Московскийгосударственныйобластнойуниверситет
Факультетистории, политологиии права
Курсовая работа на тему:
Вавилонскоецарство с
626 – 539 гг.до н.э.
Подготовила: студентка IIкурса,
21 группыКухарчук Э.Э
Научныйруководитель: Сафронов А.В
г. Москва
2007 г.
Содержание
Введение:
ОснованиеНововавилонскогоцарства
ПередняяАзия послепадения Ассирийскойдержавы
Захватническиевойны НавуходоносораII.
ГородаВавилонии, их социальнаяструктура иправо
Положениерабов и рядовыхсвободных
Царскаявласть и положениехрамов
Обострениевнутриполитическогоположения
ЗавоеваниеВавилона персами
Культураи искусствоНововавилонскогоцарства
Заключение
Списокиспользованнойлитературы
Введение:
После разгромаАссирийскойдержавы наБлижнем Востокена некотороевремя установилосьизвестноеравновесиесил. Мидия иВавилон мирноподелили междусобой наследиеАссирии. В результатемидяне завладелиее кореннойтерриториейи областьюХарран в ВерхнейМесопотамии.Вавилонянеже прибралик рукам остальнуюМесопотамиюи готовилисьустановитьсвой контрольнад всеми областямик западу отЕвфрата. Такимобразом, навсем БлижнемВостоке осталосьтолько четыремогущественныхгосударства: Мидия, Вавилония, Египет и Лидия(в Малой Азии).Однако Мидияпредставляласобой не цельноегосударственноеобразование, а конгломератцарств, подчиненныхиндийскойдинастией: сюдавходили Персида — Ашнап, Маннейскоецарство. Скифскоецарства (вАзербайджане), Мелитепа, или«Дом Тогармы»(видимо, с армянскойдинастией).Буферное положениемежду Лидиейи Мидией занималоцарство Киликия.1
В конце VII в.до н. э. в ПереднейАзии политическаягегемония вновь(почти черезтысячу лет)переходит кВавилону.
Важнейшейособенностьювнутриполитическойжизни Вавилониипервой половиныI тысячелетиядо н. э. являетсяпроцесс дальнейшейдифференциациисреди свободнойчасти населения, делившегосяна богатых ибедных. Привилегированноесословие, ккоторому принадлежаликрупные рабовладельцы, купцы, ростовщикии т. п., добиваетсясоздания своейособой политическойорганизациив виде рядасамоуправляющихсягородов. Крупнейшимиз таких городовбыл Вавилон.
Вавилонияв Х—VII вв. до н. э.оставаласьбогатой и населённойстраной, а городВавилон сохранялсвое значениеважнейшеготоргового иремесленногоцентра ПереднейАзии.
Но политическоеего значениебыло невелико.Он стал объектомзахватническихустремленийправящих классовдругих государств.Не всегда Вавилонуудавалосьсохранять дажесвою политическуюнезависимость.
Особенноупорной былаборьба Вавилонас Ассирией. С732 г. до н. э. Вавилонвходил в Ассирийскуюдержаву, а егоцарями одновремя былиассирийскиецари.
Несмотряна то, что Вавилониянаходиласьв лучшем положении, чем другиеподчинённыеассирийцамстраны (онасохранялаотносительнуюсамостоятельность), борьба вавилонянза полнуюнезависимостьне прекращалась.Случаи, когда ассирийскиецари восстанавливалисилой своювласть наднепокорнымивавилонянами, были не единичными.
После паденияАссирии Вавилонскоецарство (называемоев науке Нововавилонскимили Халдейским)наряду с Мидиейстановитсянаиболеемогущественнойдержавой ПереднейАзии.
Вавилон подвластью Халдейскойдинастии вновьдостиг экономическогои культурногорасцвета.2
ОснованиеНововавилонскогоцарства
ОснователемНововалилонскогоцарства былассирийскийнаместникНабопаласар(Набуапалусур)– может быть, потомок Мардукапалиддина, наиболее известный из халдейскихвождей.
Во временаправленияАшшурбанапалахалдейскаязнать, сросшаясясо знатьювавилонской, была лояльнапо отношениюк Ассирийскойдержаве, и многиееё представителинаходилисьна ассирийскойслужбе. По даннымгреческихавторов, сам Набопаласарпервоначальнобыл полководцемна ассирийскойслужбе, возможно– наместникомюга Вавилонииили номинальнымцарём Вавилонапосле смертиставленникаАшшурбанапала– Кандалану.
Год 626 до н. э. принято считатьначалом Нововавилонскогоцарства, когдаВавилония стала независимойот Ассирии.
В этот годНабопаласар возглавилмощное восстаниевавилонянпротив Ассирии(под властьюкоторой Вавилониянаходиласьс 729). Вначале онвоздерживалсяот попытокзахватитьбольшие городаи смог укрепитьсвою властьлишь на севереВавилонии, ацентр и юг странысохраняливерность ассирийцам.Ему долго неудавалось взятькрупные вавилонскиегорода Уруки Ниппур, гдебыли сильныепроассирийскиенастроения.В Ниппуре вовремя многомесячнойосады армиейНабопаласаражители продавалив рабство своихдетей, чтобыспасти их отголодной смерти.В 616 г. до н. э ассирийцампришлось оставитьУрук, а черезгод пал и Ниппур, который болеедесяти летценой большихлишений и страданийсохранял верностьассирийскомуцарю. Теперьпочти вся территорияВавилонии былав руках Набоналасара.
В 614 г. до н. э. он заключилсоюз с мидийскимцарём Киаксаром, совместно скоторым одержалокончательнуюпобеду надАссирией в 609г. до н. э.3
Весной 607 г.Набоналасарпередал командованиевавилонскойармией своемусыну Навуходоносору, взяв на себяуправлениевнутреннимиделами государства.Перед Навуходоносоромстояла задачапобедить Сириюи Палестину.Но сначаланеобходимобыло овладетьг. Каркемиш наЕвфрате, гденаходилсясильный египетскийгарнизон, частькоторого составлялигреческиенаемники. Весной605 г. до н.э. вавилонскоевойско перешлоЕвфрат и одновременнос юга и северанапало на Каркемиш.За городскимистенами началасьжестокая битва, и скоро городпревратилсяв пылающиеруины, египетскийгарнизон былуничтожен допоследнегочеловека. Послеэтого большаячасть Сириии Палестины, т.е. почти всеобласти междуЕвфратом иЕгиптом, почтибез сопротивленияподчинилисьвавилонянам.
Будучи вСирии, Навуходоносор(Набукудурриусуром)в августе 605 г.до н. э., получилизвестно осмерти своегоотца в Вавилонеи, срочно возвратившись, через месяцстал царем.
ПередняяАзия послепадения Ассирийскойдержавы
В этовремя на БлижнемВостоке сложиласькрайне благоприятнаяобстановкадля проведенияНововавилонскимцарствомзавоевательнойполитики.НавуходоносорII, возможно, сразу захватил Сирию, где продолжительноевремя не существовалодаже полусамостоятельныхцарств.
Иудеяи Финикия заняливыжидательнуюпозицию. Всясеверная исеверо-восточнаячасть территориибывшей Ассирийскойдержавы былав руках Киаксара, царя Мидии, подчинившегок этому временитакже царстваМана, Урартуи Скифскоецарство, находившеесяна территориисовременногоАзербайджана.
Лишь вМалой Азииимелось двакрупных независимыхцарства: в западнойчасти – Лидияи в юго-восточной – Киликия.
Мидияне представлялапока опасностидля Вавилона: союз, заключённыйс нею Набопаласароми закреплённыйбраком междуНавуходоносороми дочерью мидийскогоцаря, давал наэто гарантии.
Ассириябыла сокрушенаокончательно, и сейчас предстоялоподелить еёнаследствомежду Вавилониейи Мидией. Возможно, граница прошлаот Исскогозалива (в северо-восточномуглу Средиземногоморя, междуМалой Азиейи Финикией)через Месопотамию, оставляя Харрани бывшую кореннуюассирийскуютерриториюза мидянами.За кем осталсяЭлам – не вполнеясно, но наиболеевероятно, чтоон отошёл кМидии.
Навуходоносору, таким образом, досталось околополовины территориибывшей Ассирийскойдержавы, но этуполовину ещёпредстоялозакрепить заВавилонией.
