МосковскийЭкстерныйГуманитарный Университет
Академия Культуры и Искусств
Факультет Культуры и Искусств
Антиквариат и антикварный рынок
Авторизованный реферат по художественному рынку
Студентки 3 курса
Моисеевой Ольги Борисовны
КС01- 5
Москва 2003
Оглавление
Общественнаяценность антиквариата
Источникиценности
Чтотакое «антиквариат»
Условия антикваризации
Советскийантикварный рынок
Эстетика«оттепели»
Коллекционеры
Иностранцы
Торговцы
Государство
Антикварный рынок в постсоветский период
Магазины
Аукционы
Новыепокупатели антиквариата
Корпоративныепокупатели
Частныепокупатели
«Классическиеновые русские»
Новыебогатые
Заключение
Общественная ценность антиквариата
Судя по многочисленным антикварным магазинам, открывшимся впоследнее время, старые вещи – картины, мебель, посуда, истертые монеты,подписанные и уже нашедшие своего адресата открытки, китайские вазы и старыекуклы – обладают какой-то специфической ценностью в обществе, подчиненном«императиву потребления» новых вещей. Возможно, в антикварныхмагазинах продаются не просто вещи, а время, история, статусы, что-то еще?
Источники ценности
Прежде всего, нужно уточнить само понятие ценности и определить ееисточник. Классическая и неоклассическая политэкономия представляли ценностьсубстанционально, то есть аналогично тому, как физика описывает тепло илиэнергию, которые перемещаются из одного тела в другое, но при этом сохраняютсякак целое в мире. Ценность виделась своего рода субстанцией, воплощенной втовар: зерном для физиократов, «акциями» для А. Смита,«трудом» для Д. Рикардо. К. Маркс выделялценностную субстанцию – человеческий труд, количество которого, затраченное напроизводство той или иной вещи, и приводит к появлению ценности (exchange value)(2). Благодаря инкорпорированности труда в товары возможно сравнение междусобой вещей, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего. Например,«данное количество пшеницы приравнивается к известному количествужелеза», так как на их производство было потрачено равное количествотруда.
Субстанциональное понимание ценности мало подходит для решенияпоставленной задачи. В антикварных вещах не воплощен человеческий труд в томсмысле, о котором писал Маркс. Эквивалент затрат труда мог бы составить ихценность только при первой продаже в прошлом. Если бы стоимость антикварныхвещей падала при повторной продаже, она могла бы быть определена примерно также, как в комиссионных магазинах: первоначальная стоимость товара минус процентизноса. Однако стоимость антиквариата скорее увеличивается со временем, чемуменьшается. Даже советские государственные антикварные магазины, хотя и былиорганизованы на комиссионных принципах, не подчинялись общим правиламкомиссионной торговли, не исчисляли процент износа, а использовали иныекритерии.
Субстанциональному подходу противостоит конструктивистский. Г. Зиммель, в частности, полагал, что ценность является ненепосредственным качеством предмета, «как цвет или температура», асуждением субъекта об объекте. Это суждение представлено как желание обладанияобъектом. Будучи изначально субъективным, оно объективируется в процессеобмена, в результате множества соглашений относительно жертвы и прибылиобменивающихся сторон. В итоге в сообществе вырабатываются общепринятыепропорции обмена. Деньги окончательно объективируют ценность и облекают ее вколичественную форму. Цена становится своего рода «линейкой»,которая, кажется, измеряет нечто присущее самим вещам, но на деле – пропорцииобмена. Такой взгляд на природу ценности представляется более продуктивным, таккак он делает акцент на социальных группах, причастных к антиквариату, и ихотдельных представителях.
