Реферат по предмету "Исторические личности"


Естественнонаучные взгляды Леонардо да Винчи

--PAGE_BREAK--Уже пер­вый фло­рен­тий­ский пе­ри­од дея­тель­но­сти Ле­о­нар­до, по­сле окон­ча­ния уче­ния у Вер­рок­кио, от­ме­чен его по­пыт­ка­ми про­явить свои да­ро­ва­ния на мно­гих по­при­щах: ар­хи­тек­тур­ные чер­те­жи, про­ект ка­на­ла, со­еди­няю­ще­го Пи­зу с Фло­рен­ци­ей, ри­сун­ки мель­ниц, сук­но­валь­ных ма­шин и сна­ря­дов, при­во­ди­мых в дви­же­ние си­лою во­ды. К это­му же пе­рио­ду от­но­сит­ся его ма­лень­кая кар­ти­на «Ма­дон­на с цвет­ком».
Ко­гда Ле­о­нар­до пи­сал ее, ему бы­ло два­дцать шесть лет. К это­му вре­ме­ни ху­дож­ник об­рел уже со­вер­шен­ное мас­тер­ст­во в ве­ли­ком ис­кус­ст­ве жи­во­пи­си, ко­то­рое он ста­вил вы­ше всех про­чих.
«Ма­дон­на с цвет­ком» – это хро­но­ло­ги­че­ски пер­вая ма­дон­на, об­раз ко­то­рой внут­рен­не ли­шен ка­кой-ли­бо свя­то­сти. Пе­ред на­ми все­го лишь юная мать, иг­раю­щая со сво­им ре­бен­ком. Веч­ная пре­лесть и по­эзия ма­те­рин­ст­ва. В этом бес­ко­неч­ное оча­ро­ва­ние кар­ти­ны.
Все­по­гло­щаю­щее стрем­ле­ние к ис­ти­не Гер­цен очень хо­ро­шо ска­зал о под­виж­ни­ках юной нау­ки эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ко­то­рые в борь­бе с пе­ре­жит­ка­ми сред­не­ве­ко­вья от­кры­ли че­ло­ве­че­ско­му уму но­вые го­ри­зон­ты:
«Глав­ный ха­рак­тер этих ве­ли­ких дея­те­лей со­сто­ит в жи­вом, вер­ном чув­ст­ве тес­но­ты, не­удов­ле­тво­рен­но­сти в замк­ну­том кру­ге со­вре­мен­ной им жиз­ни, во все­по­гло­щаю­щем стрем­ле­нии к ис­ти­не, в ка­ком-то да­ре пред­ви­де­ния».
Здесь ка­ж­дое сло­во при­ме­ни­мо к Ле­о­нар­до да Вин­чи. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли его жиз­ни ис­пы­ты­ва­ли под­час сму­ще­ние. Как этот ге­ний мог пред­ла­гать свои ус­лу­ги и соб­ст­вен­ной ро­ди­не – Фло­рен­ции, и ее злей­шим вра­гам? Как мог слу­жить при этом Це­за­рю Борд­жиа, од­но­му из са­мых жес­то­ких вла­сти­те­лей то­го вре­ме­ни? Не нуж­но за­ту­ше­вы­вать этих фак­тов, хо­тя слож­ность и шат­кость по­ли­ти­че­ско­го уст­рой­ст­ва то­гдаш­ней Ита­лии как-то объ­яс­ня­ют та­кую не­ус­той­чи­вость Ле­о­нар­до. Но этот же че­ло­век сло­ва­ми, ды­ша­щи­ми не­от­ра­зи­мой ис­крен­но­стью, так оп­ре­де­лял сам це­ли и воз­мож­но­сти, от­кры­ваю­щие­ся то­му, кто то­го дос­то­ин:
«Ско­рее ли­шить­ся дви­же­ния, чем ус­тать… Все тру­ды не спо­соб­ны уто­мить… Ру­ки, в ко­то­рые по­доб­но снеж­ным хлопь­ям, сы­п­лют­ся ду­ка­ты и дра­го­цен­ные кам­ни, ни­ко­гда не ус­та­нут слу­жить, но это слу­же­ние толь­ко ра­ди поль­зы, а не ра­ди вы­го­ды...»
