Реферат по предмету "Исторические личности"


Золотой век Екатерины II Великой 1762 - 1796 гг

Из всех женщин, царствовавших в России в ХVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время её правления — одна из блестящих страниц русской истории. Внутренняя политика
Екатерина II сразу же начала борьбу против пронемецкой ориентации Петра III. Из правящих кругов были удалены все немцы. Идеологией государства становится русский национализм.
Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определёнными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его как законодательный орган.
В 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии. Но самостийные тенденции время от времени вспыхивали на Украине, и ситуация здесь постоянно была нестабильной. Екатерина считала, что для внутренней прочности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она приняла отставного гетмана П.А. Разумовского и назначила на Украину генерал — прокурора П.А. Румянцева.
В самом начале правления Екатерина решила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времён Петра I Церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжёлой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина II была православной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. За счёт этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.
Политика просвещённого абсолютизма. В своей политике Екатерина стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными.
Екатерина стала проводить так называемую политику просвещённого абсолютизма. Политика просвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II, шведский король Густав III и др.
С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий.
С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущую роль в Комиссии играли дворянские депутаты — 45%. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Екатерина переработала труды выдающихся мыслителей Ш.Л. Монтескье, Ч. Беккария, Я.Ф. Бильфельда, Д. Дидро и др. и составила для Комиссии знаменитый «Наказ императрицы Екатерины». «Наказ» состоял из 20 глав, поделённых на 526 статей. В общем, он представлял собой цельное произведение, в котором говорилось о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний.
На пятом заседании Комиссия преподнесла императрице титул «Великой, премудрой матери Отечества». Комиссия работала более двух лет, но её работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий. Работа Уложенной Комиссии показала, что дворянство не смогло стать выразителем интересов всех сословий. В России не было силы, кроме монархии, способной подняться выше своих узгоэгоистических интересов и действовать в интересах всех сословий. Попытка Екатерины II перенести на русскую почву западноевропейские либеральные идеи окончилась неудачей. Комиссия была распущена.
Тем не менее, работа Уложенной Комисии имела важное значение, так как императрица смогла ознакомиться с мнениями и пожеланиями русского общества, которые она учитывала в своей дальнейшей политике.
Отношение Екатерины к крепостному праву. Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью — огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла.
Крестьянская война под управлением Е.И. Пугачёва (1773 — 1775 гг.). В 60 — 70-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Особое беспокойство императрицы вызывали выступления казаков. Со времён Ивана Грозного на окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей — казаков. Со временем казаки стали консолидироваться в особый слой русского общества, живущий по своим законам. Казаки причиняли много беспокойства властям, так как значительную роль в их жизни играл разбой. Пытаясь добиться стабильности на границах государства, Екатерина II начала наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в казацких частях. В частности, яицкие (уральские) казаки были лишены права беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Тогда яицкие казаки отказались подчиняться властям.
В 1773 -1775 гг. в России началась самая мощная крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Е.И. Пугачёв родился в станице Зимовейской на Дону. Он был участником Семилетней и русско-турецкой войн, имел первый офицерский чин хорунжего. Е.И. Пугачёв выступал в роли челобитчика о нуждах казаков. За это он был арестован, затем бежал из казанской тюрьмы к яицким казакам. Яицким казакам он представился как уцелевший император Пётр III. С отрядом в 80 чел. он двинулся к Яицкому городку — центру яицкого казачества. Вскоре его отряд превратился в 30 — 40 тыс. армией, оснащённой артиллерией. Социальный и национальный состав пугачёвцев был разнообразным: казаки, крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов и мануфактур, русские, татары, калмыки, башкиры и др. Е.И. Пугачёв создал Военную коллегию, в которую входили его соратники И. Чика-Зарубин, Хлопуша, И. Белобородов, С. Юлаев. Войска пугачёвцев 6 месяцев осаждали Оренбург. Против восставших были двинуты правительственные войска, во главе которых Екатерина II поставила бывшего руководителя Уложенной Комиссии генерала А.И. Бибикова. 22 марта 1774 г. у крепости Татищевой Е.И. Пугачёв потерпел поражение. Осада Оренбурга была снята.
