Реферат по предмету "Исторические личности"


Государственная Дума 1993-1996 гг

Министерствообщего и профессиональногообразования
РоссийскойФедерации
РоссийскийГосударственныйГуманитарныйУниверситет
Рефератпо курсу «ИсторияРоссии XX в.»
ГОСУДАРСТВЕННАЯДУМА 1993-1996 гг.
Преподаватель: Сафонова ЕленаИвановна
Студент: Высоцкая МарияФакультет: ИнформатикиКурс: I
Группа:1
Москва,2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Предвыборнаякампания исобственновыборы.
3. Структураи статус Госдумы.
4. ПолномочияГосдумы РоссийскойФедерации.
5. Законодательнаяработа V Госдумы...
6.… и какона проходила.
7. Дума ипоиски согласияв обществе.
8. Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
12 декабря1993 года в нашейстране проводилисьвыборы в Госу­дарственнуюДуму ФедеральногоСобрания РоссийскойФедерации. Япрек­раснопомню, как этобыло. Тогда вобществе виталдух свободы, особен­но послеоктябрьскихсобытий текущего1993 года. Казалось, демократиясовсем близко.И вот здесь яхочу рассмотретьто, что мы получили, избрав Госдумупервого созыва, что она далаРоссийскойФедерации инам, россиянам.
Почемуя выбрала этутему? Ответ наэтот вопросоднозначен: я мо­гу беспристрастнооцениватьсобытия, свидетелемкоторых я была.
ПРЕДВЫБОРНАЯКАМПАНИЯ ИСОБСТВЕННОВЫБОРЫ
Выборыоказалисьдалеко нетрадиционнымисо всех точекзрения, и в первуюочередь, повремени ихпроведенияи по их содержанию.Они проходилипосле «черногооктября» 93-гов обстановкедовольно высокойобщественнойнапряженности, в рамках новыхполитическихправил, уста­новленныхпрезидентом.Необычным сталои то, что выборыв Госдуму сов­палис референдумомпо проектуновой РоссийскойКонституции.Этот факт отвлекалобщество отпредложенныхучастникамивыборов программ, что привелок изменениюсил кандидатовв депутаты.
Уже черезнесколько днейпосле подавлениясопротивленияБелого доманачалось формированиеполитическихблоков дляучастия в выборахв Федеральноесобрание. Блокии политическиепартии сосредоточилисьна борьбе задепутатскиеместа в егонижней палате, Государственнойдуме, половинамест в которойразыгрываласьпо мажоритарнойсистеме (т.е.от каждогоизбирательногоокруга в парламентпопадал победитель), а дру­гая половина- по пропорциональнойсистеме, означавшейраспределениедепутатскихмандатов междупартиями взависимостиот количестваподан­ных заних голосов.Характерно, что именнопроведениевыборов попро­порциональнойсистеме сыгралоположительнуюроль в становлениив Рос­сиимногопартийнойсистемы. Правда, смешаннаясистема проведениявыбо­ров имелаеще и негативныечерты, т.к.депутаты-списочникиимели зна­чительноепреимуществопо сравнениис депутатами-одномандатниками.
О правевыдвинутьсписки кандидатовв депутатыГосударственнойдумы по общефедеральномуокругу изначальнозаявили 35 общественныхобъединений.На регистрациюпредставилисписки кандидатовуже от 21 избирательногообъединения.Центризбиркомзарегистрировалсписки толь­котринадцатииз них. Приведуиз названия: Аграрная партияРоссии, «Яблоко»,«Будущее России- новые имена»,«Выбор России»,«Гражданскийсоюз», Демократическаяпартия России,«Достоинствои милосердие», Рос­сийскаякоммунистическаяпартия, «Кедр», Либерально-демократическаяпартия России, Партия российскогоединства исогласия, «ЖенщиныРос­сии», «Российскоедвижениедемократическихреформ». Остальныетак и не смоглинабрать в своюподдержкунеобходимые100 тысяч подписей.
Тем неменее выборысостоялись.Более того, после 80-летнегопе­рерывапредставительныйзаконодательныйорган страныизбран намного­партийнойоснове в условииконкуренциивзглядов, позиций, мировоззре­ний.
Расскажувкратце о программахнекоторыхпартий.
«ВыборРоссии» выступалпод знаменемрадикальныхэкономическихреформ. В своейпредвыборнойкампании блокпровозгласилнеобходимостьжесткогомонетаристскогокурса, как основыфинансовойстабилизациии главногоусловия возрожденияэкономическойактивности.Лидером этогоблока стал Е.Гайдар, кроменего в руководствеоказались такиевлия­тельныечлены кабинетаминистров, какА. Чубайс, А.Козырев, Б. Фёдоров.
НекоторыесторонникиГайдара в 1993 годусоздали собственнуюПар­тию российскогоединства исогласия, настаивавшуюна необходимостикоррективрыночных реформ, поддерживающуюумеренно-реформистскийпод­ход тогдашнегопремьер-министраЧерномырдина.Избирательнымкозырем ПРЕСбыла ставкана укреплениеэкономическихправ и возможностейреги­онов, возрождениесемьи, нациии государства.
Еще однойпартией, отмежевавшейсяот блока Гайдара, была Демокра­тическаяпартия России.Ее лидеры — Глазьеви Травкин — считалиоши­бочнойгайдаровскуюшокотерапию, объявив ееглавной причинойспада производстваи растущейинфляции.
Российскоедвижениедемократическихреформ тожедистанцировалосьот гайдаровскойкоманды. Дляэтой партиии ее лидера Г.Попова опти­мальнымполитическимтечением являлсяцентризм.