Он знал, что при­ро­да сде­ла­ла его твор­цом, пер­во­от­кры­ва­те­лем, при­зван­ным по­слу­жить мощ­ным ры­ча­гом то­му про­цес­су, ко­то­рый мы ны­не на­зы­ва­ем про­грес­сом. Но что­бы пол­но­стью про­явить свои воз­мож­но­сти, ему над­ле­жа­ло обес­пе­чить для сво­ей дея­тель­но­сти наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия в уде­лен­ный ему для жиз­ни срок. Вот по­че­му он сту­чал­ся во все две­ри, пред­ла­гал ус­лу­ги ка­ж­до­му, кто мог по­мочь ему в его ве­ли­ких де­лах, уго­ж­дал и «сво­им», италь­ян­ским ти­ра­нам, и чу­же­зем­ным го­су­да­рям; ко­гда на­до бы­ло – под­ла­жи­вать­ся под их вку­сы, ибо вза­мен рас­счи­ты­вал на под­держ­ку в сво­ем дей­ст­вен­ном и «все­по­гло­щаю­щем стрем­ле­нии к ис­ти­не».
Так слу­чи­лось уже в ран­ний пе­ри­од дея­тель­но­сти Ле­о­нар­до да Вин­чи. Фло­рен­ция то­го вре­ме­ни не да­ла ему то­го, на что он мог рас­счи­ты­вать. Как мы зна­ем, сам Ло­рен­цо Ве­ли­ко­леп­ный и его двор пре­вы­ше все­го це­ни­ли жи­во­пись Бот­ти­чел­ли. Мощь и сво­бо­да Ле­о­нар­до сму­ща­ли их сво­ей но­виз­ной. А за­мыс­лы его в гра­до­строи­тель­ст­ве и ин­же­нер­ном де­ле ка­за­лись слиш­ком сме­лы­ми, не­сбы­точ­ны­ми. По­хо­же, что Ло­рен­цо бо­лее все­го це­нил в Ле­о­нар­до му­зы­кан­та, дей­ст­ви­тель­но на­сла­ж­да­ясь его иг­рой на ли­ре.
И вот Ле­о­нар­до об­ра­ща­ет­ся к дру­го­му вла­сти­те­лю – Лю­до­ви­ку Мо­ро, ко­то­рый пра­вит Ми­ла­ном. Ми­лан ве­дет в это вре­мя вой­ну с Ве­не­ци­ей. И по­то­му Ле­о­нар­до в пер­вую оче­редь ста­ра­ет­ся убе­дить ми­лан­ско­го гер­цо­га, что мо­жет быть по­ле­зен ему в во­ен­ном де­ле.
По сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, Ле­о­нар­до был пре­кра­сен со­бой, про­пор­цио­наль­но сло­жен, изя­щен, с при­вле­ка­тель­ным ли­цом. Оде­вал­ся ще­голь­ски, но­сил крас­ный плащ, до­хо­див­ший до ко­лен, хо­тя в мо­де бы­ли длин­ные оде­ж­ды. До се­ре­ди­ны гру­ди нис­па­да­ла его пре­крас­ная бо­ро­да, вью­щая­ся и хо­ро­шо рас­че­сан­ная. Он был об­во­ро­жи­те­лен в бе­се­де и при­вле­кал к се­бе че­ло­ве­че­ские серд­ца.
Да­же ко­гда он срав­ни­тель­но ма­ло за­ра­ба­ты­вал, все­гда дер­жал ло­ша­дей, ко­то­рых лю­бил боль­ше всех дру­гих жи­вот­ных.
Мы зна­ем так­же, что он по­сто­ян­но ри­со­вал и за­пи­сы­вал.
До нас дош­ло око­ло се­ми ты­сяч стра­ниц, по­кры­тых за­пи­ся­ми или ри­сун­ка­ми Ле­о­нар­до.
