Реферат по предмету "Исторические личности"


Казахское ханство в XV-XVII вв

Глава6.
КАЗАХСКОЕХАНСТВО В XV-XVIIВВ.
§1. Политическаяистория
Становлениеи развитиеказахскойгосударственностив регионесредневековогоКазахстанаимело важнейшеезначение длясложе­ния иконсолидации, сохраненияцелостностиказахскогоэтноса на длительномпути его развития.Письменныеисточникисодержат достоверныесведения окрупном позднесредневсковомгосударстве— Казахскомханстве, игравшемзаметную рольв регионеЦентраль­нойАзии, в системегосударствевразийскихнародов. С серединыXV в. и до началаXVII в. Казахскоеханство былофактическиединым политическиморганизмом, отличавшимсябольшей илименьшей степеньюстабильности.Оно пережиловремя становления, подъема и упадка, а в XVII в. распалосьна отдельныеханства (втерриториаль­ныхпределах жузов).Территорияханства неоднократноменяла своиочертания подвлиянием главнымобразом внешнеполитическихсобытий, нопочти всегдав пределахрасселенияказахскогоэтноса —отИртышаиКараталадоСырдарьииУрала(Яика), отАлтаяи Тянь-Шаня доКаспия и Арала.Хотя, разумеется, в средневековьеэтничес­киеи государственныетерриторииказахов, каки других народоврегиона, какправило несовпадали.
ТерриторияКазахскогоханства вXV—XVII вв. по даннымисточ­никовтого временибыла на разныхэтапах меньшеэтническойтерриторииказахов, территорииих расселениякак в оседлыхрайо­нах, таки в пределахосновных пастбищи границ кочевыхмаршрутовСтаршего, Среднегои Младшегожузов. Зайнад-Дин Васифи(XVI в.) в сочинении«Бадаи ал-вакаи», как упоминалосьвыше, термином«Казахстан»называет землина Чу и Таласев Юго-ЗападномСеми­речье, т. е. район размещениятех казахов, что были подданнымиханов Джаныбекаи Гирея, районвозникновенияКазахскогоханства в егопервоначальныхграницах'. Автор«Михман-наме-йиБухара» размещаеткочевья казаховнамного западнее, чем Зайн ад-ДинВасифи. Он пишет, что казахи(времени хановБурундука иКасыма) кочуютот Итиля (Волги)до Сырдарьии располагаютсявдоль нее назимовку. Обитателямиобширной степнойтерриториик северу отСырдарьи иАрала он называеттакже мангытов(ногайцев) иузбеков-шайбанидов2.По русскомуисточнику— «Книге БольшомуЧертежу» (XVIIв.) «кочевьяКазахской Орды»располагалисьпо среднемутечению Сырдарьии севернее ее«на 600 верст», т. е. на Сарысу, в районе Улутау, Сары-Арка.
Противоречивостьсведений источниково землях Казахскогоханства отражаетуспехи и неудачиего правителейв борьбе заукреп­лениевласти на разныхэтапах развитияэтого государства.Правителиханства велисамостоятельнуювнешнюю политику, их подданныеимели мирныеконтакты, хозяйственно-культурныесвязи с соседни­минародами истранами Среднейи ЦентральнойАзии, с Российскимгосударством.Нередко этиотношенияпрерывалиськраткими набе­гамии затяжнымивойнами. В ходевоенных акций, борьбы запогра­ничныеземли, миграцииплемен и родовнередко менялись, но в конечномитоге —формировалисьгосударственныеи этническиетерриториинародов региона.Важно отметить, что казахскиеханы собираливоедино земли, уже подготовленныек общей государствен­ностии объединениюдолгим этнополитическими хозяйственно-культурнымразвитием.
Развитиегосударственностиместного населенияв XIV—XVвв. шло на основепостепенноговосстановленияхозяйства, городов и земледелияна юге Казахстана, в условияхопределенногоразвития феодальныхотношений, наместной этническойоснове, хотяи под эгидойЧингизидов, удерживавшихвласть на обширнойтерриторииКазахстанав течение болеепяти столетий.Но в отличиеот монголь­скихулусов, насильственнообъединившихмножестворазнородныхэтнополитическихорганизмов, племен и народностей, пришла госу­дарственность, основаннаяна более определеннойэтническойосно­ве, на базеформировавшихсянародностей.ОбразованиегосударствАк-Орды (Кок-Орды), Ханства Абулхайра, Могулистана, Ногайской Ордыбыло значительнымэтапом в развитиигосударственностиместного, главнымобразом, населения, в конечномсчете —казах­скойнародности, но наряду с ней— и другихнародов, формировав­шихсячастью и натерриторииэтих государств.Оно способствовалозаметной эволюциихозяйства врегионе, укреплениюхозяйственныхсвязей междукочевым и полукочевымскотоводческими оседло-земледельческимнаселением.Это, в свою очередь, содействовалообщению близкихпо языку, материальнойи духовнойкультуре этни­ческихгрупп. В этихгосударствахбыло многообщего в вопросахобеспеченияих жизнедеятельности— в улуснойсистеме организациикочевого населения, в структурахправящей (ханской)власти, ком­плектованиивооруженныхсил, налоговойсистеме. В основномэти формы иструктуры быливзяты из монгольскоговремени, сохрани­лисьони в последующеевремя и в Казахскомханстве. Относительностабильноесуществованиев политическихрамках упомянутыхгосу­дарствсоздавалоотдельнымэтническимколлективамгарантии вы­живанияи развития, возможность, например, долгогои упорногопротиводействиявнешнейагрессии—завоевательнойполитике эмираТимура, калмакскимтайшам, другимпретендентамна их террито­рию.
Ак-Орда (Кок-Орда), ханство Абулхайра, Могулистани Ногай­скаяОрда подготовилиусловия дляпоследующегогенезиса этническиоднородныхфеодальныхгосударствв регионе, дляболее теснойконсолидацииэтническихобщностей— народностейказахс­кой, ногайской, киргизской, отчасти узбекской, уйгурской.
Однаковхождениеотдельныхчастей формировавшейсяказах­скойнародностив несколькополитическихобразований— госу­дарств, а также беспрерывныевойны и усобицыДжучидов ифеодаль­нойверхушки родови племен, приводившиек потере производительныхсил, в том числеи людских резервов, к экономическомуупадку, разобщениюродственныхэтничсскихгрупп, разрывуполитическихи хозяйственныхсвязей, тормозилипроцесс консолидациинароднос­ти.Со всей необходимостьювставала задачапреодоленияполитиче­скойразобщенностиэтническиблизких групп, государственногообъ­единенияказахскихплемен и родов, фактическиуже сложившихсяв народность.Решению еереально способствовалообразованиеКазах­скогоханства.
ВозникновениеКазахскогоханства явилосьзакономернымито­гомсоциально-экономическихи этнополитическихпроцессов наобширной территорииВосточногоДашт-и Кипчака, Семиречья иТуркестана(Южного Казахстана).Формированиев XIV—XV вв. единогоэкономическогорегиона на базеестественнойинтеграцииобластей сосмешаннойэкономикой, кочевой скотоводческойи осед-ло-землсдсльческой, городской— с тоогово-ремесленнымнаправле­ниемхозяйства, подготовилоусловия к объединениювсех земельрегиона в однойполитическойструктуре.Укреплениеэкономичес­ких, культурных, общественно-политическихсвязей кочевогои осед­логонаселения~способствовалоэтническомуединению казахскихродов и племен, фактическомузавершениюдлительногопроцесса сложениянародности.Эти обстоятельстваявились объективнымипричинами иусловиямиформированиясобственноказахскойгосу­дарственности.Стремлениесформировавшейсякрупной этносоци-альнойобщности ксозданиюмоногосударственности, к собственнойсоциально-территориальной, государственнойорганизации, харак­терноне только дляпозднего времени— времениформированиянаций, но и длясредневековья, когда завершалосьв основномсложе­ниесовременныхнародов регионаЦентральнойАзии.
Преодолениераздробленности, политическойразобщенностичас­тей казахскогонарода в разныхгосударственныхобъединениях, свя­зано сименами Джаныбекаи Гирея. Ихдинастийнысинтересы, борьбас другими Чингизидамиза власть встепи совпалис интереса­миразличныхсоциальныхгрупп народа, как из родовойзнати, так ирядовыхтружеников-скотоводови земледельцев.Они объективноотразили стремлениеконсолидировавшегосянарода к созданиюса­мостоятельногогосударства.
Согласнородословным, помещеннымв ряде источников(напри­мер,«Таварих-игузида-йинусрат-наме»), Джаныбек иГирей былиблизкимиродственниками3.В источниках, повествующихо действи­яхэтих первыхказахскихханов-соправителейв 51)—70-х гг.XV в., нет точногоразъяснения, кто из них былглавным, ихимена пишутсярядом не в строгомпорядке. Обаони имели правона власть, одинкак прямойпотомок ханаБарака (Джаныбек), другой —как старшийпо возрасту(Гирей). Но посколькув государствахсредневековогоКазах­стананаряду с постепенноутверждавшимсяпринципомпрямого наследованияханской власти(от отца к сыну)сохранялсяи старый тюрко-монгольскийпринцип преимущественногоправа на ханскуювласть старшегов роде, то Гирей, как и Джаныбек, тоже мог претен­доватьна титул хана.