Еще одиндемократическийизбирательныйблок «Яблоко», название котороговозникло отфамилий еголидеров: Явлинский, Болдырев, Лукин, выразил своенесогласиес гайдаровскимкурсом. Программа«Яблока» быласоциал-демократической, ориентированнойна работающуюинтеллиген­цию.
На противоположномфланге избирательнойкампании главнымиучаст­никамиоказалисьРоссийскаякомпартия, Аграрная партияи ЛДПР. Общеев их лозунгахзаключалосьв державно-национальнойпозиции и всоциаль­но-экономическомразвитии ивосстановленииРоссии в качествесверхдер­жавына мировойарене. Конечно, взгляды членовэтих партийтакже раз­личались.РКП в первуюочередь ориентироваласьна защиту интересовма­лообеспеченныхгородскихслоев; Аграрнаяпартия выражалаинтересыкол­лективныхсельскихтоваропроизводителей, самой же оригинальнойсреди этих трехпартий былаЛДПР.
Многиеполитологизаявляли онесоответствииназвания партииее программе, некоторыекритики открытоназывали ЛДПР«фашистской».Прав­да некоторыеполитологине соглашалисьс этим определением, считая ЛДПРпросто праворадикальнойпартией, т.к.она не былаприверженара­сизму, антисемитизмуи тоталитарнымлозунгам. Вовремя избирательнойкампании ЛДПРзапомниласьвсем нам выступлениямиее лидераЖириновско­го, носившимипопулистско-националистическийхарактер. Жириновскийна­иболеепродуктивноиспользовалэфирное времяв электронныхСМИ для агитации.Лозунги Жириновскогоотличалисьпростотой иэмоциональностьюи были ориентированына различныеслои населения.Предпринимателямбы­ло обещаноснятие ограниченийсо всех видовэкономическойдеятельнос­ти; вооруженнымсилам — возрождение«лучших традицийцарской и советс­койармии»; молодежи- работа, образование, материальноеблагополучие, абсолютнаясвобода р реализациисвоих физическихпотребностей; рабочим
— развитиесоциальноориентированнойсистемы хозяйствования; интелли­генции- возрождениеотечественнойнауки культуры, образования.Особое значениев предвыборнойкампании ЛДПРиграл национально-патриотическиймотив. Главнойцелью внешнейполитики Жириновскийвидел восстановлениеграниц Российскойимперии. Короче, лидер ЛДПРделал ставкуна патрио­тическихчувствах россиян.
Какиевыводы можносделать, прочитаво партиях, претендовавшихна депутатскиемандаты в первойГосдуме после80-летнего перерыва.Во-первых, надемократическомфланге заметенявный разброд, нежеланиевыступитьединым демократическимфронтом, а наоборот, явное противос­тояниемежду разнымипартиями иблоками. Во-вторых, партии коммунисти­ческоготолка рассчитывалина голоса людей, активно недовольныхгайда­ровскойшокотерапиейи желающихвернуться назадв СССР.
Наконец, настает 12 декабря1993 года. Населениеогромной страныотправилосьна выборы. Былоизбрано 444 депутата, в их числе 225 пообщефедеральномуизбирательномуокругу и 219 поодномандатнымизбира­тельнымокругам. В 5 округахвыборы не состоялись, в одном выборыне проводились, также как и вЧеченскойреспублике.Что касаетсяизбира­тельныхобъединений, то лишь 8 из 13преодолелипятипроцентныйбарьер, давшийправо на получениемандатов пообщефедеральномуокругу.
Приведуцифры, соответствующиерезультатамголосования:
% ОФО одномандатные
округа
АПР 7,99 21 36
«Яблоко» 7,86 20 7
«БудущееРоссии-новыеимена» 1,25 — 2
«ВыборРоссии» 15,51 40 24
«Гражданскийсоюз» 1,93 — 10
ДПР 5,52 14 -
«Достоинствои милосердие» 0,70 — 3
КПР 12,40 32 10
«Кедр» 0,76 — 1
ЛДПР 22,92 59 5
ПРЕС 6,73 18 4
«ЖенщиныРоссии» 8,13 21 2
РДДР 4,08 — 5
противвсех 4,22
Какойможно сделатьиз этого вывод? Во-первых, главнойсенсациейдекабрьскихвыборов сталто, что в состязаниипартийныхсписков уве­реннуюпобеду одержалаЛДПР. В канунвыборов аналитикигазеты «Извес­тия»прогнозировали.что Либерально-демократическаяпартия можетнаб­рать до7% избирателей.Но ее партийныйсписок получил22,92 процента.Правда, когдаподсчиталиголоса, отданныеза кандидатов, баллотировав­шихсяв ГосударственнуюДуму на индивидуальнойоснове, тообнаружи­лось, что ЛДПР лишиласьсвоего преимуществаи даже уступилалидерство«Выбору России».Но в общественномсознании выборы1993 года запомни­лисьименно победойпартийногосписка ЛДПР.Я считаю интересными тот факт, что изкандидатов, баллотировавшихсяпо одномандатнымокругам от«Выбора России», было избрано24 человека, аот ЛДПР — всего4. Если обратитьвнимание наэти цифры, тостановитсяпонятно, чточлены «Вы­бораРоссии» былипопулярны срединаселения какличности, а некак приверженцытой или инойпартии. Мнекажется, чтоЛДПР моглазавоевать такоеогромное количествоголосов толькопо партийнымспискам, т.к.ее члены неимели такогоавторитета, в отличие отпредставителей«Выбора России».
