Министерствообщего и профессиональногообразования
РоссийскойФедерации
РоссийскийГосударственныйГуманитарныйУниверситет
Рефератпо курсу «ИсторияРоссии XX в.»
ГОСУДАРСТВЕННАЯДУМА 1993-1996 гг.
Преподаватель: Сафонова ЕленаИвановна
Студент: Высоцкая МарияФакультет: ИнформатикиКурс: I
Группа:1
Москва,2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Предвыборнаякампания исобственновыборы.
3. Структураи статус Госдумы.
4. ПолномочияГосдумы РоссийскойФедерации.
5. Законодательнаяработа V Госдумы...
6.… и какона проходила.
7. Дума ипоиски согласияв обществе.
8. Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
12 декабря1993 года в нашейстране проводилисьвыборы в ГосударственнуюДуму ФедеральногоСобрания РоссийскойФедерации. Япрекраснопомню, как этобыло. Тогда вобществе виталдух свободы, особенно послеоктябрьскихсобытий текущего1993 года. Казалось, демократиясовсем близко.И вот здесь яхочу рассмотретьто, что мы получили, избрав Госдумупервого созыва, что она далаРоссийскойФедерации инам, россиянам.
Почемуя выбрала этутему? Ответ наэтот вопросоднозначен: я могу беспристрастнооцениватьсобытия, свидетелемкоторых я была.
ПРЕДВЫБОРНАЯКАМПАНИЯ ИСОБСТВЕННОВЫБОРЫ
Выборыоказалисьдалеко нетрадиционнымисо всех точекзрения, и в первуюочередь, повремени ихпроведенияи по их содержанию.Они проходилипосле «черногооктября» 93-гов обстановкедовольно высокойобщественнойнапряженности, в рамках новыхполитическихправил, установленныхпрезидентом.Необычным сталои то, что выборыв Госдуму совпалис референдумомпо проектуновой РоссийскойКонституции.Этот факт отвлекалобщество отпредложенныхучастникамивыборов программ, что привелок изменениюсил кандидатовв депутаты.
Уже черезнесколько днейпосле подавлениясопротивленияБелого доманачалось формированиеполитическихблоков дляучастия в выборахв Федеральноесобрание. Блокии политическиепартии сосредоточилисьна борьбе задепутатскиеместа в егонижней палате, Государственнойдуме, половинамест в которойразыгрываласьпо мажоритарнойсистеме (т.е.от каждогоизбирательногоокруга в парламентпопадал победитель), а другая половина- по пропорциональнойсистеме, означавшейраспределениедепутатскихмандатов междупартиями взависимостиот количестваподанных заних голосов.Характерно, что именнопроведениевыборов попропорциональнойсистеме сыгралоположительнуюроль в становлениив Россиимногопартийнойсистемы. Правда, смешаннаясистема проведениявыборов имелаеще и негативныечерты, т.к.депутаты-списочникиимели значительноепреимуществопо сравнениис депутатами-одномандатниками.
О правевыдвинутьсписки кандидатовв депутатыГосударственнойдумы по общефедеральномуокругу изначальнозаявили 35 общественныхобъединений.На регистрациюпредставилисписки кандидатовуже от 21 избирательногообъединения.Центризбиркомзарегистрировалсписки толькотринадцатииз них. Приведуиз названия: Аграрная партияРоссии, «Яблоко»,«Будущее России- новые имена»,«Выбор России»,«Гражданскийсоюз», Демократическаяпартия России,«Достоинствои милосердие», Российскаякоммунистическаяпартия, «Кедр», Либерально-демократическаяпартия России, Партия российскогоединства исогласия, «ЖенщиныРоссии», «Российскоедвижениедемократическихреформ». Остальныетак и не смоглинабрать в своюподдержкунеобходимые100 тысяч подписей.
Тем неменее выборысостоялись.Более того, после 80-летнегоперерывапредставительныйзаконодательныйорган страныизбран намногопартийнойоснове в условииконкуренциивзглядов, позиций, мировоззрений.
Расскажувкратце о программахнекоторыхпартий.
«ВыборРоссии» выступалпод знаменемрадикальныхэкономическихреформ. В своейпредвыборнойкампании блокпровозгласилнеобходимостьжесткогомонетаристскогокурса, как основыфинансовойстабилизациии главногоусловия возрожденияэкономическойактивности.Лидером этогоблока стал Е.Гайдар, кроменего в руководствеоказались такиевлиятельныечлены кабинетаминистров, какА. Чубайс, А.Козырев, Б. Фёдоров.
НекоторыесторонникиГайдара в 1993 годусоздали собственнуюПартию российскогоединства исогласия, настаивавшуюна необходимостикоррективрыночных реформ, поддерживающуюумеренно-реформистскийподход тогдашнегопремьер-министраЧерномырдина.Избирательнымкозырем ПРЕСбыла ставкана укреплениеэкономическихправ и возможностейрегионов, возрождениесемьи, нациии государства.
Еще однойпартией, отмежевавшейсяот блока Гайдара, была Демократическаяпартия России.Ее лидеры — Глазьеви Травкин — считалиошибочнойгайдаровскуюшокотерапию, объявив ееглавной причинойспада производстваи растущейинфляции.
