Реферат по предмету "Исторические личности"


Аравия в раннее Средневековье Религиозная ситуация

Реферат
АРАВИЯВ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.РЕЛИГИОЗНАЯСИТУАЦИЯ

АРАВИЯВ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

РЕЛИГИОЗНАЯСИТУАЦИЯ

Ещес древностинаселениеАравии унаследовалополитеизм —поклонениеразличнымбожествам. Вих честь строилисьвеличественныехрамы, устраивалисьсвятилища, выделялисьместа поклонения, ставилисьпосвятительныенадписи и приносилисьжертвы.
В Аравиисуществовалазначительнаясвобода вероисповедания.Каждое племя, а иногда каждаясемья имеласвое особочтимое божество.Арабы поклонялисьнебесным светилам, деревьям, камням, известны остаткикульта предков.
Религиозныеверованияпроявлялисьв генеалогииарабских племен.Нередко своихдетей арабыназывали вчесть небесныхсветил: Солнца, Луны, Венеры, Плеяд и т. д. Вназванияхплемен и родовможно проследитьследы древнегототемизма.
Появлениеидолов, изображениябожеств в Аравииарабская историческаятрадиция относитеще к библейскимвременам.
Согласноодному из преданийпервые божества: Вадд (буквальнолюбовь, дружба), Сува (божество, охраняющеезаблудившиесястада), Йагус(дающий, посылающийдождь), Иаук(задерживающий, препятствующий)и Наср (орел)были в своевремя праведнымилюдьми и умерлиони в один месяц.Родичи их скорбелипо ним, и тогданекто из потомковКаина сказал:«О люди, хотелили вы, чтобы ясделал вам пятьидолов по ихподобию, но яне смогу вложитьв них души?» —«Да», — сказалиони, и он высеким пять идоловнаподобие этихлюдей и установилих для них.
«Иприходил человекк своему брату, или дяде поотцу, или двоюродномубрату и поклонялсяему и совершалвокруг негообход, пока неушло это первоепоколение…Потом пришловторое поколение, и они почиталиих сильнее, чемпервое».
Арабскиеисточникисохранили имячеловека, которыйякобы привезэтих идолов.
Нарядус этими наиболеедревними божествамиу арабов появляютсясвои собственныеидолы, влияниекоторых постепеннорасширялось, и им начиналипоклонятьсяуже не толькоотдельныеплемена, но ицелые группыплемен. Однимиз первых такихбожеств былаМанат — богинясудьбы. Ееизображениебыло поставленов местностимежду Меккойи Ясрибом, и вее честь арабыдавали именасвоим детями клялись ееименем. Этотидол почиталитакже курейшиты— мекканскоеплемя- хранителихрама Кааба.
Второйпо значениюбогиней считаласьаль-Лат, местонахождениекоторой — Таиф.Изображениеее представлялочетырехугольныйкамень, надкоторым быловоздвигнутостроение. Хранителемидола был одиниз родов земледельческогоплемени сакиф.Арабы в честьее давали именасвоим детями клялись ею.
Позжеуказанныхбожеств появиласьбогиня Узза(всемогущая), её изображениенаходилоськ северу отМекки, где былопостроенокапище; в честьэтой богиниарабы давалиимена своимдетям. Эти трибогини пользовалисьпочитаниемпочти повсеместно, хотя некоторыеплемена отдавалипредпочтениеодной из них.По свидетельствуисточников, лахмидскийцарь Мунзирв 519 г. принес вжертву Уззе400 христианскихдевушек, захваченныхв плен в Эмессе, а спустя почтитри десятилетияон ей же посвятилжизнь пленногосына гассанидскогоцаря, хотя обычнобожествамприносили вжертву животных.Клятва аль-Уззойсчиталась самойтвердой и грозной.
В Севернойи ЦентральнойАравии однойиз древнейшихи почитаемыхбогинь былаРуда — богиняземли и плодородия.
Многиеплемена и родыпоклонялисьидолу, которогопредположительносчитают богомвойны.
Средневековыеисточникисохранили именанесколькихдесятков божеств, которым поклонялисьотдельныеплемена илиплеменныесоюзы, а некоторыеиз них приобрелиобщеарабскоезначение.
