Реферат по предмету "Исторические личности"


Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯРФ
КЕМЕРОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
Кафедраистории

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Великиереформы АлександраII в 1860-1870 гг.»

Выполнила:
Студентка_____
хххххххххххххх

Проверила:
ххххххххххххх

Кемерово2004г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ГЛАВАI.ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРАII, И ПЕРВЫЕ ГОДЫЕГО ПРАВЛЕНИЯ………………………..………..…….…………....4
1. Личность Александра II……………………..……..………….…..4
2. Социально-политическая обстановка в
первыегоды царствованияАлександраII…………….………….6
ГЛАВАII.ОТМЕНАКРЕПОСТНОГОПРАВА………………...12
2.1. Предпосылкиреформы…………………………………..……….12
2.2. Отменакрепостногоправа……………………………………….16
2.3. Значениеотмены крепостногоправа…………………………….20
ГЛАВАIII.БУРЖУАЗНЫЕРЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРАII…..21
3.1… Земскаяреформа……………………………………………….….21
3.2. Судебнаяреформа…………………………………….…………...23
3.3. Военнаяреформа………………………………………………..…24
3.4. Реформыв диапазонеобразованияи печати……………………25
3.5. Значениереформ………………………………………………..…27
ГЛАВАIV.УБИЙСТВОИМПЕРАТОРА………………….…..…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……….30

Списоклитературы……………………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ
Ксередине XIXв. четко выразилосьотставаниеРоссии в экономическойи социально-политическойсферах, от передовыхкапиталистическихстран. Рядмеждународныхсобытий обнаружилисущественноеослаблениеРоссийскогогосударстваво внешнеполитическойобласти. В полноймере это обличилаКрымская война(1853-1856), котораявыявила всювнутреннююнесостоятельностьнашего отечества, и нашего прежнегобыта. И какследствие, проявиласьнеобходимостьпровести полноепреобразованиемногих сфергосударственнойжизни.
Даннаяпотребностьв реформах, скаждым днемстановиласьвсе более иболее ощутимойи неотложной.Но на пути всякогоулучшениянепреодолимойпреградойстояло — крепостное право. Поэтомуглавной цельювнутреннейполитикиправительстваво второй половинеXIX в. былоприведениеэкономическойи социально-политическойсистемы Россиив соответствиес потребностямивремени. Одновременноне менее важнойзадачей былосохранениясамодержавияи господствующегоположениядворянства.
ЦарствованиеимператораАлександраII (1855-1881)ознаменовалосьрядом «великихреформ», значительнопродвинувшихвперед русскуюжизнь. Из этихпреобразованийважнейшимиявляются: освобождениекрестьян, в1861 году и издание«положенияоб устройстве крестьян», дарованиеподданным в1864 году судагласного, правого, скорого, милостивогои родного длявсех, земскоеи городскоесамоуправление, издание в 1874 годуустава о воинскойповинности, обязательнойдля всех сословийгосударства, учреждениеряда университетовоткрытие женскихгимназий ипрогимназий, улучшение путейсообщения.
ДеятельностьАлександраII прекратиласьиз-за его погибели,1 марта 1881 годаот руки убийц, но в историиза ним закрепилосьимя «Освободитель».

ГЛАВАI. ЛИЧНОСТЬАЛЕКСАНДРАII, И ПЕРВЫЕГОДЫ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ.

1.1ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРАII
АлександрII — ИмператорBcepoccийский, приходилсястаршим сыномИмператоруНиколаю Павловичуи ГосударынеИмператрицеАлександреФедоровне, родился он вМоскве 17 апреля1818г.
Еговоспитателембыл генерал Мердер. Мердер привлек к себевнимание, каккомандир ротыв основанной18 августа 1823г.школе гвардейскихподпрапорщиков.Николай Павлович, тогда еще являясьВеликим Князем, узнав про егопедагогическиеспособности, мягкий характери исключительныйум, решился доверить ему воспитаниесвоего сынаАлександра.На этот постМердер вступил12 июня 1824г., когдаВеликому КнязюАлександруедва исполнилось6 лет, и ревностноисполнял своиобязанностив течение 10 лет.
ДругимнаставникомАлександраII был поэтВ.А.Жуковский, который приступилк обязанностям, когда ВеликомуКнязю исполнилось9 лет. Жуковскийпредварительносоставил «Планучения» цесаревича, который былсосредоточенна «образованиедля добродетели».По плану цельювсего обучениябыло – сделатьбудущего государячеловекомпросвещенными всестороннеобразованным, оградив егоот преждевременногоувлечениявоенным искусством.Нравственныеубеждения, заложенныеВ.А.Жуковским, существенносказались наорганизацииличности будущегомонарха. Ноуберечь будущегогосударя отвоенной «муштры»наставникуне удалось. Каки все российскиесамодержцыАлександр IIс малолетстваприобщалсяк военномуискусству, ик 26-и годам стал«полным генералом».
Междутем домашниекабинетныезанятия цесаревичатакже дополнялисьи образовательнымипоездками поРоссии и Европе.В одной из этихпоездок наследникпрестола российскогопознакомилсясо своей будущейженой, МариейАлександровной, принцессойГессен-Дармштадтской, и в возрасте23 лет вступилс ней в брак.
Такимобразом, когдацарский престолперешел к АлександруII (бывшемууже в возрасте37 лет) он уже былподготовленк управлениюгосударством.ИмператорНиколая Iза время своегоправления вседелал дляознакомленияцесаревичас разными отраслямигосударственногоуправленияи даже поручалему общее руководстводелами на времясвоих отъездовиз столицы. Такс разрешенияотца, императораНиколая I, цесаревич былвведен в Государственныйсовет и Комитетминистров, руководилдеятельностьюСекретныхкомитетов покрестьянскомуделу.
Втечение десятилет преемникпрестола былближайшимпомощникомсвоего отцаи свидетелемвсей его правительственнойработы.
АлександрНиколаевич, будущий императорВсероссийский, по всей видимости, находился подвлиянием своегоотца, человекаобладающегосильнейшимхарактероми могучей волей.Строгий и настырныйум Николаяпорабощалкроткую и уступчивуюразличнымвоздействиямнатуру егосына, и Александр, питавший нежныечувства и уважениек нему, усвоилего принципыи склонен былво всем идтипо его стопам. Но врожденноедобродушиеи мягкостьнатуры, наложилисвой отпечатокна характерАлександра, не позволивему воспитатьв себе непоколебимуютвердость духа, какой обладалего отец.
Поэтомуличность АлександраII не отличаетсяопределенностьючерт и в разныемоменты егожизни и деятельностипроизводитнеодинаковоевпечатление.