Маркс выделяет еще один существенный компонент ценности – полезностьили потребительную стоимость (use value).Это значит, что ценность любого товара состоит в удовлетворении человеческихпотребностей. С точки зрения Маркса, эта стоимость не представляет интереса дляэкономиста. Она есть просто условие возникновения меновой ценности как воплощенноготруда. На этом Маркс останавливается в объяснении сути потребительнойстоимости, делая уточнение в одной из ссылок, что в тех случаях, когдапотребности не являются физиологическими, они являются «аппетитомдуха» и столь же «естественны, как голод для желудка». Очевидно,антикварные вещи обладают специфической потребительной стоимостью,удовлетворяют определенным потребностям, или «аппетитам духа». Чтобыобъяснить причины ценности антикварных вещей, мы должны, во-первых, вычленитьгруппы, которые ее создают, а во-вторых, потребности (групповые илииндивидуальные, характерные для группы), которым удовлетворяют антикварныевещи, функции, которые они выполняют и которые наделяют их специфическойпотребительной стоимостью.
Что такое «антиквариат»
В словарях русского языка (толковых и энциклопедических) слова скорнем «антик» имеют две смысловых коннотации. Первая из них связанас античностью, древнегреческой культурой. Она относится к проблемепроисхождения слова и остается за пределами нашего анализа. Вторая связана ссовременными значениями и поэтому более интересна: антиквариат – старые, редкиехудожественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговлии собирательства. Другой текст, кодифицирующий слово «антиквариат» –президентский указ «О реализации предметов антиквариата и созданииспециально уполномоченного органа государственного контроля по сохранениюкультурных ценностей», – трактует его следующим образом: "… Подпредметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 летназад".
Далее в указе следует список «категорий предметов»,которые относятся к антикварным. В него входят «исторические ценности, втом числе связанные с историческими событиями в жизни народов»;«предметы и их фрагменты, полученные в результате археологическихраскопок»; «художественные ценности, в том числе картины и рисункицеликом ручной работы …; художественно оформленные предметы культовогоназначения ...; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе изделиятрадиционных народных промыслов и другие художественные изделия из стекла,керамики, дерева, металла, кости, ткани и прочих материалов …», а также«составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественныхпамятников …; редкие рукописи и документальные памятники …; архивы, включаяфоно- и фотоархивы и другие архивные материалы;уникальные и редкие музыкальные инструменты; старинные монеты, ордена, медали,печати».
Дефиниции антиквариата, данные экспертами: антикварными торговцами,оценщиками, коллекционерами – также могут использоваться для выработкиопределения. В их суждениях относительно того, что можно считать антиквариатом,встречаются следующие категории: старости – «вещи, выпущенные дореволюции»; редкости, (уникальности) – «до наших времен дошелодин»; несерийности, связанности с исторической эпохой или с историческимисобытиями – «он представляет эпоху», или с историческими, известнымилицами – «вещи Цоя – это уже антиквариат»;невозможностью воспроизводства «автор умер или владелец умер, завод,фабрика закрылись или перестали выпускать такие предметы; художественнойценности – „должна быть в антикварных вещах какая-то художественнаяценность“; зависимости от спроса – „мы принимаем, все, чтоберут“.
Все эти категории являются взаимосвязанными, пересекаются междусобой. К антикварным будут относиться и просто старые вещи, производствокоторых сегодня невозможно, и художественные произведения, и историческиепамятники (или предметы, бывшие во владении известной исторической личности),не имеющие художественной ценности. Чтобы определить область пересеченияпонятий, выделим центральную категорию. Таковой может быть категория старости.Она выделяется и как наиболее часто встречающаяся, и как основная вопределениях и кодификациях. Определения старости могут быть разными. В однихслучаях на первый план выдвигается фактор времени, в других – принадлежность кисторическим событиям, эпохам, людям, в третьих – невозможность воспроизводства.Вещь становится старой благодаря времени и старой благодаря истории.»Историчность" делает антикварными вещи, даже произведенные совсемнедавно, как, например, платье леди Дианы. Физическое время также "антикваризует" предметы: новый автомобиль как товартеряет свою ценность или цену, однако со временем автомобили 30-х годовпереходят в категорию антикварных и ценность их возрастает с каждым годом.