Во-вторых, демократыодержали поражение.Первой и главнойпричи­ной дляэтого была, какя уже говорила, разобщенность.Но демократампришлось признатьсвое поражение, правда, ониобъясняли своепоражение чистосубъективнымипричинами: умелое проведениеизбирательнойкампа­нииЖириновским, фальсификациейрезультатоввыборов и т.д.Самое глав­ное, что итоги голосованиясущественнорасходилисьс прогнозамидемок­ратическихпартий. В ночьпосле выборов, как я помню, сторонники«Вы­бора России»решили устроитьбанкет, чтобыотпраздноватьсвою победу.Но по мере обработкиголосов, результатыстановилисьсовсем удручающи­мидля демократов.Победы не было- было поражение.
Еще немногооб итогах выборов.В состав ГосударственнойДумы вош­липредставители32 национальностей, что немаловажнодля многонацио­нальнойстраны. Дветрети депутатовв возрасте от20 до 50 лет, т.е. людив основноммолодые, исоответственноготовые к переменам.Около 95 процентовдепутатов — этоспециалистыс высшим инезаконченнымвыс­шим образованием; свыше трети- имеют ученыестепени докторов, канди­датовнаук; почтикаждый десятый- член-корреспондентакадемии наукили академик.Около 11% депутатовзанималисьпредпринимательскойдея­тельностью;7% пришли изправоохранительныхструктур, 12% изпрофсою­зов.Остается добавить, что в V ГосударственнуюДуму было избрано68 бывших народныхдепутатовРоссийскойФедерации.
Подводяитоги, можносказать, чтов Думе оказалисьпредставленыпрактическивсе социальныеслои и группынаселения, отражен весьспектр общественно-политическихнастроений, преобладавшихв тогдашнейРоссии. Подведяитоги выборов, можно переходитьк работе Госдумыи прежде всегок организационнымвопросам.
СТРУКТУРАИ СТАТУС ДУМЫ
«Решениемасштабныхобщенациональныхпроблем поплечу толькосиль­ной, структурно-сбалансированной, организационно-собранной Думе», — говоритспикер V ГосдумыИ.П. Рыбкин. Посмотрим, каквыражена былаэта организация.
С принятиемв 27 марта 1994 годаРегламентаГосударственнойДумы и в маеЗакона о статуседепутата периодорганизационногостановленияДумы завершился.На сегодняшнийдень Дума располагаетполным пакетомправовых актов, регулирующихработу однойиз палат ФедеральногоСобра­нияРоссийскойФедерации.
Регламентомпредусматривается, что Дума ежегоднособираетсяна ве­сеннюю(12.01-20.07) и осеннюю(1.10-25.12) сессии. Припринятии рег­ламентавозник спороб общем числедепутатов, чтобыло необходимодля наличиякворума. 444 или450? После горячихперепалокпрезидентомбыло установлено, что общее числодепутатовсоставляет450 человек. Завесь периодработы V Думыв Регламентбыло внесено7 поправок.
В первыедни работы Думаприняла решениепредоставитьофициальныйстатус фракциям, созданным наоснове избирательныхобъединений, про­шедшихв Думу по общефедеральномуокругу (независимоот численности)и группам, насчитывающим не менее 35 депутатов. Каждый депутатвправе состоятьне более чемв одной фракцииили группе.
В V Думебыли созданыи 13 января официальнозарегистрированы8 фракций и однадепутатскаягруппа — «Новаярегиональнаяполитика». Темне менее фактическимисубъектамипарламентскойдеятельностивыступали иболее малочисленныегруппы, не собравшиев своих рядах35 членов. например«Российскийпуть» и «Союз12 декабря». Вапреле «Союз12 де­кабря»преодолелуказанныйрегламентомбарьер и получилстатус депу­татскойгруппы. Взарегистрированныхи незарегистрированныхгруппах состояли434 из 449 депутатов.Весной 1995 годаобразовалисьеще 2 де­путатскиегруппы: «Россия»и «Стабильность».
Фракционныйсписок V Думы, после утвержденияна пленарномзаседа­ниив мае, выгляделследующимобразом: АПР-57,«Выбор России»- 73, ДПР — 15, КПРФ — 45, ЛДПР — 57, ПРЕС — 30,«Женщины России»- 23, «Яб­локо» — 28, группы «Новаярегиональнаяполитика» — 66 и«Либераль­но-демократическийсоюз 12 декабря»- 35. Данный списочныйсостав не носитжесткого характера: депутату вначале каждойсессии предоставля­етсявозможностьсогласно своимубеждениямизменить фракционнуюпри­надлежность.
Немаловажно, что при формированииорганизационныхструктурПред­седателяДумы, пятизаместителейпредседателяДумы, комитетови комис­сийдепутаты пошлипо пути пропорциональногопредставительствавсех фракцийи групп. Председателембыл избран И.П.Рыбкин (АПР), аего за­местители: Митюков («ВыборРоссии»), Селезнев(КПРФ), Федулова(«Жен­щиныРоссии»), Венгеровский(ЛДПР), Чиненгаров(НРП). Таким образомв руководствоГосдумы вошлипредставителивсех наиболеекрупных фракцийили депутатскихгрупп. ИзбраниеРыбкина на постспикера Госдумыотра­зилосуществующийв ней раскладполитическихсил — небольшойперевес в сторонуоппозиции.Часть прессысчитала, что, будучи представителемАПР, Рыбкинбудет представлятьпрежде всегоинтересы своегоблока, но онставил корпоративныеинтересы Думыкак институтавыше своихидеоло­гическихпристрастий.«Мы обреченына согласие”, это была егокорон­ная фраза.Из-за предпринятыхспикером шагов, например, егосмещения в»центр" Госдумы, обретенияавтономии путемконтроля надаппаратомГос­думы, налаживаниясвязей с Президентом, премьер-министром, председате­лемСовета Федерации, Иван Рыбкинустраивал всех.
