Люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по за- ранее начертанному пути прогресса, и не потому, что должны повиновать- ся законам какой-то отвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды.
Георгий Плеханов
Думая о будущем мира, мы всегда предполагаем, где он окажется, если будет двигаться в том же направлении, в каком, по нашему разумению, движется сейчас. О том же, что мир движется не по прямой, а по кривой, направление которой постоянно меняется, мы не думаем.
Людвиг Витгенштейн Универсальная модель исторической динамики.
Под исторической динамикой здесь понимаются качественные и количественные изменения существенных характеристик больших социальных целостностей. Существенность прямо зависит от цели исследования, точки зрения, принятых критериев. В данной работе существенными будем считать все те изменения, которые прямо связаны с расцветом и упадком обществ. Универсальность модели означает ее предназначенность для описания и объяснения динамики всех типов обществ. Разумеется, ценой такой универсальности является высокая степень абстрактности модели. По сути дела, здесь будет представлен лишь понятийный каркас, требующий последующей конкретизации для разных типов и фаз развития обществ, для разных цивилизаций.
Данная модель строится также как интегральная, поскольку объединяет концептуальные схемы многих подходов макросоциологии и теоретической истории.
Даже этот абстрактный каркас весьма сложен, поэтому для его описания применяется иерархия нескольких уровней. Принцип иерархии состоит в том, что понятия каждого высшего (k+1) уровня строятся путем синтеза понятий предыдущих (1...k) уровней.
Каркас универсальной модели исторической динамики.
Уровень 1. Компоненты социальной синхронии и базовых факторов динамики: индивиды и группы, техноприродные ниши, социальные формы, культурные образцы (в том числе технологии), психические ментальности, социально-значимые решения, поведения, периоды, базовые процессы, события.
Уровень 2. Локусы, режимы синхронии, механизмы развития, 11 базовых факторов исторической динамики, локальные вызовы и ответы, стратегии, тенденции исторической динамики, локально-исторические события.
Уровень 3. Общества, социетальные вызовы и ответы, 14 типов динамических стратегий, тренд-структуры, мегатенденции, (средне)исторические события.
Уровень 4. Типы, стадии и фазы развития обществ и макроисторические события — трансформации обществ из типа в тип и межфазовые переходы.
Уровень 5. Исторические системы (мир-империи, мир-экономики, цивилизации) и мегаисторические события — рождение, трансформации и гибель исторических систем.
Уровень 6. Ход истории — структура Всемирной истории, объясненная через закономерности динамики обществ и исторических систем.
В данной работе будут перечислены и кратко описаны основные компоненты низших уровней 1 и 2. Основное внимание будет посвящено развертыванию средних связующих уровней 3 и 4. Затем крупными мазками намечены идеи исследования высших уровней 5 и 6. Уровень 1. Компоненты социальной синхронии и базовых факторов динамики.
Социальная синхрония есть условная категория, объемлющая все существенные компоненты и процессы общества (исторической системы, ойкумены), которые считаются в рамках принятой в исследовании точки зрения неизменными или рутинно повторяющимися. Базовые факторы исторической динамики суть закономерности изменений, относительно однородные по своей природе и не сводимые к другим закономерностям в рамках принятой точки зрения.
Представление данного (микро)уровня модели преследует амбициозную идею задания списка необходимых и достаточных базовых понятий для последующего конструирования механизмов, процессов и закономерностей (макро)исторической динамики.