Российскоедвижениедемократическихреформ тожедистанцировалосьот гайдаровскойкоманды. Дляэтой партиии ее лидера Г.Попова оптимальнымполитическимтечением являлсяцентризм.
Еще одиндемократическийизбирательныйблок «Яблоко», название котороговозникло отфамилий еголидеров: Явлинский, Болдырев, Лукин, выразил своенесогласиес гайдаровскимкурсом. Программа«Яблока» быласоциал-демократической, ориентированнойна работающуюинтеллигенцию.
На противоположномфланге избирательнойкампании главнымиучастникамиоказалисьРоссийскаякомпартия, Аграрная партияи ЛДПР. Общеев их лозунгахзаключалосьв державно-национальнойпозиции и всоциально-экономическомразвитии ивосстановленииРоссии в качествесверхдержавына мировойарене. Конечно, взгляды членовэтих партийтакже различались.РКП в первуюочередь ориентироваласьна защиту интересовмалообеспеченныхгородскихслоев; Аграрнаяпартия выражалаинтересыколлективныхсельскихтоваропроизводителей, самой же оригинальнойсреди этих трехпартий былаЛДПР.
Многиеполитологизаявляли онесоответствииназвания партииее программе, некоторыекритики открытоназывали ЛДПР«фашистской».Правда некоторыеполитологине соглашалисьс этим определением, считая ЛДПРпросто праворадикальнойпартией, т.к.она не былаприверженарасизму, антисемитизмуи тоталитарнымлозунгам. Вовремя избирательнойкампании ЛДПРзапомниласьвсем нам выступлениямиее лидераЖириновского, носившимипопулистско-националистическийхарактер. Жириновскийнаиболеепродуктивноиспользовалэфирное времяв электронныхСМИ для агитации.Лозунги Жириновскогоотличалисьпростотой иэмоциональностьюи были ориентированына различныеслои населения.Предпринимателямбыло обещаноснятие ограниченийсо всех видовэкономическойдеятельности; вооруженнымсилам — возрождение«лучших традицийцарской и советскойармии»; молодежи- работа, образование, материальноеблагополучие, абсолютнаясвобода р реализациисвоих физическихпотребностей; рабочим
— развитиесоциальноориентированнойсистемы хозяйствования; интеллигенции- возрождениеотечественнойнауки культуры, образования.Особое значениев предвыборнойкампании ЛДПРиграл национально-патриотическиймотив. Главнойцелью внешнейполитики Жириновскийвидел восстановлениеграниц Российскойимперии. Короче, лидер ЛДПРделал ставкуна патриотическихчувствах россиян.
Какиевыводы можносделать, прочитаво партиях, претендовавшихна депутатскиемандаты в первойГосдуме после80-летнего перерыва.Во-первых, надемократическомфланге заметенявный разброд, нежеланиевыступитьединым демократическимфронтом, а наоборот, явное противостояниемежду разнымипартиями иблоками. Во-вторых, партии коммунистическоготолка рассчитывалина голоса людей, активно недовольныхгайдаровскойшокотерапиейи желающихвернуться назадв СССР.
Наконец, настает 12 декабря1993 года. Населениеогромной страныотправилосьна выборы. Былоизбрано 444 депутата, в их числе 225 пообщефедеральномуизбирательномуокругу и 219 поодномандатнымизбирательнымокругам. В 5 округахвыборы не состоялись, в одном выборыне проводились, также как и вЧеченскойреспублике.Что касаетсяизбирательныхобъединений, то лишь 8 из 13преодолелипятипроцентныйбарьер, давшийправо на получениемандатов пообщефедеральномуокругу.
Приведуцифры, соответствующиерезультатамголосования:
% ОФО одномандатные
округа
АПР 7,99 21 36
«Яблоко» 7,86 20 7
«БудущееРоссии-новыеимена» 1,25 — 2
«ВыборРоссии» 15,51 40 24
«Гражданскийсоюз» 1,93 — 10
ДПР 5,52 14 -
«Достоинствои милосердие» 0,70 — 3
КПР 12,40 32 10
«Кедр» 0,76 — 1
ЛДПР 22,92 59 5
ПРЕС 6,73 18 4
«ЖенщиныРоссии» 8,13 21 2
РДДР 4,08 — 5
противвсех 4,22
Какойможно сделатьиз этого вывод? Во-первых, главнойсенсациейдекабрьскихвыборов сталто, что в состязаниипартийныхсписков увереннуюпобеду одержалаЛДПР. В канунвыборов аналитикигазеты «Известия»прогнозировали.что Либерально-демократическаяпартия можетнабрать до7% избирателей.Но ее партийныйсписок получил22,92 процента.Правда, когдаподсчиталиголоса, отданныеза кандидатов, баллотировавшихсяв ГосударственнуюДуму на индивидуальнойоснове, тообнаружилось, что ЛДПР лишиласьсвоего преимуществаи даже уступилалидерство«Выбору России».Но в общественномсознании выборы1993 года запомнилисьименно победойпартийногосписка ЛДПР.Я считаю интересными тот факт, что изкандидатов, баллотировавшихсяпо одномандатнымокругам от«Выбора России», было избрано24 человека, аот ЛДПР — всего4. Если обратитьвнимание наэти цифры, тостановитсяпонятно, чточлены «ВыбораРоссии» былипопулярны срединаселения какличности, а некак приверженцытой или инойпартии. Мнекажется, чтоЛДПР моглазавоевать такоеогромное количествоголосов толькопо партийнымспискам, т.к.ее члены неимели такогоавторитета, в отличие отпредставителей«Выбора России».