В определении антиквариата также необходимо учесть категории,связанные с редкостью, уникальностью, невозможностью воспроизводства.Антикварная уникальность создается временем физическим и временем историческим(благодаря историческим событиям, людям, мастерам, школам). Редкость такжесвязана с художественной ценностью. Произведение искусства – это то, что всегдауникально и неповторимо; художественная ценность есть объективнаяхарактеристика, которая позволяет вещи «отправиться в путешествие повремени». Таким образом, под антикварными мы будем понимать редкие вещи,которые являются таковыми благодаря времени (физическому или историческому),прошедшему с момента их производства, или художественной ценности и которыеявляются объектом коллекционирования и торговли.
Условия антикваризации
Выделенные «объективные» характеристики редкости,старости, художественности, товарности и коллекционности актуализируются приопределенных условиях. Антикварными становятся вещи, имеющие специфическуюбиографию. Попробуем проследить, как строится биография антикварных вещей.Первый контекст их использования может быть назван утилитарным. Все этипредметы непосредственно «вписываются» в эпоху. Они составляют«стилистическое единство» времени (как мебель, произведения искусстваили бытовые предметы), говоря иными словами «они тождественнывремени». Это означает, что в утилитарном контексте вещи соответствуютэстетическим воззрениям времени, если мы имеем дело с произведениями искусства;представлениям о комфорте, если это мебель или другие бытовые предметы;являются «последним достижением техники», как радиоприемник, автомобильили бинокль. Различные культовые предметы, как, например, иконы, используютсяпо назначению. Если вещь антикварная благодаря «истории», то онаизначально используется «историческим лицом» или представителямиопределенной эпохи, как, например, оружие в сражениях.
Антикваризация связана с тем, чтопроисходит трансформация потребительной стоимости: вещи утрачивают утилитарныйконтекст использования. Заканчивается эпоха, появляются новые художественныетечения, проходит мода на мебель или одежду, умирает их знаменитый владелец илиавтор, появляются новые достижения технического прогресса. Иначе говоря,нарушается стилистическое единство. Поэтому между двумя этапами может бытьсвоего рода «провал» ценности или период девальвации, когда старыевещи превращаются в немодные, нефункциональные, некрасивые и т.п. Чтобы онивновь обрели ценность, должны появиться группы, заинтересованные в том, чтобыиспользовать их по-новому. В новом употреблении этих же предметов исчезаетутилитарная функция (или она становится второстепенной), и на первый планвыступает функция демонстрационная, символическая, функция создания истории,поддержания памяти и т.п. Эти вещи могут стать символами высокого социальногоположения и заимствоваться новыми элитами, использоваться для создания личнойистории, новой идентичности. Они также могут превратиться в предметыколлекционирования, как старые замки или флаконы для духов. С появлением спросавещи попадают на вторичный рынок, становятся объектом торговли. Появляютсядилеры, торговцы, которые строят свой бизнес на разнице оценок, связанных сразными видениями этих вещей в разных социальных группах: в одних как«бесполезный хлам», в других как определенное символическое благо.
Советский антикварный рынок
Интересно проследить, как в истории советского общества происходяттрансформации потребительной стоимости вещей и их перемещения от однихсоциальных групп к другим. В качестве объекта исследования был взят антикварныйрынок Санкт-Петербурга, на котором действуют различные группы агентов, создающиеспрос и предложение. Начало исследовательской ретроспективы отнесено к 50-60-мгодам XX в., так как именно к этому времени эксперты относят возникновениеантикварного рынка в Советском Союзе.