Изображенияидолов делалииз различныхматериалов: дерева, золота, серебра, камня.
В городахбыли домашниеидолы помимообщепризнанныхбожеств. «Ужителей каждойусадьбы в Меккебыл идол, которомуони поклонялись.Когда кто-нибудьиз них хотелотправитьсяв поездку, последнее, что он совершалв своем жилище,— это прикасалсяк нему. А когдавозвращалсяиз поездки, первое, что онделал, войдяв свое жилище,— тоже прикасалсяк нему».
В качествеидолов моглислужить и простосерые камни, которые ставиливертикально, вокруг нихсовершалиобходы и приносилиим жертвы. Некоторыеплемена своимидолам жертвовалидолю скота, молока и урожая.Известны случаи, когда божествударили дорогоеоружие.
Скот, посвященныйбожествам, —верблюдов, овец— арабы метили, обычно надрезалиухо и отпускалиих на волю, неиспользуя ихбольше в своемхозяйстве. Иэтот обычайарабская традицияотносит к глубокойдревности.
Местностьвокруг идоловсчиталасьзаповедной, и человек, вступившийтуда, был неприкосновенен.
У некоторыхидолов арабысовершалигадание настрелах, когданужно былорешить важныевопросы своейжизни.
Помимотого что каждоеплемя имелосвоего идола, в Аравии складывалисьсвоеобразныерелигиозныецентры. Известно, что к VII в.было 8 общихсвятилищ. Несколькоплемен и даженесколькоплеменныхсоюзов поклонялисьодному божеству.Лат, Манат, Уззанезависимоот местонахожденияих святилищстановилисьобщеаравийскимибожествами.
Такимобразом, в V—VIIвв. в основерелигиозныхпредставленийарабов лежалавера в божестваотдельныхтерриторийи племенныхобъединений.Некоторые изних приобреталиособое значениеи становилисьобщеаравийскимибожествами.Различныекульты Аравиисвязывали междусобой священныетерриториии святилищаКаабы. Это былизаповедныеместа, на территориикоторых недействовалиобычаи отдельныхплемен, запрещалосьпроливатькровь. Они былиместом разбирательстваспоров, центрамиторговли ипаломничества, Каабы моглибыть храмамимногих божествили же простохрамами, несвязаннымис именем определенногобожества.
В религиознойжизни Аравииособую рольиграли городМекка и мекканскийхрам Кааба.Время постройкиКаабы не установлено.Но в источниках, относящихсяко времени доновой эры, упоминаетсяо существованиисвятилища, почитаемоговсеми арабами.Примерно в 440г. н. э. хранителямиэтого храмастали представителиплемени курейшитов.Храм Кааба свделанным встену чернымкамнем служилпредметомпоклоненияи паломничествавсех арабскихплемен. ВокругКаабы согласномусульманскойтрадиции былопомещено 360изображенийразличныхбожеств, главными самым древнимиз которыхсчитался Хубал.
Числобожеств якобыбыло установленопо числу днейв году. Здесьбыли помещеныбожества, почитаемыепо всему Аравийскомуполуострову, и каждое племя, прибывающеев паломничество, находило себепредмет поклонения.
ОколоКаабы был древнийколодец Земзем, вода которогосчиталасьсвященной.
Всяобласть Меккисчиталась дляязычниковзаповеднойи запретной, где нельзя былоубивать, оскорблять, обижать когобы то ни было.Здесь моглиспасаться откровной мести, притеснения, преследований.Границы этойсвященнойобласти былиобозначеныкамнями илистолбами, и всепространство, включенноев окружность, носило названиезапретногоили неприкосновенногоместа. Ежегоднов определенныемесяцы по лунномукалендарю арабысовершалипаломничество(хадж) в Мекку, обычно этовремя совпадалос крупнымиярмарками.МекканскаяКааба былапервым и главнымпо значениюхрамом арабов-язычников.
Впаломничествоотправлялисьогромные массылюдей почтисо всех концовАравийскогополуострова, в нем не принималиучастие тольконекоторыеплемена, населявшиетруднодоступныерайоны илиимевшие своесвятилищеКаабу.