Во-вторых, демократыодержали поражение.Первой и главнойпричиной дляэтого была, какя уже говорила, разобщенность.Но демократампришлось признатьсвое поражение, правда, ониобъясняли своепоражение чистосубъективнымипричинами: умелое проведениеизбирательнойкампанииЖириновским, фальсификациейрезультатоввыборов и т.д.Самое главное, что итоги голосованиясущественнорасходилисьс прогнозамидемократическихпартий. В ночьпосле выборов, как я помню, сторонники«Выбора России»решили устроитьбанкет, чтобыотпраздноватьсвою победу.Но по мере обработкиголосов, результатыстановилисьсовсем удручающимидля демократов.Победы не было- было поражение.
Еще немногооб итогах выборов.В состав ГосударственнойДумы вошлипредставители32 национальностей, что немаловажнодля многонациональнойстраны. Дветрети депутатовв возрасте от20 до 50 лет, т.е. людив основноммолодые, исоответственноготовые к переменам.Около 95 процентовдепутатов — этоспециалистыс высшим инезаконченнымвысшим образованием; свыше трети- имеют ученыестепени докторов, кандидатовнаук; почтикаждый десятый- член-корреспондентакадемии наукили академик.Около 11% депутатовзанималисьпредпринимательскойдеятельностью;7% пришли изправоохранительныхструктур, 12% изпрофсоюзов.Остается добавить, что в V ГосударственнуюДуму было избрано68 бывших народныхдепутатовРоссийскойФедерации.
Подводяитоги, можносказать, чтов Думе оказалисьпредставленыпрактическивсе социальныеслои и группынаселения, отражен весьспектр общественно-политическихнастроений, преобладавшихв тогдашнейРоссии. Подведяитоги выборов, можно переходитьк работе Госдумыи прежде всегок организационнымвопросам.
СТРУКТУРАИ СТАТУС ДУМЫ
«Решениемасштабныхобщенациональныхпроблем поплечу толькосильной, структурно-сбалансированной, организационно-собранной Думе», — говоритспикер V ГосдумыИ.П. Рыбкин. Посмотрим, каквыражена былаэта организация.
С принятиемв 27 марта 1994 годаРегламентаГосударственнойДумы и в маеЗакона о статуседепутата периодорганизационногостановленияДумы завершился.На сегодняшнийдень Дума располагаетполным пакетомправовых актов, регулирующихработу однойиз палат ФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации.
Регламентомпредусматривается, что Дума ежегоднособираетсяна весеннюю(12.01-20.07) и осеннюю(1.10-25.12) сессии. Припринятии регламентавозник спороб общем числедепутатов, чтобыло необходимодля наличиякворума. 444 или450? После горячихперепалокпрезидентомбыло установлено, что общее числодепутатовсоставляет450 человек. Завесь периодработы V Думыв Регламентбыло внесено7 поправок.
В первыедни работы Думаприняла решениепредоставитьофициальныйстатус фракциям, созданным наоснове избирательныхобъединений, прошедшихв Думу по общефедеральномуокругу (независимоот численности)и группам, насчитывающим не менее 35 депутатов. Каждый депутатвправе состоятьне более чемв одной фракцииили группе.
В V Думебыли созданыи 13 января официальнозарегистрированы8 фракций и однадепутатскаягруппа — «Новаярегиональнаяполитика». Темне менее фактическимисубъектамипарламентскойдеятельностивыступали иболее малочисленныегруппы, не собравшиев своих рядах35 членов. например«Российскийпуть» и «Союз12 декабря». Вапреле «Союз12 декабря»преодолелуказанныйрегламентомбарьер и получилстатус депутатскойгруппы. Взарегистрированныхи незарегистрированныхгруппах состояли434 из 449 депутатов.Весной 1995 годаобразовалисьеще 2 депутатскиегруппы: «Россия»и «Стабильность».
Фракционныйсписок V Думы, после утвержденияна пленарномзаседаниив мае, выгляделследующимобразом: АПР-57,«Выбор России»- 73, ДПР — 15, КПРФ — 45, ЛДПР — 57, ПРЕС — 30,«Женщины России»- 23, «Яблоко» — 28, группы «Новаярегиональнаяполитика» — 66 и«Либерально-демократическийсоюз 12 декабря»- 35. Данный списочныйсостав не носитжесткого характера: депутату вначале каждойсессии предоставляетсявозможностьсогласно своимубеждениямизменить фракционнуюпринадлежность.