Эстетика «оттепели». Появление антикварного рынкасвязывается с реформами Н.С. Хрущева, «хрущевской оттепелью».«Оттепель» выразилась, в частности, в отрицании старых и введенииновых эстетических канонов и, соответственно, в новой организации повседневнойжизни и быта советских граждан. В это время появляется идеологическое движениеза «новый быт», цель которого – реорганизация быта большинства людейв соответствии со стандартами, соответствующими коммунистическому обустройствужизни: светом, чистотой, экономичностью использования пространства. Одним из важныхсобытий в культурной жизни того времени был VI Всемирный фестиваль молодежи истудентов, прошедший в Москве в 1957 г. Вместе с его иностранными участниками вСоветский Союз попадает и информация о западной культуре, о новой западнойэстетике, о западном образе жизни. А вместе с появлением импортных товаров икультурной продукции с Запада приходит новая массовая мода в одежде, интерьере,жизненном стиле. Эта мода, основанная на принципах минималистской эстетики(простых, чистых формах: круг, квадрат, треугольник и т.п.) вписывается в общийнастрой прогресса, стремления к новому быту и борьбы с мещанством. Оказалось,что старые вещи: посуда, мебель и прочие предметы, составляющие повседневнуюобстановку многих граждан, – больше не просто не модны, но даже в некоторыхслучаях предосудительны как нечто чуждое советскому строю и советскому быту. Врезультате вещи прошедшей эпохи в обыденном сознании не просто теряют своюэстетическую ценность, но девальвируются до того, что их ценность становитсякак бы со знаком «минус». Они попадают на свалки как старый ненужныйхлам. Старинные громоздкие комоды, секретеры, диваны и картины заменяются новоймодной мебелью – болгарскими и польскими мебельными гарнитурами. Советскаямебельная промышленность также начинает выпуск новых образцов, более доступныхдля большинства.
Почему люди покупали новую мебель?
Ответ: Время тогда такое было. Модно было все так, чтоб ничеголишнего. Видели наверно в фильмах 60-х годов. Столик на трех ножках, бокал натонкой высокой ножке, занавески в полосочку. Простыезаконченные формы. Вот и обставляли себе квартиры новой мебелью, а старуювыбрасывали. На дачах печи топили бесценными вещами, сейчас аналогичные им внашем музее стоят. А умные люди как раз в это время и делали коллекции. Потомучто антиквариат – это то, что ценится всегда, и цены на него потом резковыросли. А тогда выбрасывали вещи, цены которым нет.
В 1957 г. выходит постановление Совета Министров «О развитиижилищного строительства СССР» – начинается небывалое по масштабамвозведение современных панельных домов. Массовое строительство призвано срочноисправить бедственное положение в жилищной сфере, решить проблему остройнехватки жилья. Согласно семилетнему плану 1959-1960 гг. за этот период должнобыло быть построено 8,2 млн. кв. м жилой площади и 280 тыс. квартир, в которыедолжны были переехать около миллиона ленинградцев. Строительство приобрелоневиданный размах, за весь довоенный период было построено только 3 582 тыс.кв. м жилой площади. Новые дома своими простыми и экономичными формами удачновписывались в эстетическое видение времени. Подчиненные целям экономии затрат,габариты новых домов были значительно уменьшены по сравнению с существовавшимираньше строительными нормами, и, тем более, по сравнению с домамидореволюционной постройки. Например, предполагалось снизить стоимость одногометра жилплощади на 10% за счет уменьшения площади подсобных помещений на45–60% по отношению к общей жилплощади, соединения санузла с ванной, уменьшениявысоты потолка с 3 до 2,7 м. Старая мебель, соответствующая крупнымдореволюционным масштабам, не помещалась в новые квартиры. Старинные шкафы,столы, горки для посуды не входили в узкие двери «хрущевских»квартир, не помещались на маленьких кухнях. Другие старинные предметы быта,которые по размерам могли бы разместиться в новопостроенныхдомах, стилистически не соответствовали новому минималистскому интерьеру,новому советскому быту. Они рассматривались теперь как элемент «чуждогомещанского быта».
