Реферат по предмету "Исторические личности"


История Московского Государственного Строительного Университета бывшего МИСИ

МосковскийИнженерно-строительныйинститут (МИСИ), а ныне МосковскийГосударственныйСтроительныйУниверситет(МГСУ) за 75 летсо дня основанияпревратилсяв крупнейшуюв стране кузницуинженерно-строительныхкадров. В довоенныеи послевоенныегоды МИСИ былбазовым строительнымВУЗом для всехреспублик СССР, ныне он являетсяголовным ВУЗом Ассоциациивысших строительныхучебных заведенийстран СНГ иучебно-методическимобъединениемвузов РоссийскойФедерации построительномуоборудованию.
У МИСИ-МГСУсложный путьстановленияи развития, богатая история.Было предпринятонесколькопопыток написатьи опубликоватьего историю, но они не увенчалисьуспехом. Врезультате, с помощью архивныхисточниковвсе-таки удалосьнаписать рукописьобъемом 18 авторскихлистов.
Сложный путьпрошел в своемразвитии МГСУ, возникший в1921г. До Октябрьскойреволюции былвсего одинспециализированныйинститут –Петербургскийинститут гражданскихинженеров. В1907г. в Петербургепри Политехническоминститутеоткрылосьинженерно-строительноеотделение. НаУкраине готовилиспециалистовКиевскийполитехническийи Харьковскийтехнологическийинституты. Впервом десятилетииХХ в. вторымпосле Петербургацентром подготовкиспециалистовстроительногодела становитсяМосква. В МВТУна механическомфакультетеначалась подготовкаинженеров-строителей, стали действоватьстроительныекурсы, готовившиетехников-строителей.
В 1902г. в Москвеакадемик И.А.Фоминорганизовалпервые женскиестроительныекурсы.
В 1907г. группаиз 14 человекТовариществаинженеров ипедагоговорганизовалаСреднее строительноеучилище. Директоромучилища сталВ.Н.Образцов– выпускникПетербургскогоинститута путейсообщения, будущий активныйучастник созданияМИСИ.
В 1917г. училищепреобразуетсяв Среднееполитехническоеучилище и получаетстатус государственногоучебного заведения.Его возглавилЗ.Н.Шишкин, которыйчерез нескольколет стал директоромМИСИ и заведующимкафедрой канализации.
В 1919г. Среднееполитехническоеучилище преобразуетсяв 1-й Московскийстроительныйтехникум. Приступилк подготовкекадров 2-й Московскийпрактическийинститут городскогои сельскогоблагоустройстваим. А.И.Герцена.В 1922г. оба институтабыли объединеныв один Практическийстроительныйинститут. Винститутеначали действоватьфакультеты: дорожно-транспортный, архитектурный, городскогои сельскогоблагоустройства, гидротехнический.Архитектурныйфакультет велподготовкуспециалистов, прежде всегодля жилищногостроительствас детальнойконструктивнойразработкой.Факультетгородскогои сельскогоблагоустройстваориентировалсяна перестройкугородов и селений, чтобы вестиборьбу с эпидемическимизаболеваниями.Всего в новомучебном заведениив первый годего существованиянасчитывалось1650 человек. Институтимел солиднуюматериальнуюбазу, коллективпреподавателейбыл из 132 человек.
8 августа1924г. произошлослияние Институтагражданскихинженеров сМВТУ, где образовалсяинженерно-строительныйфакультет. Онпросуществовалдо 1929г. Далее былосоздано Высшееинженерно-строительноеучилище (ВИСУ), основнойспециальностьюстало промышленноестроительство.Тем временемна базе ликвидированногов 1923 году Практическогостроительногоинститутасоздавалосьновое учебноезаведение –строительныйтехникум повышенноготипа с дневнойи вечернейформами обучения. Техникум сохранилосновные отделенияПрактическогостроительногоинститута. Срокобучения составлял4 года.
В 1928 году Московскийстроительныйтехникумреорганизовалсяв ПолитехникумВСНХ СССР состроительнымуклоном. Количествостудентов –2000 человек. Срокобучения – 3года и 4 месяца.В нем сохраниласьта же специализация, и добавилисьеще новыеспециальности.
В 1930 году ВСНХСССР преобразовалМосковскийполитехникумв Учебно-строительныйкомбинат СоюзстрояВСНХ. В составУчебно-строительногокомбинатавошли: бывшийПолитехникумВСНХ СССР сдневной и вечернейформами обучения, в которомнасчитывалось300 учащихся, курсыпо переквалификациина техникови инженеров, сектор заочногообучения, школадесятников, ВИСУ.
В 1932 году кстарому зданиюбыло пристроеноновое, громадноепо меркам техлет здание, составившеесо старым единоецелое. Главнымзвеном сталСтроительныйинститут. Воктябре комбинатвключился воВсесоюзноесоревнованиена лучший ВТУЗ.
25 декабря1932 года Главноеуправлениеучебными заведениямиНаркомтяжпромареорганизовалоУчебно-строительныйкомбинат вМосковскийинженерно-строительныйинститут (МИСИ)с Рабфаком принем. Это названиеМИСИ носил 60лет – до 1993 года.Так завершилсяпервый сложныйэтап формированияМИСИ в качествесамостоятельногоВУЗа столицы.