Пока Мидиябыла дружественнойдержавой, необходимобыло обеспечитьвавилонскоегосподствов Сирии, Финикиии Палестинеи обезвредитьдругого опасногосоперника – Египет. На Египетуже началиориентироватьсяТир и Иудея, аможет быть, имелкие государстваЗаиорданья4.
Захватническиевойны НавуходоносораII.
В 601 г. дон.э. войскоНавуходоносораснова двинулоськ египетскимграницам. Впоследовавшейбитве обе стороныпонесли тяжелыепотери.
ЗатемНавуходоносорсовершил походв СевернуюАравию, где онстремился взятьв свои рукиконтроль надкараваннымипутями. К этомувремени царьпалестинскогоцарства ИудеиИоаким, побуждаемыйуговорамиегипетскогофараона Нехо, отпал от Вавилонии.Навуходоносоросадил столицуИудеи Иерусалими 16 марта 597 г. впервыевзял его. Более3000 иудеев былоуведено в пленв Вавилонию, а царем Навуходоносорназначил своегоставленникаЦидкию (Седекию).Успех был, однако, недолгим.
В декабре595 – январе 594 г.в Вавилониипроисходиливолнения вармии. Мятежбыл подавлен, а в страневосстановленпорядок. До насдошел протоколсудебногопроцесса надодним из заговорщиков, дело которогорассматривалосьвоенным судомпод председательствомсамого царя.Подсудимыйбыл обвиненв государственнойизмене, нарушенииприсяги, даннойцарю, и казнен, а все его имуществоконфисковано.
Вскореновый египетскийфараон, Априй, решил попытатьсяустановитьсвою властьв Финикии изахватил городаГазу, Тир и Сидон; на его сторонуперешёл и иудейскийцарь Цидкия, а также и другиецарьки Палестиныи Заиорданья(Эдома, Моаваи Аммона). По-видимому, все они возлагалинадежды наназревавшийконфликт междуМидией и Вавилонией.
К конфликтус Мидией готовилисьи в Вавилонии: Навуходоносорвоздвиг в этовремя оборонительнуюМидийскую стенупоперёк равниныДвуречья, вышеСиппара; в 590-хгодах велосьтакже строительствоисключительномощных оборонительныхсооруженийвавилонскойстолицы.
Но Мидиядо 590 г. до н. э. была, по-видимому, занята ликвидациейУрартскогои Скифскогоцарств, а послеэтого оказаласьвовлечённойв длительноювоину с Лидиейв Малой Азии.Надежды в Сириии Палестинена конфликтмежду Вавилониейи Мидией, такимобразом, неоправдались.
И когдав 587 г. до н. э. Навуходоносорвновь появилсяв Сирии, Априйотступил, оставивИудею на произволсудьбы. Послеполуторагодичнойосады ИерусалимаЦидкия попалсяв руки вавилонянво время неудачнойвылазки. Емувыкололи глазаи отправилив Вавилонию.Вскоре послеэтого, в 586 г. дон. э., Иерусалимбыл взят, разрушени разграблен.Значительнаячасть населенияИудеи – в первуюочередь знать, а также ремесленники, в которыхНавуходоносорчрезвычайнонуждался, – была по ассирийскомуобычаю переселенав Вавилонию.
Землипереселённыхбыли розданыоставшимсяжителям – этимпутём надеялисьзавоеватьсторонниковдля вавилонскойвласти в Палестине.Сопротивлениев Палестинепродолжалосьещё некотороевремя (например, был убит вавилонскийнаместник иудейГедалия), но вконце концовоно было окончательноподавлено.Последние бойцыотошли с жёнамии детьми наегипетскуютерриторию, где впоследствиибыли поселеныв качествевоенных колонистов5.
Меньшийуспех имелНавуходоносорв борьбе с Тиром.Длительнаяосада этогогорода-островане привела крешительнымрезультатам, и дело окончилосьв 574 г. до н. э компромиссом.
Царь ТираИтобаал III призналверховенствоНавуходоносора; тирские царидаже, по-видимому, живали привавилонскомдворе; но фактическиТир сохранилсамоуправлениеи полную свободудействий запределамивавилонскихвладений.
Что касаетсязаиорданскихцарств, то онипризнали властьВавилонии ирасширили своивладения засчёт Иудеи.НавуходоносоруII удалось, такимобразом, удержатьза собой Сириюи Палестину, вытеснив оттудаегиптян.
Конфликтс Египтом небыл, однако, этим исчерпан.Когда в 569 г. дон. э. в Египтеначалась борьбаза престол, вавилонянерешили, чтонастало времявторгнутьсяв пределы Египта.Поход (или одиниз походов)состоялся в567 г. до н. э.; результатовего мы не знаем, но если Вавилониии не удалосьудержать всвоих рукахегипетскуютерриторию, то ей удалосьвсё же предотвратитьегипетскоевторжение вПалестину.
С Мидией, насколько мыможем судить, военных столкновенийв это время нобыло.
В 585 г. Вавилониявместе с Киликиейвыступалапосредникомпри заключениимира междуМидией и Лидией.На границеМидии с Вавилониейи Лидией, по-видимому, в течение всегоправлениямидийскогоцаря Астиага(585-550) господствовалмир, хотя естьоснованиядумать, чтоотношения сВавилониейстановилисьвсё болеенапряжёнными.
ПриНавуходоносореВавилонияпревратиласьв процветающуюстрану. Этобыло временемподлинноговозрождения, экономическогорасцвета икультурногоразвития. Вавилонстал центроммеждународнойторговли. Многовнимания уделялосьискусственномуорошению. Вчастности, около Сиппарабыл созданбольшой бассейн, откуда галомного каналов, с помощью которыхрегулировалосьраспределениеводы во времязасухи. В Вавилонебыл выстроенновый двореци сооружензнаменитыйвисячий сад.Кроме того, вокруг городабыли воздвигнутынеобыкновенномощные фортификационныесооружения, чтобы обезопаситьгосударствоот вражескихнападений вбудущем6.
Однакопосле смертиНавуходоносораII в 562 г. в течениепяти лет натроне сменилосьтри царя, жречествостало активновмешиватьсяв политику, устраняя неугодныхцарей.
ГородаВавилонии, их социальнаяструктура иправо
Политическимии экономическимицентрами Вавилонииэтого времениявлялись крупныегорода – Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук и др.
Клинописныеисточники Iтысячелетиядо н. э. различают«царские города»– административныецентры – исамоуправляющиесягорода, обладающиерядом привилегий.Из содержанияделовых документовэтого времени следует, чтокрупнейшиевавилонскиегорода носилитеперь торгово-ремесленныйхарактер.
Известно, что большинстводокументовстаровавилонскогои касситскогопериодов имелоотношение ккупле-продажеземли, аренде, найму сельскохозяйственныхработников, займу посевногозерна и т. п. В нововавилонскийпериод значительнаячасть документовпринадлежитк денежнымоперациям, кпокупке городскихучастков, торговлеи ремеслу.
За времяассирийскоговладычестварабовладельческоепроизводствозаметно расширилось, значительноповысиласьего товарностьи увеличиласьроль обмена.
Количестворабов в частныххозяйствахдостигалоиногда несколькихсотен человек.
Стоимостьсеребра понизилась, и увеличилосьего количествов обороте присоответствующемросте цен. Известныпопытки созданиямонеты.
Вавилонияиздавна славиласьвысокоразвитымремеслом; онаиграла рольпосредствующегозвена в торговлемежду Сириейи Ираном, Индиейи Южной Аравией.Теперь эта рольВавилонииособенно усилиласьпосле уничтоженияеё ассирийскихконкурентов.
Жителикрупных вавилонскихгородов пользовалисьособыми привилегиями.В частности, они были освобожденыот царскихстроительнойи военнойповинностей.Для этих городовбыло характерносамоуправлениесвободных июридическиравноправныхчленов общества, объединенныхв народноесобрание приглавном храметого или иногогорода.
Однакосо временеммноговековаяборьба междуцарской властьюи народнымсобраниемпостепеннопривела к поражениюпоследнего, и в это времяего юрисдикцииподлежалитолько конфликтымежду отдельнымигражданамии преступленияместного характера.