Вступаяв священнуюобласть Мекки, паломникиснимали обычнуюодежду и одевалиспециальную, предназначеннуюдля этого случая, и стригли волосына голове. Затемони шли к Каабе, совершаливокруг негосемикратныйобход, прикасалиськ черному камнюи целовали его.При обходахследовалосменить одежду, однако многиеарабы-язычникиэти обходысовершалинагими: мужчины— днем, а женщины— ночью. Во времяобхода онисвистели, шумелии хлопали владоши. На следующийдень также семьраз бегалимежду двумяхолмами околоМекки, на которыхстояли идолы, и делали поклоныи прикасалиськ этим идолам.На третий деньпаломникиподнимались, на гору Арафат, затем шли вдолину Муздалифа, где по этомуслучаю зажигалиогонь. Этотогонь горелдо тех пор, покаего виделивозвращавшиесяс горы. Отсюдавсе отправлялисьв долину Мина, где были изображениясеми божеств.Паломники вэтой долинепоявлялисьна закате ибросали камешкиперед каждымидолом по трираза. Затемсовершалсяобряд жертвоприношения.Каждый паломниксогласно своемусостояниюзакалывалверблюда илиовцу. Мясо жертвенныхживотных раздавалибедным, а остаткисушили на солнцеи хранили какзапас. Пребываниена Мине продолжалосьнесколько дней.Существовалобычай, по которомуво время паломничестваименно в долинеМина зажигалиогонь и всенародновозглашалио вероломствеили нарушениисоюза кем-либоиз паломников.Из долины Минапаломникивозвращалисьв Мекку, сноваобходили Каабуи снимали ссебя паломническуюодежду. Весьпраздник длилсясемь дней. Вовремя совершенияпаломничествапаломникидолжны былижить в обычныхшатрах, изготовленныхиз шерсти.
Бесплатноеснабжениепаломниковедой, питьем, одеждой былопрерогативойплемени курейшитов, которое действовалов союзе с ещедвумя племенами.Никто не долженбыл есть пищуили одеватьплатье помимотого, что даваличлены этогосоюза. Этообстоятельствообеспечивалокурейшитами их союзникамнесомненныйавторитет.
Курейшитыбыли практическипоставленынад всеми племенами, совершавшимипаломничество.В их руках находилисьи ключи от Каабы, и должности, связанные соснабжениемводой, питаниеми соблюдениемобрядов.
Передпаломничествомво многих местахпроисходилимногодневныеярмарки, вовремя которыхсовершалиськрупные торговыек ростовщическиесделки.
Кромехаджа в обычаеязычников былосовершениетак называемогомалого паломничествав течение четырехмесяцев, когдапрекращалисьвойны и убийства, месть, нападенияна торговыекараваны ипутешественникибыли в полнойбезопасности.Считалось, чтолюбой человек, совершавшийпаломничество, неприкосновенен.
Уарабов-язычниковне было наследственногосословия жрецов.Каждый человексвободно совершалсам необходимыеобряды, приносилжертвы божествам.Однако былихранителисвященных мест, или надсмотрщики.Они заботилисьо порядке ичистоте, осохранностии целости порученногоим храма илиидола. Должностиэти обычносохранялисьв одном роде, и этот род приобреталопределенноевлияние надсородичамии соплеменниками.Нередко должностьхранителяпереходилаот отца к сыну.Известны случаи, когда эти должностивыполнялиженщины. Хранителии стражи пользовалисьзначительнымвлиянием средиарабов, оничасто выступалив качестветретейскихсудей, решалимногие общественныеи гражданскиедела тех племенили племенныхобъединений, которым принадлежалисвятилища.Историческаятрадиция сохраниласлучай, когдадва араба обратилисьза разрешениемспора к хирскомуцарю Ну'ману, а тот направилих к стражу прихраме богиниУззы.