В начале 30-хгодов появляютсяновые инженерно-строительныеВУЗы в НижнемНовгороде, вНовосибирске, в Самаре, а такжестроительныефакультетыв политехнических, технологическихинститутах.
В наиболеевыгодном положениинаходился МИСИ, поскольку унего уже быламатериальнаябаза, сформировалсяпрофессорско-преподавательскийсостав. В МИСИстали работатьизвестныеученые в областистроительства, были организованыновые факультеты, кафедры, введеныновые специальности, увеличилсяконтингентстудентов.Возглавил МИСИдиректорП.В.Квитницкий.
В МИСИ стало5 факультетов.Срок обучениябыл разный. Длятех студентов, кто не проходилобщевойсковуюподготовку– 4 года и 10 месяцев, кто проходил– 5 лет и 6 месяцев.
В 1929 году науровне правительствабыло принятопервое постановлениео всестороннихмероприятияхпо внедрениюмеханизациистроительныхработ. До этоговремени такиекадры не готовилни один строительныйВУЗ. В 1938 году вМИСИ создаетсяфакультетстроительныхработ. В 1934 годув МИСИ приходитновый директорИ.С.Зеньков, имевший большойжизненный опыт: в дореволюционномпрошлом – батрак, рабочий, матросв годы первоймировой войны, член большевистскойпартии с 1916 года.При Зеньковев институтестали работатьученые с мировымиименами. ЭтоП.Л.Пастернак, Н.И.Безухов, Г.Г.Карлсен, И.Н.Рабинович, С.Н.Строганов, С.С.Давыдов ит.д. В МИСИ насчитывалось44 кафедры, шелпроцесс созданияновых кафедральныхколлективов.
В 1933 году созданыкафедры металлическихконструкцийи строительныхматериалов.
В 1937 году возникаеткафедра инженернойгеологии.
В 1935 году –кафедра машиностроенияи теплотехники, организациии эксплуатациипромышленноготранспорта, гидротехническихисследований; начала действоватькафедра инженернойпедагогики.
В 1937 году ликвидируютсякафедры санитарии, промышленноготранспорта, строительныхработ, гражданскихи промышленныхзданий. В 1939 годусоздаетсякафедрамарксизма-ленинизма.
Так год загодом шел процесссовершенствованияструктурыинститута, которая становиласьвсе более приемлемойдля учебнойи научной работы.Вместе с темросла квалификацияпрофессорско-преподавательскогосостава. ПостановлениемСовнаркомаСССР от 13 января1934 года былиустановлены2 ученые степени– кандидатаи доктора науки 3 ученых звания– ассистента, доцента, профессора.
К началу 1941года в МИСИнасчитывалось219 человекпрофессорско-преподавательскогосостава, в томчисле 51 профессор,103 доцента, 65преподавателейи ассистентов.В первой половине30-х годов самымуязвимым местомв учебном процессестроительныхВУЗов являлосьнесовершенствоучебников, учебных пособий, к тому же ихкрайне не хватало.
До 1930 года устроительныхВУЗов не былоучебных планови программ.Каждый преподавательвел занятияпо своему предметукак хотел. Присмене преподавателейнаблюдалисьповторы илипропуски тем.Начинать надобыло с пересмотраучебных программ.
В 1937 году созданакафедра теплофикации.С возникновениемновых кафедрвводятся новыеспециализации, появляютсяновые предметы.
Для поднятияуровня архитектурнойподготовкистудентов в1935 году в институтебыла созданаархитектурно-проектнаямастерская.Кафедра электротехникивыступила синициативойсоздания лабораториигидротехническихсооружений.Принимаетсярешение о созданиихимическойи физическойлабораторий.Действовалилабораторииоснований ифундаментов, испытанийстройматериалов, вертикальноговодоснабжения, дорожно-битумная, гидравлическая, электросварочнаяи другие.
В 1939 годубыла задействованнаяединственнаяв мире гидравлическаялабораторияпо расчетнойвысоте 26 метров.Также в распоряжениибыло 20 учебныхкабинетов, 2общежития на600 мест. Такжебыли созданыфакультативныекурсы для углублениязнаний. В конце30-х годов былвведен новыйкурс по экономическомуобразованию- «Экономикастроительства».Завершающимэтапом подготовкиспециалистовявлялась защитадипломногопроекта. Работастудентов наддипломнымпроектом проходилапод постояннымконтролемнаучного руководителяв специальноотведенныхкабинетах дляподготовкикачественногодипломногопроекта вустановленныесроки.