Конкретныйход образованияКазахскогоханства связанс внутри­политическимсостояниемдвух государствна территорииКазахстана
—ханстваАбулхайра(Государствакочевых узбеков)и Могулистана, историческиесудьбы которыхво второй половинеXV в. завершалисьупадком и развалом.В обоих государствахусиливалосьэкономичес­коемогуществокочевой знати, росли ее центробежныестремления.Наиболее влиятельныевожди родови племен восточногоДсшт-и Кыпчакаи Семиречьястремилиськ политическойнезависимостиили искалипокровителяв лице кого-либоиз Чингизидов, в середине векапродолжавшихоспариватьвласть хановАбулхайра(вГосударст­векочевых узбеков)и Есен-Буги (вМогулистане).
Действияпервых казахскихханов, направленныена созданиеи упрочениеединого государства, были поддержаныверхушкойказах­скихродов и племен, так как отражалиинтересыгосподствующейпрослойкиказахскогообщества.Значительнаяее часть сплотиласьвокруг Гирсяи Джаныбекаеще в 40—50-хгг. в южных районахКазахстана— в предгорьяхКаратау, в низовьяхСырдарьи, севернойчасти Туркестана.Пока Абулхайр-ханбыл занят борьбойза укрепле­ниесвоей властив степи, наследникиханов Ак-Ордыобеспечивалина юге Казахстанасильную власть.К ним стекалисьмногие недово­льныеАбулхайромвожди родови племен сосвоими подданными.
В руках Джаныбекаи Гирея находилисьгородскиецентры и крепостив предгорьяхКаратау и наСырдарье— Сузак, Сыгнак, Сауран и другиеменее крупныекрепости.ПоддерживавшиеДжаны­бекаи Гирея кочевыероды и племенаиспытывализначительныетрудности всвязи с отсутствиемвозможностисовершатьтрадицион­ныесезонные перекочевкив степные районыКазахстана, занятые кочевымиподданнымиАбулхайра. Этипоследние, всвою очередь, были лишенывозможностиприкочевыватьна привычныеместа зимовокв районы Нижнейи Средней Сырдарьи, вести торговыйобмен.
Враждебныеотношения междуплеменами улусаШайбана и улусаОрды еще болееусугубилисьпосле занятияАбулхайромСузака, Сыгнака, Аркука, Узгенда, Ак-Кургана в1446 г. ПодданныеДжаны­бекаи Гирея сосредоточилисьв низовьяхСырдарьи, восточнойчасти предгорийКаратау. Отэтой политическойразобщенностистрадали подданныеи Шайбанидови казахскихправителей, поскольку былинарушены традиционныеэкономическиеи культурныесвязи, этно-политическоевзаимообщение.Еще более стесненнымстало положе­ниеказахских родови племен, подчиненныхГирею и Джаныбеку, после пораженияАбулхайра откалмаков (ойратов)в конце 50-х гг.
Еще в 20-х гг.XV в. ойраты сталинападать наСемиречье впоисках пастбищ, добычи, выходана торговыецентры. В 50-х гг.они появи­лисьна территорииТуркестана.В 1457 г. Абулхайр-ханпотерпел отних жестокоепоражение, бежал с полябоя. Заключивмир с Абулхай­ромна тяжелых длянего условиях, ойраты ушличерез Чу в своиземли, а Абулхайрпринялся жестокимимерами наводитьпорядок в своихулусах, в томчисле и на югеКазахстана, расправляясьс непри­знавшимиего властьДжучидами.Действия Абулхайрав объятых разбродоми возмущениемпосле пиратскогопогрома улусахВосточ­ногоДешт-и Кыпчака, как и неспособностьмогулистанскогохана оградитьнаселениеСемиречья отпиратских орд, привели к ещебольшему недовольствународных масс.
Почти незатухавшиеусобицы и войнытяжело отражалисьна положениинародных масс.Военные действияотрывали рядовыхкочевниковот производительноготруда, неслиим бедствияи разо­рение, болезни и гибель.Возмущениенародных массвыливалосьв характернуюдля средневековогокочевого обществаформу сопро­тивления— уход, откочевкуиз-под властисвоего правителя.Начи­ная с конца50-х годов XVв. в течениедесятилетияпроизошла однаиз таких откочевок— массоваяпередвижкачасти казахскогонаселе­нияиз ВосточногоДешт-и Кыпчака, оазисов Туркестанаи предгорийКаратау в западнуючасть Семиречья, на территориюМогулистана.Джаныбек иГирей возглавилироды и племена, уходившие запреде­лы ханстваАбулхайра.Известие обэтом впервыепоявилось в«Тарих-и Рашиди»МухаммадХайдардуглата4.Махмуд бен Валиподчеркива­ет, что Джаныбеки Гирей отказалисьповиноватьсяАбулхайр-хануимотивировалисвой отказтрадициейнаследованиявласти в степиЧингизидами, обеспечивавшейих право какпотомков хановАк-Орды на властьв ВосточномДешт-и Кыпчаке3.
О том, чтобегство недовольногонаселения былоне единичнымактом, а длилосьв течение многихлет, свидетельствуютданные многихисточников.Особенно оноусилилосьпосле смертиАбулхайра в1468 г. и распадаего государства:«В то время какони [казахскиеханы] благоденствовалитам, Узбекскийулус послесмерти Абулхайр-ханапришел в расстройство;[в нем] началисьбольшие неурядицы.Большая часть[его подданных]откочевалак Кирай-хануи Джани-бек-хану, так что число[собравшихся]около них [людей]достигло двухсоттысяч»''. Этимдействиемнародных массбыло положеноначало последующемуобъединениюразрозненныхгрупп казахов, в том числе исемиреченских, в одно государство.
-Казахскоеханство в первоевремя занималотерриториюЗападно­гоСемиречья, долины Чу иТаласа. Онообъединялокак переместив­шиесяиз Центральногои Южного Казахстанаказахские родыи племена, таки местные. ПравительМогулистанаЕсен-Буга неимел реальныхсил, чтобы остановитьпередвинувшихсясюда казахов.Он вступил всоюз с казахскимипредводителями, надеясь с ихпомощью обеспечитьбезопасностьграниц Могулистанаот территориальныхпретензийАбулхайра, Тимуридов, набегов калмаков.После смертиЕсен-Буги в1462 г. в Могулистаненаступилофактическиполное безвластие.В этих условияхвозникновениеи упрочениеКазахскогоханства в Семиречьебыло вполнезакономернымактом. МухаммадХайдар дуглатотносит времяобразованияКазахскогоханства к 870г. хиджры(1465—1466 гг.)7.
, В~последующиедесятилетияXV— началеXVI вв. Казахскоехан­ство укрепилосьэкономическии расширилосьтерриториально, вклю­чив значительнуючасть этническойтерриторииказахов. Укрепле­ниеКазахскогоханства происходилов сложной обстановкепослед­нихдесятилетийXV в., заполненныхвойнами, усобицами, большими ималыми миграцияминаселения впределахказахстанско-среднеазиатскогорегиона. Сошлос историческойсцены в ВосточномДешт-и Кипчакеханство ШайбанидаАбулхайр-хана; ушла в прошлоевоенная иполитическаямощь государстваТимуридов, наисходе XV ив самом началеXVI вв. окончательнопотерявшихвласть над
МЪвсраннахромв борьбе спредводителемкочевых узбековвнуком АбулхайраМухаммадомШайбани; фактическираспался нанесколь­кофеодальныхвладений Могулистан.В результатеокончательногораспада ЗолотойОрды на территориях, расположенныхсевернее изападнее казахскихстепей, вычленилисьновые государства—Сибир­ское, Казанское, Астраханскоеханства.
Казахскиеханы сразу жепосле смертиАбулхайравмешались вборьбу за властьв степи. Главнымиих противникамибыли наследни­киАбулхайр-хана— его сынШайх-Хайдари внуки МухаммадШайба­ни иМахмуд-султан.Союзникамиже были их давниесторонникиАхмад-хан (потомокТука-Тимура), Шайбанид Ибак-хан, в 60-х гг. захватившийвласть на большейчасти территорииЗападной Сибири, мангытские(ногайские)мирзы. Послегибели сынаАбулхайра еговнуки бежалив Туркестан, где получилипомощь тимуридскогона­местникаМухаммадМазид-тархана.Именно в этомрегионе разыгра­лисьосновные событияистории Казахскогоханства последнейтрети XV в., определившиедальнейшиесудьбы молодогогосударства, воз­можностьполитическогообъединениямногочисленныхродопле-менныхгрупп, вошедшихв казахскуюнародность, и ее этническойтерриториив одном государстве.