На основефракционногопредставительствасоздан рабочийорган Госдумы- Совет Думы. Внего вошлиПредседательДумы, руководители8 фракций и двухдепутатскихгрупп. Так какдобиться согласиявсех депу­татовв ходе пленарныхзаседанийпрактическиневозможно, то работа надзаконопроектомначинаетсяименно в комитетахи ведется тамна много­партийнойоснове.
В Думесоздано 23 комитета- от Комитетапо законодательству, су­дебно-правовойреформе докомитетов поорганизационнойработе Думыили вопросамгеополитики.
СессияГосударственнойДумы включаетв себя проведениепленарныхзаседанийпалаты, заседанийСовета ГосударственнойДумы, заседаниеее комитетови комиссий, парламентскихслушаний, работудепутатов вофракциях, депутатскихгруппах, комитетах.
Пленарныезаседания Думысобираютсяеженедельно, в среду и в пят­ницу, комитеты заседаютв понедельники в четверг.Вторник отводитсядля работыдепутатов вофракциях икомитетах, также как и дляпарла­ментскихслушаний. Каждаяпоследняянеделя месяцаотводится дляработы депутатас избирателями.
СогласноРегламенту, законодательнаяинициативаосуществляетсяв форме внесенияпроектов новыхзаконов и проектовзаконов о внесенииизменений вдействующиезаконы РФ. Проектзакона, подготовленныйкоми­тетомк рассмотрениюГосударственнойДумой, направляютсяответственнымкомитетом вСовет Думы длявнесения егона рассмотрениявсего составаДумы. СоветДумы вноситпроект законав календарьрассмотрения.Однов­ременнозаконопроектотправляетсяСоветом Думыв комитетыпалаты, субъектамРФ, в СоветФедерации, Президентуи ПравительствуРФ, если законопроектне являетсяих инициативой.Аппарат Думынаправляеттекст законопроектадепутатам дляознакомления.--PAGE_BREAK--
По результатамобсуждениязаконопроектав первом чтенииДума можетрешить: принятьзаконопроектв первом чтениии продолжитьработу над нимс учетом высказанныхпредложенийи замечаний, отклонитьзако­нопроектили простопринять закон.
Федеральныйзакон принимаетсяДумой большинствомголосов, соглас­норегламенту.Федеральныйконституционныйзакон считаетсяпринятым, еслион одобрен неменьше чем 2/3от общего числадепутатовГосдумы. Интереснозаметить, чтони одно заседаниеV ГосударственнойДумы не былосорвано из-заотсутствиякворума, однакочисло регистрирующихсяв зале депутатовнередко достигалокритическойцифры 225. Это сталопри­чиной того.что провалилисьмногие принципиальныерешения.
В практикуV Думы сталиактивно входитьоткрытыепарламентскиеслушания, целькоторых обозначитькакую-то темуи обсудить еес воз­можнобольшим участиемразличныхзаинтересованныхсторон. Уже запер­вую сессиюсостоялосьсвыше 60 подобныхмероприятий.
Этой жезадаче способствуетставший еженедельнымв Думе «прави­тельственныйчас»; за год вДуме побывалипервые лицапрактическивсех министерстви ведомств. Этаформа заседанийпревратиласьиз отчетовисполнительныхведомств вдиалог властей- исполнительнойи законода­тельной, что я считаюнемаловажнойдля продуктивнойработы Госдумы.
ПОЛНОМОЧИЯГОСДУМЫ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
СтатусДумы отраженв КонституцииРоссийскойФедерации. Какиз­вестно, вдеятельностилюбого парламентавыделяют триосновные функ­ции: законодательноетворчество, контроль зафинансами, контроль надправительством.
В сферезаконодательствастатья 103 ОсновногоЗакона страныот­носит кведению Госдумыследующиеполномочия: выражениясогласия пре­зидентуРоссийскойФедерации наназначениеПредседателяПравительстваРФ, решениевопроса о доверииПравительствуРФ, назначениена долж­ностьи освобождениеот должностиПредседателяЦентробанкаРФ, назна­чениена должностьи освобождениеот должностиПредседателясчетной палатыи половинысостава ееаудиторов, назначениена должностьи ос­вобождениеот должностиУполномоченногопо правам человека, действую­щегов соответствиис федеральнымконституционнымзаконом, объявленииамнистии, выдвижениеобвиненияпротив ПрезидентаРФ для отрешенияего от должности.
При этомполномочияФедеральногособрания разделенымежду двумяего палатами.Следует заметить, что весьмаважными полномочиямиобла­дает именноСовет Федерации, утверждающийряд решенийГосдумы, напри­мер, законы о федеральномбюджете, федеральныхналогах и сборах, фи­нансовом, кредитном ивалютномрегулировании, денежной эмиссии, рати­фикациимеждународныхдоговоров ит.д.