Основными компонентами социальной синхронии и базовых факторов динамики будем считать:
индивиды и группы, характеристики которых в рамках модели определяются тем, что они являются обитателями техноприродных ниш и носителями социальных форм, культурных образцов, психических ментальностей, решений и поведений, о которых см.ниже; кроме этого, индивиды обладают биологическими телами (организмами) с известными психофизиологическими характеристиками;
техноприродные ниши — совокупности окружающих материальных объектов и их социально-значимых свойств (ландшафты, ресурсы, коммуникационные возможности среды, климатические и прочие условия, а также объекты «второй природы» — всевозможные строения, инфраструктура, дороги и другие линии коммуникаций и т.д.); социальная значимость свойств ниш определяется возможностью удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей, особенно регулярных;
социальные формы — структуры позиций (ролей), позиционных норм, ожиданий и интересов, служащие каркасом всех взаимодействий между индивидами, группами и сообществами (типы семей, кланов, институтов, государств — все являются социальными формами); об основных типах социальных форм — социальных отношениях, социальных структурах и социальных институтах см. Розов 1992, глава 2; термин и обобщенное понятие социальных форм заимствовано у С.П.Никанорова (Никаноров 1995);
культурные образцы (далее просто образцы) — отчуждаемые от индивидов идеальные объекты с различными материальными носителями, передающиеся из поколения в поколение, определяющие функционирование и ориентации сознания и поведения людей; технологии как типовые программы деятельностей являются особой группой культурных образцов, см. подробнее Kroeber 1960, Розов 1992;
психические ментальности, т.е. многообразные потребности, мотивы, установки, ценности индивидов и групп; ментальности являются аналитическими единицами целостных менталитетов и составляют пердмет исторической психологии (Поршнев, Блок, Февр)
поведения индивидов и групп, в которые наряду с биологическими телами и элементами техноприродных ниш всегда включаются социальные формы, культурные образцы и психические ментальности, носителями которых являются индивиды и группы, осуществляющие данные поведения; особую роль в социальной жизни и истории играют деятельности как целенаправленные и продуктивные поведения, как правило, следующие тем или иным технологиям (не обязательно материальным);
решения — особый тип психических процессов, в результате которых на основе имеющихся культурных образцов и ментальностей формируются цели, задачи, проекты и программы последующих поведений (главным образом, деятельностей);
Каждая из указанных групп компонентов составляет основу одной из четырех соответствующих сфер бытия (онтологических слоев или «миров») социально-исторической реальности: биотехносферы, социосферы, культуросферы и психосферы (Розов 1997а), чем обеспечивается принципиальная полнота компонентного состава.
В ряду психофизиологических качеств и ментальностей индивидов особую роль играют потребности и ценности, требующие регулярного удовлетворения (питание, сон, одежда, общение с себе подобными, поддержание социального статуса, ориентация в среде, обретение и защита материальных благ, секс, потребность иметь детей и воспитывать их, а также разнообразные надстроечные социокультурно обусловленные потребности и ценности). На это направлены базовые поведения и деятельности, вызывающие в техноприродной и социальной среде соответствующие базовые процессы, продуктом которых является удовлетворение регулярных потребностей и ценностей.
Базовые процессы, как правило, имеют в качестве входов следующие элементы:
индивиды с ментальностями, в которых закреплены неотчужденные социальные формы и культурные образцы решений и поведений,
техноприродная ниша и социальная среда с совокупностями условий протекания процесса,
отчужденные от индивидов, представленные в знаковой форме социальные формы и образцы, организованные в технологии.
Технологии и сооветствующие базовые процессы делятся на материальные, антропные, социальные и культурные по онтологическому статусу главного целевого продукта.
Материальные технологии и процессы (к примеру, добывание и приготовление пищи, строительство домов и дорог, производство, военное и полицейское насилие) не требуют пояснений.
Социальные технологии и процессы (борьба за власть, налаживание обмена и торговли, военная мобилизация, установление законов, судопроизводство) направлены на установление или модификацию социальных форм.
Культурные технологии и процессы (организация ритуалов, создание и воспроизводство литературных, философских, религиозных, научных и прочих текстов, произведений искусства и т.п.) направлены, соответственно, на создание и воссоздание культурных образцов.
Антропные технологии и процессы (воспитание, образование, обращение в религию, пропаганда, физические тренировки) направлены на человека, точнее на целенаправленное изменение ментальностей и физических качеств индивидов.
Базовые процессы являются по определению повторяющимися и рутинными. Если в их рамках прнимаются решения, то это рутинные решения. Процессы принятия рутинных решений будем считать частью базовых процессов.
Через понятие периодов в схему вводится историческое время: условно считается, что базовые процессы, входящие в них техноприродные ниши, социальные обраазцы, социальные формы, рутинные поведения и решения в принципе неизменны в течение каждого периода; историческими считаются изменения этих и прочих компонентов при смене периодов; продолжительность периода — «резиновая» величина и зависит от задач исследования (от дней, недель и месяцев в истории революционных событий до столетий и тысячелетий в истории палеолита, мезолита и раннего неолита), но мы будем иметь в виду под периодом среднее время роста и обретения потомства индивидами — 20-30 лет.
Данное теоретическое рассмотрение основано главным образом на категориях структур и процессов, поэтому особое внимание уделим наиболее популярной в эмпирической категории события.