Немаловажно, что при формированииорганизационныхструктурПредседателяДумы, пятизаместителейпредседателяДумы, комитетови комиссийдепутаты пошлипо пути пропорциональногопредставительствавсех фракцийи групп. Председателембыл избран И.П.Рыбкин (АПР), аего заместители: Митюков («ВыборРоссии»), Селезнев(КПРФ), Федулова(«ЖенщиныРоссии»), Венгеровский(ЛДПР), Чиненгаров(НРП). Таким образомв руководствоГосдумы вошлипредставителивсех наиболеекрупных фракцийили депутатскихгрупп. ИзбраниеРыбкина на постспикера Госдумыотразилосуществующийв ней раскладполитическихсил — небольшойперевес в сторонуоппозиции.Часть прессысчитала, что, будучи представителемАПР, Рыбкинбудет представлятьпрежде всегоинтересы своегоблока, но онставил корпоративныеинтересы Думыкак институтавыше своихидеологическихпристрастий.«Мы обреченына согласие”, это была егокоронная фраза.Из-за предпринятыхспикером шагов, например, егосмещения в»центр" Госдумы, обретенияавтономии путемконтроля надаппаратомГосдумы, налаживаниясвязей с Президентом, премьер-министром, председателемСовета Федерации, Иван Рыбкинустраивал всех.
На основефракционногопредставительствасоздан рабочийорган Госдумы- Совет Думы. Внего вошлиПредседательДумы, руководители8 фракций и двухдепутатскихгрупп. Так какдобиться согласиявсех депутатовв ходе пленарныхзаседанийпрактическиневозможно, то работа надзаконопроектомначинаетсяименно в комитетахи ведется тамна многопартийнойоснове.
В Думесоздано 23 комитета- от Комитетапо законодательству, судебно-правовойреформе докомитетов поорганизационнойработе Думыили вопросамгеополитики.
СессияГосударственнойДумы включаетв себя проведениепленарныхзаседанийпалаты, заседанийСовета ГосударственнойДумы, заседаниеее комитетови комиссий, парламентскихслушаний, работудепутатов вофракциях, депутатскихгруппах, комитетах.
Пленарныезаседания Думысобираютсяеженедельно, в среду и в пятницу, комитеты заседаютв понедельники в четверг.Вторник отводитсядля работыдепутатов вофракциях икомитетах, также как и дляпарламентскихслушаний. Каждаяпоследняянеделя месяцаотводится дляработы депутатас избирателями.
СогласноРегламенту, законодательнаяинициативаосуществляетсяв форме внесенияпроектов новыхзаконов и проектовзаконов о внесенииизменений вдействующиезаконы РФ. Проектзакона, подготовленныйкомитетомк рассмотрениюГосударственнойДумой, направляютсяответственнымкомитетом вСовет Думы длявнесения егона рассмотрениявсего составаДумы. СоветДумы вноситпроект законав календарьрассмотрения.ОдновременнозаконопроектотправляетсяСоветом Думыв комитетыпалаты, субъектамРФ, в СоветФедерации, Президентуи ПравительствуРФ, если законопроектне являетсяих инициативой.Аппарат Думынаправляеттекст законопроектадепутатам дляознакомления.--PAGE_BREAK--
По результатамобсуждениязаконопроектав первом чтенииДума можетрешить: принятьзаконопроектв первом чтениии продолжитьработу над нимс учетом высказанныхпредложенийи замечаний, отклонитьзаконопроектили простопринять закон.
Федеральныйзакон принимаетсяДумой большинствомголосов, согласнорегламенту.Федеральныйконституционныйзакон считаетсяпринятым, еслион одобрен неменьше чем 2/3от общего числадепутатовГосдумы. Интереснозаметить, чтони одно заседаниеV ГосударственнойДумы не былосорвано из-заотсутствиякворума, однакочисло регистрирующихсяв зале депутатовнередко достигалокритическойцифры 225. Это сталопричиной того.что провалилисьмногие принципиальныерешения.
В практикуV Думы сталиактивно входитьоткрытыепарламентскиеслушания, целькоторых обозначитькакую-то темуи обсудить еес возможнобольшим участиемразличныхзаинтересованныхсторон. Уже запервую сессиюсостоялосьсвыше 60 подобныхмероприятий.
Этой жезадаче способствуетставший еженедельнымв Думе «правительственныйчас»; за год вДуме побывалипервые лицапрактическивсех министерстви ведомств. Этаформа заседанийпревратиласьиз отчетовисполнительныхведомств вдиалог властей- исполнительнойи законодательной, что я считаюнемаловажнойдля продуктивнойработы Госдумы.
ПОЛНОМОЧИЯГОСДУМЫ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
СтатусДумы отраженв КонституцииРоссийскойФедерации. Какизвестно, вдеятельностилюбого парламентавыделяют триосновные функции: законодательноетворчество, контроль зафинансами, контроль надправительством.
В сферезаконодательствастатья 103 ОсновногоЗакона страныотносит кведению Госдумыследующиеполномочия: выражениясогласия президентуРоссийскойФедерации наназначениеПредседателяПравительстваРФ, решениевопроса о доверииПравительствуРФ, назначениена должностьи освобождениеот должностиПредседателяЦентробанкаРФ, назначениена должностьи освобождениеот должностиПредседателясчетной палатыи половинысостава ееаудиторов, назначениена должностьи освобождениеот должностиУполномоченногопо правам человека, действующегов соответствиис федеральнымконституционнымзаконом, объявленииамнистии, выдвижениеобвиненияпротив ПрезидентаРФ для отрешенияего от должности.
При этомполномочияФедеральногособрания разделенымежду двумяего палатами.Следует заметить, что весьмаважными полномочиямиобладает именноСовет Федерации, утверждающийряд решенийГосдумы, например, законы о федеральномбюджете, федеральныхналогах и сборах, финансовом, кредитном ивалютномрегулировании, денежной эмиссии, ратификациимеждународныхдоговоров ит.д.