Должностьхранителейсвятилищ быланастолькозначительнойв глазах арабов, что некоторыероды или отдельныеличности оспаривалиих и овладевалиими, прибегаяк различнымуловкам, хитрости, к военной силе, а иногда покупали.Важное местов числе служителейхрамов занималилица, отвечавшиеза обеспечениепаломниковводой и пищей.Оба этих должностныхлица должныбыли снабжатьпаломниковна все времяпребыванияих в Мекке. Самоустановлениеданного обычаявосходит кродоплеменнымобычаям, когдахозяева предоставлялигостям ночлег, еду и питье.Курейшитыплатили ежегодноопределеннуюсумму в виденалога, с темчтобы прибывающиепаломники ненуждались нив чем. Каждыйделал взносыв зависимостиот имущественногосостояния.
Былитакже должностныелица, которыеподавали сигналк началу тогоили иного обрядаи к окончаниюпаломничества.Эти должноститакже сохранялисьв одном роде.
Помимослужителейхрамов средиарабов большимпочетом пользовалисьпровидцы илипрорицатели, через которыхбожество иливерховный богпередавал своирешения и знамения.Прорицатели, как правило, не были связаныс каким-либохрамом и святилищеми при своихпрорицанияхне прибегалини к каким видимымтехническимприемам. Согласноверованиямарабов, прорицателисвои откровенияполучали главнымобразом отбога, а такжеот джиннов имогли вступатьв беседу с богом.
Практическикаждое племяимело своихпрорицателей, многие из нихбыли незауряднымилюдьми, обладалибольшим умом, огромнымизнаниями жизнии обычаев своихплемен, даромнаблюдательности, они выступалисвоеобразнымисудьями приотсутствииписаных законов.Их решенияисполнялисьбеспрекословно.
Однакопри всей религиозностиарабов-язычникови вере в своибожества у нихрано проявилсядух скептицизмаи сомнения какв отношениинекоторыхидолов, так ипрорицателей.Один из поэтовVII в. богинюУззу и тех, ктов нее верил, сравнил с бесплоднойземлей, лишеннойблаг.
В течениепервых вековновой эры врелигиознойситуации Аравиивсе явственнеенаблюдаютсяновые тенденции, которые проявляютсяв постепенномпереходе многобожныхсистем в единобожие.
Возможно, наиболее ранними простым проявлениемстремленияк единобожиюбыло выделениебожеств, которымпоклонялисьгруппы племен, и оно было связанос образованиемсоюзов племен.Со временембожеству одногосоюза племенстали поклонятьсяи другие союзы, и постепенностал складыватьсякульт общеаравийскихбожеств. Приэтом сохранилисьличные божестваи идолы.
Однимиз важных показателейпроцесса переходак единобожиюбыло сооружениесвятилищ, имевшихне только местноезначение. Вэтой связиособо стоитмекканскийхрам Кааба, который собралвокруг себянесколько сотенидолов и в течениевеков игралроль общеаравийскогоглавного святилища.Усиление ролиМекки историкиотносят к IIIв. н. э. Меккапостепенностала главнымидеологическими экономическимцентром Аравии, несмотря насуществованиедругих политическимогущественныхцентров притяженийарабских племен.
В ЮжнойАравии, возможно, наиболее ранопроявилисьтенденции кпереходу отпоклонениямногочисленнымбожествам кпоклонениюединому богу.В середине IVв. йеменскиенадписи почтине упоминаютимена прежнихбогов и их авторыобращаютсяс просьбами, благодарностьюили хвалойединому иединственномубожеству, которогоназывают простобогом, милостивым, господиномна небесах ина земле, владыкойнебес, владыкойземли и небес.
В надписяхVI в.- имеетсялишь одно упоминаниеязыческогобожества —богини солнца.
Такимобразом, в ЮжнойАравии складывалсяотдельныййеменскиймонотеизм, отличный отдругих монотеистическихрелигий.
Примернов V—VIвв. во ВнутреннейАравии, в Йемаме, появилисьединобожники-ханифы, отдельныеблагочестивыелюди, которыепоклонялисьединому богуРахману-милостивому.Источникисохранили имямекканца изплемени курейш, отказавшегосяот многобожияеще до проповедиМухаммеда.