Контингентстудентов сгодами увеличился: в 1933 г. он составил2500, в 1934 — 2709, в 1936 — 3154 человека.Соответственновозрос и выпускинженеров: в1931 г. он составил128 человек, в 1934 — 492, в 1935 — 680, в 1936 ~ 780, в 1937 — 437, в1938 — 457 человек. Всегоза 10 лет — с 1931 по1940 годы МИСИ далстране 3778 инженеров-строителей.В 1939 и 1940 гг. выпусксоставил 667 человек, т. е.меньше, чем заодин 1935 г. МИСИвносил самыйкрупный вкладв подготовкукадров строителейдля всей страны.Перед факультетамии кафедрамиМИСИ всегдастояла задача: для подготовкивысококвалифицированныхинженеров нужноиметь качественныйрезерв абитуриентов.
Особоезначение придавалосьсоциальномусоставу студентов.До середины30-х годов действоваласистема регулированияприема по классовомупринципу: предпочтениеотдавалосьрабочей и трудовойкрестьянскоймолодежи. Почетнуюкатегорию впополнениистуденческогоколлективасоставлялипарттысячники.Среди них былинагражденныебоевыми орденами.Это и рабочиесо стажем, восстанавливавшиепосле гражданскойвойны фабрикии заводы, транспорт, руководителипартийных, профсоюзных, комсомольскихорганов, низовогозвена и дажедиректорапредприятий.Были средипарттысячникови члены партиис дореволюционнымпартийнымстажем, сидевшиев царских тюрьмахза свою революционнуюдеятельность.ПарттысячникиМИСИ Соколова, Курчанинова- участницыгражданскойвойны. Послевойны Соколовастала членомокружногокомитетабольшевистскойпартии, Курчанинова- депутатомМосковскогогородскогоСовета. Средипарттысячниковбыли И.Байков, АТорин, А.Ленский, С. Мазуров, И. Муратови другие.Все онипришли в МИСИсо слабойобщеобразовательнойподготовкой, но своим упорством, настойчивостьюпоказали, чтомогут не толькосражаться нафронтах войныи бороться схозяйственнойразрухой, нои успешно овладеватьвысотами науки.Эти люди, придяв МИСИ, проявлялиневиданныйэнтузиазм, организованность, образцовуюдисциплину, веди большуюобщественнуюработу.
В жизни любоговуза ведущаяроль принадлежалапартийнойорганизации(ячейке). Посколькукоммунистическаяпартия былав стране единственнойполитическойсилой, сросшейсяс госаппаратом, без ее руководящихуказаний нерешался ни одинвопрос. В МИСИпартячейказанималасьи перестройкойучебного процесса, и формированиемпреподавательскогои студенческогоколлективов, оказывалавлияние наорганизациюучебной, научной, воспитательной, шефской работы.
Возникшеев 1935 г. стахановскоедвижение, связанноес ускореннымиметодами работыза счет лучшегоиспользованиятехники, охватиловсе отраслинародногохозяйства, втом числе истроительноепроизводство.Кафедры активновключалисьв научную работу- сначала вгосбюджетную, а потом и вхоздоговорную. Общееруководствонаучнымиисследованиямивозглавилзаместитель директораинститута проф.Н. С. Стрелецкий.
С 1933 по 1937 годв институтедействовалнаучно-исследовательскийсектор, включавшийвсе направлениянаучной работы.В эти годы накафедрахразрабатывалось248 научных тем.В 1935 г. суммапо хоздоговорнымтемам составила320 тыс. р., из нихболее половиныприходилосьна кафедруоснований ифундаментов.В 1938 г. в МИСИ поступилозаявок на 820 тыс.р., а в 1940 г., на 1 млн. р.
Названныесуммы по хозяйственнымтемам свидетельствовалио растущемавторитетеученых МИСИсреди заказчиков.Кафедра гидравлики, руководимаяпроф. В.Н.Кузнецовым, наряду с другимикафедрами велаисследованияпо заданияммногочисленныхорганизаций.Наиболее крупнымиз них былоисследованиеречного водозаборана реке Томьдля строившегосягиганта индустриидовоенныхпятилеток — Кузнецкогометаллургическогокомбината. Позаданию Метрострояинститут разработалпроекты применениягорных породв инженерныхсооружениях.
Проф. П.Н.Каменевначал еще в30-е годы и продолжалво время ВеликойОтечественнойвойны весьманужную дляпрактики тему«Проходкашахтных стволовпри песках-плывунахгидроэлеваторомпри затопленииствола». Внедрениеэтого методавысвобождало27 рабочих из30, которые работалипри проходкешахтных стволов.Преимуществоразработанногопроф. П.Н.Каменевымметода и в том, что он давалбольшую экономию.Проходкавертикальногоствола шахтыобычным методомзаняла бы 2,5 года иобошлась быв 2, 5млн. р. Использованиеже гидроэлеваторастоило лишь40 тыс. р. при срокевсего 5 дней.
П.Н.Каменевбыл и авторомструйногоаппарата, установленногона строительствеканалов.
Основныеитоги научно-исследовательскойработы ученыхМИСИ подводилисьна научныхконференциях.Первая из нихсостояласьв 1935, вторая — в1937 гг. В последнейучаствовало1300 человек из40 втузов и научныхорганизацийстраны, в томчисле 600 специалистовот различныхотраслей наукии техники. Наконференцияхс научнымидокладамивыступаливедущие ученыеМИСИ. В большинстведокладов какработниковМИСИ, так и другихнаучных учрежденийучитывалисьособенностистроительствав третьей пятилетке(1938-1942 гг.).