Старые вещи перестают быть ценными, во-первых, для людей,объединенных общей жилищной ситуацией, вернее, ситуацией, связанной со сменойжилья, а во-вторых – для людей, подверженных новым эстетическим течениям,модам, вовлеченным в общественную жизнь. Такой группой может считатьсясоветский средний класс, сформированный после революции взамен старых буржуазныхпрофессионалов и управленцев. Именно для ее представителей была характернаориентация на специфические «буржуазные» ценности: лояльность по отношениюк режиму, стремление к материальному достатку, приватности жизни, независимойсемье. Антикварные вещи обесцениваются благодаря тому, что они утрачиваютвозможность утилитарного использования, использования по назначению: они большене модны, не удобны, не комфортны, не красивы. За счет того, что они выходят изсферы повседневного быта, создается мощное предложение на антикварном рынке.Формированию спроса способствовали другие группы.
Коллекционеры. Группой, находящей ценность в старых,дореволюционных вещах, были, прежде всего, коллекционеры. Коллекционеровусловно можно разделить на «профессионалов» и «любителей».Профессионалами назовем тех, кто владел значительным объемом знаний,необходимым для произведения атрибуции вещи, практикой коллекционирования.Такое знание (практическое и теоретическое), так же как и образцыколлекционерской практики, обычно передавалось в семье. Поэтомуколлекционерами-профессионалами были те, кто имел семейные традиции, в томчисле связанные с коллекционированием произведений искусства и антикварныхвещей. С другой стороны, профессионалами могли стать представители советскихпривилегированных слоев, особенно те, кто имел и возможность приобретатьантикварные вещи, и необходимые знания, образование, – представители так называемой«творческой интеллигенции», занимавшие элитное положение или входящиев государственные элитные организации. К любителям отнесем тех, кто не имелнужного образования, но имел вкус к старине или вкус к роскоши. Любителями былии советские состоятельные слои, которые приобретали дорогие, роскошные вещи, и«простые граждане», которым был свойственен вкус к старине,собиравшие «с помоек», приобретавшие задешево в магазинах и наблошиных рынках антикварные вещи.
Покупка старинной антикварной мебели, коллекционированиедореволюционных произведений искусства для одних было продолжением семейнойтрадиции, для других – способом создания истории, связанной с предками, длятретьих – утверждением привилегированности положения, а для кого-то – способомальтернативного бытия «проявлением самостоятельности, возможности выбора вусловиях унифицированного существования».
Иностранцы. Другим источником спроса на антикварные вещи,помимо группы коллекционеров, стали иностранные покупатели,«заграница». Начиная с 60-х годов число иностранных туристов,посещающих Советский Союз, постоянно растет. Появляется больше возможностей длявыезда за границу и у самих советских граждан. Заграничные туристы обычноприобретали «русскую старину» в качестве сувениров. Мощный спрос надорогие, ценные вещи обеспечивали иностранные коллекционеры антиквариата,которые делали покупки по ценам, превышающим цены внутри страны.
Торговцы. Отдельно можно выделить группу антикварныхторговцев. Их доходы строились на разнице оценок антиквариата, которые давалибольшинство советских людей и коллекционеры, а также иностранные покупатели.Эта разница определялась, с одной стороны, знанием, позволяющим оцениватьантикварную вещь на основе ее возраста, подлинности, авторства, вписанности висторию и т.п., а с другой – разными контекстами употребления старых вещей.Представителями среднего класса они использовались утилитарно, а потомууступали более модным и функциональным новым вещам. В других группах эти жевещи использовались иначе – играли демонстрационную роль, в то время как ихутилитарная функция оставалась второстепенной или же вовсе невостребованной.
Существовали профессиональные дилеры – те, для когоантикварная торговля была основным занятием и источником дохода, – и дилеры«по совместительству», которые занимались этим дополнительно к своейосновной работе. Антикварным торговцем мог стать тот, кто владел«антикварными знаниями» и, следовательно, мог видеть разницу оценокили же владел «антикварными знакомствами». Дилеры составляли своегорода сеть. Некоторые из них работали на определенного коллекционера, другиебыли «вольными стрелками». К дилерам можно отнести и некоторыхколлекционеров, которые превращали коллекционирование из хобби в источникдохода, иногда основной.