Крупныегорода Вавилонииуправлялисьсоветом старейшин, главным образомиз числа жрецов, во главе с верховнымжрецом (в Сиппаре)или с храмовымэкономом (вУруке).
Частьрешений народногособрания касаласьхищений храмовогоскота и другогоимущества, сбора храмовойдесятины иарендной платыс храмовыхполей и т.д. Другиерешения имелиотношение кимущественнымтяжбам и семейнымспорам отдельныхграждан.
Такимобразом, собраниефункционировалокак орган местногосамоуправленияи суда. Частоего заседаниявозглавлялнаместниксоответствующегогорода илиуправляющийхрамом.
Членаминародногособрания являлисьграждане, которыебыли свободнымии в юридическомотношениисчиталисьравноправнымимежду собой.Но они заметноотличалисьдруг от другапо своемуэкономическомуи общественномуположению.
Срединих были наместникигородов, судьи, высокопоставленныегосударственныеи храмовыечиновники, купцы, дельцы, писцы, чиновникинизших рангов, пастухи, арендаторыполей, ремесленники, включая беднейшиеслои свободногонаселения.
Статусграждан былнаследственными переходилот отца к сыновьям.Естественно, в работе собранияактивную рольмогли игратьв основном лишьсостоятельныелюди.
Нередковместо всехграждан длярешения техили иных делсобиралисьлишь старейшины, т.е. наиболеевлиятельнаячасть граждан.В ряде случаевони выносилисвои решениясовместно свысшими храмовымичиновникамии наместникамигородов. Иногдав присутствиистарейшинсоставлялисьдокументы, содержащиераспоряжениявысокопоставленныхгосударственныхчиновников.Кроме того, старейшиныпредставлялиграждан своегогорода передцарем
Советстарейшинобладал судебнымии административнымифункциями. Вдокументахэтого временипри упоминаниисвободных лицназываетсяи имя их предка: только лица, принадлежавшиек определённымродам, по-видимому, традиционносвязанным схрамом городскогобожества иимевшим правона участие вхрамовых доходах, обладали, каккажется, полнымигражданскимиправами в такомгороде.
Так складываетсяособая организациярабовладельцев, созданная длягосподстванад всем остальнымнаселением, в том число инад мелкимисвободнымиземледельцамиза пределамигородов. Этаорганизациянередко выступаеткак единоецелое, напримерв различныхденежных операциях, в таких общественныхпредприятиях, как постройкаканала, но чащемы встречаемсяс деятельностьюотдельныхрабовладельцев, иногда семейныхобъединенийторговых домов; известны, например, торговый домрода Эгиби вВавилоне иторговый домрода Мурашув Ниппуре.
Иной разотдельныйрабовладелец, например верховныйжрец Сиппара, выступает какчастное лицо, беря на себяпрорытие канала, который потомдолжен былперейти к городу.
ПравителиНововавилонскогоцарства вынужденыбыли все большесчитаться сожречествоми представлятьего интересы. Это подтверждаетсятем, что в многочисленныхнадписях говоритсялишь о сооруженииновых храмови ремонте старыхи о благочестивыхдарах в различныесвятилища, анеоднократныеуспешные военныепоходы почтине упоминаются.
Гражданепринималиучастие в культепри местномхраме, а такжев храмовыхпраздникахи трапезах иимели правона получениеопределеннойдоли из храмовыхдоходов. Всеэти люди жилив городах ивладели землейв городе илиприлегающейк нему сельскойокруге, на территориюкоторой распространяласьвласть народногособрания.
Гражданеотдельныхгородов вступаютв переговорыдруг с другом, например —сиппарцы сжителями Сузпо поводу этогоже канала. Последниедва случаяотносятся, правда, уже ковремени персидскоговладычества, но при персахобщее устройствогородов Вавилониине отличалосьот их устройствав нововавилонскийпериод.
В рассматриваемоевремя населениеВавилонии вэтническомотношении былодовольно пестрым.Страна быланаводненахалдейскимии арамейскимиплеменами, жившими боко бок со старымместным населением.Кроме того, вВавилонии жиломного чужеземцев.Часто чужеземцыразмещалисьзначительнымигруппами вопределенныхрайонах. Например, в окрестностяхНиппура и всамом городекаждой этническойгруппе былавыделена особаятерритория.
Средичужеземцевбыли такжецарские наемники, добровольныеэмигранты илица, по различнымпричинам постоянноили временножившие в Вавилонии(купцы, политическиебеженцы, сезонныенаемные работникииз Элама и т.д.).Так, в вавилонскихтекстах упоминаетсямного чужеземцев, живших придворе НавуходоносораII. Среди нихбыли эламиты, персы, киликийцы, иудеи, различныевыходцы изМалой Азии(«ионийцы»),«беглецы изМидии» и др.
Особенномного было встране лицегипетскогопроисхождения.Значительноеих число упоминаетсяв качествеконтрагентови свидетелейпри заключенииразличныхсделок, составленныхв Вавилоне, Уре, Уруке, Сиппаре, Борсиппе идругих городах.
Из частноправовыхдокументоввидно, чтопредставителиразличныхнародов жилибок о бок, вступалив деловые отношенияи заключалисмешанныебраки. Необходимоиметь в виду, что в древностине было конфликтовна этническойпочве, расовойнеприязни ичувства превосходстваодного народанад другим иникто не былзаинтересованв том, чтобынавязать другимнародам свойязык и культуру.Поэтому состороны местногонаселения небыло пренебреженияк верованиямчужеземцев.Последние, всвою очередь, поклонялисьне только своимбогам, но и богамтого народа, среди которогоони жили, ибоверили в силуэтих богов.
Чужеземцывключалисьв экономическуюи общественнуюжизнь страны, становилисьсобственникамидомов, земельныхвладений, ачасть их служилаи в административномаппарате. Онипостепенноассимилировалисьместным населениеми говорили нааккадском иарамейскомязыках, посколькупоследнийбыстро распространилсяв качестверазговорногоязыка в Месопотамии, и, в свою очередь, оказывалиопределенноекультурноевлияние нававилонян.
Однакочужеземцы былилишены гражданскихправ, посколькуони не владелиземлей в пределахгородскогообщинногофонда, и поэтомуне могли статьчленами народногособрания. Нов тех случаях, когда они размещалиськомпактно вопределенныхрайонах, такиелюди моглисоздать собственнуюорганизациюместногосамоуправления.
Наконец, кроме граждани свободныхбез гражданскихправ существовалиразличныегруппы зависимогонаселения, особую прослойкукоторого составлялирабы. Естественно, все эти людине имели никакихгражданскихправ.
Кроменародногособрания судебнаявласть принадлежалатакже царскимсудьям. Царскийсуд обычнопредставлялсобой коллегиюиз пяти-шестипрофессиональныхсудей. Иногдасостав судабыл смешанным, и в него входилицарские судьии старейшиныиз числа граждан.В Сиппарепредставителемцарского судабыл верховныйжрец храмаЭбаббарра, обладавшийширокими юридическимиполномочиями.
В решении важныхдел народноесобрание подчинялосьцарским судьям, получало отних различныепредписанияи обязано былоснабжать последнихнеобходимойинформацией.Царские судывыносили решенияпо наиболееважным делам.
Высшейсудебной инстанциейсчитался царь.Но он не имелабсолютнойвласти и не могпроизвольнозахватитьимущество своихподданных илилишить их жизни.
Индивидуумв частной жизнибыл предоставленсамому себе, и центральнаявласть не вмешиваласьв его семейнуюжизнь. Он могсвободнопередвигатьсяв пределахгосударства, совершая деловыеи торговыепоездки, а такжеездить на заработки.
Семьяв основномоставаласьмоногамной, и мужчина, которыйбрал вторуюжену, обычнодолжен былуплатить довольновысокий штрафв пользу первой, если толькоона не былабездетной.
Женщинапользоваласьсравнительнобольшой независимостью, могла иметьсвое имущество, распоряжатьсяим свободно(дарить, продавать, обменивать, отдавать варенду и т.д.).
Нововавилонскоеправо требовалописьменнойфиксации заключаемыхсделок, кромепродажи скоропортящихсяпродуктов.Контрактысоставлялисьпрофессиональнымиписцами в присутствиисвидетелей(обычно от трехдо десяти иболее человек)в двух экземплярахпо определеннымформулярам, и каждая изсторон получалапо одному экземпляру.