По результатамнаучных исследований1938-1940 гг. МИСИ былоиздано четыресборника научныхтрудов: «Металлическиеконструкции»,«Строительнаямеханика»,«Гидротехника»,«Строительныеконструкции».
Одним изсамых актуальныхдля всех строительныхвузов и строительныхфакультетовпри индустриальных, политехническихвузах страныявлялся вопрособеспечениястудентов ипреподавателейучебникамии учебнымипособиями. Егорешение становилосьодним из главнейшихусловий длянормальнойпостановкиучебного процесса.В течение рядалет этот вопросне получалдолжного разрешения, выпуск учебниковне согласовывалсяс потребностямивузов и частоносил случайныйхарактер. Крометого,издание учебниковзадерживалось, и они не всегдаотвечали программамвузов.
Профессорско-преподавательскийсостав МИСИ, учитывая важностьэтого вопроса, немедленновключился вработу по созданиюучебников иучебных пособийдля строительныхвузов. В течение10 лет — с 1930 по 1940 годученые МИСИподготовили, и было выпущенов свет 378 учебникови учебных пособийпрактическипо всем строительнымспециальностям.С середины 30-хгодов МИСИприобретаетстатус методическогоцентра дляостальныхстроительныхвузов. В 1935 г. МИСИбыло присвоеноимя известногополитическогои государственногодеятеля страныВ.В.Куйбышева.Оно оставалосьза институтомдо 1993 г.
С 1930 г. в системенародногообразованияи высшей школыбыла введенаобязательнаяфизическаяподготовка.В МИСИ вначалеэтому предметумало уделялосьвнимания, даи руководствосозданнойкафедры оказалосьне на высоте.Слабой сторонойспортивнойжизни в институтебыло отсутствиемассовой внеучебной спортивнойработы со студентами.На городскихмежвузовскихспортивныхсоревнованияхМИСИ занималПоследниеместа. Такойфакт стал сигналомдля усиленияспортивно-массовойработы, еевсестороннейперестройки.С заменой руководствакафедрой ипринятиемдругих мерположение резкоменяется. Ужев 1934 г. на комплекснойспартакиадевузов МосквыМИСИ занялпервое местопо боксу, теннису, баскетболуи волейболу.С этой порыинститут сталнабирать силусплоченногоспортивногоколлектива.Во второй половине30-х годов онсчитался однимиз передовыхи сильнейшихпо спорту средистроительныхвузов страны.В 1936 г. МИСИ занялпервое местопо боксу, теннису, баскетболуи волейболу.С 1934 по 1940 годы МИСИуспешно участвовалв 60 соревнованиях- союзных, городских, республиканских, межвузовских, городских поразличным видамспорта, занимаяпризовые места.
В спортивномактиве институтак 1940 г. имелось8 мастеров спорта,16 перворазрядников,38 второразрядникови 47 третьеразрядников.В институтеуспешно работалисекции легкойатлетики, гимнастики, баскетбола, волейбола, тенниса, бокса, плавания, борьбы, фехтования, конькобежная, лыжная, туризма-альпинизма, охоты, шахматно-шашечная.В 1940 г. всеми секциямибыло охваченоболее 700 человекили почти 44 процентастудентов.
Участвуяежегодно всоревнованияхпо различнымвидам спортана первенствоМосквы,МИСИ в 1940 г.занял первоеместо побаскетболуи штыковомубою и второе- по легкой атлетике.
СтудентыМИСИ в предвоенныегоды жили такжеполнокровнойкультурнойжизнью. Отправнойточкой стал1933 г. — в МИСИ былоткрыт студенческийклуб, при которомработало 5 кружков: хоровой, драматический, духовой, струнный, оркестровый.Каждый студент, при желании, мог проявитьсвои способности.В 1934 г. в институтеоткрылся Университеткультуры. Активнымпомощникомруководству, общественныморганизацияминститута в30-е годы сталамноготиражнаягазета «Строитель».Первый ее номервышел 1 октября1930 г. под редакциейМ.И.Калискина.Немало местана полосахгазеты занималивопросы, посвященныесоциальномуаспекту, вопросыкультуры, быта, культурно-массовыхмероприятий.Многотиражкапубликовала материалы обучастии коллективаМИСИ в строительствемосковскогометро, началостроительствакоторого относитсяк 1932г.
Перваялиния протяженностьюв 11, 6км с тремя станциямии всем комплексомсооруженийбыла построенав мае 1935 г
Итак, в 30-егоды, несмотряна короткийсрок — всего за8, 5предвоенныхлет, МИСИ сформировалсякак крупнейшийинженерно-строительныйвуз. Из года вгод, набираятемпы развития, он стал первымсреди строительныхвузов бывшегоСССР по контингентустудентов, профессорско-преподавательскомусоставу и егонаучному потенциалу, по количествуаспирантов.Накануне ВеликойОтечественнойвойны в МИСИна 6 факультетахобучалось 1672студента. Заэто время институтдал странепочти 5400 квалифицированныхинженеров-строителей, внес солидныйвклад в теориюи практикустроительства.Такой результатбыл достигнутблагодарясамоотверженномутруду всегоколлективаМИСИ и вниманию, которое уделялиему правительственныеорганы.