Один из пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей этих ру­ко­пис­ных со­кро­вищ от­ме­чал в изум­ле­нии: «Здесь есть все: фи­зи­ка, ма­те­ма­ти­ка, ас­тро­но­мия, ис­то­рия, фи­ло­со­фия, но­вел­лы, ме­ха­ни­ка. Сло­вом – это чу­до, но на­пи­са­но на­вы­во­рот, так дья­воль­ски, что не один раз я тра­тил це­лое ут­ро, что­бы по­нять и ско­пи­ро­вать две или три стра­нич­ки».
Де­ло в том, что Ле­о­нар­до пи­сал спра­ва на­ле­во, так что чи­тать его тру­ды нуж­но в зер­ка­ле. По не­ко­то­рым сви­де­тель­ст­вам, он был лев­шой, по дру­гим – оди­на­ко­во вла­дел обеи­ми ру­ка­ми. Как бы то ни бы­ло, та­кое его пись­мо еще усу­губ­ля­ет тот оре­ол та­ин­ст­вен­но­сти, ко­то­рым он ок­ру­жал се­бя и ко­то­рым от­ме­че­но все его твор­че­ст­во.
Пи­сал не по-ла­ты­ни, как про­слав­лен­ней­шие гу­ма­ни­сты, его со­вре­мен­ни­ки, ко­то­рые в сво­ем лю­бо­ва­нии клас­си­че­ской древ­но­стью не­ред­ко те­ря­ли связь с дей­ст­ви­тель­но­стью, а жи­вым, соч­ным, об­раз­ным, по­рой про­сто­на­род­ным италь­ян­ским язы­ком.
Да, эти ма­ну­ск­рип­ты – под­лин­ное чу­до. Ге­ни­аль­ны­ми ри­сун­ка­ми, пе­ред ко­то­ры­ми у нас, точ­но так­же как не­ко­гда у со­вре­мен­ни­ков, дух за­хва­ты­ва­ет от вос­хи­ще­ния, Ле­о­нар­до да Вин­чи ил­лю­ст­ри­ро­вал ве­ли­кие мыс­ли, ост­рей­шие на­блю­де­ния, глу­бо­кие, изум­ляю­щие нас про­ви­де­ния.
Ле­о­нар­до уга­дал мно­гое, что не зна­ли еще лю­ди, ко­то­рые в XIX в. ста­ли изу­чать его за­пи­си. Он знал, что че­ло­век по­ле­тит, и сам, по-ви­ди­мо­му, рас­счи­ты­вал со­вер­шить по­лет с Мон­те Че­че­ри (го­ры Ле­бе­дя).
«Иде­аль­ный го­род» – од­на из тем мно­гих ри­сун­ков и за­пи­сей Ле­о­нар­до. В та­ком го­ро­де, ука­зы­вал он, ули­цы долж­ны быть про­ло­же­ны на раз­ных уров­нях, при­чем толь­ко по ниж­ним бу­дут ез­дить по­воз­ки и про­чие гру­зо­вые те­ле­ги, а от не­чис­тот го­род бу­дет очи­щать­ся по под­зем­ным про­хо­дам, про­ло­жен­ным от ар­ки до ар­ки.
Лю­бо­пыт­ст­во его бы­ло без­гра­нич­но. Он до­ис­ки­вал­ся при­чи­ны вся­ко­го яв­ле­ния, да­же не­зна­чи­тель­но­го, ибо и та­кое мог­ло от­крыть но­вые про­сто­ры по­зна­нию.
Ка­ко­вы же бы­ли ре­зуль­та­ты всех этих во­про­сов, на­блю­де­ний упор­ней­ших по­ис­ков при­чи­ны и след­ст­вия, ра­зум­но­го ос­но­ва­ния, т.е. за­ко­но­мер­но­сти яв­ле­ний?
Ле­о­нар­до пер­вым сде­лал по­пыт­ку оп­ре­де­лить си­лу све­та в за­ви­си­мо­сти от рас­стоя­ния. Его за­пис­ки со­дер­жат пер­вые воз­ник­шие в че­ло­ве­че­ском уме до­гад­ки о вол­но­вой тео­рии све­та.
Най­ден­ные им, под­час на вы­со­ких го­рах, ос­тат­ки мор­ских жи­вот­ных яви­лись для не­го до­ка­за­тель­ст­вом пе­ре­ме­ще­ния су­ши и мо­ря, и он пер­вый ка­те­го­ри­че­ски от­верг биб­лей­ское пред­став­ле­ние о вре­ме­ни су­ще­ст­во­ва­ния ми­ра.
Ле­о­нар­до вскры­вал тру­пы лю­дей и жи­вот­ных, и его мно­го­чис­лен­ные ана­то­ми­че­ские этю­ды по­ра­жа­ют нас сво­ей точ­но­стью, бес­при­мер­ны­ми в те вре­ме­на по­зна­ния­ми. Он пер­вый оп­ре­де­лил чис­ло по­звон­ков в кре­ст­це у че­ло­ве­ка. Он хо­тел знать, как на­чи­на­ет­ся и как кон­ча­ет­ся жизнь, и про­де­лы­вал опы­ты с ля­гуш­ка­ми, у ко­то­рых уда­лял го­ло­ву и серд­це и про­ка­лы­вал спин­ной мозг. А не­ко­то­рые его за­ри­сов­ки фик­си­ру­ют бие­ние серд­ца сви­ньи, про­ко­ло­то­го длин­ной шпиль­кой.
Его ин­те­ре­со­ва­ла под­виж­ность че­ло­ве­че­ско­го ли­ца, от­ра­жаю­щая под­виж­ность че­ло­ве­че­ской ду­ши, и он стре­мил­ся изу­чить во всех под­роб­но­стях эту под­виж­ность. Он пи­сал: «Тот, кто сме­ет­ся, не от­ли­ча­ет­ся от то­го, кто пла­чет, ни гла­за­ми, ни ртом, ни ще­ка­ми, толь­ко бро­вя­ми, ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся у пла­чу­ще­го и под­ни­ма­ют­ся у смею­ще­го­ся».
Но это на­блю­де­ние опять-та­ки на­до бы­ло про­ве­рить опы­том. И вот что, по до­шед­ше­му до нас сви­де­тель­ст­ву, де­ла­ет Ле­о­нар­до.
Од­на­ж­ды, за­ду­мав изо­бра­зить смею­щих­ся, он вы­брал не­сколь­ко че­ло­век и, близ­ко сой­дясь с ни­ми, при­гла­сил их на пир­ше­ст­во со свои­ми друзь­я­ми. Ко­гда они со­бра­лись, он под­сел к ним и стал рас­ска­зы­вать им са­мые не­ле­пые и смеш­ные ве­щи. Все хо­хо­та­ли, а сам ху­дож­ник сле­дил за тем, что де­ла­лось с эти­ми людь­ми под влия­ни­ем его рас­ска­зов, и за­пе­чат­ле­вал все это в сво­ей па­мя­ти.
По­сле ухо­да гос­тей Ле­о­нар­до да Вин­чи уда­лил­ся в ра­бо­чую ком­на­ту и вос­про­из­вел их с та­ким со­вер­шен­ст­вом, что ри­су­нок его за­став­лял зри­те­лей сме­ять­ся не мень­ше, чем смея­лись жи­вые мо­де­ли, слу­шая его рас­ска­зы.
Но, изу­чая че­ло­ве­ка как ана­том, как фи­ло­соф, как ху­дож­ник, как от­но­сил­ся к не­му Ле­о­нар­до? Страш­ней­шие фор­мы урод­ст­ва изо­бра­же­ны в его ри­сун­ках с та­кой по­ра­зи­тель­ной си­лой, что кажется, по­рой: он ра­ду­ет­ся урод­ст­ву, тор­же­ст­вую­ще вы­ис­ки­ва­ет его в че­ло­ве­ке. А ме­ж­ду тем сколь пле­ни­тель­ны об­ра­зы, соз­дан­ные его ки­стью! Слов­но пер­вые – это лишь уп­раж­не­ния в ве­ли­кой нау­ке по­зна­ния, а вто­рые – пло­ды это­го по­зна­ния во всей его кра­со­те.
В сво­их за­пис­ках Ле­о­нар­до да­ет ис­чер­пы­ваю­щий от­вет на во­прос, как он от­но­сил­ся к лю­дям:
«И ес­ли най­дут­ся сре­ди лю­дей та­кие, ко­то­рые об­ла­да­ют до­б­ры­ми ка­че­ст­ва­ми и дос­то­ин­ст­ва­ми, не го­ни­те их от се­бя, воз­дай­те им честь, что­бы не нуж­но им бы­ло бе­жать в пус­тын­ные пе­ще­ры и дру­гие уе­ди­нен­ные мес­та, спа­са­ясь от ва­ших коз­ней!»
Жи­во­пись – ца­ри­ца ис­кусств Сре­ди всех ис­кусств да, по­жа­луй, сре­ди всех дел че­ло­ве­че­ских Ле­о­нар­до ста­вит на пер­вое ме­сто жи­во­пись. Ибо, ука­зы­ва­ет он, жи­во­пи­сец яв­ля­ет­ся «вла­сте­ли­ном вся­ко­го ро­да лю­дей и всех ве­щей». Это – не­от­ра­зи­мое сви­де­тель­ст­во глу­бо­кой убе­ж­ден­но­сти од­но­го из ве­ли­чай­ших жи­во­пис­цев, ко­гда-ли­бо жив­ших на све­те, в ве­ли­чии и все­по­ко­ряю­щей мо­щи сво­его ис­кус­ст­ва.
Мир по­зна­ет­ся че­рез чув­ст­ва, а глаз – по­ве­ли­тель чувств.
«Глаз, – пи­шет он, – есть око че­ло­ве­че­ско­го те­ла, че­рез ко­то­рое че­ло­век гля­дит на свой путь и на­сла­ж­да­ет­ся кра­со­той ми­ра. Бла­го­да­ря ему ду­ша ра­ду­ет­ся в сво­ей че­ло­ве­че­ской тем­ни­це, без не­го эта че­ло­ве­че­ская тем­ни­ца – пыт­ка».
В день ро­ж­де­ния ко­ро­ля при­шел по­эт и пре­под­нес ему по­эму, вос­хва­ляю­щую его доб­ле­сти. При­шел так­же и жи­во­пи­сец с порт­ре­том воз­люб­лен­ной ко­ро­ля. Ко­роль тот­час же об­ра­тил­ся от кни­ги к кар­ти­не. По­эт ос­кор­бил­ся: «О, ко­роль! Чи­тай, чи­тай! Ты уз­на­ешь не­что ку­да бо­лее важ­ное, чем мо­жет дать те­бе эта не­мая кар­ти­на!» Но ко­роль от­ве­тил ему: «Мол­чи, по­эт! Ты не зна­ешь, что го­во­ришь! Жи­во­пись слу­жит бо­лее вы­со­ко­му чув­ст­ву, чем твое ис­кус­ст­во, пред­на­зна­чен­ное для сле­пых. Дай мне вещь, ко­то­рую я мог бы ви­деть, а не толь­ко слы­шать».
Ме­ж­ду жи­во­пис­цем и по­этом, пи­шет еще Ле­о­нар­до, та­кая же раз­ни­ца, как ме­ж­ду те­ла­ми, раз­де­лен­ны­ми на час­ти, и те­ла­ми цель­ны­ми, ибо по­эт по­ка­зы­ва­ет те­бе те­ло часть за ча­стью в раз­лич­ное вре­мя, а жи­во­пи­сец – це­ли­ком в од­но вре­мя.
А му­зы­ка? Опять ка­те­го­ри­че­ский от­вет Ле­о­нар­до:
«Му­зы­ку нель­зя на­звать ина­че, как се­ст­рой жи­во­пи­си, ибо она есть пред­мет слу­ха, вто­ро­го чув­ст­ва по­сле зре­ния… Но жи­во­пись пре­вос­хо­дит му­зы­ку и по­ве­ле­ва­ет ею, по­то­му что не уми­ра­ет сра­зу же по­сле сво­его воз­ник­но­ве­ния, как не­сча­ст­ная му­зы­ка».
Но все­го это­го ма­ло. Жи­во­пись, ве­ли­чай­шее из ис­кусств, да­ет в ру­ки то­го, кто под­лин­ное ею вла­де­ет, цар­ст­вен­ную власть над при­ро­дой.
Итак, для Ле­о­нар­до жи­во­пись – выс­шее дея­ние че­ло­ве­че­ско­го ге­ния, выс­шее из ис­кусств. Это дея­ние тре­бу­ет и выс­ше­го по­зна­ния. А по­зна­ние да­ет­ся и про­ве­ря­ет­ся опы­том.
И вот опыт от­кры­ва­ет Ле­о­нар­до но­вые про­сто­ры, да­ли, до не­го не из­ве­дан­ные в жи­во­пи­си. Он счи­та­ет, что ма­те­ма­ти­ка – ос­но­ва зна­ния. И ка­ж­дая его жи­во­пис­ная ком­по­зи­ция плав­но впи­сы­ва­ет­ся в гео­мет­ри­че­скую фи­гу­ру. Но зри­тель­ное вос­при­ятие ми­ра не ис­чер­пы­ва­ет­ся гео­мет­ри­ей, вы­хо­дит за ее рам­ки.
За­гля­нув в безд­ну вре­ме­ни, ко­то­рое есть «ис­тре­би­тель ве­щей», он уви­дел, что все из­ме­ня­ет­ся, пре­об­ра­жа­ет­ся, что глаз вос­при­ни­ма­ет лишь то, что ро­ж­да­ет­ся пе­ред ним в дан­ный миг, ибо в сле­дую­щий вре­мя уже со­вер­шит свое не­из­беж­ное и не­об­ра­ти­мое де­ло.
И ему от­кры­лась не­ус­той­чи­вость, те­ку­честь ви­ди­мо­го ми­ра. Это от­кры­тие Ле­о­нар­до име­ло для всей по­сле­дую­щей жи­во­пи­си ог­ром­ное зна­че­ние. До Ле­о­нар­до очер­та­ния пред­ме­тов при­об­ре­та­ли в кар­ти­не ре­шаю­щее зна­че­ние. Ли­ния ца­ри­ла в ней, и по­то­му да­же у ве­ли­чай­ших его пред­ше­ст­вен­ни­ков кар­ти­на ка­жет­ся под­час рас­кра­шен­ным ри­сун­ком. Ле­о­нар­до пер­вый по­кон­чил с не­зыб­ле­мо­стью, са­мо­дов­лею­щей вла­стью ли­нии. И на­звал этот пе­ре­во­рот в жи­во­пи­си «про­па­да­ни­ем очер­та­ний». Свет и те­ни, пи­шет он, долж­ны быть рез­ко раз­гра­ни­че­ны, ибо гра­ни­цы их в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев смут­ны. Ина­че об­ра­зы по­лу­чат­ся не­ук­лю­жи­ми, ли­шен­ны­ми пре­лес­ти, де­ре­вян­ны­ми.
«Дым­ча­тая све­то­тень» Ле­о­нар­до, его зна­ме­ни­тое «сфу­ма­то» – это неж­ный по­лу­свет с мяг­кой гам­мой то­нов мо­лоч­но-се­реб­ри­стых, го­лу­бо­ва­тых, ино­гда с зе­ле­но­ва­ты­ми пе­ре­ли­ва­ми, в ко­то­рых ли­ния са­ма ста­но­вит­ся как бы воз­душ­ной.
Мас­ля­ные крас­ки бы­ли изо­бре­те­ны в Ни­дер­лан­дах, но тая­щие­ся в них но­вые воз­мож­но­сти в пе­ре­да­че све­та и те­ни, жи­во­пис­ных ню­ан­сов, поч­ти не­за­мет­ных пе­ре­хо­дов из то­на в тон бы­ли впер­вые изу­че­ны и до кон­ца ис­сле­до­ва­ны Ле­о­нар­до.
Ис­чез­ли ли­не­ар­ность, гра­фи­че­ская же­ст­кость, ха­рак­тер­ные для фло­рен­тий­ской жи­во­пи­си кват­ро­чен­то. Све­то­тень и «про­па­даю­щие очер­та­ния» со­став­ля­ют, по Ле­о­нар­до, са­мое пре­вос­ход­ное в жи­во­пис­ной нау­ке. Но об­ра­зы его не ми­мо­лет­ны. Кре­пок их ос­тов, и креп­ко сто­ят они на зем­ле. Они бес­ко­неч­но пле­ни­тель­ны, по­этич­ны, но и не ме­нее пол­но­вес­ны, кон­крет­ны.
«Ма­дон­на в гро­те» (Па­риж, Лувр) – пер­вое впол­не зре­лое про­из­ве­де­ние Ле­о­нар­до – ут­вер­жда­ет тор­же­ст­во но­во-го ис­кус­ст­ва.
Со­вер­шен­ная согласованность всех час­тей, соз­даю­щая креп­ко спа­ян­ное еди­ное це­лое. Это це­лое, т.е. со­во­куп­ность че­ты­рех фи­гур, очер­та­ния ко­то­рых чу­дес­но смяг­че­ны све­то­те­нью, об­ра­зу­ет стройную пи­ра­ми­ду, плав­но и мяг­ко, в пол­ной сво­бо­де вы­рас­таю­щую пе­ред на­ми. Взгля­да­ми и рас­по­ло­же­ни­ем все фи­гу­ры объ­е­ди­не­ны не­раз­рыв­но, и это объединение ис­пол­не­но ча­рую­щей гар­мо­нии, ибо да­же взгляд ан­ге­ла, об­ра­щен­ный не к дру­гим фи­гу­рам, а к зри­те­лю, как бы уси­ли­ва­ет еди­ный му­зы­каль­ный ак­корд композиции. Взгляд этот и улыб­ка, чуть оза­ряю­щая ли­цо ан­ге­ла, ис­пол­не­ны глу­бо­ко­го и за­га­доч­но­го смыс­ла. Свет и те­ни соз­да­ют в кар­ти­не не­кое не­по­вто­ри­мое на­строе­ние. Наш взгляд уно­сит­ся в ее глу­би­ны, в ма­ня­щие про­све­ты сре­ди тем­ных скал, под се­нью ко­то­рых на­шли при­ют фи­гу­ры, соз­дан­ные Ле­о­нар­до. И тай­на, ле­о­нар­дов­ская тай­на, скво­зит и в их ли­цах, и в си­не­ва­тых рас­ще­ли­нах, и в по­лу­мра­ке на­вис­ших скал. А с ка­ким изя­ще­ст­вом, с ка­ким про­ник­но­вен­ным мас­тер­ст­вом и с ка­кой лю­бо­вью рас­пи­са­ны ири­сы, фи­ал­ки, ане­мо­ны, па­по­рот­ни­ки, все­воз­мож­ные тра­вы.
«Раз­ве ты не ви­дишь, – по­учал Ле­о­нар­до ху­дож­ни­ка, – как мно­го су­ще­ст­ву­ет жи­вот­ных, де­ревь­ев, трав, цве­тов, ка­кое раз­но­об­ра­зие го­ри­стых и ров­ных ме­ст­но­стей, по­то­ков, рек, го­ро­дов...»
«Тай­ная ве­че­ря» «Тай­ная ве­че­ря» – ве­ли­чай­шее тво­ре­ние Ле­о­нар­до и од­но из ве­ли­чай­ших про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си всех вре­мен – дош­ла до нас в по­лу­раз­ру­шен­ном ви­де.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
Реферат Экономическая эффективность использования земельных угодий
Реферат «Здоровье и качество жизни человека»
Реферат «Основы анатомии и физиологии человека»
Реферат Роль и место вертолетов в авиатранспортной системе России
Реферат Система підвищення ефективної діяльності комерційного банку на основі зарубіжного досвіду
Реферат Денежно-кредитная система Германии
Реферат Агнесс Смедли
Реферат Purcell
Реферат Фoрмування мнoжини oптимальних рiшень за критерiєм Байєcа–Лаплаcа при екcпoненцiйнo рoзпoдiлених даних
Реферат Решение одного класса игр на матроидах
Реферат Бродиеа
Реферат Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием
Реферат Политическая система России в 15 - 17 веках
Реферат Формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами в магазине Domo