1.2.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯОБСТАНОВКАВ ПЕРВЫЕ ГОДЫЦАРСТВОВАНИЯАЛЕКСАНДРАII.
АлександрНиколаевич, старший сынимператораНиколая I и егосупруги императрицыАлександрыФедоровнывступил напрестол 18 февраля1855 года. Короновалиего 26 августа1856 года в Успенскомсоборе МосковскогоКремля.
ВхождениеАлександраII на трон произошлопри очень тяжкихобстоятельствах.По словам умиравшегоимператораНиколая I, Александр IIполучил «командуне в добромпорядке», ипервые годыправлениянового государябыли посвященыликвидацииВосточной войныи тяжелых порядковниколаевскоговремени. Обществонедовольноедеспотическими бюрократическимправлениемНиколая I, искало причиныпровала еговнешней политики.Участилиськрестьянскиевосстания.Активизировалисвою деятельностьрадикалы. Всеэто не моглоне вынудитьнового собственникаЗимнего дворцазадуматьсяо курсе своейвнутреннейполитики.
В отношениивнешней политикиновый самодержецпоказал себяпоследователем«начал СвященногоСоюза», руководившихполитикойимператоровАлександраII и НиколаяI. Такимобразом, Европабыла вправеполагать Александрапрямым преемникомполитики егоотца и приверженцемотживших свойвек принциповВенского конгресса.Однако практикаАлександраII и его новогоправительстваобнаружилазначительныеотличия отпредшествующегорежима. Повеяломягкостью итерпимостью, характернымидля темпераментанового монарха.
Но, таккак вступлениеАлександраНиколаевичана трон происходилов период Крымскойвойны, где Россииприходилосьиметь дело собъединеннымисилами почтивсех главныхевропейскихгосударств, и война приобреланеблагоприятныйдля страныоборот. Новыйимператор, несмотря, насвое миролюбие, которое былоизвестно дажев Европе, обнаружилстойкую решимостьпродолжитьборьбу и добитьсяпочетного мира.
Что былопочти невозможным, так как, хотьроссийскаяармия и насчитывалав начале военныхдействий более1 млн. человек, но ее техническоеоснащениеоставляложелать лучшего.Стоящие навооружениигладкоствольныеружья уступалинарезномуоружию западно-европейскихармий, такжеустарела иартиллерия.Флот Россиибыл по преимуществупарусным, в товремя как ввоенно-морскихсилах Европыпреобладалисуда с паровымидвигателями.Также отсутствовалиналаженныекоммуникации, что привелок дефицитубоеприпасов, продовольствияи «пушечногомяса». Все этимоменты говорято том, что русскаяармия былоизначальнонеспособнавести войнус Европой наравных. И те неменее героизмрусских людейв этой войнепотрясающ.Стойкость имужество русскихвойск, приотстаиванииСевастополя, вызывали восторженноеудивление дажесо стороныврагов; именаКорнилова, Нахимова и др.покрылисьнемеркнущейславой. ПадениеСевастополя, однако, не принеслонеприятелюзначительнойпользы.
С другойстороны, русскиебыли в некоторойстепени вознагражденыуспехом в МалойАзии: Карс — этанеприступнаякрепость, усиленнаяеще англичанами,- 16 ноября былвзят генераломМуравьевымсо всем многочисленнымего гарнизоном.Этот успехдоставил Россиивозможностьвыказать своюготовностьк миру. Союзники, также утомленныевойной, охотноготовы быливступить впереговоры, которые и началисьчрез посредствоВенского двора.
В результатев конце марта1856 года был подписанПарижскиймирный трактат.Россия не понеслазначительныхтерриториальныхпотерь. Но ейбыло поставленоунизительноеусловие о такназываемой«нейтрализации»Черного моря.России запретилииметь в этомводном бассейневоенно-морскиесилы, боевыеарсеналы икрепости, чтонаносило существенныйудар по безопасностиюжных границ.Роль Россиина Балканахи Ближнем Востокебыла сведенана нет.
Парижскиймир, заключенный18 марта 1856 г., хотябыл и невыгоднымдля России, новсе-таки являлсяпочетным длянее в виду такихмногочисленныхи сильных противниковкак Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардинияи Турция. Впрочем, невыгоднаясторона его- ограничениеморских силРоссии на Черномморе, — былаустранена ещепри жизни АлександраII заявлением19 октября 1870 г.
Но, самоеглавное, невыгодыэтого договораискупалисьблагом самогомира, которыйдавал возможностьобратить всевнимание навнутренниереформы, настоятельностькоторых сталаочевидной.
Потрясение, которое Россияпережила отпоражения вКрымской войне, заставилоправительствоприступитьк социально-политическимпреобразованиям.Как уже говорилосьвыше, Крымскаявойна обнажилавсе внутренниеязвы нашегоотечества. Вобществе поднималосьнедовольствоот растущегопониманияотсталостиРоссийскогогосударстваот более передовыхзападноевропейскихстран. Не толькопрогрессивномыслящая частьдворянстваи формирующаясяиз разночинцевинтеллигенция, но и представителивышей администрации, даже императорыАлександр II, а в свое времяНиколай Iи ЕкатеринаII ощущалинеобходимостьперемен.
Ещеодной причиной, вызывавшейобщественноедвижение, былинародные волнения.О недовольстветрудящихсясвидетельствоваливыступленияразных слоевнаселения: частновладельческихкрестьян, городскойбедноты, работныхлюдей, военныхпоселян. Хотяв первой половинеXIX века, народныевосстания неносили такогомассовогоразмаха, какв XVII-XVIIIвека, однакоони стимулировалиформированиеантикрепостническойидеологии, заставлялиправительствоусиливатьрепрессии, постепенносмягчать наиболееодиозные стороныкрепостничестваи создаватьидеологическоеобоснованиесуществующегов Россиисоциально-политическогостроя.
Вобщественномдвижении вовторой половинеXIX века началосьразмежеваниетрех идейныхнаправления: радикального, либеральногои консервативного.