После этого Е.И. Пугачёв двинулся на территорию Башкирии и горнозаводского Урала. Оттуда пугачёвцы двинулись к Волге и в июле 1774 г. взяли Казань. 31 июля 1774 г. Е.И. Пугачёв объявил манифест, который позже историки назовут «Жалованной грамотой крестьянству». Е.И. Пугачёв «жаловал» крестьян «вольностью и свободой», землями и угодьями, освобождал их от рекрутских наборов, подушных податей, призывал крестьян «ловить, казнить и вешать» дворян, помещиков. К Казани подошли правительственные войска под управлением полковника И.И. Михельсона. Они освободили Казань от восставших. С отрядом в 500 чел. Е.И. Пугачёв перешёл на правый берег Волги. Пугачёвцы захватили ряд городов: Саратов, Пензу, Алатырь, Саранск. В охваченных восстанием областях пугачёвцы истребляли дворян, помещиков, офицеров, служилых людей. Екатерина II приняла энергичные меры. Во главе правительственных войск вместо умершего А.И. Бибикова был поставлен П.И. Панин. С театра русской — турецкой войны был вызван А.В. Суворов. Попытка Е.И. Пугачёва взять Царицын окончилась неудачей. С небольшим отрядом он переправился на левый берег Волги, где рассчитывал укрыться у яицких казаков. Но зажиточные казаки, опасаясь гнева императрицы, схватили Е.И. Пугачёва и 12 сентября 1774 г. выдали его И.И. Михельсону. В деревянной клетке Е.И. Пугачёв был отправлен в Москву. 10 января 1775 г. Е.И. Пугачёв и его соратники были казнены в Москве на Болотной площади. К этому времени все очаги восстания были подавлены. Дом Е.И. Пугачёва в станице Зимовейской был сожжён, место дома посыпано солью, чтобы память о нём никогда не возродилась. Река Яик с тех пор была переименована в Урал, яицкое казачество было переименовано в уральское.
В 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запоржскую Сечь. Запорожские казаки попросили императрицу оставить их в казачестве. Екатерина II переселила запорожцев осваивать только что присоединённую Кубань, дав им определённые привилегии. Так началась история кубанского казачества.
Губернская реформа. Чтобы в дальнейшем предотвратить крестьянские выступления, Екатерина II решила провести реформу управления на местах.
В 1775 г. было проведено более чёткое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определённым количеством податного (которое платило налоги) населения.
Самой крупной территориально — административной единицей стала губерния. В каждой губернии должно было проживать 300 — 400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинён ей непосредственно. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и всех должностных лиц. В целях обеспечения порядка в губерниях губернатору были подчинены все воинские части и команды. К середине 90-х гг. в стране насчитывалось 50 губерний.
Губернии делились на уезды по 20 — 30 тыс. душ населения. Всё управление в уездах было отдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан — исправника (главу уезда) и заседателей Нижнего земского суда. Капитан — исправник и Нижний земский суд являлись главными органами власти в уезде.
Город представлял самостоятельную административную единицу. Управлял городом городничий. Он назначался правительством из отставных дворян. Город делился на части в 200 — 700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50 — 100 домов во главе с квартальным надзирателем.
Екатерина II отделила судебные органы власти от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд.
После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме важнейших — Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Их функции стали осуществлять губернские органы.
Оформление сословного строя. В правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословного строя в России. 21 апреля 1785 г. в день своего рождения императрица издала «Жалованную грамоту дворянству», которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землёй и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством. Дворянам присваивалось наименование «благородного сословия».
В 1785 г. году была издана «Жалованная грамота городам». Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Всё городское население вносилось в Городскую обывательскую книгу и делилось на 6 разрядов:
дворянство и духовенство;
купцы, делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1 гильдии — самые богатые — имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю; ниже стояли купцы 2 — гильдии, у них было право крупной внутреннейторговли; купцы 3 — гильдии занимались мелкой уездной и городской торговлей);
цеховые ремесленники;
постоянно жившие в городах иностранцы;
именитые горожане и капиталисты;
посадские жители (те, кто жил промыслами).
Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления — Общую городскую думу, городского голову и судей.
Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: всё население России делилось на сословия. Отныне они стали представлять собой замкнутые группы, которые обладали разными правами и привилегиями. Сословная принадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайне затруднён.
Оформление сословного строя на тот момент играло положительную роль в обществе, так как принадлежность к сословию давала возможность развития внутри сословия.
Реформа образования. Екатерина II считала, что русский народ духовно не развит. По её мнению, развить русского человека могло воспитание и образование. Воспитанием и образованием императрица решила создать новую «породу людей», которые через семью распространят принципы нового воспитания на всё общество.