Под событиями будем понимать более или менее быстрые изменения (превращения) объектов и ситуаций, ведущие к следствиям разного масштаба значимости. Очевидно, что оценка «быстроты» прямо зависит от точки зрения и принятой длительности периода. Поэтому правильнее будет сказать, что событие происходит в течение одного периода. Поэтому событиями являются и столкновения в течение нескольких часов или дней при изучении войн и революций, и многотысячелетние изменения, такие как палеолитическая революция (овладение огнем и каменными орудиями). В системном теоретическом смысле события следует понимать как процессные узлы, т.е. точки пересечения разнородных процессов, трансформации процессов, прекращения одних процессов и возникновения процессов иного рода. В зависимости от масштаба задействованных процессов и их отнесенности к онтологической структуре истории (Розов 1997б) будут ранжироваться события по своей исторической значимости.
Социально-значимые события в качестве своих следствий имеют изменения в жизни индивидов, групп и в их отношениях, существенных для них самих. Исторически значимыми будем считать лишь те социально-значимые события, которые приводят к существенному качественному или количественному изменению хотя бы одного из режимов (экологического, социального, культурного или антропного) во всем ареале текущего исторического исследования. Как правило, события большей исторической значимости (к примеру, войны и революции) являются комплексами событий меньшей исторической значимости (бои, столкновения, разрушение и создание институтов).
Социально-значимые события можно разделить на чисто природные (к примеру, стихийные бедствия такие как ураганы, землетрясения, наводнения), социально-природные (экологические изменения вследствие человеческой жизнедеятельности) и чисто социальные (разного рода столкновения между индивидами и группами, географические и научные открытия, появления, превращения и исчезновения вещей и процессов, значимых для функционирования технологий, социальных форм, образцов и ментальностей). Все остальные сущности (системы) в рамках модели составляются только из указанных первичных — базовых сущностей, их комбина- ций и процессуальных изменений. В то же время нет ограничений на появление новых отношений и структур. Нет ограничений также на появление новых потребностей и цен- ностей, новых культурных образцов, технологий и социальных форм. Уровень 2. Локусы, режимы синхронии, базовые факторы динамики, механизмы развития, стратегии, тенденции, локально-исторические события.
Под локусом будем понимать любую заселенную или систематически используемую людьми территорию, в границах которой есть заданная степень сходства техноприродных ниш, социальных форм и культурных образцов. Данное понятие специально построено как «резиновое»: квалификация той или иной территории как локуса прямо зависит от принятых критериев сходства. Как правило, под локусами понимаются провинции (земли, губернии, штаты, области), совокупность которых составляет территорию, занимаемую обществом. Однако, возможны более дробные масштабы рассмотрения, где локусом будет лишь одно селение или даже домохозяйство (микросоциологические и микроисорические исследования), либо более крупные масштабы, где локусами являются уже общества или даже группы обществ на своих территориях (глобалистские исследования).
Наиболее общим, в то же время конструктивным и открытым для концептуального развертывания значимых структур и регулярнос- тей в социальной синхронии представляется парадигма человеческих режимов голландских историков Дж.Гудсблома и Ф.Спира.
Согласно Норберту Элиасу люди всегда и везде вынуждены иметь дело с природным окружением, с другими людьми и с самими собой. Соответственно, Гудсблом выделяет
«экологический режим», отражающий более или менее регулярное поведение людей по отношению к другим частям природы, и «социальный режим», включающий все правила и регуляции, которые более или менее соблюдаются людьми в их взаимодействиях (Goudsblom 1989,1992). Сам Ф.Спир дополняет комплект «индивидуальным режимом», включающим все все формы контроля, которые люди осуществляют над самими собой. Спир также проводит параллель между «индивидуальным режимом» и понятием «хабитуса» у Элиаса и Пьера Бурдье.
Режимы не описывают все поведение, но даже нарушение режимов означает знакомство людей с ними. Таким образом, любое, сколь угодно отклоняющееся поведение может быть описано в отношении к преобладающим режимам.
Несложно провести сооветствие между режимами и сферами бытия (Розов 1997а): экологические режимы осуществляются в биотехносфере, социальные — в социосфере, индивидуальные — в психосфере. Пропущенной остается важнейшая (сквозная для всех остальных) кульуросфера, поэтому дополняем состав кульурным режимом — совокупностью регулярных решений и поведений, направленных на сохранение, порождение, передачу образцов (ритуалы, пересказ мифов, церковные служения, функционироваанаие библиотек и музеев, институтов образования, средств информации и пропаганды и т.д.). Кроме того, индивидуальный режим по Спиру лучше расширить за счет внешних процессов воспитания и обучения и называть антропным режимом.