Консерватизмв России опиралсяна теории, доказывающиенесокрушимостьсамодержавияи крепостногоправа. В началеXIX века Карамзинписал о необходимостисохранениямудрого самодержавия, которое, по егомнению, «основалои воскресилоРоссию». Выступлениедекабристовактивизировалоконсервативнуюобщественнуюмысль.
Теорияофициальнойнародности, созданнойконсерватором, министромнародногопросвещения, графом С.С.Уваровым, и состоящейиз трех принципов: самодержавие, православие, народность, вызвала резкуюкритику либеральнонастроеннойчасти общества.Наиболее большуюизвестностьполучило выступлениеП.Я.Чадаева, написавшего«Философическиеписьма» с критикойсамодержавия, крепостничестваи всей официальнойидеологии. Поего мнению, Россия, оторваннаяот Запада, закостенелав своих нравственно-религиозных, православныхдогмах и находиласьв мертвом застое.Спасение Россиион видел вобъединениистран христианскойцивилизациив новую общность, которая обеспечитдуховную свободувсех народов.
Правительствожестоко расправилосьс автором письма, П.Я.Чадаеваобъявили сумасшедшими отдали подполицейскийнадзор.
ПисьмоП.Я. Чаадаевапослужилотолчком к оформлениюв начале 1840-х годовдвух внутренненеоднородныхидейных течений— западникови славянофилов.И те, и другиеполагали, чтоучасть Россиине так плачевна, как предсказывалЧаадаев, носчитали необходимымотменить крепостноеправо и ограничитьвласть монарха.Для этих теченийбыли характерныразличныеподходы к оценкампрошлого ипрогнозамбудущего России.По мнению Бердяева, смысл полемикимежду нимизаключалсяв том, «… должнали быть РоссияЗападом илиВостоком, нужноли идти путемПетра или вернутьсяк допетровскойРуси».
Полемиказападникови славянофиловво многомспособствоваластановлениюлиберальногои революционно-демократическихтечений. Однимиз лидеровпервого былпрофессорвсеобщей историиМосковскогоуниверситетаТ.Н. Грановский, который критиковалкрепостническийхарактерниколаевскогорежима, выступалза реформыобщественно-политическойжизни. Революционно-демократическоетечение представлялиВ.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П.Огарев, а такжепетрашевцы— члены кружкаМ.В. Буташевича-Петрашевского.Петрашевский, Герцен и Белинскийприобщилирусскую общественностьк идеям социалистов-утопистов.Поражениереволюции вЕвропе (1848—1849) привелоГерцена к мыслиоб особом путиРоссии к социализму, так как в русскомнароде прочноукоренилоськоллективноеначало в видекрестьянскойобщины.
Последнейгромкой схваткойниколаевскогорежима с оппозициейявилось делопетрашевцев1849 г. Члены кружка, собиравшегосявокруг выпускникаЦарскосельскоголицея, ответственногочиновника МИДаМ.В. Буташевича-Петрашевского, являлисьпоследователямиШ.Фурье, то естьсторонникамипереустройстваобщества наоснове организациикоммун-фаланстеров.Участники«пятниц»Петрашевскогодискутировалипо важнейшимвопросам российскойжизни (славянскому, проблемамсудоустройства, цензуры), говорилио необходимостиотмены крепостногоправа, введениисвободы книгопечатания, внедрениигласности исостязательностив суде, обсуждалилитературныеновинки. Средипетрашевцевбыли чиновники, военные, литераторы(в том числеМ.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский).
Вот такиепроблемы получилв наследствоАлександр IIот своего родителя, императораВсероссийскогоНиколая I.От нового самодержцатребовалосьпроведенияряда преобразований, но от него неисходило поканикаких определенныхправительственныхпрограмм илиобещания реформ.Можно думать, что на первыхпорах программыи не было, иботрудностивоенного временине давали Александрувозможностиоглядетьсяи сосредоточитьсяна внутреннихделах.
Толькопо окончаниивойны нашелАлександруместным поместитьв манифесте19 марта 1856 г. озаключениимира знаменательнуюфразу касательноРоссии: «Даутверждаетсяи совершенствуетсяея внутреннееблагоустройство; правда и милостьда царствуетв судах ея; даразвиваетсяповсюду и сновой силойстремлениек просвещениюи всякой полезнойдеятельности...».В этих словахзаключалоськак бы обещаниевнутреннегообновления, необходимостькоторогочувствоваласьодинаково какправительством, так и обществом.
Одновременнос этим манифестом, в том же марте1856 г., государь, принимаяпредставителеймосковскогодворянствав Москве, сказалим краткую, ноочень важнуюречь о крепостномправе. Он объяснил, что не имеетнамерения«сейчас» уничтожитькрепостноеправо, но признал, что «существующийпорядок владениядушами не можетоставатьсянеизменным».По выражениюгосударя, «лучшеначать уничтожатькрепостноеправо сверху, нежели дождатьсятого времени, когда оно начнетсамо собойуничтожатьсяснизу». ПосемуАлександр иприглашалдворян «обдумать, как бы привестивсе это в исполнение». После мартовскихзаявлений ужене могло бытьсомнения, чтоимператор готоввступить напуть преобразований.Неясна былатолько их программа; неизвестны, оставалисьте начала, накоторых предполагалосьупразднениекрепостногопорядка. Несмотряна такую неопределенность, подъем общественногонастроениябыл необычен, и коронациягосударя (август1856 г.) обратиласьв светлый праздникнашей общественности.«Просвещеннаяблагость»государя, сменившегонедавнюю суровостьвласти «незабвеннымисловами: отменить, простить, возвратить», вызывала восторги.Решимостьгосударя нареформы — на«подвиги, болеесогласные стребованиямивека», чем «громоружия», — возбуждаласамые светлыенадежды. В русскомобществе началасьнеудержимаяработа мысли, направленнаяна такое илииное разрешениекоренноговопроса тоговремени — оботмене крепостногоправа.
--PAGE_BREAK--
ГЛАВАII. ВЕЛИКИЕРЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРАII

2.1.ПРЕДПОСЫЛКИРЕФОРМЫ
Аграрно-крестьянскийвопрос к серединеXIXвека стал острейшейсоциально-политическойпроблемой вРоссии. Средиевропейскихгосударствкрепостноеправо осталосьтолько в нашемгосударстве, тормозя экономическоеи социально-политическоеразвитие. Теперьуже нельзясомневатьсяв том, что данныйвопрос об отменекрепостногоправа к серединеXIX в. достаточноназрел в общественномсознании, ивладение душамибыло осужденокак в силуотвлеченно-моральныхмотивов, таки по соображениямпрактическогопорядка. Ещесо времен императрицыЕкатерины IIвладение душамисоставлялотяжелую моральнуюпроблему длячутких людейиз русскойинтеллигенции, и крестьянскоеосвобождениепревратилосьдля них в этическуюаксиому.
Отцарского дворца, где ЕкатеринаII, Александр Iи Николай I неоставлялинелегкой темысовершенствованиясудьбы крестьян, до подцензурнойпублицистики, где от Радищеваи до Белинскогоцарило отвержениекрепостногоправа, — всяРоссия, можносказать, постигламоральную иполитическуюнеобходимостьвыйти из ситуациикрепостнойсистемы и уничтожитьзлоупотреблениякрепостнымправом, обращавшиеэто право воткрытое рабство.
Самыеразномыслящиекруги интеллигенциисовпадали всвоих взглядахк крепостномупорядку, Чернышевскийс большойвыразительностьюуказывал наэто и в печати, говоря, чтомежду самымивсевозможныминаправлениямирусской общественноймысли «согласиев сущностистремленийтак сильно, чтоспор возможентолько об отвлеченныхи потому толькотуманных вопросах; как только речьпереноситсяна твердуюпочву действительности…тут нет разъединениямежду образованнымирусскими людьми: все хотят одногои того же». «Можнои должно у нас,— заключал он,— не разрыватьрук, соединенныхв дружескоепожатие согласиемотносительновопросов, существенноважных в настоящеевремя для нашейродины».
Еслиабстрактныеразмышленияи моральныеэмоции сплачивалирусских людейв одинаковомутверждениикрестьянскойреформы и отменыкрепостногостроя, то, с другойстороны, практические, житейскиеусловия свидетельствовалио естественномвырождениистарого крепостногопорядка.
Подвлияниемгосударственногороста, завоеванийXVIII веке и успеховвнешней торговлиРоссия первойполовины XIX века«разрывалас натуральнымстроем прежнеговремени, в которомобмен и обрабатывающаяпромышленностьиграли незначительнуюроль, и быстропереходилак расширениюобмена и к увеличениюфабрично-заводскогопроизводства».В этой экономическойэволюцииземлевладельческоедворянствоприняло своеучастие. Оноувеличилозапашки в целяххлебного экспортаи испытывалоразные видыфабричногопроизводства.Вся тяжестьусиленногоземлепашестваи новых формтруда пала накрепостноекрестьянствои истощала егофизическиесилы. Приросткрепостногонаселения всеверной половинегосударствастал падать, а с 1835 г. вместоприроста уженаблюдаласьубыль, объясняемаяне толькоперемещениемнаселения наюг, но также иистощениемего на непосильнойработе.
Вместес тем становилосьявным обеднениеи оскудениекрепостногокрестьянства, и росло в егосреде остроенедовольствосвоим положением.Таким образом, рост торгово-промышленногооборота в странеухудшил и обострилкрепостныеотношения ивозбуждал впомещикахопасения забудущее.
В тоже время попыткиусовершенствованияи усложненияпомещичьегохозяйства несодействовалиувеличениюматериальногоблагополучиясамих помещиков.Водворениеновых формхозяйствадалеко не всегдаудавалось; помещичьифабрики обычноне выдерживаликонкуренциис купеческими, более богатымии техническисовершенными.Подневольныйбарщинный трудоказывалсянепригоднымдля улучшенныхспособовпроизводства: один из ученыххозяев тоговремени — Вилькинссправедливозаметил, чтобарщиной обычноназывалось«то, что медленно, нерадиво, безвсякой охотыделается».Поэтому средикрепостныхвладельцевк середине XIXв. вырослоразочарованиев успехе ихземельногои фабричногохозяйства исознание того, что они попалив кризис.
Недовольныположениемдел были дажете помещики, которые в черноземнойполосе велибарщиннымтрудом примитивноеполевое хозяйство.Плотное крепостноенаселениечерноземногорайона, не уходившеев отхожие промыслыи не имевшеекустарных, умножилосьнастолько, чтоне все моглобыть использованона пашне; некудабыло деватьрабочие рукии надо былодаром кормитьлишние рты. Этоестественнопорождало мысльо необходимостикоренныххозяйственныхперемен и дажео преимуществахнаемного труда.
Затрудненностьхозяйственнойобстановкипомещиковусложняласьих долгами. Поразным причинамк середине XIXстолетия болееполовины помещичьихимений оказалисьзаложеннымив правительственной«сохраннойказне»; по некоторымподсчетам, «всреднем, задолженностьпомещиковсоставлялаболее 69 рублейс души крепостных», что составлялоболее 2/3 их среднейстоимости.Столь огромнаязадолженностьбыла вызванакак тяжестямивоенного времениначала XIX в., таки хозяйственныминеудачами инеумением житьсообразно сосвоими доходами.
Сознаниехозяйственногокризиса угнеталопомещиков; настроениенедовольнойкрепостноймассы их пугало; недостатокденежных средствприводил кмысли о несовершенствахи устарелостикрепостногопорядка. Дажеи те помещики, которые не былизахваченывысокой освободительнойидеей, думали, что близокконец старогопорядка, и несомневалисьв том, что нужнаего реформа; они толькобоялись, чтореформа окончательноих разорит.
Необходимостьликвидациикрепостногоправа обуславливаласьи тем, что крестьянеоткрыто, протестовалипротив него.Произошлоусилениекрестьянскогопротеста противкрепостничества, которое выражалосьв увеличенииволнений.
Для сравненияприведем данные:
1831-1840 гг. — 328крестьянскихволнений;
1841-1850 гг. — 545крестьянскихволнений;
1851-1860 гг. — 1010крестьянскихволнения.
Народноедвижение немогло не влиятьна позицииправительства.ИмператорНиколай Iв речи на заседанииГосударственногосовета весной1842 года с горечьювынужден былпризнать: «Нетсомнения, чтокрестьянскоеправо в нынешнемего положенииу нас есть зло, для всех ощутительноеи очевидное, но прикасатьсяк нему теперьбыло бы деломеще болеегубительным».В этом высказываниисодержитсявся суть николаевскойвнутреннейполитики.
После1856 года в общественноммнении окончательносложилосьпониманиеэкономическойи политическойнеобходимостиотмены крепостногоправа. Как ужеговорилосьвыше, публицистическиевыступленияпредставителейразличныхобщественно-политическихнаправленийво второй половине50-х годов постепенноподготовилиобщественноемнение странык осознаниюназревшейпотребностирешения крестьянскоговопроса.
Такимобразом, отменакрепостногоправа былаобусловленаполитическими, экономическими, социальнымии нравственнымипредпосылками.Правительство, опасаясь того, что Россиябудет отброшенав ряды второстепенныхдержав, всталона путь социальных, экономическихи политическихреформ.