Многиесчитают, чтоДума — органбессильныйи не авторитетный, т.к. после трехкратногоотклонениядепутатамипредставленныхкандидатурна должностьПредседателяправительстваПрезидент самназначаетпремьера ираспускаетДуму, назначаяновые выборы.Но в действительностипервые месяцыработы V Госдумыопроверглиопределениеоб отсутствииавторитета, т.к. Дума оказаласьвесьма работоспособныморганом, имеющимвозможностивоздействияна ситуациюв обществе ивыступающимкак достаточноавтономнаягосударственнаяи политическаяструктура.Время пришлоперейти непосредственнок законодательнойработе V ГосударственнойДумы РоссийскойФедерации.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯРАБОТА V ГОСДУМЫ...
V ГосударственнаяДума приняла335 законов. Месяцы, отпущенныеей КонституциейРоссии должныбыли статьвременемконструированияпрочной законодательнойавторитетнойвласти в РоссийскойФедерации, атакже обеспечитьфункционированиепалаты первогосозыва и создатьправовую базудля работыГосударственнойДумы и СоветаФедерацииследующихсозывов. ПоэтомуV Госдуме какникогда предстоялаогромная работа.
С принятием12 декабря 1993 годановой КонституцииРоссии, Госдумадолжна былапринять множествофедеральныхзаконов, определяющихстатус Правительства, систему судебныхорганов, деятельностьКонституционного, Верховного, Высшего арбитражногосудов РоссийскойФедерации, Уполномоченногопо правам человека, порядок принятияи образованияв составе РоссийскойФедерации новыхсубъектов.
Должнабыть закрепленагосударственнаясимволика, порядок введениячрезвычайногоположения натерриторииРоссии и в отдельныхее областях, порядок введениявоенного положения.
Так чтоV Госдуме предстоялаогромная работа, какой не будету Госдумы следующихсозывов, именнов этой области.Без принятияблока федеральныхконституционныхзаконопроектовбыло бы немыслимоизбрание VI Думыи других ветвейвласти, и темболее их нормальногофункционирования.То же самоекасается изаконопроектов, затрагивающихвыборы в органыместногосамоуправления.
Такжедепутатампредстояларабота надГражданскимкодексом РоссийскойФедерации, который являетсяправовой основойрыночных отношений.Также существовалоеще множествозаконопроектов: законы в областисобственности, другие комплексныезаконодательныеакты, законыв областивнешней политики, внешнеэкономическойдеятельности, законы о социальныхи трудовыхотношенияхи т.д.
11 января1994 года V ГосударственнаяДума приступилак работе. Посмотрим, в каких направленияхона велась.
В целомV Госдума приняланемного законово национальномвопросе, ощущалосьоткровенноеневниманиедепутатов кэтой проблеме, хотя РоссийскаяФедерация — государствомногонациональноеи, соответственно, национальныйвопрос имеетогромное значениедля нашей страны.
Госдумапроделаланемалую работув направленииправ человека.Но работа вэтой «отрасли»велась хаотически, нерегулярно.Наибольшеевнимание депутатыуделили политическимправам человека, приняв законы«О политическихпартиях», «Обобщественныхобъединениях».Принятие этихпостановленийвлияло на дальнейшеефункционированиеГосдумы кактаковой: безустановленногостатуса партииили общественногодвижения былибы невозможнывыборы в VI ГосдумыРоссийскойФедерации.
В областиличных прави прав в областикультуры многодебатов былопроведено приподготовкезаконопроекта" Об альтернативнойслужбе", подготовленномКомитетом пообороне и Комитетомпо делам общественныхобъединенийи религиозныморганизациям.Законопроектбыл принятГосдумой впервом чтении14 декабря 1994 года, но Министерствообороны былопротив егопринятия, законопроектбыл направленна доработку.24 мая 1995 года законбыл отклоненво втором чтении, за его принятиеголосовалитолько «Яблокои „Выбор России“.В третьем чтениизаконопроектбыл повторноотклонен. Вработу Думывходит назначениеУполномоченногопо правам человекав России. Этоготак и не произошло.Думскому большинствубыла неприятналичность Ковалевана этом посту, особенно послеего выступленийпо чеченскойпроблеме. Такчто на моментпрекращенияполномочийV Думы в Россиивсе еще не былоУполномоченногопо правам человека, и закона „ОбУполномоченномпо правам человека“.Также Госдумазанималасьрассмотрениемзаконопроектов»Об авторскомправе", о правахдетей и правахграждан наинформацию, которые былиприняты и вступилив действие.
За времяработы V Госдумыбыл принят рядзаконов, касающихсяборьбы с преступностью, например, закон«О налоговойполиции», «Обоперативно-розыскнойдеятельности».Больших усилийтребоваларазработкапроекта новогоУголовногоКодекса РФ. Онбыл принятдепутатамилетом 1995 года, но отклоненпрезидентомпо двум причинам: во-первых, в УКне были внесеныизменения оподсудности, что делало егоприменениеневозможным, во-вторых, отсутствиенекоторых норм, которые, помнению президента, должны былитам быть. ПроектУК на третьпревышал действующийтогда УголовныйКодекс РСФСР, туда были внесеныновые главы, актуальныедля современногообщества, например, о преступленияхв сфере компьютернойбезопасностии т.д. Можно сказать, что проект былхорошо проработан, но его принятиемдолжна былазаняться ужеVI Госдума РФ.17 мая 1995 года былпринят проектУголовно-исполнительногоКодекса РФ.