--PAGE_BREAK--
МИСИ В ГОДЫСУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ(1941 — 1945)

Июнь 1941 года.В МИСИ, как иво всех вузахстраны, заканчиваласьвесенняяэкзаменационнаясессия. Но с 22июня 1941 г. жизньстраны и каждогочеловека крутоизменилась.Началась ВеликаяОтечественнаявойна, котораяпродолжаласьпочти 4 года.
Мисийцыбыли в первыхрядах трудящихсястолицы, выразившихгорячее желаниес оружием вруках защищатьсвою Родину.В такой обстановкеинститут срочновыдал 270 выпускникамдипломы инженеровбез зашитыдипломныхпроектов. На6-й день войны200 студентовотправилисьв район Вязьмы, где строилидзоты, рылипротивотанковыервы. 5 июля 50преподавателей, студентов, аспирантов, в том числедоценты МД.Гуськов, Н.Д. Золотницкий, И. И.Костин, К. В.Шурнов; аспирант Г.И.Горчаков, З. Н.Гольхаданьян, В. А.Вольнов; студенты И.Горяченков, В. Сомна, Е. Козлова, Р. Невероваи другие нагрузовых машинах, выехали в районБрянска враспоряжениештаба 5-го СтройуправленияНКВД, которомубыло порученосоздать оборонительныйрубеж на рекеДесне.
С завершениемработ на оборонительномрубеже частьдоцентов уходитна фронт. АспирантГ. И.Горчаков, командуя сапернымвзводом, а потоми ротой, дошелдо Берлина.
В общей сложностив течение второйполовины 1941 г.МИСИ послална сооружениеоборонительныхрубежей до 1000студентов, аспирантов, преподавателей, рабочих и служащих.
Приказомпо институтуот 30 июля 1941 г. 44преподавателянаправлялисьна работу вразличныеведомства: вСпецгидрострой, Стальконструкцию.Военно-инженернуюакадемию, назавод по производствуготовых конструкцийдля фортификационныхсооружений.Преподавателякафедры канализацииЯ. А.Карелинакомандировалина строительствонефтеперерабатывающегозавода.
В условияхкрайне сложнойобстановкина фронтахВеликой Отечественнойвойны, как всегда,1 сентября 1941 г.в московскихвузах началсяновый учебныйгод. В МИСИ осталосьвсего 665 студентов
В октябреМосква былаобъявленанаходящейсяна осадномположении.Началась эвакуацияправительственныхучреждений, промышленныхпредприятий, рабочих, ихсемей, учебныхзаведений.
По указаниюНаркомстрояначалась эвакуацияМИСИ в Новосибирск.В ноябре вНовосибирскприбыли 35 человекпрофессорско-преподавательскогосостава и 480студентоввторого-пятогокурсов. Срединих помимомисийцев былистуденты Московскогоинститутаинженеровкоммунальногостроительстваи Днепропетровскогоинженерно-строительногоинститута.
Первыйучебный годвоенной порывузы началиработать сосроком обучения3,5 года. Отменяласьпроизводственнаяпрактика. Сокращениесрока учебывело к большимперегрузкамстудентов.Теперь в сессиюони должны былисдавать экзаменыпо 8-9 предметам, работая безпрактики, безканикул, приуплотненномрабочем дне.На качествеучебы сказывалисьи крайне тяжелыебытовые условия, связанные сжильем, питанием, недостаткомтеплой одеждыи т.д.
Всентябре 1942 гпочти всестаршекурсникиновосибирскогоинститута иМИСИ по решениюГосударственногокомитета обороныбыли направленына строительствоМагнитогорскогометаллургическогокомбината.После войныпочти всемобилизованныена работу студентывернулись вМИСИ и защитилидипломныепроекты.
Филиал МИСИоставался вНовосибирскедо августа 1943г., а затем вернулсяв Москву.
В 1942-1943 учебномгоду удалосьрешить проблемуукомплектованиявсех кафедрквалифицированнымикадрамипрофессорско-преподавательскогосостава. К концувторого военногогода на всехкафедрах работало167 человек, изних 24 докторанаук или профессора.
К октябрю1944 г. научно-педагогическийколлективнасчитывалуже почти 300человек, из них166 штатных, остальныеявлялисьсовместителями.К концу войныинститут собралпрактическивсех ученых, работавшихв нем в первойполовине 1941 г.В 1943-1944 учебномгоду в МИСИбыло уже 1800 студентов.Более 800 приходилосьна первый курс, около 400 — на второй,213 — на третий, начетвертом ипятом былосоответственно157 и 150 человек.Почти третьячасть студентовобучалась нафакультетеПГС, на гидротехническом-274, на механическом- 250. На основаниипостановленияГосударственногокомитета обороныи приказов поНаркоматустроительства, Комитета поделам высшейшколы, относящихсяк концу 1943 г., вМИСИ были созданы2 факультета: механическийна базе бывшегофакультетамеханизациистроительногопроизводствадля подготовкиинженеров-механиковпо строительныммашинам истроительно-технологическийдля подготовкиинженеров попроизводствустройматериалови деталей.