Разработку реформы образования Екатерина II доверила президенту Академии художеств И.И. Бецкому. По его замыслу в России следовало создать сеть училищ, где в изоляции от дурного влияния общества воспитывались бы дети в возрасте от 6 до 18 — 20 лет. Екатерина II пригласила в Россию одного из лучших педагогов Европы серба Ф.И. Янковича де Мириево. Екатерина II верила, что за внедрением просвещения последует благотворный результат: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.
Вскоре были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы.
В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.
Политика Екатерины II в области просвещения позже принесла плоды — возникло уникальное явление мировой культуры — русская дворянская культура ХIХ века, которая и по сей день имеет непреходящее значение. Внешняя политика
Вопросы внешней политики были для Екатерины II первостепенными. Пётр I завоевал для России выход к морю на Балтике. Но для развития торговли, для защищённости границ на юге России нужны были берега Чёрного и Азовского морей. Это неизбежно должно было привести к столкновению с Османской империей (Турцией)- владычицей Чёрного моря. Усиление России беспокоило крупные европейские страны — Англию, Австрию, Францию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Османскую империю и тем самым ослабить обеих.
Русско-турецкая война 1768 — 1774 гг. В 1768 г. Турция, поддер-живаемая Францией, начала военные действия против России на Украине и на Кавказе. Началась первая в правление Екатерины II русско-турецкая война. В 1770 г. на притоках реки Прут — Ларге и Кагуле — полководец П.А. Румянцев разгромил турецкую армию. Блестящие победы были одержаны на море. Своего флота на Чёрном море у России не было. Немногочисленная русская эскадра под руководством адмирала Г.А. Спиридова вышла из Балтики, обогнула Европу и вошла в Средиземное море. Здесь руководство боевыми действиями взял на себя А.Г. Орлов. Русское командование пошло на военную хитрость. В 1770 г. весь турецкий флот удалось заманить в тесную Чесменскую бухту, запереть и ночью поджечь. Турецкий флот сгорел в Чесменской бухте за одну ночь. В 1771 г. русские войска заняли все основные центры Крыма. (Крым с 1475 г. находился под покровительством Турции. Для России Крым являлся «разбойничьим гнездом» и представлял большую опасность.) В 1772 г. крымский хан Шагин-Гирей провозгласил независимость Крыма от Турции. Это стало первым этапом присоединения Крыма к России.
В правление Екатерины II расцвёл военный талант великого русского полководца А.В. Суворова (1730 — 1800 гг.). Его военная служба началась в 18 лет. Служба всецело поглотила его. Молодого офицера интересовало буквально всё: военная подготовка солдата, его быт, здоровье. В то время системы подготовки солдат (рекрутов) в русской армии не было. От этого солдаты, вчерашние крестьяне, гибли в первых же боях. А.В. Суворов стал первым разрабатывать систему правил поведения в бою специально для солдат. Чтобы донести «соль» (основное содержание) военной науки до неграмотного солдата, правила поведения в бою А.В. Суворов оформил в виде пословиц и поговорок. Стройная система обучения солдат была изложена в знаменитой книге «Наука побеждать». Суворов считал, что победу в сражении приносит не численный перевес, а боевой дух солдата. Укрепляет дух солдата — любовь к родине, гордость национальной принадлежностью, вера в Бога. Сам А.В. Суворов был истинным христианином, и религиозному воспитанию солдат придавал первостепенное значение. Перед боем совершались молебны. Перед решающими сражениями А.В. Суворов заставлял солдат надевать чистое бельё, все участвовали в молебне. После боя прямо на поле по убитым также совершались молебны, причём А.В. Суворов пел сам вместе с певчими.
И неграмотные крестьяне у прославленного полководца превращались в чудо — богатырей. Войска А.В. Суворова стали побеждать любого неприятеля. Так, в 1773 г. войска Суворова взяли турецкие крепости Туртукай, а в 1774 г. — Козлуджу. В 1774 г. в болгарской деревушке Кючук — Кайнарджи был подписан мирный договор:
Турция признавала независимость Крыма;
Россия получила право беспрепятственного плавания по Чёрному морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы;
Россия получала право иметь свой флот на Чёрном море;
Грузия освобождалась от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию;
права православных народов в Османской империи (молдаван, греков, румын, грузин и др.) расширялись.
В 1783 г. русские войска без всякого предупреждения вошли в Крым. Турецкий султан ничего не смог сделать. Крымское ханство было ликвидировано, Крым вошёл в состав России. России отошли обширнейшие территории северного Причерноморья. Они получили название Новороссии. Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит Екатерины II Г.А. Потёмкин. Он и занялся обустройством этого края и строительством Черноморского флота.