Многиесчитают, чтоДума — органбессильныйи не авторитетный, т.к. после трехкратногоотклонениядепутатамипредставленныхкандида­турна должностьПредседателяправительстваПрезидент самназначаетпремьера ираспускаетДуму, назначаяновые выборы.Но в действитель­ностипервые месяцыработы V Госдумыопроверглиопределениеоб отсутс­твииавторитета, т.к. Дума оказаласьвесьма работоспособныморганом, имеющимвозможностивоздействияна ситуациюв обществе ивыступающимкак достаточноавтономнаягосударственнаяи политическаяструктура.Время пришлоперейти непосредственнок законодательнойработе V Госу­дарственнойДумы РоссийскойФедерации.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯРАБОТА V ГОСДУМЫ...
V ГосударственнаяДума приняла335 законов. Месяцы, отпущенныеей КонституциейРоссии должныбыли статьвременемконструированияпрочной законодательнойавторитетнойвласти в РоссийскойФедерации, атакже обеспечитьфункционированиепалаты первогосозыва и создатьправовую базудля работыГосударственнойДумы и СоветаФедерацииследующихсо­зывов. ПоэтомуV Госдуме какникогда предстоялаогромная работа.
С принятием12 декабря 1993 годановой КонституцииРоссии, Госду­мадолжна былапринять множествофедеральныхзаконов, определяющихстатус Правительства, систему судебныхорганов, деятельностьКонститу­ционного, Верховного, Высшего арбитражногосудов РоссийскойФедерации, Уполномоченногопо правам человека, порядок принятияи образованияв составе РоссийскойФедерации новыхсубъектов.
Должнабыть закрепленагосударственнаясимволика, порядок введе­ниячрезвычайногоположения натерриторииРоссии и в отдельныхее об­ластях, порядок введениявоенного положения.
Так чтоV Госдуме предстоялаогромная работа, какой не будету Госдумы следующихсозывов, именнов этой области.Без принятияблока федеральныхконституционныхзаконопроектовбыло бы немыслимоизбрание VI Думыи других ветвейвласти, и темболее их нормальногофункциони­рования.То же самоекасается изаконопроектов, затрагивающихвыборы в органыместногосамоуправления.
Такжедепутатампредстояларабота надГражданскимкодексом Рос­сийскойФедерации, который являетсяправовой основойрыночных отноше­ний.Также существовалоеще множествозаконопроектов: законы в областисобственности, другие комплексныезаконодательныеакты, законыв об­ластивнешней политики, внешнеэкономическойдеятельности, законы о со­циальныхи трудовыхотношенияхи т.д.
11 января1994 года V ГосударственнаяДума приступилак рабо­те. Посмотрим, в каких направленияхона велась.
В целомV Госдума приняланемного законово национальномвопро­се, ощущалосьоткровенноеневниманиедепутатов кэтой проблеме, хотя РоссийскаяФедерация — государствомногонациональноеи, соответствен­но, национальныйвопрос имеетогромное значениедля нашей страны.
Госдумапроделаланемалую работув направленииправ человека.Но работа вэтой «отрасли»велась хаотически, нерегулярно.Наибольшеевнимание депутатыуделили политическимправам человека, приняв законы«О политическихпартиях», «Обобщественныхобъединениях».Принятие этихпостановленийвлияло на дальнейшеефункционированиеГосдумы кактаковой: безустановленногостатуса партииили общественногодвижения былибы невозможнывыборы в VI ГосдумыРоссийскойФедерации.
В областиличных прави прав в областикультуры многодебатов бы­лопроведено приподготовкезаконопроекта" Об альтернативнойслужбе", подготовленномКомитетом пообороне и Комитетомпо делам общественныхобъединенийи религиозныморганизациям.Законопроектбыл принятГосду­мой впервом чтении14 декабря 1994 года, но Министерствообороны былопротив егопринятия, законопроектбыл направленна доработку.24 мая 1995 года законбыл отклоненво втором чтении, за его принятиеголосо­валитолько «Яблокои „Выбор России“.В третьем чтениизаконопроектбыл повторноотклонен. Вработу Думывходит назначениеУполномоченногопо правам человекав России. Этоготак и не произошло.Думскому боль­шинствубыла неприятналичность Ковалевана этом посту, особенно послеего выступленийпо чеченскойпроблеме. Такчто на моментпрекращенияполномочийV Думы в Россиивсе еще не былоУполномоченногопо правам человека, и закона „ОбУполномоченномпо правам человека“.Также Гос­думазанималасьрассмотрениемзаконопроектов»Об авторскомправе", о правахдетей и правахграждан наинформацию, которые былиприняты и вступилив действие.
За времяработы V Госдумыбыл принят рядзаконов, касающихсяборьбы с преступностью, например, закон«О налоговойполиции», «Обоперативно-розыскнойдеятельности».Больших усилийтребоваларазработ­капроекта новогоУголовногоКодекса РФ. Онбыл принятдепутатамиле­том 1995 года, но отклоненпрезидентомпо двум причинам: во-первых, в УКне были внесеныизменения оподсудности, что делало егоприменениеневозможным, во-вторых, отсутствиенекоторых норм, которые, помнению президента, должны былитам быть. ПроектУК на третьпревышал действу­ющийтогда УголовныйКодекс РСФСР, туда были внесеныновые главы, ак­туальныедля современногообщества, например, о преступленияхв сфере компьютернойбезопасностии т.д. Можно сказать, что проект былхорошо проработан, но его принятиемдолжна былазаняться ужеVI Госдума РФ.17 мая 1995 года былпринят проектУголовно-исполнительногоКодекса РФ.