Район Присырдарьии Каратау былближайшим квладениямказахских хановв ЗападномСемиречье. ХаныДжаныбек иГирей стремилисьв первую очередьутвердить правана эти земли, являвши­есядля них наследными, в том числе нагорода Сузак, Сыгнаки другие. Ноглавной причинойтого, что борьбаханов-джучидовза власть надВосточнымДашт-и Кыпчакомразвернуласьне столько встепных районах, сколько в Туркестане, было экономическоеи стратегичес­коезначение данногорегиона. Присырдарьинскиегорода быливаж­ными центрамиторгово-экономическихсвязей длянаселениястеп­ных районов; превосходнымидля своеговремени крепостямии могли выдержатьдлительнуюосаду. Традиционноони являлисьадминис­тративно-политическимицентрамипредшествующихгосударствен­ныхобразованийна территорииКазахстана.Земли нижнегои сред­неготечения Сырдарьибыли необходимыказахскимкочевым племе­намкак ценныезимние пастбища.Однако использоватьэти пастби­щаможно было, лишь владеяключевымипунктами этойтерритории— городами-крепостямиТуркестаноми Каратау.--PAGE_BREAK--
Отмеченныепричины, побудившиеказахских хановв первыежегоды послесоздания ханствавести борьбуза Присырдарьинскиегорода и Туркестанв целом, относятсяполностью ик их противникуМухаммадуШайбани, когдаон пыталсявосстановитьвласть Шайба-нидовв ВосточномДешт-и Кыпчаке.В свою очередь, Тимуриды Мавераннахраотстаивализахваченныеими когда-тоу Ак-Орды горо­да, превращенныев оборонныекрепости противкочевниковстепных районов.Вмешались вборьбу и могульскиеханы Юнус и егосын СултанМахмуд, пытавшиесяв условияхупадка Могулистанаи ухода из-подих власти казахскогоСемиречья икиргизсихрайоновПри-тяньшаньязаполучитьгорода в районеюга Казахстана.
Казахскиеханы в развернувшейсяна три десятилетияборьбе обладалинесомненнойреальной силой, вокруг нихсплотилисьзна­чительныемассы кочевников, у них был прочныйтыл в Семиречье, их нередкоподдерживалигородскиевласти и населениев Туркеста­не.Удачными былишаги по привлечениюв союзникидругих претен­дентовна власть встепи и в Туркестане.Им удалосьпривлечь насвою сторонуи эмира из НогайскойОрды, Муса-мирзу, прежде обещавше­гопоставитьМухаммадаШайбани «ханомДсшт-и Кыпчака».
В 70-е гг. произошлонесколькокрупных сражений— под Саура-ном, Сузаком, у перевалаСогунлук вгорах Каратау, в других местах.ЗахватывалиЯсы (Туркестан), Сыгнак то казахскиеханы, то Мухам-мадШайбани, победыи поражениявыпадали надолю обеихвражду­ющихсторон. В одномиз сражениипогиб сынДжаныбек-ханаМах­муд-султан.Он был владетелемСузака, в товремя как егобрат Иренчизанимал Сауран.Одним из видныхпредводителейказахских войскв этот периодбыл сын Гирей-хана(правившегопримерно до1473—-74 гг.) Бурундук.Одни источникиназывают егоханом примернос середины 70-хгодов, другие— с 14УО года''.Во время правленияБурундукаприобрел известностьсын Джаныбек-ханаКасым (род. ок.1455). Он былудачливымполководцем, предводителемконницы, участвовалво многих битвах.
В 80—90-е гг.борьба засырдарьинскиегорода и ихоазисы продол­жаласьтакже с переменнымуспехом. Казахи, как и узбеки-шайбани-ды, неоднократноосаждали Сыгнаки Ясы, Аркук иСауран, и нередкоосада длиласьпо несколькумесяцев. Одиниз эпизодовборьбы завер­шилсясдачей Сыгнака, в котором МухаммадШайбани оставилчасть своеговойска. Приэтом жителиСыгнака мотивировалисвои дейст­виятем, что «преждеэтот вилайетпринадлежалБурундук-хану»9.В другой разСауран был сданБурундук-хануего жителями; казахам былвыдан и находившийсяв городе братМухаммадаШайбани со всемего окружением.Осада Отрарав конце 90-х гг.закончиласьперемириеммежду МухаммадомШайбани иБурундук-ханом.
Итогом борьбык исходу XVв. было включениев состав Казахскогоханства городовСузака, Сыгнака, Саурана. МухаммадШайбани удер­жалв своих рукахОтрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясьна которые, атакже на поддерживавшиеего узбекскиеплемена Дешт-и Кыпчака, онсмог добитьсяпобеды надТимуридамиМавераннахра.У Мухамма­даШайбани дляборьбы за властьв степи не оказалосьреальных сил, фактическион был вынужденограничитьсялишь борьбойза присыр-дарьинскуютерриторию, так как в первыеже годы потерялвсякую возможностьутвердить своювласть в бывшихвладенияхсвоего дедаАбулхайра встепных просторахКазахстана.
Присоединениек Казахскомуханству частиприсырдарьинскихоазисов явилосьключом к успехуказахских хановпо объединениюстраны в целом.К концу XVв. расширилисьпервоначальныеграни­цы ихгосударства.В него вошли, помимо ЗападногоСемиречья, отмеченныевыше городав Южном Казахстане, район Каратаус прилегающимистепнымитерриториями, низовья Сырдарьии Север­ногоПриаралья, значительнаячасть ЦентральногоКазахстана.Многие Джучидыудалились стерриторииКазахстанаискать удачив Астраханское, Сибирское, Казанскоеханства. Подвласть казахскихханов переходиливсе новые иновые казахскиероды и племена; в тесный союзс ними вступилиногайцы. Фактическик началу XVIв. Казахскоеханство занималотерриториюсвоей предшественницы
Ак-Орды(Кок-Орды) и частьМогулистана.Мухаммад Хайдарписал. что «впродолжениевсего временидо 940 г. х.(1533—34 гг.) казахивсецело владычествовалив большей частиУзбекистана[т. е. Восточ­ногоДешт-и Кыпчака]»'".
НаибольшегомогуществаКазахскоеханство достиглов первой четвертиXVI в., особеннопри хане Касыме(1512—1521 гг.). факти­ческион стал правитьеще при Бурундуке".С началом егоправлениявласть перешлак потомкамДжаныбека. Ещев период противобор­стваБурундука иКасыма МухаммадШайбани предпринялнесколькопоходов натерриториюказахов. Казахскиесултаны такжесовершалинабеги на городаюжной частиТуркестанаи Мавераннахра.Участник одногоиз походовМухаммадаШайбани (1509г.) Фазлаллахибн РузбиханИсфахани сообщалоб огромномколичественразнообразиизахваченнойв разграбленномулусе Джаныш-султанадобычи. Былозахвачено свышедесяти тысячказахских юртна повозкахвместе с домашнейутварью, имуществом, одеждой, разнымитоварами, верхо­выелошади, коровы, верблюды, овцы, количествокоторых «сосчи­татьневозможно»12.Эти сведенияпозволяютсудить не толькооб экономическоммогуществеказахов, но ибольших потерях, которые неслиим бесконечныевойны. В результатетрех походовШайбани противказахов емуудалось временновытеснитьказахскихправите­лейза пределыоазисов Туркестана.
В следующем,1510 г. МухаммадШайбани вновьпришел к Сыгнаку, но потерпелсокрушительныйразгром отвойск Касыма; остатки узбеков, разбитые ирассеянные, бежали в Самарканд.В конце этогогода МухаммадШайбани погибв Хорасане, подМервом, в битвес шахом Ирана.
Для закрепленияна СырдарьеКасым выгодноиспользовалполи­тическуюситуацию вСредней Азии.Борьба потомковМухаммадаШайбани с ТимуридомЗахир ад-ДинМухаммад Бабуромотвлекла вниманиеШайбанидовот Туркестана.Ряд его южныхгородов при­зналвласть Бабура.В Сайрам и егоокрестностион назначилнамест­никомКатта-Бека. Новскоре, в1512г., ШайбанидУбайдаллах-султанодержал верхнад Бабуром; наместникипоследнегобыли изгнаныиз их владений.Осажденномув Сайраме Катта-бекуудалось оказатьсопротивлениеузбекам; онпродержалсяв крепости всюзиму, а раннейвесной 1513г. позвал напомощь Касым-хана, находившегосяна зимовке наКараталс, обещавсдать ему крепость.Касым принялпредложение; Катта-бек уговорилКасым-ханавыступитьпротив ШайбанидаСуйундж-ходжи, правившегов то время вТашкенте. Разграбивокрестностигорода, казахивозвратилисьв Сайрам.