Начинаяс нововавилонскоговремени в документахподчеркивается, что контрагентывступают всделку добровольно.В контрактеуказываютсяусловия сделки, место и дата, где и когдадокумент былсоставлен, иопределяетсянаказание(обычно штраф)за нарушениеусловий сделки.К документамприлагаютсяпечати свидетелейи контрагентов(последниеобычно оставляютоттиски своихногтей).
В рассматриваемуюэпоху объектамизаклада служилиполя, дома, рабы, дети свободных, скот, деньгии прочее движимоеимущество.Существовалодва вида залога.Либо то илииное имуществообъявлялосьзалогом в обеспечениессуды, либозалог поступалв онтихрезу, т.е. кредиторполучал правопользоватьсязалогомдляизвлечениядоходов.
Второйвид залога былболее распространен.
Очень часторабов и дома(реже поля идругое имущество)отдавали вантихрезу задолги. В такихслучаях доходыс заложенногоимущества илидоходы с трударабов или другихлиц, отданныхв заклад, шлина покрытиепроцентов поссуде.
К нововавилонскомувремени долговоерабство претерпелозначительныеизменения.Кредитор могарестоватьнесостоятельногодолжника язаключить егов долговуютюрьму. Однакокредитор немог продатьдолжника врабство, и последнийпогашал ссудубесплатнойработой насвоего заимодавца.
В отличиеот более раннихпериодов мужне мог отдаватьжену в долговойзалог. Но свободныеимели правоотдавать взалог своихдетей, а в случаенеплатежеспособностидолжника ихможно былообратить врабов. При этомограничениедолговогорабства определеннымсроком, установленноеЗаконами Хаммурапи, в I тысячелетиидо н.э. уже неявлялосьдействительным.
Практикасамозакладаи самопродажив рассматриваемоевремя совершенноисчезла. К продажесвоих детейсвободныеприбегаличрезвычайноредко, лишь вслучаях катастрофическогоголода, опустошительныхвойн и длительныхосад.
В нововавилонскоевремя продолжалипереписыватьи изучать ЗаконыХаммурапи, очем свидетельствуютих многочисленныекопии, составленныев I тысячелетиидо н.э. 7
Положениерабов и рядовыхсвободных
--PAGE_BREAK--
ОбществоВавилонии VI в.до н.э. состоялоиз полноправныхграждан городов, лиц не порабощенных, но лишенныхгражданскихправ, различныхгрупп зависимогонаселения и, наконец, рабов.
Полноправныеграждане являлисьчленами народногособрания городскойхрамовой округи, которое имелосудебную властьв решении семейныхи имущественныхдел. К числуполноправныхграждан относиласькак знать (высшиегосударственныеи храмовыечиновники, представителикрупных деловыхдомов и т. д.), таки основнаячасть трудовогонаселения(земледельцыи ремесленники), включая сюдаи беднейшиеслои населениягородов. Вюридическомотношении всеони считалисьравноправными.Все полноправныеграждане моглистать рабовладельцами, но фактическитолько относительнонебольшая частьих имела рабов.
Свободныелюди, лишенныегражданскихнрав, состоялииз царскихвоенных колонистови различныхгрупп государственныхработников, наделенныхсредствамипроизводстваи сидевших нацарской земле.Эти люди былилишены гражданскихправ ввидутого, что онине владелиземлей в пределахгородскогообщинного фондаи поэтому немогли статьчленами народногособрания. Кромевоинов срединих были ремесленникиразличныхспециальностей, торговцы ит.д.8
Большуюроль в производствеиграли такжете социальныеслои зависимогонаселения, которые былилишены собственностина средствапроизводства.Эго были промежуточныемежду свободнымии рабами группы, обрабатывавшиеземлю, котораяне являласьих собственностью.Они находилисьв личной зависимостиот отдельныхлиц или коллективовсобственников(т. е. храмов) иработали в силувнеэкономическогопринуждения, но с точки зрениязакона не считалисьсобственнорабами. В отличиеот подлинныхрабов они неявлялись полнойсобственностьюсвоих хозяев, их, например, нельзя былопродавать.
Наемныйтруд в ВавилонииI тысячелетиядо н.э. игралвесьма значительнуюроль в общейструктуреэкономики.Храмы и частныелица вынужденыбыли прибегатьв широких масштабахк использованиюквалифицированноготруда свободныхработниковв ремесле, сельскомхозяйстве иособенно длявыполнениятрудных видовработы. Приэтом иногдабыло нелегконайти необходимоеколичествоработников, и в таких случаяхприходилосьнанимать ихпо чрезвычайновысоким ставкам.
В позднейВавилониинередко встречаютсяпартии наемныхработниковчисленностьюдо несколькихсот человек.Они выступалипротив несвоевременнойоплаты их труда, перебоев вснабжении нищейи не соглашалисьработать занизкую плату, а в некоторыхслучаях дажеугрожали расправойсвоим работодателям.Эти многочисленныемассы наемныхработниковглавным образомсостояли измалоземельныхсвободныхлюдей.
В связис этим возникаетвопрос о масштабахсоциальногорасслоениясреди свободных.Как известно, ранее в Месопотамиинаиболеераспространеннойформой порабощениясвободныхявлялась долговаякабала, котораяв определенныхусловиях моглапривести кдеградациинеплатежеспособныхдолжников врабов в прямомсмысле этогослова.
В нововавилонскоевремя по сравнениюс предшествующимипериодами вэтом отношениипроизошлизначительныеизменения.Кредитор могарестоватьнеплатежеспособногодолжника изаключить егов долговуютюрьму, однакоон не имел правапродать должникав рабство третьемулицу. Залог, вкотором находилсядолжник, былантихрезой, т. е. предполагалиспользованиезаложеннойвещи кредитором, поэтому должникбесплатноработал пакредитора, сохраняя своюсвободу.
Практикасамозакладас переходомзалога в собственностькредиторасовершенноисчезла в ВавилонииVII — IV вв. до н.э. Крометого, муж теперьне имел праваотдавать взалог жену, хотя свободныелюди моглиотдавать взалог своихдетей, которыенаходилисьв патриархальнойвласти главысемьи.
Однакородители отдавалидетей в залогв довольноредких случаях.Положениедетей, отданныхв антихретическиизалог, былопохоже на рабское, и их работа накредитораоцениваласьтой же суммой, что и труд раба.После отработкидолга и процентовтакие заложникитеряли всякуюсвязь с кредитором.Но зато детидолжников, взятые в залог, могли бытьобращены врабство в случаенеуплаты долга.При этом ограничениедолговогорабства определеннымсроком (тремягодами), установленноезаконом Хаммурапи, в нововавилонскоевремя уже недействовало.
Самопродажав ВавилонииI тысячелетиядо н.э. исчезает.Продажа детейродителями, по-видимому, допускаласьзаконом, но кэтому прибегаличрезвычайноредко, а именнов случае крайнейнужды, катастрофическогоголода в стране, во время войни осад9.
Хотя средисвободныхпротекалипроцессы социальногорасслоения, разорение ипорабощениесвободныхотнюдь не носилимассовогохарактера. Этообъясняетсясравнительновысоким жизненнымуровнем в ВавилонииVIII — IV вв. до н.э. иширокимивозможностямидля лишившихсясвоей землилюдей заниматьсянаемным трудом, арендоватьчужую землювместе со всеминеобходимымиорудиями трудаи рабочим скотомили же переходитьна царскуюслужбу и т.п.Поэтому внововавилонскоевремя долговоерабство практическииграло незначительнуюроль.
Рабынаряду со скотомявлялись составнойчастью движимогоимущества иодним из важнейшихвидов богатства.В храмовыххозяйствахработали сотнирабов, а отдельныесостоятельныеграждане владели3—5 рабами. Крупныеделовые домаимели десяткии даже сотнирабов. Однаков целом рабовнасчитывалосьгораздо меньше, чем свободныхи зависимых.
Документыне содержатпочти никакихданных о применениитруда частновладельческихрабов в сельскомхозяйстве, заисключениемтех случаев, когда рабывыступают вкачестве арендаторов.Рабы самостоятельноили вместе сосвободнымиили другимирабами арендуюту своих хозяев, а также у другихлиц (включаясюда и рабов)поля вместес необходимымисеменами, рабочимскотом и инвентарем.Условия аренды, естественно, не отличалисьот тех, которыехарактерныдля контрактовмежду свободными.
