Ленинградский государственный университет им. а.с. пУШКИНА.
Реферат по: Мировойхудожественной культуре.
На тему:«АвтопортретИ.Е. Репина 1878 года»
Выполнилстудент 1-го курса
Ф-та ЕГиТ: Шамшутдинов К.Р.
Проверила: К.и.н. Конькова Г.И.
Санкт – Петербург
2003
— 1 -
конецформыначалоформыИлья Ефимович Репинродился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губерниив семье военного поселянина. В детские и юношеские годы будущий художникиспытывал нужду и лишения. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги.Начальные уроки рисования Репин получил в топографической школе.
Первыми учителями,направившими его талант, были чугуевские художники. На свой «страх ириск» в 1863 году Репин приехал в Петербург, как раз в то время, когдагруппа учеников, возглавляемых И.Н. Крамским, выступила с протестом противметодов академического преподавания. В Рисовальной школе при Бирже онвстречается с И. Н. Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и сталего другом и наставником на долгие годы, а Артель Крамского, возникшая в 1865году в Петербурге сыграла большую роль в формировании и развитии художника.
В 1864 году Репинпоступает в Академию художеств и в 1871 году блестяще заканчивает ее конкурснойкартиной «Воскрешение дочери Иаира». Достоинство репинской конкурсной программы- умение переосмыслить традиционные академические законы коренным образом.
Имя Репина стало широкоизвестным после написания картины «Бурлаки на Волге» в 1873 г.
«Никогда ещегорькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холстев такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людскаямозаика со всех концов России» – писал В.В. Стасов (друг Репина). Силучеловеческого духа увидели в картине современники. О картине появилось многостатей в периодической печати. Он окончательно утверждает себя как художникогромного диапазона. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: братахудожника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина,впоследствии его жены, В. А. Шевцовой.
— 2 -
В мае 1873 года онотправляется в путешествие по Австрии и Италии. В письмах к Стасову, Крамскому,Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело,колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекаетсяпортретами Веласкеса и Рембрандта.
В Париже Репин многоработает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875,частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает набылинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).
Подлинный расцветтворчества Репина начинается с момента его возвращения на родину в 1876 году.Он вступает в ряды Товарищества передвижных выставок и в 80-е годы становитсяведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических ижанровых композиций, блестящим портретистом.
70-е годы для Россибыли временем бурного роста новых общественных отношений, сложного ипротиворечивого процесса, когда в борьбе с остатками прежнего крепостническогоуклада формировались основы буржуазно-капиталистического строя. Судьбы страны,характер её дальнейшего исторического развития в сознании передовых представителейинтеллигенции были теснейшим образом связаны с судьбами русского крестьянства.
Революционноеосвободительное движение в России этого периода приняло характер народничества.Движение было очень разнообразным, включающим в себя различные оттенки – открайне революционных до умеренно либеральных. Народничество в самом широкомсмысле понятия как система взглядов, идеология, а не как принадлежность ккакой-либо партии, кружку, группировке окрашивало в очень большой степенилитературно-художественную, духовную жизнь России 70-х – начала 80-х годов. Нетсомнения, что и в творчестве Репина 70-х годов отразились какие-то сторонынароднических представлений и взглядов, хотя и в весьма своеобразной форме.Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников.
— 3 -
В стране нарасталареволюционная ситуация. Всё больше обострялась борьба правительства среволюционерами. Правительство было напугано массовым движением «хождения внарод». Царская полиция и жандармерия хватала молодёжь, студентов, бросала их втюрьмы, где они томились по многу лет. Политические процессы следовали один задругим. Но ответом на эти процессы были новые действия революционеров. Меняетсяих тактика. Всё активнее начинают выступать приверженцы методов террора.
В январе 1877 года вПетербурге слушается дело о первой рабочей демонстрации на Казанской площади.
Конец 1877 годаознаменовался «процессом 193-х», участники которого обвинялись в революционнойпропаганде. После проведения нескольких терактов народовольцами (Засулич,Соловьёв), преследования властей усилились.
Репин следит за всемипроцессами. Он восхищается беспримерным героизмом молодых революционеров,жертвующих своей жизнью ради свободы. Репину не приходилось встречаться снародовольцами. Но читая в газетах отчёты о процессах, он не мог не восхищатьсямужеством, бесстрашием этих людей, их решимостью самоотверженно бороться ссамодержавием.