Касым поддерживалдружескиеотношения сханом МогулистанаСултан Саидом.Могульскийхан предлагалКасым-хануорганизоватьсовместныйпоход на Ташкентв конце летаэтого же года, однако Касымуклонился отпредложения, сославшисьна необходимость«подумать озимовках, таккак [сбор] ипостроениевойска в этовремя неосуществимы»'3.
Касым-ханутвердил своегосподствонад обширнымистепнымипространствамиказахскойтерритории.Уход СултанСайда в 1514г. в ВосточныйТуркестанобусловилукреплениевласти казахскогохана в Семиречье.На западе подего властьоткочевалигруппы из родови племен переживавшейкризис НогайскойОрды. Границыханства расширилисьдо бассейнар. Яик. На югевладения Касым-ханадохо-дилидоСырдарьи, включая Сайрамскийвилайет. Насевере и северо-востокевладения Касымапростиралисьдалеко за Улутауи оз. Бал­хаш.
Впервые послемонгольскогозавоеваниятерриторииКазахстанабыли объединеныв одном государствепочти все казахскиероды и племена, в том числе иСемиречья.Число подданныххана Касымасовременники(МухаммадХайдар-мирза)определялимиллиономчеловек. Принем узнали оказахскомгосударствеи в западныхстранах. Началисьпосольскиеконтакты Казахскогоханства с Мос­ковскимгосударством.Крымский ханв перепискес турецкимивлас­тямивысказывалбеспокойствопо поводу расширениявладений казаховв западномнаправлении.
В 20-х гг., послесмерти Касыма, междоусобицысултанов-джучи-довна время ослабилиКазахскоеханство. Вмеждоусобнойборьбе погибпреемник КасымаМамаш-хан. Кнеблагоприятнымфакторам жизниханства относитсясложившийсяпротив казаховсоюз узбек­скихи могульскихправителей.Были потеряныприсырдарьинскиегорода. Туркестанскийвилайет оказалсяв подчиненииШайбанидаУбайдаллах-султана.Казахский ханТахир (1523—1533)потерпел не­удачув борьбе с НогайскойОрдой, безуспешнопытался отвоеватьсырдарьинскиегорода. РаспризаставилиТахира бежатьв Семиречье, где в союзе скиргизами онотражал попыткимогульскогохана СултанаСайда восстановитьсвою властьв этом районе.При хане Буйдаше, брате Тахира, казахи былиразбиты в1537 г. могульскимханом Абд ар-Рашидом.
По другимизвестиям онпогиб в битвес узбеками подСайрамом в1559 г. Вместе сним погиблиеще 20 казахскихсултанов. КадыргалиДжалаири отметил, что узбековв этой битвевозглавлялДервиш-хан, сыншайбанидскогоправителяТуркестанаи ТашкентаБарака (Нау-руз-Ахмед-хана).Практическидо конца XVIв. присырдарьинскиегорода Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (такстал называтьсяс XVI в. городЯсы) и другиевходили в составгосударстваШайбацидовМаве-раннахра.Казахскоеханство былоограниченов этот периодс юга по линиинизовий Сырдарьии Каратау. Основныминаправлениямиполитическойактивностиханов казаховвторой третиXVI в. были юго-восток, где в союзе скиргизами онивоевали с могуламии ойратами, атакже запади север, гдеказахи вступилив сложныевзаимоотношенияс ногайцами, башкирами, татарами. Успешнымивначале былидействия в этихнаправленияхвидного казахскогохана Хакк-Назара(1538—1580). Он боролсяпротив ойратови могульского'хана Абд ар-Рашида, отстояв навремя казахскиеземли на востокеи юге Семиречья.Для противостояниявраждебнымдействиямсибир­скогохана КучумаХакк-Назарустановилсоюзные отношенияс узбекскимханом Абдаллахом.
Хакк-Назар-ханпытался восстановитьправо казаховна земли, составлявшиеогромную территориюКазахскогоханства приего отце Касыме.Но в условияхтяжелой внешнеполитическойобстановкизадача эта вцелом сталаневыполнимой.В его время кграницам казахскихстепей приблизилосьРусское государствопосле завоева­
нияКазанского, Астраханского, затем Сибирского\;»н(.ч в. В казан­скиестепи хлынулиногайцы, башкиры, сибирскиетитары, наci>j))-дарьепоявилиськаракалпаки.В Семиречье, тем временем, земли занимали, тесняказахов Старшегожуза, ойраты(джунгары). Вкакой-то периодказахскиевласти контролировалилишь территориик югу от Улутау, на Сарысу, вСеверном Приаральс, Каратау, в ЗападномСемиречье, примерно впределах, показанныхв… Книге БольшомуЧертежу».^раницыханства менялись, таким образом, не только взависимостиот военных идипломатическихспособностей, побед или пораженийханов, но, восновном, отвнешнеполитическихобстоя­тельств.В то же времячасть казаховоставаласьв местах своегообитания ипопадала вподчинениесоседних государстви правителеи.Казахи, проживавшиена территорииТуркестана, подчинялисьуз­бекскомухану Бараку, его сыну Баба-султану.Особенно частоперехо­дилопод властьдругих правителейкочевое скотоводческоенаселе­ниестепных пространств, например, казахскиероды кочевалини территорииСибирскогоханства, выходилив Бар.юинскисстепи. населенныев то время чатскимитатарами.Перемежалиськочевья казахови ойратов наземлях ВосточногоКазахстанаи Джунгариив зависимостиот военныхуспехов предводителейтех или другихнаро­дов. А подвласть Хакк-Назарана Эмбу, к Аральскомуморю, на Сырдарьюпереходилачасть ногайцев, растворившихсязатем в казах­скомМладшем жузе.
Процессвключения всостав Казахскогогосударствазападных земель, входивших послераспада ЗолотойОрды в составНогайской Орды, был сложными длительным.В серединеXVI в. на Эмбеосвободиласьот НогайскойОрды, находившейсяв состоянииупадка и разброда, и фактическибыла самостоятельнойдо началаXVII в. АлтаульскаяОрда14. Хакк-Назар-хануудалось взятьпод свой кон­трольземли от Сырдарьи, Приаралья доЭмбы и по левобережьюЯика, принявпод свою властьчасть ногайскихулусов. В намеренияхего было продвинутьсяи далее на запад15.Однако на западных, как и северныхграницах Казахскогоханства препятствиемдля их расшире­ниястало Русскоегосударство.
ВЮжном КазахстанеХакк-Назар-ханпопыталсяраздвинутьзам-кнутыйкруг своихвладений, неимевшихвыходак торгово-ремеслен-ными земледельческимцентрам. ОказавподдержкуШайбанидуАбдаллаху вего борьбе смятежнымБаба-султаном, он получил отшайбанидскогохана обещаниена право владениянесколькимигоро­дами вТуркестанскомвилайете. Баба-султантоже искалпомощи у казахскогохана и тожеобещал отдатьв суюргал «вилайетыЯсы и Сауран», но сам же убилприбывших кнему на переговорыказахскихсултанов, в томчисле двухсыновей Хакк-Назара.Вскоре погиби сам Хакк-Назар.
Ханомказахов сталШигай (1580—1582), потомок ханаДжаныбе-ка. Онсо своими сыновьямитакже оказалподдержкуузбекскомухану в борьбес Баба-султаном, в частностиучаствовалв знаменитомпоходе Абдаллаха1582 г. через Туркестан, где последнийосаждал крепостиСайрам, Сауран, Туркестан. Наобратном путиБаба-султанбыл убит казахскимсултаном Таваккулом(Тевеккелсм), сыном Ши-гая.Сырдарьинскиегорода сдалисьАбдаллах-хану, где он поставил своих наместников.Казахским жеправителямв награду запомощь досталисьпожалованияне здесь, а вСредней Азии.Нужны былидругие путидля закрепленияв регионесырдарьинскихгородов, а значит, усиления ханства.
В 1586 г. Таваккулзахватил рядгородов в Туркестане, пытался взятьТашкент. В периодс 1586 до 1594г. ему пришлосьутверждатьсвое право наханствованиев длительнойборьбе с другимиказахски­мисултанами, сыновьямиХакк-Назара.Наладив отношенияс Моск­вой, вкоторых онвидел возможностьвоенного союзадля борьбы сузбекскимханом, Таваккул-ханв 1598 г. предпринялновый походв Среднюю Азию, в одном из сраженийразбил войскоАбдаллаха, вернулся вТуркестан. Вэтом же году, используямирную обстановкуна северо-западныхграницах своегогосударстваи междоусобицуШайбанидовв Средней Азии, замену этойдинастии новойдинастиейАштарханидов, он успешнозавершаетдлительнуюборьбу засыр-дарьинскиегорода. Предпринявновый походв Среднюю Азию, Таваккул-ханзанял городаАхси, Андижан, Ташкент, но водной из битвбыл тяжелоранен и умерв том же годув Ташкенте. Подоговору новогоказахскогохана Есима(1598—1628), сына Шигай-хана, с пред­ставителемАштарханидовв состав Казахскогоханства вошлиТур­кестанс его городами, а также Ташкентс вилайетом, и на некотороевремя Фергана.Но на ТашкентраспространялсясуверенитетАштар­ханидов(упоминаниеимени хана этойдинастии вхутбе и на монетах, чеканенныхв Ташкенте, отправка емучасти собранныхв вилайетеналогов и др.).Казахскиеправителинарушали этиусловия договора, что вызвалодлительнуюборьбу в началеXVII в. между казахскимии узбекскимиханами.