Иногдаразмер арендованныхрабами полейбыл настольковелик, что самиарендаторывместе с членамисвоих семейне в состояниибыли возделыватьих, им приходилосьприбегать кпомощи значительногочисла сельскохозяйственныхработников.Нередко рабысдают взятуюими самими варенду землюдругим лицам(в том числе ирабам) в субаренду.
В рядеслучаев онисдают землюдаже могущественномуделовому домуМурашу или жеобрабатываютполя совместнос пим, выделяя, в частности, равное с нимчисло землепашцев.
Крупныеземлевладельцыпредпочиталиобращатьсяк услугамарендаторов, сдавая им землюпо частям небольшимипарцеллами, так как непосредственноеприменениерабского трудатребовалопостоянногонадзора исоответственновызывало большиерасходы. Поэтомув Вавилониине было рабовладельческихлатифундийи наличие крупногоземлевладения(в том числехрамового)сочеталосьс мелким землепользованием, что весьмахарактерно.
В техслучаях, когдакрупные землевладельцыприбегали кпомощи своихрабов, они либовыделяли имземлю длясамостоятельноговедения хозяйствана правах пекулия(имущества, отданного впользование), либо же, ещечаще, сдавализемлю им в аренду.
Правда, на храмовыхполях рабскийтруд применялсяшироко. Но, во-первых, итут рабов былоявно недостаточнодля веденияхозяйства, иими обрабатываласьлишь частьхрамовых земель.Поэтому храмовойадминистрациипостоянноприходилосьобращатьсяк услугам сезонныхнаемных работников, привлекая ихдаже из соседнихстран.
Во-вторых, храмы иногдасдавали землюв арендучастновладельческимили своим рабам.Но нередко онипредпочиталипользоватьсяуслугами свободныхарендаторов.Значительнаячасть храмовыхземель обрабатываласьтакже зависимымиземледельцами.
Такимобразом, хотяв храмовыххозяйствахрабы были занятыв земледелии, труд их не могудовлетворитьвсе запросыхрамовогохозяйства. Ктому же храмовыерабы причинялимного хлопотсвоими частымипобегами, нежеланиемработать, и заними требовалсяпостоянныйнадзор. В этомотношениихарактерныписьма храмовыхчиновниковсвоим начальникам, в которых они, во-первых, просятприслать денегдля уплатынаемникам, ибоиначе те бросятработу; во-вторых, прислать кандалыдля храмовыхрабов, частькоторых ужебежала. Наемникизаинтересованыв работе, когдаони своевременнополучают плату, а рабы (особеннокогда они занятына тяжелыхработах, напримерпа возведенииоросительныхсооружений)делают всевозможное, чтобы уклонитьсяот труда. Мы нерасполагаемникакими сведениямио применениитруда рабовв барскихземледельческиххозяйствахв Вавилонии.Царские землисдавались варенду.
Хозяйственнаядеятельностьрабовладельцевпривилегированныхгородов быларазнообразна.Наряду с тем, что они получалидоходы отнаследственныххрамовых должностей, которые теперьмногие из нихзанимали толькодля того, чтобычислиться исоставе жречестваи пользоватьсясоответствующимипривилегиями, они являлисьтакже владельцамилавок, меняльно-ростовщическихконтор, сановниками, организаторамикараваннойторговли, хозяевамипубличныхдомов, скупщикамизалогов подолгам (земли, рабов), а такжесамих долговыхобязательств, скупщикамирабов, землии даже каналови водоёмов, которые нередкотеперь находилисьв частнойсобственности.
Немалоезначение имелаэксплуатациярабов-ремесленников.Рабы эти находятсятеперь на особомположении. Какправило, ониимели ремесленнуюмастерскую, торговую лавкуи т. п. и велисамостоятельнуюхозяйственнуюдеятельность; у них были фактическипризнаваемыесемьи, они имелиправо вступатьв сделки сосвободнымии между собойи т. д. Своемугосподину онибыли обязаныуплачиватьгодовую «дань», равную обычно1/5, их цены какраба, а такжепроценты свыручки отторговых дел.
Некоторыерабы занималисьторговлей, открывалиремесленныемастерские, обучали другихлиц различнымремеслам и т.д. Рабы выступалив суде в качествесвидетелей, истцов и ответчиков, и, следовательно, за ними признавалась—хотя бы ограниченная— правоспособность, и они выступалив качестве какобъекта, таки субъектаправа. Раб нетолько могзаложить, купитьи продать имущество(в том числе инедвижимое: поля и дома), но также могвыступать какзалогодержательимуществасвободных ирабов. Рабыпокупали, продавалии нанимали дляработы свободных.
Раб могдаже быть поручителемза то, что егохозяин погаситссуду в техслучаях, когдаони брали еесовместно.
Естественно, наряду с рабами, имевшими пекулий, жившими своимтрудом и платившимиоброк хозяину, а также рабами, платившимиоброк, пользовавшимисятрудом другихрабов и свободных, было ещё большерабов, которыеработали подприсмотромхозяев и невладели никакимимуществом.
Возникаетвопрос: чтообщего междурабом, закованнымв цепи и работавшимиз-под палки, и рабом, владевшим(правда, лишьна правах пекулия)средствамипроизводстваи надзиравшимнад тем, как нанего другиеработали?
Всех рабовобъединялото, что онипринадлежалик сословиюрабов и юридическиявлялись вещьюсвоего господина.Даже самыйбогатый рабне мог выкупитьсяна свободу, таккак правоосвобожденияраба во всехслучаях принадлежалоисключительнохозяину. Чембогаче был раб, тем больше былихозяйскиедоходы и темменее выгоднобыло отпускатьего на свободу.
Междурабами и рабовладельцамивсегда существовалиантагонизми непримиримаявражда.
Но в Вавилонииэта борьбаносила стихийный, неорганизованныйхарактер. Рабывыступалипротив плохихжизненныхусловий и даженападали нахозяев с оружиемв руках. Но гораздочаще протестрабов ограничивалсятем, что онистремилисьбежать от своиххозяев и статьсвободнымилюдьми.
Нередкобеглый рабвводил своегогосподина вбольшие «убытки», от которыхрабовладельцыстремилисьсебя оградитьвсеми средствами.Так, при продажераба продавецобязан былгарантироватьпокупателю, что этот рабне «бунтовщик», не чужой раб, не царский раби не свободныйполноправныйгражданин(мяр-бане), ибово всех этихслучаяхрабовладелец-покупательпонес бы убытки.
Зато израба, которогорабовладелецимел в собственностина «законном»основании, онстремилсяизвлечь максимумдоходов. Еслиотдельные рабымогли довольнозначительнонаживатьсяна торговлеи даже иметьсвоих рабов, а также даватьсеребро в долгсвободным, тобольшинстворабов вынужденобыло вноситьв виде «дани»весьма значительнуючасть продуктасвоего труда.
Рабыобязаны былитакже выполнятьгородские ицарские повинностисвоих господ.Рабовладельцыпривилегированныхгородов были, вероятно, каки во временаассирийскоговладычества, освобожденыот этих повинностей.Зато окрестноенаселениеобязано былонести в пользуцаря воинскую, строительную, а возможно, идругие повинности.
В нововавилонскомобществе былосравнительномного рабов, которые имелисемьи, владелиземлей, домамии значительнымдвижимым имуществом.
В I тысячелетиидо н.э. царскоехозяйство былоорганизованопо типу частновладельческогои не игралобольшой роли.Ведущая рольпринадлежаласобственночастновладельческими храмовымхозяйствам.
Такимобразом, внововавилонскоевремя рабскийтруд не имелрешающегозначения всельском хозяйствеи по сравнениюс трудом мелкихземлевладельцеви свободныхарендаторовприменялсяв ограниченныхмасштабах.
Не играл он решающейроли и в ремесле, не мог вытеснитьтруд свободных, особенно вобласти квалифицированногоремесленногопроизводства.Свободныеремесленникизаключали сразными лицамиконтракты наизготовлениеза соответствующуюплату различныхизделий изсвоего сырьяили из сырьязаказчика.