Законодательнаядеятельностьнижней палатыпарламентав области обороныбыла направленана созданиеправовых основстроительстваи функционированияВооруженныхсил и другихродов войск, их реформирова­ниеи гражданскийконтроль надними. Так какзаконы, принятыеВерхов­нымСоветом РФ в1990-1993 гг. вошли впротиворечиес новой Конститу­цией, то V Госдумепришлось исправлятьэти недостатки.Вразрез спра­вительственнымипредположениямипри принятиивсех трех бюджетов, Гос­думе удалосьдобиться некоторыхповышений (на5-10%) затрат нанацио­нальнуюоборону, модернизациюустаревшейвоенной техники.Это явилосьрезультатомкомпромиссаКомитета пообороне и Комитетапо бюджету.
В течениевсего периодаработы Думыв ней шли непрекращающиесядебаты по поводузакона «Обобороне». В этотзаконопроектбыло внесено350 поправок. Двараза этот проектпринималсяДепутатами, но дважды откланялсясначала СоветомФедерации, азатем — Президентом.С одной стороны, ряд принятыхи находившихсяв стадии разработкизаконодатель­ныхактов, а такжесложившаясяпрактика ихобсуждения, в рамках кото­ройзаметен прогрессво взаимодействииДумы с Министерствомобороны и другимисиловыми ведомствами, с другой — Думане использовалавсе име­ющиесяу нее возможностии оказаласьнеспособнойзаложить достаточныезаконодательныеосновы, которыепозволили быприступитьк строительст­вусовременныхи боеспособныхсил.
Проявляядовольно высокуюактивностьво внешнеполитическойсфере, Госдумаприняла всеголишь один федеральныйзакон, регламентирующийповедениеРоссийскогоГосударстваво взаимоотношенияхс другими стра­нами.работа над нимшла полторагода. В июле95-го он был принят; за­кон регламентируетвопросы заключения, исполненияи прекращениямежду­народныхдоговоров РФ: он вносит коррективыв соотношениефункций ис­полнительнойи законодательнойвластей РоссийскойФедерации поратифи­кациидоговоров.
Важнымплодом работыV Госдумы я считаюпринятие ГражданскогоКо­декса РФ.Важность егопринятия диктоваласьтем, что именногражданс­коезаконодательствослужит правовойосновой дляупорядочениясложив­шейсяхозяйственнойпрактики, проведенияэкономическихреформ. Без егопринятия былоневозможнодальнейшиеразвитие рыночнойэкономики.Граж­данскийКодекс состоитиз трех частей, которые принималисьпоочередно.Третья стадиянаходиласьв состоянииразработки, а первая частьпредс­тавляласобой 500-страничныйдокумент. Госдумойпервого созывабыли принятыI (в первую сессиюработы) и II (22 декабря1995 г.) части, третьючасть предстоитпринять Думеследующегосозыва.
В сфереаграрногосектора работапарламентариевпроходила втрех направлениях: регулированиеземельныхотношений(«Земельныйкодекс», закон«О плате заземлю»), развитиенормальнойбазы для различныхор­ганизационно-правовыхформ в аграрномсекторе( законы«О сельскохо­зяйственнойкооперации»,«О фермерскомхозяйстве»), формированиесис­темыгосударственногорегулированияаграрно-промышленногокомплекса(бюджет). Я думаю, что для Россиинемаловажнопринятие законовименно в аграрнойсфере, т.к. большуючасть населениясоставляеткрестьянство.
В началеработы Думыв планах комитетапо бюджетупредусматрива­ласьразработкаБанковскогоКодекса, ноэтого так и непроизошло.За­кон «О рынкеценных бумаг»был принятГосдумой, ноотклоненПрезиден­том.
В областирегулированиятрудовых отношенийработа Думыносила ли­боуточняющийхарактер, либобыла настроенана устранениепустот в действующемзаконодательстве.Законопроект«О внесенииизменений идо­полненийв КЗОТ» былпринят депутатамив первом чтении22 ноября 1995 г.
Важнойзадачей в работеГосдумы являетсяпринятие федеральногобюджета. Егоутверждениекаждый годвызывало большоеколичествораз­ногласий, сам бюджетпринималсяс опозданием, для его принятиясозда­валисьспециальныесогласительныекомиссии. кудавходили представителиГосдумы, Правительства, Совета Федерации.
За двагода работыV Госдуме пришлосьтрижды приниматьбюджет, соответственноза 1994, 1995 и 1996 гг. Первыйиз них рассматривалсясо значительнойзадержкой, апоследний былутвержден доокончания 1995года.
Несмотряна разногласиямежду фракциями, а также междуДумой и Правительством, сама технологиябюджетногопроцесса задва года приоб­релабольшую конструктивность.Порядок принятиябюджета регулировалсяне общим регламентом, а законом «Опорядке рассмотренияФедеральногоБюджета на199… год». Вместотрех чтений, здесь присутствовало4. В первом обсуждаласьобщая концепция.а в последующих- уже детальныевопросы. Противбюджета обычноголосовало«Яблоко» (всегоды), ЛДПР(1994 г.), КПРФ(1995 г.), но вовсех трех случаяхбюджет принимал­ся.
Итак, Думаприняла 335 законов, из них 240 подписаноПрезидентом,31 отклонен им,35 — Советом Федерации.Еще 45 находятсяна рассмотре­нии.По словампарламентариев, за два годабыла созданаправовая база, гарантирующаястабильностьобщества, укреплениевсех сторонего жизни. Ясчитаю, что взаконодательнойработе Думадействительносделала мно­гое.