Так окончиласьдлительнаяборьба казахскихханов заоседло-земледельческиерайоны ЮжногоКазахстана, города на СреднейСырдарье. Сэтого временив состав казахскогогосударстваоконча­тельновошел этотрегион и надвести летТашкент16.
^Длительныевойны на территорииприсырдарьинскихгородов велик разорениюместного населения, упадку городскогохозяйства, разрушениюирригационнойсистемы, сокращению'земледелия.Во­енные действия, грабительскиенабеги противниковнарушали тор­говлюи отрицательносказывалисьна экономическомположении встепных скотоводческихрайонах. С вхождениемЮжного Казахстанакак развитогохозяйственно-культурногорегиона в составединого государствапредоставиласьвозможностьпреодолетьэти негативныеявления.
\В XVII в. внутриполитическаяжизнь в Казахстанене отличаласьстабильностью.Казахскоеханство всеболее распадалосьна части, усиливалисьфеодальныераспри. Различныегруппы кочевойзнати соперничалимежду собой.На юге фактическиутвердилисьдва хана. ПреемникТаваккула ханЕсим сделалсвоей столицейгород Туркестан.зВТашкенте объявилсебя независимымханом Турсун-Мухаммад, сын султанаДжалима (родословнаяего неизвестна).Пос­тепеннов каждом изтрех жузовпоявилисьсамостоятельныеханы. Осложнилосьвнешнее положениеКазахскогоханства, навсех его рубежах, особенно наюжных и восточных.Бухарский ханИмамкули пыталсяотобрать Ташкент, поддерживалсепаратизмотдельных сул­
танов.В 1612 г., в ответна набеги казахскихвойск на окрестностиБухары, Имамкули-ханпредпринялпоход на казахскиеземли, про­шелТуркестан «докрайних пределовАшпары и Каратау», разграбивнесколькогородов и селений.В Ташкенте онпоставил наместникомсвоего сына, который былвскоре свергнути убит. В ответИмамкули устроилкровавую резнюв городе. В своихпритязанияхна Ташкент онпользовалсявраждой двухказахскихханов. В 1627г. Турсун-Мухам-мадбыл убит Есим-ханом.Есим умер годомпозже. Бухарскиевойска вновьзаняли Ташкент.Однако наследникуЕсим-хана, егосыну Джангируудалось убедитьбухарскогоправителя внеобходимостивоенного союзадля отраженияобщей опасностис востока— нашес­твияойратов.    продолжение
--PAGE_BREAK--
С образованиемв 1635 г. Джунгарскогоханства возрослаопасностьзахвата ойратамиказахскихземель в Прииртышьеи Семиречье.ТеснимыеЦинскойимперией, в поисках пастбищи выхода кторгово-ремесленнымцентрам югаКазахстанаи Средней Азии, они не ослаб­лялидавления наказахскиеземли. Уже в20-х гг. XVII в. большиемассы ойратовкочевали поОми, Тоболу, Ишиму, Иртышу.На Или и Таласеойраты располагалисьна зимовки.Казахи былипотеснены вюжном и западномнаправлении, где пришли встолкновениес обитавшимина своих земляхузбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. В1644 г. хан Джангир, который выступилсовместно ссамаркандскимвойском воглаве с Жалантос-батыром, разбил одиниз джунгарскихотрядов. В 80-хгг. XVII в. джунгарскаяармия подкомандованиемхунтайджиГалдана вторгласьв Семиречьеи Южный Казахстан.Были разгромленынесколькоказахскихулусов, захваченодевять городов; среди них источникиназывают Сайрам, Манкент, Карасман, Шымкент, Ташкенти др. ЖителиСайрама оказалидо­стойноесопротивление; был убит оставленныйГалданом наместник, что вызвалоповторноевторжениеойратской армиив Южный Казах­стан.Сайрам был взяти разрушен; часть его жителейбыла уведенав Джунгариюи ВосточныйТуркестан17.
.^УкреплениеКазахскогоханства в периодправления ханаТауке (1680—1718), союз казаховс киргизамии каракалпакамиослабили навремя натискджунгар наказахскиеземли. Во времяих нападенияв 1680 г. на ЮжныйКазахстантолько городТуркестан небыл разграб­ленджунгарами, так как в немнаходился свойсками ханТауке. Джунгарскиепогромы былиодной из существенныхпричин посте­пенногоугасания жизнигородов на югеКазахстана.Набеги джунгарперерезаливажные торговыепути, наносилибольшой ущербхозяй­ствумирного населения.
Тяжелаяэкономическаяи политическаяобстановкав Казахстанебыла обусловленанепрекращающимисяусобицами, нестабильнымиотношениямис правителямиСредней Азии.Состояниераздроблен­ностии ослаблениеКазахскогоханства сказывалосьна целостностине толькогосударственной, подвластнойханам, территории, но и этнической.Раздоры соперничавшихза власть иподданных, запаст­бищныеземли и городаханов, султанов, группировокаристократииплемен замедлялитемпы общественно-культурногоразвития, меша­лисозданию условийдля упрочениягосударственностина террито­рииКазахстана, для эффективнойзащиты с еепомощью коренных земель народа.ХануТаукеудалось нескольконормализоватьполити­ческуюситуацию враспадавшемсяханстве. Онпредпринялряд мер дляподнятия авторитетаханской власти, преодолениясепаратизмазнати, консолидациинарода. При нембыл составленсвод норм обычногоправа «Жеты-Жаргы», определившийосновные принципыправопорядкаи государственногоустройства.Он искал путисоюза и мирныхотношений ссоседнимигосударствами.
Но относительноеспокойствиепродолжалосьнедолго. Набегиджунгар наказахские землипроисходилив 1710/11, в 171Зи1718 годах.В 1724/25 гг. джунгарыразгромилигорода Туркестани Ташкент, а1723 год —год «Великогобедствия»разметал частьказахов далекоза пределыих этническойтерритории.Многие бежалив Среднюю Азию, что не моглоне обостритьотношений сместным населением;
другиеоткочевалина запад, наЭмбу, до Яика, Ори и Уя, потеснивиз их окрестностейногайцев, башкир, волжских калмыков, да и своих жесородичей, казахов Младшегожуза. Каждыйиз упомянутыхнародов пыталсяотстоять своиземли, невольнопринимая насебя давлениемигрантов, всвою очередь, пострадавшихот более сильногопротив­ника.Все большемудавлению, экономическомуи политическому, подвергалиськазахскиеплемена и родыСреднего жузасо сторонырусских властей, утвердившихсяв Южной Сибири, на территорииПрииртышья, на землях Алтая.Массовые потерискота и пастбищпривели кзначительномуобострениюхозяйственногокризиса в Старшеми Среднем жузах.Сокращениеподвластнойтерриториии числа подданныхослаблялипозиции ханов, усиливалисьвражда и раздоры.В труднойэкономическойи политическойобстановкевстал вопросо принятиироссийскогоподданства.Дальнейшиеэтапы по­литической.экономическойи этнокультурнойистории казаховсвя­заны современем колонизацииРоссией казахскихземель.
§2. Экономикаи культура
В XV—XVII вв.у казахов степныхрайонов в качествепреоблада­ющейсохраняласьисторическисложившаяся, соответствовавшаяприродно-климатическимусловиям зонысухих степейи полупустыньотрасль хозяйства— кочевое иполукочевоескотоводство.Основны­мивидами скотабыли овцы, лошади, верблюды. Крупныйрогатый скотразводилсяв небольшомколичестве, главным образомв местах оседлости18.
Закрепилисьранее сложившиесямаршруты игодичные циклыкочевания сосменой сезонныхпастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кстау). При этомкаждый род, который могсостоять издесятков, анередко и болеесотни аулов, традиционнокочевал в пределахопре­деленнойгеографическойзоны. Протяженностькочевий былаот 200—300 км наюге и в Семиречьедо 800—1000 км вмеридиональномнаправлениив степных районах.Выбор местакочевий, конечно, зависел нетолько от традицийи хозяйственныхнужд, но и отполитическихусловий в ханстве.
Экстенсивноекочевое скотоводствотребовалообширных паст­бищныхугодий, и ихпостояннаянехватка вызывалавойны и расприс соседями.Скотоводствочрезвычайнозависело отприродных усло­
вий.Заготовкакормов непроизводилась, зимой скотнаходился наподножномкорму. Ибн Рузбихан, например, отмечаяценностьсыр-дарьинскихземель длякочевников, писал, что всеокрестностиСей-хуна покрыты«камышом, богатыкормами дляскота и топливом».В суровые зимынередко происходилмассовый падежскота, кочевни­ки-скотоводыразорялись, многие переходилик оседлости.