Храмырасполагалиопределеннымограниченнымчислом собственныхрабов-ремесленников, но те не в состояниибыли даже вминимальнойстепени удовлетворитьпотребностихрамовогопроизводства.Администрациявынуждена былакруглый годв больших масштабахпривлекатьсвободныйремесленныйтруд.
Для обеспечениявоинской повинностив общинах выделялась«земля лука», держателькоторой обязанбыл выставлятьвооружённоговоина. На содержаниеэтих воиновцарь взималособый налог.На таких жеоснованияхвыставлялись«люди царя»– так назывались, как и в ассирийскоевремя, люди, обязанныевыполнятьстроительныеработы.
Однаков нововавилонскийпериод в грандиозномхрамовом, оборонительноми ирригационномстроительстве, которое велосьцарской властью, вероятно, в ещёбольшей мереиспользовалсятруд пригоняемыхиз походовмногочисленныхпленных. Этиже пленные, возможно, пополнялисобой числоцарских рабов.
Большимколичествомрабов владелии храмы; ониполучали ихв дар от царяи частных лиц.Следует заметить, что не всепереселённыев Вавилониюобращалисьв рабство: наглядныйтому пример– иудеи, многиеиз которых нестали рабами.В документахиз городовВавилонии мывстречаемеврейские именакак среди рабов, так и средисвободных.
У нас естьданные, чтовавилонскиецари пользовалисьнаёмниками; в основном жевойско вербовалосьиз сельскогонаселения.
Однакотеперь, в условияхтяжёлогоматериальногоположенияземледельцев, трудно былосоздать войско, которое являлосьбы достаточнонадёжной опоройсуществованиярабовладельческогогосударства.В дальнейшемслабость армиисказываласьеще больше.
Царскаявласть и положениехрамов
В нововавилонскоевремя царскоехозяйство неимело большогоудельного весав экономикестраны и ведущаяроль принадлежалахрамовым ичастновладельческимхозяйствам.Однако, по-видимому, не существовалочеткого разграничениягосударственнойи дворцовойсобственности.Поэтому всегосударственныедоходы, так жекак и доходыс царских владенийв узком смысле, считалисьцарской собственностью.
В фактическойсобственностицаря находилсялишь сравнительнонезначительныйземельный фонд, управлениекоторым былоосновано напринципахчастновладельческогохозяйства.Царское имуществоупоминаетсяв документахдовольно редко.Например, согласноконтрактувремени НавуходоносораII, царское полебыло сдано варенду «навечно»для насажденияфиниковых пальмШуле, главеделового домаЭгиби в Вавилоне.
Мы нерасполагаемникакими сведениямио ремесленныхмастерских, принадлежавшиххалдейскимцарям. В текстахнеоднократноупоминаютсяплотники, каменщики, рыбаки и пастухицаря, которые, по всей вероятности, были свободнымии работали надворец за платупостоянно.
Что жекасается сооруженияи ремонта каналов, дворцов и храмов, строительствадорог и т.д., этиработы в основномвыполнялисьсвободнымикак общинныеи государственныеповинности.
Наиболеесущественнуючасть государственныхдоходов составлялиналоги, характери размеры которых, однако, намсовершеннонеизвестны.По-видимому, все свободныедолжны былиотдавать десятуючасть своихдоходов в качествегосударственныхподатей. Обычноэти налогиуплачивалисьнатурой (скотом, зерном, шерстьюи т.д.), но официальныеэкспертыустанавливалиих стоимостьв серебре. Крометого, некоторыегруппы населения(например, купцы, занимавшиесямеждународнойторговлей)уплачивалисвои налогисеребром. Помимоналогов царьполучал такжеразличныепошлины (портовые, пошлины запрохождениечерез городскиеворота, за проходсудов и лодокпо каналам, запользованиенекоторымимостами и т.д.)серебром илинатурой.
За счетэтих налоговцарь содержалгосударственныйаппарат и армию.Страна быларазделена наадминистративныеокруга, во главес наместниками.Во главе городовтакже находилисьособые наместники.Были такженадзирателинад царскимиканалами ипричалами идругие мелкиечиновники.
Естественно, государственныйаппарат, разветвленныйна территорииогромной державы, не мог функционироватьбез большогочисла писцов.По-видимому, уже в это времягосударственнаяканцелярияпо крайней меречастично веладелопроизводствона арамейскомязыке, и именнов этом следуетискать причинутого, что архивынововавилонскихцарей не сохранились, посколькудокументыписали на кожеи папирусе, которые в условияхмесопотамскогоклимата легкоразрушались.Но большую рольв аппаратеуправленияпродолжалииграть и клинописныеписцы, а такжепереводчики, поскольку настроительныхработах и вармии использовались, в частности, ремесленникии воины из чужеземныхстран. Все чиновникигосударственногоаппарата получалиот царя жалованьенатурой, а самыевысокопоставленныеиз них частичнотакже и серебром.
Особойопорой царскойвласти былаармия, о принципахкомплектованиякоторой, однако, мы почти ничегоне знаем. Кромевавилонян вней служилии чужеземныенаемники. Например, в войске НавуходоносораII находилсябрат греческогопоэта АлкеяАнтименид.Воины быливооруженыкопьями, железнымикинжалами, щитами, лукамии стрелами. Каквидно из документоввремени НавуходоносораII и Набонида, скифское стрелковоедело оказалозначительноевлияние навооружениевавилонскихвоинов, которыепредпочиталискифские лукии стрелы аккадскимиз-за их высокихбаллистическихкачеств.
Междудворцом и храмомсуществовалитесные связи.Храмы владелиобширнымиземлями, большимчислом рабови скота, а такжезанималисьростовщическимиоперациямии торговлей.Например, храмЭанна в Урукеимел около 5-7тыс. голов крупногорогатого скотаи 100-150 тыс. овец.По свидетельствуодного толькодокумента, этотхрам получилв течение годаболее 5000 кг шерстисо своих овец.
Крупнымисточникомхрамовых доходовбыла десятина.Ею облагалисьвсе представителисвободногонаселения: земледельцы, пастухи, садовники, ремесленники, жрецы и чиновникивсех рангов, включая наместников.Десятину платилтакже царь.Каждый платилее тому храму, близ которогоон имел землюи другие источникидоходов. Ееплатили с садови полей, с приплодаскота, с овечьейшерсти и т.д. Вбольшинствеслучаев еевносили ячменеми финиками, нонередко такжесеребром, сезамом, шерстью, одеждой, скотом, рыбой, ремесленнымиизделиями. Царьвносил десятинучастично изолотом. Десятинасоставлялаприблизительнодесятую частьдоходов налогоплательщиков, если не считатьцарскую десятину, которая былагораздо меньшесоответствующейчасти доходовправителейстраны. Сборомдесятины занималисьспециальныечиновники. Дляее уплаты приходилосьзакладыватьполя и дома, обращаясь куслугам кредиторов.Не имея возможностиуплатить десятину, некоторые людивынуждены былиотдавать в храмсвоих детейв качестверабов10.
При Набонидевлияние государствана храм усиливается.В частности, в 553 г. Набонидустановил вхраме Эаинадолжностьцарскогопредставителя.Это был независимыйот храма чиновник, и одна из егоглавных задачзаключаласьв передачедворцу частихрамовых доходов.Кроме того, храмы должныбыли выполнятьгосударственныеповинности, посылая своихрабов (земледельцев, пастухов, садовников, плотников идр.) для работыв дворцовомхозяйстве.
Царь иего чиновникистали активновмешиватьсяв храмовыедела, устанавливаярационы дляхрамовых рабов, размеры храмовойпребенды дляразличных группнаселения, ставки аренднойплаты с храмовыхполей и т.д.11
Ассирийскиецари в областивнутреннейполитики опиралисьто на жреческо-торговую, то на военнуюгруппировкукрупных рабовладельцев.
В Вавилонииже сильнойвоенной группировкине было, и царитам были в полноймере ставленникамижречества.Показное смирениецарей в их надписях, отсутствиеупоминаниив этих надписяхо каких-либодеяниях, кроместроительствахрамов, производившегосяи грандиозныхразмерах, причёмрасширялисьстарые и основывалисьновые храмык вящему увеличениюмогуществаи доходов жречества, всё это свидетельствуето преобладающейроли в государствежречества, бывшего выразителеминтересовторгово-рабовладельческойверхушки общества.«ПопечительЭсагилы (храмабога Мардукав Вавилоне) иЭзиды (храмабога Набу вБорсиппе)»становитсяпостояннойчастью титулатурынововавилонскихцарей.