ПриказомВсесоюзногокомитета поделам высшейшколы от 5 августа1942 г. при МИСИоткрылосьзаочное отделениедля подготовкиинженеров по5 специальностям: промышленноеи гражданскоестроительство, механизациястроительногопроизводства, промышленныйтранспорт, городские путисообщения иэкономикакоммунальногостроительства.Через год онобыло ликвидировано, а его студентовперевели в этотвновь созданныйинститут. Кначалу 1942-1943 учебногогода правительствоприняло решениео переходе настабильныекалендарныепланы с пятилетнимвместо трехлетнегосроком обучения.Пришлось вновьперерабатыватьучебные планыпо всем курсамс учетом особенностейвоенного времени.
Учеба в годывойны былаплатной, оплатабыла невысокой, но далеко некаждый могвнести деньги.От оплатыосвобождалисьдети рядовогои младшегоначальствующегосостава КраскойАрмии и Военно-морскогофлота, инвалидов, пенсионеров, фронтовиков, вернувшихсяв институтпосле ранения.В последнийгод войны 400 человекили почти пятаячасть студенческогосостава МИСИиспользовалаэто право.
Летом1943 г. перед студентамиМИСИ была поставленазадача помочьважнейшимстройкам военноговремени. В Москвена строительствеоборонногозавода работалисвыше 200 мисийцев.В том же годупо специальномурешению ЦКВЛКСМ группастудентовфакультетаводоснабженияи канализациибыла направленана восстановительныеработы в Сталинград.Работала онана знаменитом, теперь лежавшемв руинах, тракторномзаводе и наметаллургическомзаводе «КрасныйОктябрь». Руководилработой студентов, занимавшихдолжностимастеров, доц.В.И.Турко.
Студентычетвертогокурса факультетапромышленноготранспортатрудились науральскомобъекте «Коркинуголь».Большие группыстудентов вовремя практикиработали наразличныхстройках Москвыи Московскойобласти.
В 1944-1945 гг. мисийцыучаствовалив восстановленииДнепрогэсса, Азовстали, атакже Донбасса, Севастополя, Запорожья, Москвы. В общейсложности в1943 и 1944 гг. на различныхобъектах страны, как восстанавливаемых, так и вновьвозводимых, было занято700 студентовМИСИ.
Однойиз важнейшихи труднейшихпроблем дляинститута вовсе годы войныбыла материальнаябаза. Оставшемусябез собственныхзданий, лабораторий, общежитияинституту, занимавшемудо 1943 г. зданиедругого вуза, приходилоськрайне труднообеспечиватьучебный процесс.Учитывая рольМИСИ в подготовкедипломированныхстроительныхкадров, предстоящеевозвращениефилиала изНовосибирска, в 1943 г. на правительственномуровне былрешен вопросо передаче МИСИздания инженерно-педагогическогоинститута вцентре Москвына ул.Спартаковскойи находящегосярядом с нимклуба по Доброслободскомупереулку. Сконца 1943 г. институтприступил кпереоборудованиюполученныхзданий. В нихбыли проведеныбольшиестроительно-восстановительныеработы, создано15 лабораторийпо общей, аналитическойхимии, физике, строительноймеханике, строительнымматериалам, отоплению ивентиляции, электромеханике, инженернойгеологии, бетонами вяжущим веществам, основаниями фундаментам, фотолаборатории, которые на30...40 процентовбыли оснащеныновым оборудованием.Кроме того, было создано30 учебных кабинетов.Всего за 1944-1945 учебныйгод институтизрасходовална капитальныйремонт зданийи лабораторноеоборудование2,5 млн. р. Недешевостоила государствуи сама подготовкакадров. Тольков 1943 г. расходына эти целисоставили около6 млн. р. Деньгипо тем, военнымвременам былинемалые. С октября1944 г. МИСИ началпоследнийучебный годвоенного временив полном составе, имея 7 факультетови 40 кафедр.
Фактическиза годы войныникто из преподавателей, студентов, сотрудниковМИСИ не осталсяв стороне отвсенароднойпомощи фронтук тылу. Мисийцыне посрамиличесть своегоинститута ивнесли свойвклад в общеедело победынад фашизмом.
МИСИ ВПОЛУВЕКОВОЙПОСЛЕВОЕННЫЙПЕРИОД

В 1946 г исполнилосьчетверть векасо дня основанияМИСИ. Юбилейнаядата не осталасьнезамеченной.15 августа этогогода был опубликовануказ ПрезидиумаВерховногоСовета СССР, в котором говорилось:«За выдающиесязаслуги в областиподготовкиинженерныхкадров длястроительстваи в связи с 25-летиемсо дня основаниянаградитьМосковскийинженерно-строительныйинститут им.В.В.Куйбьшеваорденом ТрудовогоКрасного Знамени».