Хотя и медленно, сами формыведения кочевогоскотоводстваи его продуктивностьулучшались; в благоприятныегоды (как состоро­ны погоды, так и со стороныполитическихусловий жизнинаселения)интенсивноросло поголовьескота. Сохранялисьи постоянносовер­шенствовалисьотработанныевеками навыкиведения животновод­ческогохозяйства.Жилище казахов, юрта, а такжехозяйственныйинвентарь былихорошо приспособленыдля кочеванияи обработкиживотноводческойпродукции.Кочевое скотоводческоехозяйство вомногом обеспечиваложизнь казахскойсемьи. Онодавалоказахам продуктыпитания, материалыдля одежды иобуви, устройстваи убранстваюрты, транспортныесредства дляперекочевок.Конь был незаменимв военных походахи сражениях.
Кочевники-скотоводызанималисьдомашнимипромыслами, глав-ным образом, по переработкеживотноводческогосырья. Изготовля­ливойлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотяхозяйствоказахов оставалосьв основномнатуральным, но оно давалои излишек продукциидля обмена натовары и продукты, произведен­ныегородскимижителями иземледельцами.На рынки городовТуркестана— Сыгнака, Саурана, Ясыи др.—кочевники-скотоводыпригоняли скот, доставляликожи, шерсть, изделия из них, а также холодноеоружие, изделияиз дерева, главнымобразом изберезы, в частностиарбы, тахты ипосуду; продавалипушнину, меховыешубы и шапки19.
В обмен скотоводыполучали вгородах Туркестанаразнообразныетовары: хлопчатобумажныеи шелковыеткани, изделиягончарногопроизводстваи металлического, готовые изделияиз тканей икожи — халаты, шали, головныеуборы, обувь, детали конскогоубранства, атакже разнуюдомашнюю утварь, оружие, украшенияиз драгоценныхметаллов, зеркалаи многое другое.В торговлеучаствовалии казахи:
«Их(казахов) купцыпостояннопосещали ипосещают страныисла­ма, равнои купцы этихстран ездятк ним»20. Самымтвердым, посто­янными массовым укочевниковбыл спрос назерно —пшеницу, просо, ячмень, на другиепродукты земледелияи садоводстваи осо­беннона ткани (карбас).
Казахизнали оседлоеи полуоседлоеземледелиеи городскуюкультуру, особеннов южных и юго-восточныхрайонах Казахстана.Постояннаясвязь кочевогохозяйстванаселениястепных районови районов оседлогоземледелияи городскогохозяйства быланеотъем­лемойчертой экономическойжизни казахскогообщества.Оседло-земледельческоенаселениегородов и оазисовТуркестана, смешан­ноев этническомотношении, находилосьв постоянномхозяйствен­но-культурномвзаимодействиисо скотоводческимнаселениемсте­пи. В своюочередь, инепосредственнокочевникамив местах зимо­воксоздавалисьочаги земледелия, оседлые и полуоседлыепоселе ния, приэтом земледелиемзанималисьпо большейчасти лишивши­есяскота и возможностикочеватьбедняки-жатаки.
Оседаниеказахов-кочевниковпроисходилов зоне присырдарьин-скихоазисов и взападной частиСемиречья болееинтенсивно, чем в каких-либодругих местахгосударства.'Процесс оседанияказахов в XVIв. на этой территориибыл зафиксированв документальныхматериалах(жалованныхграмотах). Кочевавшиепрежде аймаки(род, племя), поодной из такихграмот, подразделяютсяна «живущих[постоянно] вселениях (дихнишин),[полуоседло]в кишлаках(киш-лакнишин)и кочующих(сахранишин)».Упомянуты такжекочевые племена(илатийа)21. Вгородах частожили ханы сосвоим двороми войском, особеннопосле вхождениятерриторииТуркестанав состав Казахскогоханства. Контрольнад городамипозволял создатьв це­лом наказахскойтерриторииболее прочнуюэкономическуюсисте­му, базировавшуюсяна двух взаимодополняющиххозяйственныхукладах —кочевом скотоводческоми оседло-земледельческом, го­родском.
Во второйполовинеXV—XVII вв., в эпохуКазахскогоханства, в ЮжномКазахстанепродолжаларазвиватьсягородскаяжизнь. Ибн Рузбиханупоминает о«тридцатикрепостяхТуркестана».Наименова­нияболее двадцатииз них встречаютсяв источниках; число городищ, обнаруженныхархеологами, превышает этуцифру. На правобережьеСырдарьи и еепритоков этобыли Ясы (Туркестан), Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на левомберегу —Аркук, Узгенд, Аккурган, Куджан, на северныхсклонах Каратау— Сузак, Кумкенти др. Куль­турнымии экономическимицентрами былилишь 5—6 наиболеекрупных изперечисленных«крепостейТуркестана», что, впрочем, и немало длятакой небольшойтерритории, если принятьво вниманиеограниченностьсредневековойэкономики, еенатуральныйхарак­тер, относительнуюмалочисленностьнаселения идругие факторы.
Присырдарьинскиегорода в периодстановленияи укрепленияказахскойгосударственностииграли в жизнинаселенияКазахстанамногоплановуюроль22. Сыгнак, например, был«торговойгаванью» длявосточногоДешт- и Кыпчака23.Он был столицейпервых казах­скихправителей.Ясы (Туркестан)продолжалоставатьсяизвестнымторговым пунктом, центром крупногоземледельческогоокруга. На рубежеXVI—XVII вв. этотгород сталстолицей Казахскогоханства, он были главным религиознымцентром длявсего Туркестанаи прилегающейказахскойстепи.
Отрар сложилсяв крупныйторгово-ремесленныйцентр южно-казахстанскихземель.Как и Ясы, он вXVI в. долгое времябыл местомпребыванияшайбанидскихнаместниковв Туркестанскомвилайете, укрывавшихсяот своих степныхнедругов запрочными стенамиот-рарскойкрепости.ДоминирующееположениеОтрара хорошопони­малисовременники, оставившиемногочисленныесвидетельствав источникахо борьбе заэтот город, владение которымобеспечиваловласть над втейобластью.
Сауран былизвестен вXVI в. целой системойоборонительныхсооружений, среди которыхХафиз Танышназывает высокиекрепос­тныестены с башнями, крепостнойвал, глубокийров, «подобныйреке»; этотгород упомянутЗайн-ад ДиномВасифи в связисо строи­
тельствомв нем в XVI в.медресе —«выдающегосяархитектурногосооружения», а также строительствоми эксплуатациейособых ороси­тельныхсооружений— кяризов, устройствомна одном из нихчахар-бага— загороднойусадьбы с садамии виноградниками.Сайрам былхорошо укрепленнойкрепостью, крупным торгбво-ремесленнымцент­ром наюге Казахстана, на стыке торговыхи военных путейиз Мавераннахрав Туркестани Семиречье; этот городявлялся админис­тративнымцентром самостоятельноговилайета, висточникахупо­минавшегосянаряду с Туркестанскимвилайетом.
Сузак насеверных склонахКаратау постояннобыл главнойопо­рой, стратегическимпунктом правителейКазахскогоханства какв борьбе завласть в степныхрайонах, таки за города вТуркестане.Сузак был нетолько хорошейкрепостью, нои торговым, ремеслен­нымцентром, выдвинутымв степь. В районеСузака отмеченыисточ­никамииисследованыархеологамидругие оседлыеказахскиепоселе­ния: городище Культобе, Ран, Тастобе, Таскорган, Коктобе. Однииз них быликрепостями, другие —земледельческимипоселениями.
В хозяйственнойжизни городскогонаселенияТуркестанакак крупных, так и мелкихгородов, большуюроль игрализанятия сель­скимтрудом. Полуаграрныйхарактер городовотмечаютисследовате­липо археологическимматериалами по даннымписьменныхисточ­ников.Города былиокружены садамии огородами, бахчами ивиног­радниками, полями и пастбищами.Земледелиеми животноводствомзанималисьне только жителиближних и дальнихселений, но исами горожане.
Каждый изгородов былцентром обширногоземледельческогорайона с развитымполивным земледелием, товарнымпроизводст­вомзерна и другойсельскохозяйственнойпродукции. ВXVI— первой половинеXVII вв. искусственноеорошение продолжалоразвиватьсяв больших размерах, чем это былопрежде-4. Водних местахоно основывалосьна выведенныхиз Сырдарьикрупных каналах, в других —на многочисленныхарыках из горныхречек, стекавшихс Каратау, втретьих —применяласькяризная система.
