мире.

Литература:

«РусскаяПравославнаяЦерковь 988-1988»Издание Московской Патриархии
1988г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Слідча дія - пред'явлення для впізнання
Реферат Служебные коммандировки в пределах республики Беларусь
Реферат Забудьте о гарантированной занятости
Реферат Следы обуви
Реферат Religion In Society Essay Research Paper Buddhismreligion
Реферат А. А. Богомольца «Утверждено» на методическом совещании кафедры педиатрии №1 Заведующий кафедрой Профессор А. В. Тяжкая 200 г. Методические указания
Реферат 47 км доски дополнительно получает лесопильный завод Весовуд за одну смену
Реферат Виробництво і проблема економічного вибору
Реферат Ensuring Your Privacy Essay Research Paper Ensuring
Реферат Анализ финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности ОАО Медведь
Реферат Содержание правоотношений
Реферат Советская кооперация пред распадом СССР
Реферат Лекции по товароведению для студентов ТГИС - Кормина
Реферат SameSex Marriages Legal Or Not Essay Research
Реферат Становлення християнської церковної організації Монастирі