… И КАК ОНАПРОХОДИЛА
Хочу немногорассказатьо работе Думыкак о процессе.В среднем вдень пленарныхзаседанийпарламентариямирассматривалось8 из 10 зако­нопроектов, многие из которых, как правило, принимались, причем в пер­вомчтении. Чистоевремя пленарныхзаседанийсоставляет5 часов. но напринятие иобсуждениезаконопроектовтратится всреднем всеголишь 3,7 часа. примерно половинарабочего дняуходит на перепалки, процедурныевопросы. Можноотметить такженеорганизованностьзаседаний.
Передзакрытиемкаждой сессиив Думе возникалаэпидемия«законо­дательнойстахановщины».Особенно поражает, что за три дня- 5,6 и 8 декабря95-го — был принят61 закон, их едвауспеваларассматриватьАдминистрацияПрезидента.Иногда этаспешка заканчиваласьплачевно: взаконопроектахпутались страницы, что приводилок переполоху.
Все законопроекты, даже совсемнебольшие, снабжены графой«основ­ныепонятия», чтопоказываето хорошей работеподготовителейпроектов
— комитетови комиссий.Правда. делоиногда доходитдо смешного.Нап­ример, взаконе о курортахнеобходимопояснить, чтотакое «курортфе­деральногозначения», ачто такое «курортместного значения», но иног­даобъяснялисьпонятные дажешкольнику вещи: в законе «Обохране жи­вотногомира» в основныхпонятиях объясняется, что же такоеживотный мир.Видно, что депутатыдо того старательноработают, чтопод конец перегибаютпалку.
В парламентеесть силы, которыене заинтересованыв политическойстабильности.Иные депутатыпока не привыклик систематическойкропот­ливойработе на постояннойоснове.
Что касаетсяфракций, то в«центре» поначалуоказалась ПРЕС, сле­ва — КПРФи АПР, справа- «Выбор России»,«Яблоко», РДДР.Если партиии голосовалисолидарно, тоэто объяснялосьсходным отношениемк проб­леме, а не о намереннойдоговоренности.Думские союзы- это всего лишьсовпадениепозиций приголосовании.Так как нетстабильногоцентра, большинствои меньшинствокак бы формируютсязаново. И этонемаловаж­но, т.к. получается, что результатголосованиябудет совершеннонеп­редсказуем.Например, КПРФи «Яблоко», противоположныепо взглядампартии, одинаковоголосовалипо бюджету, апартнеры — АПРи КПРФ, «Вы­борРоссии» и «Яблоко»- голосовалиразличносоответственнопо Земель­номуКодексу и побюджету-95. Этотпример наглядноиллюстрирует, что беда российскихпартий в том, что они никакне могут объединиться.
Определяющаяроль при принятиирешений принадлежалаименно фрак­циямв политическихвопросах, а взаконодательныхвопросах — комите­там, а партии выполнялироль итоговогофильтра. Словоредко предостав­лялосьнезависимымдепутатам, что, по-моему, негативновлияет на рабо­туДумы, т.к. получается, что интересыпартий ставятсяна первое место.
Пребываяв рядах своейпартии илифракции, многиедепутаты факти­ческине поддерживалиее линию. К 95-мусозрели условиядля раскола, перегруппировкисил. Таким образом,«Выбор России»потерял 17 человек, ПРЕС — половинусостава, АПР- 4, ЛДПР — 5, «Новаярегиональнаяполи­тика»вообще распаласьна части, лишькоммунистыи «Яблоко» неимели перебежчиков.
ДУМА ИПОИСКИ СОГЛАСИЯВ ОБЩЕСТВЕ
С первыхдней своейработы депутатыне оставалисьбез вниманиясредств массовойинформации.Некоторыезаседания Думытранслировались
по радио и потелевидению. Им посвящалосьнемало сюжетовв выпусках
новостей.Значит, многиелюди ждаличего-то от Думы.
Свое первое ежегодноепослание кпарламентариемпрезидентРоссии
Б. Ельцинозаглавил «ОбукрепленииРоссийскогогосударства(основные направлениявнутреннейи внешней политики)».Ельцин всяческистремился кпоиску компромиссови взаимопониманияс ФедеральнымСобранием. НоДума с самогоначала хотелапоказать своюсамостоятельность: оппозици­онныйвыпад ГосударственнойДумы противпрезидентасостоялся. Онимел ярко выраженныйполитическийхарактер. 23 февраляГосдума принялапос­тановление, объявляющееполитическуюамнистию лицам, находящимсяпод следствиемили содержащимсяпод стражейв связи с событиями19-21 ав­густа 1991года, 1 мая 1993 годаи 21 сентября — 4 октября 1993 года.Честно говоря, это решениеГосдумы в далеком1994 году было тогдадля меня шоком.Те, от кого защищалиБелый Дом вдалеком 1991-оммои роди­тели, те, которыеустроили кровавыесобытия осенью1993-го (танки иБТРы, разъезжающиепо улицам Москвы, черный от копотии немногоразру­шенныйБелый Дом, разбитыеокна в зданииСЭВ, сотрясающийсяот пушеч­ныхвыстрелов мойдом (вот чтозначит житьв центре Москвы),- все это достаточнохорошо запечатлелосьв моей памяти, и я совершенноне хоте­ла, чтобытакоеповторилосьснова), — те опятьнаходилисьна свободе. Япомню, как долгообсуждалосьв СМИ принятиеамнистии. Мол, мы голо­совализа демократию, правовое общество, а что мы получили???
Но всеже, за эти двагода люди привыкличуть спокойнеезагляды­ватьв завтрашнийдень. На улицахне было танков, беснующихсятолп, правдадушила инфляцияи горячие точки.Дума стараласьрешать многиенасущные проблемыв контакте сПравительством, Минфином, силовымиве­домствами, Генеральнойпрокуратурой, Верховнымсудом. Правда, не всег­да этополучалось.