В городахимелись ремесленныекварталы, развивалисьремесла —керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительноедело25. В городахТуркестанаXV—XVI вв. быларазвита фортификационнаясистема. Крепостныесооружения, способныевыдерживатьдлительнуюосаду, во времябесчисленныхвойн подвергалисьразрушениями вновь восстанавли­валисьтрудом мастеров.Вместе с нимии под их прикрытиемв то неспокойноевремя средневековьястроились жилыепостройки, куль­товыеи общественныездания —мечети, медресе, мазары, бани, дуканы, крытыерынки, караван-сараи.
Вгородах и оазисахЮжного Казахстанасуществовалв позднее/ средневековьеемкий и стабильныйрынок, основанныйна постоян-'' ном и взаимномспросе на продукциюземледельцеви ремесленниковкак внутрисамого региона, между обитателямигородов и селений, так и междуними — содной стороныи кочевниками-скотоводами— с другой.Торговля былаодной из наиболеесущественныхсторон жизнедеятельноституркестанскихгородов, таких, как Сыгнак, Ясы, Сайрам. Вэтих городахчеканиласьмонета. Источникиупоминают оналичии тамкрупных базарови многочисленныхдуканов.Благопри­ятнаяполитическаяобстановка, прекращениевойн и усобицв пери­од возвышенияКазахскогоханства, особеннопри Касым-хане, Хакк-Назар-хане, Тауке-ханс, способствовалиразвитию городови торгов­ли.Поддерживалисьоживленныеторговые связисо СреднейАзией, ВосточнымТуркестаном.Русским государством.Через территориюказахскогогосударствапролегала сетькараванныхдорог.
К рубежуXVII—XVIII вв. в связис ростом феодальныхусобиц, джунгарскихнабегов городана юге Казахстанапришли в упадок, что нанеслоудар по казахскойэкономике вцелом.
Общественныеотношения указахов вXV—XVII вв. большинствоисследователейсчитаютпатриархально-феодальными.При этом от­мечаетсябольшая степеньразвитостифеодальныхотношений вэкономическиболее развитыхземледельческихрайонах ЮжногоКазахстана, чем в степныхрайонах, гдепреобладалоэкстенсивноекочевое и полукочевоескотоводство, а общественнаяжизнь, соци­альныеотношениясохранялимножествопатриархально-родовых, патриархально-общинныхэлементов ипережитков.Фактическика­захскоеобщество иказахскаягосударственностьбазировалисьна двух социально-экономическихукладах, чтодавало им большуюус­тойчивостьи стабильность.
Следует иметьв виду, что впозднее средневековьена формиро­ваниисоциально-экономическогоустройстваказахскогообщества весьмаощутимо всееще сказывалисьпоследствияпроисшедшегов период монгольскогогосподствасокращенияв Южном Казахстанеи пол него упадкав Юго-ВосточномКазахстанегородскойкультуры иземледелия, усиления удельноговеса кочевогоскотоводческогохо­зяйства.Изменениеэкономическойбазы сказалосьна трансформа­цииобщественныхотношений вцелом в сторонупатриархальности.
В степныхрайонах господствовалаобщинная формаземлепользо­вания.Право пользованияпастбищамипринадлежаловсем членамкочевого родаили общины, приэтом родоплеменнаяорганизацияобщества скрывалафактическинеравное отношениеродоплемен-нойзнати и рядовыхкочевниковк земле, к пастбищу.Знать имелаправо распоряжатьсякочевьями, использоватьдля своих отари табунов, дляскота своихприближенныхлучшие из пастбищ, лучшие местадля охоты.
Скот находилсяв частной исемейнойсобственности.Им владела ивысшая аристократия, и вожди племени родов, и рядовыечлены рода.Скот был главныммерилом богатствакочевников, их имущест­венногоположения.
Вполне естественно, что, обладаяогромнымистадами, исчисляв­шимися, по сведениямИбн Рузбиханаи МухаммадаХайдара26, внесколькодесятков и дажесотен тысячголов, правящаяаристокра­тияприсваиваласебе правофактическогораспоряженияпастбища­ми.В неравномотношении кземле находилисьи племена ироды в целом.Среди них различалисьболее многочисленные, привилегиро­ванные, были и мелкие, бедные, незначительные.Лучшие пастбищаи территориидля зимовокиздавна былизаняты болеемогуществен­нымиродами и племенами.В целом всятерриторияханства счита­ласьпринадлежащейправящемуродуЧингизидов.Верховнымраспо­
рядителемземель был хан, разделявшийих между султанамиили подтверждавшийих право наземлю (юрт) дляулуса. «В каждомизвестномулусе,—писал Ибн РузбиханИсфахани,— есть|свой] пол­новластныйсултан из потомковЧингис-хана, который сосвоим народомпребывает вкакой-либоместности, старинном юрте.[Султа­ны] сидяттам до сих пореще со времениЮчи-хана (Джучи-хана)и Шибан-ханаи пользуютсяпастбищами.Точно так жеони располага­ютсяи занимаютместа по ясе| Чингис-хана]27.Следовательно, не только впредставлениимасс кочевогонаселенияземля, по которойони передвигалисьсо своим скотом, находиласьв собственностиправящей династии, но и на самомделе это ееправо былоузаконеноюридически, подтвержденотрадицией, обычаем. Другоедело, что правоэто той илииной ветвиЧингизидов, как об этомговорилосьвыше, надо былоотвоевыватьв упорной борьбе.Специфическиеформы присвоенияземель в кочевыхрайонах вXV—XVII вв. продол­жалитрадиции, сложившиесяиздавна; ихсохранениеи закреплениебыло выгоднодля правящейверхушки.
В южных районахКазахстанасложилисьустойчивыеформы фео­дальногоусловногоземлевладенияи земельнойсобственности.От­сюда, из зоныприсырдарьинскихгородов, шелпроцесс феодализа­цииказахскогообщества, здеськочевникивтягивалисьв более слож­ныеобщественныеотношения.Источникиназывают такиеформы землевладенияи собственности, как сойургал, икта, мильк, вакф идр. Город и егоземледельческаяокруга былиподчиненывласти удельно­гоправителя— владельцасойургала, т.е. пожалованияна условияхвоенной илигражданскойслужбы. Такбыло при Тимуридах, Шайба-нидах.С вхождениемтерриторииЮжного Казахстанав состав Казах-скогоханства, какраньше в составАк-Орды, ханстваАбулхайра, присырдарьинскиегорода с ихземледельческойокругой раздавалисьво владениеближайшимродственникамхана, представителямкоче­вой знати.
В борьбе завласть у хановпостоянновозникаланеобходимостьподдержкиблизкой к нимвоенной аристократии, вождей кочевыхплемен за счетземельныхпожалований.Им не толькопредоставля­лисьпастбищныетерриториив степи, но ипередавалисьв уделы целыегорода иликрупные участкиобрабатываемойземли с ороси­тельнымиканалами, вместес сидящими наэтой землекрестьянами(райатами). Кочеваязнать тяготелак городам, политическии эконо­мическиэксплуатируяих. Получая отхана тарханныеправа, владелецпожалованиясобирал в своюпользу налогис земледельцев, ремес­ленников, торговцев.Сойургал былраспространеннойформой гос­подствакочевой знатинад оседло-земледельческимнаселением.
Большуюроль в сырдарьинскихгородах и оазисахиграло мусуль­манскоедуховенство— шайх уль-ислам, садры, казии, шайхи, муллы, мутаваллии другие, оказывавшиеправителямвсяческуюподдержку иполучавшиеот них большиепривилегии, пожалованияземель, водныхисточников, оросительныхсооруженийв вакф вместес нало­говымиммунитетом.Мусульманскоедуховенство, как и частьсвет­ских лиц, владело такжезначительнымиземельнымиучасткамиобрабатываемыхи пастбищныхземель на правахчастной собствен­ности(мильк). Экономическоемогуществодуховной знатибыло основойсе политическойсилы и идеологическоговлияния намассы, содействовалораспространениюмусульманскойрелигии в степныхрайонах.
В основеделения казахскогообщества насословие-классовыегруппы лежалоне столькоимущественноеположение, сколько соци­альноепроисхождение.К высшемуаристократическомусословию—ак-суйек (белаякость) относилисьЧингизиды: ханы, султаны, огланы илиторе, а такжеходжи. Чингизидыне принадлежалини к каким казахскимродам и племенам, они составлялиправящую группуоб­щества.«Каждый родвеликих и именитыхлюдей из потомковЧин­гисхананазывают султанами, а того, кто знатнееих всех, именуютханом, то естьсамым великимиз государейи правителемих, которомуони оказываютпокорность»^.Каждый султанмог претендоватьна ханскийтитул, на улус—определенноечисло родови племен. В своихулусах султанампринадлежалався полнотавласти, административ­нойи судебной, ониосвобождалисьот несенияповинностейв пользу хана.
Все остальноенаселениеханства относилоськ низшему сословию— кара-суйск(черная кость), независимоот имущественногоположе-ния. Вэто сословиевходили предводителиродов и племен— бии (от староготюркскоготермина бек, равного позначению монгольскомунойон и арабскомуэмир). В источникахсреди представителейказах­скойвоенно-кочевойзнати упоминаютсяэмиры и бекиразных ран­гов: минбеги, мирхазаре— «тысячник», йузбеги —«сотник» и др.Позднее терминбий также означаллицо, выполнявшеесудебные функции, обладавшееюридическимизнаниями.