Он тяжело переживаетгибель людей, которые стали ему всем этим близки и дороги… Прекрасные образыАндрея Желябова, Софьи Перовской стоят перед его глазами… Но поделиться ему вМоскве не с кем. Критическое отношение к существующим порядкам, так остроощущаемое Репиным, не находило в то время поддержки у его московских друзей –художников Сурикова, Васнецова, Поленова. Чтобы как-то найти выход своимэмоциям Репин активно и продуктивно работает. Но для него, как и длянародников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство»и «народ» были синонимами. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче емудолга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представленийо назначении искусства, роли художника.
— 4 -
Во второй половине70-х годов в характере репинских портретов происходят значительные изменения.Прежде всего, изменяется сам круг моделей. Он значительно расширяется. Конечно,изображения родных, близких, членов семьи остаются, но появляются и такие, какпортреты историка И.Е. Забелина, писателя И.С. Аксакова, обстановочные, имеющиеделовой, прозаический характер; или такие, как портреты А.И. Куинджи и И.И.Шишкина, в которых обнаруживается истинно репинская жизненность и яркостьпсихологической характеристики.
Однако наиболееинтересным и главным образом наиболее новыми были так называемые крестьянскиепортреты, созданные во время пребывания Репина в Чугуеве.
Впервые в творчествехудожника появились портреты крестьян, исполненные значительности ипсихологической сложности, изображённые с присущей Репину непосредственностью,жизненной убедительностью. Они неразрывно связаны со всеми произведениями,точнее, замыслами на крестьянскую тему, которые в большом количестве создалРепин в течение своего «чугуевского года».
Глубокий и верныйанализ – не только психологический, но и социальный – в соединении с ощущениемжизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самойдействительности и составляет главную отличительную особенность крестьянскихпортретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»).Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умениевыразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самойфактуры, особенностях мазка («Протодьякон»).
Можно предложить, чтозамысел, композиция, «колорит» рисунка целиком подсказаны Репину опытом егоработы над живописными произведениями. Это графический лист, выполненный так,как если бы художник работал красками. Недаром существует живописный вариантрисунка. Но вместе с тем это
— 5 -
интересный образец графики,вскрывающий специфически ей присущие возможности.
Можно привести ещё несколько примеров «живописной графики»такого рода. Красив и своеобразен портрет Веры Репиной, дочери художника,сидящей на диване с куклой в обнимку. Рисунок датирован 25 декабря 1878 года.Помимо обаяния задушевности интимности, которыми дышит этот сугубо личный,«домашний» рисунок, он привлекает и своеобразной яркостью, чуть ли некрасочностью графического решения. Линия абсолютно утрачивает строгую жёсткостьранних рисунков. Контур предельно прихотлив, свободен, но вместе с тем ощущениеобъёма, в нём заключённого, не исчезает. Объём моделируется не штриховкой, аглавным образом при помощи растушки, которой проведены лёгкие, нежные тени влице, более отчётливые – в одежде, аксессуары. Так же, как в «Чижове», штрихи,обозначающие складки, наносятся поверх растушки.
Разнообразие штрихов,пятен, дробности рисунка ковра, полосы на детских чулках – всё это делаетрисунок, пожалуй, несколько усложнённым. Его «красочность» может показатьсяутомительной. Буйная живопись утяжеляет лист, становится самоцелью, отвлекающейот характеристики образа.
Вместе с тем портретВеры, как и сцена смерти Чижова, наглядно показывает бурный рост мастерстваРепина – рисовальщика. Свобода и лёгкость сменяют прежнюю скованностьакадемической манеры. Преобладание того, что мы называли живописным началом вграфике, несомненно. В этом проявилось общее увлечение живописностью,свойственное в те годы искусству Репина.
Кроме «Смерти Чижова»,«Веры с куклой на диване» о том же свидетельствует и автопортрет 1878 года,исполненный тушью, при помощи кисти и пера. То обстоятельство, что портретсделан кистью, само по себе вносит в него мягкость и своеобразную«красочность». Прихотливый контур шевелюры художника, беспорядочные мазки вфоне, так же как и сочетание белого пятна сорочки и тёмной заливки тушью в сюртуке,усугубляют это впечатление.