Наряду с четырьмя базовыми режимами можно выделить подрежимы и синтетические режимы (например, демографический режим как часть экологического, объединяющий рутинное поведение людей в отношении к деторождению), политический, правовой, социально-экономический режимы как части социального, воспитательно-образовательный режим как пересечение социального и культурного режимов и т.д.
Если Спир специально оставляет свое понятие режимов крайне общим и «расплывчатым», то при построении модели динамики представляется целесообразным уточнение. Во-первых, режимы могут быть определены как совокупности базовых процессов, регулярно реализуемых в заданных территориальных границах (например, локуса). Во-вторых, целесообразно соединить понятие режимов с конструкциями социального функционирования и социальных структур (форм), разработанной в книге (Розов 1992, глава 2) и основанной на схеме функционально-методного отношения (Никаноров 1970) и расширении Марксова понятия «способ производства».
В этом случае экологический, социальный, культурный и антропный режимы предстают как сети социальных функций, обеспеченных социальными способами.
Каждая социальная функция преобразует типовой набор входов (например, неудовлетворенные пищевые потребности индивидов и групп: люди голодны) в типовой набор выходов (потребности удовлетворены: люди накормлены). Очевидно, что каждая социальная функция может быть выполнена совершен- но различными путями — социальными способами.
Социальный способ (расширение Марксова «способа производства» и миросистемного понятия «способы накопления») определяется здесь как организованная совокупность базовых процессов, осуществляющая одну или несколько социальных функций. К примеру, хозяйственные уклады, разные типы политического управления, военной мобилизации, пропаганды и образования являются социальными способами выполнения соответствующих функций. Организацию способа задает его каркас: комплекс взаимосвязанных социальных форм (отношений между позициями и более сложных структур), технологии как программы действий (поведенческие образцы разного уровня сложности), требования к персоналу, материальным входам, условиям, а также реализацию способы — комплекс функционально связанных базовых процессов.
Выходы каждой функции, как правило, являются входами иной функции. Большая часть функций замкнута сама на себя, но в кажом режи- ме есть также терминальные функции: начальные и конечные. К примеру, экологический режим «начинается» с функций преобразования ресурсов как части ниш техноприродного окружения, а «заканчивается» потреблением произведенных конечных продуктов и выбросом разнообразных отходов.
Социальные режимы известны как замкнутые, так и разомкнутые. В замкнутых режимах все «выходы» — люди — являются также его «входами». В разомкнутых режимах либо требуется постоянная «подпитка» (допустим, рабами), либо напротив, режим не может «переварить» демографический рост, что выражается, как правило, в волнах миграций.
«Все человеческие режимы появляются как ответ на определенные социальные, экологические и психологические проблемы. Джоан Гудсблом коротко суммировал это таким образом. Совместная жизнь порождает проблемы. Люди постоянно стараются их решить, и делая так, они порождают новые проблемы» (Spier p.5).
Этот общий тезис развертывается в последующих понятиях механизмов развития, базовых факторов динамики, вызовов и ответов.
На уровне локуса осуществляются разнообразные механизмы развития: механизм рост-помехи, механизм синтез-распространение, механизм взаимостимуляции и др. Эти механизмы детально описаны в другой работе (Розов 1992, глава 2). Будучи структурированы согласно сферам бытия, механизмы развития в своем совместном действии порождают закономерности изменений, которые являются самостоятельными базовыми факторами исторической динамики.
Эти базовые факторы как совокупности аспектных закономерностей представляют самостоятельную большую тему, требующую отдельного рассмотрения (см.Коротаев 1997), поэтому здесь дадим лишь их перечисление.
Техноприродные базовые факторы:
Фактор материальной жизнедеятельности (ФМЖ): закономерные изменения свойств техноприродных ниш, к примеру, загрязнение, истощение и засоление почв, прокладка путей собщения, истребление, одомашнение животных и растений и т.д.
Фактор ресурсной обеспеченности (ФРО): закономерности истощения и восполнения почв, воды, полезных ископаемых, пищевых ресурсов.
Фактор условий техноприродной среды (ФУС): смена географического окружения при миграциях, изменения климата, земная активность, солнечная радиация, заболевания, прежде всего эпидемии, старение элементов инфраструктуры (от домов и дорог до атомных станций). Различаются спонтанные и антропогенные изменения условий среды, соответствующие закономерности. См. Lamb 1982, Claxton 1985
Фактор демографической динамики (ФДД): закономерности роста населения, баланса и депопуляции. Этот фактор является главным предметом исторической демографии в ее теоретическом аспекте (Hollingsworth 1969, Поляков 1987). Весь комплекс представленных факторов являются предметом особой дисциплины — социоестественной истории (Чижевский 1924, Кульпин 1992).