Государство. Отдельную позицию в ценностном определенииантикварных вещей занимало государство. Оно стремилось монополизироватьвладение произведениями искусства, в том числе антикварными вещами. Начало этойполитике было положено серией декретов, вышедших в 1918 году. В результате имущество, принадлежавшее бывшим«эксплуататорским классам», перемещается во владение государства,старые символы высокого социального положения переходят к новым владельцам,перенявшим господствующие позиции. В руках государства эти вещи символизируютводворение нового строя, который сделал общенародным достоянием то, что раньшепринадлежало избранным. Поэтому концентрация в частных руках старых ценныхвещей, равно как и торговля ими, не приветствовались. Частная антикварнаяторговля рассматривалась как спекуляция. Государство стремилось прекратить ее спомощью репрессивных мер: изъятий частных коллекций, облав на антикварныхдельцов, скупки антикварных вещей у населения. Осуществляя торговлюантикварными вещами «за рубеж», государство также стремилосьмонополизировать частную антикварную торговлю внутри страны. В период с конца50-х до середины 60-х годов в Ленинграде существовало три государственныхантикварных комиссионных магазина, принимавших вещи у частных лиц. Наиболее«интересные» и ценные из них стремились приобрести музеи. Цены вгосударственных магазинах обычно устанавливались ниже тех, которые были начерном антикварном рынке.
С попаданием антикварных вещей во владение государства некоторые изних (в тех случаях, когда мы говорим о государственных коллекциях) изымались изтоварной сферы. Существовал (и существует до сих пор) запрет на любую продажумузейного имущества или каких либо других видов национального достояния. Этотзапрет имел вид не только законодательных установок, но и морального осуждения.Это означало, что старые вещи, перестав быть товаром, хотя и имелисимволическую и демонстрационную функции, тем не менее, переставали бытьантикварными. Согласно же нашему определению, антикварными могут считаться непросто вещи, имеющие неутилитарную, символическую, демонстрационную и т.п.функцию, но и вещи, являющиеся объектом торговли, находящиеся (возможно,потенциально) на вторичном рынке.
Антикварный рынок в постсоветский период
В постсоветский период антикварный рынок получает возможностьлегализации. С 1992 г. начинается процесс приватизации государственнойсобственности. В том же году при Министерстве культуры образован специальныйКомитет по сохранению культурных ценностей. Антикварные торговцы иколлекционеры могут теперь открывать собственные магазины, получивпредварительно в территориальном комитете лицензию. Так антикварная торговлявнутри страны передается в сферу частного предпринимательства; при этомгосударство оставляет за собой некоторые монопольные позиции. Начиная с 90-хгодов, появляются первые институциональные образования ранее почти полностьюнелегального рынка.
Магазины. Первые частные магазины не имели определеннойспециализации, они скорее напоминали лавки старьевщика, в которых можно былонайти как ценные, дорогие, в хорошем состоянии предметы, так и простые,малоценные предметы быта. Постепенно появляется дифференциация. Возникаютсалоны-магазины, рассчитанные на состоятельных покупателей, где предлагаютсявещи отреставрированные, подобранные в коллекции (например, целый мебельныйгарнитур или сервиз). Эти товары часто имеют сертификаты, выдаваемые музейнойэкспертизой. Другой тип магазинов – "хламники".Хламники не имеют специализации, они не ориентированына работу с определенной категорией клиентов или продажу вещей одного класса.Предметы в них продаются обычно в том виде, в каком их сдают на комиссиювладельцы. Однако встретить там за бесценок дорогую вещь практическиневозможно. Ценные предметы не выставляются на прилавок, их может приобреститолько тот, кто имеет личное знакомство с организаторами магазина, постоянныеклиенты, те, кто включен в сеть знакомств антикваров. Именно «подклиента» магазин часто берет какую-либо вещь.