В силудавних и тесныхэкономическихи политическихсвязей со всемигосударствамидревнего мираи раннегосредневековьяАравия былане только вкурсе идеологическихпроцессов, происходящихв этих государствах, но сама активнореагировалана все измененияидеологическойситуации. Арабырано познакомилисьс монотеистическимирелигиями —иудаизмом ихристианством.Иудаизм, возникшийнамного раньшехристианства, нашел своихприверженцевв различныхчастях Аравии, особенно тесносвязанных сПалестинойи Месопотамиейторговымиинтересами.В I в. н. э. вАравии появилисьиудейскиеколонии, образованныебеженцами, изПалестины. Накараванныхдорогах этиколонии имеливековую давность, они существовалитакже на островахПерсидскогозалива и Красногоморя. Судя подокументальнымданным, на югАравийскогополуостроваиудаизм проникпримерно соII—III вв.как религияпришлых торговцев-иудеев.Они шли из Палестинычерез Хиджаз, шли из Месопотамиичерез Иемаму.Оба эти путисходились вНеджране какв крупнейшемторговом центреЙемена. Уже вIII—IV вв.какая-то частьйеменской знатиобращаетсяв иудаизм ииудеи приобретаютнекотороевлияние прицарском дворе.
В VIв. иудаизм вЮжной Аравиистал идеологиейборьбы противэфиопского, а в конечномитоге византийскогополитическоговлияния. Царь.Иусуф Зу-Нувас(517—525) принял иудаизми объявил егогосударственнойрелигией, организовалжестокоепреследованиехристиан, однакополитическоепоражение этогоцаря привелок идейномупоражениюиудаизма. Многиейеменцы, ранеепринявшиеиудаизм, перешлив христианство.
Иудеипроживали вгородах и оазисахЮго-ЗападнойАравии. В Ясрибебольшинствонаселения былоиудейским. ВХейбаре, Фадакеиудеи занималисьземледелием.В Таифе большаяиудейскаяколония быласвязана сземледельческимтрудом, виноделиеми продажейвина. Иудеитакже занималисьремесленнымпроизводством.Естественно, непосредственныеконтакты сиудеями оказывалина соседей-арабовидеологическоевоздействие, и некоторыепринималииудаизм. В VIв. иудаизм имелсильные позицииво всей ЗападнойАравии.
В первыевека новой эры, особенно послеIV в., наблюдаетсяактивная деятельностьвизантийскойдипломатиив Аравии. Известнонесколькопоколенийпослов, которыенепосредственнозанималисьаравийскимвопросом. Помимочисто светскойдеятельностипослы выполнялии роль миссионеров, распространителейхристианскойрелигии. Ихсопровождалихристианскиесвященники, которые обращалив свою веруарабов, убеждализнатных лицпостроитьцерковь, как, например, этобыло в 524 г. в Хире.Помимо послов, миссионеровбольшую рольв распространениихристианстваили по крайнеймере в ознакомлениис его догматамииграли купцыиз различныххристианскихобластей. Наличиехристианскоговлияния в Меккеученые связываютс большими имноговековымиколониямиэфиопов. Византийцыв своих отношенияхс арабскимицарствами игосударственнымиобъединениямичасто пользовалисьуслугамихристиан-сирийцеви эфиопов.
Всетри основныхнаправленияхристианскойрелигии —православие, монофизитство, несторианство, каждое из которыхпредставлялои определенноеполитическоетечение, боролисьза влияние вхристианскихцентрах БлижнегоВостока. Однаконаибольшеераспространениев Аравии получиломонофизитство, в то время какнесторианенашли убежищев Иране, а Гассанидыв V в. оказалисьпод влияниемправославия.
В ЮжнойАравии христианствоукоренилосьдовольно рано, имел® своихмучеников, свойклир. Проповедникисюда, как и вдругие областиАравии, приходилис торговымикараванамиили с завоевателями.Широкое распространениехристианствав Южной Аравиибыло результатомэфиопскоговторжения иоккупации в20-х годах VIв. До этого временивизантийскиеторговцы жилив Йемене, пользовалисьсвободой отправлениякульта, имелисвои церкви.