2.2.ОТМЕНА КРЕПОСТНОГОПРАВА.
3 января1857 года был образовансекретныйкомитет «дляобсуждениямер по устройствубыта помещичьихкрестьян», нотак как он состоялиз ярых крепостников, то действовалнерешительно.Однако, черезнекотороевремя, заметив, что крестьянскоенедовольствоне утихает, анапротив, нарастает, комитет вплотнуюпреступил кподготовкекрестьянскойреформы. С этогомомента существованиекомитета пересталобыть «секретом»и в феврале1858 года он былпереименованв Главный комитет«о помещичьихкрестьянах, выходящих изкрепостнойзависимости».
Необходимосказать оботношении самихпомещиков креформе. А онокардинальноразличалось.Большинствопомещиковвыступаловообще противреформы. Некоторыесоглашались, но на различныхусловиях: одниотстаиваливариант освобождениякрестьян безземли и за выкупличной свободыкрестьянина, другие, хозяйствокоторых былосильнее втянутов рыночныеотношения, илинамеревавшиесяперестроитьего на предпринимательскихначалах, выступализа более либеральныйее вариант — освобождениекрестьян сземлей сосравнительноумереннымвыкупом.
. Как говорилосьвыше, подготовкакрестьянскойреформы проходилав обстановкеобщественно-политическогоподъема в стране.В 50-х годах ХIХвека сложилисьдва идейныхцентра, возглавлявшиереволюционно-демократическоенаправлениерусской мысли: А. И. Герцена иН. П. Огарева, Н. Г. Чернышевскогои Н. А. Добролюбовав Лондоне.
Происходитзаметное оживлениелиберально-оппозиционногодвижения средитех слоев дворянства, которые считалинеобходимымне только отменитькрепостноеправо, но и создатьобщесословныевыборные органыуправления, учредить гласныйсуд, ввестигласностьвообще, провестипреобразованияв сфере просвещенияи т. д.
В. И. Ленинназывал обстановкуобщественно-политическогокризиса в Россиина рубеже 50-60-хгодов «революционнойситуацией»и выделял триее объективныхпризнака:
1) «кризисверхов», выражавшийсяв их невозможности«управлятьпо старому»;
2) «обострение, выше обычного, нужды и бедствийугнетенныхклассов»;
3) «значительноеповышениеактивностимасс», не желавших«жить по-старому».
Но революционныесилы были настолькослабы, что спомощью проведенияряда буржуазныхреформ, самодержавиене только смогловыйти из кризиса, но и укрепитьсвои позиции.Вот в какойобстановкепроводиласьотмена крепостногоправа.
К концуавгуста 1859 годапроект «Положенийо крестьянах»был практическиподготовлен.В конце января1861 года проектпоступил нарассмотрениепоследнейинстанции — Государственногосовета. Здесьбыло сделаноновое «дополнение»к проекту впользу помещиков: по предложениюодного из крупнейшихземлевладельцевП. П. Гагарина, был внесенпункт, о правепомещикапредоставлятькрестьянам, соответственнопо соглашениюс ними, немедленнов собственностьи бесплатно, т.е. «в дар» четвертьнадела. Такойнадел получилназвание«четвертного»или «дарственного», сами же крестьяненазывали его«сиротским».
19 февраля«Положения», а они включалив себя 17 законодательныхактов, былиподписаны цареми получилисилу. В тот жедень царь подписали Манифест обосвобождениикрестьян.
По Манифестукрестьянинполучал полнуюличную свободу.Это особенноважный моментв крестьянскойреформе, и яхотела бы обратитьна него внимание.Веками крестьянеборолись засвою свободу.Если раньшепомещик моготнять у крепостноговсе его имущество, насильно женить, продать, разлучитьс семьей и простоубить, то с выходомэтого Манифестакрестьянинполучал возможностьрешать, где икак ему жить, он мог жениться, не спрашиваяна то согласияпомещика, могсамостоятельнозаключатьсделки, открыватьпредприятия, переходитьв другие сословия.Все это предоставляловозможностьразвитиякрестьянскогопредпринимательства, способствовалоросту отходакрестьян назаработки, ав целом давалосильный толчокразвитию капитализмав пореформеннойРоссии.
По «Положениям»было введенокрестьянскоесамоуправление, т. е. сельскиеи волостныесходы во главес сельскимистаростамии волостнымистаршинами.Крестьянампредоставлялосьправо самимраспределятьземлю, раскладыватьповинности, определятьочередностьотбываниярекрутскойповинности, принимать вобщину и увольнятьиз нее. Такжевводился волостнойкрестьянскийсуд по маловажнымпреступлениями имущественнымискам.
Указанныйв законе выкупусадеб и полевыхнаделов длякрестьян былневозможен, поэтому правительствопришло на помощькрестьянствуустройством«выкупнойсистемы». В«Положениях»указано, чтопомещики смогутполучить земельнуюссуду, как толькобудут устроеныих земельныеотношения скрестьянамии установленземельныйнадел. Ссудавыдаваласьпомещику доходнымипроцентнымибумагами изасчитываласьза крестьянами, как казенныйдолг, которыйони должны былипогасить втечение 49 лет«Выкупнымиплатежами».
Порядокосуществлениякрестьянскойреформы требовалсоглашениямежду помещикоми крестьяниномпо поводу размеранадела, а такжепо поводуобязательствкрестьянинапо отношениюк помещику. Этоследовалоизложить в«уставнойграмоте» втечение одногогода с моментаосвобождения.
Еслиотмена крепостногоправа произошласразу, то ликвидацияфеодальных, экономическихотношений, устоявшихсядесятилетиями, растянуласьна многие годы.По закону ещедва года крестьянеобязаны былиотбывать такиеже повинности, что и при крепостномправе. Лишьнесколькоуменьшиласьбарщина, и отменилимелкие натуральныепоборы. До переводакрестьян навыкуп, они находилисьво временнообязанномположении, т.е. обязаны былиза предоставленныеим наделы выполнятьпо установленнымзаконом нормамбарщину илиплатить оброк.Так как определенногосрока по истечении, котороговременнообязанныекрестьянедолжны былибыть, переведенына обязательныйвыкуп не было, то их освобождениерастянулосьна 20 лет, правда, к 1881 году их оставалосьуже не более15%.
Несмотряна грабительскийдля крестьянхарактер реформы1861 года, ее значениедля дальнейшегоразвития страныбыло оченьвелико. Этареформа явиласьпереломныммоментом припереходе изфеодализмав капитализм.Освобождениекрестьянспособствовалоинтенсивномуросту рабочейсилы, а предоставлениеим некоторыхгражданскихправ способствовалоразвитиюпредпринимательства.Помещикам жереформа обеспечивалапостепенныйпереход отфеодальныхформ хозяйствак капиталистическим.
 

3. ЗНАЧЕНИЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
Современникиэту реформуназвали великой, так как онапринесла свободуболее чем 30 млн.крепостныхкрестьян, былоуничтоженокрепостноеправо — то «очевидноеи для всехощутительноезло», котороев Европе прямоназывали «русскимрабством», быларасчищенадорога длястановлениябуржуазныхотношений, экономическоймодернизациистраны.
Вместес тем даннаяреформа имелаполовинчатыйхарактер. Онабыла сложнымкомпромиссоммежду государствоми всем обществом, между двумяосновнымисословиями– помещикамии крестьянами, а также междуразличнымиобщественно-политическимидвижениями.Процесс подготовкиреформы и еереализацияпозволилисохранитьпомещичьеземлевладение, но обреклироссийскихкрестьян намалоземелье, нищету и экономическуюзависимостьот помещиков, так как крестьянепри разделеземли быливынужденыотдать помещикампятую частьсвоих наделов.
Реформа1861 года не снялааграрный вопросв России, которыйоставалсяцентральными наиболееострым ещедолгое время.
В началеХХ века в Россиивспыхнулапервая русскаяреволюция, крестьянскаяво многом посоставу движущихсил и задачам, которые передней стояли.Именно этозаставилоП.А.Столыпинаосуществитьземельнуюреформу, разрешивкрестьянамвыход из общины.Суть реформызаключаласьв решении земельноговопроса, но неза счет конфискацииземли у помещиков, как требоваликрестьяне, аза счет переделаземли самихже крестьян.
ГЛАВАIII. БУРЖУАЗНЫЕРЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРАII

1. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.
Так послеотмены крепостногоправа возникланеобходимостьместногосамоуправления.1 января 1864 годабыло издано«Положениео губернскихи уездных земскихучреждениях», вводившеебессословныевыборные органыместногосамоуправления- земства. Ониизбиралисьвсеми сословиямина трехлетнийсрок и состоялииз распорядительныхорганов: уездныхи губернскихземских собраний, и исполнительных: уездных и губернскихземских управ.
Земстванесли ответственностьза народноеобразование, за народноездоровье, засвоевременныепоставкипродовольствия, за качестводорог, за страхование, за ветеринарнуюпомощь и другое.
Все этотребует большихсредств, поэтомуземствам былопозволеновводить новыеналоги, облагатьнаселениеповинностями, образовыватьземские капиталы.При своем полномразвитии земскаядеятельностьдолжна былаохватить всестороны местнойжизни. Новыеформы местногосамоуправленияне только сделалиего всесословным, но и расшириликруг его полномочий.Самоуправлениеполучило стольширокое распространение, что многимибыло понято, как переходк представительномуобразу правления, поэтому состороны правительствавскоре сталозаметно стремлениеудержать деятельностьземств на местномуровне, и непозволятьобщаться междусобой земскимкорпорациям.
16 июня1870 года было издано«Городовоеположение», по которомув 509 городахвводилосьвыборноесамоуправление- городскиедумы, избираемыена четыре года.Городская думаизбирала свойпостояннодействующийисполнительныйорган — городскуюуправу, состоявшуюиз городскогоголовы и несколькихчленов. Городскойголова былодновременнопредседателеми городскойдумы и городскойуправы. Правоизбирать и бытьизбранным вгородскую думуимели правотолько жители, обладающиеимущественнымцензом (преимущественновладельцыдомов, торгово-промышленныхзаведений, банков — однимсловом торгово-промышленнаябуржуазия).
Такимобразом, основнаямасса городскогонаселения былаустранена отучастия в городскомсамоуправлении.Компетенциягородскогосамоуправлениябыла ограниченарешением чистохозяйственныхвопросов, т.е.благоустройствогородов, устройствобазаров и т. п.
3. 2.СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.
Одновременнос земской реформой, была подготовленаи судебная. Извсех реформтого времениона была самойпоследовательнойи одной из самыхзначительных.Судебные уставы20 ноября 1864 годавводили бессословный, гласный судс участиемприсяжныхзаседателей, адвокатуройи состязательностьюсторон. Присяжныезаседатели, участвующиев судебномпроцессеустанавливалилишь виновностьили невиновностьподсудимого, меры наказанияже определялисами судьи.Решения, принятыесудом с участиемприсяжныхзаседателейсчиталисьокончательными, в противномслучае моглибыть обжалованыв судебнойпалате. Решенияокружных судов, в которых принималиучастия, присяжныезаседателимогли бытьобжалованылишь в том случае, если было совершенонарушениезаконногопорядка судопроизводства.Апелляции наэти решениярассматривалСенат.
Для разборамелких проступкови гражданскихдел с иском до500 рублей в уездахи городах вводилсямировой судс упрощеннымсудопроизводством.Состав мировыхсудей избиралсяна уездныхземских собраниях.
Судебныеуставы 1864 годавводили институт«присяжныхповеренных»- адвокатуру, а также институтсудебныхследователей.Председателии члены окружныхсудов и судебныхпалат, присяжныеповеренные, их помощникии судебныеследователидолжны былииметь высшееюридическоеобразование.Председателии члены окружныхсудов и судебныхпалат утверждалисьимператором, а мировые судьи- Сенатом. Послеэтого они немогли бытьуволены илиустранены отдолжности накакое-то время, а лишь в случаесовершениякакого-либоуголовногопреступления, но и тогда решениеоб их отстраненииот должностивыносил суд.Таким образом, закон вводилважный принципнесменяемостисудей.
3. 3.ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
В 1861-1874 годахбыла проведенасерия военныхреформ.
В 1874 годубыл издан уставо всеобщейвоинской повинности, который в корнеизменил порядокпополнениявойск. При ПетреВеликом всесословия привлекалиськ военной службе.По законамXVIII века дворянствопостепеннобыло освобожденоот воинскойповинности, и рекрутчинастала участьюне просто низшихслоев населения, но беднейшихиз них, так какте, кто побогачемогли откупиться, наняв за себярекрута. Такаяформа воинскойповинностилегла тяжкимбременем наплечи бедныхслоев населения, потому что срокслужбы в товремя был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали егопрактическина всю жизнь, крестьянскиехозяйстваразорялисьсо всеми вытекающимиотсюда последствиями.
Поновому закону, призываютсявсе молодыелюди, достигшие21 года, но правительствокаждый годопределяетнеобходимоечисло новобранцев, и по жребиюберет из призывниковтолько эточисло, хотяобычно на службупризывалосьне более 20-25%призывников.Призыву неподлежалиединственныйсын у родителей, единственныйкормилец всемье, а так жеесли старшийбрат призывникаотбывает илиотбыл службу.Взятые на службучислятся в ней: в сухопутныхвойсках 15 лет:6лет в строю и9 лет в запасе, во флоте — 7 летдействительнойслужбы и 3 годав запасе. Дляполучившихначальноеобразованиесрок действительнойслужбы сокращаетсядо 4-х лет, окончившихгородскую школу- до 3-х лет, гимназию- до полуторалет, а имевшихвысшее образование- до полугода.
Такимобразом, мыможем сделатьвывод, что новаясистема предполагалане только военноеобучение солдат, но в то же времяпроводилсяряд мероприятийс целью просвещения, это особеннозаметно былово время управлениявоенным министерствомграфом Д. А.Малютиным.
3.4. РЕФОРМЫ В СФЕРЕОБРАЗОВАНИЯИ ПЕЧАТИ.
Ещев начале своегоцарствованияАлександр IIотменил некоторыестеснительныемеры в отношенииучебных заведений, принятых императоромНиколаем I.
Преподаваниев университетахполучило большесвободы, онистали доступныдля вольнослушателей, как мужчин, таки женщин. Однаконовизна положенияпривела в 1861 годук некоторымбеспорядкам, после чегосвободу университетовпришлось несколькоограничить.В 1863 году был изданустав, согласнокоторомупрофессорскаякорпорацияполучиласамоуправление.Студенты жене получилиправа влиятькаким-либообразом напорядок вуниверситете, что являлосьповодом длячастых «студенческихбеспорядков».Под влияниемтаких настроенийграф Д. А. Толстойрешил осуществитьреформу среднейшколы. В началецарствованияимператораеще при министреА. В. Головине, доступ в гимназиибыл открыт длядетей всехсословий. Гимназииже были двухтипов: классические, с изучениемдревних языкови реальные, соответственнобез них, но спреобладаниеместествознания.Граф Толстой, поддерживаемыйМ. Н. Катковым, в 1871 году составилновый уставгимназии, одобренныйгосударем.Классическаягимназия быласделана единственнымтипом общеобразовательнойи всесословнойсредней школы, выпускникикоторой имелиправо поступленияв университет.Реальные гимназиизаменили «реальнымиучилищами»; цель их былав том, чтобыдавать образованиелюдям всехсословий, ноприспособленноек практическимпотребностями к приобретениюпрактическихпознаний.
Этойреформой былосоздано полноепреобладаниеклассическойшколы. Но графТолстой упустилиз вида несколькомоментов, аименно: из-заотсутствиядостаточногоколичествапреподавателейлатыни и греческогоязыка, пришлосьвыписыватьспециалистовиз-за границы.Естественно, их преподаваниене нравилосьстудентам, таккак первые незнали ни русскогоязыка, ни русскойлитературы.
Такимобразом, несмотряна то, что реформаграфа Толстогоимела в основеправильнуюидею о значенииклассицизма, она не вошлав нравы нашегообщества.Одновременнос реформоймужской среднейшколы, реформироваласьи женская. ДоправленияАлександраII существовалитолько институтыи частные пансионы, в которых обучалисьв основномдво­рянки. Сконца 50-х годовпоявляютсяженские гимназиидля всех сословий.Параллельностали открыватьсяженские епархиальныеучилища. Черезнекоторое времяуспешно разрешилсявопрос о высшемженском образовании.Также былисделаны большиеуспехи в планеначальногоили народногообразования.Но, несмотряна усилия, народнаяграмотностьв эпоху реформстояла еще нанизком уровне.
3. 5.ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ.
Проведенныереорганизацииимели прогрессивныйхарактер. Ониначали закладыватьбазу для эволюционногопути развитиястраны. Россияв определеннойстепени приблизиласьк передовойдля того времениевропейскойсоциально-политическоймодели. Былсделан первыйшаг по расширениюзначимостиобщественностив жизни страныи превращенииРоссии в буржуазнуюмонархию.
Однакопроцесс модернизацииРоссии имелспецифическийхарактер. Онпрежде всегообуславливалсятрадиционнойподавленностьюроссийскойбуржуазии иполитическойпассивностьюнародных масс.Выступлениярадикалов(шестидесятникови революционныхнародников)лишь инициироваликонсервативныесилы, устрашалилибералов изадерживалиреформаторскиеустремленияправительства.
Зачинателямиреформ былинекоторыевысшие государственныечиновники, такназываемая«либеральнаябюрократия».Этим объясняласьнелогичность, незавершенностьи ограниченностьбольшинствареформ.
Логическимпродолжениемреформ 60-70 годовXIX века моглобы стать принятиеумеренныхконституционныхпредложений, разработанныхв январе 1881 годаминистромвнутреннихдел, графомМ.Т.Лорис-Меликовым.Они предполагалиразвитие местногосамоуправления, привлечениепредставителейземств и городов(с совещательнымголосом) к обсуждениюобщегосударственныхпроблем. ОднакоубийствонародовольцамиимператораАлександраII 1 марта1881 года изменилообщее направлениеправительственногокурса.