Одновременнодиректор институтаН.Лазуков ичл.-корр. Академииархитектурыпроф. Л.А.Серкбыли награжденыорденами Ленина; проф. Н.А.Абрамов- орденом ТрудовогоКрасного Знамени, доц. В.В.Большаков, проф. А.И.Добряков, С.А.Торопов, И.М.Рабинович, З.Н.Шишкин былиудостоеныордена ЗнакПочета; орденомКрасной ЗвездынагражденВ.С.Туркин.
Высокие правительственныенаграды коллективинститутавоспринял нетолько какпризнаниезаслуг в работеза два с половинойдесятилетия, но и как призывк дальнейшемусовершенствованиюподготовкиинженеров-строителейв условияхреализацииогромныхсозидательныхпланов послевоенногопериода. Советскомународу предстояловозродитьстрану из руини пепла, поднятьразрушенныегорода, села, восстановитьи развитьпромышленность, транспорт, построитьмощные гидроэлектростанциина крупнейшихреках России, Украины, поднятьжизненныйуровень народа.Решениеэтихи других важнейшихзадач во многомзависело отстроителей, от созданиямощной строительнойиндустрии.
Все послевоенныегоды в МИСИпостояннопроисходилиструктурныеизменения, связанные ссозданием новыхкафедр, факультетов, специальностей, расширениемконтингентастудентов, профессорско-преподавательскогосостава, аспирантуры, налаживаниеми укреплениенаучных связейс родственнымиотечественнымии зарубежнымивузами.
В1947 г. в МИСИ появляетсяновый факультет- городскогострои- тельства, переведенныйиз Московскогоинститутаинженеровкоммуналь- ногостроительства.С 1962 г. он сталназыватьсяфакультетомгородскогостроительстваи хозяйства.
С 1948 г. реорганизованфакультеттеплоснабженияи вентиляции.Теперь он получилнесколько иноеназвание — теплогазоснабженияи вен- тиляции.В связи состроительствомновых городов, крупных производственныхобъектов былапоставленазадача по-новомупреподаватьтеплофикациюи теплоснабжение.Происходитукрупнениеисточниковтепла, появляютсярайонные иквартальныекотельные итепловые пункты.Бурное развитиегазовой промышленностив стране привелок созданиюновой специальностина факультете.Появляетсяновая учебнаядисциплина- газоснабжение.
В1955 г. на строительно-технологическомфакультетеначалась подготовкаинженеров поновой специальности- производствобетонных ижелезобетонныхизделии длясборногостроительства.В основу новойспециальностибыло положеноизучение заводскогои полигонногоизготовлениясборных железобетонныхконструкцийи деталей.Теоретическийкурс сопровождалсяпрактическимизанятиями наполигонах изаводах строительнойиндустрии.
ПриказомМинвуза СССРв 1958 г. в МИСИ вводитсяспециальность«Строительствоядерных установок».Руководителемкафедры сталшироко известныйв стране талантливыйвоенный и гражданскийстроитель, генералинженерно-техническойслужбы, заместительминистра среднегомашиностроенияА.Н.Комаровский.
Крупнымсобытием вжизни МИСИстало ПостановлениеСовета МинистровСССР от 8 мая1959 г. «Об объединенииМосковскогоинститутагородскогостроительстваМосгорисполкомас МИСИ».
В 1967 г. в МИСИсоздаетсяфакультеттеплоэнергетическогостроительства(ТЭС). Факультетстал готовитьинженеровширокого профиляспециальностей«Строительствоядерных установок», «Строительствотепловых иатомных электростанций».
Как и в другихотраслях народногохозяйства, встроительственачали создаватьсяавтоматизированныесистемы управления(АСУ).
В1974 г. в институтесоздан еще одинфакультет — экономики иорганизациистроительства(ЭОС).
В 1983 г. в МИСИсоздаетсяфакультет — конструкцийпромышленногои гражданскогостроительства(КПГС) со специальностями«Металлическиеконструкции»,«Теория сооружений»(ПГС).
В 1949 г. нафакультетеСТ появиласькафедра технологиивяжущих веществи бетонов. Возниклаона в связи согромнымипотребностяминародногохозяйства вподобного родастройматериалах.Возглавилкафедру лауреатЛенинскойпремии, заслуженныйдеятель наукии техникиРФ, проф., д-р. техн. наукА.В.Волженский.В дальнейшемво главе кафедрыстал академикРААиСН, проф., д-р.техн.наукЮ.М.Баженов.
На факультетемеханизациии автоматизациистроительствав 1973 г. началась подготовка инженеров-механиков по специальности«Проектированиеи эксплуатациялифтов».
В первыепослевоенныегоды в МИСИпоступало многофронтовикови рабочей молодежи.В течение всегопослевоенноговремени и потом, особенно в 60 и80-е годы, директивныеорганы постоянноставили передвузами задачисовершенствованиявысшего образования, поднятия качестваподготовкиспециалистов.Их решениесвязано смодернизациейучебных планов, программ, усилениемподготовкистудентов пообщетехническим, профилирующими общественнымнаукам. Вниманиевузов обращалосьна подготовкустудентов вобласти научнойорганизациигруда и управления, на использованиев учебной работетехническихсредств обучения(ТСО), электронно-вычислительнойтехники.Все большееместо в учебнойработе начинаетзанимать системаавтоматизированногопроектирования(САПР).