У химйаритовмонофизитызавоевалипреимущественноевлияние и соперничалис православиеми несторианами, учение которыхтакже имелозначительноераспространениеи являлосьорудием иранскойполитики. В г.Неджране былоособенно многохристиан, вчастности, большинствочленов торговойверхушки городаисповедовалиэту религию.
Христианскиецеркви былив Неджране, встолице Химйаритскогогосударства— Зафаре, Хадрамауте, на побережьеКрасного моря, в Мохе, Аденеи на о. Фарасан.В христианствообратиласьчасть родовойзнати Йемена, что усиливалоее политическиесвязи с Византиейи Эфиопией.
Христианствослужило проводникомэфиопскогои византийскоговлияния, являлосьорудием византийскойполитики вборьбе за контрольнад торговымипутями, проходившимичерез территориюАравии. С серединыVI в. по мереусиления влиянияВизантии вЮжной Аравиистала распространятьсяи официальнаярелигия империи— православие.
Дляхарактеристикирелигиознойситуации вцелом в Аравиибольшой интереспредставляеттот факт, чтов столице государстваЛахмидов, царикоторогопридерживалисьязычества, нашли возможностьвести продолжительныедиспуты представителинесториан имонофизитовс целью склонитьарабов в пользутого или иногонаправления.Ь лагере ЛахмидаМунзира в 524 г.обсуждалисьмеры для прекращениягонений христианв Химйаре. Лахмидыбыли политическисвязаны с Ираном, поэтому здесьнаибольшеераспространениеполучил? несториаискийтолк христианства.
В церковныхсоборах принималиучастие епископыстолицы Лахмидскогогосударства.Жены лахмидскихцарей былихристианками, часть родови племенныхсоюзов, объединенныхв этом государстве, значительнаячасть войскаисповедовалиту же веру, самиже цари оставалисьязычниками.Только одиниз последнихцарей лахмидовпринял христианство.
Христианствобыло распространенои среди киндитскоизнати, христианкойбыла Хинд —дочь киндитскогоцаря и женалахмидскогоцаря. В столицеЛахмидов былапостроенацерковьпоее повелению.Надпись настенах христианскогохрама гласила, что ее построила«Хинд, дочьХариса ибн Амраибн Худжра, царица, дочьцарей, матьцаря Амра ибнМунзира, рабаХристова, матьего раба и дочьего рабов...»Эти словасвидетельствуют, что предки Хинди ее дети былихристианами.В целом царскийрод киндитовсохранил верностьхристианству.На территорииАравии встречаютсяэпиграфическиепамятникихристианскогосодержанияна греко-арабском, греко-сиро-арабскомязыках, относящиесяк VI в. В христианскихдокументахупоминаютсяепархии и епископскиекафедры «сарацин».В VI в. на о.Сокотра встречалисьхристиане — несториане.В VI в. гассанидыстали ориентироватьсяна монофизитови оказали имбольшие услуги.Смена ориентациибыла связанас политическимифакторами. Всвоей деятельностигассанидскийцарь Харисопирался напокровительствовизантийскойцарицы Феодоры.Гассаниды имелисвои христианскиецеркви, активновмешивалисьв религиозныедела, предлагаятого или иногокандидата навысший церковныйсан, стремясьпрекратитьтяжелые распримонофизитовмежду собойи защититьсвоих единоверцевот притеснениясо стороныВизантии. Известно, что в 580 г. гассанидскийцарь Мунзир, посетившийКонстантинопольс разрешенияимператора, созвал собраниеизвестныхпредставителейразличныхнаправленийхристианствас целью ихпримирения.Однако спорыповсеместнопродолжались.Царь Мунзируговорил императорапрекратитьгонения намонофизитов, а сам обещалвосстановитьмир между различнымисторонами.Таким образом, арабы не былипассивнымобъектом влиянияхристианства, а сами активноучаствовалив религиознойполитике. Однакобыло бы преувеличениемутверждениео повсеместномраспространениив Аравии христианства.Его принималиотдельные роды, семьи, знатьплемен, некоторыеплемена.
Списоклитературы:

Историястран Азии иАфрики в средниевека. Ч.1. М.: ИздательствоМосковскогоуниверситета.1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.