Еще разподчеркиваю, что Б. Ельциндобивалсякомпромиссови взаи­мопониманияс Госдумой, заключениясвоеобразногодоговора огражданс­коммире и согласиимежду различнымиполитическимии социальнымисила­ми общества.В марте Ельцинвыступил синициативойподписанияосновны­миполитическимисилами этогодокумента.Реакция нановый курсправи­тельствабыла неоднозначной: с одной стороны, парламентариине выказы­валиоткрытой оппозицииправительству, а с другой, недемонстрировалии поддержкиего мероприятий.В конце апреля1994 года президенту, пра­вительствуи их сторонникамвсе же удалосьсклонить подавляющееболь­шинствополитическихи общественныхорганизацийв России к заключениюи подписаниюДоговора обобщественномсогласии. Договорзаключалсяна два года, тоесть фактическидо следующихпрезидентскихи парламент­скихвыборов.
Но позжестали накапливатьсяразногласиямежду исполнительнойвластью и нижнейпалатой парламентапо ряду вопросовгосударственногоустройстваи социальнойполитики. Летом1995 года, во времякризиса вБуденновске, депутаты выразилисвое недовериеПравительству.Несогла­сиеБ. Ельцина сэтим решением, угроза роспускапалаты накалилиобста­новкув обществе.
Президентв какой-то мерепошел навстречуотдельнымтребованиямГосдумы, снявнекоторыхсиловых министров.Таким образом, Дума смогла, не обладая нато конституционнымиполномочиями, найти способывоздейс­твияна исполнительнуювласть. На повторномголосованиивотум недове­рияПравительствубыл снят.
Это событиестало первымопытом конституционногорешения парла­ментомопасных политическихбарьеров. Властибыли вынужденыискать пу­тик согласию. Иони нашлись.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вРоссии сложилсявполне работоспособныйдействующийпарла­мент.РоссийскаяФедерация вошлав число цивилизованныхстран мира, гдеобщественно-политическаяжизнь строитсяна принципахдемократиии парламентаризма.
Конечно, у V Госдумы былисвои недостаткии ошибки, ноглавное, чтодепутатамудалось достичьглавного, поднявшисьнад фракционнымибарьерами, онисумели осознатьобщность интересов, понять. чтооснов­ное делодепутата — недемонстрациясвоих идеологическихпредпочтений, а законотворчество.
К 1995 годупарламент былболее или менееструктурированным, в его работепоявиласьсистемность.К сожалению, Госдума таки не смогланайти оптимальныйбаланс междуисполнительнойи законодательнойвластью, хотяк 1995 году еесамостоятельностьусилилась, авлияние возросло.Страна прожилав более илименее спокойнойобстановке.Воп­росы политикирешались нена митингах, а на заседанияхпарламента.
Госдумавторого созываполучила внаследствобесценный опытрабо­ты и богатый«стартовыйкапитал».
Жаль, чтопро Госдуму1993-1996 года написанопока что неочень многолитературы.Сложно былонайти аналитическиестатьи, посвященныеее работе. Работаяс материалами, я заметила, чтоодни и те жефакты изложеныв соответствиис совершеннопротивоположнымивзглядами. Былосложно выбратьистинный вариант.Единственное, что помогало, это то, что ябыла свидетелемэтих событий, поэтому мояоценка былабесприст­растной.
17 декабря1995 года населениеРоссии вновьотправилосьна изби­рательныеучастки, а 16 январяприступилак работе нижняяпалата рос­сийскогопарламента.Что было дальше- мы все знаем, и это уже неяв­ляетсяпредметом этойработы.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. КалмыковЮ.Х. Поворотысудьбы: в двухпарламентах, одном пра­вительстве, в национальныхдвижениях.М.,1996.
2. КонституцияРоссийскойФедерации //Российскаягазета, 25 де­кабря1995 года.
3. Парламентаризмв России. ФедеральноеСобрание 1993-1995гг: V Госдума.Совет Федерации.М.,1996.
4. ПлатошкинА. Два думскихгода //РоссийскаяФедерация,1995,№24.
5. РоссийскаяФедерация.ФедеральноеСобрание. Федеральноесобра­ние первогосозыва: СоветФедерации.ГосударственнаяДума. 1993-1995. Справочник.М.,1996.
6. РыбкинИ.П. ГосударственнаяДума: Пятаяпопытка. М., 1995.
7. СогринВ. Политическаяистория современнойРоссии. М., 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общественно-политическая мысль и литература АН Радищев
Реферат Полномочный представитель Президента РФ
Реферат Вторая Испанская Республика
Реферат Romeo And Juliet Shakespeare
Реферат The Nasa Space Program And The Individuals
Реферат Forthcoming Of American Literature Essay Research Paper
Реферат ГК Жуков - маршал Победы
Реферат Понятие и функции государства
Реферат Визначення фінансових результатів та оцінка ефективності господарської діяльності ВАТ "Домашній текстиль"
Реферат Морфологические и синтаксические способы выражения авторского начала в текстах Т. Устиновой в журнале "STORY"
Реферат Адаптация человека на севере сравнение адаптивных типов человека
Реферат Межгосударственное регулирование экономических отношений. Роль наднациональных институтов
Реферат Анализ проблем оценки качества электроэнергии
Реферат Разработка САПР трубчатых реакторов для производства малеинового ангидрида
Реферат Государственная и муниципальная формы собственности