Законодательнаядеятельностьнижней палатыпарламентав области обороныбыла направленана созданиеправовых основстроительстваи функционированияВооруженныхсил и другихродов войск, их реформированиеи гражданскийконтроль надними. Так какзаконы, принятыеВерховнымСоветом РФ в1990-1993 гг. вошли впротиворечиес новой Конституцией, то V Госдумепришлось исправлятьэти недостатки.Вразрез справительственнымипредположениямипри принятиивсех трех бюджетов, Госдуме удалосьдобиться некоторыхповышений (на5-10%) затрат нанациональнуюоборону, модернизациюустаревшейвоенной техники.Это явилосьрезультатомкомпромиссаКомитета пообороне и Комитетапо бюджету.
В течениевсего периодаработы Думыв ней шли непрекращающиесядебаты по поводузакона «Обобороне». В этотзаконопроектбыло внесено350 поправок. Двараза этот проектпринималсяДепутатами, но дважды откланялсясначала СоветомФедерации, азатем — Президентом.С одной стороны, ряд принятыхи находившихсяв стадии разработкизаконодательныхактов, а такжесложившаясяпрактика ихобсуждения, в рамках которойзаметен прогрессво взаимодействииДумы с Министерствомобороны и другимисиловыми ведомствами, с другой — Думане использовалавсе имеющиесяу нее возможностии оказаласьнеспособнойзаложить достаточныезаконодательныеосновы, которыепозволили быприступитьк строительствусовременныхи боеспособныхсил.
Проявляядовольно высокуюактивностьво внешнеполитическойсфере, Госдумаприняла всеголишь один федеральныйзакон, регламентирующийповедениеРоссийскогоГосударстваво взаимоотношенияхс другими странами.работа над нимшла полторагода. В июле95-го он был принят; закон регламентируетвопросы заключения, исполненияи прекращениямеждународныхдоговоров РФ: он вносит коррективыв соотношениефункций исполнительнойи законодательнойвластей РоссийскойФедерации поратификациидоговоров.
Важнымплодом работыV Госдумы я считаюпринятие ГражданскогоКодекса РФ.Важность егопринятия диктоваласьтем, что именногражданскоезаконодательствослужит правовойосновой дляупорядочениясложившейсяхозяйственнойпрактики, проведенияэкономическихреформ. Без егопринятия былоневозможнодальнейшиеразвитие рыночнойэкономики.ГражданскийКодекс состоитиз трех частей, которые принималисьпоочередно.Третья стадиянаходиласьв состоянииразработки, а первая частьпредставляласобой 500-страничныйдокумент. Госдумойпервого созывабыли принятыI (в первую сессиюработы) и II (22 декабря1995 г.) части, третьючасть предстоитпринять Думеследующегосозыва.
В сфереаграрногосектора работапарламентариевпроходила втрех направлениях: регулированиеземельныхотношений(«Земельныйкодекс», закон«О плате заземлю»), развитиенормальнойбазы для различныхорганизационно-правовыхформ в аграрномсекторе( законы«О сельскохозяйственнойкооперации»,«О фермерскомхозяйстве»), формированиесистемыгосударственногорегулированияаграрно-промышленногокомплекса(бюджет). Я думаю, что для Россиинемаловажнопринятие законовименно в аграрнойсфере, т.к. большуючасть населениясоставляеткрестьянство.
В началеработы Думыв планах комитетапо бюджетупредусматриваласьразработкаБанковскогоКодекса, ноэтого так и непроизошло.Закон «О рынкеценных бумаг»был принятГосдумой, ноотклоненПрезидентом.
В областирегулированиятрудовых отношенийработа Думыносила либоуточняющийхарактер, либобыла настроенана устранениепустот в действующемзаконодательстве.Законопроект«О внесенииизменений идополненийв КЗОТ» былпринят депутатамив первом чтении22 ноября 1995 г.
Важнойзадачей в работеГосдумы являетсяпринятие федеральногобюджета. Егоутверждениекаждый годвызывало большоеколичестворазногласий, сам бюджетпринималсяс опозданием, для его принятиясоздавалисьспециальныесогласительныекомиссии. кудавходили представителиГосдумы, Правительства, Совета Федерации.
За двагода работыV Госдуме пришлосьтрижды приниматьбюджет, соответственноза 1994, 1995 и 1996 гг. Первыйиз них рассматривалсясо значительнойзадержкой, апоследний былутвержден доокончания 1995года.
Несмотряна разногласиямежду фракциями, а также междуДумой и Правительством, сама технологиябюджетногопроцесса задва года приобрелабольшую конструктивность.Порядок принятиябюджета регулировалсяне общим регламентом, а законом «Опорядке рассмотренияФедеральногоБюджета на199… год». Вместотрех чтений, здесь присутствовало4. В первом обсуждаласьобщая концепция.а в последующих- уже детальныевопросы. Противбюджета обычноголосовало«Яблоко» (всегоды), ЛДПР(1994 г.), КПРФ(1995 г.), но вовсех трех случаяхбюджет принимался.