Помимо мощнойэлектронно-вычислительнойтехники МИСИк 1987 г. располагалсолидной базойдругих техническихсредств обучения.В распоряженииучебного отделабыло более 300диапроекторов,210 кодоскопов,30 стационарныхкиноустановок,17 передвижныхконтролирующихклассов, 9 лингафонныхкабинетов, 76аудиторий скомплексомтехническихсредств обучения,20 с телевидением.
Практикапроводилисьна передовыхпредприятияхстроительнойиндустрии, вучреждениях.Географияпроведенияпрактик обширна.Так, в 1955 г. около2 тыс. студентов.4-5-х курсов практикупроходили наКуйбышевской, Сталинградской, Каховской ГЭС, в Магнитогорске, Челябинскеи в других городах.Перенимая улучших мастеровпередовой опыт, студенты осваивалирабочие строительныепрофессии.
В последующиегоды студентыпроходилипрактику нановых объектах, таких какЧебоксарская, Усть-Илимская, Богучарская, Ингури-ГЭС.
В период с1970 по 1985 год у институтапроизводственнаяпрактика былана базе 200 организацийи предприятий25 министерствсоюзного и до150 предприятий4-х министерствреспубликанскогозначения.
Побывалистуденты МИСИна практикеи в зарубежныхстранах: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Чехословакии, Югославии.
Учитываяострую нуждуинститута вновых площадях, Совет МинистровСССР в 1966 г. принялрешение остроительственового комплекса«Большое МИСИ»"Для этого Моссоветвыделил земельныйучасток в 65 гектаровв районе станцииЛосиноостровская, рядом с заповедникомЛосиный остров".Срок строительствабыл рассчитанна 1968-1972 гг.
Одновременносо строительствомучебного комплексавоздвигалось7 корпусов общежития, из них 4 — в районе«Большого МИСИ»и 3 — в Мытищах.Теперь у МИСИстало 9 общежитийдля студентов, аспирантов, иностранногоконтингентаи слушателейкурсов повышенияквалификации, преподавателей, что даваловозможностьобеспечитьжильем почтивсех иногороднихстудентов. В1961 г. в общежитияхпроживало 1200, а в 1985 г. — 4260 студентови аспирантов.
Гордостьюинститутаявляетсянаучно-техническаябиблиотека- одна из старейшихи крупнейшихбиблиотеквузов. Своеначало онаведет с 1921 г. — смомента основанияПрактическогостроительногоинститута.Становлениюбиблиотекив послевоенныегоды много силотдала бывшаяее директорМ. Г.Михайлова.
В1966г. в соответствиис постановлениемправительствав структуреМИСИ возниклоновое подразделение- факультетповышенияквалификациипреподавателей(ФПКП), как Центручебно-методическойи научнойпереподготовкипреподавателейвузов. С 1974 г. наФПКП сталиповышать своюквалификациюпреподавателиМИСИ.
За 27 лет — с1966 по 1995 гг. — черезФПКП прошлосвыше 7000 преподавателейиз 120 вузов страны; на различныхкафедрах МИСИстажировалосьоколо 2400 человек.На всесоюзныхсовещанияхректоров, проректоров, деканов и заведующихкафедрамиповысили квалификациюоколо 2600 человек.С 1974 по 1995 год черезФПКП повысиликвалификациюболее 5200 преподавателейМИСИ — МГСУ.
Военнаякафедра институтаза 65 лет со дняоснованияподготовила35 тыс. офицеровзапаса инженерногопрофиля и темвнесла большойвклад в боевуюмощь Вооруженныхсил страны.
Такова многограннаяжизнь МИСИ-МГСУза всю его 75-летнююисторию. Онуспешно выполнилсвою главнуюзадачу, подготовивсвыше 84 тыс.специалистов, многие из которыхв настоящеевремя работаютруководителямикрупных строительныхорганизаций, учебных, проектных, научно-исследовательскихинститутов.

Использованнаялитература:

С.П.Плюшкин: МИСИ-МГСУ. Основныеэтапы развития.Краткий историческийочерк (Москва1996 г.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Семейные взаимоотношения и эмоциональное благополучие личности детей
Реферат Самоидентификация древних евреев
Реферат Права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью 3
Реферат Лекции - Психиатрия (МДП)
Реферат Имущественное страхование условие успешной деятельности предприятий в условиях рыночной эконом
Реферат Облік формування витрат виробництва і калькулювання собівартості продукції
Реферат Социальные детские пособия
Реферат История развития физической культуры в древней Англии
Реферат Деньги, их сущность и эволюция
Реферат Современная кредитная система РФ
Реферат Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
Реферат Правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации
Реферат Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального єкологического кризиса
Реферат Обвинение и защита – движущие силы уголовного судопроизводства
Реферат «Linux в образовании»