Аукционы. Значимым агентом на антикварном рынкеСанкт-Петербурга являлись аукционы. Их проводили некоторые крупные магазины иаукционные дома ("Геллос", "Альфа-арт"). Продажа вещи с аукциона и включение еекаталог имеют большое значение для придания вещи «статуса»,подтверждения ее подлинности, создания известности; чем престижней и известнейаукцион, тем большую значимость приобретает предмет, с него проданный.Аукционные торги влияют на моды на антикварном рынке. Появилась не толькодифференциация магазинов, но и своего рода специализация регионов. Центромантикварных покупок становится Москва. Петербург превращается скорее в ресурсили источник антикварных вещей. Торговля переориентируется на новыхсостоятельных клиентов.
Новые покупатели антиквариата. В начале 90-х годов началсябум антикварной торговли. Появился новый слой состоятельных людей внутристраны, ориентированный на крупные и дорогие покупки. Источниками его доходовстали, главным образом, новые для России формы экономической деятельности.Антикварные вещи оказались подходящим товаром для этой категории покупателей. Благодарятому, что их стоимость не уменьшается с течением времени, они рассматриваютсякак способ вложения денег. К тому же покупка ценных антикварных вещей являетсяпрестижным демонстративным актом. Всех «новых покупателей» можноразбить на частных и корпоративных.
Корпоративные покупатели. К таковым можно отнестикоммерческие банки и крупные коммерческие организации. В начале 90-х годовбанки составляли коллекции антикварных вещей и произведений современногоискусства. Будучи новыми финансовыми институтами, они не имели устоявшихсяобразцов взаимодействия с общественностью и старались перенять западныетрадиции. Одной из таких традиций было составление художественных коллекций.Однако для банков России такой опыт оказался неудачным, во многом потому, что ихколлекции часто представляли незначительную художественную ценность илисодержали подделки. Поэтому ожидания банков о выгодном вложении денег и рекламене оправдались – «коллекции не удалось продать даже за ту сумму, котораябыла в них вложена».
А почему банковские коллекции были плохие?
Ответ: Среди них было много подделок. Да они еще и выставкиустраивали! Приходят специалисты, смотрят – что-то не то, подделка. Потом,формировались эти коллекции как попало. Выдержанную в одном стиле, согласновсем канонам коллекцию собрать трудно. Нужно чтобы она была еще и полной.Только тогда она значимая. А потом, как они подбирали дилеров? Ты знаешь меня,я знаю тебя… Через знакомых, друзей. Среди них много непрофессионалов было.Или они старались продать банкам что попало. Сами-то владельцы мало что в этомпонимают.
Частные покупатели. Другой группой покупателей антикварныхвещей и коллекций были частные лица – представители новых богатых слоевнаселения. Обычно респонденты называют их новыми русскими или новыми богатыми.Для них приобретение антиквариата также было элементом престижного потребленияи выгодного вложения денег. От прежних коллекционеров, состоятельныхпокупателей советского периода, сохранивших свое имущественное положение, ихотличает то, что они не имеют необходимых для коллекционирования знаний,которые в советское время передавались преимущественно через семью. Среди нихсуществуют группы с различными стратегиями покупок, мотивами и способамииспользования антикварных вещей, что, очевидно, зависит от уровняхудожественного образования.