Итак, Думаприняла 335 законов, из них 240 подписаноПрезидентом,31 отклонен им,35 — Советом Федерации.Еще 45 находятсяна рассмотрении.По словампарламентариев, за два годабыла созданаправовая база, гарантирующаястабильностьобщества, укреплениевсех сторонего жизни. Ясчитаю, что взаконодательнойработе Думадействительносделала многое.
… И КАК ОНАПРОХОДИЛА
Хочу немногорассказатьо работе Думыкак о процессе.В среднем вдень пленарныхзаседанийпарламентариямирассматривалось8 из 10 законопроектов, многие из которых, как правило, принимались, причем в первомчтении. Чистоевремя пленарныхзаседанийсоставляет5 часов. но напринятие иобсуждениезаконопроектовтратится всреднем всеголишь 3,7 часа. примерно половинарабочего дняуходит на перепалки, процедурныевопросы. Можноотметить такженеорганизованностьзаседаний.
Передзакрытиемкаждой сессиив Думе возникалаэпидемия«законодательнойстахановщины».Особенно поражает, что за три дня- 5,6 и 8 декабря95-го — был принят61 закон, их едвауспеваларассматриватьАдминистрацияПрезидента.Иногда этаспешка заканчиваласьплачевно: взаконопроектахпутались страницы, что приводилок переполоху.
Все законопроекты, даже совсемнебольшие, снабжены графой«основныепонятия», чтопоказываето хорошей работеподготовителейпроектов
— комитетови комиссий.Правда. делоиногда доходитдо смешного.Например, взаконе о курортахнеобходимопояснить, чтотакое «курортфедеральногозначения», ачто такое «курортместного значения», но иногдаобъяснялисьпонятные дажешкольнику вещи: в законе «Обохране животногомира» в основныхпонятиях объясняется, что же такоеживотный мир.Видно, что депутатыдо того старательноработают, чтопод конец перегибаютпалку.
В парламентеесть силы, которыене заинтересованыв политическойстабильности.Иные депутатыпока не привыклик систематическойкропотливойработе на постояннойоснове.
Что касаетсяфракций, то в«центре» поначалуоказалась ПРЕС, слева — КПРФи АПР, справа- «Выбор России»,«Яблоко», РДДР.Если партиии голосовалисолидарно, тоэто объяснялосьсходным отношениемк проблеме, а не о намереннойдоговоренности.Думские союзы- это всего лишьсовпадениепозиций приголосовании.Так как нетстабильногоцентра, большинствои меньшинствокак бы формируютсязаново. И этонемаловажно, т.к. получается, что результатголосованиябудет совершеннонепредсказуем.Например, КПРФи «Яблоко», противоположныепо взглядампартии, одинаковоголосовалипо бюджету, апартнеры — АПРи КПРФ, «ВыборРоссии» и «Яблоко»- голосовалиразличносоответственнопо ЗемельномуКодексу и побюджету-95. Этотпример наглядноиллюстрирует, что беда российскихпартий в том, что они никакне могут объединиться.
Определяющаяроль при принятиирешений принадлежалаименно фракциямв политическихвопросах, а взаконодательныхвопросах — комитетам, а партии выполнялироль итоговогофильтра. Словоредко предоставлялосьнезависимымдепутатам, что, по-моему, негативновлияет на работуДумы, т.к. получается, что интересыпартий ставятсяна первое место.
Пребываяв рядах своейпартии илифракции, многиедепутаты фактическине поддерживалиее линию. К 95-мусозрели условиядля раскола, перегруппировкисил. Таким образом,«Выбор России»потерял 17 человек, ПРЕС — половинусостава, АПР- 4, ЛДПР — 5, «Новаярегиональнаяполитика»вообще распаласьна части, лишькоммунистыи «Яблоко» неимели перебежчиков.
ДУМА ИПОИСКИ СОГЛАСИЯВ ОБЩЕСТВЕ
С первыхдней своейработы депутатыне оставалисьбез вниманиясредств массовойинформации.Некоторыезаседания Думытранслировались
по радио и потелевидению. Им посвящалосьнемало сюжетовв выпусках
новостей.Значит, многиелюди ждаличего-то от Думы.
Свое первое ежегодноепослание кпарламентариемпрезидентРоссии
Б. Ельцинозаглавил «ОбукрепленииРоссийскогогосударства(основные направлениявнутреннейи внешней политики)».Ельцин всяческистремился кпоиску компромиссови взаимопониманияс ФедеральнымСобранием. НоДума с самогоначала хотелапоказать своюсамостоятельность: оппозиционныйвыпад ГосударственнойДумы противпрезидентасостоялся. Онимел ярко выраженныйполитическийхарактер. 23 февраляГосдума принялапостановление, объявляющееполитическуюамнистию лицам, находящимсяпод следствиемили содержащимсяпод стражейв связи с событиями19-21 августа 1991года, 1 мая 1993 годаи 21 сентября — 4 октября 1993 года.Честно говоря, это решениеГосдумы в далеком1994 году было тогдадля меня шоком.Те, от кого защищалиБелый Дом вдалеком 1991-оммои родители, те, которыеустроили кровавыесобытия осенью1993-го (танки иБТРы, разъезжающиепо улицам Москвы, черный от копотии немногоразрушенныйБелый Дом, разбитыеокна в зданииСЭВ, сотрясающийсяот пушечныхвыстрелов мойдом (вот чтозначит житьв центре Москвы),- все это достаточнохорошо запечатлелосьв моей памяти, и я совершенноне хотела, чтобытакоеповторилосьснова), — те опятьнаходилисьна свободе. Япомню, как долгообсуждалосьв СМИ принятиеамнистии. Мол, мы голосовализа демократию, правовое общество, а что мы получили???