Психосферные базовые факторы:
Фактор заимствований, творчества и подкрепления (ФЗТП): закономерности тенденций к восприятию чужих образцов, созданию новых образцов, откликов на положительные и отрицательные подкрепления этого поведения. Этот фактор неплохо изучен в бихевиоризме, психологии твор- чества, исследованиях кросскультурных влияний.
Фактор динамики потребностей (ФДП): закономерности развертывания потребностей в условиях комфорта и свертывания в условиях дискомфорта. Об этом факторе как о «законе возвышения потребностей» писали еще К.Маркс и Ф.Энгельс, но систематических исследований, основанных на историческом материале, мне не известно.
Фактор закрепления задатков (ФЗЗ): генетические и социокультурные закономерности закрепления приобретенных свойств в поколениях. Этот фактор прежде всего «работает» на стабилизацию, но только в неизменных условиях. Поскольку условия с неизбежностью рано или поздно меняются прикрепленность задатков к прежним условиям становится кризисогенной, а значит, усиливающей динамику. Изучением этого фактора должна зани- маться этнология.
Социосферные базовые факторы:
Фактор внешних столкновений (ФВС): закономерности военно-политических, экономических и культурных взаимодействий с представителями внешней социальной среды. Это предмет и проблематика геополитики, геоэкономики и геокультуры. Наиболее перспективными в ге- ополитике представляются концепции Р.Коллинза и Дж.Модельски (Collins 1995, Modelski 1995), в геоэкономике — направление анализа мировых систем (Wallerstein 1974-89, Chase-Dunn and Hall 1997), в гео- культуре — анализ межцивилизационных взаимодействий (McNeill 1963, 1995).
Фактор внутренних взаимодействий (ФВВ): закономерности протекания конфликтов, взаимопомощи и других взаимодействий внутри социального целого. Эта предметная область достаточно неплохо разработана в марк- сизме, классической социологии, конфликтологии, теории сотрудничества и др.
Фактор рыночной динамики (ФРД): закономерности роста, кризисов, колебаний и развития разного рода рынков — сферы систематических обменов (от «рынка» дочерей, сестер и дарообмена в общинах и чифдомах, через «рынок» привилегий, земельной собственности, рабов и крепостных, вплоть до нынешней иерархии финансовых рынков современного капитализма). См. Collins 1990, 1992.
Культуросферный базовый фактор:
Фактор духовного развертывания (ФДР): закономерности развития образцов в религии, идеологии, философии, литературе, искусстве, науке. Огромный и разнородный материал, в том числе теоре- тического характера накоплен в гуманитарных науках (в истории литературы, истории искусств, истории философии, истории религий и т.д.), но построение единой стройной теории закономерностей духовного развертывания в связи с остальными перечисленными факторами — дело неблизкого будущего (об онтологической основе такой теории — концепции «историчного платонизма» см. Розов 1992, глава 3).
Следующими компонентами данного уровня модели являются вызовы и ответы (А.Тойнби). Локальным вызовом будем считать всякое нарушение или угрозу нарушения локального режима, которое делает невозможным прежнюю реализацию этого режима и связанных с ним локальных режимов. Наиболее типичными вызовами являются исчерпание ресурсов и перенаселенность для экологических режимов, внешняя военная угроза, внутренние классовые, этнические волнения и преступность для социальных режимов, чужеродное влияние и дискредитация традиций для культурных и антропных режимов.
Как видим, вызовы порождаются прежде всего базовыми факторами динамики. В то же время ответы на эти вызовы сами порождают новые вызовы (А.Тойнби).
С точки зрения базовых процессов (основы режимов) вызовы рассматриваются как систематические дефициты (отсутствия необходимых входов) и препятствия (излишние входы, мешающие процедурам процесса), это рассмотрение детально проведено в другой работе (Розов 1992). Вызовами следует считать также открывшиеся более широкие возможности удовлеворения ценностей и потребностей (открытие новых запасов ресурсов, геополитическое ослабление соседей и т.д.)
Ответ на вызов — решения лидеров наиболее влиятельных социальных групп, соответствующая модификация поведения социальных групп. Комплексы решений и поведений индивидов и групп, которые, с одной стороны, не являются рутинными (т.е. частями режимов), с другой стороны, являются однонаправленными и приводят к социально-значимым последствиям будем называть стратегиями. В рамках данной модели будем считать, что все стратегии являются ответами на вызовы, но лишь последовательные, устойчивые ответы (комплексы решений и поведений) являются стратегиями.