Наиболеехарактернымпроявлениемполной зависимостицаря от жречествабыл связанныйс мифом об умираниии воскресанииприроды, нотеперь получившийновый смысл, ежегодно повторяемыйновогоднийобряд возведенияна трон царя.При выполненииэтого обрядацарь подвергалсяунизительнымцеремониям(правда, не лично,—вместо неговыступалоподставноелицо), послечего получалзнаки царскойвласти и.) рукверховногожреца богаМардука.
Лейтмотивомвсей деятельностинововавилонскихцарей, по крайнеймере как онаизлагаетсяв официальныхнадписях, быловосстановлениедревних культов, обрядов и храмовв их первоначальном, освящённомрелигиознымиобычаями виде.
Зодчиестремятсявоспроизводитьвнешние формыи планы древниххрамов; писцыподражают языкуи письменности, характернымдля III и началаII тысячелетиядо н. э; разыскиваютсядревние записиобрядов и порядкажертвоприношений, надписи древнихобожествлённыхцарей.
Жречествонастойчивее, чем прежде, стремитсяусилить значениеглавного богагорода Вавилона- Мардука и темзакрепитьположениежреческойверхушки этогоцентра: так, известны попыткиобъявить различныебожества образамиМардука.
Одновременновозникают новыерелигиозныеучения; в религиознойидеологииугнетённыхмасс, средитех, кто отчаялсяв возможностиулучшениясвоего положениясобственнымисилами, как, например, средипленных иудеев, возникает верав возможностьчудесногоизбавленияот страданийв этой жизни- мессианизм — вера в грядущегоспасителя. Этавера впоследствиибыла широкоиспользованаидеологамигосподствующегокласса и занялаважное местов религияхПередней Азии.
Рабовладельческаяверхушка Вавилониисвоими религиознымиучениями стремиласьсоздать идеологическоеоправданиесобственногосуществованияи господства.
Обострениевнутриполитическогоположения
продолжение
--PAGE_BREAK--
Послесмерти в 562 г. дон. э. царя НавуходоносораII, вокруг именикоторого впоследствиисплелось многоразличныхлегенд, оказалось, что сколько-нибудьзначительнойличности нававилонскомпрестоле жречествоне намеренотерпеть.
СтарыйполководецНавуходоносор, несмотря навсе свои заслугиперед рабовладельческимВавилоном, правил лишьмилостью жречестваи представляемыхим круговрабовладельцев– купцов иростовщикови лишь ценоюполного подчинениясвоей политикиих желаниям.
Действительно, его политикабыла осуществлениеминтересов этойгруппы рабовладельцев; ей нужны быливойны лишь вмеру необходимостисохраненияуже существующегорабовладельческогогосударства, она стояла зато, чтобы непредоставлятьникаких привилегийвойску, но затообеспечитьвозможностьнаиболее жестокойэксплуатацииуже захваченныхтерриторийи дать максимумпривилегийдля жречестваи ростовщиков.
СынНавуходоносораАвельмардукбыл убит вовремя дворцовогоперевороча.На престолвзошёл Нериглиссар(Нергалшаррусур,559-555) – крупнейшийземлевладелеци рабовладелец, полководец, зять Навуходоносора, представительгруппы военачальников, приобретшихбольшое влияниево время войнНабопаласараи Навуходоносора.Но эта группане смогла илине успела ещёсложиться всамостоятельнуюкрупную силу.
Послесмерти Нериглиссараего сын Лабашимардук, о котором егопреемник презрительнозаявлял, чтоон «не умелправить», былпочти немедленнонизложен жречеством.На престол былвозведён Набонид(Набунаид, 555-538), по-видимому, ставленникузкой жреческойгруппировки.Начало царствованияНабонидаознаменовалосьволнениямив Сирии и Палестине, что привелок войне, длившейсяв течение 554-553 гг.
В 553 г. пришлиизвестия оначавшейсясерьёзной войнемежду персидскимцарём КиромII и Астиагом, царём Мидии.Набонид, который, возможно, и безтого находилсяс Мидией вовраждебныхотношениях, счёл моментподходящимдля того, чтобызанять своюродину – Харран, находившуюсяна территории, подвластнойМидии, и приступитьк перестройкетамошнего храмабога Сина.
Это мероприятиебыло связанос попыткамираспространитьновое религиозноеучение, приверженцемкоторого былНабонид, поэтомуоно вряд лимогло создатьцарю популярностьсреди вавилонскогожречества, несмотря дажена значительнуюстроительнуюдеятельностьНабонида вСиппаре, Уреи других вавилонскихгородах. НабонидпредпринялзавоеваниеТеймы (по-видимому, оазиса в севернойчасти ЦентральнойАравии), а с 549 г.перенёс тудасвою постояннуюрезиденцию.
Однимиз результатовпереселенияпрестарелогоцаря в Теймубыло то, что онне мог приниматьучастия в ежегодныхобрядах возведенияна трон, справлявшихсяв храме Мардука, и поэтому, сточки зренияжречества, неимел болееправа на престол.
Видимо, это знаменовалоразрыв Набонидасо жречествомВавилона. Фактическимправителемв столище осталсясын Набонида– Валтасар(Белшаррусур).
ЗавоеваниеВавилона персами
Междутем в 550г. до н. э.персидскийцарь Кир покорилМидию. Готовяськ борьбе, Вавилония, по некоторымизвестиям, вступила в союзс Египтом иЛидией (в МалойАзии). Но Кируудалось в 546 г.завоевать всюМалую Азию, включая Лидию, причём еговойска прошливдоль вавилонскойграницы.
Послепокорения Лидииперсы сталиявно готовитьпоход на Вавилон.Набонид и Валтасаррассчитывали, видимо, отсидетьсяза мощнымиукреплениями, сооружённымиещё Навуходоносором.
Однакорешающим оказалосьто, что к моментуперсидскогонаступленияв 538 г. они лишилисьвсякой поддержкив стране.Торгово-ростовщическаяверхушкарабовладельцеви жречествоне видели длясебя пользыот царствованияНабонида; иммерещилисьобширные рынкидержавы Кира, и они не усматривалиничего плохогов том, что горный«варвар» станетв конце концоввавилонскимцарём, как былидо него вавилонскимицарями, например, касситы и халдеи.
Вавилонскоевойско, вероятнонаполовинунаёмное, наполовинунабранноенасильно, приэтом долгонаходившеесяв бездействии, не имело нинужной боевойподготовки, ни охоты дратьсяс армией, покорившейв течение немногихлет две крупнейшиедержавы.
Широкиенародные массыбыли безразличнык судьбе рабовладельческогогосударства, которое приносилоим одни лишьнепосильныетяготы, разорительныеповинностии непрестанныепоборы.
В 538 г. началосьнаступлениеперсов и мидянвниз по долинереки Диялы.После сраженияпод Описом, увпадения этойреки в Тигр, персы без бояминовали Мидийскуюстену Навуходоносораи заняли Сиппар.Широко известналегенда, рассказаннаяв «Книге Даниила»в Библии о том, что Валтасарпировал водворце, когдана стене появилисьбуквы, начертанныеогненной рукойи предвещавшиепадение Вавилонав ту же ночь.
Образдеспота, пирующегово дворце инеспособногопонять знаки, предвещающиеего неминуемуюгибель, вошёлв демократическуюи революционнуюпоэзию XIX и XX вв.н. э.
Вавилонбыл взят приследующихобстоятельствах: Набонид вернулсяв Вавилон ивместе с Валтасаромзаперся в цитадели.Но когда персидскиевойска оказалисьпод стенамиВавилона, передними воротабыли открытыбез боя. Сражалисьтолько во дворахдворца-цитадели; Набонид былзахвачен в плени позже отправленв почётнуюссылку в Карманию, на востокеИрана; Валтасарбыл убит.
Характерно, что персы взялипод охранувавилонскиесвятилища, икульт отправлялсявсе времябеспрепятственно.Когда же черезнекоторое времяКир лично явилсяв Вавилон, быласоставленанадпись-манифест, в котором Кирприсвоил себетрадиционнуютитулатурувавилонскихцарей и выражалпорицание«безбожному»правлениюНабонида.