Но всеже, за эти двагода люди привыкличуть спокойнеезаглядыватьв завтрашнийдень. На улицахне было танков, беснующихсятолп, правдадушила инфляцияи горячие точки.Дума стараласьрешать многиенасущные проблемыв контакте сПравительством, Минфином, силовымиведомствами, Генеральнойпрокуратурой, Верховнымсудом. Правда, не всегда этополучалось.
Еще разподчеркиваю, что Б. Ельциндобивалсякомпромиссови взаимопониманияс Госдумой, заключениясвоеобразногодоговора огражданскоммире и согласиимежду различнымиполитическимии социальнымисилами общества.В марте Ельцинвыступил синициативойподписанияосновнымиполитическимисилами этогодокумента.Реакция нановый курсправительствабыла неоднозначной: с одной стороны, парламентариине выказывалиоткрытой оппозицииправительству, а с другой, недемонстрировалии поддержкиего мероприятий.В конце апреля1994 года президенту, правительствуи их сторонникамвсе же удалосьсклонить подавляющеебольшинствополитическихи общественныхорганизацийв России к заключениюи подписаниюДоговора обобщественномсогласии. Договорзаключалсяна два года, тоесть фактическидо следующихпрезидентскихи парламентскихвыборов.
Но позжестали накапливатьсяразногласиямежду исполнительнойвластью и нижнейпалатой парламентапо ряду вопросовгосударственногоустройстваи социальнойполитики. Летом1995 года, во времякризиса вБуденновске, депутаты выразилисвое недовериеПравительству.НесогласиеБ. Ельцина сэтим решением, угроза роспускапалаты накалилиобстановкув обществе.
Президентв какой-то мерепошел навстречуотдельнымтребованиямГосдумы, снявнекоторыхсиловых министров.Таким образом, Дума смогла, не обладая нато конституционнымиполномочиями, найти способывоздействияна исполнительнуювласть. На повторномголосованиивотум недоверияПравительствубыл снят.
Это событиестало первымопытом конституционногорешения парламентомопасных политическихбарьеров. Властибыли вынужденыискать путик согласию. Иони нашлись.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вРоссии сложилсявполне работоспособныйдействующийпарламент.РоссийскаяФедерация вошлав число цивилизованныхстран мира, гдеобщественно-политическаяжизнь строитсяна принципахдемократиии парламентаризма.
Конечно, у V Госдумы былисвои недостаткии ошибки, ноглавное, чтодепутатамудалось достичьглавного, поднявшисьнад фракционнымибарьерами, онисумели осознатьобщность интересов, понять. чтоосновное делодепутата — недемонстрациясвоих идеологическихпредпочтений, а законотворчество.
К 1995 годупарламент былболее или менееструктурированным, в его работепоявиласьсистемность.К сожалению, Госдума таки не смогланайти оптимальныйбаланс междуисполнительнойи законодательнойвластью, хотяк 1995 году еесамостоятельностьусилилась, авлияние возросло.Страна прожилав более илименее спокойнойобстановке.Вопросы политикирешались нена митингах, а на заседанияхпарламента.
Госдумавторого созываполучила внаследствобесценный опытработы и богатый«стартовыйкапитал».
Жаль, чтопро Госдуму1993-1996 года написанопока что неочень многолитературы.Сложно былонайти аналитическиестатьи, посвященныеее работе. Работаяс материалами, я заметила, чтоодни и те жефакты изложеныв соответствиис совершеннопротивоположнымивзглядами. Былосложно выбратьистинный вариант.Единственное, что помогало, это то, что ябыла свидетелемэтих событий, поэтому мояоценка былабеспристрастной.
17 декабря1995 года населениеРоссии вновьотправилосьна избирательныеучастки, а 16 январяприступилак работе нижняяпалата российскогопарламента.Что было дальше- мы все знаем, и это уже неявляетсяпредметом этойработы.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. КалмыковЮ.Х. Поворотысудьбы: в двухпарламентах, одном правительстве, в национальныхдвижениях.М.,1996.
2. КонституцияРоссийскойФедерации //Российскаягазета, 25 декабря1995 года.
3. Парламентаризмв России. ФедеральноеСобрание 1993-1995гг: V Госдума.Совет Федерации.М.,1996.
4. ПлатошкинА. Два думскихгода //РоссийскаяФедерация,1995,№24.
5. РоссийскаяФедерация.ФедеральноеСобрание. Федеральноесобрание первогосозыва: СоветФедерации.ГосударственнаяДума. 1993-1995. Справочник.М.,1996.
6. РыбкинИ.П. ГосударственнаяДума: Пятаяпопытка. М., 1995.
7. СогринВ. Политическаяистория современнойРоссии. М., 1994.