«Классические новые русские». О них антикварныеторговцы обычно высказываются с презрением как о тех, кто мало знает, плохоразбирается в искусстве. Их выделяют по внешнему виду (например, по золотымцепям, которые часто упоминаются как одна из основных характеристик), поособенностям выбора антикварных вещей. Такие покупатели при выбореруководствуются прежде всего ценой вещи, либо же известностью автора, стиля ит.п. Продавец в магазине предупредил, что картина поддельная, а цена неоправдывает качества. Тем не менее, тот ее купил: «Главное, что я гостямскажу, – объяснил бизнесмен в цепях. – Нарисовал Айвазовский, стоит три»штуки". Респонденты также отмечают стремление этой категории ковсему нарочито-пышному, изготовленному из дорогих материалов. Сейчас стал моденмодерн. Потому что это смешение стилей. Ну и потом он появился в конце прошлоговека, начале нашего …, тогда, как и сейчас, появлялось большое количество новыхбогатых. Тогда был в моде напыщенный, шикарный стиль. Он и сейчас снова в моде.Новые русские покупают, подобно такому вкусу, все пышное, роскошное, напыщенноетак же, как тогда. Основной функцией антикварных вещей для этой категории можноназвать демонстративную.
Новые богатые. Выражение «новые русские» поотношению к ним обычно не используется. «У меня есть друзья, ну они,конечно, не новые русские, а так, обычные люди, у которых деньгипоявились». Они гораздо чаще, нежели новые русские, прибегают к помощиэкспертов. Нанимается специальный эксперт-оформитель, который составляетколлекции, оформляет интерьер жилища, сам находит вещи, представляя нанимателямсмету расходов. Эксперта находят через знакомства: либо он «оформлялквартиру друзьям», либо его рекомендует эксперт-оформитель, работающий удрузей. Для новых богатых важнее показать не столько уровень дохода, сколько«культурность», умение разбираться в искусстве, знание истории,причастность к аристократической практике коллекционирования предметовискусства. Поэтому они приобретают вещи, руководствуясь не только ценой. Припокупке их интересует подлинность вещи, ее стилистическое соответствие всейколлекции, общему интерьеру или изначальным элементам декора квартиры.Антикварные вещи здесь призваны украшать быт, они имеют эстетическое значениедля своих владельцев. Другим веским мотивом антикварных покупок являетсявложение денег, для чего важна подлинность вещи, ее художественная ценность ипрочее.
Заключение
При перемещении антикварных вещей от одних групп к другим происходиттрансформация их стоимости из утилитарной или потребительной в символическуюили демонстративную. Представители так называемого среднего класса перестаютнаходить ценность в старых предметах, которыми они располагают, так как немогут их больше использовать по прямому назначению. Происходит сменаэстетических воззрений, появляется идеология нового быта, строится новое жилье.В результате вещи прошлой эпохи перестают составлять «стилистическоеединство времени» и начинают считаться немодными, некрасивыми, некомфортнымии т.п. Поэтому их владельцы, стремящиеся к получению все новых материальныхблаг, стараются от них избавиться. Представители других групп, наоборот,находят ценность в старых вещах, в их демонстрационной и символической функции.Коллекционирование или простое приобретение антикварных вещей служит для нихспособом конструирования или поддержания определенной «знатной»идентичности, способом создания личной истории, одной из возможностейсимволического подкрепления высоких экономических или властных позиций.Антикварные вещи являются достаточно удобными для этого, потому как они самиобладают историей, которая создается их первыми и последующими владельцами,контекстами использования и т.п. Приобретение таких «историчных»предметов равнозначно присвоению себе их историй, например имен и титуловпрежних владельцев, или престижности, связанной с именем автора, или простозначимости, определяемой той или иной прошедшей эпохой. Кроме того, антикварныевещи легко коллекционируемы, то есть из них легко составить серию предметов поодному или нескольким признакам – по времени создания, по стилю и т.д.Историчность, "коллектибельность", а такжехудожественная значимость (или ценность материалов) делает антикварные вещипредметами par excellenceдля того, чтобы они получили символическую ценность в социуме.
Антикварный рынок становится своего рода посредником притрансформации потребительной стоимости старых вещей. Его участники –антикварные торговцы – не только исходят из оценок, осуществляемыхпокупателями-коллекционерами, но и сами активно участвуют в определенииценности вещей. Значимую роль здесь играют некоторые институциональные формы:аукционы, каталоги, эксперты, кр