Георгиевский трактат. В 90-е гг. ХVIII в. стали укрепляться позиции России в Закавказье и на Кавказе. Турция и Персия также усилили свою экспансию в Грузию. Грузия в это время переживала период феодальной раздробленности и не была единым государством. Кахетия и Карталиния под властью Ираклия II объединились в Восточную Грузию. Грузинские княжества на западе — Имеретия, Менгрелия, Гурия имели каждая своих царей или владетельных князей. Турция и Персия осушествляли опустошительные набеги на грузинские земли. Кахетия и Карталиния платили позорную дань красивыми девушками персам, а Имеретия, Менгрелия, Гурия — такую же дань туркам. Княжества находились между собой в постоянной вражде. Немногочисленный грузинский народ, чтобы сохранить своё «я», нуждался в сильном покровителе.
27 июля 1783 г. в крепости Георгиевск (Северный Кавказ) был заключён договор грузинского царя Восточной Грузии (Кахетия и Карталиния) Ираклия II c Россией о покровительстве. Был подписан Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия, изнемогавшая под ударами турок, переходила под покровительство России при сохранении автономии. Россия гарантировала Восточной Грузии территориальную целостность и неприкосновенность границ. Опасаясь военных столкновений с Турцией, Россия отказалась от заключения такого же соглашения с западными грузинскими княжествами.
В 1787 г. Екатерина решила посетить Новороссию в сопровождении блестящей свиты. За 4 года неутомимый Г.А. Потёмкин превратил Новороссию в цветущий край. Он основал города Херсон, Николаев, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Никополь, Одессу. Г.А. Потёмкин заводил земледелие, ремёсла, создавал промышленность. Он приглашал переселенцев из других стран, привлекал их низкими налогами. В Херсоне были построены первые корабли Черноморского флота. В удобной бухте Ахтиар началось строительство Севастополя — основной базы Черноморского флота. Позже за свои труды на благо Российского государства он получил титул светлейшего князя и почётное добавление к фамилии — Потёмкин — Таврический. (Таврида — древнее название Крыма).
В Турции путешествие Екатерины было расценено как стремление России к дальнейшему расширению границ России на юге за счёт турецких территорий.
В 1787 г. турецкий султан объявил России войну.
Русско — турецкая война 1787 — 1791 гг. Началась вторая в правление Екатерины II русско — турецкая война. Военный талант А.В. Суворова к этому времени расцвёл. В июле 1789 г. он разбил турок при Фокшанах, а августе 1789 г.- на реке Рымник. Победа была близка, но она была невозможна без взятия Измаила. Измаил — турецкая крепость, незадолго до этого построенная французами, со стенами 25 метровой высоты, считалась неприступной и была гордостью турецкого султана.
В 1790 г. А.В. Суворов получил приказ взять Измаил. Под Измаилом на карту была поставлена его военная судьба: А.В. Суворову было уже 60 лет. Коменданту Измаила А.В. Суворов написал: «24 часа на размышление — воля, первый мой выстрел — уже неволя; штурм — смерть». Ранним утром 11 декабря 1790 г. русскими войсками был начат штурм крепости. Один из главных ударов наносил генерал М.И. Кутузов. Силы войск М.И. Кутузова иссякли, и он уже приготовился к отступлению. И тогда прямо на поле боя А.В. Суворов прислал ему приказ, что в Петербург отправлена телеграмма о победе, а М.И. Кутузов назначен комендантом Измаила. М.И. Кутузов понял: он должен или взять Измаил, или умереть под его стенами. Через 6 час. Измаил был взят. Россия ликовала. На взятие Измаила Г.Р. Державин написал стихи «Гром победы, раздавайся!». Композитор О.А. Козловский написал музыку. Получившуюся песню Г.А. Потёмкин превратил в неофициальный национальный российский гимн.
Русским войскам был открыт путь на Стамбул. Блестящие победы были одержаны и на море. Командующий молодым Черноморским флотом Ф.Ф. Ушаков в 1791 г. разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия.
Турки поспешили сесть за стол переговоров. В 1791 г. в Яссах был заключён мирный договор. По Ясскому мирному договору:
Османская империя признавала Крым владением России;
В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань;
Турция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г.
Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.). В это время обострилась ситуация в Речи Посполитой. Речь Посполитая возникла в 1569 г. из объединения Польши и Литвы. Король Речи Посполитой избирался польской знатью и в значительной степени зависел от неё. Право издавать законы принадлежало сейму — собранию народных представителей. Для принятия закона требовалось согласие всех присутствующих «либерум вето», что было необычайно трудно. Даже один голос «против» запрещал принятие решения. Польский король был бессилен перед знатью, согласия на сейме постоянно не было. Группировки польской знати постоянно враждовали между собой. Зачастую, действуя в своекорыстных интересах и не думая о судьбах своего государства, польские магнаты в своих междоусобицах прибегали к помощи других государств. Это привело к тому, что ко второй половине ХVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное государство: законы в Польше не издавались, сельская и городская жизнь были в застое. Идея раздела Польши, как государства непредсказуемого, причиняющего много беспокойств соседям, появилась в международной политике ещё в начале ХVIII в. в Пруссии и Австрии. Во времена Екатерины II со дня на день можно было ожидать распада Речи Посполитой. Прусский король вновь выдвинул план расчленения Польши и предложил России присоединиться к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранить единую Польшу, но затем решила использовать слабость Польши и вернуть те древнерусские земли, которые в период феодальной раздробленности были захвачены Польшей.
В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой.
В 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой. К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру. Польские дворяне попытались спасти Польшу. В 1791 г. была принята Конституция, которая отменяла выборность короля и о право «либерум вето». Была усилена польская армия, в сейм допускалось третье сословие.
В 1793 г. состоялся второй раздел Речи Посполитой. К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. 12 марта 1974 г. польские патриоты во главе с Тадеушем Костюшко подняли восстание, чтобы попытаться спасти обречённое польское государство. Екатерина II послала в Польшу войска под командованием А.В. Суворова. 4 ноября войска А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено. Т. Костюшко был арестован и отправлен в Россию. Это предопределило третий раздел Речи Посполитой. В рядах войск Т. Костюшко сражался молодой офицер и композитор М. Огиньский. Всё происходящее с Польшей глубоко ранило его сердце. В 1794 г. он написал полонез «Прощание с родиной». Это произведение, известное также, как «Полонез Огиньского», стало шедевром мировой музыкальной культуры.
В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой. К России отошли Литва, Западная Белоруссия, Волынь, Курляндия. Поляки утратили свою государственность. Польские земли до 1918 г. находились в составе Пруссии, Австрии, России.
Таким образом в результате трёх разделов Речи Посполитой Россия вернула все древнерусские земли, а также получила новые территории — Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоединены не были.
Во времена Екатерины II русские землепроходцы начинают осваивать и северо-ападную часть Северной Америки.
Таким образом, внешняя политика Екатерины II значительно расширила территории Российского государства. В те времена, ещё только шло формирование государственных территорий, закрепление границ. Все государства стремились расширить своё влияние в окружающем мире. Европейские державы активно строили свои колониальные империи. Россия также следовала господствующей логике тогдашнего политического мышления. Шло активное строительство Российской империи.
6 ноября 1796 г. Екатерина II скончалась. Немецкая принцесса вошла в русскую и мировую историю одной из величайших русских правительниц.
Правление Екатерины II называют «золотым веком», т.к. русской монархии немецкая принцесса вернула былой блеск. Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела». Список литературы
Буганов В.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. — М., «Патриот», 1992.
Екатерина II и её окружение. /Сост. вступ. ст. и примеч. А.И. Юхта. — М.: Пресса, 1996.
Павленко Н.И. Екатерина Великая. — М.: Мол. гвардия, 2000.
Михайлов О.Н. Суворов. — М., 1973.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование конструкций из дерева и пластмасс плавательного бассейна
Реферат Тарасюк Віталій Євгенійович
Реферат Словарь понятий по маркетингу
Реферат Традиційні та прогресивні технологічні процеси
Реферат Последовательность и содержание основных этапов планирования рекламной кампании
Реферат Технико-экономическое обоснование выбора варианта электроснабжения установки депарафинизации и обезмасливания
Реферат К вопросу об основах общества в русской социально-философской мысли
Реферат Morality Of Human Cloning Essay Research Paper
Реферат Пути повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики
Реферат Обычаи и нравы в ХVІІ веке. "Крестьянство: повседневный быт и обычаи"
Реферат Влияние катастроф на человека
Реферат Греція 2
Реферат Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе
Реферат «Воспитание любви к родному краю» педагога первой категории Неустроевой Любови Яковевны мдоу «Детского сада №99 общеразвивающего вида»
Реферат Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся