--PAGE_BREAK--Таким образом, круг источников, изучавшихся нами в полном объеме или опосредованных через монографии советских авторов, позволяет составить целостную картину происходивших в стране событий.
Методологической основой изучения данной проблемы стали исторический и критический принципы. Принцип историзма означает, что любое явление необходимо рассматривать в движении, понимать его сущность, причины появления и влияние на другие исторические объекты. Критический принцип подразумевает объективное отношение к источникам и литературе, их критику. В соответствии с принципами исторического исследования были применены и методы исторического познания. Исторический метод подразумевает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии с присущими им особенностями. Систематический метод сопоставляет различные точки зрения по одной проблеме и выводит, если это возможно, наиболее вероятную действительность.
Автор ставит перед собой цель на основе методов и принципов исторического исследования рассмотреть ход преобразований в Египте в период с 1952 по 1956 гг.
Эта цель определила следующие задачи: исследовать внутренние изменения в стране в данный период, а также рассмотреть положение Египта в системе международных отношений.
Цели и задачи определили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.
Глава первая
Внутренняя политика египетского правительства в 1952-1956 гг.
1. Законодательное оформление нового режима.
В 1952г. в Египте была свергнута монархия. К власти пришла организация «Свободные офицеры» во главе с Г.А. Насером. Государственный переворот 23 июля 1952г. явился завершением длительного периода развития национально-освободительного движения в Египте в предшествующие революции годы. Национальные правительства Египта в период с 1923 по 1952гг., так и не решили проблемы национальной независимости. Отсутствие решительных шагов со стороны государственной власти в направлении усиления авторитета Египта как самостоятельной политической величины на мировой арене стало причиной быстрого развития национально-освободительного движения внутри страны. Само движение за независимость несло в себе различные и зачастую противоположные идеи создания сильного государства, поэтому партии и движения входившие в него, не смогли найти компромисс между собой, что, в свою очередь, вело к разочарованию как в традиционных партиях, так и в представителях движения за независимость. В этих условиях на политическую арену вышла военная организация «Свободные офицеры», представлявшая собой силу, не затронутую борьбой между политическими группировками.
Успех «Свободных офицеров» был обусловлен рядом особенностей: сравнительно однородным социальным составом – военнослужащими, выходцами из крестьян со средним достатком; четкой структурой и жесткой дисциплиной; законспирированностью, что помогло избежать массовых арестов, ослабивших другие политические организации.
Во главе государства стал Совет руководства революцией (СРР), сосредоточивший в себе функции высшего законодательного и исполнительного органа власти «до восстановления гражданского правления»,[25] формально во главе с генералом Нагибом. Фактически СРР руководил Насер. Первоначально Нагиб был представлен как главнокомандующий египетских вооруженных сил.[26] «Я приказал, — писал впоследствии Насер, — не раскрывать никого, кроме генерала Нагиба,…основная причина такого приказа состоит в том, что я боялся раскола в рядах «свободных офицеров».[27] Имена членов Совета руководства революцией были строго засекречены, а генералу Нагибу приписывали разработку плана восстания.
После переворота Совет руководства революцией был расширен.[28] Перед новым руководством встала задача упрочения своей власти в стране. Для её решения было необходимо реорганизовать государственную структуру управления, а также провести кадровые перестановки руководящего состава, как в гражданской, так и военной сферах. Необходимо отметить, что Насер лично контролировал процесс формирования новой элиты египетского общества. Отбором кадров в структуры безопасности Египта занимался Специальный комитет. Для осуществления контроля за функционированием государственного аппарата страны был создан департамент государственной безопасности — «Управление общих расследований» под руководством Р. Нахаса.[29]
После отречения короля Фарука от престола и передачи им королевского титула своему четырехмесячному сыну Фуаду II 4 августа 1952г. по предложению Государственного совета и с одобрения Совета министров был назначен временный регентский совет (принц М. А. Монейм, бывший председатель палаты депутатов Бахи Эд-дин Баракат, министр путей сообщения полковник Р. Механна).[30] В создавшихся условиях факт передачи власти, по сути, ликвидировал монархию как реально действующий институт власти. Также, в первые недели после переворота было объявлено о роспуске политической полиции, арестована группа высших чинов органов безопасности, началась «чистка» государственного аппарата, которая затронула несколько сот высших чиновников и армейских офицеров, объявлена амнистия всех лиц, обвинявшихся в оскорблении короля. 11 августа были введены в действие меры по ограничению поездок за границу, переводов денежных сумм из страны, повышению налогов на торговые доходы в качестве части политики строгой экономии, которая помогла ликвидировать к 1954г. дефицит государственного бюджета.[31] В процессе борьбы с внутренней оппозицией были затронуты и средства массовой информации, правоохранительные органы, высшие учебные заведения и мечети. Так, например, одна из крупнейших египетских газет «Аль-Мисри» была закрыта за выпуск статьи, направленной против нового режима; введен запрет на выступления с речами в мечетях, не носивших религиозный характер; установлен контроль за формированием политических взглядов в студенческой среде, проведена «чистка» университетов. 30 июля 1952г. были упразднены титулы «паша» и «бей». Ликвидация сословных привилегий «имела не только важное социально-экономическое значение, но и явилось своего рода началом культурной революции».[32] Дворцы, принадлежавшие египетским аристократам и иностранцам, были национализированы, а права представителей данного сословия существенно ограничены: детям бывших пашей и беев было запрещено поступать на государственную службу, становиться офицерами, а некоторым государственным деятелям прежнего режима и их семьям запрещено покидать места их постоянного проживания. Необходимо заметить, что право управления предприятиями, отелями и компаниями, принадлежавших ранее пашам, было передано ведущим членам организации «Свободные офицеры», что нередко вело, по мнению А. А. Агарышева, к казнокрадству и способствовало росту коррупции.[33]
После переворота новым премьер-министром был назначен Али Махир. Назначение А. Махира на пост премьер-министра было вызвано его проамериканской позицией, что должно было создать у Великобритании представление о проамериканском характере переворота. 30 июля 1952 г. был опубликован декрет о смешанных компаниях, разрешавший иностранцам владеть 51% акций в смешанных компаниях (вместо установленных ранее 49%) в Египте. Этот декрет был принят в интересах иностранных монополий, с которыми был связан А. Махир. 10 августа 1952 г. в своем обращении к нации он заявил, что «противодействие политических партий парализовало политическую жизнь» страны, поэтому необходимо, чтобы они «имели единую национальную программу».[34] Также премьер-министр призвал провести «чистку» в партиях, которая, по мнению советской прессы, стала бы «ударом против Вафда и шагом на пути к установлению диктатуры».[35]
За время пребывания правительства А. Махира у власти в Египте было подавлено несколько забастовок рабочих, требования которых носили экономический характер. Так, к примеру, в результате всеобщей забастовки 10 тыс. текстильщиков Кафр эд-Давара, проводившейся 13-14 августа 1952г., 576 забастовщиков были арестованы и преданы военному суду, а 28 её руководителей были приговорены к смертной казни. Также, во второй половине августа 1952г., была проведена серия арестов руководителей и активистов различных коммунистических организаций.[36] Однако не следует думать, что правительство А. Махира действовало независимо от СРР, как это, к примеру, представлено в Новейшей истории арабских стран.[37] Система государственного управления Египта после переворота, с учетом специфики режима, предполагала подотчетность деятельности правительства Исполнительному Комитету Совета руководства революцией, поэтому действия А. Махира, в частности организация подавления забастовок и преследование коммунистических организаций, были санкционированы с ведома руководителей «Свободных офицеров». Следует отметить, что данные действия нового руководства не способствовали поднятию авторитета власти среди населения страны, поэтому, стремясь самоотстраниться от действий правительства А. Махира, а также продлить кредит доверия со стороны египетского общества, 7 сентября 1952г. СРР принял решение об отстранении премьер-министра с занимаемого им поста. В тот же день на его место был назначен М. Нагиб – единственный член ИК СРР, статус которого соответствовал посту такого ранга. Насер стал заместителем премьера, а с мая 1953г. – одновременно и министром внутренних дел.[38]
Необходимо отметить, что внутри СРР не было единства в выборе пути дальнейшего развития страны. Это было связано с тем обстоятельством, что члены организации придерживались различных политических взглядов. Так, к примеру, Ю. Мансур и Х. Мохи ад-Дин представляли левых, А. Садат, К. ад-Дин Хусейн, Х. Шафеи, А. Рауф и Р. Механна разделяли экстремистские мусульманские убеждения. З. Мохи ад-Дин, А. аль-Богдади и Х. Ибрахим были сторонниками развития по западному образцу.[39] Каждый из них, отстаивая интересы своей социальной группы, предлагал собственные решения проблем страны, поэтому начальный период революции можно охарактеризовать как период «исканий и экспериментирования в области социально-экономического и политического развития страны».[40] По мнению Насера, «главная проблема в начале революции состояла в том, что мы ничего не знали о точном смысле революционного действия, о его природе и требованиях. Мы чувствовали необходимость революции, радикального обновления, но мы не знали, ни путей, ни методов, которые вели к осуществлению этого».[41]
В теоретическом плане эта борьба среди «Свободных офицеров» выразилась в выдвижении Насером идеи о необходимости одновременного осуществления в Египте не только политической, но и социальной революции. Под политической революцией Насер подразумевал освобождение страны от присутствия оккупационных войск и вмешательства Англии во внутренние дела, а также ликвидацию института королевской власти. По его мнению, цели революции заключались в том, «чтобы избавить страну не только от феодализма, монархии и враждебных народу партий, но и всякого рода деспотии».[42] Социальные преобразования были направлены против «эксплуататорских устремлений»[43] и совершались в интересах средних и беднейших слоёв египетского общества.[44] Однако, часть «Свободных офицеров» во главе с генералом М. Нагибом, считавшая июльскую революцию законченной, требовала ограничить процесс демократизации установлением парламентской системы. По мнению М. Нагиба, одного года «переходного периода» было достаточно для оздоровления политической жизни страны и после которого необходимо перейти к парламентско-конституционной системе правления. Нагиб, опираясь на национальные буржуазные партии, намеревался занять в будущей парламентской республике пост президента.[45]
Стремление к одновременному осуществлению двух революций – политической и социальной – уже само по себе содержало противоречие: если политическая революция объединяла нацию, то социальная – вела к её разобщению, так как затрагивала материальные интересы различных слоёв египетского общества. Разрешение этого противоречия Насер видел в том, чтобы руководство революцией и дальше осуществлялось под контролем армии, которую офицеры считали «однородной, «надклассовой силой», вышедшей из народа и не утратившей с ним связь».[46] Исходя из такого понимания роли армии, Насер и его сторонники по СРР считали необходимым «остаться у власти до тех пор, пока чаяния народных масс и революционного авангарда не будут сформулированы в чёткой программе».[47] Этим принципом обосновывалась необходимость сосредоточения всей административной власти в стране в руках военных, максимальной централизации государственного аппарата и управления страной без политических институтов дореволюционного периода, что, в свою очередь и привело, по мнению Ш. А. аш-Шафии, к установлению диктатуры.[48]
В связи с этим, следующим шагом на пути к становлению режима стало опубликование 9 сентября 1952г. закона о реорганизации политических партий, согласно которому, всякий желающий учредить политическую партию должен был информировать об этом министра внутренних дел, представить доклад об организационной структуре, программе и материальных ресурсах партии, а также список её членов-учредителей. Всего к сентябрю 1952г. в Египте было зарегистрировано 25 политических партий.[49]
10 декабря 1952г. была отменена конституция 1923г., а 17 января 1953г. Совет руководства революцией объявил о роспуске всех политических партий и о конфискации их фондов. 10 февраля 1953г. была обнародована временная конституция, согласно которой в стране был введен так называемый «переходный период», с передачей верховной власти членам Совета руководства революцией еще на трехлетний срок, в течение которого предполагалось подготовить условия для создания в стране демократического конституционного государства. Лозунгом «переходного периода» Насером была провозглашена триединая формула – «единство, порядок, труд». По мнению Насера, на данном этапе революции «политическим воплощением единства народа должна была стать единая общенациональная организация, которая могла бы провести в жизнь идеи революции 1952г. и обеспечить в стране «социальную справедливость».[50]
Поэтому взамен политических партий 23 января 1953 г. была создана единственная политическая организация «Освобождение».[51] На её основе предполагалось объединить все поддерживавшие новый режим силы. Однако опору для руководителей революции продолжали составлять армия, государственный аппарат и органы безопасности. По мнению А. Хамруша, «Свободные офицеры» «образовывали определенную прослойку общества, не представляя интересы его большинства».[52] Лидеры «Свободных офицеров» подчеркивали, что новая власть не делит общество на классы или социальные слои. Условия приема в организацию предполагали лишь обязательство кандидата поддерживать революцию. В данном случае не подразумевалось требование отказа от личных политических взглядов. Возможно, таким способом революционное руководство, не имея еще достаточной поддержки среди населения, попыталось создать альтернативу функционирования запрещенных политических организаций на националистической основе, ограниченную контролем со стороны режима. Поэтому в «Освобождение» начали вступать члены оппозиции, которые увидели в ней «шанс … на проникновение, имея в виду последующее возвращение на утраченные посты».[53] Возможно, ввиду последнего обстоятельства организация не получила чёткой политической и социальной программы: не было выработано ни конкретных прав, ни обязанностей ее членов. Как отмечает А. Хамруш, «в Организации освобождения ясно чувствовалась хватка армии»,[54] а сама попытка формирования революционным режимом массовой политической организации привела «к созданию неэффективного бюрократического аппарата … и призванного придать режиму видимость демократичности».[55] Поэтому деятельность организации была сведена к проведению культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований, военному обучению населения и борьбе с неграмотностью. Согласно официальным сведениям, она насчитывала около 2 млн. членов.[56]
Трансформация политической системы была завершена упразднением 17 июня 1953г. регентского совета и, соответственно, ликвидацией института королевской власти. На следующий день Египет был провозглашён республикой. Первым президентом Египетской Республики и премьер-министром по решению ИК СРР был назначен генерал М. Нагиб. Г. А. Насер занял пост заместителя премьер-министра. Новый глава государства, лишенный реальной государственной инициативы, начал искать поддержки у руководителей ВАФДа и «Братьев-мусульман», а также ряда политических деятелей старого режима.
Необходимо отметить, что данные организации первоначально поддерживали СРР, считая, что «Свободные офицеры» пойдут с ними на сотрудничество в вопросах управления государством. Однако после первых шагов революционного правительства, направленных на организацию тотального контроля за общественно-политическим развитием страны, обозначился резкий отход лидеров ВАФДа и «Братьев-мусульман» от проводимого военными политического курса. Но если с вафдистской оппозицией можно было бороться политическими методами, то к экстремистской, религиозной Ассоциации «Братьев-мусульман» был необходим иной подход. Первоначально Насер в отношении «Братьев-мусульман» проводил осторожную политику, так как эта организация имела всенародную поддержку. Данный факт объясняет стремление «Свободных офицеров» в первый период революции привлечь «Братьев-мусульман» к сотрудничеству. Еще с начала революции СРР принял две меры, которые отвечали интересам Ассоциации: возобновил расследование убийства ее основателя Х. аль-Банны и объявил амнистию, коснувшуюся прежде всего «Братьев-мусульман». В августе 1952г. СРР предложил им участие в правительстве, однако «Братья-мусульмане» потребовали, чтобы верховный руководитель Ассоциации имел право санкционировать законодательные акты нового режима, с тем, чтобы обеспечить «исламскую ориентацию» последнего. Данное требование было отклонено и в правительство вошел как министр вакуфов только шейх Х. аль-Бакури.[57] Отказ египетского правительства фактически обозначил начало конфронтации между «Братьями-мусульманами» и официальной властью.
продолжение
--PAGE_BREAK--Для нейтрализации организации, имевшей всенародную поддержку, Совет руководства революцией предпринял ряд шагов. Во первых, Ассоциация не попала под действие закона от 17 января 1953г., запретившего политические партии, под предлогом того, что она является религиозной организацией. Данная мера стабилизировала эмоциональные настроения населения, что фактически снижало возможность открытого выступления народных масс под руководством «Братьев-мусульман» против «Свободных офицеров».
Во вторых, с начала открытого конфликта с «Братьями-мусульманами» официальная пропаганда сделала упор на религиозные вопросы, представляя «Свободных офицеров» «истинными поборниками ислама». Также СРР принял решение о проведении систематических пропагандистских поездок своих членов по различным областям Египта, с тем, чтобы противостоять пропаганде своих политических противников. Лейтмотивом их выступлений являлось утверждение, что египетская армия – армия народа, которая стоит на защите его интересов, а также тезис о том, что движение армии за справедливость и равенство отвечает идеям ислама.[58] Выступая перед лидерами организации «Освобождение», Насер отметил, что «руководители «Братьев-мусульман», ничем не способствовавшие борьбе против разложившейся монархии Фарука и английской оккупации, ведут борьбу против революции…, которая выпустила их из тюрем. Нас они объявляют еретиками, выступающими против священного Корана!»[59]
В ответ начавшуюся кампанию против Ассоциации в январе 1954 г. «Братья-мусульмане» организовали беспорядки в Каирском университете. Подвергая резкой критике египетское правительство, Ассоциация заявила, что СРР изменил национальным интересам, заключив в феврале 1953г. соглашение с Англией относительно будущего Судана и начав мирные переговоры о выводе английских войск из зоны Суэцкого канала.[60] Кульминацией противоборства стал момент, когда 26 октября 1954г. в Александрии боевик из Ассоциации совершил попытку покушения на Насера. В результате Ассоциация была запрещена.[61] 30 октября 1954г. в Александрии был арестован верховный глава Ассоциации «Братьев-мусульман» Х. Ходайби,[62] а уже к 3 ноября 1954г. в Египте было арестовано около 600 членов этой организации (общее количество арестованных превышало 18 тыс. чел.)[63], из числа которых 447 человек обвинялись в подготовке покушения на Насера.[64] 6 лидеров организации были казнены, а Х. Ходайби приговорен к пожизненному тюремному заключению.[65]
Используя создавшуюся ситуацию, Насер решил уже официально встать во главе государства, вследствие чего 14 ноября 1954г. Нагиб, по обвинению в сотрудничестве с руководителями ассоциации «Братья-мусульмане», был освобожден от всех занимаемых им постов: президента Египта и председателя СРР, и взят под домашний арест. По мнению советской стороны, Нагиб был смещен за свое несогласие с заключенным между СРР и английским правительством договоре о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, считая что «условия соглашения, принятые Руководством революционного совета слишком благоприятны для Англии».[66] Исполнять обязанности председателя Совета руководства революцией стал Г.А. Насер, являвшийся одновременно главой правительства Египта.
В целом, после упрочения своего положения как общенационального лидера, ликвидации оппозиции СРР в лице ВАФДа и «Братьев-мусульман», в политике Насера обозначился курс на частичную демократизацию режима, прошло оформление собственных политических взглядов. 28 марта 1955г. Насер провозгласил шесть принципов египетской революции:
1) ликвидация империализма,
2) ликвидация феодализма,
3) уничтожение капиталистических монополий и их политического засилья,
4) установление социальной справедливости,
5) создание сильной национальной армии,
6) установление подлинно демократической системы.
Возможно, что трехлетний срок между приходом к власти «Свободных офицеров» и провозглашением ими своей политической программы обусловлен периодом выбора последующего пути развития: по капиталистическому или социалистическому образцу. Именно в условиях сближения с СССР и были выдвинуты «шесть принципов», на основе которых предполагалось формирование курса дальнейших преобразований.
19 мая 1955г. в офицерском клубе в Каире Насер отметил, что по окончании «переходного периода», срок которого истекает в январе 1956г. будет создан национальный парламент, но «партии будут по-прежнему запрещены».[67] Поэтому, после окончательного вывода оккупационных войск 13 июня 1956г. правительство отменило закон о военном положении, введенный после революции, а также амнистировало всех политических заключенных.
В сжатом виде взгляды Насера на проблемы политико-экономического развития страны в период с 1952г. по 1956г. получили отражение в тексте конституции 1956г., подготовленной при личном участии президента республики.[68] Её основные положения сводились к следующему: социальная солидарность является основой египетского общества; национальная экономика должна быть организована в соответствии с планами, которые защищают принципы социальной справедливости и имеют своей целью развитие производства и подъём жизненного уровня; капитал используется в интересах национальной экономики, но не в ущерб общественному благу; законодательство гарантирует сотрудничество в области общественной, экономической деятельности и способствует развитию деловой активности; государство берёт на себя контроль за социальным обеспечением.[69] В стране признавалась частная собственность и частная экономическая деятельность, которая не могла подвергаться вмешательству государства, однако, при условии, что она не наносит ущерба общественным интересам, не ставит под угрозу безопасность народа, не затрагивает его свободу и достоинство. Поэтому, предусмотренная Конституцией возможность экспроприации частной собственности могла быть использована только «в общественных интересах и за справедливую компенсацию по закону».[70]
Таким образом, согласно выдвинутой Насером концепции дальнейшего развития Египта, государство должно было стать координирующим и регулирующим инструментом, как политических, так и социально-экономических процессов преобразования египетского общества на основе введения элементов плановой экономики, протекционизма, социальных дотаций, обеспечения реализации гражданских прав, а также уравнения материальной обеспеченности различных социальных слоев.
Конституция была утверждена 23 июня 1956г. путем плебисцита. Принятие основного закона государства закрепило суверенитет Египта и означало завершение «переходного периода». Насер путем всенародного голосования был избран президентом, а Совет руководства революцией сложил свои полномочия.
После принятия новой конституции в стране был создан парламент – Национальная Ассамблея,[71] которая стала более представительным органом, чем предыдущие египетские парламенты: минимум 50 % депутатов были рабочими и феллахами[72], а профсоюзы играли важную роль в законотворчестве. Также, согласно конституции 1956г., египетские женщины впервые получили избирательное право. [73] Необходимо заметить, что сформированная после принятия Конституции 1956г. единственная официальная политическая организация – Национальный союз – получила в лице своего Комитета право отклонения и утверждения кандидатур при выборах в парламент и профсоюзное руководство. Члены Комитета[74] назначались президентом, который одновременно являлся председателем Национального союза.
Таким образом, Египет за четыре года совершил переход от конституционной монархии к установлению республиканского строя. Оппозиция внутри страны была ликвидирована, а Насер как президент Египта в своих руках сосредоточил практически неограниченную власть
2. Социально-экономическое развитие.
После сосредоточения власти в своих руках «Свободные офицеры» начали действовать ещё в двух направлениях: организации активной политической деятельности масс в поддержку новому режиму и осуществлении целенаправленной политики по вопросам социального и экономического развития страны.
Для реализации первого направления 9 сентября 1952г. был принят закон об аграрной реформе. Необходимо отметить, что 1952г. около 2 тыс. землевладельцев имели в своей собственности более 1200 тыс. федданов[75] посевной площади, а 31 % феллахов – 13 %. Поэтому, в среднем на одного землевладельца приходилось по 1000 федданов, тогда как 3 млн. крестьян владели по 1 феддану на семью. К тому же, ежегодный прирост населения Египта составлял в среднем 300 тыс. чел.[76]
По новому закону крупное землевладение ограничивалось 200 федданами на одного человека. Имеющие землю свыше этого максимума, сохраняли за собой ещё 100 федданов, которые делились между членами семьи. Остальная часть земли изымалась в пользу государства. Из неё образовывался специальный фонд, из которого участками по 2 – 5 федданов наделялись феллахи, не имевшие земли. Цена участков равнялась десятикратной ставке арендной платы. Получавший землю обязан был платить за каждый феддан в среднем по 14 ег. ф. в год в течение 30 лет. Крупным землевладельцам, у которых была изъята часть земельной собственности, государство обещало выкуп через 30 лет. В момент отчуждения земли правительство вручало помещику специальные боны, по которым он мог получать ежегодно 4,5% годовых. Помещикам предоставлялось право продавать землю ещё до её изъятия. Земля, принадлежавшая 175 членам королевской семьи, изымалась без выплаты компенсации.
Для надзора за изъятием и распределением земли был создан Высший комитет аграрной реформы. Каждый, кто владел землёй сверх установленного максимума, должен был к 31 января 1953г. представить в комитет отчёт о том, какая земля остаётся у него, а какую он передаст государству. Отчуждение земли не на основе кадастровых переписей, а на базе подсчётов и документов, предъявляемых самими владельцами, создало широкую возможность сокрытия земли, подпадавшей под действие аграрной реформы.[77] После передачи в Высший комитет аграрной реформы материалов, на основе которых должно было осуществляться изъятие земли, комитет давал указание департаменту земледелия обмерить землю, что делалось в обязательном порядке с помощью владельца, а также представителей местной власти, зачастую являвшихся агентами крупного землевладельца. Помещику предоставлялось право обжаловать решение по изъятию в специальных комиссиях по рассмотрению жалоб и претензий землевладельцев или в Высшем комитете аграрной реформы. Только после рассмотрения этими органами претензий помещиков могло быть принято окончательное решение об изъятии земли. Владельцы с помощью апелляций «выигрывали время для затягивания сроков осуществления реформы, а также для маневрирования с целью её обхода».[78]
Для всей страны устанавливалась единая арендная ставка: каждый, кто сдавал землю в аренду, имел право получить не больше, чем семикратный размер сельскохозяйственного налога. Если арендная плата взималась натурой, то она не должна была превышать 50 % урожая. Закон об аграрной реформе несколько облегчил положение арендатора. По некоторым данным, выиграло от закона 1952г. около 6 млн. арендаторов, доходы которых возросли на 35 млн. египетских фунтов ежегодно. Сократилась арендная плата в Верхнем Египте. Но это сокращение, как правило, не достигало уровня семикратного земельного налога, как это предусматривалось законом об аграрной реформе. В результате выполнения закона об аграрной реформе 1952г. выиграла та группа крестьян-арендаторов, которая после изъятия земли у её бывших собственников стала арендовать эту землю у государства.[79]
В целом, реформа коснулась 1789 землевладельцев, выкупу подлежало 600 тыс. федданов. Так, к примеру, к июлю 1954г. было распродано 34,4 тыс. федданов, приобретенных 67 тыс. крестьянами.[80] Всего к концу 1961г. было распределено 326 732 феддана, попавшие в руки 263 тыс. семей. Если принять за основу среднюю численность каждой семьи в пять человек, то можно утверждать, что всего аграрная реформа в Египте охватила 1 300 тыс. человек. Осуществление аграрной реформы стимулировало крупных землевладельцев на вложения в промышленность. Характерно, что её проведение сопровождалось целым рядом решений, которые освобождали вновь создаваемые египетские предприятия от налогов в течение пяти лет, а также от уплаты налогов на импортируемое оборудование.[81] В то же время она способствовала развитию капитализма в деревне. Наряду с этим появились возможности создания благоприятных условий для фермерского хозяйства. «Аграрная реформа рассматривалась … как первый, но, очевидно, не последний шаг на пути к действительному решению аграрной проблемы в стране».[82]
Другой тенденцией в области экономических преобразований стало постепенное государственное вмешательство в экономику страны. Первоначально для этой цели были созданы постоянный Совет развития национальной продукции и Совет социальных услуг для изучения проектов развития экономики, представленных на рассмотрение министерств, а также для координации их деятельности, связанной с функционированием традиционно государственных предприятий.[83] Постоянный совет развития национального производства к июлю 1953 г. выработал четырехлетнюю программу государственных капиталовложений, сумма которых по сравнению с предыдущими годами была значительно увеличена: в 1950 – 1952гг. в среднем по 28 млн. ег. ф., в 1953 – 34 млн., в 1954 – 53 млн., в 1955 – 62 млн. и в 1956 – 66 млн. ег. ф.[84] Данные капиталовложения предназначались для создания инфраструктуры (ирригация, дренаж, электроэнергетика, дороги и транспорт), которая способствовала бы более высокому росту частного предпринимательства, от которого ожидалось усиление активности по созданию национальной промышленности. Для привлечения частного капитала в развитие промышленности египетское правительство пошло на ряд уступок. Новые акционерные компании были освобождены от налогов на семь лет, а доходы от новых акций не должны были облагаться налогами в течение пяти лет. По закону, принятому в 1953г. 50 % всех нераспределенных доходов компаний также было освобождено от налогов. Правительственные гарантии займов, выдававшихся фирмам Промышленным банком, были повышены до 5 млн. ег. ф. С целью привлечения мелких акционеров по закону 1954 г. минимальная стоимость акций была снижена с 4 до 2 ег. ф.[85] Также правительство активно взаимодействовало с Египетским промышленным союзом, в состав которого входили представители крупной национальной буржуазии. По рекомендации Египетского промышленного союза были снижены налоги на доходы в промышленности и повышены таможенные пошлины на иностранные товары. Компании с капиталом более 10 тыс. ег. ф. должны были присоединиться к промышленным палатам, полностью подчинявшимся Египетскому промышленному союзу.
Однако египетская буржуазия предпочитала вкладывать капиталы в непроизводительные сферы экономики, прежде всего в жилищное строительство, где ее капиталовложения в 1954г. составили 40 млн. ег. ф., в 1955 – 42,5 млн. и в 1956 – 51,4 млн. ег. ф. В 1954 г. в строительство было вложено 62% всего египетского частного капитала.[86] Поэтому, несмотря на все усилия правительства, египетский частный капитал не смог обеспечить значительный рост промышленности. В 1956г. национальный доход Египта составил примерно 900 млн. ег. ф., из которых на долю промышленности приходилось всего 100 млн. ег. ф.; количество наемной рабочей силы, занятой в промышленности, составляло 11 % от ее общего числа.[87]
Одновременно правительство стремилось привлечь в страну иностранный частный капитал. С этой целью оно пошло даже на пересмотр закона 1947г., по которому в смешанных компаниях не менее 51 % акций должно было принадлежать египтянам: по закону 1953г. предусматривалось снижение этого процента до 49. Однако данный шаг правительства не привел к серьезному увеличению иностранных капиталовложений, поскольку внутриполитическое положение в стране оставалось еще достаточно неопределенным.
Новой тенденцией в экономическом развитии страны являлось то, что правительство стало вкладывать свои капиталы в промышленные компании и назначать в их административные советы своих представителей. Также оно непосредственно занялось планированием экономических объектов, взяло на себя переговоры с иностранными фирмами о закупках оборудования.
Политика развития государственного капитализма способствовала «египтизации» важнейших отраслей национальной экономики: сельского хозяйства, связанного с выращиванием длинноволокнистого хлопка, а также текстильной промышленности. Одним из результатов этой политики стало создание в 1956г. министерства промышленности – важнейшего инструмента по обеспечению контроля за экономикой. Однако главным результатом правительства в экономической области стала национализация французского и английского капитала: 1 ноября 1956г. был наложен секвестр на 1371 отделение французских и английских банков, промышленных, сельскохозяйственных и акционерных обществ, торговых фирм, страховых агентств, номинальный капитал которых составлял 135 млн. ег. ф.[88]
продолжение
--PAGE_BREAK--В области социального реформирования за первые годы революции также были достигнуты определенные результаты. В декабре 1952г. был принят ряд законов о труде, предусматривавших увеличение компенсаций при увольнении, санкционировавших организацию национальных федераций профессиональных союзов и разрешавших работникам сельского хозяйства объединяться в профсоюзы.[89] Также в городах был открыт ряд музеев, больниц, общеобразовательных и средних профессиональных учреждений на основе всеобщего бесплатного обучения.[90] Однако положение сельского населения оставалось критическим: по мнению обозревателя газеты «Правда» в Египте В. Маевского, египетские деревни были «лишены каких бы то ни было санитарных условий; единственным источником воды, которая ценится на вес золота, является Нил и каналы».[91]
Стабилизация в социально-экономической сфере нашла свое отражение и в ускорении процесса развития национальной науки и культуры. Впервые в истории страны египетский археолог М.З. Гонейм обнаружил вблизи от Саккары новую пирамиду, за короткий период в Египте был создан ряд танцевальных и театральных коллективов. Танцевальный ансамбль Н. аль-Хамрави делал попытки возродить по фрескам, обнаруженным на стенах гробниц, древнеегипетские танцы. В области кинематографии появились такие впоследствии всемирно известные киноактеры, как Ф. Хамама и О. Шариф.
Таким образом, проведение аграрной реформы, существенные вложения капитала в национальную промышленность, а также увеличение ассигнований на проведение социальных программ привели к частичному решению вопроса о земле, росту числа подготовленных профессиональных кадров, увеличению темпов экономического развития Египта, а также способствовали восстановлению и дальнейшему развитию национальной культуры.
В целом, внутриполитическое развитие Египта в рассматриваемый период было неразрывно связано с процессом трансформации политической системы, борьбой за власть и, следовательно, выбор дальнейшего пути преобразований как между членами Совета руководства революцией, так и «Свободными офицерами» с ведущими египетскими политическими организациями: ВАФДом и Ассоциацией «Братьев-мусульман». Используя неконституционные методы решения своих политических проблем, «Свободные офицеры» приближались к формированию в стране режима военной диктатуры. Однако, благодаря позиции Насера, отрицавшего возможность создания такого типа функционирования политической системы, оформление государственного устройства пошло по пути постепенной его демократизации. Преобразования в социально-экономической сфере также способствовали подъему экономики, некоторому улучшению материального положения египтян, росту их национального самосознания на фоне успехов проводимой правительством политики.
Глава вторая
Внешняя политика Египта в 1952-1956 гг.
1. Египет в системе международных отношений.
После смены власти перед новым руководством страны встала задача обеспечения безопасности существования режима, а также вопрос о возможности ведения самостоятельной внешней политики. Поэтому одной из первоначальных внешнеполитических задач египетского правительства являлась необходимость признания нового режима мировым сообществом.
Используя противоречия между Англией и США на Ближнем Востоке, Насер решил установить дипломатические отношения с США, в обход Великобритании. Это давало определенные гарантии безопасности для нового египетского руководства.[92] В свою очередь американское правительство также пошло навстречу новому режиму. Еще накануне июльских событий американские спецслужбы догадывались о готовившемся армейскими офицерами перевороте: в мае 1952г. в докладе сотрудника ЦРУ К. Рузвельта госсекретарю США Д. Ачесону прозвучала мысль о его возможной поддержке, так как «руководители переворота выдвигают разумные требования».[93] Чтобы заручиться поддержкой нового режима американский посол в Египте Кеффери даже назвал английское присутствие в стране «империалистическим».[94] По словам одного из руководителей «Свободных офицеров» – Халида Мохиеддина — «в те годы не все понимали цели американской политики. США были для египтян «новой» державой. Они знали колонизаторов – англичан и искренне думали, что могут опереться в борьбе с ними на США»[95]. Что касается СССР, то об этой стране «египтяне имели искаженное представление. Империалистическая пропаганда запугивала египтян коммунизмом».[96] Советская сторона не знала о готовившемся перевороте, а также о его руководителях: первоначально в СССР считалось, что переворот был совершен под руководством М. Нагиба, мотивом действий которого являлся отказ короля Фарука назначить генерала на пост военного министра.[97]
Необходимость в сильном союзнике, представлявшемся вначале египетскому руководству в лице США, диктовалась важнейшей внешнеполитической задачей, стоявшей перед Египтом с 1922 года — проблеме обретения реальной независимости от бывшей метрополии – Великобритании, чего, в свою очередь, можно было достигнуть, добившись вывода английских войск из зоны Суэцкого канала с последующей его национализацией. Необходимо отметить, что четко сформированной внешнеполитической программы египетского руководства на первоначальном этапе не существовало. Главные черты внешней политики Египта, по мнению Насера, заключались в «защите свободы и благосостояния народов», поддержке права «всех народов на самоопределение», ориентацию на деятельность ООН, а также «расширении масштаба сотрудничества государств афро-азиатского блока»,[98] а также политика неприсоединения к военно-политическим блокам. Последний принцип позиции Насера в вопросах внешней политики имел немаловажное значение во взаимоотношениях Египта в начале 50-х годов с ведущими мировыми державами: СССР и США.
Конец 40-х – начало 50-х годов XX века ознаменовался новым периодом противостояния двух систем: социалистического лагеря во главе с СССР и капиталистического под эгидой США. Создание региональных военно-политических блоков стало неотъемлемой частью этого противостояния. В этом отношении Ближний Восток представлял собой важнейший стратегический объект, необходимый для усиления позиций той или иной стороны. В начале 50-х годов обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке в значительной степени регулировалась Тройственной декларацией. Обнародованная в мае 1950г., она была «производным англо-франко-американской политики в регионе, реакцией… на израильско-арабское перемирие, заключенное в 1949г.». Важнейшей частью декларации являлось взятое на себя Англией, Францией и США обязательство контролировать поставки оружия в страны Ближнего Востока. По этому вопросу предусматривались политические консультации между Лондоном, Парижем и Вашингтоном.[99] Однако в условиях подъема национально-освободительного движения в арабских странах, а также обострения отношений с Советским Союзом в условиях «холодной войны» стало очевидно, что необходим более эффективно действующий союз, включающий в себя в качестве полноправных членов не только ведущие западные страны, но и страны самого региона. Это было необходимо для осуществления контроля за действиями стран – участниц и, следовательно, невозможности вести ими самостоятельную политику на международной арене.
Странами – членами Северо-Атлантического союза была предпринята попытка создания так называемого Средневосточного командования (СВК) под эгидой США. В середине 1951г. правительства США, Англии, Франции и Турции выступили с планом его формирования.[100] На блок возлагалась задача «остановить…«цепную реакцию» распространения социализма, а также «воспрепятствовать распаду колониальной системы». Для усиления американского влияния в Египте правительство Соединенных Штатов планировало увеличить объем экономической и военной помощи этой стране, оказание которой, по мнению американского руководства, следовало увязывать с участием Египта в военных приготовлениях США и их союзников на Ближнем Востоке. Дорогу к военно-политическому сотрудничеству Соединенных Штатов и Египта, как считали в Вашингтоне, должно было открыть заключение англо-египетского договора о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, где находилась военная база Великобритании. Соединенные Штаты, добиваясь скорейшего заключения договора относительно Суэцкой базы, играли роль посредника в переговорах между Лондоном и Каиром, оказывая, при необходимости, нажим на британское руководство.[101]
В мае 1953г. Египет с визитом посетил госсекретарь США Дж. Ф. Даллес с целью вовлечения страны в военный пакт против СССР.[102] Одним из способов давления на египетское руководство стал вопрос о предоставлении Египту возможности закупок современного американского вооружения. Еще накануне революции между королем Фаруком и правительством США был заключен секретный договор о военной помощи Египту на сумму в 5 млн. долларов. Согласно данному документу, в страну должно было быть доставлено легкое вооружение: бронемашины и пулеметы – эффективное средство для решения внутренних задач. Новое египетское правительство решало вопросы внешней обороны страны, поэтому в октябре 1952г. военному атташе американского посольства был передан новый список необходимого Египту вооружения: танков, реактивных самолетов, тяжелой артиллерии, канонерок и др. В это время состав египетского вооружения был «от верблюжьих эскадронов, винтовок времен Первой мировой войны до легкой бронированной техники»[103]. Для переговоров о поставках оружия в США была отправлена комиссия во главе с Али Сабри, не решившая, в конечном итоге, возложенной на нее задачи.[104] Поставки в Египет американского оружия означали бы ослабление позиций Великобритании в Средиземном море, выгодное Соединенным Штатам, однако усиление Египта негативно сказалось бы на взаимоотношениях США и Израиля, «…уже тогда становившимся щитом для американских монополий на Ближнем Востоке».[105] Поэтому, не без оснований полагая, что в действительности администрация Белого Дома ведет переговоры не о поставках именно современного оружия, а пытается создать лишь видимость реальной военной помощи, Совет революционного командования Египта решил обратиться с аналогичной проблемой к Советскому Союзу и Чехословакии.[106] Это было началом отхода Насера от проамериканской политики, особенно четко обозначившейся в его выступлении в г. Мина эль-Камх 20 декабря 1953г.[107] От вступления в военный пакт против СССР египетское руководство отказалось, мотивируя это тем, что СССР не угрожает арабам.[108]
Взаимоотношения Каира с Парижем также были далеки от взаимопонимания. После начала 1 ноября 1954г. национально-освободительной войны в Алжире отношения Франции с Египтом резко ухудшились. Поэтому Франция всё активнее начала оказывать поддержку Израилю, став в середине 50-х годов основным поставщиком оружия для израильской армии, «что неминуемо привело к дальнейшей эрозии франко-арабских отношений». Премьер-министр Ги Молле начал считать Насера «врагом Франции на Ближнем Востоке № 1».[109]
Для Великобритании договор о СВК играл важную роль в реализации планов «создания неоколониальной военно-политической системы…на всем Ближнем и Среднем Востоке».[110] Ближний Восток традиционно являлся английской сферой влияния, поэтому для Лондона было неприемлимо подчинение интересов Великобритании интересам Северо-Атлантического блока, тем более, что 6 марта 1951г. главком вооружённых сил НАТО генерал Д. Эйзенхауэр потребовал предоставления себе верховных полномочий по вопросам, касающимся стран Ближнего и Среднего Востока.[111] Ещё в январе 1950г. на конференции министров иностранных дел Британской империи обсуждался «план Коломбо», предназначенный для создания системы «обороны от Порт-Саида до Хоккайдо», и направленный на укрепление позиций Англии.[112] С началом национально-освободительных революций в арабских странах создание военно-политического союза стало для британской ближневосточной политики приоритетной задачей. Основой такого союза стала идея подписания Багдадского пакта, призванного «спасти британские интересы на Ближнем Востоке». При помощи Багдадского пакта Англия намеревалась соединить НАТО и СЕАТО, что, в свою очередь, гарантировало поддержку новому блоку со стороны США, так как он вписывался в систему «возмездия» Д. Даллеса.[113] Также, при помощи Багдадского пакта Англия намеревалась сильнее влиять на арабские страны: А. Иден считал, что с созданием нового союза революцию в Египте можно остановить или «направить в русло ничего не значащих реформ».[114] США также были заинтересованы в создании Багдадского пакта, однако от вступления в него на правах полноправного члена Вашингтон удерживала возможность обрести союзников в лице Египта и других арабских стран, известных своими антибританскими настроениями. Вхождение Франции в Багдадский пакт не предусматривалось – этим шагом Англия стремилась вытеснить из ближневосточного региона своего конкурента.
После возвращения с поездки на Ближний Восток государственный секретарь США заметил в своём выступлении по радио 1 июня 1953г., что система коллективной безопасности в данном случае должна появиться в результате «усилий изнутри». Это означало предложение Англии предоставить арабам возможность самим «проявить инициативу в деле создания военного союза, а не навязывать им Багдадский пакт».[115] У главы американской дипломатии сложилось устойчивое мнение о невозможности создания военной организации региона, членами которой были бы, наряду с другими странами, Израиль и арабские государства. Даллес предлагал сосредоточить усилия на формировании блока стран так называемого «северного яруса» в составе Турции, Ирака, Ирана и Пакистана.[116]
Стремление Великобритании вовлечь Египет в Багдадский пакт усилилось еще и теми обстоятельствами, что в результате англо-египетского соглашения от 19 октября 1954г., заключенного при поддержке США, британский военный контингент был выведен из зоны Суэцкого канала.[117] Но Насер занимал достаточно жесткую позицию в отношении вхождения Египта в данный военно-политический блок. По его мнению, высказанному А. Идену зимой 1955г. на встрече в Каире, «сама идея Багдадского пакта разделяет арабский мир и имеет своей целью изолировать Египет».[118] Это, в свою очередь, оказало влияние на позиции таких потенциальных членов союза как Сирия и Иордания, отказавшихся вступить в блок. Однако, несмотря на это противодействие со стороны Египта, 24 февраля 1955г. Багдадский пакт был подписан между Турцией и Ираком. 5 апреля 1955г. к нему присоединилась Великобритания. В течение того же года в блок вошли также Иран и Пакистан.
Начиная с весны 1955г. взаимоотношения Египта и Великобритании осложнились, так как в Лондоне произошла смена лидера консервативной партии. После ухода У. Черчилля в отставку 6 апреля 1955г. Елизавета II поручила сформировать новое правительство Англии его преемнику – сэру А. Идену, который «считал себя арабистом» и поэтому всегда уделял политике Великобритании на Ближнем Востоке особое внимание. Консервативный взгляд А. Идена на взаимоотношения Англии с бывшими колониями не способствовал мирному урегулированию конфликта с Египтом, возникшего в зоне Суэцкого канала, а также признанию Лондоном самостоятельности Египта в вопросах внешней политики.[119]
В создавшейся ситуации в Каире был создан специальный комитет, в функции которого входил анализ возможных последствий появления нового британского премьер-министра для англо-египетских отношений. Председателем комитета был назначен доктор М. Фавзи. Результатом работы стал вывод: А. Иден, несмотря на то, что пост министра иностранных дел в его правительстве займёт С. Ллойд, будет продолжать оставаться «главой собственного внешнеполитического ведомства». К тому же, по мнению М. Фавзи, одними из задач А. Идена будут: обеспечение вступления арабских стран в Багдадский пакт, а также попытка изолировать Египет, что, в свою очередь, смогло бы нейтрализовать влияние Насера на позицию арабских стран в отношении расширения на Ближнем Востоке военно-политического блока.[120] Однако к этому времени Насер укрепил свои позиции не только как национального, но и как общеарабского лидера. «Всё, что происходило в Каире, немедленно отзывалось мощным политическим эхом во всех арабских столицах».[121] Ослабление английских позиций выразилось в отступлении Лондона от реализации первоначальных целей своей ближневосточной политики: в августе 1955 г. министр иностранных дел Великобритании С. Ллойд заявил египетскому послу в Лондоне, что Англия готова прекратить свои усилия, направленные на вовлечение других арабских стран в Багдадский пакт, если Египет прекратит свою пропагандистскую деятельность против этого военно-политического блока. Одновременно с этим Соединенные Штаты совместно с Великобританией разработали план ближневосточного переговорного процесса под кодовым наименованием «Альфа», построенный на допущении взаимных уступок со стороны Израиля и Египта: в ноябре 1955г. А. Иден, выступая с речью в Гилдхолле (Лондон), предложил этот план урегулирования арабо-израильского конфликта. Основой соглашения конфликтующих сторон должны были стать новые границы Израиля «между линиями перемирия 1949г. и линиями раздела Палестины в 1947г.».[122] А. Иден стремился таким образом примирить Израиль и арабские страны и, следовательно, после этой «миротворческой» акции попытаться вовлечь Египет и Палестину в Багдадский пакт. Однако, принимая во внимание военный инцидент с Израилем в феврале 1955г. в районе Газы[123], Насер считал невозможным урегулировать конфликт даже с учётом прав палестинских арабов, потребовав от Израиля половины его территории.[124]
продолжение
--PAGE_BREAK--Обострение противоречий между Лондоном и Каиром было вызвано еще и тем, что, нарушив обязательства С. Ллойда перед Египтом, А. Иден направил фельдмаршала Г. Темплера в Амман с целью вынудить Иорданию вступить в Багдадский пакт. Попытка Ллойда сгладить вновь возникнувший конфликт между Насером и Иденом не привела к положительному результату, так как во время переговоров 1 марта 1956г. в Каире, посвещённых проблеме вступления Иордании в Багдадский пакт, король Иордании Хусейн сместил со всех постов проанглийски настроенного генерала Глабба и выдворил его из страны. По мнению А. Идена, только влияние Г. Насера на короля Хусейна могло привести к смещению генерала Глабба и, следовательно, провалу английской политики в Иордании.[125]
В создавшейся ситуации в палате общин английского парламента состоялись дебаты о положении на Ближнем Востоке. Глава так называемой «Суэцкой группы» Ч. Уотерхауз заявил 7 марта 1956г., что «Англия – всё ещё могучая держава, и при необходимости нам следует применить силу».[126] В то же время 28 марта 1956г. Д. Эйзенхауэр одобрил план экономического и политического давления на Египет, получивший кодовое название «Омега». Этот план предусматривал затягивание решения вопроса о предоставлении Египту экономической помощи, в том числе, и для сооружения высотной Асуанской плотины и демонстративную поддержку Багдадского пакта. 19 июля 1956г. Вашингтон заявил об отказе участвовать в финансировании сооружения высотной плотины в Египте. Как полагал Дж. Ф. Даллес, это решение, чреватое в краткосрочном плане негативными последствиями для интересов США в Египте, в долгосрочной перспективе должно было принести положительный результат. Оценивая наиболее вероятные ответные действия Египта на отказ США финансировать сооружение Асуанской плотины, специалисты госдепартамента прогнозировали усиление пропагандистской кампании Каира против западных стран и официальное обращение за экономической помощью к Советскому Союзу.[127]
Подъем национально-освободительного движения на Ближнем Востоке, проблема ликвидации иностранного влияния, а также военная активность Израиля способствовали установлению сотрудничества между арабскими странами. В октябре 1955г. Египет заключил с Сирией и Саудовской Аравией, а в апреле 1956г. с Йеменом договоры о совместной обороне.[128] Особенно активно в военном отношении Египет взаимодействовал с Сирией. Совместно с сирийскими спецслужбами египетская разведка под руководством А. Сабри проводила организацию диверсионных акций «федаинов»[129] против Израиля, а под контролем Камаля эд-Дина Рифаата совершались подпольные операции против арабских стран.[130] Также, стремясь заручиться поддержкой арабских стран египетское правительство добилось от Великобритании подписания соглашения, заключенного 12 февраля 1953г. в Каире, предоставившего Судану право на самоопределение.[131] Эти обстоятельства способствовали тому, что уже к середине 50-х годов Насер превратился лидера арабского мира.
2. Сближение с Советским Союзом.
Взаимоотношения Египта и СССР формировались на основе постепенного экономического и военного сотрудничества. Позиция Насера по отношению к странам социалистической ориентации трансформировалась под влиянием политики Англии и США в отношении Египта. Первоначально египетские политики имели смутное представление о СССР, однако после неудачной попытки закупки оружия у США, а также задержек в предоставлении Вашингтоном экономической помощи Египту ориентация Насера на Запад начала изменяться в направлении усиления сотрудничества со странами социалистического блока и в первую очередь с СССР. Советская внешнеполитическая концепция предусматривала возможность мирного сосуществования двух блоков, а также «зоны мира» в лице стран третьего мира, и, так как баланс сил двух лагерей не позволял рассчитывать на скорое расширение мировой социалистической системы, «казалось разумным поддерживать стремление к независимости нейтральных стран, отказавшихся от присоединения к военным блокам».[132] к которым советская дипломатия начиная с 1954 – 1955 гг. стала проявлять большое внимание. По мнению Н. С. Хрущева «ожидаемые дивиденды существенно перевешивали траты: наша помощь не подарок, мы вернем свои деньги с процентами, так поступают все коммерсанты. Политически мы выиграем неизмеримо больше — плюс продемонстрируем миру совершенство своей строительной науки и техники».[133] Уже в 1953г. было заключено первое советско-египетское торговое соглашение,[134] а в марте 1954г. правительство СССР и Египта преобразовали свои дипломатические миссии в посольства.[135] Необходимо отметить, что в Советском Союзе вплоть до лета 1955г. «египетский режим оценивался как фашистский или близкий к тому», так как коммунистические партии страны не оказывали практически никакого влияния на общественно-политическую жизнь страны. Советский посол в Египте Д.С. Солод оценивал заявления Насера о стремлении к освобождению страны от колониального влияния, намерении добиться ликвидации английской военной базы и взять под свой контроль экономику страны как демагогические.[136] Однако, после неудачной попытки закупки вооружения у США и обращения Насера за помощью к СССР, отношение к Египту со стороны Н. С. Хрущева изменилось. 22 июля 1955г. в Каир прибыл официальный представитель Москвы, председатель Комиссии по международным делам Совета Союза Верховного Совета СССР, главный редактор газеты «Правда» Д. Т. Шепилов для заключения соглашения о поставках советского оружия.[137] Результатом переговоров стало заключение в сентябре 1955г. соглашения с Чехословакией о поставках вооружения в обмен на хлопок и рис. На деле это означало поставки советского вооружения в Египет. В июне 1956г. Насер заручился обещанием Москвы оказать Египту экономическую помощь, в том числе и в строительстве плотины.[138] Курс на укрепление национальной независимости и создание сильной армии получал материальную базу благодаря помощи СССР и других социалистических стран. В обмен на предоставленную помощь Насер был обязан провозгласить в стране социалистическую ориентацию, а также одобрять все внешнеполитические действия СССР. Однако «социализм в понимании азиатских и африканских лидеров не имел, как правило, ничего общего с тем, что вкладывалось в это понятие в Москве».[139] Наряду с активизацией отношений с СССР Египет с 1953г. по 1956г. установил дипломатические отношения с Чехословакией, Румынией, Польшей,[140] а середине мая 1956г. объявил о дипломатическом признании Китайской Народной Республики.[141]
Проблема национализации Суэцкого канала, давление, оказываемое со стороны США, Великобритании и Израиля вызвали необходимость заручиться поддержкой у мирового сообщества. В этом плане на деятельность Бандунгской конференции[142] Насер возлагал особые надежды, считая, что в условиях кризисной ситуации в ООН необходимо заручиться поддержкой на региональном уровне в предстоящей борьбе за освобождение Суэцкого канала. В своем выступлении Насер потребовал, «чтобы каждая страна уважала политическую независимость других стан, соблюдала их территориальную целостность и не вмешивалась в их внутренние дела», считая, что «каждая страна имеет право избирать такой политический и экономический режим, который она считает для себя подходящим».[143] Это выступление было окончательным закреплением внешнеполитической позиции Насера – «политики неприсоединения», а также стало отправной точкой в освобождении страны от иностранного присутствия. Для Насера стало очевидно, что мирным путем проблему решить не удастся.
26 июля 1956г., выступая в Александрии на митинге, посвященном четырехлетию изгнания короля Фарука из Египта, Насер объявил о том, что он подписал декрет о национализации компании Суэцкого канала. В декрете подчеркивалось, что все акционеры и держатели учредительных акций получат возмещение за свои акции по их котировочной стоимости на парижской бирже ценных бумаг в день, предшествующий вступлению в силу декрета.[144] Однако 30 октября 1956г. израильские войска перешли границу и оккупировали часть Синая. На следующий день в Порт-Саиде и других районах Суэцкого канала были высажены англо-французские войска. Решающее значение в разрешении Суэцкого кризиса сыграла позиция СССР. По мнению Н.С. Хрущева, в результате поддержки Египта «народы Ближнего и Среднего Востока увидят воочию, где их истинные друзья»[145]. Поэтому 5 ноября 1956г. Председатель Совета Министров СССР Н. А. Булганин направил в Лондон, Париж и Тель-Авив предупреждения о том, что советское правительство полно решимости «применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке»[146] В результате 7 ноября 1956г. военные действия в отношении Египта были прекращены. 22 декабря 1956 г. Англия и Франция вывели свои войска из страны, а в марте 1957г. с Синая и из сектора Газы были эвакуированы и израильские войска.[147]
Для египетского руководства главная задача внешней политики была решена: страна доказала свое право на суверенитет и самостоятельные взаимоотношения с другими странами. Развитие сотрудничества с Советским Союзом и другими социалистическими странами благотворно повлияло на экономическое развитие Египта во второй половине 50-х – конца 60-х годов. Жесткая позиция СССР предопределила направления внешней политики Египта и арабских стран в целом. После Суэцкого кризиса Египет упрочил свои позиции общеарабского лидера, а Насер стал для египтян национальным символом свободы и независимости. Однако, с другой стороны, переход страны под покровительство СССР фактически означал присоединение Египта к одной из концепций мирового развития, что, в свою очередь, негативно повлияло на провозглашенную Насером политику «неприсоединения» страны к военно-политическим блокам.
Заключение
23 июля 1952г., после продолжительного политического кризиса, группа египетских армейских офицеров под руководством Гамаля Абделя Насера совершила военный переворот, ставший началом египетской революции. За первые несколько лет нахождения военных у власти практически все сферы жизни египетского общества претерпели кардинальные изменения. Необходимо отметить противоречивость характера революционных преобразований. С одной стороны, проведение аграрной реформы и постепенный переход к государственному регулированию экономики способствовали стабилизации экономического развития, повышению жизненного уровня египтян. Реорганизация социальной структуры общества вела к спаду социальной напряженности и, следовательно, упрочению политической власти в стране.
С другой стороны, после военного переворота в Египте был существенно ограничен ряд демократических прав. Неконституционный способ прихода к власти негативно сказался на всем политическом развитии страны в данный период. Ликвидация монархического института власти и установление в стране республиканского строя не обозначили собой глубокий процесс демократизации общественно-политической жизни. Запрещение политических партий и движений, преследование определенных групп населения по политическим мотивам, отсутствие представительных органов власти, объединение функций законодательной и исполнительной власти в рамках Совета руководства революцией, а также сращивание партийных и государственных структур способствовали возможному установлению в Египте авторитарного режима во главе с харизматическим лидером, а также формированию единой идеологии с акцентом на панарабизм.
Однако, существенное ограничение ряда прав и свобод, присущих обществу с демократической системой управления было оправдано сложившейся внутриполитической ситуацией и связано с необходимостью проведения быстрой модернизации общественных структур, основанной на создании условий для индустриализации страны и построении развитого экономического общества, решении национального вопроса. Ужесточению режима внутри государства также способствовало иностранное влияние, основанное, прежде всего на присутствии военного контингента, оказывавшее отрицательное воздействие на проводимые в стране преобразования.
Практически сразу после эвакуации английского военного контингента в 1954г. последовал ряд мер по демократизации общественно-политической жизни страны: отменен закон о военном положении, амнистированы все политические заключенные, принята конституция, а также сформирован постоянно действующий законодательный орган – парламент. Легитимизация власти была завершена созданием правительства, заменившего собой распущенный в 1956г. Совет руководства революцией.
Комплекс преобразований в Египте в период с 1952г. по 1956г. не подразумевал собой шаг на пути к построению социализма. Узурпация власти неконституционным путем осуществилась в целях дальнейшего становления буржуазно — демократического общества и развития капитализма. Однако противоречия между Египтом и ведущими капиталистическими странами привели к резкой конфронтации в их взаимоотношениях, что, в свою очередь, предопределило направление египетской внешней политики в сторону упрочения связей с социалистическими странами. Особенно четко эта тенденция прослеживается после Суэцкого кризиса 1956г., в результате которого была решена национальная проблема страны: национализация Суэцкого канала, осуществленная благодаря активной поддержке со стороны СССР.
В целом, рассматривая данный период египетской истории, необходимо отметить широкий спектр проблем, решенных частично или полностью руководством, не имевшим опыта и определенной подготовки в вопросах, касающихся управления государством, а также, первоначально, четко выработанной программы преобразований. Возможно, эти факторы сказались на определенной противоречивости в ведении как внутренней, так и внешней политики, однако, благодаря деятельности Совета руководства революцией и, в частности, Г.А. Насера, за несколько лет в стране была сформирована база для успешного экономического развития, а также созданы условия для интеграции Египта в мировое сообщество в качестве самостоятельного члена.
Приложение № 1[148] Краткие биографии ведущих членов организации «Свободные офицеры»: Гамаль Абдель Насер. Подполковник, родился 15 января 1918г. в Александрии. В 1936-1937 гг. учился на факультете права Каирского университета. В 1938г. окончил Египетскую военную академию. После окончания Военной академии был направлен для прохождения службы в Мункабад. Проходил подготовку в школе военных инструкторов сухопутных войск, административной школе, Штабном колледже, в котором затем преподавал тактику. В мае 1948 – марте 1949гг. участвовал в Палестинской войне, находясь в действующей армии. Заместитель премьер-министра и министр внутренних дел в 1953г. Председатель Исполнительного комитета Совета руководства революцией в 1954-1956 гг. Премьер-министр Египта с 1954г. по 1956г. Автор книги «Философия революции», вышедшей в 1955 г. С 23 июня 1956г. по 28 сентября 1970г. являлся президентом страны.
Абдель Хаким Амер. Майор, 1919г. рождения, родом из деревни Исталь, губернии аль-Миния. Окончил Египетскую военную академию в 1938г., затем в 1948г. – Штабной колледж. Офицер-пехотинец. Перед тем как вступить в организацию «Свободные офицеры», принадлежал к Ассоциации «Братьев-мусульман». Член ИК СРР с 1952г. В 1953г. назначен главнокомандующим вооруженных сил Египта.
Абдель Латиф аль-Богдади. Подполковник, 1917 г. рождения, родом из деревни Шауа, губерния Декаглия. Окончил Египетскую военную академию в 1938г., затем в 1939г. – военно-воздушную академию, спустя десять лет учился в Штабном колледже. Служил в ВВС. Участвовал в антианглийской деятельности в 1941-1942гг. Член ИК СРР с 1952г. В 1953г. назначен министром военных дел Египта.
Кемаль эд-Дин Хусейн. Майор, 1921 г. рождения, родом из г. Банха. Окончил Египетскую военную академию в 1939г., затем в 1949г. – Штабной колледж. Служил в артиллерии. Являлся инструктором-преподавателем в Штабном колледже. Перед тем как вступить в организацию «Свободные офицеры», принадлежал к Ассоциации «Братьев-мусульман». Член ИК СРР с 1952 г.
Хасан Ибрагим. Майор ВВС, 19родился в 1917г. в Александрии. В 1939г. окончил Египетскую военную академию. Служил в ВВС. До вступления в организацию «Свободные офицеры» был членом националистической партии «Мыср аль-Фатат». Член ИК СРР с 1952 г.
Закария Мохи эд-Дин. Подполковник, 1918г. рождения, родом из округа Кафр аш-Шукр, Мит-Гамр. В 1938г. закончил Египетскую военную академию, затем в 1948г. – Штабной колледж. Служил в пехоте. Член ИК СРР с 1952г.
Халед Мохи эд-Дин. Майор, год рождения 1922, родом из округа Кафр аш-Шукр, Мит-Гамр. После окончания школы получил диплом бакалавра коммерции. В 1940 г. закончил Египетскую военную академию, в 1950 г. – Штабной колледж. Служил в танковых частях. До вступления в организацию «Свободные офицеры» активно контактировал с марксистами. Член ИК СРР с 1952г.
продолжение
--PAGE_BREAK--