Согласно главной направленности выделяем материальные (демографические, производственные, коммуникационные, военные), социальные (управленческие, коммерческие), культурные (религиозные, идеологические, научные, эстетические) и антропные (обучающие, воспитательные, пропагандистские) стратегии.
Простой успешный ответ прекращает или компенсирует действие вызова, ведет к закреплению соответствующих функций и способов, модификации и новому периоду стабильности в рамках той же синхронии.
Перспективный успешный ответ, помимо преодоления вызова, открывает новые возможности удовлетворения ценностей и потребностей, причем для этих реализации этих возможностей есть адекватные социальные способы.
Безуспешный ответ не преодолевает вызов, что ведет к постепенному разрушению режимов, постепенному появлению и усилению внутренних и внешних вызовов.
Деструктивный ответ усиливает действие вызова и ведет к более быстрому разрушению режимов, лавинообразному появлению и усилению нутренних и внешних вызовов. Деструктивные ответные стратегии увеличивают нерелевантность между аспектами (подсистемами) локуса или всего общества, ведут к разного рода кризисам. Ясно, что такие стратегии состоят из ошибочных действий, почему же эти ошибки становятся согласованным и вопроизводящимся социальным способом — стратегией? Априорно можно дать как минимум три объяснения: во-первых, какой-то, не самый значимый, но видимый лидерам стратегии аспект вызова нейтрализуется; во-вторых, в прежних условиях данная стратегия была исключительно эффективной, поэтому действуют факторы инерции и безальтернативности, это то, что я называю «ловушкой успешных стратегий»; в-третьих, в сложившейся конъюнктуре, лица и группы, занимающие ключевые социальные позиции получают мощное положительное подкрепление от реализации стратегии на некоторый период, несмотря на то, что в масштабе социального целого и в более долгой временной перспективе эта стратегия деструктивна.
Ответный социальный резонанс — положительное подкрепление реализации возможностей, открытых перспективным успешным ответом, т.е. удовлетворение ценностей и потребностей как социальных элит, так и лидеров, большинства социальных групп, способных осуществить новый социальный способ.
Далее, на основе понятий перспективной стратегии и ответного социального резонанса будет построено понятие динамической стратегии.
Тенденциями (трендами) будем называть любые монотонные изменения характеристик социального целого и его компонентов. Тенденции могут быть измерены не только количественно (в абсолютной шкале, шкале отношений или шкале промежутков), то также в шкале порядка (см. о значимости шкалы порядка в истории Розов 1995).
Циклами называются регулярные смены тенденций положительного и отрицательного роста.
Локально-историческими событиями будем называть более или менее быстрые превращения объектов и ситуаций, следствием которых являются существенные изменения социальных, экологических, культурных или антропных режимов в рамках рассматриваемого локуса. Такого рода события являются появление, трансформация, исчезновение социальных форм, культурных образцов, технологий, изменения отношений (перемещения, войны, мятежи, революции и их результаты, установление или прекращение обмена, заключение и расторжение договоров и т.д.) существенно меняющие толщу базовых процессов в рамках локуса.
Что считать существенным изменеием режима? Разумеется, в каждом конкретном исследовании могут бытьт заданы свои критерии. В качестве закготовки предложим следующий, имеющий теоретическую и операциональную формы. В теоретическом плане на помощт приходит проведенная выше концептуализация режима через иерархию социальных функций и социальных способов. Существенным считается такое изменение режима (системы рутинных базовых процессов жизнедеятельности), при котором либо исчезает прежняя и на ее месте возникает новая социальная функция, реализация которой вызывает изменения остальных режимов в рамках всего локуса, либо изменение социальных способов вызывает острую потребность в появлении и реализации такой функции, причем неудовлетворение этой потребности угнетает остльные режимы в рамках локуса.
Операционально данный критерий работает так: изменение некоторого режима (например, экологического — вместо того, чтобы засевать поля пшеницей, пустили на них овец) существенно, если наблюдается резкое падение одних и резкий рост других тенденций (производство пшеницы в провинции упало, а производство шерсти быстро выросло), кризисные явления и последующие необратимые изменения в ресурсной базе, технологиях и продукции смежных сфер (крестьяне остались без работы, рост социальной напряженности, миграции в город, рост мануфактур, рост закупок хлеба в других областях и т.д.). Список литературы
Н.С.Розов. Интегральная модель исторической динамики: структура и ключевые понятия.