Статуибогов, свезённыеНабонидом вВавилон передосадой, быливозвращенына их прежниеместа. ЖречествуВавилонии персыоказываливсяческоепокровительство.
ФормальноВавилонскоецарство просуществовалоещё некотороевремя и послеэтого, так какцари персовпродолжалиодновременноименоваться«царями Вавилона».
Но надеждывавилонскойзнати на ведущуюроль в Персидскойдержаве неоправдались.На Вавилониюбыла наложенадань, котораяоколо 500 г. до н.э.- составлялаболее 30 т серебрав год; даже Египетуплачивалменьше – 20 т.
В остальномхозяйственнаяи внутренняяполитическаяжизнь Вавилониимало изменилась, но, этническийсостав населениястал значительноболее пёстрым: появилисьмалоазийские, египетскиеи иранскиевоины и купцы; много персовосело здесь, войдя в числовавилонскихземлевладельцеви рабовладельцев.
Положениенародных массвсё более ухудшалосьпод двойнымгнётом собственногогосподствующегокласса и персидскойдеспотии12.
Культураи искусствоНововавилонскогоцарства
Длянововавилонскойархитектурыхарактернособлюдениестарых традицийзодчестваДвуречья: белёныеглухие наружныестены храмови дворцоврасчленялисьтолько чередованиемниш и выступов.Все строениявозводилисьпо-прежнемуиз сырцовогокирпича.
ВеличественнымпамятникомкультурыНово-Вавилонскогоцарства являетсясам город Вавилон, раскопанныйныне археологами.Вокруг Вавилонана некоторомрасстояниибыла возведенастена, внутрикоторой моглоскрыватьсяв случае военныхдействий окрестноенаселение.
Собственногород, имевшийнесколько соттысяч жителей, был обнесёндвойной кирпичнойстеной исключительнойвысоты и мощности, со рвом и валомперед нею. ГородпересекалсяЕвфратом, черезкоторый былперекинут мостна каменныхбыках.
Центромгородскихукрепленийбыла цитадель, представлявшаясобой комплексдворцов ирасположеннаячастично внутри, частично снаружисобственногорода. Весьгород прорезалапрямая «прецессионнаядорога», мощёнаяпосерединеплитами белогои розовогокамня. Эта дорогавступала впределы городачерез северныеворота, посвящённыебогине Иштар.Ворота эти былипокрыты синимиизразцами срельефнымицветными рядамиизображенийбыков и мифическихчудовищ13.
Дорогавела далеевдоль стенцитадели кстенам оградыхрама Мардука.Посреди этойограды высилась90-метровая громадахрамовой ступенчатойбашни «Этеменанки»(вошедшей влегенду подназванием«Вавилонскойбашни»).
Подобныебашни (зиккураты)составлялинепременнуючасть храмаглавного богалюбого вавилонскогогорода и строилисьв три этажа, отражая мифическиепредставленияо построениимироздания(небо, земля иподземныеводы), или в семьэтажей – возможно, в честь семиастральныхбожеств.
Башня«Этеменанки»состояла изсеми разноцветныхэтажей и былаувенчана синимхрамиком сзолочёнымирогами по углам; здесь находиласьзолотая статуяМардука. Библейскаялегенда, согласнокоторой богнаказал людейза дерзкуюпопытку построитьбашню “высотойдо неба” тем, что создалразличие вязыках, содержитосуждениепленённымииудеями строительныхработ в храмах, которые проводилисьНавуходоносоромII. В этой легендесодержитсятакже попыткапо-своему объяснитьсуществовавшееуже тогда многоязычиенаселения этоговажнейшегоэкономического, политическогои культурногоцентра БлижнегоВостока14.
Изобразительноеискусствонововавилонскогопериода находилосьв зависимостиот ассирийского; но характернаядля последнеготематика прославленияцарских победи войска былав Вавилонеисключена; здесь изразцовыерельефы и плоскиефризы на башняхворот и стенахдворцов содержалитолько сухоеорнаментальноевоспроизведениефигур священныхживотных, а вкамнерезномискусствевстречаютсялишь сценыпоклоненияразличнымсимволам божеств15.
Своейтехникой икомпозиционнымиприёмаминововавилонскоеискусствосыграло большуюроль в сложенииискусстваПередней Азиивремён персидскоговладычества.Датировкаотдельныхпамятниковвавилонскойлитературыдо сих порпредставляеточень труднуюзадачу, и нельзясказать суверенностью, какие её произведенияможно отнестик нововавилонскомупериоду.
Во всякомслучае, в нововавилонскийпериод усерднокопировалисьи переписывалисьпамятникидревней письменности.Самостоятельноразвиваласьастрономия, оказавшаянемалое влияниена греческуюнауку. Вавилонскаякультура, наука, литература, искусствонадолго пережилипадение Вавилонскогоцарства и явилисьважной составнойчастью древнейкультурычеловечества.
Заключение
ПадениеВавилона надолгосохранилосьв памяти народови приобрелодаже значениенекоего символаблагодаря тому, что оно черезпленных иудеевбыло зафиксированои вошло в Библию.
О егозначимостив мировой историиговорят множествоупоминанийв книгах пророков: книге пророкаИсайи, книгепророка Иеремии, и одной из самыхзагадочныхкниг Библии, книге пророкаДаниила, котораяприковываетк себе вниманиелюдей на протяжениивот уже 2500 лет.
Зловещиеапокалиптическиезвери, огненнаяпечь, львиныйров, математическиерасчеты сочетаютсяв ней с описаниемверы бесстрашныхеврейскихюношей, внутреннихпротиворечийи душевныхтерзаний древнеговладыки, дворцовогопира наканунегибели царства.Одни видят вэтой книгеинтересноелитературноепроизведениеВостока, другие– неуемнуюстранную фантазиюдревнего автора, третьи – Божественноеоткровение, приподнимающеезавесу историичеловечествана 2500 лет, с описаниемвзлетов и паденийгрядущих государстви народов.
Все процессыразвитияНововавинонскогоцарства протекалив рамках традиционнойвосточнойструктуры.Храмовые ицарские хозяйствабыли важнымэлементомхозяйственнойдеятельности, равно как итрудовые повинности.
Но существеннозаметить, чтов условияхразвитыхчастнособственническихотношений, которые былисвойственныэтому царству, власть-собственностьнесколькотрансформировалась: храмовые хозяйстваподчас выступалина рынке в качествесовокупногособственника, имевшего юридическоелицо, т.е. в видесвоего рода«фирмы». Трудносказать, какиепотенции имелобы подобногорода развитиев иных обстоятельствах, но в конкретныхусловиях VI в.до н.э. и персидскогозавоеванияна том всепрактическии остановилось.
Большетого, с включениемВавилона вимперию Ахеменидовэкономическоезначение ифинансоваямощь вавилонскихбогатых домовстали ослабевать, хотя и не сразу.
Списокиспользованнойлитературы
Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический — М.: Мысль, 1971 Белявский В.А. Тайны Вавилона. — М., Вече, 2001.
Васильев Л.С. История Востока. В 2 т.: Учеб. для студентов вузов. Т. 1. — М.: Высшая школа, 1998.
Вигасин А.А. Дандамаев М.А. Крюков М.В. История Древнего Востока: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» (под ред. Кузищина В.И.) Изд. 3-е, перераб., доп. М.: Высшая школа, 2007 Всемирная история. А.Н.Байдак, И.Е.Войнович, Н.М. Волчек и др. В 24 т. Т. 3.сВек железа. – Мн. Литература, 1998 Дандамаев М.А., Виноградов И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.: Знание, 1983 Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н. э. (626-331 гг. до н.э.). М., 1974. Дандамаев М.А. Вавилонские писцы. — М.: Наука, 1983. Древние цивилизации. Под общей ред. Г.М.Бонгард-Левина. М.: Мысль. 1989 г. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности (От первых поселений до персидского завоевания). М., 1989.
История Востока; Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Москва, 1997. Гл. 15 История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой — М.: Из-во «Наука», 1983. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: Человек, Судьба, Время. М., 1983. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. И. С. Кацнельсона, М. А. Коростовцева, В. И. Кузищина. Т. 2. M., l980.