ГЛАВАIV. УБИЙСТВОИМПРЕРАТОРА.
ИмператорАлександр II, вызвавшийвосхищениеи удивлениепросвещенныхлюдей целогомира, натолкнулсяи на недоброжелателей.Преследовавшиеникому не понятныецели, организаторысоздали целыйряд посягательствна жизнь государя, составлявшегогордость иславу России.1 марта 1881 годагосударь, закоторогомногочисленноенаселениеготово былоположить жизнь, скончалсястрадальческойсмертью отзлодейскойруки, кинувшейразрывнойснаряд.
Вэтот фатальныйдень государьимператорАлександр IIрешил сделатьразвод, т.е. порядокрассылки ежедневныхкараулов насмену. Его путьлежал по узкойулице, составляемойсадом великойкнягини, огороженнымкаменным заборомв рост человекаи решеткойЕкатеринскогоканала. Местностьочень непроезжая, и если достоверно, что государьпредпочел ееввиду полученныханонимныхугроз, то трудносебе представить, почему именнона этом путиждала его засада,- неужели потому, что заметилипри нем большое, противобыкновенного, число полиции.
Какбы то ни было, но когда государевакарета доехаладо Театральногомоста, раздалсявзрыв, взломавшийзадок кареты, которая тутже остановилась.Государь вышелиз нее невредим, но кинутойбомбой былсмертельноранен один изконвойных, скакавшийсзади, и саперныйофицер, шедшийпо тротуарувдоль каменнойстены Михайловскогосада. Кучергосударя, предчувствуябедствие, повернулсяк нему с козел:«Поедемте, государь!».Полицмейстер, скакавшийсзади, выскочилиз саней с тойже мольбойехать скорее.Но император, не слушал исделал несколькошагов назад:«Хочувидеть своихраненых».В это времятолпа успелаостановитьздоровогодетину, кинувшегобомбу. Государьобернулся кнему: «Такэто ты хотелменя убить?».Но не успех ондоговорить, как втораябомба взорваласьперед ним, и онопустился сословами: «Помогите».К нему кинулись, подняли, посадилив сани полицмейстера, который самполучил 45 ранмелкими осколкамибомбы, но ниодной смертельной, и повезли. Черезчас с небольшим, точнее, в 3 часа35 минут пополудни, Государь АлександрII преставилсяв Зимнем дворце.
Убийствоимператоравыдающийсярусский философВ.В.Розановназвал «помесьюБезумия и Подлости». ПолитическоезавещаниеАлександраII было уничтожено.Александр III, в сознаниисвоих былыхзаблужденийи в стремлениивернуться кидеалу царейМосковских, обратился кнароду с манифестом, в которомутверждалисьнесокрушимостьсамодержавнойвласти и исключительнаяответственностьсамодержцаперед богом.
Русскаяимперия вернулась, таким образом, на старыетрадиционныепути, на которыхона когда-тонашла известностьи процветание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АлександрII оставил глубокийслед в истории, ему удалосьсделать то, зачто боялисьвзяться другиесамодержцы- освобождениекрестьян открепостногогнета. Плодамиего реформ мыпользуемсяи по нынешнийдень. Мы рассмотрелиосновныепреобразованияи реформы, проведенныеАлександромII. Основная реформаего царствования- освобождениекрестьян — вкорне изменилапорядок, существовавшийдо этого, и повлеклаза собой всеостальныереформы.
Внутренниереформы АлександраII сравнимы посвоему масштабуразве что среформами ПетраI. Царь-реформаторсовершилдействительнограндиозныепреобразованиябез социальныхкатаклизмови братоубийственнойвойны. С отменойкрепостногоправа «воскресла»торгово-промышленнаядеятельность, в города хлынулпоток рабочихрук, открылисьновые сферыдля предпринимательства.Между городамии уездамивосстановилисьбылые связии создалисьновые.
Падениекрепостнойзависимости, выравниваниевсех передсудом, созданиеновых либеральныхформ общественнойжизни привелик свободе личности.А чувство этойсвободы пробудиложелание развитьее. Создавалисьмечты об установленииновых формсемейной иобщественнойжизни.
Вгоды его правленияРоссия прочноукрепила своивзаимоотношенияс европейскимидержавами, разрешиламногочисленныеконфликты ссоседствующимистранами. Трагическаякончина императорасильно измениладальнейшийход истории, и именно этособытие привелочерез 35 лет Россиюк гибели, а НиколаяII к мученическомувенку.
Списоклитературы:
«Лекции по русской истории» С. Ф. Платонов, Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год.

«Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А.Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.

«История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год.

«История России». Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва, Изд. «Проспект» 2003 год.

«История России» под редакцией Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, Москва, Издательская группа ИНФРА * М – НОРМА, 1997 год.

«Энциклопедический словарь», Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Изд. «русское слово», OCR Палек, 1998 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.