Термин «бай»применялся, по Ибн Рузбихану, ко всякомулицу, обладавшемубогатством, будь оно происхождениемиз султанов, или родоплеменнойзнати (биев), или из рядовыхчленов племени.Пос­тепеннобаи стали составлятьособую социальнуюкатегориюказах­скогообщества, наиболеемногочисленныйслой классафеодалов.
Рядовыекочевники-скотоводы(шаруа), земледельцы—жатаки ипростые горожане, мелкие торговцыи ремесленники, сельские жите­лиоазисов, составлявшиеединое податноесословие (райаты), были обязаныплатить многочисленныеналоги и поборы: зякет, согум, сыбага, бийлык— со скотоводов; ушр, тагар, баджи харадж —с земледельцеви ремесленников, исполнятьповинностии отработки:
саун— отдача скотана выпас рядовымкочевникам, а также коналга, джамалга, мардикари др.
Исключительнотяжелой былавоинская повинность.В сущности, каждый рядовойкочевник считалсявоином и в любоевремя был обязанявиться «коннои оружно» ксултану илиханудля выступленияв поход илиотражениянабега неприятеля.Воинская доблестьсчита­ласьвысшим достоинствомкочевника.Выходцы изрядовых воинов, прославившиесясвоими ратнымиподвигами, могли продвинутьсявверх по социальнойлестнице изанять своеместо в сословиибаты-ров. Последниеиграли важнуюроль в социальнойиерархии казахско­гообщества.Значительнаяих часть своимпроисхождениеми иму­щественнымположениемотносиласьк состоятельнойвоенно-коче­войзнати. Надоотметить, чторядовые кочевники, хотя и выполнялиуказанные вышеобязанностии повинностив пользу своихправите­
лей, тем не менееформально былисвободными, независимыми, хотя и небогатымичленами своегорода и племени.
На политико-административномустройствеКазахскогоханства сказываласьспецификапатриархально-феодальныхотношений. Ононе сложилосьв централизованноегосударство.Ханство состоялоиз несколькихкрупных административныхединиц —улусов во главес султанами-чингизидамииз ханскогорода. Территорияулуса называ­ласьюртом. По ИбнРузбихануИсфахани, вначале XVIв. таких крупныхулусов насчитывалосьоколо десятка.Каждый улуссостоял примерноиз десяткатысяч семей.Несколько семейсоставляликолено (фирке).Определенноеколичествоколен составлялород или племя(таифе). Хан, стоявший воглаве государства, совмещал всвоем лицегражданскую, административнуюи военную власть, осуществ­ляяпри этом верховныеполномочия.В улусах и племенахэти же функциивыполнялисултаны и бии.К городскойверхушке относи­лисьчиновникиместной администрации— вазиры, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиесяханами и удельнымиправителями.Служащие болеенизкого рангазанималисьсбором налогов, надзо­ром заирригационнойсистемой, неслигородскуюполицейскуюслужбу и т. д.
В целом развитыйадминистративныйаппарат в Казахскомханст­ве несложился. Прихане был советиз улусныхсултанов ивождей кочевыхплемен. Ежегодноони собиралисьна курултайдля решенияобщих вопросовжизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальныхспоров и т. п.Система государственногоуправлениябыла основанана обычномправе (адат).Наряду с адатомдействовалинормы мусульманскогоправа. Нормыобычного правабыли кодифицированыи дополненыв конце XVIIв. при хане Таукев виде единогосвода под названием«Жеты-Жаргы»(Семь установ­лении).Этот свод законовсодержит нормыадминистративного, уголовного, гражданскогоправа, положениео налогах, религиозныхвоззренияхи т. д. Определялсяпорядок управленияханством, узако­нивалисьразличные сборыв пользу ханаи биев, устанавливалисьнаказания засовершенныепреступления.В целом нормыобычного правабыли приспособленыдля защитысобственности, охраны при­вилегийказахскойзнати. В составленииЖеты-Жаргыучаствовалипредставителивсех казахскихжузов29.
Традиционныерод оплеменныеинститутыкочевого обществаяви-лись готовойформой организациивласти господствовавшегокласса и административногоуправления, так же, как древниеформы отно­шениймежду родовоймассой и старейшинами, которые выражалисьв приношенияхи общих работах, превратилисьв феодальныепо существуформы эксплуатации— упомянутыйвыше продуктовыйналог и трудоваяповинность.Оценка уровняразвитиясоциально-экономическихотношений, накотором находилоськазахскоеобщес­тво впозднее средневековье, как патриархально-феодальныхотно­шений(в рамках феодальнойформации), асложившейсяказахскойгосударственности— как феодальной, при всей упомянутойвыше специфике, расходитсяс оценкой рядаисследователей, считающих, чтокочевое обществов своем развитииможет подойтитолько к уровнюраннеклассовогообщества, агосударственностьможет бытьдостигнутакочевникамитолько призавоеванииими земледельчес­кихи городскихобществ. Болеетого, высказанагипотеза осущество­ваниикочевого (номадного)способа производства, при этом номады— кочевыеи полукочевыескотоводы—достигаютв своем социально-экономическомразвитии толькопрсдклассовогоуровня3".Истори­ческаяреальность, в частностиказахскогоэтноса, состоит, однако, в том, что, во-первых, казахи-кочевникии полукочевникизнали не толькоимущественную, но и сословие-классовуюдифференциацию, а, во-вторых, казахи, как ипротоказахскиеплемена и народы, занима­лисьне только чистокочевым скотоводством, но знали и оседлоеи полуоседлоеземледелие, и городскуюкультуру, арайоны ЮжногоКазахстана—районыземледельческойи городскойкультуры сдово­льноразвитымиклассовыми(феодальными)отношениями— были этническойтерриториейказахскогонарода.
В XV—XVII вв.развиваласьсамобытнаякультура казахскогона­рода. Закрепилисьосновные особенностиматериальнойи духовнойкультуры казахов— в типах жилья, его убранствеи утвари, в одеждеи пище, в обрядахи обычаях, вхудожественныхпромыслах иустном народномтворчестве.В них органическибыли воспринятыкультур­ныеценностипредшествующихплемен и народностей, обитавших натерриторииКазахстана.
АрхитектурныекомплексыСыгнака и Саурана, Ясы и Отрара, мавзолеи Джаныбека, Касыма в Сарайчике; Казангапа врайоне Улутау, мазары на Мангышлаке, в низовьяхСырдарьи и впредгорьяхКаратау отличалисьсвоеобразием, строгостьюи выразительностьюархитектурныхформ.
Изделиядомашних промыслови прикладногоискусства— тонко орнаментированныепредметы конскогоснаряжения, юрты, искусновыделанныепредметы ихубранства, предметы домашнегообихода (ковры, кошмы, вышивки, циновки, посуда), нарядная женскаяодеж­да и украшения— все этосвидетельствуето высоком уровнесвоеоб­разнойматериальнойкультуры народа.
Широко развивалосьв XV—XVII вв. устноепоэтическоетворчес­твоказахов. Изпоколения впоколениепередавалисьпроизведениягероическогоэпоса «Кобланды-батыр»,«Ер-Таргын»«Камбар-ба-тыр»и др., социально-бытовыепоэмы «Козы-Корпеши Баян Сулу»,«Кыз-Жибек»и др., слагалисьобрядовые песнии сказки. Преданиясохранили именапредставителейказахскойустной поэзии: Шалки-из-жырау(XV в), Доспамбет-жырау(XVI в.), Жиембет(XVII в.). В песнях, поэмах, эпическихсказанияхпрославлялисьсамоотвержен­ностьи подвиги батыровв защите родины, рассказывалосьо жизни и бытенарода. Талантливыемузыкантысоздавалиинструменталь­ныепроизведения(кюи) на эпические, исторические, сказочные ибытовые темы.В XVI—XVII вв.письменнаялитературана казахскомязыке былараспространенав виде книгрелигиозногои историко-легендарногосодержания, создавалисьисторическиесочинения игенеалогии(шежре). Наиболееважным памятникомказахскойисто­рическойлитературыXVII в. являетсясочинениеКадыргалиДжала-ири «Джамиат-таварих».
Ислам в этотпериод глубокоукоренилсяв городах ЮжногоКазах­стана, в том числесреди казахов, живущих в этомрегионе. Правящая
казахскаяэлита в полномобъеме исповедовалаислам и стремиласьраспространитьего среди своихподданных.Однако в низахдогмы исламане получилиширокогораспространения, большинствонаро­да придерживалосьдоисламскихверований, основанныхна культе тенгри, поклонениисолнцу, предкам, духу земли идуху воды, огню.Наряду с языческимиобрядами всебольшее распространениеполу­чали имусульманскиеобряды.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.