— 6 -
«Автопортрет И.Е. Репина 1878г.»
— 7 -
«АвтопортретИ.Е. Репина 1887г.»
— 8 -
На Автопортрете И.Е.Репина 1878 года он выглядит усталым, задумчивым, переживающим за то, чтопроисходит в это время в стране, он даже выглядит старше своих 34-х лет. Этотавтопортрет является отражением его внутреннего мира. На нём видны противоречияразрывающие Репина в это не спокойное для России время. Если мы посмотрим на«Автопортрет И.Е. Репина 1887 года», то увидим, что в более позднее, но более спокойноевремя Репин выглядит даже моложе, всё это говорит о высокой гражданственностиИ.Е. Репина.
Илья Ефимович Репинпрекрасно понимал, что его состояние выраженное на автопортрете 1878 годапоказывает сложность того времени, и поэтому, в последствии Репин использовал,по моему мнению, своё изображение с автопортрета при написании картины «Отказот исповеди. 1879-1885».
«Отказ от исповеди»
— 9 -
Многообразные явления современной художнику жизни,богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчествеРепина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи.
Илья Ефимович Репинбыл первым художником, который изобразил революционеров-народников. Онипредстают в полотнах — «Под конвоем» (1876, ГТГ), «Арестпропагандиста» (1880-1889, ГТГ), «Отказ от исповеди» (1879-1885,ГТГ) и «Не ждали» (1884, ГТГ). В этих произведениях ясно читаетсягорячее сочувствие художника революционной борьбе, утверждение красоты подвигаи своего рода призыв к коренному изменению жизни.
И к прошлому Репин обращается для того, чтобы глубже понятьсовременность, истоки национального характера, причины исторических коллизий,глубину психологических переживаний.
Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлетьхудожник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своеговремени», как говорил о них Репин. Более двенадцати лет работал он надкартиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ).Первый замысел картины относится к 1878 году.
Острое чувство современности было определяющим в творчествеРепина. К 90-м годам он создает около трехсот живописных портретов. Репин поправу считается ведущим русским портретистом этого периода.
Художник любилдвижение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте инаклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Потомутакую остроту приобретает динамика в его портретах. «Тут у него какие-тонеслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской опортрете Мусоргского (1881, ГТГ). Каждый из портретируемых изображенярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полнораскрывали существо и характер человека. Так, пронизывающий, пытливый взглядхирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную, ищущую,волевую. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) яркопоказаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших
— 9 -
губах. Подобная трактовка образаопределила особенности изобразительного языка, характерность живописнойпластики художника.
Большого мастерстваРепин достиг в области графического портрета. Портреты Элеоноры Дузе (1891,ГТГ), (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой(1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивымрисунком. Думается, что не последнюю роль в высоких достижениях художникасыграли творческие искания художника при написании автопортрета 1878 года.
Наступают годы широкого общественного признания Репина.Открывается персональная выставка произведений художника. После реформыАкадемии он становится ее профессором. В его мастерской учатся молодыехудожники: И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Б. М.Кустодиев.
В 1901 году художник получает правительственный заказ:написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнегоюбилея.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м)«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»(1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И.С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображеноболее восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе сцарем и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесятэтюдов-портретов и эскизы.
Широкое, свободное письмо, сила типизации делаютэтюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина.
Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале.Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты».
После Великой Октябрьской революции «Пенаты»оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии.Делегация советских художников, среди которых был и ученик Репина И. И.
— 10 -
Бродский, навестила его. Репинмечтал вернуться на родину. Однако сил оставалось все меньше. Здоровье шло наубыль. Репин скончался.
— 11 -
Литература:
1) Г. Прибульская — «Репинв Петербурге». «Лениздат», Ленинград,1970.
2) М. Немировская — «ПортретыИ.Е. Репина». «Искусство», Москва, 1974.
3) И.Е. Репин – «Далёкоеблизкое». «Художник РСФСР», Ленинград, 1986.
4) Кирилл и Мефодий — «Большая Энциклопедия»
5) О.Ф. Петрова — «50 биографиймастеров русского искусства». «Аврора», Ленинград, 1971.
6) www.referat.ru/